Постановка целей по SMART в проектной работе. Задача по smart


Постановка задач по SMART: примеры

Обратившись к любой современной сфере деятельности, будь то строительная индустрия, сфера образования или информационные технологии, можно столкнуться с проектной деятельностью. Проектная деятельность позволяет правильно формировать задачу, выбирать цель и расставлять акценты на важных аспектах, направляя общий ход работы в верное русло. В проектной деятельности важным этапом является постановка цели. Одним из популярных и эффективных методов целеполагания является технология SMART (СМАРТ).

Что такое постановка задач по SMART?

Данная технология целеполагания появилась достаточно давно и уже успела зарекомендовать себя с лучшей стороны. Благодаря этому методу удается четко сформировать задачу, обобщить доступную информацию, выбрать сроки и количество ресурсов. Любой уважающий себя управленец обязан обладать навыками постановки задач по SMART.

SMART – это аббревиатура, которая расшифровывается как:

  • Specific – Определенная.
  • Measurable – Измеримая.
  • Achievable – Достижимая.
  • Realistic – Прагматичная (Реальная).
  • Timed – Определенная по времени.

Разберем каждую составляющую более подробно.

Specific – задача должна быть конкретной

Для того чтобы увеличить вероятность успешной реализации того или иного проекта, необходимо установить конкретную цель. По сути, нужно уже на начальном этапе решить, каков будет результат. В конкретизации будущей цели помогает ряд вопросов, сокрытых за акронимом 5W:

  • What? (Что?) – Что мне нужно, какую цель я преследую, чего хочу достичь?
  • Why? (Зачем?) – Зачем мне или мой команде/компании это нужно?
  • Who? (Кто?) – Кто будет работать над этой задачей?
  • Where? (Где?) – Где следует заниматься этой задачей?
  • Which? (Какие?) – Каковы требования и ограничения, с которыми придется столкнуться?

Важно понимать: если цель одна, то и результат за ней следует один. Любые изменения в плане результатов должны повлечь изменения в количестве целей.

Measurable – задача должна быть измеримой

Постановка целей и задач по SMART требует четкого понимания того, что собой представляет успешное завершение этой задачи. Измерение успеха может быть выражено в определенной денежной прибыли или повышении веб-трафика, количества аудитории и так далее.

Чтобы четче сформировать измеримую задачу, следует обратиться к себе со следующими вопросами:

  • В какой момент цель будет считаться решенной?
  • Какой из выбранных показателей (сумма выручки, количество посещений на веб-ресурсе) оказывает большее влияние на успех и говорит о том, что задача выполнена?
  • Каким должно быть значение этого показателя, чтобы проект или задача считались успешно завершенными?

Achevable – задача должна быть достижимой

Постановка задач по SMART подразумевает под собой постановку реалистичной задачи, такой, которой может достигнуть ваша команда или компания. Это крайне важный элемент системы SMART, так как он оказывает огромное влияние на мотивацию исполнителя. Недосягаемые цели почти никогда не доводят до конца. Чтобы лишний раз не грезить, а придерживаться реальности, следует опираться на опыт работ, наличие тех или иных ресурсов. Также необходимо держать во внимании существующие ограничения.

В качестве ограничений могут выступать:

  • Временной ресурс.
  • Наличие инвестиций.
  • Количество работников/исполнителей.
  • Имеющиеся знания и опыт (человеческий капитал).
  • Доступ к необходимой информации.
  • Возможность лидера полностью контролировать процесс работы.

Realistic – задача должна иметь ценность

Постановка задач по SMART отличается своей адекватностью, важно не просто прописать рабочий процесс, но и реализовать именно те цели, которые будут значимыми для компании. Нужно выбирать такие цели, которые будут полезны в долгосрочной перспективе и позволят развиваться команде/компании.

Проще говоря, если реализуемая цель не несет никакой выгоды, то это не SMART-цель, и работа над ней идет впустую.

Важно заметить, что важна не только прагматическая составляющая, но также и совместимость цели с реалиями компании, принципами исполнителей, общей стратегией развития.

Timed – задача должна иметь временные рамки

Система постановки задач SMART накладывает на исполнителя ряд ограничений, в их число входит и ограниченный временной ресурс. Формируя такую задачу, необходимо установить окончательный срок (дедлайн), превышение которого автоматически делает цель/проект провальным.

Подобное ограничение положительно влияет на мотивационную составляющую, а также облегчает контроль над выполнением задачи.

Естественно, сама задача, расчет ресурсов и прочее должны формироваться с учетом временных ограничений. Проще говоря, время, требуемое на выполнение задачи, должно соотноситься с установленными сроками.

Постановка задач по SMART: пример

Вот один наглядный образец.

Допустим, сотрудница компании по производству труб (назовем ее Лена) получила крупный заказ от одного из клиентов, проверив базу данных на наличие товара, Лена договаривается о доставке его клиенту. По прошествии некоторого времени клиент созванивается с Леной и заявляет, что количество товара не соответствует заранее оговоренному. Так произошло из-за того, что другой сотрудник часом ранее продал трубы другому клиенту.

Подобного курьеза можно было бы избежать, если бы Лена работала по схеме SMART:

  • S – Лена четко формирует заказ, узнает, что требует клиент.
  • M – Лена уточняет количество необходимого товара, которое должен получить клиент.
  • A – Лена согласовывает заказ с клиентом, а также с сотрудниками компании. Например, она могла бы позвонить на склад и убедиться, что к нужному для клиента времени товара будет достаточно.
  • R – Произведенные действия помогли бы убедиться в том, что задача выполнима и не создаст компании проблем.
  • T – Исходя из полученной информации, можно было бы указать реальные сроки.

Таким образом, постановка задач по SMART помогла бы сотруднице реализовать задуманную сделку, не подрывая авторитет компании.

Технология целеполагания SMART в обыденной жизни

Навыки постановки задач по SMART могут пригодиться и в повседневной жизни, ведь структуру проектной деятельности можно применить на любой цели.

Представим, что кто-то загорелся желанием изучить иностранный язык, так как это предполагает перспективную работу переводчиком.

  • S – Человек четко формирует свою цель: выучить язык. Он знает, он будет работать один, он знает, что данный навык позволит устроиться на хорошую работу. Также он знает, с какими трудностями связан этот процесс и с чего начать.
  • M – В чем измерить знание языка? Мерилом в этом случае может выступить наличие сертификата. Подобный сертификат можно получить, сдав международные экзамены.
  • A – Досягаема ли подобная цель? Да. У человека есть масса свободного времени, доступ в Интернет, возможность пойти на курсы и средства на эти самые курсы.
  • R – Есть ли польза от выполнения этой задачи? Да. Из такого навыка, как владение иностранным языком, можно извлечь выгоду.
  • T – Чтобы не пропускать занятия и не филонить, человек может поставить конкретные временные рамки, скажем, год. Этого времени достаточно, чтобы получить необходимые навыки.

загрузка...

2dcom.ru

Постановка задач по SMART: примеры

Обратившись к любой современной сфере деятельности, будь то строительная индустрия, сфера образования или информационные технологии, можно столкнуться с проектной деятельностью. Проектная деятельность позволяет правильно формировать задачу, выбирать цель и расставлять акценты на важных аспектах, направляя общий ход работы в верное русло. В проектной деятельности важным этапом является постановка цели. Одним из популярных и эффективных методов целеполагания является технология SMART (СМАРТ).

Что такое постановка задач по SMART?

Данная технология целеполагания появилась достаточно давно и уже успела зарекомендовать себя с лучшей стороны. Благодаря этому методу удается четко сформировать задачу, обобщить доступную информацию, выбрать сроки и количество ресурсов. Любой уважающий себя управленец обязан обладать навыками постановки задач по SMART.

SMART – это аббревиатура, которая расшифровывается как:

  • Specific – Определенная.
  • Measurable – Измеримая.
  • Achievable – Достижимая.
  • Realistic – Прагматичная (Реальная).
  • Timed – Определенная по времени.

Разберем каждую составляющую более подробно.

Specific – задача должна быть конкретной

Для того чтобы увеличить вероятность успешной реализации того или иного проекта, необходимо установить конкретную цель. По сути, нужно уже на начальном этапе решить, каков будет результат. В конкретизации будущей цели помогает ряд вопросов, сокрытых за акронимом 5W:

  • What? (Что?) – Что мне нужно, какую цель я преследую, чего хочу достичь?
  • Why? (Зачем?) – Зачем мне или мой команде/компании это нужно?
  • Who? (Кто?) – Кто будет работать над этой задачей?
  • Where? (Где?) – Где следует заниматься этой задачей?
  • Which? (Какие?) – Каковы требования и ограничения, с которыми придется столкнуться?

Важно понимать: если цель одна, то и результат за ней следует один. Любые изменения в плане результатов должны повлечь изменения в количестве целей.

Measurable – задача должна быть измеримой

Постановка целей и задач по SMART требует четкого понимания того, что собой представляет успешное завершение этой задачи. Измерение успеха может быть выражено в определенной денежной прибыли или повышении веб-трафика, количества аудитории и так далее.

Чтобы четче сформировать измеримую задачу, следует обратиться к себе со следующими вопросами:

  • В какой момент цель будет считаться решенной?
  • Какой из выбранных показателей (сумма выручки, количество посещений на веб-ресурсе) оказывает большее влияние на успех и говорит о том, что задача выполнена?
  • Каким должно быть значение этого показателя, чтобы проект или задача считались успешно завершенными?

Achevable – задача должна быть достижимой

Постановка задач по SMART подразумевает под собой постановку реалистичной задачи, такой, которой может достигнуть ваша команда или компания. Это крайне важный элемент системы SMART, так как он оказывает огромное влияние на мотивацию исполнителя. Недосягаемые цели почти никогда не доводят до конца. Чтобы лишний раз не грезить, а придерживаться реальности, следует опираться на опыт работ, наличие тех или иных ресурсов. Также необходимо держать во внимании существующие ограничения.

В качестве ограничений могут выступать:

  • Временной ресурс.
  • Наличие инвестиций.
  • Количество работников/исполнителей.
  • Имеющиеся знания и опыт (человеческий капитал).
  • Доступ к необходимой информации.
  • Возможность лидера полностью контролировать процесс работы.

Realistic – задача должна иметь ценность

Постановка задач по SMART отличается своей адекватностью, важно не просто прописать рабочий процесс, но и реализовать именно те цели, которые будут значимыми для компании. Нужно выбирать такие цели, которые будут полезны в долгосрочной перспективе и позволят развиваться команде/компании.

Проще говоря, если реализуемая цель не несет никакой выгоды, то это не SMART-цель, и работа над ней идет впустую.

Важно заметить, что важна не только прагматическая составляющая, но также и совместимость цели с реалиями компании, принципами исполнителей, общей стратегией развития.

Timed – задача должна иметь временные рамки

Система постановки задач SMART накладывает на исполнителя ряд ограничений, в их число входит и ограниченный временной ресурс. Формируя такую задачу, необходимо установить окончательный срок (дедлайн), превышение которого автоматически делает цель/проект провальным.

Подобное ограничение положительно влияет на мотивационную составляющую, а также облегчает контроль над выполнением задачи.

Естественно, сама задача, расчет ресурсов и прочее должны формироваться с учетом временных ограничений. Проще говоря, время, требуемое на выполнение задачи, должно соотноситься с установленными сроками.

Постановка задач по SMART: пример

Вот один наглядный образец.

Допустим, сотрудница компании по производству труб (назовем ее Лена) получила крупный заказ от одного из клиентов, проверив базу данных на наличие товара, Лена договаривается о доставке его клиенту. По прошествии некоторого времени клиент созванивается с Леной и заявляет, что количество товара не соответствует заранее оговоренному. Так произошло из-за того, что другой сотрудник часом ранее продал трубы другому клиенту.

Подобного курьеза можно было бы избежать, если бы Лена работала по схеме SMART:

  • S – Лена четко формирует заказ, узнает, что требует клиент.
  • M – Лена уточняет количество необходимого товара, которое должен получить клиент.
  • A – Лена согласовывает заказ с клиентом, а также с сотрудниками компании. Например, она могла бы позвонить на склад и убедиться, что к нужному для клиента времени товара будет достаточно.
  • R – Произведенные действия помогли бы убедиться в том, что задача выполнима и не создаст компании проблем.
  • T – Исходя из полученной информации, можно было бы указать реальные сроки.

Таким образом, постановка задач по SMART помогла бы сотруднице реализовать задуманную сделку, не подрывая авторитет компании.

Технология целеполагания SMART в обыденной жизни

Навыки постановки задач по SMART могут пригодиться и в повседневной жизни, ведь структуру проектной деятельности можно применить на любой цели.

Представим, что кто-то загорелся желанием изучить иностранный язык, так как это предполагает перспективную работу переводчиком.

  • S – Человек четко формирует свою цель: выучить язык. Он знает, он будет работать один, он знает, что данный навык позволит устроиться на хорошую работу. Также он знает, с какими трудностями связан этот процесс и с чего начать.
  • M – В чем измерить знание языка? Мерилом в этом случае может выступить наличие сертификата. Подобный сертификат можно получить, сдав международные экзамены.
  • A – Досягаема ли подобная цель? Да. У человека есть масса свободного времени, доступ в Интернет, возможность пойти на курсы и средства на эти самые курсы.
  • R – Есть ли польза от выполнения этой задачи? Да. Из такого навыка, как владение иностранным языком, можно извлечь выгоду.
  • T – Чтобы не пропускать занятия и не филонить, человек может поставить конкретные временные рамки, скажем, год. Этого времени достаточно, чтобы получить необходимые навыки.

загрузка...

fjord12.ru

Экономь себя. Правила постановки задач по SMART

Это не самостоятельная статья. Это фрагмент из книги «Инструменты руководителя», который я выкладываю в открытый доступ для того чтобы вы могли сэкономить время, нервы и усилия при работе с вашими сотрудниками. И это совсем не благотворительность. Так как если большинство руководителей будет правильно ставить задачи своим подчиненным, то я получу от этого пользу. Меня будут лучше обслуживать, мне будут продавать товары хорошего качества. И меня будут окружать более спокойные и довольные люди. А со спокойными и довольными людьми есть и о чем поговорить, и о чем помолчать, не теряя хорошего расположения духа.

Если задача — не задача

У меня есть один знакомый предприниматель, который регулярно рассказывает о том, какие у него несобранные сотрудники. Они ничего не понимают, а поэтому ему, бедняжке, приходится непрерывно находиться на производстве и все контролировать. Однако даже в дружеском общении я стараюсь не получать от него никаких рекомендаций или поручений. Ведь я всегда окажусь неправ, если выполню задание так, как я его понял. И всегда получу выговор за занудство, если попробую уточнить, что он имел в виду. Однако в своем отечестве пророков не бывает, а потому я уже давно не пытаюсь рассказать ему, что именно то, как он ставит задачи, держит его в офисе и не дает отдыхать. Но вот с теми, кто хочет сделать работу сотрудников более предсказуемой и освободить себя от лишних усилий, мне есть чем поделиться.

Правильные задачи — двигатель карьеры

На правильно поставленных задачах держится организация. И строится карьера руководителя. Практически в каждом действии, которое вы выполняете, содержатся элементы целеполагания. Создать план, поставить задачу сотруднику, проконтролировать и скорректировать действия людей, принять экспертное решение. Для всего этого нужно уметь правильно ставить цели. Без преувеличения могу сказать, что на том, как мы это делаем, держится качество нашей работы и жизни. Если же вы не придаете достаточного значения тому, как формулируете задачи, не удивляйтесь, что ваши сотрудники будут выполнять их соответственно.

С другой стороны, задачи, поставленные кое-как, не только снижают эффективность руководителя и сотрудников, но и отнимают у вас те силы, которые вы могли бы направить на реализацию своих идей, служебный рост и другие цели.

SMART

Самый лучший способ правильно поставить задачу — это иметь список критериев, которые нужно учесть. Наиболее популярным списком таких критериев для бизнеса является модель SMART, предложенная Питером Друкером. Надо оговориться, что когда вы освоите этот инструмент по-настоящему, то поймете, что это не просто способ поставить цели. Это ядро философии управления людьми и системами.

Несмотря на то что эту аббревиатуру расшифровывают по-разному, для наших целей мы используем такой вариант:

Specific              —   конкретность,

Measurable        —   измеримость,

Achievable         —   достижимость,

Relevant             —   уместность,

Time Bound       —   определенность во времени.

Стоит заметить, что SMART стоит использовать не как порядок, в котором нужно формулировать и озвучивать задачу, а как набор критериев, которым она должна соответствовать. Поэтому знакомиться с системой постановки управленческих целей мы начнем не с первого пункта (S), а с понятия Relevant, которое точнее всего переводится на русский язык как «уместность в деле».

Релевантность (Relevant)

«Купите молока и вылейте его на газон». Какой вопрос у вас возникнет в голове, если от своего руководителя вы получите такое задание? У меня бы возник вопрос: «А зачем я это буду делать?»

Однако служебные задания, которые мы получаем, зачастую не выглядят настолько идиотскими, поэтому многие руководители считают, что вовсе не надо прояснять смысл работы. Это приводит к тому, что, во-первых, у исполнителя не возникает мотивации к выполнению, а во-вторых, нет понимания того, правильно он выполняет работу или нет.

На самом деле для каждой задачи в организации есть свой ответ на вопрос «Зачем?» Каждая из них направлена на то, чтобы получить определенную пользу. Не бывает задачи «построить дорогу» — бывает «построить дорогу для…» Не бывает задачи «подготовить отчет» — бывает «подготовить отчет для…» Это релевантность задачи. Ее уместность в общей системе целей.

Кстати, каждый приказ обычно начинается словами «в целях», «для повышения», «для улучшения» и так далее. Беда только в том, что приказы мы давно привыкли и составлять, и читать по диагонали. А иногда вообще с нижней части, в которой указывается имя исполнителя.

С другой стороны, объяснить и самому себе, и сотруднику, для чего он выполняет свое задание, очень важно. Это поможет преодолеть сразу несколько проблем.

Во-первых, именно осознание целесообразности выполняемой работы, в том случае если вы использовали правильную формулировку, создает в человеке мотивацию.

Во-вторых, такое понимание даст вашему сотруднику возможность самому предложить варианты выполнения работы.

В-третьих, объяснение релевантности сфокусирует внимание вашего сотрудника на важных деталях и сократит вероятность некачественного выполнения и последующей переделки.

Кроме того, когда вы озвучили сотруднику релевантность задачи, это дает ему возможность осознать, как результат, полученный им или его подразделением, отразится на общих результатах компании и коллегах. А это ключ к созданию ответственности.

Сравните две формулировки одной и той же задачи:

«Перед праздниками провести техническое обслуживание объекта в соответствии с регламентом»;

«Для того чтобы оборудование не подвело нас во время праздников и не пришлось терять доверие клиентов и вызывать инженеров ночью, нужно провести регламентные работы и обратить внимание на возможные причины отказа оборудования. Это позволит тебе провести праздники с семьей, а не на объекте».

Какая из этих задач вызовет больший отклик? Уверен, что вторая. В первом случае мы фокусируем внимание сотрудника на рутинном регламенте. Во втором — на работоспособности оборудования, личных интересах и интересах коллег. То есть создаем в нем и мотивацию, и ответственность.

Вообще, выдавая рабочее задание сотруднику, вы можете обозначить релевантность в одном из трех направлений: его собственные интересы, задачи подразделения и задачи смежных подразделений и коллег. Или объединить их.

Для получения более осознанного исполнения требуется объяснить сотруднику, частью какой большой задачи будет его задание. Для создания мотивированности — как задача связана с достижением его личных целей. Для усиления ответственности — как выполнение задания отразится на коллегах.

Если не объяснили…

Отсутствие прямого объяснения уместности (релевантности) при постановке задачи иногда приводит к весьма неприятным ситуациям. Очень наглядный пример этого я получил, однажды участвуя в организации «примиряющей» конференции, которую мы проводили для одной компании.

Ситуация была из разряда курьезных. На предварительных интервью руководители и сотрудники всех без исключения подразделений рассказывали нам о том, что в бухгалтерии сидят бесчувственные роботы и чуть ли не стреляют без предупреждения во всех, кто заходит без определенного документа. Народ бушевал.

До бухгалтерии на этапе диагностики мне добраться так и не удалось. Поэтому на мероприятие я приехал, сильно нервничая. Когда я зашел в зал, то сразу понял, где сидят бухгалтеры. Вокруг них образовалась зона отчуждения, несмотря на то что зал был не очень большим, а народу набилось прилично. Но, что странно, я не увидел там ничего страшного. Ни огнедышащих драконов, ни злых лиц, ни автоматов, направленных на всех остальных. В зоне отчуждения сидели очень усталые молодые девушки с провалившимися от бессонницы глазами и испуганно оглядывались по сторонам. И когда один из руководителей очередной раз начал говорить о том, что бухгалтерия, требуя документ (а речь шла о какой-то одной форме), постоянно тормозит процесс развития компании, в зоне отчуждения поднялась хрупкая девушка и тихо, так что ее еле можно было услышать, сказала: «Ну как вы не можете понять? У вас оформление этой формы занимает 2 минуты. А на нас в случае ее отсутствия может лечь уголовная ответственность и штраф». В зале наступила гоголевская немая сцена. После которой сразу с нескольких мест донесся вопрос: «А почему же вы раньше нам об этом не сказали?» В течение нескольких недель, когда присутствовавшие на конференции сотрудники рассказали услышанное остальным, ситуация в компании наладилась.

Если разобрать ситуацию с точки зрения SMART, то уязвимой задача, которую бухгалтерия ставила всей компании, оказалась именно в параметре «уместность». Сначала они не объяснили сотрудникам, зачем нужен документ, а потом стали настаивать на его предоставлении, надавливая на все административные рычаги, которые только имели в своем распоряжении, вызывая массированное сопротивление у всего коллектива.

То же самое, только не в таких масштабах, происходит, когда руководитель не объясняет подчиненному смысл служебного задания. Сотрудник, не получивший ответа на вопрос «зачем», не испытывает мотивации к выполнению задания, а при удобном случае просто его саботирует.

Примеры обозначения релевантности

Теперь давайте приведем несколько примеров формулировки релевантности в рабочей задаче:

«Наши коллеги из отдела разработок заканчивают важный проект, который нужен для проведения новогодней акции, предложенной продажниками. Наш участок работы — выполнить и согласовать разрешительную документацию. Если сделаем вовремя свою часть, то ребята выполнят свои задачи, а мы сможем быть спокойны за свою премию»;

«Описание бизнес-процессов важно сделать перед тем, как мы начнем широкую рекламную кампанию нового продукта. Если выполним все, что нужно, то будем работать в обычном режиме, когда начнутся продажи»;

«Эта дорога строится для того, чтобы по ней могла пройти тяжелая техника. Принимайте это во внимание при проектировании. Иначе мы получим проблемы с добывающими подразделениями»;

«Закладывайте в бюджет проекта дополнительные средства. Вы же знаете, что нам сократят смету».

Обозначение релевантности важно и для того, чтобы правильно сместить фокус внимания сотрудника. Акцентировать его на важных деталях. Иногда даже не требуется, чтобы руководитель сам полностью ставил задачу подчиненным. Он вполне может обозначить релевантность и попросить сотрудников самих сформулировать свои задания. Например, руководитель на совещании может сказать: «Коллеги, нам нужно сдать объект в срок. От этого зависит и наша премия, и отношения с заказчиком. Сформулируйте ваши предложения для выполнения этой задачи».

И конечно, стоит еще раз напомнить, что, именно обозначая релевантность задачи, вы создаете в сотруднике мотивацию. Поэтому стоит пользоваться фразами (мотиваторами), которые подходят именно этому конкретному сотруднику.

Конкретность (Specific)

Теперь нужно разобраться с параметром «конкретность». Это ответ на вопрос «Что нужно сделать?», который напрямую вытекает из ответа на вопрос «Зачем?»

Конкретика задачи может звучать так: «Подготовить отчет о бонусах, выплаченных сотрудникам в первом квартале текущего года, с обоснованием каждой выплаты» — или так: «Установить компьютеры на рабочие места всех новых сотрудников, принятых на работу в течение последнего месяца». Таким образом, конкретность задачи — это параметр, максимально точно описывающий результат, который должен быть получен.

Однажды приключился случай, когда я обнаружил, что двигатель моей машины, которую я давал на выходные приятелю, работает несколько странно. Тогда у меня появилось подозрение, которое я решил сразу же проверить. Я позвонил своему другу и спросил, не заправлялся ли он на ближайшей к моему дому заправке, на которой, как я знал, редко бывает качественный бензин. Получив утвердительный ответ, я понял, что просто не сказал ему о том, где стоит и где не стоит заправляться. Поэтому ругаться не стал. Но зато после этого случая я стал внимательно проверять распоряжения, которые даю своим сотрудникам. И уточнять все детали, которых они могут не знать.

Совет: формулируйте конкретику задачи полностью, учитывая все необходимые детали, поскольку любая упущенная деталь будет влиять на качество выполненной работы.

Измеримость (Measurable)

Однажды на второй день тренинга «Инструменты руководителя» ко мне подошел участник, который весь первый день регулярно выходил поговорить по телефону, с просьбой рассказать ему про SMART еще раз. Я несколько удивился и спросил о причине такого интереса. Оказалось, что утром по пути на тренинг он заехал на автомойку, отдал ключи мойщику и сказал: «Помойте, как всегда». После чего, довольный собой, удалился пить утренний кофе. А вернувшись, обнаружил, что машину не пропылесосили и не вымыли коврики. На возмущенные высказывания бригадир смены сказал: «Как всегда — это кузов помыть». Вот тут руководитель и поймал себя на том, что сам допустил ошибку в постановке задачи.

Уверен, что вы и получали, и ставили задачи такого типа: «Сделай удобный отчет», «Подготовь красивую презентацию», «Подготовь документы аккуратно». При этом, выступая в качестве подчиненного, наверняка испытывали раздражение. Хотя бы потому, что все использованные понятия можно трактовать по-разному. А это значит, что исполнитель вынужден сам додумывать, в какой форме представить результат. Соответственно процент переделки таких заданий будет очень высоким.

Конечно, опытные сотрудники умеют приспосабливаться к руководителю. Учитывать его вкусы, потребности и даже настроение. И вы, конечно, можете рассчитывать на то, что ваши подчиненные к вам приспособятся. Но лучше, если вы будете правильно устанавливать измеримость в задачах.

Измеримость — это один из самых интересных параметров цели. И вот почему: мы привыкли, что измерить что-то можно в цифрах, и только в цифрах. Поэтому при целеполагании указываем количественные параметры. Однако оказываемся в тупике в тех случаях, когда цель невозможно «оцифровать». Как, например, внести измеримость в цель «подготовить отчет»?

Диалог на тренинге:

— Ну отчет можно измерить в цифрах.

— Хорошо, как мы это сделаем?

— Ну, например, в количестве страниц.

— И вы готовы поставить сотруднику задачу представить вам отчет на трех страницах?

— Нет. Наверное, не готов.

Тут стоит задуматься о том, что у каждого результата есть свой эталон. Образец, который берется за основу. И у отчета, естественно, такой эталон есть. Это форма, по которой он должен быть выполнен. Поэтому задача может звучать так: «Представьте отчет о расходах на канцелярские закупки по форме 1-КЗ». Это сориентирует сотрудника на шаблон, который он должен использовать.

Кстати, одним из самых распространенных конфликтов в компаниях, использующих электронные документы, является представление данных не в том формате. Например, вы ждете от бухгалтерии данных в формате Excel, а вам приходит файл 1С. Истоки такого конфликта в том, что, во-первых, многие просто забывают о таком параметре цели, как измеримость, а во-вторых, считают, что и так понятно, в каком формате должна быть информация.

Еще один способ внести измеримость в задачу — указать документ, в соответствии с которым должна быть выполнена работа. Такими документами могут быть и технические документы, и государственные требования, и внутренние регламенты организации, и даже «неписаные» правила.

Естественно, что в задачу могут и должны быть внесены и количественные параметры. Но нужно помнить, что цифры — это всего лишь частный случай внесения правильной измеримости.

Примеры внесения измеримости в задачи:

«Работы должны быть выполнены в соответствии с техническим регламентом»;

«Презентация должна быть представлена в формате Power Point»;

«Уклон дороги должен составлять 6 %, а строительные работы — выполняться с учетом требований техники безопасности»;

«В качестве образца используй прошлогоднюю презентацию»;

«В стандартную форму отчета внеси дополнительный столбец для выделения непредвиденных расходов»;

«Напиши объяснительную записку в свободной форме»;

«Производительность оборудования к концу квартала должна достигнуть 80 %».

Кстати, в задаче «поставить задачу в формате SMART» параметром измеримости будет методика SMART.

Неопределенные задачи

Но что делать, если измеримость в задачу не может быть внесена изначально? Например, если такая задача еще не выполнялась. Или вы еще не знаете, в каком виде хотите получить результат.

В этом случае стоит поставить задачу по созданию шаблона или модификации существующего. А для этого нужно выполнить два условия.

Во-первых, обсудить принципы, которым должен соответствовать конечный результат. Здесь будут уместны формулировки «должно быть удобно пользоваться», «оформление должно быть красочным», «должно быть безопасно», «должна быть только важная информация». Это позволит сократить количество усилий, которые будут потрачены сотрудником на выполнение работы.

Обратите внимание, что я использовал слово «обсудить». А не «установить», «приказать» или «навязать». Только совместное формулирование таких принципов позволит сократить недопонимание между вами и подчиненным. К тому же эти принципы будут появляться из релевантности задачи, а значит, сотрудник подойдет к ее выполнению более осознанно.

Во-вторых, нужно указать, сколько вариантов должен предоставить сотрудник. Если вы этого не сделаете, то в большинстве случаев получите один-единственный вариант и лишите себя возможности выбора, а сотрудника — возможности проявить свои способности.

Представители некоторых профессий постоянно работают в условиях неопределенных задач. Например, дизайнеры и архитекторы. Поэтому, как правило, они имеют достаточное количество заготовок в качестве образцов. Но только в тот момент, когда заказчик указал на один из эскизов, в задаче появляется измеримость.

Достижимость (Achievable)

Еще один важный параметр рабочего задания — это достижимость. Кстати, именно с ней связано наибольшее количество «мистических» расшифровок аббревиатуры SMART. Например, некоторые теоретики заявляют, что «цель должна быть еле достижима» или «цель должна быть амбициозной». Ни то ни другое не является точным указанием на правильную постановку задач и годится разве что для мотивационной речи.

На самом деле все намного проще. Достижимость — это указание на ресурсы, необходимые для выполнения задачи и источник их получения. Особенно если требуется ресурс, который ранее не был использован.

Именно наличие нужных ресурсов и делает задачу достижимой. А значит, они должны быть проанализированы и четко обозначены. Или должны быть поставлены дополнительные задачи по их получению.

Приведем несколько примеров того, как сформулировать достижимость:

«Для выполнения работы можно привлечь сотрудников подразделения маркетинга. Для этого подойди к начальнику отдела и спроси, кого именно он выделит в помощь»;

«Возьми базу рассылки у администратора»;

«В корпоративной системе есть функция рассылки. Используй ее для ознакомления сотрудников с презентацией»;

«Для проведения работ оформите заявку на получение разрешения».

Однажды недавно назначенный на должность руководитель отдела, работающий в крупной компании, поехал на тренинг. Перед этим он поставил своей сотруднице, совсем недавно принятой на работу, задачу — пока он отсутствует на месте, собрать информацию для консолидированного отчета. Запросить данные нужно было в шести департаментах компании. Как вы думаете, кому стала звонить сотрудница? Правильно, директорам департаментов. А те из вас, кто работает в крупных компаниях, вполне могут себе представить, как реагируют крупные руководители, когда им звонит исполнитель и просит срочно выслать отчеты. В результате начальник отдела, который искренне верил в то, что его сотрудница «должна же понимать, что звонить надо исполнителям», получил выговор. Фактически за то, что при постановке задачи не указал, какой ресурс нужно использовать. Ведь если вы не оговорите ресурсы, которые должны быть использованы для выполнения задания, с сотрудником, то есть риск того, что он использует наиболее очевидный, с его точки зрения, ресурс.

Определенность во времени (Time Bound)

С установлением срока выполнения задания нет ничего сложного. Но есть один нюанс, играющий важную роль в качестве и своевременности выполнения заданий. В зависимости от своего психотипа люди принимают задания со сроком выполнения либо «прямо сейчас», либо «никогда». С последними мы привыкли бороться, устанавливая дедлайн — срок окончательного выполнения. А вот про первых все время забываем. А они иногда начинают выполнять задание еще до того, как оно стало актуальным. Кроме того, часто приоритет смещается на последнюю поставленную задачу. Из-за этого предыдущее задание может быть отложено в долгий ящик или вообще прекращено. Так что будьте внимательны и при постановке новой задачи обозначьте время начала ее выполнения.

Один мой знакомый руководитель, человек весьма импульсивный, рассказал о том, как он получил выговор от своего начальства. После утреннего совещания он заглянул в кабинет, в котором работали его сотрудники, подозвал к себе одного из них и попросил написать письмо в проверяющую организацию. Сотрудник, который весьма ответственно относился к работе, должен был к обеду подготовить презентацию по новому проекту. Однако он сразу же взялся за новое поручение. А когда принес письмо на подпись, попал под начальственный гнев. Ведь презентация оказалась готова только наполовину. А демонстрировать ее нужно было уже через 10 минут. Так за счет того, что руководитель не поставил конкретный срок, а исполнитель постеснялся его уточнить, они оба попали в неприятное положение.

Как сохранить нервы, делегируя задачу

Делегирование — это стиль управления, к которому призывают стремиться всех руководителей, хотя он далеко не всегда подходит для оперативного управления. По сути это полная передача полномочий по выполнению задания подчиненному и контроль только по факту выполнения. Соответственно такой стиль управления подразумевает полное доверие руководителя к подчиненному. Однако не так много руководителей, которые действительно делегируют задачи. И не так много подчиненных, которые такие задачи выполняют полностью. Происходит это потому, что обсуждению задач не уделяется достаточно времени и внимания. А значит, сотрудник недостаточно продумывает выполнение задания, беседуя с вами. Так что, дальше мы с вами поговорим о том, как построить процесс постановки задачи таким образом, чтобы вы могли действительно передать задачу исполнителю, снабдить его необходимыми полномочиями и спокойно заняться своими делами, не тратя нервы и время на постоянное вмешательство в исполнение и излишний контроль.

Магия вопросов

Вопрос — это магический инструмент. Он заставляет наш мозг искать ответ, даже если мы этого не собирались делать. Он мобилизует умственные способности. Вы могли заметить, что даже когда по телевизору или радио идет викторина, мы автоматически ищем ответы на задания. И иногда даже расстраиваемся, что ответили неправильно.

Для того чтобы можно было полностью передать полномочия по выполнению задания сотруднику, вы должны быть полностью уверены в результате. Поэтому для делегирования недостаточно поставить задачу в формате SMART. Еще нужно проверить, правильно ли и в полном ли объеме она понята сотрудником. А самый лучший способ обеспечить понимание — спрашивать. Поэтому рассмотрим SMART как систему вопросов.

Конкретность (S) отвечает на вопрос «Что?»

Измеримость (M) — на вопросы «С чем сравнить результат?», «Какой шаблон использовать?»

Достижимость (A) определяется вопросом «С помощью чего будет выполнена задача? Какие ресурсы будут использованы?»

Релевантность (R) — вопросом «Зачем?», «Для чего?»

Определенность во времени (T) — вопросами «Когда начать?» и «Когда закончить?»

Если вы ставите задачу с помощью вопросов, вам нужно будет только установить релевантность и иногда конкретность. Все остальные параметры выполнения задания сотрудник может определить сам.

Просто сравните два способа постановки задачи, приведенные ниже, и решите для себя, в каком случае вы будете более спокойны за судьбу задания.

В первом случае руководитель «диктует» задание:

— Василий, нам нужно сдать консолидированный отчет в среду, чтобы финансисты могли спрогнозировать наши бонусы. К обеду во вторник тебе нужно подготовить данные по собственным продажам за первый квартал. Образец отчета возьми у Петрова. Запроси данные о дебиторской задолженности в бухгалтерии и об отгрузках у логистов. Все понятно?

— Да, все понятно.

Во втором случае руководитель спрашивает у подчиненного о том, как задание будет выполнено:

— Василий, в среду надо сдать консолидированный отчет, чтобы финансисты могли спрогнозировать наши бонусы. Шаблон отчета есть у Петрова. Что тебе нужно для выполнения?

— Ну запрошу в бухгалтерии у Семеновой дебиторку, у логистов уточню отгрузки. К вечеру вторника сделаю. Кстати, раз они будут прогнозировать бонусы, могу выделить отдельной строкой бонусы прошлого года.

— К обеду вторника успеешь сделать?

— Успею, если можно подождать до вечера с квартальным планом. Добро даете?

— Ок, жду отчет.

Во втором примере руководитель получает намного больше обратной связи о том, как будет выполняться задание. А значит, сэкономит некоторое количество нервов.

Кстати, этот способ постановки задач поможет вам понять, насколько качественно думает ваш сотрудник.

Если же вы исключительно «диктуете» задачи, то сотрудники к этому привыкают, а вы снабжаете себя стереотипом «Сотрудники ленивы и не хотят думать».

Если держать ребенка в пеленках до 18 лет, считая, что вы должны принимать за него все решения, то не будет удивительно, если ребенок станет вас недолюбливать, при этом продолжая лежать и писаться в подгузник. Если вы принимаете все решения за своего сотрудника, то почему вы ждете, что он будет думать сам?

А если вы окружили себя такими сотрудниками до такой степени, что не видите других людей, то вам и сравнить не с кем. Тогда легче всего свято уверовать в то, что в мире есть только один умный человек — вы. А все остальные — безынициативные, ленивые гады, которые без пинка ничего не делают.

Так что пользуйтесь вопросами для постановки задач и работайте с умными и инициативными людьми, которых обязательно притянет к вам такой способ управления.

 

Подписывайтесь на фейсбук и следите за публикациями

Владимир ЗИМА

vzima.ru

Tik-Tok Coach | Постановка задачи: критика SMART

SMART — очень известная техника постановки задач. Многие экпсперты рекомендуют формулировать задачи по SMART. В этой статье мы рассмотрим несколько ситуаций, когда данная методика никак не помогает для получения требуемого результата.

SMART — это аббревиатура, образованная первыми буквами английских слов:

  1. конкретный (specific),
  2. измеримый (measurable),
  3. достижимый (attainable),
  4. значимый (relevant),
  5. ограниченный во времени (time-bounded).

SMART — это набор критериев, которым должна удовлетворять хорошо сформулированная задача.

В статье Постановка задачи: миссия выполнима! мы описали пример со списком покупок. Напомним вкратце суть: жена отправляет мужа в магазин со списком товаров, которые надо приобрести.

Список покупок представляет собой пример задачи поставленной по SMART. Действительно, задача конкретна — перечислен список товаров, которые надо купить, измерима — товар либо купили, либо — нет, достижима для любого человека, актуальна — то, что перечислено в списке, нужно, и ограничена по времени — купить надо сегодня. Однако, список составлен так, что соседние позиции в списке оказываются в разных концах магазина. По этой причине, как это было показано в статье, что-нибудь из этого списка забывают купить. Если же переписать список, сгруппировав покупки по отделам магазина и отсортировав по порядку обхода этих отделов в магазине, то результат значительно улучшится. Этот пример показывает, что для одной и той же задачи можно придумать формулировки, которые одинаково хорошо соотвествует критериям SMART, но одна упрощает решение задачи, а другая — наоборот, существенно затрудняет.

Еще одно слабое место, это критерии Achievable (достижимость) и Relevant (актуальность). Эти критерии имеют субъективный, оценочный характер. Достижимость той или иной задачи зависит от опыта и квалификации отдельного человека. То, есть одна и та же задача может быть достижимой для одного человека и недостижима для другого. Бывает и наоборот, когда один человек знает, что задача недостижима, а другой — нет, и поэтому считает ее достижимой. Яркой иллюстрацией служит очень популярное видео про семь красных линий.

На наш взгляд — очень рапространенная ситуация: рукодитель ставит задачу, искренне считая задачу выполнимой. При этом попытки подчиненных объяснить обратное воспринимаются как нежелание делать, лень или даже непрофессионализм и игнорируются. В итоге задача не выполняется. Кстати, есть замечательное исчерпывающее исследование причин, почему сотрудники не выполняют поставленные задачи — книга Ф. Форниса. В этой книге перечислены 17 причин, одна из которых под названием «Этого никто не смог бы сделать» — описанная нами проблема.

С актуальностью задачи ситуация полностью аналогична.

Рассмотренные примеры показывают, что хотя SMART постановка задач улучшает описание задачи, но она не позволяет в полной мере избежать всех проблем и полагаться только на нее будет недостаточно.

tiktokcoach.ru

Постановка задач по SMART: примеры

Обратившись к любой современной сфере деятельности, будь то строительная индустрия, сфера образования или информационные технологии, можно столкнуться с проектной деятельностью. Проектная деятельность позволяет правильно формировать задачу, выбирать цель и расставлять акценты на важных аспектах, направляя общий ход работы в верное русло. В проектной деятельности важным этапом является постановка цели. Одним из популярных и эффективных методов целеполагания является технология SMART (СМАРТ).

Что такое постановка задач по SMART?

Данная технология целеполагания появилась достаточно давно и уже успела зарекомендовать себя с лучшей стороны. Благодаря этому методу удается четко сформировать задачу, обобщить доступную информацию, выбрать сроки и количество ресурсов. Любой уважающий себя управленец обязан обладать навыками постановки задач по SMART.

SMART – это аббревиатура, которая расшифровывается как:

  • Specific – Определенная.
  • Measurable – Измеримая.
  • Achievable – Достижимая.
  • Realistic – Прагматичная (Реальная).
  • Timed – Определенная по времени.

Разберем каждую составляющую более подробно.

Specific – задача должна быть конкретной

Для того чтобы увеличить вероятность успешной реализации того или иного проекта, необходимо установить конкретную цель. По сути, нужно уже на начальном этапе решить, каков будет результат. В конкретизации будущей цели помогает ряд вопросов, сокрытых за акронимом 5W:

  • What? (Что?) – Что мне нужно, какую цель я преследую, чего хочу достичь?
  • Why? (Зачем?) – Зачем мне или мой команде/компании это нужно?
  • Who? (Кто?) – Кто будет работать над этой задачей?
  • Where? (Где?) – Где следует заниматься этой задачей?
  • Which? (Какие?) – Каковы требования и ограничения, с которыми придется столкнуться?

Важно понимать: если цель одна, то и результат за ней следует один. Любые изменения в плане результатов должны повлечь изменения в количестве целей.

Measurable – задача должна быть измеримой

Постановка целей и задач по SMART требует четкого понимания того, что собой представляет успешное завершение этой задачи. Измерение успеха может быть выражено в определенной денежной прибыли или повышении веб-трафика, количества аудитории и так далее.

Чтобы четче сформировать измеримую задачу, следует обратиться к себе со следующими вопросами:

  • В какой момент цель будет считаться решенной?
  • Какой из выбранных показателей (сумма выручки, количество посещений на веб-ресурсе) оказывает большее влияние на успех и говорит о том, что задача выполнена?
  • Каким должно быть значение этого показателя, чтобы проект или задача считались успешно завершенными?

Achevable – задача должна быть достижимой

Постановка задач по SMART подразумевает под собой постановку реалистичной задачи, такой, которой может достигнуть ваша команда или компания. Это крайне важный элемент системы SMART, так как он оказывает огромное влияние на мотивацию исполнителя. Недосягаемые цели почти никогда не доводят до конца. Чтобы лишний раз не грезить, а придерживаться реальности, следует опираться на опыт работ, наличие тех или иных ресурсов. Также необходимо держать во внимании существующие ограничения.

В качестве ограничений могут выступать:

  • Временной ресурс.
  • Наличие инвестиций.
  • Количество работников/исполнителей.
  • Имеющиеся знания и опыт (человеческий капитал).
  • Доступ к необходимой информации.
  • Возможность лидера полностью контролировать процесс работы.

Realistic – задача должна иметь ценность

Постановка задач по SMART отличается своей адекватностью, важно не просто прописать рабочий процесс, но и реализовать именно те цели, которые будут значимыми для компании. Нужно выбирать такие цели, которые будут полезны в долгосрочной перспективе и позволят развиваться команде/компании.

Проще говоря, если реализуемая цель не несет никакой выгоды, то это не SMART-цель, и работа над ней идет впустую.

Важно заметить, что важна не только прагматическая составляющая, но также и совместимость цели с реалиями компании, принципами исполнителей, общей стратегией развития.

Timed – задача должна иметь временные рамки

Система постановки задач SMART накладывает на исполнителя ряд ограничений, в их число входит и ограниченный временной ресурс. Формируя такую задачу, необходимо установить окончательный срок (дедлайн), превышение которого автоматически делает цель/проект провальным.

Подобное ограничение положительно влияет на мотивационную составляющую, а также облегчает контроль над выполнением задачи.

Естественно, сама задача, расчет ресурсов и прочее должны формироваться с учетом временных ограничений. Проще говоря, время, требуемое на выполнение задачи, должно соотноситься с установленными сроками.

Постановка задач по SMART: пример

Вот один наглядный образец.

Допустим, сотрудница компании по производству труб (назовем ее Лена) получила крупный заказ от одного из клиентов, проверив базу данных на наличие товара, Лена договаривается о доставке его клиенту. По прошествии некоторого времени клиент созванивается с Леной и заявляет, что количество товара не соответствует заранее оговоренному. Так произошло из-за того, что другой сотрудник часом ранее продал трубы другому клиенту.

Подобного курьеза можно было бы избежать, если бы Лена работала по схеме SMART:

  • S – Лена четко формирует заказ, узнает, что требует клиент.
  • M – Лена уточняет количество необходимого товара, которое должен получить клиент.
  • A – Лена согласовывает заказ с клиентом, а также с сотрудниками компании. Например, она могла бы позвонить на склад и убедиться, что к нужному для клиента времени товара будет достаточно.
  • R – Произведенные действия помогли бы убедиться в том, что задача выполнима и не создаст компании проблем.
  • T – Исходя из полученной информации, можно было бы указать реальные сроки.

Таким образом, постановка задач по SMART помогла бы сотруднице реализовать задуманную сделку, не подрывая авторитет компании.

Технология целеполагания SMART в обыденной жизни

Навыки постановки задач по SMART могут пригодиться и в повседневной жизни, ведь структуру проектной деятельности можно применить на любой цели.

Представим, что кто-то загорелся желанием изучить иностранный язык, так как это предполагает перспективную работу переводчиком.

  • S – Человек четко формирует свою цель: выучить язык. Он знает, он будет работать один, он знает, что данный навык позволит устроиться на хорошую работу. Также он знает, с какими трудностями связан этот процесс и с чего начать.
  • M – В чем измерить знание языка? Мерилом в этом случае может выступить наличие сертификата. Подобный сертификат можно получить, сдав международные экзамены.
  • A – Досягаема ли подобная цель? Да. У человека есть масса свободного времени, доступ в Интернет, возможность пойти на курсы и средства на эти самые курсы.
  • R – Есть ли польза от выполнения этой задачи? Да. Из такого навыка, как владение иностранным языком, можно извлечь выгоду.
  • T – Чтобы не пропускать занятия и не филонить, человек может поставить конкретные временные рамки, скажем, год. Этого времени достаточно, чтобы получить необходимые навыки.

загрузка...

buyokproduction.ru

Постановка целей по SMART в проектной работе

Постановка целей по SMART поможет управленцу преодолеть сопротивление персонала к новым проектам и решить сложности с выбором ведущих целей.

Из статьи вы узнаете:

SMART – это аббревиатура, широко применяемая в сфере управления персоналом для постановки задач. Так обозначается своеобразная методика грамотной постановки целей. Сегодня она используется в любой сфере жизни человека для постановки целей.

Скачайте документы по теме:

Целеполагание является основой полноценной работы, поэтому стоит рассмотреть примеры постановки целей по СМАРТ и сам принцип методики.

Скачать документ >>>

Как научиться определять ведущие цели

Чтобы научиться постановке цели, следует использовать следующие правила правильной постановки цели.

Оцените каждую свою цель по значимости и времени на ее достижение. Нет ли противоречия? Сначала рассчитайте, сколько месяцев или лет потребуется, чтобы достичь каждую цель. Проранжируйте цели, оценив каждую по значимости. Теперь по этим двум показателям – времени и значимости – сформулируйте список долгосрочных и краткосрочных задач, соотнесите их количество и важность.

Станет ясно, какие цели в приоритете, что реально достичь в ближайшей перспективе, а что – нет, согласуются ли они между собой, есть ли в них похожие звенья, не противоречат ли они друг другу. Вы поймете, какие цели надо классифицировать как лишние, и отказаться от них. 

Лишние цели мешают выдавать достойный результат, так как противоречат правилу «80 на 20». Суть правила: 20 % усилий дают 80 % результата. Значит, задача управленца состоит в том, чтобы определить те 20 % задач, которые дадут максимально возможный результат. Именно на них и стоит тратить силы, а другие – лишние цели.

Часто правильной постановке целей мешает уверенность, что чем больше проектов, тем лучше, либо неумение выделять главное. Такое бывает в компаниях, где о работе топ-менеджеров судят по количеству придуманных и организованных ими акций либо проектов, которые были поручены сверху. Посоветуйте сотруднику учиться выделять главное из множества дел.

Читайте по теме в электронном журнале

Есть три простых способа, с помощью которых можно научиться постановке целей по SMART, выявлять ненужные задачи и отказываться от них:

Сколько успели бы сделать, если бы была только треть времени. А сколько, если бы располагали двумя третями? Одну треть обязательно отведите на непредвиденные дела, то есть ничего не планируйте. Благодаря этому станет понятна оптимальная нагрузка.

На листок бумаги (профессиональные, личностные, социальные) и проранжировать их по приоритетам. Так Вы увидите, что наиболее важно, а что – нет.

Слегка отстраненно посмотрите на все свои проекты и дела. Сверху видно все, поэтому Вы легко отделите наиболее масштабные от менее актуальных, а также поймете, от чего можно отказаться.

Как поступать с проектами, которые Вы сочтете лишними и ненужными в данный момент?

  1. Если, предположим, получить и реализовать проект – это престижно и разные подразделения компании бьются за право заняться им, то просто уступите его коллегам. Они еще будут благодарны Вам – ведь
  2. Отправьте ненужные сейчас на хранение. Например, положите описание проекта в пластиковые файлы или сохраните на флешке.

Как выявить тормоз в постановке целей по технологии СМАРТ

Страх потерять должность, работу – один из главных тормозов в выделении целей. Это выливается в перфекционизм – потребность все делать идеально. Например, руководитель берет себе все больше проектов. В итоге он на работе с утра до ночи, но никому от этого не лучше. Рано или поздно случается сбой.

Психологи рекомендуют в этом случае повернуться лицом к своему страху, признать, что поражение возможно. Психологически отказаться от своей цели – владеть ситуацией и исключить риск, что кто-нибудь обойдет на повороте. Тогда человек успокоится, станет более уверенно себя вести и быстрее достигнет этой самой цели.

Согласно системе СМАРТ для постановки цели, нужно признать за собой право на ошибку. Тогда появится более трезвый подход к выбору целей. Кроме того, любому человеку стоит быть готовым к переменам в карьере.

Чтобы избавить себя от постановки ненужных целей, проверьте их по системе SMART. Для этого сначала запишите на бумаге как свои личные цели, так и профессиональные. Затем определите для себя две-три основные задачи на среднесрочный период (3-5 лет). И примените к каждой задаче систему SMART.

Справка

Каждая буква этой аббревиатуры обозначает название критерия качества цели:

  1. S (specific) – цель должна быть описана как конкретный результат.
  2. М (measurable) – цель должна быть измеримой с помощью стандартных процедур измерения.
  3. A (assignable) – цель должна быть неслучайной, жизненно необходимой для организации.
  4. R (realistic) – цель должна быть в принципе достижимой.
  5. Т (time related) – цель должна быть четко определена во времени, должны быть конкретные сроки (и контрольные точки) ее достижения.

Подумайте о своих сильных и слабых сторонах, о том, чего Вам не хватает для постановки целей по технологии СМАРТ. Подробнее про теории постановки целей, в том числе и Локка, читайте в материале.

Как поставить сотруднику цели и задачи, чтобы не приходилось преодолевать его сопротивление

Способ 1.

Подайте задачу как проблему. Подчиненный сам предложит решение. Но сразу предложений и идей руководитель пусть не ждет. Сотрудник свыкнется с мыслью, что надо что-то делать. Он уже не будет воспринимать проблему как нечто новое и опасное.

Советуйте руководителю через некоторое время как бы мимоходом спросить подчиненного, не знает ли он, как справиться с проблемой. Скажем, сказать: «Как думаете, что можно сделать?» Не исключено, что сотрудник выдаст несколько примеров, по сути, сам себе поставит цели по SMART.

Способ 2.

Управленец озвучивает всем сотрудникам масштабную цель подразделения и просит составить план работы. Иначе говоря, руководитель не работает индивидуально с тем подчиненным, который сопротивляется новому, а собирает весь отдел, доводит до всех масштабную цель.

Способ 3.

Ставьте задачу не лично и устно, а письменно и в оригинальной форме. Когда ставите задачу, не используйте слова-ярлыки! Ярлыки – это слова, которые вряд ли знакомы сотруднику, но имеют отношение к проекту.

Если руководитель напишет подчиненному, то не услышит критики задач. Кроме того, сотрудник ответственнее отнесется к поручению. Он быстрее преодолеет внутреннее возмущение.

Почему нужно сделать послание оригинальным? Чтобы заинтриговать сотрудника. Рекомендуйте руководителю оформить послание как рекламное сообщение и не сразу раскрывать карты – сообщить лишь часть информации. Сотрудники будут приятно удивлены тем, как поставлена задача. И отнесутся к ней терпимее.

Читайте также:

Давайте поручения сотрудникам по принципу постановки целей SMART

Для этого можно слегка видоизменить технику SMART. Буквы этой аббревиатуры – это пять принципов, следуя которым стоит ставить задачу. Но если речь идет о сотруднике, который сопротивляется новому, то эти пять принципов надо скорректировать – дополнить каждую букву новой трактовкой. Например, под буквой S понимать не только то, что задача должна быть конкретной, но и то, что нужно подчеркнуть ее значимость (какими трактовками дополнить SMART, см. в таблице 1 ниже).

Таблица 1. Как истолковать значение букв в слове SMART, чтобы поставить задачу конфликтному и боязливому подчиненному

SMART

Привычная трактовка

Дополнительные значения

S

Specific – конкретная

Significant (значимая), Stretching (сложная), Simple (простая)

M

Measurable – измеримая

Meaningful (осмысленная), Motivational (мотивирующая), Manageable (управляемая)

A

Attainable – достижимая

Achievable (достижимая), Agreed (согласованная)

R

Relevant – уместная

Realistic (реалистичная), Resourced (с ресурсами для выполнения), Rewarding (обещающая вознаграждение)

T

Time-bound – ограниченная по времени

Time-oriented (ориентированная на время)

Используя новые значения аббревиатуры, руководитель обеспечит постановку целей по технологии SMART так, что продемонстрирует доверие к подчиненному и покажет, что не прочь делиться с ним фактами. Это сделает реакцию подчиненного на новое поручение менее интенсивной. Какие фразы применять, чтобы они соответствовали новым трактовкам, см. в таблице 2 ниже.

Таблица 2. Какие формулировки использовать, чтобы наполнить аббревиатуру SMART новым смыслом

Как преподнести задачу, какой она должна быть

Какие ключевые слова использовать

Как интерпретирует ключевые слова сотрудник

1

Мотивирующая

Нам, Мы, Мы вместе

Руководитель не уходит от ответственности, а разделяет ее

2

Значимая

Выпала удача

Проект очень значимый и важный

3

Согласованная

Зная загрузку департамента

Руководитель знает, насколько загружены его подчиненные

4

Реалистичная

Удалось переубедить

Руководитель департамента сам инициировал дело, а значит, уверен в силах своей команды

5

Достижимая

Мы знаем наш персонал

Я и мои коллеги – профессионалы, мы многое можем

6

Осмысленная

На Ваш взгляд

У меня есть свое мнение, и к нему прислушиваются

7

Есть ресурсы для выполнения

Помогать Вам будет…

Если что-то пойдет не так, мне выделят помощника

8

Ориентированная на время

Мы успеем

Руководитель верит в мой профессионализм

9

Обещающая вознаграждение

Премия

Это хорошо, это стимулирует

10

Управляемая

Если будут трудности, ко мне

Руководитель напоминает мне, что он всегда рядом

В заключение важно добавить, что руководителю важно разделять с сотрудником ответственность во избежание саботажа. Правило, что сотрудник должен отвечать за результат, не работает, если ставите задачу человеку, который сопротивляется ей. Он и так сомневается, что задание полезно, а вы лишь усиливаете сопротивление. Это спровоцирует саботаж. Докажите, что нововведение необходимо, назовите преимущества, а дальше разделите ответственность с сотрудником либо возьмите ее на себя.

Читайте также:

www.hr-director.ru

Постановка задач по SMART: примеры

Обратившись к любой современной сфере деятельности, будь то строительная индустрия, сфера образования или информационные технологии, можно столкнуться с проектной деятельностью. Проектная деятельность позволяет правильно формировать задачу, выбирать цель и расставлять акценты на важных аспектах, направляя общий ход работы в верное русло. В проектной деятельности важным этапом является постановка цели. Одним из популярных и эффективных методов целеполагания является технология SMART (СМАРТ).

Что такое постановка задач по SMART?

Данная технология целеполагания появилась достаточно давно и уже успела зарекомендовать себя с лучшей стороны. Благодаря этому методу удается четко сформировать задачу, обобщить доступную информацию, выбрать сроки и количество ресурсов. Любой уважающий себя управленец обязан обладать навыками постановки задач по SMART.

SMART – это аббревиатура, которая расшифровывается как:

  • Specific – Определенная.
  • Measurable – Измеримая.
  • Achievable – Достижимая.
  • Realistic – Прагматичная (Реальная).
  • Timed – Определенная по времени.

Разберем каждую составляющую более подробно.

Specific – задача должна быть конкретной

Для того чтобы увеличить вероятность успешной реализации того или иного проекта, необходимо установить конкретную цель. По сути, нужно уже на начальном этапе решить, каков будет результат. В конкретизации будущей цели помогает ряд вопросов, сокрытых за акронимом 5W:

  • What? (Что?) – Что мне нужно, какую цель я преследую, чего хочу достичь?
  • Why? (Зачем?) – Зачем мне или мой команде/компании это нужно?
  • Who? (Кто?) – Кто будет работать над этой задачей?
  • Where? (Где?) – Где следует заниматься этой задачей?
  • Which? (Какие?) – Каковы требования и ограничения, с которыми придется столкнуться?

Важно понимать: если цель одна, то и результат за ней следует один. Любые изменения в плане результатов должны повлечь изменения в количестве целей.

Measurable – задача должна быть измеримой

Постановка целей и задач по SMART требует четкого понимания того, что собой представляет успешное завершение этой задачи. Измерение успеха может быть выражено в определенной денежной прибыли или повышении веб-трафика, количества аудитории и так далее.

Чтобы четче сформировать измеримую задачу, следует обратиться к себе со следующими вопросами:

  • В какой момент цель будет считаться решенной?
  • Какой из выбранных показателей (сумма выручки, количество посещений на веб-ресурсе) оказывает большее влияние на успех и говорит о том, что задача выполнена?
  • Каким должно быть значение этого показателя, чтобы проект или задача считались успешно завершенными?

Achevable – задача должна быть достижимой

Постановка задач по SMART подразумевает под собой постановку реалистичной задачи, такой, которой может достигнуть ваша команда или компания. Это крайне важный элемент системы SMART, так как он оказывает огромное влияние на мотивацию исполнителя. Недосягаемые цели почти никогда не доводят до конца. Чтобы лишний раз не грезить, а придерживаться реальности, следует опираться на опыт работ, наличие тех или иных ресурсов. Также необходимо держать во внимании существующие ограничения.

В качестве ограничений могут выступать:

  • Временной ресурс.
  • Наличие инвестиций.
  • Количество работников/исполнителей.
  • Имеющиеся знания и опыт (человеческий капитал).
  • Доступ к необходимой информации.
  • Возможность лидера полностью контролировать процесс работы.

Realistic – задача должна иметь ценность

Постановка задач по SMART отличается своей адекватностью, важно не просто прописать рабочий процесс, но и реализовать именно те цели, которые будут значимыми для компании. Нужно выбирать такие цели, которые будут полезны в долгосрочной перспективе и позволят развиваться команде/компании.

Проще говоря, если реализуемая цель не несет никакой выгоды, то это не SMART-цель, и работа над ней идет впустую.

Важно заметить, что важна не только прагматическая составляющая, но также и совместимость цели с реалиями компании, принципами исполнителей, общей стратегией развития.

Timed – задача должна иметь временные рамки

Система постановки задач SMART накладывает на исполнителя ряд ограничений, в их число входит и ограниченный временной ресурс. Формируя такую задачу, необходимо установить окончательный срок (дедлайн), превышение которого автоматически делает цель/проект провальным.

Подобное ограничение положительно влияет на мотивационную составляющую, а также облегчает контроль над выполнением задачи.

Естественно, сама задача, расчет ресурсов и прочее должны формироваться с учетом временных ограничений. Проще говоря, время, требуемое на выполнение задачи, должно соотноситься с установленными сроками.

Постановка задач по SMART: пример

Вот один наглядный образец.

Допустим, сотрудница компании по производству труб (назовем ее Лена) получила крупный заказ от одного из клиентов, проверив базу данных на наличие товара, Лена договаривается о доставке его клиенту. По прошествии некоторого времени клиент созванивается с Леной и заявляет, что количество товара не соответствует заранее оговоренному. Так произошло из-за того, что другой сотрудник часом ранее продал трубы другому клиенту.

Подобного курьеза можно было бы избежать, если бы Лена работала по схеме SMART:

  • S – Лена четко формирует заказ, узнает, что требует клиент.
  • M – Лена уточняет количество необходимого товара, которое должен получить клиент.
  • A – Лена согласовывает заказ с клиентом, а также с сотрудниками компании. Например, она могла бы позвонить на склад и убедиться, что к нужному для клиента времени товара будет достаточно.
  • R – Произведенные действия помогли бы убедиться в том, что задача выполнима и не создаст компании проблем.
  • T – Исходя из полученной информации, можно было бы указать реальные сроки.

Таким образом, постановка задач по SMART помогла бы сотруднице реализовать задуманную сделку, не подрывая авторитет компании.

Технология целеполагания SMART в обыденной жизни

Навыки постановки задач по SMART могут пригодиться и в повседневной жизни, ведь структуру проектной деятельности можно применить на любой цели.

Представим, что кто-то загорелся желанием изучить иностранный язык, так как это предполагает перспективную работу переводчиком.

  • S – Человек четко формирует свою цель: выучить язык. Он знает, он будет работать один, он знает, что данный навык позволит устроиться на хорошую работу. Также он знает, с какими трудностями связан этот процесс и с чего начать.
  • M – В чем измерить знание языка? Мерилом в этом случае может выступить наличие сертификата. Подобный сертификат можно получить, сдав международные экзамены.
  • A – Досягаема ли подобная цель? Да. У человека есть масса свободного времени, доступ в Интернет, возможность пойти на курсы и средства на эти самые курсы.
  • R – Есть ли польза от выполнения этой задачи? Да. Из такого навыка, как владение иностранным языком, можно извлечь выгоду.
  • T – Чтобы не пропускать занятия и не филонить, человек может поставить конкретные временные рамки, скажем, год. Этого времени достаточно, чтобы получить необходимые навыки.

загрузка...

meetmarket.ru