Мерчендайзинг или мерчандайзинг


Агентство Мерчендайзинг Сити в Петербурге.

Мерчандайзинг: «е» или «а»?

Мерчандайзинг – это термин, который пришел в Россию не так давно. Само слово имеет иностранное происхождение. Соответственно, как и многие иностранные слова, его не всегда правильно пишут, произносят, понимают и применяют. Из-за этого может возникать непонимание в бизнес-среде, то есть там, где это слово чаще всего встречается, и где ошибки обычно чреваты потерей финансовой выгоды. Чтобы избежать финансовых рисков, связанных с неправильным употреблением понятия «мерчандайзинг», разберемся с его происхождением, правильным написанием и корректным значением. Слово «мерчандайзинг» имеет английские корни. В английском языке есть слова to merchandise (продавать) и a merchandise (товар). В свою очередь, эти слова произошли от слова a merchant – торговец, купец. Однако если перевести понятие мерчандайзинга буквально, то есть как «торговля», то это будет ошибкой, так как этот термин достаточно объемен. Наиболее точным и емким определением мерчандайзинга можно считать определение его как организации розничной торговли. Французские специалисты определяют его более конкретно: совокупность способов и средств, помогающих продаже товара в торговой точке. Однако если раскрывать понятие мерчандайзинга максимально широко, то мы приходим к следующему определению. Мерчандайзинг – это подготовка товара к реализации; совокупность маркетинговых мероприятий, направленных на продвижение товара и увеличение его реализации; разработка и совершенствование методов, направленных на достижение максимального уровня продаж товара; планирование и анализ реализации. Таким образом, общее определение показывает, насколько сфера функционала мерчандайзинга многогранна. Если с определением все более или менее понятно, то относительно правильного написания и произношения мнения расходятся. В последнее время в бизнес-среде пришли к мнению, что допустимо писать слово «мерчандайзинг» как через «А», так и через «Е». Соответственно, и произносить его тоже можно по-разному – кому как больше нравится. Правда, в прессе, объявлениях чаще встречается употребление именно с буквой «Е». Однако специалисты рекомендуют употреблять в этом понятии «А». Хотя некоторые индивиды умудряются искажать это слово вплоть до смешного. На просторах всемирной сети интернет можно встретить «мерчундайзинг», «мерчиндайзинг» и даже «мерчындайзинг». К счастью, такое написание и произношение встречается все реже и реже. В любом случае, главное, чтобы суть оставалась правильной. Как показывает практика, далеко не так много людей имеют представление о том, что же такое мерчандайзинг. Исследования и опросы среди населения показали, что чаще всего в представлении горожан за мерчандайзером стоит самый обычный торговый агент, экспедитор или вообще грузчик. Достаточно часто мерчандайзинг путают с другими понятиями. Так, нередки случаи, когда в фирму поступают просьбы «сделать новогодний мерчандайзинг». Когда доходит дело непосредственно до мерчандайзинга, то оказывается, что имелся в виду новогодний дизайн. В повседневной жизни многих компаний, представленных на рынке и работающих с мерчандайзингом, можно часто услышать слово «мерч». Под этим коротким словом скрывается и сам процесс и тот человек, который занимается его организацией. Конечно, в повседневном обиходе «мерч» куда удобнее, чем «мерчандайзинг» или «мерчандайзер».

 

merchandising-city.ru

Мерчандайзинг - это... Что такое Мерчандайзинг?

Мерчанда́йзинг или мерченда́йзинг [1] (от англ. merchandising) — часть процесса маркетинга, определяющая методику продажи товара в магазине.

Мерчандайзинг призван определять набор продаваемых в розничном магазине товаров, способы выкладки товаров, снабжение их рекламными материалами, цены. Понятие мерчандайзинга неприменимо к продажам вообще (услуг, оптовым продажам, розничным продажам через интернет-магазин[2]).

Мерчандайзинг — вид деятельности, направленный на продвижение товаров и торговых марок на региональном рынке, используемый крупными предприятиями розничной торговли (супермаркетами, гипермаркетами), причиной возникновения которого послужила нехватка квалифицированных продавцов. Основными требованиями для применения являются:

  • предприятие должно всегда иметь в наличии полный ассортимент товара;
  • необходимо специальное оформление: организация торговых залов, включая специальные холодильные установки, стеллажи, витрины с подогревом и т. д.; расстановка оборудования по залу, звуковая атмосфера торгового зала, окраска стен, освещение;
  • внутри предприятия должны быть созданы небольшие торговые точки, как правило, с более дорогими и качественными товарами;
  • выкладка товаров должна осуществляться таким образом, чтобы заставить потребителя как можно дольше ходить по торговым залам предприятия, практически не прибегая к помощи продавцов.

Выкладка товаров является одним из основных элементов системы мерчандайзинга. Очень часто внедрение мерчандайзинга начинают именно с контроля и анализа выкладки товара. Мерчандайзинг продукции так же важен, как разработка бренда товара, наружная реклама или проведение рекламных акций. По этой причине в настоящее время появляются мерчандайзинговые агентства, предоставляющие услуги розничным продавцам.

На российский рынок идеи мерчандайзинга были занесены мультинациональными корпорациями: Coca-Cola, Pepsi-Cola, Philip Morris и др.

Эволюция мерчандайзинга

Первоначальная инициатива по внедрению идей мерчандайзинга исходила от наиболее организованных розничных торговцев, которыми являлись сети супермаркетов. Среди ассортимента каждой товарной группы можно достаточно четко выделить марки и упаковки, которые завоевали наибольшую популярность среди потребителей, и торговля которыми приносит основную прибыль владельцу магазина. В их продвижении и заинтересованы розничные торговцы. Облегчив поиск и выбор необходимого товара, превратив процесс выбора и покупки в увлекательное занятие и, таким образом, расширив время пребывания покупателя в торговом зале, можно получить дополнительный эффект. Так же для стимулирования сбыта мерчандайзинг стал использоваться и производителями, поставщиками товаров.

В результате своей эволюции, мерчандайзинг стал ещё и инструментом, дающим ощутимые конкурентные преимущества. Статистика свидетельствует, что покупатели оставляют на 13 % больше денег в тех магазинах, где мерчандайзинг продукции безупречен.

Категорийный мерчандайзинг

Возможно, этот раздел содержит оригинальное исследование.

Добавьте ссылки на источники, в противном случае он может быть удалён.Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. (25 мая 2011)

Категорийный мерчандайзинг — гуманный способ взаимодействия между производителями, дистрибьюторами и розничными торговыми точками, основанный на регулировании этих взаимоотношений мерчандайзинговым агентством. Целью категорийного мерчандайзинга является заключение соглашения торговой сети с поставщиками, в которых четко оговариваются правила выкладки их продукции, а магазины занимаются только контролем выкладки и сфокусированы на поддержании эффективного ассортимента в торговых залах.

Данный подход назвали категорийным мерчандайзингом, поскольку это проект по разработке, внедрению и поддержанию единой, открытой, эффективной мерчандайзинговой системы в торговой сети, основанной на категорийном маркетинге.

Визуальный мерчандайзинг

Визуальный мерчандайзинг (visual merchandising) — вся презентационная деятельность, обусловленная особенностями визуального восприятия потребителей.

См. также

Примечания

  1. ↑ Все варианты употребляются одинаково часто, см. статистику поисковых систем по этим словам. Поскольку термин для русского языка новый и окончательно не устоявшийся, на данный момент сложно судить, как правильнее — источники есть с обеих сторон.
  2. ↑ Для интернет-магазинов термин "мерчандайзинг" вполне применим: в сети он пересекается с задачей создания удобной структуры сайта, с тем, чтобы товары, сопутствующие или аналогичные выбранному, и информация о них были сразу видны покупателю

Ссылки

Литература

  • Иванченко Б. В., Мерчендайзинг. Искусство продавать, 2008 г.

biograf.academic.ru

Агентство Мерчендайзинг Сити в Петербурге.

Виды мерчандайзинга: визитный, совмещенный, категорийный

Мерчандайзинг – это особая технология, состоящая из комплекса мер, необходимая для того, чтобы организовать максимальный спрос на товар с помощью грамотного его распределения в рамках торгового пространства. Мерчандайзинг включает в себя следующие мероприятия: обеспечение необходимого количества товара, достаточного для удовлетворения потребительского спроса; анализ и аудит реализации товара; мониторинг цен, рекламных кампаний и реализации аналогичного товара у конкурентных производителей; выкладка товара в полном соответствии с разработанной планограммой; формирование за счет выкладки товара лояльного отношения покупателей к продукту; увеличение количества точек продаж товара.

Мерчандайзинг рассчитан на то, что 70% покупателей принимает решение о том, какой товар положить в корзину, непосредственно в магазине. То, купит человек товар или нет, зависит от его сиюминутного решения, принятого непосредственно перед полками с товаром. Поэтому полки с вашим товаром должны выглядеть настолько привлекательно, чтобы покупатель принял решение в вашу пользу. При этом важно не напугать покупателя излишней вычурностью или слишком громкими рекламными обещаниями. Учитывайте то, что российский покупатель достаточно запуган в свое время неоправданной рекламой, и поэтому сейчас относится к ней с недоверием и скептицизмом.

Если снова обращаться к статистике, то можно увидеть, что покупатели тратят на 13% больше денежных средств в тех магазинах, где мерчандайзинг тщательно продуман и неукоснительно соблюдается. Исходя из этого, становится понятным, что тот производитель, который своевременно и качественно позаботился о мерчандайзинге своего товара, в итоге получает прибыли, которые упустили его конкуренты, посчитавшие мерчандайзинг пустой тратой ресурсов компании в надежде на то, что хороший товар сам себя продаст. Сами посудите, как часто бывает следующая ситуация. Мы приходим в магазин за товаром определенный марки, но не видим его по причине отсутствия или по причине более привлекательных предложений конкурентной продукции. Что мы сделаем? Скорее всего, мы купим товар конкурентов, которыми в данном случае окажутся производители, уделившие мерчандайзингу определенное внимание. Конечно, эта ситуация, как и мерчандайзинг сам по себе, более актуальна для супермаркетов и гипермаркетов. Однако и в небольшом магазине товар должен быть представлен покупателю правильно. В противном случае даже небольшой беспорядок в маленьком магазине может повредить имиджу всей торговой марки, а значит, и снизить общие продажи.

Для того чтобы мерчандайзинг работал, необходимо нанять специально обученного человека или поручить это отдельной компании, специализирующейся на мерчандайзинге. Как показывает практика, дешевле обратиться именно к специальной компании, чем самостоятельно набирать, обучать, контролировать и содержать целый отдел мерчандайзинга. В этом случае вам не надо будет расширять офис, искать новых сотрудников, заказывать дорогостоящие тренинги и курсы для их обучения, регулярно выплачивать им заработную плату. Достаточно будет заключить договор с агентством мерчандайзинга и договориться с ним о стоимости работы над проектом.

Агентство мерчандайзинга в рамках своих услуг предложит и выполнит следующие пункты: - разработает концепцию мерчандайзинга с учетом всех особенностей вашей продукции; - создаст наиболее оптимальные с точки зрения материальных и временных затрат маршруты для мерчандайзеров; - тщательно проконтролирует качество работы мерчандайзеров; - разработает концепцию оформления торговых точек и оформит их в связи с этой концепцией; - будет регулярно отслеживать наличие необходимого количества товара в торговых точках; - согласует все необходимые моменты с администрацией магазинов; - представит подробную отчетность о реализации товара и о своей деятельности; - разработает и проведет презентации товара для торгового персонала и конечных потребителей; - предоставит полный анализ эффективности мерчандайзинга.

С точки зрения работы самого мерчандайзера выделяется несколько видов мерчандайзинга: категорийный, визитный и совмещенный. Категорийный мерчандайзинг  подразумевает, что один мерчандайзер закреплен за одной категорией товара на одной торговой точке, где и работает в течение всего рабочего дня. Преимущество этого вида мерчандайзинга заключается в том, что устраняется неоправданная и излишняя конкуренция между производителями товара одной категории, при этом для конечного потребителя создаются наиболее комфортные условия для совершения покупки.

В отличие от категорийного, визитный мерчандайзинг строится по принципу посещения одним мерчандайзером разных торговых точек, расположенных на его маршруте. Визитный мерчандайзер осуществляет работу только с продукцией конкретного производителя. Такой вид мерчандайзинга рассчитан на то, что покупатель захочет приобрести именно товар этой конкретной фирмы, а не какой-либо еще из этой категории.

Совмещенный мерчандайзинг сочетает в себе компоненты и визитного, и категорийного мерчандайзинга, когда мерчандайзер работает с несколькими группами не конкурирующего между собой товара на одной точке в течение всего рабочего дня. Этот вид мерчандайзинга является наиболее оптимальным с финансовой точки зрения, так как все расходы распределяются между всеми заказчиками мерчандайзинга. При этом работа мерчандайзера является более эффективной за счет высокой сосредоточенности на реализации продукции именно в данной конкретной торговой точке и отсутствия необходимости тратить свое рабочее время на перемещение между несколькими точками продаж.

Обращаться к агентству, специализацией которого является мерчандайзинг, или нанимать и обучать мерчандайзера самим, а также какому виду мерчандайзинга отдать предпочтение – решать конкретному производителю или дилеру продукции. Однако в любом случае, важно помнить, что мерчандайзинг действительно показывает ощутимые результаты, и затраты на его внедрение достаточно быстро окупаются.

merchandising-city.ru