От пирамиды потребностей к пирамиде счастья. Абрахама маслоу пирамида потребностей
Учение Абрахама Маслоу и пирамида потребностей
В статье рассматривается вопрос об авторе пирамиды потребностей. Сопоставляется учение А. Маслоу, изложенное в труде «Мотивация и личность» и пирамида потребностей, которая, вероятнее всего, впервые появляется в первом издании учебника У. Стоппа.
В последние годы пирамида потребностей, более известная как пирамида Маслоу, вызывает ожесточенные споры со стороны менеджеров и маркетологов. Большинство из них говорит, что пирамида не работает в реальных условиях. Кто-то даже добавляет: в реальных российских условиях (подразумевая, что она работает в США, где и создавалась). Существует даже такая крайне лаконичная и резкая трактовка теории мотивации: «По Маслоу, человек – это "животное, которое постоянно чего-то хочет"».
Критики указывают на десятки примеров, доказывающих абсурдность пирамиды. Например, что можно сказать о поэте, который остается голодным, но с еще большим вдохновением пишет стихи? Или о человеке, который покидает цивилизацию, чтобы стать отшельником? Или альпинист, который пренебрегает безопасностью в своей решимости достичь вершины? Доходит даже до того, что критики «пирамиды» предлагают свои теории мотивации. Пирамида уже растягивалась в блок-схемах, преобразовывалась в 3D формат, количество ступеней пирамиды с каждой новой теорией менялось, но все новые попытки визуализировать учение Маслоу не ссылались на оригиналы работ знаменитого ученого.
А. Маслоу является автором известной работы «Мотивация и личность» (Motivation and Personality). И именно на этих страницах должна появиться пирамида потребностей. Но нет, Маслоу никогда этой пирамиды в своих работах не рисовал. «Пирамида потребностей», введённая, вероятно, для упрощённого изложения иерархии потребностей, встречается впервые в немецкоязычной литературе 1970-х годов, например, в первом издании учебника У. Стоппа (1975 год). На просторы СНГ пирамиду, скорее всего, «привез» ни кто иной, как Филип Котлер. Его книги являются у нас самыми популярными учебниками по маркетингу, пирамида в них описывается достаточно подробным образом.
Хотя и не было никаких пирамид в иерархии потребностей Маслоу, сама иерархия обычно иллюстрируется именно этим символом. И, несмотря на то, что работа была написана как психологический труд, свое главное применение она нашла в теории и практике управления. [1]
Ситуация с пирамидой осложняется и тем, что многие учебные пособия (например: [4], [6], [7]) из фундаментальной теории потребности Маслоу взяли только всем известную схему, к которой великий психолог никакого отношения не имеет. Только перечисление авторов, как зарубежных, так и отечественных, и их работ, в которых фигурирует пирамида потребностей потребовало бы объема не статьи, а объемной монографии. И ни на одной странице большинства из этих пособий не будет детально рассмотрен труд А. Маслоу «Мотивация и Личность». Как правило, все ограничиваются «подробным» описанием пяти ступеней пирамиды, и путей их удовлетворения.
Впрочем, рабочие программы дисциплин большинства ВУЗов страны о пирамиде не упоминают, они четко обозначают именно теорию мотивации А. Маслоу. Но, на практике студентов знакомят именно с пирамидой. Ситуация может измениться, лишь когда ведущие учебники по менеджменту, маркетингу, управлению персоналом начнут печатать именно теорию мотивации Маслоу. Автор не призывает полностью отказываться от изображения потребностей в виде пирамиды. С помощью этой схемы действительно гораздо проще объяснить студентам теорию мотивации А. Маслоу. Но пирамида не должна носить имя Маслоу. И она должна стать лишь наглядной иллюстрацией. А обучение должно происходить по работе «Мотивация и личность», со всеми ее гранями и допущениями.
Обратимся к первоисточнику и сравним, за что обычно критикуют пирамиду потребностей, с тем, что на самом деле говорится в работах Маслоу.
Возражение № 1: «Неудовлетворенность физиологических потребностей не всегда мешает возникновению потребностей высших уровней.».
На самом деле А. Маслоу говорит о невозможности появления потребностей следующих уровней без удовлетворения потребностей физиологического уровня (скажем, голода или жажды), но он говорит о состояниях, которые человек, живущий в современном обществе, не испытывает. Это потребности, обостренные до крайности, экстремальные условия. «На практике это означает, что человек, живущий в крайней нужде, человек, обделенный всеми радостями жизни, будет движим, прежде всего, потребностями физиологического уровня. Если человеку нечего есть и если ему при этом не хватает любви и уважения, то все-таки в первую очередь он будет стремиться утолить свой физический голод, а не эмоциональный… Человека, чувствующего смертельный голод, не заинтересует ничего, кроме еды»[2]. Таким образом, очень часто неправильно понимается смысл, который Маслоу вкладывает в понятие «физиологические потребности».
Возражение № 2: «Потребности на самом деле не организованы строго иерархически и последовательно. Они существуют как бы в одной плоскости, хаотически проявляясь в том или ином человеке».
На самом деле «когда мы говорим об иерархии <…>, может сложиться впечатление, что речь идет о некой жестко фиксированной структуре потребностей. Но в действительности иерархия потребностей вовсе не так стабильна, как это может показаться на первый взгляд. <...> Говоря об иерархии потребностей, мы утверждаем лишь, что человек, у которого не удовлетворены две потребности, предпочтет сначала удовлетворить более базовую, а, следовательно, и более насущную потребность. Но это ни в коем случае не означает, что поведение этого человека будет определяться именно этой потребностью. Считаю нужным еще раз подчеркнуть, что потребности и желания человека — не единственные детерминанты его поведения» [2]. Кроме этого, Маслоу вводит понятие реверсии потребностей: «У некоторых людей, например, потребность в самоутверждении проявляет себя как более насущная, чем потребность в любви. <…> Из всех случаев реверсии, пожалуй, самую высокую ценность имеют те, что связаны с высшими социальными нормами, с высшими идеалами и ценностями. Люди, преданные таким идеалам и ценностям, готовы ради них терпеть лишения, муки и даже пойти на смерть» [2]. Впрочем, экстремальное чувство голода в подавляющем большинстве случаев все же будет определять поведение больше, чем недостаток признания [3].
Возражение № 3: «Ни одну потребность, изложенную в пирамиде нельзя удовлетворить навсегда, поэтому как же они могут сменять одна другую?»
Лучше всего здесь вновь ответить цитатой: «Боюсь, что наши рассуждения могут подтолкнуть мысль читателя в ложном направлении. Может показаться, что иерархия пяти описанных нами групп потребностей обозначает конкретную зависимость — стоит, мол, удовлетворить одну потребность, как тут же ее место занимает другая. Отсюда может последовать следующий ошибочный вывод — возникновение потребности возможно только после стопроцентного удовлетворения нижележащей потребности. На самом же деле, почти о любом здоровом представителе нашего общества можно сказать, что он одновременно и удовлетворен, и неудовлетворен во всех своих базовых потребностях. Наше представление об иерархии потребностей будет более реалистичным, если мы введем понятие меры удовлетворенности потребностей и скажем, что низшие потребности всегда удовлетворены в большей мере, чем высшие. Если в целях наглядности воспользоваться конкретными цифрами, пусть и условными, то получится, что у среднестатистического гражданина физиологические потребности удовлетворены, например, на 85 %, потребность в безопасности удовлетворена на 70 %, потребность в любви – на 50 %, потребность в самоуважении – на 40 %, а потребность в самоактуализации – на 10 %. Термин «мера удовлетворенности потребности» позволяет нам лучше понять тезис об актуализации более высокой потребности после удовлетворения более низкой». [2]
И в этом пункте теорию Маслоу в «пирамиде» упростили донельзя.
Возражение № 4: «Классифицировать потребности невозможно, вот поэтому «пирамида» и не работает»
На самом деле Маслоу выступал против мысли о составлении каталога (или перечня) потребностей, потому что считал, что сделать это невозможно. Потому что иначе подразумевалось бы, что все потребности равнозначны, но это не так. Так же предполагалось бы, что каждая потребность живет изолированно от другой, что тоже неверно. А самое главное – такая классификация составлялась бы на основании внешних проявлений удовлетворения потребностей – на поведении. Кроме того, однозначно сказать, каким мотивом вызвано то или иное поведение, крайне сложно, и даже сам человек редко осознает истинную причину своих поступков. «Очевидно, что поведение как таковое не может лечь в основу классификации мотивов, поскольку, как я уже говорил, один и тот же поведенческий акт может быть продиктован самыми разными желаниями. <…> Поиск пищи, последующее пережевывание и поглощение ее может быть продиктовано не столько потребностью в пище, сколько потребностью в безопасности. За половым влечением, за ухаживанием и последующим совокуплением может стоять и потребность в половом удовлетворении, и потребность в самоутверждении. <…> Таким образом, последовательно исключив все основания классификации, кроме фундаментальных, и, как правило, неосознаваемых целей и потребностей, мы вынуждены сделать вывод, что именно они и служат единственным надежным основанием для построения теории мотивации» [2]. Таким образом, по Маслоу, если и можно сделать классификацию мотивов, то в самом общем виде и ни в коем случае не основываясь на поведенческих актах.
Возражение № 5: «Человек в один конкретный момент времени испытывает не одну потребность, а несколько потребностей «разного уровня».
Маслоу как раз говорит о том, что, потребность не может быть одна; он говорит это в терминах «множественная мотивация поведения» и «множественная детерминация поведения». Теория Маслоу, такая популярная среди наших менеджеров и маркетологов, создавалась вовсе не для них. И это необходимо учитывать, прежде чем говорить о ее неэффективности. Она появилась, поскольку ее автор находился в поиске ответов на вопросы, связанные с мотивами поступков человека, на которые ни фрейдизм, ни бихевиоризм в то время ответа не давали. Хоть труд Маслоу и дает глубочайшее представление о мотивах человеческих поступков, он является больше «философией», нежели методикой. Методикой ее сделали менеджеры и маркетологи, при этом изрядно упростив, и несколько раз переписав оригинальный текст. Что из этого получилось мы уже знаем – всем известная пирамида, по философии отличающаяся от мыслей великого психолога Абрахама Маслоу.
Таким образом, рассуждая о неэффективности применения «пирамиды Маслоу» в современном менеджменте, следует обратиться к первоисточнику, и не подменять философию автора методиками последователей.
novainfo.ru
От пирамиды потребностей к пирамиде счастья. Еврейский гений: рецепты счастья Абрахама Маслоу
Источник
«Кто-то спросил меня… Как робкий юноша превратился в “бесстрашного” (на вид) лидера и оратора? Как случилось, что я стремился к откровенности, придерживался непопулярных взглядов, в то время как большинство вело себя иначе? Моим первым порывом было ответить: «Интеллектуальное развитие – всего лишь реалистический взгляд на вещи», но я удержался от такого ответа, потому что в отрыве от остального он был бы неправильным. ”Добрая воля, сострадание и интеллектуальное развитие» — ответил я в конце концов“»…
— Абрахам Маслоу, американский психолог, основатель гуманистической психологии
История жизни известного американского психолога еврейского происхождения Абрахама Маслоу, известного как автор «пирамиды потребностей», — это история некрасивого еврейского мальчика с очень непростым детством, который стал счастливым человеком и создал теорию, благодаря которой каждый из нас может стать счастливым.
Истории жизни — источники счастья
Трудное детство
Еврейские погромы в начале ХХ века в тогдашней Российской империи заставили родителей будущего ученого, Самуила Маслова и Розу Шиловскую, эмигрировать из Киевской губернии в Америку. 1 апреля 1908 года в Бруклине родился их старший сын Абрахам.
Родители часто ссорились, отец временами исчезал из дома, мать была жестокой и отдавала свое внимание и любовь другим детям. В памяти Абрахама осталась страшная картина: мать разбивает о стену головы двух кошек, которых он принес домой покормить. «Вся моя жизненная философия и мои исследования имеют один общий исток — они питаются ненавистью и отвращением к тому, что воплощала собой она (мать)», — вспоминал Маслоу.
Через пару лет семья переехала в нееврейский район города и Абрахам пошел там в школу. Он был единственным евреем в своем классе, и ему еще в детстве пришлось узнать, что такое антисемитизм. Он был щуплым и некрасивым подростком, который даже стеснялся заходить в вагон метро, где было много людей.
«Удивительно, что имея такое детство, я не заболел неврозом или даже психозом… Я был одинок и несчастен. Я вырос в библиотеках, среди книг, без друзей», — признавался он.Жизнь среди книг дала свои результаты — благодаря чтению и постоянному интеллектуальному развитию его IQ достиг 195.
Родная любовь
В ранней юности Абрахам влюбился в свою двоюродную сестру Берту Гудман, но не решался признаться ей в этом, так как боялся быть отвергнутым. Когда же в 20 лет решился, то, к своему удивлению, встретил ответное чувство. Он был переполнен счастьем и испытал так называемое «пиковое переживание», которое дало мощный толчок в жизни и науке. Они поженились в возрасте 20 и 19 лет и прожили счастливую жизнь, вырастили двух дочерей, которые также посвятили свою жизнь психологии. «Жизнь фактически не начиналась для меня, пока я не женился», — писал Маслоу.
Маслоу и студенты
Профессора Абрахама Маслоу очень любили студенты. Он относился к ним с пониманием и уважением. Так как многие из них были выходцами из семей эмигрантов, как и он сам, Маслоу заботился о них и даже помогал устраивать быт. Образно выражаясь, именно студенты внесли его на руках в кресло президента Американской психологической ассоциации.
Шаги на пути к счастью
Чтобы угодить отцу, Абрахам поступил в колледж, где собирался изучать право, но понял, что адвокатская деятельность не приносит ему ровным счетом никакого удовлетворения. Поэтому он поступил в университет Висконсина, где закончил академический курс по психологии и в 1931 году стал магистром гуманитарных наук, а в 1934 году — доктором. Его диссертация была посвящена исследованию доминантного и полового поведения в колонии обезьян.
После получения докторской степени Маслоу вернулся в Нью-Йорк, где стал работать при Колумбийском университете. В 1937 году он стал профессором при Бруклинском колледже, в котором проработал 14 лет. Именно Нью-Йорк в эти годы стал центром развития психологической науки — там работало множество европейских психологов, укрывшихся от преследований нацистов, в их числе Альфред Адлер, Карен Хорни, Эрих Фромм, Макс Вертгеймер, Рут Бенедикт и Курт Гольдштейн.
Общение с ними породило идею исследования самоактуализирущихся личностей и основы гуманистической теории, а Гольдштейна Абрахам Маслоу считал одним из своих учителей. Неформальное общение с такими выдающимися учеными и личностями способствовало дальнейшему формированию гуманистических взглядов Маслоу и закладке основ гуманистической теории личности. В это время он занимался и психоанализом.
В 1951 году Маслоу возглавил кафедру психологии в университете Брандейса и проработал здесь до 1969 года. Именно здесь основы гуманистической психологии сформировались как самостоятельное направление и к Маслоу пришло признание.
Летом 1962 года работал приглашенным специалистом в Нон-Линеар Системз, передовой калифорнийской компании в сфере высоких технологий, где проводил семинары по управлению бизнесом. Теоретические основы этих семинаров и сейчас активно используются в менеджменте управления персоналом.
В 1969 году ушел из университета Брандейса и начал работать в Благотворительном фонде Логлина в Менло-Парк, Калифорния. Здесь он приобрел полную свободу для своей интеллектуальной деятельности в области гуманистической психологии и философии.
Маслоу был членом нескольких профессиональных и почетных обществ, в том числе президентом Отделения личности и социальной психологии, Отделения эстетики Американской ассоциации психологов, а в 1967 году его избрали президентом Американской ассоциации психологов, которая ежегодно вручает премию его имени за вклад в область изучения человеческой души.
Также Маслоу был основателем и редактором «Журнала гуманистической психологии» и «Журнала трансперсональной психологии», а также консультантом множества периодических научных изданий. В последние годы жизни он активно поддерживал Институт Эсален в Калифорнии — институт интегрального развития человека, который был поселением-коммуной на западном побережье Калифорнии, основанной в 1962 году американскими психологами Майклом Мерфи и Ричардом Прайсом — и другие сообщества, изучающие возможности человека.
Абрахам Маслоу умер 8 июня 1970 года в Менло-Парке от сердечного приступа, который настиг его во время пробежки.
Рецепт от Маслоу: как стать счастливым
Избавиться от «комплекса Ионы»
«Если вы намеренно собираетесь стать менее значительной личностью, чем позволяют вам ваши способности, я предупреждаю, что вы будете глубоко несчастливы всю жизнь»,
— говорил Абрахам Маслоу.
Он впервые описал комплекс Ионы (библейский пророк, который пытался избежать предназначенной ему Богом участи, так как боялся возложенной на него ответственности), который заключается в боязни человека реализовать заложенные в себе способности.
Такие люди сами обрекают себя на скучное и ограниченное, но налаженное существование. Им кажется, что таким образом они избегают потерь и неудач.
«Желая избежать рисков, связанных с преодолением трудностей, с самосовершенствованием и внутренним прогрессом, эти несчастные изначально живут так, словно их постигла тотальная неудача», — отмечал Маслоу.Двигаться к вершине пирамиды потребностей
Человек, стремясь к самоактуализации (от лат. actualis — «подлинный», «настоящий»), становится тем, кем он может и должен стать, что позволяет жить в гармонии с самим собой.
«Композитор должен сочинять музыку, художнику надлежит создавать картины, поэту – слагать стихотворения», — говорил Маслоу,
считая, что свой потенциал может реализовать любой, вне зависимости от профессии.
«Жизнь — это непрерывный процесс, в котором постоянно приходится выбирать. Практически все время для человека существует возможность выбора: отступить или продвинуться вперед. Или возвращение к еще большим страхам, опасениям и защитам, или же развитие и духовный рост. Сделать выбор в сторону развития, а не страха десять раз за день — означает сделать десять уверенных шагов на пути к самореализации», —
утверждал знаменитый психолог.
Достижения Абрахама Маслоу
Он был:
— основоположником гуманистической психологии, которая рассматривает человека как ответственного за свою судьбу, свободно делающего выбор среди предоставляющихся ему возможностей; высшие проявления человека — самоактуализация, высшие ценности и смыслы, свобода и ответственность.
— одним из основателей трансперсональной психологии — направления психологии, которое изучает трансперсональные переживания( у Маслоу «пиковые переживания»), измененные состояния сознания и религиозный опыт, соединяя современные психологические подходы и духовные практики Востока и Запада.
— автором теории самоактуализации (пирамида потребностей — диаграмма врожденных потребностей человека):
- Физиология (голод, сон, половое желание)
- Безопасность (жизни ничего не угрожает)
- Социальность (дружа, любовь, принадлежность к народности, сообществу)
- Признание (уважение, признание полезности в жизни социума)
- Познание (природное любопытство — знать, уметь, изучать)
- Эстетика (потребность следовать истине)
- Я (понимание смысла своего существования).
Каждая ступень в пирамиде — уровень потребностей. Потребности удовлетворяются от простых к более высоким, стремление к более высоким появляется после удовлетворения более простых.
Абрахам Маслоу также сформулировал общие черты самоактуализированных людей (на примере изучения жизни выдающихся личностей, таких как Авраам Линкольн, Томас Джефферсон, Альберт Энштейн, Элеонора Рузвельт, Джейн Адамс, Олдос Хаксли и Барух Спиноза):
- 1. Эффективное восприятие реальности и удобные отношения с реальностью.
- 2. Принятие себя, других и природы.
- 3. Непосредственность, простота и естественность.
- 4. Сосредоточенность на проблеме.
- 5. Способность обособиться и потребность в уединении.
- 6. Автономия: независимость от культурных штампов и окружения.
- 7. Свежесть восприятия.
- 8. Мистический и вершинный опыт.
- 9. Чувство общности с другими.
- 10. Более глубокие и проникновенные взаимоотношения.
- 11. Демократичность.
- 12. Способность распознавать добро и зло, цели и средства.
- 13. Философский доброжелательный юмор.
- 14. Креативность.
- 15. Сопротивление окультуриванию, пребывание вне любой определенной культуры.
Тест удовлетворенности основных потребностей (тест Маслоу) позволяет определить, какие потребности являются главными на данном этапе. В современной жизни он применяется в управлении персоналом, мотивации сотрудников и в теории прогрессивного управления.
Какие книги Абрахама Маслоу почитать?
— «Мотивация и личность» (1954)— «Эупсихея: дневник» (1965)— «Психология науки: рекогносцировка» (1966)
Дополнительно. Смотрите нашу Статью:
esoteric4u.com
Пирамида потребностей Абрахама Маслоу | Info-Farm.RU
Пирамида потребностей Абрахама Маслоу — иерархическая система потребностей человека, составленная американским психологом Абрахамом Маслоу (англ. Abraham Maslow).
Содержание теории
В 1943 г.. Психолог Абрахам Маслоу предположил, что человеческое поведение определяется широким спектром потребностей. Он разбил эти потребности на пять категорий и расположил их в определенной иерархии. В основе этой иерархии лежали наиболее насущные потребности (пища, вода, жилье), а на вершине — более высокие индивидуальные запросы (признание, самовыражение). По Маслоу человек — это «животное, постоянно чего-то хочет». Когда потребности самого низкого уровня удовлетворены хотя бы частично, человек начинает двигаться к удовлетворению потребностей другого и не обязательно следующего уровня иерархии.
Все, что необходимо для поддержания жизни, — пища, одежда, жилье — объединяется в категорию физиологических потребностей. Прежде чем человек сможет преследовать какие-то другие цели, ей необходимо удовлетворить эти основные потребности. В условиях "золотого миллиарда" большинство людей, работающих и получают зарплату, вполне способны удовлетворить свои физиологические потребности, поэтому запросы высших уровней становятся все сильнее мотивационным фактором. Например, когда человек имеет достаточное количество предметов первой необходимости, с ее стороны будет логично застраховаться от возможных потерь. Такая потребность в безопасности и подобные ей могут быть удовлетворены благодаря достаточно высокой заработной плате, которая позволяла бы делать сбережения, а также благодаря системам медицинского и социального страхования и программам пенсионного обеспечения и гарантий занятости.
Выше потребности в безопасности расположено, по Маслоу, желание людей общаться между собой, любить и быть любимыми, ощущать принадлежность к коллективу. Как показали исследования Ґоторна, эти социальные потребности могут быть для работников важнее финансовые потребности. Люди также нуждаются в признании — им нужно ощущение ценности своей личности как неотъемлемой части единого целого. Они требуют уважения, основанной на достижениях в соревновании с другими людьми. Все эти потребности тесно связаны с понятием статуса, что означает «вес» или «важность» человека в глазах окружающих. Возможность удовлетворения таких потребностей может быть мощным мотиватором.
Маслоу определил потребность в самовыражении как "желание стать большим, чем ты есть, стать всем, на что ты способен». Эта потребность высокого порядка, и удовлетворить ее сложнее всего. Люди, достигающие этого уровня, работают не просто ради денег или ради взимания впечатление на других, но потому, что осознают значимость своей работы и испытывают удовлетворение от самого ее процесса.
Иерархия Маслоу — очень удобный способ классификации человеческих потребностей, однако было бы ошибкой воспринимать ее как некую жесткую схему. Совсем не обязательно, чтобы потребности каждого уровня были полностью удовлетворены (а иногда это и невозможно), перед тем, как у человека появятся более «высокие» побуждения. На самом деле в каждый конкретный момент человеком движет целый комплекс потребностей.
Пирамида потребностей Маслоу
Маслоу, создавая в 1940-х гг. Свою теорию мотивации, пытался объяснить, почему в разное время у людей возникают разные потребности. Он считал, что потребности человека имеют иерархическую структуру из 5 уровней.
В каждый конкретный момент времени человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, для нее важнее или сильной.
- Физиологические потребности (потребности самого низкого уровня) являются необходимыми для выживания. Они включают потребность в пище, воде, защите, отдыха, сексуальные потребности.
- Потребности в безопасности включают потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворяться в будущем (покупка страхового полиса или поиск надежной работы с хорошими видами на пенсию).
- Социальные нужды (потребности в принадлежности, дружбе, любви) включают чувство принадлежности в чего-либо или кого-либо, поддержки.
- Потребности в уважении включают потребности в личных достижениях, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании.
- Потребности в самовыражении, самореализации — потребности в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.
Сначала потребители стремятся удовлетворить потребности низшего уровня, затем могут думать об удовлетворении следующей по значимости потребности. Основной недостаток теории Маслоу сводится к тому, что ей не удалось учесть индивидуальные отличия людей. Исходя из прошлого опыта, один человек может быть больше заинтересована в самовыражении, в то время как поведение другого будет в первую очередь определяться потребностью в признании, социальными потребностями.
Маслоу считает, что психические (физиологические) потребности среднего гражданина удовлетворяются на 85%, экзистенциальные — на 70, социальные — на 50, престижные — на 40, самовыражения — на 10%. Статистика говорит, что только один-два процента людей стремится к вершине пирамиды Маслоу.
Модификация теории
Клейтон Альдерфер в 1970-х годах модифицировал и несколько переработал иерархию Маслоу. Он выделил три основные группы потребностей:
- экзистенциальные (existence) — потребности в существовании;
- социальные (relatedness) — потребности в связях, направленных на поддержание контактов, признание, самоутверждение, поддержки, групповой безопасности;
- развития (growth) — потребности личностного роста, которые проявляются в стремлении человека к признанию и самоактуализации.
Первые буквы названий этих трех групп потребностей (в английском варианте) составляют название теории — ERG-теория.
Как и Маслоу, Альдерфер рассматривает потребности в рамках иерархии, но допускает возможность перехода их от одного уровня к другому в разных направлениях по принципу «фрустрация-регрессия». Процесс продвижения вверх по уровням потребностей называется процессом удовлетворения потребностей, а вниз — процессом фрустрации, то есть неудачей в стремлении удовлетворить потребность. Таким образом, за невозможностью удовлетворить потребность высшего уровня, человек возвращается к низшему и активизирует свою деятельность там. Наличие двух направлений в удовлетворении потребностей создает вспомогательную возможность для мотивации.
info-farm.ru
Пирамида потребностей Абрахама Маслоу
Пирамида потребностей Маслоу и её применение в жизниC давних времен и сейчас человечеству известно множество пирамид:, в Чичен-Ице, Гизе, Мероэ, Понци, Абрахама Маслоу и многие другие. Но остановимся на пирамиде потребностей Абрахама Маслоу – известного американского психолога, основоположника гуманистической психологии. Что же собой она представляет и зачем она нужна?
Пирамида потребностей Маслоу представляет собой диаграмму, где расположены в иерархическом порядке потребности человека. Однако, ни в одной его работе нет графических изображений и схем, поскольку он считал, что этот порядок может изменятся индивидуально, в зависимости от особенностей личности каждого человека. Эта модель потребностей активно используется в экономике и имеет большое значение для теории мотивации и поведения потребителей. Ученый считал, что человек, когда удовлетворит потребности на своей ступени, тогда переходит на следующую и так, до самой верхней.Маслоу утверждал, что у человека есть пять основных потребностей:1. Физиологические потребностиТакими потребностями являются: пища, вода, сон, секс. Это самые основные потребности человека и если их не удовлетворять, то он просто не сможет существовать, а также не сможет полноценно развиваться. Не удовлетворив физиологические потребности, человек не сможет и полноценно и эффективно работать, заниматься бизнесом и любой другой деятельностью. 2. Потребность в безопасностиПод безопасностью понимается: защищенность, уверенность, стабильность, комфорт.После того, как человек удовлетворил свои физиологические потребности, голод например, то к него появляется потребность и желание в безопасности. В жизни людей это может провялятся, как страхование жизни, переезд в более благополучный район города, установка прочных дверей и замком в доме и и т.д.3. Социальные потребностиА именно, потребности в : общении, внимании, заботе, поддержкеОни находят своё отражение в таких стремлениях, как завести новые знакомства, обрести друзей и спутника жизни, быть причастными к какой-либо группе людей. Человек нуждается в том, чтобы проявлять любовь к другим и получать её по отношению к себе. В социуме человек может ощутить свою полезность и значимость. И именно это мотивирует людей удовлетворять социальные потребности.4. Потребности в уважении и признанииПотребность человека в: нужности, значимости, признании, уважении, самоутвержденииПосле того как человек удовлетворяет физиологические потребности, в любви и принадлежности к социуму, в центре внимания оказывается желание быть уважаемым, стремление к престижу и признанию различных проявлений своей индивидуальности (талантов, особенностей, умений и т.п.). И лишь в случае успешной реализации своего потенциала и после достижения признания важных для человека людей, он приходит к уверенности в себе и своих силах.5. Потребность в самоактуализации На этой ступени проявляется: реализация способностей, понимания, осмысленияСамомактуализация – это самовыражение человека и потребность в личностном росте. Это наивысшая ступень и здесь наблюдается – творческая деятельность, посещение культурных мероприятий, стремление развить свои таланты и способности. Человек, сумевший удовлетворить потребности предыдущих ступеней и «забравшись» на пятую, начинает активно искать смысл бытия, изучать окружающий мир, стараться создавать и делать вклад в его развитие. У него могут начать формироваться новые взгляды и убеждения.Теперь зная пирамиду потребностей Маслоу вам проще понять, на какой ступени находитесь вы и где хотите оказаться. И помните, нет предела совершенству человека, желаю вам постоянного развития и достижений!Оставляйте свои комментарии и отзывы ниже, буду благодарен. Спрашивайте, если возникнут вопросы, постараюсь ответить. И подписывайтесь на новостную рассылку и будете в курсе всех событий.
onemillioninvest.com