141. Экономическая и финансовая рентабельность собственного капитала. Финансовая рентабельность это отношение


141. Экономическая и финансовая рентабельность собственного капитала

Смысл любой предпринимательской деятельности состоит в достижении положительного экономического эффекта в виде абсолютного показателя прибыли или относительного рентабельности. Тем самым рентабельность выступает главным объектом и целью финансового менеджмента предприятий. Чем больше уделяется внимания рентабельности, тем успешнее функционирует предприятие. В общем виде рентабельность есть отношение эффекта (результата) к затратам (ресурсам) предпринимательской деятельности. Показатели рентабельности отражают прибыльность предприятия с разных позиций. В процессе анализа рентабельности исследуются уровень показателей, их динамика, определяется система факторов, влияющих на их изменение, количественно оцениваются факторные влияния. Одними из основных показателей рентабельности являются экономическая (рентабельность активов) и финансовая рентабельность (чистая рентабельность собственного капитала). Э Экономическая рентабельность (p ) определяется отношением Э экономической прибыли (P ) к средней величине активов капитала организации (K): Э Э P p /К

Рентабельность чистых активов - отношение чистой прибыли к среднеарифметической сумме чистых активов на начало и конец отчетного периода. Чистые активы - это активы, очищенные от обязательств, или по-другому - это реальный собственный капитал. Рентабельность чистых активов показывает рациональность управления структурой капитала, способность организации к наращиванию капитала через отдачу каждого рубля, вложенного собственниками. В увеличении показателя рентабельности чистых активов прежде всего заинтересованы собственники компании, так как чистая прибыль, приходящаяся на единицу вкладов собственников, показывает общую прибыльность бизнеса, выбранного в качестве объекта инвестирования, а также уровень выплаты дивидендов и влияет на рост котировок акций на бирже.

При анализе рентабельности собственного капитала следует выявить тенденции в количественном изменении составляющих собственного капитала: уставного капитала, резервного капитала, добавочного капитала, чистой прибыли и резервов. Так же следует сравнить величину чистых активов и уставного капитала. Так, если чистые активы будут меньше уставного капитала, то уставный капитал организация должна уменьшить до фактической величины чистых активов; в случае, когда величина чистых активов меньше минимально установленной законодательством величины уставного капитала, организация подлежит ликвидации. В качестве инвестированного капитала можно рассматривать не только капитал собственников, но и долгосрочные обязательства организации. При данном подходе подразумевается, что организация может распоряжаться долгосрочными обязательствами также, как и собственным капиталом в силу долговременного характера первого. На основе этого показателя рассчитывается показатель рентабельности инвестиций как отношение чистой прибыли к средней величине суммы собственного и долгосрочного заемного капитала.

Э Экономическая прибыль (P) - это прибыль до уплаты процентов за использование заемных и привлеченных средств (включая проценты по корпоративным облигациям и привилегированным акциям) и налогов. Ф Финансовая рентабельность (p) или рентабельность собственного капитала рассчитывается как отношение чистой прибыли предприятия Ч С (P) к средней величине собственного капитала (К):

Экономическая рентабельность рассчитывается на основании соответствующих строк отчетности: Э стр. 140 Ф2 + стр. 070 Ф2 p

Финансовая рентабельность по упрощенному варианту (чистая рентабельность собственного капитала по упрощенному варианту):

Ф стр. 190 Ф2 p /0,5(стр. 490 н.г. + стр. 490 к.г.)Ф1

Финансовая рентабельность по уточненному варианту (чистая рентабельность собственного капитала по уточненному варианту):

Ф стр. 190 Ф2 p / 0,5(стр. 490 н.г. + стр. 640 н.г. + стр. 490 к.г. + стр. 640 к.г.)Ф1

В общем случае при одинаковой экономической рентабельности прибыльность собственного капитала существенно зависит от структуры финансовых источников. Если у организации нет платных долгов и по ним не выплачиваются проценты, то рост экономической прибыли ведет к пропорциональному росту чистой прибыли (при условии, что размер налога прямо пропорционален размеру прибыли) и пропорциональному росту экономической и финансовой рентабельности.

studfiles.net

Экономический смысл и принципы расчета показателей рентабельности предприятия

Показатели рентабельности применяются для оценки текущей прибыльности предприятия. Это относительный показатель, характеризующий эффективность (эффект/затраты).

Существуют следующие показатели рентабельности:

  1. Рентабельность активов (экономическая рентабельность). Отношение балансовой прибыли к стоимости активов (остаточная стоимость основных средств + стоимость текущих активов). Рентабельность активов характеризует степень эффективности использования имущества организации. Значение этого показателя демонстрирует, сколько денежных единиц потребовалось для получения единицы прибыли независимо от источника средств. Служит для определения эффективности использования капиталов.
  2. Рентабельность продаж. Отношение балансовой прибыли к сумме выручки от реализации продукции и от внереализационных операций. Рентабельность продаж показывает, сколько чистой прибыли приходиться на единицу реализованной продукции. Характеризует доходность предприятия. Желателен рост показателя. Анализируя его значение можно сделать выводы о необходимости пересмотра цен, рынка сбыта, о выходе на новые рынки и т.д. Рентабельность продаж – один из важнейших индикаторов деятельности предприятия, который чутко реагирует на малейшие колебания спроса, себестоимости и других факторов.

    При разных вариантах схемы финансирования (например, при разных условиях кредитования) балансовая прибыль на одном и том же шаге может оказаться разной, соответственно будут отличаться и оба показателя рентабельности. В целях обеспечения сопоставимости расчетов в этих случаях могут использоваться показатели полной рентабельности (продаж и активов), при исчислении которых балансовая прибыль увеличивается на сумму уплачиваемых процентов за кредит, включаемых в себестоимость, т.е.:

    • Полная рентабельность продаж – отношение суммы валовой прибыли от операционной деятельности и включаемых в себестоимость уплаченных процентов по займам к сумме выручки от реализации продукции и от внереализационных операций;
    • Полная рентабельность активов – отношение суммы валовой прибыли от операционной деятельности и включаемых в себестоимость уплаченных процентов по займам к средней за период стоимости активов. Эти показатели (полная рентабельность продаж и активов) в меньшей степени зависят от схемы финансирования проекта и в большей степени определяются его техническими и технологическими решениями.
  3. Чистая рентабельность продаж. Отношение чистой прибыли (после уплаты налогов) от операционной деятельности к сумме выручки от реализации продукции и от внереализационных операций. Иногда определяется как отношение чистой прибыли к себестоимости реализованной продукции.
  4. Чистая рентабельность активов – отношение чистой прибыли к средней за период стоимости активов.где Ã – среднегодовая стоимость активов (ROA)
  5. Чистая рентабельность собственного капитала. (return of equlty, ROE) – отношение чистой прибыли к средней за период стоимости собственного капитала (Рентабельность собственного капитала рассчитывается на основе бухгалтерской прибыли). Показывает сколько чистой прибыли приходиться на 1 рубль собственного капитала.

    Рентабельность собственного капитала характеризует эффективность использования собственных средств акционеров, т.е. прибыль, остающуюся в распоряжении организации (предприятия), полученную на каждый рубль вложений акционеров в данное предприятие. Значение этого показателя отражает степень привлекательности объекта.

Указанный перечень может быть дополнен по требованию отдельных участников проекта или финансовых структур, а также в связи с введением государственными органами новых или изменением, существующих критериев начала процедуры банкротства предприятия.

Значения соответственных показателей целесообразно анализировать в динамике и сопостовлять с показателями аналогичных предприятий. Каждый участник проекта, а также кредитующие банки и лизингодатели могут иметь собственное представление о предельных значениях этих показателей, свидетельствующих о неблагоприятном финансовом положении фирмы. Однако в любом случае эти предельные значения существенно зависят от технологии производства и структуры цен на производимую продукцию и потребляемые ресурсы. Поэтому использовать сложившиеся на момент расчета представления о предельных уровнях финансовых показателей для оценки финансового положения предприятия в течении длительного периода реализации инвестиционного проекта не всегда целесообразно.

Определим факторы, влияющие на рентабельность

оборачиваемость активов

 

= Рп* – оборачиваемость активов*финансовый рычаг

 

Выводы:

  1. С ростом оборачиваемости активов растет рентабельность продаж и рентабельность активов.
  2. Все виды рентабельности выражаются через рентабельность продаж

В 1919 г. специалистами фирмы Дюпон была предложена схема факторного анализа. В факторной модели Дюпона впервые несколько показателей увязываются вместе и приводятся в виде треугольной структуры, в вершине которой находиться коэффициент рентабельности собственного капитала ROA как основной показатель, характеризующий эффективность средств, вложенных в деятельность фирмы, а в основании два факторных показателя – рентабельность продаж NPM и ресурсоотдача TAT.

ROA = NPM*TAT

В дальнейшем данная модель была развернута в модифицированную факторную модель, представленную в виде древовидной структуры, в вершине которой находиться показатель рентабельности собственного капитала (ROE), а в основании – признаки, характеризующие факторы производственной и финансовой деятельности предприятия. Основное отличие этих моделей заключается в более дробном выделении факторов и смене приоритетов относительно результативного показателя. Достаточно эффективным способом оценки является использование жестко детерминированных факторных моделей; один из вариантов подобного анализа как раз и выполняется при помощи модифицированной факторной модели. Факторная модель компании Дюпон применяется для факторного анализа рентабельности собственного капитала, она устанавливает взаимосвязь между рентабельностью собственного капитала и основными финансовыми показателями предприятия: рентабельностью продаж, оборачиваемостью активов и финансовым рычагом. Модифицированная модель Дюпон имеет вид: ROE = Чистая прибыль/Выручка*Выручка/Активы*Активы/Собственный капитал.

Для каждого конкретного случая модель позволяет определить факторы, оказывающие наибольшее влияние на величину рентабельности собственного капитала. Из представленной модели видно, что рентабельность собственного капитала зависит от трех факторов: рентабельность продаж, оборачиваемости активов и структуры авансированного капитала. Значимость выделенных факторов объясняется тем, что они в определенном смысле обобщают все стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия, его статику и динамику.

Модифицированная факторная модель наглядно показывает, что рентабельность собственного капитала предприятия и его финансовая устойчивость находятся в обратной зависимости. При увеличении собственного капитала снижается его рентабельность, но возрастает финансовая устойчивость и платежеспособность предприятия в целом.

bmanager.ru

Что такое Финансовая рентабельность?

03.04.16 22:53:50Финансовая рентабельность - это способность предприятия посредством привлечения и использования собственного (акционерного) капитала генерировать чистую прибыль в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности.
01.01.17 02:55:52Финансовая рентабельность - это отношение чистой прибыли к собственному капиталу.
08.01.17 17:15:45Финансовая рентабельность - это отношение: а) чистой прибыли к средней величине собственного капитала, б) чистой прибыли к средней величине всех активов, в) балансовой прибыли к средней величине всех активов.

Финансовая рентабельность по чистой прибыли это отношение чистой прибыли к среднему значению величины собственного капитала за отчетный период (на начало периода + на конец периода, деленное пополам). Рентабельность продаж или рентабельность продукции это отношение прибыли от продаж к объему реализации продукции или отношение чистой выручки к реализации продукции. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА Бюджет это смета (баланс) доходов и расходов. Финансовая борьба Финансовая борьба и бедность это действительно финансовые проблемы, вызывающие чувство беспокойства. Рентабельность Рентабельность это прибыльность фирмы Характерная черта данной группы коэффициентов заключается в том, что здесь в числителе всегда фигурирует прибыль. Рентабельность Рентабельность это доходность, прибыльность, показатель экономической эффективности деятельности промышленного предприятия. Рентабельность СК это ориентир для вложения в предприятие внешних инвестиций, то есть для внешних инвесторов. Рентабельность это показатель, характеризующий экономическую эффективность. Рентабельность это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Рентабельность это степень доходности, выгодности, прибыльности бизнеса. Рентабельность затрат это процентное отношение суммы прибыли от продаж к величине затрат - характеризует величину прибыли на 1 рубль затрат. Рентабельность ассортимента это такой ассортиментный набор, который в своей совокупности обеспечивает получение хозяйствующим субъектом запланированного размера прибыли.

opredelim.com