Post navigation. Цера что это
Цера - это... Что такое Цера?
Римская восковая табличка со стилусами (современная репродукция)
Воскова́я табли́чка (воскова́я доще́чка, воще́чка, це́ра) — дощечка из твёрдого материала (самшит, бук, кость) с выдолбленным углублением, так что бы образовывался бордюрчик, и залитая тёмным воском. В Римской империи пришла на смену свинцовых листов. На дощечке писали, нанося на воск знаки острой металлической палочкой — стилусом (стиль, стило). В случае необходимости надписи можно было стереть, загладить, и воспользоваться дощечкой вторично.
Применение
В Древнем Риме употреблялись для письма, в Средневековье использовались главным образом для черновых заметок, деловых записей, писем, денежных расчётов. Складывались воском вовнутрь и соединялись по две (диптих) или три (триптих) штуки или по нескольку штук кожаным ремешком (полиптих). На Руси также письмо на церах имело некоторое распространение. Об этом говорят многочисленные найденные при археологических раскопках в Новгороде стили и один полиптих — Новгородский кодекс.[1]
Сохранившиеся образцы
Хильдегарда Бингенская
В условиях жаркого климата записи на восковых дощечках были недолговечны, однако некоторые оригиналы восковых табличек сохранились до наших дней (например, с записями французских королей). Сохранились и миниатюры с изображениями людей Средневековья, пишущих на них (например, изображение писательницы XII веке Хильдегарды Бингенской).
Время существования
Появившись в древней Греции, восковые дощечки использовались на протяжении почти тысячи лет. В XII векe в Париже всё ещё функционировала фабрика по производству подобных дощечек.
См. также
Ссылки
- Изобретение бумаги. На чём люди писали Электронная библиотека Библиотекарь.ру
Примечания
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru
Восковая табличка (цера) — как делать? — Всё самое интересное!
В разделе: Рукоделие | и в подразделах: детская. | Автор-компилятор статьи: Лев Александрович Дебаркадер
Продолжаем раздел «Рукоделие» и подраздел «Детская» статьёй про то, как делать восковые таблички (церы). Цера — это латинское название восковой таблички. Зачем делать? Например, несколько бонусов:
- есть чем интересным занять детей
- интересно восстановить элементы прошлого
- восковая табличка — хороший черновик для ученика, художника, писателя
- восковая табличка намного экологичнее бумаги
- работая с восковой табличкой, вы используете больше органов чувств, и, значит, лучше запоминаете.
Восковая табличка делается очень просто — недаром в Древнем Риме они были очень распространены. Как ни странно, у славян восковых табличек практически не было — так как было много берёз, с которых можно содрать бересту 🙂 Возможно, потому что они не знали парочки важных секретов (или было слишком холодно, и по воску сложно писать)…
Но мы эти секреты (по крайней мере, некоторые), изучили на собственном опыте. О чём и собираемся поведать:
Восковые таблички (церы) — инструкция по изготовлению
В изготовлении восковых табличек есть два шага — изготовление основы-подложки и заливка воском.
Перво-наперво нужна подложка для восковой таблички.
Раньше использовались деревянные дощечки, в которых резцом делалось углубление; оставлялись поля примерно 1-2 см шириной (бортик, не дающий вытечь воску).
Сейчас можно использовать что угодно — пластик, картон, фанеру — всё, что есть под рукой. Принцип прост: нужна дощечка из того или иного материала. И нужны бортики, которые приклеиваются клеем ПВА.
Те, кто хочет приключений, могут поработать резцом по дереву. Но это на любителя 🙂
В нашем пробном испытании дощечка и бортики были из гофрированного картона. Получилось не очень красиво, так что в следующий раз возьмём что-то более эстетичное.
Далее, дно таблички должно быть шероховатым, с царапинами и буграми — чтобы слой воска не отлетал при малейшем соударении. Возможно даже, дерево перед заливкой воска стоит обработать маслом (как в статье «Как обработать дерево маслом«). Гидрофобное масло и гидрофобный воск должны лучше держаться вместе, чем гидрофильная древесина и гидрофобный воск.
Второй шаг — заливка воском.
Здесь на первый взгляд всё просто — купил пару свечек в магазине, расплавил в кастрюльке и вуаля! Залил. Но, как ни странно, здесь есть тонкости.
Первое «упрощение», о котором подумают многие — зачем плавить в кастрюльке, если можно накапать свечкой, зажгя фитиль? Мы так пробовали. Получается на редкость уродское зрелище из пятен парафина разной высоты. Выровнять их потом скребком, как говорится о древних табличках, практически невозможно. Например, как здесь (и это не самый плохой вариант):
Поэтому нужно плавить в кастрюльке, заливать и СРАЗУ выравнивать, а не ждать, пока застынет. Воск, парафин и прочие подобные вещества быстро остывают и твердеют при контакте с холодной поверхностью, которую уже не разровнять без потерь. Поэтому нужно или
- а) предварительно нагреть основу до максимально возможной температуры, или
- б) заливать большим количеством вещества, чтобы хотя бы верх не совсем остыл до выравнивания.
Затем, парафин, стеарин и прочие материалы для современных свечей — более высокотемпературные по сравнению с воском. Поэтому из них получается худшее покрытие:
- Чтобы проковырять надпись, нужно изрядно постараться.
- Заодно скалываются края стеарина на «поворотах» букв, получается неровно и неаккуратно.
Поэтому, если есть возможность, восковую табличку лучше делать, как ни странно, из пчелиного воска. А купить воск можно у торговцев мёдом — подойти и спросить. Он стоит не очень дорого (дешевле мёда 🙂 )
Далее, воск сам по себе достаточно светлый. Поэтому написанное на воске плохо видно. Как здесь, например:
Поэтому хитрые древние римляне и греки
- а) добавляли в воск тёмный краситель, и
- б) делали светлой основу дощечки.
Как здесь, например:
Сделать светлой основу дощечки не проблема — любая масляная краска подойдёт. Или просто светлая древесина, что проще и дешевле.
Но чем окрасить воск для восковой таблички?
Исходя из логики, гидрофобный воск лучше окрашивать гидрофобным красителем. Весьма вероятно, древние греки с римлянами использовали в качестве красителя сажу. Но поскольку в наше время такой роскоши днём с огнём не найдёшь 🙂 , придётся придумать нечто новое.
Но те, кто реконструирует таблички, добавляют в воск расплавленные восковые мелки, которыми рисуют дети. Так что сегодня метод прост — пошёл в магазин, купил восковые мелки, расплавил, добавил — и вуаля, цвет готов 🙂
Итак, методика изготовления восковых табличек проста.
Но есть несколько важных нюансов, которыми мы с вами поделились.
Если вы знаете ещё что-то, чего не написано, но что важно — обязательно помогите, напишите в комментариях!
Помогли проекту материалы http://vk.com/notes11420788 и Википедии
interesko.info
Церы - это... Что такое Церы?
Шлёцеры — Шлёцеры … Википедия
Шлёцер, Татьяна Фёдоровна — Татьяна Шлёцер … Википедия
ДРЕВНЕЙ РУСИ АРХЕОЛОГИЯ — одно из главных направлений отечественной истории и археологии, в задачи к рой входит способствовать решению вопросов формирования и развития гос ва вост. славян в IХ XI вв., их христианизации, культурной идентификации и дальнейшего (до кон. XIII … Православная энциклопедия
штуцер — 1. штуцер, штуцеры, штуцера, штуцеров, штуцеру, штуцерам, штуцер, штуцеры, штуцером, штуцерами, штуцере, штуцерах 2. штуцер, штуцера, штуцера, штуцеров, штуцеру, штуцерам, штуцер, штуцера, штуцером, штуцерами, штуцере, штуцерах (Источник: «Полная … Формы слов
МЕЗЕНЦИЙ — • Mezentius, царь города Церы или Агиллы в Этрурии (Liv. 1, 2), властвовавший в то же время над рутулами, подчиненными этрускам. По Катону, Турн, царь рутулов, побежденный Энеем, убежал к М.; оба дали сражение Энею, в котором пали… … Реальный словарь классических древностей
НОВГОРОД ВЕЛИКИЙ — НОВГОРОД ВЕЛИКИЙ, древний русский город, центр Новгородской области (с 5 июля 1944). Расположен на Приильменской низменности на обеих берегах реки Волхов (впадает в Ладожское озеро), в 6 км от истока из оз. Ильмень, в 606 км к северо западу от… … Энциклопедический словарь
Велесова книга — … Википедия
Новгородский кодекс — Страница 1 основного текста Новгородского кодекса. Начало псалма 75 Новгородский кодекс (также «Новгородская псалтырь», по наиболее надёжному читаемому тексту) обнаруженная в … Википедия
Онфим — Автопортрет Онфима в образе трехпалого всадника, поражающего такого же врага. Берестяная грамота № 200. Выписана также половина азбуки от А до К Онфим (народная версия греческого имени Анфимий) новгородский мальчик XIII века, автор … Википедия
Луна-44 (радиопередача) — Это статья о радиопередаче, о фильме смотри Луна 44 Луна 44 Жанр музыкальная Автор Олег Оноприенко Ведущий Олег Оноприенко Страна производства Россия Язык русский Производство Продолжительность 45 минут Вещание … Википедия
dic.academic.ru
цера — Викисловарь
Материал из Викисловаря
Перейти к навигации Перейти к поискуСм. также цёра. |
В Википедии есть страница «цера». |
Содержание
- 1 Русский
- 1.1 Морфологические и синтаксические свойства
- 1.2 Произношение
- 1.3 Семантические свойства
- 1.3.1 Значение
- 1.3.2 Синонимы
- 1.3.3 Антонимы
- 1.3.4 Гиперонимы
- 1.3.5 Гипонимы
- 1.4 Родственные слова
- 1.5 Этимология
- 1.6 Фразеологизмы и устойчивые сочетания
- 1.7 Перевод
- 1.8 Библиография
Морфологические и синтаксические свойства[править]
Им. | це́ра | це́ры |
Р. | це́ры | це́р |
Д. | це́ре | це́рам |
В. | це́ру | це́ры |
Тв. | це́ройце́рою |
ru.wiktionary.org
Цера Википедия
Воскова́я табли́чка (це́ра от лат.
tabula cerata; греч. κηρωμένη πινακίδα) — дощечка из твёрдого материала (самшит, бук, кость) с выдолбленным углублением, куда заливался тёмный воск. На дощечке писали, нанося на воск знаки острой металлической, деревянной либо костяной палочкой — стилусом (др.-греч. στῦλος, лат. stilus). В случае необходимости надписи можно было стереть, загладить, и воспользоваться дощечкой многократно. Восковые таблички служили для ежедневных записей, напоминали о делах, о долгах и обязательствах, служили черновиком текстов, которые затем переносились на папирус и пергамент. Запечатанные таблички применялись для составления завещаний, передачи секретных распоряжений начальствующих лиц, разнообразных заявлений, расписок и даже доносов. Древнейшая археологическая находка цер относится к VII веку до н. э. (Этрурия). В качестве предмета повседневного обихода в Европе восковые таблички использовались почти до середины XIX века.
Использование
Деталь помпейской фрески, изображающей принадлежности для письма: папирусный свиток, калям с чернильницей, церы и стило Самая древняя восковая табличка, вырезанная из слоновой кости, была открыта при раскопках на территории античной Этрурии в Марсилиано. Археологи датировали её началом VII века до н. э. По краю её начертан греческий алфавит в архаической форме: знаки написаны справа налево; это аналог античных и средневековых «школьных тетрадей», известных по другим находкам более позднего времени. Обычно таблички изготавливали из бука, дуба и других твёрдых пород деревьев. Края табличек были приподняты, до их уровня заливался расплавленный воск: его разглаживали трапециевидным скребком. По застывшему воску писали продолговатым металлическим или костяным стержнем: один конец его был заострён, другой оканчивался лопаточкой. Если запись чем-то не удовлетворяла пишущего или в ней миновала надобность, воск заглаживали лопаточкой, после чего писали вновь по этой же табличке. Стержень этот у римлян назывался стилем (откуда ведёт начало не только соответствующий термин, но и разновидность кинжала)[1].
Гораций советовал начинающим авторам «чаще оборачивать стиль» (Сатиры, I, 10, 72), это выражение стало нарицательным, получив значение «редактировать», «исправлять». В «Латинской антологии» (I, 286) имеются стихи о стиле:
Плоский вверху, меняю я вид, устремляяся книзу,Той и другой стороной обращаюсь для службы различной:Верхняя часть отменяет всё то, что содеяно нижней.
Римский теоретик ораторского искусства Квинтилиан наставлял начинающих ораторов писать только на восковых табличках — на них очень легко стирать написанное (X, 3, 31)[2]. Церы служили и для переписки, когда адресат, стерев написанное, тут же писал свой ответ. Живший во второй половине I в. до н. э. римский поэт Проперций в одной из своих элегий (III, 22) сожалел о пропаже табличек, так часто курсировавших между ним и его возлюбленной[3].
Античность
Современная реплика триптиха и стилосовДревние греки называли покрытую воском табличку дельтой (греч. δέλτος), — вероятно, потому, что в глубокой древности они имели треугольную или трапециевидную форму. Края табличек просверливались, в отверстия продевались шнурки (или ремешки, кольца), соединявшие вместе две или большее число табличек. Две связанные вместе таблички назывались диптихом, три — триптихом, четыре и более — полиптихом. Диптих упоминался Геродотом в рассказе о хитрости царя спартанцев Демарата (VII, 239). Чтобы передать согражданам планы персидского царя Ксеркса, Демарат соскоблил с диптиха («дельтион диптихон») воск, написал письмо на поверхности самого дерева, а затем покрыл всю запись воском. Чистые восковые таблички не вызывали подозрений: это был обычный предмет обихода грамотного человека[3].
В богатых римских домах хранились архивы восковых табличек, для которых служило специальное помещение — таблинум (от лат. tabula — «табличка»). Такие архивы описывал Плиний Старший в своей «Естественной истории» (XXXV, 7), но использовал для цер термин «кодекс», который потом перешёл на пергаментную книгу современного вида[4]. Знатные и богатые люди предпочитали использовать роскошные таблички, чаще из слоновой кости, иногда они отделывались золотом, а наружная сторона могла иметь высокохудожественные изображения. Существовал обычай, согласно которому римские консулы дарили такие таблички знакомым и друзьям на новый год. На таких же табличках деловые люди и политики набрасывали черновики документов и писем, а затем надиктовывали профессиональным писцам-либралиям. По сообщению Цицерона, Цезарь имел при себе семерых писцов (Pro Sulla, 14).
На табличках писали обыкновенно курсивом, если только владелец цер не был школьником, обучавшимся каллиграфии. Долгое время курсив был нечитаемым для учёных-антиковедов, и был расшифрован на рубеже XVIII—XIX веков Иоганном Массманом на материале табличек, обнаруженных в золотых рудниках Трансильвании — римской Дакии. Они были датированы 131—167 годами. Опубликованы были результаты работы в 1840 году в Лейпциге[5].
Наиболее значительными по объёму археологические находки были совершены в период второй половины XIX — начала XX века. Например, в 1881 году голландский учёный Конинг подарил Лейденскому университету 7 табличек, образующих полиптих. Они были куплены его братом на руинах древней Пальмиры и получили название «Ассендельфтских табличек». Церы были изготовлены из бука, а в воск была добавлена смола, чтобы сделать его более тёмным. По формату таблички соответствовали античной книге, то есть были почти квадратными — 14,5 × 12 см[6]. Оборот первой таблички содержал стих поэмы Гесиода «Труды и дни». Он тщательно выписан округлыми и ровными буквами, вероятно, это была пропись, оставленная учителем каллиграфии. На остальных табличках записаны басни Бабрия — «Больной ворон», «Лев и бык», «Куропатка и земледелец», «Укушенный муравьем и Гермес», «Бык и козел», «Лев и лисица». В 1928 году в Алжире были найдены 45 восковых табличек времени вандальского королевства — так называемые «Таблички Альбертини»[7].
Весьма объёмные находки дали раскопки в помпейском доме финансиста Луция Цецилия Юкунда 3—5 июля 1875 года. (Сопоставимыми по объёму были находки в Геркулануме, но они шли на всём протяжении 1930-х годов). Над портиком перистиля дома Юкунда были открыты остатки сундука, в котором хранились 127 диптихов и триптихов, которых большинство. Несмотря на то, что они пострадали от вулканического пепла и частично обуглились, в значительной части их удалось прочитать. Документы, сохранившиеся на этих табличках, относятся в большинстве случаев к 53—62 годам, и только два — к более раннему времени (15 и 27 годы). Помпейские триптихи состоят из табличек, имеющих углубления, заполнявшиеся воском и предназначенные для письма только на 2, 3 и 5-й страницах. На 2 и 3-й страницах писался главный текст документа, затем первая и вторая таблички связывались (вторая и третья страницы оказывались закрытыми), а в специальном желобке посредине гладкой четвёртой страницы пропускался шнурок, скрепляемый печатями сигнаторов — свидетелей, присутствовавших при заключении сделки, причем каждый из них ставил свою подпись рядом со своей печатью, чернилами по дереву. Главным типом документов, хранившихся в доме Цецилия Юкунда, были расписки, квитанции об уплате, и т. д.[8]
Таблички играли существенную роль в процессе создания античных книг. Здесь находил воплощение первоначальный авторский замысел, набрасывались отдельные части произведения. Лишь после тщательной отделки литературное произведение переносилось на папирус («харту») или пергамент. Иногда отделка произведения была не очень тщательной, и это вело к неточностям и ошибкам. Именно таково происхождение многочисленных погрешностей в «Естественной истории» Плиния Старшего[9].
Средние века и Новое время
Хильдегарда Бингенская обретает божественное вдохновение и диктует своему писцу (справа). Характерна изменившаяся форма таблички — закруглённая в верхней части. Миниатюра из рукописи Liber SciviasПроизведения средневековой литературы и живописи свидетельствуют, что восковые таблички, практически не изменившись со времён античности, продолжали активно использоваться в прежнем качестве. Достаточно многочисленны упоминания о них в период XI—XII веков. Аббат Гериман Турнейский (1095—1147) упоминал об использовании им цер в качестве материала для своих трактатов. Сохранилось изображение церковной писательницы Хильдегарды Бингенской, которая диктует данное ей откровение, сверяясь со своими записями на церах. Канцелярия французских королей использовала восковые таблички ещё в XIV веке[10].
Восковые таблички активно использовались и в более поздний период. В австрийском Энсе сохранились церы из городского архива с сервитутными записями от 1500 года, при этом они продолжают документы, начатые ещё в 1447 году. Сохранились 10 деревянных табличек форматом 375 × 207 мм и толщиной в 90 мм. Левая табличка диптиха содержит кредитные записи, сделанные на пергаменте или бумаге, а данные о задолженностях писались на воске, и после погашения стирались. Воск на этих табличках тёмно-бурый, он содержит сажу и 5—10 % масла[11].
В Германии для повседневных деловых записей церы использовались до самого XIX века. Администрация соляных промыслов в Швебиш-Халль употребляла их ещё в 1812 году[12]. Во французском Руане восковые таблички использовались по крайней мере до 1860-х годов, хорошо документировано их применение на рыбном рынке в 1849 году[13].
В Древней Руси
Долгое время существовало высказанное в 1928 году мнение палеографа академика Е. Ф. Карского о том, что Русь не знала письма по воску. Оно было отвергнуто после многочисленных находок в Новгороде и других древнерусских городах стилосов (они назывались «писа́лами»[14]). Такие инструменты (их в одном только Новгороде найдено около 250) имеют обязательную лопаточку, бесполезную для берестяного письма. Всего до 2000 года обнаружено 12 цер, некоторые из них на обороте и на бортиках снабжены азбукой, что указывает на их использование в обучении письму. Самые древние образцы относятся к XI веку. На одной цере сохранились остатки воска с фрагментами написанного. Все прежние находки имеют небольшой размер, будучи подобиями позднейших записных книжек. Среди находок и древнейшая русская книга — «Новгородский кодекс»[15]. В 2008 году была найдена ещё одна цера[16].
Из найденных в Новгороде табличек выделяются три из Троицкого раскопа (слой второй половины XIV века). Они имеют ближайшие аналоги в материалах ганзейских городов, в частности, Любека и обнаружены на одной из усадеб в составе других западноевропейских предметов. По мнению Е. А. Рыбиной, церы не были в постоянном и повсеместном употреблении в средневековом Новгороде, их применение было локальным и носило частный характер. Почти половина из известных в Новгороде цер сосредоточена на усадьбах Людина конца в слоях XII века, где обнаружено скопление берестяных грамот, а также зафиксировало существование профессионального писца. Не исключено, что здесь было организовано и обучение грамоте, для чего использовались церы. В целом же, в отличие от Западной Европы, на Руси церы практически не употреблялись, поскольку здесь для повседневных деловых, бытовых и других записей активно применялась берёста, о чём свидетельствуют многочисленные находки берестяных грамот в Новгороде и ещё в 8 древнерусских городах[17].
Примечания
- ↑ Борухович, 1976, с. 19—20.
- ↑ Борухович, 1976, с. 20—21.
- ↑ 1 2 Борухович, 1976, с. 22.
- ↑ Борухович, 1976, с. 24.
- ↑ Massman I. F. Libellus aurarius sive tabulae ceratae et antiquissimae et unicae Romanae in fodina auraria apud Abrudbanyam, oppidulum Transsylvanum nuper repertae. — Lipsiae, 1840.
- ↑ Hesseling D. C. On Waxen Tablets with fables of Babrius (Tabulae ceratae Assendeftianae) // Journal of Hellenic Studies. — Vol. XIII, part I. — 1892. — P. 293.
- ↑ Борухович, 1976, с. 25.
- ↑ Борухович, 1976, с. 28—29.
- ↑ Борухович, 1976, с. 30—31.
- ↑ Борухович, 1976, с. 31.
- ↑ Wilflingseder F. Die Urbare des Ennser Bürgerspitals aus den Jahren 1447 und 1500 // Biblos. — 1964. — No 13. — S. 134—145.
- ↑ Büll R.. Wachs als Beschreib- und Siegelstoff. Wachstafeln und ihre Verwendung // Das große Buch vom Wachs. Vol. 2. — München: Georg D. W. Callwey, 1977. — S. 785—894.
- ↑ Lalou E. Inventaire des tablettes médiévales et présentation genérale // Les Tablettes à écrire de l’Antiquité à l’Epoque Moderne. — 1992. — P. 233—288.
- ↑ http://www.gramota.ru/slovari/dic/?lop=x&word=писало
- ↑ Зализняк, 2001, с. 202—209.
- ↑ Летягин А. Новгородские археологи нашли табличку для письма 1000-летней давности. «РИА Новости» (19 июня 2008). Проверено 3 сентября 2014.
- ↑ Рыбина Е. А. Церы из раскопок в Новгороде. «Новгород и Новгородская Земля. История и археология». Материалы научной конференции. Библиотекарь.Ру. Проверено 3 сентября 2014.
Литература
Ссылки
- Рыбина Е. А. Церы из раскопок в Новгороде. «Новгород и Новгородская Земля. История и археология». Материалы научной конференции. Библиотекарь.Ру. Проверено 3 сентября 2014.
- Николай Тужилин. На чём люди писали. Мир вокруг тебя. Библиотекарь.Ру. Проверено 3 сентября 2014.
wikiredia.ru
Церы Википедия
Воскова́я табли́чка (це́ра от лат.
tabula cerata; греч. κηρωμένη πινακίδα) — дощечка из твёрдого материала (самшит, бук, кость) с выдолбленным углублением, куда заливался тёмный воск. На дощечке писали, нанося на воск знаки острой металлической, деревянной либо костяной палочкой — стилусом (др.-греч. στῦλος, лат. stilus). В случае необходимости надписи можно было стереть, загладить, и воспользоваться дощечкой многократно. Восковые таблички служили для ежедневных записей, напоминали о делах, о долгах и обязательствах, служили черновиком текстов, которые затем переносились на папирус и пергамент. Запечатанные таблички применялись для составления завещаний, передачи секретных распоряжений начальствующих лиц, разнообразных заявлений, расписок и даже доносов. Древнейшая археологическая находка цер относится к VII веку до н. э. (Этрурия). В качестве предмета повседневного обихода в Европе восковые таблички использовались почти до середины XIX века.Использование
Деталь помпейской фрески, изображающей принадлежности для письма: папирусный свиток, калям с чернильницей, церы и стилоСамая древняя восковая табличка, вырезанная из слоновой кости, была открыта при раскопках на территории античной Этрурии в Марсилиано. Археологи датировали её началом VII века до н. э. По краю её начертан греческий алфавит в архаической форме: знаки написаны справа налево; это аналог античных и средневековых «школьных тетрадей», известных по другим находкам более позднего времени. Обычно таблички изготавливали из бука, дуба и других твёрдых пород деревьев. Края табличек были приподняты, до их уровня заливался расплавленный воск: его разглаживали трапециевидным скребком. По застывшему воску писали продолговатым металлическим или костяным стержнем: один конец его был заострён, другой оканчивался лопаточкой. Если запись чем-то не удовлетворяла пишущего или в ней миновала надобность, воск заглаживали лопаточкой, после чего писали вновь по этой же табличке. Стержень этот у римлян назывался стилем (откуда ведёт начало не только соответствующий термин, но и разновидность кинжала)[1].
Гораций советовал начинающим авторам «чаще оборачивать стиль» (Сатиры, I, 10, 72), это выражение стало нарицательным, получив значение «редактировать», «исправлять». В «Латинской антологии» (I, 286) имеются стихи о стиле:
Плоский вверху, меняю я вид, устремляяся книзу,Той и другой стороной обращаюсь для службы различной:Верхняя часть отменяет всё то, что содеяно нижней.
Римский теоретик ораторского искусства Квинтилиан наставлял начинающих ораторов писать только на восковых табличках — на них очень легко стирать написанное (X, 3, 31)[2]. Церы служили и для переписки, когда адресат, стерев написанное, тут же писал свой ответ. Живший во второй половине I в. до н. э. римский поэт Проперций в одной из своих элегий (III, 22) сожалел о пропаже табличек, так часто курсировавших между ним и его возлюбленной[3].
Античность
Современная реплика триптиха и стилосовДревние греки называли покрытую воском табличку дельтой (греч. δέλτος), — вероятно, потому, что в глубокой древности они имели треугольную или трапециевидную форму. Края табличек просверливались, в отверстия продевались шнурки (или ремешки, кольца), соединявшие вместе две или большее число табличек. Две связанные вместе таблички назывались диптихом, три — триптихом, четыре и более — полиптихом. Диптих упоминался Геродотом в рассказе о хитрости царя спартанцев Демарата (VII, 239). Чтобы передать согражданам планы персидского царя Ксеркса, Демарат соскоблил с диптиха («дельтион диптихон») воск, написал письмо на поверхности самого дерева, а затем покрыл всю запись воском. Чистые восковые таблички не вызывали подозрений: это был обычный предмет обихода грамотного человека[3].
В богатых римских домах хранились архивы восковых табличек, для которых служило специальное помещение — таблинум (от лат. tabula — «табличка»). Такие архивы описывал Плиний Старший в своей «Естественной истории» (XXXV, 7), но использовал для цер термин «кодекс», который потом перешёл на пергаментную книгу современного вида[4]. Знатные и богатые люди предпочитали использовать роскошные таблички, чаще из слоновой кости, иногда они отделывались золотом, а наружная сторона могла иметь высокохудожественные изображения. Существовал обычай, согласно которому римские консулы дарили такие таблички знакомым и друзьям на новый год. На таких же табличках деловые люди и политики набрасывали черновики документов и писем, а затем надиктовывали профессиональным писцам-либралиям. По сообщению Цицерона, Цезарь имел при себе семерых писцов (Pro Sulla, 14).
На табличках писали обыкновенно курсивом, если только владелец цер не был школьником, обучавшимся каллиграфии. Долгое время курсив был нечитаемым для учёных-антиковедов, и был расшифрован на рубеже XVIII—XIX веков Иоганном Массманом на материале табличек, обнаруженных в золотых рудниках Трансильвании — римской Дакии. Они были датированы 131—167 годами. Опубликованы были результаты работы в 1840 году в Лейпциге[5].
Наиболее значительными по объёму археологические находки были совершены в период второй половины XIX — начала XX века. Например, в 1881 году голландский учёный Конинг подарил Лейденскому университету 7 табличек, образующих полиптих. Они были куплены его братом на руинах древней Пальмиры и получили название «Ассендельфтских табличек». Церы были изготовлены из бука, а в воск была добавлена смола, чтобы сделать его более тёмным. По формату таблички соответствовали античной книге, то есть были почти квадратными — 14,5 × 12 см[6]. Оборот первой таблички содержал стих поэмы Гесиода «Труды и дни». Он тщательно выписан округлыми и ровными буквами, вероятно, это была пропись, оставленная учителем каллиграфии. На остальных табличках записаны басни Бабрия — «Больной ворон», «Лев и бык», «Куропатка и земледелец», «Укушенный муравьем и Гермес», «Бык и козел», «Лев и лисица». В 1928 году в Алжире были найдены 45 восковых табличек времени вандальского королевства — так называемые «Таблички Альбертини»[7].
Весьма объёмные находки дали раскопки в помпейском доме финансиста Луция Цецилия Юкунда 3—5 июля 1875 года. (Сопоставимыми по объёму были находки в Геркулануме, но они шли на всём протяжении 1930-х годов). Над портиком перистиля дома Юкунда были открыты остатки сундука, в котором хранились 127 диптихов и триптихов, которых большинство. Несмотря на то, что они пострадали от вулканического пепла и частично обуглились, в значительной части их удалось прочитать. Документы, сохранившиеся на этих табличках, относятся в большинстве случаев к 53—62 годам, и только два — к более раннему времени (15 и 27 годы). Помпейские триптихи состоят из табличек, имеющих углубления, заполнявшиеся воском и предназначенные для письма только на 2, 3 и 5-й страницах. На 2 и 3-й страницах писался главный текст документа, затем первая и вторая таблички связывались (вторая и третья страницы оказывались закрытыми), а в специальном желобке посредине гладкой четвёртой страницы пропускался шнурок, скрепляемый печатями сигнаторов — свидетелей, присутствовавших при заключении сделки, причем каждый из них ставил свою подпись рядом со своей печатью, чернилами по дереву. Главным типом документов, хранившихся в доме Цецилия Юкунда, были расписки, квитанции об уплате, и т. д.[8]
Таблички играли существенную роль в процессе создания античных книг. Здесь находил воплощение первоначальный авторский замысел, набрасывались отдельные части произведения. Лишь после тщательной отделки литературное произведение переносилось на папирус («харту») или пергамент. Иногда отделка произведения была не очень тщательной, и это вело к неточностям и ошибкам. Именно таково происхождение многочисленных погрешностей в «Естественной истории» Плиния Старшего[9].
Средние века и Новое время
Хильдегарда Бингенская обретает божественное вдохновение и диктует своему писцу (справа). Характерна изменившаяся форма таблички — закруглённая в верхней части. Миниатюра из рукописи Liber SciviasПроизведения средневековой литературы и живописи свидетельствуют, что восковые таблички, практически не изменившись со времён античности, продолжали активно использоваться в прежнем качестве. Достаточно многочисленны упоминания о них в период XI—XII веков. Аббат Гериман Турнейский (1095—1147) упоминал об использовании им цер в качестве материала для своих трактатов. Сохранилось изображение церковной писательницы Хильдегарды Бингенской, которая диктует данное ей откровение, сверяясь со своими записями на церах. Канцелярия французских королей использовала восковые таблички ещё в XIV веке[10].
Восковые таблички активно использовались и в более поздний период. В австрийском Энсе сохранились церы из городского архива с сервитутными записями от 1500 года, при этом они продолжают документы, начатые ещё в 1447 году. Сохранились 10 деревянных табличек форматом 375 × 207 мм и толщиной в 90 мм. Левая табличка диптиха содержит кредитные записи, сделанные на пергаменте или бумаге, а данные о задолженностях писались на воске, и после погашения стирались. Воск на этих табличках тёмно-бурый, он содержит сажу и 5—10 % масла[11].
В Германии для повседневных деловых записей церы использовались до самого XIX века. Администрация соляных промыслов в Швебиш-Халль употребляла их ещё в 1812 году[12]. Во французском Руане восковые таблички использовались по крайней мере до 1860-х годов, хорошо документировано их применение на рыбном рынке в 1849 году[13].
В Древней Руси
Долгое время существовало высказанное в 1928 году мнение палеографа академика Е. Ф. Карского о том, что Русь не знала письма по воску. Оно было отвергнуто после многочисленных находок в Новгороде и других древнерусских городах стилосов (они назывались «писа́лами»[14]). Такие инструменты (их в одном только Новгороде найдено около 250) имеют обязательную лопаточку, бесполезную для берестяного письма. Всего до 2000 года обнаружено 12 цер, некоторые из них на обороте и на бортиках снабжены азбукой, что указывает на их использование в обучении письму. Самые древние образцы относятся к XI веку. На одной цере сохранились остатки воска с фрагментами написанного. Все прежние находки имеют небольшой размер, будучи подобиями позднейших записных книжек. Среди находок и древнейшая русская книга — «Новгородский кодекс»[15]. В 2008 году была найдена ещё одна цера[16].
Из найденных в Новгороде табличек выделяются три из Троицкого раскопа (слой второй половины XIV века). Они имеют ближайшие аналоги в материалах ганзейских городов, в частности, Любека и обнаружены на одной из усадеб в составе других западноевропейских предметов. По мнению Е. А. Рыбиной, церы не были в постоянном и повсеместном употреблении в средневековом Новгороде, их применение было локальным и носило частный характер. Почти половина из известных в Новгороде цер сосредоточена на усадьбах Людина конца в слоях XII века, где обнаружено скопление берестяных грамот, а также зафиксировало существование профессионального писца. Не исключено, что здесь было организовано и обучение грамоте, для чего использовались церы. В целом же, в отличие от Западной Европы, на Руси церы практически не употреблялись, поскольку здесь для повседневных деловых, бытовых и других записей активно применялась берёста, о чём свидетельствуют многочисленные находки берестяных грамот в Новгороде и ещё в 8 древнерусских городах[17].
Примечания
- ↑ Борухович, 1976, с. 19—20.
- ↑ Борухович, 1976, с. 20—21.
- ↑ 1 2 Борухович, 1976, с. 22.
- ↑ Борухович, 1976, с. 24.
- ↑ Massman I. F. Libellus aurarius sive tabulae ceratae et antiquissimae et unicae Romanae in fodina auraria apud Abrudbanyam, oppidulum Transsylvanum nuper repertae. — Lipsiae, 1840.
- ↑ Hesseling D. C. On Waxen Tablets with fables of Babrius (Tabulae ceratae Assendeftianae) // Journal of Hellenic Studies. — Vol. XIII, part I. — 1892. — P. 293.
- ↑ Борухович, 1976, с. 25.
- ↑ Борухович, 1976, с. 28—29.
- ↑ Борухович, 1976, с. 30—31.
- ↑ Борухович, 1976, с. 31.
- ↑ Wilflingseder F. Die Urbare des Ennser Bürgerspitals aus den Jahren 1447 und 1500 // Biblos. — 1964. — No 13. — S. 134—145.
- ↑ Büll R.. Wachs als Beschreib- und Siegelstoff. Wachstafeln und ihre Verwendung // Das große Buch vom Wachs. Vol. 2. — München: Georg D. W. Callwey, 1977. — S. 785—894.
- ↑ Lalou E. Inventaire des tablettes médiévales et présentation genérale // Les Tablettes à écrire de l’Antiquité à l’Epoque Moderne. — 1992. — P. 233—288.
- ↑ http://www.gramota.ru/slovari/dic/?lop=x&word=писало
- ↑ Зализняк, 2001, с. 202—209.
- ↑ Летягин А. Новгородские археологи нашли табличку для письма 1000-летней давности. «РИА Новости» (19 июня 2008). Проверено 3 сентября 2014.
- ↑ Рыбина Е. А. Церы из раскопок в Новгороде. «Новгород и Новгородская Земля. История и археология». Материалы научной конференции. Библиотекарь.Ру. Проверено 3 сентября 2014.
Литература
Ссылки
- Рыбина Е. А. Церы из раскопок в Новгороде. «Новгород и Новгородская Земля. История и археология». Материалы научной конференции. Библиотекарь.Ру. Проверено 3 сентября 2014.
- Николай Тужилин. На чём люди писали. Мир вокруг тебя. Библиотекарь.Ру. Проверено 3 сентября 2014.
wikiredia.ru
Восковые таблички - это... Что такое Восковые таблички?
Римская восковая табличка со стилусами (современная репродукция)
Воскова́я табли́чка (воскова́я доще́чка, воще́чка, це́ра) — дощечка из твёрдого материала (самшит, бук, кость) с выдолбленным углублением, так что бы образовывался бордюрчик, и залитая тёмным воском. В Римской империи пришла на смену свинцовых листов. На дощечке писали, нанося на воск знаки острой металлической палочкой — стилусом (стиль, стило). В случае необходимости надписи можно было стереть, загладить, и воспользоваться дощечкой вторично.
Применение
В Древнем Риме употреблялись для письма, в Средневековье использовались главным образом для черновых заметок, деловых записей, писем, денежных расчётов. Складывались воском вовнутрь и соединялись по две (диптих) или три (триптих) штуки или по нескольку штук кожаным ремешком (полиптих). На Руси также письмо на церах имело некоторое распространение. Об этом говорят многочисленные найденные при археологических раскопках в Новгороде стили и один полиптих — Новгородский кодекс.[1]
Сохранившиеся образцы
Хильдегарда Бингенская
В условиях жаркого климата записи на восковых дощечках были недолговечны, однако некоторые оригиналы восковых табличек сохранились до наших дней (например, с записями французских королей). Сохранились и миниатюры с изображениями людей Средневековья, пишущих на них (например, изображение писательницы XII веке Хильдегарды Бингенской).
Время существования
Появившись в древней Греции, восковые дощечки использовались на протяжении почти тысячи лет. В XII векe в Париже всё ещё функционировала фабрика по производству подобных дощечек.
См. также
Ссылки
- Изобретение бумаги. На чём люди писали Электронная библиотека Библиотекарь.ру
Примечания
Wikimedia Foundation. 2010.
- Шунин, Антон Владимирович
- Греческий городок
Смотреть что такое "Восковые таблички" в других словарях:
Восковые таблички — вощечки, церы деревянные или костяные таблички, покрытые с внутренней стороны цветным воском для нанесения надписей острой металлической палочкой (стилем). В Древнем Риме употреблялись для письма, в Средневековье использовались главным образом… … Средневековый мир в терминах, именах и названиях
Восковые таблички — дерев. таблички, внутр. сторона к рых покрыв. цветным воском для нанесения надписей острым предметом (стилем). Как правило, две В. т. складыв. вместе, образуя диптих. В. т. были осн. материалом для письма в школе. Сохранивш. В. т.… … Древний мир. Энциклопедический словарь
Восковые таблички — деревянные таблички, внутр. сторона которых покрывалась цветным воском для нанесения надписей острым предметом (стилем). Как правило, две В. т. складывались вместе, образуя диптих. В. т. были осн. материалом для письма в школе.… … Словарь античности
Носитель информации — (информационный носитель) любой материальный объект или среда[неизвестный термин] , содержащий (несущий) информацию (И), способный достаточно длительное время сохранять в своей структуре занесённую в/на него информацию камень, дерево … Википедия
Книга — У этого термина существуют и другие значения, см. Книга (значения). Книга термин, имеющий несколько значений: Давид Т … Википедия
Письмо (письменность) — У этого термина существуют и другие значения, см. Письмо (значения). Средневековый христианский писец за работой Письмо … Википедия
Руан — (Rouen), город и порт на севере Франции, в 100 км от устья Сены, административный центр департамента Приморская Сена и главный город исторической области Нормандия. 105 тыс. жителей (1990). Текстильная, пищевая, машиностроительная, химическая… … Энциклопедический словарь
Энграмма — Энграмма (греч. έν пребывание в каком либо состоянии или действии + греч. γράμμα все написанное, запись). Буквально с греческого слово «энграмма» означает «внутренняя запись». Этим словом древние греки обозначали восковые… … Википедия
Книги — Книга некоторое количество бумаги, пергамента или другого листового материала, содержащих каким либо способом[1] перенесённые на них текст и/или иллюстрации, скреплённая по одному краю и защищённая обложкой. Каждая сторона листа в книге… … Википедия
Тахиграфия — (греч. быстрописание), стенография в античные и средние века, в отличие от брахиграфии. Греческой тахиграфией предшествовали две документально подтверждённые попытки реформы принятого в Афинах (ок. 350 до н.э.) и Дельфах (277 276 до н.э.)… … Википедия
dic.academic.ru