Метод кейсов. Википедия кейс
Метод кейсов — Википедия
Метод кейсов (англ. Case method, кейс-метод, метод конкретных ситуаций, метод ситуационного анализа) — техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций. Обучающиеся должны исследовать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы основываются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.
История метода кейсов[править]
Метод был впервые применён в Harvard Business School в 1924 году[1]. Преподаватели Гарвардской бизнес-школы быстро поняли, что не существует учебников, подходящих для аспирантской программы в бизнесе. Их первым решением данной проблемы было интервью с ведущими практиками бизнеса и написание подробных отчётов о том, чем занимались эти менеджеры, а также о факторах, влияющих на их деятельность. Слушателям давались описания определённой ситуации, с которой столкнулась реальная организация в своей деятельности, для того чтобы ознакомиться с проблемой и найти самостоятельно и в ходе коллективного обсуждения решение.
Кейс-метод широко используется в бизнес-обучении во всём мире и продолжает завоёвывать новых сторонников. Так, с 50-х годов двадцатого века бизнес-кейсы получают распространение в Западной Европе. Лидирующие бизнес-школы Европы INSEAD, LBS, HEC, LSE, ESADE принимают деятельное участие не только в преподавании, но и в написании таких кейсов.
В России с конца 90-х годов используются переводные (западные) кейсы. Российская компания «Решение: учебное видео» в конце 90-х выпускает новый продукт — игровой учебный видеокейс. В таком видеокейсе учебная ситуация, заимствованная из практики российских компаний, разыгрывается профессиональными актёрами. Компанией заявляется, что учащиеся получают возможность «присутствия» на месте происходящих событий, а подготовленная для преподавателей методика препарирования кейса облегчает проведение занятий. В последние годы остро стоит вопрос о необходимости создания новых бизнес-кейсов, основанных на опыте российских компаний[источник не указан 2382 дня]. Со второй половины 2000-х гг. интерес к кейс-методу возрастает — появляются вузовские кейс-клубы (Кейс-клуб НИУ-ВШЭ, НИЯУ МИФИ, РЭУ им Г.В.Плеханова, МФТИ, МГТУ им. Н. Э. Баумана, МГИМО, Российский государственный университет нефти и газа имени И. М. Губкина, Финансовый Университет при Правительстве РФ и др.), а также активизируются компании, занимающиеся организацией и проведением кейс-чемпионатов и иных мероприятий (Changellenge>>).
С начала 2000-х годов кейсы широко используются в зарубежной практике преподавания естественнонаучных и технических дисциплин. Например, Journal Of Chemical Education регулярно публикует соответствующие методические материалы. Практика использования кейсов при обучении различным специальным дисциплинам — технологическим, туристским, медицинским — наметилась и в России[источник не указан 2382 дня].
Классификация кейсов[править]
По структуре[2][править]
- Структурированные кейсы (highly structured case) — короткое и точное изложение ситуации с конкретными цифрами и данными. Для такого типа кейсов существует определённое количество правильных ответов. Они предназначены для оценки знания и/или умения использовать одну формулу, навык, методику в определённой области знаний.
- Неструктурированные кейсы (unstructured cases). Они представляют собой материал с большим количеством данных и предназначены для оценки стиля и скорости мышления, умения отделить главное от второстепенного и навыков работы в определённой области. Для них существуют несколько правильных вариантов ответов и обычно не исключается возможность нахождения нестандартного решения.
- Первооткрывательские кейсы (ground breaking cases) могут быть как очень короткие, так и длинные. Наблюдение за решением такого кейса даёт возможность увидеть, способен ли человек мыслить нестандартно, сколько креативных идей он может выдать за отведённое время. Если проходит групповое решение, то может ли он подхватить чужую мысль, развить её и использовать на практике.
По форме представления[править]
- Бумажные кейсы
- Видеокейсы
- Notts County 2.0
По размеру[править]
- Полные кейсы (в среднем 20-25 страниц) предназначены для командной работы в течение нескольких дней и обычно подразумевают командное выступление для презентации своего решения.
- Сжатые кейсы (3-5 страниц) предназначены для разбора непосредственно на занятии и подразумевают общую дискуссию.
- Мини-кейсы (1-2 страницы), как и сжатые кейсы, предназначены для разбора в классе и зачастую используются в качестве иллюстрации к теории, преподаваемой на занятии. Во многих случаях мини-кейс может быть сформулирован кратко, в виде одного-двух абзацев, и снабжён вопросами, на которые требуется дать ответ в обсуждении.
По уровню сложности[править]
По дисциплинам[править]
По типам компаний[править]
- Кейсы о крупном региональном бизнесе
- Кейсы о малом и среднем бизнесе
По регионам[править]
- Североамериканские кейсы
- Европейские кейсы
- Кейсы по развивающимся странам и странам с переходной экономикой
Сущность кейса[править]
Бизнес-кейс - это специально подготовленный учебный материал, который отражает конкретную проблемную бизнес-ситуацию, требующую управленческих решений со стороны менеджмента компании. В ходе занятий преподаватель направляет студентов в поиске таких решений. По словам Джейми Андерсона, профессора по стратегическому менеджменту в TiasNimbas Business School, Нидерланды, успешность бизнес-кейса зависит от трёх критериев:[3]
- Участие топ-менеджера компании в ходе написания кейса;
- Наличие захватывающей бизнес-ситуации, позволяющей применить разнообразные методы анализа при поиске решения.
В соответствии с исследованиями, проведёнными ECCH, некоммерческой организацией, специализирующейся на разработке и развитии кейс-метода в бизнес-образовании, наибольшей популярностью как у преподавателей, так и у студентов пользуются кейсы, основанные на полевых исследованиях (в отличие от кейсов, основанных на опубликованных данных). Традиционно бизнес-кейс пишется в партнёрстве академических преподавателей и менеджеров компаний.
В настоящее время наибольшее распространение получили бизнес-кейсы, написанные по североамериканским компаниям, так как именно здесь зародилась культура ситуационного анализа[источник не указан 2382 дня]. Однако с конца 90-х годов деятельную роль в написании кейсов начинают принимать профессора европейских школ, ощущая недостаток национальных иллюстраций к бизнес-задачам. Благодаря международным связям деятельно включаются в этот процесс и азиатские школы. Так, например, INSEAD, европейская бизнес-школа, располагающаяся во Франции и Сингапуре, является признанным лидером в написании бизнес-кейсов по международным рынкам. В 2008 году INSEAD победил в семи из девяти категорий[4]ECCH European Case Award.
Кейс-метод в бизнесе[править]
Международные компании оказывают большой вклад в развитие практики решения бизнес-кейсов как образовательного процесса.
В первую очередь, это консалтинговые и аудиторские компании, использующие метод бизнес-кейсов в собеседованиях при приёме на работу. Такой способ позволяет уже на ранней стадии выявить у кандидатов способность к анализу и синтезу, умение чётко и структурированно излагать свои мысли. В качестве первоначального этапа отбора часто используется корпоративный кейс-чемпионат. Так, компания Microsoft проводит ежегодный Microsoft Case Competition, объединяющий лучшие студенческие команды со всей России.
Другие популярные кейс-чемпионаты:
Кейс-движение в России[править]
История развития российского кейс-движения[править]
Практика решения бизнес-кейсов попадает в Россию с Запада вместе с первыми управленцами, получившими MBA за рубежом, а также со студентами лидирующих вузов страны, практикующих программы стажировок по обмену. В связи с этим зарождение кейс-движения в России начинается именно со студентов, а не с образовательных институтов[источник не указан 2382 дня].
В начале 2000-х годов в московских вузах создаются первые студенческие кейс-клубы: с 2004 года начинает функционировать Кейс-клуб НИУ-ВШЭ, в 2006 году начинает работать A-club при МГИМО(У), а ещё через год создаётся очередной кейс-клуб Progress в РУДН.
С целью популяризации кейсов среди студентов, в 2007 году студенты МГИМО и ГУ-ВШЭ во главе с Андреем Алясовым создают чемпионат по решению бизнес-кейсов MindWrestling (в 2010 году этот кейс-чемпионат был переименован в Changellenge >>). C тех пор существуют уже несколько чемпионатов по направлениям:
Changellenge Cup Russia - самый крупный чемпионат в России.
Changellenge Cup Moscow - чемпионат для московских студентов.
Changellenge Cup Technical - чемпионат для студентов технических специальностей.
В это же время получает широкое распространение практика тестирования при помощи бизнес-кейсов при приёме на работу в западные компании, работающие на российском рынке. Международный бизнес испытывает недостаток в молодых специалистах, ориентированных на практику, вследствие чего поддерживает этот проект.
Дальнейшее развития кейс-движения приводит к появлению новых кейс-клубов, наиболее известные из которых базируются в московских вузах: Кейс-Клуб НИУ-ВШЭ (НИУ-ВШЭ), Case Club MEPhI (НИЯУ МИФИ), Кейс-Клуб МГТУ им. Н. Э. Баумана, Casy Club (МФТИ), MESI Consulting Club (МЭСИ), Management Consulting club (Финансовый Университет), Plekhanov Case Club (РЭУ им. Г. В. Плеханова), NES Case Club (РЭШ), Open Case Club (МГУ), MGIMO Business Club (МГИМО),Garnet Case Club (ГУУ), MIET Case Club(МИЭТ). Помимо этого кейс-клубы появляются и в других российских городах: Санкт-Петербурге (Case Club HSE SPb филиала НИУ-ВШЭ в СПб, Кейс-клуб Экономического факультета СПбГУ, Changellenge Case Club SPb), Уфе (Insight Club на базе БашГАУ), Казани (СЛК Case Club).
Состязания по кейсам[править]
С 2007 года проводится первый Всероссийский чемпионат по кейсам MindWrestling (с 2010 года под названием Changellenge >> Cup Russia). Партнёрами выступают компании Grant Thornton и Ernst & Young. В 2008-2009 годах спонсорами чемпионата становятся около 30 международных компаний, в чемпионате принимают участие 3500 студентов из 15 городов России. В 2011 году чемпионат проводился отдельно в Москве, Санкт-Петербурге и Казани, а также был проведён общероссийский этап (2568 участников)[5].
C 2011 года Бизнес-инкубатор НИУ ВШЭ проводит открытый чемпионат по кейсам "Железный предприниматель". Деловые игры проводятся более чем в 50 городах России, а также на Украине, Белоруссии и Казахстане. Участникам во время игры предлагается кейс, который содержит рассказ о новой технологии и возможности её применения. За час игры они должны придумать новый продукт на основе этой технологии, проработать бизнес-модель и презентовать свой проект.
В 2011 году чемпионаты Changellenge >> преобразуются в Национальную лигу кейсов, в которой ежегодно участвует около 10 000 студентов. В Лигу входят Кубки Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Екатеринбурга, Казани, Калуги и Тольятти. В каждом из городов проводятся отдельные чемпионаты; победители собираются на Всероссийском чемпионате Changellenge >> Cup Russia в Москве.
Также в 2011 году впервые организуется Microsoft Case Competition. Его особенностью является фокус на кейсах в ИТ-сфере; при этом в рамках чемпионата существует как секция для ИТ-специалистов, так и для студентов без ИТ-образования.
С 2011 года компания FutureToday разыгрывает Кубок кейсов FutureToday. С 2012 года Кубок разыгрывается на федеральном уровне, а количество участников составило 4210 человек[6]. Спонсорами выступают несколько зарубежных компаний, дополнительно кандидаты проходят тестирование компании SHL.
В 2012 году Changellenge >> также запускает первый чемпионат по решению ИТ и инженерных кейсов - Cup Technical. В нём принимают участие 1 500 студентов технических специальностей по всей России.
В 2013 году в рамках Национальной лиги кейсов Changellenge >> впервые проводится Sanofi Marketing Challenge. Участники становятся бренд-менеджерами и создают концепцию для одного из продуктов Sanofi. Также в этом году в рамках Лиги организуется Youth Russian Petroleum & Gas Challenge - кейс-чемпионат в нефтегазовой сфере.
Идею кейс-движения поддерживают и развивают многие российские бизнесмены — создатели российской бизнес-школы «Сколково» Рубен Варданян, Роман Абрамович, Михаил Куснирович, и др. Московская школа управления «Сколково» ведёт работу по подготовке и написанию первых серий бизнес-кейсов по реальным материалам российских компаний[источник не указан 2382 дня].
Учебный видеокейс Кейс-стади — это интерактивная технология обучения, используемая для анализа реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций обучающимся[7]. Под видеокейсом понимают видеоролик продолжительностью около 15 минут, описывающий конкретную ситуацию из практики работы какой-либо организации. Учебные видеокейсы широко используются на практике в качестве современных средств обучения тренерами, преподавателями вузов, бизнес-школ[8].
Ведущим производителем видеокейсов является компания Video Arts, основанная в 1972 году в Великобритании. Первым разработчиком учебных видеокейсов в России и правообладателем товарного знака (№ 363173) является компания Решение: учебное видео. Производство видеокейсов началось в 1999 году в Санкт-Петербурге. Позже производство видеокейсов распространилась среди других компаний.
Кейс-метод в обучении естественным и гуманитарным наукам[править]
В последние годы в России наметилась тенденция к использованию кейс-метода не только в бизнес-образовании, но и в предметном обучении, в том числе естественным и гуманитарным дисциплинам. Новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) предусматривают широкое использование активных, в том числе ситуативных методов обучения (кейс-метода). В 2012 году А. М. Деркач защитил в Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена первую в России диссертацию по использованию кейс-метода в химическом образовании. Им предложена методика составления кейсов по органической химии для использования при обучении технологов пищевой индустрии на основе принципов ведущей роли теории, эффективности, нормосообразности, частично заимствованных из работ по праксеологии.[9]
Под кейс-методом в цитируемой работе понимается активный метод обучения, основанный на организации преподавателем в группе студентов обсуждения задания, представляющего собой описание конкретной ситуации с явной или скрытой проблемой. Источником кейсов, по А. М. Деркачу, могут являться ситуации, описанные в специальной литературе, разборы неисправностей и методов их устранения, публикующиеся в профессиональных изданиях и др. Использование кейс-метода ставит целью включение в учебный процесс элементов профессиональной деятельности, обеспечивать переход от учебных ситуаций к профессиональным, где для решения проблемы требовалось бы использование знаний и соответствующих компетенций, формируемых при обучении органической химии. При этом структура кейсов должна быть однотипной, учитывая доказанную психолого-педагогическими исследованиями возможность обучения разбору ситуаций.
Для достижения целей предметного обучения в системах общего, начального и среднего профессионального образования наиболее пригодны мини-кейсы, используемые в сочетании с другими методами и технологиями обучения. Общие требования к кейсам, используемым в обучении органической химии, заключаются в: 1. Правдоподобности описания ситуации; 2. Полноте фактов, достаточной для понимания ситуации; 3. Минимальности описания ситуации, отсутствии избыточных сведений и подсказок.[10]
Обучение с использованием учебного видеокейса строится на основе Цикла Д. Колба[11]. Преподаватель может использовать учебный видеокейс в удобном для него формате: групповое обучение, дискуссия во время занятия или предварительный просмотр, самостоятельный разбор темы, написание аналитической работы, экзамен. Технология направлена на включение различных каналов восприятия информации: аудиальный, визуальный, кинестетический.
Различают 2 основных вида учебных видеокейсов:
- документальный
- игровой
Сюжет документального видеокейса основан на фактическом опыте организаций крупного и среднего бизнеса с участием реальных руководителей, сотрудников. Героями игрового видеокейса являются профессиональные актеры, разыгрывающие учебную ситуацию по заданной теме.
По типу построения сюжета выделяют:
- описание проблемной ситуации (цель: анализ ситуации)
- иллюстрация неправильной/правильной модели поведения (цель: выработка оптимальных решений).
При работе с учебным видеокейсом следует учитывать то, что не существует правильных ответов, а существуют оптимальные решения ситуации, которые обучающийся должен обосновать и аргументировать, используя имеющиеся знания и умения. В процессе обучения преподаватель становится непосредственным участником действия — он может защищать или опровергать различные точки зрения обучающихся, поддерживать интересные суждения, либо оставаться сторонним наблюдателем, ограничившись финальным анализом и подведением итогов дискуссии. Обычно разработчиками и авторами учебных видеокейсов являются профессора, эксперты, руководители предприятий, бизнес-тренеры.
- ↑ Гозман О., Жаворонкова А., Рубальская А. Путеводитель по MBA в России и за рубежом. — Москва: Begin Group, 2004. — С. 47.
- ↑ Статьи: развитие, личная эффективность, дистанционное обучение, развитие навыков
- ↑ ECCHO Специализация: Case learning Язык: English Издатель United Kingdom
- ↑ INSEAD — Faculty & Research — Awards and Honours
- ↑ О Changellenge >>. Архивировано из первоисточника 5 июня 2012.
- ↑ Фото презентации, представленной на круглом столе по эффективности каналов привлечения.
- ↑ "McNair, Malcolm P."ed. (1954), The Case Method at the Harvard Business School: Papers by Present and Past Members of the Faculty and Staff, New York: McGraw-Hill, pp. 139
- ↑ Статистика по использованию учебных видеокейсов. Доступно на портале Znanie.info (рус.).
- ↑ Деркач А. М. Кейс-метод в обучении органической химии: составление и использование заданий // Среднее профессиональное образование. — 2010. — N 11. — С. 45-47.
- ↑ Деркач А.М. Кейс-метод в обучении органической химии при подготовке технологов пищевой промышленности в системе среднего профессионального образования. Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. СПб.: 2012. - 26 с..
- ↑ "Kolb, D.A., Rubin, I.M., McIntyre, J.M. (1974). [1], Organizational Psychology: A Book of Readings, 2nd edition. Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall
www.wiki-wiki.ru
Метод кейсов — Википедия
Метод кейсов (англ. Case method, кейс-метод, метод конкретных ситуаций, метод ситуационного анализа) — техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций. Обучающиеся должны исследовать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы основываются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.
История метода кейсов[править]
Метод был впервые применён в Harvard Business School в 1924 году[1]. Преподаватели Гарвардской бизнес-школы быстро поняли, что не существует учебников, подходящих для аспирантской программы в бизнесе. Их первым решением данной проблемы было интервью с ведущими практиками бизнеса и написание подробных отчётов о том, чем занимались эти менеджеры, а также о факторах, влияющих на их деятельность. Слушателям давались описания определённой ситуации, с которой столкнулась реальная организация в своей деятельности, для того чтобы ознакомиться с проблемой и найти самостоятельно и в ходе коллективного обсуждения решение.
Кейс-метод широко используется в бизнес-обучении во всём мире и продолжает завоёвывать новых сторонников. Так, с 50-х годов двадцатого века бизнес-кейсы получают распространение в Западной Европе. Лидирующие бизнес-школы Европы INSEAD, LBS, HEC, LSE, ESADE принимают деятельное участие не только в преподавании, но и в написании таких кейсов.
В России с конца 90-х годов используются переводные (западные) кейсы. Российская компания «Решение: учебное видео» в конце 90-х выпускает новый продукт — игровой учебный видеокейс. В таком видеокейсе учебная ситуация, заимствованная из практики российских компаний, разыгрывается профессиональными актёрами. Компанией заявляется, что учащиеся получают возможность «присутствия» на месте происходящих событий, а подготовленная для преподавателей методика препарирования кейса облегчает проведение занятий. В последние годы остро стоит вопрос о необходимости создания новых бизнес-кейсов, основанных на опыте российских компаний[источник не указан 2261 день]. Со второй половины 2000-х гг. интерес к кейс-методу возрастает — появляются вузовские кейс-клубы (Кейс-клуб НИУ-ВШЭ, НИЯУ МИФИ, РЭУ им Г.В.Плеханова, МФТИ, МГТУ им. Н. Э. Баумана, МГИМО, Российский государственный университет нефти и газа имени И. М. Губкина, Финансовый Университет при Правительстве РФ и др.), а также активизируются компании, занимающиеся организацией и проведением кейс-чемпионатов и иных мероприятий (Changellenge>>).
С начала 2000-х годов кейсы широко используются в зарубежной практике преподавания естественнонаучных и технических дисциплин. Например, Journal Of Chemical Education регулярно публикует соответствующие методические материалы. Практика использования кейсов при обучении различным специальным дисциплинам — технологическим, туристским, медицинским — наметилась и в России[источник не указан 2261 день].
Классификация кейсов[править]
По структуре[2][править]
- Структурированные кейсы (highly structured case) — короткое и точное изложение ситуации с конкретными цифрами и данными. Для такого типа кейсов существует определённое количество правильных ответов. Они предназначены для оценки знания и/или умения использовать одну формулу, навык, методику в определённой области знаний.
- Неструктурированные кейсы (unstructured cases). Они представляют собой материал с большим количеством данных и предназначены для оценки стиля и скорости мышления, умения отделить главное от второстепенного и навыков работы в определённой области. Для них существуют несколько правильных вариантов ответов и обычно не исключается возможность нахождения нестандартного решения.
- Первооткрывательские кейсы (ground breaking cases) могут быть как очень короткие, так и длинные. Наблюдение за решением такого кейса даёт возможность увидеть, способен ли человек мыслить нестандартно, сколько креативных идей он может выдать за отведённое время. Если проходит групповое решение, то может ли он подхватить чужую мысль, развить её и использовать на практике.
По форме представления[править]
- Бумажные кейсы
- Видеокейсы
- Notts County 2.0
По размеру[править]
- Полные кейсы (в среднем 20-25 страниц) предназначены для командной работы в течение нескольких дней и обычно подразумевают командное выступление для презентации своего решения.
- Сжатые кейсы (3-5 страниц) предназначены для разбора непосредственно на занятии и подразумевают общую дискуссию.
- Мини-кейсы (1-2 страницы), как и сжатые кейсы, предназначены для разбора в классе и зачастую используются в качестве иллюстрации к теории, преподаваемой на занятии. Во многих случаях мини-кейс может быть сформулирован кратко, в виде одного-двух абзацев, и снабжён вопросами, на которые требуется дать ответ в обсуждении.
По уровню сложности[править]
По дисциплинам[править]
По типам компаний[править]
- Кейсы о крупном региональном бизнесе
- Кейсы о малом и среднем бизнесе
По регионам[править]
- Североамериканские кейсы
- Европейские кейсы
- Кейсы по развивающимся странам и странам с переходной экономикой
Сущность кейса[править]
Бизнес-кейс - это специально подготовленный учебный материал, который отражает конкретную проблемную бизнес-ситуацию, требующую управленческих решений со стороны менеджмента компании. В ходе занятий преподаватель направляет студентов в поиске таких решений. По словам Джейми Андерсона, профессора по стратегическому менеджменту в TiasNimbas Business School, Нидерланды, успешность бизнес-кейса зависит от трёх критериев:[3]
- Достаточный объём первичных и статистических данных;
- Участие топ-менеджера компании в ходе написания кейса;
- Наличие захватывающей бизнес-ситуации, позволяющей применить разнообразные методы анализа при поиске решения.
В соответствии с исследованиями, проведёнными ECCH, некоммерческой организацией, специализирующейся на разработке и развитии кейс-метода в бизнес-образовании, наибольшей популярностью как у преподавателей, так и у студентов пользуются кейсы, основанные на полевых исследованиях (в отличие от кейсов, основанных на опубликованных данных). Традиционно бизнес-кейс пишется в партнёрстве академических преподавателей и менеджеров компаний.
В настоящее время наибольшее распространение получили бизнес-кейсы, написанные по североамериканским компаниям, так как именно здесь зародилась культура ситуационного анализа[источник не указан 2261 день]. Однако с конца 90-х годов деятельную роль в написании кейсов начинают принимать профессора европейских школ, ощущая недостаток национальных иллюстраций к бизнес-задачам. Благодаря международным связям деятельно включаются в этот процесс и азиатские школы. Так, например, INSEAD, европейская бизнес-школа, располагающаяся во Франции и Сингапуре, является признанным лидером в написании бизнес-кейсов по международным рынкам. В 2008 году INSEAD победил в семи из девяти категорий[4]ECCH European Case Award.
Кейс-метод в бизнесе[править]
Международные компании оказывают большой вклад в развитие практики решения бизнес-кейсов как образовательного процесса.
В первую очередь, это консалтинговые и аудиторские компании, использующие метод бизнес-кейсов в собеседованиях при приёме на работу. Такой способ позволяет уже на ранней стадии выявить у кандидатов способность к анализу и синтезу, умение чётко и структурированно излагать свои мысли. В качестве первоначального этапа отбора часто используется корпоративный кейс-чемпионат. Так, компания Microsoft проводит ежегодный Microsoft Case Competition, объединяющий лучшие студенческие команды со всей России.
Другие популярные кейс-чемпионаты:
Кейс-движение в России[править]
История развития российского кейс-движения[править]
Практика решения бизнес-кейсов попадает в Россию с Запада вместе с первыми управленцами, получившими MBA за рубежом, а также со студентами лидирующих вузов страны, практикующих программы стажировок по обмену. В связи с этим зарождение кейс-движения в России начинается именно со студентов, а не с образовательных институтов[источник не указан 2261 день].
В начале 2000-х годов в московских вузах создаются первые студенческие кейс-клубы: с 2004 года начинает функционировать Кейс-клуб НИУ-ВШЭ, в 2006 году начинает работать A-club при МГИМО(У), а ещё через год создаётся очередной кейс-клуб Progress в РУДН.
С целью популяризации кейсов среди студентов, в 2007 году студенты МГИМО и ГУ-ВШЭ во главе с Андреем Алясовым создают чемпионат по решению бизнес-кейсов MindWrestling (в 2010 году этот кейс-чемпионат был переименован в Changellenge >>). C тех пор существуют уже несколько чемпионатов по направлениям:
Changellenge Cup Russia - самый крупный чемпионат в России.
Changellenge Cup Moscow - чемпионат для московских студентов.
Changellenge Cup Technical - чемпионат для студентов технических специальностей.
В это же время получает широкое распространение практика тестирования при помощи бизнес-кейсов при приёме на работу в западные компании, работающие на российском рынке. Международный бизнес испытывает недостаток в молодых специалистах, ориентированных на практику, вследствие чего поддерживает этот проект.
Дальнейшее развития кейс-движения приводит к появлению новых кейс-клубов, наиболее известные из которых базируются в московских вузах: Кейс-Клуб НИУ-ВШЭ (НИУ-ВШЭ), Case Club MEPhI (НИЯУ МИФИ), Кейс-Клуб МГТУ им. Н. Э. Баумана, Casy Club (МФТИ), MESI Consulting Club (МЭСИ), Management Consulting club (Финансовый Университет), Plekhanov Case Club (РЭУ им. Г. В. Плеханова), NES Case Club (РЭШ), Open Case Club (МГУ), MGIMO Business Club (МГИМО),Garnet Case Club (ГУУ), MIET Case Club(МИЭТ). Помимо этого кейс-клубы появляются и в других российских городах: Санкт-Петербурге (Case Club HSE SPb филиала НИУ-ВШЭ в СПб, Кейс-клуб Экономического факультета СПбГУ, Changellenge Case Club SPb), Уфе (Insight Club на базе БашГАУ), Казани (СЛК Case Club).
Состязания по кейсам[править]
С 2007 года проводится первый Всероссийский чемпионат по кейсам MindWrestling (с 2010 года под названием Changellenge >> Cup Russia). Партнёрами выступают компании Grant Thornton и Ernst & Young. В 2008-2009 годах спонсорами чемпионата становятся около 30 международных компаний, в чемпионате принимают участие 3500 студентов из 15 городов России. В 2011 году чемпионат проводился отдельно в Москве, Санкт-Петербурге и Казани, а также был проведён общероссийский этап (2568 участников)[5].
C 2011 года Бизнес-инкубатор НИУ ВШЭ проводит открытый чемпионат по кейсам "Железный предприниматель". Деловые игры проводятся более чем в 50 городах России, а также на Украине, Белоруссии и Казахстане. Участникам во время игры предлагается кейс, который содержит рассказ о новой технологии и возможности её применения. За час игры они должны придумать новый продукт на основе этой технологии, проработать бизнес-модель и презентовать свой проект.
В 2011 году чемпионаты Changellenge >> преобразуются в Национальную лигу кейсов, в которой ежегодно участвует около 10 000 студентов. В Лигу входят Кубки Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Екатеринбурга, Казани, Калуги и Тольятти. В каждом из городов проводятся отдельные чемпионаты; победители собираются на Всероссийском чемпионате Changellenge >> Cup Russia в Москве.
Также в 2011 году впервые организуется Microsoft Case Competition. Его особенностью является фокус на кейсах в ИТ-сфере; при этом в рамках чемпионата существует как секция для ИТ-специалистов, так и для студентов без ИТ-образования.
С 2011 года компания FutureToday разыгрывает Кубок кейсов FutureToday. С 2012 года Кубок разыгрывается на федеральном уровне, а количество участников составило 4210 человек[6]. Спонсорами выступают несколько зарубежных компаний, дополнительно кандидаты проходят тестирование компании SHL.
В 2012 году Changellenge >> также запускает первый чемпионат по решению ИТ и инженерных кейсов - Cup Technical. В нём принимают участие 1 500 студентов технических специальностей по всей России.
В 2013 году в рамках Национальной лиги кейсов Changellenge >> впервые проводится Sanofi Marketing Challenge. Участники становятся бренд-менеджерами и создают концепцию для одного из продуктов Sanofi. Также в этом году в рамках Лиги организуется Youth Russian Petroleum & Gas Challenge - кейс-чемпионат в нефтегазовой сфере.
Идею кейс-движения поддерживают и развивают многие российские бизнесмены — создатели российской бизнес-школы «Сколково» Рубен Варданян, Роман Абрамович, Михаил Куснирович, и др. Московская школа управления «Сколково» ведёт работу по подготовке и написанию первых серий бизнес-кейсов по реальным материалам российских компаний[источник не указан 2261 день].
Учебный видеокейс Кейс-стади — это интерактивная технология обучения, используемая для анализа реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций обучающимся[7]. Под видеокейсом понимают видеоролик продолжительностью около 15 минут, описывающий конкретную ситуацию из практики работы какой-либо организации. Учебные видеокейсы широко используются на практике в качестве современных средств обучения тренерами, преподавателями вузов, бизнес-школ[8].
Ведущим производителем видеокейсов является компания Video Arts, основанная в 1972 году в Великобритании. Первым разработчиком учебных видеокейсов в России и правообладателем товарного знака (№ 363173) является компания Решение: учебное видео. Производство видеокейсов началось в 1999 году в Санкт-Петербурге. Позже производство видеокейсов распространилась среди других компаний.
Кейс-метод в обучении естественным и гуманитарным наукам[править]
В последние годы в России наметилась тенденция к использованию кейс-метода не только в бизнес-образовании, но и в предметном обучении, в том числе естественным и гуманитарным дисциплинам. Новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) предусматривают широкое использование активных, в том числе ситуативных методов обучения (кейс-метода). В 2012 году А. М. Деркач защитил в Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена первую в России диссертацию по использованию кейс-метода в химическом образовании. Им предложена методика составления кейсов по органической химии для использования при обучении технологов пищевой индустрии на основе принципов ведущей роли теории, эффективности, нормосообразности, частично заимствованных из работ по праксеологии.[9]
Под кейс-методом в цитируемой работе понимается активный метод обучения, основанный на организации преподавателем в группе студентов обсуждения задания, представляющего собой описание конкретной ситуации с явной или скрытой проблемой. Источником кейсов, по А. М. Деркачу, могут являться ситуации, описанные в специальной литературе, разборы неисправностей и методов их устранения, публикующиеся в профессиональных изданиях и др. Использование кейс-метода ставит целью включение в учебный процесс элементов профессиональной деятельности, обеспечивать переход от учебных ситуаций к профессиональным, где для решения проблемы требовалось бы использование знаний и соответствующих компетенций, формируемых при обучении органической химии. При этом структура кейсов должна быть однотипной, учитывая доказанную психолого-педагогическими исследованиями возможность обучения разбору ситуаций.
Для достижения целей предметного обучения в системах общего, начального и среднего профессионального образования наиболее пригодны мини-кейсы, используемые в сочетании с другими методами и технологиями обучения. Общие требования к кейсам, используемым в обучении органической химии, заключаются в: 1. Правдоподобности описания ситуации; 2. Полноте фактов, достаточной для понимания ситуации; 3. Минимальности описания ситуации, отсутствии избыточных сведений и подсказок.[10]
Обучение с использованием учебного видеокейса строится на основе Цикла Д. Колба[11]. Преподаватель может использовать учебный видеокейс в удобном для него формате: групповое обучение, дискуссия во время занятия или предварительный просмотр, самостоятельный разбор темы, написание аналитической работы, экзамен. Технология направлена на включение различных каналов восприятия информации: аудиальный, визуальный, кинестетический.
Различают 2 основных вида учебных видеокейсов:
- документальный
- игровой
Сюжет документального видеокейса основан на фактическом опыте организаций крупного и среднего бизнеса с участием реальных руководителей, сотрудников. Героями игрового видеокейса являются профессиональные актеры, разыгрывающие учебную ситуацию по заданной теме.
По типу построения сюжета выделяют:
- описание проблемной ситуации (цель: анализ ситуации)
- иллюстрация неправильной/правильной модели поведения (цель: выработка оптимальных решений).
При работе с учебным видеокейсом следует учитывать то, что не существует правильных ответов, а существуют оптимальные решения ситуации, которые обучающийся должен обосновать и аргументировать, используя имеющиеся знания и умения. В процессе обучения преподаватель становится непосредственным участником действия — он может защищать или опровергать различные точки зрения обучающихся, поддерживать интересные суждения, либо оставаться сторонним наблюдателем, ограничившись финальным анализом и подведением итогов дискуссии. Обычно разработчиками и авторами учебных видеокейсов являются профессора, эксперты, руководители предприятий, бизнес-тренеры.
- ↑ Гозман О., Жаворонкова А., Рубальская А. Путеводитель по MBA в России и за рубежом. — Москва: Begin Group, 2004. — С. 47.
- ↑ Статьи: развитие, личная эффективность, дистанционное обучение, развитие навыков
- ↑ ECCHO Специализация: Case learning Язык: English Издатель United Kingdom
- ↑ INSEAD — Faculty & Research — Awards and Honours
- ↑ О Changellenge >>. Архивировано из первоисточника 5 июня 2012.
- ↑ Фото презентации, представленной на круглом столе по эффективности каналов привлечения.
- ↑ "McNair, Malcolm P."ed. (1954), The Case Method at the Harvard Business School: Papers by Present and Past Members of the Faculty and Staff, New York: McGraw-Hill, pp. 139
- ↑ Статистика по использованию учебных видеокейсов. Доступно на портале Znanie.info (рус.).
- ↑ Деркач А. М. Кейс-метод в обучении органической химии: составление и использование заданий // Среднее профессиональное образование. — 2010. — N 11. — С. 45-47.
- ↑ Деркач А.М. Кейс-метод в обучении органической химии при подготовке технологов пищевой промышленности в системе среднего профессионального образования. Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. СПб.: 2012. - 26 с..
- ↑ "Kolb, D.A., Rubin, I.M., McIntyre, J.M. (1974). [1], Organizational Psychology: A Book of Readings, 2nd edition. Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall
auto.wiki-wiki.ru
Метод кейсов — Википедия
Метод кейсов (англ. Case method, кейс-метод, метод конкретных ситуаций, метод ситуационного анализа) — техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций. Обучающиеся должны исследовать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы основываются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.
История метода кейсов[править]
Метод был впервые применён в Harvard Business School в 1924 году[1]. Преподаватели Гарвардской бизнес-школы быстро поняли, что не существует учебников, подходящих для аспирантской программы в бизнесе. Их первым решением данной проблемы было интервью с ведущими практиками бизнеса и написание подробных отчётов о том, чем занимались эти менеджеры, а также о факторах, влияющих на их деятельность. Слушателям давались описания определённой ситуации, с которой столкнулась реальная организация в своей деятельности, для того чтобы ознакомиться с проблемой и найти самостоятельно и в ходе коллективного обсуждения решение.
Кейс-метод широко используется в бизнес-обучении во всём мире и продолжает завоёвывать новых сторонников. Так, с 50-х годов двадцатого века бизнес-кейсы получают распространение в Западной Европе. Лидирующие бизнес-школы Европы INSEAD, LBS, HEC, LSE, ESADE принимают деятельное участие не только в преподавании, но и в написании таких кейсов.
В России с конца 90-х годов используются переводные (западные) кейсы. Российская компания «Решение: учебное видео» в конце 90-х выпускает новый продукт — игровой учебный видеокейс. В таком видеокейсе учебная ситуация, заимствованная из практики российских компаний, разыгрывается профессиональными актёрами. Компанией заявляется, что учащиеся получают возможность «присутствия» на месте происходящих событий, а подготовленная для преподавателей методика препарирования кейса облегчает проведение занятий. В последние годы остро стоит вопрос о необходимости создания новых бизнес-кейсов, основанных на опыте российских компаний[источник не указан 2382 дня]. Со второй половины 2000-х гг. интерес к кейс-методу возрастает — появляются вузовские кейс-клубы (Кейс-клуб НИУ-ВШЭ, НИЯУ МИФИ, РЭУ им Г.В.Плеханова, МФТИ, МГТУ им. Н. Э. Баумана, МГИМО, Российский государственный университет нефти и газа имени И. М. Губкина, Финансовый Университет при Правительстве РФ и др.), а также активизируются компании, занимающиеся организацией и проведением кейс-чемпионатов и иных мероприятий (Changellenge>>).
С начала 2000-х годов кейсы широко используются в зарубежной практике преподавания естественнонаучных и технических дисциплин. Например, Journal Of Chemical Education регулярно публикует соответствующие методические материалы. Практика использования кейсов при обучении различным специальным дисциплинам — технологическим, туристским, медицинским — наметилась и в России[источник не указан 2382 дня].
Классификация кейсов[править]
По структуре[2][править]
- Структурированные кейсы (highly structured case) — короткое и точное изложение ситуации с конкретными цифрами и данными. Для такого типа кейсов существует определённое количество правильных ответов. Они предназначены для оценки знания и/или умения использовать одну формулу, навык, методику в определённой области знаний.
- Неструктурированные кейсы (unstructured cases). Они представляют собой материал с большим количеством данных и предназначены для оценки стиля и скорости мышления, умения отделить главное от второстепенного и навыков работы в определённой области. Для них существуют несколько правильных вариантов ответов и обычно не исключается возможность нахождения нестандартного решения.
- Первооткрывательские кейсы (ground breaking cases) могут быть как очень короткие, так и длинные. Наблюдение за решением такого кейса даёт возможность увидеть, способен ли человек мыслить нестандартно, сколько креативных идей он может выдать за отведённое время. Если проходит групповое решение, то может ли он подхватить чужую мысль, развить её и использовать на практике.
По форме представления[править]
- Бумажные кейсы
- Видеокейсы
- Notts County 2.0
По размеру[править]
- Полные кейсы (в среднем 20-25 страниц) предназначены для командной работы в течение нескольких дней и обычно подразумевают командное выступление для презентации своего решения.
- Сжатые кейсы (3-5 страниц) предназначены для разбора непосредственно на занятии и подразумевают общую дискуссию.
- Мини-кейсы (1-2 страницы), как и сжатые кейсы, предназначены для разбора в классе и зачастую используются в качестве иллюстрации к теории, преподаваемой на занятии. Во многих случаях мини-кейс может быть сформулирован кратко, в виде одного-двух абзацев, и снабжён вопросами, на которые требуется дать ответ в обсуждении.
По уровню сложности[править]
По дисциплинам[править]
По типам компаний[править]
- Кейсы о крупном региональном бизнесе
- Кейсы о малом и среднем бизнесе
По регионам[править]
- Североамериканские кейсы
- Европейские кейсы
- Кейсы по развивающимся странам и странам с переходной экономикой
Сущность кейса[править]
Бизнес-кейс - это специально подготовленный учебный материал, который отражает конкретную проблемную бизнес-ситуацию, требующую управленческих решений со стороны менеджмента компании. В ходе занятий преподаватель направляет студентов в поиске таких решений. По словам Джейми Андерсона, профессора по стратегическому менеджменту в TiasNimbas Business School, Нидерланды, успешность бизнес-кейса зависит от трёх критериев:[3]
- Достаточный объём первичных и статистических данных;
- Участие топ-менеджера компании в ходе написания кейса;
- Наличие захватывающей бизнес-ситуации, позволяющей применить разнообразные методы анализа при поиске решения.
В соответствии с исследованиями, проведёнными ECCH, некоммерческой организацией, специализирующейся на разработке и развитии кейс-метода в бизнес-образовании, наибольшей популярностью как у преподавателей, так и у студентов пользуются кейсы, основанные на полевых исследованиях (в отличие от кейсов, основанных на опубликованных данных). Традиционно бизнес-кейс пишется в партнёрстве академических преподавателей и менеджеров компаний.
В настоящее время наибольшее распространение получили бизнес-кейсы, написанные по североамериканским компаниям, так как именно здесь зародилась культура ситуационного анализа[источник не указан 2382 дня]. Однако с конца 90-х годов деятельную роль в написании кейсов начинают принимать профессора европейских школ, ощущая недостаток национальных иллюстраций к бизнес-задачам. Благодаря международным связям деятельно включаются в этот процесс и азиатские школы. Так, например, INSEAD, европейская бизнес-школа, располагающаяся во Франции и Сингапуре, является признанным лидером в написании бизнес-кейсов по международным рынкам. В 2008 году INSEAD победил в семи из девяти категорий[4]ECCH European Case Award.
Кейс-метод в бизнесе[править]
Международные компании оказывают большой вклад в развитие практики решения бизнес-кейсов как образовательного процесса.
В первую очередь, это консалтинговые и аудиторские компании, использующие метод бизнес-кейсов в собеседованиях при приёме на работу. Такой способ позволяет уже на ранней стадии выявить у кандидатов способность к анализу и синтезу, умение чётко и структурированно излагать свои мысли. В качестве первоначального этапа отбора часто используется корпоративный кейс-чемпионат. Так, компания Microsoft проводит ежегодный Microsoft Case Competition, объединяющий лучшие студенческие команды со всей России.
Другие популярные кейс-чемпионаты:
Кейс-движение в России[править]
История развития российского кейс-движения[править]
Практика решения бизнес-кейсов попадает в Россию с Запада вместе с первыми управленцами, получившими MBA за рубежом, а также со студентами лидирующих вузов страны, практикующих программы стажировок по обмену. В связи с этим зарождение кейс-движения в России начинается именно со студентов, а не с образовательных институтов[источник не указан 2382 дня].
В начале 2000-х годов в московских вузах создаются первые студенческие кейс-клубы: с 2004 года начинает функционировать Кейс-клуб НИУ-ВШЭ, в 2006 году начинает работать A-club при МГИМО(У), а ещё через год создаётся очередной кейс-клуб Progress в РУДН.
С целью популяризации кейсов среди студентов, в 2007 году студенты МГИМО и ГУ-ВШЭ во главе с Андреем Алясовым создают чемпионат по решению бизнес-кейсов MindWrestling (в 2010 году этот кейс-чемпионат был переименован в Changellenge >>). C тех пор существуют уже несколько чемпионатов по направлениям:
Changellenge Cup Russia - самый крупный чемпионат в России.
Changellenge Cup Moscow - чемпионат для московских студентов.
Changellenge Cup Technical - чемпионат для студентов технических специальностей.
В это же время получает широкое распространение практика тестирования при помощи бизнес-кейсов при приёме на работу в западные компании, работающие на российском рынке. Международный бизнес испытывает недостаток в молодых специалистах, ориентированных на практику, вследствие чего поддерживает этот проект.
Дальнейшее развития кейс-движения приводит к появлению новых кейс-клубов, наиболее известные из которых базируются в московских вузах: Кейс-Клуб НИУ-ВШЭ (НИУ-ВШЭ), Case Club MEPhI (НИЯУ МИФИ), Кейс-Клуб МГТУ им. Н. Э. Баумана, Casy Club (МФТИ), MESI Consulting Club (МЭСИ), Management Consulting club (Финансовый Университет), Plekhanov Case Club (РЭУ им. Г. В. Плеханова), NES Case Club (РЭШ), Open Case Club (МГУ), MGIMO Business Club (МГИМО),Garnet Case Club (ГУУ), MIET Case Club(МИЭТ). Помимо этого кейс-клубы появляются и в других российских городах: Санкт-Петербурге (Case Club HSE SPb филиала НИУ-ВШЭ в СПб, Кейс-клуб Экономического факультета СПбГУ, Changellenge Case Club SPb), Уфе (Insight Club на базе БашГАУ), Казани (СЛК Case Club).
Состязания по кейсам[править]
С 2007 года проводится первый Всероссийский чемпионат по кейсам MindWrestling (с 2010 года под названием Changellenge >> Cup Russia). Партнёрами выступают компании Grant Thornton и Ernst & Young. В 2008-2009 годах спонсорами чемпионата становятся около 30 международных компаний, в чемпионате принимают участие 3500 студентов из 15 городов России. В 2011 году чемпионат проводился отдельно в Москве, Санкт-Петербурге и Казани, а также был проведён общероссийский этап (2568 участников)[5].
C 2011 года Бизнес-инкубатор НИУ ВШЭ проводит открытый чемпионат по кейсам "Железный предприниматель". Деловые игры проводятся более чем в 50 городах России, а также на Украине, Белоруссии и Казахстане. Участникам во время игры предлагается кейс, который содержит рассказ о новой технологии и возможности её применения. За час игры они должны придумать новый продукт на основе этой технологии, проработать бизнес-модель и презентовать свой проект.
В 2011 году чемпионаты Changellenge >> преобразуются в Национальную лигу кейсов, в которой ежегодно участвует около 10 000 студентов. В Лигу входят Кубки Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Екатеринбурга, Казани, Калуги и Тольятти. В каждом из городов проводятся отдельные чемпионаты; победители собираются на Всероссийском чемпионате Changellenge >> Cup Russia в Москве.
Также в 2011 году впервые организуется Microsoft Case Competition. Его особенностью является фокус на кейсах в ИТ-сфере; при этом в рамках чемпионата существует как секция для ИТ-специалистов, так и для студентов без ИТ-образования.
С 2011 года компания FutureToday разыгрывает Кубок кейсов FutureToday. С 2012 года Кубок разыгрывается на федеральном уровне, а количество участников составило 4210 человек[6]. Спонсорами выступают несколько зарубежных компаний, дополнительно кандидаты проходят тестирование компании SHL.
В 2012 году Changellenge >> также запускает первый чемпионат по решению ИТ и инженерных кейсов - Cup Technical. В нём принимают участие 1 500 студентов технических специальностей по всей России.
В 2013 году в рамках Национальной лиги кейсов Changellenge >> впервые проводится Sanofi Marketing Challenge. Участники становятся бренд-менеджерами и создают концепцию для одного из продуктов Sanofi. Также в этом году в рамках Лиги организуется Youth Russian Petroleum & Gas Challenge - кейс-чемпионат в нефтегазовой сфере.
Идею кейс-движения поддерживают и развивают многие российские бизнесмены — создатели российской бизнес-школы «Сколково» Рубен Варданян, Роман Абрамович, Михаил Куснирович, и др. Московская школа управления «Сколково» ведёт работу по подготовке и написанию первых серий бизнес-кейсов по реальным материалам российских компаний[источник не указан 2382 дня].
Учебный видеокейс Кейс-стади — это интерактивная технология обучения, используемая для анализа реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций обучающимся[7]. Под видеокейсом понимают видеоролик продолжительностью около 15 минут, описывающий конкретную ситуацию из практики работы какой-либо организации. Учебные видеокейсы широко используются на практике в качестве современных средств обучения тренерами, преподавателями вузов, бизнес-школ[8].
Ведущим производителем видеокейсов является компания Video Arts, основанная в 1972 году в Великобритании. Первым разработчиком учебных видеокейсов в России и правообладателем товарного знака (№ 363173) является компания Решение: учебное видео. Производство видеокейсов началось в 1999 году в Санкт-Петербурге. Позже производство видеокейсов распространилась среди других компаний.
Кейс-метод в обучении естественным и гуманитарным наукам[править]
В последние годы в России наметилась тенденция к использованию кейс-метода не только в бизнес-образовании, но и в предметном обучении, в том числе естественным и гуманитарным дисциплинам. Новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) предусматривают широкое использование активных, в том числе ситуативных методов обучения (кейс-метода). В 2012 году А. М. Деркач защитил в Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена первую в России диссертацию по использованию кейс-метода в химическом образовании. Им предложена методика составления кейсов по органической химии для использования при обучении технологов пищевой индустрии на основе принципов ведущей роли теории, эффективности, нормосообразности, частично заимствованных из работ по праксеологии.[9]
Под кейс-методом в цитируемой работе понимается активный метод обучения, основанный на организации преподавателем в группе студентов обсуждения задания, представляющего собой описание конкретной ситуации с явной или скрытой проблемой. Источником кейсов, по А. М. Деркачу, могут являться ситуации, описанные в специальной литературе, разборы неисправностей и методов их устранения, публикующиеся в профессиональных изданиях и др. Использование кейс-метода ставит целью включение в учебный процесс элементов профессиональной деятельности, обеспечивать переход от учебных ситуаций к профессиональным, где для решения проблемы требовалось бы использование знаний и соответствующих компетенций, формируемых при обучении органической химии. При этом структура кейсов должна быть однотипной, учитывая доказанную психолого-педагогическими исследованиями возможность обучения разбору ситуаций.
Для достижения целей предметного обучения в системах общего, начального и среднего профессионального образования наиболее пригодны мини-кейсы, используемые в сочетании с другими методами и технологиями обучения. Общие требования к кейсам, используемым в обучении органической химии, заключаются в: 1. Правдоподобности описания ситуации; 2. Полноте фактов, достаточной для понимания ситуации; 3. Минимальности описания ситуации, отсутствии избыточных сведений и подсказок.[10]
Обучение с использованием учебного видеокейса строится на основе Цикла Д. Колба[11]. Преподаватель может использовать учебный видеокейс в удобном для него формате: групповое обучение, дискуссия во время занятия или предварительный просмотр, самостоятельный разбор темы, написание аналитической работы, экзамен. Технология направлена на включение различных каналов восприятия информации: аудиальный, визуальный, кинестетический.
Различают 2 основных вида учебных видеокейсов:
- документальный
- игровой
Сюжет документального видеокейса основан на фактическом опыте организаций крупного и среднего бизнеса с участием реальных руководителей, сотрудников. Героями игрового видеокейса являются профессиональные актеры, разыгрывающие учебную ситуацию по заданной теме.
По типу построения сюжета выделяют:
- описание проблемной ситуации (цель: анализ ситуации)
- иллюстрация неправильной/правильной модели поведения (цель: выработка оптимальных решений).
При работе с учебным видеокейсом следует учитывать то, что не существует правильных ответов, а существуют оптимальные решения ситуации, которые обучающийся должен обосновать и аргументировать, используя имеющиеся знания и умения. В процессе обучения преподаватель становится непосредственным участником действия — он может защищать или опровергать различные точки зрения обучающихся, поддерживать интересные суждения, либо оставаться сторонним наблюдателем, ограничившись финальным анализом и подведением итогов дискуссии. Обычно разработчиками и авторами учебных видеокейсов являются профессора, эксперты, руководители предприятий, бизнес-тренеры.
- ↑ Гозман О., Жаворонкова А., Рубальская А. Путеводитель по MBA в России и за рубежом. — Москва: Begin Group, 2004. — С. 47.
- ↑ Статьи: развитие, личная эффективность, дистанционное обучение, развитие навыков
- ↑ ECCHO Специализация: Case learning Язык: English Издатель United Kingdom
- ↑ INSEAD — Faculty & Research — Awards and Honours
- ↑ О Changellenge >>. Архивировано из первоисточника 5 июня 2012.
- ↑ Фото презентации, представленной на круглом столе по эффективности каналов привлечения.
- ↑ "McNair, Malcolm P."ed. (1954), The Case Method at the Harvard Business School: Papers by Present and Past Members of the Faculty and Staff, New York: McGraw-Hill, pp. 139
- ↑ Статистика по использованию учебных видеокейсов. Доступно на портале Znanie.info (рус.).
- ↑ Деркач А. М. Кейс-метод в обучении органической химии: составление и использование заданий // Среднее профессиональное образование. — 2010. — N 11. — С. 45-47.
- ↑ Деркач А.М. Кейс-метод в обучении органической химии при подготовке технологов пищевой промышленности в системе среднего профессионального образования. Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. СПб.: 2012. - 26 с..
- ↑ "Kolb, D.A., Rubin, I.M., McIntyre, J.M. (1974). [1], Organizational Psychology: A Book of Readings, 2nd edition. Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall
www.wiki-wiki.ru
Кейс, Джордж - Википедия
Джордж Кейс (George Keys) | |||||||||||
мужской | |||||||||||
Новая Зеландия Новая Зеландия | |||||||||||
академическая гребля | |||||||||||
12 декабря 1959(1959-12-12) (57 лет) | |||||||||||
Бервуд, Кентербери, Новая Зеландия | |||||||||||
Награды и медали
|
Джордж Кейс (George Keys) (родился 12 декабря 1959 года в Бервуде, Крайстчерч, Новая Зеландия) являлся членом сборной по академической гребле, завоевавшей олимпийскую бронзовую медаль на летних Олимпийских играх 1988 года в Сеуле. Кейс завоевал эту медаль в четверке вместе с , Грегом Джонстоном (Greg Johnston), и Эндрю Бердом (Andrew Bird), (загребным).
На летней Олимпиаде-1984 в Лос-Анджелесе Кейс соревновался на восьмерке, которая финишировала четвёртой.
Это заготовка статьи о призёре Олимпийских игр. Вы можете помочь проекту, дополнив её. |
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источн |
encyclopaedia.bid
Кейс-стади - Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Метод кейсов (англ. Case method, кейс-метод, метод конкретных ситуаций, метод ситуационного анализа) — техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций. Обучающиеся должны исследовать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы основываются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.
История метода кейсов[ | ]
Метод был впервые применён в Гарвардской школе бизнеса в 1924 году[1], чьи преподаватели быстро поняли, что не существует учебников, подходящих для аспирантской программы в бизнесе. Их первым решением данной проблемы было интервью с ведущими практиками бизнеса и написание подробных отчётов о том, чем занимались эти менеджеры, а также о факторах, влияющих на их деятельность. Слушателям давались описания определённой ситуации, с которой столкнулась реальная организация в своей деятельности, для того чтобы ознакомиться с проблемой и найти самостоятельно и в ходе коллективного обсуждения решение.
Кейс-метод широко используется в бизнес-обучении во всём мире и продолжает завоёвывать новых сторонников. Так, с 50-х годов двадцатого века бизнес-кейсы получают распространение в Западной Европе. Лидирующие бизнес-школы Европы INSEAD, LBS, HEC, LSE, ESADE принимают деятельное участие не только в преподавании, но и в написании таких кейсов.
В России с конца 90-х годов используются переводные (западные) кейсы. Со второй половины 2000-х гг. интерес к кейс-методу возрастает — появляются вузовские кейс-клубы (Кейс-клуб НИУ-ВШЭ, НИЯУ МИФИ, Центр карьеры НИТУ «МИСиС», РЭУ им Г.В.Плеханова, МФТИ, МГТУ им. Н. Э. Баумана, МГИМО, Российский государственный университет нефти и газа имени И. М. Губкина, Финансовый Университет при Правительстве РФ, Новосибирский государственный университет и др.).
С начала 2000-х годов кейсы широко используются в практике преподавания естественнонаучных и технических дисциплин. Например, регулярно публикует соответствующие методические материалы. Практика использования кейсов при обучении разли
encyclopaedia.bid