Организация логистического управления. Логистика организации
Основы логистики организации (предприятия)
Понятие логистики. Цели логистики.
Логистика – наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработке сырья, материалов и полуфабрикатов; доведение готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передача, хранение и обработка соответствующей информации.
Логистика изучает товарные потоки, начинающиеся от поставщиков сырья, проходящие через предприятие и заканчивающиеся у покупателей, т. е. процессы перемещения и складирования товаров. Она координирует такие функциональные сферы предприятия, как снабжение, производство и сбыт. Логистика позволяет оптимизировать потоки продукции и информации внутри и вне предприятия. Она создает возможности улучшения деятельности сотрудников подразделений предприятия с целью снижения уровня общих затрат. С помощью логистики производится внутрипроизводственная оптимизация потоков материалов и товаров. Логистика помогает решать вопросы оптимального сокращения складских мощностей, запасов сырья и материалов, а также уменьшение числа складов готовой продукции.
Таким образом, под логистикой подразумевается планирование, управление и обеспечение поступающего на предприятие, движущегося внутри него и исходящего из предприятия материального потока, а также сопутствующих потоков – информационного и финансового. Под логистикой понимается также само физическое движение материалов или компонентов от поставщиков через производственное предприятие к конечным потребителям в нужный срок, с нужным уровнем качества, партиями нужного объема и, по возможности, с наиболее низкими издержками.
В логистике действует 8 основных правил:
1. Продукт – нужный потребителю продукт;
2. Качество – продукт необходимого качества;
3. Стоимость – продукт с требуемым уровнем затрат;
4. Потребитель – продукт нужному потребителю;
5. Количество – продукт в необходимом количестве;
6. Время – продукт должен быть доставлен в нужное время;
7. Место – продукт должен быть доставлен в нужное место;
8. Персонифицированность – система обслуживания разрабатывается для каждого заказа.
Цель логистики считается достигнутой, если выполнены вышеперечисленные правила, т. е. нужный продукт необходимого качества доставлен с требуемым уровнем затрат нужному потребителю в необходимом количестве в нужное время в нужное место.
В логистике используется термин Lean («лин») – стройный, скудный. Употребляя этот термин, говорят о «стройной» логистике, «стройном» производстве и «стройной» закупочной и сбытовой деятельности. Цель «стройной» логистики достигается путем исключения операций организационного и функционального характера, не создающих добавочную ценность для потребителя, т. е. все то, что не приносит пользу потребителю, и соответственно, дохода предприятию, является излишним.
Принципы логистики.
Любое предприятие (организация) – есть логистическая система – упорядоченное множество (совокупность) элементов, находящихся в определенных связях и отношениях друг с другом; образующих определенную целостность и единство; выполняющих те или иные функции логистики.
Логистической системе присущи следующие свойства:
1. Целостность и членимость – логистическая система представляет собой совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом;
2. Сложность - логистическая система имеет большое число элементов, сложный характер взаимодействия между отдельными элементами, сложность функций и системы управления, обусловленные воздействием значительного числа факторов внешней и внутренней среды;
3. Подвижность - изменчивость параметров элементов логистической системы под влиянием внешней среды, а также решений, принимаемых участниками цепи поставок;
4. Уникальность, непредсказуемость и неопределенность поведения в конкурентных условиях и под влиянием внешней среды;
5. Адаптивность – способность логистической системы изменять свою структуру и выбирать варианты поведения в соответствии с новыми целями и под воздействием внешней среды.
При системном подходе используют некоторую совокупность принципов логистики:
1. Принцип рациональности – выбираются такие управленческие решения, которые являются лучшими (оптимальными) по комплексу показателей для заданных условий. С точки зрения рациональности можно оценивать не только уровень качества принимаемых решений (оптимальное решение задачи, оптимальный план, оптимальное управление), но и состояние логистической системы или ее поведение (оптимальное распределение ресурсов, оптимальное функционирование складской системы).
Отсюда вытекает «Всеобщий принцип оптимизации»: решение принимается всегда только таким образом, чтобы благодаря выбранному соотношению затрат и достигнутого результата, осуществлялось рациональное достижение поставленных целей логистической системы предприятия.
2. Эмерджентность (целостность) – это свойство логистической системы выполнять заданную целевую функцию, реализуемую только системой в целом, а не отдельными ее элементами. Чем крупнее логистическая система предприятия и чем больше различие в размерах между частью и целым, тем выше вероятность того, что свойства целого могут сильно отличаться от свойств частей. Возможно не совпадение целей отдельных частей с целями логистической системой предприятия. Сумма даже оптимальных решений, применяемых сотрудниками отдельных структурных подразделений предприятия, не гарантирует оптимизации логистической системы предприятия в целом. Поэтому любая логистическая система должна рассматриваться сначала на макроуровне, т. е. во взаимодействии с окружающей средой, а затем уже на микроуровне.
3. Системность – это подход к логистической системе как к объекту, представленному совокупностью взаимосвязанных частных элементов (функций), реализация которых обеспечивает достижение нужного эффекта в требуемые сроки при необходимых трудовых, финансовых и материальных затратах, с минимальным ущербом для окружающей среды. Этот принцип предполагает исследование логистического объекта, с одной стороны, как единого целого, а с другой стороны, как части более крупной системы, в которой этот объект находится в определенных отношениях с остальными системами. Таким образом, принцип системности охватывает все стороны объекта и предмета в пространстве и во времени.
4. Принцип иерархии. Иерархия – это порядок подчинения нижестоящих элементов вышестоящим и переход от низшего уровня к высшему.
Иерархическое построение логистических систем обуславливается тем, что управление в них связано с использованием и обработкой значительных массивов данных. На нижележащих уровнях используется более детальная и конкретная информация, охватывающая лишь отдельные моменты функционирования логистической системы. На более высокие уровни поступает обобщенная информация, характеризующая условия функционирования всей логистической системы. На этих уровнях принимаются решения относительно логистической системы в целом. Иерархическая структура логистических систем не бывает абсолютно жесткой, т. е. иерархия сочетается с большей или меньшей автономией нижележащих уровней по отношению к вышележащим. В управлении логистическими системами используются присущие каждому уровню возможности самоорганизации.
5. Принцип интеграции. Интеграция – это объединение в целое каких-либо частей или свойств. Этот принцип направлен на изучение интегративных свойств и закономерностей в логистических системах. Интегративные свойства проявляют при совмещении элементов до целого, совмещения функций во времени и в пространстве.
Логистическая система как упорядоченная совокупность элементов с определенными связями обладает особыми системными свойствами, не присущими отдельным элементам и позволяющими получить эффект совмещения действий. Например, в роторно-конвейерных линиях совмещаются функции транспортировки и обработки. При этом обеспечивается общий эффект, превышающий сумму эффектов этих же элементов, действующих независимо, т. е. усиливается связь элементов системы.
6. Принцип формализации – предполагает получение количественных и качественных характеристик функционирования логистической системы предприятия.
Производственная логистика.
Материальный поток на своем пути от первичного источника сырья до конечного потребителя проходит ряд производственных звеньев. Управление материальным потоком на этом этапе имеет свою специфику и носит название производственной логистики.
Производство в условиях рынка должно быть способно быстро менять ассортимент и количество выпускаемой продукции. До 70-х годов 20 века это решали за счет наличия на складах запаса готовой продукции. Сегодня логистика предлагает адаптироваться к изменениям спроса за счет запаса производственной мощности.
Запас производственной мощности возникает в результате качественной и количественной гибкости производственных систем:
- качественная гибкость – обеспечивается за счет наличия универсального обслуживающего персонала и гибкого производства;
- количественная гибкость – обеспечивается резервом рабочей силы и резервом средств труда.
infopedia.su
Основы логистики организации
Количество просмотров публикации Основы логистики организации - 1594
Коммерческие отношения формируются в условиях высокой конкуренции и неустойчивости рыночной среды. Чтобы добиться успеха в предпринимательской деятельности требуется применение современных способов и методов управления потоковыми процессами. Одним из прогрессивных направлений в данной области является логистика.
Логистика –это управление материальными и информационными потоками в сферах производства и обращения.
Существуют 5 базовых функциональных областей логистики:
1. Закупочная логистика;
2. Производственная логистика;
3. Распределительная логистика;
4. Транспортная логистика;
5. Информационная логистика;
1) Основная цель закупочной логистики - управление материальными потоками с целью эффективного обеспечения предприятия материальными ресурсами. Для этого нужно ответить на следующие вопросы:
· Что;
· Сколько;
· У кого;
· На каких условиях закупать;
· Как системно увязать закупки с производством и сбытом;
· Как системно увязать деятельность предприятия с поставщиками.
Для этого крайне важно решить 5 задач:
¾ Изучение товарного рынка для определения потребности в материальных ресурсах;
¾ Осуществление закупок;
¾ Поиск поставщиков;
¾ Управление поставщиками;
¾ Контроль за выполнением заказа.
2) Производственная логистиказанимается управлением материальными потоками внутри предприятий. Основная задача производственной логистики – обеспечение качественного, своевременного и комплектного производства продукции в соответствии с хозяйственными договорами, сокращение производственного цикла и оптимизация затрат на производство. Основные положения производственной логистикиследующие:
- Отказ от избыточных запасов;
- Отказ от завышенного времени на выполнение базовых и транспортно-складских операций;
- Отказ от изготовления серий деталей, на которые нет заказа покупателей;
- Устранение простоев оборудования;
- Обязательное устранение брака;
- Устранение нерациональных внутрипроизводственных перевозок;
3) Распределительная логистикарешает задачи реализации готовой продукции. Важнейшие функции распределительной логистики:
· Планирование, организация и управление транспортными процессами в послепроизводственной период;
· Управление товарными записями;
· Получение заказов на поставку продукции и их эффективная обработка;
· Организация рациональной отгрузки.
4) Транспортная логистикарешает вопросы управления материального потока на транспортных участках. Транспортная логистика - ϶ᴛᴏ перемещение требуемого количества товара в нужную точку, оптимальным маршрутам, за требуемое время и с наименьшими издержками.
5) Информационная логистика.Основная цель – обеспечение логистических систем информацией в нужные сроки, в нужном объёме и в нужном месте. Информационная логистика изучает движение материальных, финансовых и других потоков, влияющих на производственный процесс.
* Специальная логистическая служба должна управлять материальным потоком, начиная от формирования договорных отношений с поставщиками и заканчивая доставкой покупателю готовой продукции.
* Конечная цель – ʼʼшесть правил логистики:ʼʼ
1. Товар – товар крайне важно го качества.
2. Количество – в крайне важно м количестве.
3. Место – в нужном месте.
4. Время – в определенное время.
5. Номенклатура – крайне важно й номенклатуры.
6. Затраты – минимальные затраты.
Понятие и классификация основного капитала
Основной капитал (фонды) - ϶ᴛᴏ стоимостное выражение средств труда.
Основные фонды –участвуют в производственном процессе в неизменной натуральной форме в течение длительного времени (обычно больше года) и переносят свою стоимость на готовый продукт частями, по мере износа.
Для учета и анализа базовых фондов принята единая группировка.
1. Здания
2. Сооружения
3. Передаточные устройства (электросети, теплосети)
4. Машины и оборудование (силовые, рабочие, вычислительная техника, измерительные и регулирующие приборы и устройства, прочее оборудование)
5. Транспортные средства
6. Инструменты и приспособления сроком службы более 1 года
7. Производственный и хозяйственный инвентарь
8. Земельные участки и объекты природопользования, принадлежащие предприятию на правах собственности
9. Многолетние насаждения
10. Рабочий продуктивный скот
11. Прочие ОФ
12.
По своему назначениюосновные фонды подразделяются на производственные и непроизводственные. По степени участия в производственном процессе ОФ делятся на активные и пассивные.
Активная честь(машины, оборудование) непосредственно влияет на производство, количество и качество продукции (услуг).
Пассивные элементы(здания, сооружения, транспорт) создают необходимые условия для производственного процесса.
Структурабазовых производственных фондов (ОПФ) - ϶ᴛᴏ соотношение отдельных видов ОПФ в общей их стоимости. Прогрессивность структуры ОПФ характеризуется ростом удельного веса активной части.
В процессе эксплуатации ОПФ изнашиваются. Различают 2 вида износа – физический и моральный
Под физическим износомпонимают постепенную утрату ОПФ-ми своей потребительской стоимости, происходящую не только в процессе их функционирования, но и при их бездействии (разрушение от внешних воздействий, атмосферного влияния, коррозии). Физический износ частично восстанавливается путем ремонта͵ реконструкции и модернизации базовых фондов.
Сущность морального износа состоит в том, что средства труда обесцениваются, утрачивают стоимость до их физического износа. Моральный износ проявляется в 2-х формах.
1.Обесценивание машин той же конструкции, что выпускалась раньше, вследствие удешевления их воспроизводства в современных условиях.
2.Обесценивание старых, но физически еще годных машин вследствие появления новых, более технически совершенных и производительных, которые вытесняют старые.
referatwork.ru
Организация логистического управления — Мегаобучалка
Содержание и задачи управления логистикой. Система управления товародвижением призвана обеспечить желаемый уровень обслуживания с минимальными общими затратами. При этом, управление реализует конкретные целевые установки предприятий, производящих продукцию. Такими установками могут быть, например, обеспечение поставки продукции в нужный срок с наименьшими затратами, поддержание необходимого уровня обслуживания.
Управление в этом случае в значительной степени направлено на координацию деятельности всех подразделений, занятых деятельностью по производству и сбыту продукции.
В работе по организации товародвижения участвуют службы маркетинга и снабжения, производственные подразделения, транспорт, складское хозяйство, служба сбыта. В работе этих подразделений возникают рассогласования и противоречия.
Задача системы управления состоит в разрешении возникающих противоречий и принятии решений, обеспечивающих оптимизацию процесса товародвижения.
Управление логистикой реализуется через систему функций управления.
Функции логистического управления. Выделяется три группы функций логистического управления: планирование и координация деятельности участников логистического процесса, регулирование хода работ по выполнению полученных заказов и контроль за движением материальных потоков.
В ходе реализации функции планирования и координации составляются планы и графики движения материальных потоков, осуществляется увязка локальных планов подразделений, разрабатываются цели управления и формируются критерии оценки их достижения, координируется работа всех подразделений предприятия по выполнению намеченных планов и графиков.
В процессе регулирования осуществляется наблюдение за ходом движения материальных потоков, при возникновении отклонений от планов и графиков принимаются меры по их устранению, производится увязка действий всех подразделений, отвечающих за движение материальных потоков, разрабатываются меры по ликвидации возникающих нарушений в единой цепи движения материальных потоков.
При реализации функции контроля осуществляется оценка уровня обеспеченности производства материалами и эффективности их использования, анализируются затраты, связанные с товародвижением, организуется выработка решений по повышению эффективности логистического управления.
Организационные структуры системы управления.Управление материальными потоками на предприятиях реализуется на основе формирования и обеспечения функционирования специальных организационных структур.
В работе по реализации функций логистики на предприятиях участвуют многие подразделения предприятия.
· Служба маркетинга осуществляет исследование рынка и формирует информацию о товарах, пользующихся спросом на рынке.
· Служба материально-технического снабжения осуществляет закупки материальных ресурсов и обеспечивает их доведение до потребителей внутри предприятия.
· Планово-экономическая служба предприятия формирует планы производства продукции.
· Производственные подразделения осуществляют функции изготовления продукции.
· Транспортная служба предприятия организует перемещение грузов на предприятии, внутри предприятия и при доставке потребителям.
· Складское хозяйство обеспечивает хранение и выдачу в производство материальных ресурсов.
· Служба сбыта и финансовый отдел организуют реализацию продукции внешним потребителям.
Координацию работы всех указанных выше подразделений могут осуществить управленческие структуры двух типов.
Первый тип структуры призван осуществить так называемую “штабную функцию” и представляет собой консультативный (или координирующий) тип управления. При реализации этого типа структуры предполагается выделение управляющего товародвижением и сосредоточение им функций планирования товарных потоков, анализа издержек, оперативного прогнозирования, координации деятельности всех подразделений.
Второй тип структуры – линейная организационная структура представляет собой тип контрольной структуры и направлена на повышение роли и значимости управляющего товародвижением. В этой структуре он отвечает за организацию перевозок, эксплуатацию транспортных средств, складирование, контроль за запасами и т.д.
В практике имеют место и другие варианты приспособления аппарата управления предприятием к требованиям конкретной обстановки. За рубежом все больше фирм учреждают у себя постоянные комитеты, в состав которых входят управляющие, ответственные за разные аспекты деятельности по организации товародвижения. Комитеты выполняют координационные функции. Некоторые фирмы вводят должность вице-президента по товародвижению, другие создают матричные механизмы, основанные на двойном подчинении подразделений, от которых зависит эффективное управление материальными потоками.
Функции отдела логистики на предприятии.В современных условиях на предприятиях зарубежных стран создается отдел логистики, задачей которого является организация, оптимизация и контроль материальных потоков с использованием современных технических средств. Такой отдел выполняет следующие функции:
1. Формирование и развитие системы логистики – проектирование и осуществление на практике (построение) системы логистики на предприятии, периодический пересмотр существующей системы и ее реорганизация по мере изменения внешних и внутренних условий.
2. Развитие стратегии логистики в связи с рыночной политикой фирмы в области продаж, инвестиций, кадров и т.д.
3. Системное администрирование – работники отдела осуществляют руководство всеми логистическими процессами, протекающими на предприятии и координируют деятельность подразделений предприятий, которые участвуют в реализации логистических процессов.
В структуре отдела логистики должны быть выделены звенья (бюро, группы), отвечающие за те или иные функции управления: составление прогнозов и планов, регулирование и контроль, проектирование и развитие системы логистики, оперативное управление и координация и другие.
Принятая на предприятиях России структура системы управления логистикой не отвечает современным условиям. Она создавалась с ориентацией на жестко централизованное плановое управление. На предприятиях были сильно развиты технические и производственные службы в ущерб службам сбыта и финансов. В структуре системы управления предприятиями не выделяются подразделения, выполняющие функции координации логистических процессов, осуществляемых на предприятиях. Не сбалансированы функции и границы деятельности подразделений, занятых реализацией логистических функций.
Совершенствование управления материальными потоками.В современных условиях можно выделить три направления совершенствования системы управления материальными потоками.
Первое, усиление взаимодействия между различными функциональными звеньями за счет улучшения различных экономических механизмов, использование которых выступает как один из основных путей обеспечения координации между различными функциональными областями в пределах предприятия.
Второе – достижение необходимого уровня координации через организационные преобразования в структуре управления предприятием.
Третьим направлением является совершенствование управления материальными потоками на основе использования ЭВМ и специализированных информационных систем, таких как система планирования потребности в материалах или система планирования и управления материалами.
Для достижения постоянной эффективности в любом виде производственно-хозяйственной деятельности необходимо иметь соответствующую систему контроля. Управление потоковым процессом не является исключением. Без эффективной подсистемы контроля не может считаться полностью дееспособной логистическая система. Отсутствие данной подсистемы приводит к значительным потерям. Ломается параллельность и слаженность взаимных процессов всех подсистем и субсистем в логистической системе, резко падает надежность совокупной работы разнообразных составляющих и отдельных субъектов деятельности. Время неучтенных периодов неиспользования техники и оборудования увеличивается.
Качество выпускаемой продукции, выполняемых работ и операций снижается, что пагубно сказывается на уровне обслуживания заказчиков. Повышение рисков и значительные затраты в ходе регулирования материальных, денежных и иных потоков влечет за собой неприменение нужного контроля. Большую роль играет качество вырабатываемых тактических и стратегических решений, потому что природа рисков в производственно-хозяйственной деятельности многообразна.
Принятие правильного тактического решения дает возможность относительно быстро осуществить проверку идущих процессов и соответственно уменьшить либо ликвидировать потенциальные потери. Риски стратегического характера, возникающие на долговременной основе, требуют сложных схем страхования возможностных оценок.
Рекомендуемая литература
1. Логистика: учебник/под ред. Б. А. Аникина – 3-е изд., пераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2008.- 368 с.
2. Неруш Ю. М. Логистика. Учебник для вузов. – 3-е издание перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 389с
3. Лукинский В.С. Логистика в примерах и задачах. Учеб. пособие. – М.: «Финансы и статистика», 2009. – 128 с.
4. Резко Г.Я. и др. Проектрование товаропроводящих систем на основе логистики. Учеб. пособие. – М.: «Финансы и статистика», 2006. – 128 с.
5. Чуланова Г.Ю. Закупочная, транспортная и складская логистика. Основы. – Учебно-методическое пособие. – Спб.: Спб филиал ГУ-ВШЭ, 2006г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | |
1. Роль и место логистики в становлении и развитии новой экономической теории……………………………………………………… | |
1.1. Понятие и сущность логистики…………………………………… | |
1.2. Функции и задачи логистики…………………………………….. | |
1.3. Основные понятия логистики…………………………………….. | |
1.4. Принципы логистики……………………………………………… | |
2. Логистические системы…………………………………………….. | |
2.1. Понятие логистических систем…………………………………… | |
2.2. Проектирование логистических систем………………………….. | |
3. Информационная логистика……………………………………….. | |
4. Основные методологические положения логистической концепции управления предприятием…………………………………… | |
4.1. Закупочная логистика……………………………………………. | |
4.2. Логистика складирования……………………………………….. | |
4.3. Логистика производственных процессов………………………. | |
4.4. Логистика распределения и сбыта………………………………. | |
4.5. Логистика запасов………………………………………………... | |
4.6. Транспортная логистика…………………………………………. | |
5. Организация логистического менеджмента……………………. | |
5.1. Логистика сервисного обслуживания………………………….. | |
5.2. Организация логистического управления…………………….. | |
Рекомендуемая литература…………………….………………………….... |
megaobuchalka.ru