В России предложили ограничить распространение крупных торговых сетей. Торговая федеральная сеть это


Почти все российские торговые сети зарегистрированы на Западе

Почти все торговые сети в России, по крайней мере формально, принадлежат иностранным владельцам. За вычетом собственно иностранных игроков, присутствующих в российском ритейле - "Ашан", Leroy Merlin, MetroCash&Carry - большинство отечественных компаний зарегистрировано в европейских странах. Лидируют Нидерланды - на территории этого государства оформлены "Копейка", "Семья", "Народный" и другие. На это указывают некоторые обозреватели, делая заявления о том, что российский ритейл работает на Запад. Вот список таких сетей: 1. «Ашан» (Франция), 2. «О'кей» (Люксембург), 3. «Пятёрочка» (Нидерланды), 4. «Перекресток» (Нидерланды), 5. «Карусель» (Нидерланды), 6. MetroCash&Carry (Германия), 7. «Лента» (Британские Виргинские острова), 8. «Глобус» (Кипр), 9. «Билла» (Австрия), 10. «Зельгрос» (Германия), 11. Leroy Merlin (Франция), 12. «Магнит» (Кипрский офшор Lavreno Ltd.), 13. «Копейка» (Нидерланды), 14. «Мы» (Нидерланды), 15. «Меркадо суперцентр» (Нидерланды), 16. «Корзинка» (Нидерланды», 17. «Патэрсон» (Нидерланды), 18. «Народный» (Нидерланды), 19. «Симбирка» (Нидерланды), 20. «Провиант» (Нидерланды), 21. «Ярмарка» (Нидерланды), 22. «Тройка» (Нидерланды), 23. «Семья» (Нидерланды), 24. «Экономная семья» (Нидерланды), 25. «Мир продуктов» (Нидерланды), 26. А5 (Нидерланды), 27. Spar (Нидерланды), 28. «Универсам» (Нидерланды), 29. «Тамерлан» (Нидерланды), 30. «Покупочка» (Нидерланды). «Иностранный капитал проник своими щупальцами в каждую клеточку российского бизнеса. Сетевые гипермаркеты занимают протекционную позицию именно по отношению к западным же производителям", - сказал директор информационно-аналитического центра социальных технологий «Красс» Глеб Вещаев. По мнению Вещаева, сетевики являются "главной ударной силой западного бизнеса", работая "откровенно против России". Однако, говорить, что российский ритейл полностью принадлежит зарубежным владельцам, некорректно, уверен руководитель информационно-аналитического агентства Infoline Иван Федяков. "Действительно, у ряда компаний собственность оформлена через оффшоры, просто потому, что в девяностые годы такая схема оптиимизиации налогов была популярна в стране. Сейчас многие отказываются от этого и локализуются здесь", - сказал эксперт Федеральному агентству новостей. Когда компания выходит на определенный уровень, она начинает нуждаться - для дальнейшего роста - в дополнительных инвестициях. Оптимальный вариант здесь - портфельный инвестор. "Однако такие инвесторы требуют, чтобы АО работало в рамках английского права, международного права, где все прозрачно. Именно по этой причине - чтобы двигаться дальше и привлекать новые источники - отечественные предприниматели регистрируют свои дочерние предприятия в иностранных юрисдикциях", - говорит эксперт. То, что отечественные сети принадлежат зарубежным владельцам, - это миф, полагает Федяков. Наоборот, по его мнению, Россия - одна из немногих стран Восточной Европы, которой удалось оставить национальную розницу на рынке. Справка Несмотря на экономический спад, отечественная розница достойно пережила первое полугодие 2015-го, сообщается в последнем отчете Citi Research. Отмечается рост новых площадок и сохранение темпов роста прибыли.

riafan.ru

В России предложили ограничить распространение крупных торговых сетей

Председатель Тюменской областной думы Сергей Корепанов на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным предложил ограничить присутствие федеральных торговых сетей в регионах. Президент ответил, что тему стоит обсудить и выслушать разные точки зрения. Так что же такое торговые сети – проклятие или благо?

Согласно ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности», крупные торговые сети не имеют права открывать новые магазины в регионе, где на их долю уже приходится более 25% всех проданных продовольственных товаров. Однако это ограничивает только монополию конкретных торговых сетей, не препятствуя развитию их конкурентов под другими брендами. Таким образом, доля продаж продуктов через торговые сети вполне может возрасти и до 100% – просто рынок будет поделен между как минимум четырьмя разными сетями.

В Тюменской облдуме считают, что необходимо ввести предельную долю на рынке продовольствия для торговых сетей в целом. Чтобы уже никакая сеть не могла открывать новые магазины в регионе, где ее конкуренты занимают, допустим, 50% рынка. Таким образом, по мнению тюменских депутатов, в торговле останется пространство для малого бизнеса.

Однако этот вопрос очень неоднозначен. В Торгово-промышленной палате действительно подсчитали, что после прихода торговой сети в городе закрывается до 30 местных магазинов. Страдают и местные производители – они могут поставлять мясо или овощи в местные магазины, но сетевики с небольшими поставщиками обычно не работают. Если же местные магазины закрываются из-за прихода сетевиков, то производители теряют рынок сбыта. Наконец, в конкурентной борьбе с федеральными сетями проигрывают региональные сети. Их объемы закупок меньше, а значит – выше цены для потребителей. В результате покупатели уходят к федералам.

В то же время нельзя не признать, что федеральные торговые сети вполне честно выигрывают в конкурентной борьбе. Покупателям всегда будут интересны более низкие цены и широкий выбор. Кроме того, сам формат торговой сети удобнее для покупателя, чем небольшой прилавочный магазин. В итоге наличие в супермаркетов и гипермаркетов известных брендов оказывается свидетельством успешности города. Населенный пункт, где есть только пара прилавочных магазинов, не вызывает оптимизма у людей, подыскивающих место для переезда или для основания бизнеса.

Стоит отметить также, что торговая сеть создает рабочие места. Штат закрывшихся небольших магазинов может состоять из трех-пяти человек, а в гипермаркете работают десятки сотрудников. Кассиры, администраторы, водители, кладовщики, грузчики… Таким образом, работники закрывающихся магазинов не особенно страдают – они могут просто перейти в гипермаркет.

Наконец, малый бизнес после открытия сетевых магазинов тоже имеет пространство для маневра. Бизнесмены переквалифицируются с поставки продовольствия на продажу товаров и оказание услуг, которые не предоставляются гипермаркетами. Обычно гипермаркет не занимает все здание бывшего завода или склада, где решил обосноваться. В здании остаются помещения, которые сдаются малому бизнесу. Это может быть торговля сувенирами, чаем, электронными сигаретами, товарами для животных, определенными видами одежды. Конечно, почти все эти товары можно найти и в соответствующих отделах сетевого магазина – но небольшие лавочки выигрывают за счет богатого ассортимента и увлеченных продавцов (а порой за прилавком стоит сам хозяин бизнеса, который отлично разбирается в своей сфере).

Также любому городу нужны спортивные тренеры, парикмахеры, организаторы детского отдыха, частные медицинские центры, ветеринарные клиники. В общем, малому бизнесу есть где развернуться, помимо продовольственной сферы. Может быть, и хорошо, что федеральные сети вынуждают предпринимателей проявлять фантазию, а не просто продавать хлеб и пиво в подвале многоэтажки.

Гендиректор Института маркетинговых исследований Александр Демидов в беседе с «Российской газетой» заявил, что на самом деле крупные торговые сети занимают в России не такую уж и большую долю рынка. На их долю приходится около 30% продаж продовольствия – в то время как в европейских странах этот показатель может превышать 90%. При этом нельзя сказать, что в Европе малый бизнес забит и страдает.

В свою очередь, вице-президент организации ОПОРА России Владлен Максимов полагает, что проблема малого бизнеса – вовсе не в федеральных сетях. «Знаете, что мешает торговать малому бизнесу? Административное давление в целом, различные схемы, мешающие нестационарной торговле, ограничения торговли подакцизными товарами», – заявил он.

В сухом остатке мы видим только проблемы региональных производителей продовольствия и региональных торговых сетей. Но возможно, эти проблемы следует решать, оказывая им различную поддержку и вырабатывая для них механизмы выживания – а не просто волевым решением избавляя их от слишком успешных конкурентов. Бизнес, избавленный от конкурентов, может остаться на плаву – но у него очень мало шансов стать успешным и процветающим.

Если вам понравилась статья - порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно. При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.

gosvopros.ru

Региональным торговым сетям стало сложнее конкурировать с федеральными ретейлерами

Из-за поправок к закону "О торговле" региональным ретейлерам стало еще сложнее конкурировать с федеральными сетями, так как крупные корпорации завышают цены поставок.

Обновленный закон "О торговле", который принимался с целью защиты производителей при работе с федеральными сетями, усугубил и без того сложное положение небольших региональных ретейлеров.

Скидка с курса: X5 просит поставщиков снизить цены Ретейл

Скидка с курса: X5 просит поставщиков снизить цены

Мелкие петербургские сети (а это более 500 магазинов) в ходе перезаключения договоров на 2017 год лишаются контрактов с транснациональными производителями Coca-Cola, Mars, Nestle, "Вимм-Билль-Данн" (с 2011 года входит в ГК PepsiCo). Цены, которые выдвинули для них крупные корпорации, оказались на 5-40% выше, чем у федералов на полках. Это резко снизило доходность бизнеса мелких ретейлеров и может ускорить их уход с рынка.

Поправки Яровой

Поправки к закону "О торговле" вступили в силу 15 июля 2016 года, переходный период завершился 1 января 2017 года. Инициатор поправок — глава комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая ранее подчеркивала, что этим законом государство обеспечивает защиту прав покупателей, а также малого и среднего бизнеса на продовольственном рынке.

Но вышло наоборот: и производителям закон не помог, и поставил под угрозу бизнес сотен торговцев, так как без присутствия на полках популярных глобальных брендов их маржа сильно падает. Ретейлеры сетуют, что закон "О торговле" не регламентирует деятельность поставщиков, поэтому жаловаться на их действия в антимонопольную службу бесполезно.

Как рассказали "ДП" представители нескольких петербургских розничных сетей, они не могут перезаключить договоры на этот год с Nestle и Mars, очень сложно проходит процесс переговоров с Coca-Cola и "Вимм-Билль-Данном". "Просто отказаться от них не можем, сошлись на сокращении ассортимента", — говорит представитель петербургской сети из восьми супермаркетов.

Складывается абсурдная ситуация — цена закупки, которую предлагают транснациональные производители мелким сетям, на 15-30% выше цены на полке в той же "Ленте" или "Карусели".

Основная задача, которую в процессе переговоров вынуждены решать сети и производители, — как сохранить прежние сборы, не нарушив новый закон. Сейчас сети не имеют права брать с поставщиков вознаграждение более 5% от стоимости закупки. Ранее международные корпорации предлагали единую цену для всех сетей в накладной документации, а вознаграждение для ретейлера (ретробонус, плата за маркетинг и т. д.) оформляли отдельными договорами. В итоге поставщик возвращал в сеть до 30% от стоимости проданного ретейлером товара.

Молоко свернулось. Продукция "Пискаревского" исчезла с полок "Ашана" Ретейл

Молоко свернулось. Продукция "Пискаревского" исчезла с полок "Ашана"

Основной объем договоров — 90% — федеральные сети подписали еще перед Новым годом, предложив поставщикам включить все вознаграждения в цену закупки. Поскольку у федеральных сетей больше объем продаж, а стоимость услуг ретейлера по закону не может быть больше 5%, закупочные цены для них оказались ниже. Например, для сетей Х5 Retail Group, "Магнит", "Лента" закупочные цены на продукцию Coca-Cola, Mars и Nestle оказались на 30-40% ниже, чем для локальных игроков.

Без лишних церемоний

С мелкими сетями глобальные поставщики, похоже, не церемонятся. "Мы практически со всеми партнерами заключили договоры на этот год. Сложности возникли с глобальными поставщиками — Coca-Cola, Mars, Nestle, "Вимм-Билль-Данном", — говорит генеральный директор ГК "Реал" (более 50 магазинов) Александр Мышинский. — Например, ни мы, ни другие локальные сети не смогли договориться о работе с Nestle, потому что она предлагает региональным сетям цены примерно на 30% выше, чем у федералов на полках".

Еще одна сеть, насчитывающая около 50 магазинов, не может договориться с Nestle: "Компания в январе дала понять, что не намерена идти на уступки. Но ее новые условия стали невыгодными и снижают доходность нашего бизнеса". По словам другого ретейлера (управляет сетью из 100 магазинов у дома), Coca-Cola выставляла отпускные цены на свою продукцию на 20-25% выше, чем розничная цена на полках федеральных сетей, разница в закупочных ценах на молочную продукцию "Вимм-Билль-Данна" составляла около 13%.

Кроме того, большие корпорации перестали выделять локальным сетям деньги на маркетинг. "Входные цены в приходных накладных без учета маркетинга могут отличаться не так сильно — на 5-15%. Но основная составляющая продаж — акции. У федералов они идут постоянно, и получается гигантское расхождение в розничных ценах", — поясняет один из мелких ретейлеров.

www.dp.ru