Педагогическая система Антона Семеновича Макаренко (стр. 1 из 5). Система макаренко
Система обучения Макаренко
Воспитание трудового коллектива — это важнейшая задача менеджмента, при этом она одна из самых трудных в реализации. Но в погоне за ежедневными результатами, часто мы упускаем из виду важные воспитательные процессы. При этом все методики воспитания коллектива давно придуманы, опробованы и доказаны. Нужно просто взять на вооружение чужой опыт и доработать его под нужды бизнеса. Сегодня речь пойдёт о человеке, которому удалось достичь по истине потрясающих успехов в педагогике — Антоне Макаренко.
Кто такой Антон Макаренко
Антон Семенович Макаренко – выдающийся советский педагог, чья работа получила признание во всём мире. Макаренко входит четвёрку лучших педагогов 20 века (наравне с Д. Дьюи, Г. Кершенштейнером и М. Монтессори), по версии ЮНЕСКО.
Деятельность Макаренко пришлась 20 и 30 годы двадцатого века. Это был крайне непростой период для страны. По мимо общих проблем, связанных с политическими событиями того времени в стране, остро стояла проблема малолетней преступности. Количество детей беспризорников было огромным. Макаренко в то время руководил детскими исправительными учреждениями. Ему попадали очень трудные дети: воры рецидивисты, девочки проститутки, беспризорники. И Макаренко не просто удавалось сделать их полноценными членами общества, но и по заверениям многочисленных исследователей его работы из детей Макаренко выросли по-настоящему счастливые люди.
За годы работы Макаренко воспитал более 3000 детей и среди них нет ни одного случая рецидива. Для понимания сейчас в России 40% детдомовцев попадают в тюрьму в первые два года, 30% спиваются, 20% ведут маргинальный образ жизни, приспосабливаются к обществу жизни не более 10%.
По мимо своей рабочей деятельности Макаренко является автором произведений, посвященных педагогике. Наиболее известные: «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Методика организации воспитательного процесса» и «Книги для родителей». В произведениях Макаренко выражены его педагогический опыт и педагогические взгляды. Макаренко выступал против использования для детей элементов тюремного режима в пользу усиления производственного уклона и общевоспитательных методов. В отношениях с воспитанниками придерживался принципа: «Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему».
Основная суть системы Макаренко
Как писалось ранее Антон Макаренко опубликовал множество трудов на тему воспитания и все желающие могут подробно изучить его систему воспитания. Сегодня мы опишем лишь основные принципы, которые на мой взгляд нужно знать любому руководителю.
У каждого должны быть любимые предметы
Макаренко большое внимание уделял поиску любимых предметов в школе. Они должны обязательно быть, возможно это будут кружки или секции. Но главное, чтобы у ребенка были предметы, которые ему нравятся и которые приносят пользу его развитию и совпадают с интересами общества. При этом Макаренко требовал посещения всех предметов, но, если какие-то предметы не давались ребёнку от него требовалось получить только общие знания.
На мой взгляд это важнейший параметр в любом деле. Если вам нравиться хотя бы часть рабочего процесса, то вы будете выполнять весь процесс. В любой рабочей должности есть более интересная и менее интересная работа. Но если человек не видит интереса в выполнении своих функций вообще, то эта работа, не для него.
Воспитание через коллектив
Суть очень простая коллектив оказывает решающее влияние на поведение человека. Если коллектив проповедует правильные ценности, то и все члены коллектива будут им следовать. Против коллектива идти не принято, вне зависимости от возраста человека. Макаренко видел очень важную суть коллектива – должна быть единая цель, которая принята всеми членами коллектива. Тут нужно учитывать — при достижении цели, коллективу нужно сформировать новую цель.
Макаренко создавал трудовые коммуны и через них формировал цели. Удивительно, но благодаря этому коммуны были финансово самодостаточные. Харьковской трудовой коммуной имени Феликса Эдмундовича Дзержинского, созданной Макаренко из бывших беспризорников, выпускался советский дальномерный малоформатный фотоаппарат ФЭД, являвшийся копией немецкого фотоаппарата «Leica II».
Положительный результат труда
Воспитание через труд – это одна из основных идей Макаренко. Сам по себе детский труд для тех времён являлся нормой, по всей стране была развёрнута большая стройка. Но Макаренко выделил очень важный аспект любого труда – дети должны видеть положительный результат своего труда. Вот основные критерии положительного результата:
- Ярко выраженная глобальная цель, идея ради которой стоит жить;
- Развитие и образование в процессе труда. Человек должен видеть, как он развивается;
- Процесс должен быть налажен и у вас должно получаться то чем вы занимаетесь, больше всего разочаровывает провал;
Данные критерии жизненно важны в менеджменте. Так или иначе они все прописаны в учебниках, опыт и успехи Макаренко просто ещё раз доказывают очевидность того что:
- Сотрудник должен видеть высшую цель своего труда;
- Человек всегда должен видеть, как процесс развивает его лично;
- Нельзя долго находиться в состоянии неудач, уныние самый страшный из грехов;
Авторитет через успех
Вот очень правильное высказывание Макаренко про авторитет — «Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их, если они торчат у вас под рукой, можете даже безразлично относиться к их симпатии, но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно не оглядывайтесь: они все на вашей стороне. И наоборот, как бы вы ни были ласковы, как бы вы ни были симпатичны в быту и в отдыхе, если ваше дело сопровождается неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что вы своего дела не знаете, если всё у вас оканчивается браком или «пшиком», — никогда вы ничего не заслужите, кроме презрения, иногда снисходительного и иронического, иногда гневного и уничтожающе враждебного, иногда назойливо шельмующего» .
С вами как с руководителем, наставником или воспитателем должен быть связан успех. Ваша деятельность всегда должна быть успешно оцениваемой со стороны сотрудника. Стоит сотруднику увидеть ваши провалы и неудачи он потеряет в вас веру. Ваш авторитет подкрепляет не суровость наказаний, только лишь успешная деятельность.
«Только живой пример воспитывает ребенка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкрепленные делом.» Антон Макаренко.
Если вы как руководитель избегаете труда и не демонстрируете своим подопечным положительный личный пример. То серьёзных успехов вам не достигнуть, что в бизнесе, что в педагогике.
Дисциплина
Дисциплина — это не метод и не средство воспитания, дисциплина – это результат воспитания. Это суждение очень правильно для взрослых так как им свойственно осознанно нарушать правило и менять своё поведение в зависимости от обстоятельств. Научить человека вести себя правильно на глазах у других людей не трудно. Сложнее сделать так чтобы человек себя правильно вёл вне зависимости от обстоятельств.
worldsellers.ru
Педагогическая система Макаренко
Вклад великого советского педагога и писателя Антона Семеновича Макаренко в отечественную и мировую педагогику невозможно переоценить. Среди всех разработанных к сегодняшнему дню педагогических методик и принципов воспитания система Макаренко занимает особое место. Об этом говорит хотя бы тот факт, что педагогической мысли великого советского деятеля посвящена целая наука – макаренковедение. В воспитательной методике Макаренко совершенно невероятным образом сочетаются гуманистические и трудовые принципы воспитания, позволяющие в полной мере раскрыть личность ребенка. В чем же заключается сущность и успех педагогических идей Макаренко?
Немного истории…
Антон Семенович Макаренко родился в 1888 году в семье рабочих Харьковской губернии. Одним из первых увлечений будущего великого педагога была литература. Свой первый рассказ Макаренко написал в 10-х годах XX-го столетия и отправил его на рецензию Максиму Горькому, который признал рассказ достаточно слабым с литературной точки зрения. Такая оценка заставила Макаренко забросить писательскую деятельность на целых 13 лет и заняться главным делом своей жизни – педагогикой. Однако впоследствии тот же Горький будет неоднократно стимулировать Антона Семеновича на продолжение литературного творчества и в 1931 году выйдет в свет главное литературное произведение Макаренко – «Педагогическая поэма», в которой педагог подробно расскажет об истории перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей в трудовой колонии. Именно с этой историей и связны основные педагогические открытия А.С. Макаренко.
История зарождения педагогической теории Макаренко берет свои истоки в 20-х годах XX века, когда по поручению Губнаробраза Полтавы Макаренко возглавил трудовую колонию для малолетних нарушителей. Именно в этой колонии зарождались и воплощались в жизнь ключевые педагогические мысли Макаренко.
Основные принципы системы Макаренко
В момент своего зарождения педагогическая система Макаренко была направлена больше на перевоспитание, чем на воспитание «с нуля». При этом сам педагог утверждал, что перевоспитать ребенка гораздо сложнее, чем правильно организовать процесс воспитания изначально. Система Макаренко актуальна и на сегодняшний день, ведь она направлена на организацию простых и логичных взаимоотношений взрослый → ребенок, развивающих и укрепляющих личность малыша.
Основная идея педагогической теории Макаренко основана на равенстве трех социальных структур: личность → коллектив → общество. Ребенок в такой системе рассматривается не как объект воспитательного процесса, а как его самостоятельный участник, творец собственной судьбы. По мнению Макаренко, человеку жизненно важно найти свое место в коллективе, чувствовать себя его частицей, прислушиваться к правилам и законам коллектива. Именно воспитание через коллектив и является основным постулатом педагогической системы Макаренко.
Воспитание ребенка в коллективе воплощается в жизнь и в современном обществе, начиная с похода ребенка в детский сад. Однако стоит учитывать, что далеко не всякую группу людей можно признать коллективом. Коллектив должен отвечать следующим требованиям:
- наличие общей цели;
- единая деятельность;
- тесное взаимодействие с обществом;
- строгая дисциплина.
Для реализации концепции Макаренко в коллективе применяются следующие типы воспитательного воздействия:
- Коллективное мнение – коллектив самостоятельно решает, каким образом организовывать свою хозяйственную деятельность, в том числе и в части распределения финансов.
- Организация постоянных и временных групп (отрядов). При организации постоянного отряда, в нем назначается лидер, несущий ответственность как за всю группу, так и за каждого ее участника. Во временном отряде колонисты назначаются в порядке очереди – для воспитания ответственности за себя и за всех остальных.
- Трудотерапия – один из ключевых инструментов воспитания в коллективе.
- Выявление и развитие уникальных способностей воспитанников.
- Использование поощрений и наказаний – любой поступок воспитанника, хороший или плохой, не должен остаться без внимания.
В целом, можно сказать, что педагогическая система Макаренко основывается на следующих принципах:
- ведущую роль в становлении личности воспитанника играет коллектив;
- основным инструментом для полноценного развития личности воспитанников является трудовая деятельность;
- коллектив управляет собой самостоятельно – принцип самоуправления.
Роль педагога в системе Макаренко
Педагогическая идея А.С. Макаренко заключается в том, что для полноценного воспитания ребенка необходимо активное включение его в жизнедеятельность общества. Взрослый при этом является полноправным членом этого общества – он не стоит на вершине коллектива, а входит в него на равных со всеми участниками правах. Именно таким образом формируется самостоятельная и активная личность ребенка.
Учитель является во всех смыслах частью детского сообщества. Между воспитателем и воспитанниками складываются скорее товарищеские, нежели авторитарные взаимоотношения. Учитель всегда находится рядом с ребятами: как на работе, так и на отдыхе.
Важность семейного воспитания
Огромное внимание в педагогической системе Макаренко уделяется и воспитанию в семье. Становление личности ребенка в большей степени зависит от поведения родителей – именно мама и папа должны становится эталоном для своего чада.
Малыш как губка впитывает в себя поступки и слова своих родителей. Поэтому, требуя что-либо от малыша, родители должны предъявлять требования в первую очередь к себе. Мамы и папы при этом должны быть совершенно честны и искренни со своим ребенком.
Родителям не стоит находиться рядом с малышом каждую секунду – излишний контроль приведет к пассивности ребенка, отсутствию у него собственного мнения и мировоззрения. Основная задача родителей – предоставить малышу такую свободу, которую они (родители) смогут держать под контролем. Общественное влияние на ребенка не менее важно, чем влияние родительское. Попав в окружающую среду, ребенок может столкнуться с теми или иными проблемами и/или соблазнами. Малышу нередко будет нужен совет или помощь. Все это – важные аспекты правильного семейного воспитания. При этом предполагается, что каждый из родителей играет свою особую воспитательную роль. А.С. Макаренко наряду с Г. Кершенштейнером, Д. Дьюи и М. Монтессори был признан ЮНЕСКО одним из четырех величайших педагогов-мыслителей XX века. Это говорит о том, что педагогическая методика Макаренко имеет широкую востребованность не только в пределах нашей необъятной родины, но и за рубежом.
mamadiary.ru
I. ПОЧЕМУ СИСТЕМА МАКАРЕНКО НЕ РЕАЛИЗУЕТСЯ
I.1. СИСТЕМА ЭФФЕКТИВНА, НО «НЕ РАБОТАЕТ»
Доказано: система эффективна
О том, что Антон Семенович Макаренко достиг в своей воспитательной практике непревзойдённых результатов, знают все педагоги и многие родители. Больше других об эффективности воспитательной системы знаменитого педагога знают, разумеется, специалисты -- макаренковеды. Ими написано немало диссертаций, множество книг и статей о жизни Макаренко и его воспитательной системе ( ). Ныне широко известны убедительные факты, доказывающие, что почти фантастическая результативность системы Макаренко – это не миф, а реальность. Макаренковеды доказывают педагогам и родителям, что эту эффективнейщую воспитательную систему можно с успехом применять и сегодня. Такая работа ведётся уже много десятилетий.
И каков итог этой работы?
Специалисты знают, что за десятилетия, прошедшие после ухода из жизни автора знаменитой воспитательной системы предпринималось немало попыток реализовать эту систему на практике в её целостном виде. Достигнуть высот, равных макаренковским, никому не удалось, но целый ряд попыток был весьма успешным ( ). Отдельные же элементы его системы (например, организация производительного труда школьников) не без успеха реализуются макаренковцами и сегодня ( ).
У тех педагогов, которые хорошо изучили и правильно поняли систему Макаренко, в процессе её реализации никаких сомнений в её эффективности не возникает.
Очевидно: потребность в системе есть
В настоящее время в нашей стране продолжается всё углубляющийся кризис воспитания, который начался два десятилетия назад. Этот кризис проявляется не только в снижении уровня нравственного, интеллектуального и физического развития подрастающих поколений, но и в таких кричащих бедах общества, как детский и подростковый алкоголизм, наркомания, аморализм поведения, беспризорность и преступность.
Разумеется, названные беды общества являются следствием не столько неэффективной системы воспитания, сколько результатом негативных политических и социально-экономических перемен в новейшей истории России. Однако и система воспитания, реализуемая ныне в обществе, играет в этих бедах не последнюю роль. Объективная потребность в высоко эффективной системе воспитания сегодня, несомненно, есть.
Макаренко нужен сегодня
Своим опытом Макаренко доказал, что есть реальная возможность хорошо воспитывать детей в самых разных условиях, существующих в обществе. Такую возможность открывает известная автономность учебно-воспитательных учреждений и семьи, в обществе. Подтверждение этому мы видим в реальной жизни. Известно, что сам Макаренко добился своих выдающихся результатов в воспитании не столько благодаря поддержке государства и общества, сколько вопреки негативным внешним влияниям, преодолевая их.
Вывод очевиден. Нам, педагогам и родителям, не надо ждать, пока политики, власть создадут все необходимые социально-экономические условия для успешного воспитания детей. Добиваться этого, безусловно, необходимо. Но одновременно нужно хорошо делать то, что в основном зависит только от нас – совершенствовать своё воспитательное мастерство и в имеющихся условиях по возможности полноценно воспитывать детей в своей семье и в школе, в которой работаем.
Почему система не реализуется?
В поисках ответа на этот вопрос мы сталкиваемся с кажущимся парадоксом – непонятным и острым противоречием . С одной стороны, эффективнейшая воспитательная система Макаренко, реализация которой уже сегодня могла бы помочь нам в решении насущных вопросов, реально существует и ждёт своего применения на практике. С другой стороны, эта самая система лежит мёртвым грузом в книгах на полках библиотек. Педагоги и родители не проявляют к ней почти никакого интереса.
ПОЧЕМУ ЭТО ПРОИСХОДИТ? Что мешает соединению острейшей потребности общества в эффективной системе воспитания и именно такой системой, которая уже есть и могла бы удовлетворить эту потребность? В чём причина существования пропасти, которая разделяет сегодня передовую теорию и примитивную практику воспитания? Как помочь педагогам и родителям понять и принять на вооружение воспитательную систему Макаренко? Все эти вопросы не новы. Каждый, кто хорошо знает о могуществе воспитательной системы Макаренко, неизбежно наталкивается на эти вопросы, когда видит беспомощность педагогов и родителей, столкнувшихся с трудностями в воспитании детей. В самом деле: Макаренко прекрасно воспитывал самых трудных детей, давая при этом «гарантию качества», а мы не можем нормально воспитывать обычных детей, не умеем этого делать. Почему же мы не учимся у Макаренко? Почему система Макаренко не «работает» на нас сегодня?
К сожалению, убедительного и целостного ответа на эти вопросы, насколько нам известно, пока не существует.
5) Жизнь требует ответа!
Между тем всё более очевидной становится простая истина: без убедительного ответа на вопрос о причинах невостребованности системы Макаренко массовой практикой воспитания и без устранения этих причин обесценивается кропотливый труд макаренковедов по дальнейшему изучению других, более частных вопросов.
Мы считаем, что настало время основательно разобраться с причинами, тормозящими продвижение системы Макаренко в массовую практику воспитания, снять противоречие между возможностью и действительностью в реализации системы Макаренко.
ВЫВОД
Успешная реализация воспитательной системы Макаренко её создателем, а также его последователями, исследования макаренковедов доказали высочайшую эффективность этой системы.
Объективная потребность общества в такой воспитательной системе сегодня очевидна. Макаренко и его система нужны нам сегодня как никогда ранее.
Но в действительности происходит нечто парадоксальное: высокоэффективная и остро необходимая обществу система не берется им на вооружение.
Спрашивается: почему?I.2. МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ, ВВОДЯЩИЕ В ЗАБЛУЖДЕНИЕ
Для простоты изложения и восприятия данной части текста будем формулировать типичные высказывания на эту тему в обобщенном виде и своими словами, выделим их другим шрифтом.
Просьба к читателям: не торопиться считать наши утверждения недостаточно убедительными. Дополнительные аргументы будут приведены ниже в соответствующих разделах материала.
Педагогика прошлого»
Макаренко жил и работал в другое время, в других условиях, с другими детьми. С тех пор всё переменилось. Место Макаренко – в истории педагогики.
Утверждение это отчасти верное. Но этот факт не является причиной для отказа от реализации идей Макаренко сегодня. Почему? Потому что воспитательная система Макаренко в определённом смыслеуниверсальна. В основе её лежат не особенности времени, места и условий, в которых она применяется, а фундаментальные закономерности воспитания. Эти закономерности неизменны, как и общие законы развития природы и общества. Что же касается изменений, происходящих в жизни страны, общества и отдельных людей, то в системе Макаренко заложена необходимость учёта этих изменений и предусмотрены механизмы такого учёта.
Система Макаренко не является «педагогикой прошлого». Это система на все времена, в том числе и на наше время. А если сказать точнее, то система Макаренко – воспитательная система будущего. Сегодня наше педагогическое сообщество, к сожалению, ещё не готово к немедленной и полной реализации этой непростой системы. Для этого требуется более высокий уровень профессиональной подготовки педагогов. Такой подготовкой обладают пока немногие.
Система перевоспитания»
Система Макаренко была создана им специально для перевоспитания
правонарушителей и трудных детей. С обычными детьми он не работал.
Это не совсем так. К началу работы в колонии для правонарушителей (1920 г.) за плечами Макаренко было более 10 лет работы в обычных школах. Многие элементы его будущей системы возникли уже в те годы. А в колонии Горького особый «правонарушительский аромат» чувствовался лишь в первые годы её работы. К середине 20-х годов горьковцы были уже не просто нормальными детьми, но и выгодно отличались от обычных сверстников более высоким уровнем воспитанности. Макаренковский коллектив был мощной воспитывающей средой. Попадающие в эту среду трудные новички очень быстро, в течение нескольких недель становились почти обычными детьми, которых было уже нелегко отличить от «старых горьковцев». Особенно ярко эта удивительная закономерность проявилась в период «завоевания Куряжа» ( ).
Сам Макаренко не раз говорил, что его воспитательная система – это система воспитания обычных детей. Процесс перевоспитания трудных детей в этой системе происходит очень быстро (разумеется, в том случае, когда уже создан хороший воспитательный коллектив – основное средство воспитания). А далее работа с ними ведётся так же, как и с обычными детьми.
Известно, что Макаренко очень хотел «обкатать» свою систему в обычной школе. Живя уже в Москве, он официально обращался с просьбой предоставить ему такую возможность. К сожалению, жизнь великого педагога оборвалась слишком рано, и этот замысел остался нереализованным.
Эффективность системы Макаренко в условиях обычной школы проверили и подтвердили его последователи. Один из них – Василий Александрович Сухомлинский, который достиг в своей школе великолепных результатов, описанных в его книгах ( ). Он прямо говорил, что всё лучшее в его опыте идет от системы Макаренко.
Педагогика рукоприкладства»
Макаренко в практике воспитания допускал рукоприкладство. Он откровенно писал об этом сам. Командиры отрядов (самые старшие и сильные) тоже использовали кулаки для наведения порядка в своём отряде.
Такие суждения высказывают те, кто сам не читал работ Макаренко, но слышал от кого-то о факте, описанном в «Педагогической поэме». Этот факт действительно был и относится он к первым месяцам существования колонии (зима 1920 г.). В то время в колони было всего шесть воспитанников – первые члены будущего прославленного коллектива. Руководителю колонии в те дни по сути противостояла взятая из мест заключения группа крепких парней – вчерашних бандитов, привыкших не признавать над собой никакой власти, кроме грубой силы. Четверо из шести были в возрасте 18 лет. До прибытия в колонию они отбывали наказание за вооружённый квартирный грабёж, а двое помладше – за воровство. Появившись в колонии Макаренко, они сразу попытались превратить педагогов в свою «обслугу», отказывались от самообслуживания.
Макаренко, естественно, не хотел и не мог смириться с этим. Однако никакие общепринятые и законные методы воздействия на подчинённых ему, но не желающих подчиняться воспитанников, не действовали. Они не только игнорировали просьбы и требования педагогов, но и открыто смеялись над их бессилием, хотя парням надо было поработать-то для самих себя. Макаренко мог отказаться от «неисправимых», но он всё же продолжал поиск выхода из критической ситуации. Прошло несколько недель. В один из особо тяжёлых моментов такого же рода руководитель колонии не выдержал открытой наглости одного из старших колонистов и в ответ, сорвавшись, несколько раз сильно ударил его. Результат оказался неожиданным. Вчерашний бандит был намного сильнее педагога и без труда мог дать ему «сдачи». Но он не только не сделал этого, а извинился перед «обидчиком» и выполнил требование – нарубить дров для кухни. А чуть позже – весело смеялся, вспоминая произошедшее, и открыто одобряя решительность и смелость педагога. Вот таким был этот факт рукоприкладства. Воспитанник Задоров вскоре стал одним из лучших членов коллектива, надёжным помощником Макаренко.
А для Макаренко этот педагогический срыв стал первым и последним случаем «рукоприкладства». В дальнейшем подобные «методы» Макаренко не использовал не столько потому, что сдерживал себя, сколько потому, что с появлением коллектива в этом не возникало нужды. Воспитанники охотно подчинялись своему руководителю не из боязни, а из уважения, из признания его правоты, справедливости и других человеческих достоинств. Главным методом воздействия на воспитанников, нарушавших нормы поведения, было общественное мнение коллектива. Что касается «рукоприкладства» среди воспитанников (особенно старших по отношению к младшим), то это считалось тягчайшим проступком и строжайше наказывалось. Все дети, в том числе малыши и девочки, чувствовали себя надёжно защищёнными единой волей коллектива. Они не боялись на общих собраниях критиковать старших ребят. И это было одним из прекрасных достижений коллектива Макаренко. Такой мощной защищённости детей от «рукоприкладства» мало кому из педагогов удается добиться и сегодня.
Командирская педагогика»
Макаренко в своих учреждениях был диктатором. Он требовал от воспитанников беспрекословного повиновения. В отрядах безраздельная власть принадлежала командирам. А советом командиров фактически руководил сам Макаренко. Самоуправление было формальным прикрытием диктатуры начальника.
В этом утверждении правда перемешана с вымыслом. В реальности дело обстояло иначе. Дисциплина в коллективе Макаренко была действительно строгой. От каждого требовалась ответственность за исполнение своих обязанностей, норм и правил жизни, принятых в коллективе. Нарушение дисциплины пресекалось, при необходимости виновных наказывали. Власть командиров была реальной. Они отвечали за поведение членов своего отряда. И воспитанники действительно им подчинялись.
Вымысел же состоит в том, что самоуправление в коллективе было формальным и только прикрывало фактическую диктатуру руководителя. В действительности Макаренко был в колонии диктатором лишь в самом начале её существования, когда там не было никакого самоуправления, поскольку не существовало и коллектива. В тех условиях руководить группой неорганизованных правонарушителей по-другому, как показал опыт, было невозможно. Но вот появляется актив, поддерживающий требования диктатора. Этот актив растёт количественно. Так рождается коллектив, возникают органы самоуправления и одновременно с этим ослабевает, а затем и исчезает необходимость в диктатуре руководителя. Именно так обстояло дело у Макаренко. Когда большинство воспитанников стало поддерживать позицию Макаренко, высшим органом самоуправления стало общее собрание всего коллектива. В системе Макаренко коллектив объединяет и детей и взрослых (педагогов и обслуживающий персонал). Этому высшему органу самоуправления стал подчиняться и сам бывший диктатор, хотя по должности (официально) имел право не делать этого.
Таким образом, самоуправление в коллективе Макаренко было не прикрытием якобы диктатуры руководителя, а реальной и сильной демократической властью. Совет командиров в этой системе подчинялся не Макаренко, а общему собранию, которое собиралось ежедневно вечером и принимало окончательное решение по всем спорным вопросам. Это не означало безвластия самого Макаренко. Он, как правило, участвовал и в заседаниях совета командиров, и в дискуссиях на общих собраниях. Авторитет его в коллективе был огромен, к его слову охотно прислушивались, хотя и не всегда соглашались, иногда отчаянно спорили. В последнем случае он не командовал, а убеждал. И в конечном итоге коллектив принимал обоснованное, верное решение. Влияние авторитета руководителя было здесь сильнее, чем авторитет его власти.
5) «Закрытое учреждение»
Макаренко воспитывал детей в лесу, в отрыве от внешней среды, у них не было родителей. Дети были замкнуты в стенах своего учреждения, как в инкубаторе. Там и проводился эксперимент.
В действительности было не так. Коллектив Макаренко, живя в лесу, не был ограждён от реальной жизни ( ). Наоборот, он был тесно связан с нею, испытывал её постоянное влияние и сам активно воздействовал на окружавшую его среду. Сначала это была борьба с бандитизмом на дороге, ведущей в колонию, хозяйственные и культурные связи с жителями окружающих сёл, помощь местным властям в борьбе с самогоноварением и самовольной вырубкой леса. Потом – деловая и дружеская связь с возникшей по соседству сельхозартелью имени Ленина и паравозными мастерскими в Полтаве, с комсомольской организацией этого трудового коллектива. Позднее, уже под Харьковом, это были не только разнообразные хозяйственные связи, но и дружба с учреждениями культуры, экскурсии и «марши» по городу, регулярное посещение спектаклей в театре, ежегодные многодневные походы (всем коллективом) по родной стране, приём у себя в гостях многочисленных делегаций из разных городов СССР и даже зарубежных стран.
Своего рода символом открытости учреждений Макаренко было отсутствие вокруг них каких-либо стен или заборов. Охрану имущества и безопасность членов коллектива обеспечивали в порядке дежурства сами воспитанники.
Что касается родителей, то отсутствие их было бедой детей и дополнительной трудностью для их воспитания. Ведь роль родителей в воспитании детей незаменима. Работая в обычных школах (до 1920 года), Макаренко всегда тесно сотрудничал с родителями своих учеников. Он включал их в воспитательный процесс, учил правильному воспитанию в семье. А в колонии пришлось обходиться без этого важного фактора. То была вынужденная мера. Макаренко использовал это усложняющее обстоятельство и связанное с ним круглосуточное пребывание воспитанников под его опекой для усиления педагогически грамотного влияния на них через воспитательный коллектив. Здесь, как и во всех подобных случаях, Макаренко стремился превращать «минус» в «плюс», иначе говоря, превращать реальные трудности жизни из фактора, мешающего хорошему воспитанию, в фактор, помогающий этому. Мудрый педагог компенсировал отсутствие у ребенка своей семьи тем, что ввёл систему разновозрастных отрядов, построенному по принципу дружной семьи, где старшие заботятся о младших, а младшие перенимают опыт своих наставников.
В 30-х годах Антону Семеновичу пришлось немало поработать и с родителями трудных детей. В своей «Книге для родителей» он популярно изложил многие элементы воспитательной системы, основы которой едины и для общественного, и для семейного воспитания.
Воспитание винтиков»
Основной принцип системы Макаренко – воспитание в коллективе. Коллектив
ставится выше личности, которая воспитывается как винтик в машине, называемой «коллектив». Индивидуальные особенности личности игнорируются, личность
усредняется, обезличивается.
Авторы такого рода высказываний приписывают коллективу Макаренко качества, которых в действительности у него не было. Все называемые здесь негативные качества коллектива присущи не настоящему, истинному коллективу, какой был у Макаренко, а «коллективу» ложному, примитивному, который правильнее называть не коллективом, а стадом. К великому сожалению, такие псевдоколлективы стадного типа – это не плод фантазии, а реальность. Они возникают там, где за дело берутся плохо подготовленные и авторитарно настроенные педагоги. В массовой школьной практике, где первичным коллективом считается класс, такого рода псевдоколлективы, увы, не редкость. Но это не имеет никакого отношения к системе Макаренко.
В системе Макаренко воспитательный коллектив является средством и пространством для всестороннего и гармоничного развития личности с учётом её индивидуальных особенностей. Да, интересы коллектива в системе Макаренко стоят выше интересов отдельной личности. И это вполне естественно. Ведь коллектив – это совокупность тех самых личностей, из которых он и состоит. Коллектив выражает и защищает общие интересы входящих в него личностей. В то же время коллектив учитывает и помогает реализовать все разумные потребности и интересы каждого отдельного члена коллектива. Коллектив не только защищает каждого своего члена, но и помогает ему в решении его личных забот и проблем (через систему шефства старших над младшими), вовлекает его в решение общих задач, в управление жизнью коллектива. Тем самым коллектив воспитывает не «винтика», а полноправного гражданина коллектива и всего общества, формирует его индивидуальность.
«Один за всех и все – за каждого!» -- вот принцип истинного коллективизма, который реализуется в воспитательной системе Макаренко.
7) «Макаренко – сталинист!»
В 20—30-х годах в СССР существовала тоталитарная система управления с диктатором Сталином во главе. Это было время преследования всякого инакомыслия, время репрессий. Сталин опирался на карательные органы ВЧК-ГПУ. Коммуна им. Дзержинского была создана чекистами, доверившими Макаренко руководство ею. Макаренко подчинялся власти, восхвалял Сталина, обслуживал созданную им систему. Его воспитательная система соответствует своему времени.
Авторы подобных высказываний сильно упрощают ситуацию, существовавшую в стране в то время, и неверно изображают гражданскую позицию Макаренко. Конституция РСФСР 1922 г. и Конституция СССР 1924 г. которые действовали тогда, устанавливали довольно демократическую систему управления. Какой была практика реализации данных законов – это другой вопрос. Макаренко организовывал жизнь в колонии и в коммуне, руководствуясь официальными документами тех лет. Его система отвечала букве и духу основных законов того времени, она готовила детей к жизни в гуманном и демократическом обществе, основанном на принципах народовластия.
К сожалению, построение такого общества столкнулось с огромными трудностями и объективного, и субъективного порядка. Проявлением этих трудностей были, в частности, отступления власти от официально действующих законов. В этом ряду стоят и те негативные явления, в том числе и не всегда обоснованные репрессии, которые сильно усложнили жизнь многих людей, преданных идеям гуманизма, демократии и справедливости. Одним из таких людей был и Макаренко. Работать ему пришлось в крайне трудных условиях, когда реальные действия власти часто противоречили и правильным словам, и интересам дела. Жизнь всего общества в тот период была противоречивой. Нам надо видеть и учитывать «плюсы» и «минусы» событий того времени, чтобы понять позицию и действия Макаренко. В то непростое предвоенное двадцатилетие в стране шло гигантское по масштабам строительство. Был создан мощный экономический фундамент, позволивший СССР выстоять в Отечественной войне. Одновременно была проведена настоящая культурная революция, одной из граней которой была борьба за всеобщую грамотность и преодоление беспризорности детей. Макаренко принял активное участие именно в этом деле. Многое ему пришлось делать, что называется, на пустом месте, искать совсем новые решения, которые не всегда нравились начальству.
Например, в своём коллективе он вводил не только самоуправление воспитанников, но и строгую дисциплину, которая предполагала наказания за её нарушение. Его воспитанники не только учились, но и много трудились, в том числе и за деньги, для коллектива и для себя лично. За эти и другие подобные «грехи» деятели «педагогического Олимпа» жёстко критиковали Макаренко, а в 1928 году вообще вынудили его уйти из колонии им. Горького.
В это трудное для Макаренко время именно чекисты помогли ему сохранить и развить дальше его воспитательную систему. Разглядев эффективность системы Макаренко, они и предложили ему возглавить вновь создаваемое учреждение – коммуну им.Дзержинского. Руководителю коммуны была предоставлена большая свобода действий. Заметим, что органы ВЧК—ГПУ в те годы занимались вплотную спасением детей – жертв гражданской войны. Среди чекистов было много глубоко порядочных людей, которые поддерживали все педагогические начинания Макаренко и его систему воспитания в целом.
Как относился Макаренко к Сталину? Для него он являлся, прежде всего, руководителем огромной страны, которая неустанно работала и шла вперёд по многим направлениям. Макаренко видел и активно поддерживал все позитивные перемены в стране, говорил об этом в своих выступлениях и при этом, естественно, воздавал должное Сталину. Такое «славословие» было тогда обязательным для любого публичного выступления. Понятно, что многое из негативного, известного нам сегодня о Сталине, Макаренко знать не мог. Но он видел и внутренне осуждал многие негативные стороны в действиях власти (об этом мы теперь знаем из архивных документов). Многие недостатки реальной жизни он критиковал в рамках дозволенного, но иногда не сдерживался и выходил за эти «рамки».
По этой причине неоднократно, особенно в последние годы работы подвергал себя опасности быть репрессированным. Накануне переезда на жительство в Москву (1937 г.) избежал ареста, можно сказать, случайно. Будучи к тому времени членом Союза писателей, он получил поддержку и защиту руководства Союза.
Таким образом, вопреки суровым жизненным обстоятельствам, Макаренко до конца жизни оставался принципиальным человеком и гражданином. Он никогда не был слабым руководителем, послушно исполняющим любое указание сверху. Только благодаря этому он смог в тяжелейшей борьбе отстоять в целостности свою уникальную воспитательную систему, не уступив ни единого её элемента, и тем самым сохранил в оптимальном виде поистине гуманистическую и демократическую систему воспитания, обладающую к тому же высочайшей эффективностью.
8) «Коммунистическое воспитание отменяется»
Макаренко разработал систему коммунистического воспитания по заказу советской власти. Вместе с коммунистической идеологией система
коммунистического воспитания отвергнута новой властью в начале 90-х годов. Сейчас другое время, другое и воспитание.
Сторонникам этой точки зрения можно ответить следующее.
Не надо отождествлять коммунистическую идеологию как научное мировоззрение с отклонениями от этого мировоззрения, с извращениями его, которые были допущены в процессе реализации этого мировоззрения в ХХ веке. Рано отвергать и хоронить идеалы социализма и коммунизма. Спор идеологий коммунистической и буржуазной ещё не окончен. Пусть его рассудит история. Время покажет – по какому пути пойдёт развитие человеческой цивилизации. Как говорится, заходите к нам через тысячу лет,
тогда и поговорим.
Коммунистическое воспитание не содержит в себе ничего такого, что противоречило бы идеалам гуманизма, свободы, демократии, социальной справедливости, другим общечеловеческим ценностям. Отвергать коммунистическое воспитание, не предлагая ничего вразумительного взамен – большая ошибка, которая уже принесла большой вред воспитанию подрастающего поколения России.
Воспитательная система Макаренко универсальна и в том смысле, что её методика и технология в значительной мере может быть использована вне зависимости от идеологии, господствующей в обществе. Технология воспитания подобна оружию: оно может защищать добро, но может так же эффективно служить и злу. Всё зависит от цели, которую ставит перед собой владелец оружия. Система Макаренко с успехом применяется в некоторых странах далеко не коммунистических, например в Японии. Если дело только в названии системы «коммунистическая», то можно сказать иначе: «гуманистическая», «коллективистская». И это не будет большим отходом от истины.
Сам Макаренко никогда не говорил об итогах своих поисков как о системе именно коммунистического воспитания. Он говорил скромнее: «Некоторые выводы из моего педагогического опыта» или «Мои педагогические воззрения». Оценивать его систему надо не по ярлыкам, которые в разное время к ней приклеивают разные люди,
исходя из своих идеологических позиций, а по конечным результатам, которые даёт грамотная реализация этой системы на практике.
9) «Макаренко неповторим!»
Макаренко – гений, совершивший почти невозможное. Его опыт – это каскад действий, которые не укладываются ни в какую схему.У него не было никакого шаблона, никаких постоянных правил, которые можно понять и усвоить. В каждом конкретном случае он поступал иначе, чем в таком же случае прежде и никогда не повторялся. Чтобы воспитывать так, как это делал Макаренко, надо быть вторым Макаренко. Практически это невозможно, а потому говорить о реализации его системы в массовой практике бессмысленно.
В этом весьма распространённом мифе о Макаренко есть доля правды, но ещё больше в нём непонимания истоков этой правды, а потому и делаются неверные выводы из реальных фактов.
Да, результаты деятельности Макаренко почти фантастически огромны. Да, у него не было никакого шаблона, и он почти никогда не повторялся в аналогичных ситуациях Это верно. Но объясняется это не тем, что Макаренко, якобы, не признавал никаких правил, что он таинственно загадочен и неповторим, а тем, что он в своей практике руководствовался педагогической логикой, отражающей суть его воспитательной системы. Одно из фундаментальных положений его системы состоит в том, что истина всегда конкретна, а потому не существует методов всегда хороших или всегда плохих. Пригодность или непригодность любого метода в конкретной ситуации зависит от её особенностей: от уровня воспитанности данного ребёнка и стадии развития данного коллектива на данный момент, от мотивации поведения ребёнка, от конкретных обстоятельств, места и времени произошедшего события и т.д. В каждой конкретной ситуации от педагога, по мысли Макаренко, требуется немедленный анализ и немедленное действие на основе этого анализа. А поскольку конкретные ситуации и их особенности бесконечно разнообразны, то и действия педагога, по логике Макаренко, должны соответствовать этому разнообразию, отвечать специфике данного момента. Это нормальная работа хорошо подготовленного педагога. Макаренко в качестве педагога-практика добился выдающихся успехов за счёт умелого применения своей научно обоснованной системы, в которой нет непознаваемых секретов и тайн.
Гениальность Макаренко проявилась в его исследовательской, теоретической работе. Он сумел понять объективные законы воспитания, перевести их с языка философии на язык педагогический и на этой основе создать свою уникальную воспитательную систему. Такой подвиг в теории воспитания смог совершить только Макаренко. В этом смысле он выполнил миссию первопроходца.
Да, трудно отыскать единственно верный путь в будущее. Но когда этот путь проложен, идти по нему хотя и нелегко, но всё же несопоставимо легче, чем первопроходцу. Изучить, освоить и использовать этот путь в интересах детей и всего общества – дело вполне доступное для обычного, только хорошо подготовленного педагога-практика.
В Ы В О Д
Рассмотренные выше легенды и мифы о Макаренко и его воспитательной системе необъективно изображают реальность. Они представляют из себя смесь правды и вымысла. В итоге они вводят в заблуждение тех, кто не знаком с реальными фактами биографии Макаренко, его теорией и практикой воспитания.
Истоков такой «мифологии» несколько: незнание авторами реальных фактов; неверное истолкование фактов, вызванное недостатками научно-педагогической и философской подготовки; идеологическая ангажированность авторов или просто их научная недобросовестность.
Негативная роль этой «мифологии» в освоении системы Макаренко очевидна. Но эти мифы и легенды не выдерживают научной критики, которая уже многократно разоблачала фантазёров, невежд и лжецов. Поэтому негативную роль такой «мифологии» не стоит преувеличивать.
Невостребованность системы Макаренко массовой практикой имеет и другие, более глубокие причины, о которых речь впереди.
Читайте также:
lektsia.com
Педагогическая система А.С.Макаренко | ЧУО УПК детский сад-средняя школа «Альтернатива»
Воспитательный процесс – процесс постоянно длящийся, и отдельные детали его разрешаются в общем тоне семьи, а общий тон нельзя придумать и искусственно поддерживать. Общий тон, дорогие родители, создается вашей собственной жизнью и вашим собственным поведением.Макаренко Антон Семенович
Детали биографии
Антон Семенович Макаренко родился 1 марта 1888 году в г. Белополье в Харьковской губернии в семье рабочего-маляра. Закончив учительские курсы, преподавал в железнодорожных училищах. В 1916–1917 годах служил ратником в действующей армии, а после демобилизации в 1917 году закончил Полтавский педагогический институт с отличием.
Особенности педагогической системы Макаренко
Во времена Макаренко общепринятым убеждением было, что человек рождается либо порядочным, либо изначально склоным к порокам. Прорыв педагогической системы Макаренко и состоял в том, что своей работой с детьми и подростками он доказал: главное условие для формирования достойного человека — это воспитание.
Макаренко работал в тяжелых детских коллективах: с беспризорниками, малолетними преступниками, асоциальными ребятами. И в этих условиях он добивался беспрецедентных успехов. Залогом этого успеха было использование воспитательной силы коллектива, сочетание обучения по школьной программе с трудом в коммунах (коллективы Макаренко часто находились на самообеспечении). Обязательными условями существования таких коллективов были требовательность, доверие друг к другу и дух игры и положительного соперничества.
Педагогическая поэма
Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление материалов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда ее начинают воспитывать?
Антон Макаренко
Педагогическая поэма Макаренко — уникальный труд, подробнейшим образом описывающий путь воспитания личности. Именно он принес Макаренко всемирную славу. В книге особенно подчеркивается необходимость уважения к личности ребенка и стимулирования детей к активной позиции в коллективе. Кроме того, Макаренко написана еще «Книга для родителей».
До сих пор педагогические идеи Макаренко находят отклик у педагогов по всему миру, особенно у тех, кому приходится работать с трудными подростками.
ЮНЕСКО в 1988 году назвал А.С. Макаренко одним из четырёх педагогов (это еще Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер и Мария Монтессори), которые внесли неоценимый вклад в развитие педагогической системы и даже определили способ педагогического мышления современности.
Воспитание — легкое дело
Он суровый по внешности, малословный, с большим носом, с умными и зоркими глазами. Похож на военного. Всюду поспевает, все видит, знает каждого из колонистов, которые производят странное впечатление благовоспитанных
Максим Горький об Антон Макаренко
Антон Макаренко посвятил себя трудным подросткам. К нему со всей страны привозили детей, которые проявили себя в воровстве и других асоциальных занятиях, в том числе и сами родители, когда не могли справиться этими детьми. Педагог настолько преуспел в понимании ребенка, что отказался от других педагогов в своем учреждении: на его попечении было в разное время 600-800 детей-подростков, которые вместе с ним совершенно самостоятельно организовывали свою жизнь. В коммуне никогда не было уборщиц, дети сами убирали помещения, сами вовремя вставали по сигналу, приводили себя в порядок утром, застили постели, ходили в школы и выполняли домашние задания. В день коммуну могло посетить несколько делегация в проверками, и все всегда было на должном уровне.Уникальным достижением работы Макаренко является то, что из 3000 выпускников учреждений, которые существовали под его руководством, не наблюдалось ни одного рецидива, а в своих воспоминаниях эти люди утверждали, что во время жизни в коммуне были счастливыми людьми. Для сравнения, сейчас всего около 10% выпускников детских домов адаптируются к жизни, судьба остальных 90%, мягко говоря, незавидна.
Пять главных постулатов
Я считаю, что дети даже толкать не должны друг друга. Они должны двигаться целесообразно. Никаких бесцельных движений. И я своим коммунарам говорил: хочется побегать — вон площадка, можно там бегать. Извольте здесь вести себя прилично. Вообще воспитание сдержанности, торможение движений — прежде всего
Антон Макаренко
Пять главных постулатов педагогической системы А.С. Макаренко:
- технологичность воспитания: человеческая личность, как сложный механизм, требует отладки, штамповки, индивидуального ручного труда и поддается «выстраиванию», как всякий механизм, при должном умении и виртуозности воспитателя.
- дело необходимо: любой личности для полноценного становления необходимо настоящее дело, за которое подрастающий человек отвечает и которым овладевает. Дело в случае коммуны Макаренко кормило и дисциплинировало подростков. «Колонисты», именно сами подростки, организовали натуральное хозяйство, построили действующий успешный завод по выпуску электродеталей (первый в СССР), освоили производство фотоаппаратов «Лейка» — инновационное производство для тех времен. Воспитанники получали зарплату, на которую содержали себя и младших членов коммуны, копили на обучение в ВУЗах, откладывали деньги на сберкнижках, содержали театр, оркестр, оранжерею.
- ядро коллектива: в коллективе есть лидеры и авторитеты, которые органично могут быть ведущими и поддерживающими для других детей. Подростков оспитывали не воспитатели, а авторитетные подростки, которые разделяли и верили в ценности колонии и Макаренко. Дети сами объясняли друг другу правила жизни в коммуне, делились стремлениями и мечтами, что значительно оживляло общение.
- самоуправление: дети должны учиться принимать решения и нести ответственность. При этом важно, что самоуправление возможно, тольк если есть настоящее дело и здоровое ядро коллектива.
- формат: ежедневные ритуалы, которые вклиниваются в жизнь колонистов на постоянной основе, необходимы. Вставать вовремя, умываться, убирать постель, не толкаться, не стоять, подпирая стенку- все это формирует стержень личности.
Минусы педагогической системы Макаренко
В глазах современного общества Антон Макаренко никогда не был гуманистом. Он шел в воспитании путем жесткого, мужского подхода, требующего от ребенка «достойного» поведения и не допускающего бессмысленных «поблажек» просто от любви к детям. Порядок, дисциплина на практически армейском уровне в наш век свободного воспитания выглядят чрезмерно жестоко. Но при этом ценность человека как личности ставилась во главу всего. И в то, более жесткое время, гуманизм понимался именно как признание права личности на свободное проявление своих способностей, но, признаем, только «достойных», оцененных воспитателем как положительные, способностей. Это «честная» педагогика в условиях «на выживание», которая полагает, что в силу своего опыта воспитатель занимает ведущее положение в формировании личности ребенка и берет ответственность на себя. В современном обществе часть этой ответственности делегирована детям, которые обладают более свободным выбором модели поведения. При виде детских отрядов А.Макаренко, шагающих в ногу с горнами и барабанами, у любого современного педагога в глазах возникнет ужас. Методика более чем эффективна, но методы, в наше гораздо более благополучное время, уже не те.
Кроме того, система Макаренко предполагает, что дети могут и должны трудиться — для современного общества детский труд неприемлем.
www.alt-school.by
Педагогическая система А.С. Макаренко как шаг на пути укрепления национальной безопасности России
Известно, что проблема детей – сирот в России является острой социальной, национальной, проблемой масштаба всей страны. В начале 2007 г. в России насчитывалось 748 тысяч детей-сирот, что составляет примерно 2,8 % от всей детской популяции (26,5 миллионов). Ежегодно из детских домов России выпускается 26 тысяч воспитанников. Социальная адаптация выпускников приютов и детских домов затрагивает каждого жителя России [12, 16, 21, 22].
Очевидно, что от успешной реализации выпускников приютов и детских домов во взрослой жизни, от их профессиональной, психологической подготовленности зависит не только скорость и «безболезненность» их социальной адаптации, но и увеличение экономической эффективности страны и социальной обустроенности всех групп граждан, положение России на международной политической арене и усиление ее национальной безопасности.
О масштабах проблемы
Из доклада В.Ш.Семенова [5] известно, что по данным Генпрокуратуры РФ только 10 % выпускников российских государственных детских домов и интернатов адаптируются к жизни, 40 % совершают преступления, ещё 40 % выпускников становятся алкоголиками и наркоманами, 10 % кончают жизнь самоубийством. Уязвимость воспитанников домов ребенка, детских домов, школ-интернатов, домов-интернатов обусловлена тем, что существующие институты в полной мере с функцией семьи не справляются.
Кроме того Валерий Шамсутдинович отмечает, что во время СССР во властных структурах Москвы осознавали важность и значимость работы с детьми - сиротами, и такая работа находила поддержку у правительства, у законодательной власти. Не смотря на все политические издержки советского строя, отношение к детям в целом и к сиротам, в частности, было совсем иным. Лозунги типа "Все лучшее - детям" были наполнены реальным смыслом и не являлись демагогическим приемом политиков, большая часть из которых занимается сейчас спекуляцией на проблемах детства.
Ситуация изменилась с приходом рыночной экономики, и особенно усугубилась после распада СССР, и в связи с расширением социально-экономического кризиса в России, который принес не только чисто экономические, но и социальные, морально-нравственные проблемы: голод среди детей, небывалую криминализацию подростков, рост девиантного поведения - алкоголизма, наркомании, преступности, суицидов, культурно-нравственную деградацию и т.д [16].
Педагогическая система А.С. Макаренко
Многие исследователи школы Антона Семеновича Макаренко сходятся в едином мнении – Макаренко гениальный педагог [1-4, 12, 15-17]. Свидетельством международного признания А. С. Макаренко стало известное решение ЮНЕСКО (1988), касающееся всего четырёх педагогов в мире, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке. Это — Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори и Антон Макаренко.
А.С. Макаренко известен тем, что организовал и возглавил колонии для несовершеннолетних нарушителей и беспризорных детей. К Макаренко приходили дети, которые настолько уже были испорчены, что не могли жить в нормальном обществе. Родители привозили своих детей, когда уже сами не могли с ними справиться. А Антон Семенович – мог. Среди почти 3000 воспитанников коллективов под руководством А. С. Макаренко не известно ни одного рецидива, причём многие исследователи судьбы этих выпускников отмечают, что «они были счастливыми людьми». Близких достижений удалось добиться ученикам и продолжателям подходов А. С. Макаренко: Семену Калабалину и его жене Галине Константиновне, А. Г. Явлинскому и др. [2-3, 6-9, 11-12, 15-19, 22].
Как А.С.Макаренко добивался таких результатов? Излагая основы разработанной системы, к числу важнейших условий успешности воспитательного процесса Антон Семенович относил разработку «технологии воспитывающего воздействия» [6-9, 13,14]. В частности, он писал:
"Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди. А я, чем больше думал, тем больше находил сходства между процессами воспитания и обычными процессами на материальном производстве, и никакой особенно страшной механистичности в этом сходстве не было. Человеческая личность в моем представлении продолжала оставаться человеческой личностью со всей ее сложностью, богатством и красотой, но мне казалось, что именно потому к ней нужно подходить с более точными измерителями, с большей ответственностью и с большей наукой, а не в порядке простого темного кликушества. Очень глубокая аналогия между производством и воспитанием не только не оскорбляла моего представления о человеке, но, напротив, заражала меня особенным уважением к нему, потому что нельзя относиться без уважения и к хорошей сложной машине.
Во всяком случае, для меня было ясно, что очень многие детали в человеческой личности и в человеческом поведении можно было сделать на прессах, просто штамповать в стандартном порядке, но для этого нужна особенно тонкая работа самих штампов, требующих скрупулезной осторожности и точности. Другие детали требовали, напротив, индивидуальной обработки в руках высококвалифицированного мастера, человека с золотыми руками и острым глазом. Для многих деталей необходимы были сложные специальные приспособления, требующие большой изобретательности и полета человеческого гения. А для всех деталей и для всей работы воспитателя нужна особая наука. Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление материалов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда ее начинают воспитывать? А ведь для всех не секрет, что такое сопротивление имеет место. Почему, наконец, у нас нет отдела контроля, который мог бы сказать разным педагогическим партачам: "У вас, голубчики, девяносто процентов брака. У вас получилась не коммунистическая личность, а прямая дрянь, пьянчужка, лежебок и шкурник. Уплатите, будьте добры, из вашего жалованья". - Почему у нас нет никакой науки о сырье, и никто толком не знает, что из этого материала следует делать — коробку спичек или аэроплан?"
Макаренко не был гуманистом, он готов был работать жестко, по мужски, ценил порядок и дисциплину, в том числе армейские порядки. При виде его детских отрядов, шагающих в ногу с горнами и барабанами, у педагогов в глазах возникал ужас. Методика работа потрясающе эффективно, но педагоги утверждали: "Методы не те!". После смерти С. Калабалина, ученика А.С. Макаренко, создавшего несколько успешных коммун по его системе, макаренковские коммуны в России исчезли. В том или ином виде система Макаренко работает и поныне, однако внедрению его системы мешают, по крайней мере, два обстоятельства [16, 20]:
- система Макаренко предполагает, что дети могут и должны трудиться, а в настоящее время детский труд запрещен.
- система Макаренко - допускает жесткие, мужские средства влияния, которые не приемлемы для современной гуманистической педагогики.
Современность. Что вместо трудовых коммун?
Примером современного учебно-воспитательного учреждения является государственное учебно-воспитательное учреждение «Социальный приют для детей и подростков» (далее - Приют).
Приют располагается в Ступинском районе Московской области, где в 1930-е годы Калабалин Семен Афанасьевич - воспитанник А. С. Макаренко, организовал трудовую коммуну для беспризорников из Москвы. В настоящее время Приют осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного приказом Департамента семейной и молодежной политики города Москвы.
Система размещения детей в Приюте — семейная, 6 детей разного возраста и воспитатель. Каждая семья проживает в отдельной трёхкомнатной квартире (см. Рисунок 1).
В системе воспитательной работы Приюта большое внимание уделяется проблеме адаптации выпускника приюта. Как правило, ребята входят во взрослую жизнь, обладая довольно скромным запасом социально-бытовых навыков: им сложно определиться на новом месте, возникают сложности с трудоустройством, учёбой, подчас даже со здоровьем [23]. Для помощи в решении этих и подобных им вопросов администрация приюта разработала целый комплекс мер для адаптации выпускников Приюта (см. Рисунок 2).
Рисунок 1. Схема работы Приюта. | Рисунок 2. Организация воспитательного процесса в Приюте. |
Выводы
По мнению д.п.н. профессора В.В. Кумарина, "Главная заслуга Макаренко состоит в том, что в колонии имени Горького и, особенно, в коммуне имени Ф.Э.Дзержинского он осуществил грандиозный СОЦИАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ, создал НА ВСЕ ВРЕМЕНА ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ модель совершенного общественного устройства" [11].
Подход А.С. Макаренко в наши дни реализуется, как ни странно, в бизнесе [16], а именно в самых передовых компаниях. Увязка доходов сотрудников с общей прибылью предприятия, воспитание новых сотрудников и приобщение их к корпоративной культуре через ядро коллектива, самоуправление в творческих командах и контроль формата - это золотой фонд современного бизнеса.
Список использованных источников
- Бейлинсон В. Социальная педагогика А.С. Макаренко. // Народное образование, 2005, № 6.
- Богуславский М. О Макаренко без гнева и пристрастия. / Педагогический вестник, июнь, 1994.
- Гриценко Л.И. Личностно-социальная концепция А.С. Макаренко в современной педагогике (Сравнительный анализ отечественного и зарубежного макаренковедения): Монография. – Волгоград., 1997. – 265 с.
- Гмурман В.Е. Научное наследие А.С. Макаренко и задачи педагогического образования // Сов. педагогика, 1981, №3.
- Из доклада председателя Комитета защиты прав воспитанников детских домов и школ-интернатов города Москвы В.Ш.Семенова в Академии труда и социальных отношений от 01 июля 1999 г.
- Калабалин А.С. Антон Семёнович был непредсказуем, и это вызывало жадное любопытство детей. // Народное образование, 2005, №6.
- Калабалин А.С. Недетские заботы детского дома. // Беспризорник, 2006, № 1.
- Калабалин С.А. Бродячее детство. – М., 1968.
- Калабалин С.А. Самое главное. // Литературная газета, 24, 03, 1951.
- Кускова Е.Д. Беспризорная Русь // Советская педагогика, 1990, №10.
- Кумарин В.В. Эффекты собственно воспитания. Из опыта работы А.С. Макаренко ] // УГ (Учительская газета), 2002, № 23
- Лысенко П.Г. Судьбы воспитанников А.С. Макаренко. Полтава, 1994, 264 с.
- Макаренко А.С. Педагогические сочинения в 8 томах. – М., 1984.
- Макаренко А.С. С любовью и тревогой: Сб./Сост., А.К. Романовский, А.Г. Губко. – К., 1989. – 368 с.
- Морозов В.В. Воспитательная педагогика Антона Макаренко. Опыт преемственности. // Документальное педагогическое исследование. – М., Егорьевск: ЕФ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2007. - 238 с.
- Н.И. Козлов. Педагогическая система А.С.Макаренко. Психологос энциклопедия практической психологии. - http://www.psychologos.ru/
- Слободчиков В.И. Педагогика А.С. Макаренко – социально-педагогическое открытие XX века // Народное образование, 2006, №6.
- Слово об учителе и о себе: к 100-летию со дня рождения А.С. Макаренко / Сост. Морозов В.В., - Электросталь, 1989.
- Фролов А.А. А.С. Макаренко и педагогика его времени. – Горький: 1988, 76 с.
- Целищева Н.И. Кто он, Антон Макаренко: автор научной, природосообразной теории воспитания или публицист-газетчик? (Диспут в московском Центре внешкольной работы им. А.С. Макаренко). // Народное образование, 2007, № 6.
- Шевелёв А.Н. Отечественная школа: история и современные проблемы. Лекции из истории российской педагогики / СПб.: 2003, 432 с.
- Школа жизни – школа воспитания: Материалы конференции, посвящённой 115-летию со дня рождения А.С. Макаренко и 100-летию со дня рождения С.А. Калабалина. – Егорьевск – Коломна: 2005. – 271 с.
- www.priyut.ru.- Сайт государственного бюджетного учебно-воспитательного учреждения «Социальный приют для детей и подростков» Департамента социальной защиты населения города Москвы.
- http://www.makarenko.edu.ru/biblio.htm .- Сайт произведений А.С. Макаренко
newsite.osngrad.info
Воспитание детей по Макаренко, основные принципы системы
Воспитательная система Макаренко, основные принципы метода и роль воспитателя в системе.
[ads-for-wp ads-id="9157"][ads-for-wp ads-id="9158"]Советский педагог А.С. Макаренко
Среди существующих сегодня воспитательных методик особняком стоит система, разработанная и практически внедренная советским педагогом А.С. Макаренко. Она удивительным образом сочетает гуманистические принципы воспитания с идеей полноценной трудовой деятельности, в процессе которой развивается личность ребенка.
Изначально система была создана скорее для перевоспитания, нежели воспитания. Макаренко работал с детьми и подростками, которых сегодня принято относить к числу «трудных» или «трудновоспитуемых»: среди них были сироты, беспризорники, малолетние правонарушители и даже преступники.
Однако система, созданная педагогическим талантом и высокими личностными качествами Антона Макаренко, актуальна и сегодня. Она позволяет выстроить логичные, простые и понятные отношения между взрослым и ребенком, в процессе которых личность чада крепнет, формируются необходимые морально-нравственные установки, маленький человек получает прививку душевного здоровья.
Основные принципы системы
Воспитание детей по Макаренко основано на принципе единства трех социальных единиц: общество – коллектив – личность. Ребенок при этом является не столько объектом воспитания, сколько полноценным участников воспитательного процесса, творцом, соратником взрослого.
Принцип воспитания детей в группе реализуется в современном обществе с детского сада. Однако не каждая группа может быть названа коллективом. Признаки коллектива по Макаренко:
- общая цель;
- заняты общей деятельностью;
- поддерживают тесную связь с обществом;
- соблюдают строгую дисциплину.
Коллектив не создается одномоментно. Первоначальные требования формулирует педагог: сначала ко всей группе, затем к активу. На основании общей деятельности создается дружный коллектив, который вырабатывает единое мнение – как сейчас принято говорить, единый стандарт поведения. Коллектив предъявляет некие требования к каждому члену, а тот применяет эти требования уже самостоятельно – к самому себе.
Таким образом, можно выделить следующие принципы системы Макаренко:
- ведущая роль коллектива;
- самоуправление;
- обязательный производительный труд на пользу коллектива и общества.
Роль воспитателя
По мысли Макаренко, никакое воспитание невозможно без активного включения чада в жизнь общества. При этом основной воспитательной средой является детский коллектив, частью которого является педагог-воспитатель. Взрослый занимает не авторитарную позицию, но на общих основаниях включается в созидательный трудовой процесс. Так формируется личность – деятельная, самостоятельная, активная.
Взрослый в системе воспитания Макаренко является частью коллектива. К нему предъявляются те же требования, что и к ребёнку. Между воспитателем и ребятами возникают отношения скорее дружеские, товарищеские, чем наставнические и авторитарные.
Педагог постоянно рядом с воспитанниками: в классе, на рабочем месте, на отдыхе.
Тематический материал:
При этом концепция труда является основополагающей. Труд каждый может выбирать себе по душе, исходя из талантов и возможностей.
Построение воспитательного процесса в семье
Антон Семенович Макаренко не меньшее внимание уделял семейному воспитанию. Педагог считал, что то, каким вырастет малыш, целиком зависит от родителей. Именно они своим личным примером, поведением в быту и на работе, высказываниями о текущей политической ситуации в стране или знакомых людях формируют личность ребенка.
Малыш впитывает в себя все, что дают ему родители своими поступками, словами, невербальными средствами выражения мировоззрения. Конечно, воспитательные беседы нужны, но еще более важное значение имеет поведение самих родителей. Требовательность и контроль в первую очередь к себе – вот азы семейного воспитания.
Родители должны быть предельно честны с детьми, максимально искренни. Не нужно проводить рядом с ребёнком все свое время, контролировать каждый его шаг. Это совершенно излишне и приносит только вред: малыш вырастет в пассивного, не имеющего собственного мнения человека. К тому же постоянное общество взрослых может придать неправильное направление духовному развитию несовершеннолетнего.
Задача родителей – предоставить ребенку допустимую свободу, точно зная, где он и с кем. Влияние окружающей среды не менее важно, чем внутрисемейные отношения и родительский авторитет. Ребенок должен знать, что может столкнуться с враждебным отношением, непростыми обстоятельствами, соблазнами. Детям нужна будет помощь, совет, а иногда и защита – и это тоже важные элементы правильного воспитательного процесса.
Третий важнейший элемент – это организация жизни семьи. Никаких мелочей и пустяков между взрослыми и детьми не бывает: значение имеет все. Собственно, из мелочей и складывается жизнь. При этом Макаренко убежден: у каждого родителя должна быть конкретная воспитательная цель, из которой должна сформироваться воспитательная программа.
Многочисленные примеры свидетельствуют о том, что воспитание по системе Макаренко и сегодня дает замечательные результаты. Эффективность этой методики позволяет активно использовать ее в организации воспитательного процесса в коллективе и семье.
Приобрести книгу Антона Макаренко под названием:»Правильно воспитывать детей. Как?»
rearchildren.ru
Педагогическая система Антона Семеновича Макаренко
1. Творческий путь А.С. Макаренко
2. Основные концепции педагогической теории А.С. Макаренко
3. Педагогическое мастерство в понимании А.С. Макаренко
ВВЕДЕНИЕ
Сейчас одной из важнейших задач педагогической науки является объективная оценка нашего прошлого педагогического опыта, одним из самых значительных явлений которого является педагогическая система Антона Семеновича Макаренко . Идеи Макаренко долгое время не признавались официальной педагогикой. Понадобились долгие годы борьбы за их утверждение в науке. Сегодня мы должны констатировать, что концепции Макаренко были приняты на вооружение в одностороннем виде, со значительным смещением акцентов вплоть до их искажения. Теперь, благодаря проведенным в последние годы исследованиям, мы можем довольно определенно судить, как и почему это произошло.
В 1936 г. было принято постановление ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов». К этому моменту педология сложилась как одна из педагогических наук, сделавшая предметом своего изучения возрастное развитие детей. Постановлением, в котором, отмечались недостатки и ошибки в практической работе педологов, педология была объявлена лженаукой, запрещено ее преподавание в педагогических учебных заведениях, а педологические учебники были изъяты. Теперь можно смело утверждать: так произошла величайшая трагедия в истории педагогических наук в нашей стране. Педагогика с этого момента стала «бездетной», за что потом ее часто упрекали. Но факт остается фактом: проблемы развития детей, становления личности ребенка на долгие годы остались за пределами педагогической науки. Именно это во многом определило односторонний подход к наследию Макаренко многих исследователей, и во многом — повлияло на «избирательное» отношение к системе Макаренко, когда те или иные ее части замалчивались, а другие подавались в искаженном виде.
1. ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ А. С. МАКАРЕНКО
В каждой мысли, в каждом движении, в каждом дыхании нашей жизни звучит слава нового гражданина мира. Разве можно не услышать этого звучания, разве можно не знать, как мы должны воспитывать наших детей?
А. С. Макаренко
Родился Антон 1 марта 1888 г. в городе Белополье Харьковской губернии. Отец его, Семен Григорьевич, был высококвалифицированным маляром, работал в железнодорожном депо. Антон учился в железнодорожном училище и, когда семья переехала в Крюков, он продолжил обучение в таком же училище. Учился старательно и успешно. Очевидно, поэтому, когда закончил учебу, Семен Григорьевич сказал сыну: «Будешь учителем!» Стало слово отца делом всей жизни Антона Макаренко. После окончания педагогических курсов начал он в 17 лет работать в родном училище.
Огромное влияние на юношу оказало творчество А.М. Горького. Под его влиянием вершил он свои первые литературные опыты. «Более того, Горький, по словам самого Макаренко, стал организатором его мироощущения реального гуманизма. «Моя жизнь прошла под знаком Горького» , – напишет Антон Семенович в скорбные дни прощания с великим писателем».
Работая учителем, Антон Семенович Макаренко изучает педагогическую и философскую литературу. Его внимание привлекают груды А. И. Пирогова, В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, но особенно глубоко изучает он работы К. Д. Ушинского. После 9 лет педагогической деятельности Макаренко поступает в Полтавский учительский институт, который заканчивает, как и училище, только с отличными оценками по всем предметам.
За выпускную работу «Кризис современной педагогики» А. С. Макаренко получил золотую медаль.
Глубоко заблуждались те, кто утверждал, что Антон Семенович плохо разбирается в педагогической теории.
После окончания института он снова возвращается в Крюковское начальное железнодорожное училище, где работает сначала учителем, а потом директором до сентября 1920 г., когда принимает предложение Полтавского отдела народного образования стать заведующим детским домом для несовершеннолетних правонарушителей под Полтавой – впоследствии Детской трудовой колонией имени А. М. Горького.
В 30-е годы XX в. некоторые педагоги и деятели народного образования говорили: «Макаренко хороший практик, но в теории…».
Одну из лучших своих статей, написанную для юбилейного сборника по поводу пятилетия коммуны имени Ф. Э. Дзержинского, Антон Семенович так и назвал «Педагоги пожимают плечами». Эти люди не понимали, что уже давно наступил момент, когда без теории нельзя стать хорошим практиком, и, главное, не понимали существа педагогического новаторства А. С. Макаренко.
История педагогики учит, что все великие педагогические учения вырастают из осмысления нового опыта, прежде всего своего собственного, той самой практики. Так складывались педагогические взгляды И. Г. Песталоцци, которого К. Д. Ушинский называл отцом современной педагогики, самого Константина Дмитриевича, заложившего фундамент педагогики как науки, и гениального Л. Н. Толстого, и искренне преданного детям С.Т. Шацкого, и великого педагога-гуманиста XX века Антона Семеновича Макаренко.
Педагогический опыт – неиссякаемый животворный источник и одновременно способ приращения научного знания, критерий его истинности. Для Антона Семеновича Макаренко таким источником стала его работа в колонии имени А.М. Горького и коммуне имени Ф.Э. Дзержинского. К этой работе, продолжавшейся около 16 лет, он приступил в 1920 г., будучи опытным и зрелым педагогом. Ему было тогда 32 года.
Не случайно Макаренко отстаивал такое название руководимого им учебно-воспитательного учреждения. Дело в том, что в официальных документах Полтавскою губернского отдела народного образования оно именовалось «Колония морально-дефективных детей».
Педагог потратил немало усилий, доказывая, что малолетние преступники, из числа которых, особенно на первых порах, формировался коллектив воспитанников, не дефективные, а обыкновенные дети, только несчастные, с изломанной судьбой, и главную цель свою он видел в том, чтобы сделать их счастливыми.
В практической реализации этой цели ему помогал жизненный пример Алексея Максимовича, прошедшего путь от беспризорного босяка до великого русского писателя. Рассказывать о жизни горьковской колонии, о мучительных поисках самого Макаренко – неблагодарное занятие. Проще перечитать «Педагогическую поэму». Но о главном стоит сказать несколько слов.
Прежде всего, именно в эти годы сформировалось педагогическое кредо педагога. Макаренко потом вспоминал, что никогда еще не чувствовал себя таким беспомощным, как в начале работы в колонии. Но переживать и размышлять было некогда: появились первые воспитанники. Все они сполна испили горькую чашу беспризорщины. Многие приходили озлобленными, голодными и оборванными. У части был значительный опыт уголовных преступлений. Всех надо было мыть, одевать, обувать и кормить, надо было наладить нормальную жизнь, учебу, труд, разумный досуг.
И именно тогда, сначала интуитивно, затем все более осмысленно Антон Семенович приходит к пониманию, что налаживание нормальной жизни детей составляет самую суть воспитательной работы. Все более глубоко осознает он основной закон педагогики: жизнь воспитывает. Причем не абстрактная жизнь вообще, а реальная жизнь каждого конкретного ребенка и есть его воспитание.
Любопытно отметить, что примерно в то же время к такому же выводу приходит другой замечательный педагог – Станислав Теофилович Шацкий. Выступая 17 декабря 1919 г. на собрании сотрудников Первой опытной станции, которую он возглавлял, Шацкий сказал: «Представление о школе, которое вырисовывается у нас, – это представление о правильно обдуманной и систематически проведенной организации детской жизни. К такой формуле приближается наше представление».
Но вспомним – первый основной закон воспитания открыл Песталоцци. В своей главной книге «Лебединая песня» он сформулировал великий и основной принцип – жизнь образовывает. И, поясняя это положение, говорил о том, что главный путь развития естественных сил ребенка – их упражнение и применение на практике.
Несколько отвлечемся и задумаемся: почему именно Песталоцци, Шацкий и Макаренко независимо друг от друга пришли к открытию и осмыслению основного закона воспитания ?
Это объясняется тем, что хотя творили педагоги в разное время и в разных условиях, педагогический опыт каждого из них сходен в главных чертах: это был опыт разумной организации детской жизни, включающей в себя заботу о судьбе каждого ребенка.
И все же Макаренко продвинулся дальше: он не только пошел по пути педагогически целесообразной организации жизни детей, но и открыл основную форму такой организации – воспитательный коллектив. Значительно позже, в 1932 г., в одном из своих художественных произведений он так сформулирует этот вывод: «…Наш путь единственный – упражнение в поведении, и наш коллектив – гимнастический зал для такой гимнастики» .
А тогда, в 20-е годы прошлого века, Антон Семенович со своими товарищами педагогами и лучшими воспитанниками не покладая рук, самоотверженно и упорно трудился над созданием такого коллектива. И результат не замедлил сказаться. Ребята работали в поле, начали учиться, старшие потянулись на рабфак, создали великолепный театр, куда по субботам съезжались жители окрестных сел… Но главное, в этой дружной работе, коллективных делах и увлечениях рос новый человек, все более сплачивался дружный коллектив горьковцев, представлявший собой могучую воспитательную силу.
Так прошло 5 лет. И однажды, анализируя жизнь колонии, Макаренко сделал для себя еще одно открытие: кризисные явления в коллективе объясняются тем, что «допущена остановка в жизни коллектива». «Я обрадовался по-детски: какая прелесть! Какая чудесная, захватывающая диалектика! Свободный рабочий коллектив не способен стоять на месте. Всемирный закон всеобщего развития только теперь начинает показывать свои настоящие силы. Формы бытия свободного человеческого коллектива – движение вперед, форма смерти – остановка».
mirznanii.com