Обязанности и функцонал мерчендайзера. Обязанности мерчандайзинга


Функции, обязанности и система мотивации сотрудников отдела мерчандайзинга

В настоящее время профессия мерчандайзера востребована в любой компании, которая занимается оптовыми или розничными продажами – будь то одежда, электроинструменты или продукты питания.

Мерчандайзинг как профессия появился в России относительно недавно, всего каких-то пятнадцать – двадцать лет назад.Мерчанда́йзер (от английского merchant – «купец») – специалист, работающий в сфере розничной торговли, основной задачей которого является корректное представление продукции компании на рынке. Он представляет торговую компанию в торговых сетях (чаще всего супер- и гипермаркетах), отвечает за выкладку товара, установку сопутствующего необходимого оборудования (холодильники, дополнительные витрины, паллеты промоакций), а также – за размещение POS-материалов (рекламных материалов, способствующих продвижению товара).

Отметим, что в России прообразом профессии мерчандайзер долгое время являлась специальность «товаровед» (то есть, специалист, занимающийся поставками и реализацией продукции). В советские времена, при достаточно скудном ассортименте магазинов, деятельности такого сотрудника было достаточно. Но, когда на российский рынок вышли серьезные мультинациональные корпорации (МНК), появилась необходимость в целенаправленном и глобальном планировании сбыта продукции. Так в нашей стране появились мерчандайзеры – мобильные и квалифицированные помощники товароведа, основной задачей которых стало увеличение объема продаж в конкретном супермаркете или гипермаркете путем ненавязчивого влияния на вкусы и предпочтения покупателей.

В работе мерчандайзерам приходится тесно сотрудничать с логистами, бухгалтерами, товароведами, продавцами, кассирами в магазинах.Возникновение такой профессии и целого направления маркетинга обусловлено нехваткой квалифицированных кадров среди продавцов. Грамотным расположением товаров и необходимой информацией на ценнике можно не только увеличить продажи товара, но и избежать лишних вопросов к сотрудникам магазина.

Профессия мерчандайзера связывает воедино в себе продажи, маркетинг, психологию и многое другое. На первый взгляд, она, кажется, достаточно простой, но это далеко не так. В магазине или в любом другом месте реализации продукции мерчандайзер должен увидеть, как наиболее эффективно организовать продажу на местах, то есть увидеть всю картину, а потом разложить ее на составляющие элементы. Качественный мерчандайзинг – это настоящее искусство, сочетающее в себе множество знаний, качеств и навыков.

В настоящее время можно выделить следующие типы мерчандайзеров:

1. Мерчандайзер, работающий в штате производителя или крупного оптового поставщика.

2. Мерчандайзер, работающий в штате розничного торгового предприятия.

3. Мерчандайзер, работающий в штате мерчандайзингового, рекламного или маркетингового агентства.

У каждого типа мерчандайзера различные задачи, цели, объем должностных обязанностей и сфера работы. Так, основной задачей мерчандайзеров, работающих в штате крупных супермаркетов, универмагов, торговых центров, является грамотное и эффективное позиционирование всех товаров, реализуемых предприятием розничной торговли. Непосредственно выкладкой занимается персонал торгового предприятия, а мерчандайзер координирует эту работу.

Штатные мерчандайзеры в специализированном агентстве, организующем мероприятия по продвижению товаров на рынок, работают по программам и планам, составленным с учетом пожеланий заказчика.

Все вышеперечисленное позволяет выделить следующие кадровые моменты:

а) мерчандайзеру необходима специальная подготовка по вопросам маркетинга, рекламы, дизайна, сбыта;

б) мерчандайзера следует относить к разряду служащих, а не рабочих.

Следует отметить, что в настоящее время не существует какого-либо акта Минтруда России, в соответствии с которым мерчандайзеру придавался бы статус служащего (должности) или рабочего (профессии). Однако перечень функций, которые выполняют специалисты данного профиля, а также зарубежное служебное право, в котором мерчандайзер определен как служащий, позволяют сделать допущение, что речь все же идет о должности. Сложнее дело обстоит с определением, к какой категории служащих относится мерчандайзер – руководителям, специалистам или техническим исполнителям. До решения этого вопроса на правовом уровне предприятия самостоятельно определяют категорию в зависимости от объема обязанностей, возлагаемых на мерчандайзера. Так, например, если в обязанности мерчандайзера входит непосредственное участие в промоушн-акциях (допустим, в дегустации) в качестве исполнителя, то это дает основание относить его к техническим исполнителям. Если же мерчандайзер организует проведение промоушн-акции, т.е. руководит работой промоутеров, то это повышает его статус как минимум до специалиста. Если в структуре предприятия создано подразделение мерчандайзинга (как правило, в составе отдела маркетинга и рекламы), то мерчандайзер-начальник такого подразделения будет относится к категории руководителей.

Работа мерчандайзера имеет свои особенности, в зависимости от которых различают три способа выполнения этими сотрудниками своих функций, общая характеристика и преимущества которых представлены в таблице 5.10.

Таблица 5.10

Виды мерчандайзинга

Вид мерчандайзинга Общая характеристика Преимущества
Категорийный Представляет собой возможность продвижения не отдельных брэндов, а целых категорий той или иной продукции. Мерчандайзер полный рабочий день находится только в одной торговой точке и обслуживает определенную категорию товара. - Устраняется неоправданная и излишняя конкуренция между производителями товара одной категории, при этом для конечного потребителя создаются наиболее комфортные условия для совершения покупки. - Представляется возможность сконцентрироваться на каждой категории товара и создать единую концепцию дизайна и оформления торгового зала согласно всем требованиям розничных сетей.
Визитный Строится по принципу посещения одним мерчандайзером разных торговых точек, расположенных на его маршруте. Визитный мерчандайзер осуществляет работу только с продукцией конкретного производителя. Мерчандайзер занимается одним брендом в разных магазинах, сопоставляет данные и может делать рекомендации клиенту по внесению каких-либо изменений в стратегию мерчандайзинга магазина с целью продвижения товара в целом по всем этим магазинам.
Совмещенный Сочетает в себе компоненты и визитного, и категорийного мерчандайзинга, когда мерчандайзер работает с несколькими группами не конкурирующего между собой товара на одной точке в течение всего рабочего дня. Работа мерчандайзера является более эффективной за счет высокой сосредоточенности на реализации продукции именно в данной конкретной торговой точке и отсутствия необходимости тратить свое рабочее время на перемещение между несколькими точками продаж.  

 

Рассмотрим профиль должности мерчандайзера и определим, что входит в его обязанности, какими качествами (личными и деловыми) должен обладать претендент на должность мерчандайзера.

Профиль должности специалиста по мерчандайзингу можно представить в разрезеосновных целей (функций) мерчандайзинга (таблица5.11).

Таблица 5.11

cyberpedia.su

Обязанности и функции мерчендайзера в разрезе профессии

Применение стандартов актуально для облегчения ежедневной работы персонала торговой точки и обеспечивает всем без исключения потребителям высокий уровень обслуживания. В случае применения стандартов мерчендайзинга не нужно тратить время, чтобы найти оптимальное решение, а только лишь руководствоваться имеющейся схемой. Так называемый свод правил, описывающий процессы бизнеса для слаженной работы магазина.

Существует два уровня стандартов мерчендайзинга.

  • Первый – обязательный для всей торговой сети.
  •  Второй уровень должен учитывать особые качества каждой отдельной торговой точки (будь то магазин игрушек либо строительная фирма).

Стандарты мерчандайзинга для конкретного магазина и под конкретного потребителя, и для торговой сети в общем разрабатываются по-разному. Лучше всего, когда уже разработана концепция системы, затем происходит ее оптимизация. Далее установленные стандарты берутся за основу и проводятся процедуры, способствующие их внедрению.

Для работодателей важно, чтобы мерчендайзер имел высшее или хотя бы среднее образование. По традиции возраст претендентов не должен превышать 35 лет. Должностные обязанности мерчендайзера связаны с продажами, маркетингом, психологией и многим другим. Существует точка зрения, что эта профессия проста и не требует специального обучения. Но это совсем не так. Именно от мерчендайзера зависит объем продаваемой продукции; от его знаний, навыков и умений.

Одна из главных функций мерчандайзинга заключается в том, чтобы постоянно поддерживать имидж своей фирмы и обеспечивать выгодное положение товара на стеллажах.

Чем эффектнее будет выложен товар и проведена правильная рекламная поддержка товаров или услуг в местах продаж, тем больше продукции можно будет реализовать.

Немаловажный фактор – контроль. Как добиться проверенной контролирующей системы администрация торгового центра решает сама. Некоторые формируют какую-либо систему, в которой обязательно имеются работники: и контролирующие, и подчиненные. Иногда используют определенные задачи, которые должны быть выполнены мерчендайзером. В случае невыполнения его или оштрафуют, или даже уволят.

Мерчендайзеру приходится часто общаться с сотрудниками супер- и гипермаркетов, начиная с продавцов и заканчивая директором. Поэтому желательно, чтобы коммуникабельность была его врожденной чертой. Мобильность и самостоятельность в принятии решений всегда окажут решающее действие на безупречное размещение продукции.

Торговая сеть без поддержки агентства сама в состоянии справиться с целым комплексом мер для развития собственного бизнеса при целенаправленной работе. Конечно, чтобы увидеть желаемый результат, дистрибьютор должен организовать работу с маркетинговым и сбытовым отделами, улучшить планирование и организацию работы.

Мерчендайзинг в большинстве случаев начинает работать сразу же после того, как его внедрят в торговые сети. В дальнейшем исполнение всех правил направлено на то, чтобы удерживать объемы продаж.

Самое главное, чтобы в магазине был грамотно организован торговый процесс и создана определенная эмоциональная атмосфера, стимулирующая совершать покупки именно в этом магазине.

Рекомендованные статьи: как войти в личный кабинет Сбербанк онлайн

Стандарты мерчандайзинга служат, чтобы обеспечить бренд компании. Формируют конкретные правила для выкладки товаров в разных торговых точках. Они влияют на продажи и помогают предсказать их.

Формирование правил и критериев для оценки работы персонала, отвечающих за мерчендайзинг, в компании произошли благодаря стандартам.

Дополнительная информация по теме:

Понравился пост? Поделись с друзьями и оцени публикацию. Тебе не трудно, а автору приятно. Спасибо.     Метки: мерчандайзинг « Предыдущая запись Следующая запись »

www.markint.ru

Мерчандайзеры и их основные обязанности по выкладке товара

Главная →  Статьи и книги по мерчендайзингу →  Мерчандайзеры: основные обязанности

Мерчендайзер – представитель компании, занимающийся мерчендайзингом.

Мерчендайзинг – вид деятельности, направленный на продвижение продукции, ее продажу, в торговых точках (магазинах, супермаркетах, гипермаркетах). Это работа, выполняемая непосредственно в торговом зале.

Какие основные обязанности мерчендайзеров? В основном торговая компания требует от мерчендайзера соблюдения стандартов выкладки продукции, наличия всех позиций ассортимента на основной витрине, оформления каждого вида продукции ценником, поддержания чистоты товара и витрины, информирование потенциальных покупателей относительно продукции компании.

1. Соблюдения стандартов выкладки продукции.

Стандарты выкладки прямо влияют на то, заметит ли потенциальный покупатель необходимый ему товар или нет. Если ваша фирма продает несколько брендов в ТТ (торговой точке), наверняка есть более и менее приоритетные. Обычно более дорогую продукцию располагают на самом видном месте, чаще всего на уровне глаз, так называемая «золотая полка». Детские товары (соки, мелкие игрушки) выкладывают на уровне глаз ребенка, чтобы он мог до них дотянуться. Выкладка бывает линейная (горизонтальная) и блочная (вертикальная), в зависимости от того, как расположены виды брендов.

2. Наличия всех позиций ассортимента на основной витрине.

Весь ассортимент, который числится на остатке ТТ, должен быть представлен на ОМП (основное место продажи). То есть все позиции вашей фирмы должны стоять на основной витрине. Кроме основной витрины, в ТТ еще могут стоять ДМП (дополнительное место продажи). На ДМП желательно располагать ходовые (топовые) позиции или наиболее приоритетные на данное время. На Пасху, например, в приоритете кагор, яйца и др.

3. Каждый вид продукции должен быть оформлен ценником.

Ценник нужно ставить так, чтобы покупатель мог без труда его рассмотреть. При отсутствии ценника, следует обратиться к оператору с просьбой сделать новый. Акционные позиции оформляются специальными акционными ценниками.

4. Важно поддерживать чистоту продукции и витрины.

Покупатель не купит товар, если он грязный, липкий или у него порвана этикетка. Мерчендайзер должен регулярно протирать пыль с продукции и следить за ее целостностью (товарным видом). По возможности можно оформить витрину POS-материалами (шелфтокерами, воблерами и пр.).

5. Если потенциальный покупатель просит помочь советом, мерчендайзер обязан проконсультировать его относительно своей продукции.

Для этого нужно обеспечить мерчендайзера брифами. Запрещается давать негативную оценку товара фирмы-конкурента.

6. Заключение.

Кроме всего вышеперечисленного, важное место занимает способность налаживать коммуникации с администрацией ТТ. От этого зависит процесс работы и возможность лучше продвигать свою продукцию. Хорошие отношения с ЛПРом (лицо, принимающее решение) являются залогом успешной работы и высоких продаж.

rosmerch.ru