Зачем нам НДС? Что такое ндс и для чего он нужен
Что такое НДС простыми словами, и кто его платит?
После регистрации ЮЛ предприниматели сталкиваются с необходимостью ведения финансовой отчетности. Знание всех нюансов системы налогообложения не только убережет от проблем с налоговыми органами, но и позволит сэкономить.
Один из самых трудных для исчисления считается налог на НДС. Сложности выражаются не только в разной ставке при обложении разных видов деятельности. Речь идет также об особенностях его исчисления и возможностях возврата, о которых должен знать любой предприниматель.
Определение
НДС зачисляется в федеральный бюджет и считается косвенным налогом, так как полностью выплачивается из средств потребителей товаров. Продавец обязан вести бухгалтерский и налоговый учет оплаченных им самим НДС поставщикам.
Для начисления налога используется налоговая база, определяемая стоимостью товара, стоимость товара увеличивается на 10% или 18% при каждой продаже, его сумма указывается в отдельном столбце в счет-фактуре.
Обязанность уплаты НДС возникает в день отгрузки или оплаты товара. Существует 3 ставки НДС — 18%, 10% и 0%.
Нулевая ставка применяется к вывозимым посредством таможенных процедур экспортных товаров, а также при осуществлении услуг по международной транспортировке товаров. НДС 10 % начисляется на отдельные группы товаров: детские, медицинские и т.д 18% ставка НДС применяется к всем остальным товарам.
Суммы НДС, затраченные на покупку товаров или услуг на территории России подлежат вычету из сумм проданных товаров, в связи с этим уплачивающие НДС предприятия предпочитают не вести дел с компаниями, осуществляющими деятельность в других налоговых режимах.
О том, кто платит НДС, и что это такое, смотрите видео. Приятного просмотра!
Кто платит этот налог?
Почти все предприниматели сталкиваются с необходимостью уплаты НДС, им облагается любая организация с общим режимом налогообложения. НДС облагаются предприятия, ИП и физические лица, создающие дополнительную рыночную ценность. От НДС освобождаются организации и ИП, ведущие отчетность в специальных налоговых режимах.
Что такое НДС к возмещению?
В настоящее время наблюдается рост споров между предпринимателями и налоговыми органами, в 50% конфликтных ситуаций речь идет о возмещении НДС. По данным статистики, почти в 90% случаев споры заканчиваются в пользу предпринимателей. В соответствии с законодательством России налогоплательщик имеет право на возмещение налога на НДС.
Согласно 176 статье Налогового кодекса НДС подлежит возмещению в случае, когда по итогам налогового года сумма вычетов превышает исчисленный по операциям размер налога, разница возвращается налогоплательщику.
Как вернуть?
Ежегодно налогоплательщик сдает декларацию, при необходимости возврата НДС, в ней должна быть отражена сумма НДС к возмещению. Заявитель имеет полное право на ее возмещение после проведения камеральной проверки. На практике для возврата суммы налога в налоговую инспекцию необходимо направить составленное в произвольной форме заявление.
В тексте заявления должно быть указано полное название предприятия, почтовый адрес, ИНН, подпись директора с расшифровкой (при подписании другим сотрудником должна быть приложена копия доверенности), печать, в случае, если заявление составлено не на фирменном бланке организации. При отсутствии вышеперечисленных данных налоговая может отказать в рассмотрении заявления.
Сумма возврата НДС может быть зачтена в счет другого налога, для этого необходимо указать КБК этого налога и подлежащую перечислению сумму. Оставшаяся сумма может быть направлена в счет уплаты будущих платежей по НДС. При необходимости возврата денежных средств в обязательном порядке должен быть указан расчетный счет для их перечисления, особенно если у предприятия несколько счетов, и какой-то из них открыт в проблемном банке. После получения заявления назначается камеральная проверка предприятия, в ходе которой рассматривается вся отчетность предприятия.
Перед отправкой заявления на возврат необходимо привести в порядок всю отчетность. Несоответствия в накладных, договорах, актах и счетах могут послужить серьезной причиной для отказа в возврате указанной в документах суммы.
Основная трудность заключается в том, что счета-фактуры оформляются не налогоплательщиком, а контрагентами, с которыми он сотрудничает. Поэтому от них рекомендуется требовать точного оформления документов.
Составление счетов-фактур
Путаница может возникнуть при проверке адресов, так как часто компании указывают в документах не юридический, а фактический адрес. Ошибки могут быть также допущены при оформлении номеров платежных документов и в названии организации. В последнее время к судебному рассмотрению допускаются и исправленные документы, но лучше всего все делать правильно с самого начала.
Другие рекомендации к возврату
Для облегчения ведения учета рекомендуется отдельно оформлять облагаемые и не облагаемые налогом операции, а также операции с нулевой процентной ставкой (при экспорте продукции). При отсутствии разделения вернуть НДС практически невозможно, так как возврат суммы налога привязан к конкретным видам деятельности.
Налоговая инспекция вправе отказать в возмещении НДС в случае, если сотрудничающий с организацией контрагент не заплатил НДС. Отказ может быть мотивирован неосмотрительностью в выборе контрагентов, для предотвращения таких случаев рекомендуется перед заключением договора провести проверку отчетности компании с привлечением юридических компаний или через отзывы в интернете.
Что такое НДС простыми словами? Об этом рассказывается в видео. В ролике также приводится пример расчета.
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас: +7 (495) 212-90-15 (Москва)+7 (812) 332-54-12 (Санкт-Петербург) Это быстро и бесплатно!
101million.com
для чего нужен НДС? любое мнение
Нало́г на доба́вленную сто́имость (НДС) — косвенный налог, форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации. Хотя теоретически НДС является налогом на добавленную стоимость, на практике он похож на налог с оборота, когда каждый торговец добавляет в выписываемые им счета-фактуры этот налог и ведёт учёт собранного налога для последующего представления информации в налоговые органы. Однако покупатель имеет право вычитать сумму налога, который он, согласно выписанным ему счетам-фактурам, уплатил за товары и услуги (но не в виде заработной платы или жалованья) . Таким образом, этот налог является косвенным, а его бремя ложится в итоге не на торговцев, а на конечных потребителей товаров и услуг. Данная система налогообложения создана для того, чтобы избежать уплаты налога на налог в связи с тем, что товары и услуги проходят длинный путь к потребителю; при системе НДС все товары и услуги несут в себе только налог, который взимается при окончательной продаже товаров потребителю. НДС- занимает в общей доле налогов страны четвертую часть. Деньги по расходам бюджета соответственно направляются на государственые нужды .
Чтобы у бухгалтеров мозги выкипали при его расчете.
А как тогда налоговая Вас жать будет
Вообще в любом государстве НДС составляет существенную долю поступлений в бюджет. А деньги в бюджете нужны, чтоб тратить их на нужды государства (ну, или на что-нибудь похожее :) ) Выводы делайте сами
Что бы жизь мёдом не казалась!
ободрать покупателей и отдать государству. ведь плательщиками НДС является каждый из нас. налог включен в стоимость товара. и не считая налога на прибыльу него самая высокая ставка (я правда акцизов ставки не помню).
Чтобы с народа последние деньги сдирать в доход государства! )) Для чего-же еще? )))
Чтобы было к чему фискалам докопаться.
налог нужен при любой власти. жалко что мы его оплачиваем по несколько раз на разных этапах купли-продажи
особенно весело платить НДС авансом таможне при ввозе на территорию России сырье... а потом хрен его возвернешь
Ясное дело для чего - поступление денег в казну государства.
touch.otvet.mail.ru
Зачем нам НДС? - статья
Ни один налог в Украине не поддался столь сокрушительной критике, как налог на добавленную стоимость. Он, мол, и преступный, и коррупционный, и подрывает экономику, потому сокращает спрос.
Понятно, что сам по себе ни один налог не может быть преступным или коррупционным. Его таким делают чиновники - кто из-за непрофессионализма, а кто и сознательно.
Как действует механизм
Налог на добавленную стоимость - это улучшенная разновидность налога с оборота. Государству он действительно нужен. Перманентное расширение функций требовало дополнительных стабильных источников пополнения бюджета.
Налог с оборота, начиная с начала прошлого века, позволял многим государствам мира решать эту задачу. В Советском Союзе он был едва ли не главным налогом, который формировал бюджет.
В то же время проблемой классического налога с оборота было то, что его ставка не могла быть одинаковой для разных видов товаров. Принцип функционирования налога с оборота предусматривал обложение налогом всех операций по купле-продаже.
Однако чем сложнее была продукция и чем больше развивался принцип специализации производства, тем больше трансформаций и оборотов происходило с одним и тем же товаром, который улучшал свои свойства.
Так, железную руду сначала добывают, затем обогащают, изготавливая из нее окатыши, далее из них производят чугун. Из чугуна могли сделать сковородку, а могли - и сталь, чтобы потом из нее делать трубу, которая могла быть конечной продукцией, а могла стать и составляющей производства станка или автомобиля.
То есть большинство технологических трансформаций происходило на разных предприятиях, и на каждом этапе эту обработанную продукцию нужно было облагать налогом с оборота. Следовательно, чем больше оборотов, тем больше налога в цене конечной продукции. Не меньше трансформаций происходит с товаром в пищевой промышленности.
Если же облагать одинаковой ставкой налога с оборота примитивные виды продукции с малым количеством транзакций, связанных с ее обработкой, и сложные, тогда сложная продукция становилась бы просто золотой.
В результате развития промышленности и научно-технического прогресса, выпуска новых видов продукции и углубления специализации, классический налог с оборота начал вредить экономике. Возникла необходимость разрабатывать новые ставки для различных отраслей.
Лоббизм по установлению тех или иных ставок порождал коррупцию в среде политиков и чиновничества и искажал реальную конкуренцию. Доходность капитала стала зависеть не от эффективности бизнеса, а от воли чиновников. Кроме того, налог с оборота сдерживал естественную потребность в углублении специализации.
Появление НДС стало настоящим прорывом. Впервые его ввели 10 апреля 1954 года во Франции. Автором налога был Морис Лори - тогдашний руководитель Дирекции по налогам министерства экономики, финансов и промышленности Франции. Правда, известный немецкий промышленник Вильгельм фон Сименс выдвинул такую идею еще в 1918 году.
Внедрение НДС решало главную проблему классического налога с оборота. Он абсолютно нейтрален в отношении любых производств и количества оборотов, потому облагается налогом только добавленная стоимость. Платит же налог конечный потребитель. Как правило, это граждане или неприбыльные организации и учреждения.
Ошибкой многих украинских экономистов является утверждение, что, мол, НДС был введен для борьбы с чрезмерным потреблением. Мол, обложение этим налогом приводит к росту цен, а это провоцирует сокращение потребления. На самом деле цена, прежде всего, зависит от спроса и предложения на товар, и уже потом возникает вопрос других составляющих формирования цены.
Например, ставка налога 20%. Первый покупатель приобретает товар по 120 гривен. В этой цене уже заложен налог на добавленную стоимость. То есть в действительности покупатель уже заплатил 20 гривен налога. Если покупатель не является конечным потребителем, то эти 20 гривен являются его налоговым кредитом.
Первый покупатель обработал продукцию или вообще без никаких улучшений продает ее за 150 гривен. В этом случае в цене тоже заложен НДС - не более 25 гривен. Теперь первый покупатель должен перечислить в бюджет только разницу между налоговым обязательством и налоговым кредитом, то есть 5 гривен с копейками.
Если следующий покупатель продаст ее за 240 гривен, то сумма налога составит 40 гривен, и ему нужно перечислить в бюджет только разницу между этими 40 гривнями и уже уплаченными 25 гривнами, т.е. 15 гривен, и т.д.
Если товар продается по той же цене, по которой был приобретен, то есть добавленная стоимость отсутствует, тогда разница между налоговым кредитом и налоговым обязательством будет равна нулю и ничего в бюджет платить не придется.
При этом и налоговый кредит, и налоговые обязательства не включаются соответственно в расходы и доходы плательщика налога на добавленную стоимость.
Несмотря на очевидные плюсы, НДС имеет существенные недостатки.
Во-первых, учитывая огромное количество нюансов, которые вынужден учитывать плательщик НДС, его учет достаточно сложен, он ведется отдельно от учета финансовых результатов деятельности предприятия, что увеличивает расходы предприятия.
Во-вторых, чем мельче предприятие и чем меньше у него общая сумма оборотов, подлежащих обложению НДС, тем больше затраты предприятия и налоговиков. Поступления же в бюджет от такого предприятия мизерные.
В-третьих, отсутствие сквозного контроля налоговиков за фактической уплатой НДС породило неслыханные злоупотребления, коррупцию и разворовывание бюджетных средств.
Если в длинной цепи покупателей-продавцов кто-то не перечислил средства в бюджет, перевел их в наличность или отправил за границу, а конечный продавец товара, например экспортер, имеет право на возмещение НДС, требует вернуть деньги, то в реальности вместо доходов государство получит чистые убытки.
Надо признать, что за годы независимости тысячи украинских чиновников и бизнесменов превратились в "добропорядочных" богачей в результате подобных сделок с НДС.
Американская альтернатива
В связи с этим НДС подвергается уничтожающей критике, и есть ли ему альтернатива? Недостатки налога с оборота тоже очевидны. Распространенным является предложение вместо НДС ввести налог с продаж, ссылаясь на опыт США, но Украина - не Америка.
Для начала нужно понять, может ли налог с продаж компенсировать для бюджета потери от отмены НДС. Вот несколько цифр для размышления.
Госбюджет-2010 должен получить 188,2 миллиарда гривен налоговых поступлений, из них от налога на добавленную стоимость - 104,7 миллиарда гривен. При этом НДС с ввезенных на территорию Украины товаров должен составить 78,7 миллиардов гривен.
Теперь - о розничной торговле. По данным Госкомстата, за январь-сентябрь 2010 года ее оборот составил 376,9 миллиарда гривен. Годовой прогноз - 550 миллиардов гривен.
Итак, если ставка налога с продаж в Украине будет 10% - в США в большинстве штатов она не превышает 7%, то бюджет собрал бы лишь 55 миллиардов гривен. Возникает вопрос: за счет чего будет компенсироваться эта разница?
В чем отличие НДС от налога с продаж? Если розничный продавец намерен уклониться от уплаты налога с продаж, то бюджет вообще ничего не получает. С НДС все сложнее. Розничный продавец, покупая продукцию у производителя или оптового поставщика, уже платит НДС, который заложен в цену продавца.
Осуществляя расходы, связанные с продажей своей продукции, он тоже платит НДС в цене затрат, например, оплачивая электричество или топливо.
Таким образом, даже не отразив в учете розничную продажу продукции, он частично НДС уже уплатил, и уклонился от уплаты только той части налога, которая должна была возникнуть как разница между налоговым кредитом и налоговым обязательством. То есть реальные потери бюджета будут существенно ниже.
Следует также заметить, что в США конечное потребление домохозяйств формирует большую часть ВВП, тогда как в Украине доля потребления населения и его влияние на размер ВВП в разы меньше, чем в США. Поэтому налог с продаж там позволяет обеспечить большую долю поступлений в бюджет, чем это возможно в Украине.
В США налог с продаж не обеспечивает столь значимую часть налоговых поступлений в госбюджет, как НДС в Украине. Там ставки налога на прибыль, налога на доходы физических лиц и налога на недвижимость значительно выше, чем в Украине.
Итак, предлагая вместо НДС ввести налог с продаж, нужно как минимум быть готовым к уплате более высоких сумм по другим налогам. Вряд ли в Украине найдется много желающих делать это - даже среди агитаторов за отмену НДС.
Кроме того, пропагандистам американской налоговой системы не надо забывать, что она считается одной из самых сложных в мире. Без налогового консультанта там вообще мало кто рискует готовить и сдавать налоговую декларацию.
Какой же вывод? Украине придется и дальше мириться с существованием НДС. Нужно только внедрить законодательные изменения, которые позволят существенно ограничить возможности для мошенничества и уклонения от уплаты этого налога.
Правительственные эксперименты
В проекте налогового кодекса сделана попытка выстроить систему, которая бы кардинально ограничила возможности для уклонения от уплаты НДС.
Для этого внедряется электронная система налоговых накладных, вновь субъектам предпринимательства не разрешается пользоваться правом на налоговый кредит в течение первого года деятельности, покрытие налогового кредита будет происходить в основном за счет налоговых обязательств будущих периодов.
В то же время вызывает серьезные возражения освобождение от НДС операций по поставке в Украину газа, оборудования, комплектующих и материалов для возобновляемых источников энергии, средств измерения, контроля и управления расходами топливно-энергетических ресурсов, энергосберегающего оборудования и материалов.
Намерения благие, но если газ и все остальное не будет облагаться налогом при ввозе в Украину, то вся эта продукция сразу на эту сумму становится дешевле по сравнению с любым украинским аналогом. Понятно, что тогда производить все это в Украине будет невыгодно.
Из-за особенностей функционирования налог на добавленную стоимость - не очень хороший инструмент для стимулирования определенных процессов в экономике. На цену продукции он влияет лишь косвенно, но зато освобождение от ее уплаты провоцирует возможность дополнительных негативных процессов в экономике.
Безоговорочным должен быть принцип, согласно которому операции по ввозу в Украину любых товаров обязательно облагаются НДС. Освобождение от налогообложения может касаться только производства в Украине ограниченного перечня видов продукции.
Опасная также идея уменьшить ставку НДС до 17%. Более 70% этого налога должно поступать при налогообложении импортных товаров. Если, например, для анализа использовать запланированные показатели бюджета-2010, то применение такой ставки означало бы потерю более 12 миллиардов гривен от налогообложения импорта.
Уменьшение ставки будет означать снижение минимальных цен, по которым импортные товары могут продаваться в Украине, что сделает их более конкурентоспособными в отношении украинских товаров. Правительству придется компенсировать потери от импорта путем увеличения налоговой нагрузки на украинских предпринимателей.
Еще одна ошибочная норма кодекса - размер оборота, с которого предприниматель должен становиться плательщиком НДС. Его планируют оставить на уровне 300 тысяч гривен, хотя недавно появились сообщения, что правительство хочет увеличить эту цифру до 500 тысяч гривен.
Дело в том, что этот размер не менялся в течение десяти лет - несмотря на инфляцию и масштаб цен, которые за эти годы выросли более чем в четыре раза. Поскольку главный объем поступлений по этому налогу правительство получает по импорту, было бы целесообразно увеличить минимальный размер оборота до 2 миллионов гривен.
Причем стоило бы запретить добровольное получение статуса плательщика НДС, если годовой объем меньше этой суммы. В случае желания фирм, искусственно сформировавших оборот более 2 миллионов гривен, стать плательщиком НДС, они должны были ставиться на особый контроль для предотвращения проведения мошеннических операций.
В этом случае налоговики существенно сократили бы количество плательщиков НДС и сконцентрировали свое внимание на средних и крупных компаниях, которые на самом деле формируют большую часть поступлений в бюджет по этому налогу.
Для малых предприятий, работающих по общей системе налогообложения, нужно установить не нулевую, а льготную ставку НДС. Тогда положительная разница между налоговым кредитом и налоговым обязательствам увеличивала бы их финансовый результат, что обеспечило бы дополнительные поступления в государственный бюджет.
Определенные потери бюджета от такого изменения возможны, но они будут незначительны: у большинства товаров, приобретенных этими предприятиями, НДС уже присутствует. Кроме того, упрощение системы налогообложения для малого бизнеса и сокращение количества предприятий, требующих контроля со стороны налоговиков, перекроют эти потери.
Другие статьи про НДС читайте здесь.
Опубликовано на сайте: 10.11.2010
Автор: Борис Кушнирук
Источник: http://news.finance.ua/
www.prostobiz.ua