Пирамида потребностей Маслоу – для чего она нужна. Психология маслоу пирамида потребностей


Пирамида потребностей Маслоу – для чего она нужна

Заберите вашу бесплатную книгу!

Пирамида потребностей Маслоу – для чего она нужнаС популярной ныне теорией американского психолога Абрахама Маслоу под названием «Пирамида потребностей Маслоу» мир познакомился еще во второй половине прошлого столетия. В ней классифицируются основные потребности в жизни человека, разделённые автором по критерию важности для организма. Сначала выделяются потребности физиологические, затем общесоциальные (такие как безопасность условий жизни, общение, привязанности, а также подтверждение достигнутого уровня престижа со стороны окружения), а затем – личностные, духовные. Чем выше потребность, тем она дальше отстоит по необходимости, и тем больше требуется для неё отдачи именно от самого человека, а не от его природы.

В целом же пирамида потребностей Маслоу дает общее представление о сути приоритетов, выстраиваемых практичным человечеством, сначала в полном объеме - хлеб насущный, еда и кров, а лишь затем - все остальное, от ежедневного общения с соседками на лавочке до выстраданных поездок к далай-ламе. Разумеется, эту пирамиду потребностей нельзя  считать образцом для каждого конкретного человека, все же мы очень разные, как по вкусовым предпочтениям и социальной принадлежности, так и по уровню духовных запросов.

Жизненный путь человека состоит из нескольких этапов: это младенчество, детство, юность, зрелость и старость. Каждый из них характеризуется не только количественным увеличением, но изменением уровней потребностей. В некоторых ситуациях происходит перезамена базовых на личностные. Это может быть, скажем, желание иметь айфон последней модели в ущерб собственному здоровью – тогда экономия на питании идет вразрез с естественной потребностью организма в еде.

И такая ситуация наблюдается неоднократно. Всё больше можно видеть, как человек, гонясь за модой и желая быть впереди всех, пренебрегает собственным здоровьем, тратя деньги на ничего не значащие мелочи, приобретая красивую, но непрактичную одежду, поедая различные булочки и беляши вместо того, чтобы купить здоровые продукты и сделать полезный салат.

Для того, чтобы не перевернуть свою жизнь вверх дном, и нужно регулярно анализировать уровень собственных потребностей. То есть собственную, выстроенную лично для себя, пирамиду. Неправильное расположение уровней в ней может привести к проблеме в организме, решение которой может не найтись по одной простой причине – слишком долго что-то находилось не на своём месте. Отсюда возникают многие болезни, как физического, так и психического характера.

Так что не ленитесь анализировать собственную жизнь. Может выплыть что-то очень неприглядное и наводящее на мысль о том, что, не заметив этого, пренебрегая какими-то вещами, можно лишиться чего-то весьма существенного для собственной жизни вместо получения сиюминутно желаемого. В таких случаях немедленно необходимо начинать действовать, чтобы привести своё состояние в порядок, ведь не зря же потребности изображены в виде пирамиды: каждая из них имеет не только своё уровень, но и свой размер и вес. Перемещение одной из её малых частей, например, вниз может стоить фигуре устойчивости и просто разрушить всю систему.

Но так же важна и верхняя часть нашей пирамиды потребностей. Если игнорировать личностный рост, свое развитие и образование, можно разбалансировать всю систему, нарушить ее гармонию - и, как та старуха из известной сказки, оказаться у разбитого корыта...

VN:F [1.9.22_1171]

Rating: 0.0/10 (0 votes cast)

VN:F [1.9.22_1171]

 

s-mind.ru

Учёные подвергли критике пирамиду Маслоу

Автор Evgeniy в 10/03/2013. Опубликовано Психологические эксперименты и исследования

Учёные подвергли критике пирамиду МаслоуДо недавних пор теория Маслоу не проверялась. Но масштабное исследование в ряде разных стран показало все неточности знаменитой «Пирамиды».

Большинство людей, даже далёких от профессиональной психологии, наверняка знакомы с иерархией человеческих потребностей, предложенной А. Маслоу. Согласно этой пирамиде, для того, чтобы у человека возникали более высокие, духовные потребности, прежде всего, должны быть удовлетворены его потребности базовые. В основании пирамиды такие вещи, как пища, вода и сон. Следующая ступень — потребность в безопасности. Далее идёт необходимость быть любимым и уважаемым, жажда новых знаний и эстетические потребности. И на вершине пирамиды, согласно теории Маслоу, находится самоактуализация — потребность в достижении целей, развитие личности.

Несмотря на популярность теории, психолог Эд Динер из Университета Иллинойса заметил, что при обсуждении иерархии Маслоу редко указываются какие-либо конкретные исследования, которые бы экспериментально доказывали научную точность и значимость этой теории. По этой причине Динер решил организовать собственное исследование, в рамках которого провёл испытание известной иерархии потребностей в 155 странах мира.

Учёные исследовали жилищные условия, питание, безопасность, финансы, уровень социальной поддержки, уважения и эмоции людей из разных стран в течение нескольких лет — с 2005 до 2010 года. В некоторых аспектах результаты исследований действительно совпали с теорией Маслоу. Но были также отмечены и существенные отклонения. Потребности, описанные в теории, кажутся универсальными. Тем не менее, порядок, в котором эти потребности удовлетворяются, сам по себе оказывает незначительное влияние на степень удовлетворённости людей своей жизнью.

— «Наши результаты показывают, что теория Маслоу в целом верна. Мы исследовали людей различных культур по всему миру и часто обеспечение потребностей, указанных в пирамиде, действительно коррелирует со счастьем, — объясняет Динер. — Однако, важным отступлением от теории Маслоу является тот факт, обнаруженный нами, что человек может демонстрировать высокий уровень самоактуализации и прекрасные социальные отношения даже тогда, когда его основные физиологические потребности, а также потребность в безопасности полностью не выполнены». Иными словами, порядок выполнения низших или высших потребностей не имеет определяющего значения в удовлетворённости жизнью и ощущении счастья.

Теги: маслоу, потребности

Есть что сказать? Оставть комментарий!:

aboutyourself.ru

Реферат - Пирамида потребностей по Маслоу

Введение

Абрахам Маслоу  известный психолог, который глубокоинтересовался природой человека, является одним из основателей гуманистическойпсихологии. В 1950 году он создал концепцию потребностей человека.

По его мнению, творческий потенциалчеловека является результатом здорового и правильно направленного развития. Он считает,что это развитие происходит в результате поиска и осуществления целей утверждающихи обогащающих жизнь личности и придающей ей смысл. Личность является тем, чемстановится в ходе осуществления всех этих целей, а именно виды этих целейопределяют потребности.

Потребности по Маслоуданы человеку с рождения и создают иерархию, в которой удовлетворение низшихпотребностей  является условием дляпоявления высших. На этом принципе он основал так называемую пирамидупотребностей, состоящую из  пятикатегорий.

В основании находятся физиологическиепотребности, далее потребности в безопасности, в любви и привязанности, в признаниии оценке, в самоактуализации.

1. Иерархия потребностей.

1.1<span Times New Roman"">          

Физиологическиепотребности.

Физиологическиепотребности, которые обычно принимаются в качестве отправной точки для теории мотивации, представляют собой такназываемые физиологические влечения и желания. Физиологические потребности доминируютнад всеми остальными aорганизме и являются основой мотивации человека. Такимобразом, человек, который нуждается в пище, безопасности, любви  и уважении, скорее всего, будет желать пищи сильнее,чем всего остального. В это время все остальные потребности могут прекратитьсвое существование или быть отодвинутыми на задний план. Поэтому состояниевсего организма можно охарактеризовать, как человек голоден, поскольку голод владеет сознанием почти безраздельно.Все силы организма начинают  обслуживатьудовлетворение потребности в пище, а возможности, которые нельзя задействовать длядостижения этой цели отодвигаются на задний план. Т.е. желание купить новыетуфли, или автомобиль, в экстремальной ситуации становятся второстепенными.Вместе с этим организм проявляет специфическую особенность, которая состоит втом, что во время, когда в человеке доминирует определяющая потребность, меняетсяфилософия его будущего. На нашем примере для хронически голодного человекаутопия представляется местом, где полно еды. Он начинает думать, что при условии гарантированного наличия пищи доконца жизни он будет совершенно счастлив и никогда не пожелает ничегоболее.  Свобода любовь уважениеотодвинуто, как бесполезные безделушки. Но это чрезвычайные обстоятельства,которые, встречаются редко в нормальном мирном обществе и у большинства людейона удовлетворена. Когда физиологические потребности удовлетворены, появляютсядругие, более высокие по Маслоу следующая потребность в безопасности.

1.2<span Times New Roman"">    

Потребности в безопасности.

Следующая группа потребностей,потребности в безопасности, защищенности, стабильности, покровителе, защите,отсутствии страха, тревоги и хаоса, потребности в структуре, порядке, законе иограничениях,  покровителе. По Маслоу кэтим потребностям применимо почти тоже, что и к физиологическим. Организм можетбыть полностью ими охвачен. Если в случае с голодом определялось, как человекстремящийся утолить голод, то в этом случае человек, стремящийся кбезопасности. Здесь вновь все силы, интеллект, рецепторы служат в первуюочередь инструментом для поиска безопасности. И вновь доминирующая цель – этоопределяющий фактор не только для видения мира и философии в настоящий момент, но и философии будущего и философииценностей. Кстати физиологические потребности, находясь в удовлетворенномсостоянии, сейчас недооцениваются. В обычной жизни обнаруживаются проявлениепотребностей в безопасности  в стремленииполучить стабильное место работы с гарантированной защитой, желание иметьсберегательный счет, страхование и т.д. или предпочтение знакомых вещей незнакомым, известное неизвестному. Стремлениеиметь религию или философию, которая организует вселенную и людей в логически содержательное целое.Потребности в безопасности могут стать актуальными, когда возникает угрозазакону, порядку, властям общества.

Но т.к. здоровые исчастливые взрослые люди в нашей культуре большей частью удовлетворили своистремления в безопасности, следовательно, вполне реально, что они не имеютбольше никаких потребностей в безопасности в качестве активных мотиваторов.  Соответственно далее вновь проявляются болеевысокие, в пирамиде Маслоу это потребности третьего уровня, потребности влюбви.

1.3 Потребности в любви и принадлежности.

Если физиологическиепотребности и потребности в безопасности удовлетворены, появляются потребностив привязанности и принадлежности и все что сказано выше повторяется снова.

Потребность в любви предполагает,как потребность давать, так и потребность получать любовь. Когда онинеудовлетворенны, личность остро переживает отсутствие друзей или партнера.Человек будет жадно стремиться завязать отношения с людьми вообще, ради места вгруппе или семье и будет всеми силами стремиться к этой цели. Обретение всегоэтого будет для человека важнее всего на свете. И он даже может забыть, чтокогда-то голод был на первом плане, а любовь казалась нереальной и ненужной.

Теперь острая боль от одиночества,неприятия и недружелюбия сильнее всего остального и соответственно он будетдумать, что был бы абсолютно счастлив, если в его жизни появилась любовь. Длячеловека очень важно чувствовать принадлежность, добрососедские отношения наодной территории, среди класса, компании, коллег, т.к. что их стремлениесбиться в стаю держаться вместе, быть частью группы есть у них от природы.

         Еслиже у человека есть любовь, он любит, и любим, начинает проявляться новая группапотребностей, еще более высокого уровня – это потребность в уважении.

1.4.<span Times New Roman"">        

Потребностьв уважении.

Все люди в нашем обществеимеют потребность в стабильной, обоснованной обычно высокой самооценке, всамоуважении, чувстве собственного достоинства и в уважении окружающих.  Эти потребности Маслоу разделяет на двакласса.

К первому классуотносятся сила, достижения, адекватность, мастерство и компетентность,уверенность пред лицом внешнего мира, независимость и свобода.

Ко второму Маслоуотносит, то, что называется хорошей репутацией или желанием престижа (определяяих как оценку или уважение со стороны других людей), а также статус,известность и славу, превосходство, признание внимание, значительность, чувствособственного достоинства или признательность.

Удовлетворение потребностив самоуважении вызывает чувство уверенности в себе, своей ценности, силе,способностях и адекватности, ощущение своей полезности и необходимости в мире. Препятствиена пути к удовлетворению ведут к появлению чувства неполноценности, слабостибеспомощности. Эти чувства ведут за собой, подавленность или невротическиесклонности. Нужно учесть, что формирование самооценки на основе мнения другихлюдей таит в себе опасность, т.к. она не учитывает реальные способностиличности, ее компетентность. Наиболее стабильное и, следовательно, здоровоечувство самоуважения базируется на заслуженном уважении со стороны другихлюдей, а не на показной славе и известности и неоправданной лести. Нужно уметьотличать действительные компетентность и достижения в основе, которой лежатисключительная сила воли, целеустремленность и ответственность, от того, что даетсяестественным путем, без всякого труда, одними врожденными качествами конституциейи биологической судьбой.

 Даже если все вышеперечисленные  потребности удовлетворены человек часто, еслине всегда, может ожидать, что вскоре вновь возникнут беспокойство инеудовлетворенность, они возникают, если человек не занимается тем, для чего онсоздан.

1.5 Потребность в самоактуализации.

Музыканты должнысоздавать музыку, художники должны писать картины, поэты сочинять  стихи, чтобы оставаться в согласии с собой.Человек должен быть тем, чем он может быть. Люди должны сохранять верностьсвоей природе. Эта потребность и называется самоактуализацией. Она относиться кжеланию людей реализовывать себя, проявлять в себе, то, что заложено в немпотенциально. Она может быть определена, как желание в большей степени проявитьприсущие человеку отличительные черты, чтобы достичь всего, на что онспособен.  Конкретное воплощениеотличается значительным разнообразием. У одного это может быть желание бытьнепревзойденным родителем, у другого спортсменом.

 

.

2. Особенности базовых потребностей.

Исходя извышеперечисленного могло создаться впечатление, что данная иерархия  устанавливает жесткий порядок вещей, однако вдействительности он далеко не так постоянен.

В самом деле, большинстволюдей имеют базовые потребности, организованные в соответствии свышеизложенными принципами. Однако существует и множество исключений:

Есть люди, для которыхсамоуважение важнее, чем любовь.  Эточасто происходит вследствие того, что человек, которого любят, выносливая исильная личность, вызывающая уважение или страх, уверенная в себе илиагрессивная.  Следовательно, людинедополучившие любовь и ищущие ее могут изо всех сил стараться надеть на себямаску агрессивности и уверенности в себе. Однако они главным образом стремятсяобрести уважение  к себе, и их поведениев большей степени является средством достижения этой цели, чем самоцелью. Они стремятсяк самоутверждению ради любви, чем ради того, чтобы обрести самоуважение.

Есть люди, обладающиевыраженной одаренностью от природы, для которых влечение к творчеству являетсяболее значимым, чем, что-либо другое. Их самоактуализация может проявляться ипри отсутствии базового удовлетворения.

Сила притязаний многихлюдей может постоянно слабеть и снижаться. Например, люди, которые долгое времяиспытывали нужду из–за постоянной безработицы, могут остаток жизнидовольствоваться лишь тем, что у них есть достаточно пищи.

Есть люди, которыеиспытывали недостаток любви с первых лет жизни, которые навсегда утрачиваютспособность любить.

Более важные из всехперечисленных исключений могут быть высшие социальные желания и ценности.  Люди преданные таким ценностям становятсямучениками. Они готовы отказаться от всего ради определенного идеала или того,что представляет для них ценность. Это отчасти объясняется  тем, что у людей на протяжении жизни которых,особенно в детстве и юности базовые потребности были удовлетворены, становятсяустойчивыми в противостоянии помехам в удовлетворении этим потребностям.

Т.к. в результатебазового удовлетворения  у нихсформировался сильный, здоровый характер. Это сильные люди, которые стойко переносят противодействие и расхождениево мнениях, которые могут плыть против течения общественного мнения и готовыпостоять за правду, заплатив за нее дорогой для себя ценой. К ним по Маслоу относятсялишь те, кто любил и был любим по настоящему, кто имел много глубоких дружескихпривязанностей и способен выдержать ненависть неприятие или гонение. По Маслоу повышеннаяустойчивость, скорее всего, развивается при удовлетворении наиболее значимыхпотребностей в первые несколько лет жизни. Таким образом, люди, которыечувствовали себя сильными и защищенными в раннем детстве, сохраняют этоощущение при любой угрожающей им опасности.

3. Степени удовлетворения базовыхпотребностей.

Говоря о степеняхудовлетворения  нужно учесть, что преждечем появляется более высшая потребность, предыдущая необязательно должна бытьудовлетворена на 100 %.

В действительности убольшинства членов общества часть базовых потребностей удовлетворена, нонекоторые наряду с этими остаются неудовлетворенными.

У среднего гражданина физиологическиепотребности удовлетворены на 85%, на 70% потребности в безопасности, 50%потребности в любви, 40% в уважении, и 10% в самоактуализации.

Явление возникновенияновой потребности после удовлетворения доминирующей не является внезапным, аскорее постепенным, шаг за шагом.

Например, если доминирующаяпотребность А удовлетворена только на 10%, то потребность Б может не проявлятьсебя совсем… Однако по мере того, как уровень удовлетворения А достигает 25%,Б может проявить себя на 5%, а когда А удовлетворена на 75%, Б проявляется на 50%и т.д.

4. Последствия удовлетворения базовой потребности.

Самым главнымпоследствием является переход потребности на задний план и появление новойболее высокого уровня. Прочие последствия являются второстепенными. Вот примерынекоторых из них:

Независимость от прежде положительныхраздражителей и объектов стремлений и определенное пренебрежение по отношению кним наряду с зависимостью от положительных раздражителей, которые прежде непривлекали к себе внимание, не были желанными, или были от случая к случаю. Такпроисходят изменения в сфере интересов. Это означает, что происходят измененияв человеческих ценностях.  Такой сдвиг вотношении ценностей ведет за собой пересмотр философии будущего, представленийоб утопии, аде, рае, о хорошей жизни о состоянии удовлетворения неосознанныхжеланий индивида.

Одним словом мы склоннывоспринимать блага, которые имеем как нечто само собой разумеющееся, особенно еслинам не приходится бороться или трудиться ради них.  Пища, безопасность, любовь, восхищение и  свобода, которые всегда были при нас, вкоторых никогда не было недостатка и по которым нам не приходилось тосковать,не только остаются незамеченными, но и потеряли свою цену, подвергаютсяосмеянию или разрушению. Этот феномен неспособности замечать имеющиеся блага,не отражает реальную позицию. В большинстве случаев он проходит  при предоставлении возможности испытать соответствующуюдепривацию или лишение. (Н-р испытать голод, нужду, одиночество, неприятие, илинесправедливость.)

Исходя из этого, мы можемприйти к пониманию, почему изобилие психологическое и экономическое приводяткак к развитию человеческой личности, так и к ее ценностной патологии.

Вместе с изменениямиценностей происходят изменения  в познавательныхспособностях. Внимание, восприятие, научение, запоминание, забывание, мышление,все это изменяется в приблизительно предсказуемом направлении, в связи с новымиинтересами и ценностями организма. Эти новые интересы, положительныераздражители не просто новые, но и более высокие по уровню и содержанию. Когдаудовлетворены потребности в безопасности, организм освобождается для поискалюбви, независимости, уважения, самоуважения и т.д.

Помимо этогоудовлетворение конкретных потребностей ведет к определенным специфическимрезультатам. Например, при прочих равных обстоятельствах, удовлетворениепотребности в безопасности приносит различные субъективные ощущения – болееспокойный сон, исчезновение чувства опасности, большую смелость и уверенность всебе.

5. Удовлетворение и формированиехарактера.

Удовлетворениекакой бы то ни было потребности, способствует формированию характера и ведет ксовершенствованию, усилению и здоровому развитию личности. Удовлетворениепотребностей тесно связано с развитием некоторых, а возможно и многих чертхарактера. Если брать дочку на руки когда она просыпается, он научится плакать,когда ей захочется на руки.  Еслиобращать внимание на кривляния ребенка, он научится кривляться, когда захочетвашего внимания.  Если все время уступатьребенку, он будет хотеть, чтобы ему всегда уступали.  Если говорить о потребности во сне и отдыхе,то неудовлетворение ведет соответственно к усталости, лени, вялости, недостаткеэнергии, медлительности, а удовлетворении к энергии, живости, проворности.

6. Удовлетворенье и здоровье.

Степень удовлетворениябазовых потребностей связана с уровнем психического здоровья. Маслоу считает,что полное удовлетворение базовых потребностей и здоровье – это одно и то же.

Исследования здоровых людей показывает,что они одновременно обладают чрезвычайным индивидуализмом и здоровым эгоизмом,с одной стороны и проявляют высокую степень сострадания и альтруизма с другой.

Если предположить, чтоздоровый организм полностью удовлетворен в отношении базовых потребностей — онсвободен для самоактуализации, соответственно предполагается, что формируетсяза счет внутренних сил, нежели силами извне. Организм, испытывающий дефицитудовлетворения базовых потребностей страдает неврозом, поэтому удовлетворениюмогут способствовать и другие люди, следовательно, такой организм более зависимот других людей и менее самодостаточен и автономен. Он в большей степенисформирован природой окружения, чем своей внутренней сущностью.

         Относительнаянезависимость от окружения, которая обнаруживается у здоровой личности,проявляет и коммерческую сторону, это означает, что когда окружение и личностьсоприкасаются, главными показателями являются цели личности и ее натура, аокружение представляет собой в первую очередь средства для достижения целей присамоактуализации. По Маслоу это означает полную психологическую свободу.

7. Удовлетворение и патология.

Результатамиматериального изобилия (низшие потребности) являются скука, эгоизм, чувствоэлитарности и «заслуженного» превосходства, остановка в развитии, разрушениечувства общности.

         Жизньради материальных потребностей не может удовлетворять в течениипродолжительного времени. Мы сталкиваемся с обратной стороной в результатепсихологического изобилия, т.е. с негативными последствиями того, что человекасамозабвенно любили и заботились о нем, поклонялись ему, восхищались им,слушали его, забыв о себе, или того, что он имел преданных слуг, все егожелания выполнялись. Все это может привести к паразитическому существованиючеловека.

         Патологиейможет оказаться отсутствие ценностей, смысла и содержания жизни.

В заключение можносказать, что человек почти никогда не бывает, удовлетворен постоянно, а также людисклонны привыкать к благам, которые имеют, забывать о них, считать их самособой разумеющимся и переставать ценить их.

Иногда необходимо пережить потерюэтих благ, чтобы начать ценить их.

8. Условия необходимые для удовлетворения.

Чтобы выяснить, в чемнуждается человек и что он собой представляет, необходимо создать определенныеусловия, которые благоприятствуют проявлению его потребностей и способностей иобеспечивают возможность их развития.

Для раскрытия подлиннойприроды человека существуют благоприятные условия. Организм обладаетсобственной внутренней, но нечетко очерченной природой. Эта природа являетсятрудноуловимой и требующей осторожного обращения, в отличие от животных у людейона является сильной и всепобеждающей, люди знают, кто они такие и чего хотят.

Потребности людей влюбви, знаниях, философии слабы и хрупки, а не определенны и очевидны, онискорее шепчут, чем кричат, и этот шепот очень легко заглушить.

         Вобщем, такие условия могут быть определены как возможность удовлетворять ивыражать. Свободный выбор из широкого круга возможностей в различныхсоциальных  ситуациях, (например:  выбор товарища по комнате, университета,факультета и даже  желательный отказ отудовольствия). Таким образом, условия, способствующие самоактуализации илиздоровью, это такие условия, при которых обеспечиваются необходимые исходныематериалы и возможности самому выражать свои желания и запросы.

 

9. Самоактуализация.

Самоактуализация поМаслоу имеет самый важный момент в становлении личности. Усамоактуализирующихся людей есть общие черты:

Восприятие реальности: проявляется в способностиобнаруживать фальшь и нечестность и верно судить о других людях. Они гораздолегче и быстрее других выделяют новое, специфичное и конкретное из общего абстрактногои схематичного, следовательно, они более чем окружающие живут в реальном мире,а не в океане людских представлений, ожиданий, обобщений стереотипов, которыемногие ошибочно принимают за действительность. Они с готовностью принимаютнеопознанное не чувствуя при этом никакого дискомфорта. Неизвестность дажевлечет их больше, чем известное и привычное. 

Принятие: они принимают себя и собственныепроявления без досады и огорчений, иногда даже не слишком задумываясь над темили иным вопросом. Они способны принимать свою человеческую природу со всеми еенедостатками и несоответствиями идеалам, не ощущая при этом беспокойства. У ихвыражено отсутствие склонности к оборонительным реакциям. Неприятие искусственныхприемов в других людях, лицемерие, хитрость, бравада, попытки произвестивпечатление практически им несвойственны.

Спонтанность: эти люди склонны  проявлять спонтанность в поведении, мыслях ипобуждениях. Их поведение отличается простотой и естественностью, им чуждынаигранность и попытки произвести эффект.

Не нужно думать, что у нихотсутствуют этические принципы. Это достаточно высоконравственные люди. Ониработают, проявляют инициативу, но не в совсем обычном смысле. Мотивацией дляних является личностный рост, самовыражение, созревание и развитие.

         Центрирование на проблеме: как правило, сосредотачивают своевнимание на внешних задачах. Обычно они не представляют проблемы для самихсебя, и поэтому не слишком о себе заботятся (что заметно отличается отсклонности к интроспекции, присущей недостаточно уверенным в себе людям).Самоактуализирующиеся люди, как правило, выполняют некую миссию, определеннуюцель жизни, решают какую-либо внешнюю задачу, что отнимает у них много сил ивремени.

         Речьне обязательно идет о задаче, которую они сами себе поставили, это может бытьпроблема, разрешение которой они считают своим долгом, обязанностью. Можносказать цель, которую человек должен, а не хочет достичь. Как правило, они непреследуют личной выгоды, они стремятся принести пользу всему человечеству,своему народу или членам своей семьи. Их неотъемлемые качества величие,нетривиальность, отсутствие мелочности. Им присущи широта взглядов, умение бытьвыше обыденных проблем, мыслить масштабно. Благодаря этим качествам создаетсяатмосфера спокойствия и веры в преодоление преходящих проблем, облегчающаяжизнь не только им, но и их близким.

         Склонность к уединению: Маслоу считает, что всесамоактуализирующиеся люди могут быть в одиночестве без ущерба для себя и безощущения дискомфорта. Более того, они практически все любят уединение. Онимогут оставаться вне споров, ничуть не тревожась, тем, что вызывает у людейбурю эмоций. Им не составляет никакого труда сохранять спокойствие иневозмутимость, поэтому жизненные невзгоды и удары судьбы не вызывают у нихреакций протеста, как у обычных людей. Они умеют сохранять достоинство и счестью выходят из самых сложных ситуаций. Это объясняется их склонностьюсамостоятельно интерпретировать ситуацию, не полагаясь на мнение окружающих.Они умеют отстраняться от ситуации и посмотреть на нее со стороны, даже еслипроблемы касаются их. У них крепкий сон, хороший аппетит, они могут улыбаться исмеяться в периоды тревог и волнений. В социальных взаимоотношениях такаяотстраненность создает порой проблемы, люди воспринимают это качество какхолодность, снобизм, отсутствие дружеского расположения и даже враждебность.Составляющими автономии являются способность принимать самостоятельные решения,самодисциплина, склонность действовать самостоятельно, а не быть орудием вчужих руках, сила, а не слабость.

         Межличностные отношения:  для самоактуализирующихся людей характерны более глубокиемежличностные отношения, чем для большинства других взрослых людей. Они готовы проявитьбольше любви, внимания, участия. Их партнеры в целом гораздо здоровее и ближе ксамоактуализации, чем среднестатистические. Это говорит о высокойизбирательности в общении.

         Маслоусчитал, что в этом и во многом другом здоровые люди сильно отличаются от среднестатистических,и не только количественно, но и качественно. Он предполагал существование двухвидов психологии. Изучение ущербных и слаборазвитых представителейчеловеческого рода, позволяет создавать лишь ущербную психологию и ущербнуюфилософию. Изучение самоактуализирующихся индивидов должно стать основой дляболее универсальной науки психологии.

Список литературы

1.<span Times New Roman"">    

А. Маслоу  «Мотивация и личность» Спб. 2006г.

2.<span Times New Roman"">    

А. Маслоу– «Самоактуализированые люди: иследование

психологического здоровья»Спб. 1999г.

3. А. Маслоу «Новыерубежи человеческой природы» Спб. <span Times New Roman",«serif»">1999г.

Заключение

Взгляды Маслоу нашлиотражение ив нашей жизни и обществе. Его вклад в видение человеческой природынеоценим. Маслоу дал начало двум направлениям психологии, гуманистическому итранперсональному. На протяжении 1970-1980гг. происходило воплощение идейМаслоу в психологии и образовании, бизнесе и менеджменте, здравоохранениии  социологии.

Его рассуждения и теорииочень тесно переплелись с личной и социальной жизнью. Объем опубликованныхтрудов: 6 объемистых книг, свыше 140 журнальных статей, многие их которых быливключены в психологические сборники.

Однако важнее всего идеии влияние этих идей на нашу жизнь, и наше общество.  Все его труды пронизаны убеждением, чточеловека можно понять, лишь учитывая его высшие стремления. Он утверждал, чтомы как человеческие существа обладаем внутренней потребностью культивироватьэти стремления, чтобы иметь возможность реализовывать себя и служить обществу.

www.ronl.ru

Новая версия пирамиды Маслоу

Пирамида потребностей человека ФОТО Getty Images 

Согласно теории американского психолога Абрахама Маслоу (Abraham Maslow), человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока не удовлетворит более простые. Эта иерархия потребностей нашла свое отражение в образе пирамиды (придумал ли ее сам Маслоу или его последователи, до сих пор не ясно, но в историю психологии она вошла под его именем). В основании пирамиды находятся физиологические потребности (голод, жажда, половое влечение), а далее, в порядке возрастания, следуют потребность в безопасности, потребность в любви и принадлежности, потребность в признании, потребность в самоактуализации.

По мнению ряда специалистов, эта модель, разработанная еще в 1940-х годах, теперь уже несколько устарела и нуждается в пересмотре. Коллектив авторов, объединивший психологов из Университета штата Аризона, Университета Миннесоты (США) и Университета Британской Колумбии в Ванкувере (Канада), предложил ее обновленный вариант, с учетом последних достижений и открытий нейронауки, психологии развития и эволюционной психологии1.

читайте такжеАбрахам Маслоу, пророк-инноватор

«Пирамида Маслоу была великим достижением для своего времени. Многие идеи, заложенные в ней, необходимо сохранить, – говорит руководитель исследования Дуглас Кенрик (Douglas T. Kenrick). – Однако в этой модели недостает тех базовых знаний о человеческой природе, которые были получены позже совместными усилиями ученых: биологов, психологов, антропологов».Нижние уровни обновленной пирамиды во многом схожи с пирамидой Маслоу (хотя формулировки потребностей были скорректированы), а вот верхушка подверглась радикальной реконструкции. Три высшие потребности, согласно новой пирамиде, составляют, в порядке возрастания, привлечение партнера, удержание партнера и воспитание детей. «Среди всех человеческих стремлений главные с биологической точки зрения – те, которые способствуют процессу репродукции наших генов в потомстве, – объясняет Дуглас Кенрик. – Вот почему заботу о детях мы считаем первостепенной потребностью».

А как же потребность в самоактуализации, столь важная для Маслоу? Авторы считают, что она не является самостоятельной с эволюционной точки зрения. Скорее, ее можно рассматривать как одно из проявлений потребности в завоевании статуса, которая, в свою очередь, служит задаче привлечения партнера и затем продолжения рода.

читайте также«Следовать своим высшим стремлениям»

Но не нужно трактовать эту модель упрощенно, предупреждают авторы. Никто не говорит, что вдохновение художника или поэта рождается из его осознанного стремления к репродуктивному успеху. Картина намного сложней. Дуглас Кенрик приводит такую аналогию. «Миграция помогает птицам выживать и производить потомство. Хотя на первый, поверхностный взгляд они мигрируют потому, что их мозг реагирует на изменение долготы дня. Так и у людей: нам кажется, что мы занимаемся творчеством только потому, что это доставляет нам удовольствие. Мы даже не догадываемся о своих подлинных, глубинных мотивах». Авторы вносят и еще одну существенную поправку. Если для Маслоу пирамида отражает движение вверх, от одной потребности к другой, то по их концепции мы можем одновременно находиться на двух соседних уровнях и не только идти вперед, но и возвращаться назад. Представим, например, что во время прогулки мы погружены в мысли о высоком: о любви или о смысле жизни, и вдруг дорогу нам преграждает компания агрессивных парней. Естественно, мы сразу переместимся на уровень более низкой потребности – в безопасности. В среде психологов новая модель пирамиды вызвала неоднозначное отношение. Впрочем, говоря по справедливости, и ставшая уже классической пирамида Маслоу всегда оставалась предметом дискуссий.

1 Подробнее см. D. T. Kenrick et al. «Renovating the Pyramid of Needs» Perspectives on Psychological Science, 2010, vol. 5, № 3.

читайте такжеПотребности: способ диалога с миром

www.psychologies.ru

Пирамида потребностей Маслоу — как основательно понять чего хочет человек ?

19-06-20133 комментария

У любого живого организма есть экосистема, среда в которой он рождается, развивается и существует. Насекомое — в лесу, дельфин в океане, земля в солнечной системе.

И как следствие у живого есть встроенные задачи, — потребности, которые инстинктивно подсказывают, толкают к тому что надо делать для выживания и развития его лично и среды в Едином целом.

Обычно то, что нужно для выживания называют потребностями, инстинктами, а то что для развлечения и развития — желаниями, интересами, увлечениями.

Пирамида Маслоу расширенная

Но суть одна — это мотивация выжить, а затем жить хорошо. А поскольку человек это многоуровневый организм, система, то его потребности\мотивации также можно рассмотреть через призму некой системы. Пирамида Маслоу достаточно хорошо и естественно описывает модель эволюции потребностей и интересов человека.

Бесполезность пирамиды  Маслоу и жизненные «опровержения»

В оригинале пирамида Маслоу подана как идея уровней потребностей,  а уже после этого у трактовках других людей возникли пирамиды или спирали. Хотя форма спирали показывает эволюцию, трансформацию основной жизненной мотивации и текущий спектр интересов, говоря о том что жизнь осталась жизнью, но уже под другим углом, ракурсом. В то время как пирамида неявно указывает на приоритет удовлетворения нижних уровней перед верхними — «на чем будет стоять крыша, если нет фундамента?», «сначала стены, потом потолок».

В жизни много примеров тому, как человек удовлетворяет «верхние» потребности красоты и гениально живет «бедным художником» с якобы незакрытыми нижними вопросами денег и быта, или людей бизнеса, власти которые наоборот удовлетворяют «нижние и средние» потребности, так и не поднимаются к красоте и поиску «кто я».

С одной стороны пирамида Маслоу показывает какие потребности необходимо реализовать человеку чтобы сформироваться. С другой — спираль говорит о дальнейшем развитии мотиваций сформированного человека, без жестких и однозначных привязок к социальной деятельности.

Так или иначе, человек в течении жизни удовлетворяет потребности тела, личности\характера и интеллекта, а также души\миссии.

Тело, личность(интеллект+»общественное я») и душа(«внутреннее я») это единый организм. И рассматривая любую активную потребность следует помнить, что весь организм участвует и мобилизируется под эффективную реализацию конкретной мотивации. Например, чтобы обеспечить тело базовыми потребностями — едой и теплым домом, человек включается весь целиком: характером, интуицией, знаниями, ресурсными состояниями и т.д.

Одни уровни потребностей не отменяют другие, пирамида потребностей Маслоу выделяет доминирующую потребность человека на данном жизненном этапе и указывает спектр мотивация влияющий на принятие жизненны решений.

pm

Поэтапная структура потребностей пирамиды Маслоу

По разным данным Масло переложил философию чакр индийских йогов на психологический язык потребностей и мотиваций личности. И огромная ценность этого «заимствования» в целостном и статистическом подходе к системе желаний без углубления в энергетические причины и аспекты устройства человека, так неохотно изучаемые современной открытой наукой.

1. Физиологические потребности — голод, жажда.

Эти потребности навсегда остаются с человеком.Также они по жизни толкают на активную деятельность.

2. Потребности безопасности и комфорта.Безопасность регулируется чувством страха.Комфорт — ощущениями удовольствия от чего-то и удовлетворения.

3. Социальная принадлежность, любовь.На этом уровне включаются механизмы по встраиванию в общество.Привлечения и чувствование внимания к себе — любовь нулевого уровня.Можно сказать что это «физиологические потребности» личности, жажда быть среди людей и питаться вниманием разного качества.

Главный вопрос — где и через что (принадлежность, сопричастность к чему) выражать себя, как говорить.

4. Уважение, власть, успех, престиж, имидж.Это потребности «безопасности и комфорта» среды личности\характера. Единицей выступает не только тело,как в первой группе потребностей, но и человек, личность.

Главный вопрос — как взаимодействовать с людьми чтобы развивать свои дела. Хочется занять определенную и хорошую ячейку в обществе.

5. Познавательные потребности, исследования.Это потребности интеллекта, как продолжение потребности комфорта личности: знания, информация, новое помогает лучше обустраиваться в среде.Также это может быть освоение среды ума, как самодостаточного пространства — философия, естественно-научные дисциплины.

6. Эстетические потребностиЖелание испытывать чувство счастья, гармонии, правильности.В еде, быте, общении, идеях, делах.

7. Потребность самореализации.Желание познать себя не только в черте интеллекта — но и через жизнь и состояния.Стремления испытывать чувство счастья от жизни в целом, через реализацию собственной жизненной задачи. Желание делать высшее добро самому себе.

Пирамида потребностей у Маслоу содержит 7 базовых мотиваций человека.Первая потребность — человек служит телу.Вторая, третья, четвертая, пятая, шестая — уму и эмоциям.Седьмая — судьбе, карме, жизненной задаче.

Но также есть восьмая потребность.

8. Самодостаточное служение другим.Научившись приносить благо себе, человек начинает увеличивать это в других — «работает душой». Реализуя ощущение единства в поддержке и весомой помощи окружению. Высшее благо — это полноценная самореализация, счастье и радость жизни, знание своей безграничной природы.

9. Трансцендентные мотивации.

В девятую группу мотиваций можно отнести потребности менее 2% людей. Это желание жить исходя из возвышенных и  мистических переживаний «себя», «космоса», «реальности». Как правило без удовлетворения всех предыдущих задач, человек не сможет жить из состояния безграничной любви и счастья.

10. Десятый уровень *отсутствует у Маслоу*

Служение абсолюту. Человек реализует некие задачи абсолюта для локальной, местной реальности. Для 99,99% людей этот уровень недоступен не только для реализации, но и для понимания. Это высшие уровни святости.

Для 70% людей ситуация с удовлетворением потребностей выглядит следующим образом:

1851_10392

Как применять иерархию потребностей пирамиды Маслоу — практика самопознания

Любое знание раскрывает свою ценность в действии. Спираль Маслоу показывает нам где сейчас сосредоточена мотивация человека, на чем он сфокусирован и куда будет двигаться дальше. И соответственно что для человека сейчас неприменимо.Также анализ уровней потребностей хорошо помогает основательно понять чего хочется. Выстроить жизненную стратегию и образ жизни исходя из системного удовлетворения своих потребностей : включить в свою жизнь сбалансированное питание, спорт, социальную позицию которая помогает сделать самореализацию прибыльным делом, преображение своего дома с позиции гармонии и красоты, изучение знаний которые помогают лучше понять себя.

Обратный процесс — от желания к потребности поможет увидеть баланс вашей жизненной системы. Соберите в одно место все свои желания и то, куда вы тратите ресурсы (время, деньги). И посмотрите какие потребности удовлетворяются вашим набором желаний и вложений: что закрывает вопросы голода-жажды, что удовлетворяет запросы безопасности и комфорта, дает социальную принадлежность и т.д.Какая группа потребностей наиболее акцентирована и порождает больше желаний ? Как удовлетворены нижние потребности ? Нет ли на уровне желаний и образа жизни дырок в вашей системе — неучтенных базовых потребностей ?

Уделите время для наблюдений и ответов на эти вопросы— как вы осознаете мотивации и потребности\программы каждого уровня— как это проявляется в действии : какие ситуации запускаются и поддерживаются разными мотивации— насколько способы реализации потребностей(действия) учитывают ваши особенности— что лично для вас означает счастье каждого уровня потребностей

Взгляд на себя с вершин Маслоу

Именно сумма всех граней пирамиды потребностей Маслоу выстроенных от себя, своей индивидуальности познаваемой через интуицию, наблюдение, чувствование и дает человеку ощущение счастья и смысла жизни. Тогда пирамида начинает светиться изнутри и на человека снисходит безграничное пространство кайфа, блаженства и любви. Выстроенный человек, «рабочая пирамида» становится инструментом для трансляции счастья в мир через свою жизнь, а не только слова или призывы.

Пирамида Маслоу обретает качество волновода, по которому человек не только взбирается вверх по лестнице эволюции, но и выступает проводником света, знания и покоя.

Будь счастлив здесь и сейчас !Сделай прорыв на пути к счастью в своей жизни!Помощь всем — бесплатная консультация с автором Даологии, Леонидом Лотором.Записывайся в skype — leonidus_777 !

 

Поделиться: Tweet

 

www.daology.ru

Пирамида потребностей по Маслоу — Википедия РУ

Потребности Маслоу распределил по мере возрастания, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах. В основании — физиология (утоление голода, жажды, сексуальной потребности и т. п.). Ступенью выше разместилась потребность в безопасности, над ней — потребность в привязанности и любви, а также в принадлежности какой-либо социальной группе. Следующая ступень — потребность в уважении и одобрении, над которой Маслоу поставил познавательные потребности (жажда знаний, желание воспринимать как можно больше информации). Далее следует потребность в эстетике (жажда гармонизировать жизнь, наполнить ее красотой, искусством). И наконец, последняя ступень пирамиды, наивысшая, — стремление к раскрытию внутреннего потенциала (она и есть самоактуализация). Важно заметить, что каждая из потребностей не обязательно должна быть утолена полностью — достаточно частичного насыщения для перехода на следующую ступень.

«Я совершенно убежден, что человек живет хлебом единым только в условиях, когда хлеба нет, — разъяснял Маслоу. — Но что случается с человеческими стремлениями, когда хлеба вдоволь и желудок всегда полон? Появляются более высокие потребности, и именно они, а не физиологический голод, управляют нашим организмом. По мере удовлетворения одних потребностей возникают другие, все более и более высокие. Так постепенно, шаг за шагом человек приходит к потребности в саморазвитии — наивысшей из них».

Маслоу прекрасно осознавал, что удовлетворение примитивных физиологических потребностей — основа основ. В его представлении идеальное счастливое общество — это в первую очередь общество сытых людей, не имеющих повода для страха или тревоги. Если человек, например, постоянно испытывает недостаток в еде, вряд ли он будет остро нуждаться в любви. Однако человек, переполненный любовными переживаниями, все равно нуждается в пище, причём регулярно (даже если любовные романы и утверждают обратное). Под сытостью Маслоу подразумевал не только отсутствие перебоев с питанием, но и достаточное количество воды, кислорода, сна и секса.

Формы, в которых проявляются потребности, могут быть разными, здесь нет единого стандарта. У каждого из нас свои мотивации и способности. Поэтому, например, потребность в уважении и признании у разных людей может проявляться неодинаково: одному необходимо стать выдающимся политиком и завоевать одобрение большинства своих сограждан, а другому вполне достаточно, чтобы собственные дети признавали его авторитет. Такой же широчайший диапазон в рамках одной и той же потребности можно наблюдать на любой ступени пирамиды, даже на первой (физиологические потребности).

  Диаграмма иерархии человеческих потребностей по Абрахаму Маслоу.Ступени (снизу вверх):1. Физиологические2. Безопасность3. Любовь/Принадлежность к чему-либо4. Уважение5. Познание6. Эстетические7. Самоактуализация Причём последние три уровня: «познание», «эстетические» и «самоактуализация» в общем случае называют «Потребностью в самовыражении» (Потребность в личностном росте)

Абрахам Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но также полагал, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий:

  1. Физиологические: голод, жажда и т. д.
  2. Потребности в безопасности: комфорт, постоянство условий жизни.
  3. Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность.
  4. Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.
  5. Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация.

Существует также более подробная классификация. В системе выделяется семь основных уровней (приоритетов):

  1. (низший) Физиологические потребности: голод, жажда и т. д.
  2. Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач.
  3. Потребность в принадлежности и любви.
  4. Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание.
  5. Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать.
  6. Эстетические потребности: гармония, порядок, красота.
  7. (высший) Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.

По мере удовлетворения низлежащих потребностей, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня, но это вовсе не означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью. Также потребности не находятся в неразрывной последовательности и не имеют фиксированных положений, как это показано на схеме. Такая закономерность имеет место как наиболее устойчивая, но у разных людей взаимное расположение потребностей может варьироваться.

Также можно обратить внимание на некоторую перекличку с теорией Гумилёва о развитии культурных потребностей с ростом уровня цивилизации и быстрой их деградации (например, при нарушении основания пирамиды Маслоу, то есть физиологических или охранительных потребностей).

Теория иерархии потребностей, несмотря на свою популярность, не подтверждается и имеет низкую валидность (Hall and Nougaim, 1968; lawler and Suttle, 1972)[5].

Когда Холл и Ноугейм (Hall и Nougaim) проводили своё исследование, Маслоу написал им письмо, в котором отметил, что важно учитывать удовлетворение потребностей в зависимости от возрастной группы испытуемых. «Счастливчики» с точки зрения Маслоу удовлетворяют потребности в безопасности и физиологии в детстве, потребности в принадлежности и любви — в подростковом возрасте и т. д. Потребность же в самоактуализации удовлетворяется годам к 50 у «счастливчиков». Именно поэтому нужно учитывать возрастную структуру[5].

Главная проблема при проверке теории иерархии в том, что нет надежного количественного измерителя удовлетворенности потребностей человека. Вторая проблема теории связана с разбиением потребностей в иерархии, их последовательностью. Сам Маслоу указывал, что порядок в иерархии может меняться. Тем не менее, теория не может объяснить, почему некоторые потребности продолжают быть мотиваторами даже после того, как они были удовлетворены[6].

Поскольку Маслоу исследовал биографии только тех творческих личностей, которые, по его мнению, были успешными («счастливчиками»), то из исследуемых личностей выпал, например, Рихард Вагнер, великий композитор, лишенный практически всех личностных черт, ценимых Маслоу. Учёного интересовали необычайно активные и здоровые люди, такие как Элеонора Рузвельт, Авраам Линкольн и Альберт Эйнштейн. Это, конечно, накладывает неизбежные искажения на выводы Маслоу, так как из его исследований не ясно было, как устроена «пирамида потребностей» большинства людей. Также Маслоу не проводил эмпирических исследований[7].

http-wikipediya.ru