Реферат: Пирамида потребностей по Маслоу. Пирамида потребностей маслоу кратко


Потребности и Пирамида Маслоу. Краткий обзор.

Что такое потребность? Это простые желания или «более чем»? Потребность, скорее всего, нужда в чем-либо. Нехватка, или недостаток этого «чего-либо», мотивирует и побуждает делать человека все необходимое для достижения цели.

Теперь о желаемом и действительном. «Если очень захотеть, можно в космос полететь!» Знакомая фраза из песни, которая звучала из уст певцов группы «Технология». Давайте задумаемся, все ли так просто и все ли могут «полететь в космос»? Как многого мы хотим получить от жизни, и насколько наши амбиции реализуемы?

Всегда хочется чего-то лучшего. Например, первобытный человек хотел иметь всего лишь несколько простых вещей: поесть, поспать, секса и минимальной безопасности (здесь оговоримся – минимальная безопасность – это защита от дождя, ветра и стужи. Вполне подойдет пещера:)). Удовлетворение элементарных потребностей человека, как следствие, вызывает очередную серию желаний более высокого уровня. Пирамида А. Маслоу ярко демонстрирует рост потребностей человека по мере их удовлетворения.

Обратите внимание на то, что желание иметь хорошую одежду, прочный и уютный дом, а также качественное питание является нормой. Человек становится более требовательным и желает иметь от природы максимум благ, включая предметы роскоши. Свои амбиции человек начинает реализовывать гораздо позже. Имея хороший автомобиль или нормальную здоровью семью человек делится своими эмоциями, удовлетворяя свою значимость. Опираясь на практические результаты экспериментов К.Юнга и З.Фрейда, можно заметить распространенное стремление любого из нас быть признанным другими. 

Наше Эго требует признания! Я – лучший, я – молодец! Вот так выглядит внутренний мир любого из  нас. И это нормально. Социальная самореализация,  стремление быть признанным другими людьми настолько высока, что иногда человек перестает спокойно спать в прямом и переносном смыслах.

Плюс ко всему вышесказанному хочется добавить, что мы не хотим быть одинокими. Нехватка общения губит человека. Вспомните бедного Робинзона Крузо, который очень сильно страдал от одиночества. Если сказать просто, то мы ищем внимания среди себе подобных. Объединяемся по интересам, дружим с интересными и выгодными для себя людьми. Мы нуждаемся в человеческом окружении. Мы социально зависимы! Эта тема очень глубока, и она не однократно рассматривалась многими психологами. Поэтому оставим ее в покое и перейдем к росту наших потребностей.

 

Двигаясь вверх по пирамиде А. Маслоу, можно увидеть стремление быть лидером или вожаком, а также примером для подражания. Попросту говоря, человек хочет быть выше других, авторитетней, завоевав популярность и известность в узких и широких кругах общества. Самореализуясь, одни становятся руководителями, другие – известными звездами, третьи - получают лавры благодаря иным заслугам. Купаясь в лучах славы, человек какое-то время наслаждается результатами. Ведь он стал одним из лучших, ведь он стал легендарным героем! Большинство, достигнув этой ступени, наслаждается своим положением до конца дней. Но это не вершина Пирамиды!

Пиком человеческих потребностей становится творческая самореализация. Получив удовлетворение от денег, власти и славы человек задумывается о смыслах жизни. И… «О, Эврика! Нашел!» Новое стремление, новые мотивы. «Хочу быть похожим на Творца! Хочу созидать! Хочу что-то оставить от себя другим людям! Хочу сделать мир лучше (или вообще переделать по-своему)!» Такая, вот, человеческая натура…

Кстати, некоторые творческие личности, такие как, художники, писатели, поэты и ученые минуют четвертую ступень пирамиды Маслоу с легкостью! Некоторые говорят: «Они не от мира сего!» И это так. Им не присущи стремление к власти и желание быть популярными. Они творят потому, что им так хочется.

В пирамиде А.Маслоу хорошо прослеживается тенденция развития человеческой личности от уровня «животного» до уровня «Творца». Очень похоже на строительство Вавилонской башни… Каждый из нас может найти себя на какой-либо из этих ступеней. Кто-то еще стремится, а кто-то уже остановился, и не видит себя карабкающимся вверх.

Тему потребностей мы подняли для того, чтобы понять сущность человеческих желаний.

Зная, чего хочет человек, можно  дать ему это, получить взамен свою выгоду. Так формируется спрос и предложение. Но это уже отдельная тема.

Добавить комментарий

mergerpower.com

Пирамида потребностей по Маслоу - это... Что такое Пирамида потребностей по Маслоу?

Пирамида потребностей — общеупотребительное название иерархической модели потребностей человека, представляющей собой упрощенное изложение идей американского психолога А. Маслоу. Пирамида потребностей отражает одну из самых популярных и известных теорий мотивации — теорию иерархии потребностей. Эта теория известна также как теория потребностей (need theory) или теория иерархии (hierarchy theory)[1]. Наиболее подробно его идеи изложены в книге 1954 года «Мотивация и Личность» (Motivation and Personality)[2].

Анализ человеческих потребностей и расположение их в виде иерархической лестницы — весьма известная работа Абрахама Маслоу, знаменита больше под названием «Пирамида потребностей Маслоу». Хотя сам автор никаких пирамид никогда не рисовал. Тем не менее, иерархия потребностей, изображенная в виде пирамиды, стала весьма популярной моделью мотивации личности в США, Европе и России. В большей степени её используют менеджеры и маркетологи.

Теория иерархии потребностей

Потребности Маслоу распределил по мере возрастания, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах. В основании — физиология (утоление голода, жажды, сексуальной потребности и т. п.). Ступенью выше разместилась потребность в безопасности, над ней — потребность в привязанности и любви, а также в принадлежности какой-либо социальной группе. Следующая ступень — потребность в уважении и одобрении, над которой Маслоу поставил познавательные потребности (жажда знаний, желание воспринимать как можно больше информации). Далее следует потребность в эстетике (жажда гармонизировать жизнь, наполнить ее красотой, искусством). И наконец, последняя ступень пирамиды, наивысшая,— стремление к раскрытию внутреннего потенциала (она и есть самоактуализация). Важно заметить, что каждая из потребностей не обязательно должна быть утолена полностью - достаточно частичного насыщения для перехода на следующую ступень.

«Я совершенно убежден, что человек живет хлебом единым только в условиях, когда хлеба нет,— разъяснял Маслоу.— Но что случается с человеческими стремлениями, когда хлеба вдоволь и желудок всегда полон? Появляются более высокие потребности, и именно они, а не физиологический голод, управляют нашим организмом. По мере удовлетворения одних потребностей возникают другие, все более и более высокие. Так постепенно, шаг за шагом человек приходит к потребности в саморазвитии — наивысшей из них». Маслоу прекрасно осознавал, что удовлетворение примитивных физиологических потребностей — основа основ. В его представлении идеальное счастливое общество — это в первую очередь общество сытых людей, не имеющих повода для страха или тревоги. Если человек, например, постоянно испытывает недостаток в еде, вряд ли он будет остро нуждаться в любви. Однако человек, переполненный любовными переживаниями, все равно нуждается в пище, причем регулярно (даже если дамские романы и утверждают обратное). Под сытостью Маслоу подразумевал не только отсутствие перебоев с питанием, но и достаточное количество воды, кислорода, сна и секса. Формы, в которых проявляются потребности, могут быть разными, здесь нет единого стандарта. У каждого из нас свои мотивации и способности. Поэтому, например, потребность в уважении и признании у разных людей может проявляться неодинаково: одному необходимо стать выдающимся политиком и завоевать одобрение большинства своих сограждан, а другому вполне достаточно, чтобы собственные дети признавали его авторитет. Такой же широчайший диапазон в рамках одной и той же потребности можно наблюдать на любой ступени пирамиды, даже на первой (физиологические потребности).

Диаграмма иерархии человеческих потребностей по Абрахаму Маслоу. Ступени (снизу вверх): 1. Физиологические 2. Безопасность 3. Любовь/Принадлежность к чему-либо 4. Уважение 5. Познание 6. Эстетические 7. Самоактуализация Причем последние три уровня: «познание», «эстетические» и «самоактуализация» в общем случае называют «Потребностью в самовыражении» (Потребность в личностном росте)

Абрахам Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но также полагал, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий:

  1. Физиологические: голод, жажда, половое влечение и т. д.
  2. Потребности в безопасности: комфорт, постоянство условий жизни.
  3. Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность.
  4. Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.
  5. Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация.

Существует также более подробная классификация. В системе выделяется семь основных уровней (приоритетов):

  1. (низший) Физиологические потребности: голод, жажда, половое влечение и т. д.
  2. Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач.
  3. Потребность в принадлежности и любви.
  4. Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание.
  5. Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать.
  6. Эстетические потребности: гармония, порядок, красота.
  7. (высший) Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.

По мере удовлетворения низлежащих потребностей, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня, но это вовсе не означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью. Также потребности не находятся в неразрывной последовательности и не имеют фиксированных положений, как это показано на схеме. Такая закономерность имеет место как наиболее устойчивая, но у разных людей взаимное расположение потребностей может варьироваться.

Критика теории иерархии потребностей

Теория иерархии потребностей, несмотря на свою популярность, не подтверждается и имеет низкую валидность (Hall and Nougaim, 1968; lawler and Suttle, 1972)[3].

Когда Холл и Ноугейм (Hall и Nougaim) проводили своё исследование, Маслоу написал им письмо, в котором отметил, что важно учитывать удовлетворение потребностей в зависимости от возрастной группы испытуемых. «Счастливчики» с точки зрения Маслоу удовлетворяют потребности в безопасности и физиологии в детстве, потребности в принадлежности и любви — в подростковом возрасте и т. д. Потребность же в самоактуализации удовлетворяется к годам 50-ти у «счастливчиков». Именно поэтому нужно учитывать возрастную структуру[3].

Литература

  • Maslow A.H Motivation and Personality. — New York: Harpaer & Row, 1954.
  • Холлифорд С., Уиддет С. Мотивация : Практическое руководство для менеджеров / Пер с англ.- ООО "Пароль". — М.: ГИППО, 2008. — ISBN 978-5-98293-087-3
  • Макклелланд Д. Мотивация человека / Пер с англ.- ООО "Питер Пресс"; научн.ред. проф. Е.П. Ильина. — СПб.: Питер, 2007. — ISBN 978-5-469-00449-3

Примечания

См. также

Ссылки

dvc.academic.ru

Реферат - Пирамида потребностей по Маслоу

Введение

Абрахам Маслоу  известный психолог, который глубокоинтересовался природой человека, является одним из основателей гуманистическойпсихологии. В 1950 году он создал концепцию потребностей человека.

По его мнению, творческий потенциалчеловека является результатом здорового и правильно направленного развития. Он считает,что это развитие происходит в результате поиска и осуществления целей утверждающихи обогащающих жизнь личности и придающей ей смысл. Личность является тем, чемстановится в ходе осуществления всех этих целей, а именно виды этих целейопределяют потребности.

Потребности по Маслоуданы человеку с рождения и создают иерархию, в которой удовлетворение низшихпотребностей  является условием дляпоявления высших. На этом принципе он основал так называемую пирамидупотребностей, состоящую из  пятикатегорий.

В основании находятся физиологическиепотребности, далее потребности в безопасности, в любви и привязанности, в признаниии оценке, в самоактуализации.

1. Иерархия потребностей.

1.1<span Times New Roman"">          

Физиологическиепотребности.

Физиологическиепотребности, которые обычно принимаются в качестве отправной точки для теории мотивации, представляют собой такназываемые физиологические влечения и желания. Физиологические потребности доминируютнад всеми остальными aорганизме и являются основой мотивации человека. Такимобразом, человек, который нуждается в пище, безопасности, любви  и уважении, скорее всего, будет желать пищи сильнее,чем всего остального. В это время все остальные потребности могут прекратитьсвое существование или быть отодвинутыми на задний план. Поэтому состояниевсего организма можно охарактеризовать, как человек голоден, поскольку голод владеет сознанием почти безраздельно.Все силы организма начинают  обслуживатьудовлетворение потребности в пище, а возможности, которые нельзя задействовать длядостижения этой цели отодвигаются на задний план. Т.е. желание купить новыетуфли, или автомобиль, в экстремальной ситуации становятся второстепенными.Вместе с этим организм проявляет специфическую особенность, которая состоит втом, что во время, когда в человеке доминирует определяющая потребность, меняетсяфилософия его будущего. На нашем примере для хронически голодного человекаутопия представляется местом, где полно еды. Он начинает думать, что при условии гарантированного наличия пищи доконца жизни он будет совершенно счастлив и никогда не пожелает ничегоболее.  Свобода любовь уважениеотодвинуто, как бесполезные безделушки. Но это чрезвычайные обстоятельства,которые, встречаются редко в нормальном мирном обществе и у большинства людейона удовлетворена. Когда физиологические потребности удовлетворены, появляютсядругие, более высокие по Маслоу следующая потребность в безопасности.

1.2<span Times New Roman"">    

Потребности в безопасности.

Следующая группа потребностей,потребности в безопасности, защищенности, стабильности, покровителе, защите,отсутствии страха, тревоги и хаоса, потребности в структуре, порядке, законе иограничениях,  покровителе. По Маслоу кэтим потребностям применимо почти тоже, что и к физиологическим. Организм можетбыть полностью ими охвачен. Если в случае с голодом определялось, как человекстремящийся утолить голод, то в этом случае человек, стремящийся кбезопасности. Здесь вновь все силы, интеллект, рецепторы служат в первуюочередь инструментом для поиска безопасности. И вновь доминирующая цель – этоопределяющий фактор не только для видения мира и философии в настоящий момент, но и философии будущего и философииценностей. Кстати физиологические потребности, находясь в удовлетворенномсостоянии, сейчас недооцениваются. В обычной жизни обнаруживаются проявлениепотребностей в безопасности  в стремленииполучить стабильное место работы с гарантированной защитой, желание иметьсберегательный счет, страхование и т.д. или предпочтение знакомых вещей незнакомым, известное неизвестному. Стремлениеиметь религию или философию, которая организует вселенную и людей в логически содержательное целое.Потребности в безопасности могут стать актуальными, когда возникает угрозазакону, порядку, властям общества.

Но т.к. здоровые исчастливые взрослые люди в нашей культуре большей частью удовлетворили своистремления в безопасности, следовательно, вполне реально, что они не имеютбольше никаких потребностей в безопасности в качестве активных мотиваторов.  Соответственно далее вновь проявляются болеевысокие, в пирамиде Маслоу это потребности третьего уровня, потребности влюбви.

1.3 Потребности в любви и принадлежности.

Если физиологическиепотребности и потребности в безопасности удовлетворены, появляются потребностив привязанности и принадлежности и все что сказано выше повторяется снова.

Потребность в любви предполагает,как потребность давать, так и потребность получать любовь. Когда онинеудовлетворенны, личность остро переживает отсутствие друзей или партнера.Человек будет жадно стремиться завязать отношения с людьми вообще, ради места вгруппе или семье и будет всеми силами стремиться к этой цели. Обретение всегоэтого будет для человека важнее всего на свете. И он даже может забыть, чтокогда-то голод был на первом плане, а любовь казалась нереальной и ненужной.

Теперь острая боль от одиночества,неприятия и недружелюбия сильнее всего остального и соответственно он будетдумать, что был бы абсолютно счастлив, если в его жизни появилась любовь. Длячеловека очень важно чувствовать принадлежность, добрососедские отношения наодной территории, среди класса, компании, коллег, т.к. что их стремлениесбиться в стаю держаться вместе, быть частью группы есть у них от природы.

         Еслиже у человека есть любовь, он любит, и любим, начинает проявляться новая группапотребностей, еще более высокого уровня – это потребность в уважении.

1.4.<span Times New Roman"">        

Потребностьв уважении.

Все люди в нашем обществеимеют потребность в стабильной, обоснованной обычно высокой самооценке, всамоуважении, чувстве собственного достоинства и в уважении окружающих.  Эти потребности Маслоу разделяет на двакласса.

К первому классуотносятся сила, достижения, адекватность, мастерство и компетентность,уверенность пред лицом внешнего мира, независимость и свобода.

Ко второму Маслоуотносит, то, что называется хорошей репутацией или желанием престижа (определяяих как оценку или уважение со стороны других людей), а также статус,известность и славу, превосходство, признание внимание, значительность, чувствособственного достоинства или признательность.

Удовлетворение потребностив самоуважении вызывает чувство уверенности в себе, своей ценности, силе,способностях и адекватности, ощущение своей полезности и необходимости в мире. Препятствиена пути к удовлетворению ведут к появлению чувства неполноценности, слабостибеспомощности. Эти чувства ведут за собой, подавленность или невротическиесклонности. Нужно учесть, что формирование самооценки на основе мнения другихлюдей таит в себе опасность, т.к. она не учитывает реальные способностиличности, ее компетентность. Наиболее стабильное и, следовательно, здоровоечувство самоуважения базируется на заслуженном уважении со стороны другихлюдей, а не на показной славе и известности и неоправданной лести. Нужно уметьотличать действительные компетентность и достижения в основе, которой лежатисключительная сила воли, целеустремленность и ответственность, от того, что даетсяестественным путем, без всякого труда, одними врожденными качествами конституциейи биологической судьбой.

 Даже если все вышеперечисленные  потребности удовлетворены человек часто, еслине всегда, может ожидать, что вскоре вновь возникнут беспокойство инеудовлетворенность, они возникают, если человек не занимается тем, для чего онсоздан.

1.5 Потребность в самоактуализации.

Музыканты должнысоздавать музыку, художники должны писать картины, поэты сочинять  стихи, чтобы оставаться в согласии с собой.Человек должен быть тем, чем он может быть. Люди должны сохранять верностьсвоей природе. Эта потребность и называется самоактуализацией. Она относиться кжеланию людей реализовывать себя, проявлять в себе, то, что заложено в немпотенциально. Она может быть определена, как желание в большей степени проявитьприсущие человеку отличительные черты, чтобы достичь всего, на что онспособен.  Конкретное воплощениеотличается значительным разнообразием. У одного это может быть желание бытьнепревзойденным родителем, у другого спортсменом.

 

.

2. Особенности базовых потребностей.

Исходя извышеперечисленного могло создаться впечатление, что данная иерархия  устанавливает жесткий порядок вещей, однако вдействительности он далеко не так постоянен.

В самом деле, большинстволюдей имеют базовые потребности, организованные в соответствии свышеизложенными принципами. Однако существует и множество исключений:

Есть люди, для которыхсамоуважение важнее, чем любовь.  Эточасто происходит вследствие того, что человек, которого любят, выносливая исильная личность, вызывающая уважение или страх, уверенная в себе илиагрессивная.  Следовательно, людинедополучившие любовь и ищущие ее могут изо всех сил стараться надеть на себямаску агрессивности и уверенности в себе. Однако они главным образом стремятсяобрести уважение  к себе, и их поведениев большей степени является средством достижения этой цели, чем самоцелью. Они стремятсяк самоутверждению ради любви, чем ради того, чтобы обрести самоуважение.

Есть люди, обладающиевыраженной одаренностью от природы, для которых влечение к творчеству являетсяболее значимым, чем, что-либо другое. Их самоактуализация может проявляться ипри отсутствии базового удовлетворения.

Сила притязаний многихлюдей может постоянно слабеть и снижаться. Например, люди, которые долгое времяиспытывали нужду из–за постоянной безработицы, могут остаток жизнидовольствоваться лишь тем, что у них есть достаточно пищи.

Есть люди, которыеиспытывали недостаток любви с первых лет жизни, которые навсегда утрачиваютспособность любить.

Более важные из всехперечисленных исключений могут быть высшие социальные желания и ценности.  Люди преданные таким ценностям становятсямучениками. Они готовы отказаться от всего ради определенного идеала или того,что представляет для них ценность. Это отчасти объясняется  тем, что у людей на протяжении жизни которых,особенно в детстве и юности базовые потребности были удовлетворены, становятсяустойчивыми в противостоянии помехам в удовлетворении этим потребностям.

Т.к. в результатебазового удовлетворения  у нихсформировался сильный, здоровый характер. Это сильные люди, которые стойко переносят противодействие и расхождениево мнениях, которые могут плыть против течения общественного мнения и готовыпостоять за правду, заплатив за нее дорогой для себя ценой. К ним по Маслоу относятсялишь те, кто любил и был любим по настоящему, кто имел много глубоких дружескихпривязанностей и способен выдержать ненависть неприятие или гонение. По Маслоу повышеннаяустойчивость, скорее всего, развивается при удовлетворении наиболее значимыхпотребностей в первые несколько лет жизни. Таким образом, люди, которыечувствовали себя сильными и защищенными в раннем детстве, сохраняют этоощущение при любой угрожающей им опасности.

3. Степени удовлетворения базовыхпотребностей.

Говоря о степеняхудовлетворения  нужно учесть, что преждечем появляется более высшая потребность, предыдущая необязательно должна бытьудовлетворена на 100 %.

В действительности убольшинства членов общества часть базовых потребностей удовлетворена, нонекоторые наряду с этими остаются неудовлетворенными.

У среднего гражданина физиологическиепотребности удовлетворены на 85%, на 70% потребности в безопасности, 50%потребности в любви, 40% в уважении, и 10% в самоактуализации.

Явление возникновенияновой потребности после удовлетворения доминирующей не является внезапным, аскорее постепенным, шаг за шагом.

Например, если доминирующаяпотребность А удовлетворена только на 10%, то потребность Б может не проявлятьсебя совсем… Однако по мере того, как уровень удовлетворения А достигает 25%,Б может проявить себя на 5%, а когда А удовлетворена на 75%, Б проявляется на 50%и т.д.

4. Последствия удовлетворения базовой потребности.

Самым главнымпоследствием является переход потребности на задний план и появление новойболее высокого уровня. Прочие последствия являются второстепенными. Вот примерынекоторых из них:

Независимость от прежде положительныхраздражителей и объектов стремлений и определенное пренебрежение по отношению кним наряду с зависимостью от положительных раздражителей, которые прежде непривлекали к себе внимание, не были желанными, или были от случая к случаю. Такпроисходят изменения в сфере интересов. Это означает, что происходят измененияв человеческих ценностях.  Такой сдвиг вотношении ценностей ведет за собой пересмотр философии будущего, представленийоб утопии, аде, рае, о хорошей жизни о состоянии удовлетворения неосознанныхжеланий индивида.

Одним словом мы склоннывоспринимать блага, которые имеем как нечто само собой разумеющееся, особенно еслинам не приходится бороться или трудиться ради них.  Пища, безопасность, любовь, восхищение и  свобода, которые всегда были при нас, вкоторых никогда не было недостатка и по которым нам не приходилось тосковать,не только остаются незамеченными, но и потеряли свою цену, подвергаютсяосмеянию или разрушению. Этот феномен неспособности замечать имеющиеся блага,не отражает реальную позицию. В большинстве случаев он проходит  при предоставлении возможности испытать соответствующуюдепривацию или лишение. (Н-р испытать голод, нужду, одиночество, неприятие, илинесправедливость.)

Исходя из этого, мы можемприйти к пониманию, почему изобилие психологическое и экономическое приводяткак к развитию человеческой личности, так и к ее ценностной патологии.

Вместе с изменениямиценностей происходят изменения  в познавательныхспособностях. Внимание, восприятие, научение, запоминание, забывание, мышление,все это изменяется в приблизительно предсказуемом направлении, в связи с новымиинтересами и ценностями организма. Эти новые интересы, положительныераздражители не просто новые, но и более высокие по уровню и содержанию. Когдаудовлетворены потребности в безопасности, организм освобождается для поискалюбви, независимости, уважения, самоуважения и т.д.

Помимо этогоудовлетворение конкретных потребностей ведет к определенным специфическимрезультатам. Например, при прочих равных обстоятельствах, удовлетворениепотребности в безопасности приносит различные субъективные ощущения – болееспокойный сон, исчезновение чувства опасности, большую смелость и уверенность всебе.

5. Удовлетворение и формированиехарактера.

Удовлетворениекакой бы то ни было потребности, способствует формированию характера и ведет ксовершенствованию, усилению и здоровому развитию личности. Удовлетворениепотребностей тесно связано с развитием некоторых, а возможно и многих чертхарактера. Если брать дочку на руки когда она просыпается, он научится плакать,когда ей захочется на руки.  Еслиобращать внимание на кривляния ребенка, он научится кривляться, когда захочетвашего внимания.  Если все время уступатьребенку, он будет хотеть, чтобы ему всегда уступали.  Если говорить о потребности во сне и отдыхе,то неудовлетворение ведет соответственно к усталости, лени, вялости, недостаткеэнергии, медлительности, а удовлетворении к энергии, живости, проворности.

6. Удовлетворенье и здоровье.

Степень удовлетворениябазовых потребностей связана с уровнем психического здоровья. Маслоу считает,что полное удовлетворение базовых потребностей и здоровье – это одно и то же.

Исследования здоровых людей показывает,что они одновременно обладают чрезвычайным индивидуализмом и здоровым эгоизмом,с одной стороны и проявляют высокую степень сострадания и альтруизма с другой.

Если предположить, чтоздоровый организм полностью удовлетворен в отношении базовых потребностей — онсвободен для самоактуализации, соответственно предполагается, что формируетсяза счет внутренних сил, нежели силами извне. Организм, испытывающий дефицитудовлетворения базовых потребностей страдает неврозом, поэтому удовлетворениюмогут способствовать и другие люди, следовательно, такой организм более зависимот других людей и менее самодостаточен и автономен. Он в большей степенисформирован природой окружения, чем своей внутренней сущностью.

         Относительнаянезависимость от окружения, которая обнаруживается у здоровой личности,проявляет и коммерческую сторону, это означает, что когда окружение и личностьсоприкасаются, главными показателями являются цели личности и ее натура, аокружение представляет собой в первую очередь средства для достижения целей присамоактуализации. По Маслоу это означает полную психологическую свободу.

7. Удовлетворение и патология.

Результатамиматериального изобилия (низшие потребности) являются скука, эгоизм, чувствоэлитарности и «заслуженного» превосходства, остановка в развитии, разрушениечувства общности.

         Жизньради материальных потребностей не может удовлетворять в течениипродолжительного времени. Мы сталкиваемся с обратной стороной в результатепсихологического изобилия, т.е. с негативными последствиями того, что человекасамозабвенно любили и заботились о нем, поклонялись ему, восхищались им,слушали его, забыв о себе, или того, что он имел преданных слуг, все егожелания выполнялись. Все это может привести к паразитическому существованиючеловека.

         Патологиейможет оказаться отсутствие ценностей, смысла и содержания жизни.

В заключение можносказать, что человек почти никогда не бывает, удовлетворен постоянно, а также людисклонны привыкать к благам, которые имеют, забывать о них, считать их самособой разумеющимся и переставать ценить их.

Иногда необходимо пережить потерюэтих благ, чтобы начать ценить их.

8. Условия необходимые для удовлетворения.

Чтобы выяснить, в чемнуждается человек и что он собой представляет, необходимо создать определенныеусловия, которые благоприятствуют проявлению его потребностей и способностей иобеспечивают возможность их развития.

Для раскрытия подлиннойприроды человека существуют благоприятные условия. Организм обладаетсобственной внутренней, но нечетко очерченной природой. Эта природа являетсятрудноуловимой и требующей осторожного обращения, в отличие от животных у людейона является сильной и всепобеждающей, люди знают, кто они такие и чего хотят.

Потребности людей влюбви, знаниях, философии слабы и хрупки, а не определенны и очевидны, онискорее шепчут, чем кричат, и этот шепот очень легко заглушить.

         Вобщем, такие условия могут быть определены как возможность удовлетворять ивыражать. Свободный выбор из широкого круга возможностей в различныхсоциальных  ситуациях, (например:  выбор товарища по комнате, университета,факультета и даже  желательный отказ отудовольствия). Таким образом, условия, способствующие самоактуализации илиздоровью, это такие условия, при которых обеспечиваются необходимые исходныематериалы и возможности самому выражать свои желания и запросы.

 

9. Самоактуализация.

Самоактуализация поМаслоу имеет самый важный момент в становлении личности. Усамоактуализирующихся людей есть общие черты:

Восприятие реальности: проявляется в способностиобнаруживать фальшь и нечестность и верно судить о других людях. Они гораздолегче и быстрее других выделяют новое, специфичное и конкретное из общего абстрактногои схематичного, следовательно, они более чем окружающие живут в реальном мире,а не в океане людских представлений, ожиданий, обобщений стереотипов, которыемногие ошибочно принимают за действительность. Они с готовностью принимаютнеопознанное не чувствуя при этом никакого дискомфорта. Неизвестность дажевлечет их больше, чем известное и привычное. 

Принятие: они принимают себя и собственныепроявления без досады и огорчений, иногда даже не слишком задумываясь над темили иным вопросом. Они способны принимать свою человеческую природу со всеми еенедостатками и несоответствиями идеалам, не ощущая при этом беспокойства. У ихвыражено отсутствие склонности к оборонительным реакциям. Неприятие искусственныхприемов в других людях, лицемерие, хитрость, бравада, попытки произвестивпечатление практически им несвойственны.

Спонтанность: эти люди склонны  проявлять спонтанность в поведении, мыслях ипобуждениях. Их поведение отличается простотой и естественностью, им чуждынаигранность и попытки произвести эффект.

Не нужно думать, что у нихотсутствуют этические принципы. Это достаточно высоконравственные люди. Ониработают, проявляют инициативу, но не в совсем обычном смысле. Мотивацией дляних является личностный рост, самовыражение, созревание и развитие.

         Центрирование на проблеме: как правило, сосредотачивают своевнимание на внешних задачах. Обычно они не представляют проблемы для самихсебя, и поэтому не слишком о себе заботятся (что заметно отличается отсклонности к интроспекции, присущей недостаточно уверенным в себе людям).Самоактуализирующиеся люди, как правило, выполняют некую миссию, определеннуюцель жизни, решают какую-либо внешнюю задачу, что отнимает у них много сил ивремени.

         Речьне обязательно идет о задаче, которую они сами себе поставили, это может бытьпроблема, разрешение которой они считают своим долгом, обязанностью. Можносказать цель, которую человек должен, а не хочет достичь. Как правило, они непреследуют личной выгоды, они стремятся принести пользу всему человечеству,своему народу или членам своей семьи. Их неотъемлемые качества величие,нетривиальность, отсутствие мелочности. Им присущи широта взглядов, умение бытьвыше обыденных проблем, мыслить масштабно. Благодаря этим качествам создаетсяатмосфера спокойствия и веры в преодоление преходящих проблем, облегчающаяжизнь не только им, но и их близким.

         Склонность к уединению: Маслоу считает, что всесамоактуализирующиеся люди могут быть в одиночестве без ущерба для себя и безощущения дискомфорта. Более того, они практически все любят уединение. Онимогут оставаться вне споров, ничуть не тревожась, тем, что вызывает у людейбурю эмоций. Им не составляет никакого труда сохранять спокойствие иневозмутимость, поэтому жизненные невзгоды и удары судьбы не вызывают у нихреакций протеста, как у обычных людей. Они умеют сохранять достоинство и счестью выходят из самых сложных ситуаций. Это объясняется их склонностьюсамостоятельно интерпретировать ситуацию, не полагаясь на мнение окружающих.Они умеют отстраняться от ситуации и посмотреть на нее со стороны, даже еслипроблемы касаются их. У них крепкий сон, хороший аппетит, они могут улыбаться исмеяться в периоды тревог и волнений. В социальных взаимоотношениях такаяотстраненность создает порой проблемы, люди воспринимают это качество какхолодность, снобизм, отсутствие дружеского расположения и даже враждебность.Составляющими автономии являются способность принимать самостоятельные решения,самодисциплина, склонность действовать самостоятельно, а не быть орудием вчужих руках, сила, а не слабость.

         Межличностные отношения:  для самоактуализирующихся людей характерны более глубокиемежличностные отношения, чем для большинства других взрослых людей. Они готовы проявитьбольше любви, внимания, участия. Их партнеры в целом гораздо здоровее и ближе ксамоактуализации, чем среднестатистические. Это говорит о высокойизбирательности в общении.

         Маслоусчитал, что в этом и во многом другом здоровые люди сильно отличаются от среднестатистических,и не только количественно, но и качественно. Он предполагал существование двухвидов психологии. Изучение ущербных и слаборазвитых представителейчеловеческого рода, позволяет создавать лишь ущербную психологию и ущербнуюфилософию. Изучение самоактуализирующихся индивидов должно стать основой дляболее универсальной науки психологии.

Список литературы

1.<span Times New Roman"">    

А. Маслоу  «Мотивация и личность» Спб. 2006г.

2.<span Times New Roman"">    

А. Маслоу– «Самоактуализированые люди: иследование

психологического здоровья»Спб. 1999г.

3. А. Маслоу «Новыерубежи человеческой природы» Спб. <span Times New Roman",«serif»">1999г.

Заключение

Взгляды Маслоу нашлиотражение ив нашей жизни и обществе. Его вклад в видение человеческой природынеоценим. Маслоу дал начало двум направлениям психологии, гуманистическому итранперсональному. На протяжении 1970-1980гг. происходило воплощение идейМаслоу в психологии и образовании, бизнесе и менеджменте, здравоохранениии  социологии.

Его рассуждения и теорииочень тесно переплелись с личной и социальной жизнью. Объем опубликованныхтрудов: 6 объемистых книг, свыше 140 журнальных статей, многие их которых быливключены в психологические сборники.

Однако важнее всего идеии влияние этих идей на нашу жизнь, и наше общество.  Все его труды пронизаны убеждением, чточеловека можно понять, лишь учитывая его высшие стремления. Он утверждал, чтомы как человеческие существа обладаем внутренней потребностью культивироватьэти стремления, чтобы иметь возможность реализовывать себя и служить обществу.

www.ronl.ru

Пирамида потребностей Маслоу – для чего она нужна

С популярной ныне теорией американского психолога Абрахама Маслоу под названием «Пирамида потребностей Маслоу» мир познакомился еще во второй половине прошлого столетия. В ней классифицируются основные потребности в жизни человека, разделённые автором по критерию важности для организма. Сначала выделяются потребности физиологические, затем общесоциальные (такие как безопасность условий жизни, общение, привязанности, а также подтверждение достигнутого уровня престижа со стороны окружения), а затем – личностные, духовные. Чем выше потребность, тем она дальше отстоит по необходимости, и тем больше требуется для неё отдачи именно от самого человека, а не от его природы.

В целом же пирамида потребностей Маслоу дает общее представление о сути приоритетов, выстраиваемых практичным человечеством, сначала в полном объеме - хлеб насущный, еда и кров, а лишь затем - все остальное, от ежедневного общения с соседками на лавочке до выстраданных поездок к далай-ламе. Разумеется, эту пирамиду потребностей нельзя  считать образцом для каждого конкретного человека, все же мы очень разные, как по вкусовым предпочтениям и социальной принадлежности, так и по уровню духовных запросов.

Жизненный путь человека состоит из нескольких этапов: это младенчество, детство, юность, зрелость и старость. Каждый из них характеризуется не только количественным увеличением, но изменением уровней потребностей. В некоторых ситуациях происходит перезамена базовых на личностные. Это может быть, скажем, желание иметь айфон последней модели в ущерб собственному здоровью – тогда экономия на питании идет вразрез с естественной потребностью организма в еде.

И такая ситуация наблюдается неоднократно. Всё больше можно видеть, как человек, гонясь за модой и желая быть впереди всех, пренебрегает собственным здоровьем, тратя деньги на ничего не значащие мелочи, приобретая красивую, но непрактичную одежду, поедая различные булочки и беляши вместо того, чтобы купить здоровые продукты и сделать полезный салат.

Для того, чтобы не перевернуть свою жизнь вверх дном, и нужно регулярно анализировать уровень собственных потребностей. То есть собственную, выстроенную лично для себя, пирамиду. Неправильное расположение уровней в ней может привести к проблеме в организме, решение которой может не найтись по одной простой причине – слишком долго что-то находилось не на своём месте. Отсюда возникают многие болезни, как физического, так и психического характера.

Так что не ленитесь анализировать собственную жизнь. Может выплыть что-то очень неприглядное и наводящее на мысль о том, что, не заметив этого, пренебрегая какими-то вещами, можно лишиться чего-то весьма существенного для собственной жизни вместо получения сиюминутно желаемого. В таких случаях немедленно необходимо начинать действовать, чтобы привести своё состояние в порядок, ведь не зря же потребности изображены в виде пирамиды: каждая из них имеет не только своё уровень, но и свой размер и вес. Перемещение одной из её малых частей, например, вниз может стоить фигуре устойчивости и просто разрушить всю систему.

Но так же важна и верхняя часть нашей пирамиды потребностей. Если игнорировать личностный рост, свое развитие и образование, можно разбалансировать всю систему, нарушить ее гармонию - и, как та старуха из известной сказки, оказаться у разбитого корыта...

 

s-mind.ru