Теория Маслоу 2 (стр. 1 из 4). Маслоу теорема


Теория Маслоу

Количество просмотров публикации Теория Маслоу - 659

 

А.Маслоу(1908-1970) по праву считается ʼʼдуховным отцомʼʼ гуманистической психологии. Именно им были разработаны важнейшие теоретические положения этого направления - о самоактуализации, видах потребностей и механизмах развития личности. Своими блестящими лекциями и книгами он также способствовал распространению идей этой школы, хотя по степени популярности в США они уступают бихевиоризму и психоанализу.

Маслоу окончил Висконсинский университет и получил степень доктора психологических наук в 1934 ᴦ. На его интерес к психологии и развитие его концепции оказало огромное влияние знакомство с европейскими философами, особенно с учеными, эмигрировавшими в США. О его общении с М. Вертгеймером уже упоминалось. Именно данный ученый, его личность, стиль жизни и творчества навели Маслоу на мысль о ʼʼсамоактуализировавшейся личностиʼʼ. Вторым человеком, послужившим образцом для этого понятия, стала известный антрополог Р. Бенедикт.

Собственная теория Маслоу, которую ученый разработал к 50-м годам, изложена им в книгах ʼʼК психологии бытияʼʼ (1968), ʼʼМотивация и личностьʼʼ (1970) и др. Размещено на реф.рфОна появилась на базе детального знакомства с основными психологическими концепциями, существовавшими в тот период, так же как и сама идея Маслоу о крайне важно сти формирования третьего пути, третьего психологического направления, альтернативного психоанализу и бихевиоризму.

В 1951 ᴦ. Маслоу пригласили в Бренденский университет, где он занимал пост председателя психологического отделœения до 1968 ᴦ., т. е. почти до самой смерти. Последние годы жизни он также был президентом Американской психологической ассоциации.

Говоря о крайне важно сти формирования нового подхода к пониманию психики, Маслоу подчеркивал, что он не антибихевиорист, не антипсихоаналитик, не отвергает старые подходы и старые школы, но выступает против абсолютизации их опыта͵ против всœего, что ограничивает развитие человека, сужает его возможности.

Одним из самых больших недостатков психоанализа, по его мнению, является не столько стремление принизить роль сознания человека, сколько тенденция рассматривать психическое развитие с точки зрения адаптации организма к окружающей среде. В то же время одной из главных идей Маслоу была мысль о том, что, в отличие от животных, человек не стремится к равновесию со средой, но, напротив - хочет взорвать это равновесие, так как оно является смертью для личности. Равновесие, адаптация, укорененность в среде уменьшают или совсœем уничтожают стремление к самоактуализации, которая и делает человека личностью. По этой причине только стремление к развитию, личностному росту, т. е. к самоактуализации, есть основа развития человека и общества.

Не менее активно Маслоу выступал и против тенденции сведения всœей психической жизни к поведению, которая была свойственна бихевиоризму. Он считал, что самое ценное в психике - ее Самость, стремление к саморазвитию - не должна быть описано и понято с позиций поведенческой психологии, а потому психология поведения должна быть не исключена, но дополнена психологией сознания, которая бы исследовала ʼʼЯ-концепциюʼʼ, Самость личности.

В своих психологических исследованиях Маслоу почти не проводил глобальных, крупномасштабных экспериментов, которые приняты в американской психологии, особенно в бихевиоризме. Стоит сказать, что для него характерны небольшие, пилотажные исследования, которые не столько нащупывали новые пути, сколько подтверждали то, к чему он пришел в своих теоретических рассуждениях. Такой подход был свойствен Маслоу с самого начала, именно так он подошел к исследованию самоактуализации, одного из центральных понятий своей концепции гуманистической психологии.

В отличие от психоаналитиков, которые исследовали главным образом отклоняющееся поведение, Маслоу считал, что исследовать человеческую природу крайне важно , ʼʼизучая ее лучших представителœей, а не каталогизируя трудности и ошибки средних или невротических индивидуумовʼʼ. Только изучая лучших людей, писал он, мы можем исследовать границы человеческих возможностей и вместе с тем понять истинную природу человека, недостаточно полно и четко представленную в других, менее одаренных людях.

Выбранная им группа состояла из 18 человек, при этом 9 из них были его современниками, а 9 - историческими личностями, в число которых входили А. Линкольн, А. Эйнштейн, В. Джемс, Б. Спиноза и другие известные ученые и политические деятели. Эти исследования привели его к мысли о том, что существует определœенная иерархия потребностей человека, которая выглядит следующим образом:

физиологические потребности - в пище, воде, сне и т. п.;

потребность в безопасности - стабильности, порядке;

потребность в любви и принадлежности - в семье, дружбе;

потребность в уважении - самоуважении, признании;

потребность в самоактуализации -развитии способностей.

Одно из самых слабых мест в теории Маслоу заключалось в его положении о том, что данные потребности находятся в раз и навсœегда заданной жесткой иерархии и более ʼʼвысокиеʼʼ потребности (к примеру, в самоуважении или самоактуализации) возникают только после того, как удовлетворяются более элементарные, к примеру потребность в безопасности или в любви. Не только критики, но и последователи Маслоу показали, что очень часто потребность в самоактуализации или самоуважении доминирует и определяет поведение человека, несмотря на то что его физиологические потребности остались неудовлетворенными, а иногда даже фрустрировали удовлетворение потребностей более высокого уровня.

При этом, несмотря на расхождение по проблеме иерархии данных потребностей, большинство представителœей гуманистической психологии приняли сам термин самоактуализация, введенный Маслоу, так же как и его описание самоактуализирующейся личности.

Впоследствии и сам Маслоу отказался от столь жесткой иерархии, объединив всœе существующие потребности в два класса - потребности нужды (дефицита) и потребности развития (самоактуализации). Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, он выделил два уровня существования человека - бытийный, ориентированный на личностный рост и самоактуализацию, и дефициентный, ориентированный на удовлетворение фрустрированных потребностей. В дальнейшем он выделил группы бытийных и дефициентных потребностей, ценностей познания, обозначив их терминами Б и Д (к примеру, Б-любовь и Д-любовь), а также ввел термин метамотивациядля обозначения собственно бытийной мотивации, ведущей к личностному росту.

Описывая самоактуализирующуюся личность, Маслоу говорил о том, что таким людям присуще принятие себя и мира, в т.ч. и других людей. Это, как правило, люди естественные, адекватно и эффективно воспринимающие ситуацию, сконцентрированные на задаче, а не на себе. В то же время этим людям свойственны не только принятие других, открытость и контактность, но и стремление к уединœению, к автономии и независимости от окружающей их среды и культуры.

Так в теорию Маслоу входят понятия идентификация и отчуждение, хотя полностью эти механизмы психического развития им так и не были раскрыты. При этом общее направление его рассуждений и экспериментальных исследований позволяет осознать его подход к психическому развитию личности, его понимание связей между личностью и обществом.

Ученый считал, что каждый человек рождается с определœенным набором качеств, способностей, которые и составляют сущность его ʼʼЯʼʼ, его Самости и которые человеку крайне важно осознать и проявить в своей жизни и деятельности. По этой причине именно осознанные стремления и мотивы, а не бессознательные инстинкты составляют самую суть человеческой личности, отличают человека от животных. При этом стремление к самоактуализации наталкивается на различные трудности и препятствия, на непонимание окружающих и собственную слабость, неуверенность. По этой причине многие люди отступают перед трудностями, отказываясь от желания проявить себя, самоактуализироваться. Такой отказ не проходит бесследно для личности, он останавливает ее рост, приводит к неврозам. Исследования Маслоу показали, что невротики - это люди с неразвитой или неосознанной потребностью к самоактуализации.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, общество, окружение, с одной стороны, крайне важно человеку, так как самоактуализироваться, проявить себя он может только среди других людей, только в обществе. С другой стороны, общество по самой своей сути не может не препятствовать самоактуализации, так как любое общество, считает Маслоу, стремится сделать человека шаблонным представителœем среды, оно отчуждает личность от ее сути, ее индивидуальности, делает ее конформной.

В то же время отчуждение, сохраняя Самость, индивидуальность личности, ставит ее в оппозицию к окружающему и также лишает ее возможности самоактуализироваться. По этой причине в своем развитии человеку крайне важно сохранить равновесие между этими двумя механизмами, которые, как Сцилла и Харибда, стерегут его в процессе развития, чтобы погубить личность. Оптимальным, считает Маслоу, является идентификация во внешнем плане, в общении человека с окружающим миром и отчуждение во внутреннем плане, в плане его личностного развития, развития его самосознания. Именно такой подход позволяет эффективно общаться с окружающими и в то же время оставаться самим собой. Эта позиция Маслоу, его мысли о крайне важно сти противостояния, но не враждебности личности и общества, крайне важно сти отчуждения от среды, стремящейся стереотипизировать человека, склонить его к конформизму, сделали Маслоу популярным среди интеллектуалов, так как эта позиция во многом отражала не только концепцию самого Маслоу, но и концепцию взаимосвязи между личностью и обществом, принятую в этой социальной группе.

Признание получил и тезис Маслоу о том, что цель личностного развития - это стремление к росту, самоактуализации, в то время как остановка личностного роста - это смерть для личности, Самости. При этом духовному росту мешают не только физиологические потребности, боязнь смерти, дурные привычки, но и давление группы, социальная пропаганда, которые уменьшают автономность и независимость человека. Необходимо подчеркнуть, что, в отличие от психоаналитиков, которые рассматривали психологическую защиту как благо для личности, как способ избежать невроза, Маслоу считал психологическую защиту злом, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ останавливает личностный рост. В какой-то степени причина этого противоречия станет ясной, в случае если вспомнить о том, что для психоанализа развитие - это адаптация к среде, нахождение определœенной экологической ниши, в которой личность может уйти от давления среды. С точки зрения Маслоу, психологическая защита помогает адаптации к окружающему и, следовательно, препятствует личностному росту. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, противоположные взгляды на сам процесс развития личности рождают противоположные взгляды на роль психологической защиты в данном развитии.

Самоактуализация связана с умением понять себя, свою внутреннюю природу, научиться ʼʼсонастраиватьсяʼʼ в соответствии с этой природой, строить свое поведение исходя из нее. При этом самоактуализация является не одномоментным актом, но процессом, не имеющим конца, это способ ʼʼпроживания, работы и отношений с миром, а не единичное достижениеʼʼ, - писал Маслоу. Он выделял в данном процессе наиболее значимые моменты, которые изменяют отношение человека к самому себе и миру, стимулируют личностный рост и стремление к самоактуализации. Это должна быть мгновенное переживание, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ Маслоу называл ʼʼпик-переживаниеʼʼ, или долгое ʼʼплато-переживаниеʼʼ. В любом случае это моменты наибольшей полноты жизни, реализации именно бытийных, а не дефициентных потребностей, а потому они так важны в развитии самоактуализации, в первую очередь самоактуализации трансцендентного типа, формируемой у людей, для которых наиболее значим именно трансцендентный опыт.

Необходимо отметить, что Маслоу был практически первым психологом, обратившим внимание не только на отклонения, трудности и негативные стороны личности, но и на позитивные стороны личностного развития. Он одним из первых исследовал позитивные достижения личного опыта͵ раскрыл пути саморазвития и самосовершенствования для любого человека.

referatwork.ru

6. Иерархическая теория потребностей а. Маслоу

Абрахам Маслоу (1908-1970) первым осознал законы построения че­ловеческих потребностей. Он понял, что не сама потребность движет человека, а степень ее неудовлетворения. Потребности в самом общем виде можно определить как заботу индивида об обеспечении необходимых средств и условий для собственного существования и самосохранения, стремление к устойчивому со­хранению равновесия со средой обитания (жизненной и социаль­ной). Существует множество классификаций человеческих по­требностей, основанием которых выступают: специфический объ­ект человеческих потребностей, их функциональное назначение, вид реализуемой деятельности и т.д.

Более полно и удачно, разработана иерархия потребностей американским психологом А. Маслоу, выделившим пять уровней или групп мотивов поведения в зависимости от до­минирующих в тот или иной момент потребностей.

  1. Физиологические и сексуальные потребности — это потреб­ность в воспроизводстве рода, дыхании, физических движе­ниях, пище, одежде, жилище и т.д.

  2. Экзистенциальные потребности — это потребности в безо­пасности своего существования, уверенность в завтрашнем дне, стабильность условий жизнедеятельности, потребности в определенном постоянстве и регулярности окружающего человека социума, а в сфере труда — в гарантированной за­нятости, страховании от несчастных случаев и т.д.

  3. Социальные потребности — это потребности в социальных связях, общении, идентификации себя с другими, участии в совместной трудовой деятельности.

  4. Потребности в самоуважении, престижные — это признание достоинства, потребности в служебном росте, статусе, пре­стиже, признании и высокой оценке.

  5. Личностные, духовные потребности — это потребности в самоактуализации, самовыражении через творчество.

Первые два типа потребностей в своей

иерархии А. Маслоу называл первичными

(врожденными), три остальных — вторич­ными

(приобретенными). При этом процесс 5

возвышения потреб­ностей выглядит как

замена первичных (низших) вторичными 4

(высшими). Согласно принципу иерархии,

потребности каждого нового уровня

становятся актуальными (насущными, 3

требующи­ми удовлетворения) для индивида

лишь после того, как удовле­творены 2

предыдущие запросы. Поэтому принцип

иерархии назы­вают также принципом

доминанты (господствующей в данный Рис. 2 Пирамида потребностей А.Маслоу

момент потребности). Маслоу считал, что само удовлетворение не выступает мотиватором поведения человека: голод движет че­ловеком, пока он не удовлетворен.

Однако, сама по себе классификация мотивационных факторов не является самой ценной и интересной находкой. Подобные попытки предпринимали и многие другие. Достоинство концепции Маслоу в её «двигательной пружине» - принципе иерархии. Основные идеи Маслоу:

  • что только неудовлетворённая потребность организует поведение индивида, заставляет его предпринимать действия, что бы удовлетворить потребность. Образно говоря, человеческую цивилизацию творили глубоко неудовлетворённые люди.

  • интенсивность потребности связана с занимаемым ею местом (чем ниже потребность, тем ниже её интенсивность). Физиологические потребности первичны и выступают доминантой поведения до тех пор, пока не удовлетворены хотя бы на минимальном уровне, после чего доминируют потребности следующего уровня – в безопасности и т.д.

  • Низшие потребности независимы не только друг от друга (дыхание независимо от голода), но и от высших потребностей.

  • Высшие потребности зависят от низших.

    Если низшие потребности присущи всем людям в равной мере, то высшие – в неодинаковой степени.

  • Высшие потребности в отличие от низших никогда нельзя удовлетворять полностью, потому что человек постоянно совершенствуется, а это значит, что он стремится к лучшему удовлетворению тех же самых потребностей. Высшие потребности не являются константой, они возникают и исчезают, формируются и деформируются.

  • С социальной точки зрения человека характеризуют

высшие потребности.

дифференциации людей. Кроме того, они в большей

степени влияют на формирование личности человека. В свою очередь чем выше потребность, тем значительнее роль самого человека в их формировании. Получается взаимонапрвленный процесс: потребности движут человеком, а он формирует их. И чем выше запросы личности, тем сложнее процесс формирования потребностей.

Вот почему современная молодёжь, имеющая высокий уровень образования, часто разочаровывается в труде, если ей представляется рутинная малоквалифицированная работа. Отсюда ясно, почему долгим оказывается выбор профессии, который воспринимается молодым человеком как фундаментальный. Именно этим объясняется более позднее превращение в кадрового рабочего, частая перемена места работы в период до 30 лет.

Все потребности функционируют циклически, т.е. вновь повторяются. Если речь идёт о статусных потребностях, то в начале своей карьеры человек довольствуется малым: невысоким заработком, равным статусом с другими. Однако по мере служебного роста претензии возрастают, прежний статус равного его не устраивает, он стремится выделиться, оказывать больше влияния, иметь более высокий заработок, престижные знакомства и т.п. «Утолённый голод» через некоторое время вновь заявит о себе, и всё пойдёт по кругу.

На основании теории Маслоу американские социологи П. Херси и К. Бланшард предложили модель, описывающую уровень удовлетворения потребностей граждан в различных обществах. Всего возможны три варианта (рис. 1.1)

Как интерпретировать приведенные структуры? Вспомним, что доминирование означает неудовлетворенность потребности. Рис. l.l a описывает отсталое общество, в котором еще не удовлетворены элементарные потребности человека — в жилье, работе, питании, отдыхе. Рис. 1.1 б иллюстрирует среднеразвитый тип общества, в котором базисные и духовные потребности людей удовлетворены на каком-то приемлемом уровне, но социальные потребности — нет. Наконец, третья модель - рис. 1.1в - описывает развитое индустриальное общество, где удовлетворены все низшие и средние потребности. Стандарты и качество жизни, уровень образования людей постоянно растут. Человек способен сменить место работы, не боясь ее потерять. Он стремится попасть туда, где раскроются его потенциальные способности. Это общество с высокой технологией и гарантией занятости. Херси и Бланшард не называют конкретные страны, которые с точностью можно отнести к той или иной модели. Теоретические критерии здесь вряд ли пригодятся, вопрос решается эмпирически. Для этого в каждой стране проводится опрос населения и выясняется, какие потребности людей и в какой степени удовлетворены, а какие — нет.

studfiles.net

2.1. Теория иерархии потребностей Маслоу

Теории содержания мотивации анализируют факторы, оказывающие влияние на мотивацию. В значительной мере фокус этих теорий сконцентрирован на анализе потребностей и их влиянии на мотивацию. Эти теории описывают структуру потребностей, их содержание и то, как данные потребности связаны с мотивацией человека к деятельности. В данных теориях делается попытка дать ответ на вопрос о том, что внутри человека побуждает его к деятельности. Наиболее известными теориями мотивации этой группы являются: 1) теория иерархии потребностей, разработанная Маслоу; 2) теория ERG, разработанная Альдерфером; 3) теория приобретенных потребностей МакКлелланда и 4) теория двух факторов Герцберга.

Во введении упоминалось имя Абрахама Маслоу как одного из известнейших представителей бихевиористского направления в ряду учений об управлении. Широко известная и широко признаваемая концепция иерархии потребностей, разработанная Маслоу [9], включает в себя следующие основные идеи и предпосылки.

• Люди постоянно ощущают какие-то потребности.

• Люди испытывают определенный набор сильно выраженных потребностей, которые могут быть объединены в отдельные группы.

• Группы потребностей находятся в иерархическом расположении по отношению друг к другу.

• Потребности, если они не удовлетворены, побуждают человека к действиям. Удовлетворенные потребности не мотивируют людей.

• Если одна потребность удовлетворяется, то на ее место выходит другая неудовлетворенная потребность.

• Обычно человек ощущает одновременно несколько различных потребностей, находящихся между собой в комплексном взаимодействии.

• Потребности, находящиеся ближе к основанию «пирамиды», требуют первостепенного удовлетворения.

• Потребности более высокого уровня начинают активно действовать на человека после того, как в общем удовлетворены потребности более низкого уровня.

• Потребности более высокого уровня могут быть удовлетворены большим числом способов, нежели потребности нижнего уровня.

В соответствии с теорией Маслоу существует пять групп потребностей.

Физиологические потребности. К данной группе потребностей относятся потребности в пище, воде, воздухе, убежище и т.п., т.е. те потребности, которые человек должен удовлетворять, чтобы выживать, чтобы поддерживать организм в жизнедеятельном состоянии. Данные потребности в значительной мере связаны с поддержанием физиологических процессов и порождены физиологией человека. Люди, которые работают в основном по причине необходимости удовлетворения потребностей этой группы, мало интересуются содержанием работы, они концентрируют свое внимание на оплате, а также на условиях труда, удобстве на рабочем месте, возможности избегать усталости и т.п. Для управления такими людьми необходимо, чтобы минимум зарплаты обеспечивал выживание и рабочие условия не слишком отягощали существование.

Потребности безопасности. Потребности этой группы связаны со стремлением и желанием людей находиться в стабильном и безопасном состоянии, защищающем от страха, боли, болезней и других страданий, которые может принести жизнь человеку. Люди, испытывающие потребности этого рода, стремятся избегать волнительных ситуаций, любят порядок, четкие правила, ясные структуры. Они оценивают свою работу, в первую очередь, с точки зрения обеспечения им стабильного существования в будущем. Для человека, находящегося под влиянием этих потребностей, важны гарантии работы, пенсионное обеспечение, гарантия медицинского обслуживания. Люди, испытывающие данные потребности, стремятся застраховаться в прямом и переносном смысле от возможности неблагоприятных событий и изменений, создавая страховой потенциал, в частности, за счет обучения и образования. Люди с обостренной потребностью безопасности стремятся избегать риска, внутренне противятся изменениям и преобразованиям. Для управления такого рода людьми следует создавать ясную и надежную систему социального страхования, применять ясные и справедливые правила регулирования их деятельности, оплачивать труд выше прожиточного уровня, не привлекать их к принятию рискованных решений и осуществлению действий, связанных с риском и изменениями.

Потребности принадлежности и причастности. Человек стремится к участию в совместных действиях, он хочет дружбы, любви, быть членом каких-то объединений людей, участвовать в общественных мероприятиях и т.п. Все эти стремления составляют группу потребностей принадлежности и причастности. Если для человека данная потребность является ведущей, он смотрит на свою работу, во-первых, как на принадлежность к коллективу и, во-вторых, как на возможность установить хорошие и дружеские отношения со своими коллегами. По отношению к таким работникам руководство должно носить форму дружеского партнерства, для таких людей надо создавать условия для общения на работе. Хороший результат дают групповая форма организации труда, групповые мероприятия, выходящие за рамки работы, а также напоминание работникам о том, что их ценят коллеги по работе.

Потребности признания и самоутверждения. Данная группа потребностей отражает желание людей быть компетентными, сильными, способными, уверенными в себе, а также желание людей, чтобы окружающие признавали их таковыми и уважали их за это. Люди с сильно влияющей на них данной потребностью стремятся к лидерскому положению либо к положению признанного авторитета при решении задач. При управлении данными людьми надо использовать различные формы выражения признания их заслуг. Для этого полезными могут быть присвоение титулов и званий, освещение в прессе их действий, упоминание руководством в публичных выступлениях их заслуг, вручение различного рода почетных наград и т.п.

Потребности самовыражения. Данная группа объединяет потребности, выражающиеся в стремлении человека к наиболее полному использованию своих знаний, способностей, умений и навыков. Данные потребности в гораздо большей степени, чем потребности других групп, носят индивидуальный характер. Это потребности человека в творчестве в широком смысле этого слова. Люди с данной потребностью открыты к восприятию себя и окружения, созидательны и независимы. При управлении людьми данного рода надо стремиться давать им оригинальные задания, позволяющие претворять в жизнь способности, предоставлять большую свободу в выборе средств решения задач и привлекать к работе, требующей изобретательности и созидательности.

Теория иерархического построения потребностей Маслоу не дает ответа на вопрос, какова природа тех или иных потребностей. Основная задача этой теории, похоже, состоит в стремлении показать, как те или иные потребности могут воздействовать на мотивацию человека к деятельности и как, зная об определенной динамике действия потребностей на мотивацию человека, воздействовать на человека, предоставляя ему возможности удовлетворять свои потребности определенным образом.

Концепция Маслоу оказала большое влияние на развитие теории и практики современного управления. Однако жизнь показала, что в концепции есть ряд очень уязвимых моментов.

Во-первых, потребности по-разному проявляются в зависимости от многих ситуационных факторов (содержание работы, положение в организации, возраст, пол и т.д.).

Во-вторых, не обязательно наблюдается жесткое следование одной группы потребностей за другой, как это представлено в «пирамиде» Маслоу.

В-третъих, удовлетворение верхней группы потребностей не обязательно приводит к ослаблению их воздействия на мотивацию. Маслоу считал, что исключением из этого правила является потребность самовыражения, которая может не ослабевать, а даже усиливать свое действие на мотивацию по мере ее удовлетворения. Практика показывает, что и потребность признания и самовыражения также может оказывать усиливающее воздействие на мотивацию в процессе ее удовлетворения (рис. 2.2).

На основе систематизации и объединения в определенную совокупность потребностей, форм их прояёвления в поведении человека и возможных средств удовлетворения потребностей может быть составлена таблица, показывающая связь отдельных средств мотивирования с пирамидой потребностей Маслоу (табл. 2.1).

Таблица 2.1.

Пример связи потребностей, их проявления и средств удовлетворения

Группы потребностей

Форма проявления потребностей

Средства удовлетворения потребностей

Самовыражение

Стремление к достижению результатов

Предоставление творческой работы

Признание и самоутверждение

Желание занимать определенное положение в коллективе

Присвоение рангов или званий

Принадлежность и причастность

Стремление к установлению дружеских отношений

Поощрение создания неформальных групп

Безопасность

Стремление к предотвращению опасных изменений

Создание системы страхования

Физиологические потребности

Желание регулярно и качественно питаться

Создание легко доступных систем питания

mmlib.net

Публикация монографии "Реконструкция теории Маслоу"

Психология

 

С. А. Четвертаков

Реконструкция теории Маслоу

 

Опубликована в издательстве «Алетейа» в марте 2011 г.

 

 

 

 

 

 

 

УДК      316.27

ББК       88.52

Ч 52

 

Четвертаков С. А. Реконструкция теории Маслоу / С. А. Четвертаков. – СПб.: Алетейа, 2011. – 576 с.

ISBN 978-5-91419-493-9

 

Монография системного аналитика и математика, кандидата технических наук, С. А. Четвертакова, работающего на стыке наук – социологии, психологии и истории. Его предшествующая работа “В чем ошибся Карл Маркс” (1998 г.) представила теорему необходимости эксплуатации в иерархиях труда и ее следствия. Теория была развита на основе иерархии потребностей Маслоу в диссидентских исследованиях 1973-1978 годов, предсказавших тогда гибель системы социализма. В настоящей книге автор углубляет теорию Маслоу, внося в состав потребностей важные коррекции и дополнения. Дан мотивационный цикл человека, выделены уровни онтогенетического появления объектов мотивации: потребность, мотив, поведенческая установка, метапотребность и направленность. Автор, работая в традициях материалистического бихевиоризма по Павлову, четко разделяет инстинктивное и культурное в системе мотивации человека. Используются новые свойства ряда потребностей, возникающих изначально генетически, а позже на основе опыта и научения. Доказывается, что теория Маслоу имеет полный аналог в биологическом мире и может выступать как общая теория психологии человека. Автор показывает, что большинство применяемых теорий мотивации непротиворечиво надстраиваются над системой Маслоу, что она мощный арсенал прогностических средств для социологии и средств реконструкции для истории.

Книга полезна для психологов, социологов, историков и читателей, интересующихся новыми интегральными идеями в области гуманитарных наук.

 

© С. А. Четвертаков, 2011

© Издательство "Алетейа" (СПб.), 2011

© "Алетейа. Историческая книга", 2011

 

Продажа первого издания настоящей книги (1000 экземпляров издателем "Алетейа" - для меня бесплатного) завершена. Всякое распространение электронной версии первого издания является незаконным и нарушает мои авторские права, создает помехи для материальной поддержки творческой работы. В настоящий момент мною ведется подготовка второго печатного издания этой книги с серьезными дополнениями, включая общее определение потребности и дополнения теории Маслоу в части самооценки (совести). Последнее обеспечивает выход усовершенствованной мною теории Маслоу-3 на понимание связи психологии с высшими проблемами социального развития - этикой.

Выявленные в монографии опечатки и ошибки верстки

Краткое оглавление

Предисловие

Глава 1. Некоторые вопросы методологии

Глава 2. Мотивационная структура. Первый анализ

Глава 3. Эксперименты в психологии. Бихевиоризм и мотивация

Глава 4. Теория Маслоу. Предыстория, первый взгляд, варианты 1 и 2

Глава 5. Критические замечания к теории Маслоу

Глава 6. Потребности, мотивы и культура. Долг и воля

Глава 7. От боли через страх до уважения. Путь к пониманию

Глава 8. Метапотребность и ее появление. Структура мотивационной сферы

Глава 9. Потребности в биологическом мире идентичны иерархии Маслоу

Глава 10. Нейрофизиология как уровень мотивационной сферы

Глава 11. Синтез. Метапотребности – новый взгляд. Потребности и труд

Глава 12. Результаты работы и некоторые обобщения. Значение для социологии

Глава 13. Совместимость теории Маслоу с другими теориями мотивации

Глава 14. Потребности человека и культура

Послесловие

Глоссарий

Приложение 1.

Необходимость эксплуатации. Классы, статусы и престиж

Комментарий к теореме

Литература к Приложению

Использованная в книге литература

Оглавление

Оглавление подробно

Предисловие

 

Глава 1. Некоторые вопросы методологии

1.1. Системный анализ и его риски

1.2. Кризис разделенных гуманитарных знаний

1.3. Учет иерархии объектов и их отражение в связи наук

1.4. В науке каузальность объектов определяется объектами уровнем ниже

1.5. Системы адаптации и обратных связей

1.6. Потребность общей модели мотивации для работы в социологии

1.7. Прототип модели существует – это теория Маслоу

1.8. Интеграция теорий как принцип апробации общей теории

1.9. Используемые принципы в целом

 

Глава 2. Мотивационная структура. Первый анализ

2.1. Почему потребности важнее мотивов

2.2. Ограничение потребностей возможностью их достижения

2.3. Структура мотивации. Потребности и мотивы

2.4. Мотив от кибернетики И. П. Павлова и бихевиоризма

2.5. Кибернетическая модель Миллера, Галантера и Прибрама

2.6. Модель афферентного синтеза П. К. Анохина

2.7. Потребности. Иерархия?

2.8. Потребности. Диспозиция и конкуренция?

2.9. Мотивы и действия. Множественная мотивация одного действия

2.10. Планы и основания отделить мотивы от потребности

2.11. Мотивационная структура Е. П. Ильина

2.12. Мотивационная структура у Хекхаузена и Макклелланда

2.13. Мотивационные установки

2.14. Склонности, интересы

2.15. Направленность личности

2.16. Первое обобщение. Иерархия мотивационных структур

 

Глава 3. Эксперименты в психологии. Бихевиоризм и мотивация

3.1. Дж. Торндайк и И. П. Павлов. Введенные понятия и результаты

3.2. Дж. Торндайк и И. П. Павлов. Приведение экспериментов к модели управления

3.3. Доллард и Миллер. Научение страху и его редукция.

3.4. Доллард и Миллер. Реальные депривации и реальные страхи

3.5. Доллард и Миллер. Приведение эксперимента к модели управления

3.6. Доллард и Миллер. Символические страхи и их символическое устранение

3.7. Скиннер. Различение стимульного и оперантного обусловливания

3.8. Физиологии удовольствий. Шеффилд и Роби. Эксперименты на крысах

3.9. Физиологии удовольствий. Харлоу и Мейер. Игровой интерес у макак

3.10. Физиологии удовольствий. Э. Ч. Толмен. Крысы в лабиринте

3.11. Физиологии удовольствий. Олдс и Милнер. Стимулирование центра наслаждения

3.12. Физиологии удовольствий. Перлмутер, Шарфф и Монти. Демотивация контролем

3.13. Физиология удовольствий. Эндрю Карнеги о трудоголизме

3.14. Обобщения результатов

 

Глава 4. Теория Маслоу. Предыстория, первый взгляд, варианты 1 и 2

4.1. Предыстория формирования теории иерархии потребностей

4.2. Списки МакДауголла и Маррея в системе Маслоу

4.3. Питирим Сорокин и теория Маслоу

4.4. Рождерс и Олпорт. Влияние на теорию Маслоу

4.5. Теория Маслоу. История создания

4.6. Теория Маслоу. Первый вариант

4.7. Потребности дефицитарные или депривационные

4.8. Высшие потребности – развития и роста

4.9. Теория Маслоу. Второй вариант

 

Глава 5. Критические замечания к теории Маслоу

5.1. (А) О терминах. Различение мотивов и потребностей у Маслоу

5.2. (Б) Индивидуальные отклонения от иерархии потребностей

5.3. (В) Устойчивость потребностей от культуры. Потребность, мотив, культура

5.4. (Г) Как возникает иерархия потребностей от рождения?

5.5. (Д) Как потребность соотносится с научением?

5.6. (Е) Существует ли иерархия потребностей в животном мире?

5.7. (Ж) Боль, страх и потребность в безопасности – аспект порядка (СЧ)

5.8. (З) Страх и потребность в безопасности – аспект культуры (СЧ)

5.9. (И) Потребность в признании и уважении (СЧ)

5.10. (Й) Потребность в понимании и эстетические потребности (СЧ)

5.11. (К) Самоактуализации достигается много чаще, чем указывает Маслоу

5.12. (Л) Порядок возникновения потребностей в целом

5.13. (М) Деньги и стремление к ним – потребность, мотив или третье

5.14. (Н) Глобальное замечание Макклелланда об отрицании «примата материального» у масс

5.15. Ответы в работе на критические замечания к теории Маслоу

 

Глава 6. Потребности, мотивы и культура. Долг и воля

6.1. Биологическое и конкретно-историческое

6.2. Инстинктоидность и культура в поведении

6.3. Страх и безопасность – инстинкт или культура

6.4. Безусловные и условные потребности

6.5. Долг и воля. Очищение мотива от «долга». Чьи долги мы исполняем

6.6. Долг и воля. Очищение мотива от «воли». Когда нормы лгут

6.7. Нет воли, нет и действия. Отчуждение

6.8. Нравственность, идеалы, ценности, нормы

 

Глава 7. От боли через страх до уважения. Путь к пониманию

7.1. Боль, страх и градации. Виртуальное в потребности безопасности

7.2. Типы реакций страха

7.3. Инстинктоидность как культурный инвариант всех потребностей

7.4. Безопасность I. Потребность в жизни и прямая угроза жизни

7.5. Безопасность II. Стабильно обеспечить физиологические потребности

7.6. Потребность в уважении. Разработка с учетом биологического начала

7.7. Уважение. Аналитическая разборка понятия

7.8. Наше уважение через призму человека приватного. Кого и за что мы уважаем

7.9. Наше уважение через призму общества.

7.10. Уважение через этологию. Начало социальной конкуренции

7.11. Уважение через процесс внутривидовой биологической конкуренции

7.12. Условия возникновения генетического механизма ранжирования

7.13. Влияние семьи - формирование системы ранжирования.

7.14. Физическое неравенство особей – влияние на ранжирование. Ошибки статуса

7.15. То же в социуме. Неизбывный потенциал ошибок в оценке статуса

7.16. Практическая работа статуса и системы рангов. Усиление и ослабление

7.17. Проблема использования чужого труда и эксплуатация в биологическом мире.

7.18. Определение потребности уважения для биологического мира и ее места в иерархии Маслоу

7.19. Культура в социальной потребности уважения и реорганизация анализа

7.20. Потребность уважения в биологическом и социальном мире как особая форма безопасности

7.21. Безопасность III как потребность уважения в социальном мире

7.22. Черная и белая зависть – варианты запуска. Преодоление

7.23. Инстинктоидность тревоги в уважении – статус как критерий

7.24. Обобщение всех форм потребности безопасности

7.25. Опасности символического манипулирования статусом и их роль в безопасности III

7.26. Переход потребности в безопасности с одного уровня на другой

7.27. Переход потребности безопасноcти III от животного мира к социуму – возможный разрыв постепенности

7.28. Долг и воля – окончательное исключение из системы мотивации. Уважение и культура

7.29. Самоуважение – самооценка, совесть или восприятие чужого уважения?

7.30. Выводы раздела

 

Глава 8. Метапотребность и ее появление. Структура мотивационной сферы

8.1. Мотивационная структура и теория Маслоу

8.2. Потребность – Мотив – Активность – Результат как единичный цикл

8.3. Формирование и использование установки. Выход на рутинные действия и автоматизм

8.4. Формирование метапотребности из мотива

8.5. Об одной структурной ошибке Маслоу

8.6. Примеры метапотребностей

8.7. Примеры метапотребностей в политике

8.8. Обобщение понятия метапотребности. Новое определение

8.9. Когнитивные потребности – метапотребности?

8.10. Познание и понимание? Или потребность новизны и неопределенности?

8.11. Феномен Бесвика. Любопытство и порядок

8.12. Порядок и истина

8.13. Порядок и эстетические потребности

8.14. Возможна ли диспозиция метапотребностей? В чем свобода личности?

8.15. Итоговый вариант иерархии и состава мотивационной сферы

 

Глава 9. Потребности в биологическом мире идентичны иерархии Маслоу

9.1. К постановке вопроса

9.2. Общесистемные основания при анализе биологического и социального

9.3. Потребности в природной среде от Бронислава Малиновского

9.4. Базовые потребности. Первый взгляд

9.5. Потребность в безопасности I

9.6. О потребности в отдыхе и сне

9.7. Потребность в безопасности II. Первые оценки

9.8. Потребности в продолжении рода

9.9. Потребности в принадлежности, общении

9.10. Потребность в уважении или инструмент внутривидовой конкуренции

9.11. Потребность в новизне и любознательность

9.12. Игры зверей и выбираемый добровольный риск

9.13. Наличие процессов мотивации у млекопитающих

9.14. Выводы главы

 

Глава 10. Нейрофизиология как уровень мотивационной сферы

10.1. Общее представление о нейроне и синапсной нейромедиаторной связи

10.1.1. Центральная нервная система

10.1.2. Рефлекторная дуга – память и научение

10.1.3. Нейроны как клетки

10.1.4. Морфология связи нейронов

10.1.5. Синапс и межсинаптическая щель

10.1.6. Электрохимическая разность потенциалов и их передача

10.1.7. Движение потенциала действия по аксону

10.1.8. Предсинаптическая мембрана

10.1.9. Формирование нейромедиаторов

10.1.10. Действие импульса на стороне отправителя. Выделение нейромедиатора

10.1.11. Постсинаптическая мембрана

10.1.12. Амплитуда постсинаптического потенциала

10.1.13. «Уборка» нейромедиаторов и нейромодуляторов

10.1.14. Формирование нейромодуляторов

10.1.15. Формирование статического потенциала в нейроне-получателе. Постсинапс как фильтр

10.1.16. Макровзгляд на нейроансамбли

10.1.17. Память на микроуровне

10.1.18. Почему нейроны не размножаются. Взгляд от компьютера

10.1.19. О составе нейромедиаторных веществ и нейромодуляторов

10.1.20. Пептиды и нейропептиды

10.1.21. Неспецифичность локальных нейронов

 

10.2. Интеграция информации

10.2.1. Обобщение информации

10.2.2. О долговременной памяти, эмоциях и нейромедиаторной системе

10.2.3. Активность – сравнение результата – эмоция

10.2.4. Эмоция и долговременная память

10.2.5. Активность и выработка нейрохимических веществ в сетях ЦНС – долговременная память

10.2.6. Эмоции – нейрофизиология или наоборот? Системный взгляд

10.2.7. О роли эмоций в свете нейрофизиологии

10.2.8. Выводы и попытка синтеза

10.2.9. Гипотеза о нейромедиаторном механизме активации метапотребности

10.2.10. Самогенерация на уровне психологии

10.2.11. Потребности по Маслоу в их отношении к органам человека

 

10.3. Самогенерация потребности на уровне нейрофизиологии

10.3.1. Работа Бернарда Каца и процессы динамического накопления потенциала

10.3.2. Условие самогенерации потребности – отсутствие «употребления»

10.3.3. Протечка нейронной связи в направлении метапотребностного ансамбля нейронов

10.3.4. Протечка нейронной связи как фильтр шумов по критерию удовольствия-подкрепления

10.3.5. Является ли предвкушение зависимостью

10.3.6. Предвкушение и эмоция. Российские ученые и их предсказания

10.3.7. Гипотеза о пусковом механизме метапотребности на трех уровнях

 

10.4. Примеры самогенерации и проявления метапотребностей

10.4.1. Сны и сновидения. Поллюции и оргазмы

10.4.2. Метапотребность как биологические часы

10.4.3. Риск гибели от метапотребности при отсутствии возможности удовлетворения

10.4.4. Метапотребность как «плацебо»

10.4.5. Аутотренинги и самовнушение. Основания подкрепления

10.4.6. Метапотребность как потребность, конкурирующая с обычными потребностями

10.4.7. Труд как потребность. Не метапотребность ли это?

10.4.8. «Начала человеческой истории» Поршнева – первобытный коммунизм?

10.4.9. Метастрахи и метазапреты – фобии и неврозы

 

10.5. Выводы главы

 

Глава 11. Синтез. Метапотребности – новый взгляд. Потребности и труд

11.1. Выполненные к этому моменту проработки и их краткие результаты

11.2. Потребности и труд. Обусловленность порядка потребностей через трудовую деятельность

11.3. Безопасность I. Потребность в жизни, прямая угроза жизни

11.4. Физиологические потребности

11.5. Безопасность II. Устойчивое удовлетворение физиологических потребностей

11.6. Потребности любви и принадлежности

11.7. Взаимосвязь принадлежности, общения, уважения и самоуважения

11.8. Потребность в принадлежности

11.9. Потребность в общении

11.10. Потребность в общении – доказательство существования

11.11. Потребность в уважении – аспект информации

11.12. Потребность уважения как проявление власти или подчинения

11.13. Базовые потребности. Роль труда и ресурсов

11.14. Самоуважение и результаты труда

11.15. Потребность в новизне и неопределенности

11.16. Социальные потребности в отношении к творчеству. Информационный аспект. Метапотребности и труд

11.17. Метапотребности и их вариации в свете гедонистической основы

11.18. Метапотребности – последовательность в культуре сверху вниз

11.19. Выводы главы

 

Глава 12. Результаты работы и некоторые обобщения. Значение для социологии

12.1. Новая трактовка потребностей в иерархии «Маслоу – 3»

12.2. Потребность безопасности? Единая или в трех лицах?

12.3. Онтогенез и динамика структуры потребностей

12.4. Ценность теории Маслоу для социологии. Основные положения

 

Глава 13. Совместимость теории Маслоу с другими теориями мотивации

13.1. Другие теории как аргумент ценности теории Маслоу

13.2. Теория Макклелланда и ее соотношение с теорией Маслоу

13.2.1. Мотивы достижения и избегания неудач

13.2.2. Избегание неудач в свете структуры Маслоу

13.2.3. Уверенность неудачи и «выученная беспомощность»

13.2.4. Потребности Маслоу в случае избегания неудач

13.2.5. Достижение или преодоление в системе Маслоу

13.2.6. Достижение и избегание в научном творчестве

13.2.7. Первые итоги анализа достижения и избегания Макклелланда

13.2.8. Установка на…, метапотребность или направленность?

13.2.9. Мотивы аффилиации и страха быть отвергнутым

13.2.10. Мотив власти

13.2.11. Включение симметричного мотива подчинения

13.2.12. Подчинение через  принадлежность создает уважение?

13.2.13. Метапотребности класса подчинения

13.2.14. «Мотивационно-гигиенический» характер мотивационных пар Макклелланда

13.3. Агрессия

13.3.1. Мотив агрессивности единовременно

13.3.2. Практика агрессивности и опасная метапотребность

13.3.3. Культура агрессивности. Нейтральное и профессиональное отношение

13.3.4. Агрессия как функция жертвы

13.3.5. Эксперименты Зимбардо и Милгрэма

13.3.6. Эксперимент Зимбардо. Естественный рост агрессивности

13.3.7. Эксперимент Милгрэма. Обучение подчиненного агрессии и власти

13.3.8. Объединение результатов

13.3.9. Культурный источник власти – отсутствие сопротивление будущих жертв

13.3.10. Экономический источник власти – обладание материальным ресурсом и расходование его

13.3.11. Эксперимент Мартина Селигмена о выученной беспомощности

13.4. Мотивы альтруизма и эгоизма

13.5. Рациональное в психоанализе и проблема иерархии Маслоу

13.6. Совесть как процесс мотивации и потребность в безопасности III. Или IV?

13.7. Совесть и свобода личности

13.8. Рутинный труд как фактор демотивации и несвободы

13.9. Теория Герцберга

13.9.1. Размещение факторов Герцберга в системе Маслоу

13.9.2. Как теория Маслоу объясняет наблюдения Герцберга о безработице

13.9.3. Параллели у Герцберга с теорией X – Y в рутинном и творческом труде

13.9.4. Герцберг и Макклелланд – взаимопроникновение темы труда

13.10. Теория Х— Y Д. МакГрегора и иерархия Маслоу

13.11. По поводу теории подкрепления (Халла, Скиннера) и ее оснований в теории Маслоу

13.12. Хауторнский эксперимент и теория Маслоу

13.13. Альдерфер (ERG-теория) и теория Маслоу

13.14. Дж. Роттер и его теория социального научения

13.15. Потребность в независимости у Роттера в рамках теории Маслоу

13.16. Творчество над базовыми потребностями и направленность «на преодоление» как метапотребность метапотребностей

13.17. Выводы главы

 

Глава 14. Потребности человека и культура

14.1. Достаточность определения культуры.

14.2. Значение работы Бронислава Малиновского в истории социологии и общей психологии

14.3. Потребности в системе Малиновского

14.4. Иерархия потребностей Малиновского

14.5. Производные потребности Малиновского

14.6. Производные потребности как ответы, императивы, институты

14.7. Равенство биологического и культурного? Приоритет культурного над биологическим?

14.8. Критика Малиновского и итоговая оценка

14.8.1. Холизм

14.8.2. Еще раз потребности и мотивы

14.8.3. Цель поставлена, но не достигнута

14.9. Фундаментальная ошибка атрибуции социологии. Соответствие потребностей и культуры

14.10. Структура потребностей по критерию формирования и динамики

14.11. Независимость потребности и культуры на уровне человека и в динамике на микроуровне

14.12. Формирование макроструктур и связь с потребностной сферой

14.13. Макродинамика взаимодействия потребностей индивида и социальной среды

14.14. Культура и рост уровня текущих потребностей в иерархии Маслоу в истории

14.15. Выводы к главе

 

Послесловие

 

Глоссарий

 

Приложение 1. Необходимость эксплуатации. Классы, статусы и престиж

Виды труда и форма их связи – иерархия труда

Аксиомы рутинного и творческого труда и их следствия

Необходимый и прибавочный труд и эксплуатация. Определения

Необходимость и достаточность в математике

Теорема эксплуатации

Классы, статус, привилегия, престиж. Определения и следствия

Результаты и их значение

Литература к Приложению

 

Использованная в книге литература

 

Оглавление

 

Первое издание этой книги можно скачать с 27 апреля 2014 в виде файла pdf. СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО

 

Выявленные в монографии опечатки и ошибки верстки

 Психология

 

sergeychet.narod.ru

Теория Маслоу 2

Введение

Почему люди работают? Почему одни делают легкую работу и оста­ются недовольны, а другие делают тяжелую работу с удовольствием? Что нужно делать для того, чтобы люди работали лучше и произво­дительнее? Как сделать работу увлекательнее? Что вызывает желание и потребность работать? Эти и многие другие аналогичные вопросы обязательно возникают тогда, когда происходит управление людьми. Руководство организации может разработать прекрасные планы и стратегии, найти оптимальные структуры и создать эффективные системы передачи и обработки информации, установить в организа­ции самое современное оборудование и использовать самые совре­менные технологии. Однако все это будет сведено на нет, если члены организации не будут работать должным образом, если они не будут справляться со своими обязанностями, не будут вести себя в коллек­тиве соответствующим образом, стремиться своим трудом способст­вовать достижению организацией ее целей и выполнения ею своей миссии.

Готовность и желание человека выполнять свою работу являются одними из ключевых факторов успеха функционирования организа­ции. Человек не машина, его нельзя «включить», когда требуется его работа, и «выключить», когда необходимость в его труде отпадает. Сейчас руководство должно справляться с гораздо большим количеством задач, чем раньше, а времени все меньше. В результате возрастают давление и стресс. Руководителям приходится все больше полагаться на других в достижении необходимых результатов. Это требует от них внимания и активных действий по мотивированию сотрудников и команды, то есть создания благоприятной и интересной атмосферы на рабочем месте, способствующей продуктивной работе и рождающей позитивное отношение и высокий моральный дух[1] .

Мотивация имеет прямое отношение к результатам работы. И сейчас она играет более важную роль в жизни каждого менеджера, чем когда-либо ранее. Времена, когда руководители просто говорили своим подчиненным, что им делать, уже давно прошли. Теперь сотрудники более требовательно относятся к своим работодателям, чем раньше. Они хотят знать, что происходит в организации, участвовать в ее жизни, хотят, чтобы с ними советовались.

Кроме того, чтобы получать удовольствие от работы и, конечно же, удовлетворение, им нужно чувствовать, что все, что они делают, имеет реальную ценность. Когда люди довольны работой, они делают ее хорошо. Если сотрудники не достаточно мотивированы, это может проявляться по-разному: увеличивается количество прогулов, сотрудники тратят больше времени на личные разговоры по телефону и решение личных проблем, задерживаются на перерывах. При этом бюрократизм становится частью повседневной деятельности. Кроме того, из-за недостатка заинтересованности и внимания снижается качество выполнения работы, замедляется ее темп, у сотрудников не возникает желания брать на себя ответственность.

В современных условиях формирование и сохранение персонала, обладающего высоким профессиональным и творческим потенциалом, возможно лишь в том случае, если система оплаты и стимулирования труда обеспечивает организации конкурентные преимущества на рынке труда.

С точки зрения большинства участников исследования основной составляющей повышения заинтересованности персонала предприятия в эффективной работе является размер заработной платы. «Людей в первую очередь интересует зарплата...» — вот одно из типичных высказываний респондентов[2] .

1. Теория потребностей А. Маслоу и её основные положения

Большой вклад в развитие бихевиористского направления в маркетинеге внес Абрахам Маслоу (1908—1970), разработав­ший нашедшую в дальнейшем широкое применение в менедж­менте теорию потребностей, известную как «пирамида потреб­ностей». В соответствии с учением Маслоу у человека имеется сложная структура иерархически расположенных потребностей, и менеджер должен выявлять эти потребности и использовать соответствующие методы мотивации. Маслоу разделял эти по­требности на базисные (потребность в пище, безопасности, позитивной самооценке и др.) и производные, или мета-по­требности (потребность в справедливости, благополучии, по­рядке и единстве социальной жизни). По мнению Маслоу, ба­зисные потребности человека постоянны, а производные изме­няются. Ценность мета-потребностей одинакова, поэтому они не имеют иерархии. Базисные потребности, напротив, распола­гаются согласно принципу иерархии в восходящем порядке от «низших» (материальных) до «высших» (духовных): 1) физио­логические и сексуальные потребности; 2) экзистенциальные потребности — в безопасности своего существования, уверен­ности в завтрашнем дне, стабильности условий жизнедеятельности, определенном постоянстве и регулировании окружаю­щего социума, а в сфере труда — в гарантированной занятости, страховании от несчастных случаев и т.д.; 3) социальные по­требности -- в привязанности, принадлежности к коллективу, общине, заботе о других и внимании к себе, участии в совмест­ной трудовой деятельности; 4) престижные потребности - в уважении со стороны «значимых» лиц, служебном росте, стату­се, престиже, призвании и высокой оценке; 5) духовные по­требности — в самовыражении через творчество.

Базисные потребности представляют собой мотивационные переменные, которые филогенетически, т.е. по мере взросления человека, и онтогенетически, т.е. по мере их реализации в качестве необходимых условий социального бытия индивида, следуют друг за другом. Первые 2 типа базисных потребностей в своей иерархии Маслоу называл первичными (врожденными), 3 остальных -вторичными (приобретенными). Согласно принципу иерархии потребности каждого нового уровня становятся актуальными для индивида лишь после удовлетворения предыдущих запросов. Теория потребностей Маслоу была использована в качестве основы многих современных моделей мотивации труда.

Иерархия потребностей А. Маслоу.

Имеется строгая иерархи­ческая структура, в основании которой лежат физиологические по­требности, а в вершине — потребность в самовыражении. Законо­мерности модели: прежде чем потребность более высокого уровня будет удовлетворена, должны быть удовлетворены потребности низших уровней; потребность в самовыражении имеет спиралевид­ный характер связи "... — потребность в самовыражении — лично­стный рост — ...", что делает процесс мотивации бесконечным. Методика использования модели: при использовании модели необхо­димо тщательно наблюдать за работниками и стараться опреде­лить их активные потребности; развивать систему мотивации в со­ответствии с изменениями потребностей; создавать ситуации, в ходе

которых работник удовлетворяет свои потребности во благо целей организации.

Критика теории Маслоу

Хотя, казалось бы, теория человеческих потребностей Маслоу дала руководителям весьма полезное описание процесса мотивации, последующие экспериментальные исследования подтвердили её далеко не полностью. Конечно, в принципе, можно людей отнести к той или иной достаточно широкой категории характеризующейся какой-либо потребностью высшего или низшего уровня, но чёткой пятиступенчатой иерархической структуры потребности по Маслоу, по-видимому, просто не существует. Не получила полного подтверждения и концепция наиболее важнейших потребностей. Удовлетворение какой-либо одной потребности не приводит к автоматическому задействованию потребности следующего уровня в качестве фактора мотивации деятельности человека.

Основная критика теории Маслоу сводилась к тому, что ей не удалось учесть индивидуальные отличия людей. Эдвард Лоулер напротив ввел иерархическую структуру индивидуальных потребностей, предпочтений, которую человек формирует на основании своего прошлого опыта. Так, исходя из своего прошлого опыта, один человек может быть более всего заинтересован в самовыражении, в то время как поведение другого, вроде бы схожего с ним и также работающего, будет в первую очередь определяться потребностью в признании, социальными потребностями и потребностью в безопасности. Некоторые люди, например, были настолько потрясены великой депрессией 30-х годов, что потом (хотя им и удалось разбогатеть) всю жизнь доминирующей у них оставалась потребность в безопасности.

В итоге, как отмечает Митчелл: ”Руководители должны знать, что предпочитает тот или иной сотрудник в системе вознаграждений, и что заставляет кого-то из ваших подчинённых отказываться от совместной работы с другими. Разные люди любят разные вещи, и если руководитель хочет эффектно мотивировать своих подчинённых, он должен чувствовать их индивидуальные потребности“.

Таким образом, к теории Маслоу можно отнести следующие критические замечания:

1) Для того чтобы более высокий уровень потребностей начал

влиять на поведение человека не обязательно полное удовлетворение потребностей низшего уровня, так как поведение человека стимулируется не одной активной потребностью.

2) Подобной структуры в чистом виде не существует.

3) В модели не учтены индивидуальные отличия людей.

4) Идея о цепочке потребностей и об их автоматическом переходе с уровня на уровень удовлетворения не подтверждается современной практикой управления.

5) Модель с трудом поддаётся адаптации в практике управления в малом и среднем бизнесе России.

2. Концептуальные основы теории потребностей А. Маслоу

Во введении упоминалось имя Абрахама Маслоу как одного из известнейших представителей бихевиористского направления в ряду учений об управлении. Широко известная и широко признаваемая концепция иерархии потребностей, разработанная Маслоу [9], вклю­чает в себя следующие основные идеи и предпосылки.

• Люди постоянно ощущают какие-то потребности.

• Люди испытывают определенный набор сильно выраженных потребностей, которые могут быть объединены в отдельные группы.

mirznanii.com