Мотивация и стимулирование персонала. Методы мотивации персонала


Методы мотивации персонала

методы мотивации персонала

У каждого человека есть свои ожидания от работы. Кто-то хочет карьерного роста, кому-то плевать на должность, главное, чтобы платили больше, кому-то просто нужно накопить денег на серьезное приобретение, цель жизни, мечту. Если руководитель будет видеть за должностью личность, он обязательно найдет к нему подход и применит индивидуальный, нестандартный метод мотивации персонала.

Материальная мотивация

«Акулы» управленческого дела и эксперты по развитию организаций, считают, что материальные методы мотивации персонала очень эффективны, но кратковременны.

Если единственное, чем вы будете стимулировать сотрудника – это прибавка к зарплате, вскоре, он привыкнет к хорошей жизни и перестанет беспокоиться о том, что в этом месяце не сумел выполнить план. Кроме того, всегда найдется место, где «трава зеленее», а руководимый лишь деньгами сотрудник, легко, без угрызений совести бросит вас в самый неподходящий момент, ибо приучен к деньгам. И хоть моральные методы мотивации и стимулирования персонала считают важнее и более долгосрочными, остановимся ненадолго на правильных способах повышения эффективности труда с помощью денег.

Материальная мотивация сводится к двум основным составным – зарплате и различным бонусам и премиям.

Заработная плата должна быть составлена в соответствии со средними показателями зарплат на рынке труда. Она начисляется за выполнение прописанных в контракте действий.

Премия состоит из трех составных, вернее, есть три основных повода для ее начисления:

  • стаж – если работник превышает определенный временной рубеж (отработал 3 года), это должно сказаться на премии «за преданность»;
  • количество – если работник перевыполнил план (объем исчисляется в денежном показателе), он должен получить за это мотивирующее вознаграждение;
  • качество – это сугубо личностный показатель, который определяет сам начальник (сюда входит трудовая дисциплина, сроки, качество, самоотверженность и т.д.).

Обратите внимание, эти современные методы мотивации персонала должны стимулировать не только одного человека, а весь коллектив. Если премию получает тот, кто за полгода не опоздал ни разу, возможно, это станет поводом для улучшения трудовой дисциплины во всем коллективе.

Моральная мотивация

Методы нематериальной мотивации персонала наиболее важны для компании на начальной стадии развития. Тогда, цель начальства – создать сплоченный коллектив, который готов пойти за руководителем не ради денег, а ради перспективы, личностного роста, повышения престижа.

Основа моральной мотивации – это личность. Если каждый сотрудник будет получать то, чего хочет именно он - все будут довольны. Так, статистика показывает, что поощрительная раздача билетов в театр, оперу работает гораздо лучше, чем какой-то процент надбавки к зарплате. Особенно это важно в случае, если компания – действительно развивающаяся, и средств повышать ежеквартально зарплату, нет. В таком случае, символические подарки тем, кто отличился, будут повышать командный дух, ведь работник понимает, что начальник мог бы этого и не делать, но сделал.

Когда материальная часть важнее моральной?

Если моральное поощрение превратилось в «отмазку» начальства в виде раздачи грамот, сотрудники, получившие такое «вознаграждение» только методы мотивации и стимулирования персонала

поникнут духом, ведь:

  • они понимают, что ничем не отличились, начальство просто «планово» отделалось грамотами;
  • они не ощущают улучшения жизни от таких грамот;
  • они становятся не примерами для подражания, а посмешищем коллектива, до следующей раздачи.

Если начальник воспринимает термин мотивация, как раздачу «пряников», они сильно проигрывает. Золотое правило мотивации – коллектив должен четко понимать, кто и за что получает вознаграждение, а также то, что именно этот стиль работы и является эталоном.

 

womanadvice.ru

Мотивация персонала. Мотивация и стимулирование персонала

Мотивация персонала – это внутреннее побуждение сотрудников к эффективной качественной работе и заинтересованности результатами своего труда.

Стимулирование персонала – это внешнее воздействие на сотрудников с целью получения определенного результата или выполнения какой-то работы.

Собственно, стимулирование является средством, с помощью которого можно вызвать у сотрудников мотивацию к эффективной работе.

Методы мотивации персонала

По мнению руководства многих компаний, главным фактором в мотивации труда является материальное стимулирование персонала, т.е. денежное вознаграждение за выполненную работу (зарплата, бонусы, премии).

Результаты многих опросов сотрудников российских компаний показывают, что работники, которых устраивает уровень их заработной платы и деньги являються сильным мотиватором, готовы выполнять рутинную работу, соглашаться на переработки, закрывать глаза на отсутствие карьерного роста, неофициальное трудоустройство, плохие отношения в коллективе и пр.

Но одна материальная мотивация не сильно надежна, в некоторых случаях только зарплатой не удержать сотрудника. Тогда на помощь приходят другие методы мотивации и стимулирования персонала.

Немаловажную роль в мотивации персонала организации играют и нематериальные факторы:
  • возможность карьерного роста – получение нового социального статуса, возможность профессионального развития;
  • похвала начальника, признание сослуживцев;
  • теплая атмосфера в коллективе;
  • организация культурно-массовых мероприятий, в т.ч. соцсоревнований, победители которых получают подарки, благодарность от руководства и др.;
  • официальное трудоустройство, соцпакет;
  • возможность обучения за счет компании;
  • имидж компании;
  • возможность командировок за границу;
  • удобный график работы;
  • удобное месторасположение;
  • наличие в офисе кухни-столовой, комнаты отдыха и т.п.;
  • абонементы в бассейн, тренажерный зал и т.п.

Наличие эффективной системы мотивации трудовой деятельности персонала повышает производительность труда, уменьшает текучесть кадров, ведет к успеху и процветанию организации.

Чтобы построить эффективную систему мотивации персонала, необходимо в первую очередь выявить реальные потребности сотрудников, затем сформировать дифференцированную систему вознаграждения (комплекс материальных и нематериальных поощрений для разных категорий работников).

working-papers.ru

Методы мотивации персонала в организации

Очевидно, что результаты трудовой деятельности находятся в непосредственной зависимости от отношения персонала к своей работе. Стремление выйти на нужный результат, сделать больше и лучше, всегда обуславливает высокие показатели и качество работы.

Если же сотрудники не заинтересованы в результатах своего труда и не видят для себя плюсов от качественного выполнения задач, то эффективность их деятельности будет существенно снижена. Это неизбежно приведет к негативным последствиям для всего предприятия или организации.

Поэтому, мотивация персонала организации имеет важное значение. Это достигается применением разнообразных современных методик, например, грейдирования.

Методы стимулирования и методы мотивации персонала

Методы мотивации и способы стимулирования, являются, во многом, схожими понятиями. Они направлены на формирование у персонала организации положительного отношения к труду. Сотрудники должны не отделять интересы организации от собственных. Только таким образом, компания сможет рассчитывать на качественную работу и высокие результаты. Нужно отметить, что методы мотивации персонала и современные способы стимулирования оказывают влияние и на необходимость контроля.

При правильном подходе, необходимость в жестком контроле и давлении на персонал организации, будет существенно снижена. Ведь сотрудники будут заинтересованы в успехах организации, поскольку будут видеть в этом выгоды и для себя лично.

Методы стимулирования персонала организации и современные способы мотивации следует разделить на материальные и нематериальные. Такие основания для категорирования представляются наиболее обоснованным и разумным.

Исходя из этого, следует более подробно описать указанные методы стимулирования персонала и современные способы мотивации:

  • материальные технологии направлены на повышение объема заработка сотрудников. Уровень их дохода привязывается к результатам труда. Возможно установление множества критериев оценки. Более того, существуют специальные бестарифные оплаты труда, при которых заработок зависит напрямую от исполнительской дисциплины и качества работы того или иного сотрудника;
  • нематериальные способы мотивации и стимулирования могут быть самыми разнообразными. В первую очередь, необходимо указать на перспективы персонала, создание благоприятного климата в коллективе и так далее.

Нужно сказать, что каждый работодатель может разрабатывать собственные методы. Ведь основной задачей является максимальное сближение интересов организации и персонала.

Способы мотивации персонала – примеры

Вариантов здесь масса. Конкретные способы мотивации и методы стимулирования могут зависеть и от специфики деятельности компании. К примеру, многие строительные компании предоставляют скидки своим сотрудникам на жилье в выстроенным домах. И размер скидки зависит от результатов труда каждого конкретного сотрудника. В этом случае, ключевое значение приобретает созданная в организации система оценки по коэффициентам.

В качестве примера можно привести полную или частичную оплату туристических путевок для сотрудников, организацию корпоративного отдыха и так далее.

Благодаря подобным бонусам, работники ощущают то, что они оценены руководством и их работа хорошо поощряется. В каком-то смысле они чувствуют свою исключительность по отношению к сотрудникам других компаний. Это формирует чувство общности интересов, предотвращает высокую текучку кадров.

В конечном счете, затраты компании оправдывается и приносят прибыль.

Нематериальные способы мотивации сотрудников

Они не менее важны, чем материальное стимулирование. Среди таких методов следует указать несколько основных:

  • корпоративные занятия спортом. В этом случае работодатель оплачивает абонементы в бассейны, спортивные залы, клубы для всего коллектива или для каждого отдела в частности;
  • совместный отдых. Это могут быть небольшие речные круизы, корпоративные развлекательные мероприятия, которые оплачиваются руководством;
  • важное значение имеет забота о детях сотрудников. В качестве бонуса хорошим работникам зачастую оплачивают престижные детские сады или школы. Такое отношение к детям сотрудников самым серьезным образом обуславливает правильное отношение к работе и ее качеству.

Более того, такие бонусы формируют чувство благодарности и самую высокую степень лояльности к организации.

Нестандартные методы мотивации персонала в организации

Современные нестандартные варианты весьма спорные. Как правило, это зарубежная практика, которая заключается в создании на рабочем месте дополнительных удобств, оплаты обедов в кафе или доставке кофе в кабинет.

Подобные современные технологии в России практически не применяются. Поэтому, из нестандартных технологий можно указать подарки в виде оплаченного ужина в ресторане, организация охоты или рыбалки.

Социально-психологические методы мотивации персонала

Нужно отметить, что все варианты дают отличный результат только в сочетании. Нельзя делать упор на чем-то одном. Поэтому, не следует забывать и о социально-психологических технологиях. Они заключаются в создании благоприятной атмосферы в коллективе.

Следует исключить факты грубого обращения с сотрудниками или поощрения конфликтных ситуаций. Стратегия по принципу – разделяй и властвуй – не подходит для бизнеса. Коллектив должен быть сплоченным и каждый его член должен быть ориентирован на достижение общих целей.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):
  • +7 (499) 350-88-72 — Москва и обл.;
  • +7 (812) 309-46-73 — Санкт-Петербург и обл.;
  • +7 (800) 511-81-04 — все регионы РФ.

www.samso.ru