Макаренко и его система воспитания. Макаренко система воспитания
Система воспитания Макаренко | Журнал-И
Понравилась статья. Чем больше читаю, тем больше понимаю, что система Макаренко для меня ближе всего. А вы какой системы придерживаетесь?
Система А.С. Макаренко: 5 принципов воспитания сильной личности: Коллектив Самоуправление Трудовое в
Советский педагог и писатель Антон Семенович Макаренко признан одним из четырех выдающихся педагогов мира, наряду с Джоном Дьюи, Георгом Кершенштейнером и Марией Монтессори. Такой чести в 1988 году его удостоило ЮНЕСКО. Главная заслуга Макаренко – авторская методика воспитания, которая творила чудеса: в 20-е годы беспризорники и малолетние преступники не просто перевоспитывались, а становились выдающимися личностями. В чем был секрет Макаренко и применима ли она к современным детям?
Основа методики Макаренко – воспитательный коллектив, в котором дети связаны общими дружескими, бытовыми, деловыми целями и это взаимодействие служит комфортной средой для развития личности. Звучит скучно и напоминает о пионерах, но попробуем разобраться, чем этот принцип интересен в наше время, ориентированное на развитие индивидуальности.
Ощущение того, что ребенок является частью коллектива, учит его взаимодействию с другими детьми. Коллектив помогает ему адаптироваться в социуме, почувствовать себя его частью, принять новые социальные роли. Развитие взаимоотношений детей, конфликты и их разрешение, переплетение интересов и взаимоотношений стоят в центре системы Макаренко. При этом коллектив должен развиваться, ставить новые цели и поэтапно идти к ним, а каждый ребенок осознавать свой вклад в этот общий процесс.
Такое воспитание, ориентированное на природные задатки, подготавливает ребенка к жизни в реальном мире, где он больше не будет исключительным и единственным, и ему понадобится завоевать свой статус. В итоге, ребенок морально готовится принимать взвешенные решения, осознавать свои силы и не бояться их применять,
Кроме того, дети ориентированные не только на получение (популярное «мне все должны, а я никому ничего не должен»), но и на отдачу – будут испытывать взрослое чувство социальной ответственности.
СамоуправлениеПо большому счету, система воспитания Макаренко самая демократичная. Выдающийся педагог выступал за создание комфортного психологического климата в коллективе, который даст каждому ребенку ощущение защищенности и свободного творческого развития.
Так, например, никакой педагог не мог отменить решения собрания. Именно голосование детей определяло жизнь, досуг и труд коллектива. «Я принял решение, и я отвечаю», – это переживание ответственности за собственные поступки творило чудеса. Антон Семенович считал, что «каждый ребенок должен включаться в систему реальной ответственности и в роли командира, и в роли рядового».
Согласно Макаренко старший группы выбирался лишь на полгода и мог занимать пост единожды, соответственно каждый ребенок имел шанс попробовать себя в качестве руководителя. Там, где отсутствовала эта система, считал Макаренко, часто вырастают безвольные и не приспособленные к жизни люди.
Макаренко был противником идеи того что школа – это лишь подготовительный этап, а дети – зародыши будущих личностей. Ведь сами они не рассматривают себя таким образом, а значит это естественно считать их полноправными гражданами, которые могут жить и работать по мере своих сил и заслуживают уважения. Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требования к нему.
«Любовь нужна требовательная», – говорил он. Чем не лучшее лекарство от «избалованности»?
Трудовое воспитаниеПодходим к одной из самых щепетильных тем – Макаренко не представлял систему воспитания без участия в производительном труде (сделаем поправку на тяжелое время и полуразрушенную страну, когда подростки в любом случае работали). В его коммуне труд носил промышленный характер, и дети работали по 4 часа в сутки. Этот момент один из самых непростых в разрезе современного момента, ведь физический труд, увы, не в почете.
Но, говоря о необходимости труда в детстве, Макаренко считал, что воспитательным средством может быть такой труд, который организован с определенной целью. Когда поставлена цель и виден положительный результат, дети работают с интересом. И в тоже время труд без идущего рядом образования и воспитания – бесполезное сокращение мускулатуры.
К слову о «макаренских» воспитанниках, участие в производственном труде сразу меняло социальный статус и самосознание подростков, превращая их во взрослых граждан со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями.
Учитель/воспитатель/родитель«Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их… но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно не оглядывайтесь: они на вашей стороне. И наоборот, как бы вы ни были ласковы, занимательны в разговоре, добры и приветливы… если ваше дело сопровождается неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что вы своего дела не знаете… вы никогда ничего не заслужите, кроме презрения…».
Эта цитата посвящена, в первую очередь, учителю и воспитателю, но и родителю в том, числе. Антон Семенович был одним из первых, кто заговорил о роли домашнего воспитания детей и о том, что родители – пример, который может вызывать как уважение, так и критику. Об этом и многом другом он писал в своей «Книге для родителей».
Также Макаренко не раз подчеркивал, что учитель должен быть внимательным и искренним, потому как все мы знаем, дети лучше взрослых различают фальшь. И в этом случае категорически запрещен «шантаж», когда оказывая доверие ребенку, вы припоминаете ему прошлые огрехи. «Воспитанник чувствует, что педагог придумал свой фокус с доверием только для того, чтобы усилить контроль».
ДисциплинаПо Макаренко дисциплина – это не средство и не метод воспитания, а ее результат. То есть правильно воспитанный человек обладает дисциплиной как нравственной категорией. «Наша задача воспитывать правильные привычки, такие привычки, когда мы поступали бы правильно вовсе не потому, что сели и подумали, а потому, что иначе мы не можем, потому что мы так привыкли», – утверждал Макаренко. А он прекрасно понимал, что легко научить человека поступать правильно в присутствии других, а вот научить его поступать правильно, когда никто не видит – очень трудно и, тем не менее, ему это удавалось.
В наши дни применить методику Макаренко в чистом виде можно разве что на необитаемом острове, настолько изменились время и дети. Трудовые коммуны и воспитание коллектива звучат как атавизм, но если вдуматься – за этими словами стоят такие полезные вещи, как: социальная адаптация, ответственность, товарищество, любовь к труду, что вполне можно назвать современным «дефицитом». А значит, переосмыслив систему Макаренко, можно лучше понять причины его успеха и справиться с этим «дефицитом».
Источник:http://m.baby.ru/community/view/44180/forum/post/503924670/
img59.ru
Антон Макаренко - Моя система воспитания. Педагогическая поэма
Антон Макаренко – гениальный педагог и воспитатель. По мнению специалистов ЮНЕСКО только четыре педагога в мире, определивших способ педагогического мышления в XX веке, получили международное признание. Это – Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори и Антон Макаренко. Система воспитания Макаренко основана на трех основных принципах – воспитание трудом, игра и воспитание коллективом. И в России имя Антона Семеновича Макаренко уже давно стало нарицательным и ассоциируется с человеком, способным найти правильный подход к самому сложному ребенку…
В 2016 году исполняется 80 лет "Педагогической поэме", отдельное издание которой в трех частях появилось в 1936 году. В настоящем издании публикуется полностью восстановленный текст.
Содержание:
А. С. МакаренкоМоя система воспитания. Педагогическая поэма
© С. С. Невская, составление, вступительная статья, примечания, комментарии, 2016
© ООО "Издательство АСТ", 2016
К 80-летию выхода в свет "Педагогической поэмы" А. С. Макаренко
От составителя
"Поэма всей моей жизни…"
Перед вами, дорогой читатель, удивительная книга – "Педагогическая поэма", внимательно читая которую проникаешь в глубины сознания тонкого знатока человеческой психологии Антона Семеновича Макаренко, масштаб личности которого вызывает глубокое чувство уважения.
В 2016 году исполняется 80 лет "Педагогической поэме", отдельное издание которой в трех частях появилось в 1936 году. "Поэма" имеет необычную десятилетнюю историю создания, но прежде чем раскрыть эту историю, обратимся к малоизвестным широкому кругу читателей страницам биографии А. С. Макаренко – великого педагога ХХ века.
Страницы жизни и деятельности А. С. Макаренко
А. С. Макаренко родился 13 (1 по ст. ст.) марта 1888 года в г. Белополье (ныне Сумская область Украины).
Брат Виталий Семенович воспоминал, что отец, Семен Григорьевич, работал в железнодорожных мастерских (мастер-моляр). Сиротское детство наложило на характер отца свой след: "он всегда был немного замкнутым, скорее молчаливым, с небольшим налетом грусти"[1]. Родился Семен Григорьевич в Харькове, где говорили на самом красивом русском языке.Мать, Татьяна Михайловна, "и подавно не знала "украинской мовы" – ее родные были выходцы из Орловской губ."[2]. "Ее отец, Михаил Дергачев, служил небольшим чиновником в Крюковском интендантстве и имел в Крюкове довольно приличный дом. Мать происходила из дворян, но из обедневшей дворянской семьи"[3].profilib.org
Система воспитания А.С. Макаренко
Известный советский педагог Антон Семенович Макаренко (1888-1939)подверг острой критике буржуазную педагогику и построил педагогическую теорию на обобщении практического опыта воспитания.
Центральной идеей педагогической системы Макаренко выступает идея воспитания в коллективе и через коллектив. Он разработал законы и принципы организации жизнедеятельности коллектива и коллективного воспитания.
Закон параллельного действия. Коллектив несет ответственность за каждого своего члена, а педагог воздействует на личность только через коллектив. Каждый человек при этом ответственен за свои действия перед своим коллективом. Общественное мнение - важный фактор реализации этого закона.
Закон развития (движения) коллектива. Коллектив, достигший своей цели и остановившийся в своем развитии, лишен будущего. Достигший высокого уровня коллектив не должен останавливаться в своем развитии.
Принцип перспективных линий. Он состоит в организации новых перспектив развития коллектива.
Принцип педагогической целесообразности. Этот принцип основывается на отборе содержания жизни детей, их жизнь и деятельность в коллективе должны обусловливаться целями и задачами воспитания.
Принцип активной целеустремленности. Необходима, как говорил Макаренко, «энергия устремления к цели».
Принцип целостности процесса воспитания. Этот принцип означает, что «человек не воспитывается по частям, он создается синтетически».
Принцип ответственной зависимости. Исходя из данного принципа, необходимо считать, что коллектив и каждый член коллектива, ответственны за действия коллектива, за его жизнедеятельность.
Педагогическое требование - способ воздействия коллектива на сознание его воспитанников с целью стимулирования или торможения отдельных видов их активности.
Макаренко обосновал этапы становления и развития коллектива.
Первый этап. Группа детей сплачивается в результате единоличного требования педагога. Выбирается актив группы.
Второй этап. Основные требования к личности выдвигаются через актив, который имеет реальные полномочия, с его помощью и через него педагог воздействует на учащихся.
Третий этап. Самоуправление. Педагог передает значительную часть полномочий реально действующим органам коллектива.
После многих лет прославления ныне подвергается критике педагогическая система А.С. Макаренко, однако, в других странах он по-прежнему уважаем. У нас некоторые называют его «педагогом- сталинистом» за то, что прославлял вождя и создал педагогику коллектива. Кто-то мудро сказал, что он выбрал унижение, чтобы нам жилось гордо.
Педагогика коллектива Макаренко не совпадала с заказом властей. Корни ее исходят из русской общины и дореволюционной педагогики детского сообщества. Коллектив Макаренко существенно отличался от коллектива в понимании официальной педагогики. Он не подчинял и не подавлял личность, а формировал ее. Воспитанные по закону коллектива и вроде бы по одной мерке, молодые люди выходили из школы Макаренко образованными, трудолюбивыми, дисциплинированными, жизнерадостными, а главное - разными, индивидуальностями, умеющими раскрывать свои способности, главное подтверждение тому - спасенные и устроенные жизни воспитанников Макаренко.
Советская школа и педагогика в 1931-1945 гг.
Существенные изменения в народное образование внесли постановления ЦК ВКП(б) 30-х годов о школе. Они содействовали развитию и становлению так называемой сталинской школы и педагогики. На VIII съезде комсомола Сталин призвал «выковать новые кадры большевиков-специалистов» по всем отраслям знаний, вырастить свою рабоче-крестьянскую интеллигенцию, а для этого - «учиться, учиться, учиться упорнейшим образом». Им был обойден вопрос о том, чему нужно учиться.
Постановления ЦК ВКП(б) о школе, по сути, означали наступление на утвердившийся школьный демократизм, лишали учителей права на творчество. За образец бралась дореволюционная гимназия с ее твердыми порядками, дисциплиной и режимом.
Отменялись комплексные программы. Вместо них вводились так называемые усовершенствованные программы, строго предметное обучение и обязательные проверочные испытания в конце учебного года для всех учащихся.
Устраняется разнообразие форм педагогического творчества. Весь процесс преподавания регламентируется жестким расписанием, урочной системой, отнимается право учиться по интересам, все учебники привязываются к стандарту.
На смену самоуправлению в школе приходит «укрепление дисциплины», единоначальное управление. Ограничивается самодеятельность и самоуправление школьников. Появляются классные руководители. В их обязанности входит укрепление дисциплины, успеваемости, а несколько позже в этот процесс включаются пионерская и комсомольская организации. Вводится правило исключать из школы без права поступления сроком от одного до трех лет.
Внедряется сталинская теория усиления классовой борьбы. Требуется повышать среди учащихся и учителей процент рабочих, батраков, бедноты. Отсюда настороженное отношение к детям «нетрудового населения» вплоть до исключения их из школы. Начинаются «чистки учителей».
Обозначается противопоставление общественного воспитания семейному. Семья заведомо рассматривается как вредная среда.
В преподавании истории и географии рекомендовалось перейти от тематического изложения материала к хронологическому, больше внимания уделять карте. Новые стабильные учебники, идеологические подходы к преподаванию истории и географии широко использовались для формирования культа личности.
Однако в 30-е годы немало было сделано для развития системы народного образования. Постановления о школе хотя и усложнили ее положение, но и решили ряд вопросов. С 1930/31 учебного года было введено всеобщее обязательное начальное четырехгодичное образование. Получило дальнейшее развитие среднее специальное и высшее образование. В стране создается относительно качественная система профессионально-технического образования. Улучшается подготовка учительских кадров.
Открывается много педагогических институтов. Однако закрываются прежние творческие лаборатории, группы, школы, площадки. Разгромлена педология, насаждается сталинский принцип «выравнивания», утверждается курс на воспитание исполнителей. Основой авторитарной педагогики стал классовый подход, игнорирование общечеловеческих ценностей, пренебрежение к личности. Сталин подчеркивал: «Наша демократия должна всегда на первое место ставить общественные интересы. Личное перед общественным - это почти ничего».
Репрессии обрушились и на педагогических работников. Арестовывали не только работников наркоматов, но и рядовых учителей, студентов и даже школьников. Сложными были и судьбы тех педагогов, которые избежали репрессий.
Место и роль школы в 1941-1945 гг. можно рассмотреть по следующим направлениям: участие учителей и школьников непосредственно в боевых действиях против фашистов; их трудовая деятельность, помощь фронту; выполнение школой своих профессиональных функций по обучению и воспитанию учащихся.
Школа и в войну оставалась учебно-воспитательным учреждением, решала одну из важнейших задач - всеобуч, максимальный охват учебой всех детей школьного возраста. Часто решение этой задачи требовало настоящего героизма, огромных усилий. Стали появляться новые типы общеобразовательных учреждений: школа рабочей молодежи, вечерние началъные и семилетние школы для сельской молодежи. Они дали возможность получить образование многим тысячам девушек и юношей, оставивших учебу, чтобы трудиться на производстве. Создавались суворовские и нахимовские военные училища - закрытые военно-учебные заведения для мальчиков.
В трудных условия велась работа по обеспечению качества знаний. Число средних школ сократилось на треть. Нередко учились в три смены с уроками по 35-40 минут и с пятиминутными переменами. Оказывалась помощь учащимся, приступающим к занятиям после перерыва, вызванного обстоятельствами военного времени. Для них практиковались летние дополнительные занятия, индивидуально-групповое обучение.
В основном школы работали по прежним учебным планам и программам, но они претерпевали, как и учебно-воспитательный процесс в целом, существенные изменения, которые были, с одной стороны, оправданы военным временем, с другой - продолжали тенденцию приближения советской школы к дореволюционной гимназии.
В условиях тяжелейшей из войн школа СССР показала свою жизнеспособность; поколение, воспитанное ею, внесло огромный вклад в победу над фашизмом, в развитие науки и хозяйства страны.
studlib.info
Макаренко и его система воспитания — реферат
Я уверен, что если человек плохо воспитан, то в этом исключительно виноваты воспитатели. Если ребёнок хорош, то этим он тоже обязан воспитанию, своему детству. Никаких компромиссов, никаких середин не быть может. Тем более возмутительно и печально, если люди, которым доверено было воспитание детей, не только не захотели воспользоваться этим великим могуществом педагогики, но и ограничились простым наблюдением, простым изучением ребёнка, разделением всех детей на разряды, на отдельные биологические группы и т.д. Человек плох только потому, что он находился в плохой социальной структуре, в плохих условиях. Я был свидетелем многочисленных случаев, когда тяжелейшие мальчики, которых выгоняли из всех школ, считали дезорганизаторами, поставленные в условия нормального педагогического общества, буквально на другой день становились хорошими, очень талантливыми, способными идти быстро вперёд. Таких случаев масса.
Нельзя ставить вопрос о воспитании в зависимость от качества или таланта отдельно взятого учителя. Так говорит моя логика. Я хочу отвечать за свою работу. Так говорит и мой опыт.
Воспитать человека, говорил Макаренко, это значит воспитать у него перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость - истинный стимул в жизни человека. Воспитание перспективных путей в жизни молодёжи не должно идти самотёком, от случая к случаю. У Макаренко действовала последовательная «система перспективных линий», которую он назвал «теорией завтрашней радости», т.к. в ней сочетались многообразные радостные перспективы. Это одна из ценнейших педагогических находок Макаренко. Его «система перспективных линий» помогает учителю намечать перспективные пути своим воспитанникам, вызывать к жизни ту «завтрашнюю радость», без которой человек «не может жить на свете», учит организовывать жизнь и деятельность коллектива учащихся так, чтобы в самом обычном деле не было будничности, серости.
Перспективные линии должны привлекать внимание молодёжи «общим видом удовлетворения, но это удовлетворение ещё не существующее. По мере движения к нему возникают новые завтрашние планы, тем более притягательные, чем больше усилий вложено на преодоление различных препятствий».
Перспектива – цель, которая ставится перед коллективом и ее надо достичь.
Таким образом, «система перспективных линий» призвана не только вызывать стремление человека к всё более ценным трудовым перспективам, но и будить его мечту о высоких моральных вершинах.
Его цель воспитания – воспитать коллективиста. Он разрабатывает многие проблемы воспитания, в том числе и проблему воспитания личности и коллектива.
Основы педагогики Макаренко
Воспитание детей в коллективе
Коллектив – это контактная совокупность людей, основанная на следующих принципах: общая цель; общая деятельность; дисциплина; органы самоуправления; связь данного коллектива с обществом. По своей структуре коллектив делится на 2 вида: общий и первичный. Воспитание должно начинаться с первичного коллектива. Это такой коллектив, в котором отдельные его члены находятся в постоянном деловом, бытовом, дружеском и идеологическом объединении. Первичный коллектив может создаваться на основе разных принципов. Первичный коллектив называется отрядом, во главе которого стоит командир, который избирается на срок от 3 до 6 месяцев. Макаренко строил свои первичные коллективы по возрастному, производственному принципу. Потом, когда сложился дружный коллектив, он создал разновозрастные отряды. Воспитание должно проходить и через общий коллектив, главное условие существования которого – возможность собраться всем вместе. Коллектив проходит через несколько стадий своего развития. Он их связывает с педагогическим требованием: педагог сам предъявляет требования; создается актив и педагог предъявляет требования к активу; создается общественное мнение, т.е. создается сплоченный коллектив, который предъявляет требования к личности; личность предъявляет требования к самой себе. Педагогический коллектив – это коллектив и воспитанников и взрослых. Хорошо работали органы детского самоуправления. Законодательный орган – это общее собрание всего педагогического коллектива, где каждый имеет право голоса (решающего). Общее собрание решает самые важные вопросы жизни коллектива. Исполнительный орган – это совет командиров, куда входили командиры первичных отрядов и председатели комиссий. Существовали комиссии во главе с председателем.
Дисциплина и режим.
Дисциплина – это не средство и не метод воспитания. Это результат всей воспитательной системы. Воспитание – это не морализирование, это хорошо организованная жизнь детей. Логика дисциплины: дисциплина должна в первую очередь требоваться от коллектива; интересы коллектива стоят выше интересов личности, если личность сознательно выступает против коллектива. Режим – средство (метод) воспитания. Он должен быть обязателен для всех, точно по времени. Свойства режима: - должно быть целесообразным; точным по времени; обязательным для всех; носит изменчивый характер. Наказание и поощрение. Воспитание должно быть без наказания, если конечно воспитание правильно организовано. Наказание не должно приносить ребёнку моральные и физические страдания. Суть наказания в том, что ребёнок переживает за то, что его осудил коллектив, его сверстники.
Трудовое воспитание.
Макаренко не мыслил свою систему Воспитания без участия в производительном труде. В его коммуне труд носил промышленный характер. Дети работали и учились по 4 часа в день. Открыли вечерний Индустриальный Техникум. Принцип полной самоокупаемости коммуны.
Проблема семейного воспитания.
Макаренко пишет лекции для родителей о воспитании, в которых есть общие условия семейного воспитания, пишет о родительском авторитете, о трудовом воспитании в семье, о дисциплине, о половом воспитании. Он пишет «Книгу для родителей», рассматривает проблемы педагогического мастерства и педагогической техники.
На мой взгляд, педагогика Макаренко есть непросто теория о воспитании людей, а теория подкреплённая практикой, или даже вернее практика перенесённая в теорию, что немаловажно в таком важном и ответственном деле как педагогика. Прежде чем писать Макаренко прошёл огромный жизненный путь, он работал с детьми разного рода, с детьми разных возрастов, и не только детьми, а также и взрослые постепенно воспитывались под его влиянием.
Заключение
Мне нравится методика Макаренко, и более того, меня воспитывали по подобной системе. Он правильно сконцентрировал свое внимание на воспитании в коллективизме. Ведь в течение каждого дня человек у приходиться сталкивать с массой людей, людей, интересы которых, порой, расходятся с нашими. И тем нименее, нам как-то приходится разрешать спорные вопросы. Коллективизм делает нас лояльными, умеющими идти на компромисс.
Он считал, что все люди обладают правом на жизнь. И каждый ребенок, как пластилин, изначально бесформенный предмет. Но попав в руки мастера-педагога, он преображается и становится полноценным человеком, так же как и алмаз, после огранки ценится в сотни раз дороже. Макаренко, разработав и применив свою систему на «трудных детях» сумел пробудить в их душах светлое, человеческое чувство любить, жить и творить. Но теперь творить уже благие дела. А вот в полноценных семьях, где дети уже обладают какими-то жизненными ценностями, моралью, тем более, легче применить эту же систему. И, как результат, мы получим полноценного гражданина, социализированного, адаптированного для жизни в обществе.
Система коллективной работы – просто бесподобна, ведь в объединении сила. У подростков была общая цель, например, в работе: если нужно прибраться в помещении, то разделив между собой обязанности, можно гораздо быстрей справиться с трудностью. Тут хочется вспомнить Лева Толстого и его задание детям: сломать «веник». Лишь сплотившись, и по веточкам сломав веник, они справились с заданиями. Этот пример показывает, что скооперировавшись, человек сильнее в любых делах, пускай даже 1 их них обладает какими то особыми индивидуальными качествами.
Я являюсь старостой своей группы, и наблюдаю раздробленность в коллективе. Сейчас же, узнав данную нюансы данной методики, я постараюсь сплотить коллектив. И как советует Макаренко, я начну с первичной группы.
Библиографический список
- Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования [Текст] / В. В. Давыдов. – М. : [б. и.], 1986. – 240 с.
- Павлова, М.П. Педагогическая система А.С. Макаренко [Текст]/
М. П. Павлова. – М. : Высшая школа, 197. – 390 с.
- Радугин, А. А. Психология и педагогика [Текст] / А. А. Радугин. – М. : Центр, 1996. – 287 с.
- Реан А. А. Психология и педагогика [Текст] / А. А. Реан, Н. В.
Бордовская, С. И. Розум. – СПб. : Питер, 2000. – 432 с.
myunivercity.ru