Ритейл ради ритейла. Ритейл или ретейл
Комфортный ритейл - RETAILER.ru
По данным центра стратегических исследований (ЦСИ) компании «Росгосстрах», доля среднего класса в общей численности населения России составляет 17%. «Это граждане, которые считают, что добились того уровня дохода, который обеспечивает им комфортное существование», — отмечается в исследовании.
При этом в крупных городах с населением более 1 млн человек средний класс по-прежнему более многочисленный, чем в целом по стране. Здесь к нему можно отнести 32% населения.
Еще 27% россиян намерены стать «средним классом» через пять лет или менее того. Если эти прогнозы сбудутся, то уже через два-три года доля среднего класса среди российского населения превысит отметку в 33%, прогнозируют аналитики.
Однако ритейлеры, работающие в сегменте «средний плюс», чьей целевой аудиторией и является «средний класс», не разделяют оптимистических прогнозов исследователей.
Рост среднего класса наблюдается только в Москве и Санкт-Петербурге, тогда как в регионах, наоборот, увеличивается расслоение между богатыми и бедными, отмечает Евгений Цивин, генеральный директор сети аксессуаров Edmins.
«Ритейлерам в сегменте «средний плюс» тяжело эффективно работать на региональных рынках, где средний класс постепенно вымирает. В этом году мы будем открывать собственные магазины только в Москве и Санкт-Петербурге. В регионах мы будем развиваться только по франчайзингу», — заявил он.
По словам Ксении Рясовой, президента компании Ruveta OY, развивающей сеть магазинов одежды Finn Flare, покупательская способность в российских регионах действительно ниже, чем в Москве. «То, что для Москвы — это средний ценовой сегмент, для регионов может считаться «средним плюс», — отметила она.
Однако разница между выручкой столичных и региональных точек продаж уравновешивается более низкой арендной ставкой, а также более низкими затратами на заработную плату и коммунальные услуги. «В Москве почти не осталось мест, где мы могли бы открываться, поэтому планируем расти именно за счет регионов», — подчеркнула она.
По словам Дмитрия Чуйкова, директора по развитию компании Ecco в России, размер выручки в небольших городах может быть в десятки раз меньше, чем в московских, однако спрос сегмент «средний плюс» все равно есть. «Здесь очень важно грамотно работать с целевой аудиторией и правильно преподносить ей свой формат», — пояснил он.
retailer.ru
Воистину ритейл - RETAILER.ru
Праздничные дни доставляют владельцам магазинов особую радость: готовясь к торжествам, покупатели тратят значительно больше денег. Заработки ритейлеров увеличиваются не только под Новый год и накануне "половых" дней — 23 Февраля и 8 Марта. Растущая популярность религиозных праздников среди россиян побуждает отечественных сетевиков заполнять полки куличами, яйцами и бутылками кагора. В преддверии Пасхи торговые сети отмечают рост продаж до 50%. В борьбе за потребителя ритейлеры готовы и на нетрадиционные способы рекламы, вплоть до заманивания покупателей священниками.
По данным ВЦИОМ, отмечать праздник Пасхи в нынешнем году планировали 87% россиян. При этом 71% опрошенных отметили, что собираются готовить либо употреблять в пищу так называемые пасхальные блюда. Из года в год количество россиян, празднующих Пасху, увеличивается, отмечают социологи: еще в 2005 году пасхальный стол готовили лишь 46% респондентов.
На рост религиозного самосознания россиян моментально отреагировали торговые сети. Все крупнейшие ритейлеры в предпраздничные дни включают в свой ассортимент традиционные пасхальные яства, причем из года в год торговцы стараются расширить эту линейку.
По словам представителей ритейлеров, объемы продаж на Страстной неделе традиционно увеличиваются, в некоторых случаях до 50%. В "Седьмом континенте" отмечали существенный рост продаж в течение всей прошлой недели. "По нашему опыту, некоторые продукты для праздничного стола закупаются даже немного загодя, — рассказала РБК daily пресс-секретарь компании Влада Баранова. — Если сравнивать неделю до 1 апреля этого года с предыдущей, то рост выручки сопоставимых продаж уже преодолел порог в 14%. И это с учетом того, что основная доля продаж приходится на утро пасхальной субботы". По словам г-жи Барановой, в 2009 году продажи самой популярной категории праздничных продуктов — куриных яиц — выросли на 45%. Ритейлер рассчитывает на аналогичную динамику роста продаж и в этот раз.
В "Глобус Гурмэ" также ожидают существенного роста продаж и ставят Пасху в один ряд с такими значимыми для ритейлеров праздниками, как 8 Марта и 23 февраля. "На Пасху мы уже традиционно отмечаем увеличение спроса", — говорит генеральный директор "Глобус Гурмэ" Андрей Яковлев. Продажи по сравнению с буднями увеличиваются на 30—50%, признается он. Рост продаж наблюдается также в "Магните" и Metro Cash & Carry. "Для четырех предпасхальных дней характерен более агрессивный покупательский спрос, — рассказывает совладелец сети "Магнит" Сергей Галицкий. — Мы просчитываем предполагаемые объемы потребления в эти дни и закупаем традиционный "джентльменский набор" — куличи и яйца — в достаточных количествах". По словам руководителя по корпоративным коммуникациям Metro Cash & Carry Оксаны Токаревой, в сети фиксируют ежегодный рост рынка пасхальной продукции, что заставляет Metro расширять линейку пасхальных товаров.
Выделиться из кулично-яичного ряда и завлечь покупателя в разгар предпраздничных продаж решила сеть "Мосмарт". Начиная со Страстной пятницы магазины "Мосмарта" предлагали необычную услугу: клиент мог освятить приобретенные пасхальные продукты прямо в торговых залах. Для этого в каждом магазине сети присутствовали православные священники. Пасхальная акция прошла во всех городах, где расположены торговые точки "Мосмарта", кроме Магнитогорска и Прокопьевска Кемеровской области, где руководству сети не удалось заручиться поддержкой местного священства.
В пресс-службе Московского патриархата РБК daily пояснили, что РПЦ скептически относится к инициативе освящения пасхальных яств в супермаркетах. "По сложившейся многовековой традиции священники совершают освящение снеди в храмах. Приглашение священника в магазин, тем более в такой большой супермаркет, конечно, является некоторым упрощением традиции", — заявил РБК daily представитель пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси Кирилла диакон Александр Волков. В проведении церковного ритуала в торговой точке "есть какая-то странность", считает отец Александр. По его словам, в православной церкви нет традиции освящения продуктов не в храме, а в магазине. "Впрочем, подобные действия можно связать с миссионер¬ской деятельностью, особенно если у священников есть возможность как-то проповедовать людям в магазине", — добавил он.
retailer.ru
Эмоциональный ритейл - RETAILER.ru
Off-line ритейл в России не умрет, несмотря на рост on—line продаж. Такое мнение высказал Дмитрий Белоногов, управляющий директор маркетингового агентства Saatchi & Saatchi X в ходе саммита Retail Business Russia.
По данным Saatchi & Saatchi X, в России к 2020 г. ожидается рост оn-line покупок на 20-30%. Однако люди продолжат ходить в обычные магазины в магазин — не только за продуктами, но и за эмоциями, подчеркнул Дмитрий Белоногов.
Впрочем, на сегодняшний день «вдохновляют» покупателей только «модные» магазины (25%) и магазины товаров для дома (18%), о чем свидетельствуют результаты исследования Saatchi & Saatchi X. Причина этого в том, что остальной российский ритейл слишком рационален. Поэтому, по мнению эксперта, ритейлеры и бренды будут вынуждены использовать игровые технологии для повышения интерактивности внутри магазинов.
«В ближайшее время смартфоны будут играть ключевую роль в выборе товара, сравнения цен, получении информации о товаре и составлении списка покупок. К примеру, в 2010 г. сканирование бар или QR-кодов выросло на 1 600%», — подчеркнул Дмитрий Белоногов. Поэтому игрокам российского ритейла следует «быть везде – on-line и off-line». «Становится жизненно необходимым снабжать покупателя необходимой информацией в нужном месте в нужное время», — подытожил эксперт.
Эксперт также отметил, что в процессе выбора покупатели комбинируют три источника информации: медиа (48-90%), социальные контакты (43-68%) и sales-персонал (24-80%). Восемь из десяти покупателей, прежде чем купить товар в магазине, читают информацию о продукте в Интернете: 35% ищут информацию о продуктах, 27% — одежду, 65% — электронику, 59% — товары для дома. В связи с этим ожидается, что в России будут расти «гибридные» продажи.
При этом, большинство покупателей принимают решение о покупке в течение двух дней, и в будущем это время будет только сокращаться. Подавляющее большинство покупателей (53-78%) обращают внимание на новые продукты, но только 3-7% покупают их.
retailer.ru
Ритейл ради ритейла - RETAILER.ru
Вице-президент ГК "Ташир" Виталий Ефимкин считает, что снизившаяся конкуренция в непродовольственном ритейле — прекрасный повод начать бизнес в этом сегменте. Об этом он рассказал в итоговом номере журнала "РБК":
"Я смотрю на наступающий год с умеренным оптимизмом. В 2010-м потребительский спрос быстро восстанавливался, оборот розничной торговли за январь-сентябрь вырос примерно на 4,5% по отношению к аналогичному периоду предыдущего года. У населения появились лишние деньги, которые можно потратить на одежду, обустройство дома, какие-то прихоти. Однако спрос все еще смещен в сторону низкого ценового сегмента, именно поэтому на протяжении всего уходящего года лучше остальных чувствовали себя ритейлеры, работающие в формате дискаунтеров, они же будут увереннее всех развиваться и в перспективе. К примеру, товары в сети гипермаркетов "Наш дом" на 12-15% ниже по стоимости, чем у конкурентов. И, несмотря на то что средний чек за покупку в кризисный период уменьшился примерно на 5%, падения дохода за это время сеть не ощутила: количество ее посетителей возросло за счет расширения целевой аудитории. А в 2010-м товарооборот сети увеличился на 10%.
Новый год вряд ли удивит нас резкими темпами роста, рынок продолжит умеренно восстанавливаться, но окончательно это произойдет не раньше следующего декабря. Сегодня игроки постепенно активизируются, и, хотя розница с гораздо меньшими потерями преодолела кризис, чем, скажем, строительная отрасль, многие операторы пересмотрели стратегию развития, кому-то пришлось закрыть неэффективные точки, а кто-то был вынужден совсем уйти с рынка. В 2011-м часть из них захочет возобновить развитие или вернуться, эта тенденция прослеживалась уже в 2010-м.
На будущий год ГК "Ташир" планирует дальнейшую экспансию собственных торговых сетей, мы считаем, что для этого наступил благоприятный период. Последние несколько лет мы пользовались тем, что уровень конкуренции в непродуктовом ритейле снизился, и увеличивали долю торговых компаний в структуре бизнеса группы: по итогам 2009-го она подскочила с 8 до 20%, а по предварительным итогам 2010-го вырастет с 20 до 26%. К старым сетям "Наш дом" и "Синема Стар" добавился целый ряд новых ритейл-проектов. Среди них — сеть магазинов одежды "Модный Альянс", сеть детских магазинов Kids Garden, сеть тематических ресторанов Comedy Cafe и др."
Павел Бреев, вице-президент и директор по развитию "М.Видео":
"Одним из самых значимых событий уходящего года является формирование так называемой "большой тройки" продавцов бытовой техники и электроники — "М.Видео", "Эльдорадо", MediaMarkt/Saturn. А основным трендом года наступающего будет продолжение активной консолидации данного рынка и увеличение покупательской активности граждан, особенно в регионах. Дело в том, что третий квартал 2010-го стал переломным моментом для российского ритейла: большинство покупателей, закрыв предыдущие кредиты, вновь устремились за покупками, а банки начали активнее финансировать население — по сравнению с предыдущим годом кредитные продажи выросли на 30%, вновь возник спрос на ноутбуки, дорогие смартфоны, крупную бытовую технику среднего и высокого ценовых сегментов. Активизация покупателей расшевелила ритейлеров, думаю, в ближайшем будущем это поможет сетям значительно вырасти. Мы надеемся, что в новом году государство уделит особое внимание решению логистических и транспортных вопросов, которые являются основным препятствием для развития бизнеса во многих регионах России".
retailer.ru