Что такое компетенции? Ключевые компетенции и их оценка. Компетенции педагога и учащихся. Что такое компетенция компетентность компетенция


Компетенция и Компетентность. Ключевые компетенции

Компетенция и Компетентность. Ключевые компетенции

Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования. По мнению современных педагогов, само приобретение жизненно важных компетентностей дает человеку возможность ориентироваться в современном обществе, формирует способность личности быстро реагировать на запросы времени.

Компетентностный подход в образовании связан с личностно-ориентированным и действующим подходами к образованию, поскольку касается личности ученика и может быть реализованным и проверенным только в процессе выполнения конкретным учеником определенного комплекса действий. В связи с этим в современном педагогическом процессе существенно возрастает роль профессионально компетентных педагогов к организуемой ими учебной деятельности учащихся.

Компетенции и компетентности “закладываются” в образовательный процесс посредством образовательных технологий и изменения содержания образования. Но кроме этого должны поменяться стиль жизни, атмосфера образовательного учреждения и способ взаимодействия между преподавателями и обучающимися и между самими обучающимися.

 Как различать понятия “компетенция” и “компетентность”?

Компетенция  включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Компетентность является сложным образованием, интегрированным результатом обучения, и под компетентностью следует понимать владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Там, где это возможно и необходимо, нужно разделять данные понятия, имея в виду под компетенцией заданное требование к образовательной подготовке ученика, а под компетентностью – уже состоявшееся его личностное качество (характеристику).

А.В. Хуторской предлагает трехуровневую иерархию компетенций:

1) ключевые компетенции — относятся к общему содержанию образования;2) общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;3) предметные компетенции — частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

Ключевые компетенции конкретизируются на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения. Перечень ключевых компетенций определяется на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в обществе:

  1. Ценностно-смысловые компетенции.
  2. Общекультурные компетенции.
  3. Учебно-познавательные компетенции.
  4. Информационные компетенции.
  5. Коммуникативные компетенции.
  6. Социально-трудовые компетенции.
  7. Компетенции личностного самосовершенствования.

edu.enterinfo.ru

Что такое компетенции — Российская газета

- Наши учащиеся по окончании обучения должны располагать следующими компетенциями...

Когда я впервые услышала о "компетенциях", решила, что это ошибка. Ведь слово "компетенция", как и "компетентность", по моему скромному мнению, не может иметь множественного числа! Оказывается, так говорят, и давно. Только "компетенции" с множественным числом - это термин, а с терминами и не такое бывает!

"Компетенцию" Толковый словарь под редакцией Н. Шведовой определяет как круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен, а также круг чьих-то полномочий, прав. Слово пришло к нам из романо-германских языков (немецкое Kompetenz или французское competence, и оба восходят к латинскому competentio - соответствие, способность). Это компетенция суда. Дело не входит в вашу компетенцию. Компетентный человек, компетентный специалист - знающий, осведомленный, авторитетный в какой-либо области. Суждение тоже может быть компетентным, то есть подкрепленным знаниями и авторитетом. Компетентность такого суждения бесспорна. Компетентность, но не компетентности!

Что же тогда такое "компетенции"? Кто превращает "компетенцию" в единицу измерения, кто заинтересован в умножении этих единиц? Еще раз: это термин. Им широко пользуются преподаватели, специалисты по отбору персонала и т.п. В их понимании "компетенция" - это способность успешно действовать на основе знаний и практического опыта. И таких "компетенций", по мнению методистов и педагогов, у выпускников школ и вузов должно быть много.

У тех, кто не был знаком с профессиональным употреблением слова "компетенция", возникает вопрос: а можно назвать это иначе? Например, навыком или умением, тем более что у этих существительных множественное число уже есть. Педагоги отвечают: навык, умение - понятия более узкие, более "инструментальные", чем компетенция, которая включает в себя и теоретические познания, и способность использовать их на практике. Тут не возразишь. Так что не пугайтесь, если услышите о "компетенциях", такое употребление действительно возможно. С оговоркой: оно сугубо специальное!

rg.ru

Понятие компетенций и их виды, и уровни развития компетенций. Виды компетенций в педагогическом процессе. Виды компетенций в образовании

Большая часть исследователей, изучающая понятие компетенций и их виды, отмечают их многосторонний, системный и разноплановый характер. При этом проблема выбора наиболее универсальных из них считается одной из центральных. Рассмотрим далее, какие существуют виды и уровни развития компетенций.

Общие сведения

В настоящее время существует огромное разнообразие подходов к их классификации. При этом основные виды компетенций определяются с использованием как европейской, так и отечественной систем. В глоссарии ФГОС приводятся определения базовых категорий. В частности, указаны отличия компетенции от компетентности. Первая представляет собой комплекс определенных знаний, навыков и умений, в которых человек осведомлен и имеет практический опыт. Компетентностью именуют способность активно пользоваться полученными профессиональными и личными знаниями в ходе своей деятельности.

Актуальность вопроса

Следует сказать, что в настоящее время отсутствует единое семантическое пространство определения "ключевые компетенции". Более того, в различных источниках они именуются по-разному. Выделяя виды ключевых компетенций в образовании, исследователи обнаруживают размытость и нестрогость деления самих этих категорий. Примером может служить классификация Г. К. Селевко. По мнению исследователя, существуют такие виды компетенций, как:

  1. Коммуникативная.
  2. Математическая.
  3. Информационная.
  4. Продуктивная.
  5. Автономизационная.
  6. Нравственная.
  7. Социальная.

Пересекаемость классов (нестрогость) выражена в этой классификации в том, что, к примеру, продуктивность можно рассматривать в качестве общего свойства любой деятельности: общения или решения математических заданий. Информационная категория пересекается с прочими, и так далее. Таким образом, эти виды компетенций не могут выделяться как обособленные. Пересекающиеся значения обнаруживаются также и в классификации А. В. Хуторского. Он определяет следующие виды компетенций:

  1. Учебно-познавательную.
  2. Ценностно-смысловую.
  3. Социально-трудовую.
  4. Коммуникативную.
  5. Общекультурную.
  6. Личностную.
  7. Информационную.

У различных авторов можно встретить от 3 до 140 компетенций. В 1996 г. на симпозиуме в Берне был сформулирован примерный перечень базовых категорий. В него вошли следующие виды компетенций:

  1. Социальные и политические.
  2. Межкультурные. Они позволяют сосуществовать с людьми иной религии или культуры.
  3. Определяющие способность обучаться в течение всей жизни.
  4. Относящиеся к владению письменной и устной коммуникацией.

Отечественная классификация

Наиболее комплексно, по мнению экспертов, виды профессиональных компетенций определены И. А. Зимней. Ее классификация базируется на категории деятельности. Зимняя выделяет следующие виды профессиональных компетенций:

  1. Относящиеся к человеку как к личности, как к субъекту общения, деятельности.
  2. Касающиеся социального взаимодействия людей и окружающей среды.
  3. Относящиеся непосредственно к деятельности человека.

Для каждой группы предусматриваются свои виды ключевых компетенций. Так, в первую включаются следующие категории:

  1. Здоровьесбережение.
  2. Ценностно-смысловая ориентация в мире.
  3. Гражданственность.
  4. Интеграция.
  5. Предметная и личная рефлексия.
  6. Саморазвитие.
  7. Саморегулирование.
  8. Профессиональное развитие.
  9. Речевое и языковое развитие.
  10. Смысл жизни.
  11. Владение культурой родного языка.

В рамках второй группы к основным видам компетенций относятся навыки:

  1. Общения.
  2. Социального взаимодействия.

В последний блок включены компетенции:

  1. Деятельности.
  2. Информационных технологий.
  3. Познавательные.

Структурные элементы

Если анализировать выделенные авторами виды компетенций в образовании, то обнаружить принципиальные различия между ними достаточно сложно. В этой связи, целесообразно рассматривать категории в качестве взаимоподчиненных компонентов активности субъекта. В рамках какой-либо сферы деятельности компетенция включает в себя следующие компоненты:

  1. Когнитивный.
  2. Мотивационный.
  3. Аксиологический (ценностные отношения, направленность личности).
  4. Практический (навыки, умения, опыт, способности).
  5. Эмоционально-волевой. В данном случае компетенция рассматривается в качестве потенциала компетентности. Он может реализовываться в конкретной сфере деятельности и должен стать эффективным при использовании механизмов саморегуляции и самоорганизации.

Важный момент

Виды компетенций учителя, по мнению ряда исследователей, должны включать в себя два базовых элемента. Первым выступает социально-психологический аспект. Он предполагает стремление и готовность сосуществовать в гармонии с другими и собой. Второй элемент – профессиональный. Он предусматривает готовность и стремление работать в конкретной сфере деятельности. Каждый из указанных компонентов, в свою очередь, можно разделить на определенные виды компетенций. В педагогическом процессе присутствуют базовые и специальные элементы. Первые относятся к выпускникам всех вузов. Вторые являются важными для конкретной специальности.

Компетенции (виды в педагогике)

Для будущих специалистов разработана система, состоящая из 4-х блоков. В каждом из них определены виды профессиональных компетенций педагога:

  1. Общая социально-психологическая.
  2. Специальная профессиональная.
  3. Специальная социально-психологическая.
  4. Общая профессиональная.

Последняя определяется, как базовые навыки, знания, способности, умения и готовность к их актуализации в рамках группы специальностей. В этот блок могут включаться такие виды компетенций учащихся, как:

  1. Административно-управленческая.
  2. Научно-исследовательская.
  3. Производственная.
  4. Проектно-конструктивная.
  5. Педагогическая.

Специальная категория предполагает уровень и тип подготовки выпускника, наличие у него стремления и готовности, необходимых для осуществления конкретной деятельности. Их содержание определяется в соответствии с государственными квалификационными показателями. Общие социально-психологические компетенции представляют собой стремление и готовность к эффективному взаимодействию с окружающими, способность понимать других и себя на фоне постоянно изменяющихся психических состояний, условий среды, межличностных отношений. В соответствии с этим, выделяют базовые категории, составляющие данный блок. В него входят такие виды компетенций, как:

  1. Социальные (способность работать в группе/коллективе, ответственность, толерантность).
  2. Персональные (стремление и готовность самостоятельно развиваться, обучаться, совершенствоваться и пр.).
  3. Информационные (владение существующими технологиями, способность их использовать, знание иностранного языка и пр.).
  4. Экологические (знание закономерностей развития природы и общества и пр.).
  5. Валеологические (стремление и готовность следить за своим здоровьем).

Специальные социально-психологические компетенции предполагают наличие умений мобилизовать важные, с профессиональной точки зрения, качества, которыми обеспечивается продуктивность непосредственной работы.

Базовые навыки

Виды компетенций учащихся выступают в качестве главных критериев качества их подготовки, степени сформированности базовых умений. В числе последних присутствуют следующие навыки:

  • самоуправления;
  • коммуникации;
  • социальные и гражданские;
  • предпринимательские;
  • управленческие;
  • анализаторские.

В базовый блок также включаются:

  • психомоторные умения;
  • познавательные способности;
  • общетрудовые качества;
  • социальные способности;
  • индивидуально-ориентированные умения.

Здесь же присутствуют:

Характеристики

Анализируя навыки, указанные выше, можно отметить, что с ними согласуются базовые виды компетенций в образовании. Так, социальный блок состоит из способности принимать на себя ответственность, совместно прорабатывать решения и участвовать в их реализации. К социальным компетенциям относят и толерантность к разнообразным религиям и этнокультурам, проявление сопряженности индивидуальных интересов с нуждами общества и предприятия. В когнитивный блок входят готовность к повышению уровня знаний, потребность в реализации и актуализации личного опыта, потребность в изучении новой информации и приобретении новых навыков, способность к самосовершенствованию.

Уровни развития компетенций

Характеристика поведенческих индикаторов, несомненно, имеет большое значение при оценке навыков субъекта. Однако немаловажно также выделить уровни развития существующих компетенций. Наиболее универсальной считается система описания, используемая в некоторых западных компаниях. В рамках этой классификации можно определить важные качества, поместив их на соответствующие ступени. В классическом варианте для каждой компетенции предусматривается 5 уровней:

  1. Лидерский – А.
  2. Сильный – В.
  3. Базовый – С.
  4. Недостаточный – D.
  5. Неудовлетворительный – Е.

Последняя степень показывает, что субъект не обладает необходимыми навыками. Более того, он даже не пытается их развить. Этот уровень считается неудовлетворительным, так как человек не только не использует никаких навыков, но и не понимает их важность. Недостаточная степень отражает частичное проявление умений. Субъект стремится, пытается использовать необходимые навыки, включенные в компетенцию, понимает их важность, однако эффект от этого наступает не во всех случаях. Базовая степень считается достаточной и необходимой для человека. Этот уровень показывает, какие конкретно способности и поведенческие акты свойственны данной компетенции. Базовая степень считается оптимальной для осуществления эффективной деятельности. Сильный уровень развития компетенций необходим для руководящих кадров среднего звена. Он предполагает очень хорошую сформированность навыков. Субъект, владеющий сложными умениями, может оказывать активное воздействие на происходящее, решать оперативные вопросы в критических ситуациях. Этот уровень также предполагает способность предвидеть и предупреждать негативные явления. Самая высокая степень сформированности навыков необходима для топ-менеджеров. Лидерский уровень требуется для руководителей, принимающих стратегически важные решения. Эта ступень предполагает, что субъект не только в состоянии самостоятельно применять имеющиеся необходимые навыки, но и может формировать для других лиц соответствующие возможности. Человек, обладающий лидерским уровнем развития компетенций, организует мероприятия, формулирует правила, нормы, порядок, способствующие проявлению умений и способностей.

Условия реализации

Для эффективного применения компетенций они должны обладать рядом обязательных признаков. В частности, они должны быть:

  1. Исчерпывающими. Перечнем компетенций должны охватываться все элементы деятельности.
  2. Дискретными. Конкретная компетенция должна соответствовать определенной деятельности, четко обособленной от других. В случае, когда навыки перекрываются, возникают сложности при оценке работы или субъектов.
  3. Сфокусированными. Компетенции должны иметь четкие определения. Нет необходимости стремиться к охвату в одном навыке максимального количества сфер деятельности.
  4. Доступными. Формулировка каждой компетенции должна быть такой, чтобы ее можно было универсально использовать.
  5. Конкретными. Компетенции призваны укреплять организационную систему и усиливать цели в долгосрочном периоде. Если они будут абстрактными, то должного эффекта от них не будет.
  6. Современными. Комплекс компетенций должен постоянно пересматриваться и корректироваться, в соответствии с действительностью. В них должны учитываться как текущие, так и предстоящие потребности субъекта, общества, предприятия, государства.

Особенности формирования

В рамках компетентностного подхода в качестве непосредственного результата педагогической деятельности выступает формирование базовых навыков. К ним относят способности:

  1. Объяснять текущие явления, их суть, причины, взаимосвязи между ними, используя при этом соответствующие знания.
  2. Учиться – решать проблемы в области учебной деятельности.
  3. Ориентироваться в актуальных проблемах современности. К ним, в частности, относят политические, экологические, межкультурные вопросы.
  4. Решать задачи, являющиеся общими для различных видов профессиональной и прочей деятельности.
  5. Ориентироваться в духовной сфере.
  6. Решать проблемы, касающиеся реализации конкретных социальных ролей.

Задачи преподавателей

Формирование компетенций обуславливается реализацией не только нового содержания образования, но и технологий и методов обучения, адекватных современным условиям. Их перечень достаточно широк, а возможности весьма разноплановы. В этой связи следует определить ключевые стратегические направления. К примеру, достаточно высок потенциал продуктивных технологий и методик. Его реализация воздействует на достижение компетентности и приобретение компетенций. В перечень базовых задач преподавателей, таким образом, входят:

  1. Формирование условий для самореализации детей.
  2. Усвоение продуктивных умений и знаний.
  3. Развитие стремления к пополнению своей базы в течение всей жизни.

Рекомендации

Для реализации указанных выше задач следует руководствоваться некоторыми правилами:

  1. В первую очередь, преподаватель должен понимать, что главным в его деятельности выступает не предмет, а личность, которая формируется при его участии.
  2. Не следует жалеть времени и сил на воспитание активности. Необходимо помогать детям в освоении наиболее продуктивных методов образовательно-познавательной деятельности.
  3. Для развития мыслительного процесса следует чаще применять вопрос "Почему?". Понимание причинно-следственной связи выступает в качестве неотъемлемого условия эффективной работы.
  4. Развитие творческого потенциала осуществляется посредством всестороннего анализа проблем.
  5. При решении познавательных задач следует использовать несколько способов.
  6. Ученики должны понимать перспективы своего обучения. В этой связи им чаще необходимо разъяснять последствия тех или иных действий, результаты, которые они принесут.
  7. Для лучшего усвоения системы знаний целесообразно использовать планы и схемы.
  8. В ходе образовательного процесса обязательно необходимо учитывать индивидуальные особенности детей. Для облегчения решения воспитательных задач следует условно объединять их в дифференцированные группы. В них целесообразно включать детей с примерно одинаковыми знаниями. Для лучшего понимания индивидуальных особенностей целесообразно беседовать с родителями и другими преподавателями.
  9. Необходимо учитывать жизненный опыт каждого ребенка, его интересы, специфику развития. Школа должна тесно взаимодействовать с семьей.
  10. Исследовательская работа детей должна поощряться. Необходимо найти возможность познакомить учеников с техникой экспериментальной деятельности, алгоритмами, которые используются при решении задач или обработке информации из различных источников.
  11. Следует объяснять детям, что для каждого человека найдется место в жизни, если он овладеет всем, что в будущем будет способствовать реализации его планов.
  12. Обучать нужно так, чтобы каждый ребенок понимал, что знание для него – жизненная потребность.

Все эти правила и рекомендации – только незначительная часть преподавательской мудрости и мастерства, опыта предыдущих поколений. Их использование, тем не менее, существенно облегчает процесс реализации задач и способствует более быстрому достижению целей образования, состоящих в формировании и развитии личности. Несомненно, все эти правила необходимо адаптировать под современные условия. Быстро меняющаяся жизнь предъявляет новые требования к качеству образования, квалификации, профессионализму, личным качествам всех участников процесса. При планировании своей деятельности преподаватель должен учитывать это. При соблюдении этого условия его деятельность принесет ожидаемый результат.

fb.ru

Эффективное профессиональное обучение - Компетенция и компетентность

компетенция и компетентность

 

 

На сегодняшний день нет единого толкования понятий компетенция и компетентность. Но для успешного внедрения и реализации новых ФГОС  НПО, СПО и ВПО необходимо чётко разобраться  с этими понятиями, чтобы правильно разработать и реализовать новые учебные программы по соответствующим специальностям. Ведущие специалисты мира дают следующие определения компетенции:

1.Требование организации к работнику, предписывающее ему ответственность за определённый результат на определённом участке в организации (в рамках определённой области ответственности) [ Spenser LM]

2.Желательный для организации стандарт поведения в определённой должностной роли (бизнес-ситуации), обеспечивающий  успешное достижение организацией своих целей [Spenser LM].

3.Способность управлять ситуацией [Keen].

4.Формально описанные требования к личностным, профессиональным  качествам сотрудников [Mirabile].

5.Группа знаний в определённой области, навыков и отношений, которые влияют на значительную часть профессиональной деятельности [Parry].

6.Базовая характеристика индивида, которая причинно связана с критериями эффективного или успешного действия в профессиональных и жизненных ситуациях [Spenser & Spenser].

7.Динамичное сочетание знания, понимания, навыков и способностей. [Проект «Настройка образовательных структур в Европе» ].

8.Некоторое интегративное качество субъекта, включающее в себя когнитивные, мотивационные, ценностные и практические аспекты, которые проявляются в успешных действиях в какой-либо области [Проект ГОС ВПО].

9.Интегрированный результат обучения, выражающийся в готовности субъекта эффективно использовать внутренние и внешние ресурсы для выполнения профессиональной деятельности в типовых и нестандартных ситуациях [Афанасьев ВА].

10. Способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определённой области. /ФГОС СПО третьего поколения по специальности «Технология машиностроения»/.

Рассмотрим понятие «компетенция» с различных точек зрения:

1. С точки зрения учебного процесса.

1.1.В учебном процессе компетенция это прежде всего результат обучения: в ходе изучения модуля обучающийся освоил конкретную компетенцию - конкретные знания, умения; приобрёл опыт (профессиональные качества) и продемонстрировал при этом настойчивость, самостоятельность, ответственность (личностные качества).

1.2. Кроме этого в учебном процессе компетенция является интегрированным результатом обучения ( интеграция теории и практики, интеграция методов обучения и педагогических технологий, интеграция учебных дисциплин, интеграция работодателя и учебного заведения и т.д.).

2. С точки зрения профессиональной деятельности.

2.1. Работодателю необходимы специалисты, обладающие способностью решать конкретную производственную проблему и что будет использовать специалист при этом (знания, умения, опыт и т.д.) для работодателя неважно, т.к. его интересует не процесс решения проблемы, а конкретный  результат. Но с точки зрения достижения  конкретного результата важна не способность применения знаний, умений и опыта, а степень(уровень) готовности к выполнению должностных обязанностей(основных функций). Степень готовности определяет именно система знаний, умений, опыта, ответственности, самостоятельности, настойчивости, т.е. совокупность профессиональных и личностных качеств специалиста.

 2.2. Понятие «компетенция» подразумевает уровень овладения знаниями, умениями, опытом, т.е. характеризует степень подготовленности и является показателем профессионального уровня специалиста.

Поэтому предлагается следующее определение компетенции:

Компетенция -1. Комплексный интегрированный показатель, характеризующий профессиональный уровень специалиста.

                             2.Совокупность профессиональных и личностных качеств специалиста, необходимых ему для осуществления эффективной трудовой  деятельности.

Компетенция – характеристика специалиста. Для компетенции характерно наличие знаний, умений, опыта, ответственности и т.д.(рис.1)

Рис.1.Профессиональный уровень специалиста

 

Таким образом, компетенция это не способность применять знания, умения, использовать опыт, но сами знания, умения, опыт, ответственность и т.д. При этом нужно особо подчеркнуть комплексный взаимосвязанный характер профессиональных и личностных качеств, заключающийся во взаимном сочетании необходимыхзнаний,умений, опыта, ответственности и  т.д.(рис.2)

 

Рис.2. Структурная схема компетенции.

 

Чем же отличаются компетенция и компетентность?

Для компетенции характерно наличие знаний и умений. Компетенция-знаю как надо делать.

Для компетентности характерна возможность (способность, готовность) применять знания и умения. Компетентность- знаю, что надо делать. Т.е. компетентность - результат применения компетенций в профессиональной деятельности.

Например, для техника-технолога профессиональная компетенция « Проектировать технологические  операции механообработки» предполагает наличие:

1.Знаний - виды деталей и их поверхностей; классификация баз; виды заготовок и схемы их базирования; правила выбора технологических баз; виды обработки резанием; виды режущих инструментов; элементы технологической операции; технологические возможности металлорежущих станков; назначение станочных приспособлений; назначение и виды технологических документов и др.

2.Умений - читать чертежи; анализировать конструкторско-технологические признаки детали, исходя из её служебного назначения; анализировать и выбирать схемы базирования; выбирать технологическое оборудование и оснастку; рассчитывать режимы резания и др.

Обладая данной профессиональной компетенцией, техник-технолог знает как нужно проектировать соответствующую технологическую операцию. Используя эту профессиональную компетенцию, техник- технолог будет компетентен в области разработки техпроцессов, т.е. он будет на высоком профессиональном уровне разрабатывать эффективные технологические процессы.

Другими словами компетенция- характеристика специалиста. Компетентность- характеристика деятельности специалиста.

«Компетентность – самостоятельно реализуемая способность к практической  деятельности, к решению жизненных проблем, основанная на приобретённых обучающимся учебном и жизненном опыте»[АМ Новиков].

«Профессиональная компетентность – это способность специалиста решать различного рода профессиональные проблемы, задачи на основе имеющегося опыта, знаний и ценностей(компетенций)»[МА Чошанов].

 

epo.ucoz.com

Что такое компетенции? Ключевые компетенции и их оценка. Компетенции педагога и учащихся

«Компетенция» — слово, применяющееся, быть может, не так часто, но порой все же проскальзывающее в тех или иных разговорах. Большинство людей воспринимают его смысл несколько размыто, путая с компетентностью и употребляя не совсем к месту. В то же время его точное значение может служить весомым аргументом в полемике и дискуссии, а также в разбирательствах. Так что такое компетенции? Что они значат и какие бывают? Разберемся подробнее.

Терминология

По Ефремовой, компетенция определяется как область знаний и тот круг вопросов, в которых отдельный человек хорошо осведомлен. Второе определение, согласно этому же источнику, говорит, что данное слово также обозначает совокупность прав и полномочий (относится к должностному лицу). Последнее сводится к термину «профессиональная компетенция». Он несколько строже, чем первый. Но эта дефиниция гораздо больше подходит и к сути настоящего вопроса о том, что такое компетенции, поскольку первый вариант имеет множество синонимов и не так узко определен.

Компетенция и близкие к ней термины

Существует два подхода к толкованию терминов компетенции и компетентности:

  • отождествление;
  • дифференциация.

Компетентность, грубо говоря, это владение какой-либо компетенцией. В соответствии с тем, насколько широко рассматривается последний термин, и трактуется их взаимосвязь с первым понятием. Он, кстати, описывается как характеризирующее качество индивида, его способность. Компетенция трактуется иначе — это, прежде всего, совокупность.

Структуризация

Компетенция есть интегральный результат взаимодействия следующих элементов ее структуры:

  • Целевого. Определение личных целей, составление определенных планов, построение моделей проектов, а также действий и поступков для того, чтобы достигнуть требуемого результата. Предполагается соотношение целей и личных смыслов.
  • Мотивационного. Истинный интерес и искреннее любопытство в работе, в которой человек компетентен, наличие его собственных причин решать каждое возникающее задание, связанное с этой деятельностью.
  • Ориентационного. Учет в процессе работы внешних предпосылок (понимание базы своего труда, наличие опыта в нем) и внутренних (субъектный опыт, межпредметное знание, методы деятельности, специфические особенности психологии и так далее). Адекватная оценка реальности и себя — своих достоинств и недостатков.
  • Функционального. Наличие умения не только иметь, но и использовать на деле приобретенные знания, навыки, способы и методы деятельности. Осознание информационной грамотности в качестве базы для формирования собственного развития, новаторства идей и возможностей. Отсутствие страха перед сложными заключениями и решениями, выбора нешаблонных методов.
  • Контрольного. Имеются границы измерения протекания и заключений в ходе деятельности. Движение вперед — то есть усовершенствование идей и закрепление правильных и действенных способов и методов. Соотношение поступков и целей.
  • Оценивающего. Принцип трех «само»: анализ, оценка, контроль. Оценивание позиции, необходимости и действенности знания, умений или выбранного способа действовать.
  • Каждый из элементов может своим поведением влиять на все остальные и является значимым фактором для понятия «формирование компетенций».

    Категоризация

    Терминология позволила понять, что такое компетенции в общем смысле. Более конкретно она разделяется на три большие категории:

    • руководство собой;
    • руководство другими;
    • руководство организацией.

    Каждая из категорий содержит некоторое число видов. Всего их двадцать.

    Компетенции также можно поделить и по другому принципу: например, исходя из того, кто ими владеет. Такие типы будут затрагивать профессии, организации и социальные группы.

    Рассмотрим следующие:

  • Компетенции педагога. Суть профессионально-педагогической компетентности.
  • Компетенции учеников. Определение ограниченного набора знаний и умений.
  • Почему были выбраны именно эти?

    Актуальность

    Взаимоотношения учителя и ученика — запутанная структура, состоящая из множества элементов. Недостаточная компетентность в вопросах одного влечет за собой аналогичную проблему у другого. Что же касается того, что именно должно входить в компетенции педагога, здесь можно наблюдать еще более неоднозначную ситуацию.

    Компетенции учеников

    Большинство ученых настаивают, что компетенции учащихся, точнее, их число, должно быть строго ограничено. Следовательно, были выбраны наиважнейшие. Второе их название — ключевые компетенции.

    Европейцы свой список составляли приблизительно, без уточнений. В нем шесть пунктов. Ученик должен:

    • учиться — как главное действие;
    • думать — как двигатель развития;
    • искать — как мотивационный пласт;
    • сотрудничать — как коммуникативный процесс;
    • адаптироваться — как социальное совершенствование;
    • браться за дело — как реализация всего вышеперечисленного.

    Отечественные ученые отнеслись к делу более ответственно. Вот основные компетенции учащихся (всего семь):

    • Умение учиться. Предполагает, что ученик, который способен самостоятельно обучаться, сможет применить те же навыки самостоятельности и в работе, творчестве, развитии, жизни. Эта компетенция предусматривает выбор учащимся цели обучения или осознание и принятие цели, выбранной учителем. Также сюда входит планирование и организация труда, отбор и поиск специальных знаний, наличие навыков самоконтроля.
    • Общекультурная. Развитие личностного самовосприятия себя в целом и в обществе, духовное развитие, анализ национальной и межнациональной культуры, наличие и использование языковых навыков, самовоспитание в себе моральных и социокультурных единых ценностей, направленность на толерантное интеркультурное взаимодействие.
    • Гражданская. К этой компетенции относятся способности ориентироваться в общественно-политической жизни, то есть осознавать себя как члена социума, государства, а также социальных групп. Анализ происходящих событий и взаимодействие с обществом и органами государственной власти. Считаться с интересами других, уважать их, действовать согласно соответствующему законодательству конкретной страны.
    • Предпринимательская. Предполагает не только наличие, но и реализацию способностей. К ним, в числе прочих, относится соотношение желаемого и действительного, организация деятельности, анализ возможностей, составление планов и презентация результатов труда.
    • Социальная. Определение своего места в механизмах социальных институтов, взаимодействие в социальных группах, соответствие социальной роли, дипломатичность и умение приходить к компромиссам, ответственность за свои поступки, общность.
    • Информационно-коммуникативная. Рациональное использование возможностей информационных технологий, построение информационных моделей, оценивание процесса и результата технического прогресса.
    • Здрав

    hochyvseznat.ru

    Компетенции и профессиональная компетентность

    Сегодня руководители часто говорят о профессиональной компетенции своих сотрудников. Что обозначает это понятие?

    Профессиональная компетентность - это сумма накопленного опыта и полученных знаний, позволяющих человеку быстро решать поставленные задачи в профессиональной области.

    Компетентность, говоря научно, складывается из совокупности компетенций. А этот термин многозначный.

    Компетенция, во-первых, обозначает личную способность работника решать производственные вопросы. Иногда случается так, что компетенция человека, не имеющего образования, но проработавшего в отрасли много лет, превышает компетенцию дипломированного специалиста. Она состоит из теоретического знания объекта (деятельности) и навыков практической работы с ним.

    Кроме этого термин «компетенция» обозначает сумму требований, которые предъявляются к конкретному специалисту. Обычно в этом значении термин используют при найме на работу или аттестации специалистов. Сумма всех компетенций как раз и представляет собой понятие «профессиональная компетентность». Другими словами, это понятие можно рассматривать как суммарную характеристику личности, которая отражает полученное образование, накопленный опыт и ряд личностных качеств, позволяющих справляться с профессиональными обязанностями.

    Структура профессиональной компетентности расчленяется на:

    • Профессиональную квалификацию.
    • Личностные особенности, важные для выполнения профессиональных обязанностей.
    • Социально-профессиональный статус.

    Разделение понятия «профессиональная компетентность» на теоретические представления и практические составляющих позволяет составить более детальное представление об нем.

    Теоретические знания об объекте деятельности или круге обязанностей включают:

    • Теоретические представления о том, что значит конкретная профессиональная квалификация.
    • Теоретические представления о профессиональном статусе.
    • Представления о профессиональных особенностях.

    Способы работы с объектами тоже можно структурировать.

    • Методы организации профессиональной специализации.
    • Способы реализации статуса.
    • Способы реализации профессиональных особенностей.

    Однако нельзя сказать, что понятие «профессиональная компетентность» однозначно. Разные специалисты, изучающие педагогику, психологию, социологию, трактуют его по-разному.

    Одни из них считают, что термин обозначает сумму познавательной активности и активности профессиональной. Высокий уровень развития этих факторов снижает психическую напряженность специалиста, повышает эго эмоциональное состояние, помогает накапливать опыт и успешно проходить цепочку «студент (ученик, стажер) - молодой специалист - профессионал - профессионал высокого уровня».

    Другие специалисты пытаются распознать понятие «профессиональная компетентность» как способность в любой ситуации, связанной с профессией, действовать адекватно, самостоятельно. Это, в свою очередь, обязательно требует готовности к самосовершенствованию не только в профессиональной, но и в смежных областях.

    Большая часть специалистов сходятся на том, что профессиональная компетенция включает в свою структуру следующий ряд составляющих:

    • Гностические (профессиональные качества).
    • Ценностно-смысловые (к ним относятся установки специалиста).
    • Деятельностные (профессиональные умения).
    • Личностные (особенности характера, помогающие профессиональному росту).

    Профессиональная компетенция в сумме с технологичностью, навыками, общей и профессиональной культурой, инновационным подходом к деятельности является составной частью профессионализма.

    fb.ru

    Что такое компетентность — Вся Инфа

    Управление персоналом со всеми входящими в него функциями и обязанностями включает в себя ряд факторов, на которые должен ориентироваться современный HR-специалист. Среди этих факторов одно из наиболее важных и значимых мест занимает компетентность. Понятие это довольно многогранное и неопределённое. Но лишь на первый взгляд.

    Руководствуясь этой кажущейся неопределённостью, а также важностью и значимостью компетентности, мы решили посвятить ей отдельный материал. Начнём с краткой исторической справки.

    Вместо вступления

    Создателем основанного на компетенциях подхода к управлению персоналом считается американский психолог Дэвид Макклелланд. В конце 1960-х годов он представил основу понятия компетенции в виде совокупности факторов, оказывающих влияние на эффективность человека в профессиональной сфере. Так, в 1973 году в издании «American Psychologist» была опубликована статья «Тестирование компетентности, а не интеллекта».

    Смысл подхода, предложенного Макклелландом, заключался в том, что сравнивались наиболее и наименее успешные сотрудники компаний, чтобы определить факторы, влияющие на эффективную деятельность. Целью было понимание того, какие конкретно поведенческие и психологические особенности служат причинами успеха. Однако наибольшую популярность и актуальность компетентностный подход получил в 1986 году после выхода книги американского психолога Ричарда Бояциса «Компетентный менеджер: модель эффективной деятельности». Так началась интеграция данного подхода в работу специалистов по всему миру.

    Что же такое компетентность?

    Понятие компетентности разные специалисты интерпретируют по-разному. Согласно самым распространённым мнениям, компетентность – это:

    • Характеристика человека, которая лежит в основе его успеха в рамках конкретной деятельности или конкретной ситуации (Лайл Спенсер и Сайн Спенсер)
    • То, что представляет собой человек, его знания и умения (Уэйн Брокбэнк)
    • Выражающееся в поведенческих понятиях детализированное описание навыков и черт личности, которые необходимы человеку для успеха в своей работе (Дик Мэнсфилд)
    • Конкретные способности и характеристики индивида, позволяющие ему совершать действия, которые приводят к успешному выполнению работы (Ричард Бояцис)
    • Поведенческие компоненты, отличающиеся от интеллектуальных и личностных особенностей (Дэвид Макклелланд)
    • Поведенческие формы, присущие наиболее успешным, а не посредственным сотрудникам (Мелани Кляйн)

    Это далеко не все примеры того, как понимают компетентность разные специалисты, однако внимательное рассмотрение каждого из них говорит о том, что компетентность (она же компетенция) представляет собой любое качество человека, способное повлиять на успех в его работе.

    Но также мы можем увидеть, что эффективность человека обусловлена самыми разными качествами, например, темпераментом, ценностями, убеждениями, мотивацией, способностями, навыками, особенностями поведения и т.д. И если компетентность трактуется так широко, с какой целью придумывать новые термины? По какой причине не хватает, к примеру, такого понятия как «ПВК (профессионально-важные качества)»? И почему же компетентность так прочно вошла в лексикон и деятельность специалистов по управлению персоналом?

    Чтобы ответить на эти вопросы, давайте разберём на конкретных примерах, в чём состоит разница между компетенциями и отдельными качествами человека?

    Конкретные примеры компетенций

    Приведём в пример такие качества как клиентоориентированность, стратегические навыки, лидерство и предприимчивость.

    Клиентоориентированность

    С точки зрения компетентности, ориентированность на клиента подразумевает то, что работник будет направлять все свои усилия на то чтобы раскрыть потребности клиента и удовлетворить их. И для этого у работника должно присутствовать неподдельное желание помогать другим, оказывать им услуги, удовлетворять запросы и т.д.

    Стратегические навыки

    Стратегические навыки включают в себя способность человека мыслить на перспективу, держать в сознании объективную картину ситуации, независимо то того, насколько глубоко он погружён в текущую деятельность. Сюда же входит умение строить долгосрочные планы, воспринимать потенциальные возможности и угрозы, способность выделять самое важное и существенное в каждой конкретной ситуации, умение работать с конкурентами, источниками информации, а также самой информацией.

    Лидерство

    Человек, обладающий лидерскими качествами, должен быть способен мобилизовать людей, направить их на выполнение действий для достижения коллективных целей, привлечь в свою команду таких сотрудников, которые имеют различные таланты. Помимо этого, он должен уметь поддерживать коллег и подчинённых, способствовать их личностному росту и становлению частью команды. Лидер – это тот, кто поддерживает коллективный дух.

    Предприимчивость

    Предприимчивый сотрудник умеет распознавать возможности развития рынка, а также товаров и услуг не только внутри организации, но и вне её. Он должен уметь инициировать действия, которые связаны с приемлемым риском и необходимы для того чтобы получать прибыль или достигать наибольшего конкурентного преимущества.

    Что мы можем сказать о представленных характеристиках? Являются они какими-то самостоятельными качествами человека или же комплексом самостоятельных качеств? Скорее всего, это именно комплекс качеств, т.к. только эта совокупность, но никак не качества сами по себе, формируют поведение сотрудника таким образом, чтобы он был максимально полезен своей организации. И в связи с этим, руководствоваться следует конкретно понятием компетентности. Но внимание следует обратить и на то, что компетентность должна пониматься несколько больше, чем просто совокупность отдельных качеств.

    vsyainfa.xyz