Зачем нужен маркетинг и для чего. Правильный маркетинг


Игорь Манн: Про правильный маркетинг

Юлия Баяндина

Думаете, что умеете привлекать, удерживать и возвращать клиентов? Что ваши визитная карточка, сайт и страницы в соцсетях гипнотизируют их своим «вау!»? Это не так. Об «отстойности» российского маркетинга и главном орудии маркетера Игорь Манн рассказал в Дискуссионном клубе E-xecutive.ru.

Если говорить о маркетинге, то я — маркетер, и вся теория должна быть очень практичной, циничной и прикладной. Почему маркетер, а не маркетолог? На мой взгляд, маркетологами стоит называть тех, кто занимается теорией: ученых, профессоров, исследователей. Для практиков хорошо подошло бы английское слово marketer — практик маркетинга. Поэтому я использую именно его. На стыке того, что я знаю о маркетинге, я создал подход, который назвал «маннкетинг». И хотел бы поговорить с вами о том, что наиболее важно учитывать маркетеру в своей работе.

Идея Маннкетинга

Если вы учились профессиональному маркетингу, читали Филипа Котлера, Жан-Жака Ламбена, Роджера Беста и других, то помните толстые 500-страничные учебники. На мой взгляд, из всех них важно помнить и понимать буквально основные моменты, которые могут уместиться на один слайд.

Итак, что же важнее всего в маркетинге?

Работа с клиентами

Самая большая беда российского маркетинга состоит в том, что мы думаем, что умеем привлекать клиентов, работать с ними, удерживать и возвращать, но на самом деле это не так. Российские маркетеры знают очень мало инструментов маркетинга (вообще-то, их больше 5000). Больше 50% специалистов не знают, что такое AIDA (это самая простейшая коммуникационная модель). А когда пользуются какими-то инструментами — не факт, что делают это эффективно.

Комплекс маркетинга

Это «четыре P», про которые все прекрасно знают— цена, каналы продаж, каналы коммуникаций, продвижение. Здесь большая беда российского маркетинга в том, что мы знаем и помним, что такое «четыре P», но внутрь этих понятий заглянуть не стараемся.

Точки контакта

Это такие моменты, когда клиент соприкасается с вашей компанией: визитная карточка, коммерческое предложение, сайт, соцсети, сотрудники и т.д. Они у вас могут быть оценены как «вау!», «нормально» или «отстой».

Если вы сможете признать «середнячковость» или «отстойность» ваших точек контакта и попытаться создать вау-визитную карточку, вау-коммерческое предложение, вау-сайт, — это станет вашей первой главной победой на пути к правильному маркетингу.

«Что сейчас прет»

Под этим я подразумеваю мои впечатления от поездки в Бангладеш в марте 2012 года на Международный маркетинговый саммит. Какие тренды я там услышал:

  • Стратегичность маркетинга — учитесь мыслить стратегически и далеко вперед, учитывая все возможные варианты;
  • Интернет-маркетинг — это будущее (четыре направления: сайты, e-mail маркетинг, соцсети, мобильный мир). На эту важную тему я создал два семинара (с Виталием Мышляевым, директором нашей консалтинговой компании «ЛидМашина»). Карты по ним можно посмотреть здесь.
  • Инновации. Могут подразделяться на изменения, нововведения и реальные инновации. Любой из вариантов повышает эффективность вашего бизнеса.

ИННОВАЦИИ… ОНИ РАЗНЫЕ

изменения — коврик другого цвета

нововведения — не было, положим

инновация — коврик чистит обувь

  • Внутренний маркетинг — сотрудники важнее клиентов. Если на Западе по степени важности выстраивается цепочка: сотрудники -> клиенты -> акционеры, то в России: акционеры -> клиенты -> сотрудники.
  • Клиентоориентированность или клиентоманния. Это возможный убийца маркетинга: вам не нужно привлекать клиентов, бороться за их удержание. Если вы их любите — они будут продолжать у вас покупать и рекомендовать вас другим.
  • Важные мелочи. Сила мелочей в том, что их много. Иногда мелочь может помочь сделать большие деньги.

Что делать и как делать

Карт, подобных «маннкетингу», у меня огромное количество. Благодаря им я владею ответом практически на любой вопрос. Будущее маркетинга видится мне так: когда-то вся информация будет снята с рынка, переведена в карты и оцифрована. И останется еще немного места для творчества. Вы будете нанимать на работу маркетера, ставить перед ним задачу, а он будет открывать соответствующую карту и показывать: «Делать будем так!»

Как сказал Питер Друкер: «Маркетинг и инновации — самые важные функции в бизнесе. Именно они создают прибыль, все остальное — это затраты». В России маркетинг — все еще затраты, и эту ситуацию нужно менять. Маркетер обязательно должен быть полезным, должен создавать свою систему знаний и работать по схеме «знаю, что делать; знаю, как делать; беру и делаю!».

Полный текст интервью на E-xecutive.ru

biz.mann-ivanov-ferber.ru

Зачем нужен маркетинг или 5 фактов в его пользу

Отношение к маркетингу бизнесменов, общества, покупателей противоречивое и это ни для кого не секрет. Кто-то его ценит, уважает и понимает зачем нужен маркетинг и самое главное использует в своей деятельности. Однако есть и те, кто не любит маркетинг, и не ценят его. Некоторые из этих людей даже считают, что маркетинг – это выдумка плохих продавцов, которые через него вытрясают деньги из компаний.

Среди покупателей распространено мнение, которое гласит, что маркетинг – способ развода доверчивых потребителей. С таким отношением к нему можно сказать, что маркетинг постоянно весит на волоске. Кажется, что вот-вот и маркетологов начнут бить просто потому, что они маркетологи, а само слово маркетинг вообще запретят.Кстати, на счет запрета – не шутка.

Мне часто приходится писать стратегии маркетинга. Так вот, однажды, запрет маркетинга был близок в одной взятой компании, директор которой запретил использовать при написании стратегии маркетинга ключевое понятие маркетинга - сегмент рынка. Как бы, то ни было, но есть 5 фактов, которые говорят в пользу маркетинга. Есть минимум 5 фактов, которые объясняют, зачем нужен маркетинг.

5 фактов о том зачем нужен маркетинг

Факт № 1 состоит в том, что маркетингом, даже не подозревая об этом, занимаются все люди, даже те люди, которые негативно к нему относятся. Маркетингом занимаются все бизнесмены, все покупатели, все государства, все города. Многие бизнесмены задумываются, нужен или нет маркетинг бизнесу, хотя сами при этом им занимаются.Обычные люди тоже занимаются маркетингом.

Например, тогда, когда  люди ходят в разные магазины для того, чтобы исследовать цены и ассортимент - они занимаются маркетингом

Например, тогда, когда  люди ходят в разные магазины для того, чтобы исследовать цены и ассортимент - они занимаются маркетингом. Также они занимаются маркетингом, когда пишут резюме для поиска работы. Требование повысить зарплату на основании того, что у других она выше или на основании того, что ее не хватает – тоже маркетинг. Что касается государства, то и они занимаются маркетингом, когда пытаются привлечь инвесторов, квалифицированную рабочую силу и во многих других случаях.

Факт № 2 состоит в том, что на самом деле маркетинг, играет ведущую роль в экономике любой страны. Чем больше маркетинга в стране, тем сильнее экономика, тем больше зарплаты, тем счастливее люди. Это легко можно проверить, если проанализировать уровень ВВП, уровень заработной платы и затраты на маркетинг. Объем затрат на маркетинг – прямой указатель на объем маркетинга в экономике страны.

Лучший ответ на вопрос о том зачем нужен маркетинг

По многим статистическим материалам видно, что  чем больше затраты на маркетинг в стране, тем мощнее ее экономика. Не в последнюю очередь это достигается за счет того, что главная роль маркетинга в экономике – способствовать развитию талантов. В странах, в которых широко применяется маркетинг талантам легче всего себя реализовать. Таланты – это локомотив любой экономики. Маркетинг мало того, что создает такие условия, при которых таланты комфортно себя чувствуют, так еще и обеспечивает ситуацию, при которой почти каждый человек становится талантливым.

Факт номер 3 состоит в том, что маркетинг - это одна из философий ведения бизнеса. Данной философии бизнеса придерживаются все компании из всех стран мира, хотя не всегда знают об этом. Сознательно данной философии придерживаются те, кто знает, зачем нужен маркетинг. Другие придерживаются скорее бессознательно, но все равно придерживаются. Вопрос только в том, насколько сильно придерживаются. Одни компании придерживаются минимально, на 1%, а другие максимально, на все 100%. Результаты их деятельности соответствующие.

Соответственно если Вас спросят, зачем нужен маркетинг, то правильный ответ в этом случае – маркетинг нужен для общения, потому что маркетинг это язык экономики

Например, если взять компании с самыми дорогими брендами и проанализировать их стратегии, то окажется, что чем выше компания в рейтинге, тем в большей мере она применяет маркетинг в своей стратегии. Соответственно именно маркетинг как философия бизнеса и позволяет пробираться вверх данного рейтинга. Компании, которые в своей стратегии применяют другие философии в большей степени, чем маркетинг, оказываются не очень успешными. Опора на маркетинг – единственно правильная стратегия.

Факт номер 4 состоит в том, что маркетинг участвует во всех сделках, совершаемых во всех странах мира. Ни одна сделка не происходит без участия маркетинга. В связи, с чем такое смелое заявление? В связи с тем, что любая сделка – это продажи, а продажи – это инструмент маркетинга. Некоторые считают, что продажи нечто самостоятельное и независимое от маркетинга, но это не так. На самом деле маркетинг и продажи – это связка и главный в этой связке именно маркетинг.

Зачем нужен маркетинг лично вам

Втюхать товар можно и без маркетинга, а вот продать нельзя, да и вообще считается, что цель маркетинга – сделать усилия по продажам ненужными. Те, кто придерживается этого мнения, очень хорошо себя чувствуют. Например, за новой продукцией компании Apple люди выстраиваются в очереди за много дней до начала продаж! Роль продавцов в такой ситуации – взять деньги и отдать товар. Все. Они никого не уговаривают ничего купить. Люди сами приходят готовые купить. Готовит людей к покупке именно маркетинг, именно он все делает для того, чтобы продажа состоялась.

Соответственно если у Вас спросят, зачем нужен маркетинг, то правильный ответ в этом случае – маркетинг нужен для общения, потому что маркетинг это язык экономики

Факт номер 5 состоит в том, что маркетинг на самом деле проник во все сферы нашей жизни. Но не потому, что он так крут, а просто потому, что он язык экономики. Да, маркетинг это обычный язык, на котором общаются элементы современной экономики между собой. Соответственно если у Вас спросят, зачем нужен маркетинг, то правильный ответ в этом случае – маркетинг нужен для общения, потому что маркетинг это язык экономики.

Экономика без него невозможна, потому что экономика - это, прежде всего общение. Чем лучше владеешь этим языком, тем больше можешь рассказать о себе, о своем товаре другим элементам экономики.Чем лучше владеешь этим языком, тем лучше тебя поймут. Чем лучше тебя поймут, тем больше сможешь продать и соответственно больше сможешь заработать.

Лучше всего на этом языке говорит тот, кто применяет правильный маркетинг. Возможно, когда-нибудь у экономики будет другой язык, но сейчас – это маркетинг. Это значит, что чем больше людей и компаний, которые отлично понимают этот язык, тем сильнее экономика. Хотите знать больше о маркетинге? Тогда Вам нужно обязательно узнать для чего нужен маркетинг.

Автор статьи: Павел Бернович

noomarketing.net

Как правильно ставить и управлять целями маркетинга в компании — PowerBranding.ru

Четыре полезных совета по работе с маркетинговыми целями в компании.

Цели должны быть описаны в определенной последовательности

Существует 4 уровня целей маркетинговой деятельности, которые необходимо описывать строго по порядку:

  1. общие цели бизнеса: опишите целевое положение товара в сегменте, желаемый уровень продаж и прибыли
  2. маркетинговые цели: опишите, как необходимо изменить потребительскую базу компании, что необходимо изменить в поведении потребителей, чтобы достичь целей бизнеса
  3. коммуникационные цели: опишите, какое действие должен совершить Ваш потребитель после контакта с рекламным сообщением товара
  4. медиа-цели: опишите ключевые медиа-показатели коммуникации товара компании

Вот так выглядит идеальное дерево целей маркетинговой деятельности:

Подробнее о четырех уровнях целей можно прочитать в статье: Методика разработки и постановки целей маркетинговой деятельности

Цели должны быть описаны по канонам SAMRT

Не забывайте про известную методику постановки целей по SMART, которая говорит о том, что:

  • у цели должен быть зафиксирован конкретный результат
  • у цели должен быть deadline, другими словами ограничение по времени
  • желаемый результат цели должен быть измеримым
  • желаемый результат цели должен быть достижим
  • желаемый результат цели должен быть значим для компании в целом (влиять на продажи или прибыль)

Долгосрочные или краткосрочные цели?

  1. Долгосрочные цели маркетинга нужны для разработки успешной стратегии работы, они представляют четкое видение, общий вектор развития товара на рынке.
  2. Краткосрочные цели важны для оперативной работы менеджера по маркетингу. Они наводят резкость и представляют собой более детальные задачи

Проще и удобнее работать с целями маркетинга в следующем формате:

  • Определите долгосрочные цели относительно положения товара на рынке через 5 лет. Желательно планировать достижение №1, №2 или №3 места в сегменте.
  • Разбейте долгосрочную цель на 5 лет, определив таким образом краткосрочную цель на следующий год

Правила управления и контроля выполнения целей

Шесть простых действий для управления маркетинговыми целями компании:

  1. Определите промежуточные точки контроля. Это может быть месяц, квартал, полугодие.
  2. Определите способы измерения уровня достижения целей
  3. Отслеживайте на регулярной основе промежуточные результаты и составляйте прогнозы достижения годового значения
  4. Выявляйте причины отклонений: причиной может быть низкий эффект от рекламной кампании, внезапные действия конкурентов, ухудшение экономического состояния и платежеспособности населения, качество продукта и т.д.
  5. Составляйте план необходимых корректирующих действий для выполнения цели
  6. В случае невозможности достичь поставленную цель — корректируйте ее.

Скачать пример-шаблон для постановки, управления и анализа маркетинговых целей организации.

Твитнуть Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus. comments powered by

powerbranding.ru