Учебное пособие для самостоятельной работы студентов средних специальных учебных заведений. Срс средний
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
Самостоятельная работа студентов наряду с аудиторной представляет одну их форм учебною процесса и является существенной его частью.
Самостоятельная работа - это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Ядром самостоятельной работы, исходным моментом ее конструирования является познавательная или проблемная задача. Именно наличие задачи обусловливает весь процесс самостоятельной работы: предусматривает самостоятельную деятельность студентов по решению поставленных задач, осязательную подготовку к самостоятельному выполнению, решению учебных и профессиональных задач.
Основными признаками самостоятельной работы студентов являются:
- наличие познавательной или практической задачи, проблемного вопроса или задачи и особого времени на их выполнение решение;
- проявление умственного напряжения мысли обучаемых для правильного и наилучшего выполнения того или иного действия;
- проявление сознательности, самостоятельности и активности студентов в процессе решения поставленных задач, осознание необходимости и возможности выполнить задание;
- владение навыками самостоятельной работы;
- осуществление управления и самоуправления самостоятельной познавательной и практической деятельностью студентов.
В различных формах учебного процесса самостоятельность обучаемых проявляется по-разному: от простого воспроизведения, выполнения задания по жесткой алгоритмизированной схеме до самостоятельной творческой деятельности.
Самостоятельность студентов при изучении специальных дисциплин проявляется через планирование своей учебной работы, отбор учебной литературы, методических пособий для самостоятельного изучения, подготовку наглядно-демонстрационного материала, самостоятельное выполнение специальных профессиональных обязанностей в ходе педагогической практики.
В самостоятельной работе студентов всегда должны присутствовать элементы управления и самоуправления: целеполагание, планирование работы, текущий контроль и самоконтроль за ходом, промежуточными и конечными результатами, корректировка хода работы, а также устранение ошибок, совершенствование способов выполнения работы.
Содержание самостоятельной работы студента имеет двуединый характер. С одной стороны, это совокупность учебных и практических заданий, которые должен выполнить студент в процессе обучения, объект его деятельности. С другой стороны, это способ деятельности студента по выполнению соответствующего учебного теоретического или практического задания. Свое внешнее выражение содержание самостоятельной работы находит во всех организационных формах учебной и внеаудиторной деятельности.
Функциональное предназначение самостоятельной работы студентов в процессе лекционных, семинарских и практических занятий по овладению специальными знаниями заключается в самостоятельном прочтении, просмотре, прослушивании, наблюдении, конспектировании, осмыслении, запоминании, воспроизведении определенной информации. Постановку цели и планирование самостоятельной работы студенту определяет преподаватель.
В ССУЗе существуют различные виды индивидуальной самостоятельной работы - подготовка к лекциям, семинарам, лабораторным работам, зачетам, экзаменам, выполнение рефератов, заданий, курсовых работ и т. д. Самостоятельная работа бывает более эффективной, если она парная или групповая. Такая работа усиливает фактор мотивации и взаимной интеллектуальной активности, повышает эффективность познавательной деятельности студентов благодаря взаимному контролю.
Самостоятельная работа студента проявляется и во внеаудиторное время, когда студент повторяет учебный материал и углубляет свои теоретические знания с помощью специальной литературы или компьютерных обучающих устройств.
При выполнении любого вида самостоятельной работы студент должен пройти следующие этапы:
- определение цели самостоятельной работы;
- конкретизация познавательной задачи;
- самооценка готовности к самостоятельной работе;
- выбор адекватных способов действий;
- планирование;
- реализация программы выполнения самостоятельной работы;
- самоконтроль и корректировка результатов.
Специфической чертой процесса обучения в среднем профессиональном учебном заведении является организация самостоятельной работы студентов в ходе овладения новыми знаниями. Только при овладении новыми знаниями возможно настоящее интеллектуальное развитие, приобретение умений и навыков самостоятельного учения.
Самостоятельная работа способствует углублению и расширению знаний, формированию интереса к познавательной деятельности, овладению приемами процесса познания, развитию познавательных способностей.
Именно поэтому она становится главным резервом повышения эффективности подготовки специалистов.
students-library.com
Е.В. ЕПИФАНОВА ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ» УДК 368.9.06 (075.8) ББК 67.99 (2) 32 Е 67 Епифанова Е.В. Правовые основы медико - социальной экспертизы Учебное пособие.– Краснодар, 2013. - с. Печатается по решению цикловой комиссии отделения «Экономика и право» от « 30 » августа 2012 года (Протокол № 1) Краснодарского архитектурно-строительного техникума. Рецензенты: заведующий отделением «Экономика и права» ФГОУ Краснодарского архитектурно-строительного техникума, заслуженный учитель Кубани Алексеев С.В., преподаватель юридических дисциплин отделения «Экономика и права» ФГОУ Краснодарского архитектурно-строительного техникума Дрокина В.И. Автор - составитель: Епифанова Е.В., кандидат юридических наук, доцент, преподаватель юридических дисциплин отделения «Экономика и права» ФГОУ Краснодарского архитектурно-строительного техникума Учебное пособие предназначено для самостоятельной работы студентов средних специальных учебных заведений, оно содержит материалы по курсу «Правовые основы медико-социальной экспертизы». В него включены тексты действующих нормативных актов, тесты, глоссарий, вопросы для самопроверки знаний. Данное пособие адресовано студентам, обучающимся по специальности «Право и организация социального обеспечения». Оно будет полезным всем, кто интересуется вопросами проведения медико-социальной экспертизы, выдачи больничных листов, установления группы инвалидности и т.д.. ©Епифанова Е.В. Тема: Понятие «инвалид», «инвалидность»: медицинский, правовой и социальный аспект Инвалидность представляет собой социальный феномен, от которого не свободно ни одно общество. Задача цивилизованного общества - сделать всё возможное, чтобы люди с тяжёлыми нарушениями здоровья могли участвовать в экономической и общественной жизни. Это вопрос основных прав человека, обеспечить которые - обязанность общества, государства и законодательства. В немалой степени успех политики в отношении инвалидов зависит от масштабов инвалидности в стране, которые обусловлены множеством факторов: состоянием здоровья нации, уровнем здравоохранения, социально-экономическим развитием, качеством экологической среды, историческим наследием, участием в войнах и вооружённых конфликтах и т. д. В России все перечисленные факторы имеют ярко выраженный негативный вектор, что и предопределяет высокие показатели инвалидности в обществе. В настоящее время численность инвалидов приближается к 10 млн человек (около 7 % населения) и продолжает расти. При сохранении таких темпов России грозит "инвалидизация всей страны", во всяком случае всего её населения пенсионного возраста. Российское государство и общество не могут игнорировать проблему инвалидности при таких её масштабах и неблагоприятной направленности соответствующих процессов. С принятием в 1995 г. Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" законодательство в этой области стало наиболее продвинутой частью отечественного социального права. Закон принципиально по-новому определил цель государственной политики в области социальной защиты инвалидов: обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Этот Закон устранял две крупные социальные деформации, сложившиеся в дореформенный период. Во-первых, в определении самого феномена инвалидности. Если до 1995 г. основанием для установления группы инвалидности служило стойкое нарушение трудоспособности, то с принятием данного Закона стала предусматриваться оценка не только этой способности, но и состояние всех других сфер жизнедеятельности человека. Основания для признания гражданина инвалидом:
Тем самым новый Закон вобрал в себя самые прогрессивные правовые нормы зарубежных стран и международных документов, и в этом смысле законодательство России было максимально приближено к международным стандартам. Мировое сообщество выработало критерии, посредством которых оценивается политика государств в отношении инвалидов:
В оценке численности инвалидов в России однозначной статистики нет. Тому есть две причины. Первая проистекает из самой российской статистики, которая фиксирует не численность инвалидов как лиц с нарушением здоровья, а численность получателей социальных пособий по инвалидности, что отнюдь не одно и то же. Вторая причина связана с социальными стратегиями самих инвалидов. Поскольку размеры пенсии по инвалидности были меньше пенсий по старости, значительная часть инвалидов старалась выработать необходимый трудовой стаж и по достижении пенсионного возраста переходила на пенсию по старости, тем самым уклоняясь от регистрации своей инвалидности. В середине 90-х гг. вопрос о численности инвалидов и реальных размерах инвалидности приобрёл политическое звучание. Однако инвалидность - понятие неоднозначное. Критерии инвалидности меняются в зависимости от социальной зрелости общества, прогресса здравоохранения и медицины, в том числе возможностей диагностики заболеваний, особенно на их ранних стадиях. Меняется и привлекательность этого статуса в зависимости от социально-экономического контекста. Словом, инвалидность представляет собой социально регулируемое явление, причём регулируемое как прямо (через определение инвалидности, её критериев, через процедуры её установления и т. п.), так и косвенно, например, через "бонусы" (льготы, их реальное экономическое содержание, влияние на социальное положение группы и т. д.). Так, в 90-е гг. в России всплеск инвалидности произошёл в результате ревизии её определения. Изменение норм закона (прежде всего ослабление ограничений на занятость, рост числа льгот, право выбирать тип пенсии и пр.), безусловно, стимулировало выход "скрытой инвалидности" из тени. Реальных причин для роста инвалидности в 1995 г. (заболеваемость, травматизм) не было. Главным фактором послужило изменение социальной поддержки инвалидов. В законе 1990 г. "О государственных пенсиях в Российской Федерации" инвалидность определялась как нарушение здоровья человека со стойким расстройством функций организма, приводящее к полной или частичной потере профессиональной трудоспособности или существенным затруднениям в жизни. Предусматривались критерии деления инвалидности на три группы. Закон 1995 г. "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" именует инвалидом лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - это полная или частичная утрата способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать своё поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. Как видим, в данном Законе понятие инвалида и, следовательно, инвалидности более широкое, и трудовому критерию не придаётся первостепенного значения. В соответствии с Методическими указаниями по определению причин инвалидности (1986 г.) МСЭК устанавливает следующие причины инвалидности:
Критерием для определения первой группы инвалидности является такое нарушение здоровья со стойким, значительно выраженным расстройством функций организма, которое приводит к резко выраженному ограничению хотя бы одной из следующих категорий жизнедеятельности: способности к самообслуживанию либо передвижению, ориентации, общению, контролю над своим поведением. При этом вопрос о степени способности к трудовой деятельности даже не ставится. Среди критериев ограничения жизнедеятельности, при которых устанавливается вторая группа инвалидности, называется ограничение способности к трудовой деятельности третьей либо второй степени. Третья степень ограничения способности к трудовой деятельности свидетельствует вообще о неспособности к трудовой деятельности. Вторая степень - способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных средств и / или специально оборудованного рабочего места с помощью других лиц. Среди нескольких категорий ограничения жизнедеятельности, дающих основание для определения третьей группы инвалидности, значится ограничение способности к трудовой деятельности первой степени. Под ней понимается способность к выполнению трудовой деятельности при условии снижения квалификации или уменьшения объёма производственной деятельности, невозможность выполнения работы по своей профессии. Таким образом, при установлении инвалидности степень ограничения трудоспособности оценивается в комплексе других ограничений жизнедеятельности, а при определении первой группы вообще не принимается во внимание. В соответствии с новыми пенсионными законами, вступившими в силу с 01.01.2002 г., "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" вводится иное, чем прежде, понятие инвалидности, дающей право на пенсию. Законодатель требует при установлении инвалидности определять наличие ограничения способности к трудовой деятельности III, II либо I степени по медицинским показателям (п. 1 ст.8 Закона о трудовых пенсиях; п.1 ст. 9, п.3 ст. 10, п.2 ст. 15 Закона о государственном обеспечении). Группа инвалидности с 1 января 2004 г. утрачивает своё значение. Таким образом, законодатель предложил новое, более узкое определение инвалидности (по степени ограничения трудоспособности) для цели пенсионного обеспечения. Для целей социальной защиты понятие тяжести инвалидности сохраняет прежний, более широкий смысл (по группам инвалидности). В связи с вопросом о группах инвалидности обратимся к советской истории. Постановлением СНК от 8 декабря 1921 г. была введена так называемая "рациональная" классификация инвалидности по шести группам. 1 группа: инвалид не только не способен ни к какой профессиональной работе, но нуждается в посторонней помощи. 2 группа: инвалид не способен ни к какой профессиональной работе, но может обходиться без посторонней помощи. 3 группа: инвалид не способен ни к какой регулярной профессиональной работе, но может в некоторой степени добывать себе средства к существованию случайными и лёгкими работами. 4 группа: инвалид не в состоянии продолжать свою прежнюю профессиональную деятельность, но может перейти на новую профессию, требующую более низкой квалификации. 5 группа: инвалид должен отказаться от прежней профессии, но может найти новую с такой же квалификацией. 6 группа: возможно продолжение прежней профессиональной работы, но только при пониженной продолжительности труда. Данная классификация инвалидности получила наименование "рациональной", потому что вводила определение трудоспособности, исходя из возможности инвалида выполнять какую-либо профессиональную работу или трудиться по своей прежней профессии. Таким образом, утверждался принцип определения тяжести нарушения функций у больного и сопоставления их с требованиями профессионального труда, предъявляемыми к организму работающего. "Рациональность" данной системы состояла в том, что, определяя инвалидность даже у лиц с незначительным снижением трудоспособности (4, 5 и отчасти 6-й группы), она давала, при существующей тогда безработице, возможность получить работу и пользоваться определёнными льготами, предоставляемыми советским государством инвалидам. Право на пенсионное обеспечение имели только инвалиды первых трёх групп. Однако врачебная экспертиза оказалась из-за отсутствия соответствующей научно-методической базы принципиально ущербна. Дальнейшая судьба врачебно-трудовой экспертизы и социальной политики в отношении инвалидов сложилась так, что уже в 1923 г. была введена новая классификация - вместо шести групп стали выделять три. Замена классификации по шести группам проводилась не механически - как ликвидация 4, 5, 6-й групп, которым пенсии не назначались, а благодаря существенному изменению в формулировках групп инвалидности. Это касалось в первую очередь 3-й группы, в которую фактически были включены критерии ликвидированной 4-й группы: возможность работать "по другой профессии со значительным снижением квалификации". Таким образом, перестали признаваться инвалидами лица, фактически сохранившие трудоспособность, а, с другой стороны, лица с ограниченной трудоспособностью стали относиться к 3-й группе, при которой инвалиды получали пенсию. Эта классификация инвалидности по трём группам существует с некоторыми изменениями до настоящего времени. Инвалиды - группа социально уязвимая. Социальная уязвимость инвалидов России отчётливо прослеживается по всем показателям: занятость, уровень образования, денежные доходы, семейное положение (брачность, детность) - они существенно ниже, чем у населения в целом. Ещё одна особенность "социального портрета" российских инвалидов состоит в том, что они тяготеют к большим и сложным домохозяйствам. Можно предположить, что это обусловлено:
Ключевым моментом следует считать и то, что по всем показателям социальное неравенство между инвалидами и остальным населением проявляется особенно ярко в возрасте 20-40 лет. Затем оно ослабевает и у людей старших возрастов исчезает вовсе, а то и оборачивается некоторым преимуществом инвалидов. Социальная дифференциация инвалидности с возрастом ослабевает. В пенсионном возрасте инвалиды и неинвалиды неразличимы ни по социальным характеристикам, ни по смертности. По сравнению с допенсионными возрастами это совершенно другая инвалидность. Между тем инвалиды в возрасте 60-ти лет и старше в настоящее время составляют 38, 3 % от общей численности инвалидов. Несмотря на то, что закон о социальной защите инвалидов провозгласил ряд новых прогрессивных принципов, в соответствии с которыми базовой политической целью должно стать создание среды жизнеобеспечения для инвалидов, его принятие не только не решило проблем, связанных с интеграцией в общество этой социально уязвимой группы, но и в чём-то даже усугубило их. Формально декларируя новые цели и вместе с тем сохраняя прежнюю категориальную систему льгот, абсолютно преобладающая часть которых не связана с природой и последствиями инвалидности, государство на практике не пошло дальше выполнения прямых денежных обязательств перед инвалидами. В результате около 98 % финансовых ресурсов, предназначенных для обеспечения инвалидов, направляется на выплату пенсий, льгот и компенсаций; необходимые ресурсы для реализации главной цели социальной защиты инвалидов отсутствуют. Термин "инвалид" восходит к латинскому корню valid и в буквальном переводе может означать "непригодный", "неполноценный". В Декларации ООН (1975 г.) о правах инвалидов сказано, что "инвалид" - это лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и/или социальной жизни в силу недостатка, будь то врождённого или приобретённого, его или её физических или умственных возможностей". В рекомендациях к реабилитационным программам 44-й сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы (май 1992 г.) инвалидность определяется как ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества. Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) приняты в качестве стандартов для мирового сообщества такие признаки инвалидности:
В России, как уже отмечалось выше, в соответствии с законом "О социальной защите инвалидов" (1995 г.), инвалидом признаётся лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты". Признание лица инвалидом осуществляется государственной службой медико-социальной экспертизы. Медико-социальная экспертиза устанавливает причину и группу инвалидности, степень утраты трудоспособности, определяет виды, объём и сроки проведения их реабилитации и меры социальной защиты, даёт рекомендации по трудовому устройству инвалида. В соответствии с провозглашёнными целями социальной политики в отношении инвалидов в России в 1995 г. утверждена Федеральная комплексная программа "Социальная поддержка инвалидов", состоящая из нескольких федеральных целевых программ:
Всемирная программа действий в отношении инвалидов, принятая ООН в 1982 г., предусматривает следующие направления деятельности:
Правило углубления понимания проблем предусматривает государственные обязательства разрабатывать и поощрять осуществление программ, направленных на углубление понимания инвалидами их прав и возможностей. Углубление понимания проблем должно стать важной частью образовательных программ для детей-инвалидов и программ реабилитации. Правило медицинского обслуживания предписывает принятие мер для разработки программ раннего обнаружения, оценки и лечения дефектов; обеспечение всестороннего участия в таких программах инвалидов и членов их семей на индивидуальной основе, а также организаций инвалидов. В соответствии с правилом занятости государства должны обеспечить инвалидам возможность осуществлять свои права в области занятости, поддерживать включение инвалидов в свободный рынок труда. Правило поддержания доходов и социального обеспечения обязывает государства нести ответственность за предоставление социального обеспечения инвалидам и поддержание их доходов. При оказании помощи государства должны учитывать издержки, которые часто несут инвалиды и их семьи в результате инвалидности, а также обеспечить материальную поддержку и социальную защиту лицам, которые взяли на себя заботу об инвалидах. Правилами в области семейной жизни и свободы личности предусматривается обеспечение возможности инвалидам проживать со своими семьями. Семьи инвалидов должны иметь возможность пользоваться патронажными услугами. Обязанность государства - устранить все неоправданные препятствия для лиц, желающих или усыновить ребёнка-инвалида, или обеспечить уход взрослому инвалиду. Специальные правила направлены на выработку стандартов, обеспечивающих вовлечение инвалидов в культурную жизнь и участие в ней на равной основе. Стандарты предусматривают принятие мер, обеспечивающих инвалидам равные возможности для отдыха и занятий спортом. Такие меры предусматривают оказание поддержки персоналу, осуществляющему организацию отдыха и занятий спортом для инвалидов, а также проекты, предусматривающие разработку методики доступа и участия в этих мероприятиях инвалидов; обеспечение информации и разработку учебных программ; поощрение спортивных организаций, расширяющих возможности для привлечения инвалидов к участию в спортивных мероприятиях. Государства должны поддерживать участие инвалидов в национальных и международных соревнованиях. Стандартные правила предполагают поощрение мер, направленных на обеспечение равного участия инвалидов в религиозной жизни их общин. В области информации и исследований государства обязаны собирать статистические данные об условиях жизни инвалидов. Эти данные должны включать вопросы о программах, услугах и об их использовании. Исследования должны включать анализ причин, видов и масштабов инвалидности, наличия и эффективности существующих программ и необходимости в развитии и оценке служб и мер по оказанию помощи. Информация и знания по вопросам, касающимся инвалидов, должны распространяться среди всех политических и административных органов на национальном, региональном и местном уровнях. Правила определяют требования по разработке политики и планированию мероприятий в интересах инвалидов на национальном, региональном и местном уровнях. На всех этапах принятия решений должны участвовать организации инвалидов. Государства, в соответствии со Стандартными правилами, несут ответственность за создание и укрепление национальных координационных комитетов или аналогичных органов по вопросам, касающимся инвалидов. Правила рекомендуют поощрять и поддерживать создание и укрепление организаций инвалидов. Государства, гласят Стандартные правила, несут ответственность за обеспеченность подготовки персонала, способного разрабатывать, осуществлять разработанные программы и предоставлять услуги, касающиеся инвалидов. Специальные аспекты стандартных правил посвящены ответственности за контроль и оценку выполнения национальных программ и за предоставление услуг, направленных на обеспечение равных возможностей для инвалидов. Таким образом, трансформации в понимании инвалидности и обязательств общества по отношению к инвалидам произошли за последние десятилетия принципиальные. От представления о том, что общество должно поддерживать инвалидов и окружать их заботой и уходом, произошёл переход к признанию приоритета особых нужд инвалидов перед потребностями общества в целом; к пониманию того, что для изменения условий жизни инвалида необходимы изменения в обществе. Вопросы и задания для самоконтроля
Инвалидность — состояние человека, при котором имеются препятствия или ограничения в деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными или психическими отклонениями[2]. Инвалид — человек, у которого возможности его личной и жизнедеятельности в обществе ограничены из-за его физических, умственных, сенсорных или психических отклонений. Установление группы инвалидности (в юридическом и социальном смысле) предполагает определенные особые взаимоотношения с обществом: наличие у инвалида льгот, выплата пенсии по инвалидности, ограничения в работоспособности и дееспособности. Политкоректная форма обозначения инвалида — «человек с ограниченными возможностями здоровья». Дефект или нарушение - любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции, или отклонение от неё; Инвалидность - ограниченность конкретного индивидуума, вытекающая из дефекта или инвалидности, которая препятствует или лишает его возможности выполнять роль, считающуюся для этого индивидуума нормальной в зависимости от возрастных, половых, социальных и культурных факторов; Нетрудоспособность - ограниченность конкретного индивидуума, которая вызвана дефектом или инвалидностью. Общественные организации инвалидов считают, что важно использовать корректную по отношению к инвалидам терминологию: «человек с задержкой в развитии» (а не «слабоумный», «умственно неполноценный»), «перенесший полиомиелит» (а не «жертва полиомиелита»), «использующий инвалидную коляску» (а не «прикованный к инвалидной коляске»), «имеет ДЦП» (а не «страдает ДЦП»), «слабослышащий» (а не «глухонемой»). Эти термины более корректны, так как ослабляют деление на «здоровых» и «больных» и не вызывают жалости или негативных эмоций. Поделитесь с Вашими друзьями: |
zodorov.ru
Е.В. ЕПИФАНОВА ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ» УДК 368.9.06 (075.8) ББК 67.99 (2) 32 Е 67 Епифанова Е.В. Правовые основы медико - социальной экспертизы Учебное пособие.– Краснодар, 2013. - с. Печатается по решению цикловой комиссии отделения «Экономика и право» от « 30 » августа 2012 года (Протокол № 1) Краснодарского архитектурно-строительного техникума. Рецензенты: заведующий отделением «Экономика и права» ФГОУ Краснодарского архитектурно-строительного техникума, заслуженный учитель Кубани Алексеев С.В., преподаватель юридических дисциплин отделения «Экономика и права» ФГОУ Краснодарского архитектурно-строительного техникума Дрокина В.И. Автор - составитель: Епифанова Е.В., кандидат юридических наук, доцент, преподаватель юридических дисциплин отделения «Экономика и права» ФГОУ Краснодарского архитектурно-строительного техникума Учебное пособие предназначено для самостоятельной работы студентов средних специальных учебных заведений, оно содержит материалы по курсу «Правовые основы медико-социальной экспертизы». В него включены тексты действующих нормативных актов, тесты, глоссарий, вопросы для самопроверки знаний. Данное пособие адресовано студентам, обучающимся по специальности «Право и организация социального обеспечения». Оно будет полезным всем, кто интересуется вопросами проведения медико-социальной экспертизы, выдачи больничных листов, установления группы инвалидности и т.д.. ©Епифанова Е.В. Тема: Понятие «инвалид», «инвалидность»: медицинский, правовой и социальный аспект Инвалидность представляет собой социальный феномен, от которого не свободно ни одно общество. Задача цивилизованного общества - сделать всё возможное, чтобы люди с тяжёлыми нарушениями здоровья могли участвовать в экономической и общественной жизни. Это вопрос основных прав человека, обеспечить которые - обязанность общества, государства и законодательства. В немалой степени успех политики в отношении инвалидов зависит от масштабов инвалидности в стране, которые обусловлены множеством факторов: состоянием здоровья нации, уровнем здравоохранения, социально-экономическим развитием, качеством экологической среды, историческим наследием, участием в войнах и вооружённых конфликтах и т. д. В России все перечисленные факторы имеют ярко выраженный негативный вектор, что и предопределяет высокие показатели инвалидности в обществе. В настоящее время численность инвалидов приближается к 10 млн человек (около 7 % населения) и продолжает расти. При сохранении таких темпов России грозит "инвалидизация всей страны", во всяком случае всего её населения пенсионного возраста. Российское государство и общество не могут игнорировать проблему инвалидности при таких её масштабах и неблагоприятной направленности соответствующих процессов. С принятием в 1995 г. Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" законодательство в этой области стало наиболее продвинутой частью отечественного социального права. Закон принципиально по-новому определил цель государственной политики в области социальной защиты инвалидов: обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Этот Закон устранял две крупные социальные деформации, сложившиеся в дореформенный период. Во-первых, в определении самого феномена инвалидности. Если до 1995 г. основанием для установления группы инвалидности служило стойкое нарушение трудоспособности, то с принятием данного Закона стала предусматриваться оценка не только этой способности, но и состояние всех других сфер жизнедеятельности человека. Основания для признания гражданина инвалидом:
Тем самым новый Закон вобрал в себя самые прогрессивные правовые нормы зарубежных стран и международных документов, и в этом смысле законодательство России было максимально приближено к международным стандартам. Мировое сообщество выработало критерии, посредством которых оценивается политика государств в отношении инвалидов:
В оценке численности инвалидов в России однозначной статистики нет. Тому есть две причины. Первая проистекает из самой российской статистики, которая фиксирует не численность инвалидов как лиц с нарушением здоровья, а численность получателей социальных пособий по инвалидности, что отнюдь не одно и то же. Вторая причина связана с социальными стратегиями самих инвалидов. Поскольку размеры пенсии по инвалидности были меньше пенсий по старости, значительная часть инвалидов старалась выработать необходимый трудовой стаж и по достижении пенсионного возраста переходила на пенсию по старости, тем самым уклоняясь от регистрации своей инвалидности. В середине 90-х гг. вопрос о численности инвалидов и реальных размерах инвалидности приобрёл политическое звучание. Однако инвалидность - понятие неоднозначное. Критерии инвалидности меняются в зависимости от социальной зрелости общества, прогресса здравоохранения и медицины, в том числе возможностей диагностики заболеваний, особенно на их ранних стадиях. Меняется и привлекательность этого статуса в зависимости от социально-экономического контекста. Словом, инвалидность представляет собой социально регулируемое явление, причём регулируемое как прямо (через определение инвалидности, её критериев, через процедуры её установления и т. п.), так и косвенно, например, через "бонусы" (льготы, их реальное экономическое содержание, влияние на социальное положение группы и т. д.). Так, в 90-е гг. в России всплеск инвалидности произошёл в результате ревизии её определения. Изменение норм закона (прежде всего ослабление ограничений на занятость, рост числа льгот, право выбирать тип пенсии и пр.), безусловно, стимулировало выход "скрытой инвалидности" из тени. Реальных причин для роста инвалидности в 1995 г. (заболеваемость, травматизм) не было. Главным фактором послужило изменение социальной поддержки инвалидов. В законе 1990 г. "О государственных пенсиях в Российской Федерации" инвалидность определялась как нарушение здоровья человека со стойким расстройством функций организма, приводящее к полной или частичной потере профессиональной трудоспособности или существенным затруднениям в жизни. Предусматривались критерии деления инвалидности на три группы. Закон 1995 г. "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" именует инвалидом лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - это полная или частичная утрата способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать своё поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. Как видим, в данном Законе понятие инвалида и, следовательно, инвалидности более широкое, и трудовому критерию не придаётся первостепенного значения. В соответствии с Методическими указаниями по определению причин инвалидности (1986 г.) МСЭК устанавливает следующие причины инвалидности:
Критерием для определения первой группы инвалидности является такое нарушение здоровья со стойким, значительно выраженным расстройством функций организма, которое приводит к резко выраженному ограничению хотя бы одной из следующих категорий жизнедеятельности: способности к самообслуживанию либо передвижению, ориентации, общению, контролю над своим поведением. При этом вопрос о степени способности к трудовой деятельности даже не ставится. Среди критериев ограничения жизнедеятельности, при которых устанавливается вторая группа инвалидности, называется ограничение способности к трудовой деятельности третьей либо второй степени. Третья степень ограничения способности к трудовой деятельности свидетельствует вообще о неспособности к трудовой деятельности. Вторая степень - способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных средств и / или специально оборудованного рабочего места с помощью других лиц. Среди нескольких категорий ограничения жизнедеятельности, дающих основание для определения третьей группы инвалидности, значится ограничение способности к трудовой деятельности первой степени. Под ней понимается способность к выполнению трудовой деятельности при условии снижения квалификации или уменьшения объёма производственной деятельности, невозможность выполнения работы по своей профессии. Таким образом, при установлении инвалидности степень ограничения трудоспособности оценивается в комплексе других ограничений жизнедеятельности, а при определении первой группы вообще не принимается во внимание. В соответствии с новыми пенсионными законами, вступившими в силу с 01.01.2002 г., "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" вводится иное, чем прежде, понятие инвалидности, дающей право на пенсию. Законодатель требует при установлении инвалидности определять наличие ограничения способности к трудовой деятельности III, II либо I степени по медицинским показателям (п. 1 ст.8 Закона о трудовых пенсиях; п.1 ст. 9, п.3 ст. 10, п.2 ст. 15 Закона о государственном обеспечении). Группа инвалидности с 1 января 2004 г. утрачивает своё значение. Таким образом, законодатель предложил новое, более узкое определение инвалидности (по степени ограничения трудоспособности) для цели пенсионного обеспечения. Для целей социальной защиты понятие тяжести инвалидности сохраняет прежний, более широкий смысл (по группам инвалидности). В связи с вопросом о группах инвалидности обратимся к советской истории. Постановлением СНК от 8 декабря 1921 г. была введена так называемая "рациональная" классификация инвалидности по шести группам. 1 группа: инвалид не только не способен ни к какой профессиональной работе, но нуждается в посторонней помощи. 2 группа: инвалид не способен ни к какой профессиональной работе, но может обходиться без посторонней помощи. 3 группа: инвалид не способен ни к какой регулярной профессиональной работе, но может в некоторой степени добывать себе средства к существованию случайными и лёгкими работами. 4 группа: инвалид не в состоянии продолжать свою прежнюю профессиональную деятельность, но может перейти на новую профессию, требующую более низкой квалификации. 5 группа: инвалид должен отказаться от прежней профессии, но может найти новую с такой же квалификацией. 6 группа: возможно продолжение прежней профессиональной работы, но только при пониженной продолжительности труда. Данная классификация инвалидности получила наименование "рациональной", потому что вводила определение трудоспособности, исходя из возможности инвалида выполнять какую-либо профессиональную работу или трудиться по своей прежней профессии. Таким образом, утверждался принцип определения тяжести нарушения функций у больного и сопоставления их с требованиями профессионального труда, предъявляемыми к организму работающего. "Рациональность" данной системы состояла в том, что, определяя инвалидность даже у лиц с незначительным снижением трудоспособности (4, 5 и отчасти 6-й группы), она давала, при существующей тогда безработице, возможность получить работу и пользоваться определёнными льготами, предоставляемыми советским государством инвалидам. Право на пенсионное обеспечение имели только инвалиды первых трёх групп. Однако врачебная экспертиза оказалась из-за отсутствия соответствующей научно-методической базы принципиально ущербна. Дальнейшая судьба врачебно-трудовой экспертизы и социальной политики в отношении инвалидов сложилась так, что уже в 1923 г. была введена новая классификация - вместо шести групп стали выделять три. Замена классификации по шести группам проводилась не механически - как ликвидация 4, 5, 6-й групп, которым пенсии не назначались, а благодаря существенному изменению в формулировках групп инвалидности. Это касалось в первую очередь 3-й группы, в которую фактически были включены критерии ликвидированной 4-й группы: возможность работать "по другой профессии со значительным снижением квалификации". Таким образом, перестали признаваться инвалидами лица, фактически сохранившие трудоспособность, а, с другой стороны, лица с ограниченной трудоспособностью стали относиться к 3-й группе, при которой инвалиды получали пенсию. Эта классификация инвалидности по трём группам существует с некоторыми изменениями до настоящего времени. Инвалиды - группа социально уязвимая. Социальная уязвимость инвалидов России отчётливо прослеживается по всем показателям: занятость, уровень образования, денежные доходы, семейное положение (брачность, детность) - они существенно ниже, чем у населения в целом. Ещё одна особенность "социального портрета" российских инвалидов состоит в том, что они тяготеют к большим и сложным домохозяйствам. Можно предположить, что это обусловлено:
Ключевым моментом следует считать и то, что по всем показателям социальное неравенство между инвалидами и остальным населением проявляется особенно ярко в возрасте 20-40 лет. Затем оно ослабевает и у людей старших возрастов исчезает вовсе, а то и оборачивается некоторым преимуществом инвалидов. Социальная дифференциация инвалидности с возрастом ослабевает. В пенсионном возрасте инвалиды и неинвалиды неразличимы ни по социальным характеристикам, ни по смертности. По сравнению с допенсионными возрастами это совершенно другая инвалидность. Между тем инвалиды в возрасте 60-ти лет и старше в настоящее время составляют 38, 3 % от общей численности инвалидов. Несмотря на то, что закон о социальной защите инвалидов провозгласил ряд новых прогрессивных принципов, в соответствии с которыми базовой политической целью должно стать создание среды жизнеобеспечения для инвалидов, его принятие не только не решило проблем, связанных с интеграцией в общество этой социально уязвимой группы, но и в чём-то даже усугубило их. Формально декларируя новые цели и вместе с тем сохраняя прежнюю категориальную систему льгот, абсолютно преобладающая часть которых не связана с природой и последствиями инвалидности, государство на практике не пошло дальше выполнения прямых денежных обязательств перед инвалидами. В результате около 98 % финансовых ресурсов, предназначенных для обеспечения инвалидов, направляется на выплату пенсий, льгот и компенсаций; необходимые ресурсы для реализации главной цели социальной защиты инвалидов отсутствуют. Термин "инвалид" восходит к латинскому корню valid и в буквальном переводе может означать "непригодный", "неполноценный". В Декларации ООН (1975 г.) о правах инвалидов сказано, что "инвалид" - это лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и/или социальной жизни в силу недостатка, будь то врождённого или приобретённого, его или её физических или умственных возможностей". В рекомендациях к реабилитационным программам 44-й сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы (май 1992 г.) инвалидность определяется как ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества. Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) приняты в качестве стандартов для мирового сообщества такие признаки инвалидности:
В России, как уже отмечалось выше, в соответствии с законом "О социальной защите инвалидов" (1995 г.), инвалидом признаётся лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты". Признание лица инвалидом осуществляется государственной службой медико-социальной экспертизы. Медико-социальная экспертиза устанавливает причину и группу инвалидности, степень утраты трудоспособности, определяет виды, объём и сроки проведения их реабилитации и меры социальной защиты, даёт рекомендации по трудовому устройству инвалида. В соответствии с провозглашёнными целями социальной политики в отношении инвалидов в России в 1995 г. утверждена Федеральная комплексная программа "Социальная поддержка инвалидов", состоящая из нескольких федеральных целевых программ:
Всемирная программа действий в отношении инвалидов, принятая ООН в 1982 г., предусматривает следующие направления деятельности:
Правило углубления понимания проблем предусматривает государственные обязательства разрабатывать и поощрять осуществление программ, направленных на углубление понимания инвалидами их прав и возможностей. Углубление понимания проблем должно стать важной частью образовательных программ для детей-инвалидов и программ реабилитации. Правило медицинского обслуживания предписывает принятие мер для разработки программ раннего обнаружения, оценки и лечения дефектов; обеспечение всестороннего участия в таких программах инвалидов и членов их семей на индивидуальной основе, а также организаций инвалидов. В соответствии с правилом занятости государства должны обеспечить инвалидам возможность осуществлять свои права в области занятости, поддерживать включение инвалидов в свободный рынок труда. Правило поддержания доходов и социального обеспечения обязывает государства нести ответственность за предоставление социального обеспечения инвалидам и поддержание их доходов. При оказании помощи государства должны учитывать издержки, которые часто несут инвалиды и их семьи в результате инвалидности, а также обеспечить материальную поддержку и социальную защиту лицам, которые взяли на себя заботу об инвалидах. Правилами в области семейной жизни и свободы личности предусматривается обеспечение возможности инвалидам проживать со своими семьями. Семьи инвалидов должны иметь возможность пользоваться патронажными услугами. Обязанность государства - устранить все неоправданные препятствия для лиц, желающих или усыновить ребёнка-инвалида, или обеспечить уход взрослому инвалиду. Специальные правила направлены на выработку стандартов, обеспечивающих вовлечение инвалидов в культурную жизнь и участие в ней на равной основе. Стандарты предусматривают принятие мер, обеспечивающих инвалидам равные возможности для отдыха и занятий спортом. Такие меры предусматривают оказание поддержки персоналу, осуществляющему организацию отдыха и занятий спортом для инвалидов, а также проекты, предусматривающие разработку методики доступа и участия в этих мероприятиях инвалидов; обеспечение информации и разработку учебных программ; поощрение спортивных организаций, расширяющих возможности для привлечения инвалидов к участию в спортивных мероприятиях. Государства должны поддерживать участие инвалидов в национальных и международных соревнованиях. Стандартные правила предполагают поощрение мер, направленных на обеспечение равного участия инвалидов в религиозной жизни их общин. В области информации и исследований государства обязаны собирать статистические данные об условиях жизни инвалидов. Эти данные должны включать вопросы о программах, услугах и об их использовании. Исследования должны включать анализ причин, видов и масштабов инвалидности, наличия и эффективности существующих программ и необходимости в развитии и оценке служб и мер по оказанию помощи. Информация и знания по вопросам, касающимся инвалидов, должны распространяться среди всех политических и административных органов на национальном, региональном и местном уровнях. Правила определяют требования по разработке политики и планированию мероприятий в интересах инвалидов на национальном, региональном и местном уровнях. На всех этапах принятия решений должны участвовать организации инвалидов. Государства, в соответствии со Стандартными правилами, несут ответственность за создание и укрепление национальных координационных комитетов или аналогичных органов по вопросам, касающимся инвалидов. Правила рекомендуют поощрять и поддерживать создание и укрепление организаций инвалидов. Государства, гласят Стандартные правила, несут ответственность за обеспеченность подготовки персонала, способного разрабатывать, осуществлять разработанные программы и предоставлять услуги, касающиеся инвалидов. Специальные аспекты стандартных правил посвящены ответственности за контроль и оценку выполнения национальных программ и за предоставление услуг, направленных на обеспечение равных возможностей для инвалидов. Таким образом, трансформации в понимании инвалидности и обязательств общества по отношению к инвалидам произошли за последние десятилетия принципиальные. От представления о том, что общество должно поддерживать инвалидов и окружать их заботой и уходом, произошёл переход к признанию приоритета особых нужд инвалидов перед потребностями общества в целом; к пониманию того, что для изменения условий жизни инвалида необходимы изменения в обществе. Вопросы и задания для самоконтроля
Инвалидность — состояние человека, при котором имеются препятствия или ограничения в деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными или психическими отклонениями[2]. Инвалид — человек, у которого возможности его личной и жизнедеятельности в обществе ограничены из-за его физических, умственных, сенсорных или психических отклонений. Установление группы инвалидности (в юридическом и социальном смысле) предполагает определенные особые взаимоотношения с обществом: наличие у инвалида льгот, выплата пенсии по инвалидности, ограничения в работоспособности и дееспособности. Политкоректная форма обозначения инвалида — «человек с ограниченными возможностями здоровья». Дефект или нарушение - любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции, или отклонение от неё; Инвалидность - ограниченность конкретного индивидуума, вытекающая из дефекта или инвалидности, которая препятствует или лишает его возможности выполнять роль, считающуюся для этого индивидуума нормальной в зависимости от возрастных, половых, социальных и культурных факторов; Нетрудоспособность - ограниченность конкретного индивидуума, которая вызвана дефектом или инвалидностью. Общественные организации инвалидов считают, что важно использовать корректную по отношению к инвалидам терминологию: «человек с задержкой в развитии» (а не «слабоумный», «умственно неполноценный»), «перенесший полиомиелит» (а не «жертва полиомиелита»), «использующий инвалидную коляску» (а не «прикованный к инвалидной коляске»), «имеет ДЦП» (а не «страдает ДЦП»), «слабослышащий» (а не «глухонемой»). Эти термины более корректны, так как ослабляют деление на «здоровых» и «больных» и не вызывают жалости или негативных эмоций. Поделитесь с Вашими друзьями: |
dogmon.org
1.2 Особенности самостоятельной работы студентов в среднем профессиональном образовании. Процесс организации самостоятельной работы студентов в среднем профессиональном образовании
Похожие главы из других работ:
Виды самостоятельных работ в обучении математике и методика их проведения
I. Теоретические основы самостоятельной работы в школьном образовании
...
Дифференцированные самостоятельные работы как средство повышения самостоятельности студентов автотранспортного техникума
1.2 Сущность самостоятельной работы студентов
...
Методика написания курсовой работы
1. Выполнение курсовых работ как форма организации самостоятельной работы студентов
В университетах, педагогических, экономических и некоторых других высших учебных заведениях студенты выполняют курсовые работы учебно-исследовательского характера. Название их указывает на то...
Мотивация самостоятельной работы студентов
Приемы для активизации самостоятельной работы студентов
Выбор приемов для активизации самостоятельной работы студентов зависит как от профессиональных, так и от личностных качеств преподавателя. Преподаватель должен не только в совершенстве владеть знаниями по методической организации занятия...
Организация самостоятельной работы студентов
1.2 Определение и структура самостоятельной работы студентов
Конец XX в. ознаменовался появлением и обоснованием открытой гуманистической парадигмы образования, представленной в отечественном образовательном процессе личностно-ориентированным подходом. Как отмечает А. В. Жуков, особенности изменений...
Организация самостоятельной работы студентов в условиях модернизации высшего образования
1.2 Определение и структура самостоятельной работы студентов
самостоятельный работа студент образование Конец XX в. ознаменовался появлением и обоснованием открытой гуманистической парадигмы образования, представленной в отечественном образовательном процессе личностно-ориентированным подходом...
Основы рациональной организации самостоятельной работы студента
1.1 Роль самостоятельной работы студентов в образовательном процессе
Специфической особенностью заочного обучения в вузе является преобладающий характер самостоятельной работы. Государственные образовательные стандарты предполагают...
Основы рациональной организации самостоятельной работы студента
1.2 Виды и формы самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа реализуется в следующих формах: 1. Непосредственно в процессе аудиторных занятий (на лекциях, практических и семинарских занятиях...
Основы рациональной организации самостоятельной работы студента
1.3 Планирование самостоятельной работы студентов
Из вышесказанного следует, что СРС составляет важную основу современного высшего образования и является одним из основных методов освоения учебных дисциплин, овладения навыками профессиональной и научно-исследовательской деятельности...
Процесс организации самостоятельной работы студентов в среднем профессиональном образовании
Глава 1. Теоретические основы организации самостоятельной работы студентов среднем профессиональном образовании
...
Роль самостоятельной работы студентов в образовательном процессе
1.1 Роль самостоятельной работы студентов в образовательном процессе
Основная задача высшего образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности...
Роль самостоятельной работы студентов в образовательном процессе
1.3 Мотивации самостоятельной работы студентов
Активная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор - подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности. Рассмотрим внутренние факторы...
Роль самостоятельной работы студентов в образовательном процессе
1.5 Роль самостоятельной работы студентов в образовательном процессе
Самостоятельная работа, это - плановая деятельность учащихся по поручению и под методическим руководством преподавателя. Самостоятельная работа предполагает не только освоения курса дисциплины...
Роль самостоятельной работы студентов в образовательном процессе
2. Практическое и организация самостоятельной работы студентов
...
Роль самостоятельной работы студентов в образовательном процессе
2.3 Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов
Приступая к изучению конкретной дисциплины, студент должен внимательно ознакомиться с методическими рекомендациями студенту по освоению учебной дисциплины, требованиями программы по данному курсу. Методическими материалами...
ped.bobrodobro.ru
Срс 3. Прогнозирование на основе среднего абсолютного прироста
На платформе «MOODLE» найдите дисциплину «Биостатистика» и задание по СРС 3 согласно своему варианту.После его выполнения введите ответы. Задание должно быть выполнено в течение срока изучения РАЗДЕЛА 4.
Раздел 5. Практическое занятие 6. Дисперсионный анализ. Метод однофакторного дисперсионного анализа.
Вопросы к теме
Понятие корреляции, линейная и нелинейная корреляция
Коэффициент корреляции, пределы коэффициента корреляции, прямая и обратная корреляция
Сильная, средняя и слабая корреляция, прямопропорциональная зависимость.
Параметрический и непараметрический коэффициенты корреляции. Условия применения.
Регрессия, линейная регрессия, уравнение линейной регрессии
Нахождение коэффициентов уравнения линейной регрессии
Практическое значение регрессионного анализа
Понятие случайной величины
Основные характеристики случайной величины
Дисперсия, интерпретация дисперсии, формула вычисления дисперсии
Чтобы оценить влияние многоуровневого фактора на какой-то признак, необходимо вычислить отношение межгрупповой дисперсии к внутригрупповой дисперсии
Межгрупповая дисперсия вносится изучаемым фактором
Внутригрупповая дисперсия вносится какими-то другими (неучтенными) факторами
Внутригрупповая дисперсия
Где - дисперсия показателя в каждой изkгрупп
Межгрупповая дисперсия вычисляется по средним значениям в группах
ni–количество объектов в i–той группе
- общая средняя
Выдвигаем Н(0) – фактор не влияет на изучаемый признак
Задаемся уровнем значимости α
Вычисляем критерий Фишера
k – число групп, n-общее количество объектов обследования
Если вычисленное значение критерия Фишера меньше критического, то Н(0) принимается и делается вывод, что фактор не влияет на исследуемый показатель.
В противном случае принимается Н(1)
Пример решения задачи
Задача. В табл. приведены данные по сравнению k = 4 разных рационов кормления на увеличение привеса животных у (в условных единицах). Эксперимент был полностью рандомизирован, каждый рацион испытывался на пiособях, выбранных в случайном порядке из группы 23 животных. Проверить нулевую гипотезу о том, что исследуемые рационы не отличаются по своему действию (вызываемому привесу животных).
Рацион | овощи | мясо | макароны | обычн. | k= | |
№ живот. | Вес животных | |||||
1 | 12 | 15 | 34 | 26 | ||
2 | 9 | 16 | 31 | 25 | ||
3 | 15 | 15 | 22 | 32 | ||
4 | 13 | 9 | 25 | 29 | ||
5 | 11 | 13 | 26 | 30 | ||
6 | 12 | 27 | ||||
7 | 18 | |||||
ni | n= | |||||
Σ= |
D | F | f | Fкрит | |
Межгрупповая дисп. | ||||
Внутригрупповая дисп |
Принимаем
Контрольные задания к разделу 5:
Провести однофакторный дисперсионный анализ. Оценить силу влияния изучаемого фактора на уровне значимостиа = 0,05. Построить график изменения групповых средних в зависимости от уровня фактора. Сформулировать выводы.
Вариант1. Изменение диуреза (проба Зимницкого) от времени суток.
№ пациента | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Диурез (мл) | |||||
9 час | 180 | 180 | 170 | 180 | 170 |
12 час | 205 | 220 | 180 | 200 | 190 |
Вариант 2. Изменения содержания лимфоцитов у детей в % в зависимости от возраста.
№ пациента | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Содержание лимфоцитов % | ||||||
от 1 до 3 лет | 53 | 49,5 | 49,7 | 51,8 | 51,1 | 49,6 |
от 3 до 5 лет | 44 | 46 | 45,5 | 47,2 | 44,9 | 48 |
Вариант 3. Содержание гемоглобина (г/л) в крови в зависимости
от пола.
Мужчины | 156,5 | 150,1 | 158,4 | 144,3 | 148,5 | 155,5 | 149,8 | 153,7 |
Женщины | 137,7 | 128,6 | 131,5 | 135,9 | 136,1 | 129,6 | 133,6 | 135,8 |
Вариант 4. Зависимость амплитуды электромиограммы (ЭМГ) от протяженности дефекта зубного ряда жевательных мышц.
№ пациента | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Амплитуда ЭЭГ , мВ | ||||||||
Дефект 1 пары | 225 | 215 | 234 | 226 | 231 | 218 | 235 | 211 |
Дефект 2 пар | 195 | 190 | 170 | 182 | 185 | 181 | 179 | 172 |
Вариант 5. Зависимость индекса гингивита (РМА) от степени тяжести пародонтита при лечении 3% ортофеновой мазью.
№ пациента | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Индекс гингивита | ||||||||||
Средняя степень | 35,6 | 30,2 | 34,1 | 27,9 | 28,6 | 25,4 | 27,8 | 31,9 | 32,2 | 32,7 |
Тяжелая степень | 53,8 | 52,1 | 39,7 | 58,6 | 48,6 | 50,5 | 43,8 | 59,3 | 57,1 | 56,9 |
Вариант 6. Удобрения для комнатных растений фасуются в пакеты весом по 0,5 кг. Они были распределены по двум различным условиям хранения. После хранения в течение одной недели определялось содержание влаги в продукте, хранящемся в каждом пакете. Влияют ли условия хранения на содержание влаги?
Условия хранения | Содержание влаги, % |
1 | 10,1 7,3 5,6 6,2 8,4 8,1 8,0 7,6 5,3 7,2 |
2 | 11,7 12,2 11,8 7,8 8,9 9,9 12,4 11,0 10,3 13,8 10,5 9,8 9,1 |
Вариант 7. Сроки госпитализации в зависимости от тяжести состояния пациента при поступлении.
№ пациента | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Тяжесть состояния при поступлении | Срок госпитализации (дни) | |||||
средняя | 58 | 110 | 64 | 78 | 115 | 64 |
тяжелая | 96 | 112 | 120 | 100 | 98 | 100 |
Вариант 8. Влияние суточного потребления белка на белковый обмен (по содержанию общего азота в моче)
№ пациента | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Суточное потребление белка | Содержание общего азота в моче (г/сут) | |||||
95-124 г | 16 | 18 | 29 | 22 | 15 | 20 |
125-155 г | 28 | 23 | 23 | 30 | 29 | 25 |
Вариант 9. Изменяется ли в течение суток количество сцеженного и высосанного молока у кормящих матерей, страдающих гиполактией
№ пациента | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Час кормления | Количество молока (мл) | ||||
6 ч. | 100 | 141 | 147 | 126 | 133 |
18 ч. | 111 | 84 | 83 | 96 | 83 |
Вариант 10. Зависимость содержания гемоглобина от места проживания
№ пациента | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Содержание гемоглобина,г/л | ||||||||||
1 район | 93 | 127 | 163 | 106 | 146 | 142 | 140 | 115 | 158 | 160 |
2 район | 132 | 108 | 115 | 125 | 80 | 102 | 89 | 161 | 124 | - |
Вариант 11. Зависимость содержания эритроцитов от места проживания
№ пациента | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Содержание эритроцитов *1012/л | ||||||||||||
1 район | 4,15 | 3,6 | 3,2 | 5,6 | 2,8 | 1,6 | 3,6 | 3,6 | 5,1 | 4,8 | - | - |
2 район | 5,1 | 2,1 | 3 | 3,6 | 2,3 | 2,5 | 3,4 | 3,6 | 4,9 | 2,7 | 3,2 | 1,2 |
studfiles.net
1.1 Самостоятельная работа студентов: понятия и основные виды. Процесс организации самостоятельной работы студентов в среднем профессиональном образовании
Похожие главы из других работ:
Анализ и самоанализ педагогической деятельности в процессе обучения технологии
1.1.Основные понятия и виды педагогической деятельности
Обратимся к анализу понятий «человеческая деятельность» и «педагогическая деятельность». Под «деятельностью» понимается активность индивида (субъекта), направленная на изменение мира...
Значение профессиональной деятельности педагога
3. Составить сравнительную таблицу «Основные виды профессионально-педагогической деятельности: воспитательная работа - преподавание»
Воспитательная работа Преподавание Понятие это педагогическая деятельность...
Организация самостоятельной работы студентов
ГЛАВА 1. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ В СОВРЕМЕННОй СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВНИЯ
...
Организация самостоятельной работы студентов
1.1 Самостоятельная работа студентов в современных условиях развития высшего профессионального образования и ее значение в формировании специалиста
Острая необходимость пересмотреть содержание и подходы к высшему профессиональному образованию назрела уже в 90-гг. XX в. Традиционная образовательная парадигма перестала соответствовать требования рынка, времени...
Организация самостоятельной работы студентов в условиях модернизации высшего образования
ГЛАВА 1. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ В СОВРЕМЕННОИ СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВНИЯ
...
Организация самостоятельной работы студентов в условиях модернизации высшего образования
1.1 Самостоятельная работа студентов в современных условиях развития высшего профессионального образования и ее значение в формировании специалиста
Острая необходимость пересмотреть содержание и подходы к высшему профессиональному образованию назрела уже в 90-гг. XX в. Традиционная образовательная парадигма перестала соответствовать требования рынка, времени...
Организация самостоятельной работы учащихся на уроках технологии
1.1 Сущность понятия «самостоятельная работа учащихся» как педагогического явления
В теоретическом анализе исследования процесса организации самостоятельной работы учащихся важно выделить сущность понятия самостоятельной работы учащихся на уроке как педагогического явления...
Основы рациональной организации самостоятельной работы студента
1. Самостоятельная работа студентов-заочников как важный компонент современного вузовского обучения
...
Педагогические условия для творческого развития личности
1.1 Способности и одаренность: основные понятия и виды
Анализ проблемы развития способностей и одаренности во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в эти понятия. В практике и научной литературе нет однозначного определения термина...
Педагогические условия организации самостоятельной работы учащихся
1. Анализ подходов к определению понятия «самостоятельная работа»
Изучение вопроса самостоятельности началось еще в древности. Аристосен, Сократ, Платон, Аристотель глубоко и всесторонне обосновали в своих трудах значимость добровольного, активного и самостоятельного овладения ребенком знаниями...
Развитие навыков самостоятельной работы младших школьников в процессе исследовательской деятельности
1.1 Определение сущности понятия самостоятельная работа в психолого-педагогических исследованиях
Основополагающим требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить...
Развитие умений диалогической речи в малых группах на уроках английского языка в 8 классе основной общеобразовательной школы
2.1 Основные понятия групповой и фронтальной работы на уроке. Виды групп
Форма работы - это специальная конструкция процесса обучения, характер этой конструкции обусловлен содержанием процесса обучения, методами, приемами, средствами, видами деятельности учащихся...
Роль самостоятельной работы студентов в образовательном процессе
1. Самостоятельная работа студентов
...
Роль самостоятельной работы учащихся при формировании у них навыков табличного умножения и соответствующих случаев деления на уроках математики
1.3 Самостоятельная работа и её виды
На сегодняшний день нет необходимости убеждать преподавателей в важности разработки и внедрения в педагогическую практику более совершенных методик обучения, обеспечивающих повышение качества учебного процесса...
Управление самостоятельной работой студентов-дипломников и вопросы антропологической собственности
I. Самостоятельная работа студентов-дипломников - вопросы антропологической собственности
Философы говорят, каковы ценности, таковы общество и личность. На этапе социальной трансформации происходят существенные изменения в сфере труда, собственности, власти, информации, знаний и образования...
ped.bobrodobro.ru
Методические указания по выполнению срс
В ходе изучения дисциплины применяется такая форма учебного процесса как самостоятельная работа студентов.
Самостоятельная работа – это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Роль преподавателя при этом заключается в планировании, организации и контроле самостоятельной работы студентов, в обучении их методы самостоятельного изучения теоретических вопросов.
Ориентируясь на четыре компонента содержания образования – знания, умение решать традиционные задачи, опыт творческой деятельности, - целесообразно для дисциплины произвести тщательный отбор фундаментального ядра знаний и специальных задач, выделить в этом материале круг проблем для самостоятельной работы.
При разработке заданий для СРС необходимо выполнять следующие требования:
отбор и изложение материала должны обеспечивать достижение целей, изложенных в квалификационной характеристике, и понимание прикладного значения данной дисциплины для своей профессии;
материал заданий должен быть систематизирован, осознаваем и служить средством выработки компетенций;
при составлении заданий следует формулировать их содержание в контексте специальности.
Основными видами самостоятельной работы являются: работа с печатными источниками (конспектом, книгой, документами), работа с компьютерными автоматизированными курсами обучения, прикладными программами MS Office.
Самостоятельная работа студента является подтверждением накопления определённого уровня знаний на основе базовых знаний студента полученных на лекциях. Темы СРС подобраны таким образом, чтобы максимально мобилизовать студента на получение наибольшего объёма знаний по основополагающим темам курса.
Выполнение СРС должно стать итогом освоения теоретического материала и формой проверки и самопроверки осмысленности и глубины знаний, поскольку вопросы СРС являются дополнительным звеном, расширяющим знания по теме. При выполнении СРС студенту необходимо обратить внимание на следующие моменты:
четко уяснить смысл задания, что предполагает хорошее владение материалом по данной теме;
работа должна быть выполнена самостоятельно, т.е. её качество будет зависеть от того, насколько студент владеет материалом и может свободно передать его «своими словами». Недопустимы плагиат и списывание, что говорит о полной неподготовленности студента, о не усвоении данной темы, в этом случае студент получает оценку «неудовлетворительно»
в случае неудачного выполнения СРС по какой-либо теме студент имеет возможность выполнить в установленный срок второй вариант СРС по этой же теме, но оценка данного варианта произойдет с понижающим коэффициентом.
работа по СРС выполняется письменно (электронный вариант) по каждой отдельной теме, сдаётся в установленный срок и оформляется надлежащим образом: обязательно указывается тема СРС, а также вопросы, которые необходимо раскрыть, затем ответы на поставленные вопросы.
своевременная сдача СРС является показателем успешного освоения материала по изучаемому предмету.
studfiles.net