Что такое CTR и эффективные методы его увеличения. Что такое ситиар


Что такое CTR и как его повысить

Эффективность рекламы зависит не от количества вложенных в нее средств (хотя и от этого тоже), а от соблюдения правил ее размещения. О том, что такое CTR, как измерить показатель эффективности рекламы и повысить кликабельность по баннерам и контекстным объявлениям — поговорим в этом материале.

Результативность контекстной и медийной рекламы измеряют показателем CTR (click-through rate), преобразовавшемся в нашем вольном переводе в термин «кликабельность».

Рассчитывают CTR в виде процентного отношения количества переходов по рекламной ссылке к числу показов объявления. Только значение CTR позволяет объективно оценить эффективность траты средств на рекламу.

Значения CTR довольно невысоки. Запуская проект, рекламодатель, как правило, имеет показатель кликабельности от 0,1 до 2 процентов. Если грамотно настроить подачу объявлений, уровень быстро возрастет до 30 и больше процентов. Эти показатели подтверждают эффективность рекламной кампании.

Повышение CTR

Часто ведутся споры, в какой рекламе CTR выше — контекстной или баннерной? Если брать во внимание общие усредненные показатели, то контекстные объявления имеют лучший коэффициент. Но в целом все зависит не от вида рекламы, а от подходов к ней.

Чтобы узнать, как повысить CTR, нужно изучить потенциального потребителя рекламы — его вкусы, предпочтения, запросы. Отталкиваясь от этой информации, можно переходить к базовым факторам, влияющим на повышение кликабельности.

Первое, на что нужно обратить внимание при размещении контекстной рекламы или баннера — схожесть тематики ресурса с содержанием объявления. То есть, объявление об услугах продвижения сайтов, размещенное на кулинарном блоге, будет однозначно иметь низкий CTR.

Работая над содержанием объявления, нужно представлять своего потребителя — место его жительства, возраст и пол, его увлечения и предпочтения. Эффективно сработает та же привязка к месту расположения потенциальных клиентов. Объявление с заголовком «Ноутбуки в Ростове» более заинтересует жителя этого города, чем безликое «Ноутбуки в России» или «Покупайте ноутбуки».

При оценке CTR следует учитывать специфику рекламируемого товара или услуги. Если это дорогое профессиональное холодильное оборудование, спрос на него в принципе не может быть массовым — следовательно, показатели кликабельности будут невысокими по сравнению с другими товарами.

Что бы там ни было, хороший уровень CTR — это еще не клиенты. Скажем так — это категория заинтересованных посетителей, которые еще не полностью готовы заказать услугу или купить товар. Поэтому более логично для оценки эффективности рекламы учитывать также показатель конверсии. Попросту говоря, это посетители, которые перешли на сайт с помощью интернет-рекламы, ставшие реальными покупателями.

Технические моменты

Как увеличить CTR с помощью эффектного объявления? Здесь существуют свои небольшие секреты. Но обо всем по порядку.

Очень многое зависит от цвета объявления. Некоторые «креативщики» любят экспериментировать с цветом, имея довольно переменный успех на этом поприще. Но все, как говорится, уже придумано до нас – наиболее эффективно на посетителей действуют синие буквы заголовка объявления (если это контекстная реклама) на белом фоне. По оценке психологов, такой цвет на подсознательном уровне вызывает доверие и заставляет кликнуть на ссылку. Не зря лучшие поисковые системы (те же Гугл и Яндекс) много лет сохраняют свои синие заголовки в результатах выдачи.

Где лучше всего размещать объявление? Ответ прост — внутри контента, желательно в нижней части текста. Пользователь, вводя в поисковую строку запрос «как выбрать мультиварку», не желает сразу переходить на страницу каталога очередного магазина – его интересует именно информация по выбору бытового прибора. Поэтому гораздо эффективнее размещать ссылку на упомянутый каталог внутри текста с советами по выбору — на своем сайте или сайте-партнере. Почерпнув информацию, пользователь захочет рассмотреть модели — а вот тут как раз его и ждет соответствующая реклама.

Сделать объявление заметным можно элементарно — просто увеличив размер шрифта, как бы это ни было банально. Идеальный размер кегля для объявления на среднестатистическом сайте — 15. Лучше всего использовать шрифт без засечек — например, Arial.

Ключевые слова в объявлении — едва ли не самый важный элемент. Давно прошли те времена, когда одного ключевого слова «мультиварка» было достаточно, чтобы посещаемость ресурса по переходам через контекстную рекламу по поисковым запросам росла. Сейчас следует использовать ключи, состоящие как минимум из четырех слов. Как правило, к названию товара добавляются слова «дешево» («недорого», бесплатно», «скидки»), «отзывы», и привязка к городу («в Москве», «в Рязани» и т.п.). Все вместе будет звучать примерно так: «Купить мультиварку в Москве недорого отзывы».

Еще один совет, который исходит из предыдущего — нужно сужать тематику запроса. Это уменьшает цену за клик и повышает CTR. Например, вместо «купить мультиварку» — «Купить мультиварку Dex».

Важный момент — не стоит жадничать, размещая на странице огромные нечитаемые блоки контекстной рекламы. Они вызовут желание быстрее уйти со страницы, чем знакомиться с контентом, а тем более переходить по ссылкам. Оптимальный вариант для рекламного блока — 3-4 объявления.

Нельзя останавливаться на каком-либо одном варианте повышения CTR — идеальных способов просто не существует. В каждом случае достичь эффективности можно только серией проб и экспериментов. Например, многие сейчас отказываются от традиционного рекламного способа — призыва к действию («Покупайте мультиварку по суперцене!», «Спешите — скидки на мультиварки!»). А ведь он, как это не странно, до сих пор эффективно действует при определенных условиях.

Ну и не стоит забывать изучать опыт конкурентов — все самое лучшее можно позаимствовать у них, изменив и подстроив под свои условия.

wildo.ru

Что значит CTR в Adwords. Блог LeSEO.RU

Автор: Lee. 2011 год. 4 033 посещение

Многие начинающие рекламодатели встречаются с таким понятием как CTR (вариации: КТР, ситиар, встречается также цтр) Это очень важный показатель для контекстной рекламы, который свойственен не только для Google Adwords, но и вообще для всех систем контекстной рекламы. В этой статье я дам определение  — что такое CTR, рассажу об особенностях его формирования и дам несколько рекомендаций по его снижению.

Что такое CTR. Формула расчета

CTR (или по английски Click Through Ratio) является отношением числа показов объявления к числу кликов на него. С помощью него система контекстной рекламы пытается понять насколько интересно объявление пользователям, и насколько оно эффективно. Контекстная система Adwords учитывает этот показатель при формировании цены за клик. Чем выше CTR, тем более низкой становится цена за клик.

Формула расчета CTR выглядит довольно просто (без учета качества объявления)

CTR=Clicks/Views

Можно привести простой пример вычисления CTR: если ваше объявление увидело 1000 человек (не в прямом смысле увидело, а посетило страницы, где оно показывается) и кликов по нему было 4, то ваш ЦТР вычислится следующим образом: CTR=4/1000=0,4% Как видно ктр является процентным показателем.

Особенности формирования CTR в Adwords

Итак, какие же особенности формирования CTR важно знать? Как я говорил, очень важным моментом является снижение числа показов и увеличения количества кликов. Добиться этого можно с помощью оптимизации рекламной кампании, путем составления качественных и релевантных объявлений, путем добавления ключевиков для каждого их них и работы со спец. символами и операторами ключевых слов.

Важно достичь как минимум 8, 9 или 10 баллов качественности ключевого слова (показывается при наведении на картинку сообщения рядом со статусом. Обычно рядом со словом допущено) Для достижения хороших значений, нужно чтобы рекламируемая информация строго соответствовала той информации, которая находится на страницах сайта.

Со справкой по CTR можно ознакомится на сайте самого Google.

Почитайте связанные посты:

  • 25.01.2012 Низкочастотные запросыПродолжаю цикл статей по основным SEO понятиям, которые могут встретиться новичку на […]
  • 16.02.2012 Влияние вхождения ключевого слова в доменSEO, ака продвижение под поисковые системы, вещь очень и очень изменчивая. То что вчера, […]
  • 27.05.2015 Продвижение сайтов по тематическим запросамЧтобы превратить сайт в эффективный инструмент, приносящий прибыль, можно использовать […]
  • 06.06.2014 Советы вебмастеруВсем приветик! Долго ли, коротко ли, но вебмастер, с течением времени, набирается какого […]
Опубликовано в рубрике: Контекстная реклама

leseo.ru

Что такое CTR и какой показатель будет хорошим у директа и баннера

При проведении рекламной кампании часто возникнет вопрос, как измерить её эффективность и что означают полученные результаты. Что ж, благодаря интернету мы можем наблюдать за действиями нашей целевой аудитории и «подсчитывать» реакции пользователей на тот или иной вид рекламы. Основной показатель, используемый для этого, называется CTR.

CTR (от англ. click-through rate) – переводится как показатель кликабельности или просто кликабельность. Означает соотношение числа кликов по рекламному объявлению к числу его показов посетителям сайта. Под рекламным объявлением в данном случае может подразумеваться как директ, так и баннер, для которых ведётся подсчёт CTR.

Как подсчитать показатель кликабельности

Каждый раз, когда пользователь интернета кликает мышью по вашему рекламному объявлению (например, директу или баннеру), размещённому на каком-либо сайте, считается, что произошёл переход на ваш сайт. Показатель CTR равен значению, полученному в результате деления количества таких переходов на количество показов пользователям данного объявления, представленного в процентном виде.

Формула, по которой рассчитывается CTR директа:

CTR = (число кликов по объявлению/число показов объявления) х 100%.

Допустим, что за время проведения вашей рекламной кампании, размещённый вами баннер был показан 3 000 раз, и за этот период на него кликнуло 600 человек. Следовательно, ваш CTR будет равен 600 / 3 000 = 0,2%.

Интерпретация результатов

Часто у вас может возникнуть вопрос – какой CTR будет хорошим для моей рекламы? Рассмотрим его подробнее. Для разных видов рекламы значение кликабельности может разительно отличаться.

К примеру, для динамических баннеров, нормальным считается значение кликабельности от 0,1% до 3%. Хорошим CTR обычно считается показатель от 1%. При баннерной рекламе кликабельность, как правило, не слишком высокая, так как в большинстве случаев баннеры показываются всем подряд без привязки к нуждам конкретного посетителя.

Что же касается директа, то здесь, напротив, наблюдаются самые высокие показатели кликабельности среди всех видов рекламы, так как она показывается в зависимости от запросов пользователей. Среднестатистическим показателем для Яндекс.Директ тут считается 5-10%, отличным – 15-20% Для Google Adwords они, как правило, немного выше. Мы сравнивали в этой статье эти два сервиса.

При рекламе в контекстно-медийной сети и при использовании ремаркетинга, нормой считается значение CTR от 0,25% и больше. Однако тут существует верхняя граница – 1,6%. Если же ваши показатели выше, это может означать, что вашу рекламу попросту скликивают и вам нужно предпринимать соответствующие меры.

В большинстве случаев хороший CTR указывает на эффективность работы рекламной кампании, проводимой в интернете. Но всё же не стоит забывать, что основная цель рекламы не только посещение вашего сайта, но и совершение пользователями определённых действий, другими словами, вам следует обратить внимание на рейтинг конверсии сайта (CR). К тому же при имиджевой рекламе показатель CTR не столь существенен, поскольку в этом случае более важно то, сколько пользователей обратят внимание на рекламу, а не перейдут по ней.

Также по этой теме:

wpuroki.ru

Каким должен быть CTR? Да каким угодно!

Подробности Создано: 15.06.2017 13:50 Опубликовано: 15.06.2017 13:50 Автор: В.К.

-...Нет, это не пойдёт. Что это за РК такая? Ситиар один процент, и это на поиске! А в РСЯ  - ноль, ноль, восемь. Нет, не пойдёт.

- Но конв...

- Да нет же! "Ситиар" должен быть хотя бы три, или три с половиной. А это ерунда. Надо переделать.

- Зато есть конверсия. Ведь было же...

- Переделать! - после этих слов шеф, быстро развернувшись на пятках, стремительно унёсся из комнаты, едва не преодолев звуковой барьер. А ещё через мгновение он уже вёл беседу с другим сотрудником, уничтожая даже саму мысль о том, чтобы что-то объяснить, показать, доказать.

Категорическое требование начальника прервали мои робкие попытки не только оправдаться, но и обратить высочайшее внимание на другие показатели моей первой рекламной кампании, настроенной в Директ.Яндексе, которую я считал своим достижением и которой хотел похвастать и порадовать своего руководителя... Ну вот, «порадовал»...

Примерно такой у меня был диалог с моим новым руководителем в самом начале моей карьеры интернет-маркетологаМой низкий «ситиар» показал мою полную неопытность и «несостоятельность», как специалиста-директолога, с чем я был совершенно не согласен. Конечно же я совсем не считал себя отличным или даже хорошим «спецом» в этом вопросе, но я полагал, что хотя бы посредсвенным -имел право.

Как дисциплинированный и трудолюбивый работник я старательнокорпел над тем, чтобы повысить этот самый «ситиар»: изучал статьи, просмотрел на ютубе кучу видеокурсов и семинаров и вот, наконец, сконфигурировал и запустил новую рекламную кампанию, «ситиар» у которой был уже значительно выше пресловутых «трёх» в поиске и «ноль, ноль, восьми» в рекламной сети. Сначала я радовался, как ребёнок, получивший новую игрушку. Но через пару дней, при составлении очередного отчёта, я был несколько обескуражен её результатами: «ситиар» хороший, стоимость клика небольшая — на треть меньше предыдущего, а... стоимость цели выросла раза в полтора-два... «Чёрт возьми! Почему!?» - подумал я почти вслух так, что веб-мастер, мирно дремавший за соседним столом, проснувшись, неловко взмахнул рукой, задел чашку, которая разбилась о противоположную стену комнаты со звонким треском.

Вот тогда-то я и призадумался над показателями контекстной рекламы, а в частности о том, какие показатели директа считать хорошими, удовлетворительными или приемлемыми, а какие — плохими и никуда не годными.

С одной стороны, все «гуру-директологи» (а может быть «горе-директологи»?) в один голос и безапелляционно заявляют: «Ситиар» должен быть большим (и очень толстым). Иначе ваша рекламная кампания «гроша выеденного не стоит». Увеличивайте «ситиар», добивайтесь «ситиара», выращивайте свой «ситиар» как можно большим. Да и многие рекламные интернет-агентства любят щеголять высокими процентами «ситиаров» своих рекламных кампаний. Уверен, что по прочтению этой статьи самые умные из таких быстренько поудаляют эти свои «успешные» показатели. Дураки же так и оставят их на самом видном месте. Впрочем, об этом попозже...

Но, с другой стороны, я вижу, что от процента этого «ситиара» такие важные показатели, как стоимость лида, процент конверсии и цена сделки не зависят никак. Зато очень часто (да всегда!) вижу, что чем больше «ситиар» - тем быстрее «сливается» рекламный бюджет.

Противоречия между утверждениями людей и наблюдаемыми мной фактами посеяли весьма быстро всходящие семена сильнейшего недоверия к им обоим, а родившийся в результате этих противоречий когнитивный диссонанс породили в моём поведении некоторые признаки лёгкого помешательства. И тогда, чтобы вернуться к нормальному и здоровому образу жизни, я решил обратиться к средству, которое никогда и нигде, ни в какой форме, ни в каком виде и ни при каких обстоятельствах не лгало, не лжёт и не будет лгать. Я решил обратиться к Математике. Итак, начнём:

CTR=Кл/Пок,

Сткл=Стрк/Кл

Стлид=Стрк/Лид

Сткл=Стрк/Кл

Стрк=Сткл*Кл

где:

Пок— Количество показов объявления,

Кл — кол-во кликов по этому объявлению,

Стрк — стоимость рекламной кампании,

Стлид — стоимость лида,

Сткл — стоимость клика,

Исходя из понимания задачи интернет-рекламы, наиболее важными показателями её эффективности являются: стоимость лида, стоимость рекламной кампании, коэффициент конверсии и стоимость совершения сделки.

Кконв=Лид/Кл, Лид=Кконв*Кл где Кконв — коэффициент конверсии. А теперь посчитаем, как CTR влияет на конверсию. Преобразуем формулу вычисления CTR, получаем :

Кл=CTR*Пок , следовательно Кконв=Лид/CTR*Пок. Получается, что чем выше CTR, тем ниже коэффициент конверсии.

Конечно, это если считать количество лидов постоянным, а оно может увеличиваться (а может и не увеличиваться), если увеличивается количество кликов. А оно точно увеличится? А насколько? И что нам это даёт? Давайте исследуем.

Если внимательно посмотреть на последнюю формулу, то увидим в числителе Лид, но в знаменателе у нас произведение CTR*Пок. А если посмотреть на это с точки зрения стоимости РК?

Лид=Кконв*СTR*Пок

«Ага!» - скажете вы мне, - «CTR всё-таки увеличивает количество лидов! Значит CTR тоже надо увеличивать!». Отвечу вам: да, но увеличивается и стоимость лида.

Да, количество лидов увеличивается. А как на счёт соотношения количества лидов к количеству кликов? А очень просто Лид/клик << 1, т. е. для получения одного лида нам надо потратить гораздо больше денег на клики.

Стлид=Стрк/Лид=Стрк/Кконв*CTR*Пок,

Стрк=Кл*Сткл=CTR*Пок*Сткл

Т. е. в итоге получается, что увеличивая этот самый пресловутый «ситиар» мы однозначно уменьшаем конверсию (Кконв — коэффициент конверсии), поскольку CTR у нас в знаменателе. Но в то же время увеличивается стоимость рекламной кампании (Стрк), поскольку CTR у нас в числителе. Не так ли? Однозначно: CTR указывает вам на то - какая у вас скорость слива вашего рекламного бюджета.

Так стоит ли нам бороться за увеличение этого самого CTR?

Тогда что же это такое CTR и для чего он нужен?

Давайте обратимся к истории Интернета и вспомним, как этот «ситиар» появился на свет.

В те далёкие времена не было такого понятия, как контекстная реклама в рунете, а поисковые системы — самым популярным тогда был «Рамблер» - ранжировали сайты по количеству посетителей сайта. Всё было очень просто и незатейливо: чем больше посетителей на сайт — тем выше был рейтинг сайта. Тогда многие ушлые программисты понасоздавали программ, всеми правдами и неправдами накручивающих посещаемость. А ещё были специальные компаниии, платящие деньги за посещение сайтов. Кстати, в те времена возник «Вебмани» и начал он именно с этого — сбора денег за клики по рекламным баннерам и заходы на веб-сайты. Потом условия ранжирования стали усложнять и усложнять... усложнять и усложнять... В конце концов владельцам интернет-рейтингового и поискового бизнеса удалось отсеять ловкачей, просто накручивающих посещаемость сайта. Но вопрос важности показателей посещаемости сайта никуда не делся, необходимость в нём сохранилась. С этой целью возникли всякие баннерные сети, которые, с одной стороны, продавали показы баннеров на интернет-ресурсах, а с другой — накапливали на виртуальных счетах клиентов показы за демонстрацию рекламных баннеров из своей сети на сайтах этих клиентов. Вот тогда-то и возник этот самый CTR – соотношение количества кликов по баннеру и заходу на сайт к количеству показов рекламного баннера. Но тогда лид (т. е. конверсия) был равен посещению страницы — т.е.клику и стоимость лида была равно стоимости посещения сайта и клика по баннеру. Поэтому количество лидов, а значит и конверсию, можно было просто посчитать, зная этот самый CTR. А значит легко рассчитывался рекламный бюджет.

Это происходило примерно так. Хотите быть в первой сотне «Рамблера»? Узнаёте посещаемость страниц из ТОП-100, делите на CTR, умножаете на среднюю цену показа баннера (обычно это была стоимость за 1000 показов) и получаете размер рекламного бюджета.

Но сейчас ситуация совсем другая. Чему будет равна стоимость лида вы рассчитать не можете, т. к. изменилось само понятие лида, количество факторов, влияющих на этот показатель, качество, тип, смысл этого фактора. И вообще этот показатель стал сугубо индивидуальным. Не сможете определить его никаким рассчётом, даже приблизительным. Эти данные вы можете только получить экспериментально, затратив некоторое количество денег.

Так что же, CTR – это атавизм? Наследие прошлого, которое должно умереть, как динозавры и мамонты задолго до него?

Да... наверное... Но нет! Надо просто изменить отношение к нему, понять смысл значимости этого коэффициента. Просто не надо его «увеличивать» или «уменьшать» специально или судить об эффективности рекламной кампании по этому коэффициенту. Это бессмысленно. Сначала надо добиваться максимального процента конверсии объявлений, а потом уже повышать его CTR.

Пресловутый «ситиар» - это всего лишь коэффициент интереса к вашему рекламному объявлению, но не более того. Всего-лишь промежуточно-вспомогательный показатель, относительно которого можно измерять некоторые другие факторы и переменные.

Вообще-то, исследуя этот коэффициент, я пришёл к весьма любопытным умозаключениям, касающимся планирования и конфигурирования контекстной рекламы. Например, изменил свои представления о том, как надо формировать семантическое ядро, как писать объявление, как искать целевую аудиторию... Многое из того, что говорилось на многочисленных семинарах по контекстной рекламе, в сатьях, подтверждается. Но в то же время очень многое оказалось ошибкой или даже намеренным враньём.

zxcv.bz

Что такое CTR – показатель кликабельности

Процентный расчет CTR (ситиар) осуществляется количеством кликов на баннер либо другой рекламный элемент по отношению к общему количеству его показов. Используется чаще всего для гиперссылок при условии, что производится учет количества его кликов и показов. В последнее время довольно часто CTR стал использоваться как показатель продуктивности работы по контекстной рекламе.

Как вычисляется?

Контекстной рекламной кампанией в сети принято считать отображение объявлений рекламного типа на оплаченных местах поисковой выдачи по тематике, которая была запрошена пользователем. Переход считается совершенным, если посетитель сделал клик по рекламному объявлению. CTR равно числу, которое было получено в результате разделения количества переходов на количество просмотров и умноженное на 100%. Измеряется, как правило, в процентном соотношении.

CTR как показатель продуктивности

CTR может считаться показателем эффективности всей рекламной кампании или конкретного рекламного объявления. Чем выше этот показатель для данного объявления или баннера (в Рунете он варьируется от 0,1 до 10%, при этом продвижение сайта в поисковых системах демонстрирует самые высокие показатели), тем эффективнее рекламируется данный товар или услуга.

Учитывая тот факт, что основной задачей любого типа рекламы является произведение пользователем ресурса какого-либо полезного действия (приобретение продукции, звонок по телефону, заказ услуги и прочее), т. е конверсия, то считать CTR прямым показателем успешности рекламы все же неправильно. Даже если посетитель осуществит перевод по баннерной ссылке, это вовсе не является гарантией того, что он обязательно исполнит те действия, которые от него ожидаются.

Если проводится имиджевая или брендовая рекламная кампания, CTR будет полезен еще меньше. Все дело в том, что такие рекламные ходы ставят себе за цель максимально увеличить популярность и узнаваемость бренда, сформировать необходимый имидж и ассоциативный ряд. Здесь более важным моментом является количество пользователей, обративших внимание на рекламное сообщение, а не сколько людей благодаря ему пришло на ресурс.

nabiullin.com

Сита - это... Что такое Сита?

Си́та (санскр. सीता — «борозда») — героиня древнеиндийского эпоса «Рамаяна», супруга Рамы.

Эволюция образа

Так как Рама является также одним из воплощений бога Вишну, то и супруга Рамы Сита понимается как одно из воплощений Лакшми, божественной подруги Вишну. В Ригведе Сита упоминается лишь однажды, в одном гимне (книга IV, № 57), обращенном к богам-покровителям земледелия. В более поздних ведийских памятниках (Параскара-грихья сутра) Сита является женою бога Индры, что, быть может, находится в связи с редким (единственным в Ригведе) эпитетом Индры — urvarâpati (господин поля). В Тайттирия-брахмане Сита получает эпитет Савитри. По-видимому, в этом ведийском образе отразился бледный остаток прежде более яркого и развитого мифического олицетворения. Вследствие забвения его первоначального содержания мифологическое творчество пытается приурочить этот образ к другим, более живучим и ярким мифическим личностям — Индре, Савитару, — но все эти попытки случайны и недолговечны.

В поэме «Рамаяна» Сита облекается в более яркие и определенные формы, превращаясь в дочь Джанаки, царя Видеги, получившую поэтическое бессмертие как подруга Рамы. Связь с ведийской Ситой проглядывает в её рождении из борозды во время, когда царь опахивал место для жертвоприношения (яджни). По причине этого сверхъестественного способа рождения Сита называется Айониджа (Ayonijâ — «рожденная не из утробы»). Другие имена Ситы — Бхумиджа (Bhumi — «земля»), Дхаранисура (Dharani — «носительница»), Партхиви (Prthivî — «широкая») — все указывают на её происхождение, означая «дочь земли».

В «Рамаяне» считается воплощением богини красоты Лакшми. Отец Ситы — Джанака, поэтому её иногда называли Джанаки. Сита сравнивается с лунным светом, дарующим прохладу, а её супруг Рама (Рамачандра) — с прекрасным месяцем: так же как свет месяца идёт от Месяца, так и Сита последует за своим возлюбленным Рамой.

Сита в Рамаяне

Сита — жена Рамы

Согласно поэтическому сюжету, из всех жителей Митхилы только Сита могла двигать тяжеловесный ящик, внутри которого хранился лук Шивы, поэтому её отец Джанака мог выдать её замуж только за того, кто был бы так же силён, как Сита, и отдать её в жёны тому, кто смог бы натянуть тетиву на этот лук. Много принцев делали попытки поднять лук, но безуспешно. А Рама не только натянул тетиву этого лука, но и сломал его.

Сита переехала в Айодхью, но, спустя некоторое время, узнала от Рамы о случившемся и добровольно согласилась уйти в изгнание в лес на 14 лет вместе с Рамой и Лакшманой. Но находясь вместе с Рамой, будь то во дворце или в дремучих джунглях, чувствовала себя счастливой и вела себя скромно.

Сунаяна навещает Ситу

Царица Митхилы Сунаяна, вошедшая в тростниковую хижину Рамы, обнаружила Ситу в одеждах отшельницы, но сильно изумилась и спросила: «Дитя! Ты и в самом деле моя Сита, или ты Парвати?» Расстроенная мать признала Ситу идеальным примером, к которому должны стремиться все женщины, преданные семье и своему супругу.

Золотой олень

В лесу Ситу охраняли Рама и Лакшмана, но ей понравился золотой олень, пробегавший мимо и она попросила Раму привести его, но Рама задержался, и Сита отправила Лакшману на помощь и, оставшись без прикрытия, добровольно вышла через защитный круг, начерченный Лакшманой для её защиты. Ракшас Равана под видом брахмана попросил у неё еды и похитил вышедшую из-под защиты круга Ситу, унеся её на Ланку.

Хануман находит Ситу

Хануман, узнав о местонахождении Ситы от Вибхишаны, направился в ашоковую рощу, чтобы встретить Ситу и, превратившись в маленькую обезьянку, наблюдал за ней сверху. Каждое утро и вечер к Сите приходил Равана, говоря с ней грубо и призывая её стать его женой. Он дал ей на раздумье месяц и удалился. Когда же Сита осталась одна, Хануман сбросил ей кольцо Рамы, но Сита испугалась, навидавшись до этого проделок ракшасов. Обезьянка, спрыгнув, перевоплотилась в ванара, но Ситу и это отпугнуло. И тогда Хануман рассказал ей о случае с вороной, известный только ей и Раме, и тогда Сита поверила ему. Хануман предложил Сите немедля перенести её в лагерь ванаров к Раме, но Сита сочла этот поступок недостойным праведному поведению и столь же низким, как и её похищение Раваной, и отказалась. Видя страдания Ситы, Хануман попросил у Ситы что-нибудь в доказательство их встречи. Она дала ему свой гребешок из волос. Сита призналась, что была счастлива три дня, разговаривая с Хануманом, но сказала, что должна быть освобождена в течение месяца, и Хануман пожёг дома Ланки и, не медля более, отправился в лагерь ванаров к Раме.

Испытание огнём

Сита проходит испытание огнём

Рама собрал войско из ванаров и медведей и поразил Равану. Ко всеобщему удивлению, в тот момент, когда Ситу привели из ашоковой рощи, Рама остановил её и велел пройти испытание огнём. Опечаленные ванары собрали костёр. Все замерли, и Сита вошла в пылающее пламя, но горячие языки пламени не смогли причинить вреда верной жене Рамы, и Агни в облике брахмана вывел её из огня, отдав в руки законному мужу. Тем самым Сита доказала свою чистоту в мыслях, словах и действиях.

Как возрождённый Феникс стояла теперь Сита перед своим возлюбленным супругом Рамой, ведь сам огонь и все боги были свидетелями её чистоты.

Эпоха мира и уход Ситы с Земли

Нала, Нила, Хануман, Ангада, Вибхишана, Рама, Лакшмана, Сита и все, кто мог поместиться, сели в летающую колесницу (виману) Пушпаку и отправились прямо в Айодхью. Все вместе отпраздновали возвращение Рамы из изгнания, и правители отправились по домам. И настало время долгого мира и любви во всём мире, которое называлось Рамараджья (правление Рамы). Но однажды до Рамы донесли слух о том, что он принял жену, бывшую у ракшаса. И Раме пришлось изгнать Ситу из города в лес, хотя та была беременной. Там её приютил мудрец Вальмики и у неё родилось два сына: Куша и Лава. Сыновья поймали коня, предназначенного для жертвоприношения (ашвамеддхи) и истребили всё воинство Рамы, сказав об этом Сите. Но Рама воскресил своё войско. Мудрый Вальмики поклялся, что Куша и Лава — сыновья Рамы. Тогда битва была прекращена, и Куша и Лава признали Раму своим отцом. Но огорчённая Сита решается провести последний обряд. Её тело забирает мать-Земля, а душа отправляется в Вайкунтха-локу.

В честь Ситы назван астероид (244) Сита, открытый в 1884 году.

См. также

Ссылки

Литература

biograf.academic.ru

Сита - это... Что такое Сита?

Си́та (санскр. सीता — «борозда») — героиня древнеиндийского эпоса «Рамаяна», супруга Рамы.

Эволюция образа

Так как Рама является также одним из воплощений бога Вишну, то и супруга Рамы Сита понимается как одно из воплощений Лакшми, божественной подруги Вишну. В Ригведе Сита упоминается лишь однажды, в одном гимне (книга IV, № 57), обращенном к богам-покровителям земледелия. В более поздних ведийских памятниках (Параскара-грихья сутра) Сита является женою бога Индры, что, быть может, находится в связи с редким (единственным в Ригведе) эпитетом Индры — urvarâpati (господин поля). В Тайттирия-брахмане Сита получает эпитет Савитри. По-видимому, в этом ведийском образе отразился бледный остаток прежде более яркого и развитого мифического олицетворения. Вследствие забвения его первоначального содержания мифологическое творчество пытается приурочить этот образ к другим, более живучим и ярким мифическим личностям — Индре, Савитару, — но все эти попытки случайны и недолговечны.

В поэме «Рамаяна» Сита облекается в более яркие и определенные формы, превращаясь в дочь Джанаки, царя Видеги, получившую поэтическое бессмертие как подруга Рамы. Связь с ведийской Ситой проглядывает в её рождении из борозды во время, когда царь опахивал место для жертвоприношения (яджни). По причине этого сверхъестественного способа рождения Сита называется Айониджа (Ayonijâ — «рожденная не из утробы»). Другие имена Ситы — Бхумиджа (Bhumi — «земля»), Дхаранисура (Dharani — «носительница»), Партхиви (Prthivî — «широкая») — все указывают на её происхождение, означая «дочь земли».

В «Рамаяне» считается воплощением богини красоты Лакшми. Отец Ситы — Джанака, поэтому её иногда называли Джанаки. Сита сравнивается с лунным светом, дарующим прохладу, а её супруг Рама (Рамачандра) — с прекрасным месяцем: так же как свет месяца идёт от Месяца, так и Сита последует за своим возлюбленным Рамой.

Сита в Рамаяне

Сита — жена Рамы

Согласно поэтическому сюжету, из всех жителей Митхилы только Сита могла двигать тяжеловесный ящик, внутри которого хранился лук Шивы, поэтому её отец Джанака мог выдать её замуж только за того, кто был бы так же силён, как Сита, и отдать её в жёны тому, кто смог бы натянуть тетиву на этот лук. Много принцев делали попытки поднять лук, но безуспешно. А Рама не только натянул тетиву этого лука, но и сломал его.

Сита переехала в Айодхью, но, спустя некоторое время, узнала от Рамы о случившемся и добровольно согласилась уйти в изгнание в лес на 14 лет вместе с Рамой и Лакшманой. Но находясь вместе с Рамой, будь то во дворце или в дремучих джунглях, чувствовала себя счастливой и вела себя скромно.

Сунаяна навещает Ситу

Царица Митхилы Сунаяна, вошедшая в тростниковую хижину Рамы, обнаружила Ситу в одеждах отшельницы, но сильно изумилась и спросила: «Дитя! Ты и в самом деле моя Сита, или ты Парвати?» Расстроенная мать признала Ситу идеальным примером, к которому должны стремиться все женщины, преданные семье и своему супругу.

Золотой олень

В лесу Ситу охраняли Рама и Лакшмана, но ей понравился золотой олень, пробегавший мимо и она попросила Раму привести его, но Рама задержался, и Сита отправила Лакшману на помощь и, оставшись без прикрытия, добровольно вышла через защитный круг, начерченный Лакшманой для её защиты. Ракшас Равана под видом брахмана попросил у неё еды и похитил вышедшую из-под защиты круга Ситу, унеся её на Ланку.

Хануман находит Ситу

Хануман, узнав о местонахождении Ситы от Вибхишаны, направился в ашоковую рощу, чтобы встретить Ситу и, превратившись в маленькую обезьянку, наблюдал за ней сверху. Каждое утро и вечер к Сите приходил Равана, говоря с ней грубо и призывая её стать его женой. Он дал ей на раздумье месяц и удалился. Когда же Сита осталась одна, Хануман сбросил ей кольцо Рамы, но Сита испугалась, навидавшись до этого проделок ракшасов. Обезьянка, спрыгнув, перевоплотилась в ванара, но Ситу и это отпугнуло. И тогда Хануман рассказал ей о случае с вороной, известный только ей и Раме, и тогда Сита поверила ему. Хануман предложил Сите немедля перенести её в лагерь ванаров к Раме, но Сита сочла этот поступок недостойным праведному поведению и столь же низким, как и её похищение Раваной, и отказалась. Видя страдания Ситы, Хануман попросил у Ситы что-нибудь в доказательство их встречи. Она дала ему свой гребешок из волос. Сита призналась, что была счастлива три дня, разговаривая с Хануманом, но сказала, что должна быть освобождена в течение месяца, и Хануман пожёг дома Ланки и, не медля более, отправился в лагерь ванаров к Раме.

Испытание огнём

Сита проходит испытание огнём

Рама собрал войско из ванаров и медведей и поразил Равану. Ко всеобщему удивлению, в тот момент, когда Ситу привели из ашоковой рощи, Рама остановил её и велел пройти испытание огнём. Опечаленные ванары собрали костёр. Все замерли, и Сита вошла в пылающее пламя, но горячие языки пламени не смогли причинить вреда верной жене Рамы, и Агни в облике брахмана вывел её из огня, отдав в руки законному мужу. Тем самым Сита доказала свою чистоту в мыслях, словах и действиях.

Как возрождённый Феникс стояла теперь Сита перед своим возлюбленным супругом Рамой, ведь сам огонь и все боги были свидетелями её чистоты.

Эпоха мира и уход Ситы с Земли

Нала, Нила, Хануман, Ангада, Вибхишана, Рама, Лакшмана, Сита и все, кто мог поместиться, сели в летающую колесницу (виману) Пушпаку и отправились прямо в Айодхью. Все вместе отпраздновали возвращение Рамы из изгнания, и правители отправились по домам. И настало время долгого мира и любви во всём мире, которое называлось Рамараджья (правление Рамы). Но однажды до Рамы донесли слух о том, что он принял жену, бывшую у ракшаса. И Раме пришлось изгнать Ситу из города в лес, хотя та была беременной. Там её приютил мудрец Вальмики и у неё родилось два сына: Куша и Лава. Сыновья поймали коня, предназначенного для жертвоприношения (ашвамеддхи) и истребили всё воинство Рамы, сказав об этом Сите. Но Рама воскресил своё войско. Мудрый Вальмики поклялся, что Куша и Лава — сыновья Рамы. Тогда битва была прекращена, и Куша и Лава признали Раму своим отцом. Но огорчённая Сита решается провести последний обряд. Её тело забирает мать-Земля, а душа отправляется в Вайкунтха-локу.

В честь Ситы назван астероид (244) Сита, открытый в 1884 году.

См. также

Ссылки

Литература

dic.academic.ru