Методика «Цель – Средство – Результат» (ЦСР) А.А. Карманова. Результат цель


2. Цель и результат | Сайт Ома

        Скажете цель и результат – одно и то же? Все есть одно: На плоскости цель и результат тоже одно. Но цель это поле абстрактных возможностей ситуации, а результат – поле конкретного проявления этой ситуации,

        или: цель – неопределённа (в будущем), результат определен (в настоящем и прошлом).

        или: результат есть воспоминание (опыт, память) достижения цели, цель есть воображение достижения результата.

        Если цель - попасть в мишень, то результат есть попадание или непопадание. Людям некогда понять это, поэтому они произвольным образом разделяют понятия результат и цель.  Цель и результат, проецируясь на плоскость линейного мышления, становятся чуть ли не тождеством.

        Поэтому напомню: не путайте цель и результат. Цель есть то, к чему необходимо направляться для достижения результата. Результат есть то, что происходит при достигании цели.

        Цель и результат – две крайние точки, между которыми – Путь. Например, лень и скука есть следствие отсутствия интереса к жизни, вызванного стремлением к результату, а не к цели. Поэтому то люди и не видят Пути, потому что для них его и нет, ведь старт и финиш – в одном месте пространства их мирка.

        Цель – функция Осознания, результат – функция взаимодействия Осознания с эманациями Мира.

        Непривязанность к результату действий есть условие Воина. Действие без надежды на результат при безупречном подходе.

        Плоскость конкретного проявления во многом является базовой для Воина. Цель и результат в плоскости конкретного проявления  совпадают при корректной постановке цели и осуществлении «правильных» действий «правильными» средствами.

        Цель реально существует, но для человека плоскости, она существует именно в воображении. Хочу обратить внимание, что следствие делания и есть вышеупомянутый результат, следствие неделания – всегда Осознание. Еще так: Цель есть Осознание, затем идут делание и результат, затем обретение ЛС, замыкающее круг Осознания. Видите, искомый всеми Результат является аспектом второго пункта данного процесса, и, как и говорилось, не совпадает с Целью. Результат это частная производная Цели по dмирок.

        Работает следующее правило: чтобы достичь чего-либо, нужно делать это. Например, чтобы научиться быстро ходить, нужно быстро ходить. Из-за кажущейся очевидности, этот факт автоматически относится людьми к разряду «само собой разумеющегося». Автоматически любая Цель приравнивается к результату и подход человека коллапсирует в ничто. Потому люди не могут получить результатов, так как не видят цели. Стрельба с завязанными глазами. Мало кто станет отрицать, что видение мишени существенно увеличивает вероятность попадания. Однако не весь мир «виден очами», отрицание этого факта ставит Вас в нехорошее «положение». Автоматически перенося упрощенное правило на жизнь, мы, либо отрицаем возможности (фанатики), либо веруем в непроходимую сложность мира (набожные и дураки).

        Вот менее очевидный пример того же правила: чтобы получить деньги для получения свободного времени, нам необходимо затратить время и деньги на организацию и эксплуатацию бизнеса. Чтобы получить, нужно вложить. В данном случае мы имеем дело с парадоксом. Парадокс всегда возникает в результате смешения уровней, поэтому с точки зрения универсального подхода, решить его легко: это просто пошаговое приближение к цели. Обычно оно осуществляется по спирали. На разных шагах мы имеем исключающие цель результаты (чтобы получить деньги, необходимо отдать деньги и т.д.).

        Таким образом, правило «цель есть результат» работает в рамках одной ступени, одного шага. Рассматривая цель, достигаемую поэтапно, необходимо ввести понятия промежуточного результата и задачи. Задача это цель одного шага. Промежуточный результат это результат одного шага. Все, что сказано выше, приведено для конечных целей и результатов.

        В случае бесконечной, абстрактной Цели все несколько сложнее. Абстрактная цель не должна и не может быть выражена словами. И ввиду сложности и взаимосвязанности элементов наших внутренних систем достигает многих результатов на каждом уровне, внутри каждого уровня и т.д. Чтобы сделать что-либо, необходимо направлять намерение таким образом, чтобы процесс намеревания, содержал искомый результат в виде частных решений.

        Послушайте теперь сказку. Случается всякому челу узнать, что прямо у его ног начинается почти невидимая тропа, полузаросшая, которую можно только ногами нащупать да наитием. Однако он возвращается и начинает искать готовую карту для своего похода. Ищет - не находит, иногда даже находит, но потом забывает, зачем она ему была нужна. Даже смешно ему становится от того, что он когда-то хотел куда-то пойти по той тропе.

        А те, кто просто пошел, конечно, мучались, падали, разбивались в кровь, наступали на змей, некоторые даже прокляли себя за решение идти, и кое-кто даже повернул назад.

        Но те, чей интерес был сильнее испытаний, выбрались из кушаров и болот на высокогорье. Это ничего им не дало с точки зрения тех, кто остался внизу. Просто они научились ценить обе стороны жизни: грязь и красоту. Они поняли, что без грязи красоты не бывает,  поняли, что всё равно, когда любишь. Это и была абстрактная цель их похода. Ну и конечно еще черники с малиной поели вдоволь, не без этого.

        Это был отсев нетерпеливых, главная забота которых – уберечь себя от забот.

  • 8182 просмотра
  • +0/-0

 

 

omway.org

Цель, Действие, Результат

Удивительно, ежедневно встречаю людей, которые не понимают простой формулы успеха: цель, действие, результат. Используя эту простую формулу во всех делах успех будет неизменно с вами. Но люди больше верят в чудеса чем в себя, поэтому и результата достигают единицы. Подавляющее большинство плывёт по течению, не задумываясь о реальных действиях.

Формулируем цель

Один из моих любимых вопросов на собеседовании – расскажите какие цели вы себе ставили за прошедший год? На этот простой для меня вопрос подавляющее большинство людей не может сходу ответить. Это происходит потому что нет четко сформулированной цели, даже на такой небольшой отрезок времени как год, если спросить про 2 года, 5 лет, 10 лет то будет вообще караул.

Для того чтобы чего-то достигнуть, для начала необходимо сформулировать что вы хотите получить и к какому сроку вы хотите это сделать. О том, как правильно ставить цели можно прочитать в статье постановка цели по SMART. Важно уметь разделять цели от ваших желаний, ожиданий и фантазий. Многие намного чаще мечтают, чем ставят цели. Если цель не выставлена результат будет абсолютно непредсказуемым.

После того как вы сформулировали цель, нужно переходить к этапу планирования. В нашу концепцию он не вошёл, но упомянуть о нём стоит. Очень важно спланировать свои ресурсы и действия, продумать запасной план действий. Без планирования, приступать к действиям не имеет смысла.

Процессники и Результатники

Хочется отдельно сказать о том, как люди относятся к выполнению задач. Все делятся на две категории — процессники и результатники. Первые глубоко погружаются в процесс, вторые работают исключительно на достижении результата. Это абсолютно разное мировоззрение людей, оно может меняться с годами. И те, и другие могут приносить пользу. Процессники хорошо справляются с рутинными и однообразными задачами, поскольку они готовы выполнять работу, достигая всё время одинакового результата. Результатники достигнув цель, ставят себе новую, достижение того что уже достигнуто не так интересно.

Результатник, готов менять свои действия для достижения результата. Ярким примером являются учёные, некоторые никому не известные пишут много книг, строя гипотезы и обсуждая проблемы. Другие же экспериментируя и пробуя различные действия добиваются успеха. Короче говоря, если хотите достигать результата не окунайтесь с головой в процесс, больше оценивайте результат ваших действий и вносите коррективы.

Действуй

У процессника часто в голове куча идей, но до их реализации доходит редко. Сложно однозначно сказать, что заставляет человека действовать, возможно мотивация, возможно смелость, может быть сила воли, а может всё вместе понемногу. Суть в том, что некоторые люди говорят, а некоторые делают. Есть древняя китайская пословица, которую можно перевести как: если не знаешь, что делать, сделай шаг. Помните сколько попыток сделал Томас Эдисон, изобретая нить накаливания для лампочки. Это и есть действие в чистом виде. До Эдисона было множество ученых писавших научные трактаты и рассуждающих о причинах различных явлений. Таких учёных большинство, но только те немногие, которые начинают делать, достигают успеха и вписывают своё имя в историю.

Причинно-следственная связь

Так же важно уметь устанавливать причинно-следственную связь, если ваши действия не приводят к результату, меняйте действия или подход к их выполнению. К сожалению, чаще люди бросают начатое дело считая цель не достижимой. Ещё хуже, когда человек не бросает безрезультатное занятие, а лишь причитает о его тяжести и бессмысленности, это называется Сизифов труд. Для того чтобы научиться устанавливать причинно-следственную связь рекомендую прочитать статьи цикл менеджмента и цикл Деминга.

Результат

Если на предыдущих этапах всё сделано верно, достижение планируемого результата, это дело времени. Важно понимать, что отсутствие результата – это тоже результат! К результату всегда приводят ваши действия и ничто кроме них. Поэтому, когда перед вами стоит задача повлиять на себя или не своего подчиненного, вам необходимо детально разобрать какие действия приводят к какому результату. Хотите поменять результат, меняйте действия. Нет ничего проще и одновременно сложнее в жизни.

Внешняя среда

Отдельно хочется затронуть тему внешней среды. Внешняя среда – это то что нас окружает, к ней можно отнести людей вокруг нас, законы, право, государство. На внешнюю среду влиять очень непросто, хотя нет ничего невозможного. С одной стороны, вы не в силах повлиять на УКРФ, но вы в силах поменять государство, в котором вы живёте.

К сожалению, очень часто люди во всех своих провалах и неудачах обвиняют внешнюю среду. Президент не тот, правительство плохое, кризис в стране, конкуренты сильные и т.п. Это очень простой способ снять с себя ответственность за происходящее и тупо ждать чуда. Такая жизненная позиция противоречит концепции: цель, действие, результат. Стоит отметить что к любой внешней среде люди адаптируются и достигают успеха, это описано ещё Дарвином в теории естественного отбора. Помните, что всегда выживает сильнейший.

 

worldsellers.ru

Постановка цели и её осуществление. Цель — действие — результат. — dolgo-jv.ru

цель  Формула достижения чего-либо всегда выглядит как "цель - действие - результат".  Цель может обозначаться словом „иметь“. Например,  "иметь красивое тело", "иметь крепкое здоровье", "иметь долгую интересную жизнь" и т.д.

Цель важна как  осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие, а действие - это активность, направленная на достижение осознаваемой цели.

Как только мы выяснили чего же мы хотим, отчетливо представив свою цель, необходимо определить пути и способы достижения нашей цели, а затем начинать проявлять активность для ее достижения.

Казалось бы, что должен делать человек, поставивший перед собой цель иметь красивое тело? Начать правильно питаться и заниматься спортом. Но этого недостаточно. Почему-то часто, люди, начав что-то делать, быстро возвращаются к своему прежнему рациону питания и лежанию на диване, вместо целенаправленных действий. Это  пример того, как человек пытался „казаться“, пытался  делать, вместо того, чтобы „быть“. Люди уделяют внимание только тому, что нужно делать, вместо того, чтобы сосредоточиться на том, кем они должны быть. Не образ жизни и образ питания вами руководят! Это вы руководите ими! Все дело в том, кем вы хотите стать, придерживаясь этого образа питания и этого образа жизни! Поэтому в первую очередь следует начать с перестройки своего мышления.

Многие думают, что сидение на диете сделает их стройными, здоровыми и счастливыми. Тем самым снимая с себя ответственность за происходящее и перекладывая ее на диету. Если не помогло - значит диета плохая! Плохо то, что появляется  ложное убеждение: будто человек что-то делал. Не надо сидеть на диете, - надо двигаться!

Ничего не изменится, если не изменятся ваши мысли!

Покупка нового спортивного инвентаря или абонемента в спортзал не сделают вас ни  хорошим спортсменом ни здоровым человеком. Одно только выполнение некоторых процедур не гарантирует  успеха. Вы всегда будет терпеть неудачу, вне зависимости  от того, какие  купили кроссовки или на какой диете посидели в очередной раз.

Стесняться, бояться и мечтать можно сколь угодно. Нужны целенаправленные и осознанные действия! Действие - лучшее лекарство от лени, страхов и комплексов.  А успешное действие  -  это  отличный мотиватор!

Поэтому очень важно научиться во-первых ставить перед собой цели. Во-вторых, от вас потребуется упорство, чтобы неуклонно идти к их осуществлению. И только в третьих, тогда вы будете все это иметь. Для этого нужно развиваться, работать над собой и менять свой менталитет. Много людей хотят изменить мир, но не желают изменить себя. Многие хотят казаться теми, кем они на самом деле не являются.

Если вы мыслите категориями ленивого, безответственного и больного человека, вы никогда не станете по настоящему здоровыми.

В любой деятельности должна присутствовать цепочка:  цель - действие  - результат. Если нет цели, то действия будут носить хаотичный характер, - хватаемся то за одно, то за другое, и получаем результат, совсем не тот, который хотели.

Если из цепочки убрать действие, то, поставив цель, мы не будем производить никаких действий для ее достижения. Это удел мечтателей. В этом случае результат просто не может наступить.

А что будет если убрать результат? Если у нас есть цель и мы совершаем действия для ее достижения, то результат не может не наступить, вне зависимости от того, ждем мы его или нет. Происходит переход количества действия в качество. Если мы совершаем определенное количество поступательных движений для осуществления нашей цели, обязательно произойдет преобразование этого количества в качественный результат. Скорость наступления и качество результата, напрямую зависит от эффективности действий.

Так уж устроены люди в большинстве своем, что  всегда выбирают то, что проще.

Конечно, проще мечтать, чем предпринимать усилия. Поэтому у многих есть понимание, но отсутствует результат.

Очень важно кем вы являетесь, а не кем вы стараетесь казаться. Какие у вас установки. Как вы думаете и какие вы в душе. К чему стремитесь и какими хотите стать.

Сбросить вес можно и без физических упражнений, без двигательной активности. Только путем ограничения калорийности питания и уменьшения объема съедаемых порций. Вес уменьшится. И внешне ваша фигура может выглядеть довольно стройной. Но поможет ли это вам стать по настоящему здоровым человеком? Здоровье зависит не только от нормального веса.  хотя нормализация веса  чрезвычайно важна. Физическое здоровье и  психологический комфорт и, как следствие,  общее благополучие зависят от создаваемого вами самими комплекса составляющих здоровья, которые я обозначаю как образ жизни, образ мыслей и образ питания.

Очень важно «каким быть», кем являться на самом деле, для того, чтобы быть здоровым.  В первую очередь это касается укрепления ваших мыслей («кем быть»), чтобы вы могли совершать действия («что делать»), которые дадут вам возможность стать здоровым и поддерживать здоровье на протяжении долгих лет. («иметь»). Прежде всего важна ваша цель! Вы должны хотеть добиться желаемого результата и не сомневаться в его достижении.

Цепочка "цель - действие - результат"  включается в работу глаголами   "быть", "делать", "иметь".

Рекомендую также прочесть:

Аутофагия - механизм увеличивающий продолжительность жизни Алкоголь повреждает ДНК и увеличивает риск ракаЧем опасен высокий гомоцистеин?Витамин Д. Научно обоснованные преимущества для здоровьяВитамин К увеличивает продолжительность жизни человека Влияние конечных продуктов гликирования и сахара на ускоренное старениеХондропротекторы - деньги на ветерФизическая активность необходима для умственного здоровьяСредиземноморская диета - модель здорового питанияРоль магния в организмеРоль микробиома в поддержании здоровья человека Профилактика и лечение инфекций мочевыводящих путейПрофилактика и лечение гриппа 

 

dolgo-jv.ru

Цель — процесс или результат

Дата публикации 11 июля 2013. Опубликовано в Успех

Цель — процесс или результат

Многие учат ставить конкретные цели, привязанные к определенной дате, которые можно измерять и так далее (всем известный SMART). Я и сам долго ставил подобные цели. При таком подходе человек ориентируется на результат выполнения поставленной цели, а сам процесс достижения цели упускается. Да и не совсем ясно, что делать с этой целью потом, после ее достижения. Ограничивая цель конкретным результатом, привязанным ко времени, мы тем самым ограничиваем длительность радости, которое мы испытаем при достижении цели.

Что будет если ставить цель, ориентируясь на больше процесс достижения, чем на результат?

Попробую продемонстрировать разницу между постановкой «цели-результата» и «цели-процесса».

Пару примеров различной постановки целей:

Пример первый:

Цель — заработать 10 000 долларов. А что после этого? Можно ли снова зарабатывать меньше, либо нужно ставить цель заработать больше? Допустим, 15 000 долларов. Во втором случае мы снова попадаем в ловушку «что же дальше» и снова оказываемся на карусели в погоне за новым значением одной и той же цели.

Как можно сформулировать эту цель по-другому? Хочу жить в достатке, хочу ни в чем себе не отказывать, хочу, чтобы доход увеличивался на 15% в месяц. Вопросов нет, эта цель не конкретна и вряд ли пройдет проверку СМАРТом, но зато становиться ясно — что с этим делать потом. Быть богатым — не значит заработать определенную сумму денег. Это значит иметь достаток и сбережения, которые постоянно растут и множатся.

Люди, ставя цель заработать какое-то количество денег или купить квартиру или машину, думают, что они станут богатыми. Но это вовсе не так. Люди после достижения таких целей не становятся богатыми, а те кто все же зарабатывают сумму своей мечты не могут понять, почему они не получили ожидаемого счастья и что им делать дальше.

Второй пример:

Цель — бросить курить (вот так и я несколько раз бросал). Предположим, нам это удалось. Мы бросили курить. А что потом? Можно ли снова начинать курить после того как вы уже бросили несколько месяцев назад? То же самое... цель ясна, но не ясно, что делать после. Именно поэтому многие начинают курить спустя какое-то время.

Третий пример:

Хочу похудеть на 15 килограмм. Отлично. А что после того как мы достигли этой цели и вычеркнули ее из списка достижений? Можно ли снова есть после шести, и ходить в свои любимые рестораны и есть там по три стейка, запивая все это холодным пивом?

Обратите внимание, ставя такие цели многие люди их не добиваются. А те, кто достигают подобной цели со временем снова возвращаются к тому с чего начинали, и все начинается с начала.

Подход к постановке цели как процесса: хочу вести здоровую жизнь, не иметь лишнего веса. Становится понятно, что это цель, которая не завершаемая. А значит целью становится не какой-либо результат, а процесс.

Несомненно, достижение цели приносит счастье. Если ставить цель как результат — мы получим счастье, когда получим результат, и утратим его, когда этот результат уйдет в архив.

Если относится к цели как к процессу, то пока мы будет этим заниматься, мы будем счастливы. Мысль должна быть ясна.

Александр, www.vitamarg.com

www.vitamarg.com

Тест "Цель - средство - результат"

Автор методики А. А. Карманов. Методика предназначена для определения личностных свойств индивида, связанных с любой деятельностью человека. Как добиться цели?

Структура данной деятельности основана на трех компонентах: Цель — это то желаемое, к которому стремится индивид. Средство представляет собой ресурс, с помощью которого человек будет достигать своей цели. И в итоге получение своего результата.

Обработка результатов. Ключ:

1. С+ 2. С+ 3. Л- 4. Л+ 5. Ц+ 6. Ц+ 7. Л+ 8. Ц-9. С+ 10. Р+ 11. Р+ 12. Р- 13. Р- 14. Ц+ 15. Р- 16. Ц-17. Ц+ 18. Л+ 19. С+ 20. Р- 21. С- 22. С- 23. Р- 24. Ц+25. С+ 26. Ц- 27. С- 28. Р- 29. Ц+ 30. Л- 31. С+ 32. Р+

Сначала подсчитываются следующие показатели:

  • Цсовп — количество совпадений по шкале «Цель» (например, положительный ответ на 5 утверждение считается совпадением по шкале «Цель»),
  • Цнесовп — количество несовпадений по шкале «Цель» (например, положительный ответ на 8 утверждение считается несовпадением по шкале «Цель»),
  • Ссовп — количество совпадений по шкале «Средство»,
  • Снесовп — количество несовпадений по шкале «Средство»,
  • Рсовп — количество совпадений по шкале «Результат»,
  • Рнесовп — количество несовпадений по шкале «Ре
  • зультат»,
  • Лсовп — количество совпадений по шкале «Ложь»,Лнесовп — количество несовпадений по шкале «Ложь».

Окончательные баллы получают по следующим формулам:Ц = Цсовп — Цнесовп (шкала «Цель»)С = Ссовп — Снесовп (шкала «Средство»)Р = Рсовп — Рнесовп (шкала «Результат»)Л = Лсовп — Лнесовп (шкала «Ложь»)

Недостоверными признаются результаты в случает 5 и более пропущенных утверждений, а также если Шкала «Л» больше 0.

 

Интерпретация и описание результатов:

Цель

от –9 до –5 баллов. Состояние, выражающееся в невозможности ставить перед собой конструктивные цели. Вместо того, чтобы ставить реальные цели деятельности, достигать весомых результатов, человек ограничивается постановкой либо «микро целей», ограниченных текущей ситуацией, либо же фиксируется на постановке глобальных целей. Одним из выражений последнего является поиск так называемого «смысла жизни». Психологическая установка на успех

от –4 до +4 баллов. Становящиеся цели не всегда обоснованы, неустойчивы. Не все разумные действия целесообразны, иногда склонен к пустому времяпрепровождению. В случае затруднения с выбором цели легко пользуется подсказкой извне, готов принять цель извне. Чтобы подготовить себя к выполнению какой-либо деятельности – всегда требуется определенная сила воли, чтобы «собраться».

от +5 до +9 баллов. Оптимальный результат. Человек ставит перед собой реальные цели, настроен на их достижение. Практически все, что делает испытуемый он может объяснить с точки зрения целесообразности. Не склонен к пустому времяпрепровождению. Решительность связана с легкостью образования целей, не мнительностью. Чем отличается мечта от цели?

Средство

от –9 до –2 балла. Человек испытывает хронический недостаток средств достижения поставленных целей. Типичные проявления ограниченности в выборе средств: низкий энергетический потенциал сильная зависимость от ситуации, от других людей (в первую очередь от их мнения), внушаемость, обилие психологических комплексов, которые в том числе мешают использовать на 100% внутренний потенциал.

от –1 до +2 баллов. Испытуемый периодически встречается с трудностями в выборе средств (речь идет о психологических барьерах). Причиной такой скованности часто бывает отсутствие конструктивной, достигаемой цели. Также одним из факторов подобного поведения является комплекс причин, который можно назвать «страхом самовыражения». В установках человека преобладают «энергосберегающие мотивы». Недостаточно спонтанное поведение.

от +3 до +6 баллов. Оптимальный результат. Человек достаточно свободен в выборе средств, его поведение настолько спонтанно, насколько этого требует ситуация. Достаточно хороший энергетический потенциал. Не агрессивен, но и не конформен. Поведение не вызывающее, но и не блокируется комплексами, мнительностью, негативизмом.

от +7 до +9 баллов. Поведение излишне спонтанно. Не ищет помощи от окружающих, предпочитает ими верховодить. В своих действиях испытуемый не только не обращает внимание на имеющиеся стандарты поведения, но часто действует вопреки им. Повышенная агрессивность, проявляющаяся как в открытых формах, так и скрытая. От чего зависит счастье?

Результат

от –9 до –5 баллов. Человек склонен переоценивать результат своей деятельности. Удача вызывает приступы сильного веселья, неудачи провоцируют неадекватное горе. Даже ничтожные события способны вызвать настоящее потрясение. Личностный рост испытуемого непредсказуем, во многом случаен. Как правило, повышенная тревожность. Интерес к своему внутреннему миру.

от –4 до +4 баллов. Оптимальный результат. Как правило, испытуемый довольно трезво оценивает результаты своей деятельности. Он не переоценивает, но и не недооценивает итоги. В оценках других людей, событий довольно беспристрастен. Личностный рост нормально динамичен.

от +5 до +9 баллов. Человек склонен недооценивать результаты своей деятельности. В оценках поведения других людей преобладает оттенок критиканства, неодобрения. Испытуемый неоднократно повторяет одну и ту же фразу, совершает одно и то же действие. Редко испытывает сильные эмоции, даже самые эффектные результаты не вызывают яркого удовольствия или же огорчения.

 

Инструкция:

«В опроснике содержится несколько десятков утверждений, касающихся вашего характера, поведения. Прочтите каждое утверждение и решите, верно оно или нет. Если вы решили, что данное утверждение верно, поставьте плюс  рядом с номером, соответствующим номеру утверждения. Если утверждение по отношению к вам неверно, поставьте минус. Если утверждение по отношению к вам бывает верно или неверно в разные периоды вашей жизни, выбирайте решение так, как это правильно в настоящее время. Если Вы затрудняетесь однозначно ответить на какой-либо вопрос, то можете не ставить никакой знак. Однако учтите, что если пропустите 5 и более утверждений, то результат буден признан недостоверным».

Текст опросника

1. Я активный человек2. Иногда я прихожу в сильное возбуждение3. Бывает так, что я чем-нибудь раздражен4. Я всегда ем то, что мне подают5. Чтобы добиться чего-то в жизни — надо уметь ставить перед собой цели6. Я бы сравнил себя с хорошо настроенным музыкальным инструментом7. Я всегда делаю так, как мне говорят8. Иногда я задумываюсь о смысле жизни9. Не люблю, когда мне подсказывают, как надо делать10. Я могу объяснить поступки каждого человека11. Часто мои близкие меня не слушают, и мне приходится повторять одну фразу несколько раз, пока наконец меня не услышат12. Часто со мной случаются странные вещи13. Обычно я не могу однозначно сказать про кого-то, хороший он человек или нет14. Я предпочитаю ставить перед собой цели не очень сложные, но и не очень простые15. Со мной часто происходят вещи, которые я не могу объяснить16. Когда остаюсь один, я много размышляю17. Я скучаю редко18. Мне можно доверить любую тайну19. В любой ситуации можно найти выход20. Вид заходящего солнца вызывает у меня вдохновение21. Проходя мимо лежащего мяча, у меня возникает желание пнуть его22. Когда волнуюсь, то чаще я краснею, чем бледнею23. Хорошая музыка меня воодушевляет24. Цели перед собой предпочитаю ставить сам25. Вид неприятного мне человека вызывает у меня желание его побить или нанести ему какой-нибудь другой ущерб26. Все, что мне дорого, одинаково ценно для меня27. Когда я что-то делаю, то охотно выслушиваю любые советы28. Удачно законченное дело вызывает у меня прилив хорошего настроения29. Принимая решение, я взвешиваю все «за» и «против»30. Иногда бывает, что я говорю о ком-то плохо31. У меня характер скорее «нападающего», чем «защитника»32. Стабильность лучше непредсказуемости

ИсточникиМалкина-Пых И. Г. Психосоматика: Справочник практического психолога. — М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 992 с. (. — С. 126 — 131)

psylive.com.ua

Цель, средство, результат

Поиск Лекций

 

В структурной схеме (см. выше, стр. 373) главными категориями определены цель, средство, результат, субъект и объект. Вокруг каждой категории группируются более частные категории-понятия, которые удобно именовать субкатегориями. Категория цели, например, является родительской категорией, группирующей вокруг себя такие понятия, как мечта, идеал, план, программа, стратегия, задача, проект, замысел.

Как видно из схемы, вертикальная ось «цель-результат» делит «пространство” между субъектом и объектом на две половины. Соответственно понятия, подчиненные цели, средству и результату, делятся на две группы, “размещаются» влево от вертикальной оси (ближе к субъекту) и вправо от оси (ближе к объекту). Первую группу понятий будем называть субъектными целями, средствами, результатами; вторую группу понятий — объектными целями, средствами, результатами. Так, план, программа, задача, стратегия относятся в основном к действиям субъекта, а проект, замысел ориентированы на объект, точнее, характеризуют воображаемый, мыслимый предмет. Мечта ориентирована на желательные изменения в жизни субъекта, а идеал указывает на объект, предмет как цель стремлений или образец для подражания (этот объект, предмет может быть воображаемым и тем не менее субъект отделяет его от себя).

Способ, метод, прием, алгоритм, правило являются субъектными средствами, так как они относятся к действиям субъекта, характеризуют их содержание, порядок, последовательность. А орудие, инструмент, прибор и т. п. являются объектными средствами, т. е. являются теми или иными предметами, используемыми в качестве средств.

Решение и эффект являются субъектными результатами (результатами действий субъекта), а полуфабрикат, продукт, изделие — объектными результатами (в виде тех или иных предметов).

Субкатегории цели, средства и результата можно классифицировать не только по линии «субъект-объект», но и по линии «верх-низ» (цель-результат»). Наиболее удалены от результата такие субкатегории цели, как “мечта», «идеал». Они соответственно помещены над ней (дальше от результата).

В самом деле, мечта это лишь слабый проблеск цели, «прожект», нечто весьма эфемерное, далекое еще (или просто далекое) от осуществления. Если сама цель настоятельно «требует» поиска средств или даже предполагает их наличие, то мечта не «думает» или еще не «думает» о средствах, не «ищет» их, она в некотором смысле «беззаботна» и может быть совершенно оторвана от действительности (вспомним маниловские мечтания, вошедшие в поговорку и заклейменные как «маниловщина»). С точки зрения возможности своего осуществления мечта носит еще в значительной мере случайный (маловероятный) характер. Цель в собственном смысле — это уже такая возможность, которая наряду с элементом случайности содержит в себе и элемент необходимости (выше говорилось о цели как «законе» деятельности). Цель, конечно, может и не осуществиться, но человек рассматривает ее как необходимость и предпринимает для ее осуществления серьезные, порой весьма рискованные шаги.

Итак, я указал на большую удаленность мечты от действительности по сравнению с целью, что, однако, не обесценивает ее. Если говорить по большому счету, то следует сказать, что мечта совершенно необходима для целеполагания и целеустремленности. Всякая большая цель начинается с мечты и «подогревается” ею, пока не достигнута

Примерно то же можно сказать об идеале. Он выражает стремление человека к совершенству и совершенному. Поскольку совершенствование беспредельно, постольку и идеал кажется недостижимым. Тем не менее, человек, не останавливающийся на достигнутом, всегда стремится к идеалу.

Теперь, если взглянем на место ниже цели слева, то увидим такие понятия, как план, программа, задача, стратегия. Они и по смыслу своему «стоят» где-то между целью и средством (со стороны субъекта). План — это конкретизация цели с точным указанием промежуточных этапов (заданий, целей), сроков их прохождения и достижения цели. План может по своему содержанию приближаться к программе. Последняя — это уже в определенном смысле цель-средство. Она включает в себя помимо того, что есть в плане, и указание на некоторые общие средства достижения цели, общие алгоритмы деятельности. В то же время «программа» не предусматривает весь объем средств для достижения цели, не детализирует их. (Сравним, например, программу и устав партии. Программа — это в основном целевая установка партии на длительный период, содержащая «дерево» целей; а Устав — это конкретные организационные принципы деятельности партии и кодекс поведения членов партии).

В самом низу структурной схемы располагаются субкатегории, характеризующие результативную сторону человеческой деятельности. Возьмем решение. С одной стороны, решение — это уже какой-то результат (при решении математических задач решение полностью совпадает с результатом). А с другой, в контексте реальной деятельности, предусматривает кроме мыслительных операций и какие-то физические действия по достижению результата, между решением и результатом всегда существует определенная дистанция. Мы знаем из практики, что не всякое решение выполняется или выполняется, но не полностью, переход от решения к реальному результату — извечная проблема хозяйствования. Таким образом решение еще не вполне является результатом (этакий «недорезультат») и его место на структурной схеме непосредственно над категорией «результат» слева, между средством и результатом. Решению соответствует объектный «недорезультат» — полуфабрикат.

Субкатегория «последствия» располагается на схеме ниже субкатегорий «аффект» и «продукт». И по своему реальному содержанию она является как бы результатом результата, вторичным, третичным, четвертичным и т. д. результатом. Говорят еще об отдаленных последствиях. Люди, стремясь к получению непосредственных результатов — эффекта и продукта, не всегда думают о последствиях своей деятельности. Они порой живут, действуют по принципу: «после меня хоть потоп». На самом деле, в перспективе жизни учитывать последствия не менее важно, чем ставить цели и добиваться конкретных результатов. Например, сейчас перед обществом остро стоит проблема охраны окружающей среды. Она возникла как раз в результате деятельности людей, ориентировавшихся раньше на непосредственные итоги (такие-то продукты, такие-то полезные эффекты).

Таким образом, система субкатегорий цели, средства и результата, изображенная на структурной схеме, наглядно показывает, каким должно быть мышление человека, когда он рефлексирует по поводу деятельности, когда он ставит цели и стремится к их достижению.

 

Субъект и объект

 

В структурной схеме субъект и объект изображены как субкатегории деятельности, как ее стороны, моменты. На самом же деле это не совсем так. Хотя, безусловно, деятельность «делает» субъект субъектом, а объект объектом, они все же не входят целиком в состав деятельности как ее моменты. Взаимоотношения субъекта и объекта, их взаимодействие шире собственно деятельности. Объект действует на субъект не только в рамках деятельности последнего, но и просто как стихийная сила, т. е. абсолютно независимо от субъекта и его деятельности. С другой стороны, субъект может воздействовать на объект не в рамках деятельности, а как одно материальное тело воздействует на другое или другие, лишь в силу своего присутствия.

В этой связи более правильно располагать субъект и объект около, по обе стороны категории деятельности и присоединять к ней незамкнутыми линиями (скобками). Указанные категории, с одной стороны, не включены непосредственно в объем категории деятельности, а, с другой, явственно относятся к ней, определены ею.

Высказанные замечания по поводу частичной включенности субъекта и объекта в деятельность носят принципиальный характер, это особенно касается категории «объект». Философы, явно или неявно абсолютизирующие категорию деятельности, рассматривают объект только как включенный в деятельность и, следовательно, зависимый от субъекта. Они, конечно, правы в том, что в деятельности субъект и объект взаимозависимы, связаны, так сказать, одной «веревочкой». Однако, если рассматривать указанные категориальные формы в более широком контексте — всей реальности, мира в целом, то их взаимозависимость не кажется абсолютной. За пределами деятельности она превращается в более или менее одностороннюю зависимость субъекта от объекта (объективного мира). Можно сказать так: субъект в конечном счете зависим от объекта, определяется им, а объект в конечном счете независим от субъекта, существует сам по себе. Субъект, правда, может называть весь мир объектом своей деятельности. Но мир от этого наименования не становится на самом деле объектом. И даже от деятельности субъекта он не становится таковым. Объектом становится лишь какая-то ничтожная часть мира, то что называют окружающим миром.

Применительно к миру в целом объект часто называют объективной реальностью, объективным миром. В этом качестве он справедливо характеризуется как независимый от субъекта (человека и человечества).

Итак, субъект и объект в их категориальном значении соразмерны деятельности. Это, в частности, означает, что они “функционируют” не только как человеческие категории, но и вообще как категории живого. Поскольку любое живое взаимодействует с окружающей средой в форме деятельности, постольку оно выступает по отношению к ней как субъект по отношению к объекту. Конечно, нам трудно представить, что какая-нибудь амеба или растение являются субъектами. Но это так, поскольку они живут, т. е. осуществляют деятельность. Во взаимоотношениях амебы, растения с окружающим миром неизбежно возникает контрпозиция “субъект-объект”, т. е. одно (организм) — нечто активное, действующее, осуществляющее выбор, а другое (окружающая среда) — нечто воспринимаемое, изменяемое, преобразуемое, являющееся объектом воздействия-выбора.

Раз возникнув, субъект-объектные отношения развивались-усложнялись по мере развития-усложнения живого. Субъектность одноклеточного организма минимальна. А вот субъектность высшего животного по многим параметрам приближается к субъектности-субъективности человека. Высшее животное имеет развитую психику и, следовательно, осуществляет сложную целеполагающую-ориентировочную-предметную деятельность, делающую его субъектом без всяких оговорок.

В дальнейшем будем говорить о субъекте-человеке и объекте его деятельности.

 

Субъект. Субъект-человек имеет ярко выраженную двойственную природу. С одной стороны, он субъект-индивид, а, с другой, совокупный субъект: от минимальной группы людей, каковой, скажем, является семья, до человеческого общества в целом, человечества. В этом дуэте субъектов отдельный человек, естественно, играет первую скрипку, является первичным субъектом.

В языке двойственная природа человека-субъекта проявляется в том, что слово “человек” употребляется как в разделительном, так и в собирательном смысле. В разделительном смысле “человек” — индивидуум, личность, живое существо. В собирательном смысле “человек” — человечество, человеческий род, человеческое общество (например, в высказывании “человек осваивает космос”). См. подробнее о двойственной природе человека-субъекта выше, стр. 286 (п. 12.2).

Совокупный субъект существует благодаря общению субъектов-индивидов. Общение — особая форма деятельности. Она осуществляется исключительно между субъектами. Ее особенность в том, что субъекты последовательно-попеременно и/или параллельно играют роль объектов друг для друга.

 

Объект является родовым понятием (родительской категорией), группирующим вокруг себя целый ряд понятий, таких как предмет, среда, условия, обстоятельства, обстановка.

Субъект непосредственно направляет свои усилия не на весь объект, а лишь на его «часть», которую обычно называют предметом. Последний в буквальном смысле есть то, что метит в глаза, что стоит перед субъектом. Предмет является либо объектом познания, либо объектом преобразовательной, предметной деятельности человека. Он то в объекте, на что направлено в первую очередь или в данный момент внимание субъекта как познающего или практического деятеля.

Следует отличать предмет от вещи, тела, отдельного материального образования. Не всегда границы предмета совпадают с границами отдельного материального образования. Если вещь проявляет себя в отношениях с другими вещами через свойства, то предмет по отношению к субъекту — через признаки. (Совершенно недопустимо с точки зрения категориальной логики подставлять в триаду «вещь-свойство-отношение» вместо вещи предмет или вместо свойства признак. Триада «предмет-признак-отношение к субъекту» отличается от триады «вещь-свойство-отношение» в принципе, категориально). Вещи, их свойства и отношения существуют независимо от каких-либо субъектов и их деятельности. А предметы и их признаки определяют себя лишь в рамках отношения «субъект-объект». Например, каменная соль обладает свойством растворяться в воде (ее жидком состоянии). Для воды это свойство каменной соли не является признаком, т. к. оно ей совершенно безразлично. Ведь вода не субъект и она не преследует каких-либо целей, чтобы воспользоваться свойством растворимости каменной соли. Для человека же свойство растворимости при определенных условиях может стать признаком. В этом случае каменная соль уже не просто материальное тело, вещь, а предмет, удовлетворяющий или мешающий удовлетворению потребности человека. Если человеку нужно сделать воду соленой, то он бросает туда щепотку соли, зная наперед, что она обладает признаком растворимости.

Признаком не обязательно должно быть свойство вещи. У певчих птиц признаком является пение, которое отнюдь нельзя назвать свойством (ведь и сами птицы — живые существа, а не вещи). Признаком может быть все, что характеризует предмет с точки зрения его значимости для субъекта.

Вообще говоря, триада «вещь-свойство-отношение» преобразуется в системе категорий «субъект-деятельность-объект» в такие цепи категорий: «субъект-способность-деятельность» и «предмет-признак (функция)-отношение к субъекту (функционирование)».

Итак, предмет — это «часть» объекта, на которую направлено внимание субъекта и с которой он «работает», непосредственно «имеет дело». А что же представляет собой другая «часть» объекта? Это, по-видимому, такая «часть», которая принимает «участие» в деятельности субъекта, влияет на его судьбу, но на которую непосредственно не направлено внимание субъекта и он не «работает» с ней. Эту «часть» объекта называют по-разному: средой, условиями, обстоятельствами, обстановкой, ситуацией и т. д. Обычно проводят различие между благоприятными и неблагоприятными условиями, обстоятельствами. Благоприятные условия способствуют деятельности субъекта, неблагоприятные — мешают. В истории человеческой мысли всегда остро стояла проблема: в какой мере обстоятельства влияют на человека, а человек может повлиять на обстоятельства. Является ли человек марионеткой в «руках» обстоятельств или же он — хозяин своей судьбы? В отношении неблагоприятных обстоятельств действует жизненное правило, которое можно выразить в следующем афоризме: «Человек только тогда достигает чего-либо, когда он оказывается сильнее обстоятельств».

 



poisk-ru.ru

«Цель – Средство – Результат» А.А. Карманов (ЦСР)

Методика «Цель – Средство – Результат» (ЦСР) А.А. Карманова

Данный опросник, предложенный А.А. Кармановым, рассчитан на исследование особенностей структуры деятельности. В основу его положен общенаучный базис Цель – Средство – Результат, отражающий основные черты любой деятельности. Согласно этой парадигме любую деятельность можно рассматривать как состоящую из трех компонент (обычно чередующихся последовательно):

  • в начале любой деятельности человек, синтезируя большое количество информации, вырабатывает Цель деятельности, т.е. начинает представлять более или менее ясную картину желаемого будущего, то конечное состояние в которое он хочет привести ситуацию и себя;
  • далее в ход вступают средство, т.е. тот ресурс, который человек готов истратить на достижение цели;
  • итогом любой деятельности является актуализация результата - того итога, которого достиг человек. Как разные люди, так и один человек в разные периоды своей жизни обладают неодинаковыми параметрами своей деятельности. Данная методика предназначена для определения личностных свойств индивида, связанных с деятельностью, за период 1-2 месяца перед проведением теста. Иными словами, по результатам опросника ЦСР нельзя судить о том, обладал или нет обследованный тем или иным качествам в более ранний период (например, за полгода до проведения теста). Опросник рекомендуется применять, начиная с подросткового возраста. Допустима групповая форма работы.

    Инструкция. В опроснике содержится несколько десятков утверждений, касающихся вашего характера, поведения. К опроснику приложен бланк ответов. Номер на бланке ответа соответствует номеру утверждения. Прочтите каждое утверждение и решите, верно оно или нет. Если вы решили, что данное утверждение верно, поставьте плюс на бланке ответов рядом с номером, соответствующим номеру утверждения. Если утверждение по отношению к вам неверно, поставьте минус. Если утверждение по отношению к вам бывает верно или неверно в разные периоды вашей жизни, выбирайте решение так, как это правильно в настоящее время. Если Вы затрудняетесь однозначно ответить на какой-либо вопрос, то можете не ставить никакой знак. Однако учтите, что если пропустите 5 и более утверждений, то результат буден признан недостоверным.

    Опросник
    1. Я активный человек
    2. Иногда я прихожу в сильное возбуждение
    3. Бывает так, что я чем-нибудь раздражен
    4. Я всегда ем то, что мне подают
    5. Чтобы добиться чего-то в жизни – надо уметь ставить перед собой цели
    6. Я бы сравнил себя с хорошо настроенным музыкальным инструментом
    7. Я всегда делаю так, как мне говорят
    8. Иногда я задумываюсь о смысле жизни
    9. Не люблю, когда мне подсказывают, как надо делать
    10. Я могу объяснить поступки каждого человека
    11. Часто мои близкие меня не слушают, и мне приходится повторять одну фразу несколько раз, пока, наконец, меня не услышат
    12. Часто со мной случаются странные вещи
    13. Обычно я не могу однозначно сказать про кого-то, хороший он человек или нет
    14. Я предпочитаю ставить перед собой цели не очень сложные, но и не очень простые
    15. Со мной часто происходят вещи, которые я не могу объяснить
    16. Когда остаюсь один, я много размышляю
    17. Я скучаю редко
    18. Мне можно доверить любую тайну
    19. В любой ситуации можно найти выход
    20. Вид заходящего солнца вызывает у меня вдохновение
    21. Проходя мимо лежащего мяча, у меня возникает желание пнуть его
    22. Когда волнуюсь, то чаще я краснею, чем бледнею
    23. Хорошая музыка меня воодушевляет
    24. Цели перед собой предпочитаю ставить сам
    25. Вид неприятного мне человека вызывает у меня желание его побить или нанести ему какой-нибудь другой ущерб
    26. Все, что мне дорого, одинаково ценно для меня
    27. Когда я что-то делаю, то охотно выслушиваю любые советы
    28. Удачно законченное дело вызывает у меня прилив хорошего настроения
    29. Принимая решение, я взвешиваю все «за» и «против»
    30. Иногда бывает, что я говорю о ком-то плохо
    31. У меня характер скорее «нападающего», чем «защитника»
    32. Стабильность лучше непредсказуемости
    Обработка результатов и интерпретация

    Ключ для обработки результатов

    1. С+2. С+3. Л–4. Л+5. Ц+6. Ц+7. Л+8. Ц–
    9. С+10. Р+11. Р+12. Р–13. Р–14. Ц+15. Р–16. Ц–
    17. Ц+18. Л+19. С+20. Р–21. С–22. С–23. Р–24. Ц+
    25. С+26. Ц–27. С–28. Р–29. Ц+30. Л–31. С+32. Р+
            Сначала подсчитываются следующие показатели:
  • Цсовп – количество совпадений по шкале «Цель» (например, положительный ответ на 5 утверждение считается совпадением по шкале «Цель»),
  • Цнесовп – количество несовпадений по шкале «Цель» (например, положительный ответ на 8 утверждение считается несовпадением по шкале «Цель»),
  • Ссовп – количество совпадений по шкале «Средство»,
  • Снесовп – количество несовпадений по шкале «Средство»,
  • Рсовп – количество совпадений по шкале «Результат»,
  • Рнесовп – количество несовпадений по шкале «Результат»,
  • Лсовп – количество совпадений по шкале «Ложь»,
  • Лнесовп – количество несовпадений по шкале «Ложь».         Путем вычитания получаются окончательные баллы:

    Ц = Цсовп – Цнесовп (шкала «Цель») С = Ссовп – Снесовп (шкала «Средство») Р = Рсовп – Рнесовп (шкала «Результат») Л = Лсовп – Лнесовп (шкала «Ложь»)

            Недостоверными признаются результаты в случае 5 и более пропущенных утверждений, а также, если Л больше 0.         Интерпретация результатов осуществляется в соответствии со следующими данными:

    Цель от –9 до –5 баллов. Сильно фрустрированное состояние, выражающееся в невозможности ставить перед собой конструктивные цели. Мотивы деятельности бессистемны, неиерархизированы. Вместо того, чтобы ставить реальные цели деятельности, достигать весомых результатов, человек ограничивается постановкой либо «микроцелей», ограниченных текущей ситуацией, либо же фиксируется на постановке глобальных целей. Одним из выражений последнего является поиск так называемого «смысла жизни». от –4 до +4 баллов. Ставящиеся цели не всегда обоснованы, неустойчивы. Не все разумные действия целесообразны, иногда склонен к пустому времяпрепровождению. В случае затруднения с выбором цели легко пользуется подсказкой извне, готов принять цель извне. Чтобы подготовить себя к выполнению какой-либо деятельности – всегда требуется определенная сила воли, чтобы «собраться». от +5 до +9 баллов. Оптимальный результат. Человек ставит перед собой реальные цели, настроен на достижение, мотивы целеобразования и деятельности в целом систематичны, иерархизированы. Практически все, что делает испытуемый он может объяснить с точки зрения целесообразности. Не склонен к пустому времяпрепровождению. Решительность связана с легкостью образования целей, немнительностью.

    Средство от –9 до –2 балла. Человек испытывает хронический недостаток средств достижения поставленных целей. Типичные проявления ограниченности в выборе средств: низкий энергетический потенциал, преобладание парасимпатической составляющей вегетативной нервной системы, конформность, сильная зависимость от ситуации, от других людей (в первую очередь от их мнения), внушаемость, обилие психологических комплексов, которые в том числе мешают использовать на 100 % внутренний потенциал. от –1 до +2 баллов. Испытуемый периодически встречается с трудностями в выборе средств (речь идет о психологических барьерах). Причиной такой скованности часто бывает отсутствие конструктивной, достигаемой цели. Также одним из факторов подобного поведения является комплекс причин, который можно назвать «страхом самовыражения». В установках испытуемого преобладают «энергосберегающие мотивы». Недостаточно спонтанное поведение. от +3 до +6 баллов. Оптимальный результат. Человек достаточно свободен в выборе средств, его поведение настолько спонтанно, насколько этого требует ситуация. Достаточно хороший энергетический потенциал. Сбалансированность симпатики и парасимпатики. Не агрессивен, но и не конформен. Поведение не вызывающее, но и не блокируется комплексами, мнительностью, негативизмом. от +7 до +9 баллов. Поведение излишне спонтанно. Не ищет помощи от окружающих, предпочитает ими верховодить. В своих действиях испытуемый не только не обращает внимание на имеющиеся стандарты поведения, но часто действует вопреки им. Повышенная агрессивность, проявляющаяся как в открытых формах, так и скрытая.

    Результат от –9 до –5 баллов. Испытуемый склонен переоценивать результат своей деятельности. Удача вызывает приступы сильного веселья, неудачи провоцируют неадекватное горе. Даже ничтожные события способны вызвать настоящее потрясение. Человек как бы находится в состоянии хронического перехода, транса. Личностный рост испытуемого непредсказуем, во многом случаен. Как правило, повышенная тревожность. Интерес к своему внутреннему миру. от –4 до +4 баллов. Оптимальный результат. Как правило, испытуемый довольно трезво оценивает результаты своей деятельности. Он не переоценивает, но и не недооценивает итоги. В оценках других людей, событий довольно беспристрастен. Личностный рост нормально динамичен. от +5 до +9 баллов. Человек склонен недооценивать результаты своей деятельности. Ригидность, излишняя критичность. В оценках поведения других людей преобладает оттенок критиканства, неодобрения. Ярким проявлением ригидности являются персеверации: многократные и навязчивые повторения. Испытуемый неоднократно повторяет одну и ту же фразу, совершает одно и то же действие. Редко испытывает сильные эмоции, даже самые эффектные результаты не вызывают яркого удовольствия или же огорчения.

    Источник:
    • http://psylist.net/praktikum/00256.htm
    • http://azps.ru/tests/tests_csr.html
    • http://kolina.info/index.phpoptioncom_contentviewarticleid60_3adiagnostk~1.htm
  • testoteka.narod.ru