5 принципов воспитания сильной личности: система А.С. Макаренко. Система макаренко 5 принципов воспитания сильной личности
5 принципов воспитания сильной личности: система А.С. Макаренко
Основа методики Макаренко – воспитательный коллектив, в котором дети связаны общими дружескими, бытовыми, деловыми целями и это взаимодействие служит комфортной средой для развития личности. Звучит скучно и напоминает о пионерах, но попробуем разобраться, чем этот принцип интересен в наше время, ориентированное на развитие индивидуальности. Ощущение того, что ребенок является частью коллектива, учит его взаимодействию с другими детьми. Коллектив помогает ему адаптироваться в социуме, почувствовать себя его частью, принять новые социальные роли. Развитие взаимоотношений детей, конфликты и их разрешение, переплетение интересов и взаимоотношений стоят в центре системы Макаренко. При этом коллектив должен развиваться, ставить новые цели и поэтапно идти к ним, а каждый ребенок осознавать свой вклад в этот общий процесс. Такое воспитание, ориентированное на природные задатки, подготавливает ребенка к жизни в реальном мире, где он больше не будет исключительным и единственным, и ему понадобится завоевать свой статус. В итоге, ребенок морально готовится принимать взвешенные решения, осознавать свои силы и не бояться их применять, Кроме того, дети ориентированные не только на получение (популярное «мне все должны, а я никому ничего не должен»), но и на отдачу – будут испытывать взрослое чувство социальной ответственности.
Самоуправление По большому счету, система воспитания Макаренко самая демократичная. Выдающийся педагог выступал за создание комфортного психологического климата в коллективе, который даст каждому ребенку ощущение защищенности и свободного творческого развития. Так, например, никакой педагог не мог отменить решения собрания. Именно голосование детей определяло жизнь, досуг и труд коллектива. «Я принял решение, и я отвечаю», – это переживание ответственности за собственные поступки творило чудеса. Антон Семенович считал, что «каждый ребенок должен включаться в систему реальной ответственности и в роли командира, и в роли рядового». Согласно Макаренко старший группы выбирался лишь на полгода и мог занимать пост единожды, соответственно каждый ребенок имел шанс попробовать себя в качестве руководителя. Там, где отсутствовала эта система, считал Макаренко, часто вырастают безвольные и не приспособленные к жизни люди. Макаренко был противником идеи того что школа – это лишь подготовительный этап, а дети – зародыши будущих личностей. Ведь сами они не рассматривают себя таким образом, а значит это естественно считать их полноправными гражданами, которые могут жить и работать по мере своих сил и заслуживают уважения. Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требования к нему. «Любовь нужна требовательная», – говорил он. Чем не лучшее лекарство от «избалованности»?
Трудовое воспитание Подходим к одной из самых щепетильных тем – Макаренко не представлял систему воспитания без участия в производительном труде (сделаем поправку на тяжелое время и полуразрушенную страну, когда подростки в любом случае работали). В его коммуне труд носил промышленный характер, и дети работали по 4 часа в сутки. Этот момент один из самых непростых в разрезе современного момента, ведь физический труд, увы, не в почете. Но, говоря о необходимости труда в детстве, Макаренко считал, что воспитательным средством может быть такой труд, который организован с определенной целью. Когда поставлена цель и виден положительный результат, дети работают с интересом. И в тоже время труд без идущего рядом образования и воспитания – бесполезное сокращение мускулатуры. К слову о «макаренских» воспитанниках, участие в производственном труде сразу меняло социальный статус и самосознание подростков, превращая их во взрослых граждан со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями.
Учитель/воспитатель/родитель «Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их… но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно не оглядывайтесь: они на вашей стороне. И наоборот, как бы вы ни были ласковы, занимательны в разговоре, добры и приветливы… если ваше дело сопровождается неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что вы своего дела не знаете… вы никогда ничего не заслужите, кроме презрения…». Эта цитата посвящена, в первую очередь, учителю и воспитателю, но и родителю в том, числе. Антон Семенович был одним из первых, кто заговорил о роли домашнего воспитания детей и о том, что родители – пример, который может вызывать как уважение, так и критику. Об этом и многом другом он писал в своей «Книге для родителей». Также Макаренко не раз подчеркивал, что учитель должен быть внимательным и искренним, потому как все мы знаем, дети лучше взрослых различают фальшь. И в этом случае категорически запрещен «шантаж», когда оказывая доверие ребенку, вы припоминаете ему прошлые огрехи. «Воспитанник чувствует, что педагог придумал свой фокус с доверием только для того, чтобы усилить контроль».
Дисциплина По Макаренко дисциплина – это не средство и не метод воспитания, а ее результат. То есть правильно воспитанный человек обладает дисциплиной как нравственной категорией. «Наша задача воспитывать правильные привычки, такие привычки, когда мы поступали бы правильно вовсе не потому, что сели и подумали, а потому, что иначе мы не можем, потому что мы так привыкли», – утверждал Макаренко. А он прекрасно понимал, что легко научить человека поступать правильно в присутствии других, а вот научить его поступать правильно, когда никто не видит – очень трудно и, тем не менее, ему это удавалось.
В наши дни применить методику Макаренко в чистом виде можно разве что на необитаемом острове, настолько изменились время и дети. Трудовые коммуны и воспитание коллектива звучат как атавизм, но если вдуматься – за этими словами стоят такие полезные вещи, как: социальная адаптация, ответственность, товарищество, любовь к труду, что вполне можно назвать современным «дефицитом». А значит, переосмыслив систему Макаренко, можно лучше понять причины его успеха и справиться с этим «дефицитом».
spectr.com.kz
5 принципов воспитания сильной личности - ЖЕНСКИЙ ЖУРНАЛ
Советский педагог и писатель Антон Семенович Макаренко признан одним из четырех выдающихся педагогов мира, наряду с Джоном Дьюи, Георгом Кершенштейнером и Марией Монтессори. Такой чести в 1988 году его удостоило ЮНЕСКО.
Главная заслуга Макаренко — авторская методика воспитания, которая творила чудеса: в 20-е годы беспризорники и малолетние преступники не просто перевоспитывались, а становились выдающимися личностями.
В чем был секрет Макаренко и применим ли он к современным детям?
Коллектив
Основа методики Макаренко — воспитательный коллектив, в котором дети связаны общими дружескими, бытовыми, деловыми целями, и это взаимодействие служит комфортной средой для развития личности.
Звучит скучно и напоминает о пионерах, но попробуем разобраться, чем этот принцип интересен в наше время, ориентированное на развитие индивидуальности.
Ощущение того, что ребенок является частью коллектива, учит его взаимодействию с другими детьми.
Коллектив помогает ему адаптироваться в социуме, почувствовать себя его частью, принять новые социальные роли. Развитие взаимоотношений детей, конфликты и их разрешение, переплетение интересов и взаимоотношений стоят в центре системы Макаренко.
При этом коллектив должен развиваться, ставить новые цели и поэтапно идти к ним, а каждый ребенок осознавать свой вклад в этот общий процесс.
Такое воспитание, ориентированное на природные задатки, подготавливает ребенка к жизни в реальном мире, где он больше не будет исключительным и единственным, и ему понадобится завоевать свой статус.
В итоге, ребенок морально готовится принимать взвешенные решения, осознавать свои силы и не бояться их применять.
Кроме того, дети ориентированные не только на получение (популярное «мне все должны, а я никому ничего не должен») но и на отдачу — будут испытывать взрослое чувство социальной ответственности.
Самоуправление
По большому счету, система воспитания Макаренко самая демократичная. Выдающийся педагог выступал за создание комфортного психологического климата в коллективе, который даст каждому ребенку ощущение защищенности и свободного творческого развития.
Так, например, никакой педагог не мог отменить решения собрания. Именно голосование детей определяло жизнь, досуг и труд коллектива.
«Я принял решение, и я отвечаю» — это переживание ответственности за собственные поступки творило чудеса.
Антон Семенович считал, что «каждый ребенок должен включаться в систему реальной ответственности и в роли командира, и в роли рядового».
Согласно Макаренко, старший группы выбирался лишь на полгода и мог занимать пост единожды, соответственно каждый ребенок имел шанс попробовать себя в качестве руководителя.
Там, где отсутствовала эта система, считал Макаренко, часто вырастают безвольные и не приспособленные к жизни люди.
Макаренко был противником идеи того что школа — это лишь подготовительный этап, а дети — зародыши будущих личностей. Ведь сами они не рассматривают себя таким образом, а значит естественно считать их полноправными гражданами, которые могут жить и работать по мере своих сил и заслуживают уважения.
Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требования к нему.
«Любовь нужна требовательная», — говорил он. Чем не лучшее лекарство от «избалованности»?
Трудовое воспитание
Подходим к одной из самых щепетильных тем — Макаренко не представлял систему воспитания без участия в производительном труде (сделаем поправку на тяжелое время и полуразрушенную страну, когда подростки в любом случае работали). В его коммуне труд носил промышленный характер, и дети работали по 4 часа в сутки.
Этот момент один из самых непростых в разрезе современного момента, ведь физический труд, увы, не в почете.
Но, говоря о необходимости труда в детстве, Макаренко считал, что воспитательным средством может быть такой труд, который организован с определенной целью.
Когда поставлена цель и виден положительный результат, дети работают с интересом.
И в тоже время труд без идущего рядом образования и воспитания — бесполезное сокращение мускулатуры.
К слову о «макаренских» воспитанниках, участие в производственном труде сразу меняло социальный статус и самосознание подростков, превращая их во взрослых граждан со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями.
Учитель/воспитатель/родитель
«Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их… но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно не оглядывайтесь: они на вашей стороне. И наоборот, как бы вы ни были ласковы, занимательны в разговоре, добры и приветливы… если ваше дело сопровождается неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что вы своего дела не знаете… вы никогда ничего не заслужите, кроме презрения».
Эта цитата посвящена не только учителю и воспитателю, но и родителю.
Антон Семенович был одним из первых, кто заговорил о роли домашнего воспитания детей и о том, чтородители — пример, который может вызывать как уважение, так и критику.
Об этом и многом другом он писал в своей «Книге для родителей».
Также Макаренко не раз подчеркивал, что учитель должен быть внимательным и искренним, потому как все мы знаем, дети лучше взрослых различают фальшь. И в этом случае категорически запрещен «шантаж», когда оказывая доверие ребенку, вы припоминаете ему прошлые огрехи.
«Воспитанник чувствует, что педагог придумал свой фокус с доверием только для того, чтобы усилить контроль».
Дисциплина
По Макаренко, дисциплина — это не средство и не метод воспитания, а ее результат. То есть правильно воспитанный человек обладает дисциплиной как нравственной категорией.
«Наша задача воспитывать правильные привычки, такие привычки, когда мы поступали бы правильно вовсе не потому, что сели и подумали, а потому, что иначе мы не можем, потому что мы так привыкли», — утверждал Макаренко. А он прекрасно понимал, что легко научить человека поступать правильно в присутствии других, а вот научить его поступать правильно, когда никто не видит, очень трудно и, тем не менее, ему это удавалось.
В наши дни применить методику Макаренко в чистом виде можно разве что на необитаемом острове, настолько изменились время и дети.
Трудовые коммуны и воспитание коллектива звучат как атавизм, но если вдуматься — за этими словами стоят такие полезные вещи, как: социальная адаптация, ответственность, товарищество, любовь к труду, что вполне можно назвать современным «дефицитом».
А значит, переосмыслив систему Макаренко, можно лучше понять причины его успеха и справиться с этим «дефицитом».
Источник
ПОХОЖИЕ СТАТЬИ:
artdici.ru
Система А. С. Макаренко: 5 принципов воспитания сильной личности
Советский педагог и писатель Антон Семенович Макаренко признан одним из четырех выдающихся педагогов мира, наряду с Джоном Дьюи, Георгом Кершенштейнером и Марией Монтессори. Такой чести в 1988 году его удостоило ЮНЕСКО. Главная заслуга Макаренко – авторская методика воспитания, которая творила чудеса: в 20-е годы беспризорники и малолетние преступники не просто перевоспитывались, а становились выдающимися личностями. В чем был секрет Макаренко и применима ли она к современным детям?
Коллектив
Основа методики Макаренко – воспитательный коллектив, в котором дети связаны общими дружескими, бытовыми, деловыми целями и это взаимодействие служит комфортной средой для развития личности. Звучит скучно и напоминает о пионерах, но попробуем разобраться, чем этот принцип интересен в наше время, ориентированное на развитие индивидуальности.
Ощущение того, что ребенок является частью коллектива, учит его взаимодействию с другими детьми. Коллектив помогает ему адаптироваться в социуме, почувствовать себя его частью, принять новые социальные роли. Развитие взаимоотношений детей, конфликты и их разрешение, переплетение интересов и взаимоотношений стоят в центре системы Макаренко. При этом коллектив должен развиваться, ставить новые цели и поэтапно идти к ним, а каждый ребенок осознавать свой вклад в этот общий процесс.
Такое воспитание, ориентированное на природные задатки, подготавливает ребенка к жизни в реальном мире, где он больше не будет исключительным и единственным, и ему понадобится завоевать свой статус. В итоге, ребенок морально готовится принимать взвешенные решения, осознавать свои силы и не бояться их применять.
Кроме того, дети ориентированные не только на получение (популярное «мне все должны, а я никому ничего не должен»), но и на отдачу – будут испытывать взрослое чувство социальной ответственности.
Самоуправление
По большому счету, система воспитания Макаренко самая демократичная. Выдающийся педагог выступал за создание комфортного психологического климата в коллективе, который даст каждому ребенку ощущение защищенности и свободного творческого развития.
Так, например, никакой педагог не мог отменить решения собрания. Именно голосование детей определяло жизнь, досуг и труд коллектива. «Я принял решение, и я отвечаю», – это переживание ответственности за собственные поступки творило чудеса. Антон Семенович считал, что «каждый ребенок должен включаться в систему реальной ответственности и в роли командира, и в роли рядового».
Согласно Макаренко, старший группы выбирался лишь на полгода и мог занимать пост единожды, соответственно каждый ребенок имел шанс попробовать себя в качестве руководителя. Там, где отсутствовала эта система, считал Макаренко, часто вырастают безвольные и не приспособленные к жизни люди.
Макаренко был противником идеи того, что школа – это лишь подготовительный этап, а дети – зародыши будущих личностей. Ведь сами они не рассматривают себя таким образом, а значит, это естественно – считать их полноправными гражданами, которые могут жить и работать по мере своих сил и заслуживают уважения. Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требования к нему.
«Любовь нужна требовательная», – говорил он. Чем не лучшее лекарство от «избалованности»?
Трудовое воспитание
Подходим к одной из самых щепетильных тем – Макаренко не представлял систему воспитания без участия в производительном труде (сделаем поправку на тяжелое время и полуразрушенную страну, когда подростки в любом случае работали). В его коммуне труд носил промышленный характер, и дети работали по 4 часа в сутки. Этот момент один из самых непростых в разрезе современного момента, ведь физический труд, увы, не в почете.
Но, говоря о необходимости труда в детстве, Макаренко считал, что воспитательным средством может быть такой труд, который организован с определенной целью. Когда поставлена цель и виден положительный результат, дети работают с интересом. И в тоже время труд без идущего рядом образования и воспитания – бесполезное сокращение мускулатуры.
К слову о «макаренских» воспитанниках, участие в производственном труде сразу меняло социальный статус и самосознание подростков, превращая их во взрослых граждан со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями.
Учитель / воспитатель / родитель
«Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их… но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно не оглядывайтесь: они на вашей стороне. И наоборот, как бы вы ни были ласковы, занимательны в разговоре, добры и приветливы… если ваше дело сопровождается неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что вы своего дела не знаете… вы никогда ничего не заслужите, кроме презрения…».
Эта цитата посвящена, в первую очередь, учителю и воспитателю, но и родителю в том числе. Антон Семенович был одним из первых, кто заговорил о роли домашнего воспитания детей и о том, что родители – пример, который может вызывать как уважение, так и критику. Об этом и многом другом он писал в своей «Книге для родителей».
Также Макаренко не раз подчеркивал, что учитель должен быть внимательным и искренним, потому как все мы знаем, дети лучше взрослых различают фальшь. И в этом случае категорически запрещен «шантаж», когда, оказывая доверие ребенку, вы припоминаете ему прошлые огрехи. «Воспитанник чувствует, что педагог придумал свой фокус с доверием только для того, чтобы усилить контроль».
Дисциплина
По Макаренко дисциплина – это не средство и не метод воспитания, а ее результат. То есть правильно воспитанный человек обладает дисциплиной как нравственной категорией. «Наша задача воспитывать правильные привычки, такие привычки, когда мы поступали бы правильно вовсе не потому, что сели и подумали, а потому, что иначе мы не можем, потому что мы так привыкли», – утверждал Макаренко. А он прекрасно понимал, что легко научить человека поступать правильно в присутствии других, а вот научить его поступать правильно, когда никто не видит – очень трудно и, тем не менее, ему это удавалось.
В наши дни применить методику Макаренко в чистом виде можно разве что на необитаемом острове, настолько изменились время и дети. Трудовые коммуны и воспитание коллектива звучат как атавизм, но если вдуматься – за этими словами стоят такие полезные вещи, как: социальная адаптация, ответственность, товарищество, любовь к труду, что вполне можно назвать современным «дефицитом». А значит, переосмыслив систему Макаренко, можно лучше понять причины его успеха и справиться с этим «дефицитом».
udacha-crimea.ru
5 принципов воспитания сильной личности — Рамблер/женский
Главная заслуга Макаренко — авторская методика воспитания, которая творила чудеса: в 20-е годы беспризорники и малолетние преступники не просто перевоспитывались, а становились выдающимися личностями.
В чем был секрет Макаренко и применим ли он к современным детям?
Коллектив
Основа методики Макаренко — воспитательный коллектив, в котором дети связаны общими дружескими, бытовыми, деловыми целями, и это взаимодействие служит комфортной средой для развития личности.
Звучит скучно и напоминает о пионерах, но попробуем разобраться, чем этот принцип интересен в наше время, ориентированное на развитие индивидуальности.
Ощущение того, что ребенок является частью коллектива, учит его взаимодействию с другими детьми.
Коллектив помогает ему адаптироваться в социуме, почувствовать себя его частью, принять новые социальные роли. Развитие взаимоотношений детей, конфликты и их разрешение, переплетение интересов и взаимоотношений стоят в центре системы Макаренко.
При этом коллектив должен развиваться, ставить новые цели и поэтапно идти к ним, а каждый ребенок осознавать свой вклад в этот общий процесс.
Такое воспитание, ориентированное на природные задатки, подготавливает ребенка к жизни в реальном мире, где он больше не будет исключительным и единственным, и ему понадобится завоевать свой статус.
В итоге, ребенок морально готовится принимать взвешенные решения, осознавать свои силы и не бояться их применять.
Кроме того, дети ориентированные не только на получение (популярное «мне все должны, а я никому ничего не должен») но и на отдачу — будут испытывать взрослое чувство социальной ответственности.
Самоуправление
По большому счету, система воспитания Макаренко самая демократичная. Выдающийся педагог выступал за создание комфортного психологического климата в коллективе, который даст каждому ребенку ощущение защищенности и свободного творческого развития.
Так, например, никакой педагог не мог отменить решения собрания. Именно голосование детей определяло жизнь, досуг и труд коллектива.
«Я принял решение, и я отвечаю» — это переживание ответственности за собственные поступки творило чудеса.
Антон Семенович считал, что «каждый ребенок должен включаться в систему реальной ответственности и в роли командира, и в роли рядового».
Согласно Макаренко, старший группы выбирался лишь на полгода и мог занимать пост единожды, соответственно каждый ребенок имел шанс попробовать себя в качестве руководителя.
Там, где отсутствовала эта система, считал Макаренко, часто вырастают безвольные и не приспособленные к жизни люди.
Макаренко был противником идеи того что школа — это лишь подготовительный этап, а дети — зародыши будущих личностей. Ведь сами они не рассматривают себя таким образом, а значит естественно считать их полноправными гражданами, которые могут жить и работать по мере своих сил и заслуживают уважения.
Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требования к нему.
«Любовь нужна требовательная», — говорил он. Чем не лучшее лекарство от «избалованности»?
Трудовое воспитание
Подходим к одной из самых щепетильных тем — Макаренко не представлял систему воспитания без участия в производительном труде (сделаем поправку на тяжелое время и полуразрушенную страну, когда подростки в любом случае работали). В его коммуне труд носил промышленный характер, и дети работали по 4 часа в сутки.
Этот момент один из самых непростых в разрезе современного момента, ведь физический труд, увы, не в почете.
Но, говоря о необходимости труда в детстве, Макаренко считал, что воспитательным средством может быть такой труд, который организован с определенной целью.
Когда поставлена цель и виден положительный результат, дети работают с интересом.
И в тоже время труд без идущего рядом образования и воспитания — бесполезное сокращение мускулатуры.
К слову о «макаренских» воспитанниках, участие в производственном труде сразу меняло социальный статус и самосознание подростков, превращая их во взрослых граждан со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями.
Учитель/воспитатель/родитель
«Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их… но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно не оглядывайтесь: они на вашей стороне. И наоборот, как бы вы ни были ласковы, занимательны в разговоре, добры и приветливы… если ваше дело сопровождается неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что вы своего дела не знаете… вы никогда ничего не заслужите, кроме презрения».
Эта цитата посвящена не только учителю и воспитателю, но и родителю.
Антон Семенович был одним из первых, кто заговорил о роли домашнего воспитания детей и о том, что родители — пример, который может вызывать как уважение, так и критику.
Об этом и многом другом он писал в своей «Книге для родителей».
Также Макаренко не раз подчеркивал, что учитель должен быть внимательным и искренним, потому как все мы знаем, дети лучше взрослых различают фальшь. И в этом случае категорически запрещен «шантаж», когда оказывая доверие ребенку, вы припоминаете ему прошлые огрехи.
«Воспитанник чувствует, что педагог придумал свой фокус с доверием только для того, чтобы усилить контроль».
Дисциплина
По Макаренко, дисциплина — это не средство и не метод воспитания, а ее результат. То есть правильно воспитанный человек обладает дисциплиной как нравственной категорией.
«Наша задача воспитывать правильные привычки, такие привычки, когда мы поступали бы правильно вовсе не потому, что сели и подумали, а потому, что иначе мы не можем, потому что мы так привыкли», — утверждал Макаренко. А он прекрасно понимал, что легко научить человека поступать правильно в присутствии других, а вот научить его поступать правильно, когда никто не видит, очень трудно и, тем не менее, ему это удавалось.
В наши дни применить методику Макаренко в чистом виде можно разве что на необитаемом острове, настолько изменились время и дети.
Трудовые коммуны и воспитание коллектива звучат как атавизм, но если вдуматься — за этими словами стоят такие полезные вещи, как: социальная адаптация, ответственность, товарищество, любовь к труду, что вполне можно назвать современным «дефицитом».
А значит, переосмыслив систему Макаренко, можно лучше понять причины его успеха и справиться с этим «дефицитом».
woman.rambler.ru
Система макаренко 5 принципов воспитания сильной личности
Антон Семенович Макаренко: 5 принципов системы воспитания
Антон Семенович Макаренко был педагогом по призванию. Дело его жизни — воспитание детей, и разработанная им методика получила мировое признание. Он жил и созидал в начале прошлого века. За это время многое изменилось, но можно ли применять его принципы воспитания сегодня? Поговорим об этом подробнее.
Методика воспитания базируется на 5 основных принципах:
- коллективная деятельность;
- саморазвитие;
- трудовая деятельность;
- участие родителей;
- дисциплина.
Коллективная деятельность
Воспитание в коллективе основа методики. Педагог-новатор учил работать и взаимодействовать в коллективе, разрешать возникшие конфликты, ставить цели и вместе, поэтапно к ним идти. Так ребенок учился жить в обществе, и уже с детства привыкал нести ответственность не только за себя, но и за других. Сегодня делается упор на развитие индивидуальности. К ребенку относятся, как к личности, с самого его рождения. Многие дети вырастают потребителями, а Макаренко учит их не только получать, но и давать взамен. В этом случае дети острее чувствуют свою социальную ответственность.
Саморазвитие
Антон Семенович Макаренко никогда не отменял решение, принятое детским коллективом. Не позволял он это делать и свои коллегам. Так, его воспитанники привыкали не только принимать решение, но и нести за это ответственность. Например, в каждой группе ровно на полгода выбирался старший, и эту должность ученик мог занимать лишь один раз. В результате, за весь период обучения каждый воспитанник мог побывать в роли руководителя. Такие дети вырастали сильными, волевыми, более приспособленными ко взрослой жизни.
Трудовая деятельность
Обучение и нравственное воспитание по мнению Макаренко, нельзя отделить от участия в производительном труде. Он занимался с детьми в 1920-е годы. В то время все работали, в его коммуне, дети работали по 4 часа в сутки. И это вновь была единая цель, к которой шли всем коллективом.
Участие родителей
В воспитании детей участие должны принимать не только учителя, но и родители. Макаренко был первым, кто заговорил о том, что родитель (равно, как и учитель) может вызывать критику или быть примером для подражания. Он должен быть внимательным и сосредоточенным, поскольку дети всегда чувствуют фальшь. И не должно быть шантажа, не нужно вспоминать давние ошибки, если хотите построить с ним доверительные отношения. Ребенок поймет, что такое доверие базируется на желании усилить контроль.
Дисциплина
Для Макаренко дисциплина была не столько методом воспитания, сколько результатом. Он стремился научить детей совершать правильные поступки не потому, что так надо, а потому, что они по-другому не могут. Он учи поступать правильно не только когда на тебя смотрят люди, но и когда тебя никто не видит. Это сложнее, но Антону Семеновичу это удавалось.
Итак, согласно методике Макаренко, неотделимы друг от друга трудовая деятельность, обучение и воспитание. Ребенок должен расти в коллективе, с детства понимать, что такое общее дело и идти вместе со всеми к единой цели. Подражать ему абсолютно во всем современные педагоги вряд ли смогут, слишком многое изменилось, но возьмите на вооружение разработанные им принципы воспитания. Помогите своим детям полюбить труд, адаптироваться к жизни в социуме, стать ответственными, смелыми и успешными.
Подпишитесь на рассылку наших лучших статей, комментируйте статьи и делитесь ими с подписчиками, а также вступайте в нашу группу Вконтакте, Facebook, Twitter!
Источник:http://happylifeguide.ru/post/anton-semenovich-makarenko-5-principov-sistemy-vospitaniya
img59.ru
Система А | Журнал-И
Советский педагог и писатель Антон Семенович Макаренко признан одним из четырех выдающихся педагогов мира, наряду с Джоном Дьюи, Георгом Кершенштейнером и Марией Монтессори. Такой чести в 1988 году его удостоило ЮНЕСКО. Главная заслуга Макаренко авторская методика воспитания, которая творила чудеса: в 20-е годы беспризорники и малолетние преступники не просто перевоспитывались, а становились выдающимися личностями. В чем был секрет Макаренко и применима ли она к современным детям?
Основа методики Макаренко воспитательный коллектив, в котором дети связаны общими дружескими, бытовыми, деловыми целями и это взаимодействие служит комфортной средой для развития личности. Звучит скучно и напоминает о пионерах, но попробуем разобраться, чем этот принцип интересен в наше время, ориентированное на развитие индивидуальности.
Ощущение того, что ребенок является частью коллектива, учит его взаимодействию с другими детьми. Коллектив помогает ему адаптироваться в социуме, почувствовать себя его частью, принять новые социальные роли. Развитие взаимоотношений детей, конфликты и их разрешение, переплетение интересов и взаимоотношений стоят в центре системы Макаренко. При этом коллектив должен развиваться, ставить новые цели и поэтапно идти к ним, а каждый ребенок осознавать свой вклад в этот общий процесс.
По большому счету, система воспитания Макаренко самая демократичная. Выдающийся педагог выступал за создание комфортного психологического климата в коллективе, который даст каждому ребенку ощущение защищенности и свободного творческого развития.
Согласно Макаренко старший группы выбирался лишь на полгода и мог занимать пост единожды, соответственно каждый ребенок имел шанс попробовать себя в качестве руководителя. Там, где отсутствовала эта система, считал Макаренко, часто вырастают безвольные и не приспособленные к жизни люди.
Трудовое воспитание
Подходим к одной из самых щепетильных тем Макаренко не представлял систему воспитания без участия в производительном труде (сделаем поправку на тяжелое время и полуразрушенную страну, когда подростки в любом случае работали). В его коммуне труд носил промышленный характер, и дети работали по 4 часа в сутки. Этот момент один из самых непростых в разрезе современного момента, ведь физический труд, увы, не в почете.
Учитель/воспитатель/родитель
Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно не оглядывайтесь: они на вашей стороне. И наоборот, как бы вы ни были ласковы, занимательны в разговоре, добры и приветливы если ваше дело сопровождается неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что вы своего дела не знаете вы никогда ничего не заслужите, кроме презрения .
Эта цитата посвящена, в первую очередь, учителю и воспитателю, но и родителю в том, числе. Антон Семенович был одним из первых, кто заговорил о роли домашнего воспитания детей и о том, что родители пример, который может вызывать как уважение, так и критику. Об этом и многом другом он писал в своей Книге для родителей.
По Макаренко дисциплина это не средство и не метод воспитания, а ее результат. То есть правильно воспитанный человек обладает дисциплиной как нравственной категорией. Наша задача воспитывать правильные привычки, такие привычки, когда мы поступали бы правильно вовсе не потому, что сели и подумали, а потому, что иначе мы не можем, потому что мы так привыкли, утверждал Макаренко. А он прекрасно понимал, что легко научить человека поступать правильно в присутствии других, а вот научить его поступать правильно, когда никто не видит очень трудно и, тем не менее, ему это удавалось.
Источник:http://sasha-bogdanov.livejournal.com/2662132.html
img59.ru
Антон Семенович Макаренко: 5 принципов системы воспитания
Антон Семенович Макаренко был педагогом по призванию. Дело его жизни - воспитание детей, и разработанная им методика получила мировое признание. Он жил и созидал в начале прошлого века. За это время многое изменилось, но можно ли применять его принципы воспитания сегодня? Поговорим об этом подробнее.
Методика воспитания базируется на 5 основных принципах:
- коллективная деятельность;
- саморазвитие;
- трудовая деятельность;
- участие родителей;
- дисциплина.
Коллективная деятельность
Воспитание в коллективе – основа методики. Педагог-новатор учил работать и взаимодействовать в коллективе, разрешать возникшие конфликты, ставить цели и вместе, поэтапно к ним идти. Так ребенок учился жить в обществе, и уже с детства привыкал нести ответственность не только за себя, но и за других. Сегодня делается упор на развитие индивидуальности. К ребенку относятся, как к личности, с самого его рождения. Многие дети вырастают потребителями, а Макаренко учит их не только получать, но и давать взамен. В этом случае дети острее чувствуют свою социальную ответственность.
Саморазвитие
Антон Семенович Макаренко никогда не отменял решение, принятое детским коллективом. Не позволял он это делать и свои коллегам. Так, его воспитанники привыкали не только принимать решение, но и нести за это ответственность. Например, в каждой группе ровно на полгода выбирался старший, и эту должность ученик мог занимать лишь один раз. В результате, за весь период обучения каждый воспитанник мог побывать в роли руководителя. Такие дети вырастали сильными, волевыми, более приспособленными ко взрослой жизни.
Трудовая деятельность
Обучение и нравственное воспитание по мнению Макаренко, нельзя отделить от участия в производительном труде. Он занимался с детьми в 1920-е годы. В то время все работали, в его коммуне, дети работали по 4 часа в сутки. И это вновь была единая цель, к которой шли всем коллективом.
Участие родителей
В воспитании детей участие должны принимать не только учителя, но и родители. Макаренко был первым, кто заговорил о том, что родитель (равно, как и учитель) может вызывать критику или быть примером для подражания. Он должен быть внимательным и сосредоточенным, поскольку дети всегда чувствуют фальшь. И не должно быть шантажа, не нужно вспоминать давние ошибки, если хотите построить с ним доверительные отношения. Ребенок поймет, что такое доверие базируется на желании усилить контроль.
Дисциплина
Для Макаренко дисциплина была не столько методом воспитания, сколько результатом. Он стремился научить детей совершать правильные поступки не потому, что так надо, а потому, что они по-другому не могут. Он учи поступать правильно не только когда на тебя смотрят люди, но и когда тебя никто не видит. Это сложнее, но Антону Семеновичу это удавалось.
Итак, согласно методике Макаренко, неотделимы друг от друга трудовая деятельность, обучение и воспитание. Ребенок должен расти в коллективе, с детства понимать, что такое общее дело и идти вместе со всеми к единой цели. Подражать ему абсолютно во всем современные педагоги вряд ли смогут, слишком многое изменилось, но возьмите на вооружение разработанные им принципы воспитания. Помогите своим детям полюбить труд, адаптироваться к жизни в социуме, стать ответственными, смелыми и успешными.
Купить книгу
Посмотрите видео!
Если Вы хотите получать ещё больше интересных материалов, помогите нашему проекту. Спасибо!
happylifeguide.ru