Сторителлинг — это… или истории, рассказанные с пользой. Википедия сторителлинг


Правила, приемы, техники сторителлинга для бизнеса

Друзья, сегодня нам предстоит достаточно долгий, но подробный и нужный разговор о сторителлинге. Нам почему-то кажется, что после этой статьи вы сможете четко понять, что такое сторителлинг, зачем он вам нужен и нужен ли вообще.

Как и водится, мы будем искать кое-какие решения, находить основные правила и обязательно посмотрим на примеры. Будет немного жарко, но это будет жар, который костей не ломит. Предлагаем начинать, потому как дел у нас много.

10 главных вопросов о сторителлинге

Если вы пока еще не совсем представляете, что такое сторителлинг, предлагаем начать с краткого знакомства. Если же вы достаточно неплохо осведомлены, это будет для вас небольшой разминкой.

Что такое сторителлинг? Как утверждает Википедия, Сторителлинг (англ. storytelling — «рассказывание историй») — коммуникационный, эстрадный и маркетинговый приём, использующий потенциал речи.

Если совсем просто, то это о история, короткая или длинная, созданная для конкретной цели. Обучения, продаж, повышения патриотической настроенности или еще чего-нибудь там. Рассказывать истории можно с помощью устного рассказа, видео, графики или текста.

Где используется сторителлинг? Повсеместно, начиная от психотерапии и обучения, заканчивая рекламой и текстами «О компании». Нас с вами будут интересовать, в первую очередь, истории для бизнеса и маркетинга. А вот рассказывать мы будем учиться их исключительно с помощью печатного текста.

Зачем нужен сторителлинг в бизнесе? Такие тексты отлично продают, располагают, внушают доверие, запоминаются. Они очень доходчивые, простые и вместе с тем нестандартные. Тем и берут.

Есть ли какие-то конкретные требования к историям? Теоретически – да (мы позже поговорим об этом), практически – нет. Если вы сумеете заинтересовать читателя то всё в ваших руках. Каким будет текст – дело десятое.

Есть рекомендации и какие-то главные фишки (тоже поговорим), но вообще-то это как книга – без разницы, какая она, если люди читают, значит – работает.

Сторителлинг – это обязательно позитивные истории? Вовсе нет, ваши истории могут быть нейтральные или негативные.

Каким должен быть размер историй? Любым, лишь бы цепляло.

Сложно ли научиться сторителлингу? Если вы пришли в копирайтинг, имея хоть какой-то опыт написания рассказов или вообще литературной работы, то вам будет чуть проще. Но все равно непросто. Дело в том, что сторителлинг – это уникальный жанр, в котором много и от литературы и от коммерческого копирайтинга. И найти себя в нем может не каждый.

Тот самый случай, когда простое с виду таковым на деле не является. Впрочем, пугаться не нужно, каких-то невероятных сложностей в сторителлинге нет.

Откуда вообще взялся такой жанр? Дело в том,что люди наелись стандартных текстов.Стандартные тексты безлики. Плюс сторителлинга в том, что такие материалы оставляют след в памяти и иногда даже в сердце.

В каких текстах возможен сторителлинг? В текстах «О компании», в сценариях, в маркетинг-китах, в постах для социальных сетей,  анонсах, новостях, E-mail рассылках.

Где лучше не использовать истории? В коммерческих предложениях, описаниях и карточках товаров, пресс-релизах и других текстах, требующих конкретики и четких форматов.

Не опасно ли использовать истории как аналоги привычным текстам? Если автор хорош, если он четко понимает, что от него требуется, то не опасно. Даже классно. Вы выделитесь. Если же копирайтер только осваивает сторителлинг, то лучше не стоит.

Если все же решились, покажите результат нескольким разным людям. Пусть дадут свою оценку. Это порой лучше любого тестирования.

Небольшая поправка для лучшего понимания темы

Беда сторителлинга в том, что он уже частично касается литературы. А там, где литература, там хаос, сотни мнений и отсутствие конкретики. У каждого свое видение, у каждого свои советы. Бедлам.

Готовясь к написанию текста (а копирайтеры тоже готовятся к написанию текстов, это только Менделееву всё снится сразу), мы видели массу каких-то невероятно хитрых приемов вроде «проблема внутри решения», «альтернативный конфликт» и так далее.

Здесь такого не будет. Запутаем вас, запутаемся сами. Предлагаем просто научиться создавать сугубо конкретные тексты в форматах сторителлинга – простые истории для бизнеса, рекламы и продаж. С нехитрыми сюжетами. Проверенные и работающие.

Захотите нырнуть глубже, ныряйте уже без нас.

Правила сторителлинга

Вот мы и дошли с вами до конкретики. Итак, что мы знаем уже об этом жанре?

Сторителлинг – это история любого размера, которая должна зацепить или хотя бы запомниться читателю. С помощью истории мы не только выделимся на общем фоне, но и станем ближе человеку. Люди наелись парадных текстов, им хочется просто почитать без напряжения.

И вот здесь сразу же возникает очень важный вопрос:

Какие правила сторителлинга нужно использовать для того, чтобы получился вполне себе цепляющий текст?

Отвечаем по пунктам:

Не просто описания, а конкретный герой. Описательный сторителлинг – чушь собачья. У текста должен быть герой. Какой угодно: компания, смываемая втулка для унитаза, заводской цех, создатель фирмы или даже просто нос, пораженный насморком.

Нельзя сесть и написать 10 абзацев в описательном духе без героя, а потом назвать это сторителлингом.

Герой должен что-то делать. Идеально – решать проблемы, получая в результате награду. Маленькая фирма стала большой, нос принял чудесное средство и избавился от насморка, втулка была обычной, но потом стала смываемой. Не важно. Нужно действие. Без действия сторителлинг погибает.

Если даже вы не решаете какой-то проблемы, действие все равно должно быть. И точка.

Будьте понятны самому глупому читателю. Сторителлинг для бизнеса – это не академические труды. Это простой жанр, который должны понимать все. Никаких сложных аллегорий и специальных терминов.

Не превращайте текст в детектив. Понятно, что порой руки чешутся ввести в текст сложные поворотные моменты, вагон интриги и очень много напряжения. Не нужно: сторителлинг должен читаться быстро и не тормозить читателя.

Не бойтесь себя и своих мыслей. Очень важное правило сторителлинга. Беда многих копирайтеров в том, что они боятся своих мыслей и идей. Боясь выглядеть нелепыми, они отказываются от каких-то интересных решений. В результате – гладенький текст без сучка и задоринки. Передовица, а не рассказ.

Захотелось вам сказать, что директор компании дошел до отчаяния настолько, что полгода пил кофе вперемешку со слезами? Так и напишите. Решили сравнить работу компании до реорганизации с болотом, в котором пропадали любые труды? Так и сравните. Захотели от лица тарелки вести рассказ о том, почему чистящее средство N самое крутое? Ведите.

Тут не нужно думать, что у читателя есть какая-то особая линейка, по которой он отмеряет, насколько текст хорош или правдив. Вы – творец. Что скажете читателю, тому он и поверит.

Правда, есть исключение – нельзя использовать яркие образы и идеи слишком часто. Лучше пару раз, но в точку, чем рассыпать креатив по всему тексту. От такого переизбытка сторителлинг превращается в глупый, напыщенный и часто непонятный рассказ. Эта болезнь многих начинающих авторов нас коснуться не должна.

Не возвращайтесь к уже сказанному. Важное правило сторителлинга – нельзя возвращаться к тому, о чем вы уже один раз сказали. Ком с горы – вот как можно описать процесс создания такого текста. Идем дальше, дальше, дальше и не оглядываемся. Напомним, вы пишете не книгу.

Используйте второстепенные детали. Можно потратить два абзаца на то, чтобы написать, насколько компания была рада прорыву в своей области. Описать фуршеты, праздники и торжественные мероприятия. А можно просто написать, что одна сотрудница даже сшила кошке маленький фрак в честь такого события.

И глубоко плевать, что речь идет о компании-миллиардере. Малое на фоне великого смотрится иногда просто шикарно. Готовы спорить, что общая радость компании забудется через минуту, а фрак для кошки останется в памяти надолго. Так примерно и работают детали.

Будьте конкретны. Этот совет – родственник совета предыдущего. Правила канонического сторителлинга требуют от вас конкретики. Хотя бы минимальной. Рассуждения в философском стиле в сторителлинге не работают. Вернее, иногда работают, но только в совокупности с конкретикой и деталями.

Не бойтесь использовать юмор. Юмор – сильное оружие, люди любят улыбаться. А еще, они очень любят, когда компании сами ненавязчиво смеются над собой. Это сближает, убирает дистанцию.

Упрощайте по максимуму. Предложения в тексте должны быть простыми, легко читаемыми. Человек должен втягиваться в рассказ моментально, а не затягивать себя в него насильно.

Говорите просто. Еще один важный принцип сторителлинга – история должна быть похожа на обычный разговор обычного человека. Только так. Никаких искусственных нагромождений. Читатель такое чувствует.

Вызывайте эмоции. Тусклый сторителлинг без эмоций – пустой и безжизненный. Читатель должен посочувствовать, порадоваться, пожалеть или даже всхлипнуть. Всё это хорошо. Есть эмоции – есть внутренний отклик.

Делайте так, чтобы читатель себя узнавал. Используйте проблемы, которые родственны читателю. Пользуйтесь сравнениями, которые поймет читатель. Оперируйте фактами, которые знакомы читателю. Запускайте эмоции, которые коснутся читателя.

Если читатель узнает себя, он примет ваш текст.

Создавайте сюжет заранее. Нельзя готовить материал, надеясь на то, что «кривая куда-нибудь вывезет». Нужно сначала проработать сюжет (это касается даже копирайтеров, работающих без плана), а потом уже вписывать в него всё необходимое. Такие тексты – самые сильные.

Ну вот, о правилах сторителлинга мы поговорили, теперь осталось понять, как формируется структура истории. В принципе, здесь все просто.

Сторителлинг. Классическая структура

Начало. Завязка

Что (кто), когда и где

Середина

Проблема или интрига

Концовка

Решение

 

Просто? Очень. И все же именно на структуре историй в сторителлинге многие спотыкаются. Да, есть рекомендации начинать рассказы с конца или середины, но мы вам бы этого делать не советовали. Можно запутаться. Этот совет больше подходит для гуру, которые держат нити сюжеты ловко и умело.

Придерживайтесь простой и уже миллион раз опробованной схемы:

Жили-были те-то и те-то

У них случилось то-то и то-то

Они сделали это и это

В итоге все счастливы

Техники сторителлинга

Как мы уже говорили, существует масса техник создания историй, но многие из них слишком уж сложны и вряд ли будут по достоинству оценены читателем. Предлагаем остановиться на испытанных и уже проверенных:

Мы ошибались, нам было плохо, но теперь мы нашли решение. Оно изменило все …

Мы были маленькими и слабыми, но у нас была Идея. В итоге мы ее использовали и стали большими и сильными

Все было плохо. Потом стало еще хуже. Потом думали, что конец, но пришло Решение. Теперь все здорово. И вот почему …

Я – предмет N. Я призван изменить что-то и что-то улучшить. И вот как я это сделаю …

Прозрение пришло неожиданно. Мы долго думали, как быть первыми, и тут …

Мы – такие же, как вы. Нас тревожат те же проблемы, у нас чешутся те же места, мы так же ненавидим вставать по утрам. Именно поэтому, когда появился спрос на N, мы уже знали, что вам предложить …

Почему люди любят N? Мы проверили тысячу причин, и поняли, что все дело в том, что …

Вам чего-то не хватает? А ведь вам не хватает N. Знаете, почему? А вот поэтому …

Мы, трое простых парней, однажды собрались в обычном гараже и решили делать лучшие в мире N. Это было дико смешно для всех, кроме нас троих. Через какое-то время начались чудеса …

Мы просто хотим поговорить с вами о вас и ваших потребностях. Рассказать, почему миллионы людей выбирают N.

Мы не идеальны. У нас есть, что улучшить. И все же мы предлагаем вам лучшее, потому что мы стараемся, любим свою работу, думаем о вас …

Это был обычный день в нашей компании. Все шло как обычно. Хотите, расскажем, какой он?

Есть поверье, что фрукт N позволяет островитянкам оставаться красивыми и грациозными до самой старости. Мы организовали особую экспедицию, изучили полезные свойства фрукта, создав на его основе нечто потрясающее …

Наш бренд родился из мечты о том, что каждый человек имеет право на … . В течение нескольких десятилетий мы искали решение, которое бы позволило вам … .

Пример техники "Мы были маленькими и слабыми, но у нас была Идея. В итоге мы ее использовали и стали большими и сильными"

 

Варантов, конечно же, куда больше, если точнее – миллионы. Но главную идею, надеемся, вы поняли. Она заключается в том, что в сторителлинге нет барьеров или рамок. Вообще.

Любая интересная мысль может пойти в дело. Даже такая абсурдная как, скажем, война двух заводов Twix в известном рекламном цикле.

Повторимся, не нужно бояться своего креатива. Не нужно ударяться в обыденность. Подайте историю интересно. Любую. Используйте правила сторителлинга, описанные выше. Не перегружайте читателя. И успех, несомненно, придет.

Кстати, об одном из очень важных примеров сторителлинга в бизнесе – легенде бренда вы можете прочитать в отдельной статье.

Небольшое саммари

Итак, что мы знаем теперь о сторителлинге?

Это классный инструмент для бизнеса, рекламы и продаж, который может достучаться практически до любого читателя.

Мы знаем, что люди любят истории. И если мы сразу начнем с читателем неформальный, но интересный диалог, то нас услышат. Хороший сторителлинг всегда запоминается лучше, чем обычный текст.

В сторителлинге есть правила и техники, но они не статичны. Любая идея имеет право на жизнь, просто работать в рамках известного чуть безопасней.

Сторителлинг кончается там, где начинается болтовня ни о чем, пустые повторы и скукота.

Текст может быть любого размера, главное – он должен цеплять.

Сторителлинг может быть как историей успеха, так и историей провала, а еще – историей открытия, будничной историей. Чем угодно. Нет, нет никаких точных критериев. Что с чем лучше работает, то и нужно использовать.

А что и с чем лучше всего работает, можно понять, только на основе опыта. Тут не научишь. Тут нужно чувствовать. Главное правило – все должно кончиться хорошо. Или, по крайней мере, обнадеживающе. Никак не плохо.

Такой он, продающий сторителлинг.

Эпилог

Сторителлинг – это очень и очень круто. Важно лишь понять, что это не литература и не информационный текст. Это особый пограничный формат. Это синтез опыта, свежих идей и навыков копирайтера. Это умение понять читателя и точно прикинуть – будет ли ему интересно.

Важно не просто рассказать историю, а сделать это вкусно. Сесть напротив человека и спокойно, без истерик и надрыва, используя свой яркий авторский голос рассказать что-то очень важное.

То, после чего человек скажет:

Классно! А ведь они отличные ребята. Я все понял, я буду про них помнить. Или даже что-то куплю.

Если вы сумеете этого добиться, то истории в формате сторителлинга станут одной из ваших коронных фишек. И будут пользоваться большим спросом. Мы серьезно.

 

 

Поделиться

Твитнуть

Поделиться

Отправить

Оценить статью

Загрузка...

textis.ru

Что такое сторителлинг – Конструктор Успеха

Многим знакома ситуация, когда сложно сделать правильный выбор в процессе принятия ответственного решения. В поисках ответа мы обращаемся к книгам или штудируем интернет. Но в результате огромное количество переработанной информации не разрешает проблемы. И внезапно в поле нашего внимания попадает история, которая позволяет достаточно просто решить проблему. Это может быть обыкновенный анекдот, жизненная история или точно подмеченная фраза. Подобные метафоры способны глубоко проникать в наше подсознание. В результате правильный ответ к нам приходит сам собой.

В древние времена подобные истории назывались сказительством. Наши предки придумывали рассказы, основой для которых были вполне реальные факты. При этом историям придавался мистический характер. В результате на свет появлялась сказка. Сегодня же подобное искусство носит название сторителлинга.

Сторителлинг – это повествование различных мифов, сказок, притч или былин. Причем сами рассказы могут быть и о выдуманных, и о реальных героях. Среди психологов подобные истории носят название метафор, так как основой их создания являются сходства и аналогии, которые формируются по формуле «Х относится к Y как A относится к В».

Подобные рассказы призваны оказывать воздействие путем понятного и простого намека. Главным принципом сторителлинга является то, что слушателю нужно понять суть рассказа, для чего необходимо активизировать правое полушарие. Именно эта часть головного мозга обрабатывает информацию, выраженную в образах или символах. Результат прослушивания подобных историй следующий: человеческое подсознание получит некоторый опыт, о котором говорилось в притче. Таким образом, сторителлинг – это отличный инструмент для работы с бессознательным.

Данная методика была разработана Дэвидом Армстронгом, являющимся главой корпорации Armstrong International. В процессе создания сторителлинга им был учтен следующий психологический фактор: рассказы значительно легче воспринимаются, они более увлекательны и интересны, чем логические доводы и сухие рассуждения. После того, как человек выслушал вас, он начинает вам доверять. Вам же становится существенно проще убедить его в чем-то или мотивировать на какие-то действия.

В настоящее время наблюдается активное использование сторителлинга в психотерапии. Данное направление называется нарративной психотеропией. Кроме того, этот прием успешно используется в коучинге, бизнесе и во многих других областях. Когда же речь идет об использовании сторителлинга в менеджменте, он называется «копоративный сторителлинг». Именно о нем мы будет говорить в данной статье.

Цели сторителлинга

Чаще всего применение сторителлинга можно наблюдать в сфере работы с персоналом при возникновении следующих ситуаций:

  • В процессе передачи некоторых сформировавшихся традиций в конкретной организации, которые основываются на принципе «У нас принято/не принято». Сторителлинг позволяет создать понятную взаимосвязь между прошлым, настоящим и будущим. Человек более явно понимает, кто создал конкретные правила и с какой целью.
  • Для того чтобы внедрить новую или укрепить ранее принятую корпоративную идеологию. Подобный метод передачи ценностей упрощает отношения между сотрудниками, а также заметно сокращает количество возникающих конфликтов. При этом самооценка каждого сотрудника повышается. К примеру, Дэвид Армстронг использует множество рассказов о выдающихся поступках обыкновенных служащих. Больше всех он любит историю о девушке, прошедшую в три часа ночи ради клиента милю, и о пожилом сотруднике бухгалтерского отдела, который сумел разобраться в весьма непростой ситуации и сохранил для фирмы очень ценного клиента. Такие рассказы дают возможность работникам осознать, каким должен быть хороший сотрудник компании и какое поведение будет поощряться руководством.
  • В процессе обучения новых кадров технике ведения переговоров или работе с возражениями. Истории о том, как компания успешно смогла реализовать какой-то проект, очень ценны. Вот почему сегодня даже некоторые российские фирмы приняли концепцию сохранения информации об основных достижениях ведущих менеджеров.
  • Для эффективной мотивации работника. Нужно прививать сотрудникам мнение, что на работе не стоит просто формально отбывать время. Каждый кадр должен рассматривать свой труд как важнейший вклад в продуктивное развитие компании и личную карьеру. Подобные рассказы могут быть о том, как какой-то сотрудник достиг невероятного карьерного роста, а также истории об отцах-основателях фирмы. Сегодня практически каждая западная компания может поделиться со своими сотрудниками историей о том, как сообразительный и хваткий молодой человек, начинавший работать курьером, в итоге дорос до руководителя департамента или, того более, до главного акционера. В СССР на крупных промышленных предприятиях также довольно часто использовался сторителлинг. Это побуждало людей на активные действия.
  • Для развития лояльности работников. Когда каждый трудящийся любит и гордится своей компанией, значительно уменьшаются издержки на материальное поощрение персонала и на устранение последствий нелояльного отношения сотрудников.
  • Для возвышения менеджера в глазах подчиненных с целью придания ему большего авторитета, сделав при этом образцом для подражания.
  • Для контроля отношения сотрудников к ошибкам руководителей и трудным ситуациям, которые случаются в компании. Среди работников фирмы IKEA весьма популярны рассказы о том, насколько скуп основатель бизнеса Кампрад Ингвард. Человек, владеющий крупнейшей сетью магазинов, во время командировок обитает в трехзвездочных отелях и практически не использует такси, выбирая общественный транспорт. Именно там, по словам Ингварда, он узнает предпочтения народа. Недавно журналисты узнали, что возраст автомобиля, на котором ездит основатель крупной компании, перевалил отметку в пятнадцать лет. Также Ингвард предпочитает летать в эконом-классе, а во время совещаний требует от работников использовать две стороны бумажного листа. Подобные рассказы не будут лишними, если распространять их среди сотрудников в тяжелые для компании времена.

Таким образом, зная основные цели сторителлига, можно смело использовать данный инструмент в подобных ситуациях.

Правила сторителлинга

Чтобы результат от рассказов был максимально высоким, стоит иметь ввиду следующие правила сторителлинга:

  • Рассказы должны быть короткими и трактоваться однозначно. Хорошая история – та, в которой делается акцент на главной мысли. Важно, чтобы рассказ завершался поучением. История не должна быть сухой констатацией факта. Она должна быть эмоционально насыщенной и побуждать слушателей к действиям.
  • Тот, кто рассказывает историю, должен делать это убедительно. Такую задачу стоит поручать более опытным сотрудникам по сравнению со слушателями. Если история повествуется достаточно увлекательно – окружающие хорошо ее воспримут, не посчитав такой шаг занудством или бесцельным отвлечением от главной темы. Рассказ не будет воспринят, если его мораль не соответствует принятым в компании ценностям.
  • Также корпоративный сторителлинг должен быть максимально ненавязчивым. Не нужно рассказывать одну и ту же историю по несколько раз. В историю не будет лишним привносить какие-то новые факты, которые ранее игнорировались. Иначе такие рассказы могут со временем наскучить работникам, которые не первый год трудятся в компании.
  • Чтобы сторителлинг был эффективным, надо делать рассказы сквозными. То есть знакомить с ними нужно сотрудников на всех уровнях. Однако для каждого уровня интерпретация должна быть своя.

Отвечая на вопрос, что такое сторителлинг, стоит сказать, что он представляет собой целое искусство, которое сочетает в себе психологические и управленческие моменты. Он дает возможность донести до нужного человека некоторую историю, которая будет мотивировать его к действию. Индейцы говорят: «Кто рассказывает истории, тот управляет миром». Каждый, кто активно использует сторителлинг, сможет подтвердить правдивость этой поговорки. А все потому, что правильно рассказанная история дает возможность воздействовать на человека и его поступки.

Теперь вы имеет представление о том, что такое сторителлинг. Корректное применение этого инструмента поможет вам повлиять на конкретную личность и мотивировать ее на какие-то действия. Данный навык можно использовать и в повседневной жизни, и в бизнесе.

constructorus.ru

Сторителлинг Википедия

Шкатулка «Певец-сказитель», Россия, фабрика Лукутина (конец ХIХ века).

Сказительство — в первоначальном значении, мастерство сказа: исполнение былин, сказаний, сказок. В широком культурном смысле — передача информации устным путём. В отличие от речи, сказительство подразумевает исключительный статус говорящего как авторитетного носителя информации.

Общий очерк[ | код]

Предполагается, что сказительство выступало среди наиболее ранних проявлений человеческой культуры, наряду с племенными ритуалами и мистериями. В отличие от них, сказительство не подразумевало коллективного исполнения. Напротив, сказительство как навык выделяло индивидуумов с наилучшей памятью и артистическими способностями, вероятно, содействуя возникновению профессионализации в первобытном племени (см. друиды). В дописьменную эпоху, этот навык превращал индивидуума в наиболее универсального носителя культурной памяти. Использование т. н. эпических формул определило многообразие тех форм, в которых эта информация передавалась.

С возникновением письменности, сказительству оказались отведены коммуникативная, воспитательная и развлекательная функции. Поскольку владение письменностью обозначало исключительный социальный статус, зачастую связанный с политической властью и культом, сказительство могло выступать в качестве альтернативной формы культуры с карнавальными чертами (см. балаган, уличный театр, анекдот).

Широкое распространение грамотности в Европе Нового времени привело к маргинализации культуры сказительства. Тем не менее, неравномерное развитие национальных литератур сохранило сказительские традиции — например, в среде южных и восточных славян — вплоть до 20 в. Так, изучение сербохорватского фольклора привело Милмэна Пэрри к предположению о том, что эпос Гомера мог первоначально существовать в устной форме.

Длительное сосуществование устных и письменных культурных форм дало возможность науке проследить возникновение литературных жанров на фоне этих традиций, уходящих в доисторическую эпоху. Интерес к сказительству проявился у мыслителей эпохи романтизма, исследовавших народную культуру в сочетании с индивидуальным сознанием. С преодолением европоцентризма, изучение сказительства стало мостом к пониманию архаических культур и развитию антропологии.

Исследованием сказительства занимаются следующие дисциплины: фольклористика, семиотика, музыкальная этнография, медиалогия, лингвистика, когнитивистика. Сочетание речи с движением,

ru-wiki.ru

Сторителлинг — это искусство или мастерство? [2018]

 

Сторителлинг — это древнейший метод донесения информации через повествование, истории, сказки.

 

Персонажи таких историй могут быть как реальными, так и выдуманными. В ходе рассказа могли использоваться не только слова, но и движения (жесты и танцы), ритмика и мелодика.

 

Содержание

  1. Сторителлинг — это искусство?
  2. Где и кому пригодится сторителлинг?
  3. Как научиться сторителлингу?
  4. Главные правила сторителлинга

 

 

Это метод, который сегодня используется в обучении, маркетинге, коучинге — любом виде деятельности, в котором важно влияние на аудиторию.

 

Поучительные, интересные истории во все времена были важным инструментом общения, воспитания и развития личности.

 

И сегодня их важность не уменьшилась. Правда, теперь использование историй со смыслом принято называть модным словом «сторителлинг».

 

В чем же глубинный смысл этой методики и для чего она нужна, читайте в нашей статье.

 

Сторителлинг — это искусство?

Для того чтобы понять, что это — сторителлинг, многие по привычке заглянут в Википедию.

 

Но статьи с таким названием там нет. Да и старые добрые бумажные книги в библиотеке вряд ли дадут вам ответ, что это за «зверь»  сторителлинг.

 

Учимся придумывать и рассказывать истории

 

Корни сторителлинга уходят в древнейшие, доисторические времена, когда они использовались наряду с племенными ритуалами.

 

Однако в отличие от коллективных мистерий, истории рассказываются одним человеком, выделяя его из толпы.

 

Позднее развились национальные разновидности сторителлинга. Так, барды у кельтов и менестрели в Европе

 

Средних веков выполняли, по сути, одну и ту же функцию — рассказывали истории и делали это интересно для слушателей.

 

Именно интерес — та сила, которая удерживает слушателей.

 

Согласитесь, ведь и вы сами не всегда дочитываете скучные километровые тексты без «цепляющей» истории или четкой структуры, перегруженные фактами или узкоспециальными терминами.

 

Такие словесные «простыни» никому не нужны. Доступный язык, яркие персонажи, завлекающий сюжет — все это для того, чтобы информация была не просто услышана, но и запомнилась, «переварилась».

 

Учимся основам сторителлинга с Life Reactor

 

Конечно, сторителлинг — это своего рода искусство, которое требует от автора не просто знаний, а умения их доносить, захватывать внимание публики и удерживать его. Однако этому искусству можно научиться.

 

Где и кому пригодится сторителлинг?

Сторителлинг — это также искусство сочинения литературных произведений, однако сфера его применения шире, чем только художественная литература.

 

Сегодня умение увлечь публику историями пригодится журналистам, бизнесменам, учителям. Кроме того, метод активно используется в психотерапии и различных тренингах.

 

С помощью интересной истории можно убедить человека сильнее, чем целым перечнем аргументов и мотивировать быстрее и проще, чем получасовой тирадой о преимуществах и возможностях. 

 

Вот почему сторителлинг активно используется в управлении персоналом.

 

Людям свойственно слушать истории, мы привыкаем этому с детства — со сказок, которые нам читают родители.

 

Умение придумывать истории обязательно пригодится вас в работе

 

Поэтому слушать рассказчика для нас — естественно. Этим успешно пользуются ораторы.

 

К примеру, в середине лекции или доклада история поможет удержать и «подогреть» интерес слушателей.

 

Сторителлинг полезен в создании лояльности работников к компании.

 

К примеру, вместо того чтобы провести новичкам скучную лекцию о ценностях компании и ее целях, лектор рассказывает историю о том, как он сам осознал важность миссии, которую выполняет организация.

 

Истории помогут мотивировать на обучение. Это полезно и преподавателям, и в бизнесе, и в воспитании собственных детей.

 

Согласитесь, куда интереснее слушать о том, как применяются навыки на практике или вместе с персонажем искать выход из сложной ситуации, чем записывать попунктно цели и задачи курса.

 

Разумеется, теоретическая часть любого выступления тоже важна, но ее следует «разбавлять» эмоционально окрашенными историями, чтобы слушатели чувствовали вовлеченность в процесс.

 

В бизнес-среде и корпоративной культуре истории часто существуют полуформально, в качестве своеобразного корпоративного «фольклора».

 

С помощью таких баек можно понять, кто есть кто в команде, «как надо» и «как не надо работать» и т.д.

 

Люди любят слушать истории

 

Истории активно используются в маркетинге, причем как в традиционном, так и в онлайн-версиях.

 

В любом случае клиенту с помощью историй проще понять, какие именно проблемы решает товар и какие выгоды предлагает.

 

Как видите, спектр применения сторителлинга очень широк.

 

Как научиться сторителлингу?

Чтобы научиться доносить информацию через истории, важно понимать, из каких ингредиентов состоит увлекательная и работающая история.

 

Таких компонента три: эмоции, сопереживание и смысл. Именно ради последнего, собственно, и затевается весь рассказ.

 

Запомните — ваш слушатель это и есть главный персонаж и главная цель. Все затевается ради него, и он должен чувствовать, что это и его история тоже.

 

Придумывать истории может научиться каждый

 

Сторителлинг — это инструмент, способный вывести коммуникацию на качественно новый уровень.

 

Но пользоваться им нужно уметь, а значит, придется все время учиться, совершенствовать свои навыки, анализировать удачные и неудачные выступления (как свои, так и чужие). Хорошая история обязательно с сюжетом.

 

Искать его можно где угодно: будьте любознательны, расширяйте свой кругозор, общайтесь с миром, наблюдайте.

 

Вдохновением для истории может стать что угодно — и ваша собственная жизнь, и события из жизни близких или знакомых, фильмы или книги и даже поведение животных или насекомых, перенесенное «в человеческий мир».

 

Развивайте в себе живость мысли — регулярно меняйте привычки, исследуйте новые маршруты.

 

Для развития фантазии и наблюдательности отлично подходит упражнение «Кто этот человек?».

 

Оно очень простое: рассматривайте прохожих на улице или случайных попутчиков, пытаясь угадать, кто этот человек, чем занимается и куда направляется.

 

Еще одно полезное упражнение для обучения сторителлингу — это ведение дневника. 

 

Вначале такая практика будет непростой, со временем ведение дневника будет даваться вам все легче.

 

Главные правила сторителлинга

Важно, чтобы ваш персонаж совпадал с по типажу с аудиторией, для которой вы будете выступать

 

Ключевая задача сторителлинга — захват и удержание внимания аудитории. Поэтому персонажи истории должны быть близки слушателю.

 

Не рассказывайте нищим об историях успеха богатых наследников, ведь провести параллели между собой и героями таких рассказов будет весьма непросто. 

 

Подбирайте типаж, схожий с вашей аудиторией.

 

Пусть слушатель «сроднится» с героем, прочувствует его мысли и поступки, «примерит» на себя его шкуру.

 

Любая история должна иметь три части: завязку, конфликт (кульминацию) и развязку. Все в истории «крутится» вокруг проблемы (конфликта) и его решения.

 

В моменты перехода одной части в другую должны случаться какие-то события, которые дают истории новый толчок, поворачивают действие в неожиданную сторону — в общем, любым способом подталкивают ее развитие.

 

Заранее продумайте не только идею истории, но и ее детали — обстановку, диалоги, персонажей (их характер, мнения), интригу.

 

Удивление от неожиданных событий стимулирует память. Да вы и сами наверняка замечали, что истории с неожиданным сюжетом более захватывающие и запоминающиеся.

 

Ваша история должна казаться максимально реальной

 

Используйте в истории не только слух. Это не значит, что вам нужно снабжать картинками каждую сцену.

 

Просто задействуйте фантазию слушателей: заставьте их мысленно прорисовать картинку, вспомнить запахи и вкусы.

 

В общем, активизируйте все органы чувств. Но не злоупотребляйте описаниями — история должна быть емкой и достаточно короткой. Рассказывайте то, что важно.

 

Не старайтесь сделать историю идеальной. Рассказы о неудачах нередко обладают куда более сильным эффектом, чем «прилизанные» байки о сплошных успехах.

 

Сторителлинг — это примеры, показывающие все стороны жизни, как успехи, так и неудачи.

 

Планируя выступление, помните, что сторителлинг — это не только правила, но и импровизация, ваша личная увлеченность и энтузиазм.

 

Каждому человеку хочется, чтобы его слушали с интересом. Кто-то из-за этого входит в роль весельчака-балагура, который готов к любой ситуации подобрать историю.

 

Кто-то излагает свои мысли сухо и точно, занудно перечисляя скучные перечни фактов.

 

Кто-то боится удариться в одну из этих крайностей и вообще помалкивает. В любом случае услышанными хотят быть все.

 

Поэтому сторителлинг — это навык, который стоит развивать постоянно.

 

life-reactor.com

Сторителлинг - Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Сказительство — в первоначальном значении, мастерство сказа: исполнение былин, сказаний, сказок. В широком культурном смысле — передача информации устным путём. В отличие от речи, сказительство подразумевает исключительный статус говорящего как авторитетного носителя информации.

Общий очерк[ | ]

Предполагается, что сказительство выступало среди наиболее ранних проявлений человеческой культуры, наряду с племенными ритуалами и мистериями. В отличие от них, сказительство не подразумевало коллективного исполнения. Напротив, сказительство как навык выделяло индивидуумов с наилучшей памятью и артистическими способностями, вероятно, содействуя возникновению профессионализации в первобытном племени (см. друиды). В дописьменную эпоху, этот навык превращал индивидуума в наиболее универсального носителя культурной памяти. Использование т. н. эпических формул определило многообразие тех форм, в которых эта информация передавалась.

С возникновением письменности, сказительству оказались отведены коммуникативная, воспитательная и развлекательная функции. Поскольку владение письменностью обозначало исключительный социальный статус, зачастую связанный с политической властью и культом, сказительство могло выступать в качестве альтернативной формы культуры с карнавальными чертами (см. балаган, уличный театр, анекдот).

Широкое распространение грамотности в Европе Нового времени привело к маргинализации культуры сказительства. Тем не менее, неравномерное развитие национальных литератур сохранило сказительские традиции — например, в среде южных и восточных славян — вплоть до 20 в. Так, изучение сербохорватского фольклора привело Милмэна Пэрри к предположению о том, что эпос Гомера мог первоначально существовать в устной форме.

Длительное сосуществование устных и письменных культурных форм дало возможность науке проследить возникновение литературных жанров на фоне этих традиций, уходящих в доисторическую эпоху. Интерес к сказительству проявился у мыслителей эпохи романтизма, исследовавших народную культуру в сочетании с индивидуальным сознанием. С преодолением европоцентризма, изучение сказительства стало мостом к пониманию архаических культур и развитию антропологии.

Исследованием сказительства занимаются следующие дисциплины: фольклористика, семиотика, этномузыкология, медиалогия, лингвистика, когнитивистика. Сочетание речи с движением, ритмикой и мелодикой, свойственные сказительству, позволяют изучение синкретизма в доисторических и ранних исторических формах культуры.

Современной формой сказительства является сто́рителлинг (англ. storytelling — «рассказывание историй») — коммуникационный, эстрадный и маркетинговый приём, использующий медиа-потенциал устной речи. Используется в психотерапии.

Сохранению и возрождению традиций сказительства посвящены специальные фестивали, а также Всемирный день сказительства, отмечаемый на весеннее равноденствие в северном полушарии и, соответственно, на осеннее - в южном.

Национальные традиции[ | ]

Развитие сказительской культуры привело к созданию национальных школ профессиональных сказителей. См.:

Соответственно, известен целый ряд жанров, соотносимых с этими и другими школами: миннезанг, сяншэн (китайский комический разговорный жанр), ракуго и проч.

Изучение сказительства в России[ | ]

См. также[ | ]

encyclopaedia.bid

Что такое сторителлинг? | Внедрение бережливого производства

Что такое сторителлинг?

Что такое сторителлинг? Сторителлинг (story telling — от англ. рассказывание истории) — это способ передачи информации, знаний и ценностей компании через истории, подробные рассказы и образы, которые обращены на эмоции и образное мышление. Сторителлинг используется для подкрепления ценностей и формирования культуры, передачи опыта и подготовки сотрудников, формирования бренда управленца и публичного лица, формирования определенного отношения к организации у клиентов, а также для управления переменами. Как правило, рассказываемая история несет в себе «мораль», косвенное указание того, какие действия поощряются в компании, какие ценности для нее важны. Примерами таких историй могут служить рассказы сотрудников про то, как в последнюю неделю перед сдачей важного проекта сотрудники оставались ночевать в компании, как на заре основания организации генеральный директор с товарищами своими руками красил стены в своем первом офисе, как гениальный продажник блестяще провел переговоры, убедив крупного клиента работать именно с нашей компанией и т.п. Такие истории могут быть реальными или вымышленными. Основные цели истории – продемонстрировать на примере, какое поведение поощряется в компании, или создать ценностный, личностный образ компании или кого-либо из сотрудников (как правило, топ-менеджеров). Таким образом в компании появляются свои мифы, легенды и герои, байки и анекдоты. Основоположником «сторителлинга» в его нынешнем понимании считается Дэвид Армстронг, изложивший эту концепцию в книге "Managing by Storying Around". Конечно, значимость историй люди осознавали и до него. Разрабатывая свой метод, Дэвид Армстронг применил известный психологический фактор: истории более выразительны, увлекательны, интересны и легче ассоциируются с личным опытом, чем кодексы или директивы. Они прекрасно запоминаются, им придают больше значения и их влияние на поведение людей сильнее. Хорошая история должна быть исполнена по классическому сценарию. Сначала вступление, то есть описание ситуации и предыстория событий. Далее, основная часть — рассказ о том, что было предпринято для решения проблемы. И в заключение — несколько слов о том, чем все закончилось. Для того чтобы история пользовалась успехом, она должна содержать определенные компоненты. Во-первых, это персонаж: человек (реальный или гипотетический), организация или любое придуманное существо. Во-вторых, необходимо, чтобы у персонажа в жизни произошли изменения, т.е. появилось нечто важное. Это самый главный компонент истории, без которого нет смысла в повествовании. В-третьих, важно, чтобы слушатели сопереживали истории и ассоциировали себя с персонажем. Для того, чтобы история жила, и сотрудники сами рассказывали ее друг другу и новым сотрудникам, они должна быть эмоционально насыщенной. В-четвертых, если событие было реальным, следует указать, когда и где оно происходило, т.е. задать рамки. И, последнее, успешная история всегда конкретна. События, факты и примеры, — вот основное ее содержание, помимо общих слов и фраз. Правильно и вовремя рассказанная история рождает цепочку "эмоция–вывод–действие". В отличие от официальных директив, сторителлинг позволяет вызвать эмоциональную реакцию сотрудников, позволить им самостоятельно прийти к необходимым выводам и побуждает к соответствующим действиям. Именно поэтому многих специалисты по персоналу и связям с общественностью специально создают такие истории, выискивая нужную информацию в прошлом и настоящем компании и создавая из нее историю, которые сотрудники будут передавать друг другу.

Похожие записи

leanoffice.ru

Сторителлинг Вики

Шкатулка «Певец-сказитель», Россия, фабрика Лукутина (конец ХIХ века).

Сказительство — в первоначальном значении, мастерство сказа: исполнение былин, сказаний, сказок. В широком культурном смысле — передача информации устным путём. В отличие от речи, сказительство подразумевает исключительный статус говорящего как авторитетного носителя информации.

Общий очерк[ | код]

Предполагается, что сказительство выступало среди наиболее ранних проявлений человеческой культуры, наряду с племенными ритуалами и мистериями. В отличие от них, сказительство не подразумевало коллективного исполнения. Напротив, сказительство как навык выделяло индивидуумов с наилучшей памятью и артистическими способностями, вероятно, содействуя возникновению профессионализации в первобытном племени (см. друиды). В дописьменную эпоху, этот навык превращал индивидуума в наиболее универсального носителя культурной памяти. Использование т. н. эпических формул определило многообразие тех форм, в которых эта информация передавалась.

С возникновением письменности, сказительству оказались отведены коммуникативная, воспитательная и развлекательная функции. Поскольку владение письменностью обозначало исключительный социальный статус, зачастую связанный с политической властью и культом, сказительство могло выступать в качестве альтернативной формы культуры с карнавальными чертами (см. балаган, уличный театр, анекдот).

Широкое распространение грамотности в Европе Нового времени привело к маргинализации культуры сказительства. Тем не менее, неравномерное развитие национальных литератур сохранило сказительские традиции — например, в среде южных и восточных славян — вплоть до 20 в. Так, изучение сербохорватского фольклора привело Милмэна Пэрри к предположению о том, что эпос Гомера мог первоначально существовать в устной форме.

Длительное сосуществование устных и письменных культурных форм дало возможность науке проследить возникновение литературных жанров на фоне этих традиций, уходящих в доисторическую эпоху. Интерес к сказительству проявился у мыслителей эпохи романтизма, исследовавших народную культуру в сочетании с индивидуальным сознанием. С преодолением европоцентризма, изучение сказительства стало мостом к пониманию архаических культур и развитию антропологии.

Исследованием сказительства занимаются следующие дисциплины: фольклористика, семиотика, музыкальная этнография, медиалогия, лингвистика, когнитивистика. Сочетание речи с движением, ритмикой и мелодикой, свойственные сказительству, позволяют изучение синкретизма в доисторических и ранних исторических формах культуры.

Для современного сказительства используют англицизм сто́рителлинг (англ. storytelling «рассказывание историй») — коммуникационный, эстрадный, психотерапевтический и маркетинговый приём, использующий медиа-потенциал устной речи.

Сохранению и возрождению традиций сказительства посвящены специальные фестивали[en], а также Всемирный день сказительства[en], отмечаемый на весеннее равноденствие в северном полушарии и, соответственно, на осеннее — в южном.

Национальные традиции[ | код]

Развитие сказительской культуры привело к созданию национальных школ профессиональных сказителей. См.:

Соответственно, известен целый ряд жанров, соотносимых с этими и другими школами: миннезанг, сяншэн (китайский комический разговорный жанр), ракуго и проч.

Изучение сказительства в России[ | код]

См. также[ | код]

Примечания[ | код]

Литература[ | код]

  • Квятковский А. П. Эпос / И. Роднянская. — Поэтический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1966. — С. 376.
  • Путилов Б. Н. Эпическое сказительство: Типология и этническая специфика. — Восточная литература. — 1997. — ISBN 5020180033.
  • Маклюэн, М., Понимание Медиа.
  • Онг, Уолтер. Orality and Literacy (1982).

ru.wikibedia.ru