И УРОК. ПРОФЕССИИ ТИПА «ЧЕЛОВЕК—ЗНАК». К профессиям типа человек знаковая система относится
Типология Е.А.Климова
Классификация профессий (по Е.А. Климову)
Профессия – это определённый вид трудовой деятельности. Каждый вид труда человека имеет компоненты: предмет труда, цель труда, средства труда и условия деятельности. Действительно, когда человек работает, его внимание направлено на предмет труда. С этим предметом надо что-то сделать (цель труда). Реализуется эта цель с помощью средств труда. И конечно, для человека важно знать условия, в которых протекает работа. В соответствии с этими четырьмя признаками и строится классификация профессий, удобная для профессионального самоопределения. Ниже речь пойдёт о классификации профессий по предмету труда, предложенной известным психологом, академиком Е.А. Климовым. Итак, согласно этой точке зрения по предмету труда все профессии можно разделить на пять типов. Типы профессий 1. Предмет труда – природа (животный и растительный мир). К этому типу относятся профессии, связанные с сельским хозяйством, лесной отраслью, природоохранной деятельностью, биотехнологиями, метеорологией, геодезией и т.д. Этот тип профессий называется «человек–природа». Пример: эколог, микробиолог, егерь и др.
2. Предмет труда – техника. К этому типу относятся все профессии, связанные с обслуживанием техники (ремонт, наладка, установка, управление). Сюда же входят и профессии по производству и обработке металлов, их механической сборке и монтажу, а также по сборке и монтажу электрооборудования. В этот же тип включают профессии по обработке и использованию неметаллических изделий, полуфабрикатов, промышленных товаров, а также по переработке продуктов сельского хозяйства. Этот тип профессий называется «человек–техника». Пример: водитель, слесарь, инженер-электрик, строитель, тракторист и др.
3. Предмет труда – человек. К этому типу относятся профессии, направленные на воспитание, обучение, информирование, обслуживание (бытовое, торговое, медицинское) людей. В этих видах деятельности в процессе труда люди взаимодействуют между собой. Этот тип профессий называется «человек–человек». Пример: экскурсовод, учитель, продавец и др.
4. Предмет труда – схемы, знаки, устная и письменная речь, цифры, ноты, формулы, карты, рисунки, дорожные знаки. К этому типу профессий относятся умственные виды деятельности. Например: экономист, корректор, физик, кассир и др. Этот тип профессий называется «человек–знаковая система».
5. Предмет труда – изобразительная, музыкальная, литературно-художественная, актёрская деятельность. Такой тип профессий называется «человек -художественный образ». Пример: дизайнер, декоратор, журналист, вокалист и др.
Профессионально важные качества Профессионально важные качества – это индивидуальные особенности человека, являющиеся условием успешности овладения профессией. Профессионально важные качества могут быть неспецифическими и специфическими. Неспецифические профессионально важные качества – это качества человека, необходимые для овладения любой профессией. Например, трудолюбие, работоспособность, активность, добросовестное отношение к работе, ответственность. Специфические профессионально важные качества – это такие психологические качества человека, которыми он должен обладать для овладения определённой профессией или типом профессий и которые обеспечат ему успех в этой профессии. Специфические профессионально важные качества профессий типа «человек–техника»
В работе представителей профессий «человек–техника» бывает необходимо удерживать в уме сложнейшие процессы, происходящие в технических системах, будь то компьютер, современный автомобиль, «начинённый» электроникой, или автоматизированная линия на производстве. Необходимо не только разбираться в том, как работает техническая система, но и представлять себе всё, что в ней происходит, то есть иметь техническое и пространственное мышление. Показателями хорошего уровня развития пространственного мышления могут служить успехи в таких школьных предметах, как геометрия и черчение. Особенность технических объектов, которыми оперируют профессионалы в этой области, в том, что, как правило, они могут быть точно измерены, точно определены по многим признакам. Также они имеют огромную разницу в размерах – от колоссальной паровой турбины до видимого только под микроскопом транзистора. В профессиях этого типа используются разнообразные средства труда – от гигантского экскаватора до тончайшего микро-скальпеля. Значит, профессии типа «человек–техника» требуют от человека умения концентрировать и переключать внимание, хорошей зрительно-моторной координации, ловкости движений, а в некоторых случаях – физической силы и выносливости. Специфические профессионально важные качества профессий типа «человек–природа» Представители этого типа профессий смотрят на мир как на систему живой природы, биологических явлений. Они могут удерживать в уме большие объёмы информации относительно обстоятельств, влияющих на жизнь биологических и экологических систем – лесов, водоёмов, парков и т. д. Например, необходимо предсказать, что произойдёт в какой-либо биологической системе, если изменится то или иное условие жизни: сельскохозяйственные животные перейдут на новый вид кормов или через лес со сложившимся в нём подвижным равновесием сил пройдёт новая железнодорожная линия или автотрасса и т. д. Профессионалам, работающим с живой природой, нужно иметь особый вид мышления –естественнонаучное мышление. Развитое естественнонаучное мышление включает в себя, прежде всего, способность учитывать воздействия на биологическую систему сразу нескольких обстоятельств, каждое из которых приводит к различным изменениям и с разной скоростью. Для этого надо уметь видеть в каком-либо ряду явлений закономерность и на основании её продолжать этот ряд. Кроме того, нужно иметь в виду, что почти всегда достижения в работе приходят медленно, конечный результат далёк, а промежуточные цели отсрочены. Например, биологу-селекционеру необходимы десятилетия, чтобы вывести новый сорт плодовых деревьев. Поэтому профессионально важным качеством является терпение, а также наблюдательность – умение замечать малейшие изменения в живых системах. Наблюдательность тесно связана с внимательностью, сосредоточенностью, созерцательностью, направленной на внешний мир. Кроме того, для профессий, связанных с путешествиями, экспедициями (геолог, инспектор рыбоохраны, океанолог и т. д.), необходимы физическая выносливость, сила, ловкость. И конечно, важно любить всё живое и бережно к нему относиться. Специфические профессионально важные качества профессий типа «человек–художественный образ» Представители профессий этого типа воспринимают мир, прежде всего, как то, в чём можно найти красоту, как ту область, в которую можно привнести что-то прекрасное. Одни профессионалы этого типа создают художественные ценности, художественные образы, другие их воспроизводят, третьи анализируют, описывают. Очевидно, что для создания художественных образов необходимо развитое творческое мышление. Оно отличается оригинальностью – способностью человека придумать что-то нестандартное, а потому и интересное; гибкостью – умением придумывать разнообразные творческие решения; точностью – способностью предложить то решение, которое сообразно условиям творческой задачи. Для того чтобы замечать прекрасное, видеть гармонию, нужно быть тонко чувствующим человеком, но при этом необходимо иметь и душевную устойчивость, невозмутимость, которая даёт силы не расстраиваться по любому поводу. В профессиях типа «человек–художественный образ» можно выделить творческие (художник, музыкант, архитектор, модельер, писатель и т. д.) и рабочие профессии (маляр, косметолог, портной, фотограф, вышивальщица и т. д.). Содержание деятельности рабочих профессий заключается в воспроизводстве художественного образа с помощью различных средств, орудий труда, поэтому к профессионально важным качествам наряду с образной памятью можно отнести и такие, как координация движений, пространственные представления, ловкость движений. Для профессионалов этого типа сформулированы требования к специальным способностям:
для хореографа – к танцевально-музыкальным;
для музыканта – к музыкальным;
для художника, скульптора, архитектора – к художественным и т. д.
Любому творческому человеку хочется быть «самым-самым» в своём искусстве. При этом легко зазнаться и начать считать себя таковым. В связи с этим важно быть самокритичным, уметь посмотреть со стороны на результаты своего труда.
Специфические профессионально важные качества профессий типа «человек–знаковая система» Людям, занятым в профессиях «человек–знаковая система», мир, прежде всего, видится со стороны того, насколько он упорядочен и всё в нём изучено, учтено, подсчитано. Представители профессий этого типа хорошо умеют ориентироваться в знаковых системах, условных обозначениях. Поэтому для них важно, например, чувство языка, то есть способность находить общий смысл в тексте и улавливать всё, что не соответствует ему. Очень высоки требования к развитию внимания. Например, необходима хорошая избирательность внимания, чтобы замечать ошибки в тексте. Переключаемость внимания важна, например, для того, чтобы легко переходить от клавиатуры компьютера или наборной машины к дисплею. Представителям профессий этого типа нужна также способность быстро приводить в систему различные данные, которые на первый взгляд кажутся неупорядоченными. Их деятельность определена множеством норм: законами грамматики, правилами языка программирования, нормативными документами (постановлениями, указами и т. д.). Важнейшими качествами для профессий типа «человек–знаковая система» являются усидчивость, аккуратность, точность, пунктуальность. Специфические профессионально важные качества профессий типа «человек–человек» Люди, занятые в профессиях типа «человек–человек», видят мир, прежде всего, как систему человеческих отношений. Системы человеческих отношений, с которыми имеют дело профессионалы, очень сложны. Это, например, отношения между школьниками в классе, отношения сторон в судебном разбирательстве, отношения в трудовом коллективе. Представителям таких профессий важно понимать, что каждый человек воспринимает мир по-своему, а многие трудности в отношениях между людьми вызваны неумением людей принять точку зрения другого. Для того чтобы научиться строить отношения между людьми, полезны некоторые навыки. Например, коммуникативные. Они позволяют профессионалам легко вступать в контакт с новыми и очень разными людьми. Необходимо понимать переживания другого человека, уметь откликаться на его чувства. Эта способность называется эмпатией. Представителю любой профессии типа «человек–человек» очень важно быть тактичным. От всех этих способностей, умений и навыков зависит не только успех в профессиональной работе, но и жизни и судьбы людей, с которыми работает профессионал. Поэтому необходимы выдержка, самообладание, организационные умения. Если коммуникативные навыки проявляются в стремлении к общению, сопереживанию, интересе к другим людям, то организаторские умения – в самостоятельном принятии решений, в инициативности, в планировании деятельности. Организованность заключается в способности целенаправленно управлять своей активностью, что проявляется в умении контролировать, рассчитывать свои действия, строго планировать время и средства, доводя начатое дело до завершения. Некоторые профессии трудно отнести к какому-то одному типу. Например, врач-стоматолог. Эту специальность можно отнести и к профессиям типа «человек–человек» и «человек–техника». Значит, чтобы овладеть этой специальностью, у человека должны быть специфические профессионально важные качества, которые важны для двух типов профессий. Личностные черты людей, говорящие о склонности к тому или иному типу профессий Для людей, которым подходят профессии типа «человек–природа», характерны следующие черты: - Интерес к познанию мира природы: живым организмам, растениям, животным, птицам, насекомым, микроорганизмам, а также к биологическим, атмосферным, геологическим и космическим процессам и явлениям. - Охотное участие в опытах и наблюдениях на уроках биологии, экологии, астрономии, химии. - Готовность ежедневно выполнять работу по уходу за животными, растениями, терпеть дискомфорт (холод, грязь, неудобства, запахи). - Интерес к исследовательской и аналитической работе, связанной с наблюдениями за животными и растениями, окружающей средой (проведение проб, замеров, экспертизы качества воды, почвы и т. п.). - Умение лучше других выполнять практические и лабораторные работы по биологии, экологии, географии, астрономии, участие в природоохранной деятельности (акциях «зелёных» и др.). Для людей, склонных к профессиям типа «человек–техника», характерны следующие черты: - Способность к овладению различной техникой (умение разбираться в устройствах механизмов, машин, приборов) и успешное усвоение точных наук (физики, химии, математики). - Интерес к технике, умение охотно и подолгу что-нибудь мастерить, разбирать или чинить (например, ремонт электропроводки, бытовых приборов, радиоаппаратуры). - Способность легко разбираться в технических чертежах и схемах, ориентироваться в объектах по планам. - Умение по чертежам, схемам своими руками создавать реальную модель (например, собрать приёмник, велосипед или авиамодель). - Интерес к технической литературе, стремление к чтению литературы об устройстве и работе машин, механизмов, приборов.
Для людей, которым подходят профессии типа «человек–человек», характерны следующие черты: - Потребность в общении. - Умение устанавливать взаимоотношения с одноклассниками и окружающими людьми, замечать даже небольшие нюансы в настроении собеседников. - Способность свободно выражать свои мысли, без внутренней скованности вступать в общение с новыми людьми. - Способность вызывать интерес и симпатию окружающих людей. - Способность понимать человека, его чувства, мысли, сопереживать ему. - Способность помогать другим людям, выручать их в трудной ситуации, отзывчивость. - Умение владеть собой, не обижать собеседника во время общения. - Умение улаживать разногласия между людьми, находить компромиссные решения, устраивающие ту и другую сторону. - Умение убедить в чём-то важном сверстников и организовать их для выполнения какого-либо дела. Для людей, склонных к профессиям типа «человек–знаковая система», характерны следующие черты: - Умение работать с числами. - Умение подолгу и охотно что-нибудь подсчитывать, вычислять, чертить, анализировать информацию. - Соблюдение точности при составлении таблиц, чертежей, графиков, схем, карт. - Занятие исследовательской работой (анализ информации и оформление результатов в письменном виде). - Быстрое усвоение иностранных слов, знаков, символов, умение делать переводы с одного языка на другой. - Чтение научно-популярной и другой литературы. - Разгадывание головоломок или решение сложных задач и схем. - Умение точно выполнять мелкие операции, подсчёты, составлять схемы и программы. - Умение упорядоченно накапливать и хранить информацию. - Умение логически мыслить, анализировать и обобщать различную информацию в виде цифр, знаков, текстов. - Умение подробно и ясно излагать свои мысли в письменной форме (написание сочинений, длинных писем, ведение дневника и ежедневника). Для людей, которым подходят профессии типа «человек–художественный образ», характерны следующие черты: - Осознание своей неповторимости, оригинальности в оценке окружающего мира, людей, событий, вещей. - Способность увидеть, заметить в обычном необычное, представлять, воображать ситуации, картины, новые модели чего-либо (машины, одежды и т. д.). - Готовность с удовольствием и подолгу заниматься любимой работой (рисованием, музыкой, пением, игрой на музыкальном инструменте). - Умение нестандартно мыслить, подход к решению проблемы под неожиданным углом зрения. - Способность лучше других справляться с заданиями на уроках рисования, музыки, литературы, мировой художественной культуры. - Участие в различных кружках творческой самодеятельности (ИЗО, музыки, актёрского мастерства, лепки и т. п.).
Источник: Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2004. - 304 с
studfiles.net
Трудоустройство выпускников БГТУ им. В.Г. Шухова
Легко знакомлюсь с новыми людьми.
да
нет
не знаю
Охотно и подолгу могу что-нибудь мастерить, чинить.
да
нет
не знаю
Люблю ходить в музеи, театры, на художественные выставки.
да
нет
не знаю
Охотно и постоянно слежу и ухаживаю за растениями и животными.
да
нет
не знаю
Охотно и подолгу могу что-нибудь подсчитывать, решать задачи, чертить.
да
нет
не знаю
Охотно помогаю старшим по уходу за животными и растениями.
да
нет
не знаю
Люблю проводить время с младшими, когда их нужно чем-нибудь занять, увлечь делом, помочь им в чём-то.
да
нет
не знаю
Обычно я делаю мало ошибок в письменных работах.
да
нет
не знаю
То, что я делаю своими руками, обычно вызывает интерес у моих товарищей, старших.
да
нет
не знаю
Старшие считают, что у меня есть способности к определенной области искусства.
да
нет
не знаю
Я охотно читаю о растительном и животном мире.
да
нет
не знаю
Активно участвую в художественной самодеятельности.
да
нет
не знаю
Охотно читаю об устройствах механизмов, машин, приборов.
да
нет
не знаю
Охотно разгадываю кроссворды, головоломки, ребусы, трудные задачи.
да
нет
не знаю
Легко улаживаю разногласия между сверстниками или младшими.
да
нет
не знаю
Старшие считают, что у меня есть способности к работе с техникой.
да
нет
не знаю
Результаты моего художественного творчества одобряют даже незнакомые люди.
да
нет
не знаю
Старшие считают, что у меня есть способности к работе с растениями или животными.
да
нет
не знаю
Обычно мне удается подробно и ясно для других излагать мысли в письменной форме.
да
нет
не знаю
Я почти никогда не ссорюсь.
да
нет
не знаю
Вещи, сделанные мной, одобряют и незнакомые люди.
да
нет
не знаю
Без особого труда усваиваю ранее незнакомые или иностранные слова.
да
нет
не знаю
Мне часто случается помогать незнакомым людям.
да
нет
не знаю
Подолгу, не уставая, могу заниматься любимой художественной работой (музыкой, рисованием и т. п..
да
нет
не знаю
С большим интересом читаю об охране природной среды, леса, животных.
да
нет
не знаю
Люблю разбираться в устройстве механизмов, машин, приборов.
да
нет
не знаю
Мне обычно удается убедить сверстников в том, что нужно делать так, а не иначе.
да
нет
не знаю
Охотно наблюдаю за животными или рассматриваю растения.
да
нет
не знаю
Без особых усилий и охотно разбираюсь в схемах, графиках, чертежах, таблицах.
да
нет
не знаю
Пробую свои силы в живописи, музыке, поэзии.
да
нет
не знаю
- отмечены поля без ответа. Пожалуйста, ответьте на все вопросы.
career.bstu.ru
И УРОК. ПРОФЕССИИ ТИПА «ЧЕЛОВЕК—ЗНАК»
I. БЕСЕДА
Специалисту, который работает со знаками, важно уметь, с одной стороны, абстрагироваться от реальных физических, химических, механических свойств предметов, а с другой — представлять и воспринимать характеристики реальных явлений или объектов, стоящих за знаками. Другими словами, нужно обладать хорошо развитым абстрактным мышлением и воссоздающим воображением. А учитывая, что знаки сами по себе часто имеют малозаметные различия, необходимы такие качества, как сосредоточенность, усидчивость и хорошее внимание.
Особые требования профессии этого типа предъявляют к вниманию.
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. «КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА»
Ребятам предлагается проверить свое внимание с помощью специальной методики. Может использоваться обычный бланк или детский вариант методики. Смысл задания не только диагностический, хотя результаты выполнения
задания нужно учитывать при консультировании. Невысокий по сравнению с другими результат может подтолкнуть ребят к работе по развитию внимания.
Какие виды внимания вы знаете? Какие существуют упражнения для развития внимания? Кто из вас выполняет эти упражнения? Есть ли успехи?
И УРОК. ПРОФЕССИИ ТИПА «ЧЕЛОВЕК—ИСКУССТВО»
I. БЕСЕДА
Важнейшие требования, которые предъявляют профессии этого типа — наличие способностей, творческое воображение, образное мышление и, конечно, трудолюбие.
Как вы думаете, какой темперамент преобладает у людей искусства?
Почему среди поэтов, музыкантов и художников так много меланхоликов? «Составляющие» этого темперамента — склонность к одиночеству и впечатлительность, чувствительность нервной системы. Эти чувства находят выражение в произведениях искусства.
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
Упражнение «Интервью».Отработка навыков спонтанного поведения. Участникам предлагается попробовать себя в роли журналистов, задающих неожиданные, острые вопросы, и известных людей (артистов, художников), которым на эти вопросы приходится отвечать. Затем провести обсуждение. Что вы чувствовали, отвечая на вопросы? Как вели себя «журналисты»? Удалось ли им расположить к себе собеседника? Как они обращались к «звездам»? Обратите внимание на позы, в которых находились участники интервью.
III. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Составьте психологический портрет человека творческой профессии — реального или вымышленного; отметьте особенности его характера, мышления, темперамента, профессионально необходимые ему качества, постарайтесь сделать его «живым».
Й УРОК. ПРОФЕССИЯ ТИПА «ЧЕЛОВЕК—ЧЕЛОВЕК»
I. БЕСЕДА
Не так уж много на земле профессий, позволяющих обходиться без общения с людьми. Поэтому вы поступите правильно, если обратите внимание на такие качества, как общительность, контактность.
Главное содержание труда в профессиях типа «человек-человек» сводится к взаимодействию между людьми. Если не ладится это взаимодействие, значит не ладится и работа. Поэтому существенное значение имеет умение устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать их. Какие качества, по-вашему, необходимы для работы с людьми?
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Игра «Контакт»— эффективное средство в приобретении школьниками навыков культуры общения. Она направлена также на частичное определение ими своего соответствия конкретным профессиям, так как участие в проблемных ситуациях дает возможность ближе познакомиться с общими особенностями данной сферы деятельности.
Для активизации школьников перед началом игры можно провести небольшую разминку (см. игру Аукцион»). Разделив для удобства все профессии данного типа на несколько групп (педагогика, медицина, право, культура, сфера обслуживания), учитель просит детей поочередно называть все знакомые им профессии, относящиеся к определенной группе. Выигрывает участник, последним назвавший профессию. После такой разминки ребята легко настраиваются на игровой лад.
Участники делятся на пары. Каждая пара получает листок с описанием ситуации, которую предстоит разыграть:
1. Воспитатель детского сада—мать (отец) ребенка. Ребенок провинился, воспитатель рассказывает об этом матери. Она защищает малыша, не вникая в суть дела и считая, что ее ребенок просто не может быть не прав. Какова позиция воспитателя?
2. Врач—пациент. Молодой врач при посещения больного (пожилого человека) ставит диагноз и назначает лечение. Но пациент сам имеет медицинское образование и с диагнозом и методами лечения не согласен. Как поступит молодой врач?
3. Следователь—свидетель. По ходу расследования преступления следователь допрашивает свидетеля. Тот говорит неправду (придумайте сами, почему). Как убедить его дать правдивые показания?
4. Учитель—ученик. Ученик-эрудит просит разрешения дополнить учителя истории после объяснения нового материала. Он рассказывает любопытные, но неизвестные педагогу факты и интересуется его мнением по этому поводу. Какова реакция учителя?
5. Парикмахер—клиент. Клиент заказывает стрижку, которая ему явно не пойдет (придумайте, почему). Парикмахер предлагает другой вариант, но клиент не согласен. Какую позицию займет парикмахер?
6. Гид-переводчик—иностранный бизнесмен. Гид-переводчик сопровождает иностранного бизнесмена из аэропорта в гостиницу. Неожиданно оказывается, что место в ней не забронировано. Уставший иностранец не понимает, почему ему не дают отдохнуть после утомительной дороги. Что в этой ситуации может предпринять гид?
Ответы на заданные в игре вопросы школьники вряд ли найдут в книгах и учебниках. Игра заставляет самостоятельно мыслить и брать на себя ответственность за принятые решения. Задача учителя — помочь школьникам вжиться в роль, встать на место тех, кого они изображают. Иногда учащиеся боятся принимать неординарные решения потому; что незнакомы со своими правами и обязанностями. Они, например, могут не знать, что в случае сомнения при постановке диагноза (ситуация 2) врач может собрать консилиум. Подсказка учителя, возможно, подтолкнет ребят к правильному решению. В ситуации 6 они также теряются, поскольку в обязанности переводчика не входит улаживание бытовых проблем. Но гид может проявить инициативу: успокоить иностранца, попытаться найти организаторов поездки.
На заключительном этапе игры участникам предлагается проанализировать разыгранные ими ситуации и поведение «специалистов», выделить те из них, в которых удалось найти оптимальное решение. Итогом игры должен стать вывод о том, что при выборе профессии типа «человек—человек» нужно быть готовым почти все свое рабочее время общаться с людьми, в любых условиях сохраняя выдержку, спокойствие и доброжелательность.
По завершении игры учитель записывает на доске правила, которые ученики должны переписать в тетрадь.
1. Единственный способ добиться успеха в споре — уклониться от него.
2. Проявляйте уважение к мнению другого.
3. Если не правы, признайте это сразу и чистосердечно.
4. Дайте собеседнику возможность выговориться.
5. Честно попытайтесь взглянуть на проблему с точки зрения другого.
III. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Составьте «реестр» профессионально важных качеств для работы в сфере «человек—человек»; выделите те черты, которыми вы обладаете, и те, которых вам, на ваш взгляд, не хватает.
Й УРОК. ОШИБКИ В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ
I. БЕСЕДА
Что самое главное при выборе профессии? Чтобы твоя работа в будущем была успешной и приносила удовлетворение. Все, что способствует такому выбору, хорошо, все, что противодействует, плохо.
Можно выделить две ошибки, приводящие к неверному выбору профессии. Это, во-первых, неправильное отношение к различным обстоятельствам выбора (к области деятельности, к советам и поведению окружающих), включая и недостаточную самостоятельность в принятии решения; во-вторых, недостаточность знаний, опыта, информированности о существенных обстоятельствах этого выбора. Встречались ли вам взрослые, которые, на ваш взгляд, ошиблись в выборе профессии? Как они живут и что чувствуют?
Почему это произошло?
Желательно вызвать ребят на дискуссию, в ходе которой с помощью учителя сформулировать и записать причины, приведшие к неправильному выбору профессии: предубеждения, «за компанию», идеализация, увлечение «антуражем», заблуждения (на свой счет, на счет профессии).
В отношении ряда профессий существуют предубеждения, которые заключаются в том, что некоторые виды деятельности воспринимаются как непрестижные. Список этих профессий может меняться в течение одного или нескольких поколений. Так, профессия учителя, полвека считавшаяся в нашей стране престижной, в начале 90-х годов перешла в разряд непрестижных. Сейчас ее репутация медленно восстанавливается. Как вы думаете, почему это произошло? Какие профессии вы считаете престижными и почему? Как вы вообще понимаете слова «престиж», «престижность»?
Довольно часто выпускники выбирают профессию «за компанию». Плохо это или хорошо? Хорошо в том случае, когда у друзей совпадают интересы, склонности и способности к одной и той же профессиональной деятельности. Плохо, если один из них руководствуется только этим принципом. В этом случае его, как правило, постигает жестокое разочарование, и после долгих, иногда мучительных поисков, он вынужден менять первоначальный выбор. Это в лучшем случае. В худшем он будет всю оставшуюся жизнь заниматься нелюбимым делом. Какие последствия это будет иметь для его карьеры?
Нередко интерес к профессии формируется под влиянием книг, кинофильмов, знакомства с интересным человеком, которому хочется подражать. Каковы профессии героев популярных современных фильмов? Как вы к этим профессиям относитесь?
И последнее. Ошибок можно избежать, если реально представлять собственные возможности, знать особенности своей нервной системы, памяти, внимания, мышления, правильно оценивать уровень подготовленности, интересы и склонности.
Й УРОК. ФОРМУЛА ПРОФЕССИИ
I. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Усвоение материала происходит во время проведения игровой профориентационной методики, разработанной И. С. Пряжниковым.
Методика служит для оперативного определения наиболее подходящих для подростка профессий на основе выбора соответствующих характеристик трудовой деятельности. Она проста и эффективна.
Цели труда
1.1. Оценивать, проверять.
1.2. Исследовать что-либо, делать открытия.
1.3. Перевозить что-либо.
1.4. Изготавливать какие-то предметы.
1.5. Учить, воспитывать, консультировать.
1.6. Творить, создавать новое.
1.7. Руководить людьми.
1.8. Обслуживать кого-либо или что-либо.
1.9. Постоянно работать над собой, «быть в форме».
Предмет труда
2.1. Технические объекты.
2.2. Тексты, графики, числа.
2.3. Экономика и политика.
2.4. Искусство.
2.5. Наука.
2.6. Растения и микроорганизмы.
2.7. Животный мир.
2.8. Люди.
2.9. Детали и материалы.
Средства труда
3.1. Ручные.
3.2. Механические.
3.3. Автомеханические.
3.4. Компьютеры.
3.5. Интеллект.
3.6. Выразительные движения, мимика.
3.7. Творческое мышление.
3.8. Возможности организма и органов чувств.
3.9. Голос, интонация.
Условия и организация труда
4.1. Бытовой микроклимат.
4.2. Помещения с большим числом людей.
4.3. Разъезды.
4.4. Самостоятельность.
4.5. Открытый воздух.
4.6. Экстремальные условия.
4.7. Особые условия.
4.8. Изысканные отношения.
4.9. Работа на дому.
После того как комплект карточек сделан (это не должно занимать больше 20 минут), учащимся предлагается из каждой группы карточек выбрать 2—3 наиболее привлекательных. В результате выбора предпочитаемых целей, предмета, средств и условий труда возникает достаточно полная мотивационная картина профессионального выбора. Если подросток еще не выбрал профессию, то по этим характеристикам можно ее определить.
После того как все учащиеся разложат перед собой карточки с отобранными признаками, можно попросить кого-нибудь прочитать вслух эти признаки, а остальным предлагается угадать, какая профессия загадана.
Если останется время, можно предложить стать профконсультантом для соседа по парте и прокомментировать его выбор карточек.
На какую профессию вам удалось выйти в результате? Соответствует ли эта профессия вашему выбору, если он есть? Запишите полученные характеристики и профессию.
II. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
«Проконсультируйте» с помощью этой методики своих родителей и определите, как соотносится выбор указанных характеристик с их реальной профессией.
infopedia.su
Профессии типа "человек-человек". Список профессий типа "человек-человек"
Профессии типа "человек-человек" - это довольно сложные специальности. Но они пользуются особой популярностью среди людей. Все специальности делятся на группы, к тому же имеют классификацию. И чтобы лучше начать понимать, что подразумевают собой профессии типа "человек-человек", необходимо рассмотреть эти вопросы более подробно.
Типология
Итак, есть две классификации специальностей данного типа. Первая называется типологией Голланда. Она связывает вид выбираемой деятельности непосредственно с личностью. Вторая - типология Климова. Она классифицирует профессии по предмету трудовой деятельности.
Итак, типология Климова выделяет пять главных объектов: художественный образ, знак, техника, природа и человек. Основной, центральный субъект здесь - это, конечно, последний элемент из перечисленных. К категории "человек-человек" Климов относит все специальности, которые касаются общения, воспитания, обучения и обслуживания.
Типология Голланда немного сложнее. Этот специалист считал, что определенному личностному типу соответствует вполне конкретный тип рабочей среды. Голланд выделяет такие типы личности, как реалистический, интеллектуальный, артистический, предпринимательский, социальный и конвенционный. В принципе, особых отличий от классификации Климова здесь нет - разница в названиях. Просто Голланд рассматривает проблему выбора профессии с нескольких точек зрения, учитывая психологию человека, его навыки, способности и предрасположенность.
Актуальность
Профессии типа "человек-человек" вследствие развития рыночных отношений стали набирать популярность. Взять, к примеру, такую специальность, как менеджер. Ранее она была и вовсе никому не известна. Зато сегодня является одной из самых популярных. Ведь в задачи менеджера входит управление, а также организация работы компании и коллектива, как и регуляция их деятельности. И эти люди должны быть в каждой компании, чем бы она ни занималась - социальными вопросами, промышленностью, транспортом, сервисом или чем-либо другим.
Если говорить про профессии "человек-человек", список которых довольно внушительный, то менеджер будет в первой десятке рейтинга. Поскольку он не только следит за рабочим процессом, но и разрешает спонтанно возникающие ситуации, которые требуют оперативности и риска.
Обслуживающий персонал
Продавцы-консультанты, горничные, администраторы, официанты - это тоже профессии типа "человек-человек". Многие люди ошибочно полагают, что работа этих людей не так уж и сложна. Якобы не нужно разбирать технику, вычислять формулы, выполнять расчеты. Но на самом деле это очень трудная работа, поскольку она подразумевает общение с другими людьми. У каждого из них свои характеры, предпочтения, мягко говоря, причуды. Не каждый способен вежливо контактировать с другими людьми, делая это изо дня в день.
Общение - главный рабочий инструмент
Точно так же как врач должен быть внимательным и ответственным, водитель - аккуратным, а инженер - постоянно мыслящим, люди, принадлежащие к профессии "человек-человек" (примеры которых были приведены выше), обязаны соответствовать определенным требованиям.
Первое, чем им необходимо владеть, - это своим языком. У них должна быть мастерски развита устная и письменная речь. Ведь главный инструмент людей, принадлежащих к профессии типа "человек-человек" (список содержит такие специальности, как педагог, воспитатель, экскурсовод), - это общение. Они вынуждены постоянно контактировать с другими людьми. Преподаватель передаёт знания студентам и ученикам, объясняя им материал, экскурсовод рассказывает о достопримечательностях, официант осведомляет посетителей ресторана о блюдах, персонал интересуется, чего бы хотел клиент. Всего вышеперечисленного можно достичь лишь путем общения.
Индивидуальные качества
Полное описание типа профессии "человек-человек" невозможно без перечисления всех характеристик, которыми должна отличаться личность, выбравшая для себя специальность, относящуюся к этой категории. Важно, чтобы профессионал умел устанавливать и поддерживать деловые контакты. Также он должен понимать состояние других людей, чувствовать их настроение. К тому же специалисту необходимо уметь влиять на других, причем в мягкой форме. Это дано не каждому, но данный навык при наличии предрасположенности можно развить. Чаще всего он приходит с опытом. Взять хотя бы педагогов - мало кто из начинающих учителей сможет с первого урока взять под контроль весь класс, зато спустя лет пять педагогической деятельности это не будет уже проблемой.
Характеристика профессий типа "человек-человек" подразумевает, что специалисты должны обладать доброжелательностью, спокойствием и выдержкой. Иначе в обществе выжить (тем более работать) не получится.
Список профессий
Для полного понимания темы следует перечислить профессии "человек-человек". Список может получиться достаточно объемным, однако самые популярные и востребованные вниманием обходить не стоит. Итак, это журналист, библиотекарь, инспектор, медсестра, продавец, проводник (работник поезда), гид, страховой агент, социальный работник, секретарь, торговый представитель (или консультант), менеджер, воспитатель, следователь, психолог, педагог, официант, бармен, фельдшер, врач, нотариус и юрист.
Как можно видеть, список действительно большой, и все перечисленные специальности довольно сложны. Ведь те люди, которые относятся к профессиям "человек-человек", должны быть не только вежливыми, внимательными и коммуникабельными. Кроме всего этого, им необходимо владеть навыками, которые нужны для полноценной работы. Журналист должен уметь добывать качественную информацию и в правильной форме преподносить её остальным, юрист - цитировать закон, секретарь - печатать со скоростью 100 слов в минуту, официант - наизусть знать меню и состав каждого блюда, бармен и вовсе, сродни химику, обязан в идеале владеть искусством составления коктейлей.
Что стоит знать
Всем нам известно, как быстро можно устать от регулярного общения с людьми. В особенности от однообразного. Но поскольку профессиональная деятельность человека, специальность которого относится к категории "человек-человек", это и предполагает, важно в этом случае вовремя сделать перерыв. Необходимо расслабляться, отстраняться от остальных, иногда бывать наедине с самим собой, чтобы пополниться силами и энергией. Если люди, которые работают с компьютерами, отдыхают, идя с друзьями в бар, то педагоги/журналисты/официанты в конце своего рабочего дня мечтают о тишине.
Кому профессии типа "человек-человек" не подходят?
Не всем людям перечисленные профессии подходят. Если есть дефекты речи, не получается грамотно, выразительно и красиво излагать свои мысли - это уже является своеобразным "противопоказанием" к выбору профессии. Замкнутым людям также нельзя делать выбор в сторону какой-либо из перечисленных специальностей. Погруженность в свой мир, отсутствие желания общаться, неумение быть коммуникабельным, нерасторопность, слишком ярко выраженные физические недостатки, абсолютное равнодушие к остальным и медлительность - эти качества становятся преградой на пути к освоению профессии этого типа.
fb.ru
Человек-знаковая система
Тип «человек — знаковая система» объединяет профессии, связанные с текстами, с цифрами, формулами и таблицами, с чертежами, картами, схемами, звуковыми сигналами.
Общие психологические требования профессий этого типа к человеку:
- — Хорошая оперативная и механическая память.
- — Способность длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале.
- — Хорошие переключаемость и распределение внимания.
- — Точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками.
- — Усидчивость, терпение.
Начиная данную статью, рассказывающую о такой профессии, как аудитор, приведем определение понятия.
АУДИТ – профессиональная деятельность аудиторов по осуществлению независимых проверок бухгалтерской отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований субъектов экономики с целью установления достоверности их бухгалтерской отчетности и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации.
В более широком смысле аудиторская деятельность включает также консультационные услуги, независимую оценку, экспертные услуги….
АУДИТОР – физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным законодательством, и аттестованное в установленном порядке на право осуществления аудиторской деятельности.
Аттестат аудитора выдается на ограниченный срок, после чего происходит переаттестация и, соответственно, продление или прекращение действия этого документа.
Аудиторы регулярно посещают специальные курсы повышения квалификации для того, чтобы поддерживать высокий уровень своей профессиональной подготовки.
Первым же шагом на пути к данной профессии является получение высшего образования, причем желательно в профильном вузе или в вузе, который не первый год ведет подготовку таких специалистов.
В период обучения главными дисциплинами для будущих аудиторов являются “Аудит”, “Бухгалтерский учет”, “Экономическая теория”, “Финансы и кредит”, “Юриспруденция”.
Кроме того, очень важным моментом является практическая подготовка. Так как практические навыки и опыт в аудиторском деле важны не меньше, а порой и больше теоретических знаний, то прохождение производственной практики в аудиторской фирме с оформлением этого периода в ваш трудовой стаж не будет лишним для последующего трудоустройства. На сегодняшний день основными требованиями к молодым специалистам являются безупречное знание бухгалтерского учета и наличие минимального (1-2 года) опыта работы.
Профессия относится к формату «конвенциональный».
Необходимые личные качества и способности для достижения профессионального успеха:
- — объективность, внимательность
- — независимость от внешних факторов и давления со стороны
- — усидчивость и терпеливость
- — аккуратность и педантичность
- — честность
- — хорошая концентрация внимания
- — математические способности
- — аналитические способности
- — хорошая кратковременная и долговременная память
Близкие по содержанию профессии:
- — бухгалтер
- — налоговый инспектор
- — экономист
Аудитор выражает интересы общества, которое имеет право на достоверную информацию о хозяйствующих субъектах экономики.
Законодательно закреплен тот факт, что аудитор не может совмещать свою профессиональную деятельность с какой-либо иной деятельностью.
Данная профессия имеет особую актуальность в рыночных условиях экономики, когда каждый участник экономических отношений желает знать как можно больше достоверной информации о своих потенциальных партнерах, клиентах, заказчиках, акционерах, кредиторах, заемщиках и т. д. Именно аудиторы придают такой информации статус “достоверная”.
В. Беистов
Чтобы наиболее полно отразить суть работы бухгалтерской службы, к поговорке, вынесенной в заголовок, следует добавить «… и строгий учет». Именно бухгалтер ежедневно отслеживает расход денежных средств и их поступление на банковские счета и в кассу предприятия, организации, фирмы. Все операции отражаются документально, так, что при желании можно отследить «судьбу» буквально каждой копейки. Работу бухгалтера можно разделить на две части – ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности.
Бухгалтерский учет представляет собой непрерывное и взаимосвязанное документальное отражение всех хозяйственных операций в денежной форме.
Бухгалтерская отчетность представляет собой сведение данных за отчетный период (месяц, квартал, год) и предоставление их в органы налогового контроля.
Вообще термин «бухгалтерия» возник от немецких слов BUCH (книга) и HALTEN (держать), и именно в специальных бухгалтерских книгах и журналах ведется постоянный учет движения денежных средств организации.
Используемые в бухгалтерской деятельности бланки и документация имеют единые стандарты, что позволяет оперативно проводить их обработку и анализ. На основе бухгалтерской отчетности отдельных предприятий и организаций специализированные органы регулярно составляют статистические показатели по отраслям хозяйства и по национальной экономике в целом.
Говоря о получении профессионального образования по специальности «Бухгалтерский учет и контроль», стоит отметить, что обучение по данному направлению сегодня предлагают многие учебные заведения среднего и высшего профессионального образования, а также учебные центры и учреждения системы начального профессионального образования (училища и лицеи). Выбор следует делать исходя из намеченного уровня работы в бухгалтерской сфере – малое предприятие или крупное объединение, должность рядового или главного бухгалтера, уровень заработной платы … Другими словами, для работы простым бухгалтером в небольшом магазине нужно соответствовать одним требованиям, а должность главного бухгалтера большой коммерческой структуры предполагает совсем иной уровень требований к претенденту. Если в первом случае может быть достаточно среднего профессионального образования и минимального стажа работы, то во втором обязательны высшее образование (полученное в профильном вузе) и приличный стаж работы вкупе со знаниями информационных технологий в области бухгалтерии, основ законодательства, современных тенденций в бухгалтерской сфере.
Выбирая учебное заведение, помимо общих обязательных моментов обратите внимание на то, как давно в этом заведении готовят таких специалистов, к основному или дополнительному направлению обучения относятся специальности экономического профиля, каковы возможности практического закрепления полученных теоретических знаний, насколько высоко котируются выпускники данного учреждения на рынке труда.
Наиболее близкими по содержанию деятельности к рассматриваемой специальности являются профессии аудитора, экономиста, налогового инспектора. В нашей рубрике им будут посвящены отдельные обзоры.
Однако, прежде чем начать выбирать уровень образования и учебное заведение еще раз проанализируйте мотивы, которыми вы руководствовались при выборе данной профессии. Если они объективны, значит вы на верном пути.
Убедитесь, есть ли у вас необходимые для работы бухгалтером личные качества.
Профессия относится к формату «конвенциональный».
Необходимые личные качества и способности для достижения профессионального успеха:
- — усидчивость и терпеливость
- — аккуратность и педантичность
- — хорошая кратковременная и долговременная память
- — хорошая концентрация внимания
- — математические способности
- — аналитические способности
- — канцелярские способности
- — честность
Близкие по содержанию профессии:
- — аудитор
- — налоговый инспектор
- — экономист
- — кассир
- — архивариус
В завершении нужно отметить, что профессия бухгалтера существует независимо от политического строя, времени года, благосостояния населения. Изменяться могут лишь требования к профессии и условия труда, но квалифицированные бухгалтеры всегда будут неотъемлемой частью экономической деятельности.
В. Беистов
kpuchel.ru