Особенности логистики как науки и сферы бизнеса. Отрасли логистики
Что такое транспортная логистика и как ей управлять
Оглавление
Что это такое?
Зародившись в древности как искусство снабжения и перемещения армий, логистика вобрала в себя весь опыт и знания поколений — и дополнилась новейшими научными разработками, информационными технологиями, современной техникой.
Для людей, не знакомых со спецификой этой работы, она выглядит слишком элементарно.
Отвезти-привезти», мол. Как говорил герой детской книжки: «Чтобы продать что-нибудь ненужное, надо сначала купить что-нибудь ненужное, а у нас денег нет…
Но на самом деле — это наука, базирующаяся на точном расчете. Она изучает, как лучше управлять товарными запасами; складскими мощностями; транспортными, материальными, финансовыми и информационными потоками.
Поскольку результат деятельности логистов — это затраты, то основная цель логистики — минимизация, а вернее оптимизация этих затрат.
Отделы и компании
Службу логистики можно обнаружить внутри любой коммерческой организации — и она не только обеспечивает движение товарных потоков. Этот отдел, будучи связан с департаментом продаж, производством, финансовым управлением, управлением IT, службой маркетинга, юристами и другими подразделениями компании, проходит через всю его структуру. Проще было бы перечислить тех, кто в своей работе не сталкивался с логистами!
Логистика существует также и в виде самостоятельной организационной структуры — как оператор, который оказывает логистические услуги всем заинтересованным юридическим и физическим лицам. Почта доставляет вашу корреспонденцию, посылки и денежные средства, авиаперевозчик отправляет вас и ваш багаж… Всё это логистические операторы, и даже парковка автомобилей — это, по сути, склад, а значит — тоже логистический оператор.
При этом на сегодняшнем рынке услуг логистические операторы достигают такого уровня сервиса, что с успехом интегрируются в бизнес своих клиентов, позволяя им снизить свои затраты на логистику и давая таким образом конкурентное преимущество.
Где работать
Будет ли это служба логистики или компания-оператор, принципиальной разницы нет. Применить знания и получить полезный опыт — увидеть все ипостаси логистики — можно и там, и там. Впрочем, есть и шанс познакомиться с одним-двумя наиболее развитыми направлениями углубленнее.
Какие есть варианты?
Логистический оператор вправе специализироваться только на складских услугах или единственно на перевозках, он может быть лишь таможенным брокером или исключительно экспедитором.
В рамках крупного холдинга способна функционировать полноценная логистическая структура.
Наоборот, существуют операторы, предоставляющие спектр услуг, и компании, имеющие, к примеру, только склад.
Отличное владение всеми аспектами логистики для работника — это высший пилотаж. Для начала же достаточно сконцентрировать свои усилия в одной из областей.
Логисты бывают…
…снабженцами
Смысл их работы: закупай качественный товар за разумную цену у надежного и серьезно проверенного поставщика, не замораживая деньги компании в излишках складского запаса.
Их рабочий инструмент — светлая голова, опыт, средства коммуникации, компьютер и широкий набор научных знаний, которым они ежедневно пользуются.
… аналитиками
Что же они анализируют? Взаиморасчеты с поставщиками. Какие материалы целесообразнее использовать экономически. Нужно ли привлекать сторонних поставщиков каких-либо ресурсов. Насколько эффективно используются собственные складские объемы или транспорт.
А еще аналитики проверяют цены поставленных материалов, проводят мониторинг рынка товаров и услуг, анализируют эффективность работы всей службы логистики в целом и информируют о ее работе другие подразделения.
… складскими специалистами
Склад! Здесь скопилось всё тяжелое, что может быть в компании: тяжелый физический труд, тяжелая ноша ответственности (в том числе — материальной) за вверенные ценности, тяжелый режим работы, тяжелая погрузочная техника, с помощью которой необходимо с ювелирной точностью перемещать товары.
Так что на складах обитают «рабочие лошадки». Они начинают рабочий день раньше всех и заканчивают позже всех, в любых условиях решая одну, главную задачу — обеспечить бесперебойную работу.
Чем они занимаются? Принимают от внешних поставщиков комплектующие и сырье, а от внутреннего производства — полуфабрикаты. На дальних подступах к производству отсеивают некачественные материалы — а к потребителям провожают укомплектованные готовыми изделиями машины. Правильное хранят все товарно-материальные ценности склада — и своевременно их выдают.
А те… не то чтобы тихо лежат. Вокруг склада кипят страсти.
Скажем, цеха требуют от логистов постоянного наличия всех комплектующих — для бесперебойного производственного процесса. Если слепо исполнять такую установку, товарный запас на складах вырастет до невероятных размеров: в запасе надо будет иметь всегда даже такие материалы, которые используются раз в год. Вырастет количество «замороженных» в этих материалах денег — и, соответственно, стоимость самих комплектующих. Финансисты выдвигают противоположное требование — освобождать склады, высвобождать денежные средства. Но вдруг чересчур снизится запас деталей — как тут поступить?
Такие задачи решают складские логисты.
… специалистами ВЭД
Это «белая кость» логистики. Их дело — внешний рынок, организация поставок из-за рубежа, международные контракты, таможенные процедуры.
Отличное знание иностранных языков, высокий профессионализм, безупречный внешний вид, холодный расчет и знание международного законодательства, опыт и умение — вот то, что выделяет этих людей среди прочих.
… сотрудниками отдела транспорта
Времена, когда по нескольку раз «заслушивали начальника транспортного цеха», канули в Лету, и теперь это — грамотно и умно функционирующее подразделение.
Деятельность перевозчиков и экспедиторов может происходить на внутреннем и внешнем рынках. Эти люди оперируют всеми возможными видами транспорта: от морских и речных перевозок до авиационных и автомобильных. Вершина мастерства — организация мультимодальных и интермодальных перевозок, когда в процессе доставки товара из пункта А в пункт Б задействуются разные виды транспорта и маршрут доставки пролегает через разные страны, а иногда и континенты.
Старая пословица про время и деньги всегда актуальна у транспортников, поэтому здесь всё делается быстро — доставка сырья и готовой продукции, обслуживание и ремонт техники, подача под погрузку и разгрузку.
Модные веяния
Службы логистики ведут сейчас совместную работу со специалистами IT-отделов: внедряются разнобразные программы и системы — ERP, WMS… Идет постоянная примерка новых разработок и технологий.
Стало актуально поставлять материалы по принципу Just-In-Time (точно в срок): таким образом, снижаются издержки компании и уменьшатся площади под хранение.
Использование штрихкодов упрощает складские процедуры.
Средства механизации и автоматизации позволяет нанимать меньше персонала.
Появился кросс-докинг — работа не с товаром, а с заказами, когда ответственность за хранимое несет поставщик, склад отвечает лишь за целостность упаковки, а сам заказ находится на складе минимум времени, что обходится дешевле и поставщикам. Компании чаще задаются вопросом, не передать ли часть функций внутренних служб логистики сторонним логистическим операторам.
А девизом логистики стало слово оптимизация. Оптимизируется всё: и складской запас, и закупочные цены, и условия поставки, и объемы хранения, и товарные потоки, и использование транспорта… Кто-то сказал, что логист — профессиональный скряга. Это не совсем правильно. Логист — профессиональный оптимизатор.
Обучение и повышение квалификации
Логистика — понятие очень широкое. И в программах высшей школы ей уделяют внимание практически все вузы со специализациями прикладной направленности. Естественно, что круг изучаемых дисциплин здесь ориентирован на конкретные отрасли с их особенностями. При желании можно специализироваться на логистике в нефтяной промышленности, металлургии, сельском хозяйстве — или в авиационной, железнодорожной, автомобильной и в прочих отраслях. Хоть на перчатках, хоть на вениках.
Также в Москве можно выделить два вуза, которые дают наиболее полные и универсальные знания в области логистики — это ГУ-ВШЭ, где упор сделан на экономическую и складскую сферы, и МАДИ, который специализируется на перевозках.
Кроме того, действуют несколько учебных логистических центров, таких как Logist-ISC, УЦ «Логистика» при МАДИ, ИТКОР — Институт исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка, МТИ — Московский транспортный институт (на базе МАДИ), где можно получить второе высшее образование по курсу логистики либо пройти профессиональную переподготовку или повышение квалификации.
Кому подходит профессия
Профессия логиста рассчитана на человека с хорошими коммуникативными навыками, способного быстро вникать в суть проблемы, просчитывать необходимые для выхода из сложной ситуации ходы и принимать решения. Умение хорошо считать, анализировать, прогнозировать, интерес к экономическим дисциплинам, юриспруденции, бухгалтерии, желание улучшать все процессы, с какими приходится иметь дело — вот качества, которые полагается иметь будущему логисту.
Работа по специальности не подразумевает возрастных или половых ограничений — необходима лишь готовность к активной и насыщенной работе в напряженном ритме и понимание того, что если вы выбрали логистику, то она захватит вас на всю жизнь.
Широта возможностей в логистике позволяет трудиться в этой сфере довольно разным людям:
- человеку, который отлично считает, но не убедителен в принятии решений и отдаче распоряжений, можно специализироваться на логистической аналитике, управлении запасами и автоматизации;
- при меньших аналитических способностях, но с умением договариваться и устанавливать связи с нужными людьми — выбрать для себя снабжение;
- с меньшими коммуникативными способностями, но с тягой к порядку и к четкой последовательности действий — сконцентрироваться на складской деятельности.
Типичная ошибка — оценка профессии логиста как сугубо расчетно-математической. Логистика на самом деле подразумевает постоянный человеческий контакт. Логист взаимодействует с поставщиками и клиентами, с практически всеми подразделениями компании; и умение удовлетворять потребности всех, с кем контактирует, а также тонкая балансировка между этими потребностями, подчас противоречащими друг другу — вот что более свойственно логистам.
Совсем не обязательно пытаться сразу освоить все аспекты логистики: такое возможно только при дальнейшей серьезной работе.
Также будущему логисту необязательно идти учиться на специальность «Логистика». Если вы получите образование по специальности «Экономика и управление на предприятии транспорта», «Управление процессами перевозок» или, например «Управление запасами», вы тоже сможете успешно работать в этой сфере.
Автор статьи: Вадим Карпенко, «Отличные окна», начальник службы логистики
edunews.ru
Что такое логистика и для чего она нужна?
Количество организаций и предприятий в различных отраслях экономики растет с каждым годом. Залогом успешной деятельности любой компании является правильная организация транспортировки, то есть бесперебойность и быстрота поставок.Обеспечить грамотное хранение и перемещение товарных ценностей может опытный менеджер по логистике.
Что означает слово логистика?Чем занимается логистика?Как стать менеджером по логистике?
Что означает слово «логистика»?
Сегодня логистика стала неотъемлемой частью любого бизнеса, хотя совсем недавно значение этого слова было многим неизвестно. Логистикой называется многоступенчатый процесс, который управляет материальными и информационными потоками на производстве.
Логистика необходима для грамотного распределения сырья и готового товара. Под этим словом подразумевается организация и координация процессов закупок, транспортировки и хранения продукции.
Логистика позволяет рассмотреть совокупность технического и материального обеспечения деятельности организации как единую систему. Она означает оптимизацию издержек всех функциональных областей предприятия, которые неизбежны на любом производстве.Логистика объединяет все многоступенчатые процессы в одну систему, а также обеспечивает взаимосвязанное управление и планирование всех подразделений организации.
Чем занимается логистика?
Основными задачами службы логистики являются обеспечение высокого уровня обслуживания потребителей и закупка необходимого для производства сырья. Инфраструктура предприятия может состоять из целого комплекса объектов, которые часто находятся на удаленном расстоянии друг от друга.
Завод обычно располагается вблизи источников сырья, а склады зачастую находятся рядом с населенными пунктами. Служба логистики организовывает функциональные цепочки между всеми объектами и обеспечивает их грамотное взаимодействие.
На крупном предприятии эта служба состоит из нескольких отделов, которые контролируют различные функциональные области. Это может быть сфера складского хранения или транспортировки.
Транспортный логист занимается планированием маршрутов и устанавливает порядок грузоперевозок. В его обязанности входит подготовка необходимых документов для транспортировки, а также осуществление контроля над всеми перемещениями грузов. Он занимается страхованием товарных ценностей и подготовкой таможенных документов.Менеджер-логист на складе организовывает эффективную работу всех складских терминалов и комплексов. В его обязанности входит определение порядка размещения и хранения продукции, а также формирование четкой схемы обработки товарных и материальных ценностей. Опытный специалист подбирает складское оборудование и организовывает эффективное использование полезных площадей.
Как стать менеджером по логистике?
Большинство менеджеров по логистике начинают свою профессиональную деятельность с должности ассистента. В обязанности помощника входит подготовка необходимой документации, а также обработка различной информации по всем многоступенчатым процессам.
На данном этапе работник определяет область деятельности, в которой будет развиваться карьера логиста. Но для быстрого карьерного роста нужно иметь диплом о законченном высшем образовании. Специальное профильное образование несложно получить в одном из учебных заведений, но часто на должность логиста принимаются специалисты таможенного дела и экономисты.
Наиболее востребованы специалисты, которые имеют международные сертификаты в сфере логистики или окончившие курсы повышения квалификации. Хороший менеджер по логистике обладает отличными организаторскими и аналитическими способностями. Также желательно знание иностранного языка, которое обязательно при работе с зарубежными партнерами.Логист должен легко налаживать контакт с людьми, то есть иметь хорошие навыки общения. Менеджер должен стойко переносить стрессовые ситуации, так как специалист находится под постоянным давлением поставщиков, руководства и перевозчиков.
Менеджером по логистике может стать только ответственный человек, так как на него возлагается обеспечение непрерывной деятельности всего предприятия.
www.mnogo-otvetov.ru
Логистика в военной отрасли
Замечание 1
До середины XX века термин логистика в его современном понимании практически не использовался. Вместе с тем широкое распространение учение о логистике приобрело в военной сфере.
Именно в данной области зародились ключевые принципы логистической науки, которые актуальны по сей день.
Логистика Льва VI Мудрого
Как военная дисциплина логистика упоминается еще в начале X века нашей эры. Император Византии Лев VI Мудрый, царствовавший в 886 – 912 г.г., определял логистику как искусство управления перемещениями армии и ее снабжением.
В его военно-теоретическом труде «Тактика Льва» названы основополагающие дисциплины военной науки:
- во-первых, стратегия – наука о планировании военных кампаний и о принципах военного руководства,
- во-вторых, тактика – наука о боевом построении, вооружении и военных передвижениях.
Вместе с ними Лев VI Мудрый раскрывает сущность нескольких вспомогательных дисциплин: гоплитика (наука о вооружении), архитектоника (строительство защитных сооружений), военная медицина и логистика - наука снабжении войска, его структуре, нормах времени движения и постоя.
Логистика Антуана Анри Жомини
Основоположником науки логистики считают А.А. Жомини. Барон Антуан-Анри Жомини (1779 – 1869) – французский и русский военный теоретик швейцарского происхождения, французский бригадный генерал, российский генерал от инфантерии. С 1798 г. был на военной службе в швейцарской армии, с 1804 по 1812 г.г. в французской и с 1813 г. в русской армиях.
Жомини подразделял систему управления войсками на три ключевых аспекта: стратегию, тактику и логистику. Последнюю он определял как «планирование, управление, материальное, техническое и продовольственное обеспечение войск, а также определение места их дислокации, строительство дорог, укреплений». Таким образом, в своих трудах Жомини утверждал, что перевозки − не единственная сфера использования логистики, в ее ведении более широкий круг вопросов, включая планирование, управление и снабжение, а также строительство коммуникаций.
Существенным фактом является то, что Жомини не только дал максимально приближенную к ее современному значению трактовку понятия логистики, но и определил ее место в иерархии управления войсками.
Его труды оказали значительное влияние на развитие военно-теоретической мысли и принципы ведения войны и вплоть до начала XX века.
Современная военная логистика
В настоящее время наряду с гражданской сферой логистика продолжает использоваться и на военном поприще. Сегодня под логистикой в военной сфере понимают совокупность материально-технических ресурсов, необходимых для доставки боеприпасов и людей к месту боя, а также комплекс мероприятий по подготовке и осуществлению этого процесса.
В русском языке как синоним военной логистики используется термин «тыловое обеспечение», которое включает организацию и осуществление комплекса мероприятий тыла, направленных на поддержание в боеспособном состоянии вооруженных сил, обеспечение их всеми видами материально-техническими ресурсов, необходимых для выполнения поставленных перед ними задач.
Наибольшее развитие современная военная логистика получила в годы второй мировой войны в сфере материально-технического обеспечения армии США. Американский военный контингент, который вел боевые действия на Европейском континенте, благодаря использованию логистики своевременно и в полном объеме обеспечивался тыловыми подразделениями с другого материка. Согласованное взаимодействие фронтовых и тыловых снабженческих баз, военной промышленности и транспорта позволило эффективно снабжать армию оружием и продовольствием.
Замечание 2
К середине XX века успехи логистики в военной сфере создали предпосылки ее развития в хозяйственной практике западных стран. Именно военной логистике принадлежит ведущая роль в становлении и развитии современной экономической концепции логистики.
spravochnick.ru
Специфика логистики
Специфика логистики
Рассматривая логистику как экономическую дисциплину, мы можем с уверенностью сказать, что она представляет собой науку о планировании, контроле и управлении перемещениями грузов, складированием и прочими пространственно-временными мероприятиями. При этом передвижение сырья, комплектующих и готовой продукции невозможно рассматривать как отдельный феномен, обособленный от процессов получения и обработки информации, в зависимости от которых логистические потоки меняют свое направление и интенсивность.
Существуют два основных понимания логистики – в узком и широком смысле.
В узком смысле логистика – это деятельность предприятия по организации процессов, связанная с перемещением в пространстве и времени грузов от первичного источника до конечного потребителя.
В широком смысле определение логистики расширяется. В него включаются не только. В него включается не только доведение продукта до конечного потребителя, но и маршруты передвижения покупателей, процессы потребления и утилизации товаров, сортировки отходов и упаковок, вывоза отработанных материалов в места их захоронения.
Задачи современной логистики уже не укладываются в те простые рамки, которые были привычными еще несколько десятилетий назад. Теперь логистика оперирует не только двумя основными критериями, характерными для транспортной задачи: а) скоростью доставки грузов и б) стоимостью перевозок, но и некоторыми новыми параметрами. К их числу относятся экологичность поставок, когда разработка ресурсов, доставка их в места производства и потребления наносит минимальный ущерб окружающей среде.
Немаловажным параметром оценки современной логистической системы является ее емкость по трудовому потенциалу, способности создания рабочих мест как в самой логистической отрасли, так и в смежных областях. Важнейшие логистические проекты типа БАМа, создания сети мостов, транссибирской и транскавказской магистралей, проведение нефтяных и газопроводов в Европу и Китай (типа «Северного потока», «Восточная Сибирь — Тихий океан» и др.), строительство аэродромов, портов и транспортных терминалов – все это приносит не только прямую прибыль от перевозок и обработки грузов, но и создает расширение занятости, повышает благосостояние страны.
Нельзя не отметить и еще один критерий эффективности логистической системы – ее способность быть конкурентоспособной на международной арене. Удобство логистики, безопасность перемещения грузов, отсутствие длительных простоев на таможенных границах – один из главных факторов выбора международными перевозчиками того или иного маршрута.
В современных экономических отношениях, в маркетинге и бизнесе логистические процессы занимают особое место. В стандартных схемах поставки логистические операции занимают весьма продолжительное время, которое составляет 90-93% всего времени прохождения продукта от первичных источников до конечного потребителя и утилизации продукта (см. рис.1).
Рис.1. Стандартная схема товародвижения
По стоимости логистика может стоить производителю и продавцу до половины общих затрат на создание и продажу товара.
Здесь, правда, следует оговориться, что имеются в виду некие усредненные затраты на многие товарные группы. Очевидно, что логистические затраты на производство и продажу экскаваторов совсем иные, нежели для аналогичных издержек производителей наручных часов. Однако пропорции, указанные нами выше, можно считать достаточно верными, на которые можно ориентироваться при анализе логистических операций в их совокупности.
vadim-galkin.ru
8.4. Особенности логистики в отраслевых сферах. Логистика: конспект лекций
Логистика в оптовой торговле. С точки зрения логистики наиболее значимыми участниками процесса товародвижения являются оптовое и транспортное звенья.
Совершенствование логистики в оптовой торговле может осуществляться по двум направлениям, первое из которых предусматривает развитие опта во взаимосвязи с технико-технологическим и организационным совершенствованием всей системы товародвижения. Второе направление предусматривает совершенствование внутри складских грузоперерабатывающих систем.
Наличие второго направления обусловлено тем, что предприятия оптовой торговли сами по себе представляют складские грузоперерабатывающие системы. Применение логистического подхода к управлению товарными потоками в пределах этих систем является важным слагаемым повышения эффективности функционирования оптового звена. Следует отметить, что внутрискладская логистика в оптовой торговле на начало рыночных преобразований широкого развития не имела. Уровень механизации погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ не превышал 11 % (продовольственные товары). Лишь на некоторых оптовых базах была внедрена механизация внутрискладских работ с применением вилочных электропогрузчиков и технологии работы с пакетированными грузами. В настоящее время транспортно-складские затраты при доставке грузов массового потребления составляют более 40 % стоимости груза. В странах с развитой логистикой эти затраты не превышают 15 %.
Оптовые предприятия в процессе реализации товаров могут выполнять работы по логистическому сервису: хранение товаров, транспортировку, экспедирование грузов, фасовку, обработку, подсортировку, маркировку товаров машиночитаемыми кодами. По данным зарубежных источников, при развитом рынке в структуре предоставляемых оптовыми предприятиями платных услуг на первом месте находятся транспортные, затем услуги по хранению, маркировке, сортировке и упаковке товаров. На оптовых предприятиях Российской Федерации перечисленные услуги, за исключением хранения, пока не получили широкого развития.
Существенные резервы повышения эффективности оптовой торговли Российской Федерации связаны с совершенствованием информационных технологий и систем, обслуживающих процессы товародвижения. В настоящее время кодирование и маркировка грузовых единиц штриховыми машиночитаемыми кодами и соответственно автоматизированная идентификация этих кодов не применяются. Не применяются также стандартные этикетки EAN для грузовых пакетов.
Логистика в розничной торговле. Совершенствование розничной торговли, так же как и оптовой, с точки зрения логистики, следует рассматривать как совершенствование звена системы товародвижения. Объектом рационализации в этом случае является вся совокупность участников движения. Розничное звено совершенствуется до такой степени, в которой это необходимо с точки зрения общей стратегии, избранной для совершенствования всей системы.
Решения логистического характера принимаются на стадии проектирования магазинов, помещения которых должны удовлетворять требованиям сквозных технологических процессов. С учетом требований должны выбираться:
• размеры площадей отдельных помещений и технологических зон;
• ширина дверных проемов;
• высота и площадь разгрузочных рамп;
• планировка торговых залов.
Гармонично вписывается в сквозную товаропроводящую систему и комплекс оборудования магазина.
Основные принципы организации торгово-технологических процессов в магазине:
1) соответствие торгово-технологического процесса научно-техническому уровню;
2) создание максимальных удобств для покупателей;
3) достижение наиболее рационального использования материально-технологической базы торговых предприятий;
4) создание для работников торговых предприятий благоприятных условий, обеспечивающих высокую культуру и производительность труда;
5) обеспечение полной сохранности товарно-материальных ценностей;
6) достижение высокой экономической эффективности торгово-оперативной деятельности различных предприятий.
Все компоненты производительных сил магазина – помещение, технологическое оборудование, кадры, информация, товары и обращающаяся тара – должны быть увязаны в единую систему, которая, в свою очередь, должна быть ввязана в общую систему товародвижения.
Транспортные организации. Существенное влияние на стоимость продвижения товаров к конечному потребителю оказывает организация их транспортировки в процессе распределения. В странах с развитой логистикой перевозками занимаются, как правило, специализированные транспортные компании. На начало рыночных преобразований транспортировка в Российской Федерации также осуществлялась в основном специализированными транспортными предприятиями. В настоящее время имеет место широкая практика самостоятельного выполнения не свойственных оптовой торговле транспортных работ. В результате при выполнении большинства автомобильных перевозок коэффициент использования пробега не превышает 0,5, не обеспечивается полное использование грузоподъемности транспорта.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
econ.wikireading.ru
Современное состояние сферы логистики и грузовых перевозок | Клуб Логистов
Появление облачных технологий и систем для управления транспортной логистикой дали толчок более активному развитию логистической отрасли, а также стимулировали увеличение предложения логистических услуг. Хотя привычный взгляд на сферу транспортной логистики несколько устарел, основные логистические цели не изменились, а именно — как снизить затраты на доставку грузов. В данной статье рассмотрим основные факторы, оказывающие воздействие на состояние отрасли в мире.
1. Рост числа сборных грузов при ограниченном росте производства.
В последние годы наблюдается тенденция, когда все больше грузоотправителей отдают предпочтение консолидированным грузоперевозкам, что позволяет сократить транспортные расходы предприятия. Кроме того, перевозка сборных грузов позволяет увеличить ассортимент продукции, которая доставляется в разные пункты назначения.
С каждым годом рынок становится шире, поскольку растет число потребителей, которые заказывают товар через Интернет или с применением других инновационных технологий. Появилась необходимость доставки груза в отдаленные географически друг от друга уголки. Поскольку конкуренция среди товароотправителей увеличивается, то для многих из них более оправданной и выгодной является перевозка сборных грузов.
2. Обострение конкуренции среди грузоотправителей и логистических провайдеров.
Здоровая конкуренция характерна для любой отрасли экономики. Все мы знаем, что конкуренция не позволяет производителю искусственно завышать цены, ведь стоимость продукта зависит от спроса со стороны конечного потребителя, а чем больше объем предложения какого-то товара, тем ниже его цена. С развитием логистической отрасли в последние несколько десятилетий выросла также доля независимых провайдеров логистических услуг.
Фокус внимания грузоотправителей сместился от сотрудничества с любым логистическим провайдером к взаимодействию с лучшим поставщиком услуг. Как же стать лучшим? Ответ на вопрос даст понимание еще одного фактора, которые оказывает сильное влияние на современную логистику. Поговорим о цифровых технологиях.
3. Логистические провайдеры расширяют спектр услуг.
Мы знаем, что цифровые технологии и предсказательная аналитика способны многое изменить в процессе принятия управленческих решений. Вот только некоторые из преимуществ инновационных технологий в логистике:
- Повышение прозрачности процессов.
- Работа в реальном времени одновременно всех участников поставки.
- Принятие решений на основе реально полученных данных.
- Оптимизация процесса оценки ставок.
- Обратная связь от потребителей и партнеров.
Крупные игроки рынка используют цифровые технологии уже в течение многих лет. А вот возможности более скромных по размерам предприятий до появления облачных технологий были ограничены. Но все изменилось с приходом инновационных технологий. Сегодня более мелкие игроки на рынке вынуждают крупные компании искать новые способы выжать больше прибыли из своих операций. Транспортные компании и логистические операторы ищут идеи, как можно увеличить стоимость своих услуг.
К сожалению, услуги с добавленной стоимостью не могут быть просто вот так внедрены. Требуется предварительная подготовка. Использование энергоемких устройств, которые подсоединяются к цифровым и Интернет-технологиям, в дальнейшем позволит обеспечить прозрачность цепи поставок и возможность работать в реальном времени с другими участниками поставки. В результате, автоматизация приведет к оптимизации логистических бизнес-процессов. К сожалению, до сих пор многие предприятия используют архаичные операции при работе с цепью поставок.
С приходом цифровых технологий в сферу логистики, многие транспортно-логистические провайдеры, работающие по старинке, потеряли свои рыночные позиции. Важно отслеживать тенденции рынка и вовремя начать следовать за ними.
Так, например, система для автотранспортной логистики ROAD позволяет отслеживать процесс доставки грузов онлайн и предоставляет бенефиты для всех участников цепи поставки. Система объединяет на своей платформе грузоотправителей, перевозчиков и водителей, позволяя быстро найти грузы и автотранспорт для перевозки через доску объявлений, а также проводить электронные торги на грузоперевозку.
4. Потребности современных водителей.
Цепь поставок к 2016 году пока еще не полностью автоматизирована. Стоит обратить особое внимание на тех участников цепи поставки, которые непосредственно доставляет продукты из пункта А в пункт В, т.е. на водителей.
В мире наблюдается нехватка квалифицированных водителей. Грузоотправители теряют на 75 из 500 отгрузок, если у них нет достаточного количества водителей в автопарке. Мало иметь автопарк, грузоотправители еще должны подумать о том, как заманить к себе водителей.
Проблему помогают решить независимые поставщики транспортно-логистических услуг, поэтому все больше грузоотправителей обращаются за сервисом именно к ним. Со слов экспертов, 93% предприятий, которые сотрудничают с логистическими операторами, считают себя успешными.
Логистические операторы способны выделить больше ресурсов для создания благоприятной атмосферы работы для водителей за счет сокращения транспортных издержек. Такая атмосфера подразумевает сокращение времени переездов и простоев автотранспорта, а также меньше стресса на работе.
Транспортная логистика.
Издавна применяемые технологии в сфере логистики и грузовых перевозок на сегодняшний день кажутся устаревшими. Отрасль испытывает определенные трудности развития, но даже не смотря на неблагоприятные тенденции, рост все еще наблюдается. При этом транспортные компании и логистические операторы выступают в роли локомотива отрасли. Всем логистическим игрокам следует учитывать влияние вышеперечисленных факторов на состояние логистики, ведь тогда можно будет не только спрогнозировать тенденции развития отрасли в ближайшие годы, но и укрепить свои позиции на рынке.
logist.ru
описание, где учиться, необходимые качества
Логист - специалист, занимающийся контролем и управлением движения товарных запасов, организацией рационального процесса продвижения товаров и услуг от поставщика к потребителю.
Логист (от греч. logistike – искусство вычислять, рассуждать) - специалист, занимающийся контролем и управлением движения товарных запасов, организацией рационального процесса продвижения товаров и услуг от поставщика к потребителю. Так же в сферу деятельности логиста может входить обеспечение функционирования сферы обращения товаров, услуг, продукции, организации и непосредственно создание инфраструктуры товародвижения.
Бизнес-логистика делится на закупочную, распределительную, сбытовую, транспортную, таможенную, складскую, информационную, комплексную, а так же логистику запасов.
Еще недавно никто, кроме узкого числа людей, не знал, что такое логистика. Сейчас это слово прочно закрепилось в сфере управления потоками товаров или услуг. Отрасль быстро развивается, уже ни одна крупная компания не обходится без отдела логистики, в связи с чем в логистической отрасли имеется большой потенциал для карьерного роста и развития в целом. Если раньше в организациях работал один или несколько человек, отвечающих за логистику, то теперь создаются целые отделы, структуры, департаменты, формируются команды. В настоящее время все больше сокращается роль дистрибьюторов, и доставка товаров осуществляется напрямую от производителя.
Сегодня в области логистики наибольшим спросом пользуются специалисты по закупкам, логисты по междугородным и международным перевозкам. Сфера международной логистики развивается в России не более 15 лет, поэтому квалифицированных специалистов, обладающих опытом в данной области довольно мало, что заставляет работодателей принимать молодых специалистов с небольшим опытом работы.
Задачей логиста в общем понятии является организация транспортировки грузов, выбор, на каком виде транспорта будет осуществляться перевозка и по каким маршрутам. Он заключает договора с транспортными компаниями, отслеживает нахождение грузов в пути и обеспечивает их таможенное оформление. Также логист решает, сколько складов нужно арендовать, какие грузы должны храниться на них, а какие – нет.
Одна из задач логиста – организовать перемещение грузов как можно рациональнее, экономя время на доставку товара и деньги, которые при нерациональном ведении дел будут тратиться на аренду ненужных помещений и зарплату лишнему персоналу.
Необходимые профессиональные навыки и знания
- быть уверенным переговорщиком
- умение видеть весь процесс движения товаров или услуг целиком
- знание различных видов перевозок
- знание закупочной, складской логистики
- знание современных технологий, необходимых программных средств, например, SAP, Axapta
- опыт взаимодействия с поставщиками
- владение английским или несколькими языками
Личные качества
- настойчивость
- активность
- трудолюбие
- умение учиться и набираться опыта
Плюсы профессии
- в связи с активно развивающейся областью логистики, в том числе и в регионах, специалисты этой области будут всегда востребованы практически во всех специализациях
- довольно высокие зарплаты после определенного стажа работы
Место работы и карьера
Большинство логистов работают в производственных, торговых, экспедиторских, логистических компаниях, а также в компаниях, которые оказывают складские услуги. Многие из логистических организаций включают отдел продаж услуг (работа с текущими клиентами и привлечение новых) и отдел производства (в нем организовывается процесс растаможивания, складирования, перевозок, курьерской доставки).
Оптимальным стартом для выпускника может стать позиция стажера в одном из отделов подразделения логистики. Далее сотрудник будет иметь возможность продолжить работу и развитие в данном отделе или же перевестись на другой участок. В большинстве случаев через лет пять успешной работы специалист может занять место руководителя среднего звена одного из направлений отдела логистики. Скорость продвижения по карьерной лестнице будет в целом зависеть от навыков, амбиций, специализации и возможностей организаций-работодателей.
Оплата труда
Обучение логистов
www.profguide.ru