Типичная стагнация: почему мы застаиваемся в жизни. Стагнация в психологии
Стагнация - это... Что такое Стагнация?
Стагнация — – долговременный застой в экономике. Выражается в низких (или нулевых) темпах роста ВВП, высоком уровне безработицы, снижении уровня жизни населения. В период стагнации структура экономики сохраняется в неизменном виде, не происходит значительных … Банковская энциклопедия
Стагнация — в экономике явление в экономике страны, представляющее собой застой, отсутствие прироста в промышленном и сельскохозяйственном производстве, в торговом обороте. По английски: Stagnation См. также: Экономические циклы Финансовый словарь Финам.… … Финансовый словарь
Стагнация — (фр. stagnation, от лат. stagno делаю неподвижным, останавливаю; лат. stagnum стоячая вода): Стагнация (экономика) застой в производстве, торговле и т. д. Стагнация (экология) застой, приводящий в… … Википедия
СТАГНАЦИЯ — [Словарь иностранных слов русского языка
СТАГНАЦИЯ — (stagnation) Ситуация, когда отсутствуют или очень слабы изменения в технике или уровнях дохода. Данная ситуация противоположна развитию, когда первая изменяется, а доходы растут. Экономика. Толковый словарь. М.: ИНФРА М , Издательство Весь Мир … Экономический словарь
СТАГНАЦИЯ — СТАГНАЦИЯ, стагнации, мн. нет, жен. (лат. stagnatio неподвижность от stagnum стоячая вода) (экон.). Застой, отсутствие развития. Стагнация в производстве обычное явление для монополистического капитализма. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков.… … Толковый словарь Ушакова
стагнация — Состояние экономического объекта или района, при котором в течение длительного времени отсутствует рост производства и тем более его развитие. Syn.: экономическая стагнация; застой … Словарь по географии
Стагнация — состояние экономики, характеризующееся застоем производства, торговли на протяжение длительного периода. С. сопровождается увеличением численности безработных, снижением заработной платы и уровня жизни населения. Словарь бизнес терминов. Академик … Словарь бизнес-терминов
СТАГНАЦИЯ — (от латинского stagno делаю неподвижным), депрессия в экономике, застой в производстве, торговле и т.д. Выражается в нулевых или незначительных темпах роста, неизменной структуре экономики, ее невосприимчивости к нововведениям, научно… … Современная энциклопедия
СТАГНАЦИЯ — (от лат. stagno делаю неподвижным) в экономике застой в производстве, торговле и т. д … Большой Энциклопедический словарь
psychology_pedagogy.academic.ru
Типичная стагнация: почему мы застаиваемся в жизни
Однажды ты оглянешься и поймешь, что застрял на одном месте. Ты думал, что несешься по жизни на ракете под названием «Счастливое будущее», а оказалось, ходил курцгалопом по кругу на осле под названием «Стагнация». Как все хорошо начиналось, а как банально закончилось. Чем-то эта история напоминает взлет и падение Древнего Египта.
Типичная история типичной цивилизации
Около 3150 г. до н.э. независимые города-государства вдоль Нила объединились под властью фараона, чтобы стать единой страной. Это был славный период роста, развития и благополучия, что нечасто встретишь в африканских землях. Используя ресурсы, найденные вдоль реки, египтяне смогли обеспечить орошение плодородных земель, что привело к быстрому росту населения.
Там, где сытно, благополучно и богато, там всегда процветает культура. Под тщательным государственным управлением египтяне разработали систему письма, исследовали медицину и изучали математику. Перед глазами заезжих странников представала величественная картина развитой цивилизации: вечные, как оказалось, пирамиды, замысловатые картины жизни, записанные иероглифами, невероятные дворцы – вот оно, дивное наследие того, что в исторических хрониках зовется династическим периодом.
Древний Египет мчался по пути прогресса, словно боевая колесница, запряженная одуревшим от шума и крови конем. Нация работала в едином порыве, каждый сегмент общества делал все во благо государства и своего богоподобного правителя. На протяжении более двух тысячелетий Египет был самой могущественной цивилизацией Древнего мира.
Увы, деяния человеческие не столь долговечны. Их природа такова, что рано или поздно хорошее сменяется чем-то очень плохим. Даже вечные пирамиды обветшали под воздействием времени и безразличия, что уж говорить о благополучии государства. Благополучные времена рождают трусливых людей, а трусливые люди сеют смуту в царстве.
Гражданские войны между Севером и Югом, набеги на гробницы фараонов, заговоры и интриги, разрушающие изнутри, пошатнули государство, которого еще не видел белый свет. А на сытого льва с ненавистью смотрят голодные соседи. Древний Египет постепенно уменьшал ресурсы внутренними конфликтами, стал уязвим для нападения со стороны соседних государств. А тут еще и народы моря повадились в страну пирамид. Трагедия бронзового века, как было написано в папирусах: «То, что никогда не случалось, произошло».Культура древних египтян постепенно угасала под кипящим солнцем и непостоянными песками, в то время как персы, греки и римляне по очереди управляли регионом. Они проявляли интерес к великой и древней культуре, но любым народом проще управлять, если навязать ему свою культуру. За это время земли вдоль Нила успели побывать османскими, сельджукскими, арабскими, переходили из рук в руки, словно оплата проезда в маршрутке, и особого интереса у местных жителей древнее наследие не вызывало. Только в 1798 году, когда прибыла армия Наполеона, возродился интерес к этой древней и увлекательной цивилизации.
Пассионарный толчок
Историки вроде товарища Гумилева и Тойнби любили рассуждать про пассионарные толчки и то, что каждая цивилизация должна пройти на своем историческом пути ряд этапов: буйный рост, спокойную зрелость и постепенный спад. И если заглянуть в учебники по истории, то все так и есть. Здоровое общество растет. Оно создает искусство, развивает технологии и обеспечивает социальную мобильность. Однако когда цивилизация становится империей, начинается стагнация. Пока еще никто не сумел задержаться на пике.
Цивилизация перестает расширяться и инновацироваться. Творческое меньшинство, которое привело цивилизацию от скромного начала к сверхдержаве, перестает создавать и становится меньшинством, беспрекословно подчиняясь бесталанным тиранам или скандалящему и каверзному большинству. А что беспокоиться – весь мир уже прознал про их могущество и богатство. Теперь можно погреться в лучах собственного величия и славы. Но увы, на границах скалят зубы жадные и голодные враги, а перевозбужденные собственным успехом правители не могут удержать под контролем даже имеющееся могущество.
Империя напоминает старый, разваливающийся на глазах и без лишней помощи дом: он вроде стоит, но фундамент треснул, крыша осыпалась. И тут же, ни к селу на беду с кувалдами, на бульдозерах и с планом строительства нового дома появляются молодые и энергичные люди, которые давно позарились на участок. Так что империя – это скорее слабость, нежели сила.
Опасность ржавления
Этапы цивилизации очень похожи на те ступени, с которыми мы сталкиваемся в жизни. Будучи детьми, мы энергичны и непосредственны, нам все интересно, и мы наивно грезим о будущем. Вступая во взрослую жизнь, оптимизм напрочь вытесняется реализмом. Мечтаем все меньше, ворчим больше и соглашаемся на все, что кажется практичным и нормальным.
Кто-то успокаивается раньше, кто-то – позже, кто-то ищет себя и свое место до 70-лет, а кто-то находит более-менее комфортную обстановку в 25 и перестает двигаться вперед. Ржавеем, господа. Мы перестаем бросать вызов себе и всегда выбираем безопасный маршрут. Какой смысл расти, если и так все неплохо? Зачем выпендриваться, когда можно довольствоваться тем, что есть?Есть много причин эмоционального выгорания, как ни странно, чаще всего его причиной является отсутствие хоть сколько-нибудь значимых действий. Мы застаиваемся, как Советский Союз при Брежневе, ржавеем, как списанный поезд на свалке. Со стороны это напоминает весьма жестокий процесс приручения слонов. Слона ловят, сажают в клетку, иногда даже избивают, и так до тех пор, пока он не перестанет делать что-либо сам по себе. Слон боится выходить, потому что знает, что за самоволку получит удар по больному месту. Мы как эти слоны: ограничиваем в свободе себя сами. Подобно слону учимся ассоциировать неудачу с болью и разочарованием, поэтому мы перестаем пытаться делать что-то новое.
Как избежать деградации
Когда наступает тупиковый момент, мы зачастую не знаем, что делать дальше. Вот три шага, которые ты можешь использовать, чтобы не заржаветь.
1. Признай дискомфортКогда мы ощущаем дискомфорт, то, как правило, стараемся спрятаться от него. Занимаемся всякой чепухой, лишь бы отвлечься и перебить неприятное ощущение чем-нибудь позитивным. То есть вместо того, чтобы решить вопрос и вникнуть в суть дела, напиваемся, покупаем себе что-то или отрешенно серфим интернет.
Но не путай симптом с причиной. Возросшие атаки на Древний Египет были симптомами его растущей слабости, а не причиной. Точно так же твой дискомфорт является признаком того, что что-то не так. Определи источник недовольства, а не старайся отвлечься.
2. Рассмотри другую перспективу
Мы, сами того не понимая, продлеваем плохие времена и ускоряем свою кончину, потому что не хотим менять свое направление. Мы чувствуем себя комфортно в своей клоаке, словно кот в коробке, даже если знаем, что это вредно для нас в долгосрочной перспективе. Если ты понимаешь, что застрял, добавь в жизнь небольшие изменения. Начни побочный проект по интересующей тебя теме, отправляйся в путешествие или читай книгу, которая предоставляет отличную от твоей точку зрения. Эти крошечные впечатления помогут увидеть новую перспективу и предвидеть будущие проблемы.
Когда ты делаешь что-то вне зоны комфорта, то понимаешь, что восприятие и реальность отличаются друг от друга. Узнаешь, что большинство твоих ограничений обусловлено самонадеянными убеждениями, а не тем, что на самом деле возможно.
3. Продолжай делать то, что хорошо получаетсяПозитивные изменения всегда работают одинаково. Нужно следить за обратной связью. Например, придумал смешной пост – поднял всем настроение и получил кучу положительных отзывов. Поставил свою машину на детской площадке – ее сожгли. В первом случае благоприятное действие оставило после себя хорошее последствие. Во втором – не очень приятное. Следи за этим и делай то, что получается у тебя лучше всего.
Однако иногда нам приходится вырабатывать те привычки и умения, которые упорно не приживаются. Некоторые крупные компании используют Lego в качестве способа общения между сотрудниками, чтобы делиться идеями. Когда метод показал свою эффективность, конкуренты вместо глумливых насмешек поспешили перенять этот способ наведения мостов любви, дружбы и обмена мнениями между сотрудниками.
Ты можешь использовать аналогичную стратегию смешивания желаемых результатов с созданием привычки. Например, пытаешься ты освоить вышивание или работу с перфоратором – включи любимую музыку, и работа пройдет незаметно.
Когда тебе комфортно, будь бдителен
Время наибольшего комфорта – это время, когда нам нужно проявлять наивысшую бдительность. Когда мы привыкаем к «райскому наслаждению» на работе с 9 до 18, полным соцпакетом и своей квартирой, то не готовимся к катастрофе или неизбежным изменениям жизни.
В глубине души мы можем знать, что наши нездоровые привычки в еде, психованные отношения или неудовлетворение работой не могут длиться вечно. Но между знанием и действием есть огромная пропасть. Это не значит, что нужно одним махом пытаться все наладить. Не получится. Начни с малого, с какой-нибудь совершенно незначительной вещи. Иногда достаточно просто побриться – этого вполне хватает для начала.
brodude.ru
Период: стагнация социальной психологии (вторая половина 30-х
Количество просмотров публикации Период: стагнация социальной психологии (вторая половина 30-х - первая половина 50-х гг. XX в.). - 23
Во второй половине 1930-х гг. ситуация в стране и в науке резко меняется. Начинается изоляция отечественной науки от западной, усиление идеологического контроля над наукой, сгущение атмосферы декретирования и администрирования.
Этот период сопровождался˸
1) теоретическим обоснованием ненужности социальной психологии˸ так как все психические явления социально детерминированы, нет необходимости выделять социально-психологические феномены и изучающую их науку;
2) резкой критикой идеологической направленности западной социальной психологии, конкретные оценки отдельных школ и авторов нередко переносились на социальную психологию в целом. Это привело к тому, что социальная психология попала в разряд лженаук;
3) практической невостребованностью результатов социально-психологических исследований;
4) идеологическим давлением на науку, которое нашло свое отражение в Постановлении ЦК ВКП(б) 1936 г. ʼʼО педологических извращениях в системе наркомпросовʼʼ. Его последствием стал запрет педологии, пострадали также психотехника и социальная психология.
Период перерыва в естественном развитии социальной психологии продолжался до второй половины 1950-х гг. Но и в этот период не было полного отсутствия социально-психологических исследований.
Три блока проблем привлекали ученых.
1) Прежде всего продолжалась выработка методологических проблем. Она осуществлялась в русле общей психологии. Трудами Б. Г. Ананьева, С. Л. Рубинштейна, разработавших методологические принципы психологии — принцип детерминизма, единства сознания и деятельности, развития, культурно-исторической концепции, закладывался теоретический и методологический фундамент социальной психологии.
2) Продолжалось исследования в сфере социальной психологии коллектива. Образ социальной психологии в этот период определили взгляды А. С. Макаренко, который вошёл в историю социальной психологии как исследователь коллектива и воспитания личности в коллективе. Ему принадлежит определение коллектива, которое стало отправным в разработке социально-психологической проблематики в последующие десятилетия.
По мнению Макаренко, коллектив — это целеустремленный комплекс организованных личностей, обладающих органами управления. Это контактная совокупность, социальный организм. Его основные признаки˸ наличие общих целей, определенная структура, органы, координирующие деятельность коллектива и представляющие ᴇᴦο интересы. Коллектив — часть общества, органически связанная с другими коллективами. Макаренко выделил два вида коллективов — первичный и вторичный. Коллектив в своем развитии проходит ряд этапов. Макаренко поставил вопрос о необходимости целостного исследования личности. Главная теоретическая и практическая задача — изучение личности в коллективе. Положение Макаренко ʼʼвоспитание личности в коллективе, посредством коллектива, для коллективаʼʼ стало девизом. Наиболее широко и последовательно учение А. С. Макаренко освещено и развито в работах А. Л, Шнирмана.
Читайте также
Предлагаемый читателю раздел является во многом экспериментальным. Со времени издания «Курса лекций по истории Кореи» прошло уже более 5 лет. Кроме того, в Курсе специально не описывались события корейской истории после 2000 г. Несмотря на то, что в сравнении с... [читать подробнее].
Предлагаемый читателю раздел является во многом экспериментальным. Со времени издания «Курса лекций по истории Кореи» прошло уже более 5 лет. Кроме того, в Курсе специально не описывались события корейской истории после 2000 г. Несмотря на то, что в сравнении с... [читать подробнее].
1. Началом первой революции в России стало: А. «Кровавое воскресенье»; Б. издание Манифеста 17 октября; В. Московское вооруженное восстание. 2. Автор Манифеста 17 октября 1905 г.: А. Витте С.Ю.; Б. Столыпин П.А.; В. Николай II. 3. Манифест 17 октября 1905 г. способствовал: А.... [читать подробнее].
ПЛАН СЕМИНАРА 1. Политическое развитие страны в послевоенный период. Усиление бюрократизации партийно-государственного механизма. 2. Экономические реформы постсталинского периода, их непоследовательность и незавершенность. Библиографический список ... [читать подробнее].
Мы условились, что нас интересует сравнительно-историческое исследование как метод построения метанарратива. По этой причине мы не будем возвращаться к историческим трудам эпохи Просвещения, задача которых была дать нравоучительные примеры и посему «события и деяния»... [читать подробнее].
Денежная реформа Петра I. Конец XVII в. характеризуется кризисным состоянием монетного дела и денежного обращения. Копейка, представлявшая практически единственный номинал денежной системы, стала к этому времени чрезвычайно легкой монетой (последний раз ее вес был понижен... [читать подробнее].
Так как к началу этого периода русская система мер в основных своих чертах уже сложилась, основной задачей стала унификация мер и их уточнение, а также организация специальной службы надзора в области метрологии. В 1753 г. были ликвидированы внутренние таможни, что... [читать подробнее].
Николай II (1894-1917) унаследовал отцовский престол в очень непростое время. Россия на рубеже XIX – XX вв., казалось, вся была соткана из противоречий. Успехам экономики противоречила отсталая с европейской точки зрения система государственного управления, свобода... [читать подробнее].
СССР проводил единую политику, подкрепленную монолитной идеологией и защищал свои интересы на мировой арене. Планы его расчленения вынашивали и враги и союзники. Стремясь сохранить рычаги управления, Б.Н. Ельцин предложил национальным окраинам брать власти столько,... [читать подробнее].
Реформы 60 — 70-х гг. XIX в. открыли для России возможность перехода от традиционного общества к индустриальному, капиталистическому, основанному на частной собственности, рыночной экономике, парламентской демократии. Однако этот процесс протекал в огромной евроазиатской... [читать подробнее].
referatwork.ru
Ваша профессиональная деформация в трудовой деятельности
Автор: Эвальд Фридрихович Зеер, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующий кафедрой социальной и прикладной психологии Российского государственного профессионально-педагогического университета (г. Екатеринбург).
Известно, что труд положительно влияет на психику человека. С другой стороны, многолетнее выполнение одной и той же профессиональной деятельности приводит к появлению профессиональной усталости, возникновению психологических барьеров, обеднению способов выполнения деятельности, утрате профессиональных умений и навыков, снижению работоспособности. Можно констатировать, что на стадии профессионализации по многим видам профессий происходит развитие профессиональных деформаций.
Профессиональные деформации — это изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса.
Профессиональные деформации нарушают целостность личности, снижают ее адаптивность, устойчивость, отрицательно сказываются на продуктивности деятельности.
Анализируя причины, препятствующие профессиональному развитию человека, А.К. Маркова указывает на возрастные изменения, профессиональные деформации, профессиональную усталость, монотонию (психическое состояние, возникающее в условиях однообразной работы; проявляется в скуке, ослаблении интереса к труду, а также в снижении производительности труда), длительную психическую напряженность, обусловленную сложными условиями труда, а также кризисы профессионального развития.
Можно констатировать: многолетнее выполнение одной и той же деятельности устоявшимися способами ведет к развитию профессионально нежелательных качеств и профессиональной дезадаптации специалистов.
Сформулируем следующие положения развития профессиональных деформаций личности.
1. Профессиональное становление сопровождается разнонаправленными онтогенетическими изменениями личности. Профессиональное развитие — это приобретения и потери, а значит, становление специалиста, профессионала — не только совершенствование, но и разрушение, деструкция.
2. Профессиональные деформации в самом общем случае — это нарушение уже усвоенных способов деятельности, разрушение сформированных профессиональных качеств, появление стереотипов профессионального поведения и психологических барьеров при освоении новых профессиональных технологий, новой профессии или специальности. Это также изменения структуры личности при переходе от одной стадии профессионального становления к другой. Профессиональные деформации возникают и при возрастных изменениях, физическом и нервном истощении.
3. Переживание профессиональных деструкций сопровождается психической напряженностью, психологическим дискомфортом, а в отдельных случаях конфликтами и кризисными явлениями. Успешное разрешение профессиональных трудностей приводит к дальнейшему совершенствованию деятельности и профессиональному развитию личности.
4. Любая профессиональная деятельность уже на стадии ее освоения, а в дальнейшем при выполнении, деформирует личность. Осуществление конкретных видов деятельности не требует всех многообразных качеств и способностей личности, многие из них остаются невостребованными. По мере профессионализации успешность выполнения деятельности начинает определяться ансамблем профессионально важных качеств, которые годами «эксплуатируются». Отдельные из них постепенно трансформируются в профессионально нежелательные качества. Одновременно исподволь развиваются профессиональные акцентуации — чрезмерно выраженные качества и их сочетания, отрицательно сказывающиеся на деятельности и поведении специалиста. Некоторые функционально-нейтральные свойства личности, развиваясь, могут трансформироваться в профессионально отрицательные качества.
5. Очевидно, многолетнее выполнение профессиональной деятельности не может постоянно сопровождаться ее совершенствованием и непрерывным профессиональным развитием личности. Неизбежны, пусть временные, периоды стабилизации. На начальных стадиях профессионализации эти периоды недолговременны. На последующих стадиях профессионализации у отдельных специалистов период стабилизации может продолжаться достаточно долго: год и более.
В этих случаях уместно говорить о наступлении профессиональной стагнации личности. Уровни выполнения профессиональной деятельности при этом могут сильно отличаться. И даже при достаточно высоком уровне осуществления профессиональной деятельности, реализуемой одними и теми же способами, стереотипно и стабильно, проявляется профессиональная стагнация.
6. Сенситивными периодами образования профессиональных деформаций являются кризисы профессионального становления личности. Непродуктивный выход из кризиса искажает профессиональную направленность, инициирует возникновение негативной профессиональной позиции, снижает профессиональную активность. Эти изменения активизируют процесс образования профессиональных деформаций.
Рассмотрим психологические детерминанты деформаций личности, порождаемые этими факторами.
1. Предпосылки развития профессиональных деформаций коренятся уже в мотивах выбора профессии. Это как осознаваемые мотивы: социальная значимость, имидж, творческий характер, материальные блага,— так и неосознаваемые: стремление к власти, доминированию, самоутверждению.
2. Пусковым механизмом деформации становятся ожидания на стадии вхождения в самостоятельную профессиональную жизнь. Профессиональная реальность сильно отличается от представления, сформировавшегося у выпускника профессионального учебного заведения. Первые же трудности побуждают начинающего специалиста к поиску «кардинальных» методов работы. Неудачи, отрицательные эмоции, разочарования инициируют развитие профессиональной дезадаптации личности.
3. В процессе выполнения профессиональной деятельности специалист повторяет одни и те же действия и операции. В типичных условиях труда становится неизбежным образование стереотипов осуществления профессиональных функций, действий, операций.Они упрощают выполнение профессиональной деятельности, повышают ее определенность, облегчают взаимоотношения с коллегами.
Стереотипы придают профессиональной жизни стабильность, способствуют формированию опыта и индивидуального стиля деятельности. Можно констатировать, что профессиональные стереотипы обладают несомненными достоинствами для человека и являются основой образования многих профессиональных деформаций личности.
Стереотипы — неизбежный атрибут профессионализации специалиста; образование автоматизированных профессиональных умений и навыков, становление профессионального поведения невозможны без накопления бессознательного опыта и установок. Наступает момент, когда профессиональное бессознательное превращается в стереотипы мышления, поведения и деятельности.
Но профессиональная деятельность изобилует нестандартными ситуациями, и тогда возможны ошибочные действия и неадекватные реакции. П.Я. Гальперин указывал, что «…при неожиданном изменении ситуации нередко случается, что действия начинают выполняться по отдельным условным раздражителям, без учета фактического положения в целом. Тогда говорят, что автоматизмы действуют вопреки пониманию». Другими словами, стереотипизация является одним из достоинств психики, но вместе с тем вносит большие искажения в отражение профессиональной реальности и порождает разного типа психологические барьеры.
4. К психологическим детерминантам профессиональных деформаций относятся разные формы психологической защиты. Многие виды профессиональной деятельности характеризуются значительной неопределенностью, вызывающей психическую напряженность, часто сопровождаются отрицательными эмоциями, деструкциями ожиданий. В этих случаях вступают в действие защитные механизмы психики. Из огромного многообразия видов психологической защиты на образование профессиональных деструкций влияют отрицание, рационализация, вытеснение, проекция, идентификация, отчуждение.
5. Развитию профессиональных деформаций способствует эмоциональная напряженность профессионального труда. Часто повторяющиеся отрицательные эмоциональные состояния с ростом стажа работы снижают фрустрационную толерантность специалиста, что может привести к развитию профессиональных деструкций.
Эмоциональная насыщенность профессиональной деятельности приводит к повышенной раздражительности, перевозбуждению, тревожности, нервным срывам. Такое неустойчивое состояние психики получило название синдрома «эмоционального выгорания». Этот синдром чаще всего наблюдается у педагогов, врачей, управленцев, социальных работников. Его следствием могут стать неудовлетворенность профессией, утрата перспектив профессионального роста, а также разного рода профессиональные деструкции личности.
6. В исследованиях Н.В. Кузьминой на примере педагогической профессии установлено, что на стадии профессионализации по мере становления индивидуального стиля деятельности снижается уровень профессиональной активности личности, возникают условия для стагнации профессионального развития. Развитие профессиональной стагнации зависит от содержания и характера труда. Труд монотонный, однообразный, жестко структурированный способствует профессиональной стагнации. Стагнация же, в свою очередь, инициирует образование различных деформаций.
7. На развитие деформаций специалиста большое влияние оказывает снижение уровня его интеллекта. Исследования общего интеллекта взрослых показывают, что с ростом стажа работы он снижается. Конечно, здесь имеют место возрастные изменения, но главная причина заключается в особенностях нормативной профессиональной деятельности. Многие виды труда не требуют от работников решения профессиональных задач, планирования процесса труда, анализа производственных ситуаций. Невостребованные интеллектуальные способности постепенно угасают. Однако интеллект работников, занятых теми видами труда, выполнение которых связано с решением профессиональных проблем, поддерживается на высоком уровне до конца их профессиональной жизни.
8. Деформации обусловлены также тем, что у каждого человека есть предел развития уровня образования и профессионализма. Он зависит от социально-профессиональных установок, индивидуально-психологических особенностей, эмоционально-волевых характеристик. Причинами образования предела развития могут стать психологическое насыщение профессиональной деятельностью, неудовлетворенность имиджем профессии, низкой зарплатой, отсутствием моральных стимулов.
9. Факторами, инициирующими развитие профессиональных деформаций, являются различные акцентуации характера личности. В процессе многолетнего выполнения одной и той же деятельности акцентуации профессионализируются, вплетаются в ткань индивидуального стиля деятельности и трансформируются в профессиональные деформации специалиста.
У каждого акцентуированного специалиста свой ансамбль деформаций, и они отчетливо проявляются в деятельности и профессиональном поведении. Другими словами, профессиональные акцентуации — это чрезмерное усиление некоторых черт характера, а также отдельных профессионально обусловленных свойств и качеств личности.
10. Фактором, инициирующим образование деформаций, являются возрастные изменения. Специалисты в области психогеронтологии отмечают следующие виды и признаки психологического старения человека:
- социально-психологическое старение, которое выражается в ослаблении интеллектуальных процессов, перестройке мотивации, изменении эмоциональной сферы, возникновении дезадаптивных форм поведения, росте потребности в одобрении и др.;
- нравственно-этическое старение, проявляющееся в навязчивом морализировании, скептическом отношении к молодежной субкультуре, противопоставлении настоящего прошлому, преувеличении заслуг своего поколения и др.;
- профессиональное старение, которое характеризуется невосприимчивостью к нововведениям, канонизацией индивидуального опыта и опыта своего поколения, трудностями освоения новых средств труда и производственных технологий, снижением темпа выполнения профессиональных функций и др.
Исследователи феномена старости подчеркивают, что фатальной неизбежности профессионального старения нет. Но нельзя отрицать очевидного: физическое и психологическое старение деформирует профессиональный профиль человека, отрицательно сказывается на достижении вершин профессионального мастерства.
Таким образом, мы определили основные детерминанты профессиональных деформаций специалиста. Это стереотипы мышления и деятельности, социальные стереотипы поведения, отдельные формы психологической защиты: рационализация, проекция, отчуждение, замещение, идентификация.
Образование деформаций инициируется профессиональной стагнацией специалиста, а также акцентуацией черт характера. Но главным фактором, ключевой детерминантой развития деструкций является сама профессиональная деятельность. Каждая профессия имеет свой ансамбль профессиональных деформаций.
Боритесь с профессиональной деформацией постоянным притоком новых знаний и навыков. В этом вам поможет обучение по индивидуальной программе.
www.elitarium.ru