Производственная логистика и ее функции. Логистика все основное


Логистика. Основы логистики

Основные определения — предмет, задачи и цели логистики

Существует множество определений понятия «логистика», что свидетельствует о непознанности всех сторон и глубин ее концепции. С другой стороны, одновременное существование нескольких определений обеспечивает более полное понимание природы, содержательной части и важности ϶ᴛᴏй сферы деятельности. Материал опубликован на http://зачётка.рфПо данной причине рассмотрим наиболее употребляемые ее понятия.

Логистика — ϶ᴛᴏ поставка конкретному потребителю требуемого продукта ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего качества в необходимом количестве в указанное место и в точно назначенное время по приемлемой цене.

Логистика — ϶ᴛᴏ эффективные организация, планирование, управление и контроль над запасами первичных материальных ресурсов (сырья), полуфабрикатов, комплектующих изделий, конечной готовой продукции и запасных частей к ϶ᴛᴏй готовой продукции.

Это определение фиксирует внимание на формировании запасов материально-технических ресурсов.

Логистика — ϶ᴛᴏ процесс планирования, реализации и контроля эффективности потока и хранения материально-технических ресурсов и производственных запасов.

Акцент, как видим, сделан на движении и хранении ресурсов. Движение требует выбора видов транспорта, способов перевозок, направления товаропотоков, в т.ч. и собственными транспортными средствами. Причем часто выбор между ϲʙᴏими возможностями и наймом транспорта будет весьма сложной задачей, требующей учета разных экономических факторов.

При этом организация хранения подразумевает учет количества товаров, их размеров, объемов, дизайна, типа. Соответственно создаются складские помещения, имеющие нужные оборудование и подъемно-транспортные средства с учетом объемов заказов на материальные ресурсы и конечную готовую продукцию, сроков выполнения заказов и других обстоятельств.

Названные понятия логистики ᴏᴛʜᴏϲᴙтся к западной терминологии. В нашей стране принята несколько иная трактовка логистики.

Логистика — ϶ᴛᴏ планирование, контроль и управление транспортировкой, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработкой сырья, материалов и полуфабрикатов, доведением готовой продукции до потребителя в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с его интересами и требованиями, а также передачей, хранением и обработкой ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующей информации.

Цель логистики: достижение наибольшей эффективности фирмы, повышение ее конкурентоспособности.

Основные задачи: совершенствование управления товародвижением, создание интегрированной эффективной системы регулирования и контроля материальных и информационных потоков, обеспечивающих высокое качество поставки продукции.

Объектом исследования и управления в логистике будут материальные потоки, кᴏᴛᴏᴩые будут основными. Сопутствующие потоки — информационные, финансовые и сервисные.

Предметом изучения логистики будет оптимизация ресурсов в определенной экономической системе при управлении основными и сопутствующими потоками.

Логистика содержит в себе: закупочную логистику, связанную с обеспечением производства материалами; производственную логистику; сбытовую логистику (маркетинговую или распределительную). С кажд

xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai

Производственная логистика и ее функции

В основном понятие логистики связывают с хранением и доставкой товаров потребителю. Но одной из главных частей этой системы является производственная логистика. В нее входит планирование производственного процесса, контроль над расходом и пополнением запасов материалов и сырья. Поэтому эту часть логистической системы можно назвать одной из главных в общем потоке.

Производственная логистика – это регулирование всего производственного процесса, направленное на то, чтобы обеспечивалось выполнение всех контрактов и договоров и при этом сокращались затраты. Она позволяет сделать работу производства и его подразделений слаженной и последовательной.

В основном это управление материалами и сырьем. Их путь от начала производства до выхода готовой продукции контролирует производственная логистика.

Задачи логистики на производстве заключаются в контроле над материальными потоками. Это подразумевает их складирование, распределение, упаковку и другие операции. Логистика выполняет также функцию транспортировки материалов внутри предприятия. Если используется собственный транспорт, то эти задачи выполняет логистика производственных процессов. Если же нанимают общественный транспорт, то эти функции выполняет транспортная логистика.

Внутри производства используют отдельные логистические системы. Это может быть отдел оптовой торговли, склады, грузовая станция или морской порт, а также само производство.

Производственная логистика может рассматриваться на микро- или макроуровне. Более крупные системы являются частью всей системы. Но весь процесс логистики зависит от способности мелких производственных логистических систем реагировать на рыночные изменения. Они должны оперативно менять ассортимент и качество выпускаемой продукции и товаров.

Отличную работу логистических систем внутри производства обеспечивает персонал, который должен уметь оперативно наладить оборудование.

Производственная логистика включает подразделения, работа которых должна быть взаимосвязанной и единой. Они должны обеспечивать постоянное прохождение материалов через производственный процесс. Производственная логистика выполняет несколько функций.

В процессе производства не должно образовываться лишних запасов сырья. Логистическая система обеспечивает бесперебойное снабжение производственного процесса необходимым количеством материалов. Это ее главная функция.

Следующая функция - это проведение работы по отгрузке и складированию материалов в кратчайшие сроки при минимальных затратах.

Исключение из ассортимента продукции, которая не пользуется спросом, также входит в задачи логистики. Это быстрое реагирование на изменение рыночных отношений, а также на колебания спроса и предложения.

Эффективное использование оборудования является еще одной важной функцией. Процесс производства должен быть непрерывным.

Еще одна функция - это устранение брака в срочном порядке, чтобы не было лишних затрат.

Использование транспорта с наивысшей рентабельностью - это одна из главных задач логистики.

Налаживание плодотворных и долгосрочных отношений с поставщиками материалов и сырья также входит в непосредственные обязанности логистической системы.

Производственная логистика является неотъемлемой составляющей любого производства. Она позволяет правильно планировать и распределять материальные ресурсы, которые необходимы в процессе производства. Как следствие такой работы, сокращаются издержки производства, улучшается качество и ассортимент продукции в соответствии с требованиями рынка.

fb.ru

Основные понятия и определения логистики

Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЛОГИСТИКИ

Как возник термин «логистика», и как он определяется в словарях?

Понятие «логистика» трактуется в зарубежной и отечественной литературе по-разному. Большинство исследователей сходится на том, что семантика слова восходит к Древней Греции, где «логистика» (англ. – logistics ) обозначала «счетное искусство» или «искусство рассуждения, вычисления». Ис­торически можно проследить две основные трактовки термина, которые дошли до наших дней. Первая связана с военной областью. Здесь логистика определяется как практическое искусство управления войсками и включает широкий круг вопросов, связанных с планированием и управлением материально-техническим снабжением армии, определением мест дислокации войск, транспортным обслуживанием армии и т.п. Вторая – с математической логикой. Этот термин использовался в работах знаменитого немецкого математика Г. Лейбница (1646-1716). Это значение было закреплено за логистикой на философском конгрессе в Женеве в 1904 г.

Две основные трактовки термина «логистика» сохранились и в настоящее время практически во всех европейских языках, что проиллюстрировано в таблице 1, где приведены в хронологическом порядке определения, взятые из ряда словарей. Более подробный семантический анализ термина приведен в терминологическом словаре по логистике и работе В.И. Сергеева.

Существует ли общее (стандартное) определение логистики?

Эволюция понятия «логистика» тесно связана с историей и эволюцией рыночных отношений в промышленно развитых странах, причем сам термин укоренился и стал повсеместно применяться в бизнесе лишь с конца 1970-х годов. С эволюцией рыночных отношений менялось и содержание понятия (подробно см3 ).

Унификацией и стандартизацией терминологии по логистике за рубежом в настоящее время занимаются в основном две организации: Совет логистического менеджмента США ( Council of Logistics Management , CLM ) u Европейская логистическая ассоциация ( European Logistics Association , ELA ).

Таблица 1 – Словарные определения термина «логистика»

Наиболее известным определением, цитируемым большинством зарубежных университетских учебников, является определение логистики, данное CLM b1985 г.:

«Логистика есть процесс планирования, выполнения и контроля эффективного с точки зрения снижения затрат потока запасов сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, сервиса и связанной информации от точки его зарождения до точки потребления (включая импорт, экспорт, внутренние и внешние перемещения) для полного удовлетворения требований потребителей».

В этом определении важны три момента. Во-первых, то, что логистическая деятельность имеет интегрированный характер и охватывает процесс от места возникновения до места потребления потока материальных ресурсов и готовой продукции. Во-вторых, акцентирована важность управления сопутствующей информацией. И, наконец, в-третьих, впервые в сферу интересов логистики попал сервис, т.е. нематериальная деятельность. Это имеет принципиальное значение для развития логистических подходов в индустрии услуг. Так, ранее объектом изучения и оптимизации в логистике были только материальные потоки.

Определение ELA приведено в таблице 1. В настоящее время ELA завершает работу над новой версией словаря ANNEX , где, по всей видимости, будет дано новое определение логистики.

Какова современная трактовка понятия «логистика» с позиций бизнеса?

Современная трактовка понятия «логистика» с позиций бизнеса неоднозначна и зависит от страны, логистической школы (направления) и конкретного исследователя. Разброс мнений очень широк: от утилитарного представления о логистике как наборе некоторых функций, связанных с управлением материальным потоком (транспортировка, складирование, грузопереработка, упаковка, управление запасами и т.п.), до научной (философской) концепции как средства оптимизации любого экономического процесса в локальном или глобальном масштабе.

Определение логистики в литературных источниках обычно дается в широком и/или узком смысле.

В широком смысле: «логистика – наука об управлении материальными потоками, связанной с ними информацией, финансами и сервисом в определенной микро-, мезо- или макроэкономической системе для достижения поставленных перед нею целей с оптимальными затратами ресурсов».

Как указывают Д. Бауэрсокс и Д. Клосс в известной работе, термин «логистика» не относится исключительно к бизнесу или к государственному сектору. Основные концепции логистики применимы как для частного, так и для государственного предприятия.

Большинство исследователей сходятся на том, что с позиций бизнеса (как показывает практика промышленно развитых стран и передовых компаний) логистика представляет собой определенную бизнес-концепцию, позволяющую оптимизировать ресурсы фирмы, связанные с управлением материальными и сопутствующими потоками.

В узком смысле: «логистика – инструментарий интегрированного управления материальными и связанными с ними информационными, финансовыми потоками, а также сопутствующим сервисом, способствующий достижению целей организации бизнеса с оптимальными затратами ресурсов».

В последние годы за рубежом активное распространение получила концепция « Supply Chain Management , SCM » - «Управление цепями поставок». Многие исследователи в США и ЕС противопоставляют SCM собственно логистике (например, CLM , в Крэнфилдском институте логистики и транспорта Великобритании такие известные ученые и специалисты в области логистики, как М. Кристофер, Дж. Сток, Д. Ламберт, М. Купер и многие другие). Общая позиция сводится к тому, что логистика является частью более широкой бизнес-концепции – SCM . В 1998 г. CLM пересмотрел определение логистики 1985 г.: «Логистика является частью процесса управления цепями поставок и представляет собой планирование, реализацию и контроль эффективности потока и запасов продукции, сервиса и связанной информации от точки его зарождения до точки потребления в соответствии с требованиями потребителей».

На наш взгляд, SCM – естественное продолжение и развитие концепции интегрированной логистики в плане межфункциональной и межорганизационной координации . А.Н. Родников трактует Supply Chain Management как логистическую координацию . Вчастности, в своем терминологическом словаре он указывает, что SCM – «управление логистической цепью – упорядочение различных логистических операций и правил их выполнения».

Что является объектом исследования и управления в логистике?

В логистике обычно исследуются возникновение, преобразование и поглощение (потребление) основных и сопутствующих или связанных с основными потоков в определенном экономическом объекте, функционирующем как система, т.е. реализующем поставленные перед ним цели, рассматриваемом вэтом смысле как единое целое и обладающем определенным синергетическим эффектом.

mirznanii.com

1. Основные виды логистики.

Логистику принято разделять, в основном, на закупочную, производственную, распределительную, транспортную и информационную. Иногда выделяют отдельно складскую логистику (логистику складирования), однако ее вполне можно рассматри­вать как составную часть закупочной, производственной, распре­делительной и транспортной логистики. Остановимся на крат­ком описании основных функциональных областей логистики.

Закупочная логистика: назначение закупочной логистики состоит в снабжении, обес­печении компании, предприятия товарами, материалами, сырьем, комплектующими, полуфабрикатами и т.п.; в хранении товаров; в управлении складскими запасами в зависимости от объема продаж, планируемого графика производства товара; в анализе и контроле товарных запасов; организации заказа товаров; оп­ределении оптимального размера заказа; поиске и выборе по­ставщиков и т.д.

Производственная логистика: производственная логистика обеспечивает непрерывную заг­рузку производства сырьем, материалами, комплектующими и их хранение; оптимизацию внутрипроизводственных технологических марш­рутов; содействие в обеспечении непрерывности производства в соответствии с производственным графиком, циклом и т.д.

Транспортная логистика: основной задачей является обеспечение транспортировки то­варов; минимизация транспортных затрат; нахождение оптималь­ных маршрутов по доставке; создание логистических схем, по­иск и выбор перевозчиков, экспедиторов; планирование дос­тавки; участие в части логистики в предконтрактной работе и при заключении контрактов купли-продажи; прохождение та­моженных формальностей в стране, отправления, назначения и при транзите через третьи страны; обеспечение единой контро­лируемой схемы доставки при различных перевозчиках и видах транспорта при смешанных (интермодальных) перевозках; кон­солидация (объединение) грузов в процессе доставки; хране­ние на транзитных складах и складах временного хранения; согласование отгрузочных инструкций с отправителем и получателем и т.д.

Информационная логистика: целью информационной логистики является управление ин­формационными потоками, взаимосвязанными с материальными и финансовыми потоками; внедрение новейших информационных тех­нологий, интегрированных информационных систем автоматиза­ции в логистические процессы; использование их в закупочной, про­изводственной, распределительной и транспортной логистике; со­здание систем планирования, учета и управления, систем монито­ринга (отслеживания), позволяющих информировать клиентов о текущем статусе доставки, местонахождении товара в режиме реального времени и т.д.

Сравнительные логистические характеристики различных видов транспорта

Ключевая роль транспортировки в логистике объясняется не только большим удельным весом транспортных расходов в общем составе логистических издержек, но и тем, что без транспортиров­ки невозможно само существование материального потока. Зачас­тую транспортный сервис, дополненный операциями грузоперера­ботки, например, на грузовых терминалах, включает подавляющее большинство логистических активностей для внешних и интегри­рованных ЛС. Роль транспортировки настолько велика, что круг вопросов, относящийся к этой ключевой комплексной логистической актив­ности, выделен в предмет изучения специальной дисциплины ­транспортной. Согласно классификации ЛС можно выделить внешнюю (в ло­гистических каналах снабжения - сбыта) и внутреннюю (внутри­производственную, технологическую) транспортировку.

Современное понятие транспортировки грузов в нашей стране существенно изменилось с развитием рыночных отношений от от­расли, приравненной к промышленным отраслям экономики, до сферы услуг - транспортного сервиса. С позиций потребителя транс­портный сервис должен обеспечить доставку груза (МР, ГП) обус­ловленного качества в заданное место и время с минимальными затратами. Поэтому потребители транспортных услуг выбирают та­кие виды транспорта и способы транспортировки, которые обес­печивали бы наилучшее качество логистического сервиса.

 Транспортный сервис в современных условиях включает в себя не только собственно перевозку грузов от поставщика потребите­лю, но и большое количество экспедиторских, информационных и трансакционных операций, услуг по грузопереработке, страхова­нию, охране и т.п.

На уровне логистического менеджмента фирмы управление транспортировкой состоит из нескольких основных этапов:

1)                    Выбор способа транспортировки

2)                    Выбор вида транспорта

3)                    Выбор транспортного средства

4)                    Выбор перевозчика и логистических партнеров по транспортировке

5)                    Оптимизация параметров транспортного процесса

Различные виды транспорта составляют транспортный комплекс (ТК). ТК России образуют зарегистрированные на ее территории юридические и физические лица - предприниматели, осуществ­ляющие на всех видах транспорта перевозочную и транспортно­ экспедиционную деятельность, проектирование, строительство, ремонт и содержание железнодорожных путей, автомобильных до­рог и сооружений на них, трубопроводов, работы, связанные с обслуживанием судоходных гидротехнических сооружений, водных и воздушных путей сообщения, проведение научных исследова­ний и подготовкой кадров, входящие в систему транспорта пред­приятия, изготавливающие транспортные средства, а также орга­низации, выполняющие иную связанную с транспортным процес­сом работу.                    .

Терминальные перевозки: перевозка грузов, организуемая и осуществляемая через терминалы, называется терминальной перевоз­кой. Значение этого вида транспортировки в современных микро и макрологистических системах чрезвычайно возросло, что предопределено, прежде всего, интегрированием в нем большого числа ло­гистических активностей.

Терминальные перевозки возникли за рубежом прежде всего в смешанных системах доставки грузов в междугородном и междуна­родном сообщениях: в крупных морских портах, транспортных уз­лах, а затем в грузообразующих сухопутных районах Западной Ев­ропы и Северной Америки. В роли организаторов терминальных перевозок выступают, как правило, транспортно-экспедиционные фирмы или операторы различных видов транспорта, использующие универсальные или специализированные терминалы и терми­нальные комплексы для различных способов перевозок.

Грузовым терминалом называется специальный комплекс со­оружений, персонала, технических и технологических устройств, организационно взаимоувязанных и предназначенных для выпол­нения логистических операций, связанных с приемом, погрузкой ­разгрузкой, хранением, сортировкой, грузопереработкой различ­ных партий грузов. Сегодня терминалы являются не только пунктами накопления мелких отправок, но играют роль крупных грузораспределительных центров и баз снабжения, превращаясь во все более важные звенья логистических цепей производителей. Различают универсальные и специализированные терминалы и терминальные комплексы. Универсальные терминалы представля­ют собой группу складов с дистрибутивным центром. Функциями этих терминалов являются сбор, завоз, развоз, грузопереработка в основном мелких отправок, хранение грузов и другие элементарные логистические активности. Универсальные терминалы могут иметь специализированные складские помещения и оборудование для грузопереработки тяжеловесных, длинномерных, скоропортя­щихся грузов, а также контейнерные площадки. Часто также тер­миналы имеют железнодорожные подъездные пути.

Как правило, универсальные терминалы перерабатывают мел­копартионные отправки грузов.

Основными операциями универсальных тер­миналов являются: сбор и развоз грузов; краткосрочное хранение; консолидация, разукрупнение, сортировка, комплектация и другие операции грузопереработки; межтерминальная перевозка и доставка грузов конечному потребителю.

Специализированные терминалы осуществляют операции транс­портно-логистического сервиса для определенного вида или ассор­тимента грузов, например, скоропортящихся, продовольственных, медикаментов, бумаги и т.п. Большой опыт специализации грузовых терминалов накоплен в Японии и Франции. Например, в Японии насчитывается около 2000 специализированных терминалов. Технологический процесс терминальной транспортировки со­стоит из трех основных этапов:

1) завоза грузов на терминал и развоз их с терминала;

2) грузопереработка на терминале;

3) линейная перевозка грузов между терминалами отправления и назначения.

  Линейные (магистральные) перевозки между терминалами мо­гут осуществляться различными видами транспорта и по разным схемам. При перевозках автомобильным транспортом используются обычно большегрузные автопоезда, работающие по регулярным линиям по установленному расписанию. Загрузка на терминале про­изводится, как правило, в вечернее время, а движение автопоезда осуществляется ночью, чтобы утром прибыть в пункт (терминал) назначения под разгрузку.

Качество терминальных перевозок характеризуется высокой ско­ростью доставки грузов и эффективным использованием транспор­тных средств.

studfiles.net

2. Определение понятия «логистика»

  1. История термина «логистика».

Древние греки понимали под логистикой искусство выполнения расчетов. Специальных государственных контролеров называли логистами.

В Древнем Риме под логистикой понимали распределение продуктов.

Император Византии Леон VI , живший в 9-10 вв. нашей эры, использовал термин «логистика» в учебнике по военному делу в значении «тыл, снабжение войск».В эпоху наполеоновских войн, логистика определялась как наука об управлении и планировании запасов, перевозках и снабжении войск.В России в середине 19 в., согласно «Военному энциклопедическому лексикону», под логистикой понималось искусство управления перемещением войск как вдали, так и вблизи неприятеля, организация их тылового обеспечения.Новый этап в развитии военной логистики наступил во время второй мировой войны, когда логистические подходы стали применяться США и Англией при планировании и проведении логистических операций.В 50-е годы ХХ века было признано, что задачи регулирования материальных потоков могут успешно решаться с помощью методов, применяемых в военной логистике. В начале 70-х годов ХХ века логистический подход начинает широко применяться в экономике различных стран. В 18 веке математик Лейбниц употребил этот термин в математике. А в 1904 году на математическом симпозиуме в Женеве этот термин был официально закреплен за определением области математической логики.

. Большинство из них связывают это понятие с материальным потоком и потоком информации.Всю совокупность определений логистики можно объединить в три группы:1) логистика как направление хозяйственной деятельности, которое заключается в управлении материальными и информационными потоками в сферах производства и обращения. 2)логистика как междисциплинарное научное направление, непосредственно связанное с поиском новых возможностей в повышении эффективности материальных и информационных потоков.3) логистика определяется как искусство выявления потребностей, а также приобретения, распределения и содержание в рабочем состоянии в течение всего жизненного цикла всего того, что обеспечивает эти потребности.

В отечественной литературе все более распространенным становится подход к логистике как научно-практическому направлению хозяйствования, заключающемуся в эффективном управлении материальными, информационными и финансовыми потоками в сферах производства и обращения.Логистика – наука об организации, планировании, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя. (Логистика – наука об управлении материальными потоками).

Ряд определений логистики, сформулированных учеными и практиками Аме­рики, Франции, Германии, России.

3. Цели и принципы логистики. Задачи логистики

Основная цель логистики – необходимо доставить нужный продукт нужного качества в нужном количестве в нужное время в нужное место нужному потребителю с нужными (минимальными) затратами.Глобальная цель логистики – сокращение цикла, уменьшение запасов.

Принципы логистики. 1) принцип сис­темности, означающий организацию и осуществление за­купок, хранения, производства, сбыта и транспортировки как единого процесса.2)Комплексность:формирование всех видов обеспечения (развитой ин­фраструктуры) для осуществления движения потоков в кон­кретных условиях;-координация действий непосредственных и опосред­ствованных участников движения ресурсов и продуктов;-осуществление централизованного контроля выполнения задач, стоящих перед логистическими структурами фирм;-стремление фирм к тесному сотрудничеству с внешними партнерами по товарной цепочке и установлению прочных связей между различными подразделениями фирм врамках внутренней деятельности. 2)Научность:усиление расчетного начала на всех стадиях управ­ления потоком от планирования до анализа, выполнение подробных расчетов всех параметров траектории движенияпотока;-признание за квалифицированными кадрами статусасамого важного ресурса логистических структур фирмы.3)Конкретность:четкое определение конкретного результата как цели перемещения потока в соответствии стехническими, экономическими и другими требованиями;-осуществление движения снаименьшими издержками всех видов ресурсов;-руководство логистикой со стороны учетно-калькуляционных подразделений или структурных органов, ре­зультаты работы которых измеряются полученной прибы­лью.4)Конструктивность:диспетчеризация потока, непрерывное отслежива­ние перемещения и изменения каждого объекта потока и оперативная корректировка его движения; тщательное выявление деталей всех операций материально-техничес­кого обеспечения и транспортировки товаров.5)Надежность:обеспечение безотказности и безопасности движения, резервирование коммуникаций и технических средств для изменения в случае необходимости траектории движения потока;-широкое использование современных технических средств перемещения и управления движением; высокиескорости и качество поступления информации и технологии ее обработки.6)Вариантность:возможность гибкого реагирования фирмы на колебания спроса1 и другие возмущающие воздействия внешней среды;-целенаправленное создание резервных мощностей,загрузка которых осуществляется в соответствии с предварительно разработанными резервными планами фирмы.

Концепция логистики раскрывается следующими положениями:-учет логистических издержек на протяжении всей логистической цепи;-гуманизация технологических процессов, создание современных условий труда;-развитие логистического сервиса.

Задачи:1.прогноз спроса и, на его основе, планирование запасов;2.определение необходимой мощности производства и транспорта;3.разработка научных принципов распределения готовой продукции на основе оптимального управления мате­риальными потоками; 4.разработка научных основ управления перегрузоч­ными процессами и транспортно-складскими операциями в пунктах производства и у потребителей;5.построение различных вариантов математических моделей функционирования логистических систем;6разработка методов совместного планирования, снаб­жения, производства, складирования, сбыта и отгрузки го­товой продукции, а также ряд других задач.

studfiles.net

Тема 3. Производственная логистика | Логистика.Формулы, расчеты, схемы, книги on-line

Логистика.Формулы, расчеты, схемы, книги on-line > Тема 3. Производственная логистика

 

3 . 1 . Предмет производственной логистики

Материальный поток на своем пути от первичного источника сырья до конечного потребителя проходит ряд производственных звеньев. Управление материальным потоком на этом этапе имеет свою специфику и носит название производственной логистики.Цель производственной логистики заключается в оптимизации материальных потоков внутри предприятий. Участников логистического процесса в рамках производственной логистики связывают внутрипроизводственные отношения. К производственным логистическим системам можно отнести:• промышленное предприятие;• оптовое предприятие;• узловую грузовую станцию;• морской порт и др.Производственные логистические системы можно рассматривать на макро- и микроуровнях. В первом случае производственные логистические системы выступают в качестве элементов макрологистических систем. Они задают ритм работы этих систем, служат источниками материальных потоков. На микроуровне производственные логистические системы представляют собой ряд подсистем, находящихся в отношениях и связях друг с другом и образующих определенную целостность: закупка, склады, запасы, производство, транспорт, информация, сбыт и кадры. Эти подсистемы обеспечивают вхождение материального потока в систему, прохождение внутри нее и выход из системы.

3 . 2 . Характеристика производственной логистики

Производственная логистика — обеспечение качественного, своевременного и комплектного производства продукции в соответствии с хозяйственными договорами, сокращение производственного цикла и оптимизация затрат на производство. Ее задачи касаются управления материальными потоками внутри предприятий.

Современное промышленное производство включает как производственно-технологические подразделения, осуществляющие производство полуфабрикатов, деталей, компонентов, сборочных единиц из исходного сырья и материалов, а затем сборку готовой продукции из этих элементов, так и большое количество вспомогательных подразделений, которые объединяет «инфраструктура» производства. Основные и вспомогательные подразделения объединяются централизованной системой менеджмента предприятия. Когда структура предприятия состоит из отдельных производственных подразделений и дочерних предприятий (располагающихся в разных городах, регионах) формирование эффективных логистических систем и логистического менеджмента усложняется транспортировкой, созданием промежуточных запасов и т.п.Через инфраструктурные подразделения предприятие формирует внешние хозяйственные связи и осуществляет внутреннее взаимодействие своих структурных элементов. (Управление финансовыми и трудовыми ресурсами предприятия производится только с помощью инфраструктурных подразделений.) Применение концепции логистики, сохраняя технологическую специализацию элементов предприятия, помогает интегрировать подразделения основного и инфраструктурного комплексов.При организации на производстве логистической системы необходимо проанализировать особенности предприятия, характер производственного цикла, его тип производства, систему снабжения основного производства и подачи материальных ресурсов на рабочие места, систему норм, параметры эффективности использования ресурсов и т.д.Производственный цикл — это период времени между моментами начала и окончания производственного процесса применительно к конкретной продукции в рамках логистической системы.Длительность производственного цикла во многом зависит от движения материального потока, которое бывает:• последовательным;• параллельным;• параллельно-последовательным.На длительность производственного цикла влияют формы технологической специализации производственных подразделений, система организации самих производственных процессов, прогрессивность технологии и уровень унификации выпускаемой продукции. В зависимости от числа видов конечной продукции и объема выпуска в натуральных показателях существуют различные типы производства:• позаказное производство, при котором предприятия выпускают сложные изделия на заказ. Его отличают большое разнообразие выпускаемой продукции и штучный выпуск. Характеризуется универсальным оборудованием и высококвалифицированным персоналом;• серийное производство, среди которого выделяют мелкосерийное, серийное и крупносерийное. Чем выше серийность, тем ниже универсальность оборудования и уже специализация рабочих. Число видов готовой продукции ниже, выпуск — выше;• массовое производство (специализированное оборудование, конвейеры, поточные линии, технологические комплексы) характеризуется минимальным числом видов выпускаемой продукции и максимальными объемами выпуска.В развитии современного промышленного производства отмечены тенденции роста количества малых и средних предприятий, переоснащения производства на универсальное оборудование, гибкие переналаживаемые производственные системы.Непостоянство и непредсказуемость рыночного спроса делают нецелесообразным создание и содержание запасов. В то же время производственник уже не имеет права упустить ни одного заказа. Отсюда необходимость в гибких производственных мощностях, способных быстро отреагировать на возникший спрос.Производственная логистика актуальна в случае организации производства в рамках кооперации по выпуску сложных изделий. В этом случае транспортно-перемещающие операции становятся объектом производственной логистики (если используются собственные транспортные средства для внутрисистемного перемещения грузов).

В организационном отношении управление внутрипроизводственными потоковыми процессами образует производственную логистическую систему, которая является интегрированной совокупностью элементов в общей структуре действующей логистической системы. Производственные логистические подсистемы объединяют материальные потоки и задают ритм работы всем другим подсистемам. Они определяют потенциальные возможности адаптации микрологистических систем к изменениям окружающей среды. Кроме того, производственные логистические подсистемы обусловливают способность смежных подсистем самонастраиваться в соответствии с текущими целевыми установками.Гибкость производственных логистических подсистем обеспечивается за счет гибкости производства и профессионализма персонала.В производственной логистике уделяется внимание нормам расхода, которые оказывают влияние на стоимость продукции.Логистическая концепция организации производства включает:• отказ от избыточных запасов;• отказ от завышенного времени на выполнение основных и транспортно-складских операций;• отказ от изготовления серий деталей, на которые нет заказа покупателей;• устранение простоев оборудования;• обязательное устранение брака;• устранение нерациональных внутрипроизводственных перевозок;• превращение поставщиков из противостоящей стороны в доброжелательных партнеров.В задачи производственной логистики входит организация управления материальными и информационными потоками как внутри логистической системы, так и в рамках процесса производства.

3 . 3 . Толкающие и тянущие системы

Управление материальными потоками в рамках производственных логистических систем может осуществляться двумя способами.

Первый вариант — толкающая система. Предметы труда, поступающие на производственный участок, непосредственно этим участком у предыдущего технологического звена не заказываются.Материальный поток «выталкивается» получателю по команде из центральной системы управления производством (рис. 3.1).Толкающие модели управления потоками характерны для традиционных методов организации производства. Возможность их применения для логистической организации производства появилась в связи с распространением вычислительной техники. Эти системы позволили согласовывать планы действия всех подразделений предприятия с учетом постоянных изменений.

При этом способе не устанавливаются текущие производственные задания. Производственная программа отдельного технологического звена определяется размером заказа последующего звена. Центральная система управления ставит задачу лишь перед конечным звеном производственной технологической цепи. Тянущая система имеет преимущества перед толкающей, так как персонал цеха в состоянии учесть больше специфических факторов, определяющих размер оптимального заказа, чем это могла бы сделать центральная система управления.На практике применяются различные варианты толкающих систем, известные под названием «системы МRР». MRP (Material Requirement Planning) — это общепринятая идеология, технология и организация управления промышленными предприятиями. Стандарты MRP — опыт управления предприятиями в условиях конкурентной рыночной среды. Возможность их внедрения обусловлена началом массового использования вычислительнойтехники. Системы MRP характеризуются высоким уровнем автоматизации управления, позволяющим реализовывать следующие основные функции:• обеспечивать текущее регулирование и контроль производственных запасов;• в реальном масштабе времени согласовывать и оперативно корректировать планы и действия различных служб предприятия — снабженческих, производственных, сбытовых.Основной недостаток толкающих MRP-систем связан с необходимостью создания и поддержания значительных буферных запасов между производственными подразделениями и этапами технологического цикла.К преимуществам тянущей системы относятся:• отказ от избыточных запасов, информация о возможности быстрого приобретения материалов или наличие резервных мощностей для быстрого реагирования на изменение спроса;• замена политики продажи произведенных товаров политикой производства продаваемых товаров;• задача полной загрузки мощностей, заменяемая минимизацией сроков прохождения продукции по технологическому процессу;• снижение оптимальной партии ресурсов и партии обработки;• сокращение всех видов простоев и нерациональных внутризаводских перевозок.

Вклад в развитие логистической системы внесли концепция just in time — JIT (точно в срок) и внутрипроизводственная система KANBAN (Япония). Система КАNВАN не требует тотальной компьютеризации производства, однако она предполагает высокую дисциплину поставок, а также высокую ответственность персонала. Она позволяет существенно снизить производственные запасы. Тянущие микрологистические системы типа KANBAN, устраняя излишние запасы, могут эффективно работать лишь при относительно коротких производственных циклах,точном прогнозировании спроса и некоторых других производственно-технологических условиях.Примером синтеза в производстве продукции ключевых элементов MRP и KANBAN на основе современных информационно-компьютерных технологий служит система ОРТ (Optimized Production Tehnology) — оптимизированная производственная технология, которая относится к классу «тянущих» микрологистических систем, интегрирующих процессы снабжения и производства.Основной принцип работы этой системы заключается в выявлении в производственном процессе так называемых «узких» мест (критических ресурсов). Эффект системы ОРТ с логистических позиций заключается в снижении производственных и транспортных издержек, уменьшении запасов незавершенного производства, сокращении времени производственного цикла, снижении потребности в складских и производственных площадях, повышении ритмичности отгрузки готовой продукции потребителям.

3.4. Управление логистической системой на предприятии

В логистической системе класса MRP существуют три базовых блока.1. Формирование основного плана на основе заказов клиентов и прогноза спроса. Этот организационно-алгоритмический процесс включает процедуру быстрой проверки выполнимости плана по ресурсам, так называемое приблизительное планирование мощности — Rough Gut Capacity Planning.2. Планирование потребностей, т.е. составление плана-графика изготовления партий изделий собственного производства и плана графика закупки материалов и комплектующих. При этом работают вполне определенные алгоритмы расчета размеров заказов и дат запуска заказов на основе сетевых моделей.  На этом этапе выполняется также расчет загрузки ресурсов или балансировка плана-графика по ресурсам — процедура «планирование мощности» — Capacity Planning.

3. Оперативное управление. Процедуры проверки укомплектованности и запуска заказов, управление ходом производства через механизмы производственных циклов, приоритетов, размеров заказов. Учет выполнения операций и заказов. Складской учет.Система класса MRP направлена на планирование деятельности служб сбыта, снабжения и производства как сквозной график взаимосвязанных заказов. Она должна включать средства бюджетирования и развитую систему управленческого учета, содержать систему бухгалтерского учета или иметь интерфейс с такой системой, работающей в стандартах бухгалтерского учета и отчетности. Кроме того, она должна включать средства, позволяющие смоделировать весь ход производства при данном варианте основного плана, чтобы увидеть возможные будущие проблемы и узкие места. Системы MRP должны поддерживать методы «точно в срок».

Использованию логистики, переходу из концепции в практический инструмент бизнеса как в производстве, так и через дистрибьюторов способствовала логистическая система DRP (Distribution Requirement Planning) — система управления распределением продукции. К числу важных функций DRP, а затем ее расширенных модификаций стали относиться контроль за состоянием запасов, включая расчет точки заказа, организация перевозок, распределение, формирование связей производства, снабжения и сбыта с использованием обеспечивающего комплекса MRP.Шагом в развитии управления логистической системой на предприятии стала философия всеобщего управления качеством продукции — TQM (Total Quality Management). Основа системы TQM — это управленческий подход, ставящий в центре внимания задачу повышения качества и основанный на участии в решении этой задачи всего коллектива предприятия (организации) на всех стадиях производства и продвижения продукции (услуг), позволяющей достичь долговременного успеха за счет удовлетворения нужд потребителей и благодаря взаимной выгоде как каждого члена предприятия, так и общества в целом. Этот подход применим в равной мере ко всем элементам логистических систем.

3 . 5 . Гибкие производственно-логистические системы

В гибких производственно-логистических системах организация производственного процесса осуществляется по схеме «склад — станок — склад». Особо эффективна данная схема в мелкосерийном производстве. Она позволяет обеспечивать возможность асинхронной обработки деталей (полуфабрикатов), их оперативную доставку, а также своевременное поступление технологической оснастки к любому рабочему месту. Это позволяет в реальном масштабе времени перейти к непрерывному организационному управлению процессом производства, а также материальными и информационными потоками в действующей производственно-логистической системе.Гибкие производственно-логистические системы средне- и мелкосерийного производства строятся по секционному принципу.По назначению секции подразделяются:^ на станочные;^ нестаночные;^ вспомогательные.

Все обслуживаемые секции являются ячейками гибкой производственно-логистической системы. Комплексные ячейки бывают технологическими и производственными.Общая схема «склад — станок — склад» зависит от технологии обработки, транспортно-перемещающих работ и организации производства. Например, в технологический процесс могут входить дополнительные операции, которые включают движение детали со склада на станок, проходя через секцию монтажа-демонтажа, а затем в накопитель. Транспортно-перемещающие работы для производственных ячеек могут осуществляться также по схеме «склад — станок — … — станок — склад». Движение по этой схеме деталей (полуфабрикатов) производится без привлечения транспортной подсистемы (вручную, рабочими или внутренними транспортерами). Для хранения деталей (полуфабрикатов) между операциями, выполняемыми в производственной ячейке, применяются промежуточные накопители. Таким образом, схема транспортных потоков в производственной ячейке аналогична той, которая используется в гибких автоматических линиях.Логистическая транспортно-складская система представляет собой комплекс взаимосвязанных автоматизированных транспортных и складских устройств для погрузки, разгрузки, укладки, хранения, транспортировки, временного накопления предметов труда, инструментов и технологической оснастки. Система управления автоматизированной транспортно-складской системой состоит из двух уровней.Нижний уровень выполняет функции непосредственного управления исполнительными механизмами автоматизированной транспортно-складской системы. Верхний уровень координирует работу исполнительных механизмов, поддерживает информационную модель функционирующей автоматизированной транспортно-складской системы и обеспечивает взаимодействие системы управления автоматизированной транспортно-складской системы с другими подсистемами гибкой производственно- логистической системы. Координация работы включает:^ синхронизацию алгоритма выполняемых действий;^ согласование работы параллельно функционирующих механизмов с целью недопущения сбоев и аварийных ситуаций;^ определение очередности обслуживания заявок с различных рабочих мест и организацию подачи к ним грузоносителей с деталями (полуфабрикатами) и технологической оснасткой в соответствии с программой производства.

Структура и функциональные возможности автоматизированной транспортно-складской системы, как правило, предопределяют конкретный вариант (или набор вариантов) организации производства в гибкой производственно-логистической системе.В процессе своего функционирования производственно-логистическая система получает с обслуживаемых объектов и одновременно самостоятельно формирует необходимый объем взаимодополняющей оперативной информации, обмен которой, как правило, ведется в режиме активного диалога.

3.6. Качественная и количественная гибкость

Производство в условиях рынка может укрепить свои позиции лишь в том случае, если оно способно быстро реагировать на изменениеспроса. Логистика предлагает адаптироваться к изменяющимся условиям за счет запаса производственной мощности.Запас производственной мощности возникает при наличии качественной и количественной гибкости производственных систем.     Качественная гибкость обеспечивается за счет наличия универсального обслуживающего персонала и гибкого производства. Количественная гибкость может обеспечиваться за счет резерва рабочей силы или резерва оборудования.Логистическая концепция организации производства предполагает: отказ от избыточных запасов; отказ от завышенного времени на выполнение основных и транспортно-складских операций; отказ от изготовления серий деталей, не имеющих спрос; устранение простоев, оборудования, брака; устранение нерациональных внутризаводских перевозок и др.

3 . 7 . Перспективы развития производственно-логистической системы

В процессе развития научно-технического прогресса, формирования рынка покупателя, изменения приоритетов в мотивациях потребителей и обострения всех форм конкуренции возрастает динамичность рыночной среды. Гибкая производственно-логистическая система представляет собой совокупность в разных сочетаниях оборудования с числовым программным управлением, роботизированных технологических комплексов, гибких производственных модулей, отдельных единиц технологического оборудования, систем обеспечения функционирования гибких переналаживаемых систем в автоматическом режиме в течение заданного интервала времени.Гибкие производственно-логистические системы обладают свойством автоматизированной переналадки в процессе производства продукции произвольной номенклатуры или оказания услуг производственного характера. Они позволяют почти полностью исключить ручной труд при погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работах, осуществить переход к малолюдной технологии. Организация производства по типу гибких производственных систем практически невозможна без применения логистических подходов в управлении материальными и информационными потоками.

Гибкость — способность производственно-логистической системы оперативно адаптироваться к изменению условий функционирования с минимальными затратами и без потерь.Гибкость станочной системы (гибкость оборудования) отражает длительность и стоимость перехода на изготовление очередного наименования деталей (полуфабрикатов) в пределах закрепленного за гибкой производственно-логистической системой ассортимента. Показателем гибкости принято считать количество наименований деталей, изготавливаемых в промежутках между наладками.Ассортиментная гибкость отражает способность производственно-логистической системы к обновлению продукции. Основными характеристиками являются сроки и стоимость подготовки производства нового наименования деталей (полуфабрикатов) или нового комплекса логистических операций. Показателем служит максимальный коэффициент обновления продукции или комплекса логистических операций, при котором функционирование производственно-логистической системы остается экономически эффективным.Технологическая гибкость отражает способность производственно-логистической системы использовать различные варианты технологического процесса для сглаживания возможных отклонений от предварительно разработанного графика производства. Гибкость объемов производства проявляется в способности производственно-логистической системы рационально изготавливать детали (полуфабрикаты) в условиях динамичности размеров партий запуска. Показателем выступает минимальный размер партии (материальных потоков), при котором функционирование данной системы остается экономически эффективным.Гибкость расширения системы (гибкость производственно-логистической системы) отражает возможности модулирования и последующего развития (расширения). Показателем служит максимальное число единиц оборудования, которое может быть задействовано в гибкой производственно-логистической системе при сохранении основных проектных решений по логистической (транспортно-складской) системе и системе управления.

Универсальность системы характеризуется множеством деталей (полуфабрикатов), которые потенциально могут быть обработаны в гибких производственно-логистических системах, и оценивается по прогнозному количеству модификаций деталей (полуфабрикатов), которые будут обработаны за весь период ее функционирования. Каждая производственно-логистическая система специализирована не только по своему технологическому назначению, но и по всему спектру производственно-хозяйственных задач.Планирование и реализация интегрированной и автоматизированной системы логистики как области компьютерного интегрированного производства считаются большой междисциплинарной задачей создания информационной системы планирования.Подключение отдельных модулей позволяет реализовать интеграцию отдельных модулей, обеспечивающих комплексное объединение ранее децентрализованных, так называемых «островковых» решений. Информационная система характеризуется структуризацией по уровням. При этом соблюдаются следующие предпосылки:• сбор информации и ее переработка должны быть настолько автономны для каждого уровня, насколько это возможно;• обмен информацией между уровнями должен быть, по возможности мал;• подразделения должны быть четко разграничены по содержанию и функциональному смыслу.

Различные варианты системы коммуникаций ведут к детализации планирования, управления и наблюдения в процессе производства. Большое преимущество многоуровневой системы заключается в том, что подготовка информации выполняется раздельно на каждом уровне, и между этими уровнями происходит обмен только необходимой информацией.Преимущество логистической информационной системы связано с возможностью применения принципа оборота информации. Исходя из показателей, достигнутых в производстве, обратная связь поступает в соответствующие пункты о фактических цифрах реализации, что возможно благодаря информационной системе. На основе этих показателей могут быть осуществлены перепроверка планируемых показателей и приведение их в соответствие исходным данным.Статистическая обработка результатов работы за длительный промежуток времени приводит к устранению узких мест в производственном процессе и потоках информации.Планирование и управление процессом производства при наличии компьютерной поддержки обеспечивают синхронизацию логистических операций. Одновременно достигаются высокая наглядность хода выполнения заказа, сокращение запасов, контроль за сроками.

 

В начало

www.xcomp.biz