Учёные подвергли критике пирамиду Маслоу. Опровержение пирамида маслоу


Учёные подвергли критике пирамиду Маслоу

Автор Evgeniy в 10/03/2013. Опубликовано Психологические эксперименты и исследования

До недавних пор теория Маслоу не проверялась. Но масштабное исследование в ряде разных стран показало все неточности знаменитой «Пирамиды».

Большинство людей, даже далёких от профессиональной психологии, наверняка знакомы с иерархией человеческих потребностей, предложенной А. Маслоу. Согласно этой пирамиде, для того, чтобы у человека возникали более высокие, духовные потребности, прежде всего, должны быть удовлетворены его потребности базовые. В основании пирамиды такие вещи, как пища, вода и сон. Следующая ступень — потребность в безопасности. Далее идёт необходимость быть любимым и уважаемым, жажда новых знаний и эстетические потребности. И на вершине пирамиды, согласно теории Маслоу, находится самоактуализация — потребность в достижении целей, развитие личности.

Несмотря на популярность теории, психолог Эд Динер из Университета Иллинойса заметил, что при обсуждении иерархии Маслоу редко указываются какие-либо конкретные исследования, которые бы экспериментально доказывали научную точность и значимость этой теории. По этой причине Динер решил организовать собственное исследование, в рамках которого провёл испытание известной иерархии потребностей в 155 странах мира.

Учёные исследовали жилищные условия, питание, безопасность, финансы, уровень социальной поддержки, уважения и эмоции людей из разных стран в течение нескольких лет — с 2005 до 2010 года. В некоторых аспектах результаты исследований действительно совпали с теорией Маслоу. Но были также отмечены и существенные отклонения. Потребности, описанные в теории, кажутся универсальными. Тем не менее, порядок, в котором эти потребности удовлетворяются, сам по себе оказывает незначительное влияние на степень удовлетворённости людей своей жизнью.

— «Наши результаты показывают, что теория Маслоу в целом верна. Мы исследовали людей различных культур по всему миру и часто обеспечение потребностей, указанных в пирамиде, действительно коррелирует со счастьем, — объясняет Динер. — Однако, важным отступлением от теории Маслоу является тот факт, обнаруженный нами, что человек может демонстрировать высокий уровень самоактуализации и прекрасные социальные отношения даже тогда, когда его основные физиологические потребности, а также потребность в безопасности полностью не выполнены». Иными словами, порядок выполнения низших или высших потребностей не имеет определяющего значения в удовлетворённости жизнью и ощущении счастья.

Теги: маслоу, потребности

Есть что сказать? Оставть комментарий!:

aboutyourself.ru

Опровержение Маслоу - siminenko

Previous Entry | Next Entry

А не замахнуться ли нам на Абрахама нашего на Маслоу?Но сначала о Подшивалове. Ныне покойный известный иркутский анархист. Однажды в «коммуне» на Дальневосточной его кто-то спросил: «А как ты стал анархистом; как дошел до этого в СССР?» Он рассказал, как в школе был отличником, гордился тем, что оправдывает высокое звание умника и радует маму, которая (по другому рассказу) поколачивала его за неуспехи в науках. А одноклассники терпеть его не могли, и даже тоже поколачивали, только наооборот - за успехи в науках. И вот он, как истинный интеллигент, задумался о такой несправедливости. Стал искать ответ, почему так устроена жизнь. Сначал увлекся мальтузианством, потом прочитал книгу из серии ЖЗЛ про Бакунина и стал анархистом. С точки зрения психиатрии (психологии) мы имеем дело с нормальной защитной реакцией. Идеологией анархизма Подшивалов защитил себя от мира, себя убедил в собственной ценности. Привычка помещать себя в исторический контекст сохранилась за ним навсегда. Бывало, посмеешься от души над наивностью его идей, а он злится: «В моем лице ты оскверняешь память всех анархистов, как живых, так и мертвых». Он защищал свою душевную территорию также, как тигр защищает свое охотничье угодье. Я его понимаю, сам такой. В детстве у меня сложился стереотип примата культуры над всем животным. Так мне сказал телевизор, где славили великих культурников. Я поверил телевизору. И потом очень удивлялся, замечая, что все люди, да и я сам, движим более простыми эмоциями. Выстраивал теории. Нравился Маркс: движение от животного капитализма к духовному коммунизму. Потом нравился капитализм: дескать, при таком строе умные быстро завоюют ведущие позиции. Когда начался капитализм и невооруженным глазом стало видно, что богатые не обязательно самые умные и культурные и духовные, стал опять искать идею оправдания себя и своего стереотипа.Разница между мной и Подшиваловым в разности характеров. Он замкнулся в анархизме, не принимал никакой критики, воинственно защищая себя. Я более открыт миру, эта идея не работает, другую поищем. Я легко мог отказаться завтра от того, что говорил вчера. Подшивалов удивлялся: «Ты, когда излагаешь эсеровские идеи, - ни дать ни взять самый продвинутый эсер. А потом без перехода начинаешь излагать марксизм и так убежденно, как будто ты лучший ученик Ленина». Он правильно меня понял. А на вопрос его: «Каковы же на самом деле твои убеждения?», я только и мог ответить: «Я это я, а они это они. Моя задача выжить. Это как в армии. Когда возникла угроза быть битым, однажды, я, пока пьяные сержанты раскачивались, быстро произнес пламенную речь, сводившуюся к тому, что в общем-то хороший малый. Сержанты чуть было не прослезились. А один завистник из одногодков прошипел: «Сука, вывернулся». Потом анализируя, я удивился насколько складно и убежденно я говорил без всякой подготовки, на нерве адреналина, как будто долго готовил речь. Я сгенерировал энергию самозащиты и выдал не физический акт возмездия, а культурный акт защиты (а может и возмездия тоже). Наверное, иногда люди физически напрягаются и прыгают выше своих сил (на войне), и духовно напрягаются, выдают речи, мысли, идеи, религии, научные гипотезы.Но все это одна страсть. А вот случай Лимонова: до 12 лет Эдичка был паинькой, делал конспекты, чуть ли не в академики метил, а потом вдруг все забросил и стал пить, курить, материться, драться и на всю жизнь заценил право иметь манду, да пошикарней. У него характер был другой. Он остался культурным малым, эстетом, умником, но совместил это с дворовыми идеалами. Просто у него другой характер, не подшиваловский, не мой. А энергии, наверное, побольше.Но все нами движет одна, но пламенная страсть. Контролировать мир, подчинить его своей воле всеми имеющимися силами - физическими, и духовными. Или всех поработить, Чингис-ханом проскакать на вороно коне по всей Вселенной, всех женщин поиметь, всех врагов повырезать. Или родить четыре благородные истины буддизма и покорить мир своему мировоззрению. Привести мир и себя в соответствие в знаковых, символических формах.(Кстати, депрессия это отсутствие такого равновесия).Но вернемся к Маслоу, то есть к Абраму Маслову. Ну, как фрейдовское бессознательное, теория относительности Эйнштейна, так и мысль Маслоу о структуре мотивации ("Пирамида Маслоу") принадлежит уже, пожалуй, к поп-идолам науки. Про это почти все слышали.Идея в том, что выстраивается иерархия потребностей по принципу: в низу пирамиды идут те, что удовлетворяются в первую очередь, к верху тянутся те, что имеют максимально общественно-полезный характер, поощряемы религией, моралью, законом и т.д,, почитаются прогрессивной общественностью. Венцом пирамиды является некая потребность в самоактуализации.Значит, так: в основании человеческой деятельности лежит уровень, фундамент простейших мотиваций, физиологических: утоление голода, жажды, полового влечения... Вроде как следующим этапом идет потребность в безопасности: защита от врагов, болезней, преступников и т.д. Третий уровень пирамиды: потребность в уважении (любви, дружбе, признании). Далее гнездятся познавательные и эстетические потребности, а венчает все самоактуализация: развитие личности, реализация целей и т.д.Вероятно, все это выстроено чисто статистическим методом, ибо есть люди, которые ради самореализации могут пожертвовать даже жизнью, а не только голодать. Но таких меньше и они вполне могут зачислены психиатрами  в разряд больных, которым пирамида Маслоу не писана. Впрочем, на войне ради реализации потребности в уважении (чтобы меня не считали предателем или трусом) большинство людей идет безропотно на убой. Ну или так: там убьют, и здесь убьют. Но там враг еще может и не убить, а тут свои расстреляют, если не пойду на войну. Тогда получается никакой потребности в самоуважении, а расчет идет на более низкой ступени мотивов, а байку о дружбе и родине идущие на смерть поддерживают в неких других целях.В формировании идеи пирамидальности мотивов лежит, на мой взгляд, идея самооправдания (в понимании Ницше). Ну для Ницше: все символическое служит целям страсти.Изначально, еще до всякой науки у Маслова был предрассудок, втемяшенный обществом: самоактуализация это выше, чем пищеварение, это духовность ого-го какая. Правда, в жизни Абрам сталкивался с опровержением: видел как люди чего-то в массе своей низменны. Ну вот и напрягся, придумал еще одну идею в рациональное доказательство того, что есть вечные ценности, а есть - низменные. Не потому, что их до этого мало было придумано, а потому что ему себя надо было убедить. Те, прежние идеи, придумали другие для себя, его развитый, искушенный ум они не удовлетворяли, жизнь их опровергала, вот он и напрягся. Так рождаются все идеи. Ницше это показал: как моральные предрассудки, иррациональные побуждения рождают научные идеи, люди упираются и доказывают то, во что они хотят верить.  Из такого сора вырастают стихи и идеи. Я буду развивать идеи Ницше применительно к Маслову.Тогда получается так: высшие уровни пирамиды потребностей есть другая форма бытования одних и тех же потребностей. Тут не верх и низ, а плоскость. Не пирамида, а горизонт. То есть в той или иной самоактуализации есть потребность в пище, равно как и наооборот. Степеней превосходства нет.Теперь Лев Гумилев.Он трактует, что народы создаются пассионариями, которые охвачены сверхценной идеей и не могут есть, спать и размножаться, пока не восторжествует их идеи. Словом, истинные арийцы. А наследуют им субпассионарии, которые только и делают, что жрут и пьют. Таким образом, величие культуры связано с верхом пирамиды, ее загнивание с низом телесным? Но не у Гумилева не все так просто.И здесь самое интересное Гумилев, оставаясь ученым, а не только романтиком, отталкивается от слова "страсть" (пассио).То есть есть люди, получившие сильный энергетически заряд и охваченные страстью. Она не имеет морального знака, это может быть и желанием воли, жора, женщин - и безудержное. Махновская страсть. Мир есть зеленое поле, по которому гуляют женщины и кони. Счасть мужчины - завладеть, счастье женщины - отдаться. Анархическая стасть. Некультурная. Потом она остывает и рождает произведения искусства как закрепление в знаках захваченной территории, захваченных женщин, пространств, рождается идеология, легитимизирующая на языке вечных ценностей захваченную власть.Потомки чингис-ханов черпают энергию жизни уже не на зеленом поле, с женщинами и конями, но от книг, образований, успехов на производстве - в символическом мире. Питают не кровь, а фантазию. Буйно цветет искусство, поколения вырождаются, ибо символами сыт не будешь. Гитлер, понимая это, разрешил арийцам все на захваченных территориях. Тут так! Я бы с Гумилевым согласился. Воля к жизни, витальная сила, страсть = это есть наш единственный мотиватор. В плоскости. Без всякой пирамиды.Грубая физическая сила и страсть маньяка, который стремится удовлетворить свою страсть, не взирая на опасность. Сколько Чикатилл было в орде Чингис-Хана? И не была ли Советская армия в Германии 1945-го года группой Чикатилл (пусть и временных). Насилие над девочками немецкими и т.д. ставшее, как говорится, достоянием гласности. И это нормально для пассионариев. Субпассионарий - это вроде шакала. И хочется, и колется, и мама не велит. Пассионарий чихать хотел на всех. НЕТ! Это не значит, что пассионарий обязательно изверг, Чикатилло, но что Чикатилло - пассионарий - однозначно вытекает из Гумилева. Ему только не повезло с окружением. Родился не в орде Чингисхана, в благополучном СССР. Там бы он получил возможность реализовать свои потребности, ради этого пошел бы на бой. (возможно).Типичный субпассионарий - Раскольников. А вот Вотрен у Бальзака - пассионарий. Он каяться не пойдет. Может быть, поэтому Европа вверху, а мы внизу.Повторяю, верх и низ, это с какой стороны посмотреть. Но плоскость одна.Чикатиллы-пассионарии закрепляют свой поведенческий стереотип общим кодексом поведения, страсть перетекает в сказания о подвигах, выдвигает требования эстетические, познавательные. Территория метится знаками, идеологиями, законами, победы воспеваются эстетически, и т.д. до самоактуализации.Но все этоЗНАКОВОЕ, СИМВОЛИЧЕСКОЕ ОСВОЕНИЕ ЗАХВАЧЕННОГО, ВЫТЕКАЮЩЕЕ ИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА КАК ВИДА, а не из особых уровней мотивации. Описав Чикатилл-пассионариев, опишу и другой тип пассионариев.Это ДжорданоБруно-пассионарии. Они охвачены страсть той же, что и Чикатиллы, но благодаря особенностям воспитания, условий рождения и т.д. - они воспринимают мир не через член, а через мозг. Только овладев миром культурно, подчинив его своему мировоззрению, они удовлетворяют страсть. Знаете, есть в психиатрии и физиологии типы людей: с пищеварительными установками, с мускульными, с мозговыми. Желудки мир контроль над миром понимаю как количество съеденного, члены понимают контроль над миром как количество женщин, мозговики как количество обращенных в свои идеи людей, и т.д. Есть и гармонически развитые люди: которые и песню споют, и женщину поимеют, и на войне убьют. В общем я хотел сказать, что старик Маслов не прав. Нет никакой пирамиды. Есть одна, но пламенная страсть. И есть формы бытования ее, зависящие от природной конституции личности, формы протекания травмы рождения и травмы социализации, от окружения и т.д.

siminenko.livejournal.com

От пирамиды потребностей к пирамиде счастья. Еврейский гений: рецепты счастья Абрахама Маслоу

Источник

«Кто-то спросил меня… Как робкий юноша превратился в “бесстрашного” (на вид) лидера и оратора? Как случилось, что я стремился к откровенности, придерживался непопулярных взглядов, в то время как большинство вело себя иначе? Моим первым порывом было ответить: «Интеллектуальное развитие – всего лишь реалистический взгляд на вещи», но я удержался от такого ответа, потому что в отрыве от остального он был бы неправильным. ”Добрая воля, сострадание и интеллектуальное развитие» — ответил я в конце концов“»… 

— Абрахам Маслоу, американский психолог, основатель гуманистической психологии

 

 

История жизни известного американского психолога еврейского происхождения Абрахама Маслоу, известного как автор «пирамиды потребностей», — это история некрасивого еврейского мальчика с очень непростым детством, который стал счастливым человеком и создал теорию, благодаря которой каждый из нас может стать счастливым.

 

Истории жизни — источники счастья

Трудное детство

Еврейские погромы в начале ХХ века в тогдашней Российской империи заставили родителей будущего ученого, Самуила Маслова и Розу Шиловскую, эмигрировать из Киевской губернии в Америку. 1 апреля 1908 года в Бруклине родился их старший сын Абрахам.

Родители часто ссорились, отец временами исчезал из дома, мать была жестокой и отдавала свое внимание и любовь другим детям. В памяти Абрахама осталась страшная картина: мать разбивает о стену головы двух кошек, которых он принес домой покормить. «Вся моя жизненная философия и мои исследования имеют один общий исток — они питаются ненавистью и отвращением к тому, что воплощала собой она (мать)», — вспоминал Маслоу.

Через пару лет семья переехала в нееврейский район города и Абрахам пошел там в школу. Он был единственным евреем в своем классе, и ему еще в детстве пришлось узнать, что такое антисемитизм. Он был щуплым и некрасивым подростком, который даже стеснялся заходить в вагон метро, где было много людей.

«Удивительно, что имея такое детство, я не заболел неврозом или даже психозом… Я был одинок и несчастен. Я вырос в библиотеках, среди книг, без друзей», — признавался он.

Жизнь среди книг дала свои результаты — благодаря чтению и постоянному интеллектуальному развитию его IQ достиг 195.

 

 

Родная любовь

В ранней юности Абрахам влюбился в свою двоюродную сестру Берту Гудман, но не решался признаться ей в этом, так как боялся быть отвергнутым. Когда же в 20 лет решился, то, к своему удивлению, встретил ответное чувство. Он был переполнен счастьем и испытал так называемое «пиковое переживание», которое дало мощный толчок в жизни и науке. Они поженились в возрасте 20 и 19 лет и прожили счастливую жизнь, вырастили двух дочерей, которые также посвятили свою жизнь психологии. «Жизнь фактически не начиналась для меня, пока я не женился», — писал Маслоу.

Маслоу и студенты

Профессора Абрахама Маслоу очень любили студенты. Он относился к ним с пониманием и уважением. Так как многие из них были выходцами из семей эмигрантов, как и он сам, Маслоу заботился о них и даже помогал устраивать быт. Образно выражаясь, именно студенты внесли его на руках в кресло президента Американской психологической ассоциации.

 

 

 

Шаги на пути к счастью

Чтобы угодить отцу, Абрахам поступил в колледж, где собирался изучать право, но понял, что адвокатская деятельность не приносит ему ровным счетом никакого удовлетворения. Поэтому он поступил в университет Висконсина, где закончил академический курс по психологии и в 1931 году стал магистром гуманитарных наук, а в 1934 году — доктором. Его диссертация была посвящена исследованию доминантного и полового поведения в колонии обезьян.

После получения докторской степени Маслоу вернулся в Нью-Йорк, где стал работать при Колумбийском университете. В 1937 году он стал профессором при Бруклинском колледже, в котором проработал 14 лет. Именно Нью-Йорк в эти годы стал центром развития психологической науки — там работало множество европейских психологов, укрывшихся от преследований нацистов, в их числе Альфред Адлер, Карен Хорни, Эрих Фромм, Макс Вертгеймер, Рут Бенедикт и Курт Гольдштейн.

Общение с ними породило идею исследования самоактуализирущихся личностей и основы гуманистической теории, а Гольдштейна Абрахам Маслоу считал одним из своих учителей. Неформальное общение с такими выдающимися учеными и личностями способствовало дальнейшему формированию гуманистических взглядов Маслоу и закладке основ гуманистической теории личности. В это время он занимался и психоанализом.

 

 

В 1951 году Маслоу возглавил кафедру психологии в университете Брандейса и проработал здесь до 1969 года. Именно здесь основы гуманистической психологии сформировались как самостоятельное направление и к Маслоу пришло признание.

Летом 1962 года работал приглашенным специалистом в Нон-Линеар Системз, передовой калифорнийской компании в сфере высоких технологий, где проводил семинары по управлению бизнесом. Теоретические основы этих семинаров и сейчас активно используются в менеджменте управления персоналом.

В 1969 году ушел из университета Брандейса и начал работать в Благотворительном фонде Логлина в Менло-Парк, Калифорния. Здесь он приобрел полную свободу для своей интеллектуальной деятельности в области гуманистической психологии и философии.

Маслоу был членом нескольких профессиональных и почетных обществ, в том числе президентом Отделения личности и социальной психологии, Отделения эстетики Американской ассоциации психологов, а в 1967 году его избрали президентом Американской ассоциации психологов, которая ежегодно вручает премию его имени за вклад в область изучения человеческой души.

 Также Маслоу был основателем и редактором «Журнала гуманистической психологии» и «Журнала трансперсональной психологии», а также консультантом множества периодических научных изданий. В последние годы жизни он активно поддерживал Институт Эсален в Калифорнии — институт интегрального развития человека, который был поселением-коммуной на западном побережье Калифорнии, основанной в 1962 году американскими психологами Майклом Мерфи и Ричардом Прайсом — и другие сообщества, изучающие возможности человека.

Абрахам Маслоу умер 8 июня 1970 года в Менло-Парке от сердечного приступа, который настиг его во время пробежки.

 

 

 

Рецепт от Маслоу: как стать счастливым

Избавиться от «комплекса Ионы»

«Если вы намеренно собираетесь стать менее значительной личностью, чем позволяют вам ваши способности, я предупреждаю, что вы будете глубоко несчастливы всю жизнь»,

— говорил Абрахам Маслоу.

Он впервые описал комплекс Ионы (библейский пророк, который пытался избежать предназначенной ему Богом участи, так как боялся возложенной на него ответственности), который заключается в боязни человека реализовать заложенные в себе способности.

Такие люди сами обрекают себя на скучное и ограниченное, но налаженное существование. Им кажется, что таким образом они избегают потерь и неудач.

«Желая избежать рисков, связанных с преодолением трудностей, с самосовершенствованием и внутренним прогрессом, эти несчастные изначально живут так, словно их постигла тотальная неудача», — отмечал Маслоу.

Двигаться к вершине пирамиды потребностей

Человек, стремясь к самоактуализации (от лат. actualis — «подлинный», «настоящий»), становится тем, кем он может и должен стать, что позволяет жить в гармонии с самим собой.

«Композитор должен сочинять музыку, художнику надлежит создавать картины, поэту – слагать стихотворения», — говорил Маслоу,

считая, что свой потенциал может реализовать любой, вне зависимости от профессии.

«Жизнь — это непрерывный процесс, в котором постоянно приходится выбирать. Практически все время для человека существует возможность выбора: отступить или продвинуться вперед. Или возвращение к еще большим страхам, опасениям и защитам, или же развитие и духовный рост. Сделать выбор в сторону развития, а не страха десять раз за день — означает сделать десять уверенных шагов на пути к самореализации», —

утверждал знаменитый психолог.

Достижения Абрахама Маслоу

Он был:

— основоположником гуманистической психологии, которая рассматривает человека как ответственного за свою судьбу, свободно делающего выбор среди предоставляющихся ему возможностей; высшие проявления человека — самоактуализация, высшие ценности и смыслы, свобода и ответственность.

— одним из основателей трансперсональной психологии — направления психологии, которое изучает трансперсональные переживания( у Маслоу «пиковые переживания»), измененные состояния сознания и религиозный опыт, соединяя современные психологические подходы и духовные практики Востока и Запада.

— автором теории самоактуализации (пирамида потребностей — диаграмма врожденных потребностей человека):

  • Физиология (голод, сон, половое желание)
  • Безопасность (жизни ничего не угрожает)
  • Социальность (дружа, любовь, принадлежность к народности, сообществу)
  • Признание (уважение, признание полезности в жизни социума)
  • Познание (природное любопытство — знать, уметь, изучать)
  • Эстетика (потребность следовать истине)
  • Я (понимание смысла своего существования).

 

 

Каждая ступень в пирамиде — уровень потребностей. Потребности удовлетворяются от простых к более высоким, стремление к более высоким появляется после удовлетворения более простых.

Абрахам Маслоу также сформулировал общие черты самоактуализированных людей (на примере изучения жизни выдающихся личностей, таких как Авраам Линкольн, Томас Джефферсон, Альберт Энштейн, Элеонора Рузвельт, Джейн Адамс, Олдос Хаксли и Барух Спиноза):

  • 1. Эффективное восприятие реальности и удобные отношения с реальностью.
  • 2. Принятие себя, других и природы.
  • 3. Непосредственность, простота и естественность.
  • 4. Сосредоточенность на проблеме.
  • 5. Способность обособиться и потребность в уединении.
  • 6. Автономия: независимость от культурных штампов и окружения.
  • 7. Свежесть восприятия.
  • 8. Мистический и вершинный опыт.
  • 9. Чувство общности с другими.
  • 10. Более глубокие и проникновенные взаимоотношения.
  • 11. Демократичность.
  • 12. Способность распознавать добро и зло, цели и средства.
  • 13. Философский доброжелательный юмор.
  • 14. Креативность.
  • 15. Сопротивление окультуриванию, пребывание вне любой определенной культуры.

Тест удовлетворенности основных потребностей (тест Маслоу) позволяет определить, какие потребности являются главными на данном этапе. В современной жизни он применяется в управлении персоналом, мотивации сотрудников и в теории прогрессивного управления.

Какие книги Абрахама Маслоу почитать?

— «Мотивация и личность» (1954)— «Эупсихея: дневник» (1965)— «Психология науки: рекогносцировка» (1966)

Дополнительно. Смотрите нашу Статью:

esoteric4u.com

В чем проблема пирамиды потребностей Маслоу

Маслоу доказывал, что пока человек не удовлетворит нижние потребности из пирамиды у него не возникают высшие.

Как я понял, некоторые его критики взялись доказывать, что и голодный человек может думать о более высоких уровнях. Но очевидно, что думать он будет через призму неудовлетворенных нижних потребностей: "вот стану начальником и досыта наемся", "стану популярным и появятся у меня бабы и дом хороший" и т.д. Получается, что поскольку большинство людей в принципе не дорастает до потребностей из вершины пирамиды останавливаясь в ее середине, мотивацию для движения вверх имеют прежде всего те кто не смог достичь чего-то проходя пирамиду постепенно. Человек не получивший уважения на среднем уровне лезет наверх надеясь получить уважение через популярность... То есть люди конечно могут прыгать по пирамиде пропуская ступени, но эти прыжки будут патологическими и для общества и для личности их совершающие.Собственно в таких скачках через ступени и состоит проблема нуворишей, которые получают большие возможности, а потребностей из верхних этажей не имеют."Богостроительство" это безусловно разновидность самоактуализации, но в чистом виде оно может быть таковым только для человека у которого нет проблем с потребностями более низкого уровня. Луначарский был обеспеченным дворянином с рождения, а со временем стал известным публицистом, Горький на тот момент когда он озаботился богостроительством (1905г) уже был богатым и известным писателем которого толпы были готовы носить на руках. То есть, нет никакого сомнения, что у них все потребности из низших ступеней были удовлетворены и ничего кроме самоактуализации ими не двигало. Хотя конечно помимо личной самоактулизации надо поставить выше самоактуализацию коллективную, когда человек стремится реализовать не только свой потенциал, но некой общности (группы, нации, класса и т.д.)По этому критерию можно оценить всех религиозных деятелей. Например, Лев Толстой и Кургинян тоже очевидно не имеют проблем с потребностями низшего уровня, а вот основатель мормонизма Джозеф Смит сочинял свои фэнтези не очень сытым и совершенно не известным... Хотя, конечно Маслоу имел ввиду психически здоровых, а потребности больного человека могут быть за рамками пирамиды. Но вообще, было бы интересны прогнать через эту пирамиду всех религиозных деятелей.

P. S. Более подробная картинка пирамиды из википедии

gptu-navsegda.livejournal.com