Примерный план Введение. Примерный план


Курсовая работа. Примерный план курсовой работы

Всем студентам высших и средних учебных заведений приходится на протяжении всего периода обучения писать контрольные и курсовые работы, рефераты и проекты.

Наиболее сложными по исполнению, количеству используемых литературных источников, объему текста являются курсовые работы по предметам. Перед написанием таких работ преподаватель должен предоставить студентам список тем, дать рекомендации по литературе и предложить примерный план написания курсовой.

План написания курсовой работы

Для начала нужно составить план курсовой работы и наметить последовательность ее выполнения:

  1. Совместно с преподавателем определить тему курсовой работы.
  2. Подобрать справочники, литературу и другие источники по заданной теме.
  3. Изучить все эти источники и выбрать нужную информацию.
  4. Далее идет обоснование актуальности намеченной темы.
  5. Пишется введение и теоретическая часть исследования.
  6. Если в работе есть практическая часть, то оформляется практический раздел: графики, расчеты, таблицы, диаграммы, схемы и т.п.
  7. Если работа опытно-экспериментальная, то описывается подготовка и проведение эксперимента, его анализ и выводы.
  8. Заключительная часть.
  9. Список используемой литературы (библиография) согласно ГОСТу.
  10. Приложения.
  11. Оформление титульного листа.
  12. Сдача руководителю для оценки и защита, если она предусмотрена.

В план курсовой работы включено примерное содержание глав:

Глава 1. Содержит описание проблемы, теорию исследования проблемной темы, исторический опыт, связанный с этой проблемой.

Глава 2. Проводится анализ предмета исследования, дается описание его параметров и характеристик, доказываются и аргументируются ранее выдвинутые положения, приводятся расчеты и обосновываются выводы.

Общий план курсовой работы. Пример

  1. Титульный лист (наименование колледжа, ВУЗа; тема, кто выполнил, кто проверил, город, год).
  2. Оглавление (содержание).
  3. Вводная часть.
  4. Основная часть (несколько пронумерованных глав).
  5. Заключение (содержит выводы).
  6. Библиография (список используемой литературы).
  7. Приложения (диаграммы, экспериментальные выкладки, графики и т.п.).

План курсовой работы по предмету СКД (социально-культурная деятельность)

СПб ГУКИ:

Введение

Глава 1. Определение понятия молодежная субкультура

Глава 2. Классификация неформальных молодежных движений и субкультур

  2.1. Классификация неформальных молодежных объединений по степени их опасности

  2.2. Классификация уровней (стадий) развития молодежных неформальных объединений

  2.3 Описание молодежных формирований. Субкультура. Фольклор. Процесс изменений идеологии и морально-этических норм и формирований

  2.4 НМО в Санкт-Петербурге:

      2.4.1 Хиппи

      2.4.2 Готы

      2.4.3 Эмо

      2.4.4 Ролевое сообщество

      2.4.5 Панки

      2.4.6 Скинхеды

Заключение

Библиография

Оглавление (содержание) включает в себя весь план курсовой работы, кроме титульного листа, с проставленной нумерацией страниц. Важно помнить, что титульный лист не нумеруется, а следующий за ним лист должен быть вторым по нумерации (2). Например:

  1. Содержание....... стр. 2
  2. Введение............ стр. 3
  3. Глава 1............... стр. 4 (или 5, 6, в зависимости от того, на сколько страниц написано введение) и дальше по плану.

Практически во всех ВУЗах придерживаются единого плана написания курсовых работ.

fb.ru

Примерный план

Введение

  1. Общественные блага: понятие, типы, особенности, необходимость существования

  2. Фиаско рынка и роль государства в производстве общественных благ

  3. Оптимальный объем производства общественных благ: теоретические возможности и практическая реализация в российской экономике

Заключение

Основная литература

  1. 50 лекций по микроэкономике: в 2-х т. СПб., 2000. Т.2 .Лекции 41-50.

  2. Аткинсон А., Стиглиц Дж. Лекции по экономической теории государственного сектора /Пер. с англ. М., 1996.

  3. Стиглиц Дж. Ю. Экономика государственного сектора. М., 1997.

  4. Якобсон Л. И. Общественный сектор рыночной экономики. М., 1998.

  5. Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика: Учебник для вузов. М., 2000.

  6. Институционализация общественных благ / Чекмарев В.В. Самара, 2003.

Дополнительная литература

  1. Конституции зарубежных государств: Учеб. пособие / Маклаков В.В. - 3-е изд. перераб. и доп. М., 2001.

  2. Биндар Л. Социальные обязательства государства: гарантии и реалии // Человек и труд. 2002. №1.

  3. Богатырева Т.Г. Государство и культура в условиях глобально-локальной динамики // Вестн.Моск.ун-та.Сер.18. Социология и политология. 2002. №4.

  4. Виссарионов А. Государственный сектор: границы, контроль, управление // Экономист. 2003. №6.

  5. Дубицкий В.В. Роль современного государства в сфере образования и воспитания // Вестн.Моск.ун-та.Сер.12. Полит.науки. 2004. №1.

  6. Клейнер Г. Еще раз о роли государства и государственного сектора в экономике. // Вопросы экономики. 2004. N4.

  7. Короновский А.А. К вопросу об эффективности функционирования высшей школы (качественный подход) // Науковедение. 2003. №1.

  8. Кошман Н. Снизить издержки в ЖКХ можно в два с лишним раза. Стратегия реформирования ЖКХ // Самара. 2004. N4.

  9. Круглов Ю.Г., Олесеюк Е.В. Современное государство и высшая школа. К истории и теории вопроса // Социально-гуманитарные знания. 2003. №5.

  10. Мареева В.И. Социальное страхование как очень важный раздел социальной политики государства / В. И. Мареева // Вестн.гос.соц.страхования. 2002. №8.

  11. Миронов А.В. Образование как сфера государственной политики России / А. В. Миронов // Социально-гуманитарные знания. 2002. №6.

  12. Фоминых А. Сопоставление эффективности государственного и негосударственного секторов: статистический подход / А. Фоминых // Вопросы экономики. 2004. N9.

Тема 33. Внешние эффекты: содержание, формы, результаты

Основной целью курсовой работы должно стать определение места и роли внешних эффектов в современной экономической ситуации.

Одна из составных частей современной экономической теории – теория благосостояния, ключевой проблемой в которой со времен А. Пигу является вопрос о внешних эффектах. Рассмотрение проблемы внешних эффектов началось с анализа ситуаций, когда один экономический агент оказывал вредное влияние на другого экономического агента, что было побочным результатом его основной (производительной) деятельности. На основе этого обстоятельства вредное воздействие интерпретировалось как нарушение принципа справедливости (другими словами – эффективности), что требовало в конечном итоге вмешательство государства.

Предложенный А. Пигу в его работе "Экономическая теория благосостояния" метод решения проблемы внешних эффектов породил множество затруднений при объяснении реальных ситуации. Р. Коуз в своих работах предложил скорректированную исследовательскую программу, позволяющую преодолеть границы неоклассической теории в изучении проблем внешних эффектов и связанных с ними вопросов.

Одной из задач курсовой работы должно стать доказательство того, что внешние эффекты связаны с провалами рынка. Однако аргументация величины или степени зависимости ситуации от деятельности государства должна быть проведена с различных точек зрения. Здесь необходимо сравнить неоклассическое и неоинституциональное направления экономической теории.

В неоклассической экономической теории принято рассматривать рынок как механизм, обеспечивающий формирование цен и отвечающий за размещение ресурсов и эффективное их использование. Поскольку предполагается, что внешние эффекты возникают тогда, когда не все выгоды или издержки отражены в системе цен, то это свидетельствует о нарушении принципа оптимальности размещения ресурсов, а значит, об их неэффективном использовании.

В то же время проблема внешних эффектов оказывается ключевой для одного из направлений неоинституциональной теории: экономической теории прав собственности. Проблема внешних эффектов рассматривается в связи с вопросом о конфликте прав, а также спецификации, защите и обмене правами собственности.

Содержательная сторона вопроса должна раскрывать особенности отрицательных и положительных внешних эффектов. Поскольку анализ обоих типов эффектов симметричен, то следует обратить внимание на их общие и отличительные черты. При этом особо отметить, что возникновение внешних эффектов является одной из наиболее важных характеристик условий производства общественных благ, поскольку если данное благо произведено, то оно может быть потреблено теми, кто не участвовал своими ресурсами в его производстве. Внешние эффекты могут возникать между потребителями, между производителями, а также между теми и другими. Автору рекомендуется привести оригинальные примеры на каждый случай. При определении объемов производства, потребления, продаж и покупок участники рыночных сделок ориентируются лишь на свои частные интересы и не принимают во внимание внешние эффекты, как отрицательные, так и положительные. В работе показать наглядным примером на основе фактических данных отечественной и зарубежной экономической практики, почему товаров, производство которых сопровождается отрицательными вешними эффектами, выпускается слишком много, а товаров, производство которых сопровождается положительными внешними эффектами, наоборот, слишком мало.

Далее в работе необходимо остановится на способах решения проблемы внешних эффектов. Здесь рассмотреть два случая: с участием государства и без него. При этом показать теоретические последствия, например, следующих мер:

  1. Возложить ответственность за причиненный ущерб на того, кто его произвел.

  2. Ввести налог на производителя вредного влияния на других, величина которого будет находиться в функциональной зависимости от объема произведенного вредного воздействия (налог Пигу).

  3. Изменить местоположение или график работы производителя, соответственно, размер наносимого ущерба.

Здесь же привести примеры эффективного и неэффективного объединения предприятий, производящих блага, как одного из методов борьбы с отрицательными внешними эффектами (так называемая, интернализация эффекта).

Рассматривая альтернативный подход Р.Коуза, автору курсовой необходимо четко разобраться и показать это в работе допустимые пределы предлагаемых ученым решений. Необходимо подробно остановится на ограничениях, заложенных экономистом в теорему (небольшая стоимость переговоров, точная идентификация владельцами ресурсов источников наносимого ущерба и возможность легального предотвращения этого ущерба, ограниченное число вовлеченных участников и т.п.). Всегда ли эффективное решение является желательным для обеих противоположных сторон?

Заключительная глава работы должна освещать практические результаты действия внешних эффектов. Здесь возможно изложение материала "от практики к теории": на основе реального практического примера из российской экономики сделать теоретические выводы, вскрывающие причины внешнего эффекта. Далее оцените степень его проявления. Самое основное – какова возможная и фактическая реакция государства на внешние эффекты.

studfiles.net

Примерный план | Образовательный портал EduContest.Net — библиотека учебно-методических материалов

Примерный план образовательной работы с детьми 4-5 лет Тема: «Здравствуй, детский сад» Программное содержание: 1. Формирование навыков выделения произошедших изменений в детском саду (покрашен забор, появилась новая мебель, новые игрушки в группе, новые растения на участке). 2. Расширение представлений о профессиях сотрудников детского сада (медицинская сестра, повар, дворник). 3. Формирование дружеских отношений между детьми (взаимопомощь, сочувствие, желание быть справедливым). Непосредственно образовательная деятельность по образовательным областям: «Познание» (развитие сенсорной культуры) В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать: Беседа «Моя любимая игрушка» Учить называть, обследовать и описывать игрушку, выделяя ее внешние особенности (цвет, форма, материал из которого она сделана). Рассказывать о том, как можно играть с этой игрушкой. «Познание» (развитие кругозора) В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать: Беседа «Кто работает в нашем детском саду» Познакомить с особенностями труда работников детского сада (медицинская сестра, повар, дворник). Объяснить значимость их труда, сформировать положительное отношение к их труду. «Труд» (рукотворный мир) В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать: Изготовление коллективного макета «Наш детский сад» Учить составлять из полосок бумаги изображения разных предметов. Формировать навыки взаимодействия при создании коллективной работы. «Коммуникация», «Чтение художественной литературы» В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать: Беседа «Кто трудится в нашем детском саду» Развивать словарный запас детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении (обогащение словаря детей существительными, обозначающими профессии, глаголами, характеризующими трудовые действия). Учить участвовать в беседе, отвечать на вопросы, не отклоняясь от их содержания. «Художественное творчество» (лепка) В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать: Лепка «Цветы для наших взрослых» Формировать навыки прищипывания с л

educontest.net

Примерный план Введение

  1. Рынок: понятие, функции, структура.

  2. Рыночная инфраструктура.

  3. Рыночная экономика: основные черты, преимущества и недостатки.

  4. Государственное регулирование рыночной экономики.

Заключение

Основная литература

  1. Доллан Э.Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. СПб., 1992. Гл.4.

  2. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. М., 1999. Гл. 4, 40.

  3. Олейник А.Н. Институциональная экономика: Учебное пособие. М., 2000. Тема 4,11.

  4. Третьяк В. Анализ отраслевой организации рынков (курс лекций) // Российский экономический журнал. 2001. №7.

  5. Шумаев В. Инфраструктура // РИСК. 2000. №3-4.

  6. Экономика: Учебник / Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. М., 1998. Гл. 2,6,15,21.

Дополнительная литература

  1. Браун Г.Г. Рыночное хозяйство и Вашингтонский консенсус // Мировая экономика и международные отношения. 2004. №8.

  2. Гасанов М. Региональные проблемы инфраструктуры экономики // Экономист. 2001. №7.

  3. Гришин Л. Мы как участники рыночных отношений // Вопросы экономики. 2000. №8.

  4. Грицюк Т.В. Государственное регулирование экономики: теория и практика. М., 2004.

  5. Силин А. Рынок, инвестиции и качество экономики // Экономист. 2001. №7.

  6. Современный цивилизованный рынок. Ярославль, 1995.

  7. Устинян И.П. Самуэльсон о государственном регулировании экономики // Экономист. 2001. №7.

Тема 26. Приватизация и разгосударствление собственности: россия в контексте мирового опыта

Важнейшими направлениями формирования экономики России являются поддержка предпринимательства, разгосударствление, приватизация и развитие конкуренции. В условиях перехода России к многоукладной экономике потребовалось преобразование государственной собственности на основе ее приватизации и разгосударствления, что является важным условием формирования рынка.

Таким образом, сложилась необходимость понять и проанализировать процессы приватизации и разгосударствления, проходившие в Российской Федерации, выявить задачи и особенности российской приватизации, ее проблемы.

Прежде всего, необходимо дать определение понятиям «приватизация» и «разгосударствление», выявить отличительные особенности этих двух понятий.

Далее надлежит рассмотреть цели, которые преследовали приватизация и разгосударствление в России, указав те юридические документы, на которых строились эти два процесса.

Выделяют два основных этапа приватизации: ваучерный и денежный. Необходимо рассмотреть особенности каждого этапа, выделить характерные черты, определить объекты и предпочтительные способы приватизации. Интерес представляет выделение еще одного, третьего, пути - обязательной смены собственности при неизбежности финансового краха.

В заключительной части исследования следует подвести итоги приватизации, используя статистический материал; выделить основные особенности приватизационной компании и определить те проблемы, с которыми столкнулась Россия в ходе этих преобразований. Следует предложить пути возможного решения проблем, опираясь на мировой опыт.

studfiles.net

Примерный план

Введение.

  1. Предпринимательство - специфический вид хозяйственной деятельности.

  2. Условия развития предпринимательства в российской экономике.

  3. Типы организации предприятий: а) акционерные общества как форма организации крупного бизнеса; б) индивидуальные предприятия и товарищества как форма организации малого бизнеса.

  4. Основные проблемы функционирования предприятий.

Заключение.

Основная литература

1. Агеев А. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. М., 1991.

2. Астахов В.П. Анализ финансовой устойчивости фирмы и процедуры, связанные с банкротством. М., 1995.

3. Беляева И.Ю., Эскиндаров М.А. Капитал финансово-промышленных корпоративных структур: теория и практика. М., 2001.

4. Бусыгин А.В. Предпринимательство - основной курс: Учеб. для студентов вузов. М., 1994.

5. Гранатуров В.М. Экономический риск: сущность, методы измерения, пути снижения: Учеб. пособие. М., 1999.

6. Карлоф Б. Деловая стратегия. М., 1991.

7. Микроэкономика.Теория и российская практика: Учебник/Под ред. А.Г.Грязновой, А.Ю.Юданова. М.,2003.

8. Курс предпринимательства: Учеб. для вузов. М., 1997.

9. Самуэльсон П. Экономика. М., 1993. Т.1. Гл. 3, 5.

10. Хоскинг А. Курс предпринимательства. М., 1993.

Дополнительная литература

11. Бурмистрова Т.В.,Мартыненко Г.И. Государственное регулирование предпринимательской деятельности: антимонопольная практика // Право и экономика.2003.№ 8.

12. Еваленко М. Потенциал малого предпринимательства и экономика российских регионов// Российский экономический журнал. 2003.№ 9-10.

13. Куртов Д. Предпринимательская ответственность и эффективность функционирования предприятия// Мировая экономика и международные отношения.2002. № 4.

  1. Маликов Р. О преодолении административных барьеров в развитии российского предпринимательства// Общество и экономика. 2003. № 3.

  2. Рыбина Н.М. Основные этапы становления малого предпринимательства в условиях современных радикальных рыночных реформ в России//Менеджмент в России и за рубежом.2001. №1.

  3. Фоминых А. Сопоставление эффективности государственного и негосударственного секторов: статистический подход // Вопросы экономики. 2004. № 9.

Тема 5. Развитие финансовых инструментов в рыночной экономике россии

Современная финансовая система представляет собой совокупность финансовых отношений и регулирующих институтов. Финансовые отношения - важная составная часть общих экономических отношений. Через финансовый механизм государство образует и использует фонды денежных средств, необходимых для выполнения его многочисленных функций в политической, экономической и социальной сферах. Основная задача, решаемая на финансовых рынках, - обеспечение взаимодействия эмитентов и инвесторов. Именно на финансовых рынках можно привлечь значительные и дешевые ресурсы на длительный срок, а затем перераспределить их на наиболее эффективные направления на основе рыночных механизмов.

Целью данной курсовой работы является анализ развития российского финансового рынка, формирования его инфраструктуры и элементов. В первой части курсовой работы целесообразно раскрыть сущность финансового рынка, принципы его построения. Затем перейти к рассмотрению структуры финансового рынка, дать характеристику совокупности используемых на рынке инструментов.

За прошедший период реформы в России произошло становление финансового рынка. Особенностью России было то, что формирование денежного рынка и рынка капиталов шло параллельно. Предполагалось, что оба рынка можно развивать одновременно, но на практике рынок капиталов, на котором обращаются финансовые инструменты, отстает.

Для России сегодня существуют более значительные возможности привлечения капитала, чем для развитых стран в соответствующий период формирования финансовых рынков в прошлом. Поэтому процессы на российском рынке связаны с резкими колебаниями и более быстрым темпом развития.

Кризис 1998г. существенно отбросил финансовый рынок назад, например российский рынок производных финансовых инструментов практически прекратил свое существование. Поэтому для ЦБ, государственных структур, регулирующих этот сектор, обеспечение стабильности российского финансового рынка является стержневой задачей. Финансовая стабильность включает в себя ряд критериев: корпоративное управление, стандарты регулирования фондового рынка и банков, прозрачности, МСФО и аудиторской деятельности, стандарты платежных систем и т.д. Все секторы российского финансового рынка не в полной мере соответствуют этим критериям. Поэтому в курсовой работе целесообразно остановиться на анализе институционального обеспечения и регулирования финансового рынка со стороны государства. Студенту следует хорошо разобраться какую денежно-кредитную политику проводит государство (правительство) в тот или иной период развития экономики.

Далее в работе необходимо рассмотреть финансовые инструменты. В современной экономике существует большое количество разнообразных финансовых инструментов (акции, облигации, инвестиционные паи, коносаменты; производные ценные бумаги: опционы, варранты, фьючерсы, форвардные контракты и др.). Студенту предоставляется возможность по своему усмотрению выбрать тот или иной инструмент для анализа. При этом следует определить круг субъектов и складывающихся между ними экономических отношений по поводу использования данных инструментов; показать их механизм действия;функции, выполняемые ими; отличительные особенности.

Рассматривать действие этих инструментов необходимо в динамике, что позволит выявить положительное и отрицательное их воздействие на экономику (ее стабилизацию или дестабилизацию). Анализ развития финансовых инструментов России целесообразно сравнивать, сопоставлять с аналогичными инструментами на финансовых рынках других стран. Это позволит выявить тенденции в развитии финансового рынка через действие финансовых инструментов.

studfiles.net

Примерный план

Введение.

  1. Конкуренция как основа развития рыночного механизма.

  2. Основные виды и типы конкуренции.

  3. Место и роль конкуренции в российской социально-экономической системе.

Заключение.

Основная литература

  1. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М., 1996.

  2. Дибб С., Симкин Л. Практическое руководство по сегментированию рынка. СПб., 2002.

  3. Кирцнер И.М. Конкуренция и предпринимательство / И. М. Кирцнер; Романов А.Н. - УМО; пер. с англ. М., 2001.

  4. Пищик В.Я. Евро и доллар США. Конкуренция и партнерство в условиях глобализации. М., 2002.

  5. Портер М. Конкуренция: Учеб.пособие. - Пер.с англ. М., 2001.

  6. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика: Учебно-практическое пособие. - 3-е изд. исправ. и доп. М., 2001.

Дополнительная литература

  1. Абрамов В. Конкуренция будет ужасной, но зато выиграет потребитель // Самара. 2003. №11.

  2. Ануреев С. Новые явления в организации и технологиях безналичных расчетов, их влияние на конкуренцию в денежном обороте различных форм денег // Финансы и кредит. 2003. №6.

  3. Бобров Н. Конкурентная борьба // Маркетинг. 2003. N5.

  4. Горячева Ю. Новые правила предотвращения и пресечения сговоров, направленных против конкуренции // Хозяйство и право. 2003. №2.

  5. Готовчиков И. О конкуренции на российском рынке инвестиций // Финансы и кредит. 2003.№4.

  6. Игнатов А. Анализ влияния эластичности покупательского спроса на цены, издержки и прибыль предприятия // Маркетинг в России и за рубежом. 2003. №2.

  7. Коляда В. Формирование конкурентного превосходства на рынке инвестиционных товаров // Маркетинг. 2003. №1.

  8. Копеин В. Конкуренция под строгим контролем // ЭКО. 2003. №5.

  9. Кузнецов А. Электронные рынки и конкуренция // Вопросы экономики. 2004. N2.

  10. Мирзоев Д. Интеграция России в мировой рынок новых технологий и наукоемкой продукции / Д. Мирзоев // Финансы и кредит. 2003. N17.

  11. Хантуа З. Международная конкуренция и национальная экономическая безопасность // Общество и экономика. 2004. N2.

  12. Черковец О. Глобализация сотрудничества или конкуренции? // Экономист. 2002. №10.

Тема 32. Общественные блага: экономическое содержание и регулирование

Цель работы – обосновать необходимость существования в современной экономике общественных благ.

Существуют определенные виды товаров и услуг, которые в силу их отличительных особенностей рыночная система вообще не намерена производить. Их называют государственными или общественными благами. В первой главе курсовой работы необходимо подробно остановиться на истории возникновения общественных благ, дать им четкое определение и раскрыть содержание основных типов (чисто общественное, квазиобщественное, комбинированное благо).

В тексте обязательно пояснить особенности общественных благ, выделив их исключительные черты, а также провести сравнительный анализ с индивидуальными благами, сопроводив графическими иллюстрациями. Особо отметить следующее. Общественные блага нельзя поделить на отдельные единицы, т.е. вследствие неделимости общественного блага оно представимов виде таких крупных единиц, что не может быть продано отдельным покупателям. На эти блага не распространим "принцип исключения". Потребление такого блага каким-либо одним потребителем не уменьшает его количества, доступного для потребления другими. Этот пункт позволяет разграничить чистые общественные блага и комбинированные. Как только данное благо возникает, то не существует эффективных способов отстранения индивидов от пользования выгодами общественного блага. Таким образом, в потреблении общественных благ отсутствует соперничество. В работе показать возможные последствия этого результата.

Поскольку потребители получают выгоды от чисто общественного блага независимо от того, платят они за него или нет, то возникает желание обойтись без лишних выплат, получить это благо даром. Такая ситуация получила название "проблемы безбилетника". Она возникает чаще в больших, чем в малых группах потребителей, из-за трудностей получения необходимой информации о положении плательщиков. В результате существования "проблемы безбилетника" производство чисто общественных благ бывает ниже эффективного.

Таким образом, главными задачами в решении проблем общественных благ являются следующие.

1. Рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода. На плечи государства ложится забота об инвалидах, детях, стариках, малоимущих. Как правило, рынок не нацелен на разработки в области фундаментальных наук, ибо это связано с высокой степенью риска и неопределенностью, с огромными затратами. И в этой области требуется вмешательство государства. Т.о. производство общественных благ социально значимо. Задача государства состоит в создании условий для их производства.

2. Не менее важная задача состоит в определении оптимального объема производства чистого общественного блага. Потребление чисто общественных благ происходит коллективно, однако индивидуальная польза от этого потребления различна и зависит от предельной пользы или выгоды от их использования конкретным потребителем. Рынок оказывается не в состоянии справиться с "проблемой безбилетника" и в этом случае терпит фиаско. Исправить "провалы" рынка - долг государства. Способам решения обозначенных выше задач должна быть посвящена вторая глава работы.

Заключительная глава курсовой работы должна акцентировать внимание на практических методах регулирования общественных благ. Здесь необходимо использовать реальные примеры, содержащие обширный статистический материал российской, зарубежной экономик. Приветствуется проведение сравнительного анализа различных экономических систем и эффективности производства в них общественных благ. Для этого автору рекомендуется продумать систему показателей, которая будет характеризовать производство общественных благ. Например, это сравнительная динамика двух временных рядов: расходы на высшее образование и темп прироста ВВП.

studfiles.net

Примерный план

Введение.

  1. Внешние эффекты: содержание понятия, типы

  2. Подходы к решению проблемы внешних эффектов в различных экономических школах

  3. Результаты проявления внешних эффектов

Заключение.

Основная литература

  1. 50 лекций по микроэкономике: в 2-х т. СПб., 2000. Т.2.Лекции 41-50.

  2. Коуз Р.Фирма, рынок и право. М., 1993.

  3. Стиглиц Дж. Ю. Экономика государственного сектора. Москва: Издательство Московского государственного университета и Издательство ИНФРА-М, 1997.

  4. Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика: Учебник для вузов. М., 2000

Дополнительная литература

  1. Воронкин И. Возможный эффект государственного регулирования в строительстве // Экономист. 2004. N3.

  2. Данилова Т. Права собственности в инвестиционных сделках // Финансы и кредит. 2003. №7.

  3. Денин Н. Эффективность агропромышленной интеграции на микроэкономическом уровне // АПК: экономика, управление. 2003. №10.

  4. Жиганова Л.П. Биотерроризм и агротерроризм - реальная угроза безопасности общества // США-Канада. Экономика, политика, культура. 2004. №9.

  5. Короновский А.А. К вопросу об эффективности функционирования высшей школы (качественный подход) // Науковедение. 2003. №1.

  6. Кошман Н. Снизить издержки в ЖКХ можно в два с лишним раза. Стратегия реформирования ЖКХ // Самара. 2004. N4.

  7. Кучуради И. Справедливость - социальная и глобальная // Вопросы философии. 2003. №9.

  8. Рыбаков А.В. Общественные эффекты институционализации политико-властных отношений // Социально-гуманитарные знания. 2004. №2.

  9. Симчера В. Об эффективности использования национальных ресурсов России // Общество и экономика. 2003. №7-8.

  10. Скуфьина Т. Расчет трансакционных издержек потребительского рынка (по результатам обследования потребительского рынка Мурманской области) // Проблемы прогнозирования. 2003. №4.

  11. Снатенков А. Природопользование экологическая эффективность // Экономика сельского хозяйства России. 2002. №10.

  12. Степанова Г. Влияние концентрации на эффективность производства зерна в Волгоградской области // АПК: экономика, управление. 2004. N11.

  13. Федоренко Н. К оценке эффективности использования национальных ресурсов России // Вопросы экономики. 2003. №8.

Тема 34. Рыночное равновесие и государство

В начале курсовой работы студенту рекомендуется раскрыть суть общего и частичного рыночного равновесия. Затем целесообразно остановиться на расссмотрении саморегулирующегося механизма рыночной экономики. Еще А. Смит говорил о «невидимой руке» устанавливающей рыночное равновесие. Однако по мере развития общественного воспроизводства, углубления разделения труда, диверсификации производства, становления сначала монополий, а затем транснациональных корпораций возможности саморегулирования рынка ссужаются. Наглядным подтверждением этому служит великая депрессия 1929-1933 годов. Более того, практика свидетельствует, что позитивное звено эффективности рыночной экономики, основывающееся на конкуренции, без вмешательства государства в рыночные отношения по мере развития монополий – самовырождается. Задача студента в данной части курсовой работы аргументировано представить не только позитивные, но и негативные эффекты рыночных регуляторов.

Другая необходимость участия государства в установлении рыночного равновесия связана с тем, что при возникновении препятствий и перемен, например резкое повышение цен на сырье и топливо, существенный прогресс в технологии, политический кризис и т.п. – рыночная экономика успешно приспосабливается к новым условиям равновесия, как правило, при активном участии государства. Характер, темпы приспособления к новому положению зависят от конкретных условий, степени открытости экономики, соответствия изменившегося уровня цен социальным нуждам и требованиям, эффективности экономических регуляторов и экономической политики, используемой государством.

Особенно важно вмешательство государства в экономическую жизнь в целях достижения макроэкономического равновесия в условиях трасформационной экономики. В этой связи в заключительной части курсовой работы студенту рекомендуется на примере России сопоставить макроэкономическую политику и состояние рыночного равновесия до и после 1999 года.

studfiles.net