Структура современной национальной медиасистемы. Медиасистема это


Экономика и структура медиасистемы.

Индустрия СМИ и телекоммуникаций является неотъемлемой и значительной частью индустрии сервиса, которая в последние десятилетия XX в. стала важнейшей частью национальной экономики в наиболее развитых странах мира. Для России соотношение между промышленными, обрабатывающими и сервисными отраслями практически равномерно, что свидетельствует о все еще сохраняющемся индустриальном типе нашей экономики. Сегодня индустрия информации и развлечений занимает в ней чрезвычайно важное место. Без информации и знаний невозможен успех экономики, без полноценно проведенного свободного времени невозможно эффективное, свободное существование индивидуума. В обоих случаях важнейшим элементом сегодня выступают СМИ и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

Структура медиасистемы:

Традиционный подход к системе СМИ предполагает, что их базовыми составными частями выступали печатные и аудиовизуальные СМИ. К первой группе относится периодическая пресса – ежедневные и еженедельные газеты, журналы различной периодичности и тематики. Многие исследователи включают в эту группу и непериодические издания – книги, которые также играют существенную роль в современной системе создания, хранения и распространения знаний. Особую роль в современной медиасистеме книги приобретают в условиях компьютеризации издательского дела, когда текст сохраняется в цифровой форме и становится доступен посредством компьютерных сетей в интерактивном режиме. Периодические издания имеют ряд сходных характеристик, которые в значительно мере базируются на общих экономических основаниях. В экономике печатных СМИ важнейшей сферой выступает производство, занимающееся созданием и упаковкой содержания, которое затем должно быть распространено. Производству подчинены и системы распространения, что отличает печатные СМИ от аудиовизуальных, где производство содержания и его распространение (передача аудиовизуального сигнала на расстояние) могут или существовать независимо друг от друга, или дополнять друг друга.

В группу аудиовизуальных (иногда называемых также электронными) СМИ входят, конечно же, радио и телевидение. Но с годами, по мере прогресса информационно-компьютерных технологий (ИКТ), для обеих групп все труднее становится подобрать исчерпывающую универсальную характеристику. Так, представления о радио расширяются благодаря как увеличению числа приемников (не только отдельные радиоприемники, но и радио, встроенное в часы, мобильные телефоны, автомобильное радио), так и развитию способов распространения радиосигнала (кабель, эфир, Интернет), а также благодаря появлению разнообразных источников энергии для радиоприемников (электричество, батарейки, заводные механизмы). Очевидно, что для экономики радиовещания это имеет огромное значение, поскольку позволяет взаимодействовать с различными сегментами аудитории, используя ограниченные средства. Не стоит и говорить, что значительная часть экономики радиовещания связана с производством и/или приобретением текстового и музыкального содержания.

Для телевидения прогресс ИКТ несет еще большие возможности. Наши представления о телевидении сегодня не ограничиваются только эфирным ТВ, к нему мы относим и кабельные сети, спутниковые телеканалы, ставшие повседневной реальностью во многих странах, а также активно развивающееся и многообещающее Интернет-телевидение. Способы доставки телесигнала зрителям обусловливают различие экономических основ функционирования ТВ, но оказывают влияние только на одну сторону экономики телевидения – его распространение. Производство телепрограмм вовсе не обязательно может быть связано с деятельностью по распространению телесигнала.                Именно в этом аспекте мы выходим на новый уровень анализа медиасистемы, который встраивает СМИ в широкий контекст современной экономики и превращает их в важный сектор постиндустриальной экономики. Ни одно традиционное СМИ – газета, журнал, телевидение, радио – не может обходиться без специальной инфраструктуры, обеспечивающей постоянную доставку новостей. По существу печатные и аудиовизуальные медиа – это только вершина айсберга, возвышающаяся над прочным базисом. Совершенно несущественно, что для рядового читателя, зрителя, слушателя этот базис ежедневной деятельности СМИ не слишком заметен. В действительности его роль огромна. Именно существование и функционирование этого базиса обеспечивает единство информационной индустрии, формирует ту незыблемую внутреннюю структуру, иными словами, инфраструктуру СМИ, которая связывает медиакомплекс воедино.

Инфраструктура СМИ – это, во-первых, несколько секторов производства содержания, которое впоследствии распространяется посредством традиционных каналов СМИ. Информационные агентства собирают и распространяют новости, использующиеся печатными и аудиовизуальными медиа. Студии звукозаписи выпускают пластинки, кассеты, компакт-диски – основу программ для большинства радиостанций. Производители телепрограмм, видео- и киностудии – это своего рода фабрики производства содержания для телевизионных каналов. Особую группу формируют сегодня онлайновые СМИ – предприятия, распространяющие контент в цифровой интерактивной среде Интернета. Они могут рассматриваться одновременно как часть группы электронных СМИ, поскольку во многом действуют по тем же экономическим, организационным и профессиональным принципам, что и телевидение и радиовещание. С точки зрения медиаэкономики важнейшим положением является разделение секторов производства и распространения. С другой стороны, Интернет является техническим каналом для распространения разного рода содержательных продуктов – контента. Для многих предприятий традиционных СМИ он выступает своего рода инфраструктурой, предоставляющей постоянно обновляемые новости, дополнительную аналитическую информацию, иллюстративный материал. Не случайно, поэтому многие информационные агентства используют Интернет в качестве нового технологического канала распространения своих материалов.

Во-вторых, инфраструктуру СМИ составляют те предприятия, которые обеспечивают медиапредприятиям постоянный приток денег, – рекламные агентства и агентства «паблик рилейшнз». Эти типы предприятий обеспечивают «стыковку», связь индустрии свободного времени, в которой самое важное место занимают средства массовой информации, и маркетинговых коммуникаций, являющихся важной частью любой рыночной экономики. Однако значение рекламы и системы связей с общественностью для медиаиндустрии определяется не только их финансовой ролью, но и тем, что произведенные рекламными и PR -агентствами материалы также составляют важнейшую часть содержания СМИ.

Современная медиаиндустрия, опираясь на развивающуюся инфраструктуру и технологический прогресс, расширяет традиционные представления о медиасистеме, так как производство содержательной или рекламной основы для СМИ становится все более самостоятельным и экономически важным процессом. Интернет доводит этот процесс до совершенства: пользователь получает любой тип медиаконтента через самый современный и самый далекий от традиционных СМИ канал. Однако в развитии современных медиа еще не наступил тот момент, когда все традиционные СМИ интегрируются и сольются в один канал. Следовательно, рассматривая экономику современных СМИ, мы по-прежнему будем анализировать все секторы, которые составляют современную систему массмедиа.

students-library.com

Структура современной национальной медиасистемы. — КиберПедия

Все по Вартановой:

США: приоритет местных рынков. В США газетная индустрия – одна из старейших и, следовательно, одна из наиболее зрелых и экономически стабильных медиаиндустрий. Традиционно ее доля в валовом национальном продукте США составляла около 0,8%.

Газетный рынок США, как и в других странах, можно описывать по целому ряду параметров, однако одним из наиболее показательных остается масштаб распространения газет. Американские исследователи выделяют 9 типов газет, располагая их в иерархическом порядке. Возвращаясь к теории зонтичной конкуренции, следует напомнить, что внутри иерархии газет США конкуренция происходит между смежными уровнями чаще, чем через уровень. К основным типам газет в США относятся:

 

1) общенациональные ежедневные газеты;

2) ежедневные региональные газеты и газеты мегаполисов;

3) местные ежедневные газеты;

4) неежедневные газеты общего интереса;

5) газеты национальных меньшинств;

6) газеты на языках национальностей;

7) религиозные газеты;

8) газеты для военных;

9) другие специализированные издания.

 

Важнейшая особенность газетного рынка США – ограниченная доля общенациональных газет. Многие газетные концерны, действующие на рынке США, становятся сегодня многопрофильными. Эта особенность проявилась уже в начале XX в., когда газетные фирмы стали приобретать в собственность радиостанции. С 1950-х годов газетные компании начали проявлять интерес к телевизионному бизнесу, десятилетие спустя – к кабельному. В последние годы газетные компании превращаются в мультимедийные, со значительными подразделениями, действующими в сфере Интернета и телекоммуникационного бизнеса. Сегодня их все чаще определяют как объединения с профилирующими или доминирующими интересами в газетной индустрии. Перелом в бизнес-стратегиях газетных компаний произошел в середине 1990-х годов. Именно тогда многие традиционно газетные компании стали получать больше доходов от негазетных подразделений.

 

Великобритания: классическая вертикаль газетного рынка. Великобритания исторически всегда была страной с идеально организованным географическим рынком. Эта особенность сохранилась и до настоящего времени. Причин, объясняющих существование общенациональной прессы в Великобритании, несколько. Во-первых, это относительно небольшой географический размер страны. Во-вторых, развитая с середины XIX в. система железнодорожного сообщения. В-третьих, отсутствие реальной конкуренции газетам со стороны общенационального ТВ на рынке общенациональной рекламы. Наконец, четкое знание рекламодателями своей аудитории.

В Великобритании существуют давние традиции изучения читательской аудитории, заложенные еще на рубеже XIX–XX вв., когда возникли первые посреднические компании для продажи рекламы в прессу. Основываясь на многочисленных исследованиях читательской аудитории, Британский институт практиков рекламы разработал классификацию читательской аудитории в зависимости от ее принадлежности к той или иной социальной группе. Она включает следующие базовые группы:

 

Ø группа А – элита аристократии и бизнеса, «высший средний класс», крупная буржуазия и высокооплачиваемая интеллигенция;

Ø группа В – средняя буржуазия, чиновники, высококвалифицированные рабочие, просто «средний класс»;

Ø группа С-1 – «низший средний класс», мелкая буржуазия, профессиональная интеллигенция – учителя, служащие;

Ø группа С-2 – квалифицированные рабочие;

Ø группа D – малоквалифицированные рабочие, разнорабочие и другие низкооплачиваемые категории трудящихся;

Ø группа E – учащиеся, пенсионеры, безработные, все, кто живет на стипендии или пособия от государства.

Значительную роль в экономике газетного дела Великобритании сыграли журнальные приложения. Первой ввела журнальную вкладку с цветными фотографиями и рекламными объявлениями воскресная газета Sunday Times (1962). Это произошло по инициативе Роя Томсона, тогдашнего владельца газеты. Его примеру последовали другие воскресные издания. Популярные иллюстрированные журналы общего типа (Pictures Post) были обречены.

 

Германия: регионализм газетной индустрии. Основную массу газет – по количеству и тиражам – в Германии составляют местные и региональные газеты. В общенациональном масштабе распространяются газеты, которые определяются немецкими исследователями как надрегиональные. Именно на наднациональном уровне все еще сохраняется конкуренция на рынке содержания (в рамках олигополии), что почти отсутствует на других уровнях газетного рынка Германии. Регионализация публикуемой информации – одна из важнейших характеристик современного газетного рынка Германии. Самая крупная по тиражу ежедневная Bild имеет 35 изданий, отличающихся друг от друга местной хроникой и локальными рекламными тетрадками. Множество регионально раздробленных изданий на небольших географических рынках объективно не может быть рентабельным, поэтому к настоящему времени газетный рынок Германии приобрел специфическую структуру, позволяющую преодолеть ограниченность местных рынков рекламы благодаря кооперации и объединению некоторых производственных процессов.

 

Скандинавские газетные рынки: неизбежность концентрации. Состояние ежедневной прессы в странах Северной Европы по-прежнему наиболее стабильное и благополучное по сравнению с другими регионами мира, однако за последнее десятилетие общее число ежедневных газет сократилось во всех странах Северной Европы. Причины, объясняющие негативные тенденции на газетных рынках стран Северной Европы, лежат исключительно в экономической сфере. Объем национальных рекламных рынков ограничен, поскольку сами эти страны невелики и с точки зрения населения, и с точки зрения производимого валового национального продукта. Недостаток ресурсов является объективной причиной концентрации производства, укрупнения газетных компаний, сокращения числа изданий. В этих условиях ежедневным изданиям Северных стран не остается иного пути к выживанию, чем развитие кооперации на региональных рынках. Одной из ее форм является комплексная подписка (единый пакет) столичных и региональных газет, другой – продажа столичной рекламы сразу нескольким региональным газетам, образующим консорциум на рынке рекламы. Такая кооперация весьма характерна для газет Дании, но пример этой страны начинает использоваться и на других газетных рынках региона.

cyberpedia.su

1.2. СМИ как медиа-система - Textb.net

Главная страница
Банковское делоГосударственное управлениеКультурологияЖурналистикаМеждународная экономикаМенеджментТуризмФилософияИстория экономикиЭтика и эстетика

1.2. СМИ как медиа-система

  «Во всех системах СМИ являются агентом тех, кто обладает политической и экономической властью. Газеты, журналы и телерадиовещание не являются независимыми, хотя потенциально способны выступать в качестве самостоятельной силы. Содержание СМИ всегда отражает политику тех, кто их финансирует».   При организации PR-кампаний с использованием СМИ необходимо учитывать направленность политических и экономических интересов того или иного СМИ, его связей с медиа-группами. По выражению И. Засурского, в России сформировалась «медиа-политическая система». СМИ являются важнейшим каналом передачи информации, с которой работают PR-специалисты, поэтому рассмотрим медиасистему, сложившуюся в России. Обозначим четыре главных уровня данной системы.   Первый уровень состоит из электронных и печатных СМИ, охватывающих всероссийское информационное пространство. Они контролируются политизированным капиталом или находятся в собственности государства.  Возможности для работы PR-технологов со СМИ первого уровня ограниченные, поскольку эти СМИ осуществляют контролируемые функции формирования общественного мнения в стране. Они также были призваны «просвещать» государственных служащих и политиков, ориентированных на восприятие «государственных установок». В данных СМИ допускалось размещение PR-материалов, не противоречащих общим установкам государства, а коммерческий успех рассматривался как второстепенный фактор.  СМИ первого уровня: информационные агентства (ИТАР-ТАСС, РИА «Новости»), радио (радио России, «Маяк»), пресса («Российская газета», «Парламентская газета»), СМИ союзного государства (ТРО «Союз», газета «Союз», радиостанция «Союз»), телевидение (ОРТ, РТР, НТВ, ТВС, «Культура», ГТРК), СМИ правительства Москвы (газеты «Московская правда», «Вечерняя Москва», «Радио-1», ТВЦ).  Второй уровень печатных и электронных СМИ состоит из коммерческих изданий, теле- и радиокомпаний всероссийского и межрегионального охвата. К ним относятся: деловая периодика, теле- и радиостанции, имеющие выход в регионы, но не являющиеся общенациональными по охвату аудитории.  СМИ второго уровня: информационные агентства (Интерфакс, «Прайм-ТАСС»), радио («Маяк-24», «Русское радио», «Эхо Москвы»), пресса («Коммерсант», «Комсомольская правда»), телевидение (СТС, ТНТ, ТВ-3).  Коммерческие масс-медиа периодически объединяются в общую медиаполитическую систему. Это происходит посредством рекламной или PR-поддержки политического кандидата или партии федерального масштаба либо путем организации потока «ангажированных» материалов в условиях неполитических PR-кампаний. Однако если для СМИ первого уровня перечень объектов для выбора и последующей поддержки невелик, то на втором уровне он значительно расширяется, а материальный фактор выдвигается на первый план. Поэтому творческой задачей PR-технологов на этом поле становится создание таких информационных сценариев, которые могут казаться коммерческим масс- медиа привлекательными и в которые они могли втягиваться по собственному желанию, занимая позицию одной из сторон.  Третий уровень системы - региональные электронные и печатные СМИ. В России начала 2000-х гг. этот уровень имеет совершенно уникальный характер. Уникальность заключается в том, что в различных регионах страны сформировались существенно различавшиеся между собой типы медийных моделей.   Третий уровень: информационные агентства («Урал-пресс», «Росбалт»), пресса («Красноярский рабочий», «Тюменская правда» и др.), телевидение (ТК «Пульс», «Афонтово», «ТВ 2»).   В начале 2000-х гг. в России, с одной стороны, просматривалась и даже доминировала положительная тенденция перехода СМИ к рыночной медийной модели, что являлось благоприятным для развития PR-технологий фактором, с другой - проведение региональных PR-кампаний в большинстве случаев не могло опираться на универсальные приемы работы со СМИ.  Четвертым уровнем информационной системы может считаться Интернет. Глобальная коммуникационная среда представляет собой огромный набор коммуникационных каналов, которые с минимальными ограничениями могут быть использованы в PR-целях. Открытие и продвижение корпоративного или личного сайта, его баннерная поддержка в сети; выброс информации, который затем может подхватываться на любом уровне системы и тиражироваться в медиа любого уровня, - это является очень привлекательным для PR-технологов. Роль сети в России в начале 2000-х гг. ограничивалась лишь числом пользователей, но их неуклонный рост вызывал оптимизм у специалистов.  Также необходимо назвать так называемые внесистемные СМИ: русскоязычные радиостанции «Свобода», «Голос Америки» и др. и зарубежные газетно-издательские корпорации, работающие на российском рынке.  Наряду с представлением структуры российской информационной системы необходимо выделить хозяйствующие субъекты информационного рынка. В начале 2000-х гг. в России насчитывалось около десятка крупных медиахолдингов, например: Государственный медиахолдинг ВГТРК (РТР, Канал «Культура», «Радио Россия», региональные ГТРК).  Необходимо помнить PR-специалисту, что та или иная направленность СМИ играет важную роль при определении того, в каких СМИ размещать определенные(например: критические, разоблачительные) PR-материалы. В некоторых случаях, даже при самых выгодных финансовых условиях, они всё равно не будут опубликованы.

textb.net

Информационные агентства как часть современной медиасистемы России.

Информационные агентства – специализированные информационные предприятия (организации, службы, центры), обслуживающие СМИ. Их основная функция – снабжать оперативной политической, экономической, социальной, культурной информацией редакции газет, журналов, телевидения, радиовещания, а также другие учреждения, организации, частных лиц, являющихся подписчиками на их продукцию. Функционирование агентств ориентировано на сбор новостей.

Информационные выпуски агентств отличаются тематикой (об-щеновостные и специальные – политическая лента, экономическая, спортивная, международная и т.д.), объемом (измеряется количеством сообщений или страниц, сейчас часто в килобайтах), периодичностью (непрерывно поступающие сообщения, количество выпусков в день, неделю, месяц), способом передачи (по электронным телекоммуникационным каналам, спутниковой связи, электронным сетям, а также по телеграфу, телефону, почтой), формой (в электронном или печатном виде: бюллетени, вестники, готовые для эфира сообщения, мультимедийная продукция и т.п.), ориентацией на отдельные группы потребителей (на общенациональные и региональные СМИ, электронную прессу, органы власти, учреждения, коммерческие организации и т.д.).

Успешная работа агентств зависит и от использования средств коммуникации. Без компьютерных сетей, спутниковой связи невозможно достичь должного уровня оперативности, а значит, быть конкурентоспособным. Крупные агентства имеют возможность вести работу в режиме реального времени: сообщения о наиболее важных событиях поступают адресату буквально через несколько минут после того, как они произошли.

В условиях экономических реформ доля газет, журналов, радио, телевидения в объеме потребления агентской информации уменьшается. Происходит это не только вследствие падения их платежеспособности, но и из-за значительного увеличения количества клиентов другого рода – банков, коммерческих фирм, различных предпринимательских структур. Спрос на информацию привел к заметному увеличению в общем потоке агентских новостей информации экономического характера. Созданы и активно развиваются специализированные агентства деловой информации.

Наряду с национальными и региональными существуют мировые агентства. Транснациональные корпорации контролируют производство и распространение новостей в мире, делают погоду на рынке информации, лидируют в области использования технологических средств. Основные черты мировых агентств – глобальный характер деятельности, быстрота сбора, обработки и распространения информации, стремительность реагирования на технические новшества, обширная и всеохватная сеть корреспондентов и представительств, огромные финансовые возможности – делают их конкурентоспособность практически недостижимой для национальных и региональных служб. Иногда мировыми называют те агентства, которые владеют собственными спутниками связи и антеннами по всему миру, что дает им возможность собирать и распространять новости в мировом масштабе. К их числу сегодня относятся Рейтер (Великобритания), Франс Пресс (Франция), Ассошиэйтед Пресс (США) и ИТАР-ТАСС (Россия). Другие влиятельные агентства: Юнайтед Пресс (США), ДПА (Германия), ЭФЭ (Испания), АНСА (Италия), Киодо Цусин (Япония), Интерфакс (Россия).

ФУНКЦИИ:

Если на первых этапах своего существования агентства снабжали газеты и журналы исключительно хроникой и официальными сообщениями, то в настоящее время сфера информационных услуг значительно расширилась. Современные агентства, помимо хроники текущих событий и анонсов, готовят подписчикам и справочно-аналитический материал, специализированную информацию; проводят пресс-конференции, делают заявления, организуют акции. В структуре агентств нередко представлены как особые подразделения теле- и радиокомпании, редакции газет и журналов, рекламные компании, PR-службы. Крупные и влиятельные агентства предлагают подписку на десятки и сотни информационных продуктов различного содержания, периодичности и формы.

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ:

Ø повышение оперативности сообщений за счет разработки и освоения новых технических средств передачи информации;

Ø уточнение аудитории и поиск своей информационной ниши, ведущей к дальнейшей специализации по проблемно-тематическому, аудиторному, технологическому и прочим признакам;

Ø максимальный учет потребностей и интересов потребителей – интенсификация маркетинговых исследований, усиление экспертно-аналитических служб в составе агентств, постоянное обновление информационных продуктов и диверсификация продукции в целом;

Ø повышение достоверности и надежности сообщений за счет роста профессионального мастерства и технологических поисков.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ АГЕНТСТВ В РОССИИ: http://www.evartist.narod.ru/text/66.htm

ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТИКИ

cyberpedia.su

О подходах к современным медиасистемам

В эпоху, когда отношения между посредниками (media) и сообщениями (message) становятся более сложными, менее линейными и зачастую даже перевернутыми, когда конвергенция СМИ и многоплатформность меняют старые принципы, необходимо переосмыслить и традиционные понятия, на которых базируется теория СМИ. Одной из первых требует обновления концепция медиасистем. Медиасистема традиционно была одним из ключевых институтов, описывавшихся и анализировавшихся зарубежными учеными. В числе наиболее известных авторов Ф. Сиберт, У. Шрамм, Т. Петерсен, Д. Мак-Куэйл, Д. Халлин, П. Манчини, К. Вольтмер. На основании общих подходов, предложенных указанными медиатеоретиками или выработанных самостоятельно, многие исследователи описывали свои национальные или конкретные зарубежные медиасистемы. В России ведущая школа изучения медиасистем сформировалась на факультете журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова под руководством Я.Н. Засурского. Долгое время исследование медиасистем предполагало выявление базовых количественных индикаторов и качественных характеристик медиасистем, их описание и анализ тенденций изменений. Страна (национальное государство) выступало важнейшей «единицей», на основе которой проходил анализ. Даже несмотря на начавшиеся в 1960–1970-х гг. международные интеграционные процессы на региональном и глобальном уровнях, анализ медиасистем оставался привязанным к отдельным странам. Медиаисследования концентрировались на национальном, даже тогда, когда оно было производным от глобального. Однако на рубеже 1970–1980-х стало очевидно, что динамика национальных медиасистем все больше определяется «извне»: глобализация экономики и массовой культуры приводила к унификации в функционировании медиаиндустрий, растущему сходству в отношениях СМИ с национальными социальными институтами, появлению похожих информационных повесток дня. Понимание глобализации как основного тренда, воздействующего на национальные медиасистемы, породило новое понимание их динамики. Ученые заговорили о «гомогенизации» и «гибридизации» как о тенденциях, лишающих медиасистемы национальной специфики. Этому в значительной степени способствовало и политическое развитие – формирование глобальных институтов экономической власти (ВТО), регионализация политических институтов (ЕС). Распад социалистического блока на рубеже 1980–1990-х и последовавшая социально-политическая трансформация, в том числе и медийная, только усилили представление о сходстве институтов и механизмов формирования медиасистем. Переход постсоциалистических СМИ к новым моделям демократии и рынка только усилил впечатление об универсализме законов медиасистем, что закрепилось вступлением многих стран Центральной и Восточной Европы в ЕС. В результате, создание общего экономического пространства, гармонизация законодательства (в том числе о СМИ), появление общих политических институтов и выработка общих внешнеполитических стратегий заставляли думать о формировании общеевропейской модели СМИ. Казалось, сохранению национальной специфики не способствовала и цифровая революция, которая размывала границы не только между каналами и сообщениями СМИ, но и между странами, национальными системами законодательства, виртуальными экономиками. Возвышение в новых медиа английского (точнее глобально усредненного английского – globish) только подтверждало падение национальной привязанности СМИ. Но… Концепции мира с многими центрами силы, идея БРИКС, идея «новых 11», «большой двадцатки», «возвышения остальных» (rise of the rest) в противовес старому центру однополярной глобализации ставят новые вопросы развития. Перед исследователями СМИ также возникают новые вопросы о значении национального в современных медиасистемах. Нерешенные противоречия, начиная с противостояния национальных языков английскому; самобытных этнических культур – усредненной массовой, глобальной; традиций и национальных привычек – потребительскому образу жизни, прорываются и в СМИ. Здесь становятся очевидными не только структурные противоречия (глобальный и национальный медиакапитал, внешнее и внутреннее медиазаконодательство), но и содержательные конфликты (глобальная и национальная повестка дня, профессиональные стандарты – например, новости vs. мнения), медиапотребительские привычки (цифровой поколенческий раскол). Эти новые кластеры противоречий вновь выявляют национальную природу медиасистем, ставя вопросы о долгосрочности или цикличности тенденций гомогенизации/гибридизации, с одной стороны, и о связи национальных ценностей, идентичностей, культуры с динамикой СМИ – с другой. Пишите нам))

www.journ.msu.ru

Полноценная медиасистема для дома. | Неверю.com

Зачем это вообще нужно? Длинными зимними вечерами, ну или короткими летними… Да хоть и днем! Мы постоянно впитываем информацию, причем зачастую развлекательную. Наш мир переполнен медиаконтентом. Это тысячи домашних фотографий, музыки, фильмов и телепередач. Конечно все это можно смотреть на стареньком телевизоре, но для получения максимального удовольствия этого уже недостаточно. Сейчас уже необходимо иметь собственную развлекательную систему высокого разрешения и размера. Зачем? Да просто это удобней, качественней, приятней и круче 🙂

Что такое медиацентр (он же медиаплеер) и с чем его едят? »

В целом существует безграничное множество чего и как можно сделать свою медиасистему. Выбор компонентов безграничен. Условно все медиацентры, а это одна из самых важных составляющих медиасистемы, можно побить на три группы. Например:

1. «Одночиповые» медиацентры, выполненные из независимых устройств, грубо говоря на одной плате. К ним подключается акустика и экран. Примитивненько — это «DVD плееры» — скучно и ничего интересного — записал на диск или USB-носитель, подключил к плееру — заиграло. А вот другая категория умеет кое-что кардинально меняющее все — эти девайсы умеют еще и работать по сети. Это так называемые «медиа танки» — яркий пример Asus O’Play, Popcorn Hour, Tvix, Egreat и так далее. По сути — это мини компьютеры, зачастую под управлением ОС Linux (значительно реже — Windows, или чего-то независимого) заточенные исключительно под воспроизведение фото, видео и аудио. А иногда и кое-чего другого — например вполне очевидная поддержка Интернет-ТВ, Youtube и им подобных сервисов, или менее очевидное чтение PDF и текстовых документов… Но нам это в предмете статьи ни к чему. К слову, дабы Вы не думали что на таких девайсах можно только смотреть кино и слушать музыку — яркий пример Sony PlayStation 3 — на этой хреновине можно еще здоровски играть, и серфить по просторам Интернета. Все зависит от Ваших предпочтений.

Плюсы — мелкие габариты, можно подобрать красивый дизайн, все просто и редко требует особых настроек, есть пульт в комплекте, устройства очень неприхотливы, работают по принципу «включил и смотри», существуют довольно бюджетные модели до 100 у.е.

Минусы — что характерно, вытекают из плюсов. Нет возможности кардинально что-то настроить под себя, изменить, доустановить, перекрасить, добавить новых возможностей. Прошивки по началу если и выходят — то раз в полгода даже у достаточно именитых производителей, а со временем появляется новая модель от той же фирмы, и Ваш медиаплеер больше не обновляют. Увы — реалии рынка, хотя бывают и исключения.

2. Медиацентры построенные на базе стационарного компьютера. Обычно это единственный «компьютер» (ПК), на котором и работают, и играют, и смотрят кино, и слушают музыку. Реже — отдельные от основного ПК системы для просмотра медиаконтента. Это может быть и самый обычный системник, и супер современное устройство имеющее с ПК лишь общую архитектуру. Что тут сказать — воистину — возможности безграничны. ПК может все, что Вашей душе угодно.

Плюсы — да все сразу 🙂 За вычетом минусов.

Минусы — неудобен в управлении. Ведь когда вечером в одиночестве или кругу семьи Вам захотелось посмотреть кино, сыграть в игру или послушать музыку — ПК должен быть включен. Предположим что Вы, как и я, вообще никогда его не отключаете (хэ-хэ, а у меня уже 4-й год онлайна пошел) — но все равно неудобно. Энергии медиацентр на базе ПК кушает значительно больше чем готовые решения. Еще нужно проводить кабеля к колонкам и экрану, которые зачастую стоят в соседней комнате. А также решать проблему со способом управления. А вот на способах управления остановимся чуть по-подробней.

Слава яйцам, в наш прогрессивный век обойтись можно и без проводов вообще. Управлять компьютером можно присобачив к нему инфракрасный пульт — что традиционней и удобней всего. Ибо понятно сразу и всем. Пульт почти всегда лежит на видном месте, никому не мешает  сразу понятны его основные цели. А когда пультов уже штук пять (как у меня) — можно использовать блага смартфонов, планшетов и так далее для управления всем домашних хозяйством из одного устройства. Все это вроде и удобно… Но не очень. Громоздко, объяснить жене как на ее телефоне через VNC терминал подключиться к рабочей машине и запустить кино может оказаться не тривиальной задачей, требующей, к тому же, дополнительных расходов на Wi-Fi, смартфоны, качественную звуковую карту (или даже парочку) с достаточным количеством выходов.

Ну или совсем банально использовать беспроводные мышку и клавиатуру 🙂 Но не место им возле дивана, кресла или чайного столика. Крошки от печения, грязные руки, да и просто объекты большие — или места нет, или в глаза бросаются. Хотя есл Вы на одном месте и кино смотрите и… эээ.. кхм… работаете за компьютером — тогда все с точностью наоборот.

Кстати — звук и видео тоже можно передавать по радиочастотам. Наконце-то можно забыть о вечной проблеме прокладывания DVI или HDMI кабелей нестандартной длины. Я еще помню те времена, когда DVI кабеля делали сами из витухи 6,7,8-й категорий. К слову некоторые и сейчас делают! Потому как стоимость беспроводных решений для передачи звука и видео начинается от 100 у.е. И рынок для домашнего применения этих устройств предоставлен очень небольшим количеством моделей. Остальные же — это проф продукты для организации концертных акустических систем стоимостью в несколько тысяч долларов. Да и мощность излучения приличная… Для дома немного не то 🙂

Зачем все эти геморройства, если можно поставить системник прямо к экрану? Конечно можно, но все равно не удобно. Если ставить стандартный системник — он очень большой, даже специальные решения с миниматюрными компонентами в красивом исполнении (Ion например) проигрывают в размерах и разнообразии уже готовым «одночиповым» решениям (тот же Egreat, Tvix и так далее). И Вам все равно придется гемороится с найстройкой системы, установкой разного софта и приблуд, а так же с относительно долгим запуском системы и вышеперечисленными проблемами управления. Ах да, а еще минимальная стоимость медиацентра на базе ПК  дороже от «одночиповых» решений.

3. Мобильные медиацентры. А это — самое ближайшее будущее. Пока рассказывать особо не о чем. Но уже сейчас многие смартфоны способны воспроизводить HD-видео, и имеют выходы HDMI. Что позволяет подключать их хоть к телевизору, хоть к проектору. А учитывая тенденции — это как раз очень перспективное направление развития для смартфонов. Особенно сейчас, когда уже достаточно низкая цена на модели воспроизводящие HD видео.

Собственно построение медиасистемы в первую очередь состоит из выбора медиацентра, и, в общем, тут нет ничего сложного. Или по денгам, или читаем-читаем-читаем… Остальное же — это компоновка различными системами — экранами, акустикой и тому подобное.

Целью этой статьи является общий обзор текущего (на момент написания) положения на рынке, а так же мое личное видение таких систем. Понятное дело что чем больше вложишь — тем больше качества получишь. Я считаю что мне удалось достичь определенного ровня качества и при этом выбрать оптимальные компоненты для своей медиасистемы. Ну и само собой по долгу службы я постарался слить свою медиасистему с существующей до этого сетью моего дома 🙂 Кое-о чем, увы, я рассказать не могу, а кое о чем — отпишу в ближайшее время в статье о безопасности и видео наблюдении дома, тобишь — бюджетненько.

Из чего состоит медиасистема? »

Тут все относительно просто:

1. Экран — монитор, телевизор, проектор или иное устройство для вывода изображения.2. Плеер — устройство подключенное к экрану, которое позволяет выбирать что мы смотримслушаем, и необходимо для чтения наших дисков и файлов с музыкой, видео и прочим. Во многих случаях такие устройства можно называть медиацентрами.3. Хранилище — это устройство где хранится наш медиа-контент. Зачастую это ПК, USB-флешки, внешние жесткие диски, а также специальные сетевые хранилища типа D-Link DNS-323 (первое что в голову взбрело).

Это если вкратце 🙂

Сразу пройдусь по-понятиям 🙂 Не претендую на грамотность, но я использю два термина в этой статье — медисистема и медиацентр. Медиацентр — это устройство, воспроизводящее медиа-контент, будь то фалы, диски, винил, или что угодно, проще говоря — это плеер. Медиасистема — это комплекс оборудования, позволяющий полноценно просматривать (ну или прослушивать) медиаконтент, это совокупность всех плееров, проводов, акустики, экранов и вообще всего того, что связано с процессом и является его важной частью.

Итак — рассмотрим создание медиасистемы на моем примере. В Вашем случае все может быть немного не так, ведь это хлопотное дело зависит от личных предпочтений, размера помещения и, конечно же, финансовых возможностей.

Начнем с основного — с медиа-плеера и хранилища. Можно было собрать сердце своей медиасистемы (тобишь медиацентр, ака медиаплеер) и самому, на базе линуха и кучи запчастей которые у меня всегда имеются. Но как ни странно я не пошел этим путем, а остановился на компоновке уже готовых решений. В 95% случаев их функционала мне достаточно. Да и готовый результат при более низкой цене банально более прост и удобен в использовании, о чем я упоминал в сносках выше.

Все, что возможно, у меня работает по сети 🙂 Иначе в чем смысл? Проверьте — так наааамного удобней. Но обо всем по порядку.

Несколько лет назад я приобрел только-только появлявшийся тогда медиа-танк. Эти девайсы производства поднебесной плевали на все лицензии, соглашения и так далее и воспроизводили почти любой тип мультимедиа, включая так важные для настоящего любителя MKV, H.264 и FLAC. Выбор стоял между Popcorn Hour и Egreat. По совокупности победила последняя, и спустя какое-то время у меня возле телевизора появился Egreat M32b.

Немного о Egreat M32b »

Проигрывание фильмов 1080p, медиапроцессор EM8635, видео выход HDMI 1.3, компонентный YPbPr, S-Video, композитный (тюльпан).

Выход звука 2.0 на тюльпаны, цифровой оптический выход звука 5.1, вывод DTS через HDMI и тюльпаны (в стерео)

ESATA, USB, USB-Slave, возможность установки внутреннего HDD SATA, возможность установки внутреннего DVD привода (увы, подходят только несколько моделей)

Подключается к сети на 100Mbps, отдельно можно купить модуль для работы по Wi-Fi. Понимает Samba, NFS, UPnP AV, FTP, MyiHome, встроенный Торрент-клиент, WEB браузер.

Кушает медиа контейнеры:AVI, MKV, MPG, TS, M2TS, EVO, MOV, MP4, WMV, VOB, ISO, DVD-видеоВидео кодеки:MPEG1, MPEG2, MPEG4, h364, VC-1, XviD, DivX, WMVАудио кодеки:AC3, DTS, AAC, WMA, OGG, WAV, MP1, MP2, MP3, FLAC, LPCMАудио на ресивер:AC3, DTS, AAC, WMA, OGG, WAV, MP1, MP2, MP3, FLAC, LPCMDTS-HD MA, DTS-HD HR, Dolby True HD, Dolby Digital PlusФото и картинки:JPEG, BMP, PNG, GIFInternet Video:YouTube, Veoh, Videocast, DLTV, Cranky Geeks, Bliptv, PodfinderUK, Vuze, Break Podcast, Revision 3, CNN The Larry King Podcast, CNN Anderson Cooper 360, The CNN Daily, CNN In Case You Missed It , NBC Meet The Press, NBC Today, CBS Face the Nation, NBC Nightly News, MevioInternet Audio:Live365 Radio, iPodcast, Radiobox, ABC News, BBC Podcast, CNN News, Indiefeed, JamendoInternet Radio: ShoutcastInternet TV: SayaTV

И еще кой чего по мелочи. Не плохо, да?

Этим плеером я пользуюсь до сих пор. На самом деле сейчас у меня две медиасистемы, но пример буду приводить на той, что я считаю более совершенной. Хранилищем медиа-контента служит мой никогда_не_выключающийся компьютер. Это чертовски удобно. С телефона, ноута или непосредственно компьютера нахожу интересное кино\музыку, добавляю в торрент-клиент и ухожу к телевизору. Вуаля, через несколько минут уже смотрю нажав пару кнопок на пульте. FullHD и так далее тот же Egreat m32b — тянет без проблем, никакого таскания флешек, внешних винтов, или, упаси Боже, записи дисков.

Для воспроизведения медиаконтента по сети тоже можно пойти несколькими способами. Забегая наперед — протокол SMB и использование потокового\перекодирующего ПО — это два самые удобные во всех смыслах, но совершенно разные в плане безопасности способа воспроизвести Ваше меди по сети. Что это за звери? Все просто:

1. Протокол SMB — протокол для быстрого и простого обмена фалами и выполнения кое-каких других операций. Существует почти 20 лет, и продолжает успешно использоваться и по сей день. В системах Windows его обзывают галочкой в свойствах сетевого подключения возле пунктов «Клиент для сетей майкрософт» «Служба доступа к файлам и принтерам сетей майкрософт«. Еще этот протокол полезен для печати с нескольких устройств на одном принтере. Друзья пришедшие с ноутбуком или смартфоном могут скопировать себе кино, записать Вам свежей музыки или показать фото прямо со своего устройства на экране Вашей медиасистемы. Протокол SMB поддерживается всеми сетевыми медиацентрами которые я когда-либо встречал. Можно сказать это необходимый минимум для таких устройств. Раньше к преимуществам этого протокола можно было отнести еще и удобство настройки ресурсов (ага, говоря по проще — папочку в общий доступ в два клика можно было открыть). Сейчас, увы, неподготовленный пользователь в два клика все не настроит. Как минимум придется раздать права и завести отдельную учетку 🙂 К счастью самба (ака SMB) прекрасно поддерживается всем семейством Windows и Linux’ом. Причем вторым даже лучше 🙂 Но SAMBA — черная дыра для ошибок, которой пользуются многие вирусы на протяжении многих лет. Это любимый способ распространения популярных сетевых червяков. Поэтому использовать самбу лучше за роутером, или вообще в независимой домашней (именно домашней, то есть для вашего личного дома или квартиры) сети.

2. Потоковые\перекодирующие программы. А это специализированные программы, способные медиа-файлы на Вашем компьютере превратить или в поток, или перекодировать все разнообразие контейнеров и форматов в понятный для медиаплеера вид (что, конечно же, жрет прилично ресурсов). Например для моего Egreat M32b можно использовать программку myiHome. Все что надо она умеет, но универсальностью не отличается. Сейчас многие программные плееры (в том числе и стандартный виндовый) умеют вещать в сеть, так что какое конкретно ПО использовать — зависит только от Ваших требований.

Конечно же существует и куча других способов воспроизводить медиаконтент по сети кроме двух упомянутых. Стоит вспомнить NFS, FTP (которые от самбы не особо отличаются с точки зрения медиаплеера) и более интересные UPnP, DLNA. Но как ни крути — однозначно самый универсальный способ — использование SMB-протокола (он же SAMBA, хоть так говорить и не совсем корректно). Унифицирован, довольно просто в обращении, изучен вдоль и в поперек, существует куча мануалов по конфигурации скартинками для начинающих и с правкой реестра для продвинутых. Всячески удобен, и относительно быстр.

Сколько скорости нужно для просмотра кино по сети? »

100 Mbit (мегабит) домашней меди (а у многих, как и у меня дома давно гигабитная сеть) равные грубо говоря 12 мегабайтам в секунду. Блурей диск при весе в 50 гигабайт на 2 часа кино, кушает около 7-ми мегабайт в секунду. Если короче — забудьте. Большинство фильмов (даже HD-Ready и часть FullHD) без проблем будут играться даже через средненький Wi-Fi роутер, скорость которого около 25 Mbit. А все современные плееры давным давно имеют буферы чтения, и любые ошибки, проблемы в сигнале или притормаживания — будут успешно съедены буфером, не помешав просмотру фильма досадным подвисанием.

Отдельно отмечу что роль медиацентра прекрасно может выполнять PlayStation 3 или другая игровая консоль. Кроме привычного просмотра фильмов, фото и прослушивания музыки — на этих устройствах можно отлично поиграть и делать прочего по мелочи. Но несмотря на все достоинства PS3, для регулярного использования в качестве медиацентра в ней есть ряд недостатков. Основной для меня — малый перечень поддерживаемых форматов и контейнеров, как видео так и аудио (тот же MKV, H.264, FLAC). А очень жаль. Ведь вывод звука на PS3 на порядок качественней любого Egreat и им подобным, особнно через оптический выход.

К слову о звуке! Звук лично я предпочитаю стерео. Не поперло меня 5.1, на работе до сих пор стоит старенький но удаленький комплект SVEN IHOO MT 5.1R 🙁 Ресивером в моей медиасистеме служит старый-добрый середнячок Yamaha RX-V469, и подключенная к нему 8-омная стереопара Sony SS-E 542 v (до 160 Вт, хэ-хэ). Звуком я доволен, тем более что сильно в него не вкладывался — все компоненты довольно бюджетные.

Еще о медиацентрх на базе ПК »

В этой статье я довольно однобоко обращаю внимание на медиацентры построенные на базе ПК. Это не потому что они хуже. Ведь существуют и готовые решения с коробки и полноценные медиа-ОС на фришной (бесплатной) основе. Например XBMC, MythTV, и множество других. А в последнее время полноценным медиацентром может служить почти любой программный плеер. И конечно же возможности ПК-плееров безграничны. Но с моей точки зрения… это неудобно, о чем я уже упоминал выше. В оправдание им скажу — что это далеко не всегда огромные ящики размером с tower-системник, они обычно значительно меньше своих стандартных собратьев, но при этом все равно уступают и в размерах и в цене «одночиповым» решениям. А все избыточные возможности ПК-медиацентров лично мне просто не нужны. Я не буду серфить в Интернете перед телевизором — для этого есть удобное кресло и монитор, в игры я играю не часто, и для этого у меня есть PS3 (в которую не нужно каждый год докупать новую видеокарту… да собственно с ней вообще ничего не нужно делать, просто играть). Работать за телевизором — тоже увольте. Не то это. А парадокс ведь в том что медиацентр на базе ПК среднего уровня обойдется дороже, чем медиаплеер типа Egreat и консоль PS3 (XBox, Wii и т.д.) вместе взятые.Исключения из этого правила только одно — если Вы используете свой основной ПК и для работысерфингаигр и в качестве медиацентра. Но недостатки есть и у этого решения — о них немного выше. Если в вкратце — не так удобно.

Ни коим образом не говорю что все медиацентры на базе обычного ПК — говно принципиально. Нет. Но лично для меня они неудобны.

Раньше все просматривал на телевизоре, а совсем недавно я прикупил проектор Epson EH-TW450. Вот уж чем доволен как слон. С этим замечательным устройством я получил экран размером в 100 дюймов. Ага — сто. Это вынесло мою медиасистему на совершенно новый уровень. С помощью двух роллет из специальной, не пропускающей свет ткани (матриал дял затемнения изготовители роллет и штор знают под названиям блэкаут (blackout)), у меня и в яркий солнечный день в помещении можно прекрасно использовать проектор.

К проектору в комплект сразу же прикупил еще один медиаплеер — Asus O!Play AIR hdp-r3. Зачем? Увы, мой старый не работает по Wi-Fi. Этот же чудно поддерживает N-стандарт (который скорость дает до 150 мбит… правда без шифрования). А это позволяет избавится от лишних проводов, да и в случае разворачивания медиасистемы где-нить за пределами родных стен — будет чертовски удобно вещать контент с ноутбука или мобильного телефона 🙂 Кроме того в нем встроен картридер — что удобно для долгих фототуров, или просто презентаций без использования дополнительной техники. Ну а я давным давно использую SD как стандартный носитель во всех своих устройствах. Однако сразу замечу что Asus O!Play AIR — довольно глюковатый девайс с кучей досадных мелочей. Возможно я посвящу ему отдельный обзорчик.

Собственно все. Такая медиасистема более чем удовлетворяет меня сейчас. А учитывая что я очень много времени провожу за просмотром разнообразного медиа — я могу назвать себя достаточно требовательным пользователем. В будущем я бы хотел перевести звук и видео на беспроводку. Но в данный момент цены на такие устройства разочаровывают, да и прямой необходимости удалось избежать небольшой перепланировкой.

Под конец хотел посоветовать какие-то конкретные устройства… Но увы 🙂 Что у меня есть — Вы и так видите, можете считать что его я и советую. Этот рынок настолько большой, а разница между медиаплеерами, экранами и хранилищами столь ничтожна — что особо посоветовать и нечего… Тут или верить правилу «двух ста», или перед покупкой самостоятельно вычитывать обзоры и форумы, выбирая для себя подходящее устройство исходя из собственных требований.

Для тех кто не в курсе — правило «двух ста» — очень простое 🙂 Если реальная рыночная стоимость чего либо переваливает за 200 у.е. то этот продукт минимально качественен. Если 400 у.е. — в два раза круче, 800 у.е. — в 4 раза круче… ну и так далее 🙂 Глобально — покупая вещь стоимостью около 200 у.е. или чуть больше — Вы почти наверняка покупаете качественную вещь.

Вот и все. Приятного Вам просмотра… прайсов и сравнительных характеристик на оборудование 🙂 А уже потом кино и всего остального. Надеюсь Вам понравилась моя статья. Не смотря на свою расплывчатость и обзорность — она отняла у меня кучу времени. Приятно будет знать что кто-то из Вас нашел в ней что-то полезное для себя.

neveru.com

2. Медиасистемы XXI века.

Массовая коммуникация медиасистема.

Начало XXI века ознаменовалось новыми переменами в процессе развития информационных и коммуникационных структур, оказывающими огромное влияние на медиасистемы. Беспроводной доступ к интернету и мобильная телефонная связь - ключевые элементы в новых тенденциях, наблюдаемых в медиасистемах в первые годы нового столетия.

Наиболее важными аспектами, определявшими пути развития СМИ в конце XX в., были оцифровка (дигитализация), глобализация и конвергенция с интернетом, ставшим основным интегрирующим фактором. Сегодня заявили о себе важные нововведения: мобильные телефоны начали демонстрировать свой интегрирующий и конвергенционный потенциал, благодаря которому они, вероятно, смогут стать новым важным элементом информационного пространства - в противовес или в дополнение к интернету. Глобальное телевидение открыло возможности для конкуренции в освещении новостей и международных отношений, особенно в сфере экономики и финансов. История коммуникационных систем зависит как минимум от шести основных факторов - информационных потребностей, стратегии и технологий коммуникации, потребностей общества, политики, экономики и культуры. Потребность в информации заставляла вождей древних племен рассылать гонцов и принуждала римских императоров и халифов создавать эффективные почтовые и дорожные системы; печатная революция Гутенберга открыла новую эру периодической печати, потребности общества и политическая борьба во Французском королевстве заставили Людовика XIII начать выпуск «Газетт»; экономические и финансовые нужды семьи Фуггер способствовали созданию периодической печати в Германии; свобода прессы, рост числа грамотных людей в Англии создали аудиторию для британской печати XVIII столетия и породили общественную сферу, которая способствовала развитию гражданского общества. Технологические реалии создали возможности для дальнейшего развития СМИ, в то время как политические и экономические условия, культура, социальные и коммуникационные потребности диктовали, каким должно быть содержание журналистской продукции - новости, комментарии, реклама, развлечения, спорт.

Наиболее существенный вызов для объединенной вокруг интернета коммуникационной структуры исходит от мобильных телефонов, чьим преимуществом является возможность предоставления двух коммуникационных услуг сразу - это и доступ к содержанию СМИ, и его передача, что приводит к их настоящей интерактивности. В ходе второй войны в Ираке мобильные телефоны доказали свою исключительную эффективность. Благодаря им появился очень удобный в использовании способ доступа к информации. Мобильные телефоны, по всей видимости, имеют неплохие шансы стать новым средством информации и способом преодоления цифрового неравенства. Другим вызовом оказывается демонополизация глобальных телевизионных сетей. Арабская глобальная телесеть «Аль-Джазира» попыталась конкурировать с Си-эн-эн в освещении второй иракской войны. Благодаря таким сетям, как «Евроньюс», «Дойче велле», Би-би-си и TВ-5, глобальное телевидение стало более плюралистичным, подрывая монополию Си-эн-эн. Демонополизация глобального телевидения открыла новые пути для развития плюралистичных и ориентированных на общественный интерес медиаструктур. Взаимоотношения между глобальными, региональными и общенациональными медиасистемами стали еще одним важным фактором развития новых путей к плюрализму в медиаструктурах, базирующихся на новых технологиях, и это поднимает ключевую проблему современного развития новых СМИ: речь идет о доступе к интернету, новым средствам информации и мобильным телефонам.

С Олимпиады в Токио начался новой этап развития международного информационного пространства. Глобальное освещение Олимпиады средствами спутникового телевидения позволило жителям всех континентов одновременно наблюдать за различными соревнованиями - и это означало создание глобального информационного пространства, главным элементом которого явились глобальные телесети. Составными частями глобального информационного пространства стали не только глобальные телевизионные компании, но также и вещающие на весь мир глобальные радиостанции и газеты.

Интегрирующим стержнем глобальной информационно-коммуникационной системы на основе цифровых структур печати, радио и телевидения стал интернет. Легкий доступ к глобальной паутине и быстрое развитие ее национальных сегментов сделали интернет необходимой составляющей и международного глобального пространства, и информационных систем, и национального глобального пространства и медиаструктур.

Интернет интегрирует шесть каналов СМИ - прессу, кино, радио, телевидение, телефонию и онлайновые медиа. Это вторая ступень развития глобальной информационной системы. В интернете развивается сложная единая глобальная и одновременно национально фрагментированная информационно-коммуникационная система, которая даже может включать индивидуальные сайты, доступные во всем мире.

Структура средств массовой информации рубежа ХХ и XXI столетий, имеющая в своей основе интернет, открывает путь информационному обществу, где доступ ко всем видам информации упрощен в зависимости от наличия компьютера и возможности выхода в Сеть. Цифровой раскол становится барьером, преградой на пути реализации возможностей новых информационных технологий.

Новые и старые провайдеры содержания для новых и старых средств информации не могут удовлетворить стремительно растущий спрос, который стимулируется разнообразием СМИ и скоростью доставки информации пользователям. Тексты онлайновых версий традиционных СМИ - газет, журналов, радио и телевидения составляют значительную часть содержания в интернете. Эту же функцию в еще большей степени осуществляют информационные агентства, которые подверглись большим изменениям: в дополнение к новостному обеспечению аналитических данных они удовлетворяют спрос на обеспечение ряда видов содержания: статистические данные, графики, индексы фондовых бирж, финансовая, экономическая, техническая и научная информация, сведения о культуре, литературе, музыке, театре, кино и спорте. В результате агентства серьезно увеличили свои объемы и доли в удовлетворении общественного интереса, стали важным элементом индустрии содержания. Но еще более важную роль сыграла конвергенция, которая позволила рекламным и пиар-компаниям, сейчас тесно взаимодействующим, приспосабливать свои многочисленные услуги к новым носителям; более того, конвергенция вовлекает в качестве ресурсов содержания интернет-сайты исследовательских институтов, программных компаний, консультантов и специализированных банков данных. Конвергенция сегодня - сердцевина наиболее важных преобразований индустрии содержания, а интернет, в свою очередь, - основное его хранилище.

studfiles.net