Виды современных менеджеров и их функции (стр. 1 из 4). Менеджер виды


Виды современных менеджеров и их функции

Доктор экономических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета Маленков Ю.А.

Человеческое общество, изменяясь, одновременно изменяет содержание труда и функции современного менеджера. Отчетливое понимание сущности и приоритетов, выполняемых менеджерами функций, является необходимым условием эффективности любой организации. На различных этапах развития менеджмента доминировали разные подходы к анализу функций менеджеров. Одна из наиболее ранних классификаций функций менеджеров была дана А. Файолем (H. Fayol), инженером, ученым и предпринимателем еще в 1916 г. в его книге «Общее и промышленное административное управление»1 , в которой функции административного управления включали планирование, организацию, руководство, координацию и контроль. В течение многих лет эта классификация оставалась практически неизменной, хотя функции менеджера непрерывно расширялись. В 30-40-е годы 20 века Честер Барнард, основываясь на собственном опыте работы президентом крупной компании и исследованиях процессов управления, пришел к выводу, что главное назначение менеджера связать цели организации и обеспечить выполнение каждым работником своих обязанностей посредством эффективной коммуникации. Один из ведущих современных специалистов по менеджменту профессор П. Друкер считает, что главное функциональное назначение менеджера это принятие решений2. Широкое распространение получил ролевой подход к описанию функций менеджеров предложенный, в 70–е годы 20 века Г. Минтцбергом. Его сущность в представлении выполнения менеджерами своих функций в виде функциональных ролей, включающих межличностные роли (лидерство, руководство, связи и контакты), информационные (мониторинг, распространение информации, представительство или передача информации во внешнюю среду организации), роли принятия решений (предпринимательский подход, устранение помех в деятельности, распределение ресурсов, посредничество на переговорах.)3. В современных подходах к описанию функций менеджмента выбирается один из вышеуказанных подходов или их комбинация, основой при этом является процессный подход4.

Процессный подход к описанию функций менеджера характерен для традиционных систем управления, но многие руководители, создавая многочисленные планы, проводя различные организационные и координационные мероприятия, принимая решения, тем не менее, не отвечают главному назначению менеджера – обеспечивать эффективное достижение организациями высокой конкурентоспособности, лидерства и ключевых конечных результатов, для чего собственно и создаются системы управления. Реальны и типичны для многих организаций ситуации выполнения менеджерами всех ролевых функций, но при этом достигающих низких результатов. Поэтому в современных условиях необходима классификация менеджеров не по процессным характеристика, а по эффективности выполняемых ими функций и в зависимости от их главного назначения – достижения ими результатов. Для определения эффективности выполнения менеджерами функций нужно, прежде всего, дифференцировать менеджеров по их влиянию на организацию в целом, определить наиболее характерные для них функции. Следует отметить, что роль и функция отличны по природе и сущности. Роль может выполняться эпизодически, а функция должна выполняться периодически и включать повторение действий.

Функциональная роль менеджера это система поведенческих характеристик, обладающая целевым единством, отвечающая заранее заданным принципам действий и ожиданий, лиц ее определивших. Но при ролевом подходе менеджера оценивают по процессным характеристикам выполнения им функций, затраченному на них времени, а не по достигнутым результатам. В результате многие управленческие работники вовремя приходят на работу, тщательно выполняют свои функции, в основном рутинные, информационные, а оказывается, что они реализуют неэффективные концепции и создают лишь видимость принятия и выполнения эффективных решений. В зависимости от особенностей личности, социальной среды, его целей, внутренних мотивов и ценностей менеджер может способствовать прогрессивному развитию организации или наоборот снижать ее эффективность и даже приводить организацию к краху.

Менеджер нужен организациям в первую очередь для достижения высоких конечных результатов на его участке общего управленческого труда. Профессионализм работы менеджера, даже если он использует в процессе управления новейшие технологии и средства управления без достижения осязаемых конечных результатов полностью обесценивается.

Процессный подход к функциям управления не учитывает высоких рисков, присущих современной экономике. Глобальная информатизация общества превращает даже обычных менеджеров в критические факторы всей организации. В условиях системы электронных платежей и недостаточно эффективного контроля и распределения власти менеджер, имеющий доступ к финансовым ресурсам организации может разорить ее в течение 4 – 6 часов. Так, 3 года назад один из крупнейших банков Великобритании был разорен всего в течение нескольких часов одним из его менеджеров. Организованная им рискованная игра на повышение курса иены, имевшая целью превратить банк в мирового лидера банковской сферы, вследствие неожиданного землетрясения в Японии и падения курса иены привела к полному истощению активов банка. Это сделал всего один менеджер среднего уровня. Парадоксально, что этот менеджер достаточно эффективно выполнял основные управленческие роли, включая предпринимательскую, так как он шел на предпринимательский риск, но его банк стал банкротом.

В современных организациях чисто функциональный подход к описанию деятельности менеджеров занимает главное место. Перед менеджерами ставят производственные задачи и определяют выполняемые ими функции, при этом помещая их в «Прокрустово ложе» заранее предписанных им действий. Но среди них, как показывают обследования ряда организаций, практически полностью отсутствуют функции поиска новых путей решения задач (инновационный компонент) и развитие личности работника и внутренней культуры (культурный компонент). В качестве примера рассмотрим результаты управленческой диагностики, проведенной в 2001 г. среди менеджеров ведущих подразделений крупной российской транспортной компании, в составе которой преимущественно сотрудники молодого и среднего возраста, оснащенные современными информационными технологиями и управляющие сложными технологическими процессами. Путем приобретения и применения новейшей зарубежной техники, строительства современных зданий и сооружений, тщательного отбора персонала, и введения жестких правил по работе с клиентами, руководству удалось достичь европейских стандартов обслуживания клиентов, обеспечить поддержание порядка, четкости, чистоты помещений и аккуратности в обслуживании клиентов, что всегда было проблемой для российских руководителей. Но на этом фоне резко контрастирует практически полная пассивность персонала в области инноваций.

Таблица 1. Внедрение и стимулирование инноваций менеджерами крупной российской транспортной компании (2000 г.)

Для изучаемой компании характерно отсутствие инноваций в стратегии внутреннего развития, ставка делается лишь на закупки техники и оборудования, но не на управленческие процессы. Менеджеры не ведут учет инноваций в своих подразделениях, не анализируют и не могут оценить их эффективность. Как показывают приведенные данные, инновации не стимулируются, а экономические их результаты не планируются. Лишь в 2–х из 8 подразделений осуществляются инновации, но и они не столь существенны. Отсутствие функций стимулирования инноваций уже в ближайшее время неизбежно приведет к механическому выполнению функций. В этом убеждает и то, что среди анализируемых менеджеров практически все инновации предлагались только новыми работниками корпорации, а менеджеры, проработавшие в компании некоторое время, практически полностью перестают выполнять свою важнейшую функцию - инновационное развитие своих подразделений. Главная причина столь низкой инновационной активности сохранение в новой компании старых принципов управления, предписывающих действия работников исключительно по указаниям руководства. Менеджеры сосредоточены на своих функциях и процессах, а не на целях и результатах, они стремятся к личной адаптации и комфорту, используя для этого конформизм, вместо разработки и внесения изменений, сопряженных с возможными конфликтами и риском, но обеспечивающих рост конкурентоспособности и эффективности организации.

Одной из наиболее серьезных проблем роста эффективности организаций является типичное расхождение в организациях ролей руководителя и лидера, функции которых, как правило, не совпадают. Дело в том, что руководителей более, чем достаточно, а лидеров всегда не хватает. Лидер это человек способный быстро принимать эффективные решения, легко вовлекающий работников в их выполнение без какого бы то ни было принуждения и длительного убеждения, пользующийся искренним уважением и даже восхищением людей его окружающих. Лидер не может обходиться без коллектива, так же как коллектив без лидера является всего лишь формальным и малоэффективным объединением группы лиц. Руководитель это менеджер, формально позиционированный в иерархической структуре управления, чьи решения могут выполняться, но могут лишь подменяться имитацией их выполнения работниками. Ч. Барнард утверждал, что решение, с которым не согласны работники, вообще никогда не будет выполнено. Поэтому исключительно важным условием роста эффективности организации является соединение функций лидера и руководителя. Для этого есть два основных пути – развивать функции лидеров у руководителей и обеспечивать приход новых лидеров на руководящие должности.

mirznanii.com

Категории и виды менеджеров | Бесплатные курсовые, рефераты и дипломные работы

Вне зависимости от того, сколько существует уровней управления организацией, менеджеров (как и руководителей) традиционно делят на три категории;

1. Менеджеры высшего звена.

2. Менеджеры среднего звена.

3. Менеджеры низового звена.

Менеджеры высшего звена – это высший организационный уровень управления, наиболее малочисленный в организационной структуре. Менеджеры высшего звена отвечают за стратегические вопросы деятельности и развития организаций, за принятие стратегических решений. Появление таких категорий менеджеров как менеджеры высшего звена, возникает из-за необходимости организовывать, координировать, регулировать и контролировать деятельность структурных подразделений … организации в соответствии с вертикальным разделением труда.

Классический менеджмент рассматривает менеджеров высшего звена (ТОР), как основных лиц ответственных за принятие важнейших решений для организации в целом и основных ее составляющих. Сложность работы менеджеров ТОР-уровня состоит в том, что им необходимо постоянно и непрерывно анализировать не только ту информацию, которую представляют все менеджеры фирмы, но и на основе сопоставления с информацией об окружающей организацию среде, вносить коррективы в деятельность фирмы.

Менеджеры среднего звенаотвечают за организацию деятельности и решение вопросов на уровне структурных подразделений организаций. Они планируют, организовывают, координируют и контролируют деятельность сотрудников своих подразделений. К менеджерам среднего звена относятся директора коммерческих структур, руководители функциональных подразделений организации (экономического, валютно-финансового, юридического, транспортного отделов, отделов маркетинга, конъюнктуры и цен, рекламы и выставок и т.д.

Работа младших руководителей координируется и контролируется руководителями среднего звена. Их иногда даже делят на два подуровня (верхний средний и низший средний). Это, как правило, руководители самостоятельных подразделений организации. Этот уровень считают наиболее важным и специфичным во всей системе менеджеров потому, что в некоторых организациях руководителям среднего звена представляют ответственность и права, характерные для руководителей высшего уровня. Этот уровень принято называть управленческим уровнем. Чаще всего от менеджеров высшего уровня они отличаются только ограничениями по части принятия самостоятельных решений. В основном, они функционально должны являться буфером между менеджерами высшего и нижнего звеньев. Они готовят основную информацию для решений, которые должны принимать высшее руководство, а принятые ими решения трансформируют в "технологически" удобную форму и сообщают о них низовым менеджерам.

Начиная с 80-х годов именно этот уровень менеджеров, как социальная группа, в наибольшей степени испытало влияние различных изменений технологического, экономического, управленческого и социально-психологического характера. Этим и определяется характеристика данного уровня, как ведущего (основного) управленческого уровня организации.

Следует отметить, что трудно сделать обобщения относительно характера и содержания деятельности менеджера среднего звена, так как характер его работы определяется содержанием деятельности структурного подразделения. Менеджерам среднего звена предоставляется большая самостоятельность, права и ответственность, делая их работу в определенной степени похожей на работу менеджеров высшего звена, но, естественно, на своем уровне управления.

Менеджеры низового звена– это организационный уровень управления определенных групп внутри структурных подразделений организации. В большинстве случаев менеджеры низового звена наряду с выполнением руководящих функций по управлению группой исполнителей, сами принимают непосредственное участие в деятельности данных групп по выполнению поставленных задач.

Менеджеров низового звена — младших начальников, осуществляющих (обеспечивающих) организационную работу непосредственно с исполнителями, называют операционными или техническими руководителями исполнителей. Исследования показали, что работа руководителей низового звена является весьма напряженной и наполненной разнообразными действиями, зависимыми от специфики исполнительской работы. Большая часть их рабочего времени связана общением с исполнителями.

В качестве критериев принадлежности к категории менеджеров любого уровня управления в зарубежной и отечественной практике были признаны следующие пять необходимых составных факторов деятельности:

1. Постановка целей и задач.

2. Подготовка и принятие решений.

3. Персональная ответственность за принятые решения.

4. Выполнение всех функций управления по отношению к своим подчиненным.

5. Возможность делегирования своих функций и прав.

Естественно, в практической деятельности организаций границы между тремя приведенными категориями менеджеров подвижны и это связано, прежде всего, с уровнем организации и культуры труда, существующей практикой разделения и кооперации труда, отсутствием нормативных документов, регулирующих содержание труда, прав и ответственности, что приводит к стихийно складывающейся практике.

Следует отметить, что в экономической литературе существует несколько классификаций категорий и видов менеджеров. Одна из классификаций менеджеров носит горизонтальный характер, что подразумевает расстановку конкретных менеджеров во главе отдельных структурных подразделений организации.

В соответствии с другим подходом на первое место ставится вертикальное разделение труда и соответственно категорий менеджеров. В основе третьего подхода лежит классификация менеджеров по роду выполняемой деятельности, в соответствии с которым менеджеры подразделяются на следующие виды:

— менеджер по продажам;

— менеджер по закупкам;

— менеджер по маркетингу;

— менеджер по рекламе;

— бренд-менеджер;

— менеджер по транспорту;

— менеджер по работе с клиентами;

— менеджер по развитию;

— менеджер проекта;

— финансовый менеджер;

— менеджер по персоналу и т.д.

К сожалению, весь перечень видов менеджеров, встречающихся в российской практике перечислить практически невозможно, но в экономической литературе и рекламных материалах наименований видов менеджеров насчитывает несколько десятков. В данном пособии мы детально рассмотрим содержание деятельности двух категорий менеджеров: бренд-менеджера и менеджера по продажам представительства иностранной фирмы.

Содержание труда и функции менеджера

Содержание труда менеджера можно представить через выполнение общих функций управления (прогнозирование, планирование, организация, регулирование, координирование, стимулирование, учет и контроль), каждая из которых представляет комплекс конкретных работ, делящихся, в свою очередь, на операции. Операции состоят из отдельных элементов, а элементы — из микроэлементов.

Менеджер как должностное лицо обладает соответствующими правами, действует на основе принципа единоначалия и коллегиальности, несет персональную ответственность в пределах своей компетенции за работу вверенного ему коллектива, выполняет функции управления, подготавливает и принимает решения.

Но содержание труда менеджера связано не только с процессом подготовки и принятия решения на основе обработки устной или письменной информации. В трудовой деятельности менеджера встают задачи убедить, организовать, научить, как нужно сделать, перевоспитать, а если необходимо, то и наказать, скоординировать и проконтролировать исполнение, оценить работу и стимулировать ее наилучшее исполнение. Эти виды работ всегда остаются прерогативой менеджера.

Содержание труда менеджера — это совокупность элементов, сторон, связей, образующих целесообразную деятельность, представляющую собой единство организационных и социально-экономических отношений, складывающихся в процессе этой деятельности.

Всю многообразную работу менеджера в сфере внешнеэкономических связей можно систематизировать путем выделения трех основных аспектов деятельности — организационно-административной, коммерческо-экономической и социально-воспитательной.

Организационно-административная деятельность менеджера состоит в том, чтобы организовать подчиненных на выполнение поставленных задач, создать для этого необходимые условия и побудить сотрудников к достижению цели наиболее эффективно, с наименьшими затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

Выполняя функции организатора, менеджер создает условия необходимые для плодотворного совместного труда, целенаправленных и скоординированных действий подчиненных. Такая работа предполагает четкое понимание целей своей деятельности, умение выделить наиболее существенные в заданном периоде задачи, определять предпосылки, методы и ресурсы, требуемые для их решения.

В роли администратора менеджер использует свои полномочия, для обеспечения жизнедеятельности системы в соответствии с действующими нормативными актами, распоряжениями, инструкциями и т.д. Совместно с сотрудниками разрабатывает и реализует кадровую политику — комплектует штаты, осуществляет подбор, расстановку и перемещение кадров, а также обучение и повышение квалификации сотрудников.

Организационно — административные действия менеджера можно, по нашему мнению, свести к следующим основным:

1. Установление программы действий по достижению поставленных задач, целей в соответствии с имеющимися средствами и ресурсами.

2. Наблюдение за исполнением программы и координация действий в случаях её изменения.

3. Подбор кадров исполнителей в соответствии с их служебной ролью.

4. Точное определение прав, полномочий, обязанностей и ответственности исполнителей.

5. Согласование и объединение усилий всех работников фирмы.

6. Ясное, отчетливое и точное формулирование решений.

7. Поощрение инициативы и ответственности, справедливое вознаграждение за выполненную работу.

8. Предупреждение ошибок и недоразумений.

9. Обеспечение соблюдения дисциплины и подчинения частных интересов интересам всей организации.

10. Осуществление контроля.

11. Борьба с бюрократическим формализмом.

Данные основные организационно-административные действия относительно просты в малочисленных фирмах и значительно усложняются при разрастании организации, когда появляется несколько заместителей менеджера, между которыми нужно распределить обязанности и ответственность, сектора и группы по работе со странами, регионами и новыми видами товаров. Затем, по мере того, как организация или фирма увеличивается, последовательно появляется целая иерархия должностей, возникают функциональные подразделения (маркетинга, конъюнктуры и цен, финансов и т.д.).

Вся организационно-административная деятельность менеджера направлена на то, чтобы исключить безответственное поведение исполнителей и ориентировать людей на заинтересованное выполнение своих служебных обязанностей. Недопустимо, чтобы процесс коллективного труда мог оставаться без определенного руководства, без точного установления ответственности менеджера, без строжайшего порядка, создаваемого единством воли менеджера.

Но организационно-административная деятельность менеджера может принимать резкие формы диктаторства, если нет идеальной дисциплинированности и сознательности. Менеджер, работа которого построена на авторитарном стиле руководства, не добьется больших успехов в выполнении заданий и воспитании коллектива. По крайней мере успеха прочного и длительного. Он либо не сможет квалифицированно охватить все, либо, даже сделав это, в скором времени выдохнется. И уж точно, он не создаст возможностей для дальнейшего эффективного развития подразделений и отдельных сотрудников.

Отсюда вытекает исключительная важность вопроса распределения обязанностей между менеджером и его заместителем (заместителями), возможное делегирование (передача) своих прав подчиненным. Распределение обязанностей в организации или на фирме зависит, в основном, от следующих факторов: числа сотрудников; количества заместителей; профессиональных и личностных качеств заместителей; специфики товарной номенклатуры фирмы; от того, в какие страны и регионы поставляются товары, и других факторов.

Распределение обязанностей между менеджером и его заместителем (заместителями) закрепляется в должностных инструкциях. В целом, организационно-административная деятельность менеджера по управлению персоналом может быть дифференцирована на четыре вида операций: служебно-коммуникационные (передача и прием устной информации), распорядительные (доведение решений до исполнителей), координационные (взаимная увязка работы структурных звеньев управляемого объекта) и контрольно-оценочные (контроль, испол­нение, оценка работы коллектива и каждого сотрудника, поощрения и взыскания).

Производственно-коммерческая и финансово-экономическая деятельность составляет самую ответственную и важную часть работы коллектива организации и, естественно, менеджера для наиболее эффективного выполнения поставленных целей и задач.

Содержание производственно-коммерческой и финансово — экономической деятельности менеджеров структурных подразделений организации зависит, как мы уже отмечали, от содержания деятельности соответствующего подразделения.

Например, содержание труда менеджера основного звена любой внешнеэкономической организации — специализированной экспортно-импортной фирмы — состоит в следующем. Менеджер среднего звена как руководитель должен предусмотреть возможности маневра ресурсами, географическим направлением экспорта-импорта, с учетом имеющихся запросов, предложений, сведения, анализа тенденций и конъюнктуры мировых товарных рынков. Менеджер определяет основных потенциальных покупателей с учетом транспортных возможностей и других условий, намечает тактику действий по целесообразному расширению рынков сбыта и привлечению новых агентов, определяет в целом примерное соотношение объемов продажи на замкнутую и свободно конвертируемую валюту, выбирает конкретный метод торговли (напрямую или через посредника).

Менеджер намечает график переговоров с важнейшими иностранными партнерами внутри страны и за границей, уточняет план загранкомандировок своих сотрудников, определяет формы осуществления взаимодействия с промышленностью, заключения договоров комиссии или агентских соглашений.

Естественно, выполнение производственно-коммерческой и финансово-экономической деятельности лежит на всем коллективе специализированной фирмы, но спланировать, организовать, ско­ординировать и проконтролировать работу коллектива и отдельных сотрудников является обязанностью менеджера среднего звена.

Социально-психологические аспекты занимают в работе менеджера среднего звена свое особое место, которое объясняется тем, что возглавляемый им коллектив состоит из людей, из личностей со своими чертами характера, мотивами труда, способностями, интересами, жизненными позициями и т.д. Трудовой коллектив является сложным социально-психологическим звеном общества, в котором тесно переплетаются формальные и неформальные отношения, личностные особенности людей, условия работы и оплаты труда, характер выполняемой деятельности, стиль и методы руководства, уровень эрудиции и квалификации и многие другие факторы, которые оказывают влияние на формирование социально психологического климата в коллективе и, в конечном итоге, на результаты совместной деятельности.

Социально-психологические аспекты труда менеджера по управлению персоналом заключаются в том, что он формирует активный трудовой коллектив, способствует развитию трудовой деятельности и развитию личности каждого члена коллектива. Все большее место в деятельности менеджера в современных условиях перехода к рыночным отношениям занимают конкретные социальные проблемы, связанные с изменением стимулов и мотивов труда, системы оплаты в зависимости от конечных результатов совместной деятельности, взаимоотношений между руководителем и подчиненными и между сотрудниками коллектива, переоценкой ценностей в нашем обществе, демократизацией. Те методы и стили управления персоналом, которые сложились в советский период и основывались на командно-административных принципах централизованного планового руководства, в настоящее время требуют кардинальных изменений, так как сейчас формируется не только новая социально-экономическая модель нашего об­щества, но и новая система человеческих отношений.

Чтобы квалифицированно выполнять функции менеджера среднего звена как руководителя структурного подразделения внешнеэкономической организации, необходимо быть человеком компетентным, профессионально подго­товленным, обладать знаниями и опытом внешнеторговой деятельности, иметь специальное образование, т. к. при прочих равных условиях руководитель, имеющий специальное внешнеторговое образование, практический опыт заключения экспортно-импортных сделок, располагающий специальными знаниями, решает свои задачи и задачи фирмы с меньшими издержками и большей результативностью, компетентно анализирует и эффективно контролирует ход выполнения сделок. Поэтому на должность менеджера среднего звена назначается лицо, имеющее высшее внешнеторговое образование (или специальное образование), обладающее знаниями внешнеэкономической деятельности, принципов управления и организации труда, владеющее одним или несколькими иностранными языками.

В конечном итогеэффективность деятельности менеджера определяется через выполняемые им функции. В экономической литературе и практике выделяют десять основных функций менеджера. Он должен уметь:

• грамотно и рационально ставить цели и задачи;

• анализировать ситуацию;

• прогнозировать ход событий и последствий;

• планировать свою деятельность и деятельность организации;

• рационально принимать решения;

• мотивировать персонал;

• организовывать работу и налаживать руководство;

• регулировать отношения и разрешать конфликты;

• формировать организационную культуру и управлять ею;

• вести постоянный учет и контроль.

Считается, что от указанных десяти основных функций менеджера, зависит результативность работы любой организации.

refac.ru

ВИДЫ СОВРЕМЕННЫХ МЕНЕДЖЕРОВ И ИХ ФУНКЦИИ с. 2

Автор(ы): Доктор экономических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета Маленков Ю.А.

Опубликовано: «Вестник Санкт-Петербургского Университета». Серия 5. Выпуск 3, 2002 стр.37-47

Одной из наиболее серьезных проблем роста эффективности организаций является типичное расхождение в организациях ролей руководителя и лидера, функции которых, как правило, не совпадают. Дело в том, что руководителей более, чем достаточно, а лидеров всегда не хватает. Лидер это человек способный быстро принимать эффективные решения, легко вовлекающий работников в их выполнение без какого бы то ни было принуждения и длительного убеждения, пользующийся искренним уважением и даже восхищением людей его окружающих. Лидер не может обходиться без коллектива, так же как коллектив без лидера является всего лишь формальным и малоэффективным объединением группы лиц. Руководитель это менеджер, формально позиционированный в иерархической структуре управления, чьи решения могут выполняться, но могут лишь подменяться имитацией их выполнения работниками. Ч. Барнард утверждал, что решение, с которым не согласны работники, вообще никогда не будет выполнено. Поэтому исключительно важным условием роста эффективности организации является соединение функций лидера и руководителя. Для этого есть два основных пути – развивать функции лидеров у руководителей и обеспечивать приход новых лидеров на руководящие должности.

К сожалению, в российских условиях первый путь малоэффективен из-за слабого распространения методов обучения лидерству и систем выявления талантливых лидеров, а также из-за глубокой бюрократизации подбора и расстановки кадров, которая препятствует их появлению в организациях. Не меньшим барьером является и исконно завышенная, не соответствующая действительности самооценка типичного российского руководителя, который давно исключил обучение и самообучения из своих функций. Его упорное нежелание обучаться граничит с пренебрежением к новым знаниям, в то время как во всем мире и менеджер торгового зала, и президент компании в равной степени считают своей важнейшей функцией непрерывное обучение и самообучение.

Настоящее лидерство всегда ведет к раскрепощению внутренних резервов персонала, раскрытию уникальных особенностей людей, подавляемых в условиях бюрократии. Но многие российские руководители вместо сложного пути превращения в лидеров выбирают более легкий путь построения административно-бюрократических структур с консолидацией всей власти на верхнем уровне, вместо ее динамичного распределения между лидерами организации. При этом для обеспечения «лучшей управляемости персонала» среди работников создается обстановка страха, принуждения, стрессов, а их мнениями, взглядами, потребностями и индивидуальными особенностями бюрократизированное руководство полностью пренебрегает, что неизбежно ведет к низкой эффективности всей организации.

Второй путь, обеспечить выдвижение лидеров на должности руководителя, сложен в связи со стремлением бюрократических структур управления, которые сегодня в большинстве, не допустить самостоятельно мыслящих и тем более способных к самостоятельным действиям руководителей к рычагам управления организациями. Бюрократическая номенклатура застывшая и косная, способная только извлекать личные сверхдоходы, не умеет и не желает использовать уникальные возможности лидеров, видит в них потенциальных конкурентов и стремится любыми способами от них избавиться, нанося тем самым огромный ущерб, как своим организациям, так и экономике в целом. В противоположность этому эффективные руководители считают приоритетной задачей обучение своих менеджеров лидерству, поиск их организациями потенциальных руководителей с лидерскими качествами и создание условий для их развития. Ведь при этом организация получает не один, а целую серию новых внутренних импульсов развития. Сами же лидеры являются важнейшим компонентом человеческого капитала компаний, часто реально оцениваемые в миллионы долларов в практике соглашений об их переходе на работу в другие организации.

Повсеместное нарушение в российских условиях принципа менеджмента, требующего сочетания функций лидера и руководителя является одной из главных причин низкой конкурентоспособности и эффективности, как организаций, так и экономики в целом.

В странах с конкурентоспособной экономикой осуществлен переход к коллективным и распределенным структурам власти в управлении, формам руководства на основе разделения функций собственника и генерального менеджера, динамичному распределению власти внутри организации. Казалось бы, в российских условиях переход к акционерной форме собственности должен был способствовать росту эффективности управления, но в действительности акционерная форма чаще всего служила прикрытием процессов сосредоточения всех рычагов управления крупнейшими предприятиями в руках всего 1- 3 человек. При этом новые собственники, как правило, не имеют понятия об отличиях управления крупной корпорацией от малого бизнеса, не желают повышать своей квалификации и наивно считают, что «силовые» методы в управлении, включая выталкивание из кабинета конкурирующего директора, угрозы и даже физическое устранение конкурентов, могут обеспечить им надежное положение на рынке.

Мировая практика показывает, что только внедрение более эффективных систем менеджмента может обеспечить конкурентоспособность организации. Если функции российских менеджеров останутся старыми слепками управления простыми кооперативами и предприятиями малого бизнеса их корпорации никогда не смогут достичь уровня конкурентоспособности мировых лидеров, будут обречены на банкротство. Это доказывает и практика последних лет. Лишь немногие крупные российские компании сумели сохранить свое положение в условиях резких колебаний рыночной конъюнктуры и кризисов.

Особенность функций менеджера заключается в многократных переходах его на протяжении дня с уровня руководителя на уровень подчиненного, для чего необходимо применять различные модели коммуникаций. В отличие от менеджера предприниматели, являясь владельцами организаций, не имеют вышестоящих руководителей, а работники линейного уровня (исполнители) не имеют подчиненных. Менеджер на протяжении дня выполняет и совмещает три принципиально разные роли - руководителя, коллеги и подчиненного. Неоднократно в течение дня он должен переходить от одной функциональной роли к другой, вступая в сложные противоречивые отношения с работниками различных уровней управления. Ему часто приходится изменять стиль своего поведения, учитывать индивидуальные различия людей, что вызывает большую дополнительную нагрузку, затрудняет весь процесс управления.

Для интегральной оценки эффективности менеджеров целесообразно их классифицировать в зависимости от главного целевого назначения влияния на эффективность организаций. В качестве главных критериев, целесообразно выбрать (Таблица 2): общее влияние менеджеров на организации, их положения в иерархии управления, их способности к обучению и самообучению.

Таблица 2. Типы менеджеров, их функции и характерные черты в иерархических структурах управления

Тип менеджера Функции и характерные черты типа менеджера
1. По общему влиянию на организацию
Прогрессивный (созидатель и преобразователь) Позитивно преобразует среду управления и структуру организации, активно воздействуя на все элементы процесса управления, стремится внести изменения в целях повышения эффективности организации, находится в непрерывном поиске лучших способов решения задач. Быстро реагирует на все изменения среды управления с одновременной адаптацией целей, стиля руководства и методов воздействия. Является лидером, способным вовлечь других в активное достижение целей. Прогрессивные менеджеры обеспечивают высокую конкурентоспособность своих организаций и социальный прогресс.
Исполнитель Ограничивает свои действия следованию всем указаниям вышестоящих руководителей, полностью избегает риска, опирается на бюрократические методы и процедуры. Самостоятельность полностью отсутствует даже при наступлении кризиса. В условиях динамичной среды управления такой менеджер ведет к потере конкурентоспособности организации.
Разрушитель Разрушает в силу своего непрофессионализма, отсутствия способностей или отрицательных внутренних ценностей и для достижения личных карьерных интересов сложившуюся систему, культуру и методы управления организацией, ухудшая ее положение и снижая конкурентоспособность. Менеджеры этого вида способны быстро разрушить создававшиеся до них годами системы управления и привести организации к банкротству.
2. По положению в иерархической системе управления
2.1. Менеджер – руководитель:
Лидер Строит руководство коллективом подчиненных на основе гибкого сочетания различных концепций и моделей управления. Выполнение им роли руководителя основано на применении современных принципов теории и практики эффективного лидерства, новых методов менеджмента, уважении к сотрудникам, дебюрократизации, инновационном руководстве развитием. Непрерывно совершенствует индивидуальный стиль управления, учитывая методы менеджеров добившихся успехов. Обеспечивает непрерывность прогресса организации, ее прочные позиции на рынке.
Безликий Выполняет элементарные регламенты организации, неспособен принимать никаких самостоятельных решений, мгновенно изменяя точку зрения в зависимости от мнения руководства, конформист в любых вопросах, главной целью ставит собственное спокойствие, сохранение должности, стремится избегать любых конфликтов. Чем выше его положение в иерархической структуре управления, тем выше наносимый им ущерб. Занятие им должности руководителя неизбежно ведет к потере конкурентоспособности организации.
Регрессивный (отсталый) Применяет старые методы руководства, включая подавление личностей подчиненных. Для его стиля руководства характерно создание клановых групп, атмосферы страха, конфликтов, стрессов, взаимного доносительства, организация административной травли неугодных сотрудников, грубость в личном общении, предельно низкая оплата труда персонала, полное пренебрежение к интересам и запросам подчиненных. Разрушающе действует на культуру организации, неизбежно и быстро ведет всю организацию к краху.
2.2. Менеджер – подчиненный
Самоуправляемый Открытые каналы коммуникаций с вышестоящими руководителями и органами управления, самостоятельный выбор методов решения проблем, отсутствие конформизма, собственная, не навязываемая оценка эффективности вышестоящих звеньев управления, возможность открытого противопоставления своей точки зрения руководству в целях обеспечения более высокой эффективности организации. Индивидуальный, осознанный, прогрессивный и свободный стиль подчинения на основе развития самоуправления, коллегиальные и сетевые методы взаимодействия. Создание внутри организации сети таких менеджеров ведет к достижению высокой конкурентоспособности.
Коммуникабельный Создает сеть обширных контактов с менеджерами, подчиненными и руководителями на основе отношений, построенных на взаимном уважении, доверии и соблюдении внешних и внутренних норм культуры общения. Легко устанавливает контакты с другими людьми и поддерживает их, всегда готов придти на помощь без особых раздумий о своей выгоде. Способствует единству коллектива. Такие менеджеры создают необходимые условия для раскрытия внутренних резервов персонала.
Прагматик Полностью сосредоточен на работе и результатах. Стремясь достичь максимальной эффективности строит систему отношений, сводящую к минимуму затраты времени на все, что не ведет к достижению поставленных целей. Строго дозирует свои затраты времени, сохраняя активные деловые отношения, устанавливает избирательную систему контактов с окружающими по системе собственных критериев, включающей принцип полезности общения для эффективности его работы и личного развития. Такой менеджер редкость в российских системах управления, но в условиях дефицита времени и кризиса этот вид менеджеров достигает наиболее высокого уровня конкурентоспособности и значительных результатов.
Индивидуалист Менеджер вступает в конфронтацию с верхними эшелонами руководства вследствие индивидуальной несовместимости с его непосредственными руководителями или в результате противостояния систем их внутренних ценностей. Для правильной оценки эффективности менеджера надо точно определить истинную причину цепи конфликтов в управлении. В эффективных системах управления такие конфликты чрезвычайно редки и, как правило, отражают несовместимость культур личностей или серьезные ошибки, допускаемые при решении проблемы руководством. В бюрократических системах эти конфликты отражают неприятие творческой личностью шаблонов, стереотипов и дефектов системы.
Конформист Конформизм и безоговорочное выполнение любых указаний руководства без их обсуждения, даже если они резко ухудшают результаты организации, противоречат общечеловеческим ценностям (свобода личности, честность, порядочность, взаимопомощь, уважение и другие) или внутренним ценностям организации. Бюрократически закрепощен и жестко контролируем своим руководством. Помощь другим осуществляет только на основе расчетов ее полезности для его карьеры. Для этого вида менеджеров, типичного для бюрократических структур управления, характерны низкие результаты. Такие менеджеры препятствуют прогрессу своих организаций, но при этом высоко оцениваются бюрократическим руководством, так как выполняют все его установки. Это один из наиболее негативных типов менеджеров, не оказывающего противодействия бюрократии, а наоборот усиливающего ее власть и ведущего организацию к краху.
3. По способностям к самообучению и обучению
Самообучающийся и активно обучаемый Непрерывно и активно стремится найти новые знания и приобрести новые навыки эффективного управления, функция обучения является для него одной из основных, процесс приобретения знаний оценивается не формальными дипломами или сертификатами, а по росту его производительности, появлению новых концепций, изменению среды управления. Это инновационный тип менеджера, который способен вывести свою компанию в лидеры.
Формально обучаемый Стремится к получению ряда дипломов и сертификатов исключительно как к средству достижения престижа, карьерного роста, формального превосходства по отношению к другим. Это типичный бюрократический подход. К получению знаний он относится только как к необходимости прохождения барьеров для получения дипломов и свидетельств о повышении квалификации. Главным же считает опору на личные связи и полный конформизм в управлении. Уровень самостоятельного мышления его крайне низок, опирается он в основном на цепкую память. Полученные им знания большей частью не находят себе применение в жизни. Такой менеджер избегает любых инноваций и риска, идет только проторенными дорогами и способствует процессам бюрократизации своей организации, что ведет ее к банкротству.
Необучаемый Активно отказывается от любых форм обучения. Процесс обучения для него тягостен и неприятен, поэтому он избегает малейших умственных усилий. Считает связи, деньги, неформальные общения главными средствами карьерного роста. В работе такие менеджеры нарушают практически все принципы эффективного управления. Они способны разрушить любую даже самую совершенную организацию. Это крайне негативный вид менеджеров.

infomanagement.ru

Виды менеджмента - Энциклопедия по экономике

Виды менеджмента управление финансами, управление персоналом, управление логистикой, управление производством.  [c.283] УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ОРГАНИЗАЦИИ - специфический вид менеджмента, имеющий свой объект, свои методы, формы выработки и реализации управленческих решений совокупность способов, приемов, процедур, позволяющих решать соц. проблемы на основе научного подхода, знания закономерностей протекания соц. процессов, точного аналитического расчета и выверенных соц. нормативов. У.с.р.о. — ор-  [c.401]

В общем виде менеджмент следует представлять как науку и искусство побеждать, умение добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения и интеллект людей. Речь идет о целенаправленном воздействии на людей с целью превращения неорганизованных элементов в эффективную и производительную силу. Другими словами, менеджмент - это человеческие возможности, с помощью которых лидеры используют ресурсы для достижения стратегических и тактических целей организации.  [c.3]

При рассмотрении основных положений управления предприятием менеджмент может быть классифицирован по двум основным признакам (критериям) уровням управления и функциональным областям управленческой деятельности (видам менеджмента).  [c.16]

По специфике управления предприятием (конкретной управленческой деятельности) различают следующие виды менеджмента, ориентированные на основные функциональные области  [c.17]

Поясните назначение и общее содержание видов менеджмента. Опишите их взаимосвязь с уровнями управления предприятием.  [c.596]

ОБЪЕКТЫ И ВИДЫ МЕНЕДЖМЕНТА В ОРГАНИЗАЦИИ  [c.30]

При рассмотрении задачи надо исходить из того, что управление социальным развитием предприятия (организации) — специфический вид менеджмента и вместе с тем составная часть управления персоналом. Оно имеет своих субъектов — управленческие подразделения и круг должностных лиц, призванных заниматься вопросами социального развития организации и социальным об-служиванием ее персонала, наделенных надлежащими полномочиями и несущих определенную ответственность за решение социальных проблем.  [c.213]

Основные направления развития менеджмента в 90-х гг. включают в себя становление корпоративной культуры как фактора успешного управления, широкое распространение стратегического управления, перенос подходов и приемов менеджмента из коммерческой в некоммерческую сферу, бурное развитие специальных видов менеджмента.  [c.25]

Обратная связь, ориентированная на персонал, имеет важное значение при всех видах менеджмента и это значение возрастает, когда фирма выходит на зарубежный рынок. Расстояния увеличиваются и физически, и психологически. Все больше надвигается угроза потери связи и стимулов. Даже чувство потери личной безопасности и душевные страдания могут достичь разрушительного уровня, когда люди чувствуют себя одинокими, находясь под сильным прессом вдали от родного дома и не чувствуя поддержки со стороны штаб-квартиры.  [c.129]

Последние особенно важны в рамках мировой тенденции социализации всех видов менеджмента, в том числе ресурсного, вообще, и финансового, в частности. Осуществляя работу в кредитно-финансовой сфере и не распределяя прибыль между учредителями и участниками, они решают задачу гармонизации общества со свободной экономикой. Задача построения в Рос-  [c.317]

Однако возможно и обратное — т.е. в границах одной отрасли хозяйства, например промышленности, может быть маркетинговый, инновационный, антикризисный и другие виды менеджмента. Но сущность от этого, как видно, не меняется.  [c.13]

Различают целый ряд видов менеджмента банковский, инвестиционный, инновационный, производственный, стратегический, финансовый, менеджмент организации.  [c.364]

В специальной литературе приводятся различные классификации менеджмента, отражающие взгляды разных научных школ и как правило не совпадающие друг с другом. В учебных изданиях наиболее часто выделяются следующие виды менеджмента инновационный, финансовый, налоговый, производственный, оперативный и стратегический. Отметим попутно, что некоторые из них дублируют предметы уже сформировавшихся в нашей стране самостоятельных научно-практических дисциплин (например, в финансовом менеджменте рассматриваются вопросы.финансового анализа, в налоговом — налогового планирования и т.д.), и отнесем это на счет новизны данной дисциплины.  [c.13]

Виды менеджмента — специальные области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач менеджмента.  [c.6]

Признаки Виды менеджмента  [c.7]

Подавляющее большинство рассмотренных выше задач деятельности предприятия не может быть решено без соответствующего финансового обеспечения. Финансы — один из основных ресурсов предприятия — также подвергаются управлению с учетом их особенностей. Финансовый менеджмент — вид менеджмента, раскрывающий теоретические и практические вопросы обеспечения устойчивости, надежности и эффективности управления финансами организаций, а также финансовыми организациями. Основные требования к менеджерам знание основ финансовой науки, умение применять научные подходы и принципы менеджмента к финансовой деятельности организации знание системы финансовых показателей (доходности, оборачиваемости, ликвидности, платежеспособности и т.п.) деятельности организации, умение анализировать финансовые показатели знание и умение использовать методы ценообразования знание теории и практики бухгалтерского учета, налоговой и инвестиционной политики знание основ финансовой математики и умение решать практические задачи и др.  [c.309]

Современный взгляд на изменение продукта состоит в том, что изменение — сложный процесс, в котором формируется цепочка ценности продукта наука — производство — распределение — обмен — потребление и который непрерывно подвергается количественным и качественным изменениям в результате протекающих в экономике инновационных процессов. Инновационный менеджмент тесно связан с другими видами менеджмента, а различие проявляется в объектах управления по звеньям цепочки ценности. Инновационный менеджер управляет исследованиями и разработками, поиском заказчиков и инвесторов, которые захотят воплотить идеи ученых и технологов в инвестиционный проект. Управление проектами позволяет подготовить технологическую базу для выпуска нового продукта. Производственный менеджер организует и управляет уже производством продукта, будь то услуга, товар или работы, обеспечивая объемы и качество в соответствии с требованиями рынка и существующими стандартами. В условиях быстро меняющейся внешней среды для решения задач развития необходим менеджер — предприниматель, обладающий новаторской характеристикой, принимающий на себя риски, связанные с неопределенностью знаний о будущем, представляющий себе основные виды существующих технологий в отрасли и закономерности их развития в том виде, как это сегодня понимает наука об инновационном менеджменте.  [c.356]

Интересен опыт Краснодарского края по проведению ежегодного экономического форума. Так на последнем из таких форумов было подписано 42 инвестиционных соглашения на общую сумму свыше 680 млн. евро. Кроме этого было подписано соглашение об инвестициях в виде менеджмента, что так же способствует привлечению иностранных инвестиций..  [c.204]

Научный менеджмент Ф. Тейлора явился тем видом менеджмента, который осуществляет управление с помощью нормативов, установленных путем систематических наблюдений, экспериментов и логических рассуждений.  [c.70]

Управление человеческими ресурсами — часть кадровой политики, включающая взаимосвязанные ключевые элементы, которые называют циклом кадрового менеджмента. К таким элементам (или направлениям) данного вида менеджмента относятся  [c.9]

Разработка эффективной системы кадрового менеджмента (определение предмета, задач и содержания данного вида менеджмента, его основных направлений, принципов и методов для конкретной организации).  [c.12]

Пытайтесь установить оптимальный ритм менеджмента. Руководитель любого бизнеса должен попытаться внести как можно больше порядка в работу. Хотя некоторый хаос всегда необходим (а фактически и полезен), руководитель должен организовать различные виды менеджмента так, чтобы правильный вид управления автоматически был применен для нужного задания. Он также должен удостовериться, что аппарат менеджмента, хотя на один-два уровня ниже его, но оказывает ему максимум поддержки и помощи.  [c.223]

В этой книге мы часто обращались к вопросу, как менеджеры действительно себя ведут и в чем это поведение не согласуется с теорией эффективного менеджмента. И почти всегда мы вынуждены были соглашаться с тем, что менеджеры часто занимаются только ежедневной текущей работой и не анализируют перспектив. Естественно, что люди занимаются повседневными делами, но это не лучший вид менеджмента. Формулирование и доведение до сведения персонала назначения организации в форме заявления миссии или подобного программного документа являются условиями удачного менеджмента.  [c.202]

В общем случае в фирме реализуются различные виды менеджмента (соответственно и маркетинга), отражающие разные объекты его приложения (персонал, финансы, страхование, торговля, производство, строительство, инвестиции, инновации, проекты, информация, знания и др.), а также различные его концепции, отражающие технологические аспекты самого менеджмента (и маркетинга) как способа управления — методологические, организационные, инструментальные, нормативно-правовые, информационные и др.  [c.5]

С легкой руки американцев это английское слово стало известно сегодня практически каждому образованному человеку. В упрощенном понимании, менеджмент — это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент — по-русски управление — функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Менеджмент — это также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию. Наконец, менеджмент как собирательное от менеджеров — это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению. Значимость менеджмента была особенно ясно осознана в 30-е годы. Уже тогда стало очевидным, что деятельность эта превратилась в профессию, область знаний — в самостоятельную дисциплину, а социальный слой — в весьма влиятельную общественную силу. Растущая роль этой общественной силы заставила заговорить о революции менеджеров , когда оказалось, что существуют корпорации-гиганты, обладающие огромным экономическим, производственным, научно-техническим потенциалом, сопоставимым по мощи с целыми государствами. Дженерал Моторс , например, неизменно присутствует в первой дюжине самых крупных экономических субъектов мира (включая как государства — США, Японию, СССР и др., так и корпорации). Крупнейшие корпорации, банки составляют стержень экономической и политической силы великих наций. От них зависят правительства, многие из них имеют транснациональный характер, простирая свои производственные, распредели-  [c.5]

ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ, ОДАРЕННОСТЬ тесно связаны со способностью. Предрасположенность — это имеющийся потенциал человека в отношении выполнения какой-либо конкретной работы. Являясь результатом сочетания как врожденных качеств, так и приобретенного опыта, предрасположенность, одаренность становятся как бы талантом, открывающимся в определенной области. Влияние одаренности часто наиболее очевидно в таких областях, как музыка и спорт. Например, выдающиеся спортсмены могут начинать заниматься новым видом спорта и преуспеть в этом с самых первых шагов. Предрасположенность в определенной области обычно облегчает приобретение способности эффективно выполнять конкретную деятельность. Предрасположенность к управлению очень важна при определении кандидатов на обучение менеджменту. Если руководитель не сможет правильно оценить предрасположенность человека к определенной работе, время и расходы, понесенные в связи с его обучением, будут потрачены впустую.  [c.100]

Сущность инвестиционного менеджмента, его виды. Функции и задачи инвестиционного менеджера. Инвестирование, его содержание и цели. Холдинговый период. Виды инвестирования. Факторы, воздействующие на инвестирование. Доходность и риск инвестиций.  [c.85]

В процессе изучения необходимо рассмотреть менеджмент как вид деятельности и систему управления развитие менеджмента в прошлом и настоящем методологические основы менеджмента инфраструктуру  [c.163]

Целью преподавания дисциплины является формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков в области современного менеджмента, что позволит им эффективно работать в качестве менеджеров высшего, среднего и низового звена на предприятиях и в организациях в соответствии с международными требованиями к данному виду деятельности.  [c.169]

Задачи и цели менеджмента рекламы. Субъекты и объекты управления рекламой. Основные функции управления рекламой. Информационное обеспечение рекламной деятельности. Основные, виды рекламной информации. Внутрифирменная текущая информация. Внешняя текущая маркетинговая информация. Данные специальных исследований. Виды специально организованных рекламных исследований. Планирование и контроль рекламной деятельности. Структура управления и организация деятельности рекламных служб.  [c.353]

Взаимодействие организации с внешней средой может происходить в рамках, определенных правовой и нормативной базой, при механическом или органическом типе организаций с использованием различных видов менеджмента. Цели менеджмента достигаются с помощью его инструментов. Таковыми могут быть признаны различные формы сделок (договоров). Большинство сделок внутри фирмы носят устный характер. С внешними организациями фирма чаще осуществляет кднтакты через письменные сделки. Для эффективного управления фирмой менеджеру необ-  [c.41]

Фасилити-менеджмент — вид менеджмента, связанный с организацией, планированием и управлением вспомогательными системами, сооружениями и зданиями, средствами обслуживания в сфере общественного производства.  [c.723]

Цель этого вида менеджмента — принятие на работу, умение удержать работников, совершенствование и профессиональная подготов-  [c.22]

В основе долгосрочной ориентации японских корпораций лежат следующие причины. Благодаря отделению управления от собственности власть менеджмента велика, он стремится обеспечить надежное будущее. Пребывание на руководящей должности длится шесть-семь лет, но гает видеть компанию растущей беско-3. В отличие от американских руководителей его не изгоняют за недостаточную краткосрочную прибыль. Другие сотрудники также работают всю жизнь и поэтому тоже стремятся обеспечить далекое будущее. Менеджеры среднего звена оказывают сильное давление на высшее руководство с целью заглянуть далеко вперед, потому что они тоже останутся в компании на долгое время. Если бы их увольняли за краткосрочные результаты, как это делается в США, они бы перестали заглядывать дальше завтрашнего дня.  [c.95]

Еще немного о понятиях. Возникает вопрос — можно ли считать, что английское понятие менеджмент и русское управление и, соответственно, менеджер и руководитель — это одно и то же. И да, и нет. В сбщем смысле или, так сказать, с высоты птичьего полета, пожалуй, — да. Вместе с тем есть и отличия в трактовке и применении этих понятий, интересные, правда, в основном лишь специалистам. Однако два отличия представляются существенными. Во-первых, говоря о менеджменте , американцы почти всегда подразумевают фигуру менеджера — человека, субъекта управления, действующего в некоторой организации. В более общем смысле они применяют термин администрация , администрирование (administration), который в большей степени отражает обезличенную систему управления. Во-вторых, когда говорят менеджер , то, по большому счету, имеют в виду профессионального управляющего, осознающего, что он представитель особой профессии, а не просто инженер или экономист, занимающийся управлением. К тому же менеджер — это человек, прошедший, как правило, специальную подготовку.  [c.6]

В итоге, каждая органккацня считала, что выполняет работу так, как она видит свои задачи, и поэтому для расследования причин ситуации, приведшей к проведению полной инвентаризации, нужно было пригласить независимого консультанта. Для анализа проблемы обратились к хонсалтииговой фирме Литтл, Янг энд Андерсон Менеджмент Консалтантсе-. Группа аналитиков, возглавляемая опытным консультантом по вопросам рентабельности, тщательно проанализировала всю систему компании и в дополнение к фактам, установленным высшим руководством, обнаружила следующее  [c.672]

economy-ru.info

Виды менеджмента и их характеристика! 3 главных направления!

Содержание статьи:

Видео: Виды менеджмента1. Возможно ли работать без менеджмента?2. 3 вида менеджмента!3. Где используется менеджмент?4. Антикризисное управление!5. Преступный менеджмент!6. Заключение!

Менеджмент – это такая сфера деятельности, которая присутствует буквально везде. Куда бы не отправился современный человек, а везде одни люди управляют другими, и это закон как капитализма, так и природы людей вообще. Менеджмент нашел свое применение в бизнесе, в системе государственных органов и даже при личных взаимоотношениях между людьми, ведь в любой группе есть человек, который может называть себя лидером. Далее речь пойдет про виды менеджмента и характеристику, а также вы узнаете про специфическое применение этой науки.

Что будет без менеджмента?

Многие люди, в подавляющем большинстве, подчиненные, осуждают систему управленческой иерархии, т.к. считают аморальным тот факт, что один человек управляет другим. Но давайте тогда представим, что бы было, если бы руководителей не было вообще. А тогда мы бы получили приблизительно следующую картину: есть толпа неуправляемых работников, которые не понимают, что именно им нужно сделать по одной простой причине – им никто это не сказал.

Всяческий контроль полностью отсутствует, из-за чего некоторые особо усердные сотрудники начинают откровенно тунеядствовать, и это я еще не говорил про деньги, которые кому-то нужно распределять. Таким образом, начальники важны на любом предприятии и в любой группе, поэтому и менеджмент был, есть и будет актуальным направлением.

Виды менеджмента и их характеристика!

  1. Начнем со стратегического менеджмента. Он нужен для того, чтобы запланировать и обеспечить выполнение долгосрочных задач, которые создаются на срок, больше 1 года.Это может быть управление строительством крупного объекта, бизнес-план организации или даже всем известный государственный бюджет на следующий год. Для того чтобы план был исполнен в точности и в срок, есть люди, которые это контролируют и управляют исполнителями.Как правило, при этом создается целая группа менеджеров, основной задачей которой является руководство исполнением стратегического плана. Причем важно понимать, что далекоидущие планы весьма приблизительны, они не дают четких указаний, поэтому менеджерам нужно думать, как лучше исполнить определенное предписание.К примеру, приказано на втором этаже бизнес цента расположить 6 офисов, туалет и кабинет руководителя, а вот в каком порядке и как именно это делать – решают ответственные менеджеры, которые осуществляют руководство.
  1. Второй вид менеджмента – это тактическое управление, оно же среднесрочное.Сюда относятся все планы, на исполнение которых выделено от месяца до года.К примеру, это могут быть реструктуризации отделов на предприятии, маркетинговая кампания и т.д. Для исполнения подобных задач могут создаваться новые группы или же дела поручаются уже существующим (отдел маркетинга, отдел охраны труда). Указания в этих планах могут быть как приблизительными, так и точными, поэтому от менеджера все равно требуется умение мыслить и принимать верные решения.
  1. Оперативное руководство – это последний вид менеджмента. Его характеристика заключается в следующем: создается оперативный план со временем на его исполнение не более месяца, поручается, как правило, мелкому менеджеру или сразу исполнителю, после чего приводится в действие. Сюда можно отнести плановые и внеплановые проверки, мелкие проекты на предприятии и пр.

Где применяется менеджмент?

  1. Система руководства распространена в маркетинге. Здесь всегда есть люди, которые могут придумать гениальные идеи и эффективные рекламные кампании, и есть те, кто воплощают задумки в жизнь. И чем лучше будет налажена связь и понимание между руководителями и исполнителями, тем продуктивнее будет работа всего отдела и больше прибыль компании.
  1. Никакая сфера не имеет сложнее структуры иерархии, чем производственная. Здесь на уровни поделены все, начиная от владельца и заканчивая самым последним уборщиком. В производственном процессе существует достаточно сложная система субординации, где каждый начальник имеет определенные компетенции и управляет конкретными подчиненными. Также как и в случае с маркетингом, чем быстрее и четче желания руководства дойдут до рабочих, тем продуктивнее будет вся работа предприятия.
  1. В некоторых компаниях существует специфический отдел, который занимается сбором информации о рынке сбыта, конкурентах и т.д. Здесь немного уровней разного рода руководителей, но есть те, кто сведения собирают, и те, кто их обрабатывают и анализируют. Эти две группы людей должны действовать скоординировано и продуктивно.
  1. В системе реализации товара или услуги также применяется менеджмент. Есть здесь главные продавцы, а есть рядовые, которые должны прислушиваться к советам и исполнять распоряжения старших по должности. Реализаторы также могут быть подчинены маркетологам, которые говорят им, как нужно рекламировать и продавать определенную продукцию.
  1. Выражен менеджмент и в сфере услуг, потому что есть те, кто непосредственно услуги предоставляет, и те, которые руководят всем процессом. Примером могут послужить рестораны, где есть официанты, повара, администраторы и директор.
  1. Отдельно хочу выделить административную сферу, т.е. сферу государственной власти.Есть определенные органы, которые наделены властными полномочиями и могут приказать что-то сделать любому человеку, в пределах своих компетенции. К таким органам можно отнести правоохранителей, налоговую, прокуратуру, военкомат и пр.Причем методы управления здесь кардинально отличаются, субординация выражена более строго, и есть четкий перечень полномочий, за который нельзя заходить любому государственному служащему.И если руководитель на предприятии нарушил свои обязанности или превысил полномочия, то ему в худшем случае грозит увольнение, а вот если такое совершил сотрудник государственного органа власти, то его могут привлечь по административному или уголовному делу.

Антикризисный менеджмент!

Особой формой руководства является антикризисный менеджмент, который вводится при возникновении финансовых трудностей. Как правило, если организация стоит на грани банкротства, то она принимает все меры, чтобы выйти из сложной ситуации. При этом вводится своеобразное чрезвычайное положение, только в пределах одной компании.

Полномочия высшего руководства значительно расширяются, теперь оно может в любой момент инициировать проверку или начать служебное расследование. Повышается и контроль со стороны ТОП-менеджеров и владельца, основной задачей которого становится искоренение коррупции и всевозможных нарушений. В такие периоды может происходить сокращение штата и затрат на производство.

Менеджмент в преступном мире!

Как я уже писал в одной из своих предыдущих статей, иерархия и руководство присутствует не только среди законопослушных граждан, но и среди преступников. В частности можно выделить преступные организации, которые состоят из нескольких человек и имеют строгие иерархические связи. Здесь также применяется менеджмент, хотя и не всегда законный. И это должны принимать во внимание правоохранители, когда борются с преступностью.

Послесловие…

Итак, теперь вы имеете представление о видах менеджмента и их характеристике. В конце хочу добавить, что менеджмент – это не только прерогатива бизнеса или государственной административной системы, а сфера деятельности, которая присутствует везде, начиная от конкретной семьи и заканчивая самой крупной монополией или государством.

ПОДПИСАТЬСЯ НА НАШ YOUTUBE КАНАЛ 

ПОДПИСАТЬСЯ НА НАШ VIULY КАНАЛ 

Тут дают 10 токенов VIU за подтвержденую регистрацию

Вступить в закрытый  Телеграм Чат

С уважением проект Анатомия Бизнеса

Рубрики:

  • Продажи и Маркетинг
Март 20, 2015 11:42 дп

Если Вам понравился опубликованный материал – поделитесь им с Вашими друзьями:

Рекомендуемые статьи:

biz-anatomy.ru

Ответы@Mail.Ru: Какие бывают виды менеджеров?

В зависимости от разновидности менеджмента: А разновидности менеджмента вот 1. Производственный менеджмент определяет: оптимальный объем и структуру выпускаемой продукции; используемые технологии; рациональный способ загрузки оборудования; расстановку кадров; управление персоналом; способы разрешения конфликтов; способы устранения сбоев и неполадок; методы проведения текущего контроля 2. Снабженческо-сбытовой менеджмент включает: организацию подписания хозяйственных договоров; закупку, доставку и хранение сырья, материалов и комплектующих; хранение и отправку конечной продукции покупателям. 3. Инновационный менеджмент направлен: на управление научно-исследовательской деятельностью, прикладными разработками; 2 создание опытных образцов; 3 внедрение инноваций в производство. 4. Маркетинг-менеджмент занимается: исследованием рынков; определением существующего и потенциального спроса на продукцию; разработкой ценовой и рекламной политики предприятия. 5. Менеджмент персонала занимается: подбором, расстановкой и обучением персонала; определением методов мотивации сотрудников; созданием благоприятного психологического климата на предприятии; улучшением труда и быта работников; налаживанием и поддержанием отношений с профсоюзами. 6. Финансовый менеджмент управляет: созданием бюджета и финансового плана организации; формированием и распределением ресурсов фирмы; оценкой сложившегося и перспективного финансового состояния предприятия; принятием мер по укреплению финансового положения организации. 7. Эккаунтинг-менеджмент занимается сбором, обработкой и анализом данных о работе организации, их сравнением с предыдущими и плановыми показателями и результатами конкурентов с целью выявления слабых сторон и потенциальных возможностей фирмы.

Менеджер по продажам, менеджер по рекламе.. . смотря в какой отрасли.

touch.otvet.mail.ru

Виды менеджмента | EDUGET

Талантливый руководитель любого уровня может помочь компании подняться. Сначала нужно понять, что такое менеджмент и какие области он охватывает.

Зачем изучать менеджмент? Допустим, вы не руководитель, вы только начинаете карьеру или работает в узкопрофессиональном сегменте. Вы получаете задание, выполняете от забора и до обеда, отправляете результат – и дальше голова пусть болит у менеджера.Однако реальность такова, что подобных рабочих мест будет оставаться все меньше: ведь, с одной стороны, повышается интегрированность различных отделов, а с другой – каждый специалист на своем месте получает все больше рычагов управления конечным продуктом и сервисом, все больше участвует в продвижении.Автономность специалиста на своем участке, его способность задавать вопросы по организации рабочего процесса и предлагать улучшения высоко ценятся начальством и отделом кадров.А если вы вдруг перешли на фриланс, то оп! – и знание менеджмента стало залогом вашего выживания как специалиста. Потому что теперь только от вас зависит, как обеспечить себя объемом работы, своевременной выплатой гонорара, сделать достойный пиар своему продукту, сервису и личному бренду.

Итак, что такое менеджмент?

Менеджмент – это управление организациями и процессами в организациях для реализации поставленных целей.

Виды менеджмента различаются по:

  • сфере деятельности
  • объекту управления
  • признаку объекта
  • признаку содержания

Менеджмент по сфере деятельности может быть в свою очередь таких видов:

  1. Менеджмент развития (R&D менеджмент, инновационный менеджмент) – исследование и развитие таких компонентов, как:
    • материалы,
    • инструменты и оборудование,
    • методы и технологии.
  2. Менеджмент распространения (дистрибуции) включает
    • маркетинг и рекламу,
    • мерчендайзинг и продажи.
  3. Финансовый менеджмент – это:
    • экономические прогнозы,
    • расчет себестоимости,
    • контроль бюджета,
    • страховка,
    • работа актуария.
  4. Менеджмент поддержки – обеспечение стабильной работы и поддержание основных активов в рабочем состоянии, а именно:
    • недвижимое имущество,
    • инструменты и другое производственное оборудование.
  5. Менеджмент закупок и тендеров:
    • закупка материалов,
    • содержание склада,
    • контроль за наличием на складе материалов и товарных запасов.
  6. Менеджмент продукта и сервиса:
    • изучение и анализ,
    • планирование работы,
    • контроль качества.
  7. Менеджмент доставки:
    • доставка автотранспортом, ж/д, авиа, море,
    • упаковка,
    • хранение.
  8. Менеджмент персонала (HR-менеджмент):
    • подбор сотрудников,
    • размещение,
    • тренинг,
    • трансфер,
    • продвижение,
    • увольнение,
    • производственные отношения,
    • безопасность,
    • здоровье и другие бонусы компании.
  9. Менеджмент офиса:
    • планирование и контроль работы офиса,
    • внутренняя отчетность.

Исторически существует шесть основных теорий менеджмента персонала, via

1. Научная теория, автор – Фредерик В. Тейлор (Frederick W. Taylor)Люди – это лабораторные мыши, работающие за кусок сыра.Особенности управления: упрощайте задания, разделяйте работу поровну, используйте монетарные стимулы.

2. Административная теория, автор – Анри Файоль (Henri Fayol)Улучшайте топ-менеджмент, и остальные работники последуют примеру.Особенности управления: топ-менеджмент командует и контролирует.

3. Бюрократическая теория, автор – Макс Вебер (Max Weber)Работники – персонажи из фильма «Побег из Шоушенка».Особенности управления: иерархическая структура, основанная на строгих правилах

4. Теория управления персоналом, автор – Элтон Мэйо (Elton Mayo)Злите работников-интровертов, создавая группы для выполнения каждого задания.Особенности управления: стимулирование социального взаимодействия внутри организации.

5. Системная теория, автор – Людвиг фон Берталанфи (Ludwig Von Bertalanffy)Отделы, которые играют вместе, останутся вместе.Особенности управления: системная координация между различными отделами компании.

6. Теория X & Y, автор – Дуглас Мак-Грегор (Douglas McGregor)Псевдонаучное обоснование кумовства.Особенности управления: ленивых X контролируют, мотивированных Y вознаграждают.

Виды менеджмента по объекту управления

  1. внешний менеджмент – применяется в случае несостоятельности внутреннего управления;
  2. внутренний менеджмент:
    1. менеджмент организации – топ-менеджмент,
    2. менеджмент отдела – менеджмент среднего звена,
    3. менеджмент на уровне непосредственного исполнителя.
  3. бренд-менеджмент, менеджмент продукта и сервиса,
  4. хозяйственная и производственная деятельность организации.

По субъекту управления менеджмент может быть

  • формальный,
  • неформальный,

а также

  • личный,
  • коллегиальный.

Субъект управления может быть в свою очередь объектом управления для более высокого уровня менеджмента.

Виды менеджмента по признаку объекта

  1. Общий (генеральный) менеджмент – управление организацией в целом и ее автономными отделами.
  2. Функциональный менеджмент, он же специальный – управление отдельными процессами, а именно:
    • инновационный менеджмент,
    • производственный менеджмент,
    • финансовый менеджмент,
    • международный менеджмент,
    • экологический менеджмент,
    • менеджмент маркетинга,
    • персональный менеджмент.

По признаку содержания менеджмент может быть нормативным, стратегическим и оперативным.

  • Нормативный менеджмент отвечает за создание и реализацию миссии организации, ее философии, предпринимательских стандартов, определение конкурентной ниши компании на рынке и места в ней, формирование общей стратегии развития.
  • Стратегический менеджмент занимается разработкой различных стратегий для разных подразделений компании, распределяет реализацию стратегий во времени, формирует потенциал успеха организации и обеспечивает общий контроль реализации выбранных стратегий.
  • Оперативный менеджмент отвечает за разработку методов реализации принятой стратегии развития в конкретных условиях, за тактическую адаптацию и оперативное реагирование на меняющиеся обстоятельства.

Подробнее мы рассмотрим эту терминологию в других статьях по теме менеджмент. Реальные кейсы применения всех этих систем на практике вы найдете на платформе EDUGET: для вас созданы онлайн-курсы по менеджменту, где управленцы высокого уровня рассказывают о своем опыте и дают проверенные рекомендации.

При цитировании материалов раздела «Блог» на www.eduget.com активная ссылка на сам материал или на страницу www.eduget.com – обязательна. Любое использование материалов раздела «Статьи» на www.eduget.com (материала целиком) возможно исключительно по предварительному письменному разрешению правообладателя. Благодарим за сотрудничество!

www.eduget.com