Что такое пирамида потребностей Абрахама Маслоу. Экономика пирамида потребностей
Экономические потребности. Пирамида Маслоу — МегаЛекции
Предмет экономической теории
«Экономика, или экономическая теория – пишут Пол А. Самуэльсон и Вильям Д. Нордхаус, – это наука, изучающая то, как общество делает выбор при использовании редких производственных ресурсов, у которых есть альтернативные способы применения, для производства различных благ и распределения их среди различных групп населения»
В другой известной на Западе книге по экономической теории «Экономикс» ее авторы определяют предмет данной науки как процесс исследования проблем эффективного использования ограниченных производственных ресурсов для достижения максимального удовлетворения материальных потребностей….В числе прочего нам нужны любовь, общественное признание…»
Российский экономист В.З. Баликоев определяет: «Предмет общей экономической теории представляет собой выявление прочных, постоянных, существенных (содержательных) причинно-следственных связей между фактами, явлениями в экономической жизни общества»[1]. А эти связи есть ничто иное, как научное понимание экономического закона. Следовательно, автор совершенно обоснованно считает, что предмет данной науки – изучение экономических законов.
Предмет экономической теории условно разделен на два уровня:
Микроэкономика- в этом разделе анализируются механизмы рынка совершенной и несовершенной конкуренции, теории фирмы и организационные формы бизнеса, рынки факторов производства, преимущества и недостатки рыночного механизма, экономическая теория благосостояния.
Макроэкономика - здесь рассматривается национальное хозяйство в целом, роль и границы вмешательства государства в хозяйственные процессы, анализируются проблемы макроэкономического равновесия и нестабильности. Анализируются кредитно-денежная и налогово-бюджетная системы современной рыночной экономики, рассматриваются проблемы инфляции, экономического роста и др.
Метод означает способы познания, инструменты, совокупность приемов исследования явлений природы и общественной жизни.
Экономическая наука использует разнообразные приемы познания окружающей действительности:
Анализ – это такой метод познания, который предполагает разделение целого на отдельные составные части и изучение каждой из этих частой. Примером может служить изучение закономерностей формирования рыночного спроса путем исследования различных определяющих его факторов - цен, доходов потребителей, их предпочтений и др.
Синтез - это метод познания, основанный на соединении отдельных частей явления, изученных в процессе анализа, в единое целое. Так, рыночный спрос и его динамика могут быть правильно поняты лишь при его рассмотрении как единства входящих в него и определяющих компонентов - цен, доходов потребителей и др. Анализ и синтез выступают как две взаимосвязанных стороны процесса познания.
Индукция - метод познания, базирующийся на умозаключениях от частного к общему. Например, полезность для конкретного потребителя каждого последующего экземпляра приобретаемого им аналогичного блага уменьшается. Отсюда можно придти к выводу о том, что все потребители данного товара готовы будут продолжать покупать этот товар только при условии снижения цен на него.
Дедукция - метод познания, предполагающий умозаключения от общего к частному; исследование от общих принципов, законов, когда положения теории распределяются на отдельные явления.
Аналогия - метод познания, предполагающий перенос свойств с известного явления или процесса на неизвестные. Так, широко применяется сравнение равновесия на рынке условно аналогично равновесию в физическом его понимании.
Метод системного подхода — рассматривает отдельное явление или процесс как систему, состоящую из определенного количества взаимосвязанных между собой элементов, которые взаимодействуют и оказывают влияние на эффективность всей системы в целом.
Метод научной абстракции - состоит в выделении главного в объекте исследования и отвлечении (абстрагировании) от несущественного, случайного, временного, непостоянного.Уровень абстрагирования может быть различным в зависимости от тех задач, которые ставит перед собой исследователь.
Метод математического моделирования — предполагает построение графических, формализованных моделей, которые в упрощенном виде характеризуют отдельные экономические явления или процессы.
Теория игр - занимается общим анализом стратегического взаимодействия между субъектами,может быть применена при объяснении взаимоотношении между несколькими фирмами на рынке, участников политических переговоров, особенностей поведения потребителей и производителей.
1.2 Исторический путь развития экономической науки:
История экономической теории насчитывает 8 экономических школ.
Экономические школы | Период развития | Представители |
Меркантилизм | 16-17 вв. | Томас Ман (1571-1641) |
Физиократы | 18 век. | Франсуа Кенэ (1694-1774) |
Классическая политическая экономика | конец 18 - 1-я пол.19 вв. | Адам Смит (1723-1790) |
Марксизм | 2-я пол. 19 - 20 вв. | Карл Маркс (1818-1883) |
Неоклассическая экономическая теория | конец 19 - начало 21 вв. | Альфред Маршал (1842-1924) |
Кейнсианство | 20 - начало 21 вв. | Джон Кейнс (1883-1946) |
Институционализм | 20 - начало 21 вв. | Джон Гелбрейт (1908-2006) |
Монетаризм | 20 - начало 21 вв. | Милтон Фридмен (1912-2006) |
Экономические потребности. Пирамида Маслоу
Условно потребности можно разделить на материальные и духовные.
Материальные (экономические) потребности – одно из основополагающих категорий в экономической теории.
Средства, с помощью которых удовлетворяются потребности, называются благами.
Блага подразделяют на две большие группы:
- экономическиеблага, которые являются результатом хозяйственной деятельности людей;
- свободные (даровые) блага, созданные природой (леса, воздух)
В зависимости от назначения экономические блага делят на:
- потребительские (конечные продукты и услуги)
- производственные (используются для производства других благ)
В зависимости от характера потребления экономические блага делят на:
- частые (блага принадлежат индивиду на правах частной собственности, могут наследоваться и обмениваться)
- общественные (производятся для совместного потребления – дороги, общественный транспорт, услуги гос. администраций, здравоохранения, образования)
Так же выделяют взаимозаменяемые блага (субституты) – блага удовлетворяющие одну и ту же потребность (белый и черный хлеб, мясо и рыба) и взаимодополняемые (комплементы) – стол, стул
megalektsii.ru
Пирамида потребностей по Маслоу | EduNow.su
Фрагмент лекции
http://www.youtube.com/watch?v=q88NzM3SHIY
Источники:
- Хлебников Д. В. Применение пирамиды иерархии потребностей Маслоу при проектировании системы мотивации //Корпоративный Менеджмент–2002.–Режим доступа: http://www. cfin. ru/management/people/maslow. shtml. – 2002.
- Гуляев Н. Л. Иерархия потребностей по А. Маслоу.
↑ Расскажите друзьям о статье
edunow.su
Пирамида Маслоу в гуманитарных и экономических науках.
/ Главная / Разные статьи / Статьи по психологии Щербатых / Пирамида потребностей Абрахама Маслоу
ПИРАМИДА ПОТРЕБНОСТЕЙ АБРАХАМА МАСЛОУ
КАК ОБРАЗЕЦ УНИВЕРСАЛЬНОЙ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ КОНЦЕПЦИИ
В ГУМАНИТАРНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУКАХ.
Ю.В.Щербатых
Выдержки из тезисов доклада на конференции в Воронежском кооперативном институте (февраль 2009)
Пирамида потребностей Абрахама Маслоу, вероятно, является наиболее известной концепцией этого признанного ученого [1]. Ее используют в различных областях гуманитарных наук – в психологии, социологии, экономике и т. д., однако, теоретический и прикладной потенциал его «пирамиды» далеко не исчерпан. Из-за частого повторения данной модели в различных учебниках создается иллюзия понятности и простоты «пирамиды», в то же время далеко не все специалисты могут продуктивно использовать эту модель в своей практической деятельности. Данная статья имеет целью, во-первых, показать возможности развития концепции А.Маслоу, а, во-вторых, показать примеры ее применения в различных областях знания.
Потребности человека можно определить как «состояние нужды в определенных условиях жизни, деятельности, материальных объектах, людях или определенных социальных факторах» [2]. Они могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Если потребность не может реализоваться без помех, то включаются дополнительные программные блоки, обеспечивающие получение полезного результата тем или иным способом. Это может быть «прямой», экстенсивный путь (гнев, агрессия, физические действия), обходной путь (адаптация, изменение тактики, компромисс) или отказ от поставленной цели с одновременной ее девальвацией (различные механизмы психологической защиты).
Можно выделить пять базовых особенностей потребностей:
1. Потребности всегда связаны с наличием у человека чувства неудовлетворенности, которое обусловлено дефицитом того, что требуется.
2. Потребности определяют избирательность восприятия мира, фиксируя внимание человека на тех объектах, которые могут эту потребность утолить.
3. Наличие потребности сопровождается эмоциями: сначала, по мере усиления потребности – отрицательными, а затем – в случае ее удовлетворения – положительными.
4. Количество потребностей возрастает в процессе филогенеза и онтогенеза. Так, число потребностей возрастает в эволюционном ряду: растения – примитивные животные – высокоразвитые животные – человек, а также в онтогенетическом ряду: новорожденный – грудной младенец – дошкольник – школьник – взрослый человек.
5. Потребности человека образуют иерархическую систему, где каждая потребность имеет свой уровень значимости. По мере их утоления они уступают первенство другим потребностям [2].
Теперь разберем пятый пункт данного списка подробней. Биологические потребности понятны: это нужда в пище, воде, сне, оптимальном температурном режиме и пр. Сюда же относится базисная для любого живого организма потребность в размножении – передача своего генетического кода потомкам.
Потребность в безопасности и стабильности проявляется в стремлении человека избегать ситуаций неопределенности и повышенного риска. Ее можно также определить как потребность в стабильности существования нынешнего порядка вещей: уверенность в завтрашнем дне, ощущение, что тебе ничто не угрожает, а старость будет обеспеченной. Недостаточная реализация данного «этажа»потребностей вызывает тревогу и страхи (биологические, социальные и экзистенциальные).
Третий этаж потребностей – это стремление человека к приобретению и накоплению материальных ценностей. Избыточное проявление данной потребности приводит к жадности, алчности, скупости.
Четвертый этаж – потребности в любви и принадлежности, которые проявляются в стремлении принадлежать к какой-то социальной группе (семье, коллективу, стране и пр.). Сюда же относится потребность любить и быть любимым. При невозможности реализовать данные потребности возникают стрессы от морального или физического одиночества, стресс при потере близких людей или стресс неразделенной любви. Следует отметить, что некоторые психологические феномены формируются на границе «этажей» пирамиды – например, чувство ревности возникает при невозможности реализовать потребности 3-го и 4-го уровней.
Пятый этаж занимает весьма важное место в человеческом обществе, являясь движущей силой карьерного и профессионального роста, а также стимулом для экономической деятельности предпринимателей. Он состоит из двух групп потребностей: а) стремления быть сильным, компетентным и уверенным в себе. б) желания обладать высокой репутацией, стремления к престижу, высокому общественному положению и власти.
Шестой этаж (потребность к свободе, к независимости от других людей и внешних обстоятельств) изначально отсутствовал в модели А. Маслоу, однако данная потребность является неотъемлемой составляющей человеческой психики и играет важную роль как в индивидуальной жизни отдельных личностей, так и в некоторых политических процессах (формировании национального самосознания).
Седьмой уровень пирамиды обуславливает стремление к получению новой информации. Сюда также относится потребность что-то знать и уметь. Согласно концепции А. Маслоу, актуализация высших потребностей начинается лишь после удовлетворения потребностей низших этажей, тем не менее, среди ученых, врачей, изобретателей есть немало примеров, когда люди посвящали свою жизнь служению науки, несмотря на серьезные материальные затруднения.
Восьмой этаж пирамиды (потребность к преодолению трудностей) обуславливает стремление людей избежать скуки и рутины повседневности и выйти за границы уже освоенных человеческих возможностей. Потребности этой группы заставляют людей совершать рискованные путешествия и заниматься экстремальными видами спорта, которых становится все больше в последнее время (альпинизм, спелеология, парапланеризм, серфинг, кайтинг, маунт-байкинг).
Весьма важны в человеческом обществе потребности девятого этажа, лежащие в основе живописи, скульптуры, флористики, дизайна, ювелирного дела и различных направлений декоративного искусства. Здесь следует отметить, что потребность в красоте может реализовываться не только посредством произведений искусства, но и через общение с природой посредством созерцания цветов, природных ландшафтов, закатов или природных явлений.
Высшим этажом пирамиды потребностей по А. Маслоу является потребность в самоактуализации, которая является вершиной самореализации уникальной человеческой личности. Согласно мнению Абрахама Маслоу, самоактуализация - есть «полное применение талантов, способностей и потенциалов человека» [1]. Высший уровень пирамиды потребностей стимулирует стремление человека реализовать свою уникальность, потребность делать то, что ему нравиться, к чему он имеет способности и таланты.
Потребности являются ключевым элементом жизнедеятельности человека и как биологического, и как социального существа, поэтому они в той или иной мере являются в фокусе внимания многих наук. Так философия вынуждена изучать их, чтобы лучше понять смысл существования человека, социология и история исследует ведущие потребности целых масс населения, чтобы объяснить те или иные социальные процессы, особенно в переломные моменты исторического развития общества. Религия сталкивается с темой потребностей, когда пытается направить жизненный путь человека по пути служения Богу. В некоторых конфессиях (например, в ортодоксальном христианстве) такие естественные потребности, как потребность в пище или размножении объявляются греховными, и с ними начинается настоящая борьба, нередко приводящая к невротическим изменениям личности. Этика старается контролировать потребности человека, увязывая их с моральными нормами, существующими в конкретном обществе. В литературе потребности могут явиться стержнем, на котором писатель формирует сюжетные линии своих произведений. Например, Шекспир великолепно использовал этот прием при создании своих пьес («Король Лир» - потребность в власти, «Ромео и Джульетта» - потребность в любви, «Гамлет» - потребность в самоактуализации). Экономика, в свою очередь, рассматривает потребности людей как двигатель покупательной способности населения.
В качестве примера практического применения модели «пирамиды потребностей» в экономике рассмотрим использование потребностей в качестве источника получения дохода от предпринимательской деятельности [3].
Так, на первом этаже пирамиды работают многие виды бизнеса: продавцы продовольственных товаров и безалкогольных напитков, производители одежды для повседневного ношения и снотворных препаратов, строительные кампании и владельцы закусочных «fast food».
На потребности в безопасности и стабильности деньги зарабатывают страховые кампании, производители сейфов и стальных дверей, а также многочисленные охранные агентства.
На потребности в приобретении и накоплении наживаются хозяева супермаркетов, центров стоковой торговли и организаторы распродаж. Когда человек ходит с корзиной по огромному торговому залу и набивает ее различными товарами, то в нем срабатывает потребность в приобретательству, заложенная на генетическом уровне у наших далеких предков.
Четвертая группа потребностей в любви и принадлежности к группе в настоящее время часто остается неудовлетворенной. Многие люди не знают, как добиться любви, и пытаются использовать наиболее простые способы: женщины идут по пути повышения внешней привлекательности, а мужчины – создавая внешний антураж своей значительности. Соответственно, на удовлетворении этих потребностей зарабатывают производители косметики и украшений, издатели женских романов и владельцы цветочных магазинов.
Пятая группа- потребность в уважении и признании, эксплуатируется производителями дорогих престижных автомобилей, модных ресторанов, эксклюзивной одежды и пр.
На шестой группе зарабатывают организаторы индивидуальных туров, а на седьмой (потребности в новой информации) - производители и продавцы учебников, кроссвордов, энциклопедий и наборов «Сделай сам».
Восьмая группа потребностей состоит в стремлении к риску, приключениям и преодолению трудностей. На той группе потребностей зарабатывают производители туристского снаряжения, оборудования для дайвинга, серфинга, кайтинга и других экстремальных видов спорта. Этой потребности нет в перечне А. Маслоу, но без нее мы не поймем мотивы поступков альпинистов, приверженцев боевых единоборств, профессиональных наемников и посетителей «луна-парков», предпочитающих аттракционы типа «американских горок» или прыжков вниз головой на резиновом канате.
Девятая потребность - в красоте и гармонии.Люди делают на этом бизнес, продавая живопись, музыкальные диски или ювелирные украшения. Следует отметить, что только по одному предмету торговли (не зная покупателя) бывает трудно понять, какую потребность данный товар удовлетворяет. Так ювелирные украшения могут покупаться женщиной для того, чтобы привлекать мужчин (потребность в любви), для того, чтобы показать свою «крутизну» (потребность в уважении и престиже) или просто потому, что они очень понравились этой женщине (потребность в красоте). Соответственно, грамотный продавец может быстро выявить актуальную потребность и умело сыграть на ней, подтолкнув, тем самым, клиентку к покупке.
И, наконец, высшая потребность в самоактуализации – наименее привлекательная для бизнеса, так как она носит «штучный» характер. На это потребности сложнее всего зарабатывать деньги – и, наверное, это здорово - что не все в этом мире можно сделать источником дохода.
Литература:
1. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2001.
Дополнительная информация о потребностях - ЗДЕСЬ
www.no-stress.ru
Пирамида потребностей Маслоу - Энциклопедия по экономике
Из иерархических теорий потребностей наибольшую известность получила 5-ти уровневая пирамида потребностей А. Маслоу. Заслуживает внимания классификация потребностей, предложенная Б.Ф. Ломовым, который считал базовыми потребностями условия и средства жизнеобеспечения, а также необходимость в деятельности, общении, познании и отдыхе. Все остальные потребности, по его мнению, являются производными от базовых потребностей. [c.28]
Первый, кто осознал конституцию и законы построения человеческих потребностей. Он понял, что не сама по себе потребность стимулирует человека, а степень ее удовлетворения (т. е. актуальность ее для индивида). Абрахам Маслоу правильно указал критерий, благодаря которому потребности выстраиваются в иерархию. Это доминирование неудовлетворенных потребностей над удовлетворенными. Благодаря своим уникальным возможностям пирамида потребностей А. Маслоу послужила основой практически для всех позднейших теорий мотивации, нашла воплощение в ряде организационных нововведений (например в проектах обогащения труда ). А. Маслоу считал порядок потребностей иерархическим на основании того, что их расположение определяется по восходящей линии — от низших (материальных) до высших (духовных) [c.356]Теория пирамиды потребностей А. Маслоу, несмотря на всю ее противоречивость, до сих пор с успехом применяется в практике менеджмента. [c.356]
Рис. 3.1. Пирамида потребностей А. Маслоу |
Рисунок 2. Пирамида потребностей А.Маслоу |
Существуют различные варианты классификации потребностей человека. Согласно одной из наиболее признанных классификаций (по А. Маслоу) человек мотивируется удовлетворением потребностей, выстроенных в пирамиду из пяти уровней [c.436]
В настоящее время основной считается классификация, предложенная американским психологом А. Маслоу. Он выделяет пять групп потребностей физиологические, безопасности, причастности (к коллективу, обществу), признания и самореализации (самовыражения) [Маслоу. 1999. С. 77]. Эти группы составляют иерархическую структуру, т. е. предполагается, что потребности удовлетворяются последовательно в том порядке, в котором они перечислены. Такую схему обычно изображают в виде пирамиды или лестницы потребностей. [c.55]
Все эти потребности Маслоу расположил в виде строгой иерархической структуры (пирамиды). При этом потребности первого и второго уровней отнесены к первичным потребностям, а последующие (третий — пятый уровень) — ко вторичным потребностям. Иерархия потребностей по Маслоу приведена на рис. 4.9. [c.115]
В пирамиде А. Маслоу мы находим пять уровней потребностей. По этому принципу потребности (утверждения) распределяются в соответствии с номерами вопросника по следующим направлениям [c.229]
Потребности существования как бы включают две группы потребностей пирамиды А. Маслоу потребности безопасности, за исключением групповой безопасности, и физиологические потребности. Группа потребностей связи явно корреспондирует с группой потребностей принадлежности и причастности. Потребность связи, по К. Альдерферу, отражает социальную природу человека, его стремление быть членом семьи, иметь коллег, друзей, врагов, начальников и подчиненных. Поэтому к данной группе можно отнести также часть потребностей признания и самоутверждения из пирамиды А. Маслоу, которые связаны со стремлением человека занимать определенное положение в окружающем мире, а также ту часть потребностей безопасности пирамиды А. Маслоу, которые связаны с групповой безопасностью. Потребности роста аналогичны потребностям самовыражения пирамиды А. Маслоу и включают также те потребности группы признания и самоутверждения, которые связаны со стремлением к развитию уверенности, к самосовершенствованию и т.п. [c.208]
Существует и другая точка зрения, опровергающая, что пирамида потребностей принадлежит А. Маслоу. Немецкие экономисты провели исследования и доказали, что ничего подобного в своей практике он не утверждал, при этом особенно категорично они отрицают последовательность реализации потребностей по уровням пирамиды. На самом деле эта широко распространившаяся условность упрощает понимание реального поведения потребителя, который в любой момент времени испытывает потребности разного рода физиологические, социальные, потребности в безопасности и самореализации. — Здесь и далее постраничные комментарии переводчика и русского редактора. [c.14]
Графическое представление теории А. Маслоу — пирамида Маслоу — достаточно широко известно. Современные психологи дополнительно к пяти авторским уровням потребностей добавляют в качестве самостоятельных потребностей когнитивные (познавательные) и эстетические (в порядке, справедливости, красоте) и помещают их на уровень выше потребностей в уважении, но ниже потребности в самореализации личности (рис. 2.1). [c.71]
Рис. 2.1. Иерархическая пирамида потребностей (уровень когнитивных и эстетических потребностей добавлен современной психологией к оригинальной структуре, представленной-А. Маслоу в 1943 г.42). |
Если мы поднимемся по иерархической пирамиде А. Маслоу на ступеньку выше, то столкнемся со стремлением к престижу и признанию. Тут разница в поведении женщин в зависимости от конкретных условий жизни еще больше более того, в сопоставимых ситуациях они зачастую ведут себя противоречиво. Женщина, удачно вышедшая замуж, может вообще не ощущать потребности выделяться в работе среди коллег. Она же может страстно стремиться к повышению своей квалификации, чтобы на работе признавали ее социальный статус. Может случиться, что такая женщина будет просто пытаться доказать своему мужу, что и она,— а не только он, и независимо от него — может сделать хорошую карьеру, приобрести собственный статус. [c.264]
А. Маслоу считает, что человеческие потребности располагаются в порядке иерархической значимости от наиболее до наименее значимых. На рис. 2 представлена разработанная А. Маслоу пирамида потребностей . [c.178]
Человеческие потребности весьма разнообразны. Это и желание избавиться от жизненных неудач, приобрести уверенность в завтрашнем дне, и стремление к достижению успеха, пониманию, одобрению и признанию, многочисленные познавательные и эстетические потребности. Все они делятся на три группы биологические, социальные и духовные. Наверху пирамиды потребностей, предложенной американским психологом А. Маслоу, — духовные потребности в самореализации, раскрытии своих возможностей. Самая низшая ступень пирамиды — биологические потребности (пища, одежда, сохранение здоровья, безопасность). [c.54]
Схема 1. Пирамида потребностей человека по А. Маслоу [c.9]
А. Маслоу рассматривает мотив как нужду, которая достигла высокой степени интенсивности, и предлагает иерархию потребностей индивида, оформленных в виде пирамиды. По его мнению, удовлетворив базовые потребности — физиологические, человек решает следующую задачу — удовлетворение потребности в самосохранении Только после решения этих жизненно важных вопросов человек занимается удовлетворением социальных потребностей, потребностей в признании и, наконец, в самоутверждении. Удовлетворив важную потребность, индивид теряет мотив, который им двигал ранее на смену ему приходит побуждение к удовлетворению следующей по степени важности потребности. [c.231]Как свидетельствует практика, большинство потребителей стремится удовлетворить свои животные потребности, т.е. закрепиться на третьем этаже пирамиды А. Маслоу, быть как все . Соответственно вектор рекламного обращения для этого сегмента будет направлен снизу вверх. Мотивация может быть усилена рекламным призывом Сохрани свою индивидуальность , Будь самим собой . Обещания независимости и процветания способны поднять потребителя на вершину пирамиды. [c.231]
Согласно теории А. Маслоу (см. рис. 15.5), голодный или испытывающий жажду человек не будет интересоваться последними достижениями науки и техники, культуры и искусства. Точно так же его не смогут заинтересовать более сложные потребности. Более того, ему будет даже безразлично, дышит ли он чистым воздухом. Только насытившись, человек может подняться на следующий уровень пирамиды . [c.464]
Проанализировав связь потребностей, их проявление и способы удовлетворения (пирамида А. Маслоу), пропишите средства удовлетворения потребностей для каждого вашего сотрудника. [c.515]
Потребности двух нижних уровней А. Маслоу называл дефицитными, а трех верхних — роста (рис. 2). Через Пирамиду Маслоу кризисную организацию можно представить в двух основных состояниях 1) выживание 2) развитие. [c.34]
Рис. 2. Пирамида потребностей (по А. Маслоу) |
В своих поздних работах А. Маслоу произвел значительную модификацию своей концепции мотивации и личности, тем самым фактически отказавшись от предложенной ранее пирамиды потребностей. [c.356]
В соответствии с теорией иерархии потребностей американского социолога А. Маслоу люди постоянно испытывают различные потребности, которые можно объединить в группы, находящиеся в иерархическом отношении друг к другу. Маслоу выделил пять таких групп и расположил их в виде пирамиды (рис. 9). Модель Маслоу имеет такую форму, поскольку чем более высокое место занимают потребности в иерархии, тем для меньшего числа людей они становятся реальными мотиваторами поведения. [c.362]
Американский психолог А. Маслоу еще в 1949 г. предложил основы теории человеческих потребностей с выделением главных мотива-ционных факторов [26]. Ученый подчеркивал, что человек после удовлетворения очередной потребности перестает учитывать ее при выработке той или иной линии поведения. Для того чтобы последующий, более высокий уровень иерархии (пирамиды) потребностей (рис. 16) начал влиять на поведение человека, совсем не обязательно удовлетворять полностью потребность более низкого уровня. Человек начинает искать свое место в сообществе задолго до того, как будут удовлетворены его физиологические потребности или потребности в безопасности и защищенности. Какая-то из этих потребностей может доминировать, но деятельность в целом определяется не только ею. [c.79]
Рис. 16. Иерархия (пирамида) потребностей по А. Маслоу |
На Западе в рамках институциональной школы наибольшую известность получила иерархическая теория потребностей Абрахама Маслоу (1908—1970). Изучая проблему потребностей, А. Маслоу за 35 лет лично провел и записал около 20 тыс. ( ) подробных интервью, а также руководил несколькими десятками исследований. Маслоу разделил потребности на базисные (пища, безопасность, позитивная самооценка) и производные, или метапотребности (справедливость, благополучие и т.п.). Он считал, что базисные потребности постоянны и иерархичны, а метапотребности изменяются и равны друг другу. Иерархию базисных потребностей Маслоу представил в виде пирамиды, получившей его.имя [c.32]
Школа человеческих отношений ориентирована на менеджмент как систему социально-психологических факторов. Основоположники этой школы Ф. Тэйлор и Элтон Мейо (1880-1949), Абрахам Маслоу (1908-1970), Фредерик Херцберг, Дуглас Макгрегор (1906-1964), П. М. Керженцев (1881-1940), Д. Карнеги (1888-1945). В 1880 г. Ф. Тейлор начал свои систематические исследования менеджмента. Он сформулировал следующие первоначальные допущения человек — это рациональное животное , озабоченное максимизацией своих экономических доходов люди реагируют на экономические ситуации индивидуально люди, как и машины, могут подвергаться стандартизированной моде. Э. Мейо отказался от принципов Тейлора, он считал, что организация обладает единой социальной структурой. И задача менеджмента — развивать неформальную структуру управления с целью воздействия на результаты деятельности. А. Маслоу сформулировал иерархию потребностей человека и расположил их в виде пирамиды из пяти уровней. В простейшем случае потребности удовлетворяются последовательно, и это выступает мотивацией человека. Развивая идеи Маслоу, Ф. Херцберг ввел двухмерную модель мотивирующих факторов (гигиенические и мотивирующие), каждая из координат которой подразделяется на ступени. [c.13]
Подход А. Маслоу к отображению потребностей человека представляется продуктивным для демонстрации структуры и взаимосвязи элементов культуры предприятия. Только в этом случае пирамида получается двуглавой , поскольку в культуре фирмы различается ее внешне направленная и внутренняя составляющие (рис. 4.3). Такое отображение элементов культуры фирмы не может претендовать на универсальность, применимость к каждому конкретному предприятию. Уникальность организаций проявляется, в частности, в неповторимости всех элементов культуры и путей их развития. Однако, в общем случае, при рассмотрении элементов и их целесообразного соотношения, выработке отношения к материальным элементам как базисным, в значительной степени определяющим элементы духовные, эта схема представляется полезной. [c.152]
Эксперименты, проведенные под руководством Э. Мэйо и Ф.Д. Рот-лисбергера, подчеркнули значение лидерства и рабочих групп и их влияние на производительность рабочих и степень их удовлетворенности своей работой. Указанные эксперименты проводились на заводе Хо-торн компании Вестерн Электрик в штате Иллинойс. Исходно в период с 1924 по 1927 год их проводили инженеры компании, пытаясь найти пути решения чисто производственных вопросов. В частности, они хотели вьыснить влияние освещения на производительность труда. Однако результаты эксперимента противоречили логике производительность труда увеличивалась и при повышении степени освещенности, и при ее значительном понижении. Исследователи пришли к выводу, что рабочие реагировали не на изменение освещения, а на сам эксперимент, и тот факт, что они в нем участвовали, являлся для них определяющим. С тех пор такое явление получило название хоторнский эффект . В дальнейшем эти исследования были продолжены Э. Мэйо. Движущей силой улучшения производительности являлась не только система материального поощрения, но и межгрупповая конкуренция, а также отношение к рабочим руководства и их коллег. Силы, возникающие в ходе взаимодействия между людьми, могли превзойти усилия руководителя. Более поздние исследования, проведенные А. Маслоу и другими психологами, показали, что мотивами поступков людей являются в основном не экономические силы, как считали сторонники школы научного менеджмента, а различные потребности, которые лишь частично и косвенно могут быть удовлетворены с помощью денег. Разработанная А. Маслоу теория потребностей ( пирамида потребностей ) нашла широкое применение в менеджменте. [c.35]
economy-ru.info
Пирамида Маслоу - мотивации и потребности человека
Пирамида Маслоу
Пирамида Маслоу представляет собой особую диаграмму, в которой в иерархическом порядке представлены все потребности человека. Однако ни одна из публикаций учёного не содержит никаких схематических изображений, т.к. он придерживался мнения, что этот порядок динамического характера и может изменяться в зависимости от особенностей личности каждого отдельно взятого человека.
Первые упоминания о пирамиде потребностей можно найти в немецкоязычной литературе 70-х годов XX столетия. Во многих учебных материалах по психологии и маркетингу их можно встретить и сегодня. Сама же модель потребностей активно используется в экономике и имеет большое значение для теории мотивации и поведения потребителей.
Интересно также распространённое мнение о том, что сам Маслоу не создавал пирамиду, а лишь вывел общие особенности в формировании потребностей успешных в жизни и творческой деятельности людей. А пирамиду придумали его последователи, стремившиеся наглядно представить идеи учёного. Об этой гипотезе мы поговорим во второй половине статьи. Пока же разберемся в том, что такое пирамида Маслоу в подробностях.
Согласно исследованиям учёного, у человека есть пять основных потребностей:
1. Физиологические потребности (первая ступень пирамиды)
Физиологические потребности свойственны абсолютно всем существующим на нашей планете живым организмам, соответственно, и каждому человеку. И если человек не будет их удовлетворять, то он просто не сможет существовать, а также не сможет полноценно развиваться. Например, если человек сильно хочет в туалет, он наверняка не будет увлечённо читать книгу или спокойно прогуливаться по красивой местности, наслаждаясь удивительным пейзажем. Естественно, что, не удовлетворив физиологические потребности, человек не сможет и нормально работать, заниматься бизнесом и любой другой деятельностью. Такими потребностями являются дыхание, питание, сон и т.п.
2. Безопасность (вторая ступень пирамиды)
К этой группе относятся потребности в безопасности и стабильности. Чтобы понять суть, можно рассмотреть пример с младенцами – ещё будучи неосознанными, они на подсознательном уровне стремятся, после того как удовлетворили жажду и голод, к тому чтобы быть защищёнными. И дать им это ощущение может только любящая мать. Аналогично, но уже в другой, более мягкой форме, обстоит ситуация и со взрослыми людьми: из соображений безопасности они стремятся, например, застраховать свою жизнь, устанавливают прочные двери, ставят замки т.д.
3. Любовь и принадлежность (третья ступень пирамиды)
Здесь речь идёт о социальных потребностях. Своё отражение они находят в таких стремлениях, как завести новые знакомства, обрести друзей и спутника жизни, быть причастными к какой-либо группе людей. Человек нуждается в том, чтобы проявлять любовь и получать её по отношению к себе. В социальной среде человек может почувствовать свою полезность и значимость. И именно это мотивирует людей удовлетворять социальные потребности.
4. Признание (четвёртая ступень пирамиды)
После того как человек удовлетворяет потребность в любви и принадлежности к социуму, непосредственное воздействие на него окружающих снижается, и в центре внимания оказывается желание быть уважаемым, стремление к престижу и признанию различных проявлений своей индивидуальности (талантов, особенностей, умений и т.п.). И лишь в случае успешной реализации своего потенциала и после достижения признания важных для человека людей, он приходит к уверенности в себе и своих силах.
5. Самореализация (пятая ступень пирамиды)
Эта ступень последняя и на ней находятся духовные потребности, выражающиеся в желании развиваться как личность или духовный человек, а также продолжать реализовывать свой потенциал. Как следствие – творческая деятельность, посещение культурных мероприятий, стремление развить свои таланты и способности. К тому же, человек, сумевший удовлетворить потребности предыдущих ступеней и «забравшись» на пятую, начинает активно искать смысл бытия, изучать окружающий мир, стараться внести в него свою лепту; у него могут начать формироваться новые взгляды и убеждения.
Таково описание основных потребностей человека. Насколько эти описания имеют место быть, вы можете оценить самостоятельно, просто постаравшись взглянуть на себя и свою жизнь со стороны. Наверняка, вы сможете найти много подтверждений их актуальности. Но следует сказать, кроме всего прочего, и о том, что в пирамиде Маслоу присутствует несколько спорных моментов.
Авторство
Несмотря на то, что авторство пирамиды официально приписывают Абрахаму Маслоу, к имеющемуся у нас сегодня её варианту он не имеет отношения. Дело в том, что в виде графика «Иерархия потребностей» появилась в 1975 году в учебнике некоего У. Стоппа, о личности которого практически нет информации, а Маслоу умер в 1970 году, и в его работах, как уже говорилось, не было ни единого графика.
Удовлетворённая потребность перестаёт мотивировать
Здесь главным является вопрос об актуальности потребностей для человека. К примеру, самодостаточный человек, безразлично относящийся к общению, не нуждается в нём и не будет к нему стремиться. Тот, кто чувствует себя защищённым, не станет ещё больше стремиться к тому, чтобы защититься. Говоря проще, удовлетворённая потребность теряет свою актуальность и переходит на другую ступень. И чтобы определить актуальные потребности, достаточно лишь определить неудовлетворённые.
Теория и практика
По мнению многих современных психологов, несмотря на то, что пирамида Маслоу является чётко структурированной моделью, применить её на практике довольно сложно, а сама схема может привести к абсолютно неверным обобщениям. Если отбросить в сторону все статистические данные, то сразу возникает ряд вопросов. Например, насколько омрачено существование не признанного в обществе человека? Или, следует ли считать человека, который систематически недоедает, абсолютно безнадёжным? Ведь в истории можно отыскать сотни примеров того, как люди добивались огромных жизненных результатов именно благодаря тому, что их потребности оставались неудовлетворёнными. Взять, например, бедность или безответную любовь.
По некоторым данным Абрахам Маслоу впоследствии отказался от выдвинутой им теории, а в его последующих трудах («К психологии бытия» (1962 год), «Дальние пределы человеческой природы» (1971 год)), концепция мотивация личности была существенно доработана. А пирамида, которой сегодня стремятся найти применение многие специалисты в области психологии и маркетинга, вообще потеряла всякое значение.
Критика
Основной причиной для критики пирамиды Маслоу служит её иерархичность, а также то, что потребности не могут быть удовлетворены окончательно. Некоторые исследователи интерпретируют теорию Маслоу вообще не очень лицеприятным образом. Согласно их трактовке, пирамида говорит о том, что человек является животным, которому постоянно что-то нужно. А другие говорят, что теория Маслоу не может применяться на практике, когда речь заходит о бизнесе, маркетинге и рекламе.
Однако автор и не подстраивал свою теорию под бизнес или рекламу, а лишь пытался ответить на вопросы, в которых, к примеру, бихевиоризм или фрейдизм заходили в тупик. Маслоу просто стремился дать представление о мотивах поступков человека, и его работа носит более философский, нежели методологический характер.
Преимущества и недостатки
Как несложно заметить, пирамида потребностей является не просто их классификацией, а отображает некую иерархию: инстинктивные потребности, базовые, возвышенные. Каждый человек испытывает все эти желания, но в силу здесь вступает следующая закономерность: базовые потребности считаются доминирующими, а потребности более высокого порядка активизируются только тогда, когда удовлетворены базовые. Но следует понимать, что выражаться потребности могут совершенно по-разному у каждого человека. И происходит это на любой ступени пирамиды. По этой причине человек должен правильно понимать свои желания, учиться их интерпретировать и адекватно удовлетворять, в ином случае он постоянно будет находиться в состоянии неудовлетворённости и разочарованности. Кстати говоря, Абрахам Маслоу придерживался позиции, что пятой ступени достигает лишь 2% всех людей.
Источник: https://4brain.ru/blog/%D0%BF%D0%B8%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D0%B4%D0%B0-%D0%BF%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%B9-%D0%BC%D0%B0%D1%81%D0%BB%D0%BE%D1%83/
Имеются также пирамиды Маслоу с разделениями на подпункты, но это уже от предпочтений каждого зависит.Конечно, и иронические изображения её не минули
Без интернета с гуглом и твиттером никак
Пирамида Грэма - как правильно вести споры и дискуссии
harmfulgrumpy.livejournal.com
Пирамида потребностей Маслоу
Пирамида потребностей (Маслоу) – это диаграмма, которая показывает главные потребности в жизни каждого человека
Тем не менее, сам ученый принял во внимание тот факт, что последовательность всех потребностей весьма изменчива, если применять пирамиду в индивидуальном порядке. Все зависит от особенностей характера того или иного человека.
[contents]История возникновения пирамиды потребностей Маслоу
Впервые пирамида потребностей было упомянута еще в 70-х годах прошлого века. На сегодняшний день она является весьма распространенной во многих учебниках. Что же касается непосредственно экономики, то именно для этой науки данная пирамида и является ключевой в теории поведения и вариантах мотивации потребителя. Стоит подчеркнуть, что саму пирамиду придумали последователи Маслоу, а сам ученый только выделил приоритетность одних потребностей над другими.
5 Основных элементов пирамиды потребностей
[ads_body]1. Физиологические потребности
Итак, каждый человек в первую очередь отличается наличием таких потребностей, как физиологические потребности. Они представляют собой самую первую ступеньку пирамиды. Именно эти потребности характерны абсолютно для всех живых организмов. Это означает то, что без удовлетворения таких потребностей человек попросту не сможет существовать. От качества удовлетворения физиологических потребностей напрямую зависит эффективность человека в реальной жизни и его хорошее настроение.
2. Потребности в безопасности
Второй ступенькой является ни что иное, как безопасность. Каждый из нас стремится к безопасности и стабильности. Мы хотим чувствовать себя защищенными, поэтому существует такое понятие, как «страхование», были придуманы прочные двери и замки.
3. Потребность в любви
Следующей, третьей, ступенькой является потребность в любви. Имеются в виду социальные потребности, которые выражаются в необходимости общаться, заводить новые знакомства, найти свою вторую половинку, быть нужными и чувствовать значимость в обществе.
4. Потребность в признании
Чеврертая ступенька выражена такой потребностью, как признание. Каждый из нас рано или поздно приходит к тому, что появляется желание увидеть уважение в глазах других. Иными словами, человек стремится к самоутверждению в обществе, к престижу, к высокому статусу, достигнув которого каждый из нас считается уважаемым и важным человеком.
5. Потребность в самореализации
Пятой, и последней, ступенькой пирамиды считается потребность в самореализации. Таким образом, на вершине оказались именно духовные потребности, которые выражены в стремлении к саморазвитию, реализации своего потенциала и так далее. Из таких вещей рождается творчество, неординарность, нечто новое, пускай и составленное из отголосков прошлого. На этой ступени человек стремится к развитию своих талантов, даже если это означает развить их с нуля. Если человек пройдет все эти ступени и достигнет пятой, то он непременно начинает задаваться вопросами о смысле жизни, смысле бытия, о сути вещей, о Вселенной в целом. Параллельно с этим появляется желание стать уникальной частью этого мире, оставить после себя хоть что-то, чтобы понять – жизнь не была прожита зря.
Как уже упоминалось выше, на самом деле пирамида Маслоу – это идея его последователей, которые решили объединить основные мысли ученого в простоте, превратив их в пятиступенчатую пирамиду. Стоит помнить тот факт, что каждая удовлетворенная потребность со временем перестает приносить блаженную мотивацию, поэтому действительно живой жизненный цикл человека должен отличаться динамикой и постоянным движением вперед. В целом, эта пирамида отражает только основные потребности, которые имеют место в жизни каждого.
marketing-now.ru
Пирамида Маслоу потребностей. Маслоу пирамида это
Пирамида Маслоу потребностей – это иерархия человеческих потребностей, известная теория мотивации, в основании заложены труды психолога из Америки, который стал основоположником гуманистической стихологии.
Успешно используется в современной экономике Маслоу пирамида потребности, и рассматривается как модель потребностей теории мотивации, поведенческий фактор потребителя.
Впервые пирамида по Маслоу потребностей появилась в виде графического изображения «Иерархия потребностей» в учебнике по маркетингу и психологии У. Стоппа в 1975г, после смерти Маслоу через пять лет. В начале 80 годах 20-го столетия графику потребностей заменили рисунком в виде пирамиды, которую придумали его ученики для лучшего понимания теории Маслоу в наглядном виде.
Пирамида потребности по Маслоу
1-ая потребность: физиологическая: удаление голода, жажды, интимной близости, сон, кислород, наличие одежды.
Иногда эту потребность называют инстинктивной, базовой, основной. Поэтому, человек уделяет ей первостепенное внимание, иначе будет чувствовать себя некомфортно.Низшие физиологические потребности по Маслоу закладывают фундамент всех остальных потребностей, и без их удовлетворения, человек не движется и не развивается дальше. Даже всем живым организмам свойственны эти потребности.
Примеры:
- Проснувшись утром перед работой, вам хочется позавтракать: выпить горячий кофе и скушать бутерброд, а не дочитывать страницы интересного произведения.
- Потребность посещения туалетной комнаты будет первоочередной, вместо поиска своего места в театральном зале.
Потребности первой ступени очень важны, но они не преобладают постоянно над личностью. Частичная удовлетворенность достаточна, чтобы перешагнуть на вторую ступень пирамиды Маслоу.
2-ая потребность в безопасности: стабильность, оборона, зависимость, свобода от тревоги, страха и хаоса.
Примеры:
- Маленькому ребенку страшно, он что- то боится, поэтому долго и упорно плачет, пока не увидит свою маму или папу. Отсутствие родителей из поля его зрения, у ребенка появляется раздраженность, ему все равно, что о нем думают окружающие. Ему нужна защита.
- Верующему человеку тоже нужна защита. Придя в церковь, он чувствует покровительство высших сил. Он успокаивается и верит только в хорошее будущее.
Стабильность в работе, зарплаты тоже относится к этой потребности.
3-ья потребность в любви и принадлежности: дружба, семья, свой круг.
Человеку свойственно становится частью общества, он к этому стремится. В подростковом возрасте необходимо влиться в среду, где присутствует лидер или кумир, чтобы с него брать пример поведения.
С увеличением возраста человек отсортировывает круг своих знакомых, и он сужается. Остаются несколько друзей, приятелей с одинаковыми взглядами на жизнь, работу, интересами. В любом случае, люди живут и становятся сформированной частью общества, где они чувствуют свою значимость и полезность.
У определенных личностей существует необходимость познакомиться с новым другом. Некоторые — ограничиваются своей семьей и детьми.
После удовлетворения 3-ей потребности — социальной, человек стремится на 4-ую ступень потребностей: к успеху.
4-ая потребность в признании и почтение: почтение в коллективе, горд за себя, статус, прекрасная репутация, слава, проявление таланта.
Человек не может довольствоваться только семьей, домом, детьми. Ему хочется больше. Получив статус специалиста, его начали уважать в коллективе. А если он стал бизнесменом, он горд за себя. А если о его компании идет слава, то повышается его репутация.
Работа становиться нечто большим, чем просто работа. У человека просыпается духовная мотивация и большое стремление творить, созидать намного больше, лучше и качественнее. Человек автоматически переходит на последующую ступень потребностей Маслоу.
5-ая (позже 7-ая) потребность в самореализации: человек занимается своим делом, хорошо получается. Его склонности, способности помогают в работе.
Когда все прекрасно, жизни удалась. Человеку кажется, что он еще не все достиг, он начинает заниматься саморазвитием, самореализацией, появляются духовные потребности, реализация своего потенциала. Человек готов продвигаться вперед, бороться. Полученный жизненный опыт: демократичный темперамент, креативность помогает сопротивляться с социальными привычками, человек готов обучаться сам и обучать других, формировать новые взгляды и убеждать.
Исследования Абрахама Маслоу показали, что только 1-3% человечества достигают пятой (седьмой) ступени пирамиды, которые обладают избытком идей и внутренней энергии.
Ученый Маслоу, его исследования
Немного об Абрахаме Харольде Маслоу (от бывшей фамилии Маслов), родился в бедной семье эмигрантов (из Царской России) в 1908г в Бруклине. Отлично учился, много работал и часто посещал библиотеки. Стал президентом Ассоциации социальной психологии и Отделения эстетики. Десятилетний период с 1960г по 1970г был плодотворным этапом в его жизни, где были написаны большинство его трудов.
Ученый считал, что поведение человечества мотивированы только для удовлетворения их личных жизненных целей, переходя постепенно от одной достигнутой потребности к следующей и так далее.
Абрахам Маслоу утверждал, что у большого количества людей все потребности подобны инстинктам животных, которые бывают врожденными или приобретенными.
Исследования ученого Маслоу доказали, что любой человек испытывает пять (семь) обязательных потребностей: от более простых, низших потребностей к высшим потребностям. Существование человека прекратится, если эти потребности не будут удовлетворяться, да и развитие человека полноценно не будет развиваться.
Дополнительная работа над пирамидой Маслоу
О «Теории человеческой мотивации» люди услышали в 1943году, в которой были основные идеи Маслоу об особенностях в формировании человеческих потребностей успешных и творческих людей. Более подробные исследования были отражены в книге «Мотивация и личность» в1954 г.
Ученый А. Маслоу работал над биографией здоровых и активных людей. К ним отнеслись: Альберт Эйнштейн, Авраам Линкольн, Элеонор Рузвельт, которые и стали его идеалами при разработке теории мотивации и пирамид.
Пирамида Маслоу 5 ступеней была и остается достижением того времени. Ученый постоянно усовершенствовал пирамиду потребностей. Выпущены труды в 20-ом столетии «Психология бытия» — 62г, и 71г « Дальние пределы природы».
В своих трудах Маслоу пирамиды сохранились все потребности: первых четыре остались на своих местах, а пятая переместилась на седьмое место. Добавились две ступени пирамиды:
5 потребность, познавательная: знать-уметь-исследовать.Человек постоянно стремиться узнавать много информацию, из умных познавательных передач. Чтению уделяет массу времени. Умело применяет свои знания на практике.
6 потребность, эстетическая: гармония-порядок-красота.Посещение художественных выставок и музеев развивает у человека гармонию красоты и вдохновение о прекрасном.
Заключительные рассуждения. Примеры
Пирамида Маслоу имеет семь основных ступеней. И по утверждению ученого А. Маслоу, иерархия потребностей не стабильна, как кажется вначале. Но большинство человечества подчиняются порядку последовательности пирамиды потребностей, в зависимости от своих способностей и мотивации, а так же от возраста.
Люди разделяются на разные категории, некоторые смогут пренебречь утолением базовых потребностей ради своей цели.
Примеры:
- Сначала хочет стать богатым бизнесменом, а затем устроить личную жизнь в преклонном возрасте.
- Для других приоритетом – власть и ее триумф.
- Третьей категории – достаточно уважения и любви в семье.
- Четвертая – рада куску хлеба и тарелки супа.
Субъекты научились свои желания удовлетворять в соответствии с необходимыми потребностями.
Маслоу пирамида — это семиуровневая лестница, в которой представлен упрощенный вариант идеи к удовлетворению потребности человеком и его последовательные шаги.
Вы хотите узнать, на какой ступени находитесь? Найдите себя на ступени пирамиды, если Вы не достигли своей цели, поднимайтесь выше, принимая рекомендации ученого.
Пирамида потребностей по Маслоу можно встретить в учебниках, почитать на сайтах. В пирамиде отражаются нужды человека. Она приносит пользу и учит правильно принимать желания, потребности. Главное, зависит от каждого человека, от цели в жизни и способности мыслить.
infomarketing.su