Пирамида потребностей Абрахам Маслоу. Абрахам маслоу пирамида потребностей маслоу


Пирамида потребностей Абрахам Маслоу | Ольга Никифорова

«Пирамида Маслоу» — неофициальное название теории мотивации, разработанной в 1950-е годы ХХ века выдающимся американским психологом Абрахамом Харольдом Маслоу.

В основе теории мотивации (пирамиды) Маслоу лежит тезис о том, что поведение человека детерминировано рядом базовых потребностей, которые можно выстроить в определенной иерархии.

С точки зрения Маслоу, эти потребности являются универсальными, т.е. объединяют всех людей независимо от цвета кожи, национальности, стиля жизни, привычек, манеры держаться и прочих внешних проявлений.

Абрахам Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но также полагал, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий:

Физиологические: голод, жажда, половое влечение и т. д.

Экзистенциальные: безопасность существования, комфорт, постоянство условий жизни.

Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность.

Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.

Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация.

1. Физиологические потребности

Самые насущные, самые мощные из всех потребностей. Человек, живущий в крайней нужде, обделенный всеми радостями жизни, согласно теории мотивации Маслоу, будет движим, прежде всего, потребностями физиологического уровня. Если человеку нечего есть и если ему при этом не хватает любви и уважения, в первую очередь он будет стремиться утолить свой физический, а не эмоциональный голод.

По мнению Маслоу, если в организме доминируют физиологические позывы, то все остальные потребности могут даже не ощущаться человеком. Желание писать стихи, приобрести автомобиль, интерес к родной истории, страсть к желтым ботинкам — на фоне физиологических потребностей все эти интересы и желания либо блекнут, либо пропадают вовсе, т.к. человека, чувствующего смертельный голод, не заинтересует ничего, кроме еды. 

2. Потребность в безопасности

После удовлетворения физиологических потребностей их место в мотивационной жизни индивидуума занимают потребности, которые в самом общем виде можно объединить в категорию безопасности (потребность в стабильности, защите, свободе от страха, тревоги и хаоса, в порядке, законе, ограничениях). Согласно теории мотивации Маслоу, эти желания также могут доминировать в организме и узурпировать право на организацию человеческого поведения. Как отмечает Маслоу, потребность в безопасности здорового и удачливого представителя нашей культуры, как правило, удовлетворена. В нормальном обществе, у здоровых людей потребность в безопасности проявляется только в мягких формах, например, в виде желания устроиться на работу в компанию, которая предоставляет своим работникам социальные гарантии и т.п.

В самом общем виде потребность в безопасности и стабильности обнаруживает себя и в консервативном поведении (большинство людей склонно отдавать предпочтение знакомым и привычным вещам). В свою очередь, как указывает Маслоу, неожиданно возникшая угроза хаоса у большинства людей вызывает регресс мотивации с высших ее уровней к уровню безопасности. Естественной и предсказуемой реакцией общества на такие ситуации бывают призывы навести порядок, причем любой ценой, даже ценой диктатуры и насилия

3. Потребность в принадлежности и любви

После того, как потребности физиологического уровня и потребности уровня безопасности удовлетворены, согласно теории мотивации Маслоу, актуализируется потребность в любви, привязанности, принадлежности. Человек как никогда остро начинает ощущать нехватку друзей, отсутствие любимого, жены или детей, жаждет теплых, дружеских отношений. Ему нужна социальная группа, которая обеспечила бы его такими отношениями. Именно эта цель становится самой значимой и самой важной для человека.

Стремительное развитие в современном мире разнообразных групп личностного роста, а также клубов по интересам, по мнению Маслоу, в какой-то мере продиктовано неутоленной жаждой общения, потребностью в близости, в принадлежности, стремлением преодолеть чувство одиночества. Невозможность удовлетворить потребность в любви и принадлежности, с точки зрения Маслоу, как правило, приводит к дезадаптации, а порой и к более серьезной патологии.

4. Потребность в признании

Каждый человек, по мнению Маслоу, (за редкими исключениями, связанными с патологией), постоянно нуждается в признании, в устойчивой и, как правило, высокой оценке собственных достоинств. Каждому из нас необходимы как уважение окружающих нас людей, так и возможность уважать самого себя. Потребности этого уровня Маслоу разделил на два класса. В первый класс входят желания и стремления, связанные с понятием «достижение». Человеку необходимо ощущение собственного могущества, адекватности, компетентности, ему нужно чувство уверенности, независимости и свободы.

Во второй класс потребностей автор включил потребность в репутации или престиже, т.е. в завоевании статуса, внимания, признания, славы. Удовлетворение всех этих потребностей, согласно теории мотивации Маслоу, порождает у индивидуума чувство уверенности в себе, собственной значимости и силы. Неудовлетворенная потребность, напротив, вызывает чувство униженности, слабости, беспомощности, которые, в свою очередь, служат почвой для уныния, запускают компенсаторные и невротические механизмы.

5. Потребность в самоактуализации (самореализации)

Даже в том случае, если все вышеперечисленные потребности удовлетворены, по мнению Маслоу, человек вскоре вновь почувствует неудовлетворенность — оттого, что он занимается не тем, к чему предрасположен. Если человек хочет жить в мире с собой, он обязан быть тем, кем он может быть. Эту потребность Маслоу назвал потребностью в самоактуализации.

В понимании Маслоу самоактуализация — это стремление человека к самовоплощению, к актуализации заложенных в нем потенций. Это стремление можно назвать стремлением к идиосинкразии, к идентичности. Это наивысшая потребность человека, согласно иерархии потребностей Маслоу. Как правило, человек начинает ощущать потребность в самоактуализации только после того, как удовлетворит потребности всех нижележащих уровней. Существует также более подробная классификация. В системе выделяется семь основных уровней (приоритетов):

- (низший) Физиологические потребности: голод, жажда, половое влечение и т. д.- Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач.- Потребность в принадлежности и любви.- Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание.- Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать.- Эстетические потребности: гармония, порядок, красота.- (высший) Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.

В своих более поздних работах, изданных в 1960-70-е годы, Маслоу относит потребность в самоактуализации не к базовым потребностям, а к более высокой категории потребностей, которые он описал как «потребности (личностного) роста» (их также называют «ценностными» или «бытийными потребностями», либо «метапотребностями»). В этот список вошли также потребность в понимании и познании (когнитивная потребность) и потребность в прекрасном (эстетическая потребность), которые ранее упоминались вне основной иерархии, а также потребность в игре.

По мере удовлетворения низлежащих потребностей, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня, но это вовсе не означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью. Также потребности не находятся в неразрывной последовательности и не имеют фиксированных положений, как это показано на схеме. Такая закономерность имеет место как наиболее устойчивая, но у разных людей взаимное расположение потребностей может варьироваться.

Маслоу отмечает, что иерархия потребностей вовсе не так стабильна, как это может показаться на первый взгляд. Базовые потребности большинства людей, в общем виде, подчиняются описанному порядку, но встречаются и исключения. У некоторых людей, например, потребность в самоутверждении проявляет себя как более насущная, чем потребность в любви. Это самый распространенный случай реверсии.

А была ли пирамида?

Образ пирамиды, широко распространенный во всем мире для иллюстрации теории мотивации Маслоу, в действительности является далеко не бесспорным.

! Сам Маслоу в своих работах о пирамиде не упоминает (ни в словесной, ни в изобразительной форме)!Напротив, в трудах Маслоу встречается иной визуальный образ — спираль (Маслоу так пишет о переходе индивида к потребностям более высокого уровня: «мотивационная спираль начинает новый виток»).

Образ спирали, несомненно, лучше отражает основные постулаты теории мотивации Маслоу: динамичность, развитие, плавное «перетекание» одного уровня в другой (в противовес статичности и строгой иерархичности пирамиды).

 

onikiforova.ru

Пирамида потребностей Абрахама Маслоу | Info-Farm.RU

Пирамида потребностей Абрахама Маслоу — иерархическая система потребностей человека, составленная американским психологом Абрахамом Маслоу (англ. Abraham Maslow).

Содержание теории

В 1943 г.. Психолог Абрахам Маслоу предположил, что человеческое поведение определяется широким спектром потребностей. Он разбил эти потребности на пять категорий и расположил их в определенной иерархии. В основе этой иерархии лежали наиболее насущные потребности (пища, вода, жилье), а на вершине — более высокие индивидуальные запросы (признание, самовыражение). По Маслоу человек — это «животное, постоянно чего-то хочет». Когда потребности самого низкого уровня удовлетворены хотя бы частично, человек начинает двигаться к удовлетворению потребностей другого и не обязательно следующего уровня иерархии.

Все, что необходимо для поддержания жизни, — пища, одежда, жилье — объединяется в категорию физиологических потребностей. Прежде чем человек сможет преследовать какие-то другие цели, ей необходимо удовлетворить эти основные потребности. В условиях "золотого миллиарда" большинство людей, работающих и получают зарплату, вполне способны удовлетворить свои физиологические потребности, поэтому запросы высших уровней становятся все сильнее мотивационным фактором. Например, когда человек имеет достаточное количество предметов первой необходимости, с ее стороны будет логично застраховаться от возможных потерь. Такая потребность в безопасности и подобные ей могут быть удовлетворены благодаря достаточно высокой заработной плате, которая позволяла бы делать сбережения, а также благодаря системам медицинского и социального страхования и программам пенсионного обеспечения и гарантий занятости.

Выше потребности в безопасности расположено, по Маслоу, желание людей общаться между собой, любить и быть любимыми, ощущать принадлежность к коллективу. Как показали исследования Ґоторна, эти социальные потребности могут быть для работников важнее финансовые потребности. Люди также нуждаются в признании — им нужно ощущение ценности своей личности как неотъемлемой части единого целого. Они требуют уважения, основанной на достижениях в соревновании с другими людьми. Все эти потребности тесно связаны с понятием статуса, что означает «вес» или «важность» человека в глазах окружающих. Возможность удовлетворения таких потребностей может быть мощным мотиватором.

Маслоу определил потребность в самовыражении как "желание стать большим, чем ты есть, стать всем, на что ты способен». Эта потребность высокого порядка, и удовлетворить ее сложнее всего. Люди, достигающие этого уровня, работают не просто ради денег или ради взимания впечатление на других, но потому, что осознают значимость своей работы и испытывают удовлетворение от самого ее процесса.

Иерархия Маслоу — очень удобный способ классификации человеческих потребностей, однако было бы ошибкой воспринимать ее как некую жесткую схему. Совсем не обязательно, чтобы потребности каждого уровня были полностью удовлетворены (а иногда это и невозможно), перед тем, как у человека появятся более «высокие» побуждения. На самом деле в каждый конкретный момент человеком движет целый комплекс потребностей.

Пирамида потребностей Маслоу

Маслоу, создавая в 1940-х гг. Свою теорию мотивации, пытался объяснить, почему в разное время у людей возникают разные потребности. Он считал, что потребности человека имеют иерархическую структуру из 5 уровней.

В каждый конкретный момент времени человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, для нее важнее или сильной.

  • Физиологические потребности (потребности самого низкого уровня) являются необходимыми для выживания. Они включают потребность в пище, воде, защите, отдыха, сексуальные потребности.
  • Потребности в безопасности включают потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворяться в будущем (покупка страхового полиса или поиск надежной работы с хорошими видами на пенсию).
  • Социальные нужды (потребности в принадлежности, дружбе, любви) включают чувство принадлежности в чего-либо или кого-либо, поддержки.
  • Потребности в уважении включают потребности в личных достижениях, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании.
  • Потребности в самовыражении, самореализации — потребности в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.

Сначала потребители стремятся удовлетворить потребности низшего уровня, затем могут думать об удовлетворении следующей по значимости потребности. Основной недостаток теории Маслоу сводится к тому, что ей не удалось учесть индивидуальные отличия людей. Исходя из прошлого опыта, один человек может быть больше заинтересована в самовыражении, в то время как поведение другого будет в первую очередь определяться потребностью в признании, социальными потребностями.

Маслоу считает, что психические (физиологические) потребности среднего гражданина удовлетворяются на 85%, экзистенциальные — на 70, социальные — на 50, престижные — на 40, самовыражения — на 10%. Статистика говорит, что только один-два процента людей стремится к вершине пирамиды Маслоу.

Модификация теории

Клейтон Альдерфер в 1970-х годах модифицировал и несколько переработал иерархию Маслоу. Он выделил три основные группы потребностей:

  • экзистенциальные (existence) — потребности в существовании;
  • социальные (relatedness) — потребности в связях, направленных на поддержание контактов, признание, самоутверждение, поддержки, групповой безопасности;
  • развития (growth) — потребности личностного роста, которые проявляются в стремлении человека к признанию и самоактуализации.

Первые буквы названий этих трех групп потребностей (в английском варианте) составляют название теории — ERG-теория.

Как и Маслоу, Альдерфер рассматривает потребности в рамках иерархии, но допускает возможность перехода их от одного уровня к другому в разных направлениях по принципу «фрустрация-регрессия». Процесс продвижения вверх по уровням потребностей называется процессом удовлетворения потребностей, а вниз — процессом фрустрации, то есть неудачей в стремлении удовлетворить потребность. Таким образом, за невозможностью удовлетворить потребность высшего уровня, человек возвращается к низшему и активизирует свою деятельность там. Наличие двух направлений в удовлетворении потребностей создает вспомогательную возможность для мотивации.

info-farm.ru

Американский психолог Абрахам Маслоу и его пирамида потребностей

Описание презентации Американский психолог Абрахам Маслоу и его пирамида потребностей по слайдам

Американский психолог Абрахам Маслоу и его пирамида потребностей Выполнила Стукова Елизавета

Маслоу Абрахам Харольд (1908— 1970)— американский психолог, специалист в области психологии личности, мотивации, абнормальной психологии (патопсихологи). Один из основателей гуманистической психологии. Широко известна иногда приписываемая Маслоу так называемая « Пирамида Маслоу » — диаграмма, иерархически представляющая человеческие потребности. Его модель иерархии потребностей нашла широкое применение в экономике, занимая важное место в построении теорий мотиваци и поведения потребителей. Первые попытки Маслоу заявить о своих новых идеях вызвали негативную реакцию в американском психологическом сообществе, где доминировали бихевиористы. Даже коллеги по факультету сторонились его, ведущие психологические журналы отказывались публиковать научные работы. В 60 -е годы Маслоу стал популярным, а в 1967 году был избран президентом Американской психологической ассоциации, что вызывало удивление его самого. Скончался А. Маслоу скоропостижно от острого инфаркта миокарда в возрасте 62 лет.

► «Пирамида Маслоу» — неофициальное название теории мотивации, разработанной в 1950 -е годы ХХ века выдающимся американским психологом Абрахамом Харольдом Маслоу. ► В основе теории мотивации (пирамиды) Маслоу лежит смысл о том, что поведение человека характеризуется рядом базовых потребностей, которые можно выстроить в определенной иерархии. С точки зрения Маслоу, эти потребности являются универсальными, т. е. объединяют всех людей независимо от цвета кожи, национальности, стиля жизни, привычек, манеры держаться и прочих внешних проявлений. ►Абрахам Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но также полагал, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий.

Пирамида Маслоу

1. Физиологические потребности Самые насущные, самые мощные из всех потребностей. Человек, живущий в крайней нужде, обделенный всеми радостями жизни, согласно теории мотивации Маслоу, будет движим, прежде всего, потребностями физиологического уровня. Если человеку нечего есть и если ему при этом не хватает любви и уважения, в первую очередь он будет стремиться утолить свой физический, а не эмоциональный голод. По мнению Маслоу, если в организме доминируют физиологические позывы, то все остальные потребности могут даже не ощущаться человеком. Желание писать стихи, приобрести автомобиль, интерес к родной истории, страсть к желтым ботинкам — на фоне физиологических потребностей все эти интересы и желания либо блекнут, либо пропадают вовсе, т. к. человека, чувствующего смертельный голод, не заинтересует ничего, кроме еды.

2. Потребность в безопасности После удовлетворения физиологических потребностей их место в мотивационной жизни индивидуума занимают потребности, которые в самом общем виде можно объединить в категорию безопасности (потребность в стабильности, защите, свободе от страха, тревоги и хаоса, в порядке, законе, ограничениях). Согласно теории мотивации Маслоу, эти желания также могут доминировать в организме и узурпировать право на организацию человеческого поведения. Как отмечает Маслоу, потребность в безопасности здорового и удачливого представителя нашей культуры, как правило, удовлетворена. В нормальном обществе, у здоровых людей потребность в безопасности проявляется только в мягких формах, например, в виде желания устроиться на работу в компанию, которая предоставляет своим работникам социальные гарантии и т. п. В самом общем виде потребность в безопасности и стабильности обнаруживает себя и в консервативном поведении (большинство людей склонно отдавать предпочтение знакомым и привычным вещам). В свою очередь, как указывает Маслоу, неожиданно возникшая угроза хаоса у большинства людей вызывает регресс мотивации с высших ее уровней к уровню безопасности. Естественной и предсказуемой реакцией общества на такие ситуации бывают призывы навести порядок, причем любой ценой, даже ценой диктатуры и насилия.

3. Потребность в принадлежности После того, как потребности физиологического уровня и потребности уровня безопасности удовлетворены, согласно теории мотивации Маслоу, актуализируется потребность в любви, привязанности, принадлежности. Человек как никогда остро начинает ощущать нехватку друзей, отсутствие любимого, жены или детей, жаждет теплых, дружеских отношений. Ему нужна социальная группа, которая обеспечила бы его такими отношениями. Именно эта цель становится самой значимой и самой важной для человека. Стремительное развитие в современном мире разнообразных групп личностного роста, а также клубов по интересам, по мнению Маслоу, в какой-то мере продиктовано неутоленной жаждой общения, потребностью в близости, в принадлежности, стремлением преодолеть чувство одиночества. Невозможность удовлетворить потребность в любви и принадлежности, с точки зрения Маслоу, как правило, приводит к дезадаптации, а порой и к более серьезной патологии.

4. Потребности в уважении Каждый человек, по мнению Маслоу, (за редкими исключениями, связанными с патологией), постоянно нуждается в признании, в устойчивой и, как правило, высокой оценке собственных достоинств. Каждому из нас необходимы как уважение окружающих нас людей, так и возможность уважать самого себя. Потребности этого уровня Маслоу разделил на два класса. В первый класс входят желания и стремления, связанные с понятием «достижение» . Человеку необходимо ощущение собственного могущества, адекватности, компетентности, ему нужно чувство уверенности, независимости и свободы. Во второй класс потребностей автор включил потребность в репутации или престиже, т. е. в завоевании статуса, внимания, признания, славы. Удовлетворение всех этих потребностей, согласно теории мотивации Маслоу, порождает у индивидуума чувство уверенности в себе, собственной значимости и силы. Неудовлетворенная потребность, напротив, вызывает чувство униженности, слабости, беспомощности, которые, в свою очередь, служат почвой для уныния, запускают компенсаторные и невротические механизмы.

5. Потребности в самовыражении Даже в том случае, если все вышеперечисленные потребности удовлетворены, по мнению Маслоу, человек вскоре вновь почувствует неудовлетворенность — оттого, что он занимается не тем, к чему предрасположен. Если человек хочет жить в мире с собой, он обязан быть тем, кем он может быть. Эту потребность Маслоу назвал потребностью в самоактуализации. В понимании Маслоу самоактуализация — это стремление человека к самовоплощению, к актуализации заложенных в нем потенций. Это стремление можно назвать стремлением к идиосинкразии, к идентичности. Это наивысшая потребность человека, согласно иерархии потребностей Маслоу. Как правило, человек начинает ощущать потребность в самоактуализации только после того, как удовлетворит потребности всех нижележащих уровней.

Маслоу отмечает, что иерархия потребностей вовсе не так стабильна, как это может показаться на первый взгляд. Базовые потребности большинства людей, в общем виде, подчиняются описанному порядку, но встречаются и исключения. У некоторых людей, например, потребность в самоутверждении проявляет себя как более насущная, чем потребность в любви. Это самый распространенный случай реверсии.

Спасибо за внимание!

present5.com

Маслоу Абрахам — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья

Масло́у А́брахам (Abraham Maslow) (1 апреля 1908, Нью-Йорк, США — 8 июня 1970, Менло-Парк, США) — американский психолог, один из основоположников гуманистической психологии.В психологии и социологии особую популярность получила иерархическая теория потребностей, иллюстрацией к которой служит так называемая «Пирамида Маслоу» (диаграмма, созданная на основе этой теории другими учеными). Все потребности человека Абрахам Маслоу расположил в восходящем порядке, от низших к высшим. Главный принцип этой иерархии: потребности каждого следующего уровня становятся актуальными, когда удовлетворены потребности предыдущей ступени. Высшее место в этой пирамиде Маслоу отводил потребностям в творчестве и самоактуализации личности. Абрахам Маслоу родился в семье еврейских эмигрантов, переехавших в США с юга Российской империи в начале 20 века. Сначала в Америку перебрался отец Абрахама, Самуил Маслов. Его будущая жена, Роза Шиловская, переехала в США уже после того, как Самуил открыл там свою мастерскую, где изготавливал бочки. Абрахам был старшим из семи детей. Психологическая обстановка в доме Маслоу была тяжелой: отец часто надолго исчезал из семьи, мать отличалась жестким характером и обращалась со своими детьми сурово. Неприязнь к матери сохранилась у Абрахама Маслоу на всю жизнь: по его признанию, вся его работа в области психологии была направлена против того, что воплощала Роза Маслоу.Первые годы жизни будущий психолог провел в еврейском районе Бруклина, затем переехал вместе с родителями в другой район, где стал объектом антисемитистских выпадов. Абрахам считал себя крайне непривлекательным внешне, был одинок, застенчив, не имел друзей, свободное время проводил среди книг.

Образование и научная работа

В школе Абрахам Маслоу был одним из лучших учеников. В 1926 году, окончив школу, поступил в юридический Сити-колледж в Нью-Йорке, исполняя желание отца: Самуил Маслоу хотел, чтобы его сын стал адвокатом. В 1928 году перевелся в Висконсинский университет (Мадисон). В 1930 году стал бакалавром, в 1931 — магистром, а в 1934 — доктором философии. Его научный руководитель, Гарри Харлоу, изучал социальное поведение приматов, и Маслоу изначально также занимался этой темой, которой посвятил свою первую работу. С 1934 года работал в Колумбийском университете у известного бихевиориста Эдварда Торндайка. Однако со временем Маслоу отказался от чисто бихевиористского подхода к психологии. По его словам, этот подход не создает концепции человеческой натуры, ориентиров для жизни, ценностей, выбора.В 1937 году Маслоу стал профессором в Бруклинском колледже. В последующие годы он познакомился с известными психологами и антропологами: Эрихом Фроммом, Маргарет Мид, Максом Вертгеймером, Рут Бенедикт. Наибольшее влияние на профессиональное становление Маслоу оказали Вертгеймер (основатель гештальтпсихологии) и Бенедикт (представитель этнопсихологического направления): знакомство и общение с ними подтолкнуло его к размышлениям о самоактуализации личности. Эти два человека стали для Маслоу примерами наиболее полного воплощения лучших качеств человеческой натуры. В 1951 году Маслоу стал деканом психологического факультета университета Брандейса (Уолтем, штат Массачусетс), где проработал всю оставшуюся жизнь. В 1967 году был избран президентом Американской психологической ассоциации.Умер в 1970 году, в возрасте 62 лет, от инфаркта миокарда.Идеи Абрахама Маслоу легли в основу гуманистической психологии, главный предмет которой — человеческая личность, ее самоактуализация и реализация творческого начала, заложенного в самой человеческой природе. Определяющей в научной работе Маслоу стала концепция целостного подхода к человеку, выдвинутая в противовес двум господствующим направлениям — бихевиоризму и психоанализу. Психоанализ, по мнению Маслоу, сосредоточен на болезненных проявлениях психики и поэтому не может дать картину полноценной человеческой личности. Что касается бихевиоризма, то он чрезмерно упрощает человека, сводя всю его духовную и социальную жизнь к набору примитивных реакций на те или иные стимулы. Новаторство подхода Маслоу заключается в позитивном взгляде на природу человека, внимании к положительным сторонам человеческого поведения и гармоничным личностям.Поначалу идеи Маслоу не встретили понимания в научном сообществе, научные журналы отказывались публиковать его рукописи, однако постепенно его теории стали завоевывать популярность.

Иерархическая теория потребностей и самоактуализация

По мнению Маслоу, человеческая личность стремится к постоянному развитию, и основная задача психологии — помочь человеку реализовать заложенный в нем творческий и интеллектуальный потенциал. Развивая эту идею, Маслоу создал иерархическую модель потребностей, которые влияют на мотивацию человека и направляют его деятельность в определенное русло. Этот подход Маслоу сформулировал в двух статьях, опубликованных в 1943 году. В дальнейшем их содержание было включено в его книгу «Мотивация и личность» (1954).Все потребности человека Маслоу расположил в восходящем порядке, от низших к высшим. Для наглядности эти категории потребностей обычно представляют в виде пирамиды. Главный принцип этой иерархии: потребности каждого следующего уровня становятся актуальными, когда удовлетворены потребности предыдущей ступени. Эта модель широко применяется в экономике при построении теорий мотивации и поведения потребителей.В основании пирамиды находятся физиологические нужды человека (голод, жажда), на следующем уровне — потребности самосохранения (безопасность, чувство защищенности), еще выше — социальные потребности (любовь, чувство духовной близости, принадлежности к группе), на следующем уровне — потребности в уважении (признание, авторитет, социальный статус), на вершине пирамиды — потребности в самоутверждении (творчество, самореализация).Согласно теории Маслоу, самоактуализация — врожденная потребность, которая есть у каждого человека, хотя для того чтобы она проявилась, необходимо удовлетворить все насущные нужды, лежащие в основании пирамиды. Самоактуализация предполагает формирование у человека следующих черт: конструктивные отношения с реальностью, принятие себя и окружающего мира, умение сосредоточиться на проблеме, независимость и автономность личности, умение создавать и поддерживать глубокие устойчивые отношения с другими людьми, чувство юмора, способность к творческим решениям. По мнению Маслоу, к числу людей, которым удалось достигнуть самоактуализации, относятся Авраам Линкольн, Альберт Эйнштейн, Томас Джефферсон, Элеонора Рузвельт, Джейн Адамс, Уильям Джеймс, Альберт Швейцер, Олдос Хаксли, Барух Спиноза.В рамках этой теории Маслоу описал так называемый «комплекс Ионы» — нежелание человека в полной мере использовать свои природные способности и стремление избежать ответственности (подобно библейскому персонажу, который хотел уклониться от роли пророка). Это стремление возникает, когда человек боится значительных жизненных целей, требующих напряжений и усилий, и отказывается от них в пользу привычной, устоявшейся жизни.В более поздних трудах «К психологии бытия» (1962) и «Дальние пределы человеческой природы» (1971) Маслоу переработал свою концепцию мотивации. В этих работах он подразделяет человеческие потребности на низшие, или дефицитарные (т. е. возникающие из-за нехватки чего-либо и в принципе насыщаемые), и высшие, или бытийные (ориентированные на творческое развитие и личностный рост и потому ненасыщаемые).
  • Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997.

megabook.ru