Теория иерархии потребностей А. Маслоу. Уровни потребностей по маслоу


Иерархия потребностей по Маслоу. — МегаЛекции

Мотивация персонала как фактор эффективного управления

Руководители всегда сознавали, что необходимо побуждать людей работать на организацию. Однако они полагали, что для этого достаточно простого материального вознаграждения. Но в большинстве случаев это неверно.

Исследователи потребителя и менеджеры сталкиваются с проблемой того, что не существует универсального или всеми признанного описания мотивации человека. Предпринималось несколько попыток всесторонне описать силы, питающие и направляющие чело­веческое поведение, и эти типологии во многом перекликаются друг с другом, отражая общее согласие по поводу статуса некоторых человеческих мотивов.

Одна из самых известных теорий принадлежит Абрахаму Маслоу (1943), выдвинувшему идею об иерархии человеческих потребностей. А. Маслоу делит потребности на низшие физиологические побужде­ния (жажда и проч.), потребности в безопасности (жилище), аффек­тивные потребности (любовь) и потребности высшего порядка — в самооценке и самовыражении (по сути, это потребность человека выразить лучшее, что в нем есть).

Удовлетворение потребностей низшего порядка активизирует следующий, более высокий уровень потребностей, требуя от человека поведения по иным схемам.

 

Смысл понятия мотивация. Содержательные теории мотивации

 

При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно должна выполнить данная организация, когда, как и кто, по его мнению, должен это сделать. Если выбор этих решений сделан эффективно, руководитель получает воз­можность координировать усилия многих людей и сообща реализовывать потенци­альные возможности группы работников. К сожалению, руководители часто ошибочно полагают, что если некая организационная структура или некий род дея­тельности прекрасно «работают» на бумаге, то они также хорошо будут «работать» и в жизни. Но это далеко не так. Руководитель, чтобы эффективно двигаться навстре­чу цели, должен координировать работу и заставлять людей выполнять ее. Менед­жеров часто называют исполнительными руководителями, потому что главный смысл их деятельности состоит в том, чтобы обеспечить исполнение работы данной организации.

Руководители воплощают свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивации. В данном контексте, т.е. в отношении управления, можно дать такое определение:

Мотивация — это процесс побуждения себя и других к деятельности для дости­жения личных целей или целей организации.

 

Содержательные теории мотивации в первую очередь стараются определить потребности, побуждающие людей к действию, особенно при определении объема и содержания работы. При закладке основ современных концепций мотивации наибольшее значение имели работы трех человек: Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга и Дэвида МакКлелланда.

Иерархия потребностей по Маслоу

Одним из первых бихевиористов[1], из работ которого руководители узнали о сложности человеческих потребностей и их влиянии на мотивацию, был Абрахам Маслоу . Создавая свою теорию мотивации в 40-е годы, Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но полагал также, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий. Эта мысль была детально разработана его современником, психологом из Гарварда, Мурреем. Эта теория состоит в следующем:

1. Физиологические потребности являются необходимыми для выживания. Они включают потребности в еде, воде, убежище, отдыхе и сексуальные потребности.

2. Потребности в безопасности и уверенности в будущем включают потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем. Проявлением потребностей уверенности в будущем является покупка страхового полиса или поиск надежной работы с хорошими видами на пенсию.

3. Социальные потребности, иногда называемые потребностями в причастности, — это понятие, включающее чувство принадлежности к чему или кому-либо, чувство, что тебя принимают другие, чувства социального взаимодействия, привязанности и поддержки.

4. Потребности в уважении включают потребности в самоуважении, личных достижений, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании.

5. Потребности самовыражения — потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.

МОТИВАЦИЯ И ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ.

По теории Маслоу все эти потребности можно расположить в виде строгой иерархической структуры, показанной на рис._____. Этим он хотел показать, что потребности нижних уровней требуют удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение человека прежде, чем на мотивации начнут сказываться потребности более высоких уровней. В каждый конкретный момент времени человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая для него является более важной или сильной. Прежде, чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня. Вот что говорят в своей трактовке теории Маслоу психологи Кэлвин Холл и Гарднер Линдсей: «Когда наиболее сильные и приоритетные потребности удовлетворены, возникают и требуют удовлетворения потребности, стоящие в иерархии следом за ними. Когда и эти потребности удовлетворяются, происходит переход на следующую ступень лестницы факторов, определяющих поведение человека».

Поскольку с развитием человека как личности расширяются его потенциальные возможности, потребность в самовыражении никогда не может быть полностью удовлетворена. Поэтому и процесс мотивации поведения через потребности бесконечен. var begun_auto_pad = 54169719; var begun_block_id = 112320391;

Человек, испытывающий голод, будет сначала стремиться найти пищу и только после еды будет пытаться построить убежище. Живя в удобстве и безопасности, человек сначала будет побуждаться к деятельности потребностью в социальных контактах, а затем начнет активно стремиться к уважению со стороны окружающих. Только после того, как человек почувствует внутреннюю удовлетворенность и уважение окружающих, его важнейшие потребности начнут расти в соответствии с его потенциальными возможностями. Но если ситуация радикально изменяется, то и важнейшие потребности могут круто измениться. Как быстро и сильно могут спуститься по иерархической лестнице высшие потребности и какими сильными могут быть потребности самых низких ее уровней — показывает поведение людей, выживших при авиакатастрофе в Андах в 1975 г. — чтобы выжить, эти вполне нормальные люди были вынуждены съесть своих погибших товарищей.

Для того чтобы следующий, более высокий уровень иерархии потребностей начал влиять на поведение человека, не обязательно удовлетворять потребность более низкого уровня полностью. Таким образом, иерархические уровни не являются дискретными ступенями. Например, люди обычно начинают искать свое место в некотором сообществе задолго до того, как будут обеспечены их потребности в безопасности или полностью удовлетворены их физиологические потребности. Этот тезис можно отлично проиллюстрировать на примере тон большой важности, которую имеют ритуалы и социальное общение для примитивных культур джунглей Амазонки и некоторых частей Африки, хотя там всегда присутствуют голод и опасности.

Другими словами, хотя в данный момент одна из потребностей может доминировать, деятельность человека при этом стимулируется не только ею. Более того, Маслоу отмечает:

«До сих пор мы говорили, что иерархические уровни потребностей имеют фиксированный порядок, но из самом деле эта иерархия далеко не такая «жесткая*, как мы полагали. Это правда, что для большинства людей, с которыми мы работали, их основные потребности располагались приблизительно в том порядке, как мы указали. Однако был и ряд исключений. Есть люди, для которых, например, самоуважение является более важным, чем любовь».

 

6.2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕОРИИ МАСЛОУ В УПРАВЛЕНИИ.

Теория Маслоу внесла исключительно важный вклад в понимание того, что лежит в основе стремления людей к работе. Руководители различных рангов стали понимать, что мотивация людей определяется широким спектром их потребностей. Для того чтобы мотивировать конкретного человека, руководитель должен дать ему возможность удовлетворить его важнейшие потребности посредством такого образа действий, который способствует достижению целей всей организации. Еще не так давно руководители могли мотивировать подчиненных почти исключительно только экономическими стимулами, поскольку поведение людей определялось, в основном, их потребностями низших уровней. Сегодня ситуация изменилась. Благодаря более высоким заработкам и социальным благам, завоеванным в результате борьбы профсоюзов и государственных мер регулирования (таких, как Закон о здоровье и безопасности наемного персонала, 1970 г.), даже люди, находящиеся на низших ступенях иерархической лестницы организации, стоят на относительно высоких ступенях иерархии Маслоу. Как отмечает Теренс Митчелл:

*В нашем обществе физиологические потребности и потребность в безопасности играют относительно незначительную роль для большинства людей. Только действительно бесправные и беднейшие елок населения руководствуются этими потребностями низших уровней. Отсюда следует очевидный для теоретиков систем управления вывод о том, что потребности высших уровней могут служить лучшими мотивирующими фа!ясраин, чей потребности нижних уровней. Этот факт подтверждается исследователями, проводившими опросы работников о мотивах их деятельности..

В итоге можно сделать вывод, что если вы руководитель, то вам нужно тщательно наблюдать за своими подчиненными, чтобы решить, какие активные потребности движут ими. Поскольку со временем эти потребности меняются, то нельзя рассчитывать, что мотивация, которая сработала один раз, будет эффективно работать все время.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Пирамида потребностей по Маслоу.

Теория потребностей по Маслоу — это одна из самых важных теорий потребностей, которую обязательно должен знать менеджер по продажам. Пирамида потребностей А. Маслоу объясняет поведение и действия людей при покупке.

Когда вы научитесь понимать мотивацию по Маслоу,  сможете ее применять на практике, в этом случае она станет ключом понимания желаний ваших покупателей и вы сможете грамотно влиять на решение покупателя сделать покупку.

По мнению разработчика данной теории Абрахама Маслоу, каждый человек в разные периоды своей жизни нуждается в удовлетворении следующих потребностей:

  1. Потребности 1 уровня. Биологические  (потребности выживания в еде, питье, тепле, сне, жилье, финансовом доходе).
  2. Потребности 2 уровня. Потребность в безопасности и надежности (стабильном доходе, обеспечение безопасности накопленных материальных ценностей).
  3. Потребности 3 уровня. Потребность принадлежать к выбранной социальной группе (потребность в достижении). Все мы стремимся к достижению собственных целей, нам нужно постоянно чувствовать движение, расти, избегая внутреннего застоя и апатии.
  4. Потребности 4 уровня. Потребность в признании и уважении окружающих. Взрослые уже не могут открыто заявить: » Посмотрите на меня, какой я молодец!»,  и для этого покупают дорогую одежду, аксессуары, машины, ездят отдыхать в экзотические страны, а затем всем знакомым рассказывают о своих успехах.
  5. Потребности 4.1 уровня. Потребность в самоуважении (чувстве идентичности). Выделяю этот уровень потребностей специально для менеджеров по продажам, хотя в обычной классификации его выделяют редко. Для человека (менеджера по продажам) очень важно получить одобрение своих действий у окружающих, прежде, чем он сможет уважать себя.  Иногда продавцы отказываются от невыгодной, по их мнению, продажи для покупателя, стараясь заполучить его уважение.  Такое поведение может быть чревато для менеджера, если у покупателя все же появится потребность в покупке. Поэтому очень важно верить в необходимость вашего товара для покупателя, верить в себя!
  6. Потребности 5 уровня.  Потребность в самовыражении (самоактуализации). Такая потребность возникает, когда человек находится на пике своей жизни, когда он уже прошел все уровни потребностей, многого добился, состоялся, реализовался, он полон позитива и оптимизма, он чувствует, что сполна реализовал свой природный потенциал.

Кстати, есть альтернативная точка зрения на пирамиду потребностей Маслоу, которая объясняет жизненные успехи человека:

Для чего же она нужна эта пирамида потребностей Маслоу, спросите вы?

А вот для чего. Любая реклама, любые маркетинговые акции и распродажи  таких товаров, как еда, одежда, лекарства, недвижимость, основаны на биологических потребностях покупателей (1 уровень).  К потребности в безопасности (2 уровень) обращается реклама страховых компаний, банков, охранные фирмы. Потребность в достижениях (3 уровень) основная для покупателей книг, газет,  слушателя курсов и семинаров. Потребности 4 уровня мы сможем удовлетворить, купив дорогой автомобиль, эксклюзивное украшение, апартаменты. Как ни странно, потребность 5 уровня в самовыражении могут удовлетворить только благотворительность, волонтерство, помощь своему городу, стране или другим людям.

А теперь, как говорится, для чистоты эксперимента, постарайтесь определить, на каком уровне потребностей находитесь вы сами в настоящий момент времени…

Ну как, получилось?

Теперь благодаря пирамиде потребностей Маслоу вы сможете понять своего покупателя: что является его главным мотивом при покупке и потребности какого уровня удовлетворяет тот товар, который вы продаете. Опять же, товар, который вы продаете, должен удовлетворять потребности покупателя именно сейчас, именно в настоящий момент, решать сегодняшние проблемы, а не быть полезным когда-то в будущем.

Как применяется такая пирамида в продажах, а точнее в технике СПИН, расскажет этот познавательный тренинг Александра Ерохина:

Следующие статьи курса:

 Курс менеджеров по продажам                         Главная страница

seportal.ru

Теория иерархии потребностей А. Маслоу

Основные понятия. Механизм мотивации

Мотивация(от греч. Motif и от лат. moveo — двигаю) с точки зрения психологии — побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Мотивацию можно определить как совокупность находящихся вне и внутри человека движущих сил, побуждающих человека осознанно или неосознанно осуществлять определенные действия, направленные на достижение целей.

Для того чтобы понять, почему человек приходит в состояние активности и ведет себя тем или иным образом, необходимо проанализировать имеющиеся у него потребности. Потребность — состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности. Человек испытывает потребность, когда он физиологически или психологически ощущает нехватку чего-либо и стремится потребность устранять, удовлетворять, подавлять или не реагировать на нее.

Мотив( от лат приводить в движение, толкать) – внутреннее осознанное или неосознанное побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей человека.

Для того, чтобы вызвать к действию определенные мотивы, необходимо использование стимулов.

Стимул(от лат. Stimulus- остроконечная палка, которой погоняли животных) – это воздействие, которое обуславливает динамику психических состояний индивида.

Стимулирование -это использование различных стимулов для мотивирования людей.

Стимулирование отличается от мотивирования. Последнее – это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем пробуждения в нем определенных мотивов.

Стимулирование – это одно из средств, с помощью которого может осуществляться мотивирование.

Теория иерархии потребностей А. Маслоу

Одним из первых бихевиористов, посвятивших свое исследование «Теория че­ловеческой мотивации» (1943 г.) выяснению того, каким образом можно мотивировать поведение людей в зависимо­сти от степени удовлетворения человеческих потребностей, был американский психолог Абрахам Маслоу.

Согласно теории Маслоу все разнообразные челове­ческие потребности можно разделить на пять основных групп:

1. Базовые физиологические потребностичеловека,включающие потребность в еде, воде, воздухе, жилище,одежде, сне и сексе. Их еще называют витальными потреб­ностями.

2. Потребности в безопасности и защищенности(их ещеназывают экзистенциальными потребностями) включаютпотребности в безопасном физическом и психологическом окружении (отсутствие непосредственных угроз жизни и здоровью) и уверенность в том, что базовые потребности будут удовлетворены в будущем (отсутствие угроз экономическому положению).

3. Социальные потребности или потребности в причастности — потребности в общении, принадлежности к определенной социальной группе, любви (но не в смысле секса), привязанности и поддержки.

4. Потребности в уважении, включающие как самоуважение, так и уважение со стороны других людей. Эти потребности связаны с желанием иметь положительный имидж, пользоваться вниманием, уважением и признанием других людей.

5. Потребности в самореализации. Высший уровень потребностей, ассоциирующийся со стремлением человека к личностному росту, самовыражению и полной самореализации.

Согласно Маслоу потребности представляют собой строгую иерархию, так как вначале должны быть удовлетворены потребности, находящиеся на более низких уровнях иерархии, а затем — более высоких. Исследователь установил, что человек испытывает одновременно потребности различных уровней, но всегда потребности какого-то одного уровня будут доминировать. По его теории движет человеком не сама потребность, а ее неудовлетворенность. Кроме того, следует иметь в виду, что ни одну потребность полностью удовлетворить нельзя, но даже потребность, удовлетворенная только в основном, больше не мотивирует поведение человека. Так, люди, как правило, стремятся установить контакты и быть принятыми важным для них сообществом, если даже их физиологические потребности и потребности в безопасности еще не будут полностью удовлетворены.

Человек будет стремиться к удовлетворению наиболее важной или сильной для него именно в данный момент времени потребности. Потребность следующего уровня станет играть роль наиболее мощного мотивирующего фактора в поведении человека только после того, как будет удовлетворена потребность, находящаяся на более низком уровне иерархии. Таким образом, индивид продвигается вверх по иерархической лестнице потребностей. Процесс мотивации поведения человека через удовлетворение его потребностей бесконечен, поскольку практически невозможно полностью удовлетворить потребность в самовыражении в связи с развитием человека как личности и расширением его потенциальных возможностей.

Естественный вывод, вытекающий из классификации Маслоу, состоит в том, что в эпоху экономического процветания потребности низшего уровня у сотрудников, работающих в организациях на постоянной основу в основном удовлетворены.

Кроме того, Маслоу разделил пять перечисленных выше групп потребностей на две категории — потребности низшего и высшего уровня, или первичные и вторичные. Потребности первых двух групп (физиологические и потребности в безопасности и защищенности) были отнесены к категории потребностей низшего уровня, а трех следующих групп (социальные потребности, потребности в уважении и самореализации) — к потребностям высшего уровня (рис. 8.2). Такое разграничение опиралось на предположение о том, что потребности второй категории удовлетворяются внутренне, а потребности первой — в основном извне.

 

 

Рис. 8.2. Иерархия (пирамида) потребностей по А. Маслоу

В 1960—1970-х гг. теория иерархии человеческих потребностей Маслоу получила широкое признание, особенно среди менеджеров-практиков. Причиной стала, по всей вероятности, ее интуитивная логичность и простота. Для руководителей различного уровня стало понятым, что мотивация людей в значительной степени зависит от наличия у них разнообразных потребностей. При этом для мотивирования конкретного человека необходимо определить, накакой ступени иерархической лестницы потребностей находится данное лицо, какие активные потребности движут им, и сосредоточить усилия на предоставлении возможности удовлетворить его важнейшие потребности. Однако необходимо учитывать, что со временем потребности меняются и мотивация, которая была эффективной в данном случае, в будущем таковой может и не быть.

Перечислим способы, которые может использовать организация для удовлетворения различных потребностей своих работников.

Похожие статьи:

poznayka.org

Пирамида потребностей Маслоу

Абрахам Маслоу - американский психолог-гуманист, который изучал проблемы мотивации личности, то есть силы, побуждающие ее к действию. Результатом этих исследований стала широко известная Пирамида потребностей Маслоу. В основе этой модели лежит предположение о том, что потребности человека иерархизированы, то есть неравноценны, и удовлетворение условно более высоких возможно лишь после того, как находящиеся на нижней ступени удовлетворятся. Составленная Маслоу пирамида потребностей состоит из 7 ступеней, в ее основе лежат так называемые базовые или витальные потребности человека. Это-первые ступени, без их "прохождения", без удовлетворения жизненно необходимых физиологических нужд человек, согласно Маслоу, даже не задумывается о потребностях более высокого порядка.

Исследователь объединяет потребности в 5 групп:

  • Физиологические. В них входит голод, жажда, удовлетворение сексуального желания и т.д.
  • Экзистенциальные. Стремление к постоянству жизни, комфорту, ощущению безопасности.
  • Социальные. Необходимость в социальных контактах, общении, обмене опытом, внимание и забота как о себе, так и о других, чувство вовлеченности и единства.
  • Потребность самоутверждаться, получать похвалу и благодарность за выполненную работу, развитие, уважение окружающих.
  • Духовные. Самопознание, самореализация, поиск смысла жизни, самоактуализация.

Более подробная пирамида потребностей по Маслоу выглядит следующим образом:

  1. Базовый уровень. Физиологические потребности. Удовлетворение его является обязательным для жизнедеятельности. Сюда входят потребности в еде, в сексе, во сне и т.д.
  2. Чувство уверенности. Человек с удовлетворенными базовыми потребностями становится более спокойным, поисковый инстинкт притупляется и появляется необходимость в защите, убежище, что в рамках социума выражается в необходимости найти близкого и понимающего человека, снискать заботу и понимание. Именно с этого уровня пирамида потребностей Маслоу указывает на преобладание социальных потребностей.
  3. Потребность в принадлежности и любви. Желание чувствовать себя частью целого, быть нужным и принятым. Потребность в понимании, нежности, теплых и доверительных отношениях.
  4. Потребность в уважении и признании. Условно говоря, сытый человек, которого принимают и любят, стремится к большему - к уважению посторонних людей, к признанию себя в качестве развитой и способной личности.
  5. Познавательные потребности. Вслед за приобретением славы или признания желаемого уровня возникает жажда "внутреннего роста" - получения новых знаний, развития. Кругозор расширяется, и такому человеку хочется познать мир вокруг себя, расширять границы своего познания. То есть сконцентрированность на своей жизни сменяется желанием исследования, познания опыта других людей в частности и законов природы и мира - в целом.
  6. Эстетические потребности. Взгляд с удовлетворения чисто эгоистических потребностей начинает постепенно смещаться в сторону гармонизации жизни вокруг себя. Акцент на красоте, гармонии как во внутреннем мире человека, так и во внешнем. Место достаточно обыденных потребностей занимает влечение к искусству.
  7. Высший уровень. Потребность в самоактуализации. Под самоактуализацией Маслоу понимал естественное стремление человека с удовлетворенными потребностями низших уровней к "полному раскрытию себя". Проще говоря, движущей силой такой личности - зрелой - становится стремление найти себя в мире, стать полезной обществу. Послужить другим и делиться с ними своими знаниями, умениями, качествами. Этот уровень является апофеозом развития личности, вышедшей за пределы эгоистического удовлетворения потребностей.

Следует оговориться, что пирамида потребностей Маслоу - это лишь модель строения мотивов личности. Что абсолютно не означает редукцию предшествующего уровня по достижению последующего. Личность, стремящаяся к всеобщему благополучию, все так же желает иметь близкие отношения, так же ощущает голод и жажду.

Пирамида потребностей Маслоу несет в себе информацию о том, что человеку свойственно стремление развиваться и самоактуализироваться. Однако это возможно лишь в случае, если текущие потребности удовлетворены.

fb.ru

Иерархия потребностей по Маслоу

Концепция д-ра Абрахама Маслоу - одна из наиболее известных теорий, объясняющих поведение людей. В книге «Motivation and Personality» («Мотивация и личность»), 1954 г., Маслоу выдвигает гипотезу о том, что людей мотивирует иерархия потребностей. Когда удовлетворены потребности низшего уровня, индивидуумы больше не движимы исключительно ими. По мере того как удовлетворяются потребности каждого последующего уровня, индивидуумы переходят к мотивирующим факторам более высокого порядка.

До Маслоу мир психологии был во власти бихевиоризма и психоанализа. Все внимание было направлено на личности с отклонениями, но Маслоу отказался от этого узкого подхода и стал изучать работу здоровых и успешных людей, популяризируя психологический гуманизм. При этом он внес серьезный вклад как в психологию, так и в бизнес. Иерархия потребностей по Маслоу использовалась для обоснования некоторых методов управления людьми, прежде всего мотивационных подходов.

Вместо того чтобы сосредоточиться на людях, испытывающих проблемы, Маслоу стал изучать жизнь выдающихся личностей, добившихся успеха, таких как Авраам Линкольн. Старательно избегая слова «духовный», он тем не менее признает, что помимо эмо циональных затруднений и ограничений есть еще и моменты, когда раскрывается высшая природа человека. Он ввел в психологию абстрактные, но чрезвычайно важные концепции правды, добра, красоты, единства, трансценденции, жизненной силы, своеобразия, совершенства, справедливости, порядка и простоты. Их он назвал Б-ценностями.

Как работают идеи

Иерархия Маслоу представлена пятью основными уровнями потребностей:

  1. Физиологические потребности. Биологические нужды, такие как потребность в кислороде, пище, воде и относительно постоянной температуре тела, выражены наиболее сильно, поскольку, если они не удовлетворяются, человек погибает.
  2. Потребности безопасности. Взрослые не нуждаются в безопасности, если только речь не идет о чрезвычайных ситуациях или периодах хаоса в социальной структуре (например, широкомасштабные бунты). Но дети часто демонстрируют признаки незащищенности и свою потребность в безопасности.
  3. Потребность в любви, привязанности и принадлежности. Люди стремятся избежать чувства одиночества и отчужденности и нуждаются в том, чтобы давать (и получать) любовь и испытывать привязанность и чувство принадлежности.
  4. Потребности уважения. Чтобы испытывать удовлетворение, уверенность в себе и ощущать свою ценность, человек нуждается в стабильном, основательном, высоком уровне самоуважения, а также в уважении со стороны окружающих. Если эти потребности не удовлетворяются, человек чувствует себя неполноценным, слабым, беспомощным и никчемным.
  5. Потребность в самоактуализации. Маслоу описывает самоактуализацию как постоянный процесс. Самоактуализирующиеся люди посвящают себя чему-то еще помимо проблем выживания. Они увлечены своей работой, имеют призвание или склонность к чему-либо.

Это, по мнению Маслоу, объясняет, почему музыканту необходимо заниматься музыкой, художнику - рисовать, поэту - писать стихи. Если эти потребности не удовлетворяются, человек испытывает беспокойство, неуверенность, напряженность. Потребности более низкого порядка могут также вызывать беспокойство, но в этом случае его причину легче определить. Если человек голоден, беззащитен, нелюбим, не принят другими или не питает уважения к самому себе, причина очевидна. Но не всегда ясно, чего хочет человек, когда у него возникает потребность в самоактуализации.

По Маслоу, люди не переходят к потребностям в самоактуализации исключительно из-за препятствий, которые перед ними ставит общество, в том числе их работодатель. Работа может тормозить личный рост, а может и способствовать ему. Маслоу показал, что усовершенствованный образовательный процесс мог бы стимулировать личный рост, если осуществить следующие шаги:

  • учить людей быть самими собой, знать свое внутреннее «я» и прислушиваться к голосу своих чувств;
  • учить людей преодолевать свои культуральные предубеждения и становиться гражданами мира;
  • помогать людям найти свое призвание, следовать своим склонностям, судьбе и предначертанию, что прежде всего касается избрания карьеры и спутника жизни;
  • учить людей тому, что жизнь драгоценна и открыта для радости. Если вы расположены видеть доброе и радостное во всех ситуациях, ваша жизнь исполнена смысла.

Маслоу утверждал, что людьми управляют не только механические силы (стимулы и подкрепление, в терминологии бихевиоризма) или неосознанные инстинктивные импульсы, как говорит психоанализ. Необходимо также учитывать их человеческий потенциал. Он верил, что люди стремятся достичь высочайших уровней своих способностей, раздвинуть границы творчества, сознания и мудрости. Другие психологи называют таких индивидов «полностью функционирующими» или обладающими «здоровой личностью», Маслоу же назвал их «самоактуализирующимися».

Маслоу разработал иерархическую теорию потребностей. В основании этой пирамиды лежат физиологические, или «животные», нужды, а на вершине ее находятся человеческие потребности. Человек, занятый удовлетворением биологических потребностей, связанных с выживанием, не интересуется ценностями более высокого порядка.

Каждый следующий уровень пирамиды связан с предыдущим: только удовлетворив базовые нужды, люди могут перейти к более сложным потребностям.

 

www.eksword.ru