1.16 Понятие общественного прогресса. Стагнация обществознание это


1.16 Понятие общественного прогресса

Видеоурок: 

Лекция: 

 Понятия прогресс, регресс, стагнация

Отдельному человеку и обществу в целом свойственно стремление к лучшему. Наши отцы и деды трудились, чтобы мы жили лучше их. В свою очередь, мы должны позаботиться о будущем своих детей. Такое стремление людей способствует общественному развитию, но протекать оно может как в прогрессивном, так и в регрессивном направлении. 

  

Общественный прогресс — это направление общественного развития от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.  

Термин "общественный прогресс" связан с терминами "инновация" и "модернизация". Инновация — это нововведение в какой - либо области, приводящее к его качественному росту. А модернизация — это обновление машин, оборудования, технических процессов для приведения их в соответствие требованиям времени.

Общественный регресс — это обратное прогрессу направление общественного развития от высшего к низшему, менее совершенному. 

К примеру, рост численности населения — прогресс, а противоположное ему сокращение численности населения — регресс. Но в развитии общества может быть и период, когда нет ни сдвигов, ни спадов. Такой период называется стагнацией.  

Стагнация — застойное явление в развитии общества.

 Критерии общественного прогресса

Для того, чтобы оценить наличие общественного прогресса и его эффективность существуют критерии. Наиболее важными из них являются:

  • Образованность и грамотность людей.
  • Степень их нравственности и толерантности.

  • Демократичность общества и качество реализации прав и свобод граждан.

  • Уровень научных и технических инноваций.

  • Уровень производительности труда и благосостояние народа.

  • Уровень продолжительности жизни, состояние здоровья населения.

 Пути общественного прогресса

Какими же путями может осуществляться общественный прогресс? Таких путей три: эволюция, революция, реформа. Слово эволюция в переводе с латинского означает «развертывание», революция – «переворот», а реформа – «преобразование».

  • Эволюционный путь держит курс на постепенные, медленные изменения в сферах жизнедеятельности общества. Это в основном мирный ход развития. 

  • Революционный путь предполагает быстрые коренные изменения общественных и государственных устоев. Это путь насилия, разрушений и жертв.

  • Неотъемлемой частью общественного развития является реформа — законные преобразования в какой - либо сфере жизнедеятельности общества, проводимые по инициативе органов власти без затрагивания существующих основ. Реформы могут носить как эволюционный, так и революционный характер. К примеру, реформы Петра I носили революционный характер (вспомните указ о стрижке бород у бояр). А переход России с 2003 года на болонскую систему образования, например, введение ФГОС в школах, уровней бакалавриата и магистратуры в ВУЗах, является реформой эволюционного характера.  

Противоречивость общественного прогресса

Перечисленные выше направления общественного развития (прогресс, регресс) в истории протекают взаимосвязано. Зачастую прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой, прогресс в одной стране – регрессом в других. Противоречивость общественного прогресса иллюстрируют следующие примеры:

  • Вторая половина XX века знаменательна бурным прогрессом в науке – автоматизация и компьютеризация производства (прогресс). Для развития этой и других отраслей науки требуются огромные затраты электричества, тепловой и атомной энергии. НТР поставила все современное человечество на грань экологической катастрофы (регресс). 

  • Изобретение технических устройств безусловно облегчает быт человека (прогресс), но отрицательно влияет на его здоровье (регресс). 

  • Могущество Македонии – страны Александра Македонского (прогресс) было основано на разрушениях других стран (регресс). 

👉 Образец плана для решения задания 28 ЕГЭ по теме «Общественный прогресс»Интеллект-карта по обществознанию №16👩‍🏫 Приветствую вас дорогой читатель и благодарю за проявленный к моему авторскому курсу интерес! Он особенно выручит тех, кто готовится к ЕГЭ или ОГЭ самостоятельно. Ну а если кто - то из вас испытывает трудности и хочет готовиться к экзамену вместе со мной, то записывайтесь на онлайн-занятия. Я научу вас решать все задания КИМ и, конечно, разъясню непонятные и сложные теоретические вопросы. Связаться со мной можно 👉 здесь или 👉 здесь

cknow.ru

Стагнация общества | Русское Идеологическое сообщество (РИС)

ОБЩЕСТВЕННАЯ  СТАГНАЦИЯ

 

Движение и взаимодействие в общественной среде происходит по причине человеческой потребности, необходимости либо просто нужды. Есть два активатора этих процессов : накопления граждан и государственная необходимость.

 

Когда государство определило средний класс как основу общества, внимание к предпринимательской среде (как среде общественно-экономических  взаимоотношений субъектов) должно было быть повышено в разы.  Такое внимание должно было быть направлено в первую очередь на источник предприимчивости граждан.

И вот резонный вопрос (на засыпку) : что является источником общественно-экономической активности граждан ? 

Чтобы ответить на этот каверзный вопрос, обратимся к истории. Что понимал под источником активности тот же Столыпин, предлагая дать аграрному человеку экономическую свободу и собственность ? Он понимал под источником активности крепкого крестьянина, то есть крепкую и дружную крестьянскую семью. А как предполагал Столыпин сохранить крепость этой семьи, по-сути разрушая общину ? Никак не предполагал. Он сделал ставку на такую семью, вовсе не заботясь истоками её крепости. 

В виде мудрого сказания существует еще такая история : народу надо давать не рыбу, а удочки, и тогда он сам наловит рыбы. Где здесь источник активности ? Народ. 

А умеет ли народ ловить рыбу, не придется ли его учить этому ? И с чего это вдруг народ должен хотеть работать ? 

И вот тут мы должны рассмотреть этот самый народ. Община издревле почитала природу и труд. Мораль и нравственность народа были камертоном настроены на это почитание, обеспечивая преемственность и традицию.

И здесь был тот самый источник как самого народного волеизъявления, так и экономической предприимчивости. Помню, дочь Хрущева сказала на его могиле, что родник и источник духа и мощи России находится в провинции. Удары по источнику - это удар в сердце России.

Именно поэтому идеологи все чаще обращаются к морали и нравственности, как оплоту народа.

Стремление насадить в России западные ценности и образ жизни приведут к плачевным результатам.

Вот что сказал по этому Данилевский Н.Я. в своих Законах исторического развития :

"Начала, лежащие в народе одного культурно-исторического типа (которые при самобытном развитии должны принести самые богатые плоды), могут быть искажены, уничтожены, но не могут быть заменены другими началами, составляющими принадлежность другого культурно-исторического типа, иначе как с уничтожением самого народа, то есть с обращением его из самостоятельного исторического деятеля в этнографический материал, имеющий войти в состав новой образующейся народности."

 

Стагнация (психология) — застой социального роста и культуры человека или массовое унижение социума (народа) вышестоящими руководителями (властью) — создаваемые искусственным путем.

maxpark.com

Стагнация общества или деградация? | Консалтинговая компания "Сфинкс"

  Рубрика «Психология»

 

Стагнация общества или деградация?

 

 

© Соболева Анастасия Михайловна, 2017

 

Для начала разберёмся, что такое стагнация и деградация.

Из психологии стагнация — это застой социального роста и культуры человека.Деградация, если говорить простым языком, является не чем иным, как движением общества назад, а не вперёд, то есть постепенное ухудшение.

Недавно меня посетила мысль: «Почему мы воспринимаем когда-то сделанное открытие, как единственно правильное, и не учитываем, что человек может ошибаться, каким бы гением он ни был?».

Мы подхватываем громкие лживые новости и верим в них, потому что нам нравится шумиха. Из-за этого закрываем глаза на реальные факты, предпочитая слухи, будоражащие кровь. По причине жажды сплетен и желания острых ощущений во все времена существовали легенды и небылицы. По свету постоянно путешествовали фальшивые вести. Это было целое течение в силу необразованности, суеверия и дикого азарта. Но поражает то, что даже сейчас подобное не ослабевает, а только набирает обороты и становится всё более изощрённым.

Чтобы проанализировать, да и просто ради интереса я провела несколько часов в интернете, изучая информацию. Если говорить откровенно, то результаты поразили. Людям настолько интересны «страсти-мордасти», что даже очередная статья с громким заголовком о Снежном человеке оказалась интересней большему количеству людей, чем-то же опровержение его существования.

Выходит, потребность в сенсации, пусть и неправдивой, превышает потребность в её разоблачении.

Здесь возникает вопрос. Если людям так интересно, что на том или ином снимке выдаётся за НЛО, что учёные обнаружили на просторах космоса или в глубине неизведанной части океана, то почему они не хотят узнавать об этом больше самостоятельно? Ведь, довольствуясь лишь газетными вырезками и новостями по телевизору, многого не поймёшь.

Всё оказывается до банального просто. Так легче. Человеку проще воспринимать готовую проанализированную информацию, чем разбираться в ней, тратя дополнительное время.

Отсюда вытекает ряд проблем: неспособность думать, фильтровать все полученные знания, нежелание расширять границы восприятия посредством глубокого изучения материалов, снижение надобности мыслить и вникать в вопрос дальше одной страницы поиска в интернете.

Скорее всего, именно поэтому многие придерживаются устоявшихся принципов, которые имеют свойство меняться в ходе времени.

Так, например, большая часть людей до сих пор верит в эффективность такой лженауки как гомеопатия, хотя в течение полутора века не было выявлено ни одного случая реальной помощи от подобного «лечения». Гомеопатию вообще придумал Самюэль Ганеман — человек, который говорил, что на интеллект влияет строение черепной коробки. Это, конечно же, в корне неверно.

И подобные заблуждения идут с давних пор. Но, как я уже сказала ранее, мир имеет свойство меняться, а информация устаревать. На её смену приходит новая, усовершенствованная, более полная и точная, но мы почему-то не хотим в неё вникать, предпочитая привычную, устоявшуюся.

Такое отношение всегда было якорем на корабле прогресса. Считая мракобесами тех, кто пытался познавать мир, сами мракобесы отбрасывали развитие общества на века. Ведь раз кто-то когда-то сказал, что Земля плоская, значит, надо безоговорочно этому верить, считать истинно верным и презирать другие варианты.

Почему мы так мало думаем об окружающем нас мире, если живём в нём и являемся его частью?

Или даже взять Вас. Вы никогда не задумывались, было ли татаро-монгольское иго на самом деле? А может, о том, что Пушкин и Дюма — это один и тот же человек? Или, что Пётра I подменили во время последней экспедиции, а вместо него оставшиеся 26 лет правил иностранец?Также никто не сможет сказать точно, образовалась ли Вселенная из большого взрыва на самом деле, а, если и образовалась, то почему Вы так уверены, что этот большой взрыв был первым и единственным?

Да, на все эти вопросы мы не можем найти ответа, во всяком случае, пока, но что мешает оступиться от принятых теорий и попробовать разобраться самим? Умение мыслить — это способность, которая движет мир людей вперёд, и тормозить этот процесс силой не только бесполезно, но и вредно для всего человечества.

Даже сейчас в России, да и не только в ней, ко многим иностранным ресурсам, в том числе и к научным статьям ограничивают доступ, ссылаясь на авторское право. Иными словами, если русский человек нашёл статью о строении ядерного реактора, например, на английском языке, перевёл её и выложил в свободный доступ на сайте своей страны, за это ему грозит реальный уголовный срок.

Казалось бы — в наше-то время, в развитой стране, где есть свобода слова и права на свободный доступ к информации, такое положение дел — глупость. Да, верно, чистой воды. Только вот правоохранительные органы и вышестоящие органы власти так не считают.

Или взять компании, создающие вакцины. Тут ведь тоже всё не так просто. Каждый стремится разработать свою уникальную формулу, исследуя различные клетки, но при этом не хочет делиться полученными результатами с другими. Во всяком случае, бесплатно. Но хочу напомнить, что многие великие люди, которые внесли огромный вклад в развитие какой-либо отрасли, отказались патентовать свои изобретения. Они предпочли славе и деньгам спасение жизней и улучшение её качества.

Однако же теперь все стремятся получать побольше, а делать поменьше, что значительно замедляет прогресс.

Так что же это: застой или деградация?

Деградация, как я считаю, будет только в том случае, если человечество перестанет задаваться вопросами от личных, наподобие «кто я?» или «в чём смысл моей жизни?», до глобальных, вроде «есть ли жизнь после смерти?», «одни ли мы во вселенной?» и «возможно ли изобрести вечный двигатель?».

То есть, пока мы прикладываем усилия к познанию мира, пытаемся разгадать законы Вселенной и расширяем горизонты, изучая всё новые и новые вещи, мы не стоим на месте и движемся вперёд. Однако балласт в виде людской алчности, безразличия и стереотипов тормозит, и только в наших руках то, с какой скоростью мы будем идти в счастливое будущее.

Мы многого не знаем, но наш интерес не угасает, и это радует. Я уверена, что нас ждёт множество открытий, если не препятствовать этому, а наоборот позволять и поощрять такое рвение знать больше.

 

 

Привлечённые материалы:

https://www.youtube.com/watch?v=6pdRFv24UF0 — Гомеолобби.

https://www.youtube.com/watch?v=DzTIW2ykEmk — Пираты цифровой сети: Мертвецы не слушают mp3.

 

www.sphinx.su

Понятие общественного прогресса

 

Начиная какое-либо новое для себя дело, человек верит, что оно будет успешно завершено. Мы верим в лучшее и надеемся на лучшее. Наши деды и отцы, претерпевая все тяготы жизни, военное лихолетье, работая не покладая рук были убеждены в том, что нам, их детям, достанется счастливая жизнь, более легкая, чем та, что прожили они. И так было всегда.

На протяжении XVI – XVII веков, когда европейцы раздвинули просторы Ойкумены (Земли обетованной) открыв Новый свет, когда стали возникать новые отрасли науки, появилось слово «прогресс».

Это понятие имеет в своей основе латинское слово «progressus» - «движение вперед».

В современном научном словаре под общественным прогрессом стали понимать совокупность всех поступательных изменений в обществе, его развитие от простого к сложному, переход с более низкого уровня на более высокий.

Однако, даже закоренелые оптимисты, убежденные в том, что будущее неизбежно должно быть лучше настоящего, осознавали, что процесс обновления не всегда идет ровно и поступательно. Иногда, за движением вперед следует откат – попятное движение, когда общество может скатиться на более примитивные ступени развития. Данный процесс был назван «регрессом». Регресс противостоит прогрессу.

Также в развитии общества можно выделить периоды, когда нет ни явного улучшения, поступательной динамики, но нет и движения вспять. Такое состояние стали называть словом «стагнация» или «застой». Стагнация – чрезвычайно опасное явление. Оно означает, что в обществе включились «механизмы торможения», что оно не способно воспринимать новое, передовое. Общество в состоянии стагнации отвергает это новое, стремясь во что бы то ни стало сохранить старые, отжившие структуры, противится обновлению. Еще древние римляне подчеркивали: «Если не двигаешься вперед – двигаешься назад»..

И прогресс, и регресс и стагнация не существуют по отдельности в человеческой истории. Они причудливым образом переплетаются, сменяют друг друга, дополняют картину общественного развития. Часто при изучении исторических событий, например, реформ или революций, вы встречались с таким понятием как «контрреформы», «реакционный поворот». К примеру, при рассмотрении «великих реформ» Александра II, которые затронули все сферы российского общества, привели к ниспровержению крепостного права, созданию бессословных органов местного самоуправления (земств и городских дум», независимой судебной власти) мы не можем не отметить последовавшую за ними реакцию – «контрреформы» Александра III. Так обычно бывает, когда новации слишком значительны, быстры и общественная система не успевает к ним успешно адаптироваться. Неизбежна наступает коррекция этих перемен, своеобразная «усушка» и «утруска». Известный российский публицист М.Н.Катков, современник «великих реформ», писал, что Россия слишком далеко продвинулась по пути либеральных преобразований, что настало время остановиться, оглянуться назад, осмыслить, как эти перемены соотносятся с российской действительностью. И, безусловно, внести поправки. Как вам известно из уроков истории, именно в 1880-е – начале 1890-х годов были ограничены полномочия судов присяжных, установлен более жесткий контроль за деятельностью земств со стороны государства.

Существенные потрясения вызвали для нашей страны реформы Петра I, по выражению А.С.Пушкина, «поднявшего Россию на дыбы». И в определенной степени, как метко определил современный российский историк А.Янов, потребовалась «депетровизация» страны после смерти царя Петра.

В прочем, реакцию не стоит рассматривать только в негативном плане. Хотя чаще всего, на уроках истории мы говорим именно о негативной ее стороне. Реакционный период – это всегда свертывание реформ, наступление на права граждан. «Аракчеевщина», «николаевская реакция», «мрачное семилетие» - вот примеры подобного подхода. Но ведь реакция бывает разная. Она может быть откликом, как на реформы либерального характера, так и на консервативные преобразования.

Итак, мы отметили, что общественный прогресс – понятие сложное и неоднозначное. В своем развитии общество не всегда идет по пути усовершенствования. Прогресс может дополняться регрессивными периодами и стагнацией. Рассмотрим и еще одну сторону общественного прогресса, убеждающую нас в противоречивой сущности данного явления.

Прогресс в одной из областей общественной жизни, например, в науке и технике, вовсе не обязательно должен дополняться прогрессом в других областях. Более, того, даже то, что мы сегодня считаем прогрессивным, завтра или в обозримом будущем может обернуться катастрофой. Приведем пример. Многие великие открытия ученых, так, например, открытие рентгеновских лучей или явления деления ядра урана вызвали к жизни новые виды страшного оружия – оружия массового поражения.

Далее, прогресс в жизни одной из стран не обязательно влечет за собой прогрессивные изменения в других странах и регионах. История дает нам множество подобных примеров. Среднеазиатский полководец Тамерлан способствовал значительному расцвету своей страны, культурному и экономическому подъему ее городов, но за счет чего? За счет ограбления и разорения других земель. Колонизация европейцами Азии и Африки способствовала росту богатств и уровня жизни народов Европы, но в ряде случаев законсервировала архаические формы общественной жизни в странах Востока. Затронем и еще одну проблему, затрагивающую тему прогресса общества. Говоря о «лучшем» или «худшем», «высоком» или «низком», «примитивном» или «сложном» - мы всегда имеем в виду субъективные характеристики, присущие людям. Прогрессивное для одного человека, может не являться таковым для другого. Сложно говорить о прогрессе, когда мы имеем в виду явления духовной культуры, творческой деятельности людей.

На общественное развитие будут оказывать влияние как объективные факторы, не зависящие от воли и желания людей (природные явления, катаклизмы), так и субъективные, обусловленные деятельностью людей, их интересами, стремлениями, возможностями. Именно действие субъективного фактора в истории (человека) и делает понятие общественного прогресса столь сложным и противоречивым.

Похожие статьи:

poznayka.org

Стагнация

Стагнация (лат. Stagnatio, stagnum – неподвижность, стоячая вода) – состояние экономики определенного государства, для которого характерен застой производства и торговли на протяжении длительного периода.

Для стагнации характерно увеличение количества безработных, понижение зарплаты и уровня жизни населения. Стагнация выражается в нулевых (отсутствии роста) или малозначительных темпах роста экономики. При этом, экономика государства остается неизменной структурно, невосприимчивой к изменениям, нововведениям, научно-техническому прогрессу. Примером стагнации экономики может служить исторический период, именуемый «Великой депрессией» в 30-ых годах 20 века в США или 80-ых годах в СССР.

Стагнация делится на два вида, которые отличаются своим происхождением, проявлением и методами преодоления:

  • Монополистическая инфляция – возникает при отсутствии конкуренции, господстве монополистических организаций. При монополистической инфляции в застое находится, прежде всего, производство, в котором доминируют монополии. Характер производства при монополистической стагнации депрессивен, инвестиционные процессы замедлены, предприятия не имеют загрузки, растет безработица.
  • Переходная стагнация – является результатом перехода от командно-административной экономики к смешанной. Такой вид стагнации является последствием неправильной политик властей, игнорирования экономических законов. Характеризуется спадом производства, обесцениванием мотивационных стимулов труда, разрушением научно-технического и интеллектуального потенциала общества. Примером может служить экономическая ситуация в государствах СССР после его распада: кризис затронул сферу финансов, денежного обращения, сложился кризис неплатежей, производимые товары были неконкурентоспособными, что затрудняло выход на международные рынки.

Пути выхода из стагнации: внедрение новых технологий, снижение затрат на производство, использование закона максимизации монопольной прибыли, принятие мер для повышения покупательской способности населения.

forex-investor.net

Варианты развития общества. Прогресс | LAMPA

В обществе постоянно происходят изменения.

Социальные изменения – это переход общественных явлений и процессов из одного состояния в другое.

Мир меняется каждый день, поэтому и социальные изменения мы можем наблюдать ежедневно. Но иногда эти изменения становятся особенно значительными и оказывают сильное влияние на жизнь всего общества. Тогда мы говорим об общественном развитии.

Все происходящие изменения в обществе влияют на направление его развития: либо вперёд, либо назад. Можно выделить два основных пути развития общества – это прогресс и регресс. Если все предельно упростить, то прогресс – это движение вперед, улучшение, а регресс – движение назад, упадок.

Общественный прогресс − это переход от более низкого уровня развития к более высокому, а также от простых форм организации общественной жизни к более сложным.

Но как отличить более высокий уровень развития от более низкого? По этому вопросу существует множество разных мнений, но в качестве основных критериев прогресса обычно называют следующие:

1) уровень развития науки и техники

2) гуманистические критерии: наличие в обществе условий для свободного развития личности, осознание обществом ценности человеческой жизни.

С точки зрения гуманистических критериев, запрет на применение смертной казни является проявлением общественного прогресса.

Эти два критерия не всегда выполняются одновременно. Например, во времена Советского Союза наука развивалась успешно, но при этом ценность отдельной личности не признавалась, а свобода была ограничена.

Нельзя говорить, что общественный прогресс несёт только благо для людей. Противоречивость общественного прогресса заключается в том, что какие-то новшества приводят не только к позитивным последствиям, но и к негативным.

Благодаря социальным сетям мы быстро узнаем новости и представляем, что происходит у наших знакомых. Но зато у нас остается меньше времени для личного общения и других занятий.

Другое направление общественного развития – это регресс.

Регресс – это переход от более высокого уровня развития к более низкому, изменения к худшему.

Часто регресс проходит через две стадии – стагнацию и последующую деградацию.

Стагнация – это период остановки в развитии, застой.

Деградация – процесс ухудшения характеристик какого-либо объекта или явления с течением времени, движение назад.

Историки, философы и простые обыватели придерживались и придерживаются разных взглядов относительно преобладающего направления развития общества. Большинство мыслителей сходятся в том, что в целом общество идет по пути прогресса, но, например, религиозные фундаменталисты считают, что общество находится в состоянии регресса, и стремятся вернуть его к истокам.

Споры вызывает не только направление, но и траектория общественного развития. На этот счет существуют разные теории.

Тип социальной динамики

Описание

Иллюстрации

1. линейный

Восходящее или нисходяще развитие, проявляется в виде прогресса и регресса.

Если рассматривать всю историю человечества с первобытных времен до наших дней, то можно увидеть, как совершенствовались орудия труда: от каменных орудий до компьютеров

2. циклический

Социальные системы зарождаются, развиваются, достигают расцвета, а затем приходят в упадок и исчезают.

История Древнего Рима, который был одной из величайших цивилизаций Древнего мира, но пришел в упадок и прекратил свое существование

3. спиралевидный

Развитие общества проходит через этапы (витки спирали), каждый из которых соответствует более высокому уровню. При этом каждый отдельный этап проходит через фазы роста, расцвета и упадка. После прохождения "витка спирали" общество не возвращается к исходной точке, а переходит на следующий уровень.

Формационный подход к истории Маркса, согласно которому этапам развития соответствуют определенные общественно-экономические формации (первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая)

Общественные изменения могут происходить по-разному: постепенно или скачкообразно, управляемо или стихийно, во всех сферах жизни или в одной какой-либо сфере.

Часто используют следующую условную классификацию форм общественных изменений.

Меняется одна сфера общественной жизниМеняются основы общественного устройстваСкачкообразные измененияПостепенные изменения
РеформаРеволюция
Эволюция, инновации

Рассмотрим эти явления подробнее.

1. Реформа

Реформа – преобразование одной из сфер общественной жизни, не приводящее к коренному изменению всего социального строя и осуществляемое властью.

Реформы могут происходить в любой сфере общественной жизни, поэтому их можно разделить на политические, социальные, экономические и духовные (культурные).

Также можно классифицировать реформы по их влиянию на жизнь общества: говорят о прогрессивных и регрессивных реформах. Прогрессивные реформы помогают обществу подняться на более высокую ступень развития, а регрессивные, наоборот, отбрасывают общество назад.

Хрестоматийный пример прогрессивных и регрессивных реформ:– прогрессивные – либеральные реформы Александра II, среди которых особое место занимает отмена крепостного права в 1861 г.– регрессивные – контрреформы его наследника Александра III, который отказался от многих начинаний своего отца

Для реформ свойственно:

  • сохранение основ общественного устройства
  • осуществление при непосредственном участии властей
  • итог – обновление части системы общественных отношений.

2. Революция

Революция – это глубокое изменение всех или большинства сторон общественной жизни, оказывающее сильное влияние на всё общественное устройство.

Революции различаются по продолжительности во времени: кратковременные (политические революции, например Великая французская революция 1789 г., Февральская и Октябрьская революции 1917 г.) и долговременные (обычно революции в экономической сфере, например научно-техническая революция сер. XX в., в результате которой произошел переход от индустриального общества к постиндустриальному).

Для революции свойственно:

  • радикализм, слом старых общественных форм
  • стихийность, инициатива снизу, от народных масс
  • итог – качественное обновление всей системы общественных отношений, а не только её части.

Великая французская революция 1789 г. привела к падению абсолютной монархии и провозглашению принципа свободы и равенства граждан.

Хотя по формальному определению революция коренным образом меняет все стороны общественной жизни, а реформа – нет, на практике выбор термина "революция" или "реформа" часто зависит от того, происходили ли изменения стихийно или осуществлялись властью.

Например, реформы Петра I или российские реформы в начале 90-х годов 20 века привели к коренным изменениям всего общественного устройства и по этому критерию могли бы считаться "революциями". Но эти события принято называть реформами, так как изменения были управляемыми и проводились "сверху".

3. Эволюция

И в социальных, и в естественных науках эволюцией называют процесс развития, состоящий из постепенных изменений.

Классический пример эволюции – это происхождение биологических видов, описанное Чарльзом Дарвином.

Общественные изменения тоже могут быть эволюционными. Например, в 19-20 вв. в Европе и США постепенно расширялись права женщин и их роль в общественной жизни.

В последние десятилетия в развитых странах общественные изменения носят эволюционный характер. В целом можно сказать, что эволюционные изменения благоприятны для общества по двум причинам. Во-первых, они помогают избежать общественных потрясений. Во-вторых, эволюционные изменения происходят в тот момент, когда общество к ним готово, не давая проблемам зреть, усугубляться и накапливаться (а вот реформы и революции являются путями решения застаревших проблем).

При эволюционном пути развития в обществе происходит большое число инноваций.

Инновация – это отдельное изменение в одной из сфер общественной жизни.

Как правило, под инновациями подразумевают изменения к лучшему.

Модернизация

Основным вектором общественного развития является модернизация.

Модернизация – это процесс перехода от традиционного аграрного общества к индустриальному, а от индустриального – к современному постиндустриальному.

Традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество рассматриваются подробнее в следующей статье.

Различают первичную (органическую) и вторичную (неорганическую, догоняющую) модернизацию. Первичная модернизация – это путь развития Европы и Северной Америки, в которых на протяжении веков формировались социальные институты и принципы, лежащие сегодня в основе общественного устройства большинства стран (например, капитализм, демократия). Вторичная модернизация характерна для стран, которые долгое время шли по своему особому пути, а потом оказались в положении, когда они вынуждены догонять наиболее развитые экономики. Вторичная (догоняющая) модернизация происходила быстрее, чем первичная, потому что, как правило, она проводилась "сверху", причем при ее осуществлении можно было ориентироваться на пример успешных развитых стран мира.

Иногда слово модернизация понимают в более узком смысле и используют его для обозначения только догоняющей модернизации. Модернизация может происходить по-разному: и эволюционно, и революционно, и в результате реформ.

Примеры догоняющей модернизации:– Реформы Петра I

– Китайские экономические реформы, которые начались в 1980-х годах.

lampa.io