Компетенции и профессиональная компетентность. Компетенции что это


Это модное слово компетенции что нужно, чтобы оно не было пустым звуком

"Управление персоналом", 2006, N 23

1. Термин "компетенции" был известен у нас и в советские времена, однако в настоящее время он активно используется теми, кто признает специфику западной системы управления. В общем менеджменте употребляется термин "компетенции компании", обращающий внимание на качества всей компании, обладание которыми делает компанию конкурентоспособной. В управлении персоналом (HR-менеджменте) под компетенциями имеются в виду качества человека, без которых невозможна его эффективная работа в конкретной должности или в конкретной компании.

Если использовать применительно к компании и отдельному сотруднику вопросы:

N 1. "Хочет ли?",

N 2. "Может ли?" и

N 3. "Имеет ли право или возможность?",

то "компетенции" говорят обычно о втором: может, умеет, способен.

Обычно это и имелось в виду, когда мы слышали, что кого-то характеризуют как "некомпетентного" человека: не знает, не умеет, не разбирается.

Однако не менее редко мы слышали и другое: "Это не входит в зону моей компетенции", означающее совершенно иное: знаю, умею, но не имею прав или полномочий.

В этом случае термин употребляется в строгом юридическом значении: компетенции - это официально закрепленные полномочия, права и обязанности должностного лица, подразделения или организации.

Следовательно, возникает вопрос: "Что означает обладание компетенциями?":

- "могу, но не имею полномочий" или

- "имею полномочия, но не факт, что смогу"?

Подсказку дает латинский язык: competo - добиваюсь, соответствую, подхожу. Если "подхожу" (т.е. умею делать то, что требуется для качественного выполнения данного вида работ), то мне и полномочия дают, "соответствующие" имеющимся у меня качествам. А, значит, на должность соответствующую назначают и соответствующим словом "величают".

2. Задача обеспечить качественное выполнение работ соответствующими специалистами заботит все современные службы персонала. Работодатель готов предоставить "права и возможности" выполнения тех или иных работ (N 3) тем, кто, мало того, что "может" (N 2), но еще и "хочет" (N 1).

Ответ на вопрос "Хочет ли?" (это и есть мотивация человека) объясняет:

а) значительное повышение качества работы специалиста с недостаточно развитыми компетенциями, но высокой мотивацией, т.е. желанием сделать эту работу качественно;

б) также как и значительное понижение качества работы того, кто на самом деле "может, но" не имеет на то никакого желания (мотивации).

Использование же термина "компетенции" акцентирует внимание на пункте N 2: "Может или не может тот или иной человек качественно выполнять то, что описано в требованиях к его должности?". Причем "может" не в тепличных условиях, а в тех, которые свойственны реальным условиям работы в конкретной компании на конкретной должности (часто это цейтнот, недостаточность информации, особенности характера руководителя и т.д.).

Есть еще один термин, который принимают за русскоязычный вариант термина "компетенции". В отечественной психологии труда были тщательно исследованы так называемые "профессионально важные качества". Были разработаны методы достаточно точной диагностики этих "ПВК", а также методы их развития в процессе активного обучения. Многие думают, что это и есть "компетенции". Однако это не совсем так.

Термин "профессионально важные качества" означает качества, важные для профессии, безотносительно к той или иной компании, тогда как термин "компетенции" обозначает качества, важные для эффективной работы данного профессионала именно на данной должности в данной компании.

Итак:

- часть качеств, относимых к компетенциям, представляет собой профессионально важные качества безотносительно к той или иной компании;

- другая их часть является качествами, влияющими на эффективность работы данного специалиста именно в этой компании;

- а третья часть характеризует такие личностные особенности, которые ценятся практически везде (умение доводить дело до конца, организованность, коммуникативная адекватность, увлеченность своей работой и т.д.).

И во всех этих случаях говорят, что человек "может", т.е. обладает соответствующими компетенциями.

Посмотрим, как все эти составляющие влияют на эффективность вклада конкретного профессионала в конкретную компанию.

Частный случай 1. Главный бухгалтер имеет сертификат Минфина, что предполагает (хотя и не гарантирует) наличие у него необходимых для данной должности знаний, умений и навыков. Однако в одной компании этот человек оказывается очень ценным работником, а в другой его готовы уволить.

При этом мы предполагаем, что его лояльность предприятию и мотивация на максимальную пользу компании в обоих случаях одинаковы.

Чем же объясняется такая разница? Возможно тем, что в первом случае специфика работы компании заключается в совместной разработке и совершенствовании требований к корпоративной информационной системе, процедур оформления и сбора тех или иных документов, правил взаимодействия и т.д. И "активность" нашего бухгалтера в этом направлении оказалась полезной "компетенцией".

Во втором случае компания (точнее, кто-то из руководителей) требует жесткого следования установленным ранее процедурам и графикам работы, оценивая любые предложения по совершенствованию как "недисциплинированность", "нелояльность компании" и т.д.

Являются ли в одном случае активность и инициативность, а в другом - четкая исполнительность важными для компании компетенциями? Несомненно. При этом данные компетенции нужны не столько представителям отдельных должностей, сколько всем сотрудникам данной компании или, по крайней мере, данного уровня должностей (или данного конкретного подразделения).

Пример 1 показал нам значимость "корпоративных компетенций". Этот термин подчеркивает те качества, которые нужны всем или многим сотрудникам компании для качественной работы именно в этой компании безотносительно к тому, в чем заключается специфика их должностей. Иногда исключительно личностные качества (или черты характера) и называют собственно компетенциями, а профессионально важные знания, умения и навыки, подтверждаемые информацией об образовании и опыте работы специалиста, к категории компетенций не относят.

Различие часто употребляемых в практике терминов, относящихся к смысловой группе "компетенции", показано в иллюстрации 1.

Иллюстрация 1

Термины, которые стоит различать

Компетенции

<--->

Профессионально важные качества (ПВК)

Качества, важные для конкретной должности и/или конкретной компании

Качества, важные для конкретной профессии безотносительно к конкретной компании

Компетенции должности

<--->

Корпоративные компетенции

Качества, важные для сотрудника на данной должности

Качества, важные для любого сотрудника компании

Компетенции

<--->

Компетентность

Качества, говорящие о способности человека качественно выполнять в производственном поведениитребования к должности или к подразделению компании. Зависят от личностных свойств

Качества, говорящие о знаниях, опыте и квалификации человека безотносительно к возможным формам производственного поведения. Не зависят от личностных свойств

Границы компетенции (юридический аспект)

<--->

Границы компетенции (управленческий аспект)

Термин, означающий отсутствие права решать вопросы, выходящие за границы должностных полномочий

Термин, означающий отсутствиеспособностей качественно осуществлять определенные виды действий

Компетенции в широком понимании

<--->

Компетенции в узком понимании

Все качества, важные для деятельности: знания, умения, навыки (ЗУНы), опыт,образование, черты характера. То есть компетенции включают в себя все необходимые качества

Не все качества, а только те,которые связаны с характером человека и могут быть наблюдаемы в конкретном поведении. То есть компетенции включают в себя только личностные характеристики

3. В HR-практике часто употребляется термин "профиль компетенций". Он означает не просто перечень необходимых компетенций, но и необходимый уровень развития каждой из них. Для разных должностей уровни развития одних и тех же корпоративно значимых компетенций могут быть разными. Соответственно, и профили разных должностей будут различаться. Идеальный профиль должности обычно изображается в виде диаграммы. Реальные данные о степени развития каждой из этих компетенций у конкретного человека изображаются на той же диаграмме, что позволяет увидеть "разрывы" между требующимся и имеющимся в наличии.

Термин "модель компетенций" употребляется в том случае, если каждый уровень развития компетенции описан в конкретных поведенческих проявлениях применительно к каждой конкретной должности. Наиболее удобно оформлять модели компетенций в табличном виде.

Не останавливаясь здесь на способах разработки моделей значимых для компании компетенций, хотелось бы обратить внимание на те сферы системы управления, которые могут значительно выиграть от того, если будут работать с корпоративными компетенциями или профилями компетенций конкретных должностей и должностных групп. См. иллюстрацию 2.

Иллюстрация 2

Зачем современной компании нужна работа

с "компетенциями персонала"

При серьезной проработке системы компетенций в компании появляется основа для построения дееспособной системы управления персоналом, ориентированной не на словах, а инструментально на достижение стратегических целей компании.

Для этого необходимо иметь в виду следующее:

1. Сама разработка системы компетенций способствует лучшему пониманию руководством той деятельности, которая совершается на данной должности или в данном подразделении в настоящий момент и обеспечивает построение более эффективного бизнес-процесса на будущее -

но только в том случае, если в работе принимают участие представители исследуемых подразделений и должностей, а также вышестоящие руководители <1>.

--------------------------------

<1> Поручение службе персонала "все оформить как надо и никого не дергать" не только абсолютно бессмысленно, но и вредно для компании.

2. Аттестационные процедуры, направленные на выявление уже проявляющихся и еще потенциальных возможностей сотрудников, определение степени их соответствия требованиям должности и отнесение к той или иной категории должности (или грейду), оказываются не только более объективными, но и воспринимаются персоналом как более справедливые.

Это происходит только в том случае, если оценка производится по известной каждому сотруднику модели компетенций.

3. Кадровое планирование при наличии системы компетенций позволяет разрабатывать программы обоснованного выделения и развития кадрового резерва на все ключевые должности, а также эффективно использовать систему внутреннего найма в компании.

В том случае, если компания понимает, что долгосрочное планирование помогает сэкономить массу денег и минимизировать ошибки, естественные при системе "аварийного" заполнения неожиданно возникающих вакансий.

4. Заполнение вакансий при наличии профиля должности или модели компетенций оказывается более качественным, что минимизирует риски найма "не того" кандидата.

В том случае, если требования к кандидату зависят от тщательно изученных Ключевых Факторов Успеха в данной деятельности, а не отменяющихся желаний руководителя-"заказчика".

5. Карьерное планирование, показывающее реально возможные, а не "фантазийные" перспективы каждого человека, в долгосрочном плане влияет на повышение привязанности и лояльности сотрудников компании.

В том случае, если компания понимает необходимость обеспечивать сотрудникам реальные перспективы развития, а не только трудоустройство и заработок.

6. Повышение квалификации персонала при наличии профилей должностей и сопоставление идеального и реального профиля по каждому сотруднику позволяют экономить значительные средства за счет перехода к индивидуальным программам развития, одновременно существенно повышая объективную эффективность и субъективную удовлетворенность участников обучения.

В том случае, если компании не надоел замкнутый круг: "Интенсивный подбор - Обучение всех всему - Увольнение недееспособных - Новый подбор... и т.д.".

7. Использование руководителями всех подразделений системы компетенций повышает четкость и объективность их управления своими подчиненными, что значительно повышает общую управляемость компании.

Однако, и наоборот. Отношение к системе компетенций как к инструменту, не нужному никому, кроме HR-службы, значительно снижает эффективность общей системы управления и возможности достижения стратегических целей компании.

4. Большинство современных служб персонала активно использует "компетенции" при определении требований к персоналу, вытекающих из корпоративной культуры и системы управления того или иного подразделения или компании в целом. При этом часто "корпоративные компетенции" "склеиваются" в восприятии с "корпоративными ценностями" компании. А сами перечни и тех и других очень похожи в компаниях с совершенно разным стилем работы и представляют собой фактически перечни черт "идеального человека": "Ответственный, творческий/креативный, системно мыслящий, исполнительный, инициативный, дисциплинированный, готовый работать в команде, при этом с задатками лидера и т.д.".

Нам периодически приходится проводить специальную работу по уточнению того, что же для данной компании является просто лозунгом, а что является реально значимой для эффективности работы компетенцией; что из заявляемых компетенций согласуется с системой управления в компании, а что противоречит другим компетенциям или тем требованиям, которые предъявляют руководители к своим подчиненным.

Наиболее часто приходится сталкиваться со следующим.

Частный случай 2. Компания ставит перед собой задачу занять лидирующую позицию на рынке, поэтому на каждую рядовую должность готова искать людей "с лидерскими задатками и желанием работать в команде".

При этом выстроена достаточно жесткая вертикаль власти, полномочия на принятие решений и потоки информации вертикально ориентированы даже в самых небольших подразделениях. Следовательно, "командные игроки" здесь должны быть просто очень четкими, возможно, азартными и в меру творческими и дисциплинированными сотрудниками, а "лидировать" они смогут, только соревнуясь с коллегами за наилучшее выполнение задач, поставленных руководством.

В подобном случае более подходящим определением требуемых компетенций могла бы быть "ориентация на результат", а не "лидерские задатки". Однако в зависимости от того, как выстроена система оплаты труда, да и просто постановки целей и оценки сотрудников, нужно различать фактически противоположные друг другу "ориентации на результат": "ориентацию на индивидуальный результат" и "ориентацию на общий результат". Компания может стать лидером рынка в обоих этих случаях. Однако удерживать годами свои лидерские позиции сможет лишь во втором случае.

Одним компаниям удается достаточно точно определиться со своими корпоративными компетенциями. Другим приходится со временем их пересматривать. Однако всегда в этой работе важно учитывать:

- ценности, называемые и проявляемые в поведении именно первыми лицами компании,

- реальный стиль управления, копирующийся сверху вниз на все уровни и часто не очень похожий на то, что произносится на словах, и

- систему работы всей компании, частично зависящую от отрасли, частично от местоположения, частично от истории ее развития.

5. В любых отраслях и в любых компаниях рано или поздно появляется желание использовать систему компетенций для того, чтобы делать качественные прогнозы эффективности работы конкретных людей. Зная степень развитости у человека тех или других компетенций и даже не предпринимая никаких дополнительных усилий по их развитию и рациональному использованию, мы можем осуществлять такие прогнозы.

Однако точность этих прогнозов зависит очень от многого и, в частности, от инструментов оценки самих компетенций.

Самым точным и дорогим инструментом оценки возможностей сотрудника в соответствии с моделью компетенций является процедура Assessment Centre. Но использование ее для оценки кандидатов и периодической оценки сотрудников уровней ниже топ-менеджмента и среднего менеджмента крайне затруднительно:

- Обращение к специализированным компаниям дает качественный результат, но стоит немалых денег.

- Попытка осуществлять ассессмент своими силами требует значительно меньших затрат и... не дает никакой гарантии точности прогноза.

(Если, конечно, в компании не велась специальная работа: а) по обучению целой группы специалистов и б) по разработке собственной системы ассессмента - в этом случае см. вариант, близкий к первому.)

В некоторых компаниях хорошо разработана и работает система оценки компетенций сотрудников по процедуре 360 градусов. В большинстве компаний работают внутри или помогают извне специалисты по поиску, оценке и найму персонала, профессионально владеющие методом интервьюирования. Во многих, но далеко не всех компаниях, применяются разнообразные психологические опросники. Но насколько адекватно мы можем делать с помощью всех этих методов оценку степени развитости необходимых компетенций? И насколько точен будет наш прогноз относительно того, будет ли полезен данный кандидат или данный сотрудник данной конкретной компании?

Как правило, на критический пересмотр применяемых инструментов и на попытки исследования степени адекватности получаемых с их помощью оценок и выводов практически никогда не остается времени. А задача такая все-таки есть. Поэтому необходимо создать прецедент. Что наш журнал сейчас и делает.

Приглашаем всех заинтересованных руководителей и специалистов служб управления персоналом уделить внимание тщательному анализу того, каким образом мы оцениваем степень развитости компетенций и насколько точно делаем прогнозы эффективности деятельности конкретного человека на конкретной должности в конкретной компании.

Дальнейший материал в более подробном виде будет представлен на сайте нашего журнала для всех, кто готов "углубиться" в изучение обозначенной выше проблемы.

Здесь же предлагаем краткое описание результатов, полученных автором данной статьи.

6. "Универсальные компетенции" или личностные особенности, которые оказываются полезными практически везде.

Работая с системами компетенций по приглашению различных российских компаний, мы всегда стараемся оценить сразу и по прошествии длительного периода времени точность данных с нашим участием оценок и прогнозов.

Оценка компетенций, специфических для тех или иных компаний или должностей, не будет интересна всем читателям этой статьи. А вот поиск таких "универсальных компетенций", которые являются значимыми для эффективности работы практически на любой должности и практически в любой компании, может "оказаться любопытным" для многих.

К такого рода "универсальным" компетенциям можно отнести уже упоминавшиеся: "ориентация на результат", "мотивация достижений", "умение увлекаться поставленной задачей" и т.д. Очевидно, что эти компетенции могут быть необходимы, но недостаточны для качественной работы в конкретной должности.

Будем считать, что если человека "допустили" до данной должности в данной компании, то предполагается, что необходимый минимум всех специфических компетенций у него есть.

Однако ведь среди всех "допущенных" есть "очень" и "совсем-даже-не-очень эффективные"!

В таблице 3 представлены результаты наших проверок достоверности прогнозов относительно "полезности" того или иного человека для компании. При этом ряд инструментов оценки в наших исследованиях серьезно учитывал специфику каждой конкретной компании, однако это не является предметом данного обсуждения. Для дискуссионного обсуждения в рамках этой статьи представлен ряд широко известных инструментов оценки, который применялся безотносительно к специфике компании, поскольку целью данной части исследования было выявить именно "универсальные" качества сотрудников любых должностей, оказывающиеся "полезными" в компаниях совершенно разного типа.

Иллюстрация 3

Существуют ли свойства "универсально полезного" сотрудника?

Оцениваемые

Параметры оценкиэффективности деятельности

Инструменты и параметры оценки "компетенций", позволяющие прогнозировать эффективность деятельности <2>

Временной разрыв между двумя видами оценок

Motype Типы трудовой мотивации

Bass Направленность личности

1

Персонал завода на Юге РФ N = 1004 чел.

Наиболее эффективные сотрудники (от 2-х до 3-х независимых экспертов из числа руководителей на каждого оцениваемого)

Высокая "направленность на дело, на задачу". Низкая "направленность на общение ради общения"

Через 6 месяцевпосле получениятестовых данных

Авторитетные сотрудники предприятия, выявленные с помощью сплошного анонимного анкетирования персонала

Высокая "инструментальнаямотивация"

Высокая "направленность на дело, на задачу". Низкая "направленность на общение ради общения"

Оба вида оценокпроведены одновременно, но независимо друг от друга

2

Персонал завода на Урале N = 243 чел.

Авторитетные сотрудники предприятия, выявленные с помощью сплошного анонимного анкетирования персонала

Высокая "направленность на дело, на задачу"

Оба вида оценокпроведены одновременно, но независимо друг от друга

Не названные среди авторитетных

Высокая "инструментальнаямотивация"

Высокая "направленность на себя (эгоистическая)"

3

Персонал IT-компании Центр. офис в Москве N = 89 чел.

Сотрудники, оказавшиеся на своих рабочихместах "наиболееполезными для компании" по оценке службыперсонала

Высокая "направленность на дело, на задачу"

После 3 лет работы (тест заполнен при трудоустройствев компанию)

ЛКв Локализация контроля личности

Особенности коммуникации

4

Персонал компании сферы услуг для юр. лиц, г. Москва N = 52

Наиболее эффективные сотрудники (по оценке независимых экспертов)

Внутренняя локализация контроля в профессиональной деятельности

Оба вида оценокпроведены одновременно, но независимо друг от друга

5

Рекрутеры нескольких агентств, г. Москва <3> N = 30

Наиболее эффективные специалисты по оценкам руководителей агентств

Внутренняя локализация контроля - общая

Преобладание 2-х из 5 типов поведения в конфликтной ситуации (по Томасу): "Сотрудничество" и "Соперничество"

Оба вида оценокпроведены одновременно, но независимо друг от друга

6

Продавцы программного обеспечения, г. Москва N = 32

Продавцы, имеющие наибольшие объемы продаж (в денежном выражении)

Внутренняя локализация контроля - общая

"Умение работать с возражениями" по оценке ведущих. "Тренинги продаж"с данными специалистами

Оба вида оценокпроведены одновременно, но независимо друг от друга

--------------------------------

<2> Любое исследование и любая методика могут быть более подробно описаны нами совместно со специалистами данного предприятия в том случае, если у читателей появятся конкретные вопросы по ним.

<3> Мы надеемся на активное участие специалистов этого профиля в дальнейших совместных исследованиях.

Представленные в таблице исследования проведены нами совместно с сотрудниками служб управления персоналом, средним и высшим менеджментом соответствующих компаний. Спасибо им за активное участие в этом исследовании <4>!

--------------------------------

<4> Исследования N 5 и N 6 проведены совместно с О. Лебедевой и С. Коссовой (Высшая Школа Психологии).

Многие из специалистов по оценке степени развитости компетенций уже отказались от использования некогда популярных "длинных" опросников, дающих ту информацию, которую можно получить более "коротким" способом, например в интервью. Также и мы, разработав, стандартизировав и опубликовав модификацию опросника УСК (ЛКв - 40 вопросов), тем не менее считаем использование его в системе работы с персоналом часто (но не всегда) избыточным и собираем статистику получения соответствующих выводов другими, более легкими для оцениваемых, методами.

Рядом с каждым из нас, а также в очень далеких от нас регионах работает масса других специалистов, имеющих аналогичный опыт и использующих достаточно ограниченный набор одних и тех же методов. Но каждый - автономно друг от друга. Вряд ли это повышает качество работы каждого из нас!

Поэтому всех, кто понимает важность периодического пересмотра тех инструментов, которыми пользуется, и тех прогнозов, которые он дает как профессионал, приглашаем к объединению! Пишите нам по адресу...

Также приглашаем принять участие в дальнейших исследованиях и тех, кто не прогнозирует, а использует подобного рода прогнозы в своей управленческой деятельности.

С уважением и надеждой на дальнейшее сотрудничество, автор статьи и редакция журнала "Управление персоналом".

Е.Ксенофонтова

Подписано в печать

23.11.2006

hr-portal.ru

Определение понятия "компетенция"

Обзор

В мире работы и менеджмента «компетенция» составляет важнейший аспект работы человека в коллективе.

По большей части, работа выполняется наиболее эффективно, если сотрудник обладает и проявляет совокупность навыков, умений и поведения (или отношений). Различные виды «компетенции» определяют каждую из этих составляющих эффективной работы.

Техническая компетентность

Навыки и знания в работе часто называют техническими, функциональными, «жесткими» или связанными с работой умениями. Цель таких определений – учесть все важные задачи, навыки и умения, необходимые для эффективного выполнения работы.

Поскольку списки этих умений касаются детального рассмотрения предмета работы и роли сотрудника, то они обычно длинные и сложные. Как правило, это значит, что каждый список ограничивается одной должностью или одной ролью. Они могут также относиться к нескольким взаимосвязанным видам должностей, но ни в коем случае к их большому числу или даже к целой организации.

Поведенческая компетенция

Такая компетенция, как поведение (или отношения) часто составляет более короткие списки, поскольку для большинства должностей перечень практически одинаков.

Например, ориентация на клиента – это поведенческая компетенция (рассматривается уже не предмет, а профессиональный образ действия), и она становится все более и более важным аспектом в постоянно растущем  количестве должностей. Поэтому можно вывести одно определение «компетенции» в потребительской сфере, которое подойдет для разных должностей и ролей.

Список наиболее часто используемых названий компетенций

Список основан на анализе 49 словарей компетенций, общим числом компетенций равным 553. Справка: название компетенции, не обязательно соответствует ее содержанию, она отражает лишь то, как ее понимают в той или иной компании.

%

Компетенция

%

компетенция

86

Ориентация на команду

22

Уверенность в себе

73

Коммуникация

22

Саморазвитие

67

Управление людьми

20

Искуство управления

65

Ориентация на клиента

16

Приверженность

59

Ориентация на результат

16

Гибкость

57

Решение проблем

14

Личная эффективность

51

Планирование и организация

14

Ценит разнообразие

49

Технические навыки

12

Коучинг и консультирование

43

Лидерство

12

Постоянное развитие

37

Знание бизнесса

10

Понимание компании

33

Принятие решений

8

Делегирование

33

Развитие других

8

Прислушивается

33

Влияние и убеждение

8

Самоконтроль

29

Инициатива

8

Кооперация

29

Навыки межличностных отношений

6

Энтузиазм

29

Ориентация на стратегию

6

Обратная связь

26

Креативность

4

Предвидение

26

Управление информацией

4

Этичность

24

Ориентация на качество

4

Способность к колличественному мышлению

24

Взаимоотношения

 

 

Эти типы компетенций часто называют поведенческими, «гибкими» или персональными.

Эмоциональный интеллект

Следующая немаловажная подгруппа поведенческих компетенций направлена на оценку  способов управления своими эмоциями. Это подмножество компетенций известно под общим названием  “эмоциональный интеллект”. Оно охватывает такие навыки, как эмпатия и пониманию других (а, соответственно, и более продуктивную работу с людьми), а также способность контролировать собственные реакции на давление со стороны.

В чем разница?

Ранее уже говорилось о понятиях технической компетентности и поведенческой компетенции, и проницательные читатели, вероятно, отметили употребление, как слова «компетентность», так и слова «компетенция».

Американская поведенческая компетенция…

Давайте начнем со второго понятия: поведенческая компетенция.

Этот подход был разработан в США Дэвидом МакКлелландом (David McClelland) и продолжен Ричардом Боятцисом (Richard Boyatzis). Их работа, прежде всего, включала определение поведения успешных руководителей.

Подход, разработанный МакКлелландом и Боятцисом, делал особый акцент на эффективной работе и был ориентирован на поиск поведения, которым не обладал среднестатистический руководитель. Другими словами, они были заинтересованы в дифференциации поведения.

Деятельность Дэвида МакКлелланда и его коллег в консалтинговой компании McBer сделала скачок в 1981 году, когда Американская Ассоциация Менеджмента уполномочила консультанта McBer  Ричарда Боятциса исследовать, может ли общая модель руководительской компетенции выводиться из индивидуальных моделей.

Боятцис проанализировал исследования более 2000 человек с 41 руководящей должности из 12 компаний. Немаловажно, что Боятцис установил четкое определение понятия «компетенция». По его словам, «компетенция» - это «основная характеристика человека, которая причинно связана с эффективной работой» (Боятцис, 1982). В компетенцию могут входить мотивы, особенности, навыки, видение себя и социальная роль, в также знания.

Отражая ранние идеи МакКлелланда, Боятцис связал понятие компетенции с эффективностью работы: «Эффективная работа – это достижение определенных результатов (успехов) через определенные действия и благодаря поддержанию единой линии поведения, порядка действий и условий организации». Персональная компетенция позволяет человеку совершать эти действия. Компетенция – это возможность: «Набор персональных компетенций отражает возможности человека. Они описывают, что он может сделать (но не обязательно делает), причем независимо от ситуации и обстановки».

Определив компетенцию как «набор характеристик, которые отделяют эффективную работу от удовлетворительной или неэффективной», Боятцис оказался перед вопросом, как определить эти характеристики, которые значимы для работы, но не ведут к эффективности. Он решил определить их как пороговую компетенцию.

Несмотря на то, что мотивы, особенности, видение себя и социальная роль, навыки и умения – все считаются компетенцией, согласно Боятцису, они образуют иерархию. Каждая из них может существовать отдельно на разных уровнях: мотивы и особенности могут находиться на бессознательном уровне, видение себя и социальная роль на уровне сознания, навыки на поведенческом, а умения оказывают глубокое влияние на все другие составляющие.

Боятцис проанализировал различные исследования и выбрал те характеристики, которые отличают эффективную работу, но не являются уникальными. В результате был составлен список из 19 наиболее общих компетенций руководителя, которые в 1982 году были включены также в публикацию «The competent manager». Из 19 составляющих 12 были определены как дифференцирующие компетенций и 7 как пороговые компетенции.

В 1989 году, Лил Спенсер (Lyle Spencer) и Сайн Спенсер (Signe Spencer) начали анализировать работы посвященные компетенциям, завершенные к тому времени компанией McBer. Они охватывали не только руководителей, но и предпринимателей, продавцов и работников сферы обслуживания из разнообразных организаций. В течение более 20 лет  свыше 100 исследователей предложили 286 моделей (две трети которых были американскими, остальные разрабатывались 20 странами или совместно).

Спенсеры сравнили все эти модели и перевели полученные данные на общий язык (Спенсер и Спенсер, 1993). Далее были проанализированы поведенческие показатели, с целью найти общий знаменатель. После этого они выписали все поведенческие индикаторы из каждой модели. Было установлено около 760 видов поведения. Из них 360, определяющих 21 компетенцию, составили 80% - 98% от поведения каждой модели. Все они были собраны в предварительный словарь поведенческих индикаторов.

Деятельность МакКлелланда и консалтинговой компании McBer породила огромную индустрию. Организации, как консалтинговые, так и частные в США, Великобритании и по всему миру используют методику развития собственных моделей и применяют их к целому ряду управленческих процессов.

В 1970-ых и 1980-ых, американские работодатели и американские транснациональные корпорации взяли на себя инициативу в составлении списков компетенций в рамках своих организаций. Некоторые транснациональные корпорации, расположенные в Великобритании и не только, продолжили эту работу, сначала большие, а за ними и средние. Несмотря на то, что государственный сектор экономики в США и Великобритании занимали ведущие позиции, подавляющая часть ранних преобразований пришлась на частный сектор, а компании государственного сектора, в основном среднего размера, в Великобритании стали проводить их только в конце 1990-ых и до сих пор продолжают эту работу.  Подобные сценарии развития наблюдаются и в других англоговорящих регионах, например, в Австралии и Канаде, а также в Швейцарии, Испании, Скандинавии, Голландии и Германии.

Распространение таким путем означало, что американский подход к пониманию и определению «компетенции» повлиял на систему руководства большинства компаний. Их списки компетенций первоначально разрабатывались для руководителей и концентрировались на поведении (на основе работ МакКлелланда и Боятциса).

Однако немногие руководители сейчас ограничивают использованием компетенций только для дифференциации поведения, они используют этот подход более широко, вводя более дифференцированную шкалу уровней выраженности компетенций: от недопустимого (известного также как «отрицательное поведение») до образцового. Большинство руководителей не ограничиваются использованием компетенций только лишь на уровне руководителей, но используют их также и для других категорий работников, а иногда и для работников физического труда.

И хотя подход МакКлелланда оказал большое влияние, он был фактически проигнорирован государственно финансируемым в Великобритании движением, занимающимся компетентностью. Возможно, программа «профессиональных стандартов», которая финансируется и спонсируется Британским правительством, не имеет такой длинной истории, как подход McBer, но она имеет значительное влияние, в основном через национальные профессиональные квалификации (National Vocational Qualifications, или NVQ), основанные на этих стандартах.

. . . и функциональная компетентность в Великобритании

«Профессиональные стандарты» (раньше известные как «стандарты компетентности») – это прежде всего список технических, специальных способностей. Они сосредоточены на предмете работы, а если они сосредотачиваются на профессиональном образе действия, то имеют к нему косвенное отношение.

В отличие от американского подхода, где компетенция направлена снизу вверх (отдельные руководители или фирмы), профессиональные стандарты направлены сверху вниз (правительство, национальный уровень).

В отличие от подхода МакКлелланда, эти стандарты определяют минимальные приемлемые уровни (вместо дифференцирующих или высших уровней). Кроме того, они основаны на изучении должностей, в то время как американский подход МакКлелланда изучает людей.

Британский подход начал приобретать форму в 1981 году в результате необходимости органов власти, ответственных за обучение финансируемым государством, предоставлять его безработным людям. Это привело к необходимости развивать новый тип квалификаций. (Рэггат и Уильямс, 1999).

Традиционные типы квалификаций в Великобритании пытались охватить целый список навыков и умений, необходимых для определенной должности. Они решали с помощью ряда проверок, может ли кандидат занять ту или иную должность. Появилась идея создания альтернативного подхода, где за деятельностью сотрудников будут наблюдать и записывать, а кандидаты будут оцениваться по своей работе.

Эти списки «действий» стали известны как стандарты компетентности, а квалификации, созданные на их основе, как национальные профессиональные квалификации (National Vocational Qualifications или Scottish Vocational Qualifications in Scotland).

Все квалификации были разработаны правительственным органом, с участием представителей работодателя. Консультанты проанализировали должности с помощью апробированного метода (функциональный анализ) и создали большое количество документации с перечнем всевозможных аспектов работы. Одобренные после консультации с работодателями и другими лицами, профессиональные стандарты используются для создания ряда национальных профессиональных квалификаций (National Vocational Qualifications). Стандарты, охватывающие главные аспекты работы, определяются как ряд "единиц", которые в свою очередь делятся на меньшие аспекты, каждый из которых называется "элемент".

У работников есть два способа получить национальную профессиональную квалификацию. Они могут собрать свидетельства, подтверждающие, что они уже удовлетворяют всем предъявляемым требованиям. Или же они сначала получают навыки, и затем подвергаются оценке. Процесс оценки обычно длинный и бюрократический. Он может включать и совокупность предоставленных свидетельств (например, портфолио) и наблюдений консультанта. Сам процесс оценки подвергся многочисленной критике, так как он был многократно пересмотрен с целью упрощения и улучшения для тестируемого.

По многим показателям можно было бы утверждать, что британский подход менее успешный, чем американский. В нем по-прежнему число традиционных профессионально-технических квалификаций, предоставляемых ежегодно в Великобритании, количественно больше, чем национальных профессиональных квалификаций. Налицо признаки того, что правительство больше не стремится к тому, чтобы финансируемые им программы были основаны исключительно на этих квалификациях.

В то время как некоторые британские работодатели (и некоторые за пределами страны) отвели значительную роль в своих организациях национальным профессиональным квалификациям, большинство этого не сделало. Их вовлеченность носит частный характер, так как они включены практически по умолчанию. Например, если работодатель берет стажера, который получает государственное финансирование, то часть его обучения может быть связана с национальными профессиональными квалификациями. Или же эти квалификации могут применяться для работников физического труда и для сотрудников нижнего уровня управления.

Результаты этого подхода должен быть тщательно изучены и оценены. Эти, основанные на компетентности, квалификации помогли поставить вопрос о важности восстановления равновесия и о гарантии, что работе различных категорий персонала уделяется одинаковое внимание.

Энтузиазм, с которым на протяжении трех десятилетий многие работодатели относились к поведенческой компетенции, сдерживается технической компетентностью, связанной с результатом. Доказательством этого служат стандарты, в которые наряду с поведенческой компетенцией вводится и техническая компетентность.

Источники:

Boyatzis, Richard E (1982), The competent manager: a model for effective performance, John Wiley & Sons.

Raggatt, Peter and Williams, Steve (1999), Government markets and vocational qualifications: an anatomy of policy, Falmer Press, 1999.

Spencer, Lyle M Jr and Spencer, Signe M (1993), Competence at work: models for superior performance, John Wiley & Sons.

Adapted from chapters 1 and 3, The IRS Handbook on competencies: law and practice, edited by Neil Rankin, IRS, 2001.

Другие определения «компетенции»

1.Дифференцирующие компетенции: “Компетенция – это особенности, которые причинно связаны с эффективной работой. Это значит, что существует доказательство, что владение определенными характеристиками предопределяет и ведет к эффективности в работе.”

Начальный уровень или "пороговые компетенции": “пороговая компетенция – это общие знания человека, мотивы, особенности, видение себя и социальная роль, навыки, которые имеют важное значение для эффективности в работе, но причинно с ней не связаны.”

Источник: Boyatzis, Richard E (1982), The competent manager: a model for effective performance, John Wiley & Sons.

2.Определения Уиддетта (Whiddett) и Холлифорда (Hollyforde) “основаны на поведении в пределах организации”. Согласно им:

“Компетенция – это поведение, демонстрируемое человеком в процессе эффективного выполнения задач в пределах данной организации”.

Источник: Стив Уиддетт (Whiddett, Steve) и Сара Холлифорд (Hollyforde, Sarah (2003), «Практическое руководство по компетенции: как улучшить индивидуальную работу и работу организации в целом» (A practical guide to competencies: how to enhance individual and organisational performance), Chartered Institute of Personnel and Development, второе издание.

3. “Компетенция – это основная особенность человека, которая позволяет ему выполнять работу, исполнить социальную роль или действовать в определенной ситуации на высшем уровне”.

Источник: Патриция Маршал (Marshall, Patricia (1996), «Почему одни люди более успешны, чем другие?» (“Why are some people more successful than others?”), из «Человек и компетенции» (People and competencies), под издательством Ника Баутлера (Nick Boulter), Маррэа Дэлзиэля (Murray Dalziel) и Джеки Нила (Jackie Hill), Kogan Page, второе издание.

4. “По сути, в основе поведения лежат компетенции, они необходимы для достижения желательного результата. Компетенции – это то, что вы можете продемонстрировать”.

“Компетенция показывает, как определить, оценить, разработать, достичь результата и т.д. Некоторые желаемые характеристики, или компетенции легко определить, измерить и разработать. [. . .] Однако, многие из них представляют в этом сложность. [. . .] Но даже в этих проблемных областях очевидно, что деятельность одних людей эффективнее деятельности других. [. . . ] Компетенция занимается анализом причин, по которым деятельность человека становится более эффективной, и перечисляет все составляющие факторы.”

Источник: Джейн Уэйтмен (Weightman, Jane (1994), «Компетенция в действии» (Competencies in action), Institute of Personnel and Development.

5. “Слово «компетенция» используется во многих контекстах и с различными значениями. В общем, компетенция разделена на три категории или типа:

1. Организационная компетенция – уникальные факторы, позволяющие организации быть конкурентоспособной;

2. Должностная/ролевая компетенция – те качества и умения, которые человек должен проявлять, чтобы достичь эффективности в должности, роли, задании.

3. Персональная компетенция – личностные аспекты, которые подразумевают навыки, достижения и результаты человека”.

Источник: B Byham, W C (1996), Developing dimension-/competency-based human resource systems, Development Dimensions International, quoted in Cook, Kevin W and Bernthal, Paul (1998), Job/role competency practices survey report, Development Dimensions International. oyatzis, Richard E (1982), The competent manager: a model for effective performance, John Wiley & Sons.

6. “По сути, компетенция заключает в себе формулировки ожидаемых действий, которые в целом должны дать полную картину наиболее значимых компонентов поведения, ценностей, необходимых для успеха организации”.

“Структуру компетенции можно представить как ДНК организационной эффективности. Содержащаяся в ДНК информация передается ко всем процессам в персонале данной структуры. Эти процессы управляют работниками с целью получения определенных результатов: улучшения работы, справедливого и согласованного менеджмента, действующего в рамках закона и т.д. Чем больше эти процессы основаны на последовательном подходе и методологии, тем больше должно быть влияние на управление персоналом.

Большинство процессов, связанных с персоналом, зависят от оценки. Претендуя на должность, кандидат оценивается по отдельным критериям; обучение наиболее эффективно, когда оно основано на анализе индивида.

Из этого следует, что компетенция имеет смысл только наряду с оценкой.

Источник: Rankin, N (2004), “The new prescription for performance: the eleventh competency benchmarking survey”, Competency & Emotional Intelligence Benchmarking, 2004/05, IRS (LexisNexis UK), 2004.Перевод HR-Portal.ru

hr-portal.ru

что такое компетенции, и на какие уровни они делятся (видео)

06 октября 2015

Просмотров: 4240

В современном мире компетенции персонала играют очень важную роль для каждого предприятия. Если раньше компании делали упор и направляли все основное внимание на результаты работы, а поведение людей практически не интересовало их, то в условиях современного общества все изменилось. Теперь первостепенным стало как раз именно поведение человека, которое имеет непосредственное отношение к завоеванию и сохранению преимущества на рынке. Психологи из Соединенных Штатов Америки разработали теорию компетенции, согласно которой зачастую люди, имеющие дипломы престижных вузов или великолепные рекомендации, не выполняют работу эффективно. Психологи пришли к выводу, что компетентность работника не зависит от опыта работы, престижности диплома или успеваемости в университете. Причиной всему служит необходимость иметь нужные компетенции в рамках своей работы.

Что такое компетенции, и на какие уровни они делятся

Для начала следует четко провести линию разграничений между понятием компетенция и компетентностью, ведь отождествлять эти термины неправильно. Компетентность представляет собой наличие у работника определенных качеств, ведущих к результативной работе, а компетенция — это способность сотрудника действовать в рамках стандартов, установленных компанией.

Согласно уровням компетенций, их можно разделить на корпоративные, управленческие и технические. Корпоративные компетенции подразумевают поддержку целей и ценностей компании и применяются на всех должностях. Управленческие — применяются относительно менеджмента как высшего, так и низшего звена с целью достижения целей в бизнесе. Технические компетенции содержат в себе профессиональные навыки и умения, которые являются неотъемлемой частью сотрудников при исполнении своих должностных обязанностей. Другими словами, компетенции — ключевые характеристики персонала, благодаря которым у него есть возможность проявить требуемое поведение в условиях трудовой деятельности и в дальнейшем сделать работу более эффективной.

Компетентность персонала и способы ее повышения

Этот аспект трудовой деятельности требует особого внимания, ведь от него зависит качество выпускаемой продукции. При приеме на работу работодатели часто просят заполнить анкету, в которой просят ответить на интересующие их вопросы. Обычно это необходимый прием, помогающий им разобраться в том, насколько компетентен будущий сотрудник. Кроме того, предлагают пройти стажировку, в процессе которой можно будет понять, насколько сотрудник соответствует требованиям и ожиданиям.

Если сотрудник работает уже не первый год, то ему могут предложить пройти курсы переквалификации за счет компании или временно поменять его с кем-нибудь местами. Ведь именно практика помогает приобрести необходимые знания и навыки. Именно в тот момент, когда сотрудники становятся более опытными в своей работе, рождается компетенция персонала.

Влияние компетенции на эффективность труда сотрудников

Компетенции, определяющие поведение персонала при выполнении своих обязанностей, являются неотъемлемой их частью.

Состоит компетенция из черт характера личности, темперамента, интеллектуального уровня и эмоций.

Все эти качества можно определить по поведению человека. Помимо личного характера и способностей персонала на индивидуальное поведение непосредственно влияют установленные в рамках организации принципы и ценности.

Кроме личного характера, мотивов и способностей, на индивидуальное поведение, также оказывают значительное влияние ценности и принципы, принятые в организации. Вот почему многие компании стараются привить эти ценности персоналу. Управление компетенциями осуществляет руководительский состав.

Компетенции подразделяются на приобретенные, природные и адаптивные. В первой категории оценка персонала и его компетенций осуществляется с помощью тестов на способности с целью выявления знаний и умений.

Приобретенные — знания и умения, приобретенные на работе, а также в ходе обучения и повседневной деятельности. Оценку этих компетенций можно осуществлять с помощью тестов способностей. Во второй категории проводят личностные тесты.

Адаптивные компетенции включают в себя совокупность качеств, которые дают возможность стремиться к новой цели.

В зависимости от рыночной ниши, в которой находится предприятие, а также рода его деятельности, руководство выбирает необходимый вид компетенций, который старается максимально развивать и усовершенствовать в рамках своей компании с целью получить квалифицированных и опытных сотрудников.

В идеале сотрудник должен удовлетворять все виды компетенций и соответствовать стандартам предприятия, в противном случае из-за некомпетентности персонала может пострадать не только качество выпускаемой продукции, а и репутация компании.

Автор:

Иван Иванов

Поделись статьей:

Оцените статью:

Загрузка...

Похожие статьи

1popersonalu.ru

Компетенции и профессиональная компетентность

Сегодня руководители часто говорят о профессиональной компетенции своих сотрудников. Что обозначает это понятие?

Профессиональная компетентность - это сумма накопленного опыта и полученных знаний, позволяющих человеку быстро решать поставленные задачи в профессиональной области.

Компетентность, говоря научно, складывается из совокупности компетенций. А этот термин многозначный.

Компетенция, во-первых, обозначает личную способность работника решать производственные вопросы. Иногда случается так, что компетенция человека, не имеющего образования, но проработавшего в отрасли много лет, превышает компетенцию дипломированного специалиста. Она состоит из теоретического знания объекта (деятельности) и навыков практической работы с ним.

Кроме этого термин «компетенция» обозначает сумму требований, которые предъявляются к конкретному специалисту. Обычно в этом значении термин используют при найме на работу или аттестации специалистов. Сумма всех компетенций как раз и представляет собой понятие «профессиональная компетентность». Другими словами, это понятие можно рассматривать как суммарную характеристику личности, которая отражает полученное образование, накопленный опыт и ряд личностных качеств, позволяющих справляться с профессиональными обязанностями.

Структура профессиональной компетентности расчленяется на:

  • Профессиональную квалификацию.
  • Личностные особенности, важные для выполнения профессиональных обязанностей.
  • Социально-профессиональный статус.

Разделение понятия «профессиональная компетентность» на теоретические представления и практические составляющих позволяет составить более детальное представление об нем.

Теоретические знания об объекте деятельности или круге обязанностей включают:

  • Теоретические представления о том, что значит конкретная профессиональная квалификация.
  • Теоретические представления о профессиональном статусе.
  • Представления о профессиональных особенностях.

Способы работы с объектами тоже можно структурировать.

  • Методы организации профессиональной специализации.
  • Способы реализации статуса.
  • Способы реализации профессиональных особенностей.

Однако нельзя сказать, что понятие «профессиональная компетентность» однозначно. Разные специалисты, изучающие педагогику, психологию, социологию, трактуют его по-разному.

Одни из них считают, что термин обозначает сумму познавательной активности и активности профессиональной. Высокий уровень развития этих факторов снижает психическую напряженность специалиста, повышает эго эмоциональное состояние, помогает накапливать опыт и успешно проходить цепочку «студент (ученик, стажер) - молодой специалист - профессионал - профессионал высокого уровня».

Другие специалисты пытаются распознать понятие «профессиональная компетентность» как способность в любой ситуации, связанной с профессией, действовать адекватно, самостоятельно. Это, в свою очередь, обязательно требует готовности к самосовершенствованию не только в профессиональной, но и в смежных областях.

Большая часть специалистов сходятся на том, что профессиональная компетенция включает в свою структуру следующий ряд составляющих:

  • Гностические (профессиональные качества).
  • Ценностно-смысловые (к ним относятся установки специалиста).
  • Деятельностные (профессиональные умения).
  • Личностные (особенности характера, помогающие профессиональному росту).

Профессиональная компетенция в сумме с технологичностью, навыками, общей и профессиональной культурой, инновационным подходом к деятельности является составной частью профессионализма.

fb.ru

Понятие компетенции и ее виды

Компетенция (от лат. competere — соответствовать, подходить) — это личностная способность специалиста (сотрудника) решать определенный класс профессиональных задач. Также под компетенцией понимают формально описанные требования к личностным, профессиональным и т.п. качествам сотрудников компании (или к какой-то группе сотрудников). В данном понимании компетенции используются при оценке персонала.

Совокупность компетенций, наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области, называют компетенцией (от англ. competence). Модель компетенций дает возможность создать набор критериев, который непосредственно связывает широкий спектр конкретных видов деятельности с управлением персоналом. Каждая компетенция — это набор родственных поведенческих индикаторов, которые объединяются в один или несколько блоков, в зависимости от смыслового объема компетенции.

 

Различают следующие виды компетенций:

Учебно-познавательная компетенция — это совокупность умений и навыков познавательной деятельности. Владение механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности. Владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. Владение измерительными навыками, использование статистических и иных методов познания.

Информационная компетенция — это способность самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию.

Коммуникативная компетенция — это владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работать в группе. Знакомство с различными социальными ролями и мн. др.

Компетенции используются при оценке персонала компании. В этом случае совокупность компетенций представляет собой Модель Компетенций, описывающих качества, необходимые персоналу в данной компании для того, чтобы быть успешными. Можно выделить корпоративные компетенции — необходимые всем сотрудникам компании, менеджерские компетенции — необходимые руководителям компании (всем или только определенного уровня), а также специальные (специфические) компетенции, необходимые только какой-то определенной категории сотрудников (например, менеджерам по продажам).

На основе модели компетенции построен такой метод оценки как ассессмент-центр.

В практике проведения интервью по компетенциям разрабатывается набор готовых вопросов-ситуаций (case), при помощи которых можно оценить степень развития у сотрудника той или иной компетенции. Пример такого case-перечня приведен в табл. 7.1.

Таблица 7.1

Пример case-перечня

Уровни компетенции

 

Различают пять уровней развития компетенций.

Е — компетенция не развита (неудовлетворительный уровень, развитие обязательно, но затруднено). Работник не владеет необходимыми навыками и не старается их применять. Уровень E является неудовлетворительным, поскольку сотрудник не только не проявляет навыки, но и не понимает их важность и не пытается их развивать.

D — компетенция недостаточно развита (нормальный уровень, требуется и возможно развитие). Работник частично проявляет навыки, входящие в состав компетенции. Пытается, стремится проявлять нужные навыки, понимает их необходимость, но у него это не всегда получается. Если специалист соответствует уровню D — это нормально, предполагается, что он должен развиваться.

С — базовый уровень, необходимый и достаточный для специалиста. Он дает представление о том, какое именно поведение и какие именно способности предполагаются данной компетенцией. Базовый уровень является оптимальным для эффективной работы менеджера среднего звена.

В — сильный уровень развития компетенции (требуется только для руководящего звена). Предполагается особо высокий уровень развития навыков. Сотрудник владеет сложными навыками, способен активно влиять на происходящее, проявлять соответствующие навыки в ситуациях повышенной сложности. Этот уровень предусматривает способность человека заранее предвидеть и предотвращать негативные события.

А — лидерский уровень развития компетенции (требуется для высшего менеджмента). Данный уровень развития компетенций необходим только для руководителей, которые по своим должностным обязанностям могут принимать стратегические решения. Достижение руководителем лидерского уровня развития компетенции означает, что он не только сам проявляет необходимые навыки, но и создает возможности для других сотрудников развивать данную компетенцию. Руководитель, обладающий уровнем развития компетенций А, организует специальные мероприятия, задает нормы, правила, процедуры, которые способствуют проявлению данных компетенций.

Естественно, можно классифицировать компетенции и иначе, данная классификация носит лишь рекомендательный характер, хотя и очень распространена.

В качестве примера можно привести модель компетенций топ-менеджера (табл. 7.2).

Таблица 7.2

stydopedia.ru

Определение и смысл понятия «компетенция»

Компетенция (от лат. competere — соответствовать, подходить) — это личностная способность специалиста (сотрудника) решать определенный класс профессиональных задач.

Некоторые авторы понимают под компетенцией формально описанные требования к личностным, профессиональным и т. п. качествам сотрудников компании (или к какой-то группе сотрудников). В данном понимании компетенции используются при оценке персонала.

Термин competence или competency («компетентность» (competence) относится к функциональным областям и «компетенция» (competency) к поведенческим областям) все чаще встречается в литературе по стратегии управления начиная с 90-ых годов.

Cовокупность компетенций; наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области называют Компетентностью (от англ. competence).

Ядерные компетенции

Hamel и Prahalad определяют «ядерные компетенции» как «коллективное знание организации, относительно того как скоординировать различные производственные умения и навыки, а также технологические потоки.

Понятие «ядерная компетенция» многие авторы выделяют как основной организационный ресурс, который может быть использован для получения конкурентного преимущества.

Согласно ресурсной теории организации, получить длительные конкурентные преимущества возможно с использованием внутренних ресурсов организации, если эти ресурсы добавляют уникальность, ценность и редкость, и при этом отсутствуют у конкурентов и являются незаменимыми.

Интересным представляется тот факт, что в то время, как специалисты в области управления придают особое значение компетенциям как уникальному и специфичному инструменту той или иной организации, в HRD литературе (Human Resource Development – Развитие человеческих ресурсов) чаще всего рассматриваются общие компетенции, которые характерны для большинства профессий .

Между этими двумя подходами существует теоретико-методологический конфликт. Если делать акцент на «ядерных компетенциях», которые являются уникальными для каждой организации и создают конкурентное преимущество, то область применения «общих компетенций» ограничена. Thompson с соавт. (1996) отмечает, что приверженность «общим компетенциям» менеджеров фирмы малого и среднего бизнеса подрывает те основы, которые привели ее к текущему успеху.

Подход к модели компетенций в HRD (Human Resource Development – Развитие человеческих ресурсов) и VET (Vocational Education and Training профессионально-техническом образовании и обучении) основан на ряде отправных точек:

1.     Скорость технологических инноваций в продуктах, услугах и процессах наряду с демографическими изменениями, увеличивает актуальность адаптационного и производственного обучения.

2.     Обновление традиционной образовательной системы и политика пожизненного образования (особенно в западной Европе), придающая особое значение неофициальному и неформальному обучению, привела к появлению таких инициатив как Карта личностных навыков (Personal Skills Card) и Европейская система аккредитации навыков (European Skills Accreditation System).

3.     Внедрение во многих странах ЕС модели проверки «неформальных» навыков «Social Europe» (Bjornavold, 1999, 2000). Эта модель ориентируется на результаты деятельности, независимо от способа их приобретения, и в меньшей степени внимание обращается на время, проведенное в образовательных учреждениях. Эта модель, по замыслу ее создателей, позволяет обеспечить доступ к обучению и построению карьеры для тех, кто имел меньше возможностей для систематического образования и обучения, но, тем не менее, развил необходимые компетенции, на основе собственного опыта.

4.     Новая Европейская политика «обучения на основе жизненного опыта». Эта политика является ключевым компонентом подхода основанного на компетенциях. Она призвана объединить традиционное образование, профессиональное обучение и обучение на основе личного опыта.

5.     Разработанная в Европейской стратегии занятости (European Employment Strategy), суть которой состоит в постоянном развитии навыков и квалификации рабочей силы и обеспечении мобильности трудовых ресурсов через формирование общих контрольных уровней профессиональной компетентности.

Развитие типологии компетенций позволяет объединить образование и обучение, соотнести их с потребностями трудового рынка и обеспечить мобильность трудовых ресурсов. Выделяют вертикальную мобильность – в развитии карьеры, горизонтальную мобильность – ротация между секторами и пространственную мобильность – территориальную, особенно для рабочих, столкнувшихся с безработицей.

Невзирая на отводимую компетенциям центральную роль, существует большая неопределенность в определении понятия компетенция и его границ. Понятие «компетенция» в настоящее время представляет собой сплав различных понятий, и зачастую можно наблюдать непоследовательность использования этого термина. Это обусловлено в первую очередь различием в системах, структурах и культурах HRD и VET.

 

psycho.ru

Это модное слово: «компетенции»

Что нужно, чтобы оно не было пустым звуком?

1. Термин «компетенции» был известен у нас и в советские времена, однако в настоящее время он активно используется теми, кто признает специфику западной системы управления. В общем менеджменте употребляется термин «компетенции компании», обращающий внимание на качества всей компании, обладание которыми делает компанию конкурентоспособной. В управлении персоналом (HR-менеджменте), под компетенциями имеются в виду качества человека, без которых невозможна его эффективная работа в конкретной должности или в конкретной компании.

Если использовать применительно к компании и отдельному сотруднику вопросы:

№1. «Хочет ли?»,

№2. «Может ли?» и

№3. «Имеет ли право или возможность?»,

то «компетенции» говорят обычно о втором: Может, умеет, способен.

Обычно это и имелось в виду, когда мы слышали, что кого-то характеризуют как «некомпетентного» человека: не знает, не умеет, не разбирается.

Однако не менее редко мы слышали и другое: «Это не входит в зону моей компетенции», означающие совершенно иное: знаю, умею, но не имею прав или полномочий.

В этом случае термин употребляется в строгом юридическом значении: компетенции – это официально закрепленные полномочия, права и обязанности должностного лица, подразделения или организации.

Следовательно, возникает вопрос: «Что означает обладание компетенциями?»:

- «могу, но не имею полномочий» или

- «имею полномочия, но не факт, что смогу»?

Подсказку даёт латинский язык: Competo - добиваюсь, соответствую, подхожу. Если «подхожу» (т.е. умею делать то, что требуется для качественного выполнения данного вида работ), то мне и полномочия дают, «соответствующие» имеющимся у меня качествам. А, значит, на должность соответствующую назначают и соответствующим словом «величают».

2. Задача обеспечить качественное выполнение работ соответствующими специалистами заботит все современные службы персонала. Работодатель готов

предоставить «права и возможности» выполнения тех или иных работ (№3)

тем, кто, мало того, что «может» (№2),

но еще и «хочет» (№1).

Ответ на вопрос «Хочет ли?» (это и есть мотивация человека) объясняет

а) значительное повышение качества работы специалиста с недостаточно развитыми компетенциями, но высокой мотивацией, т.е. желанием сделать эту работу качественно;

б) также как и значительное понижение качества работы того, кто на самом деле «Может, но» не имеет на то никакого желания (мотивации).

Использование же термина «компетенции» акцентирует внимание на пункте №2, т.е.: «Может или не может тот или иной человек качественно выполнять то, что описано в требованиях к его должности?». Причем «может» не в тепличных условиях, а в тех, которые свойственны реальным условиям работы в конкретной компании на конкретной должности (часто это цейтнот, недостаточность информации, особенности характера руководителя и т.д.).

Есть ещё один термин, который принимают за русскоязычный вариант термина «компетенции». В отечественной психологии труда были тщательно исследованы так называемые «профессионально важные качества». Были разработаны методы достаточно точной диагностики этих «ПВО», а также методы их развития в процессе активного обучения. Многие думают, что это и есть «компетенции». Однако, это не совсем так.

Термин «профессионально важные качества» означает качества, важные для профессии, безотносительно к той или иной компании, тогда как

термин «компетенции» обозначает качества, важные для эффективной работы данного профессионала именно на данной должности в данной компании.

Итак:

- часть качеств, относимых к компетенциям, представляет собой профессионально важные качества безотносительно к той или иной компании;

- другая их часть является качествами, влияющими на эффективность работы данного специалиста именно в этой компании;

- а третья часть характеризует такие личностные особенности, которые ценятся практически везде (умение доводить дело до конца, организованность, коммуникативная адекватность, увлеченность своей работой и т.д.).

И во всех этих случаях говорят, что человек «Может», т.е. обладает соответствующими компетенциями.

Посмотрим, как все эти составляющие влияют эффективность вклада конкретного профессионала в конкретную компанию:

Частный случай 1.

Главный бухгалтер имеет сертификат Минфина, что предполагает (хотя и не гарантирует) наличие у него необходимых для данной должности знаний, умений и навыков. Однако в одной компании этот человек оказывается очень ценным работником, а в другой – его готовы уволить.

При этом мы предполагаем, что его лояльность предприятию и мотивация на максимальную пользу компании в обоих случаях одинаковы.

Чем же объясняется такая разница? Возможно тем, что в первом случае специфика работы компании заключается в совместной разработке и совершенствовании требований к корпоративной информационной системе, процедур оформления и сбора тех или иных документов, правил взаимодействия и т.д. И «активность» нашего бухгалтера в этом направлении оказалась полезной «компетенцией».

Во втором случае компания (точнее, кто-то из руководителей) требует жесткого следования установленным ранее процедурам и графикам работы, оценивая любые предложения по совершенствованию - как «недисциплинированность», «нелояльность компании» и т.д.

Являются ли в одном случае активность и инициативность, а в другом четкая исполнительность, важными для компании компетенциями? Несомненно. При этом данные компетенции нужны не столько представителям отдельных должностей, сколько всем сотрудникам данной компании или, по крайней мере, данного уровня должностей (или данного конкретного подразделения).

Пример №1 показал нам значимость «корпоративных компетенций». Этот термин подчеркивает те качества, которые нужны всем или многим сотрудникам компании для качественной работы именно в этой компании безотносительно к тому, в чем заключается специфика их должностей. Иногда исключительно личностные качества (или черты характера) и называют собственно компетенциями, а профессионально важные знания, умения и навыки, подтверждаемые информацией об образовании и опыте работы специалиста, к категории компетенций не относят.

Различие часто употребляемых в практике терминов, относящихся к смысловой группе «Компетенции», показано в Иллюстрации №1.

Иллюстрация 1.

Термины, которые стоит различать

Компетенции

Профессионально важные

качества (ПВК)

Качества, важные для конкретной должности

и\или

конкретной компании

Качества, важные для конкретной профессии

безотносительно к

конкретной компании

Компетенции

должности

Корпоративные

компетенции

Качества, важные

для сотрудника на данной должности

Качества, важные

для любого сотрудника компании

Компетенции

Компетентность

Качества, говорящие о

способности человека

качественно выполнять

в производственном поведении

требования к должности

или к подразделению компании.

Зависят от личностных свойств.

Качества, говорящие о

знаниях, опыте и квалификации

человека

безотносительно

к возможным формам

производственного поведения.

Не зависят от личностных свойств.

Границы компетенции

(юридический аспект)

Границы компетенции

(управленческий аспект)

Термин, означающий

отсутствие прав решать вопросы, выходящие за границы

должностных полномочий.

Термин, означающий

отсутствие способностей

качественно осуществлять

определенные виды действий.

Компетенции

в широком понимании

Компетенции

в узком понимании

Все качества,

важные для деятельности:

знания, умения, навыки (ЗУНы),

опыт, образование,

черты характера.

Т.е. компетенции включают в себя

все необходимые качества.

Не все качества,

а только те, которые связаны с характером человека

и могут быть наблюдаемы

в конкретном поведении.

Т.е. компетенции включают в себя

только личностные характеристики.

3. В HR-практике часто употребляется термин «профиль компетенций». Он означает не просто перечень необходимых компетенций, но и необходимый уровень развития каждой из них. Для разных должностей уровни развития одних и тех же корпоративно значимых компетенций могут быть разными. Соответственно и профили разных должностей будут различаться. Идеальный профиль должности обычно изображается в виде диаграммы. Реальные данные о степени развития каждой из этих компетенций у конкретного человека изображается на той же диаграмме, что позволяет увидеть «разрывы» между требующимся, и имеющимся в наличии.

Термин «модель компетенций» употребляется в том случае, если каждый уровень развития компетенции описан в конкретных поведенческих проявлениях применительно к каждой конкретной должности. Наиболее удобно оформлять модели компетенций в табличном виде.

Не останавливаясь здесь на способах разработки моделей значимых для компании компетенций, хотелось бы обратить внимание на те сферы системы управления, которые могут значительно выиграть от того, если будут работать с корпоративными компетенциями или профилями компетенций конкретных должностей и должностных групп. См. Иллюстрацию 2.

Иллюстрация 2.

Зачем современной компании нужна работа с «компетенциями персонала»

При серьезной проработке системы компетенций в компании появляется основа для построения дееспособной системы управления персоналом, ориентированной не на словах, а инструментально, на достижение стратегических целей компании.

Для этого необходимо иметь в виду следующее:

1. Сама разработка системы компетенций способствует лучшему пониманию руководством той деятельности, которая совершается на данной должности или в данном подразделении в настоящий момент и обеспечивает построение более эффективного бизнес-процесса на будущее –

но только в том случае, если в работе принимают участие представители исследуемых подразделений и должностей, а также вышестоящие руководители[1].

2. Аттестационные процедуры, направленные на выявление уже проявляющихся и ещё потенциальных возможностей сотрудников, определение степени их соответствия требованиям должности и отнесение к той или иной категории должности (или грейду), оказываются не только более объективными, но и воспринимаются персоналом как более справедливые.

Это происходит только в том случае, если оценка производится по известной каждому сотруднику модели компетенций.

3. Кадровое планирование при наличии системы компетенций позволяет разрабатывать программы обоснованного выделения и развития кадрового резерва на все ключевые должности, а также эффективно использовать систему внутреннего найма в компании.

В том случае, если компания понимает, что долгосрочное планирование помогает сэкономить массу денег и минимизировать ошибки, естественные при системе «аварийного» заполнения неожиданно возникающих вакансий.

4. Заполнение вакансий при наличии профиля должности или модели компетенций оказывается более качественным, что минимизирует риски найма «не того» кандидата.

В том случае, если требования к кандидату зависят от тщательно изученных Ключевых Факторов Успеха в данной деятельности, а не от меняющихся желаний руководителя-«заказчика».

5. Карьерное планирование, показывающее реально возможные, а не «фантазийные» перспективы каждого человека, в долгосрочном плане влияет на повышение привязанности и лояльности сотрудников компании.

В том случае, если компания понимает необходимость обеспечивать сотрудникам реальные перспективы развития, а не только трудоустройство и заработок.

6. Повышение квалификации персонала при наличии профилей должностей и сопоставления идеального и реального профиля по каждому сотруднику, позволяет экономить значительные средства за счет перехода к индивидуальным программам развития, одновременно существенно повышая объективную эффективность и субъективную удовлетворенность участников обучения.

В том случае, если компании не надоел замкнутый круг: «Интенсивный подбор –

Обучение всех всему – Увольнение недееспособных – Новый подбор… и.т.д.»

7. Использование руководителями всех подразделений системы компетенций, повышает четкость и объективность их управления своими подчиненными, что значительно повышает общую управляемость компании.

Однако, и наоборот.

Отношение к системе компетенций как к инструменту, не нужному никому,

кроме HR-службы, значительно снижает эффективность общей системы управления

и возможности достижения стратегических целей компании.

4. Большинство современных служб персонала активно использует «компетенции» при определении требований к персоналу, вытекающих из корпоративной культуры и системы управления того или иного подразделения или компании в целом. При этом часто «корпоративные компетенции» «склеиваются» в восприятии с «корпоративными ценностями» компании. А сами перечни и тех, и других, очень похожи в компаниях с совершенно разным стилем работы и представляют собой фактически перечни черт «идеального человека»: «Ответственный, творческий\креативный, системно мыслящий, исполнительный, инициативный, дисциплинированный, готовый работать в команде, при этом с задатками лидера и т.д.».

Нам периодически приходится проводить специальную работу по уточнению того, что же для данной компании является просто лозунгом, а что является реально значимой для эффективности работы компетенцией; что из заявляемых компетенций согласуется с системой управления в компании, а что противоречит другим компетенциям или тем требованиям, которые предъявляют руководители к своим подчиненным.

Наиболее часто приходится сталкиваться со следующим:

Частный случай 2.

Компания ставит перед собой задачу занять лидирующую позицию на рынке, поэтому на каждую рядовую должность готова искать людей «с лидерскими задатками и желанием работать в команде».

При этом выстроена достаточно жесткая вертикаль власти, полномочия на принятие решений и потоки информации вертикально ориентированы даже в самых небольших подразделениях. Следовательно, «командные игроки» здесь должны быть просто очень четкими, возможно азартными и в меру творческими и дисциплинированными сотрудниками, а «лидировать» они смогут, только соревнуясь с коллегами за наилучшее выполнение задач, поставленных руководством.

В подобном случае более подходящим определением требуемых компетенций могла бы быть «ориентация на результат», а не «лидерские задатки». Однако в зависимости от того, как выстроена система оплаты труда, да и просто постановки целей и оценки сотрудников, нужно различать фактически противоположные друг другу «ориентации на результат»: «ориентацию на индивидуальный результат» и «ориентацию на общий результат». Компания может стать лидером рынка в обоих этих случаях. Однако удерживать годами свои лидерские позиции сможет лишь во втором случае.

Одним компаниям удается достаточно точно определиться со своими корпоративными компетенциями. Другим приходится со временем их пересматривать. Однако всегда в этой работе важно учитывать:

§ ценности, называемые и проявляемые в поведении именно первыми лицами компании,

§ реальный стиль управления, копирующийся сверху на все уровни вниз, и не очень похожий часто на то, что произносится на словах, и

§ систему работы всей компании, частично зависящую от отрасли, частично от местоположения, частично от истории её развития.

5. В любых отраслях и в любых компаниях рано или поздно появляется желание использовать систему компетенций для того, чтобы делать качественные прогнозы эффективности работы конкретных людей. Зная степень развитости у человека тех или других компетенций, и даже не предпринимая никаких дополнительных усилий по их развитию и рациональному использованию, мы можем осуществлять такие прогнозы.

Однако точность этих прогнозов зависит очень от многого, и, в частности, от инструментов оценки самих компетенций.

Самым точным и дорогим инструментом оценки возможностей сотрудника в соответствии с моделью компетенций, является процедура Assessment Centre. Но использование её для оценки кандидатов и периодической оценки сотрудников уровней ниже топ-менеджмента и среднего менеджмента, крайне затруднительно:

§ Обращение к специализированным компаниям дает качественный результат, но стоит немалых денег.

§ Попытка осуществлять ассессмент своими силами требует значительно меньших затрат и … не даёт никакой гарантии точности прогноза.

(Если, конечно, в компании не велась специальная работа а) по обучению целой группы специалистов и б) по разработке собственной системы ассессмента – в этом случае см. вариант, близкий к первому).

В некоторых компаниях хорошо разработана и работает система оценки компетенций сотрудников по процедуре 360 градусов. В большинстве компаний работают внутри или помогают извне специалисты по поиску, оценке и найму персонала, профессионально владеющие методом интервьюирования. Во многих, но далеко не всех компаниях, применяются разнообразные психологические опросники. Но насколько адекватно мы можем делать с помощью всех этих методов оценку степени развитости необходимых компетенций? И насколько точен будет наш прогноз относительно того – будет ли полезен данный кандидат или данный сотрудник данной конкретной компании?

Как правило, на критический пересмотр применяемых инструментов и на попытки исследования степени адекватности получаемых с их помощью оценок и выводов, практически никогда не остается времени. А задача такая все-таки есть. Поэтому необходимо создать прецедент. Что мы сейчас и делаем:

Приглашаем всех заинтересованных руководителей и специалистов служб управления персоналом уделить внимание тщательному анализу того, каким образом мы оцениваем степень развитости компетенций, и насколько точно делаем прогнозы эффективности деятельности конкретного человека на конкретной должности в конкретной компании.

Дальнейший материал в более подробном виде будет представлен для всех, кто готов «углубиться» в изучение обозначенной выше проблемы.

Здесь же предлагаем краткое описание результатов, полученных автором данной статьи.

6. «Универсальные компетенции» или личностные особенности, которые оказываются полезными практически везде.

Работая с системами компетенций по приглашению различных российских компаний, мы всегда стараемся оценить сразу, и по прошествии длительного периода времени, точность данных с нашим участием оценок и прогнозов.

Оценка компетенций, специфических для тех или иных компаний или должностей, не будет интересна всем читателям этой статьи. А вот поиск таких «универсальных компетенций», которые являются значимыми для эффективности работы практически на любой должности и практически в любой компании, может «оказаться любопытным» для многих.

К такого рода «универсальным» компетенциям можно отнести уже упоминавшуюся «ориентацию на результат», «мотивацию достижений», «умение увлекаться поставленной задачей» и т.д. Очевидно, что эти компетенции могут быть необходимы, но недостаточны для качественной работы в конкретной должности.

Будем считать, что если человека «допустили» до данной должности в данной компании, то предполагается, что необходимый минимум всех специфических компетенций у него есть.

Однако ведь среди всех «допущенных» есть «очень-» и «совсем-даже-не-очень эффективные»!

В таблице №3 представлены результаты наших проверок достоверности прогнозов относительно «полезности» того или иного человека для компании. При этом ряд инструментов оценки в наших исследованиях серьезно учитывал специфику каждой конкретной компании, однако это не является предметом данного обсуждения. Для дискуссионного обсуждения в рамках этой статьи представлен ряд широко известных инструментов оценки, который применялся безотносительно к специфике компании, поскольку целью данной части исследования было выявить именно «универсальные» качества сотрудников любых должностей, оказывающиеся «полезными» в компаниях совершенно разного типа.

Существуют ли свойства «универсально полезного» сотрудника?

Оцениваемые

Параметры оценки эффективности деятельности

Инструменты и параметры оценки «компетенций», позволяющие прогнозировать эффективность деятельности[2]

Временной разрыв между двумя видами оценок

Motype

Типы трудовой мотивации

Bass

Направленность личности

1

Персонал завода на Юге РФ

N=1004 чел

Наиболее эффективные сотрудники (от 2х до 3х независимых экспертов из числа руководителей на каждого оцениваемого)

Высокая

«Направленность на дело, на задачу»

Низкая

«Направленность на общение ради общения»

Через 6 месяцев после получения тестовых данных

Авторитетные сотрудники предприятия, выявленные с помощью сплошного анонимного анкетирования персонала

Высокая «Инструментальная» мотивация»

Высокая

«Направленность на дело, на задачу»

Низкая

«Направленность на общение ради общения»

Оба вида оценок проведено одновременно, но независимо друг от друга

2

Персонал завода на Урале

N=243 чел

Авторитетные сотрудники предприятия, выявленные с помощью сплошного анонимного анкетирования персонала

Высокая

«Направленность на дело, на задачу»

Оба вида оценок проведено одновременно, но независимо друг от друга

Не названные среди авторитетных

Высокая «Инструментальная» мотивация»

Высокая

«Направленность на себя (эгоистическая)»

3

Персонал

IT компании

Центр. офис в Москве

N=89 чел.

Сотрудники, оказавшиеся на своих рабочих местах «наиболее полезными для компании» по оценке службы персонала

Высокая

«Направленность на дело, на задачу»

После 3 лет работы

(тест заполнен при трудоустройстве в компанию)

ЛКв

Локализация контроля личности

Особенности коммуникации

4

Персонал компании сферы услуг для юр.лиц

г. Москва

N=52

Наиболее эффективные сотрудники (по оценке независимых экспертов).

Внутренняя локализация контроля в профессиональной деятельности

Оба вида оценок проведено одновременно, но независимо друг от друга

5

Рекрутеры нескольких агентств г. Москва[3]

N=30

Наиболее эффективные специалисты по оценкам руководителей агентств

Внутренняя локализация контроля - общая

Преобладание 2х из 5 типов поведения в конфликтной ситуации

(по Томасу): «Сотрудничество» и «Соперничество»

Оба вида оценок проведено одновременно, но независимо друг от друга

6

Продавцы программного обеспечения

г. Москва

N=32

Продавцы, имеющие наибольшие объемы продаж (в денежном выражении)

Внутренняя локализация контроля - общая

«Умение работать с возражениями»

по оценке ведущих «Тренинги продаж» с данными специалистами

Оба вида оценок проведено одновременно, но независимо друг от друга

Представленные в таблице исследования проведены нами совместно с сотрудниками служб управления персоналом, средним и высшим менеджментом соответствующих компаний. Спасибо им за активное участие в этом исследовании! [4]

Многие из специалистов по оценке степени развитости компетенций уже отказались от использования некогда популярных «длинных» опросников, дающих ту информацию, которую можно получить более «коротким» способом, например, в интервью. Также и мы, разработав, стандартизировав и опубликовав модификацию опросника УСК (ЛКв - 40 вопросов), тем не менее, считаем использование его в системе работы с персоналом часто (но не всегда) избыточным, и собираем статистику получения соответствующих выводов другими, более легкими для оцениваемых, методами.

Рядом с каждым из нас, а также в очень далеких от нас регионах, работает масса других специалистов, имеющих аналогичный опыт и использующих достаточно ограниченный набор одних и тех же методов. Но каждый автономно друг от друга. Вряд ли это повышает качество работы каждого из нас!

Поэтому всех, кто понимает важность периодического пересмотра тех инструментов, которыми пользуется, и тех прогнозов, которые он дает как профессионал, приглашаем к объединению! Пишите нам по адресу [email protected]

Также приглашаем принять участие в дальнейших исследованиях и тех, кто не столько прогнозирует, сколько использует подобного рода прогнозы в своей управленческой деятельности.

С уважением и надеждой на дальнейшее сотрудничество,

Елена Ксенофонтова

ГК «Топ-Менеджмент Консалт»

Журнал «Управление персоналом» 2006г.

[1] Поручение службе персонала «всё оформить как надо и никого не дёргать» - не только абсолютно бессмысленно, но и вредно для компании.

[2] Любое исследование и любая методика могут быть более подробно описаны нами совместно со специалистами данного предприятия в том случае, если у читателей появятся конкретные вопросы по ним.

[3] Мы надеемся на активное участие специалистов этого профиля в дальнейших совместных исследованиях.

[4] Исследования №5 и №6 проведены совместно с О.Лебедевой и С.Коссовой (Высшая Школа Психологии).

tmconsult.ru