Незаменимая технология метода кейсов: стадии и примеры использования. Пример кейса


Метод тренинга: кейсы. Примеры кейсов. Как составить кейс на трениге

 

Описание: Группе передают информацию в виде фактов, основывающихся на реальной ситуации и просят обсудить проблемы, проанализировать вопросы и дать рекомен­дации. Кейс обучает принимать решения или отрабатывать новый навык на основе анализа вводной информации. Кейс создается тренером заранее на основе информации, полученной при подготовке тренинга. Также можно использовать готовые кейсы. Или адаптировать готовый кейс под потребности тренинга. 

Влияние на групповую динамику:

Повышает: непонятная инструкция, наличие правильного ответа и его поиск, “подстегивание” временем», сравнение с другими, неправильно выбранное время для кейса (когда нет лидера), тема далека или не понятна, острая тема, мало времени, недостаток информации.

Снижает: знакомая тема, подсказки, шутки, снятие рамок, множественность решений.

Количество участников: группа не более 10 человек

Как создать кейс на тренинге с помощью участников? 

Группа делиться на подгруппы по 5 – 10 человек.

RED_5908Шаг 1 – Группе дается задание

Задание: Опишите случай из вашего опыта, относительно данной темы. ( Например: месяц назад, у нас в отделе, случилась такая ситуация…”)

Требования к случаю: 

  • должен быть основан на реальной ситуации
  • четко определена задача (проблема), вокруг которой строится анализ. Например тема: “ Способы нематериальной мотивация персонала

Случай должен содержать следующие пункты:

  • места, позиции и роли основных действующих лиц. Например: директор, сотрудник, и т.п.
  • краткое описание — только факты — основных этапов развития событий и действий действующих лиц. Например: “Вы новый директор по развитию в компании. Компания выходит на новый рынок, перед вами поставлена задача…Сотрудники реагируют так то»

Шаг 2 – Группы меняются описанием ситуаций

Задание: Продумайте решение данной ситуации, напишите варианты решения данной ситуации и аргументируйте выбранные действия.

Шаг 3  — Презентация решений и оценка решений по группам

21

Так группа, которая создавала кейс, дает обратную связь по предложенному решению.

Однажды, я проводила тренинг «Креативность в бизнесе», для компании Ингосстрах. И там я использовала метод кейсов. Попробуйте решить его и вы, только без этого «гугл помоги».

Сможете решить кейс за 1 минуту? 

Итак, называется кейс «Галерея Lafayette», и основан он на реальных событиях. Молодой предпринимательнице на начальном этапе становления ее бизнеса не хватало средств на традиционные методы продвижения товара на рынок, она творчески подходила к решению проблем и добивалась своего очень дешевыми способами. Однажды она приехала завоевывать Европу, а управляющий парижской Галереи Lafayette отказался покупать ее продукцию – новые духи. Но она никогда не сдавалась. Когда наша героиня чего-то хотела, она была очень изобретательна в стремлении добиться своего. Женщина все таки нашла способ за 5 минут доказать управляющему, что ее духи могут занять достойное место в престижной галерее Lafayette. Что сделала женщина? Ваши варианты?

А сделала оно вот что. Дама открыла вдруг сумочку, достала оттуда большой флакон с какой-то желтоватой жидкостью и с размаху грохнула его об пол. Через уже через несколько минут не могла отбиться от вопросов: «Да, это мои новые духи,- сияя улыбкой, повторяла она.- Это Youth Dew, а меня зовут Эсте Лаудер. Вы никогда не слышали моего имени»

Примеры кейсов для тренинга по Управлению сотрудниками (мотивация, наставничество)

Пример кейса по продажам «Профиль клиента» для тренинга продаж здесь

Кейс №1  «Разработка способов воздействия на сотрудника»

На основании анализа ситуации проанализировать причины изменения поведения Ю. Малевина. Разработать способы воздействия на Малевина для изменения его поведения. Заполните таблицу «Оценка причин поведения» 

Описание ситуации:

Ю. Малевин работает в ООО «Три кита» с 2009 г. в должности техника-технолога холодильного оборудования. За время работы его три раза отмечали за высокое качество работы и регулярно выплачивали премии по итогам года. Однако за последний год отношения Ю. Малевина с коллегами стали натянутыми. Он вообще никогда не был особенно разговорчивым, но сейчас потребовал от коллег держаться подальше от его рабочего места. Ю. Малевин дал понять, что у него пропадают инструменты, и он хочет обезопасить свое рабочее место. Ухудшилось и качество его работы. Примерно год назад производимые им аппараты оценивались как полностью бездефектная продукция. В настоящее время при выборочном контроле оказалось, что его изделия требуют переделки в трех случаях из ста. Таким образом, уровень брака в его работе вырос с нулевого до 3 %. У его коллег брак не превышает 1,5 %.

Поведение Ю. Малевина вызвало беспокойство у руководителей подразделения. Хороший работник превратился в середняка. Что могло стать причиной изменения поведения Ю. Малевина?

Используя табл. 2. выберите из списка возможные причины изменения поведения, оцените их по 7-балльной шкале и прокомментируйте свои оценки.

Таблица 2. Оценка причин поведенияmal1

Прокомментируйте каждую из своих оценок.

Что можно предпринять менеджеру? Заполните табл. 3

Таблица 3.  Способы воздействия для изменения поведения

mal2

Источник: «Организационное поведение»  Г. Р. Латифуллина 

Кейс № 2 «Выбор сотрудника»

Описание ситуации: Вы являетесь Управляющим пяти АЗС компании «Лесной город» в городе N. Одной из Ваших АЗС является «Зеленый Кедр». У нее максимальная проходимость среди других Ваших АЗС. В связи с этим нагрузка на персонал достаточно большая. Если заправщики у Вас еще удерживаются, так как суммарно получают хорошие чаевые, то текучка кассиров у Вас достаточно высокая. Так что перед Вами стоит задача поиска и оценки кандидата на должность кассира, поскольку их Вам не хватает. Ситуация еще осложняется тем, что АЗС «Зеленый Кедр» имеет мини-маркет с открытой выкладкой, так что задач у кассиров много, а чаевые они не получают. К тому же и функционал у кассиров шире, чем в других топливных компаниях, поэтому найти хорошего кандидата бывает трудно.

В функциональные обязанности кассиров компании «Лесной город» входит:

  • Обслуживание клиентов на кассе;
  • Приемка товаров;
  • Контроль сроков годности товаров;
  • Участие в проведении инвентаризации товара;
  • Выполнение плана продаж по промо продукции;
  • Уборка помещений (полы, полки, туалет и т.д.)

Условия работы: график 2/2 месяц в день с 9 до 21, месяц в ночь с 21 до 9 (по договоренности с управляющим АЗС можно только в день или только ночь). Вам как управляющему удобнее, чтобы кассир мог выходить как в день, так и в ночь.

Задача: Подумайте, пожалуйста, и напишите профиль кандидата на вакансию кассира на АЗС «Зеленый Кедр» в компании «Лесной город». Какими характеристиками и компетенциями (знаниями, навыками, особенностями личности он должен обладать), чтобы успешно работать кассиром на Вашей АЗС

Кейс № 3 “Розничный магазин”

Описание ситуации: Продавец Петрова А.К. работает в отделе один год. За время работы ей удалось в достаточной мере освоить ассортимент отдела, установить доброжелательные отношения с коллективом сотрудников. По характеру спокойная, уравновешенная. К работе относится ответственно, проявляет желание работать в магазине. Однако в общении с покупателями инициативы не проявляет. Реагирует на вопросы, просьбы о помощи в выборе товара, доброжелательна, но старается свести это общение к минимуму. С большей увлеченностью занимается расстановкой товара, поддержанием чистоты и порядка в торговом зале, в связи с чем потенциальные покупатели часто остаются без внимания продавца и уходят.

Задание: продумайте и составьте  мотивационную беседу с сотрудником Петровой А.К. на проявление инициативы в общении с покупателями.

Кейс № 4  “Аптека”.

Описание ситуации: Провизор Васильева Н.Н. работает в аптеке давно.  Прекрасно разбирается в ассортименте, активна в общении с покупателями. Наиболее часто занимает позицию «советчика». Имеет свое представление о том, какие препараты предпочтительны для детей, настаивает на своем мнении, оценивает выбор покупателя.

Задание: продумайте  и составьте  мотивационную беседу с сотрудником Васильевой Н.Н. на реализацию основной своей функции – продавать товар исходя из запросов покупателя.

Кейс  № 5 “Новый сотрудник”

Продавец Ильина М.К., 19 лет. В компании на испытательном сроке. В работе нравится возможность общения с людьми, заинтересована в получении опыта работы продавцом, инициативна в работе с покупателями.

Систематически нарушает требования к внешнему виду продавца (молодежный стиль, открытые части тела) мотивируя это тем, что не имеет средств на обновление гардероба, ссылается на невысокую зарплату.

Задание: продумайте  и составьте  мотивационную беседу с сотрудником Ильиной М.К. на соответствие требованиям к стандартам внешнего вида. Кейсы для тренинга продаж можно посмотреть здесь

Получи больше практики на моей авторской онлайн Школе тренеров. 

—> Узнать когда ближайший онлайн курс Школа тренеров 

 Книги по теме:

blogtrenera.ru

Метод кейсов: особенности и примеры использования

Здравствуйте, уважаемые читатели блога Валерия Харламова! Сегодня речь пойдёт о том, что такое метод кейсов. Ведь на самом деле он очень эффективен, так как помогает раскрыть потенциал личности, которая его использует, учит опираться на себя, проявлять инициативу и активность.

Немного о том, что собой представляет этот метод

 

Был разработан давно, ещё в 1920 году в Гарварде для того чтобы облегчить процесс обучения студентов азам менеджмента и бизнеса в целом. Основной характеристикой является то, что он помогает человеку научиться пользоваться теорией, обнаруживать проблемные места и находить пути выхода из них.

То есть, допустим, студенты, получают задачи, которые находятся в кейсе, папке и не имеют определённых решений, а порой и проблем. Поэтому они должны для начала понять, что там неверно и создаёт дисбаланс, а уже потом намечать план, как справиться с этой ситуацией. Порой проблема обозначена, и им остаётся только преодолеть её.

Цели метода

Давайте, рассмотрим цели, которые ставит перед собой этот метод:

  • Повысить эффективность процесса обучения, сделать его более качественным и результативным.
  • Мотивировать учащихся или сотрудников к процессу работы.
  • Обучить работе с информацией, быстро находить необходимый материал и качественно его обрабатывать.
  • Образование и процесс получения знаний сделать более привлекательным и интересным.
  • Выработать умение делать анализ проблемы и на его основе правильные выводы.
  • Научить смотреть на ситуацию под призмой критики и подвергать сомнению мнение и точку зрения даже авторитетных людей, прекрасно знающих своё дело.
  • Подтолкнуть к тому, чтобы личность самостоятельно могла подвергать анализу свои действия, контролировала их и могла дать объективную оценку.
  • И самое важное, поддержать стремление к самосовершенствованию, достижениям, а также научить отстаивать свою точку зрения и границы, независимо от того, в какой форме, письменной или устной, главное, достаточно ясно донести свою мысль, чтобы победить сомнения у окружающих.

Виды кейсов

строка поиска на фоне офисных принадлежностей

 

Давайте теперь рассмотрим, какие бывают виды кейсов и их особенности:

Практические. Они отражают наиболее достоверную и реальную информацию. Обычно с их помощью моделируют какой-то исторический ход событий, либо техническую сложность, с которой необходимо справиться. Основываются на каких-то достоверных данных, будь то сохранившийся артефакт или записи.

Научно-исследовательские. К примеру, выдаётся папка с задачами, в состав которой входят какие-то сохранившиеся материалы известных учёных, историков, художников и прочее. И ученикам необходимо будет на основе предоставленных данных реконструировать события, либо разработать какой-то новый способ их предъявления. Допустим, при изучении основ экономики преподаватель может ознакомить студентов с информацией о местных компаниях и фирмах, их успехе и стилю ведения бизнеса.

Обучающие. Думаю, ясно, что основная цель – обучение. В процессе поиска решения проблемы учащиеся ищут информацию, которая им поможет в этом, соответственно, они обрабатывают много материала, что положительно сказывается на уровне знаний. Но это в тех случаях, когда время не ограничено и у студентов есть допуск к другим источникам.

Минусы метода

Но, как обычно происходит, в этом методе существуют также и «подводные камни», давайте их рассмотрим подробнее:

  1. Учащимся не всегда выходит придумать конструктивные идеи. Обычно в работу над кейсами преподаватель или руководитель привлекает группу людей, компетентность и уровень знаний у которых может значительно различаться. К тому же внутренние конфликты, пассивность некоторых участников и борьба за лидерство только притормаживают рабочий процесс.
  2. Обучение в большинстве случаев основывается на тех материалах, которые преподаватель предоставляет. То есть, порой объём информации очень ограничен, хотя бы в силу того, что у самого преподавателя её нет, а использование дополнительных источников невозможно. Все это значительно снижает результативность. К примеру, он не может располагать какими-то сведениями о внутренней политике какой-то корпорации, чтобы проанализировать её деятельность.

Пошаговая инструкция

Если в организованной группе 10 человек и более, то следует её разделить на подгруппы по 5 человек. При большом количестве участников не все смогут высказать свою мысль в силу своих индивидуальных особенностей характера, могут возникать споры и конфликты, а генерировать идеи будут самые активные, и, возможно, не самые компетентные. А в маленьких подгруппах не будет возможности тихо «отсидеться» и снять с себя ответственность за итоговое решение.

Для начала выдаётся задание. Допустим, если Вы организовали тренинг с рабочим коллективом, то выглядеть оно может так: Опишите случай из Вашего опыта, касающийся темы продаж (например, Вы используете техники эффективных продаж, доступно, объёмно и интересно презентуете товар, но покупатель всё равно его не приобретает).

Требования:
  • Обязательно должна быть реальная история
  • Указана точная информация, место, ФИО участников ситуации (продавцов)…
  • Нужны только факты, без включения обратной связи, то есть безоценочно и без указания переживаемых эмоций по этому поводу.

Следующая стадия – обмен историями между подгруппами. Теперь их задача состоит в том, чтобы придумать решение или обнаружить вероятную проблему. В нашем примере необходимо проанализировать, почему же данный товар не востребован.

 

И последний шаг – следует презентовать свои выводы, аргументировать их и оценить решения подгруппы, которая занималась Вашей ситуацией. Кстати, по поводу успешного отстаивания своего мнения хочу порекомендовать статью  «Как аргументировать и доказать правоту своего мнения любому человеку?».

Примеры

Для того чтобы было понятнее, о чём идёт речь и каким образом формируются задачи, давайте рассмотрим примеры кейсов.

«Галерея Lafayette»

галерея Lafayette в Париже

Одна женщина создала туалетную воду, но у неё не было средств на качественную презентацию и рекламу своего товара. Поэтому она предлагала его самостоятельно, путешествуя по Европе и заглядывая в разные магазины. Однажды она попала в галерею Lafayette, но управляющий не захотел не то, что приобретать товар, но даже смотреть на него. Но героиня оказалась творческой личностью, с помощью одного действия она убедила не только управляющего в качестве своих духов, но и посетителей галереи.

Задача: Что именно сделала героиня рассказа?

Ответ: Она достала из сумочки флакон туалетной воды и разбила его об пол галереи. Аромат настолько понравился посетителям, что со временем мир узнал и полюбил гениальные творения Эсте Лаудер.

«Способы воздействия на Кочеткова Ю.А.»

Задача: проанализировать ситуацию и выяснить причины, по которым эффективность труда сотрудника Кочеткова Ю.А. снизилась, а также разработать способы воздействия на него, чтобы улучшить деятельность и качество товара.

Описание ситуации: Кочетков Ю.А. работает в компании «Шедевр» с 2012 года в должности инженера-технолога. Разработанные им технологии отличались высоким качеством и эффективностью. Но, начиная с 2015 года, у него испортились отношения с коллегами, с которыми он перестал даже здороваться. Также изменилось и качество его работы в худшую сторону. За последний год процент брака продукции с 1% возрос до 5%.

Что привело к таким кардинальным изменениям личности и качества выполняемой работы, а также, какие действия предпринять по отношению к Кочеткову Ю.А.?

Возможные варианты, повлиявшие на столь значительные изменения:

таблица для метода кейсов

Варианты развития событий:

варианты развития событий для метода кейсов

Заключение

А на сегодня всё, уважаемые читатели! Напоследок хочу порекомендовать ознакомиться со статьей про диаграмму Исикавы, которая также может оказаться полезной в вашей деятельности. Успехов вам и творческих решений!

Материал подготовила Журавина Алина.

 

 

 

qvilon.ru

метод. Какой вид кейса выбрать?

Очевидно, что в зависимости от того, какие именно нужно выявить способности, компетенции или черты соискателя, меняется сюжет, форма, размер, задача и вопросы кейса. Условно все кейсы можно разделить по типу и назначению, к примеру по аналогии с отборочными интервью, так как они выполняют идентичную задачу – оценку соответствия компетенций кандидата вакантной должности. В зависимости от того, нужно ли оценить конкретную компетенцию или выявить аналитические способности выбирается тот или иной тип кейса. Затем в рамках его специфического формата составляется сюжет, выбираются участники, создается проблема и задаются вопросы. 

 15 ГОТОВЫХ БИЗНЕС КЕЙСОВ С РЕШЕНИЯМИ 

 Как выбрать вид кейса?

Современная практика и теория по менеджменту, обучению и оценке персонала не предлагает никакой классификации кейсов. Однако, очевидно, что их можно разделить по размеру, назначению, содержанию, по количеству участников, по характеру ситуаций и прочим отличительным чертам. К примеру, условно все кейсы для оценки компетенций и отбора персонала можно классифицировать на следующие виды: Проективные кейсыСюжет такого кейса делает читателя невольным свидетелем событий, который наблюдает за ситуацией стороны. Соискателю предлагают такие кейсы, чтобы он принял решение за одного из героев ситуации. С одной стороны проективные вопросы снимают ответственность с соискателя за принятые решения, но, с другой – отвечая за других, человек невольно дает ответы, руководствуясь собственными ценностными ориентациями Ролевые кейсыПредполагает, что есть несколько участников в ситуации, одним из которых становиться сам соискатель, который читает кейс. Ему предстоит принимать решения за себя самого, в описанной ситуации, играть одну из ролей и делиться собственным мнением. Кейсы с внутренней проблемойВ таком сюжете проблема возникает по внутренним причинам, то есть внутри коллектива, между сотрудниками, из-за неверно выстроенных систем управления или плохой организации труда. События вписываются во внутреннюю жизнь компании. Кейсы с внешней проблемой  Такие сюжеты предполагают, что действия участников влияют на внешнюю среду компании, или наоборот, внешняя среда компании является причиной проблем внутри организации. Это могут быть поставщики, клиенты, изменения рынка. Кейсы – задачиВ таких кейсах сюжет, действующие лица, обстоятельства описываются для того, чтобы от соискателя получить четкую инструкцию, решение задачи. Читатель кейса ставится в такие условия, что от него не ждут рассуждений на заданную тему, а просят дать пошаговый алгоритм действий, чтобы получился осязаемый конечный продукт его интеллектуального труда. Аналитические кейсыВ таких кейсах окончательного решения не требуется, подразумевают, что решающий оценит саму ситуацию с разных сторон. Продемонстрирует свои способности мыслить, анализировать, находить причины и прогнозировать последствия в подобных случаях.

Пример кейсаНа должность руководителя отдела по управлению персоналом проводили собеседование с соискателями, которые не имеют большого управленческого опыта. Чтобы выявить коммуникативные навыки в процессе руководства коллективом, оценивали следующие компетенции: - уверенность в себе, умение самостоятельно решать рабочие задачи;  – умение проявлять гибкость и избегать ненужных конфликтов;– умение принимать рациональное решение и действовать в непривычной, стрессовой ситуации. Соискателям предлагали следующий кейс. Руководитель небольшой компании попросил менеджера по персоналу принять на работу дочь одного очень важного для компании партнера. Дочь партнера много лет нигде не работала и хотела больше быть среди людей. Никаких амбиций по поводу карьеры в компании не проявляла. Основная цель была в том, чтобы девушка почувствовала себя востребованной. Менеджер по персоналу не стала предлагать ее кандидатуру в линейные подразделения и приняла девушку к себе на должность специалиста по кадрам. Ей предложили освоить простейшие функции и выполнять их по мере возможностей. В результате основными, наиболее качественными навыками, которые она приобрела за время адаптации, стали: прием входящих документов, внесение учетной записи, расфасовка по папкам корпоративной документации. В течение нескольких месяцев все были довольны, и работа выполнялась своим чередом. Через полгода освободилось место ведущего специалиста по документообороту. Пока решали найти человека со стороны или выбрать из своих, директор вызвал руководителя отдела персонала с предложением повысить недавно принятую дочь партнера, по его просьбе. Зная, что в отделе есть сотрудницы, которые больше подходят на должность ведущего специалиста, менеджер по персоналу не могла отдать эту должность новой работнице, но и генерального директора она не могла поставить в неудобное положение перед партнером.

Вопросы к кейсу:Как, по Вашему мнению, должна поступить глава отдела персонала в данной ситуации? Можно ли было избежать такой проблемы? Как повлияет на коллектив повышение дочери партнера, если генеральный директор настоит на этом решении и главе отдела персонала придется выполнить это распоряжение? Задание к кейсу: Предложите свои варианты решения проблемы.

Как оценить компетенции соискателей с помощью  кейса? Для того чтобы оценить качество решения проблемы в кейсе, которое Вам дает потенциальный сотрудник, нужно предварительно разработать несколько вариантов допустимых принципиальных позиций и ответов. Каждый кандидат на должность, которому Вы даете этот кейс отвечает в силу своего социального опыта, руководствуясь своими ценностными ориентациями. Предполагается, что выбор кандидата будет обусловлен максимальным совпадением видения проблемы и предложенного решения с тем, что ожидает компания. Но, это решение о соответствии не должно приниматься по наитию, а должно быть заранее обусловлено принятыми нормами и критериями оценки. Для этого рекрутер или линейный менеджер (в зависимости от того, кто составляет кейс для оценки) предлагают несколько вариантов ответов со значением оценки «не допустимый ответ», «допустимый», «соответствующий требованиям». Очевидно, что решение кейса может означаться как «верное» или «правильное» если речь идет о кейсе-задаче. В таком кейсе предложены четкие условия, цель, поставлена задача. Кандидату остается только применить свои профессиональные, логические, математические и иные способности, чтобы выдать именно «верный» ответ. В случае решения кейса ситуация несколько иная. Соискатель должности может выдать Вам такое решение, до которого ни рекрутер, ни линейный менеджер сами не догадывались, но он будет приемлемым и эффективным для бизнеса.  В связи с этим заранее нужно разработать предполагаемые варианты ответов, которые покажут, мыслит ли кандидат в нужном для компании направлении или нет.

Варианты ответов

1 Соискатель принимает сторону генерального директора и объясняет это тем, что все равно в компаниях все, кто ниже руководителя компании, ничего не решают. Как скажет руководство, так все и делают. Избежать такой ситуации нельзя было.

2Соискатель придерживается мнения, что справедливо было бы все – таки подумать о тех, кто давно работает в коллективе и предложить дочери партнера альтернативное решение. Например, предлагает, что можно кого-то из коллектива повысить, а ее (дочь) поставить не на место ведущего специалиста, а на место простого специалиста, которого перевели. Избежать вряд ли можно было, так как невозможно же предугадать, как будут развиваться события.

3Соискатель предполагает, что основанием для отказа могут быть нормы политики подбора, запрещающие прием на работу родственников учредителей или партнеров компании. Но теперь, когда глава отдела уже столкнулась с этой проблемой, ей нужно принять решение с учетом всех сторон и повысить кого-то из более квалифицированных, а дочери партнера предложить что-то другое. Иначе решение в пользу только одной стороны может испортить взаимоотношения между коллективом и руководителем.

 

После того как ответы сформулированы, нужно интерпретировать их и сделать выводы, насколько они соответствую ожиданиям.

Автор: Папкова Людмила. Подробнее читайте в книге «Практика эффективного рекрутмента». - М., 2013 г. 

 

×

Получить бесплатный кейс на e-mail

Кейс будет отправлен на ваш е-mail в формате PDF

Последнее изменение Воскресенье, 24 Ноябрь 2013 08:12

hr-performance.ru

Что такое кейс в бизнесе? Примеры

Люди традиционно считают практику лучшим учителем, причем это касается почти всех сфер жизни. Не исключение и предпринимательство. Сегодня достаточно новая для российских обывателей методика бизнес-кейсов приобретает значительную популярность и массовость. Она применяется, как правило, в образовании и в деловой среде, например при проведении собеседований. Обсудим виды кейсов в бизнесе, а также рассмотрим конкретные примеры с решениями.

Бизнес-кейс – это…

Метод кейсов придумали гарвардские ученые в начале двадцатого века. Само понятие «кейс» возникло от латинского «casus» – странный, непонятный случай. Специалисты Гарвардской школы бизнеса пришли к выводу, что подходящих учебников для предпринимателей просто нет – старые банально устарели, а новых, актуальных для современного мира, пока не написали. Будущим бизнесменам необходимы практика, реальная жизнь и факты. Поэтому у ведущих менеджеров и успешных деловых людей взяли подробные интервью об их работе (особенно о ее сложностях), впоследствии ставшие основой для создания бизнес-кейсов.

Преподаватели предлагали их студентам для обсуждения, а ученики должны были постараться найти эффективную стратегию, в соответствии с которой необходимо действовать, чтобы преодолеть трудности. Главной особенностью кейсов в бизнесе является то, что верного ответа может фактически и не быть, так как это не математика, где уравнение всегда имеет только одно правильное решение. Для тех, кто работает с головоломками в области бизнеса, важно найти наилучший выход из непростой ситуации – красивый и изящный, не всегда очевидный, но оптимальный. То есть при анализе решений бизнес-кейсов во главу угла ставят индивидуальный подход, умение неординарно мыслить и адекватно и всесторонне воспринимать имеющуюся проблему.

Важно: бизнес-кейс представляет собой подобранный материал, отражающий какую-либо сложную ситуацию в бизнесе (часто реальную, но иногда и выдуманную), которая требует от руководящего звена принятия управленческих решений. В ходе поиска ответа тестируемому человеку необходимо предложить эффективные варианты и обосновать их целесообразность.

В настоящее время можно выделить две основные сферы применения кейсов:

  • процесс обучения студентов;
  • проведение собеседований при приеме на работу.

В России кейс-метод стал получать распространение с 90-х годов. После распада СССР возник некий образовательный коллапс – советские учебники потеряли свою актуальность, а новых еще не было. Обучение по старым стандартам длилось довольно долгое время… Удивительно – страны уже не существует, а методички и пособия – вот они, учитесь, студенты! А какая польза будущим предпринимателям от информации, которая устарела и больше никоим образом не применима к современным реалиям? Никакой. По этой причине многие преподаватели при подготовке учебных материалов стали руководствоваться реальными примерами из бизнеса.

Учиться не поздно никогда, даже Сбербанк создал виртуальную школу для управленческого персонала. Сейчас в нашей стране есть большое количество обеспеченных деловых людей, сумевших найти свою нишу и заработать. Неудивительно, что самые богатые люди России могут немало рассказать о бизнесе, причем эта информация будет иметь именно практическое значение. На основании взятых интервью специалисты составляют бизнес-кейсы, которые используются и в процессе обучения будущих бизнесменов, и в организациях, желающих собрать в своих стенах команду настоящих профессионалов.

Конечно, любой руководитель стремится к тому, чтобы сформировать в компании хороший штат сотрудников, которые будут работать максимально эффективно. Но не всегда стандартное собеседование позволяет объективно оценить потенциал кандидата. Как понять, что человек умеет мыслить нешаблонно, анализировать данные, быстро считать, принимать решения, ориентируясь на ключевые моменты и отбрасывая ненужные? Здесь как раз и подойдут бизнес-кейсы. Они помогут определиться – обладает ли потенциальный работник стрессоустойчивостью, логикой, неординарным подходом к трудностям, уверенностью в своих силах и способностями к коммуникации. Любое собеседование – это всегда процесс волнительный, поэтому некоторым сложно раскрыться и показать себя, однако и в бизнесе давление присутствует постоянно, а значит, люди должны быть готовы и адаптированы к этому еще на стадии желания найти новую работу.

Разумеется, далеко не любая проблемная ситуация подходит в качестве основы для создания бизнес-кейса. Здесь имеют значение некоторые критерии:

  • Первичные данные – их объем должен быть достаточным для того, чтобы тестируемый человек или группа людей могли оценить обстоятельства комплексно. Обычно кейсы содержат не только текстовую информацию, но и набор статистических данных, которые ее иллюстрируют.
  • Непосредственное участие ТОП-менеджера – он расскажет о сложившейся обстановке из первых уст, что позволит избежать эффекта «сломанного телефона», когда проблема обрастает несуществующими подробностями.
  • Интересная, нестандартная ситуация – качественный бизнес-кейс захватывает с самого начала, как хороший фильм – с первых кадров. Логично, что тривиальный вопрос просто не подойдет, ведь обычно планируется оценить, какие методы будут применяться для поиска решения. Если же оно и так лежит на поверхности или не требует особых мыслительных усилий, то пользы подобный кейс, скорее всего, не принесет.

Важно: традиционно считается, что лучшие кейсы в бизнесе написаны в результате тесного взаимодействия представителей руководящего звена крупных компаний и академических преподавателей. Изюминка таких головоломок в том, что они гармонично сочетают практику с теорией. То есть для решения, наверное, любой бизнес-проблемы нужно обладать неким теоретическим багажом, умением работать с цифрами, анализировать, сопоставлять факты и делать выводы. Однако эти знания, оторванные от действительности и реальной деловой жизни, как воздушный змей в безветренный день – вроде вещь полезная и красивая, а толку все равно мало, потому что использовать по назначению не выйдет.

Виды бизнес-кейсов

Сегодня существует ряд классификаций бизнес-кейсов – по уровню сложности, сферам деятельности (бухучет, управление кадрами, маркетинг, менеджмент, переговоры и т.д.), регионам (европейские, североамериканские и т.д.), типам компаний (крупный, малый и средний бизнес) и множество других. Кейсы бывают и бумажные, и электронные, и оформленные в видеозаписи или компьютерные презентации. Все зависит от фантазии создателей и их целей. Если говорить о структуре головоломок, то чаще всего выделяют следующие виды кейсов:

  • Структурированные – ситуация излагается предельно ясно, точно и коротко, причем для ее характеристики используются конкретные цифры и данные. Человек, ищущий решение, должен показать, что он владеет определенными навыками работы в представленной области.
  • Неструктурированные – обычно информации в них содержится достаточно много. Как текстовой, так и статистической. Предназначение данных кейсов в том, чтобы с их помощью оценить логику тестируемого, скорость его мыслительного процесса, умение отделять зерна от плевел.
  • Первооткрывательские – бывают абсолютно разными: и длинными, и короткими. Наблюдая за поиском вариантов, можно увидеть – обладает ли человек нестандартным подходом, креативностью и свежим взглядом на вещи, а также способностью выдавать множество идей за ограниченное время.

Кейсы в бизнесе классифицируют еще и в зависимости от целей их создания. Например:

  • Ситуационные кейсы – на рассмотрение выносится неоднозначная и сложная проблема, решение которой предполагает нахождение оптимального выхода. Причем в ответе должны быть учтены все возможные риски и последствия, дано обоснование выбранной стратегии.
  • Бизнес-кейсы компаний – дается информация об определенной организации, а задачей тестируемого человека является анализ ее деятельности по заданным параметрам.

На самом деле методика кейсов применяется практически везде – даже в медицине, когда врачи, например, обсуждают сложный случай, пытаясь выяснить, какой болезнью болен пациент, исходя из имеющихся симптомов.

Важно: обычно бизнес-кейсы предлагают решать в устной или письменной форме. В первом случае важно «войти в образ» и примерить проблему на себя, быть инициативным и последовательным. Второй вариант требует не только экономических способностей, но и грамотной речи и умения хорошо излагать свои мысли. Некоторые компании на собеседованиях любят использовать ролевые игры. Например, потенциальный сотрудник исполняет роль менеджера по продажам, а интервьюер – человека, который планирует совершить покупку, но столкнулся с какой-либо сложностью (предположим, его не устраивают несколько пунктов в договоре – хочется получить товар быстрее и с увеличенным сроком гарантии).

Бизнес-кейсы – примеры

Примеры бизнес-кейсов, основанных как на реальных ситуациях, так и на выдуманных сценариях, можно найти в современных учебниках по менеджменту и на просторах Интернета. Многие люди, находящиеся в процессе поиска работы, готовясь к собеседованию, специально обращают внимание на кейсы, так как сходу сориентироваться, если вам предложили решить какую-либо задачу, довольно сложно. А вот развить в себе способности к анализу информации и нешаблонному мышлению вполне реально. Если вы не планируете «работать на дядю», а хотите создать собственное дело, но столкнулись с нехваткой средств, стоит попробовать заинтересовать своим проектом бизнес-ангелов, в чем, без сомнения, поможет умение решать кейсы.

Рассмотрим несколько простых примеров кейсов в бизнесе.

Шоковая терапия в «Галери Лафайет»

Этот кейс основан на реальных событиях – истории успеха одной деловой женщины, у которой были творческий потенциал, идеи и нестандартный подход к делу. Не хватало только одного – денег… Знакомо? Молодая предпринимательница основала собственный бизнес, но финансов, необходимых для типового продвижения своего продукта на рынке, у нее практически не было. В наше время многие в таком случае пытаются найти способы, позволяющие получить деньги от государства, однако в те годы, когда произошли описываемые события, это было невозможно. Но женщина не унывала и решала проблемы с юмором и без шаблонов. И, главное, исключительно дешевыми методами.

В какой-то момент она пришла к выводу, что Европа просто нуждается в ее необычном товаре, и приехала в одну из самых известных сетей универмагов – «Галери Лафайет». Оказалось, управляющий не был настроен так радужно, как наша героиня. Он категорически отказался покупать то, что она предлагала. Это были духи. Удивительно, но отрицательный ответ вовсе не сломил предпринимательницу – она всегда добивалась поставленных целей, и этот случай не стал исключением. За пять минут дама отыскала необычный способ показать управляющему ценность ее духов, их эксклюзивность и притягательность для потребителей. Что же было сделано? Сможете придумать?

Женщина открыла свою маленькую сумочку и достала оттуда изящный флакон с какой-то прозрачной жидкостью. Подумав немного, она размахнулась и грохнула его о плиточный пол. Зал универмага погрузился в мертвую тишину, а через мгновение и работники, и покупатели были окутаны ароматом духов. Действительно чудесных. Прошло несколько минут, и героиня подверглась штурму толпы, желающей знать, что это за изумительные духи и как их можно купить. Речь идет об Эсте Лаудер, которая изобрела множество оригинальных и дешевых способов, направленных на завоевание новых покупателей.

Акцент на преимущества

Одна компания, реализующая продукты питания через Интернет, заметила, что объемы продаж практически не растут, а значит, валовая прибыль также не меняется. Конечно, все стремятся зарабатывать больше, поэтому у руководителя возник вопрос – что же можно сделать для увеличения оборота? Надо отметить некоторые моменты: качество продуктов, предлагаемых рассматриваемой компанией, всегда было на высоте. Ассортимент радовал даже самых придирчивых. Доставка осуществлялась прямо в день заказа, однако эта информация сильно не афишировалась. Что предприняла организация для привлечения большего числа покупателей?

Дело в том, что не всегда требуются нововведения. Иногда можно проанализировать имеющиеся преимущества и акцентировать на них внимание. Доставка покупок «день в день» – это своеобразная фишка, но знали о ней далеко не все клиенты. Поэтому было принято решение модернизировать сайт – разместить на самом видном месте рекламный баннер с информацией о быстрой, как ветер, доставке. Также специалисты добавили специальный таймер, отсчитывающий время, до окончания которого надо успеть совершить покупку, чтобы ее привезли в этот же день. Иными словами, если не хотите остаться без ужина, поторопитесь!

Дразнилки для мозга

На собеседованиях во многих компаниях сейчас предлагают брейнтизеры – миниатюрные задачки на сообразительность, креативность и даже чувство юмора. Это тоже своего рода кейсы. Некоторых кандидатов приводят в шок подобные вопросы. А что же спрашивают? Да все! Например:

  • Сколько весит жираф?
  • За какое время вы сможете досчитать до миллиона в уме?
  • Какое количество теннисных мячиков уместится в самолете?
  • Что вы думаете о сюжете фильма «Ирония судьбы, или С легким паром»?
  • Расскажите, используя пару предложений, что такое «базы данных», так, как сделал бы это ваш семилетний брат.

Конечно, иногда и не поймешь, с какой стороны подступить к вопросу. О чем думать? Как? Безусловно, точно посчитать число (например, мячиков) у вас вряд ли получится, однако вы можете показать потенциальным работодателям умение рассуждать и вашу эрудицию. Предположите, каков объем самолета, рассчитайте примерный объем мяча, поделите, получив таким образом приблизительный ответ. И не забудьте вычесть, например 15-20 процентов, отнеся их на пустоты, которые образуются при укладке мячей – они же круглые.

В Сети ходят слухи, что при собеседовании в Google людям дают и вовсе нестандартные головоломки. К примеру, почему колодезные люки имеют круглую форму? А ответ лежит на поверхности… крышка в форме круга просто не сможет провалиться в сам люк – как ее ни крути, не пролезет. Можете даже поэкспериментировать. А квадратная бы легко рухнула вниз – и поминай как звали.

Есть еще популярная задачка про время. Представьте, что у вас в наличии спички и две веревки, каждая их которых горит ровно 60 минут. Нет часов, а веревочки случайно завалялись… как с их помощью отмерить 45 минут? Загвоздка в том, что горят веревки крайне неравномерно. Что можно сделать? Все просто: поджигаете первую веревку с обоих концов, а вторую – с одного. Главное, делайте это одновременно. Когда через 30 минут первая веревка сгорит, сразу зажигайте второй конец у оставшейся. И школьнику понятно, что золу вместо веревки вы получите через 15 минут. Тогда общее время как раз и составит искомые три четверти часа.

Сохраните статью в 2 клика:

Таким образом, бизнес-кейсы сейчас применяются успешно и активно. Их использование в образовании помогает готовить высококлассных профессионалов, умеющих анализировать и доказывать свою точку зрения. В бизнесе кейсы способствуют поиску подходящих сотрудников, которые могут работать на результат и нешаблонно. Некоторым кажется, что подобные задачки – слишком сложны, однако все зависит от тренировки. Даже тем, кто пока не планирует трудоустраиваться, а стремится заработать на своей креативности (например, продав идею для бизнеса), стоит попробовать поработать над решением кейсов, так как данный процесс развивает нестандартное мышление.

Facebook

Twitter

Вконтакте

Одноклассники

Google+

Ответ на Ваш вопрос, возможно, находится здесь

megaidei.ru

Кейс портал - Примеры решения кейсов

Только что мы с Вами закончили изучение раздела «Как решать бизнес-кейсы», то есть мы изучили теоретический материал по решению кейсов. Нужно сказать, что время мы потратили не зря. Мы уже знаем, что из себя представляет бизнес-кейс, какие они бывают. Узнали мы также основы решения кейсов, мы узнали, с чего лучше начинать и как заканчивать решение кейса, какие этапы при этом стоит рассмотреть, каким инструментарием можно пользоваться, и как его правильно использовать решая кейс. Очень неплохо для новичка в решении кейсов. Вернее, уже не новичка, с таким багажом знаний назвать Вас новичком уже язык не повернется. Теперь Вы – бывалый, или что-то типа того. Вы уже знаете, как решать кейсы.

Ну что же, теперь можно и в бой, на турнир по решению кейсов, или на собеседование в одну из ведущих консалтинговых компаний? Нет… Пока рановато. Почему? Очень просто. Все дело в том, что Вы Знаете, как решать кейсы, а нужно Уметь решать кейсы. Раздел «Примеры решения кейсов» создан как логическое продолжение, можно сказать, родной брат предыдущего раздела. В предыдущем разделе описано в теории, как решать кейсы, а здесь на конкретных примерах показано, как это делать. Теория без практики пуста, а практика без теории примитивна. Точно так же и эти два раздела не могут существовать друг без друга. Если Вы не освоили предыдущий раздел, то советуем пока не начинать изучения этого, и наоборот, если Вы уже знаете, как решать кейсы, - советуем не пропускать этот раздел, он приблизит Вас еще на одну ступень к этому самому умению решать кейсы.

В этом разделе Вашему вниманию представлена практическая часть учебных пособий по решению кейсов, а именно - кейсы с возможными вариантами их решения. В некоторых кейсах решение будет неполным, в некоторых будут только намеки на правильное решение, главное - это погрузиться в сам процесс, понять что нужно делать на разных этапах решения кейсов. Ни одно из предложенных решений не является единственным, Вы можете предложить свое, возможно Ваше решение окажется лучше. Главное запомните правило: в кейсах не бывает правильных решений, зато есть неправильные, и их очень много.

Весь материал в данном разделе уникален, так как впервые переведен на русский язык администрацией сайта. 

Chicago business school casebook 

caseportal.ucoz.ru

Написание кейсов: краткие рекомендации

В данном приложении приведены некоторые рекомендации по написанию кейсов (проблемных ситуаций) для преподавателей университета. Несмотря на то, что основное внимание уделено разработке кейсов, касающихся деятельности коммерческих фирм, рекомендации могут быть использованы и для создания кейсов по другим организациям, например, по правительственным учреждениям.

Глава 1. Кейс: определение

Кейс представляет собой описание компании, организации или учреждения. Работа студента над кейсом заключается в реорганизации информации, представленной в нем, посредством использования аналитических инструментов, постановки предположений и вынесения тех или иных рекомендаций/выводов.

Глава 2. Типы кейсов

 Можно выделить три типа кейсов.

  • Иллюстративный кейс (или описательный). Он призван облегчить студентам понимание теоретических положений.

  • Открытый кейс. Данный кейс не содержит конкретных вопросов. Важной частью работы студентов является выявление проблем, стоящих перед анализируемой компанией, и определение возможных путей их решений.

  • Интерактивный кейс. При работе над интерактивным кейсом студенты помимо ознакомления с предоставленной им информацией имеют возможность провести непосредственное интервью с менеджерами исследуемого предприятия, посетить компанию для ознакомления с процессом производства. Благодаря этому студенты имеют возможность собрать дополнительную информацию.

Глава 3. Кейсы разработанный по материалам местных и зарубежных компаний

  Преимущество кейсов, в которых описывается деятельность местной компании, заключается в том, что студенты, как правило, уже имеют представлен ие о ее деятельности. Они могут быть знакомы с людьми, работающими в этой фирме, или являться потребителями ее продукции.

Безусловно, интерактивные кейсы должны разрабатываться на основе местных компаний, так как они требуют непосредственного взаимодействия с менеджерами предприятия. В иллюстративных целях может использоваться кейс, составленный по материалам любой компании, в том числе и зарубежной. 

Глава 4. Процесс написания кейса

 В первую очередь необходимо определить основные проблемы и вопросы, которые будут находиться в центре внимания кейса (например, проблемы стратегического управления предприятием, финансовые проблемы, маркетинговая деятельность компании, проблемы управления персоналом и т.д.)

После определения общего направления следует этап более четкого обозначения той информации, которая должна быть включена в текст кейса. Это также поможет составить схему неформализованного интервью преподавателя с менеджерами предприятия.

До проведения интервью рекомендуется также определиться с общей структурой кейса. Информация в кейсе может даваться в хронологической последовательности, в соответствии с планом интервью или согласно некоторой модели или схемы (например, краткая история компании, структура собственности, организационная структура управления, производственный процесс и ассортимент выпускаемой продукции и т.д.).

Информация может быть представлена в различной последовательности, однако необходимо помнить, что структурирование и реорганизация информации является одной из задач студентов, работающих над кейсом. Факты могут сопровождаться мнениями менеджеров, цитатами их высказываний.

Ответственность за качество кейса лежит на преподавателе. Чтобы обеспечить достаточный его уровень, преподаватель может сам встретиться с менеджером предприятия и по результатам этой встречи подготовить кейс. Можно предложить это сделать студентам, участвующим в интервью вместе с преподавателем. На основании записей, полученных в ходе интервью, они могут подготовить черновой вариант кейса. Учебная проблемная ситуация также может быть подготовлена на основе информации, собранной студентами при прохождении ими обязательной практики или в ходе написания проектов и дипломных исследований. 

Глава 5. Взаимоотношения с компанией

 Выбор компании для разработки кейса может осуществляться различными способами. Начальная информация может быть получена из газет, телевизионной рекламы, личных знакомств, торгово-промышленных палат и ассоциаций предприятий.

При подготовке проблемных ситуаций менеджеры предприятий, как правило, задают преподавателям четыре основных вопроса:

  • Сколько времени займет у них помощь в подготовке кейса?

  • Какие данные потребуются от компании?

  • Как будет обеспечена конфиденциальность?

  • Что их фирма получит в результате сотрудничества?

  Временные затраты компании

Количество времени, затрачиваемого менеджерами на помощь в подготовке кейса, зависит от типа кейса и наличия печатной информации о предприятии. Ниже приведены данные о временных затратах на каждом из этапов подготовки кейса. Предполагается, что кейс разрабатывается преподавателем, имеющим некоторый опыт данной деятельности. Те, кто впервые сталкивается с разработкой кейса, затрачивают, как правило, на 25-50% больше времени.

Таблица 1. Затраты времени на разработку кейса (в часах)

 Иллюстративный кейсОткрытый кейсИнтерактивный кейс
1. Подготовительная работа33-54-6
2. Первое интервью233
3. Написание чернового варианта34-54-5
4. Комментарии компании333
5. Подготовка окончательного варианта кейса333
6. Посещение компании--3-4
7. Проверка студенческих работ, их оценка11-21-2
8.Знакомство менеджеров компании с отчетом и обратная связь-2(участие в обсуждении)2(участие в обсуждении)

Преподаватель может отобрать несколько лучших студенческих отчетов и передать их менеджеру предприятия для ознакомления. После этого может быть организована встреча студентов с этим менеджером, в ходе которой он выскажет свое мнение о результатах работы студентов.

Таким образом, с учетом времени, затрачиваемого менеджерами на прочтение отчетов студентов, от них потребуется от 5 до 15-20 часов для участия в работе над одним кейсом.

Информация, которая потребуется от компании

Часто преподаватель и менеджеры компании полагают, что разработка кейса требует детальной и часто конфиденциальной информации. В действительности это не так. Студенты, имеющие небогатый опыт практической работы, не в состоянии использовать конкретную детализированную информацию. В том случае, когда речь идет о студентах-менеджерах, требуется информация общего характера. Например, в отношении прибыли будет достаточно субьективной оценки менеджером ее уровня и динамике изменения.

Для изучения некоторых специальных методов расчета и анализа, требующих детализированных данных, может использоваться гипотетическая информация.

Проблема конфиденциальности

Студенты и преподаватели не должны предоставлять информацию, собранную в процессе работы над кейсом, конкурентам компании, а также другим фирмам и организациям. Это должно расцениваться как неэтичное поведение, которое к тому же разрушает связи между университетом и предприятиями.

Можно порекомендовать избегать сотрудничества с компаниями, которые придают конфиденциальности чрезмерное значение. Это часто является следствием недостаточной компетентности руководства компании. Как уже упоминалось, предоставление детальной информации не является необходимым, более того, конкуренты фирмы обычно располагают наиболее важными для них данными. Поэтому опасность разглашения информации конфиденциального характера невелика.

Некоторые фирмы могут даже настаивать на подписании обязательства о неразглашении коммерческой тайны. Это чаще всего объясняется психологическими причинами. В процессе работы студентов над кейсом менеджеры приходят к выводу, что их опасения по поводу конфиденциальности информации излишни.

Выгоды, получаемые компанией от их участия в работе над кейсом

Безусловно, университет не может гарантировать, что каждая компания, принимающая участие в работе над кейсом, получит от этого определенные выгоды. Однако , участие менеджеров может оказаться полезным для их предприятий.

  • Менеджеры получают систематизированное описание общей ситуации на предприятии. Его можно использовать для раздачи новым работникам в целях ознакомления с деятельностью предприятия, для подготовки годового отчета, написания истории компании и т.д.

  • В процессе работы над кейсом перед менеджерами компании могут быть поставлены важные для деятельности предприятия вопросы, о которых они раньше не задумывались.

  • Компания может почерпнуть новые идеи из отчетов студентов.

  • Менеджеры предприятия имеют возможность познакомиться с новыми теориями, причем не в их абстрактном виде, а применительно к своей компании.

Глава 6. Использование кейсов в процессе обучения

В сочетании с лекционными занятиями, проводимых в рамках учебных курсов, кейсы могут использоваться по трем основным направлениям.

  • Кейс, предложенный студентам в начале лекционного курса, позволит им ознакомиться с вопросами и проблемами, которые предполагается рассмотреть на будущих лекциях.

  • Использование кейса в конце лекционного курса позволяет студентам понять как можно применить изученные в ходе лекций теоретические модели и подходы для решения конкретной проблемы.

  • Преподаватель может на всем протяжении курса пояснять рассматриваемые в ходе лекций проблемы на примере конкретных компаний.

Итогом работы над кейсом может явиться как устное обсуждение сформулированных проблем, так и письменные отчеты студентов. Преимущество письменных ответов на вопросы кейса заключается в том, что преподавателю легче отследить логику решения студентами проблемы, умение ими использовать теоретических моделей и т.д. Часто оказывается полезным . с овмещение обеих форм.

Кейсы могут быть использованы для проведения устных и письменных экзаменов. В ходе устного экзамена студенту можно предложить обсудить небольшой кейс, используя для этого теории, рассмотренные в ходе лекционного курса. Письменный экзамен продолжительностью 4-5 часов может проводиться в форме написания ответов на поставленные в кейсе вопросы.

Необходимо отметить, что использование кейсов в ходе экзамена не способствует интеграции теории и практики в процессе обучения. Наибольший эффект от использования этого инструмента достигается, когда студенты располагают достаточным временем (например, неделей) и имеют возможность обсуждать в группах сформулированные в кейсе проблемы.

Навыки составления и работы с кейсами помогут студентам и в их исследовательской работе над курсовыми и дипломными проектами.

 

elib.spbstu.ru

Как написать кейс?

 15 ГОТОВЫХ БИЗНЕС КЕЙСОВ С РЕШЕНИЯМИ 

 Например, кейс создается для оценки или развития управленческих компетенций. Для этого в кейсе описывается ситуация, которая возникает в процессе управления компанией  или персоналом.Такой кейс мы можем использовать для различных целей:

-  чтобы оценить управленческие способности того, кто будет решать кейс; - чтобы научить того, кто будет решать кейс, анализировать ситуацию, выявлять проблемы и разрабатывать решения;- чтобы изменить точку зрения кого-либо на ситуацию, через проработку кейса и другие цели.

Проблемная ситуация

Кейс предполагает описание ситуации, в которой содержится проблема, или несколько затруднительных моментов, которые необходимо решить, или найти пути выхода, предпринять какие-либо действия, чтобы избежать последствий, или исправить уже совершенные ошибки. 

Возникновение проблемы всегда связано с ситуацией, в которой возникает конфликт интересов. Специфика разработки кейса требует, чтобы учитывались мнения, которые выражаются участниками /участником возникшей проблемной ситуации. Соответственно описание субъективного взгляда участника – первоочередная задача в описании проблемы. Что видит участник, перед которым возникает проблемная ситуация? – элементы проблемы. По мнению Джека Уэлча: «То, что кажется на первый взгляд элементами проблемы, в действительности редко бывает чем-то важным или хотя бы достаточно существенным. В лучшем случае это лишь симптомы проблемы. И зачастую наиболее очевидные симптомы в наименьшей степени проясняют суть проблемы».

Например

 

Руководитель отдела подбора персонала выявил систематическое невыполнение плана подбора. Причину обосновал отсутствием связи между оплатой труда рекрутеров и конечным результатом. Ввели сдельную оплату за каждого привлеченного кандидата, но ситуация практически не изменилась. Почему? Где здесь симптомы, а где реальная проблема? Соответственно, мы делаем вывод, что необходим тщательный анализ видимых элементов проблемы, а не составление скорого «диагноза на основе симптомов».

С помощью более глубокого анализа можно обнаружить так называемый «критический фактор» – это те самые элементы в данной ситуации, которые необходимо изменить или убрать или подействовать на что-либо еще.

Например

 

Руководители подразделений бизнеса выдвинули ультиматум, который состоял из жалоб на качество предлагаемых к собеседованию кандидатов, сроков закрытия вакансий и количества предлагаемых кандидатов. Ответственность за возникшую ситуация полностью легла на отдел подбора, по обоюдному мнению руководителей. Директор по персоналу увидел причину в отсутствии дифференциации работы между рекрутерами по отраслям бизнеса, т.е. между сотрудниками отела подбора распределялись вакансии по принципу «на кого Бог пошлет», без учета специализации по отрасли. Через 6 месяцев, после внесенных изменений, ситуация слабо изменилась, при дальнейшем анализе обнаружили целый ряд причин, включая: отсутствие профилей вакансий, которые дают структурированное представления о требованиях к качеству кандидата, затягивание принятия решения заказчиком (то есть линейными менеджерами), отсутствие прямого взаимодействия между рекрутерами и руководителями подразделений.

Забегая вперед, нужно обозначить, что при разработке кейса необходимо заранее составить собственные рекомендации к решению проблемы/проблем, не в качестве единственно правильного решения, а чтобы обнаружить «критический фактор», который станет точкой отсчета, для оценки качества решения кейса тем, кому вы его задаете.

Обоснование проблемы

Можно предоставить данные в цифрах, включить в кейс динамику изменений оцениваемых показателей, соотношение влияющих факторов. Можно использовать внутреннюю статистику компании или вымышленную, для того чтобы в цифрах увидеть сложившуюся ситуацию. К примеру, описание показателей ежегодных увольнений в период последних 10 лет, можно представить в виде таблицы.  Где мы видим, что персонал компании обновляется на 80 % каждые 3 года. При этом, 28 % сотрудников покидают компанию проработав несколько месяцев – до года, 36% - полный год и 15% сотрудников покидают компанию через 2 года работы. Для консалтинговых компаний – это утечка знаний и навыков приобретенных в компании, конфиденциальная информация о клиентах и т.п. И это будет не проблема кейса, а симптом, так как сотрудники просто так не уходят из компании. Только ситуацию в кейсе нужно описать так, чтобы готовых ответов в нем не было. И тот факт, что приведенные цифры в кейсе – симптомы, но не сама проблема, должен выявить проверяемый сотрудник, который читает этот кейс впервые.

Подача информации в кейсе может быть самой разнообразной, для большего эффекта можно представить используемые статистические данные в виде графика, где можно проследить изменения исследуемого явления. При постановке проблемы в кейсе нужно понимать, что есть причины описываемой ситуации, а есть последствия. Вдруг ваш оцениваемый мыслит на перспективу и даст вам ответ по кейсу с точки зрения того, что будет если данную ситуацию решить неверно. Но истинных причин ее возникновения не назовет. Поэтому, учитывая возможные варианты решения, которые Вы сами заранее проработали, составляйте текст кейса, чтобы получить необходимую информацию от оцениваемого.

В том случае, если в вашем кейсе текучесть кадров является одной из проблем, или вы анализируете показатели текучести кадров как симптомы, выявляя истинные причины сложившейся ситуации, то эти данные можно представить в виде расчета коэффициента текучести. Анализируя данные по текучести нужно учитывать, что есть норма текучести персонала, которая устанавливается исходя из специфики производства и отрасли бизнеса. В производственных компаниях норма текучести 7-10% , в торговых  организациях и сфере услуг  – 30 %. Соответственно, когда вы будете ставить проблему, определяя, что плохо, а что хорошо, нужно учитывать показатели допустимой нормы. Эти цифры дают нам материал для обоснования проблемы.

В том случае, если возникновение проблемной  ситуации  напрямую связано с оплатой труда, можно использовать анализ изменения заработной платы для различных категорий работников в зависимости от изменения положения компании на рынке, продаж продукции, конечной прибили и т.д. (в зависимости от ситуации, разрабатываемой в кейсе). Но, для того чтобы увидеть сложившуюся ситуацию в непосредственной связи с производительностью и размером оплаты, нагляднее ситуация видна на комбинированном графике. Возникают вопросы: что послужило снижению производительности труда? Связывает ли руководство компании снижение производства с политикой подбора и управления персоналом? И т.д.  На данном примере, мы видим, что постановка проблемы может обосновываться через непосредственную связь с производством и целями бизнеса в целом. Это зависит от ряда причин: масштаба проблемы, вовлеченности участников, их количества и т.д.

Условия решения проблемы

Решение кейса всегда должно соответствовать целям бизнеса и в конечном счете должно фокусироваться на эффективности предприятия и результатах его деятельности. Давайте возьмем пример, касающийся ультиматума руководителей подразделений на низкую квалификацию и количество привлекаемого персонала. После выявления критического фактора в виде недостатка коммуникации между сотрудниками отдела подбора и заказчиками, профессиональных профилей и отсутствия обратной связи необходимо определить, при каких условиях принимаемые меры будут соотноситься с целями бизнеса. В общем, цель любой коммерческой организации – извлечение прибыли. Значит, нам необходимо задать такой «вектор» кейса, чтобы оцениваемый изыскал условия принятия решения (предложил их в решении кейса), чтобы они положительно отразились на конечной прибыли. Т.е. отдел подбора должен обеспечить бизнес нужным персоналом без лишних затрат для компании.

Вы можете внести в кейс тщательно продуманные правила, которые ограничивают принимаемое решение. Каковы принципы, политика и правила поведения, которым должен руководствоваться оцениваемый при принятии того или иного решения кейса? Вы можете ввести правила решения кейса.

Например

 

Решающий кейс должен учитывать, что политика подбора персонала в компании запрещает брать на работу человека со стороны без предварительного рассмотрения его кандидатуры всеми менеджерами компании. Или, может учитываться и требование воспитания хороших менеджеров, отвергающее саму возможность появления в организации так называемых "кронпринцев". Или, например, при выводе о необходимости срочно привлечь нужного специалиста в компанию вы не можете воспользоваться рекомендацией сотрудников, так как прием на работу по знакомству или родственников запрещен.

Четкое и заблаговременное формулирование таких правил совершенно необходимо, поскольку во многих случаях принятие правильного решения требует изменения традиционных для компании подходов со стороны испытуемого. Также должны учитываться ценности компании. Эти ценности могут быть моральными или культурными, они могут представлять собой цели компании или принятые в компании принципы. В совокупности они составляют некую этическую систему. Такая система не решает, какими должны быть последовательность и направление действий. Она лишь решает, какими эта последовательность и направление действий не должны быть. Т.е. мы говорим здесь об определении того, что делать ни при каких условиях нельзя. Например, принятое решение может быть осуществлено при условии соблюдения не прописанных этических правил, таких как запрет привлечения персонала из компаний клиентов.

Если предупредить неверную последовательность действий в кейсе, это станет важной предпосылкой для принятия правильного решения. Исключите все неприемлемые варианты решения кейса, иначе вы рискуете "утонуть" в их огромном множестве и парализовать свою работу» (Питер Дрюкер). Т.е. мы говорим о планировании и разработке решений, которые будут оцениваться, с учетом всех вышеизложенных условий. А это значит, что в кейсе должны быть прописаны особенности внутренней культуры компании, исходя из которых оцениваемый разрабатывает решение кейса, или игнорирует их.

Критерии оценки принятого решения

Информированность. 

Определение и классификация проблемы дают возможность выяснить, какие данные имеют отношение к проблеме (т.е. являются фактами), а какие — нет. Определение и классификация проблемы позволяют исключить из рассмотрения то, что, может быть, и интересно, но не имеет отношения к проблеме. Они позволяют сказать, какая информация представляет для него ценность, а какая лишь уводит от решения проблемы."Какая информация нужна для принятия этого решения?" Решающий должен определить, насколько данные, имеющиеся в его распоряжении, относятся к проблеме, которую он пытается решить, и в какой мере можно доверять этим данным.

Риск.

Необходимо сравнить возможный риск и ожидаемый выигрыш от каждого из вариантов решения проблемы. Не бывает ни действий, вообще лишенных риска, ни даже бездействия, лишенного риска. Главное же, однако, не сам по себе ожидаемый выигрыш и не сам по себе прогнозируемый риск — важно соотношение между выигрышем и риском. Таким образом, каждая альтернатива должна содержать оценку связанных с нею шансов.

Экономия усилий.

Какой из возможных вариантов действий обещает наилучшие результаты при наименьших усилиях, обеспечит проведение требуемых изменений с наименьшими потерями для организации? Слишком многие менеджеры привыкли стрелять из пушек по воробьям, т.е. не считаться с затратами во имя достижения нужного результата. Другие, впрочем, впадают в другую крайность: стреляют из рогаток по танкам.

Фактор времени.

Если ситуация не терпит отлагательства, предпочтительным вариантом действий является тот, который "драматизирует" решение и доводит до сведения каждого в организации, что происходит нечто важное. Если же предполагается применение длительных, планомерных усилий, следует отдать предпочтение медленному старту, обеспечивающему постепенный набор "импульса силы". В ряде ситуаций решение должно быть окончательным и должно тотчас же переключить внимание организации на новую цель. В других случаях главное — сделать первый шаг. Решения, связанные с фактором времени, вообще чрезвычайно трудно систематизировать. Они с трудом поддаются анализу и в значительной мере зависят от восприятия. Впрочем, можно дать одну рекомендацию. В тех случаях, когда менеджеру требуется изменить свое видение ситуации, чтобы выполнить что-то новое, лучше всего постараться сразу охватить картину в целом, полную программу, конечную цель. Когда же от него требуется лишь изменить свои привычки, лучше всего продвигаться к цели шаг за шагом, приступить к делу спокойно, не торопясь, делать — по крайней мере вначале — не больше того, что абсолютно необходимо.

Ограничения ресурсов.

Самым важным ресурсом, ограничения которого следует рассмотреть в первую очередь, являются люди, которые и будут воплощать в жизнь принятое решение.  Например, может быть необходимо предпринять (в рамках принятого решения) меры для повышения квалификации исполнителей. Или, если это возможно, привлечь новых людей, обладающих требуемой квалификацией. И если эту проблему можно решить, лишь потребовав от людей больше, чем то, на что они реально способны, нужно либо предоставить этим людям необходимые им знания и навыки, либо поручить решение проблемы другим людям, обладающим необходимыми для этого знаниями и навыками. Таким образом, "решить проблему" вовсе не значит найти способ ее решения лишь "на бумаге". Оно должно быть обосновано тем, как это решение будет реализовано на практике и кто его будет выполнять. То есть решающий проблему в кейсе должен дать Вам вариант реализации принятого решения по кейсу в реальных рабочих условиях. 

Автор: Папкова Людмила

×

Получить бесплатный кейс на e-mail

Кейс будет отправлен на ваш е-mail в формате PDF

hr-performance.ru