Как подготовить Бизнес-план. Как подготовить бизнес план
Как написать бизнес план?
Подобно тому, как театр начинается с вешалки, любое выгодное дело начинается с грамотно составленного бизнес-плана. Это практически репетиция того проекта, которым вы решили заниматься. Здесь нельзя ограничиваться только маркетинговыми исследованиями и схемой расхода финансов. Бизнес план - это документ, требующий проработки каждой мелкой детали. Любая ошибка или просчет на бумаге, могут принести серьезные проблемы на деле.
Прежде чем ответить на вопрос как написать бизнес план рассмотрим его основные задачи:
- бизнес план должен являться своеобразной шпаргалкой для менеджеров и обозначать их общие цели;
- рассмотрев свои идеи, изложенные на бумаге, вы должны уметь представить, насколько ваш проект осуществим в реальности;
- бизнес план должен быть привлекательным для инвесторов, у которых нет времени вдумчиво читать идеи по реализации вашего проекта.
К сожалению, у большинства из нас катастрофически не хватает времени, чтобы грамотно расписать проект на бумаге. Также часть предпринимателей попросту не имеет представления, как правильно написать бизнес план, чтобы он как минимум понравился инвесторам. Поэтому многие стараются прибегнуть к услугам специалистов. Если вы решили пойти тем же путем и заказать свой бизнес-план, вы должны иметь представления за что заплатите людям деньги, и сколько этих денег понадобится. Не забывайте, что заказанный вами бизнес план будет готов к немедленному выполнению. Естественно при наличии необходимого капитала, при выбранном заранее рынке реализации проекта, а также с учетом уже подобранных кадров.
Итак, как осуществляется работа консалтинговых компаний по составлению грамотного бизнес плана:
- для разработки образа компании и продвижения на рынке с помощью рекламы понадобится помощь рекламного или PR-агентства;
- в целом консалтинговые компании обычно располагают информацией о выбранном вами рынке. Однако чтобы подобрать правильную методику продвижения товара на основе отзывов потребителей понадобится помощь компании специализирующейся на социологических исследованиях;
- для подбора грамотного персонала и подсчета оптимальной суммы оплаты труда появится необходимость прибегнуть к помощи кадрового агентства;
- отдельным и одним из важнейших пунктов является привлечение юристов и бухгалтеров. Их помощь будет заключаться в разработке документов для получения лицензий и кредитов, а также постановке налогообложения.
Сколько стоит написать такой бизнес план?
Итоговая стоимость создания бизнес плана будет составлена с учетом работы самой консалтинговой компании, а также стоимости услуг привлеченных компаний.
Чтобы иметь представление, сколько стоит написать такой бизнес план, приведем пару примеров с учетом разного объема инвестиций:
- если ваш проект предполагает объем инвестиций порядка 500.000$, не требует поиска дополнительной информации и включает в себя до 5 видов услуг, его примерная стоимость будет равна 800$;
- если планируемый объем инвестиций доходит до 17 млн.$., включает до 15 видов услуг и требует дополнительного проведения маркетинговых исследований, то за работу по составлению такого бизнес плана вы отдадите порядка 2,5-3 тысяч $.
Проверяя заказанный бизнес план, помните, что его объем должен составлять не менее 45 страниц. Инвесторы должны с первых строк понять суть вашего проекта, основной род деятельности и источники прибыли.
Как самостоятельно написать бизнес план?
Среди объявлений в интернете достаточно часто можно увидеть просьбу - «Помогите написать бизнес план». Обращаясь к аудитории с такой просьбой, помните, что хороший и грамотный бизнес план вам вряд ли кто-то сделает бесплатно. Лучше попросите снабдить вас всей необходимой информацией по самостоятельному написанию. Главное, чтобы ваш бизнес план был эффективным, актуальным и подробным до мелочей. Примерная схема бизнес плана выглядит так:
- Введение и резюме проекта.
- Маркетинговые исследования: анализ рынка и конкурентоспособности, описание вашего проекта и маркетинговая программа основных действий.
- Организационные работы: организационный план, описание технологии и инженерной подготовки, а также юридическое обоснование.
- Финансовые операции: обоснование потребности в первоначальных финансовых ресурсах, прогноз будущих доходов и расходов, денежные показатели эффективности проекта в экономическом плане, срок окупаемости и предполагаемая прибыль.
Ваш бизнес-план, это первый шаг для создания эффективного бизнеса. Не спешите реализовывать задумку, если у вас остались какие-то сомнения. Лучше отложите ваш бизнес план, и когда вас посетят новые мысли, дописывайте их. Спланируйте свой проект по месяцам минимум на 2 или 3 года. И помните – лучше вас бизнес-план к вашему проекту никто не напишет.
kak-bog.ru
Как подготовить бизнес-план? | Работа, карьера, бизнес
Этап 1. Обозначьте свои цели. На первом этапе подготовки своего бизнес-плана необходимо прояснить, что из себя представляет ваша аудитория и что она хотела бы знать о вашей компании. Затем вам нужно определиться с тем, что вашей аудитории важнее всего знать о вас. Какие сферы своей деятельности вы желаете подчеркнуть особо, какие приуменьшить, а о каких и вовсе хотели бы умолчать? После того, как вы примирили эти две точки зрения и определили компромиссную, вы можете переходить ко второму этапу.
Этап 2. Набросайте схему вашего бизнес-плана. Теперь, когда вы обозначили свои цели, можно приступать к подготовке схемы самого бизнес-плана с учетом специальных требований. Схема может быть общей, а может быть подробной (по вашему желанию). Однако, чем она более подробна, тем легче будет процесс написания бизнес-плана.
Этап 3. На следующем этапе следует хорошенько проверить вашу схему. Учитывая мнение будущих читателей и собственные поставленные цели, определите, какие сферы деятельности могут быть представлены более подробно, а какие — в сжатом виде. Помните, что ваш бизнес-план должен быть достаточно хорошо сфокусирован. Любая дополнительная информация может быть помещена в приложении или же представлена по требованию.
Этап 4. Напишите бизнес-план. Порядок размещения конкретных элементов в вашем бизнес-плане может варьироваться в зависимости от того, сколько лет вашей компании и каков ваш личный опыт в составлении подобных документов. Соберите информацию. Большинство людей в первую очередь начнут со сбора всех предшествующих сведений, финансовых данных и информации, полученной в результате изучения рынка. Вы используете эти сведения для того, чтобы выстроить большую часть своих основных предположений и стратегий, которые включите в свой план. Подготовьте черновик. Следующий этап составления бизнес-плана заключается в написании первых черновиков ваших будущих финансовых отчетов. Эти финансовые отчеты помогут вам определить те стратегии, которые окажутся выполнимыми с финансовой точки зрения, и сделают это прежде, чем вы потратите время и силы на написание подробного отчета по каждой отдельной сфере деятельности. Напишите сводный раздел. Последний этап при написании бизнес-плана заключается в подготовке исполнительной сводки. Несмотря на то, что этот документ является первой частью вашего бизнес-плана, его пишут в последнюю очередь, поскольку в нем содержатся сводные данные обо всех других разделах.
Этап 5. Передайте ваш план проверяющему. Поскольку часто бывает нелегко оценить критически свое собственное творение, вы можете обратиться к тому, кто разбирается в планировании и коммерческом менеджменте, чтобы он проверил ваш бизнес-план на предмет его всеохватности, логики изложения, читабельности и правильности оформления. Затем сделайте в нем необходимые изменения, исходя из высказанных замечаний.
Помните, что бизнес-план следует регулярно обновлять, иначе он станет бесполезным. Удачи!
Как подготовить Бизнес-план
Этой теме в России без малого 20 лет. Учат разрабатывать Бизнес-планы даже на неэкономических специальностях ВУЗов – может быть потому, что иногда не знают чему новому надо учить студентов? Разработку Бизнес-планов предлагают многие консалтинговые, инвестиционные, аудиторские и другие компании.
И спрос на этот полезный и часто необходимый продукт сохраняется. Беда, однако, в том, что большинство предложений не подкреплено должной квалификацией исполнителей. Хотя и допускаю, что ситуаций, когда требуется достаточно формальный документ, предостаточно.
Невозможно в короткой статье научить разрабатывать Бизнес-план. Попытке «научить» посвящено множество публикаций и семинаров. Поэтому, имея за плечами опыт подготовки многих десятков самых разных бизнес-планов, хочется просто дать несколько общих советов.
Совет первый. Необходимо отталкиваться от цели, которая преследуется подготовкой Бизнес-плана. Для чего нужен Бизнес-план, кто заинтересованное лицо (адресат): потенциальный инвестор, банк, владелец бизнеса, наемный руководитель компании, государственные органы, иностранные компании (фонды), кто-то еще? В зависимости от этого акцент в Бизнес-плане делается на:
- окупаемость инвестиций (для инвестора),
- безусловном возврате (обеспечении возврата) вложенных средств (для банка),
- представлении реальной картины развития компании (для владельца бизнеса),
- демонстрации личных достижений по развитию бизнеса (для наемного руководителя),
- обосновании цен (тарифов), инвестиций, социальной направленности бизнеса (для государственных органов),
- инновационном характере бизнеса, его экологических параметрах, эффективности (для иностранных компаний).
Совет второй. Структура Бизнес-плана, в общем случае, должна отвечать общеизвестным стандартам UNIDO. Отдельные заинтересованные лица могут формулировать свои требования к Бизнес-плану, но они не должны противоречить этим стандартам, а должны их уточнять и дополнять. Так, например, поступают российские банки. В любом случае в том или ином виде и объеме должны присутствовать такие разделы как описание бизнеса, исследование рыночной ситуации, планы развития и инвестиции, финансовый план (с оценочными показателями), оценка рисков и гарантии.
Исследование рыночной ситуации в большинстве случаев является ключевым, достаточно сложным и самостоятельным разделом Бизнес-плана. От полученных здесь оценок зависят конечные результаты и выводы по Бизнес-плану в целом, технико-экономические и финансовые расчеты носят (в известном смысле) технический характер. Поэтому разработчик Бизнес-плана часто использует маркетинговые исследования самой компании-заказчика или специализированных организаций.
Планы развития и инвестиции, исходя из принятой концепции (трендов) развития, формируются итерационно, исходя из рыночных факторов и финансовых ограничений.
Финансовый план (как правило, в формате таблиц Excel) должен отвечать общим и специальным (например, банковским) требованиям. Он должен быть понятен и, как минимум, содержать Отчет о прибылях и убытках, Отчет о движении денежных средств и показатели эффективности: дисконтированный чистый денежный поток, дисконтированный срок окупаемости, внутреннюю ставку доходности. «Понятен» – это значит, что происхождение и значение каждой приведенной в Бизнес-плане цифры должно быть доступно для понимания подготовленного читателя: сразу или после нехитрых пояснений. Использование стандартных компьютерных программ для построения финансового плана также не освобождает от полной «понятности» приведенных численных значений.
Совет третий. Вопрос оценки рисков и гарантий часто оказывается отодвинутым на второй план, что чревато крайне негативными последствиями. Риски учитываются в финансовом плане при определении ставки дисконтирования – если все они выявлены и правильно расценены. Другой способ учета рисков – подготовка нескольких вариантов Бизнес-плана исходя из оптимистичного, реалистичного или пессимистичного взгляда на развитие ситуации. Существует и третий способ, когда оценивается чувствительность Бизнес-плана на изменение ключевых показателей вследствие разной оценки выявленных рисков. Результаты оценки чувствительности могут быть использованы при обосновании выбора вариантов Бизнес-плана по предыдущему способу.
Совет четвертый. Все исходные данные, использованные в Бизнес-плане, должны быть в меру их важности обоснованы: расчетами, ссылками на нормативные и иные регламентирующие документы, отчетные данные и данные управленческого учета компании и др. Если такие расчеты объемны, или ссылка идет на документы, представленные копиями, то в конце Бизнес-плана появляются приложения. Способы обоснования могут быть разные, но выбраны должны быть те, которые встретят доверие и поддержку со стороны тех, кому адресованы.
Совет пятый, последний. Разработка Бизнес-плана – творческий процесс, а не механический, когда без понимания экономического смысла в формулы и ячейки компьютерной программы, слабо адоптированной под конкретную ситуацию, вставляются те или иные цифры. Нужно выявить те ключевые точки проекта, воздействие на которые в наибольшей степени влияет на конечные показатели Бизнес-плана и проявив системный подход добиться требуемого результата. Я не сказал – наилучшего.
Консалтинговые решения
hr-portal.ru