Абрахам Маслоу: основные достижения и исследования. Пирамида абрахам маслоу


Пирамида потребностей Абрахама Маслоу / Смысл жизни

Пирамида потребностей Абрахама Маслоу! Интересно, что в своей концепции Абрахам Маслоу, изучал классификацию потребностей людей. Рассматривая пирамиду, созданную автором, каждый сможет понять себя.

Содержание:

Сегодня я расскажу, почему многие люди могут достичь в жизни все, а другие нет. Если вы продолжаете читать пост, то вы уже задумались о данной концепции Маслоу.

Концепция заключается в том, что у всех людей есть потребности, которые ежедневно должны удовлетворяться. Например, у каждого из нас с вами, есть жизненно важный орган – сердце, работа которого зависит от беспрепятственного прохождения потока крови через малый и большой круги кровообращения. Если существуют какие-то препятствия, то возникают заболевания сердечно-сосудистой системы (стенокардия, аритмия). Значит, мы косвенно к этому причастны. Так же и с пирамидой Маслоу, если не удовлетворяются базовые потребности, то о следующих ступеньках пирамиды можно забыть.

Чтобы наш организм функционировал хорошо, важно вовремя использовать внутренние ресурсы, которые есть у каждого (мозг, сила воли, стрессоустойчивость). Если нашему организму чего-то не хватает, то он будет издавать нам доминирующий сигнал – раздобыть желаемое.

Для чего нам об этом знать?

У каждого из нас есть внутренний ресурс (который используем в сложных ситуациях), он не дурак, находит короткий путь разрешения этих ситуаций. Если хотим достичь чего-либо большего, нам потребуется сила воли, чтобы удовлетворяя эти потребности, продвигаться к вершине пирамиды и стать лучше.

Смысл в том, что мы работаем на авторитет, а потом он работает на нас.

Иерархия потребностей состоит в том, чем выше находится человек, тем легче он всего достигает, потому, что нижние уровни работают на него и ему это нравится.

Почему, пирамида потребностей не шар, или кольцо всевластия?

Так как потребности строятся параллельно друг другу. Если не удовлетворяется начальная потребность, большая вероятность не дожить до следующей.

Неоспоримый тот факт, что если человек хочет в туалет, то он, несомненно, отложит все дела (чтение книги, просмотр фильма, общение по телефону), так как это является доминирующей потребностью.

Иерархия потребностей у людей, которых все в порядке

  1. Физиологическая – это потребность в жидкости, пище, отдыхе. Любопытный факт, что Абрахам Маслоу, отнес удовлетворение сексуальных потребностей, к первой ступеньке. Если вы живете без секса, то ваша жизнь менее счастлива. Если, какая-то из низших потребностей не удовлетворяется, то вы можете стать неудачником, а их Маслоу не рассматривал. С неудовлетворенными низшими потребностями, вы будите, выгодны вашему начальству. Станете рабочей лошадкой, которая не нуждается в повышении зарплаты и премии.
  2. Безопасность – уверенность, определенность завтрашнего дня. В некоторых случаях, страх ваш хороший помощник. Все люди хотят определенности, уверенности, стабильности, защищенности. Например, когда женщина встречается с мужчиной, она хочет узаконить отношения для того, чтобы чувствовать уверенность в завтрашнем дне. Знать, что ваши отношения не иллюзия.
  3. Социальная – потребность быть любимыми. Важно проводить время вместе. Иметь общие интересы. Чувствовать, что ты нужен любимому человеку, знать, что тебя любят за то, что ты есть.
  4. Потребность в уважении – мы хотим стать лучше, чем мы есть. Хотим, чему-то научиться в жизни, достичь цели, признания. Быть грамотным и опытным специалистом, вы не примерно достигните признания и уважения.
  5. Познание – это новый уровень, который начинается с познания себя. Если мы любим и знаем себя, своевременно используем свои внутренние ресурсы, нам легче будет достичь, какой-то цели. За каждую достигнутую цель получайте бонусы (балуйте себя).
  6. Эстетика – в какой-то момент, познавая себя, вы увидите красоту и возможно попытаетесь ее создавать, тем самым подойдете к седьмому уровню.
  7. Самоактуализация – это ваша большая деятельность, предназначение, смысл жизни. Чтобы самолет полетел в небо, для этого надо на листке бумаги, нарисовать чертеж, а затем по частям выстроить эту конструкцию.

Заключение

Создай себя сам, иначе мир это сделает за тебя!

Надеюсь, что данный пост, пирамида потребностей Абрахама Маслоу, был полезен!

apteka24chasa.ru

Маслоу Абрахам Харольд (пирамида потребностей)

Психология как наука имеет многолетнюю историю развития, которая создавалась трудами и исследованиями разных ученых по всему миру. Поэтому в настоящее время мы имеем возможность использовать всю накопленную информацию, чтобы изучать психическую жизнь людей и закономерности их взаимодействия с окружающей средой.

И одним из величайших ученых, которые внесли огромный вклад в развитие данной отрасли, является Абрахам Маслоу. Выдающийся профессор, идеолог, теоретик и психолог, он всю свою жизнь работал над изучением природы человека и возможностей личности.

Его теории и труды позволили сделать большой прорыв в развитии психологии. В частности, благодаря его трудам гуманистическая психология смогла преодолеть сразу несколько витков развития. О биографии и достижениях великого американского исследователя вы сможете узнать из этой статьи.

О жизни великого ученого, мыслителя и идеолога

Известный во всем мире деятель науки и один из создателей гуманистической психологии Абрахам Маслоу является коренным американцем. Его биография начинается в 1908 году, когда в семье евреев появился на свет первенец. Некогда иммигрировавшие в Америку, родители новорожденного малыша проживали в Бруклине.

До этого семья жила в России, где у них не было возможности овладеть науками, а потому родители малыша Абрахама не отличались высоким уровнем образования. Именно поэтому они приложили все усилия для того, чтобы мальчик с детства получал все необходимые знания, и дали сыну достойное образование, позволившее ему стать заслуживающим уважения человеком.

Благодаря стараниям родителей маленький Абрахам хорошо учился, занимался спортом и очень много читал. В то же время его отношения со старшим поколением оставляли желать лучшего: отец стал спиваться, а мать обратилась к религии и стала настоящей фанатичкой. К тому же мальчик постоянно сталкивался с придирками сверстников относительно поведения его родителей и физической неказистости самого мальчугана. Но он продолжал добиваться лучших результатов в спорте, одновременно читая книги из местной библиотеки одну за одной.

Рекомендуем: Карл Роджерс: биография

В юношеском возрасте ему отчасти пригодились те знания, которыми Абрахам Маслоу успел самостоятельно овладеть к тому времени. И если детские годы краткая биография психолога описывает несколькими фразами, то юношество и зрелый возраст А. Маслоу пестрит различными событиями.

Так, например, после школы он поступил в Сити-колледж на юридический факультет, поддавшись настоятельным уговорам отца. Однако вскоре юноша понял, что данное направление совершенно не соответствует его жизненным ценностям, и довольно быстро переориентировался на психологию. Результатом его успешного обучения стали степени: бакалавра (полученная в 1930 году), магистра и доктора гуманитарных наук.

И первым местом работы, где на практике стал применять полученные знания Абрахам Маслоу, стал его родной институт. После получения степени магистра молодой ученый принялся за изучение моделей поведения макак. Исследуя представителей такой разновидности обезьян, он сделал определенные выводы насчет половых и доминантных отношений самцов в рамках колонии, о чем и написал свою докторскую диссертацию.

Примерно в то же время Маслоу Абрахам Харольд контактирует с разными учеными, чьи взгляды на жизнь и психологию человека стали основным фундаментом, на котором была впоследствии создана знаменитая гуманистическая теория Маслоу.

Рекомендуем: Как выйти из зоны комфорта?

В возрасте 20 лет уже заявивший о себе в широких научных кругах Абрахам женился. Его избранницей стала Берте Рудман. Но так как она была двоюродной сестрой Абрахама Маслоу, представители старшего поколения с обеих сторон крайне отрицательно относились к этому браку. Несмотря на это, молодые люди узаконили свои отношения, результатом которых стало впоследствии рождение двух девочек – Энн и Эллен Маслоу (вторая известна как весьма успешный психотерапевт).

Изданные и неизданные труды ученого

Одновременно с исследованием моделей поведения обезьян и изучением природы человека Абрахам Маслоу писал книги. И первые результаты его трудов читатели смогли увидеть в 1954 году, когда ученому было уже за 40.

Его первым изданием стала работа, которая называлась «Мотивация и личность». В ней профессор раскрыл структуру присущих в той или иной мере каждому человеку потребностей в виде иерархической структуры. Стоит заметить, что пирамида Маслоу в настоящее время известна всем, даже детям, проходящим обучение в средних школах. Фундаментальной основой разработанной структуры было то, что человеку свойственно удовлетворять сначала свои природные (базовые) нужды, после чего он будет готов к удовлетворению других своих потребностей.

Рекомендуем: Виктор Франкл (биография)

Составленная Абрахамом пирамида потребностей отчасти коснулась и другого понятия, фигурирующего в гуманистической психологии и выделенного также Абрахамом Маслоу – «комплекс Ионы». Это Маслоу объяснил взаимосвязью между бесконтрольным сопротивлением реализации заложенных природой потребностей и осознанным стремлением человека к раскрытию своих талантов. То есть в условиях удовлетворенности своим нынешним состоянием (стабильно-ограниченным) человек стремится сохранить контроль над ситуацией, игнорируя возможности, которые ежедневно ему предоставляет судьба.

Спустя 8 лет после издания первой книги в свет вышла очередная публикация Абрахама Маслоу – «К психологии бытия» (1962 г.). В данном своем труде ученый более детально и четко определил, какие потребности испытывают люди, и разделил их на группы. Сам профессор считал эту работу незавершенной, как и книгу «Дальние пределы человеческой природы», которую мир увидел спустя несколько лет после смерти психолога, а умер он в 1970 году.

Знаменательное открытие ученого

Но давайте поговорим о наиболее выдающихся достижениях этого великого человека. К примеру, о том, что такое пирамида Маслоу и каков принцип ее формирования. В начале своей активной деятельности американский ученый смог выделить и описать пять основных потребностей индивида, без которых тот не может представить своего дальнейшего существования.

По мнению Абрахама, в таблицу самых важных жизненных ценностей должны быть включены главные насущные потребности человека, которые следует разместить сверху вниз по степени важности каждой из них. Таким образом была составлена пирамида потребностей Абрахама Маслоу, в которой нужды физического характера выступали основой, а ближе к вершине располагались моральные и духовные потребности человека.

Рекомендуем: Потребности человека

Если представить ее не в виде таблицы, то пирамида Маслоу будет включать следующие позиции:

  • Потребности, связанные с жизнедеятельностью человека. Это пища и вода, сексуальное удовлетворение и различные материальные ресурсы.
  • Безопасность. Каждый индивид стремится к ощущению защищенности, уверенности в завтрашнем дне.
  • Взаимодействие с социумом. К этому пункту пирамиды можно отнести необходимость принадлежать к какому-то социальному сообществу, поддерживать дружбу, создавать отношения и семью.
  • Признание в узких кругах. Одной из главных для человека потребностей Маслоу считал необходимость чувствовать уважение к своей персоне со стороны окружающих его людей.
  • Самореализация/самоактуализация. Человек чувствует желание развиваться, раскрывать свой потенциал, совершенствовать и оттачивать свои навыки, знания.

Предложенная Маслоу пирамида, которая олицетворяет собой модель главных, по мнению американского ученого, потребностей человека, прекрасно отражает смысл систематизированных положений о мотивации в рамках изучения природы человека.

Первоначальным источником, откуда впервые можно было узнать о теории иерархии потребностей, стала книга американского идеолога Маслоу «A Theory of Human Motivation» (изданная в 1943 г.). Спустя 11 лет вышла очередная написанная профессором книга, где в деталях была рассмотрена теория мотивации. Маслоу назвал ее «Motivation and Personality» («Теория человеческой мотивации»).

К слову, идеи психолога и мыслителя А. Х. Маслоу, изложенные в рамках исследования роли и значимости мотивации в жизни человека, получили свое широкое применение в теории менеджмента.

Более детальная схема

По мнению Маслоу, психология может рассматривать иерархию (пирамиду) потребностей человека более детально, взяв за основу семиуровневую классификацию. В этом случае низшие приоритеты, как и в предыдущем случае, будут приравниваться к физиологическим потребностям человека и его стремлению к самосохранению:

  • Пища, вода, сексуальное влечение.
  • Безопасность.
  • Любовь и стремление быть необходимым.
  • Желание достичь признания в социуме (уважение, одобрение, успешность).
  • Потребности в познании окружающего (знания и опыт).
  • Эстетическая составляющая, которую могут удовлетворить красота и гармония.
  • Актуальность саморазвития: раскрытие своего потенциала, достижение целей.

И в первом, и во втором случае востребованность какой-то позиции возрастает по мере того, как будет удовлетворена предыдущая на все 100%. Но при этом данные модели не являются фиксированными, поэтому может не сохраняться такая же закономерность, когда речь идет о разных личностях.

Гуманистическая психология, в развитие которой Маслоу внес значительный вклад (в частности, разработал с группой психологов данный термин), изначально должна была стать альтернативным направлением психологии, противопоставленным фрейдизму, а также бихевиоризму.

Ее задачей является изучение людей, которые достигли вершины пирамиды потребностей Маслоу, сумев достичь предела самоактуализации. На сегодняшний день, к сожалению, среди населения планеты можно выделить не более 3-4% таких людей, кто действительно смог достичь вершины собственного развития.

И фундаментальная теория личности Маслоу рассматривает все аспекты развития личности, включая степень самоактуализации, его приоритеты и задействованные механизмы развития. Таким образом, Абрахам Маслоу указал на необходимость развития нового подхода к рассмотрению психики, так как в ходе своих исследований смог выявить существенные недостатки психоанализа. С точки зрения американского идеолога и психолога Маслоу, основой развития личности и социума является склонность людей к самоактуализации и саморазвитию, а также стремление к личностному росту. Автор: Елена Суворова

Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 30-150 тысяч:

www.grc-eka.ru

Абрахам Маслоу. Научное наследие. Пирамида потребностей.

Поиск Лекций

Абрахам Маслоу окончил Висконсинский университет, получив степень доктора психологических наук в 1934 году. Его собственная теория, которую ученый выработал к 50-м годам ХХ века, появилась на основе детального зна­комства с основными психологическими концепциями, существовавшими в тот период (как и сама идея о необходимости формирования другого пути, третьего психологического направления, альтернативного психоанализу и би­хевиоризму). Маслоу подчеркивал, что он не отвергает старые подходы и старые школы, не является антибихевиористом или антипсихоаналитиком, но является анти­доктринером, т.е. выступает против абсолютизации их опыта.

В отличие от психоаналитиков, которых интересовало главным образом от­клоняющееся поведение, А. Маслоу считал, что исследовать человеческую при­роду необходимо, «изучая ее лучших представителей, а не каталогизируя трудности и ошибки средних или невротических индивидуумов». Выбранная им для исследования группа состояла из восемна­дцати человек, при этом девять из них были его современниками, а девять – историческими личностями (А.Линкольн, А.Энштейн, В.Джеймс, Б.Спиноза и др.).

Маслоу описал человека как "желающее существо", который редко достигает состояния полного, завершенного удовлетворения. Если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и направляет внимание и усилия человека. Когда человек удовлетворяет и ее, еще одна шумно требует удовлетворения. Маслоу предположил, что все потребности человека врожденные, или инстинктоидные, и что они организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования, которая выглядит следующим образом:

физиологические потребности – пища, вода, сон и т.п.;

потребность в безопасности – стабильность, порядок;

потребность в любви и принадлежности – семья, дружба;

потребность в уважении – самоуважение, признание;

потребность в самоактуализации – развитие способностей.

Эти потребности можно представить в виде следующей пирамиды :

 
 

 

К первому уровню потребностей Маслоу отнес физиологические, удовлетворение которых обеспечивает человеку элементарное выживание - в пище, питье, кислороде, в физической активности, сне, защите от экстремальных температур и в сенсорной стимуляции. Для этого необходим минимальный уровень заработной платы и сносные условия труда.

Ко второму уровню были причислены потребности в безопасности иуверенности в будущем, удовлетворяемые с помощью заработной платы, превышающий минимальный уровень, которая уже позволяет приобретать страховой полис, делать взносы в пенсионный фонд, а так же через работу в надежной организации, предоставляющей сотрудникам определенные социальные гарантии, без удовлетворения первого и второго уровня, которые можно считать первичными, невозможна нормальная жизнедеятельность человека. Таким образом, эти потребности отражают заинтересованность в долговременном выживании.

На третьем уровне Маслоу поместил социальные потребности в поддержке со стороны окружающих, признании заслуг человека, принадлежности к той или иной общности, потребность в любви. Для их удовлетворения необходимо его участие в групповой работе, коллективном творчестве, внимание со стороны руководителя, уважение товарищей.

Маслоу определял два вида любви взрослых: дефицитарная, или Д-любовь, и бытийная, или Б-любовь (Maslow, 1968). Д-любовь основана на дефицитарной потребности - это любовь, исходящая из стремления получить то, чего нам не хватает, скажем, самоуважение, секс или общество кого-то, с кем мы не чувствуем себя одинокими. Например, отношения могут удовлетворять нашу потребность в утешении и защите - будет ли это длительная связь, совместная жизнь или брак. Таким образом, это эгоистичная любовь, которая берет, а не дает.

Б-любовь, наоборот, основана на осознании человеческой ценности другого, без какого-либо желания изменить или использовать его. Маслоу определял эту любовь как любовь "бытия" другого, несмотря на его несовершенства. Она не собственническая, не назойливая и в основном касается поощрения в другом человеке его позитивного представления о себе, самоприятия, чувства значимости любви - всего, что позволяет человеку расти. Более того, Маслоу отвергал идею Фрейда о том, что любовь и привязанность являются производными от сублимированных сексуальных инстинктов; для Маслоу любовь - не синоним секса. Скорее он настаивал на том, что зрелая любовь подразумевает здоровые, нежные взаимоотношения между двумя людьми, основанные на взаимном уважении, восхищении и доверии. Быть любимым и признанным важно для здорового чувства достоинства. Когда вас не любят, появляется пустота и враждебность.

Потребности четвёртого уровня Маслоу разделил их на два основных типа: самоуважение и уважение другими. Первый включает такие понятия, как компетентность, уверенность, достижения, независимость и свобода. Человеку нужно знать, что он достойный человек, может справляться с задачами и требованиями, которые предъявляет жизнь. Уважение другими включает в себя такие понятия, как престиж, признание, репутация, статус, оценка и приятие, завоевание авторитета, лидерства, известности, получения публичного признания. В этом случае человеку нужно знать, что то, что он делает, признается и оценивается значимыми другими.

Наконец, на пятую ступень иерархии Маслоу поставил потребности в самовыражении, реализации своих потенциальных возможностей, причем относительно независимо от вашего признания. Музыкант должен творить музыку, художник — писать картины, поэт — писать стихи, в противном случае они не будут чувствовать себя счастливыми людьми. Человек должен стать тем, кем он может стать. Для удовлетворения таких потребностей человек должен иметь максимальную свободу творчества, выбора средств и методов решения стоящих перед ними задач. Поскольку «в основном удовлетворенные люди» в нашем обществе являются исключением, мы плохо знакомы — и экспериментально, и клинически — с явлением самоактуализации. Его исследование — дело будущего» (Maslow, 1943, p. 385).

Маслоу допускал, что могут быть исключения из этого иерархического расположения мотивов. Он признавал, что какие-то творческие люди могут развивать и выражать свой талант, несмотря на серьезные трудности и социальные проблемы. Также есть люди, чьи ценности и идеалы настолько сильны, что они готовы скорее переносить голод и жажду или даже умереть, чем отказаться от них. Наконец, Маслоу предполагал, что некоторые люди могут создавать собственную иерархию потребностей благодаря особенностям своей биографии. Например, люди могут отдавать больший приоритет потребностям уважения, а не потребностям любви и принадлежности. Таких людей больше интересует престиж и продвижение по службе, а не интимные отношения или семья. В целом, однако, чем ниже расположена потребность в иерархии, тем она сильнее и приоритетнее.

Маслоу утверждал, что самоактуализирующиеся люди часто переживают моменты благоговейного трепета, восхищения и экстаза. В такие моменты очень сильной самоактуализации, которые он назвал вершинными переживаниями, люди настолько погружаются в определенную деятельность, что теряют чувство времени и места. По наблюдениям Маслоу, люди, испытавшие вершинные переживания, часто полагают, что произошло нечто очень значительное и ценное.

Вся жизнь человека состоит в продвижении по этим ступеням, и лишь немногие (около 1% от всего населения), по мысли А.Маслоу, достигли вершины этой пирамиды.

Ключевым моментом в концепции иерархии потребностей Маслоу является то, что потребности никогда не бывают удовлетворены по принципу "все или ничего". Потребности частично совпадают, и человек одновременно может быть мотивирован на двух и более уровнях потребностей. Маслоу сделал предположение, что средний человек удовлетворяет свои потребности примерно в следующей степени: 85% - физиологические, 70% - безопасность и защита, 50% - любовь и принадлежность, 40% - самоуважение и 10% - самоактуализация (Maslow, 1970). К тому же потребности, появляющиеся в иерархии, возникают постепенно. Люди не просто удовлетворяют одну потребность за другой, но одновременно частично удовлетворяют и частично не удовлетворяют их. Следует также отметить, что неважно, насколько высоко продвинулся человек в иерархии потребностей: если потребности более низкого уровня перестанут удовлетворяться, человек вернется на данный уровень и останется там, пока эти потребности не будут в достаточной мере удовлетворены.

Исходя из неформального исследования, описанного ранее, Маслоу пришел к заключению, что самоактуализирующиеся люди имеют следующие характеристики:

1.Более эффективное восприятие реальности. Самоактуализирующиеся люди способны воспринимать мир вокруг себя, включая других людей, правильно и беспристрастно. Они видят действительность такой, какая она есть, а не такой, как им хотелось бы ее видеть.

2. Принятие себя, других и природы. Самоактуализирующиеся люди могут принять себя такими, какие они есть. Они не сверхкритичны к своим недостаткам и слабостям. Самоактуализирующиеся люди принимают свою физиологическую природу с удовольствием, ощущая радость жизни. У них хороший аппетит, сон, они наслаждаются своей сексуальной жизнью без ненужных запретов. Они могут переносить слабости других и не боятся их силы. Они осознают, что люди страдают, стареют и в конце концов умирают.

3. Непосредственность, простота, естественность. Поведение самоактуализирующихся людей отмечено непосредственностью и простотой, отсутствием искусственности или желания произвести эффект. Но это не означает, что они постоянно ведут себя вразрез с традициями. Их внутренняя жизнь (мысли и эмоции) чужда условности, естественна и непосредственна. Но эта нетрадиционность не ставит целью произвести впечатление, они могут даже подавить ее, чтобы не огорчать других, и соблюдать определенные формальности и ритуалы.

4. Центрирование на проблеме (жизненная миссия). Маслоу считал, что все обследованные им личности без исключения были привержены какой-то задаче, долгу, призванию или любимой работе, которую они считают важной. Он сравнивает поглощенность самоактуализирующихся людей работой с любовным романом: "работа и человек, кажется, предназначены друг для друга... человек и его работа подходят друг другу и принадлежат друг другу как ключ и замок"

5. Независимость, потребность в уединении (интенсивная внутренняя работа). Маслоу пишет, что самоактуализирующиеся люди очень нуждаются в неприкосновенности внутренней жизни и одиночестве. Так как они не стремятся устанавливать с другими отношения зависимости, то могут наслаждаться богатством и полнотой дружбы. В сфере социального общения часто "нормальные" люди считают их равнодушными, необщительными, высокомерными и холодными. . В результате появляется потребность общения другого уровня - общения с собой. Как сказал один из испытуемых Маслоу: "Когда я один - я с моим лучшим другом".

6. Автономность и относительная независимость от культуры и окружения. Эта автономия позволяет им полагаться на свой собственный потенциал и внутренние источники роста и развития. Например, для истинно самоактуализирующегося студента колледжа не обязательна "правильная" академическая атмосфера студенческого городка. Он может учиться везде, потому что у него есть он сам. В этом смысле он является "самодостаточным" организмом.

7. Свежесть восприятия. Самоактуализирующиеся люди обладают способностью оценивать по достоинству даже самые обычные события в жизни, при этом ощущая новизну, благоговение, удовольствие и даже экстаз. Например, сотая радуга так же прекрасна и величава, как и первая; прогулка по лесу никогда не бывает скучной; вид играющего ребенка поднимает настроение. В отличие от тех, кто принимает счастье как должное, самоактуализирующиеся люди ценят благосклонную судьбу, здоровье, друзей и политическую свободу. Они редко жалуются на скучную, неинтересную жизнь.

8. Вершинные или мистические переживания. Изучая процесс самоактуализации, Маслоу пришел к неожиданному открытию: у многих его испытуемых было то, что он назвал вершинными переживаниями. Это моменты сильного волнения или высокого напряжения, а также моменты расслабления, умиротворения, блаженства и спокойствия. Они представляют собой экстатические состояния, какие переживаются в кульминационные моменты любви и интимности, в порывах творчества, озарения, открытия и слияния с природой. Такие люди могут "включиться" без искусственных стимуляторов. Их включает уже то, что они живы.

9. Общественный интерес. Даже когда самоактуализирующиеся люди обеспокоены, опечалены, а то и разгневаны недостатками рода человеческого, их, тем не менее, роднит с ним глубокое чувство близости. Следовательно, у них есть искреннее желание помочь своим "смертным" собратьям улучшить себя. Это стремление выражается чувством сострадания, симпатии и любви ко всему человечеству. Часто это особый вид братской любви, подобной отношению старшего брата или сестры к младшим братьям и сестрам.

10. Глубокие межличностные отношения. Самоактуализирующиеся люди стремятся к более глубоким и тесным личным взаимоотношениям, чем "обычные" люди. Чаще всего те, с кем они связаны, более здоровы и близки к самоактуализации, чем средний человек. То есть самоактуализирующиеся люди склонны устанавливать близкие отношения с теми, кто обладает сходным характером, талантом и способностями ("два сапога пара"), хотя благодаря своему социальному интересу они обладают особым чувством эмпатии к менее здоровым людям. Обычно круг их близких друзей невелик, так как дружеские отношения в стиле самоактуализации требуют большого количества времени и усилий. Самоактуализирующиеся люди также испытывают особую нежность к детям и легко общаются с ними.

11. Демократизм без предубеждений. Самоактуализирующиеся личности, по Маслоу, самые "демократичные" люди. У них нет предубеждений, и поэтому они уважают других людей, независимо от того, к какому классу, расе, религии, полу те принадлежат, каков их возраст, профессия и прочие показатели статуса. Более того, они с готовностью учатся у других, не проявляя стремления к превосходству или авторитарных склонностей. Самоактуализирующийся музыкант, например, полон почтения к искусному механику, потому что тот обладает знаниями и навыками, которых нет у музыканта. В то же время Маслоу обнаружил, что самоактуализирующиеся люди не считают всех без исключения равными: "Эти индивиды, сами являющиеся элитой, выбирают в друзья также элиту, но это элита характера, способностей и таланта, а не рождения, расы, крови, имени, семьи, возраста, молодости, славы или власти"

12. Разграничение средств и целей. . В повседневной жизни самоактуализирующиеся личности более определенны, последовательны и тверды, чем обычные люди, в отношении того, что правильно и что ошибочно, хорошо или плохо. Они придерживаются определенных нравственных и этических норм, хотя очень немногие из них религиозны в ортодоксальном смысле этого слова. Маслоу также отметил у обследованных самоактуализирующихся личностей обостренное чувство разграничения целей и средств их достижения. В то же время они часто наслаждались собственно средствами (инструментальным поведением, ведущим к цели), которые не нравились менее терпимым людям. Им больше нравилось делать что-то ради самого процесса (например, физические упражнения), а не потому, что это средство для достижения какой-то цели (например, хорошее состояние здоровья).

13. Философское чувство юмора. Другой примечательной характеристикой самоактуализирующихся людей является их явное предпочтение философского, доброжелательного юмора. Если обычный человек может получать удовольствие от шуток, высмеивающих чью-то неполноценность, унижающих кого-то или непристойных, то здорового человека больше привлекает юмор, высмеивающий глупость человечества в целом. Юмор Авраама Линкольна может служить примером. Его шутки были не просто смешны. В них часто было что-то от иносказания или притчи. Маслоу замечал, что философский юмор обычно вызывает улыбку, а не смех. Из-за подобного отношения к юмору самоактуализирующиеся люди часто кажутся довольно сдержанными и серьезными.

14. Креативность (способность к творчеству) Маслоу обнаружил, что все без исключения самоактуализирующиеся люди обладают способностью к творчеству. Однако творческий потенциал его испытуемых проявлял себя не так, как у выдающихся талантов в поэзии, искусстве, музыке или науке. Маслоу говорил скорее о такой же естественной и спонтанной креативности, которая присуща неиспорченным детям. Это креативность, которая присутствует в повседневной жизни как естественный способ выражения наблюдательной, воспринимающей новое и живительно простой личности.

Чтобы быть креативным, самоактуализирующемуся человеку не обязательно писать книги, сочинять музыку или создавать живописные полотна. Говоря о своей теще, которую он считал самоактуализирующейся, Маслоу подчеркивал именно этот факт. Он говорил, что хотя его теща не обладает талантами писателя или актера, она в высшей степени творчески подходит к приготовлению супа. Маслоу замечал, что в первоклассном супе всегда больше творчества, чем во второсортной поэзии!

15. Сопротивление окультуриванию. И наконец, самоактуализирующиеся люди находятся в гармонии со своей культурой, сохраняя в то же время определенную внутреннюю независимость от нее. Они обладают автономностью и уверенностью в себе, и поэтому их мышление и поведение не поддается социальному и культурному влиянию. Например, в том, что касается одежды, речи, пищи и манеры поведения, если это не вызывает у них явных возражений, они не отличаются от других. Подобным образом, они не тратят энергии на борьбу с существующими обычаями и правилами. Однако они могут быть чрезвычайно независимыми и нетрадиционными, если затрагиваются какие-то основные их ценности. Поэтому те, кто не дает себе труда понять и оценить их, иногда считают самоактуализирующихся людей непокорными и эксцентричными.

Самоактуализирующиеся люди - не ангелы.

 



poisk-ru.ru

Учение Абрахама Маслоу и пирамида потребностей

В статье рассматривается вопрос об авторе пирамиды потребностей. Сопоставляется учение А. Маслоу, изложенное в труде «Мотивация и личность» и пирамида потребностей, которая, вероятнее всего, впервые появляется в первом издании учебника У. Стоппа.

В последние годы пирамида потребностей, более известная как пирамида Маслоу, вызывает ожесточенные споры со стороны менеджеров и маркетологов. Большинство из них говорит, что пирамида не работает в реальных условиях. Кто-то даже добавляет: в реальных российских условиях (подразумевая, что она работает в США, где и создавалась). Существует даже такая крайне лаконичная и резкая трактовка теории мотивации: «По Маслоу, человек – это "животное, которое постоянно чего-то хочет"».

Критики указывают на десятки примеров, доказывающих абсурдность пирамиды. Например, что можно сказать о поэте, который остается голодным, но с еще большим вдохновением пишет стихи? Или о человеке, который покидает цивилизацию, чтобы стать отшельником? Или альпинист, который пренебрегает безопасностью в своей решимости достичь вершины? Доходит даже до того, что критики «пирамиды» предлагают свои теории мотивации. Пирамида уже растягивалась в блок-схемах, преобразовывалась в 3D формат, количество ступеней пирамиды с каждой новой теорией менялось, но все новые попытки визуализировать учение Маслоу не ссылались на оригиналы работ знаменитого ученого.

А. Маслоу является автором известной работы «Мотивация и личность» (Motivation and Personality). И именно на этих страницах должна появиться пирамида потребностей. Но нет, Маслоу никогда этой пирамиды в своих работах не рисовал. «Пирамида потребностей», введённая, вероятно, для упрощённого изложения иерархии потребностей, встречается впервые в немецкоязычной литературе 1970-х годов, например, в первом издании учебника У. Стоппа (1975 год). На просторы СНГ пирамиду, скорее всего, «привез» ни кто иной, как Филип Котлер. Его книги являются у нас самыми популярными учебниками по маркетингу, пирамида в них описывается достаточно подробным образом.

Хотя и не было никаких пирамид в иерархии потребностей Маслоу, сама иерархия обычно иллюстрируется именно этим символом. И, несмотря на то, что работа была написана как психологический труд, свое главное применение она нашла в теории и практике управления. [1]

Ситуация с пирамидой осложняется и тем, что многие учебные пособия (например: [4], [6], [7]) из фундаментальной теории потребности Маслоу взяли только всем известную схему, к которой великий психолог никакого отношения не имеет. Только перечисление авторов, как зарубежных, так и отечественных, и их работ, в которых фигурирует пирамида потребностей потребовало бы объема не статьи, а объемной монографии. И ни на одной странице большинства из этих пособий не будет детально рассмотрен труд А. Маслоу «Мотивация и Личность». Как правило, все ограничиваются «подробным» описанием пяти ступеней пирамиды, и путей их удовлетворения.

Впрочем, рабочие программы дисциплин большинства ВУЗов страны о пирамиде не упоминают, они четко обозначают именно теорию мотивации А. Маслоу. Но, на практике студентов знакомят именно с пирамидой. Ситуация может измениться, лишь когда ведущие учебники по менеджменту, маркетингу, управлению персоналом начнут печатать именно теорию мотивации Маслоу. Автор не призывает полностью отказываться от изображения потребностей в виде пирамиды. С помощью этой схемы действительно гораздо проще объяснить студентам теорию мотивации А. Маслоу. Но пирамида не должна носить имя Маслоу. И она должна стать лишь наглядной иллюстрацией. А обучение должно происходить по работе «Мотивация и личность», со всеми ее гранями и допущениями.

Обратимся к первоисточнику и сравним, за что обычно критикуют пирамиду потребностей, с тем, что на самом деле говорится в работах Маслоу.

Возражение № 1: «Неудовлетворенность физиологических потребностей не всегда мешает возникновению потребностей высших уровней.».

На самом деле А. Маслоу говорит о невозможности появления потребностей следующих уровней без удовлетворения потребностей физиологического уровня (скажем, голода или жажды), но он говорит о состояниях, которые человек, живущий в современном обществе, не испытывает. Это потребности, обостренные до крайности, экстремальные условия. «На практике это означает, что человек, живущий в крайней нужде, человек, обделенный всеми радостями жизни, будет движим, прежде всего, потребностями физиологического уровня. Если человеку нечего есть и если ему при этом не хватает любви и уважения, то все-таки в первую очередь он будет стремиться утолить свой физический голод, а не эмоциональный… Человека, чувствующего смертельный голод, не заинтересует ничего, кроме еды»[2]. Таким образом, очень часто неправильно понимается смысл, который Маслоу вкладывает в понятие «физиологические потребности».

Возражение № 2: «Потребности на самом деле не организованы строго иерархически и последовательно. Они существуют как бы в одной плоскости, хаотически проявляясь в том или ином человеке».

На самом деле «когда мы говорим об иерархии <…>, может сложиться впечатление, что речь идет о некой жестко фиксированной структуре потребностей. Но в действительности иерархия потребностей вовсе не так стабильна, как это может показаться на первый взгляд. <...> Говоря об иерархии потребностей, мы утверждаем лишь, что человек, у которого не удовлетворены две потребности, предпочтет сначала удовлетворить более базовую, а, следовательно, и более насущную потребность. Но это ни в коем случае не означает, что поведение этого человека будет определяться именно этой потребностью. Считаю нужным еще раз подчеркнуть, что потребности и желания человека — не единственные детерминанты его поведения» [2]. Кроме этого, Маслоу вводит понятие реверсии потребностей: «У некоторых людей, например, потребность в самоутверждении проявляет себя как более насущная, чем потребность в любви. <…> Из всех случаев реверсии, пожалуй, самую высокую ценность имеют те, что связаны с высшими социальными нормами, с высшими идеалами и ценностями. Люди, преданные таким идеалам и ценностям, готовы ради них терпеть лишения, муки и даже пойти на смерть» [2]. Впрочем, экстремальное чувство голода в подавляющем большинстве случаев все же будет определять поведение больше, чем недостаток признания [3].

Возражение № 3: «Ни одну потребность, изложенную в пирамиде нельзя удовлетворить навсегда, поэтому как же они могут сменять одна другую?»

Лучше всего здесь вновь ответить цитатой: «Боюсь, что наши рассуждения могут подтолкнуть мысль читателя в ложном направлении. Может показаться, что иерархия пяти описанных нами групп потребностей обозначает конкретную зависимость — стоит, мол, удовлетворить одну потребность, как тут же ее место занимает другая. Отсюда может последовать следующий ошибочный вывод — возникновение потребности возможно только после стопроцентного удовлетворения нижележащей потребности. На самом же деле, почти о любом здоровом представителе нашего общества можно сказать, что он одновременно и удовлетворен, и неудовлетворен во всех своих базовых потребностях. Наше представление об иерархии потребностей будет более реалистичным, если мы введем понятие меры удовлетворенности потребностей и скажем, что низшие потребности всегда удовлетворены в большей мере, чем высшие. Если в целях наглядности воспользоваться конкретными цифрами, пусть и условными, то получится, что у среднестатистического гражданина физиологические потребности удовлетворены, например, на 85 %, потребность в безопасности удовлетворена на 70 %, потребность в любви – на 50 %, потребность в самоуважении – на 40 %, а потребность в самоактуализации – на 10 %. Термин «мера удовлетворенности потребности» позволяет нам лучше понять тезис об актуализации более высокой потребности после удовлетворения более низкой». [2]

И в этом пункте теорию Маслоу в «пирамиде» упростили донельзя.

Возражение № 4: «Классифицировать потребности невозможно, вот поэтому «пирамида» и не работает»

На самом деле Маслоу выступал против мысли о составлении каталога (или перечня) потребностей, потому что считал, что сделать это невозможно. Потому что иначе подразумевалось бы, что все потребности равнозначны, но это не так. Так же предполагалось бы, что каждая потребность живет изолированно от другой, что тоже неверно. А самое главное – такая классификация составлялась бы на основании внешних проявлений удовлетворения потребностей – на поведении. Кроме того, однозначно сказать, каким мотивом вызвано то или иное поведение, крайне сложно, и даже сам человек редко осознает истинную причину своих поступков. «Очевидно, что поведение как таковое не может лечь в основу классификации мотивов, поскольку, как я уже говорил, один и тот же поведенческий акт может быть продиктован самыми разными желаниями. <…> Поиск пищи, последующее пережевывание и поглощение ее может быть продиктовано не столько потребностью в пище, сколько потребностью в безопасности. За половым влечением, за ухаживанием и последующим совокуплением может стоять и потребность в половом удовлетворении, и потребность в самоутверждении. <…> Таким образом, последовательно исключив все основания классификации, кроме фундаментальных, и, как правило, неосознаваемых целей и потребностей, мы вынуждены сделать вывод, что именно они и служат единственным надежным основанием для построения теории мотивации» [2]. Таким образом, по Маслоу, если и можно сделать классификацию мотивов, то в самом общем виде и ни в коем случае не основываясь на поведенческих актах.

Возражение № 5: «Человек в один конкретный момент времени испытывает не одну потребность, а несколько потребностей «разного уровня».

Маслоу как раз говорит о том, что, потребность не может быть одна; он говорит это в терминах «множественная мотивация поведения» и «множественная детерминация поведения». Теория Маслоу, такая популярная среди наших менеджеров и маркетологов, создавалась вовсе не для них. И это необходимо учитывать, прежде чем говорить о ее неэффективности. Она появилась, поскольку ее автор находился в поиске ответов на вопросы, связанные с мотивами поступков человека, на которые ни фрейдизм, ни бихевиоризм в то время ответа не давали. Хоть труд Маслоу и дает глубочайшее представление о мотивах человеческих поступков, он является больше «философией», нежели методикой. Методикой ее сделали менеджеры и маркетологи, при этом изрядно упростив, и несколько раз переписав оригинальный текст. Что из этого получилось мы уже знаем – всем известная пирамида, по философии отличающаяся от мыслей великого психолога Абрахама Маслоу.

Таким образом, рассуждая о неэффективности применения «пирамиды Маслоу» в современном менеджменте, следует обратиться к первоисточнику, и не подменять философию автора методиками последователей.

novainfo.ru

Пирамида потребностей Абрахама Маслоу, или почему не все идут в млм

Пирамида потребностей Абрахама Маслоу, или почему не все идут в МЛМ

Это пирамида Маслоу.  Абрахам Маслоу — известный психолог, который жил в прошлом столетии. Он доказал, что каждому человеку с рождения обязательно даны потребности, или инстинкты. Эти потребности создают иерархию, т.е. пока вы не удовлетворите свои низшие потребности, мысли о человеческих потребностях более высших порядков будут вам недоступны, вам будет не до того. (н-р: если вы неделю ничего не ели, вашим разумом и действиями будет целиком и полностью владеть голод. Вам будет бесполезно говорить о высших материях, о милосердии и сострадании и просить отдать бродячей собачке попавший вам в руки кусок колбасы. Так?.. Здесь и кроется ответ, почему не все идут в МЛМ, но обо всем по порядку.

Пирамида потребностей Абрахама Маслоу отражает путь развития здоровой цельной личности (без психических отклонений). Только в том случае, когда личность развивается в правильном направлении, ее жизнь будет наполнена и обогащена смыслом. А отсутствие ценностей, смысла и содержания жизни — это по праву считается  патологией.

А многие ли люди знают смысл своей жизни? Довольны своей жизнью? Живут яркой, полной смысла, интересной и счастливой жизнью? Думаю, ответ будет грустный… Давайте разберемся в некоторых причинах этого.

Пирамида потребностей Абрахама Маслоу состоит из 5 уровней (есть интерпретации в 7 уровней). Итак, рассмотрим уровни.

1 Уровень. Физиологические потребности – нам всем надо кушать, пить, одеваться. Пока эта ниша не заполнена, вам не нужны ни бриллианты, ни путешествия в экзотические страны. Вам есть нечего — какие бриллианты? Пока ты вот это не заполнишь, пока у тебя будет головная боль, чем ребенка накормить, хватит ли денег на кассе, или придется что-то из корзинки выкладывать, ты не будешь дальше двигаться. Условие для продолжения развития — вначале заполнить вот этот уровень!

2 Уровень. Защищенность – это потребность в безопасности, собственном жилье, в стремлении получить стабильное место работы с гарантированной защитой, желание иметь сберегательный счет, и т.д.  Кто уверен сейчас на 100%, что его никогда не уволят, у кого есть сберегательный счет в банках, который позволит в случае форс-мажора, потери работы или потери кормильца (это для домохозяек) жить полгода, год, два спокойной жизнью, пока не разрешится ситуация? Все такие? 100%? Думаю, ответ тоже будет грустный.

3 Уровень. Принадлежность к социальной группе, коллективу, дружба, любовь. Все люди живут в социуме. Для человека очень важно чувствовать принадлежность к группе, коллективу, любить и быть любимым.  ПРИМЕР неудовлетворения в этой области: Есть очень много профессий, хороших профессий, высокооплачиваемых, при которых 1 и 2 уровни заполнены, но нет принадлежности к чему-либо.  Или, например, взять  успешных бизнесменов  и индивидуальных предпринимателей. Там, в традиционном бизнесе, человек – волк-одиночка, там конкуренция, там дружбы быть не может и нет возможности поделиться насущным с теми, людьми, кто «варится в твоей кашке» и кто поймет, как никто другой. А когда у тебя 1 и 2 уровни заполнены, появляется непреодолимая потребность в заполнении 3 уровня потребностей – хочется дружбы, коллектива, хочется присоединиться к хорошему обществу  – к престижному обществу достойных и успешных людей.

4 Уровень. Признание, внимание, значительность, уважение со стороны других людей. Но опять же, если человеку сейчас на жизнь не хватает, еле-еле концы с концами сводит, от зарплаты до зарплаты живет, говорить ему о том, что ты будешь стоять на сцене, тебя будут чествовать, рукоплескать и цветы дарить – СМЕШНО. Но когда 1-2-3 уровни заполнены – это становится важным, нужным и необходимым.

ПРИМЕР: Слышали, как состоятельные, богатые люди спиваются или заканчивают самоубийством? Люди с низших уровней этого понять не могут: «Что им не жилось спокойно – все же было!» Ан нет, не все! Материальное благополучие –  это еще далеко не все — жизнь ради материальных потребностей не сможет удовлетворять вас в течение продолжительного времени. Это — к вопросу о деньгах.  Сами по себе деньги счастья не дают. Деньги – это просто лишь способ удовлетворения низших уровней. Как отсутствие денег негативно сказывается на личности (если уровни не заполнены – дальше развиваться не можешь), так и к счастью это точно не приведет.

А что же к нему приведет и что такое счастье?

Счастье – это не просто достижение высшего уровня –МИССИИ, а и сам процесс этого достижения вам уже приносит огромное удовольствие.

Так вот Абрахам Маслоу доказал: ТОЛЬКО Если здесь(1-2-3-4 уровни) все в порядке, вы обретаете чувство своей ценности, ощущение своей полезности и необходимости в мире. Незаполнение этих уровней ведет к появлению чувства неполноценности, подавленности или невротической склонности.

Это может быть обидным, но это так! Можно обижаться, а можно задуматься – вот почему вопрос о смысле жизни многих ставит в тупик.

Абрахам Маслоу доказал, что Степень удовлетворения базовых потребностей связана с уровнем психического здоровья.  Только полное удовлетворение базовых потребностей гарантирует вам полное психическое здоровье. Базовые — это 1, 2, 3, 4 уровни.

Исследования здоровых людей показывает, что все они обладают одинаковыми чертами:

Это достаточно высоконравственные люди. Им присущи широта взглядов, умение быть выше обыденных проблем, мыслить масштабно. Им не составляет никакого труда сохранять спокойствие и невозмутимость, поэтому жизненные невзгоды и удары судьбы не вызывают у них реакций протеста, как у обычных людей. Они умеют сохранять достоинство и с честью выходят из самых сложных ситуаций. Они умеют отстраняться от ситуации и посмотреть на нее со стороны, даже если проблемы касаются их. У них крепкий сон, хороший аппетит, они могут улыбаться и смеяться в периоды тревог и волнений. Способны принимать самостоятельные решения, самодисциплинированы.

Так вот, предположим, что базовые уровни потребностей полностью заполнены  — организм во-первых,полностью здоров (от неврозов, а все физ.болезни кстати от нервов), во-вторых, свободен для самореализации. То есть человек – он самодостаточен, он не зависит от каких-то условностей, от недостатка финансов, от окружения. По Маслоу,  это означает полную психологическую свободу.

Только в этих условиях у человека появится потребность в самореализации, в выполнении своего предназначения, только здесь вы сможете по-настоящему и непредвзято задуматься о смысле своей жизни!

Вот пока я это не поняла, я очень удивлялась, почему некоторые люди так агрессивно реагируют на казалось бы простой вопрос «Для чего ты живешь?».

Мы не овощи и не животные. Каждый человек на этой Земле не просто так для количества, каждый человек пришел в этот мир, чтобы исполнить свою миссию, именно ту, которую лучше него не исполнит никто!  И именно для этого он и появился на свет – каждый для своего! Конкретное воплощение миссии отличается значительным разнообразием. И здесь  не обязательно становиться известным ученым или композитором, может лучше вас никто не сможет вырастить красивейший сад, а может лучше вас никто не сможет стать авторитетом для вашего ребенка. И прошу не путать это с обычной человеческой потребностью в воспроизводстве и воспитании своих детей – вырастить и выкормить может каждый, а вот научить жить в этой жизни, дать путевку в жизнь, стать уважаемой в глазах вашего ребенка личностью и объектом гордости  может не каждый. Есть специальные техники, чтоб познать свою миссию или хотя бы приблизиться к пониманию ее.

5 Уровень. Самореализация по Абрахаму Маслоу имеет самый важный момент в становлении личности.

Отсутствие ценностей, смысла и содержания жизни — это Патология.

Что страшно – что здесь людей мало! Не доходят они до вершины развития человека, где-то застревают.

Чтобы идти к самореализации, надо иметь курс, направление. Надо обязательно представлять, куда ты идешь, и самое главное — хотеть туда прийти во что бы то ни стало. Определить такую конечную (условно конечную цель)) можно путем мысленного прохождения всех уровней, которые вас отделяют. Есть определенные техники, об этом позже.

Так вот, если глобальная цель на жизнь созвучна с тем, что человеку может дать сетевой маркетинг (общество, уважение, признание, реализация себя как лидера или банально деньги для тех условий, которые продвинут человека к достижению своей глобальной цели), то он будет мотивирован идти в МЛМ. Но не всем нужно то, что может дать сетевой маркетинг — вот почему не все идут в МЛМ! Вы сейчас воскликнете, деньги же всем нужны! Деньги-то, может быть, и всем, а вот деньги для достижения глобальной НЕМАТЕРИАЛЬНОЙ цели — не всем, так как цель такая есть далеко не у всех. Обычная материальная вещь глобальной целью быть не может. Не может быть смыслом жизни материальный предмет. А просто деньги не мотивируют, деньги на материальный предмет — тоже.

Пирамида потребностей Абрахама Маслоу — это гениальная вещь, в ней есть ответы на все вопросы и поведение людей, хоть с личной жизнью это связано, хоть с профессиональной, хоть почему не все идут в МЛМ — этим законом потребностей, открытым психологом Абрахамам Маслоу, объясняется ВСЕ, вся наша жизнь.

welv.ru

Абрахам Маслоу

Абрахам Маслоу

Психолог и психотерапевт Абрахам Харольд Маслоу (настоящее имя Абрам Маслов) родился в Нью-Йорке 1 апреля 1908 года. Родители Абрахама были русскими евреями, которые эмигрировали из Киева в Америку. Среднее образование Маслоу получил в бесплатных школах Нью-Йорка. По словам г-на Абрахама, до двадцати лет он был нервным, страдающим от неврозов молодым человеком.

По совету родителей после окончания школы Маслоу поступает в юридический Сити-колледж. Интерес к учебе пропал быстро, карьера адвоката его совсем не привлекала. Поэтому он бросил учебу, не закончив и первого курса.

Под влиянием Макса Вертгеймера Маслоу начинает заниматься изучением людей, которые достигли в жизни самоактуализации. Он призывает изучать человеческое в человеке. М-р Абрахам пытался гуманизировать психологию, но сталкивался с непониманием коллег, а редакции журналов игнорировали Маслоу, как ученого, не принимая в печать ни одной его рукописи.  Но студенческая среда наоборот относилась лояльно к взглядам своего преподавателя. Именно студенты поспособствовали тому, что он стал президентом Американской психологической ассоциации в конце 60-х годов.

Научные работы Маслоу

Первая работа Маслоу «Мотивация и личность» вышла в свет в 1954 году. В ней изложена иерархическая теория потребностей, которая выстраивается в пирамиду. В основании пирамиды лежат базовые нужды, а на вершине – потребность в самоактуализации. Но чтобы эта потребность проявилась, нужно удовлетворить всю нижележащую иерархию потребностей. В 60-х годах теория Маслоу получила популярность и признание. Потом вышла его книга «Новые рубежи человеческой природы». В поздних работах «По направлению к психологии бытия» (1962) и «Дальние пределы человеческой психики» (опубликована после смерти, в 1971 году) Маслоу практически отказывается от многоступенчатой пирамиды потребностей. Все человеческие потребности Маслоу разделил на низшие, возникшие из-за недостачи чего-либо и поэтому наполняемые, и высшие потребности, ведущие к росту и развитию, а значит – ненасыщаемые. Эту теорию автор считал предварительной, надеясь на ее дальнейшее подтверждение. Но до этого момента он не дожил, 8 июня 1970 года Маслоу умер.

Потребности Маслоу распределил по мере возрастания, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах. В основании — физиология (утоление голода, жажды, сексуальной потребности и т. п.). Ступенью выше разместилась потребность в безопасности, над ней — потребность в привязанности и любви, а также в принадлежности какой-либо социальной группе. Следующая ступень — потребность в уважении и одобрении, над которой Маслоу поставил познавательные потребности (жажда знаний, желание воспринимать как можно больше информации). Далее следует потребность в эстетике (жажда гармонизировать жизнь, наполнить ее красотой, искусством). И наконец, последняя ступень пирамиды, наивысшая, — стремление к раскрытию внутреннего потенциала (она и есть самоактуализация). Важно заметить, что каждая из потребностей не обязательно должна быть утолена полностью — достаточно частичного насыщения для перехода на следующую ступень.

«Я совершенно убежден, что человек живет хлебом единым только в условиях, когда хлеба нет, — разъяснял Маслоу. — Но что случается с человеческими стремлениями, когда хлеба вдоволь и желудок всегда полон? Появляются более высокие потребности, и именно они, а не физиологический голод, управляют нашим организмом. По мере удовлетворения одних потребностей возникают другие, все более и более высокие. Так постепенно, шаг за шагом человек приходит к потребности в саморазвитии — наивысшей из них».

Маслоу прекрасно осознавал, что удовлетворение примитивных физиологических потребностей — основа основ. В его представлении идеальное счастливое общество — это в первую очередь общество сытых людей, не имеющих повода для страха или тревоги. Если человек, например, постоянно испытывает недостаток в еде, вряд ли он будет остро нуждаться в любви. Однако человек, переполненный любовными переживаниями, все равно нуждается в пище, причем регулярно (даже если дамские романы и утверждают обратное). Под сытостью Маслоу подразумевал не только отсутствие перебоев с питанием, но и достаточное количество воды, кислорода, сна и секса.

Формы, в которых проявляются потребности, могут быть разными, здесь нет единого стандарта. У каждого из нас свои мотивации и способности. Поэтому, например, потребность в уважении и признании у разных людей может проявляться неодинаково: одному необходимо стать выдающимся политиком и завоевать одобрение большинства своих сограждан, а другому вполне достаточно, чтобы собственные дети признавали его авторитет. Такой же широчайший диапазон в рамках одной и той же потребности можно наблюдать на любой ступени пирамиды, даже на первой (физиологические потребности).

Диаграмма иерархии человеческих потребностей по Абрахаму Маслоу. Ступени (снизу вверх): 1. Физиологические 2. Безопасность 3. Любовь/Принадлежность к чему-либо 4. Уважение 5. Познание 6. Эстетические 7. Самоактуализация Причем последние три уровня: «познание», «эстетические» и «самоактуализация» в общем случае называют «Потребностью в самовыражении» (Потребность в личностном росте)

Абрахам Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но также полагал, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий:

  1. Физиологические: голод, жажда, половое влечение и т. д.

  2. Потребности в безопасности: комфорт, постоянство условий жизни.

  3. Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность.

  4. Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.

  5. Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация.

Существует также более подробная классификация. В системе выделяется семь основных уровней (приоритетов):

  1. (низший) Физиологические потребности: голод, жажда, половое влечение и т. д.

  2. Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач.

  3. Потребность в принадлежности и любви.

  4. Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание.

  5. Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать.

  6. Эстетические потребности: гармония, порядок, красота.

  7. (высший) Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.

По мере удовлетворения низлежащих потребностей, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня, но это вовсе не означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью. Также потребности не находятся в неразрывной последовательности и не имеют фиксированных положений, как это показано на схеме. Такая закономерность имеет место как наиболее устойчивая, но у разных людей взаимное расположение потребностей может варьироваться.

Также можно обратить внимание на некоторую перекличку с теорией Гумилёва о развитии культурных потребностей с ростом уровня цивилизации и быстрой их деградации (например, при нарушении основания пирамиды Маслоу, то есть физиологических или охранительных потребностей).

studfiles.net

Перевернутая пирамида Абрахама Маслоу

О пирамиде потребностей Абрахама Маслоу слышали все, кому приходилось иметь дело с менеджментом и маркетингом, но величайший парадокс нашего времени заключается в том, что Маслоу никогда ее не рисовал. Расположить человеческие нужды в виде лестницы с четко очерченными ступеньками додумались мастера рекламного дела спустя много лет после смерти ученого. Да и сам профессор, сломавший не одно копье в битвах с психоаналитиками и бихевиористами за гуманизацию психологии и раскрепощение личности, наверняка опечалился бы, узнав, каким целям служат теперь его идеи.

Материнское проклятие

Абрахаму Гарольду Маслоу посчастливилось появиться на свет в самый веселый день на свете – 1 апреля 1908 года. Тем не менее, в жизни ему было не до смеха: ранние годы ученого прошли в еврейском местечке на задворках Российской империи, куда часто наведывались казаки-погромщики. Устав жить в постоянном страхе, многодетная семья Масловых перебралась в Нью-Йорк, поверив в американскую мечту. Однако реальность оказалась грубее: в огромном городе бочара Самуила никто не ждал, семейное предприятие не ладилось, и вскоре беглецы оказались в такой же дыре, из которой вышли: обитатели бруклинских трущоб точно так же свистели вслед евреям, как и сиволапые русские крестьяне.

Особенно доставалось старшему сыну Абраму. Когда он пришел в школу, с первого взгляда на тщедушного тихоню с виноватой улыбкой на изможденном лице всем стало ясно, что перед ними типичный безответный «ботаник», травить которого – одно удовольствие. Позже Маслоу вспоминал, что его школьные годы сложились немногим лучше, чем у выскочки-негра, очутившегося в привилегированном пансионе для белых. Хотя со временем юноша перекроил свое имя на американский лад, превратившись из Абрама Маслова в Абрахама Маслоу, ярко выраженная еврейская внешность не оставляла сомнений в его происхождении.

Дома жилось не лучше. Обстановка в семье в точности повторяла фрейдистский невротический сценарий: безвольный муж-подкаблучник и властная жена с замашками домашнего тирана. Отчаявшись выбраться из нищеты, отец Абрахама стал постепенно опускаться и под конец запил, предоставив обозленной на весь мир супруге отыгрываться на семерых детях. Впрочем, сама она наверняка полагала, что делает благое дело, прививая несмышленышам высокие нравственные идеалы, но в ее миропонимании не было места ни любящему Творцу, ни благодати. Потому Розалия Маслоу порою поступала неоправданно жестоко, как и ее Бог, наказывая ребят за малейшую провинность, и от сообразительного Абрахама не укрылось ее лицемерие. Всю свою жизнь ученый тихо ненавидел собственную мать и даже не пришел на похороны, когда она скончалась. «Вся моя жизненная философия и мои исследования имеют один общий исток — они питаются ненавистью и отвращением к тому, что воплощала собой она», — признавался психолог.  Для начала в пику религиозному помешательству матери Маслоу стал атеистом, да и в его любимой гуманистической психологии отчетливо просматривается вызов надрывному аскетизму, царившему в бруклинской каморке семейства Маслоу: если Бог требует кровавой жертвы и самоотречения – значит, это плохой Бог.

Но не стоит воображать юного Абрахама эдаким тираноборцем: паренек, ставший изгоем и в школе, и дома, походил скорее на загнанного зверька, находившего единственное прибежище в книгах и библиотеках. Так как мать в очередном припадке истерии не упускала случая обозвать сына уродом и дегенератом, какое-то время юноша боялся взглянуть в зеркало, а став студентом Сити-колледжа, предпочитал проходить десятки километров пешком, лишь бы не спускаться в городское метро, где, как ему казалось, все пассажиры только и делают, что таращатся на него.

Целительная сила любви

«Учитывая мое детство, остается лишь удивляться тому, что я не болен психически», — иронизировал Маслоу. Впрочем, в глубине души ученый, несомненно, понимал, какая сила удержала его от желтого дома: с 16 лет он тайно вздыхал по своей кузине Берте. Но каково же было удивление юноши, когда, решившись открыться, он услышал в ответ не насмешку, а страстные слова любви. А когда благовоспитанная Берта на девятнадцатый день рождения подарила Абрахаму первый поцелуй, злое материнское заклятие рассеялось, как дым. Теперь влюбленный был готов сразиться с каждым, кто покушался на их счастье. Невзирая на вопли возмущенных родственников, Абрахам и Берта поженились и наконец-то вздохнули свободно. Вопреки всем страшилкам о чудовищных генетических аномалиях, поджидающих детей, рожденных в близкородственном браке, у них родились две прелестные девочки, причем старшая дочь Элен тоже стала психологом, проводя тренинги и консультации по эффективному управлению и мотивации персонала.

Отстояв свою любовь, Абрахам отвоевал и право самостоятельно выбирать жизненный путь. Отец очень хотел видеть его преуспевающим юристом, но сухие своды законов наводили на любознательного юношу тоску. К тому же во время учебы в колледже на Абрахама произвели неизгладимое впечатление лекции этолога Джона Уотсона, которого многие считают предтечей бихевиоризма. Наблюдать за повадками лабораторных крыс казалось старому бочару полной ерундой, но у него, к счастью, хватило такта, чтобы отнестись к интересам сына с пониманием, за что Абрахам был ему неизмеримо благодарен. Позже, уже став профессором Бруклинского колледжа, Маслоу всегда выкраивал время, чтобы помочь старику в мастерской.

Тем не менее, учиться юноша решил все-таки подальше от родни и поступил в университет штата Висконсин, тем более что там работал другой видный этолог – профессор Харлоу, изучавший высших приматов. Уже на втором курсе Маслоу начал работать в его лаборатории, подбирая материал для диссертации о половом и доминантном поведении макак-резусов, благодаря которой досрочно получил докторскую степень.

Вскоре о юном даровании прознал Эдвард Торндайк, уставший от бесплодных поисков толкового ассистента. На собеседовании ученый предложил Маслоу пройти авторский тест, разработанный для оценки способности к обучению без апелляции к интеллекту. К удивлению Торндайка, молодой человек набрал целых 195 баллов – уровень, граничащий с гениальностью. В тот же день Маслоу вернулся в Нью-Йорк, заняв место в исследовательской группе по проблемам научения при Бруклинском колледже Колумбийского университета. Здесь его ожидало знакомство с мировыми светилами: спасаясь от нацистских преследований, в Нью-Йорк съехалась вся франкфуртская школа. Маслоу обучался психоанализу у Эриха Фромма и Карен Хорни, а Маргарет Мид и Рут Бенедикт заронили в нем интерес к антропологии и кросс-культурным исследованиям, который оказался так неодолим, что в 1943 г. ученый–домосед отправился с неугомонными дамами в резервацию племени «черноногих» в Северной Каролине, покорно снося все ужасы походно-полевой жизни.

Но больше всех Маслоу сдружился с Максом Вертхаймером, одним из первых энтузиастов гештальт-психологии (нем. «гештальт» — "форма", "целостная конфигурация", гештальт-психологи считают, что переживание целостно и его невозможно разделить на составные части): в отличие от коллег-неофрейдистов, сконцентрированных на девиациях (отклонениях), оба приятеля интересовались вопросами самореализации и личностной целостности. «Если вы намеренно собираетесь стать менее значительной личностью, чем позволяют вам ваши способности, я предупреждаю, что вы будете глубоко несчастливы всю жизнь», — наставлял Маслоу.

Чужой среди своих

Из задушевных бесед далеко за полночь выросла знаменитая теория потребностей, изложенная в первой монографии Маслоу «Мотивация и личность», увидевшей мир в 1954 г. Вообще-то книга могла быть опубликована и раньше, но автору всю жизнь не везло с редакторами и рецензентами с тех пор, как во время изучения молодежной сексуальности в университете Брандеса в штате Массачусетс он имел неосторожность возразить авторитетному психологу Альфреду Кинси, заявив, что данные опросов нерепрезентативны, так как из исследования выпали юноши и девушки, отказавшиеся отвечать на откровенные вопросы. А дальше – пошло-поехало: банальная университетская свара разворошила подспудные противоречия, довлеющие над психологической наукой еще со времен Фрейда: и сам отец-основатель, и его ученики грешили тем, что строили далекоидущие выводы о человеческой природе, руководствуясь лишь наблюдениями над людьми нездоровыми, дезадаптированными, подавленными. Здоровый, счастливый, состоявшийся человек словно выпадал из поля зрения. «Человеческая натура лучше, чем принято считать», — убеждал Маслоу. Со временем страсти улеглись – господа психоаналитики просто вывели оппонента из своей системы координат, постановив считать его бихевиористом (англ. behavior — поведение), и только Кинси затаил обиду, настроив все научные издательства против Маслоу. Но тут за любимого преподавателя вступились студенты, заявившие университетскому руководству, что не желают видеть никого другого на посту заведующего кафедрой психологии, а еще через 15 лет они же и внесли Маслоу на руках в кресло председателя Американской ассоциации психологов. Сам же ученый никогда не интересовался корпоративными интригами – возможность заниматься любимым делом значила для него неизмеримо больше.

Роман Маслоу с модным в ту пору бихевиоризмом тоже продлился недолго. В целом ученый разделял мнение Уотсона и Скиннера о том, что в основе каждого действия лежит мотивация, обусловленная стремлением к комфорту путем устранения напряженности, возникающей в результате расхождения между желаемым и действительным. Напряженность порождает потребность, которую человек старается удовлетворить, постепенно переходя от базовых нужд к экзистенциальным. Так, в первую очередь мы заботимся о хлебе насущном; насытившись, стремимся обезопасить свое логово, а когда есть и пища, и укрытие, начинаем задумываться о том, что неплохо бы привести в свою обитель кого-нибудь еще, чтобы было с кем разделить радость и горе. Вслед за семейным благополучием приходит желание самоутвердиться в более широком кругу – во дворе, на улице, в городе, а то и во всем мире; а уж потом, в почтенной старости, после всех бурь, появляются потребности более высокого порядка  — в познании, в красоте, в самореализации. При этом Маслоу допускал, что у разных людей разные приоритеты, и порядок удовлетворения потребностей может быть видоизменен: к примеру, художник с Монмартра может есть не всласть и прозябать в безвестности, но не откажется от своего искусства. К тому же потребности у людей могут выражаться в различной степени: одному достаточно признания в кругу друзей, а другой непременно должен стать рок-звездой. В то же время, в отличие от ортодоксальных бихевиористов, ученый не ограничивал личностное развитие внешними побуждениями. По его убеждению, главное отличие между человеком и животным заключается в способности генерировать заведомо ненасыщаемые потребности, не мотивированные извне, не ограничивая себя никакими рамками.

Во чреве кита

Личность, ставящую дух выше материи, Маслоу называл самоактуализирующейся, видя в этом не досадное исключение из правил, а единственно здоровую норму человеческого существования. Каждая попытка втиснуть безграничный внутренний потенциал человека в жесткие рамки вызывала в нем яростный протест.

Однако любой духовный аспект человеческой деятельности для технократического мышления Скиннера был непостижим, и на Маслоу посыпались обвинения в мистицизме, вынудившие его оставить кафедру. «Не считайте, что я против бихевиоризма. Я против доктринерства, — парировал психолог. — Я против всего, что закрывает перед нами двери и отрезает возможности».

Однако на практике самоактуализирующиеся личности встречались редко. Разрабатывая мотивационную программу для персонала электронного завода в Дель Маре, в Калифорнии, ученый столкнулся со странным феноменом: с грехом пополам обеспечив себе стабильный прожиточный минимум, работники напрочь теряли желание расширять собственные границы.

Позже в книге «Психология бытия» Маслоу назвал это явление «эффектом Ионы» — в память о библейском пророке, предпочитавшем отсиживаться во чреве кита, нежели нести слово Божье в нечестивую Ниневию. По мнению ученого, единственное, что вынуждает человека мириться с ограниченностью обывательской скорлупы, — это страх потерять все прежние завоевания, за которые общество рынка запрашивает непомерную цену. В поисках избавления от страха Маслоу обратился к трансперсональному опыту, который позже нашел отражение в монографии «Дальние пределы человеческой природы», опубликованной уже после смерти автора, последовавшей 8 июня 1970 г. – не выдержало сердце, растерзанное в клочья университетскими баталиями.

К счастью, психолог уже не увидел, как его идеи подхватили те, с кем он боролся всю жизнь – профессиональные манипуляторы, кормящиеся от «эффекта Ионы». Если присмотреться, в корне всякой рекламы лежит обращение к одной из базовых потребностей, в то время как запросы высшего порядка намеренно выводятся из дискурса – ведь их за деньги не удовлетворишь, хотя некоторые умудряются ловко торговать искусственными заменителями… Но это уже совсем другая история.

Подготовила Анабель Ли,по материалам psynavigator.ru; berichnov.ru

yagazeta.com