Пять уровней иерархии потребностей Маслоу. Потребности по маслоу


Что нужно для счастья? Потребности человека по Маслоу.

Потребности человека по МаслоуМногие люди живут с постоянным ощущением, что им всегда чего-то не хватает для счастья. И это далеко не прихоть. Человек может чувствовать себя счастливым только тогда, когда удовлетворены все его потребности.

 

Американский психолог А́брахам Маслоу (еврей и эмигрант из России Маслов) составил пирамиду базовых потребностей человека.

 

Принцип пирамиды очень прост: все потребности находятся в порядке значимости. Если по каким-либо причинам невозможно удовлетворить низшие потребности, человек не может больше ни о чем думать и переходить к удовлетворению других, более высших в иерархии потребностей.

 

1. Физиологические потребности: потребность в пище, воде, сексуальном удовлетворении и т. д.

 

Если человек испытывает голод, жажду, половое влечение и другие физиологические потребности, он не может ни на чем сосредоточиться.

 

Конечно, большинство людей умеют воздерживаться и терпеть какое-то время. Но лишь до тех пор, пока дискомфорт не станет очень сильным.

 

2. Потребность в безопасности: стабильность, порядок, зависимость, защита, свобода от страха, тревоги и хаоса.

 

Очень трудно реализовывать свои планы, развиваться, не чувствуя себя в безопасности. Именно поэтому человек всегда стремится получить гарантии: утраивается на постоянную работу с соц. пакетом, покупает проверенные качественные товары и т.д.

 

3. Потребность в любви и принадлежности: семья, дружба, свой круг общения.

 

Если мы не голодны, не изнываем от жажды, нас не одолевают болезни, мы не находимся в зоне военных действий и у нас есть крыша над головой, мы стремимся к удовлетворению психологических потребностей.

 

Потребности человека по МаслоуК ним относятся: чувство значимости, принадлежности к той или иной социальной системе (семья, сообщество, коллектив и др.), потребность в уважении, в любви.

 

Когда эти потребности не удовлетворены, мы остро переживаем отсутствие друзей, семьи, партнера, детей. Нам больше всего на свете хочется быть принятыми, услышанными, понятыми.

 

Особенно велико стремление быть в группе у подростков. На этом часто спекулируют секты, преступные группировки. И поэтому подросток, не задумываясь, подчиняется правилам и законам группы, в которую стремится только для того, чтобы не быть ею отвергнутым.

 

4. Потребность в уважении и признании: я уважаю себя, меня уважают другие, я нужен.

 

Людям важно занимать какое-то значимое социальное положение.

 

Нам хочется, чтобы нас признавали, чтобы наша компетентность была оценена по-достоинству, чтобы было замечено наше мастерство.

 

К этой группе потребностей можно отнести желание иметь хорошую репутацию, статус, известность и славу, превосходство и т. д.

 

5. Потребность в самоактуализации: заниматься тем, к чему есть склонности и способности.

 

Маслоу писал: «Даже если все перечисленные выше потребности удовлетворены, мы можем ожидать, что вскоре возникнет беспокойство и неудовлетворенность, если человек не занимается тем, для чего он создан».

 

Многие люди по разным причинам занимаются тем, что им не нравится. Учатся профессии, которую выбрали родители. Работают там, где хорошо или, по крайней мере, стабильно платят.

 

В итоге постоянное чувство неудовлетворения отравляет человеку всю жизнь: у некоторых появляется хроническая депрессия, сердечные заболевания, другие начинают пить…

 

 Потребности человека по Маслоу

Вывод.

 

Если Вы несчастны или не удовлетворены своей жизнью,

 

1. разберитесь, какая из потребностей пирамиды Маслоу

    в Вашей жизни не удовлетворена,

2. найдите способы ее удовлетворить,

3. измените свою жизнь к лучшему как можно скорее!

 

 

 

xn--5-itb3ahjp.xn--p1ai

Иерархия потребностей Маслоу: пять уровней | krok8.com

Содержание:

Как знаменитая иерархия Маслоу объясняет человеческую мотивацию

Что мотивирует человеческое поведение? Иерархия потребностей Маслоу является одной из самых известных теорий мотивации. По словам психолога-гуманиста Абрахама Маслоу, наши действия мотивированы для достижения определенных потребностей.

Пять уровней иерархии потребностей Маслоу

Пять уровней иерархии потребностей Маслоу▴ содержание

Пристальный взгляд на иерархию потребностей Маслоу

Маслоу впервые представил свою концепцию иерархии потребностей в своей статье 1943 года “Теория человеческой мотивации” и в своей последующей книге “Мотивация и личность”. Эта иерархия предполагает, что люди мотивированы выполнять основные потребности, прежде чем перейти к другим, более продвинутым потребностям.

В то время как некоторые из существующих школ изучения человеческой личности (психоанализ и бихевиоризм), как правило, фокусировались на проблемном поведении, Маслоу был гораздо более заинтересован в изучении того, что делает людей счастливыми и что они делают для достижения этой цели.

Будучи гуманистом, Маслоу считал, что у людей есть врожденное желание быть самореализованными, то есть быть всеми, кем они могут быть. Однако для достижения этих конечных целей необходимо удовлетворить ряд более элементарных потребностей, таких, как потребность в пище, безопасность, любовь и чувство собственного достоинства.

Есть пять различных уровней иерархии потребностей Маслоу. Давайте более подробно рассмотрим потребности Маслоу, начиная с самого низкого уровня, которые известны как физиологические потребности.

▴ содержание

От базовых до более сложных потребностей

Иерархия Маслоу чаще всего отображается в виде пирамиды. Самые низкие уровни пирамиды состоят из самых основных потребностей, в то время как самые сложные потребности находятся на вершине пирамиды.

пирамида иерархии потребностей Маслоу
пирамида иерархии потребностей МаслоуПирамида иерархии потребностей по Маслоу

Потребности в нижней части пирамиды являются основными физическими требованиями, включая потребность в пище, воде, сне и тепле. Как только эти потребности более низкого уровня будут удовлетворены, люди смогут перейти на следующий уровень потребностей, связанных с безопасностью и охраной.

По мере того, как люди продвигаются вверх по пирамиде, потребности становятся все более психологическими и социальными. Вскоре потребность в любви, дружбе и близости становится важной. Далее вверх по пирамиде, необходимость личного достоинства и чувства выполненного долга приоритетны.

Как и Карл Роджерс, Маслоу подчеркнул важность самореализации, которая является процессом роста и развития как личности для достижения индивидуального потенциала.

▴ содержание

Потребности дефицита и потребности роста

Маслоу считал, что эти потребности похожи на инстинкты и играют главную роль в мотивации поведения. Потребности в физиологии, безопасности, социальном обеспечении и уважении – это потребности в дефиците, которые возникают из-за депривацииДепривация (лат. deprivatio — потеря, лишение) — сокращение либо полное лишение возможности удовлетворять основные потребности — психофизиологические либо социальные.. Удовлетворение этих потребностей более низкого уровня важно для того, чтобы избежать неприятных ощущений или последствий.

Маслоу назвал самый высокий уровень пирамиды потребностями роста. Эти потребности вытекают не из недостатка чего-то, а скорее из желания расти как личность.

Хотя теория обычно изображается как довольно жесткая иерархия, Маслоу отметил, что порядок, в котором эти потребности выполняются, не всегда соответствует этой стандартной прогрессии. Например, он отметил, что для некоторых людей потребность в самооценке важнее, чем потребность в любви. Для других потребность в творческом наполнении может вытеснить даже самые элементарные потребности.

▴ содержание

Физиологические потребности

Основные физиологические потребности, вероятно, довольно очевидны — это вещи, которые жизненно важны для нашего выживания. Некоторые примеры физиологических потребностей включают:

  • Пища
  • Вода
  • Дыхание
  • Гомеостаз

В дополнение к основным требованиям питания, воздуха и регулирования температуры, физиологические потребности также включают такие вещи, как жилье и одежду. Маслоу также включил половое размножение в этот уровень иерархии потребностей, поскольку это имеет важное значение для выживания и распространения вида.

▴ содержание

Потребности в области охраны и безопасности

По мере продвижения на второй уровень иерархии потребностей Маслоу требования начинают становиться немного сложнее. На этом уровне первоочередными становятся потребности в области безопасности и охраны. Люди хотят контроля и порядка в своей жизни, поэтому эта потребность в безопасности и охране в значительной степени способствует поведению на этом уровне.

Некоторые из основных потребностей в области безопасности включают:

  • Финансовое обеспечение
  • Здоровье и благополучие
  • Безопасность от несчастных случаев и травм

Поиск работы, получение медицинского страхования и медицинской помощи, внесение денег на Сберегательный счет и переезд в более безопасный район – все это примеры действий, мотивированных потребностями в безопасности и охране.

Вместе, безопасность и физиологические уровни иерархии составляют то, что часто называют основными потребностями.

▴ содержание

Социальные потребности

Социальные потребности в иерархии Маслоу включают такие вещи, как любовь, принятие и принадлежность. На этом уровне потребность в эмоциональных отношениях определяет поведение человека. Некоторые из вещей, которые удовлетворяют эту потребность включают:

  • Дружеские контакты
  • Романтические привязанности
  • Семья
  • Социальные группы
  • Группы сообщества
  • Церкви и религиозные организации

Чтобы избежать таких проблем, как одиночество, депрессия и беспокойство, важно, чтобы люди чувствовали себя любимыми и принятыми другими людьми. Личные отношения с друзьями, семьей и любовниками играют важную роль, как и участие в других группах, которые могут включать религиозные группы, спортивные команды, книжные клубы и другие групповые мероприятия.

▴ содержание

Потребность в уважении

На четвертом уровне в иерархии Маслоу есть потребность в оценке и уважении. Когда потребности на трех нижних уровнях удовлетворены, уважение начинает играть более заметную роль в мотивации поведения.

На данном этапе становится все более важным завоевать уважение и признательность других. У людей есть потребность достичь чего-то, а затем получить признание их усилий.

В дополнение к потребности в чувстве выполненного долга и престижа, потребности уважения включают такие вещи, как самооценка и личная ценность. Люди должны чувствовать, что их ценят и другие, и чувствовать, что они вносят вклад в мир. Участие в профессиональной деятельности, академических достижениях, спортивном или командном участии и личных увлечениях может сыграть определенную роль в удовлетворении потребностей уважения.

Люди, которые способны удовлетворить потребности в уважении, добиваясь хорошей самооценки и признания других, как правило, чувствуют уверенность в своих силах. У тех, кому не хватает самоуважения и уважения к другим, может развиться чувство неполноценности.

Вместе, уважение и социальные уровни составляют то, что известно как психологические потребности иерархии.

▴ содержание

Потребности в самореализации

На самом пике иерархии Маслоу находятся потребности в самореализации. “Каким может быть человек, он должен быть”, – объяснил Маслоу, ссылаясь на необходимость того, чтобы люди достигли своего полного потенциала как человеческие существа.

Согласно определению Маслоу о самореализации:

“Это можно примерно описать как полное использование талантов, способностей, возможностей и т. д. Такие люди, кажется, реализуют себя и делают все возможное, что они способны делать… Это люди, которые развились или развиваются до того уровня, на который они способны.”

Самореализующиеся люди осознают себя, заботятся о личностном росте, меньше заботятся о мнениях других и заинтересованы в реализации своего потенциала.

▴ содержание

Критика иерархии потребностей Маслоу

Теория Маслоу стала дико популярной как в психологии, так и вне ее. Теория была особенно затронута сферами образования и бизнеса. Несмотря на популярность, концепция Маслоу не была без критики.

Главные из них:

Потребности не обязательно следуют иерархии

Хотя некоторые исследования показали определенную поддержку теорий Маслоу, большинство исследований не смогли обосновать идею иерархии потребностей. Вахба и Бриджвелл сообщили, что было мало доказательств ранжирования потребностей Маслоу и еще меньше доказательств того, что эти потребности находятся в иерархическом порядке.

Теорию сложно проверить

Другие критики теории Маслоу отметили, что его определение самореализации трудно проверить научно. Его исследования по самореализации также основывались на очень ограниченной выборке людей, включая людей, которых он знал, а также на биографиях известных людей, которых Маслоу считал самореализованными.

Так почему же иерархия потребностей Маслоу была столь влиятельной?

Независимо от этих критических замечаний, иерархия потребностей Маслоу представляет собой часть важного сдвига в психологии. Вместо того, чтобы сосредоточиться на аномальном поведении и развитии, гуманистическая психология Маслоу была сосредоточена на развитии здоровых людей.

Хотя было относительно мало исследований, поддерживающих теорию, иерархия потребностей хорошо известна и популярна как в психологии, так и вне ее. В исследовании, опубликованном в 2011 году, исследователи из Университета Иллинойса намеревались проверить иерархию.

Они обнаружили, что, хотя удовлетворение потребностей тесно связано со счастьем, люди из различных культур во всем мире сообщили, что самореализация и социальные потребности имеют важное значение даже тогда, когда многие из самых основных потребностей не были удовлетворены.

Такие результаты показывают, что, хотя эти потребности могут быть мощными мотиваторами человеческого поведения, они не обязательно принимают иерархическую форму, описанную Маслоу.

Источники: ☰
  1. Maslow, AH. A Theory of Human Motivation. Start Publishing; 2012.
  2. Tay, L, & Diener, E. Needs and subjective well-being around the world. Journal of Personality and Social Psychology. 2011; 101(2): 354-365. DOI: 10.1037/a0023779.
  3. Wahba, MA, & Bridwell, LG. Maslow reconsidered: A review of research on the need hierarchy theory. Organizational Behavior and Human Performance. 1976;15:212–240.
  1. The Five Levels of Maslow’s Hierarchy of Needs

Все материалы носят ознакомительный характер. [Отказ от ответственности krok8.com]

2119

krok8.com

Иерархия потребностей по Маслоу

Концепция д-ра Абрахама Маслоу - одна из наиболее известных теорий, объясняющих поведение людей. В книге «Motivation and Personality» («Мотивация и личность»), 1954 г., Маслоу выдвигает гипотезу о том, что людей мотивирует иерархия потребностей. Когда удовлетворены потребности низшего уровня, индивидуумы больше не движимы исключительно ими. По мере того как удовлетворяются потребности каждого последующего уровня, индивидуумы переходят к мотивирующим факторам более высокого порядка.

До Маслоу мир психологии был во власти бихевиоризма и психоанализа. Все внимание было направлено на личности с отклонениями, но Маслоу отказался от этого узкого подхода и стал изучать работу здоровых и успешных людей, популяризируя психологический гуманизм. При этом он внес серьезный вклад как в психологию, так и в бизнес. Иерархия потребностей по Маслоу использовалась для обоснования некоторых методов управления людьми, прежде всего мотивационных подходов.

Вместо того чтобы сосредоточиться на людях, испытывающих проблемы, Маслоу стал изучать жизнь выдающихся личностей, добившихся успеха, таких как Авраам Линкольн. Старательно избегая слова «духовный», он тем не менее признает, что помимо эмо циональных затруднений и ограничений есть еще и моменты, когда раскрывается высшая природа человека. Он ввел в психологию абстрактные, но чрезвычайно важные концепции правды, добра, красоты, единства, трансценденции, жизненной силы, своеобразия, совершенства, справедливости, порядка и простоты. Их он назвал Б-ценностями.

Как работают идеи

Иерархия Маслоу представлена пятью основными уровнями потребностей:

  1. Физиологические потребности. Биологические нужды, такие как потребность в кислороде, пище, воде и относительно постоянной температуре тела, выражены наиболее сильно, поскольку, если они не удовлетворяются, человек погибает.
  2. Потребности безопасности. Взрослые не нуждаются в безопасности, если только речь не идет о чрезвычайных ситуациях или периодах хаоса в социальной структуре (например, широкомасштабные бунты). Но дети часто демонстрируют признаки незащищенности и свою потребность в безопасности.
  3. Потребность в любви, привязанности и принадлежности. Люди стремятся избежать чувства одиночества и отчужденности и нуждаются в том, чтобы давать (и получать) любовь и испытывать привязанность и чувство принадлежности.
  4. Потребности уважения. Чтобы испытывать удовлетворение, уверенность в себе и ощущать свою ценность, человек нуждается в стабильном, основательном, высоком уровне самоуважения, а также в уважении со стороны окружающих. Если эти потребности не удовлетворяются, человек чувствует себя неполноценным, слабым, беспомощным и никчемным.
  5. Потребность в самоактуализации. Маслоу описывает самоактуализацию как постоянный процесс. Самоактуализирующиеся люди посвящают себя чему-то еще помимо проблем выживания. Они увлечены своей работой, имеют призвание или склонность к чему-либо.

Это, по мнению Маслоу, объясняет, почему музыканту необходимо заниматься музыкой, художнику - рисовать, поэту - писать стихи. Если эти потребности не удовлетворяются, человек испытывает беспокойство, неуверенность, напряженность. Потребности более низкого порядка могут также вызывать беспокойство, но в этом случае его причину легче определить. Если человек голоден, беззащитен, нелюбим, не принят другими или не питает уважения к самому себе, причина очевидна. Но не всегда ясно, чего хочет человек, когда у него возникает потребность в самоактуализации.

По Маслоу, люди не переходят к потребностям в самоактуализации исключительно из-за препятствий, которые перед ними ставит общество, в том числе их работодатель. Работа может тормозить личный рост, а может и способствовать ему. Маслоу показал, что усовершенствованный образовательный процесс мог бы стимулировать личный рост, если осуществить следующие шаги:

  • учить людей быть самими собой, знать свое внутреннее «я» и прислушиваться к голосу своих чувств;
  • учить людей преодолевать свои культуральные предубеждения и становиться гражданами мира;
  • помогать людям найти свое призвание, следовать своим склонностям, судьбе и предначертанию, что прежде всего касается избрания карьеры и спутника жизни;
  • учить людей тому, что жизнь драгоценна и открыта для радости. Если вы расположены видеть доброе и радостное во всех ситуациях, ваша жизнь исполнена смысла.

Маслоу утверждал, что людьми управляют не только механические силы (стимулы и подкрепление, в терминологии бихевиоризма) или неосознанные инстинктивные импульсы, как говорит психоанализ. Необходимо также учитывать их человеческий потенциал. Он верил, что люди стремятся достичь высочайших уровней своих способностей, раздвинуть границы творчества, сознания и мудрости. Другие психологи называют таких индивидов «полностью функционирующими» или обладающими «здоровой личностью», Маслоу же назвал их «самоактуализирующимися».

Маслоу разработал иерархическую теорию потребностей. В основании этой пирамиды лежат физиологические, или «животные», нужды, а на вершине ее находятся человеческие потребности. Человек, занятый удовлетворением биологических потребностей, связанных с выживанием, не интересуется ценностями более высокого порядка.

Каждый следующий уровень пирамиды связан с предыдущим: только удовлетворив базовые нужды, люди могут перейти к более сложным потребностям.

 

www.eksword.ru

понятие, сущность, виды и классификация. Классификация потребностей по Маслоу :: BusinessMan.ru

У каждого человека есть определённые потребности. Без некоторых из них невозможно существовать. У специалистов разные взгляды на потребности. Впервые описаны и проанализированы нужды человека были в начале ХХ века. До сих пор каждый профессионал рассматривает свою теорию. В статье рассмотрим основные потребности человека, проанализируем классификацию известного американского психолога Абрахама Гарольда Маслоу.

Суть понятия

Каждый человек в чём-то нуждается. Всё зависит от условий жизни, деятельности личности, материальных объектов и т. д. Это и есть потребность индивида. То есть это внутреннее состояние человека, из-за которого чувствуется недостаточность чего-нибудь. Потребность проявляется у каждого по-разному, в зависимости от определённых ситуаций. Специалисты заметили, что нужда никогда не заканчивается. Если человек удовлетворил одну потребность, сразу же появляется другая. Такой круговорот происходит всю жизнь. Каждая нужда проявляется определёнными эмоциями. Человек становится злым и раздражительным, когда не может удовлетворить потребность, то есть негативно настроенным. Положительные эмоции проявляются только тогда, когда всё получилось.

Если не удовлетворились потребности, появляется дискомфорт, который постепенно перерастает в негативное состояние. Именно поэтому люди стараются создать все условия для комфортной и обеспеченной жизни. Каждый живой организм в чём-то нуждается. Это необязательно человек, но и растения, животные, насекомые и другие живые существа. Понятие и классификация потребностей рассматриваются в разносторонних аспектах. Однако психологи связывают их с нуждой человека в разных сферах и направлениях. В этом суть каждой потребности.

Сущность и классификация

Классификация потребностей личности – понятие, которое используется в нескольких значениях. В первую очередь – это объекты внешней среды. Именно они нужны для нормальной жизни человека. Вторая сфера – это состояние психики. Человек нуждается в общении, любви и других чувствах. Если этого нет, тогда происходит переломный момент в жизни индивида, который сильно влияет на психику, отчего и появляется депрессивное состояние.

Есть ещё фундаментальные свойства. То есть как человек относится к миру и окружающей среде. На вышеперечисленных потребностях выделяют такие особенности:

  1. Потребность взаимосвязана с дефицитом определённого предмета или объекта. Например, когда человеку не хватает еды или одежды, он чувствует в этом нужду.
  2. Потребности тесно взаимосвязаны с положительными и отрицательными эмоциями. Всё зависит от ситуации. Если человек удовлетворил свою потребность, например, что-то купил или сделал своими руками, тогда он радуется и всё у него хорошо. Когда потребность нереализованная, тогда портится настроение, появляется депрессия и проявляются негативные эмоции.
  3. Количество потребностей с каждым годом увеличивается. Если у новорождённого не так много нужд, то у взрослого человека их намного больше. Маленького ребёнка нужно покормить, поиграть с ним или переодеть. Он уже будет доволен жизнью. У взрослого человека намного больше потребностей, которые требуют определённых сил и затрат.

Классификация человеческих потребностей – это система, по которой определяется значимость нужд. Их особенности напрямую взаимосвязаны с мотивацией и целью человека. Это говорит о том, что нужду можно удовлетворить только тогда, когда личность целенаправленно движется вперёд и помнит о мотивах.

Функции

Существует три этапа, которые определяют потребности человека. Сначала формируется нужда, когда у человека определённое отношение, чувства и эмоции к внешним раздражителям. Затем строится мотивация, а третья стадия – это осознание потребности. При этом человек испытывает негативные или положительные эмоции, появляются конкретные мысли, цели и планы.

Есть две основные функции:

  • Сигнальная. Когда возникает потребность, человек чувствует дефицит, меняются мысли, состояние становится более беспокойное до тех пор, пока не будет удовлетворена нужда.
  • Побуждающая потребность. Личность начинает действовать в своих интересах. Проявляется активность, трудовая деятельность, кардинально меняется поведение человека.

На самом деле классификация потребностей человека тесно пересекается с функциями. Однако описаны только некоторые виды. Многие психологи насчитывают более 130 потребностей человека. Это очень много, но люди всё равно стремятся жить лучше и удовлетворяют свои нужды как с помощью материальных благ, так и духовных. То же самое можно сказать и про потребности общества.

Виды потребностей

Исходя из вышеперечисленных особенностей, специалисты выделяют определённые нужды. Профессионалы обычно используют в своей работе 6 разновидностей – это основные классификации потребностей. В первую из них входит сфера деятельности. То есть личность нуждается в работе или учёбе. Например, школьнику или маленькому ребёнку необходимо познание, а взрослому – трудовая деятельность. Однако у каждого человека наблюдается потребность как в общении, так и в отдыхе. Это касается не только взрослых людей, но и детей.

Вторая классификация – объект потребностей. Это может быть материальная сторона, биологическая, духовная, эстетическая и др. То есть здесь говорится о том, что человеку нужна работа для удовлетворения финансовых потребностей или отдых. Третья классификация очень важна. Она определяет значимость потребностей и делится на два вида. На первом месте стоит основная потребность, без которой личность не сможет жить, а на втором – доминирующая (второстепенная). Четвёртая классификация потребностей (временная устойчивость) тоже делится на два вида. Первая нужда – ситуативная, а вторая – устойчивая.

Функциональная роль – это пятая классификация, которую делят на два вида:

  1. Естественная, когда передаётся на генетическом уровне. Это потребность в еде, воде, кислороде. Естественная потребность стоит на первом месте и считается доминирующей.
  2. Культурная. Человек нуждается в предметах, разных явлениях, которые не передаются по наследству. Это красота, чистота, знания, религия, наука, спорт и многое другое.

Последняя, шестая классификация потребностей – по субъекту. Это может быть общение или работа с группой людей, обществом, коллективом или с индивидуальным человеком. Виды потребностей и их классификация показывают, что это те факты, которые учитываются для того, чтобы понимать суть нужды человека или общества. В общей сложности можно сделать вывод, что отсутствие блага вызывают определённые эмоции личности. Они могут быть как негативные, так и положительные. Аналогично можно охарактеризовать и потребности общества.

Классификация потребностей по Маслоу

Американский психолог Абрахам Гарольд Маслоу выдвинул свою теорию. Он расписал нужды человека по некому порядку. Однако по его теории, нужды нужно рассматривать от низшего класса к высшему. Люди должны удовлетворять сначала те, которые являются природными, самобытными, постепенно переходя к более высоким, духовным.

Классификация потребностей по Маслоу включает такие основные компоненты потребности:

  • Нужда в самореализации.
  • Потребность в признании.
  • В любви и принадлежности.
  • Потребность в безопасности.
  • Потребности физиологии.

На основании вышеперечисленных компонентов образовалась пирамида с главными потребностями человека. В списке, представленном выше, она выглядит таким образом: нижний пункт – фундамент, на котором базируется каждый последующий компонент. Верхние – пик. Пирамида стала известна во всём мире и успешно используется студентами и преподавателями.

Для чего нужны основные потребности?

Как выяснилось, классификация потребностей по Маслоу разбита на 5 компонентов. Самое интересное, что они рассматриваются в обратном порядке. Первая очень важная классификация – это потребность в физиологии. Именно от неё зависит жизнь не только человека, но и любого живого существа. К физиологической потребности относится сон, еда, секс и дыхание.

Вторым компонентом рассматривается четвёртая классификация. Это потребность в безопасности. Человек должен быть уверен, что живёт в защищённом обществе, где верховенствует закон и право. Он не должен бояться за свою жизнь. Индивиду необходимо знать, что в случае чрезвычайной ситуации ему на помощь придут полицейские, пожарные, врачи и так далее. Сюда также можно отнести чувство стабильности и уверенности в завтрашнем дне.

Потребность в любви и принадлежности – это третий важный компонент в жизни человека. Все люди хотят, чтобы их любили и уважали. Поэтому каждая личность нуждается в общении с коллективом, друзьями, родственниками. Человек при этом чувствует себя кому-то нужным. Когда удовлетворена потребность в любви, тогда личность нуждается в престиже и признании. Это вторая по счёту ступень Человек хочет, чтобы окружающие видели его таланты. Только тогда, когда люди признают одарённую личность, он становится самоуверенным и успешным.

И первый по счёту компонент – потребность в самореализации. Это духовная нужда. Каждый человек старается заниматься творчеством, ходит в музей, театр, цирк. То есть стремится духовно развиваться. Американский психолог Маслоу расположил пять основных компонентов в иерархической последовательности. Однако многие учёные не согласились с такой теорией. Ведь не может быть потребность в самореализации стоять на первом месте, а физиологические потребности – на последнем. Однако психолог смог доказать обратное, так как пирамида читается снизу.

Смысл пирамиды Маслоу

Классификация потребностей в психологии рассматривалась многими учёными. Они сделали вывод, что пирамида по Маслоу стоит внимания и уважения, если изучать её с низшей ступени. Ведь самое важное в жизни человека – это питание, питьё, крыша над головой. Поэтому физиологическая потребность занимает первое место. Теперь эту уникальную пирамиду потребностей изучают в университетах на таких предметах, как психология, экономика и даже маркетинг. Не только студент, но и каждый человек должен понимать потребность по степени важности.

Смысл пирамиды заключается в том, чтобы удовлетворить второстепенную потребность, нужно реализовать доминирующую. Как родителям, так и педагогам психологи рекомендуют детей заинтересовать, чтобы у них было желание удовлетворить свои нужды. Однако не все специалисты с этим согласны, так как А. Маслоу не искал индивидуальность. Он создал иерархическую ступень на своих исследованиях, которые сильно отличаются от теории других специалистов. Об этом вы сможете прочитать ниже.

К чему приводит нереализованная потребность

Не каждому человеку удаётся удовлетворить свои нужды так, как хочется. Поэтому бывают ситуации, когда потребность остаётся нереализованной. Что же происходит в этом случае? Если человек не смог удовлетворить свою нужду в самореализации, он становится неуверенным и закомплексованным. В будущем у таких людей нет общих тем для разговора с окружающими. Если человек не удовлетворил потребность в безопасности и у него нет стабильности, тогда появляется психологическая травма. Впоследствии появляется страх, нервозность, стрессы.

Когда у человека нет друзей и близких людей, на которых он может опереться, значит, потребность в любви неудовлетворена. Такие люди становятся замкнутыми и одинокими. Они быстро увядают и жить им становится скучно и неинтересно.

Как выяснилось, физиологическая потребность самая важная. Если она нереализованная, тогда человек начинает не только болеть, но и «угасать» на глазах. Последствие может быть пагубное. Любая нереализованная потребность негативно сказывается как на здоровье, так и на психике человека. Именно поэтому психологи считают, что необходимо удовлетворять свои нужды сразу же, по мере их поступления.

Критика потребностей психологами

Многие психологи несогласны с пирамидой Маслоу только по той причине, что не видят логики. Учёный так разработал потребности, что они идут только по очереди. Прежде чем удовлетворить вторую нужду, сначала нужно реализовать первую. На самом деле психологи согласны только с физиологическими потребностями. Ведь если человек голоден, он не захочет реализовывать ничего другого. Однако, почему же на втором месте стоит потребность в безопасности, а не в любви? Ведь каждый человек индивидуален. Если одному нужна стабильность, а второму может понадобиться любовь.

Одновременно психологи согласны с Маслоу в том, что человек зависим от потребностей. Личность превышает свои запросы, поэтому процесс формирования нужд часто становится более сложным. Можно отдать должное Абрахаму Гарольду Маслоу. Он никогда не настаивал на своей теории, а предоставлял людям выбор. Он соглашался с теми психологами, которые выдвигали свои теории классификации потребностей. Маслоу согласен, что любая потребность зависит от определённых условий, в которых находится человек. Кажется, что теория английского учёного дала развёрнутый ответ педагогам или руководителям.

Заключение

В заключение можно сказать, что теория известного американского психолога А. Маслоу вызвала как недоумение других специалистов, так и множество вопросов. Ведь его теория, иерархия не каждому доступны и понятны. Психолог проанализировал потребность человека и создал пять ступеней, которые рассказывали о нуждах людей. Однако он не учёл индивидуальность личности и поэтому получилась иерархия для всех людей одна. Психологи утверждают, что такого не может быть, так как у каждого индивидуума есть свои желания. Если человек чрезмерно креативен и не представляет свою жизнь без творчества, тогда это и самое важное для личности. Для таких людей любовь и другие потребности становятся второстепенными.

Исследования специалистов показывают, что одна и та же нужда как повышает показатели эффективности, так и снижает их. Всё зависит от конкретной ситуации, индивидуальности личности.

businessman.ru

Персональный сайт - Иерархия потребностей человека по А.Маслоу.

ИЕРАРХИЯ ОСНОВНЫХ ЖИЗНЕННО-ВАЖНЫХ

ПОТРЕБНОСТЕЙ ПО А.МАСЛОУ

         Первую ступень пирамиды А.Маслоу представляют низшие физиологические потребности, без которых невозможна жизнь в биологическом

смысле слова. Если человек не будет удовлетворять эти потребности, то он просто умрет, как любое живое существо на Земле. Это потребности в выживании. К ним относятся потребности:

1. ДЫШАТЬ

2. ЕСТЬ

3. ПИТЬ

4. ВЫДЕЛЯТЬ

 

       Человек на протяжении всей своей жизни растет, развивается, постоянно контактирует с окружающей его средой. В связи с этим у него возникают такие жизненно-важные потребности, удовлетворять которые ему необходимо для гармоничного роста и развития в этой среде. Это потребности, обеспечивающие человеку собственную безопасность: защита от природных стихий, болезней, социальных явлений, жизненных неудач, стрессов. Они составляют вторую ступень пирамиды Маслоу. Это потребности:

5. СПАТЬ, ОТДЫХАТЬ

6. БЫТЬ ЧИСТЫМ

7. ОДЕВАТЬСЯ, РАЗДЕВАТЬСЯ

8. ПОДДЕРЖИВАТЬ ТЕМПЕРАТУРУ

9. ПОДДЕРЖИВАТЬ СОСТОЯНИЕ, или БЫТЬ ЗДОРОВЫМ

10. ИЗБЕГАТЬ ОПАСНОСТИ

11. ДВИГАТЬСЯ

       Обе эти ступени составляют фундамент (основание, опору) пирамиды Маслоу.

       К третьей ступени пирамиды А.Маслоу относятся потребности в принадлежности. Человеку на протяжении всей жизни необходимо иметь опору, принадлежать к обществу, быть принятым и понятым этим обществом. Ему необходимо иметь информацию об окружающей его среде.

Этого он достигает, удовлетворяя свою потребность:

12. ОБЩАТЬСЯ

 

   Жизнь в обществе привела к возникновению потребностей в  ДОСТИЖЕНИИ УСПЕХА: в работе, жизни, семье, стремлении к гармонии, красоте, порядку. Эти потребности составляют 4-ю ступень пирамиды Маслоу и представлены потребностью ИМЕТЬ ЖИЗННЕНЫЕ  ЦЕННОСТИ.

    И, наконец, вершину пирамиды,5-ю ступень, составляют потребности в СЛУЖЕНИИ, обеспечивающие самореализацию человека и развитие его как личности. Это потребность УЧИТЬСЯ, РАБОТАТЬ И ИГРАТЬ.

    Если посмотреть на пирамиду Маслоу в целом, мы увидим, что пока человек не удовлетворит потребности, составляющие  нижние ее ступени, он не сможет удовлетворить более высшие психосоциальные потребности.

     Все эти потребности необходимо удовлетворять человеку постоянно в процессе своей жизни для достижения физического, социального и творческого благополучия.

      Если про анализировать жизнь каждого из нас, то мы увидим, что несмотря на то, что потребности у каждого человека и у всех людей одинаковы, способ их удовлетворения у всех разный. Способ удовлетворения потребностей называется образом жизни, поэтому у каждого человека свой образ жизни. Образ жизни зависит от:

     1) возраста человека;

     2) социокультурного окружения человека;

     3) экологии;

     4) знаний, умений, желания и здоровья человека.

     Рассмотрим подробно каждый пункт.

     1) Человек в своем развитии проходит несколько периодов от младенчества до старости, и в каждый период способ удовлетворения потребностей у него будет разный. Например: потребность ЕСТЬ ребенок грудного возраста удовлетворяет, употребляя в пищу молоко матери через определенные интервалы времени, а у человека в зрелом возрасте периодичность приема пищи и качественный состав пищи будут совершенно другими.

     2) Под социокультурным окружением понимают общество, в котором живет человек (семья, коллектив на работе, в школе и т.д.), с его традициями, законами, культурой. Это общество обучает человека образу жизни, оно оказывает на образ жизни огромное влияние, которое может быть как отрицательным, так и положительным. Например: в одной школе занятиям спортом уделяют большое внимание, а в другой к этому относятся  формально. Поэтому у учеников этих школ сформируется соответствующее отношение к спорту. Другой пример: на многих предприятиях ведется активная борьба с курением и алкоголем, а на других предприятиях на это не обращают никакого внимания, и человек, попадая в то или иное общество, приобретает опыт удовлетворения основных жизненноважных потребностей, присущий данному обществу.

      3) Экологическая обстановка, окружающая человека, также оказывает влияние на способ удовлетворения его потребностей, т.е. на его образ жизни. Например потребность ДЫШАТЬ: один человек живет в сельской местности и дышит чистым воздухом, а другой - в крупном промышленном городе, где во вдыхаемом воздухе находится много вредных для здоровья веществ.

      Способ удовлетворения потребности ДЫШАТЬ у этих людей будет разный в силу экологической ситуации.

     4) Сам человек тоже оказывает огромное влияние на свой образ жизни.

     Только имея знания, умения, желания, человек будет вести здоровый  образ жизни. Здоровый образ жизни - это эталон, придерживаясь которого человек достигает гармонии с окружающей средой.

      В окружающей человека среде есть много факторов, отрицательно влияющих на его образ жизни. Эти факторы называют факторами риска. Различают две группы факторов риска. l-я группа - генетические факторы риска: пол, возраст, наследственность. Их устранить невозможно, они всегда присутствуют в жизни человека. 2-я группа - выборочные факторы риска, их можно устранить, они могут быть, а могут отсутствовать в жизни человека. К ней относятся факторы риска: гиподинамия, избыточный вес или нерациональное питание, стресс, вредные привычки, неблагоприятная экологическая обстановка.

      Факторы риска не только отрицательно влияют на удовлетворение потребностей, но могут даже привести ~ нарушению удовлетворения потребностей.

       Например: многие городские жители имеют фактор риска - гиподинамия. Это связано с частым использованием транспорта, малой долей физического труда и так далее. Этот фактор риска отрицательно влияет на удовлетворение потребности двигаться. Но один человек старается больше ходить пешком, физически работает на своей даче, делает по утрам зарядку, катается на велосипеде, ходит на лыжах. Другой все свое свободное время проводит у телевизора, активно пользуется транспортом. У обоих есть фактор риска - гиподинамия. Но первый приспособился (адаптировался) к условиям жизни с факторами риска и они оказывают на него меньшее отрицательное влияние, чем на второго. Поэтому, если невозможно устранить факторы риска, то необходимо максимально адаптироваться (приспособиться) к жизни В окружающей среде с факторами риска.

        Способность к адаптации будет выше, если человек будет:

а) знать о факторах риска, их влиянии на здоровье;

б) иметь желание и волю к адаптации.

 

       Выводы:

1. Способ удовлетворения основных жизненно-важных потребностей человека зависит его социокультурного окружения, возраста и окружающей его среды и состояния здоровья человека.

2. Чем лучше человек адаптирован- к условиям жизни с факторами риска, тем ближе он к здоровью и дальше от болезни.

3. На образ жизни и социокультурное окружение человека можно активно влиять с целью приблизить его к здоровью, и значительная роль в этом принадлежит медсестре.

 

Для этого медсестре необходимо: 

1. Оценить образ жизни пациента - способ удовлетворения 14-ти основных потребностей;

2. Оценить социокультурное окружение пациента, его влияние на удовлетворение потребностей, определить факторы риска для этого пациента, степень адаптации к условиям жизни с факторами риска;

3. Определить необходимость коррекции образа жизни с целью достижения здоровья;

4. Мотивировать, убедить пациента в необходимости здорового образа жизни;

5. Оказать помощь пациенту в его действиях, направленных на поддержание здоровья или выздоровление (или спокойную смерть), которые он выполнил бы сам, будь у него достаточно сил, воли, знаний.

Помощь эта может быть:

а) непосредственная помощь медсестры в удовлетворении нарушенной потребности: например, у пациента перелом верхней конечности, медсестра будет кормить пациента, осуществлять личную гигиену и так далее;

б) восстановление удовлетворения нарушенной потребности: в нашем примере, восстановление движения в верхних конечностях, используя ЛФК, массаж, простейшие методы физиотерапии;

в) обучение пациента и его окружения в условиях измененного стереотипа навыкам повседневной жизни дома, например, обучение пациента с переломом нижней конечности хождению на костылях.

г) создание условий для спокойной смерти, если все возможности исчерпаны.

 

 

 

osypova1267.narod.ru