План коучинг-сессии на тему "SMART-целеполагание". Smart целеполагание


Содержание онлайн тренинга “Постановка целей по схеме SMART”

1. Понятие цели.

Цель – это фиксация результата, который должен быть достигнут за определённый период времени. Постановка целей подчинённым является одной из основных задач любого руководителя. У каждого из нас есть разные цели. Важно, чтобы они не противоречили друг другу. Выстроив иерархию собственных целей или целей компании, можно при постановки каждой новой цели проверять, насколько она соответствует стратегическим целям компании и её миссии (генеральной цели). Также можно выделить несколько видов целей в зависимости от времени их достижения.

3.Почему люди нуждаются в целях. Что такое «ловушка активности»?

Чётко поставленная цель наполняет смыслом деятельность человека. При отсутствии такой цели сотрудники часто попадают в «ловушку активности»- они постоянно заняты решением сиюминутных дел, но это не приводит к достижению стратегических целей компании.

4.Схема SMART.

• Specific (Конкретны) – как сделать цели конкретными и понятными для окружающих и подчиненных. Чем чётче и конкретнее вы описываете цель своим подчинённым, тем больше вероятности, что ваши сотрудники её достигнут и выполнят именно то, что Вы от них ожидаете.

•Measurable (Измеримы) – зачем измерять цели и как четкими критериями оценки результата можно влиять на мотивацию подчиненных. Ваши цели должны быть измеримы. Тогда и вы, и ваши сотрудники смогут оценить, достигнуты ли поставленные цели. Важно определять не только конечные показатели, но и промежуточные критерии для оценки достижения цели.

•Achievable (Достижимы) – достижимые и амбициозные цели: выбираем оптимальный вариант. Ваши цели должны быть достижимы, но с другой стороны, их достижение должно требовать от вас и ваших сотрудников определённых усилий. Это будет поддерживать у ваших сотрудников мотивацию на работу и достижение поставленных целей.

•Relevant (Релевантны) – соотнесите Ваши цели с жизненной стратегией или стратегией компании. Мы уже говорили, что существуют разные виды целей, а также их иерархия. Поэтому при постановке новой цели, важно оценить, насколько она соотносится с остальными вашими целями и целями компании, а также со стратегией и миссией компании.

•Timebound (Определенны во времени) – какие критерии существуют для определения цели во времени. Одним из важных критериев при постановке цели является её определённость во времени. При этом «срочно» и «как можно скорее» не является указанием времени, необходимо указывать конкретную дату, а в некоторых случаях и точное время, когда цель должна быть достигнута.

5.Тренировка: постановка целей по критерию Specific.

В данном разделе представлены кейсы, которые помогут научиться ставить конкретные цели, а также оценить, как могут различаться цели по степени конкретности.

6.Тренировка: постановка целей по критерию Measurable.

В данном разделе вы научитесь ставить измеримые цели, сравните, какие формулировки целей могут соответствуют критерию измеримости.

7.Тренировка: целеполагание по критерию Achievable.

Кейсы данного раздела направлены на отработку навыка постановки достижимых целей.

8.Тренировка: целеполагание по критерию Relevant.

В предложенных кейсах необходимо будет при постановке целей соотносить её со стратегическими целями компании.

9.Тренировка: постановка целей по критерию Timebound.

Предложенные кейсы позволят отработать оценку целей с точки зрения их определённости по времени. При этом важно как конечный срок, так и промежуточные этапы.

10.Кейс на постановку цели в проекте.

В большинстве случаев руководитель формулирует цели для конкретных сотрудников, исходя из целей общего проекта. В данном разделе вам предстоит поставить цели нескольким сотрудникам, чтобы вместе они достигли желаемых результатов.

11.Кейсы на определение ошибок при постановке целей.

Данный раздел позволит оценить, насколько хорошо вы усвоили схему SMART и овладели навыком постановки целей.

12.Кейс на самостоятельное написание целей по схеме SMART.

Это последний раздел тренинга. Предлагаем вам самостоятельно поставить личную цель. А мы оценим её с точки зрения соответствия факторам схемы SMART, пришлём ответ. А также напомним об этой цели через год, чтобы вы смогли проверить, насколько она достигнута.

Авторизуйтесь и пройдите обучение на тренинге «Постановка целей по схеме SMART»

www.mental-skills.ru

Целеполагание по SMART на примере английского языка

Приёмы мнемотехники находят широкое применение в различных сферах, например, в математике. Число Пи можно запомнить до седьмого знака после запятой, приняв на вооружение следующую фразу: «Вот и знаю я число, именуемое Пи — Молодец!». Подсчитав количество букв в каждом слове, можно записать: 3,1415927.

В середине двадцатого века Питер Друкер в своих, ставшими уже классическими, работах по менеджменту, использовал мнемонику в аббревиатуре SMART. Английское слово “smart” означает «умный», «разумный», «интеллектуальный». Каждая буква является критерием «умных» целей, т.е. целей сформулированных в соответствии с принципом SMART.

Критерии определяются буквами в этом англоязычном акрониме следующим образом:S (specific) – конкретный.M (measurable) – измеримый.A (attainable) – достижимый.R (relevant) – актуальный.T (time-bound) – привязанный к определенным временным рамкам.

Бытует мнение, что для того чтобы иметь нормальный доход необходимо хорошо знать английский язык. Эта тема для отдельного поста, и я как-нибудь к ней вернусь. Сейчас же я разберу все критерии SMART на примере изучения иностранного языка.

Возьмем молодого специалиста по имени Петя. Петя живет в рамках парадигмы «Чтобы хорошо зарабатывать, нужно знать английский». В определенный момент своей карьеры, Пётр приходит к следующему: «Надо учить английский». Нужно понимать, что «изучение английского» скорее средство, а не цель. Сформулируем цель Петра на начальном этапе следующим образом: «Выучу английский и начну рубить бабло». Выучить английский за один присест не получится – слона надо есть по частям. В этом нам и поможет SMART-формулировка целей.

S (specific) – конкретныйНужно определить для себя какой «Английский» Пётр будет учить. Он хочет одним из первых смотреть свежие эпизоды сериалов не дожидаясь их перевода? Или читать литературу по своей специальности? А может пройти собеседование в иностранной фирме? А в этой фирме в фаворе «британский английский» или «американский английский»?

Пётр не хочет менять место работы, а для продвижения по карьерной лестнице в текущей организации ему необходимо выучить английский язык до уровня уверенной деловой переписки. Это уже вполне себе конкретная цель.

M (measurable) – измеримыйКогда вы не используете никакой метрики, очень сложно понять а достигнута ли цель по прошествии времени, выделенного на её достижение? Для сдачи TOEFL может понадобиться титанический труд, а вот, например, увеличить словарный запас можно во время поездок на транспорте до работы. 10 слов за один рабочий день, 50 слов в неделю, 200 слов в месяц. Измерять свои знания можно в количестве слов и выражений по специальности, в количестве времен и грамматических конструкций, которые без труда можно употребить в письменной речи. Стоит измерить количество слов, известных в начале (для этого не нужно выписывать их по памяти, а использовать специальный сервис найденный в поисковике), а затем сравнить с результатом в конце этапа обучения.

Пётр принимает решение выучить не менее 50 слов по своей специальности, как минимум 500 слов и словосочетаний из общей лексики. Также он считает необходимым написать черновики 10 писем, которые он мог бы уже в будущем отправить своим коллегам.

A (attainable) – достижимыйВы зво́ните или звони́те? Всегда ли употребляете нужные слова к месту, а предложения составляете грамматически корректно? Как часто используете такие слова как «плеоназм», «эвфемизм» и «мюзле»? Про орфографические ошибки лучше не спрашивать? Вот и не нужно думать, что носители языка Шекспира сплошь и рядом эксперты в своем языке. Если для эмиграции в какую-нибудь Австралию вам нужно сдать IELTS с высоким баллом, это не означает что каждый родившийся в стране поедателей Кука спикает на инглише вэри вэлл. Достижимость цели очень важна. После двух упорных месяцев языковых курсов вы можете испытывать затруднение при прочтении новостей политики на сайте BBC. Поэтому необходимо в самом начале трезво оценить свой текущий уровень и возможности.

Пётр решает пройти курс английского языка по учебнику уровня Pre-Intermediate.

R (relevant) – актуальныйЕсли у вас хромает грамматика, и небольшой словарный запас, то не стоит тратить время на чтение Толкиена с ежеминутным листанием словаря. Дословное запоминание англоязычных песен тоже не поможет: во-первых, продемонстрировать свои вокальные данные друзьям в караоке вы можете используя репертуар исполнителей, поющих на родном для вас языке. Во-вторых, не всегда в стихотворной форме используется эталонный English (например, из недавно замеченного: “Such a lonely day, and it's mine. The most loneliest day of my life” (c) System of A Down).

Петру увеличат заработную плату после повышения. В новой должности ему будет нужен английский для переписки с коллегами из зарубежных офисов.

T (time-bound) – привязанный к определенным временным рамкам.Вы настоящий молодец, если можете ставить цели на год вперед. Но если вы только начинаете подходить к организации своего труда с научной точки зрения, то ограничьтесь, например, тремя месяцами. Это вполне нормальный срок, чтобы понять свои возможности и перспективы в языке. Опять же, подразумевается, что язык учить вы будете не в одиночестве по графику 30 минут занятие, 1 раз в неделю, с перерывом на социальные сети.

Пётр будет заниматься английским в течение ближайших трёх месяцев, 3 раза в неделю по 60 минут.

Попробовав целеполагание SMART в своей ситуации, Пётр может сформулировать цель следующим образом: «Я хочу увеличить ежемесячный доход путем изучения английского языка (S). Английский мне нужен для переписки со своими зарубежными коллегами (R). В течение следующих трёх месяцев, трижды в неделю по одному часу (T) я буду заниматься по учебнику Pre-Intermediate (A). По окончании я хочу знать не менее пяти десятков слов узкой лексики, как минимум пять сотен слов и словосочетаний из общей лексики, а также черновики 10 писем (M)».

teplyakov-denis.livejournal.com

Модель целеполагания SMART

Несмотря на то, что слово переводится с английского как «умный», SMART – это аббревиатура, означающая определённую технологию постановки целей. Обозначает она следующее:

Specific 

Конкретность

Measurable 

Измеримость

Achievable 

Достижимость

Relevant 

Реальность

Timebound 

Определенность во времени

Рассмотрим составляющие более подробно.

Конкретность. Цель формулируется таким образом, чтобы она была максимально конкретной и ясной. Если предполагается её достижения группой или организацией, то это правило распространяется на всех членов команды.

Есть ещё один важный момент, выходящий за рамки рассматриваемой модели, но весьма существенный. Формулировка цели должна быть позитивной. Это означает, что она направлена на созидание, а не на разрушение, на движение к чему-то, а не от чего-то. Например, не «прекратить это безобразие с постоянными опозданиями на работу», а «соблюдать режим работы».

Позитивность может распространяться и на эмоциональную заряженность формулировки цели. Если цель звучит мотивирующе, то и идти к ней приятно. По этому принципу работают слоганы рекламных компаний, только они зовут Вас к чужим целям, которые не всегда совпадают с Вашими.

Измеримость. Цель ставится таким образом, чтобы была возможность померить, насколько близко Вы от неё находитесь. В системном анализе есть такое «неофициальное правило»: система, не способная понять своё местонахождение относительно цели, нежизнеспособна. Комментарии, как говорится, излишни.

Для того, чтобы была возможность померить «расстояние» до цели, выбирается определённый критерий. Как правило, критерий один, реже – несколько, в этом случае необходимо заранее предусмотреть, каким образом из нескольких частных критериев получить основной.

Хорошо, если есть возможность мерить (например, доходность Вашего проекта). Часто это может оказаться недоступным (например, улучшения эмоционального состояния). В этом случае рекомендуется воспользоваться условной шкалой от 1 до 10. Единице соответствует минимальная выраженность параметра, десяти – максимальная (для Вас лично).

Например, если после неприятностей, свалившихся на Вас в течение рабочей недели, Вы поставили себе цель на субботу поднять настроение, а именно – порадоваться, то далеко не всегда сможете определить, получилось это или нет. Если быть более точным, то обычно бывает так, что если человек умеет радоваться, то он это и так сделает легко. А если доставление себе радости рассматривается как задача, то и порадоваться будет не просто, а ещё сложнее понять – хорошо проведён день, или напрасно домашние дела запущены. Использование шкалы, как правило, такую ситуацию исправляет. Оценивает человек своё текущее эмоциональное состояние на данный момент (например, на двоечку) и решает, что порадоваться нужно так, чтобы оно поднялось до семёрки. Десять, конечно, лучше, но объективность тоже нужна, а перфекционизм здесь излишен. Получится больше – хорошо, нет – и семи баллов достаточно. Приём простой, но очень действенный.

Достижимость. Цель может быть достигнута только тогда, когда её вообще можно достигнуть. Если человек ставит перед собой задачу побеждать всегда и во всём, то он обречён на провал, ибо это в принципе не возможно. Важно учитывать реальную ситуацию, особенно в отношении имеющихся и потенциальных ресурсов. Если руководитель небольшой компании по разработке программных продуктов ориентируется на создание новой операционной системой как конкурента Windows, то как мы оценим его шансы на успех? Теоретически (точнее – технически, не затрагивая экономический аспект) это возможно, но шансы примерно такие же, как у обычного парнишки (или девчушки) из российской глубинки стать президентом, или ещё ниже.  

Реальность. Цель должна быть увязана в конкретный контекст имеющейся ситуации и не нарушать баланс с другими целями и приоритетами. Если все сотрудники организации день и ночь в авральном режиме работают над срочным завершением проекта, то вряд ли имеет смысл проводить совещание по постановке задач на новый проект.

Кроме того, важно оценить, насколько достижение цели зависит лично от Вас. Возможны ситуации, когда внешние силы могут оказать столь сильное воздействие, что всех Ваших усилий будет не достаточно. Другими словами – нужно понять, насколько подвластен Вам процесс достижения цели. Если нет, то цель переформулируется таким образом, чтобы осталась только подконтрольная Вам часть.

Определенность во времени. Одна из важных составляющих формулирования цели – это определения срока её достижения. Например, решил молодой специалист стать кандидатом наук. Чтобы желание стало целью, ко всему прочему необходимо понимать – когда? До окончания аспирантуры, через 4 года, к 30 годам, – ответ может быть любой, но должен быть. Иначе вместо защиты диссертации будет бесконечный процесс её написания.  

Кроме того, постановка сроков во многом будут определять стратегию и тактику достижения цели. Если защититься по каким-то причинам необходимо через два года, а в диссертационных материалах ещё и конь не валялся, то нужно бросать всё, что можно, привлекать всех, кого можно, и работать, работать в этом направлении. Если впереди лет 5, и кое-что из материалов имеется, то можно не особенно напрягаться, работая в своё удовольствие.

Есть варианты целей, когда имеет значение не срок исполнения, а период действия какого-то контролируемого фактора. Например, человек решил бросить курить. Может быть назначен срок – с понедельника. Но этого мало. Если не покурил день – это бросил или нет? А три дня? А установил себе срок – не курить полгода. И по истечении этого времени может сказать – я достиг цели, которую ставил. Я молодец. И продолжит воздерживаться от курения с чувством гордости за достигнутое. Иначе может получиться как в анекдоте: «Решил жить вечно, пока всё идёт по плану!».

system-coaching.ru

План коучинг-сессии на тему "SMART-целеполагание"

Ход коучинг-сессии

  1. Приветствие.

  1. Тренинг «Паровозики».

- А теперь давайте попробуем поставить наши паровозики на педагогические рельсы. Как Вы думаете, чью роль выполнял каждый вагончик?

  1. Просмотр мультфильма «Поросёнок и печенье».

Вопрос группам:

- На какие мысли навёл вас этот мультфильм?

- Как вы думаете, о чём сегодня мы будем говорить?

  1. Эпиграф занятия: «Кто не видит конечной цели, очень удивляется, придя не туда» Марк Твен

(Слайд № 1)

  1. Погружение в тему

Задание группам:

- Посовещайтесь и дайте определение цели.

(Слайд № 2)

- Насколько актуальна и значима для нас проблема постановки цели урока?

(Слайд № 3)

  1. Изучение нового материала + закрепление на практике.

Ознакомление со SMART-технологией.

(Слайды № 4,5)

Задание группам:

- Сформулируйте одну цель по пяти SMART-критериям

1-группа - Семья

2-группа - Отдых

3-группа - Спорт

4-группа - Здоровье

5-группа - Образование

Проверка на соблюдение всех 5 критериев.

(Слайд № 6)

Ознакомление с видами планирования.

(Слайд № 7)

Задание группам:

- Составьте цель к среднесрочному плану с использованием SMART-технологии.

  1. Выступление спикеров.

  2. Подведение итога (Слайд № 8, 10)

  3. Рефлексия.

Стратегия «Синквейн» (Слайд № 9)

infourok.ru

Целеполагание | Лайф-менеджмент

SWOT-AnalysisСегодня я расскажу ещё об одном инструменте, который с успехом применяется в менеджменте вообще и в лайф-менеджменте в частности. Называется этот инструмент SWOT-анализ. Инструмент этот прост, нагляден, эффективен и доступен для самостоятельного использования. Как, собственно, и большинство инструментов, которые я предлагаю в своём блоге.

В бизнесе SWOT-анализ – это метод стратегического планирования, который используется для оценки факторов и явлений, влияющих на проект, на предприятие или на бизнес в целом.

Однако благодаря своей универсальности SWOT-анализ получил широкое распространение не только в бизнесе, но и в других областях, где требуется анализ ситуации и построения стратегии. В частности, он широко применяется в лайф-менеджменте. В лайф-менеджменте и коучинге мы говорим о SWOT-анализе применительно к нашей жизни и к нашим личным целям.

More »

ЦенностиЧто такое ценности? Этот вопрос порой ставит человека в тупик. Между тем, здесь всё очень просто. Ценности – это то, что для вас важно. Вот и всё! То есть ценности – это для чего вы живёте, для чего вы работаете, предпринимаете какие-либо действия. Это то, что находится в центре вашей жизни. Практически любое ваше действие направлено на достижение тех или иных ценностей.

Ценности есть у каждого человека. Любой, кто заявляет, будто у него нет никаких ценностей, скорее всего, просто не знает о них и совсем не понимает себя. Ценности есть всегда, независимо от того осознаются они или остаются неосознанными.

More »

Простой способ определить свои целиСегодня я хочу поделиться с вами ещё одним весьма простым и удобным способом целеполагания, то есть определения своих целей. Я довольно часто использую его при работе с клиентами в коучинге, а так же при обучении лайф-менеджменту. Однако его вполне можно использовать и для  самостоятельной работы.

Всё, что вам понадобится, это лист бумаги, ручка или карандаш, а там же  несколько минут свободного времени. Причём времени вам потребуется совсем немного, поэтому этот способ прекрасно подойдёт тем, кто страдает от постоянной нехватки времени.

More »

В своих статьях уже рассматривал такие модели целеполагания как SMART, CLEAR и PURE. Эти модели очень эффективны и прекрасно зарекомендовали себя в работе над целями. Однако, надо признать, что  существуют и другие не менее эффективные способы описания и формулировки целей. Сегодня я предлагаю вам рассмотреть ещё один вариант, с помощью которого можно весьма продуктивно работать над целью для получения высоких результатов. Этот вариант так и называют «Хорошо сформулированный результат» или «Хорошо сформулированная цель».  В соответствии с этой моделью, как и в моделях SMART, CLEAR, и PURE, чтобы быть достижимой, ваша цель должна быть описана и сформулирована в соответствии нижеприведёнными критериями.

Итак, начнём:

Цель должна быть сформулирована позитивно. Это очень важный момент. Часто цель пытаются сформулировать негативно: «Я хочу избавиться от лишнего веса», «Я не хочу быть больным», «Я хочу уйти от сегодняшнего образа жизни». Это в корне не верно! Цель должна определять не то, что вам мешает в жизни, не то, чего вы не хотите или от чего хотите избавиться. Цель должна определять то, что вы хотите получить, что вы хотите иметь, кем вы хотите стать, чего вы хотите достичь. Если пересмотреть предыдущие формулировки, то в позитивном варианте они могут выглядеть так: «Я хочу весить 60кг», «Я хочу быть здоровым», «Я хочу вести здоровый образ жизни». Видите разницу? Конечно, они ещё нуждаются в уточнении, но об этом речь пойдёт дальше.

More »

Подведение итоговКонец года –  самое подходящее время для того, чтобы подвести итоги того, что было сделано за прошедший год. Посмотреть, что было хорошего, что можно было сделать лучше, а так же чего в будущем делать не следует. Подвести итоги и, конечно же, поставить цели и задачи на следующий год. Ну и, разумеется, написать планы по достижению целей и решению задач. Но начать следует именно с подведения итогов.

Попробуйте сделать это следующим образом. Возьмите лист бумаги и ручку. Подумайте, что в течение прошедшего года вы сделали действительно хорошо? Что у вас получилось? Каких целей вы достигли? Какие задачи решили? Обратите внимание, что речь идёт не просто о каких-то абстрактных событиях, а именно о ваших действиях и результатах этих действий. Вы – автор своей жизни, в том числе и событий прошедшего года. Подводите итоги именно в таком контексте.

Пишите всё, что приходит вам в голову. Здесь имеет значение только ваша собственная оценка и ничья больше. Поэтому смело можете включать сюда даже самые незначительные на первый взгляд события и достижения. Главное, чтобы они имели значение для вас. И чем более полным будет ваш список – тем лучше. Пусть это будет полным списком ваших достижений за прошедший год.

More »

Ментальные карты (они же карты ума, «умные карты», интеллект-карты и так далее) – это простой и весьма действенный способ преобразования практически любых целей в планы действий. Ментальные карты весьма активно используются в лайф-менеджменте. Они позволяют наглядно рассмотреть что и как нужно сделать для достижения цели, определить, какие следует предпринять действия, какие ресурсы вам потребуются. Ментальная карта – превосходный инструмент для организации и систематизации ваших идей и мыслей. Одно из главных преимуществ ментальных карт – наглядность.

Обычно ментальные карты рисуются в виде схемы с центром и расходящимися от него «ветками». На ветках вы размещаете пояснения или рисунки. Такая схема может неограниченно расти, дополняться и расширяться. Ментальные карты часто используются для создания, визуализации, структуризации и классификации идей, а также как средство для обучения, организации, решения задач, принятия решений, при написании статей. И уж конечно их используют при работе над целями.

More »

Поскольку целеполагание является важнейшей составляющей лайф-менеджмента, то, на мой взгляд, стоит немного подробнее рассмотреть вопрос работы с целью. Начнём с самого начала, то есть с того момента, когда есть только желание что-то изменить в своей жизни, но пока не понятно что именно и каким образом это сделать.

Прежде всего, следует определиться, чего именно и в какой области вы хотите. Если речь идёт о вашей жизни в целом, то можно просто помечтать, какой была бы ваша жизнь, если бы в ней для вас не было бы абсолютно никаких препятствий и трудностей. Какой бы она тогда стала для вас лет, например, через десять? А через 20 лет? Нарисуйте себе как можно более подробную и яркую картинку своего счастливого будущего, забыв при этом обо всех сложностях, невозможностях, препятствиях и так далее. Если же вы хотите изменений в какой-то определённой сфере вашей жизни, то помечтайте об изменениях именно вы этой сфере. Повторю ещё раз – никаких ограничений, никаких «надо» и «должен»! Только «хочу», «нравится» и так далее.

Можно пойти от обратного и просто перечислив всё то, что вас в жизни не устраивает, определить, что же вы хотите вместо этого. И таким образом, вместо списка того, что вам не нравится в вашей жизни, вы получите список того, что вы хотите получить.

More »

Ставьте цели правильно. Цель должна быть очень ясной и чёткой. Нужно очень чётко представлять себе, что будет происходить, когда цель будет достигнута. Помимо критериев SMART подумайте, как вы определите, что цель достигнута? Как вы это узнаете? Что вы будете при этом видеть? Что вы будете слышать? Что вы будете чувствовать? Чем яснее вы представляете себе свою цель, тем больше вероятность того, что она будет достигнута.

Ставьте фиксированные цели. Цель ни в коем случае не должна быть процессной. Она должна быть чётко и совершенно определённо зафиксирована. В процессе определения и постановки  цели вы можете вносить любые изменения и коррективы. Однако после того, как цель поставлена, зафиксируйте её и не меняйте её, пока не достигните. После того как выбранная цель достигнута, вы можете выбрать себе новую цель и продолжить движение в новом направлении. .

Сделайте цели реальными и достижимыми. Если вы ставите перед собой слишком глобальные цели, то это может вызвать проблемы. Зачастую такие глобальные цели кажутся попросту недостижимыми. Получается, что вы ставите себе цели, но при этом не верите в их достижение. А то и вовсе уверены в их недостижимости. Поэтому полезно дробить глобальные цели на более мелкие, в достижении которых вы можете быть уверены.Дробите свой большой путь к глобальной цели на маленькие, но реально выполнимые шаги. И с каждым таким шагом ваша глобальная цель будет всё ближе и ближе. И ваша уверенность в своих силах и достижимости вашей цели так же будет расти с каждым шагом. Сложно выпить стакан воды одним глотком. А вот небольшими глотками это можно сделать очень легко.

More »

О необходимости ставить перед собой цели я уже писал. Надеюсь, этот вопрос ни у кого не вызывает сомнений и возражений. Однако как сделать так, чтобы цель стала действительно реально достижимой? Прежде всего, цель нужно правильно сформулировать. Без чёткой и ясной  формулировки цели существует высокая вероятность того, что она так и не будет достигнута. Поэтому целеполагание играет чрезвычайно важную роль практически в любом серьёзном деле. И уж конечно в таком важном деле как наша жизнь.

Для эффективной постановки цели существуют различные модели, использование которых делает наши цели конкретными,  ясными и, как следствие, достижимыми. Об этих моделях и пойдёт речь дальше. А именно о таких моделях как SMART, CLEAR и PURE.

SMART.  Это, пожалуй, самая известная и популярная модель, используемая для целеполагания. Она действительно удобна и эффективна в использовании. SMART – это акроним (как, впрочем, и названия других моделей). Само слово smart в переводе с английского имеет несколько значений: «умный», «ловкий», «проворный» и так далее. В то же время аббревиатура S.M.A.R.T имеет свою расшифровку, где каждая буква обозначает один из критериев правильности формулировки цели:

More »

Возможно, вы уже задумывались о том, что хотите получить от жизни спустя год, пять или десять, двадцать лет. А если не задумывались, то сейчас самое время задуматься. Куда вы идёте? К чему вы хотите придти? Как это будет выглядеть, и что вы при этом будете чувствовать? Чем подробнее вы рисуете картину своего будущего, тем выше вероятность, что оно именно таким и будет. Ведь именно с определения цели начинается любой путь. Здесь можно провести аналогию с путешествием или походом: прежде чем начать двигаться, нужно определить, КУДА именно мы хотим придти в итоге, ЧТО мы там хотим найти. Вот тогда мы сможем проложить оптимальный для нас маршрут и выбрать правильное направление для начала движения. В противном случае итог нашего путешествия будет просто непредсказуемым.

Точно так же и в нашей жизни. Если мы знаем, куда хотим придти и что мы хотим видеть в нашей жизни на определённом её этапе, пусть даже в весьма отдалённой перспективе, то мы сумеем найти и самые лучшие маршруты движения,  и все необходимые средства, и ресурсы для того чтобы добраться до определённого нами пункта назначения. Мы сможем найти способы преодолеть все препятствия, которые могут встретиться на нашем пути, решить все проблемы. Конечно, при этом очень полезно знать, зачем и для чего мы хотим придти к этой цели, что мы хотим там получить. Но это уже тема отдельного разговора.

More »

life.kazarin.su

ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ или ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ по SMART

Продолжаем цикл заметок на полях по вопросам управленческого моделирования. Сегодня препарируем без наркоза популярную "модель постановки целей" SMART

ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ или ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ по SMART

В предыдущей заметке был произведен критический анализ «цикла непрерывного совершенствования» PDCA и предложена альтернативная модель цикла управления, более полная и, в принципе, вполне универсальная для любого уровня управленческой деятельности.

И, как следует из предложенной модели цикла управления, «запускающей» этот цикл функцией для руководителя любого уровня становится постановка целей, или, целеполагание. Поэтому сегодня рассмотрим под «смысловым микроскопом» еще одну, более популярную и широко используемую модель – принципы установления целей, модель SMART.

За десятилетия существования этот акроним подвергся таким расширениям, что проводить критический обзор трактовок стало бы самостоятельной задачей. Но нам не история важна, а как действительно с пользой применять данную модель. Все же порой, в ходе разбора, отдельные версии трактовок будут рассматриваться как полезные расширения смысла, так и бессмысленные.

Итак, приступим. Буква S – Specific – предполагает, что цель должна быть конкретной, как порой трактуют: ясно описывающей, Что следует сделать и зачем.  В процессе эволюции модели появились и такие варианты: Significant (значимой), Stretching (сложной), Simple (простой). Здесь начинаются вопросы: если цель должна быть значимой, то каковы критерии этой значимости, и кто их определяет? Комментировать диалектическую полярность Сложная – Простая вообще не представляется серьезным занятием.

Что можно предложить в данной части модели? Давайте попробуем оттолкнуться от наилучшего определения цели по своей компактности и понятности: «Цель есть идеальная модель будущего результата». Сразу становится очевидным, что надо сосредоточиться не столько на изяществе формулировки цели, сколько на попытке определения желаемого результата.  Сформулировав желаемое состояние системы, объекта, предмета целеполагания, мы таким образом вполне определяем саму цель.  В данном процессе могут оказаться полезными для тех, кто владеет, технологии решений изобретательских задач (ТРИЗ) и технологии эффективных решений (ТЭР). В этих методологических разработках  применяется понятие Идеального конечного результата (ИКУ). Определив его, становится понятной сама цель.

В технологии создания уникальных решений ПРОГРЕССОР™ http://factorum.nethouse.ru/services/1093991 именно такой подход применен: постановка цели и создание решения производится через формулирование ИКУ.

Таким образом, определив понятийное поле, оставляем букву S как шаг алгоритма постановки целей: Конкретика через понимание конечного результата.

 

Далее М – Measurable — устанавливает, что цель должна быть измеримой количественно (иметь числовые параметры) или оцениваемой качественно (обладать характеристиками свойств, которые можно как-либо оценить). Наиболее ценная буква во всем акрониме! Если цель неизмерима или не оцениваема, мы не в состоянии определить, достигнута она или нет. Следовательно, помимо формулировки, цель должна иметь показатель/ группу показателей, по которым мы будем определять степень ее достижения, а также критерий оценки (плановое значение, единицу измерений, их периодичность и т.д.). Подобная технология, ничем не противоречащая принципам SMART, но расширяющая ее возможности, применятся в методологии BSC (Balanced ScoreCard) / ССП (Сбалансированной системе показателей) Технология К А Р Т А™ ПРОЕКТ моделирования и внедрения системы стратегического управления на основе Сбалансированной системы показателей (ССП/BSC).

Для определения одной конкретной цели модели SMART вполне достаточно. Но, как отмечалось в предыдущей заметке, сложные системы иерархичны, следовательно, и цели таких систем обладают некоей иерархией. И для связной сложной целевой структуры применение SMART недостаточно: мы можем утратить системность сложной группы целей, не учитывая их взаимовлияний, создать как полезные, но неотслеживаемые, противоречия, так и «вредные», разрушительные конфликтные антагонизмы. Принципы построения сложной целевой структуры предусмотрены именно методологией BSC/ССП. Следует заметить, что и эту концепцию часто пытаются упрощать, сведя ее только лишь к установлению KPI или ключевых показателей «эффективности» (а вообще-то – деятельности!), тем самым выхолащивая как системность, так и собственно целеполагание из модели управления.

И еще одно ограничение, связанное с понятием измеримости цели, модель SMART напрямую в себе не устраняет. Если цель ставится на долгосрочный горизонт планирования, а значения показателей меняются по периодам измерений, то «зашивать» показатели и критерии их оценки в саму формулировку цели не получается. «Увеличение прибыли на 20% ежемесячно»  - еще как-то понятная формула. А вот «Ежемесячный рост продаж на 20%» может оказаться недееспособным лозунгом: сезонность, конкуренция, активность клиентов, регламентные работы в производственном контуре и множество иных факторов внутренней и внешней среды вынуждают задавать гибкий график изменения тренда продаж. Разделив же по концепции BSC/ССП объекты постановки целей на Цели – Показатели – Критерии, мы получаем гибкую и удобную системы целеполагания.

Таким образом, шаг постановки целей M теперь еще более понятнее и полезен. Только подход изменился.

 

Следующий шаг модели  А - Attainable — изначально устанавливал, что цель должна быть достижимой. Впоследствии появились иные варианты трактовок, похожие на попытку «огород городить»:  Appropriate (уместной), Achievable (достижимой), Agreed (согласованной), Assignable (приемлемой для делегирования), Ambitious (амбициозной), Attractive (привлекательной), Action-oriented (ориентированной на действия). Если увлечься подобным занятием, мы найдем еще множество версий для интерпретации буквы А. Но наша задача – установить принципы целеполагания. Поэтому, не соревнуясь в изысках, остановимся на понятии достижимости. И здесь снова возникают ловушки для управленца. Его задача антагонистична устремлениям собственника бизнеса, он призван минимизировать риски. И именно с этой позиции он станет определять порог достижимости определяемых самостоятельно или спущенных сверху целей. Владелец же имеет иные устремления: ему важен растущий, и как можно динамичнее, доход (прибыль), и ему совершенно не нравится уровень расходов, призванный обеспечить желаемый доход. Пожалуй этот шаг модели – наиболее конфликтен. Как найти баланс интересов, наилучшее соотношение доходов и расходов? Можно воспользоваться концепцией ЭРА™  БИТВА С ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ: Новая ЭРА™ успеха .

Еще один момент требует рассмотрения. Как мы видим, в расширенных интерпретациях есть трактовка шага А как амбициозность и привлекательность. И опять это – зона конфликта для постановщиков целей и их исполнителей.  Мало того, в самой трактовке уже заложен конфликт: цель должна быть и амбициозной, и достижимой. Где рамки, каковы границы того и другого? И каков предел амбициозности? Наличие требуемых ресурсов? Или все-таки – желаемый до самозабвения результат?  А дефицит ресурсов на его получение?, как с этим быть? Вывод один: при определении цели надо опереться или на одно, или на другое, решая задачу последовательно. Если отталкиваться от доступных ресурсов, мы, скорее всего, добьемся достижимости. Но устоит ли при этом амбициозность? Если же взмыть за облака в стремлении достичь недостижимого, где брать ресурсы на такой подвиг?

С точки зрения внутренней мотивации постановщиков и реализаторов целей и здесь возможен конфликт. Почему? Установлено и много раз перепроверено: мотивация избегания потери чего-либо не менее, чем двукратно! превышает мотивацию равноценного обретения! Нам свойственно стремиться удерживать имеющийся статус-кво до тех пор, пока "петух жареный не клюнет...". Поэтому, читая наставления о целеполагании из многочисленных бизнес-букварей, часто ощущаешь справедливый скепсис по поводу призывов ставить цели АМБИЦИОЗНЫЕ. На самом деле, получается, эти цели должны как минимум более, чем вдвое превышать опасения потери текущих достигнутых результатов! Насколько же глобальными тогда должны быть изменения, насколько стратегический характер они имеют?

Поэтому окончательное решение по выбору трактовки шага А всегда остается за тем, кто ставит цели. И процесс коммуникаций, достижения договоренностей с исполнителями целевых устремлений, принятие ими поставленных целей и их привлекательности ли, амбициозности ли, достижимости ли – всегда обязательно необходим.

Решение конфликта амбициозности и достижимости также является областью методологии BSC/ССП: проектирование непротиворечивой, системно увязанной целевой структуры, способной учесть и устремления постановщиков целей, и требования к ресурсам, и мотивацию исполнителей, и многие прочие факторы. В целом все эти задачи системно решаются в рамках моделирования системы управления Технология выполнения проектов постановки системы управления КАРТА™.

 

Следуем далее. R, как изначально предполагалось, - Relevant — означает, что цель должна быть уместной, относящейся к делу или ситуации. В словаре сразу можно заблудиться и в иных значениях этого английского слова. Мало того, чтобы заблудиться окончательно, эволюция управленческого и особенно консультантского коллективного бессознательного надиктовала еще пропасть расширений. Realistic (реалистичной), Resourced (с ресурсами для выполнения), Resonant (значимой), Rewarding (обещающей вознаграждение) – далеко не полный перечень интерпретаций.

Давайте думать. Если в шаге А выбрана трактовка достижимости, то что дает нам еще и реалистичность? Если в шаге S была предусмотрена Significant (значимая), то теперь – еще более значимая? Обеспеченная ресурсами для выполнения – уже обсуждалось выше. Кстати, о выборе и поиске ресурсов – предусмотрена следующая заметка. Обещающей вознаграждение? – вот и свели мотивацию к стимулированию…

Что делать? Выбирать. Необходимы итерации на прежние шаги алгоритма. Что уже выбрано для расшифровки прежних символов? Как они могут измениться после следующего выбора? Прямых рекомендации уже нет, а значит, модель становится все менее работоспособной и адекватной. Пока выбираем релевантность, если достижимость-реалистичность уже была. И опять следует сделать ссылку на методологическую концепцию BSC/ССП: в процессе разработки стратегии, настройки организационной управленческой модели на ее реализацию (систем бюджетирования, бизнес-процессов, проектов, структур, мотивации) производится системное определение и выбор требуемых ресурсов.

 

И наконец, самая бесспорная и наиболее полезная во всей модели SMART буква Т – Time bound или Time limited – цель должна быть ограниченной по времени, иметь свой четко обозначенный временной горизонт действия. И здесь проявилась резвость умов, пытающихся расширить трактовки. Но они несущественно отличны от базовой: цель привязана к времени, и иначе быть не может. Здесь возможно увидеть противоречие с ранее сказанным: цели могут ставиться на длительный период, а показатели и плановые значения могут изменяться. Но противоречие это – кажущееся. Для только лишь применения модели SMART возможна избыточность разбивки цели на периоды с разными показателями. Для системы же целей это – неизбежный процесс. Цель устанавливается на стратегический горизонт, показатели могут даже изменяться (рентабельность инвестиций после того, как их «отбили» может перейти в рентабельность продаж, активов или в целом деятельности), критерии же вообще задаются как под конкретный показатель, так и по периодам планирования, разные. А цель все одна и та же. Если речь идет об одной цели. О сложной системной структуре уже говорилось. Модель SMART в таком случае хороша лишь как верификатор формулировок. Остальное – в концепции BSC/ССП заложено подробно и прочно.

xn----7sba2bnvok.xn--p1ai