Макаренко и его система воспитания. Макаренко система воспитания


Система воспитания Макаренко | Журнал-И

Понравилась статья. Чем больше читаю, тем больше понимаю, что система Макаренко для меня ближе всего. А вы какой системы придерживаетесь?

Система А.С. Макаренко: 5 принципов воспитания сильной личности: Коллектив Самоуправление Трудовое в

Советский педагог и писатель Антон Семенович Макаренко признан одним из четырех выдающихся педагогов мира, наряду с Джоном Дьюи, Георгом Кершенштейнером и Марией Монтессори. Такой чести в 1988 году его удостоило ЮНЕСКО. Главная заслуга Макаренко – авторская методика воспитания, которая творила чудеса: в 20-е годы беспризорники и малолетние преступники не просто перевоспитывались, а становились выдающимися личностями. В чем был секрет Макаренко и применима ли она к современным детям?

Основа методики Макаренко – воспитательный коллектив, в котором дети связаны общими дружескими, бытовыми, деловыми целями и это взаимодействие служит комфортной средой для развития личности. Звучит скучно и напоминает о пионерах, но попробуем разобраться, чем этот принцип интересен в наше время, ориентированное на развитие индивидуальности.

Ощущение того, что ребенок является частью коллектива, учит его взаимодействию с другими детьми. Коллектив помогает ему адаптироваться в социуме, почувствовать себя его частью, принять новые социальные роли. Развитие взаимоотношений детей, конфликты и их разрешение, переплетение интересов и взаимоотношений стоят в центре системы Макаренко. При этом коллектив должен развиваться, ставить новые цели и поэтапно идти к ним, а каждый ребенок осознавать свой вклад в этот общий процесс.

Такое воспитание, ориентированное на природные задатки, подготавливает ребенка к жизни в реальном мире, где он больше не будет исключительным и единственным, и ему понадобится завоевать свой статус. В итоге, ребенок морально готовится принимать взвешенные решения, осознавать свои силы и не бояться их применять,

Кроме того, дети ориентированные не только на получение (популярное «мне все должны, а я никому ничего не должен»), но и на отдачу – будут испытывать взрослое чувство социальной ответственности.

СамоуправлениеПо большому счету, система воспитания Макаренко самая демократичная. Выдающийся педагог выступал за создание комфортного психологического климата в коллективе, который даст каждому ребенку ощущение защищенности и свободного творческого развития.

Так, например, никакой педагог не мог отменить решения собрания. Именно голосование детей определяло жизнь, досуг и труд коллектива. «Я принял решение, и я отвечаю», – это переживание ответственности за собственные поступки творило чудеса. Антон Семенович считал, что «каждый ребенок должен включаться в систему реальной ответственности и в роли командира, и в роли рядового».

Согласно Макаренко старший группы выбирался лишь на полгода и мог занимать пост единожды, соответственно каждый ребенок имел шанс попробовать себя в качестве руководителя. Там, где отсутствовала эта система, считал Макаренко, часто вырастают безвольные и не приспособленные к жизни люди.

Макаренко был противником идеи того что школа – это лишь подготовительный этап, а дети – зародыши будущих личностей. Ведь сами они не рассматривают себя таким образом, а значит это естественно считать их полноправными гражданами, которые могут жить и работать по мере своих сил и заслуживают уважения. Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требования к нему.

«Любовь нужна требовательная», – говорил он. Чем не лучшее лекарство от «избалованности»?

Трудовое воспитаниеПодходим к одной из самых щепетильных тем – Макаренко не представлял систему воспитания без участия в производительном труде (сделаем поправку на тяжелое время и полуразрушенную страну, когда подростки в любом случае работали). В его коммуне труд носил промышленный характер, и дети работали по 4 часа в сутки. Этот момент один из самых непростых в разрезе современного момента, ведь физический труд, увы, не в почете.

Но, говоря о необходимости труда в детстве, Макаренко считал, что воспитательным средством может быть такой труд, который организован с определенной целью. Когда поставлена цель и виден положительный результат, дети работают с интересом. И в тоже время труд без идущего рядом образования и воспитания – бесполезное сокращение мускулатуры.

К слову о «макаренских» воспитанниках, участие в производственном труде сразу меняло социальный статус и самосознание подростков, превращая их во взрослых граждан со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями.

Учитель/воспитатель/родитель«Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их… но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно не оглядывайтесь: они на вашей стороне. И наоборот, как бы вы ни были ласковы, занимательны в разговоре, добры и приветливы… если ваше дело сопровождается неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что вы своего дела не знаете… вы никогда ничего не заслужите, кроме презрения…».

Эта цитата посвящена, в первую очередь, учителю и воспитателю, но и родителю в том, числе. Антон Семенович был одним из первых, кто заговорил о роли домашнего воспитания детей и о том, что родители – пример, который может вызывать как уважение, так и критику. Об этом и многом другом он писал в своей «Книге для родителей».

Также Макаренко не раз подчеркивал, что учитель должен быть внимательным и искренним, потому как все мы знаем, дети лучше взрослых различают фальшь. И в этом случае категорически запрещен «шантаж», когда оказывая доверие ребенку, вы припоминаете ему прошлые огрехи. «Воспитанник чувствует, что педагог придумал свой фокус с доверием только для того, чтобы усилить контроль».

ДисциплинаПо Макаренко дисциплина – это не средство и не метод воспитания, а ее результат. То есть правильно воспитанный человек обладает дисциплиной как нравственной категорией. «Наша задача воспитывать правильные привычки, такие привычки, когда мы поступали бы правильно вовсе не потому, что сели и подумали, а потому, что иначе мы не можем, потому что мы так привыкли», – утверждал Макаренко. А он прекрасно понимал, что легко научить человека поступать правильно в присутствии других, а вот научить его поступать правильно, когда никто не видит – очень трудно и, тем не менее, ему это удавалось.

В наши дни применить методику Макаренко в чистом виде можно разве что на необитаемом острове, настолько изменились время и дети. Трудовые коммуны и воспитание коллектива звучат как атавизм, но если вдуматься – за этими словами стоят такие полезные вещи, как: социальная адаптация, ответственность, товарищество, любовь к труду, что вполне можно назвать современным «дефицитом». А значит, переосмыслив систему Макаренко, можно лучше понять причины его успеха и справиться с этим «дефицитом».

Источник:http://m.baby.ru/community/view/44180/forum/post/503924670/

img59.ru

Антон Макаренко - Моя система воспитания. Педагогическая поэма

Антон Макаренко – гениальный педагог и воспитатель. По мнению специалистов ЮНЕСКО только четыре педагога в мире, определивших способ педагогического мышления в XX веке, получили международное признание. Это – Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори и Антон Макаренко. Система воспитания Макаренко основана на трех основных принципах – воспитание трудом, игра и воспитание коллективом. И в России имя Антона Семеновича Макаренко уже давно стало нарицательным и ассоциируется с человеком, способным найти правильный подход к самому сложному ребенку…

В 2016 году исполняется 80 лет "Педагогической поэме", отдельное издание которой в трех частях появилось в 1936 году. В настоящем издании публикуется полностью восстановленный текст.

Содержание:

А. С. МакаренкоМоя система воспитания. Педагогическая поэма

© С. С. Невская, составление, вступительная статья, примечания, комментарии, 2016

© ООО "Издательство АСТ", 2016

К 80-летию выхода в свет "Педагогической поэмы" А. С. Макаренко

От составителя

"Поэма всей моей жизни…"

Перед вами, дорогой читатель, удивительная книга – "Педагогическая поэма", внимательно читая которую проникаешь в глубины сознания тонкого знатока человеческой психологии Антона Семеновича Макаренко, масштаб личности которого вызывает глубокое чувство уважения.

В 2016 году исполняется 80 лет "Педагогической поэме", отдельное издание которой в трех частях появилось в 1936 году. "Поэма" имеет необычную десятилетнюю историю создания, но прежде чем раскрыть эту историю, обратимся к малоизвестным широкому кругу читателей страницам биографии А. С. Макаренко – великого педагога ХХ века.

Страницы жизни и деятельности А. С. Макаренко

А. С. Макаренко родился 13 (1 по ст. ст.) марта 1888 года в г. Белополье (ныне Сумская область Украины).

Брат Виталий Семенович воспоминал, что отец, Семен Григорьевич, работал в железнодорожных мастерских (мастер-моляр). Сиротское детство наложило на характер отца свой след: "он всегда был немного замкнутым, скорее молчаливым, с небольшим налетом грусти"[1]. Родился Семен Григорьевич в Харькове, где говорили на самом красивом русском языке.Мать, Татьяна Михайловна, "и подавно не знала "украинской мовы" – ее родные были выходцы из Орловской губ."[2]. "Ее отец, Михаил Дергачев, служил небольшим чиновником в Крюковском интендантстве и имел в Крюкове довольно приличный дом. Мать происходила из дворян, но из обедневшей дворянской семьи"[3].

В семье С. Г. Макаренко было четверо детей: старшая дочь Александра, старший сын Антон, младший – Виталий и младшая дочь Наташа, которая умерла в детском возрасте от тяжелой болезни. Татьяна Михайловна была заботливой матерью и хозяйкой.

Виталий Макаренко признавался, что семья была патриархальной, как и большинство семей в ту эпоху. "Отец каждое утро и каждый вечер совершал перед иконой короткую молитву. В Белополье он даже был церковным старостой. Характеры у родителей были разные, но спокойные и у отца, и у матери. Мама была шутница, вся пронизана украинским юмором, подмечавшим у людей смешные стороны"[4].Семен Григорьевич свободно писал, выписывал газету и журнал "Нива". Приложения к журналу содержал в строгом порядке; "здесь были полные собрания сочинений А. Чехова, Данилевского, Короленко, Куприна, а из иностранных писателей… Бьернстерне Бьернсон, С. Лагерлеф, Мопассан, Сервантес и др."[5].Старшего сына Антона отец научил читать в пять лет. Виталий Семенович в своих воспоминаниях подчеркивал, что Антон "обладал колоссальной памятью, и его способность ассимиляции была, прямо, неограниченна. Без преувеличения можно сказать, что в то время он, конечно, в Крюкове был самым образованным человеком на все 10 тысяч населения"[6]. Читал книги по философии, социологии, астрономии, естествознанию, художественной критике, "но, конечно, больше всего он читал художественные произведения, где прочел буквально все, начиная от Гомера и кончая Гамсуном и Максимом Горьким"[7].

По признанию брата, Антон Семенович особенно увлекался русской историей. Виталию Семеновичу запомнились имена известных историков Ключевского, Платонова, Костомарова, Милюкова; читал "Историю Украины" Грушевского, книги Шильдера "Александр 1", "Николай 1".

Из всеобщей истории, вспоминал Виталий, его интересовала история Рима ("он прочитал всех древних римских историков"), а также история французской революции, "по которой он прочел несколь ко трудов, из них довольно солидный в 3-х томах, перевод с французского ("Французская революция") – имя автора я не запомнил"[8].По количеству прочитанных юным Антоном книг, отмечал Виталий, далее шла философия ("особенно увлекался Ницше и Шопенгауэром"). "Большое впечатление на него также произвели произведения В. Соловьева и Э. Ренара и книга Отто Вайнингера "Пол и характер". Появление этой последней книги в то время было настоящим литературным событием"[9]. Читал буквально все, что появлялось на книжном рынке из художественной литературы. "Бесспорными "кумирами" этой эпохи были Максим Горький и Леонид Андреев, и из иностранных писателей – Кнут Гамсун. Затем последовали Куприн, Вересаев, Чириков, Скиталец, Серафимович, Арцыбашев, Сологуб, Мережковский, Аверченко, Найденов, Сургучев, Тэффи и др. Из поэтов А. Блок, Брюсов, Бальмонт, Фофанов, Гиппиус, Городецкий и др. Из иностранных авторов, кроме Гамсуна, назову: Г. Ибсен, А. Стриндберг, О. Уайльд, Д. Лондон, Г. Гауптман, Б. Келлерман, Г. Д'Аннунцио, А. Франс, М. Метерлинк, Э. Ростан и многие другие"[10]. "Антон читал внимательно, поразительно быстро, не пропуская ничего, и спорить с ним о литературе было совершенно бесполезно". Не пропускал сборники "Знание", "Шиповник", "Альциона", выписывал журнал "Русское богатство", петербургский сатирический журнал "Сатирикон" и московскую газету "Русское слово", покупал иллюстрированные журналы "Столица и усадьба", "Мир искусства". Книги и сборники не хранил, "вся библиотека Антона состояла из 8 томов Ключевского – "Курс русской истории", и 22 томов "Большой энциклопедии", которую он купил в кредит в 1913 г."[11].

В 1901 г. семья С. Г. Макаренко переехала в Крюков. В 1904 г. старший сын Антон с отличием окончил Кременчугское 4-классное городское училище, а в 1905 г. – педагогические курсы при нем: работал учителем Крюковского 2-классного железнодорожного начального училища, затем учителем железнодорожного училища на станции Долинская (1911–1914 гг.).

Работу А. С. Макаренко в Долинском железнодорожном училище наблюдал народный учитель Л. Степанченко. Он вспоминал: "А. С. Макаренко был всего тремя годами старше меня, но своей эрудированностью он удивлял и поначалу прямо-таки угнетал меня. (…) Обнаружив в моей голове литературный вакуум, советует мне прочесть Лескова, Тургенева, Некрасова, Достоевского, Толстого Л. Н., Бальзака, Джека Лондона, Горького…" И далее: "Ученическая любовь к нему была всеобщей. И не удивительно: он все время был с детьми. Осень и весна – мяч, городки, канат-перетяжка. Веселье, смех, и бодрость! И всюду он организующий, веселящийся вместе с ребятами. Зима – ученические вечера: интересные, красочно оформленные, с массой участников"[12].

В 1914 году в 27-летнем возрасте А. С. Макаренко поступил в Полтавский учительский институт. В октябре 1916 г. был призван в армию и рядовым направлен в Киев. Весной 1917 г. его сняли с военного учета из-за близорукости. В том же году он окончил учительский институт с золотой медалью, а с 9 сентября 1917 г. преподавал в образцовом училище при Полтавском институте. После революции А. С. Макаренко возглавил Крюковское железнодорожное училище.

profilib.org

Система воспитания А.С. Макаренко

Известный советский педагог Антон Семенович Макаренко (1888-1939)подверг острой критике буржуазную педагогику и построил педаго­гическую теорию на обобщении практического опыта воспитания.

Центральной идеей педагогической системы Макаренко выступает идея воспитания в коллективе и через коллектив. Он разработал законы и принципы организации жизнедеятельности коллектива и коллективного воспитания.

Закон параллельного действия. Коллектив несет ответствен­ность за каждого своего члена, а педагог воздействует на личность только через коллектив. Каждый человек при этом ответственен за свои действия перед своим коллективом. Общественное мнение - важный фактор реали­зации этого закона.

Закон развития (движения) коллектива. Коллектив, достигший своей цели и остановившийся в своем развитии, лишен будущего. Достиг­ший высокого уровня коллектив не должен останавливаться в своем разви­тии.

Принцип перспективных линий. Он состоит в организации новых перспектив развития коллектива.

Принцип педагогической целесообразности. Этот принцип основывается на отборе содержания жизни детей, их жизнь и деятельность в коллективе должны обусловливаться целями и задачами воспитания.

Принцип активной целеустремленности. Необходима, как говорил Макаренко, «энергия устремления к цели».

Принцип целостности процесса воспитания. Этот принцип оз­начает, что «человек не воспитывается по частям, он создается синтетиче­ски».

Принцип ответственной зависимости. Исходя из данного принципа, необходимо считать, что коллектив и каждый член коллектива, ответственны за действия коллектива, за его жизнедеятельность.

Педагогическое требование - способ воздействия коллектива на сознание его воспитанников с целью стимулирования или торможения отдельных видов их активности.

Макаренко обосновал этапы становления и развития коллектива.

Первый этап. Группа детей сплачивается в результате единоличного требования педагога. Выбирается актив группы.

Второй этап. Основные требования к личности выдвигаются через актив, который имеет реальные полномочия, с его помощью и через него педагог воздействует на учащихся.

Третий этап. Самоуправление. Педагог передает значительную часть полномочий реально действующим органам коллектива.

После многих лет прославления ныне подвергается критике педаго­гическая система А.С. Макаренко, однако, в других странах он по-прежнему уважаем. У нас некоторые называют его «педагогом- сталинистом» за то, что прославлял вождя и создал педагогику коллектива. Кто-то мудро сказал, что он выбрал унижение, чтобы нам жилось гордо.

Педагогика коллектива Макаренко не совпадала с заказом властей. Корни ее исходят из русской общины и дореволюционной педагогики дет­ского сообщества. Коллектив Макаренко существенно отличался от кол­лектива в понимании официальной педагогики. Он не подчинял и не по­давлял личность, а формировал ее. Воспитанные по закону коллектива и вроде бы по одной мерке, молодые люди выходили из школы Макаренко образованными, трудолюбивыми, дисциплинированными, жизнерадост­ными, а главное - разными, индивидуальностями, умеющими раскрывать свои способности, главное подтверждение тому - спасенные и устроенные жизни воспитанников Макаренко.

Советская школа и педагогика в 1931-1945 гг.

Существенные изменения в народное образование внесли постанов­ления ЦК ВКП(б) 30-х годов о школе. Они содействовали развитию и ста­новлению так называемой сталинской школы и педагогики. На VIII съезде комсомола Сталин призвал «выковать новые кадры большевиков-специалистов» по всем отраслям знаний, вырастить свою рабоче-крестьянскую интеллигенцию, а для этого - «учиться, учиться, учиться упорнейшим образом». Им был обойден вопрос о том, чему нужно учить­ся.

Постановления ЦК ВКП(б) о школе, по сути, означали наступление на утвердившийся школьный демократизм, лишали учителей права на творчество. За образец бралась дореволюционная гимназия с ее твердыми порядками, дисциплиной и режимом.

Отменялись комплексные программы. Вместо них вводились так на­зываемые усовершенствованные программы, строго предметное обучение и обязательные проверочные испытания в конце учебного года для всех учащихся.

Устраняется разнообразие форм педагогического творчества. Весь процесс преподавания регламентируется жестким расписанием, урочной системой, отнимается право учиться по интересам, все учебники привязы­ваются к стандарту.

На смену самоуправлению в школе приходит «укрепление дисцип­лины», единоначальное управление. Ограничивается самодеятельность и самоуправление школьников. Появляются классные руководители. В их обязанности входит укрепление дисциплины, успеваемости, а несколько позже в этот процесс включаются пионерская и комсомольская организа­ции. Вводится правило исключать из школы без права поступления сроком от одного до трех лет.

Внедряется сталинская теория усиления классовой борьбы. Требует­ся повышать среди учащихся и учителей процент рабочих, батраков, бед­ноты. Отсюда настороженное отношение к детям «нетрудового населения» вплоть до исключения их из школы. Начинаются «чистки учителей».

Обозначается противопоставление общественного воспитания се­мейному. Семья заведомо рассматривается как вредная среда.

В преподавании истории и географии рекомендовалось перейти от тематического изложения материала к хронологическому, больше внима­ния уделять карте. Новые стабильные учебники, идеологические подходы к преподаванию истории и географии широко использовались для форми­рования культа личности.

Однако в 30-е годы немало было сделано для развития системы на­родного образования. Постановления о школе хотя и усложнили ее поло­жение, но и решили ряд вопросов. С 1930/31 учебного года было введено всеобщее обязательное начальное четырехгодичное образование. Получи­ло дальнейшее развитие среднее специальное и высшее образование. В стране создается относительно качественная система профессионально-технического образования. Улучшается подготовка учительских кадров.

Открывается много педагогических институтов. Однако закрываются прежние творческие лаборатории, группы, школы, площадки. Разгромлена педология, насаждается сталинский принцип «выравнивания», утвержда­ется курс на воспитание исполнителей. Основой авторитарной педагогики стал классовый подход, игнорирование общечеловеческих ценностей, пре­небрежение к личности. Сталин подчеркивал: «Наша демократия должна всегда на первое место ставить общественные интересы. Личное перед общественным - это почти ничего».

Репрессии обрушились и на педагогических работников. Арестовывали не только работников наркоматов, но и рядовых учителей, студентов и даже школьников. Сложными были и судьбы тех педагогов, которые из­бежали репрессий.

Место и роль школы в 1941-1945 гг. можно рассмотреть по следую­щим направлениям: участие учителей и школьников непосредственно в боевых действиях против фашистов; их трудовая деятельность, помощь фронту; выполнение школой своих профессиональных функций по обуче­нию и воспитанию учащихся.

Школа и в войну оставалась учебно-воспитательным учреждением, решала одну из важнейших задач - всеобуч, максимальный охват учебой всех детей школьного возраста. Часто решение этой задачи требовало на­стоящего героизма, огромных усилий. Стали появляться новые типы об­щеобразовательных учреждений: школа рабочей молодежи, вечерние началъные и семилетние школы для сельской молодежи. Они дали возмож­ность получить образование многим тысячам девушек и юношей, оста­вивших учебу, чтобы трудиться на производстве. Создавались суворовские и нахимовские военные училища - закрытые военно-учебные заведения для мальчиков.

В трудных условия велась работа по обеспечению качества знаний. Число средних школ сократилось на треть. Нередко учились в три смены с уроками по 35-40 минут и с пятиминутными переменами. Оказывалась помощь учащимся, приступающим к занятиям после перерыва, вызванно­го обстоятельствами военного времени. Для них практиковались летние дополнительные занятия, индивидуально-групповое обучение.

В основном школы работали по прежним учебным планам и про­граммам, но они претерпевали, как и учебно-воспитательный процесс в целом, существенные изменения, которые были, с одной стороны, оправ­даны военным временем, с другой - продолжали тенденцию приближения советской школы к дореволюционной гимназии.

В условиях тяжелейшей из войн школа СССР показала свою жизне­способность; поколение, воспитанное ею, внесло огромный вклад в победу над фашизмом, в развитие науки и хозяйства страны.

studlib.info

Макаренко и его система воспитания — реферат

       Я уверен, что если человек плохо  воспитан, то в этом исключительно виноваты воспитатели. Если ребёнок хорош, то этим он тоже обязан воспитанию, своему детству. Никаких компромиссов, никаких середин не быть может. Тем более возмутительно и печально, если люди, которым доверено было воспитание детей, не только не захотели воспользоваться этим великим могуществом педагогики, но и ограничились простым наблюдением, простым изучением ребёнка, разделением всех детей на разряды, на отдельные биологические группы и т.д. Человек плох только потому, что он находился в плохой социальной структуре, в плохих условиях. Я был свидетелем многочисленных случаев, когда тяжелейшие мальчики, которых выгоняли из всех школ, считали дезорганизаторами, поставленные в условия нормального педагогического общества, буквально на другой день становились хорошими, очень талантливыми, способными идти быстро вперёд. Таких случаев масса.

       Нельзя  ставить вопрос о воспитании в  зависимость от качества или таланта  отдельно взятого учителя. Так говорит  моя логика. Я хочу отвечать за свою работу. Так говорит и мой опыт.

       Воспитать человека, говорил Макаренко, это  значит воспитать у него перспективные  пути, по которым располагается его  завтрашняя радость - истинный стимул в жизни человека. Воспитание перспективных  путей в жизни молодёжи не должно идти самотёком, от случая к случаю. У Макаренко действовала последовательная «система перспективных линий», которую он назвал «теорией завтрашней радости», т.к. в ней сочетались многообразные радостные перспективы. Это одна из ценнейших педагогических находок Макаренко. Его «система перспективных линий» помогает учителю намечать перспективные пути своим воспитанникам, вызывать к жизни ту «завтрашнюю радость», без которой человек «не может жить на свете», учит организовывать жизнь и деятельность коллектива учащихся так, чтобы в самом обычном деле не было будничности, серости.

       Перспективные линии должны привлекать внимание молодёжи «общим видом удовлетворения, но это  удовлетворение ещё не существующее. По мере движения к нему возникают  новые завтрашние планы, тем более  притягательные, чем больше усилий вложено на преодоление различных препятствий».

       Перспектива – цель, которая ставится перед  коллективом и ее надо достичь.

       Таким образом, «система перспективных линий» призвана не только вызывать стремление человека к всё более ценным трудовым перспективам, но и будить его мечту о высоких моральных вершинах.

       Его цель воспитания – воспитать коллективиста. Он разрабатывает многие проблемы воспитания, в том числе и проблему воспитания личности и коллектива. 

Основы  педагогики Макаренко

Воспитание  детей в коллективе

       Коллектив – это контактная совокупность людей, основанная на следующих принципах: общая цель; общая деятельность; дисциплина; органы самоуправления; связь  данного коллектива с обществом. По своей структуре коллектив  делится на 2 вида: общий и первичный. Воспитание должно начинаться с первичного коллектива. Это такой коллектив, в котором отдельные его члены находятся в постоянном деловом, бытовом, дружеском и идеологическом объединении. Первичный коллектив может создаваться на основе разных принципов. Первичный коллектив называется отрядом, во главе которого стоит командир, который избирается на срок от 3 до 6 месяцев. Макаренко строил свои первичные коллективы по возрастному, производственному принципу. Потом, когда сложился дружный коллектив, он создал разновозрастные отряды. Воспитание должно проходить и через общий коллектив, главное условие существования которого – возможность собраться всем вместе. Коллектив проходит через несколько стадий своего развития. Он их связывает с педагогическим требованием: педагог сам предъявляет требования; создается актив и педагог предъявляет требования к активу; создается общественное мнение, т.е. создается сплоченный коллектив, который предъявляет требования к личности; личность предъявляет требования к самой себе. Педагогический коллектив – это коллектив и воспитанников и взрослых. Хорошо работали органы детского самоуправления. Законодательный орган – это общее собрание всего педагогического коллектива, где каждый имеет право голоса (решающего). Общее собрание решает самые важные вопросы жизни коллектива. Исполнительный орган – это совет командиров, куда входили командиры первичных отрядов и председатели комиссий. Существовали комиссии во главе с председателем.

Дисциплина  и режим.

       Дисциплина – это не средство и не метод воспитания. Это результат всей воспитательной системы. Воспитание – это не морализирование, это хорошо организованная жизнь детей. Логика дисциплины: дисциплина должна в первую очередь требоваться от коллектива; интересы коллектива стоят выше интересов личности, если личность сознательно выступает против коллектива. Режим – средство (метод) воспитания. Он должен быть обязателен для всех, точно по времени. Свойства режима: - должно быть целесообразным; точным по времени; обязательным для всех; носит изменчивый характер. Наказание и поощрение. Воспитание должно быть без наказания, если конечно воспитание правильно организовано. Наказание не должно приносить ребёнку моральные и физические страдания. Суть наказания в том, что ребёнок переживает за то, что его осудил коллектив, его сверстники.

Трудовое  воспитание.

       Макаренко не мыслил свою систему Воспитания без участия в производительном труде. В его коммуне труд носил  промышленный характер. Дети работали и учились по 4 часа в день. Открыли вечерний Индустриальный Техникум. Принцип полной самоокупаемости коммуны.

Проблема  семейного воспитания.

       Макаренко пишет лекции для родителей о  воспитании, в которых есть общие  условия семейного воспитания, пишет  о родительском авторитете, о трудовом воспитании в семье, о дисциплине, о половом воспитании. Он пишет «Книгу для родителей», рассматривает проблемы педагогического мастерства и педагогической техники. 

       На  мой взгляд, педагогика Макаренко  есть непросто теория о воспитании людей, а теория подкреплённая практикой, или даже вернее практика перенесённая в теорию, что немаловажно в таком важном и ответственном деле как педагогика. Прежде чем писать Макаренко прошёл огромный жизненный путь, он работал с детьми разного рода, с детьми разных возрастов, и не только детьми, а также и взрослые постепенно воспитывались под его влиянием. 

 

Заключение

     Мне нравится методика Макаренко, и более того, меня воспитывали по подобной системе. Он правильно сконцентрировал свое внимание на воспитании в коллективизме. Ведь в течение каждого дня человек у приходиться сталкивать с массой людей, людей, интересы которых, порой, расходятся с нашими. И тем нименее, нам как-то приходится разрешать спорные вопросы. Коллективизм делает нас лояльными, умеющими идти на компромисс.

     Он  считал, что все люди обладают правом на жизнь. И каждый ребенок, как пластилин, изначально бесформенный предмет. Но  попав в руки мастера-педагога, он преображается и становится полноценным  человеком, так же как и алмаз, после огранки ценится в сотни раз дороже. Макаренко, разработав и применив свою систему на «трудных детях» сумел пробудить в их душах светлое, человеческое чувство любить,  жить и творить. Но теперь творить уже благие дела. А вот в полноценных семьях, где дети уже обладают какими-то жизненными ценностями, моралью, тем более, легче применить эту же систему. И, как результат, мы получим полноценного гражданина, социализированного, адаптированного для жизни в обществе.

     Система коллективной работы – просто бесподобна, ведь в объединении сила. У подростков была общая цель, например, в работе: если нужно прибраться в помещении, то разделив между собой обязанности, можно гораздо быстрей справиться с трудностью. Тут хочется вспомнить Лева Толстого и его задание детям: сломать «веник».  Лишь сплотившись,  и по веточкам сломав веник, они справились с заданиями. Этот пример показывает, что скооперировавшись,  человек сильнее в любых делах, пускай даже 1 их них обладает какими то особыми индивидуальными качествами.

     Я являюсь старостой своей группы, и наблюдаю раздробленность в коллективе. Сейчас же, узнав данную нюансы данной методики, я постараюсь сплотить коллектив. И как советует Макаренко, я начну с первичной группы.  

Библиографический список 

  1. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования  [Текст] /  В. В. Давыдов. –  М. : [б. и.], 1986. – 240 с.
  2. Павлова, М.П. Педагогическая система А.С. Макаренко [Текст]/

    М. П. Павлова. –  М. : Высшая школа, 197. – 390 с.

  1. Радугин, А. А. Психология и педагогика [Текст] / А. А. Радугин. – М. : Центр, 1996. – 287 с.
  2. Реан А. А. Психология  и педагогика [Текст] / А. А. Реан, Н. В.      

       Бордовская, С. И. Розум. – СПб. : Питер, 2000. – 432 с.

myunivercity.ru