Профессии системы "человек - знаковая система". Список и описание профессий. Распространенная профессия типа человек знаковая система вторая буква у


И УРОК. ПРОФЕССИИ ТИПА «ЧЕЛОВЕК—ЗНАК»

I. БЕСЕДА

Специалисту, который работает со знаками, важно уметь, с одной стороны, абстрагироваться от реальных физичес­ких, химических, механических свойств предметов, а с дру­гой — представлять и воспринимать характеристики реаль­ных явлений или объектов, стоящих за знаками. Другими словами, нужно обладать хорошо развитым абстрактным мышлением и воссоздающим воображением. А учитывая, что знаки сами по себе часто имеют малозаметные различия, необходимы такие качества, как сосредоточенность, усид­чивость и хорошее внимание.

Особые требования профессии этого типа предъявляют к вниманию.

 

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. «КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА»

Ребятам предлагается проверить свое внимание с помо­щью специальной методики. Может использоваться обыч­ный бланк или детский вариант методики. Смысл задания не только диагностический, хотя результаты выполнения

задания нужно учитывать при консультировании. Невысо­кий по сравнению с другими результат может подтолкнуть ребят к работе по развитию внимания.

Какие виды внимания вы знаете? Какие существуют уп­ражнения для развития внимания? Кто из вас выполняет эти упражнения? Есть ли успехи?

И УРОК. ПРОФЕССИИ ТИПА «ЧЕЛОВЕК—ИСКУССТВО»

I. БЕСЕДА

Важнейшие требования, которые предъявляют профес­сии этого типа — наличие способностей, творческое вооб­ражение, образное мышление и, конечно, трудолюбие.

Как вы думаете, какой темперамент преобладает у людей искусства?

Почему среди поэтов, музыкантов и художников так мно­го меланхоликов? «Составляющие» этого темперамента — склонность к одиночеству и впечатлительность, чувствитель­ность нервной системы. Эти чувства находят выражение в произведениях искусства.

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

Упражнение «Интервью».Отработка навыков спонтанного поведения. Участникам предлагается попробовать себя в роли журналистов, задающих неожиданные, острые вопро­сы, и известных людей (артистов, художников), которым на эти вопросы приходится отвечать. Затем провести обсуж­дение. Что вы чувствовали, отвечая на вопросы? Как вели себя «журналисты»? Удалось ли им расположить к себе со­беседника? Как они обращались к «звездам»? Обратите вни­мание на позы, в которых находились участники интервью.

III. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Составьте психологический портрет человека творческой профессии — реального или вымышленного; отметьте осо­бенности его характера, мышления, темперамента, профес­сионально необходимые ему качества, постарайтесь сде­лать его «живым».

Й УРОК. ПРОФЕССИЯ ТИПА «ЧЕЛОВЕК—ЧЕЛОВЕК»

I. БЕСЕДА

Не так уж много на земле профессий, позволяющих об­ходиться без общения с людьми. Поэтому вы поступите пра­вильно, если обратите внимание на такие качества, как об­щительность, контактность.

Главное содержание труда в профессиях типа «человек-человек» сводится к взаимодействию между людьми. Если не ладится это взаимодействие, значит не ладится и работа. Поэтому существенное значение имеет умение устанавли­вать и поддерживать контакты с людьми, понимать их. Какие качества, по-вашему, необходимы для работы с людьми?

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Игра «Контакт»— эффективное средство в приобрете­нии школьниками навыков культуры общения. Она направлена также на частичное определение ими своего соответ­ствия конкретным профессиям, так как участие в проблем­ных ситуациях дает возможность ближе познакомиться с общими особенностями данной сферы деятельности.

Для активизации школьников перед началом игры можно провести небольшую разминку (см. игру Аукцион»). Разделив для удобства все профессии данного типа на несколько групп (педагогика, медицина, право, культура, сфера обслуживания), учитель просит детей поочередно называть все знакомые им профессии, относящиеся к определенной группе. Выигрыва­ет участник, последним назвавший профессию. После такой разминки ребята легко настраиваются на игровой лад.

Участники делятся на пары. Каждая пара получает листок с описанием ситуации, которую предстоит разыграть:

1. Воспитатель детского сада—мать (отец) ребенка. Ре­бенок провинился, воспитатель рассказывает об этом мате­ри. Она защищает малыша, не вникая в суть дела и считая, что ее ребенок просто не может быть не прав. Какова по­зиция воспитателя?

2. Врач—пациент. Молодой врач при посещения больно­го (пожилого человека) ставит диагноз и назначает лече­ние. Но пациент сам имеет медицинское образование и с диагнозом и методами лечения не согласен. Как поступит молодой врач?

3. Следователь—свидетель. По ходу расследования пре­ступления следователь допрашивает свидетеля. Тот гово­рит неправду (придумайте сами, почему). Как убедить его дать правдивые показания?

4. Учитель—ученик. Ученик-эрудит просит разрешения дополнить учителя истории после объяснения нового мате­риала. Он рассказывает любопытные, но неизвестные пе­дагогу факты и интересуется его мнением по этому поводу. Какова реакция учителя?

5. Парикмахер—клиент. Клиент заказывает стрижку, кото­рая ему явно не пойдет (придумайте, почему). Парикмахер предлагает другой вариант, но клиент не согласен. Какую позицию займет парикмахер?

6. Гид-переводчик—иностранный бизнесмен. Гид-пере­водчик сопровождает иностранного бизнесмена из аэро­порта в гостиницу. Неожиданно оказывается, что место в ней не забронировано. Уставший иностранец не понимает, почему ему не дают отдохнуть после утомительной дороги. Что в этой ситуации может предпринять гид?

Ответы на заданные в игре вопросы школьники вряд ли найдут в книгах и учебниках. Игра заставляет самостоятель­но мыслить и брать на себя ответственность за принятые решения. Задача учителя — помочь школьникам вжиться в роль, встать на место тех, кого они изображают. Иногда уча­щиеся боятся принимать неординарные решения потому; что незнакомы со своими правами и обязанностями. Они, например, могут не знать, что в случае сомнения при по­становке диагноза (ситуация 2) врач может собрать конси­лиум. Подсказка учителя, возможно, подтолкнет ребят к правильному решению. В ситуации 6 они также теряются, поскольку в обязанности переводчика не входит улажива­ние бытовых проблем. Но гид может проявить инициативу: успокоить иностранца, попытаться найти организаторов по­ездки.

На заключительном этапе игры участникам предлагается проанализировать разыгранные ими ситуации и поведение «специалистов», выделить те из них, в которых удалось найти оптимальное решение. Итогом игры должен стать вывод о том, что при выборе профессии типа «человек—человек» нужно быть готовым почти все свое рабочее время общаться с людьми, в любых условиях сохраняя выдержку, спокой­ствие и доброжелательность.

По завершении игры учитель записывает на доске прави­ла, которые ученики должны переписать в тетрадь.

1. Единственный способ добиться успеха в споре — укло­ниться от него.

2. Проявляйте уважение к мнению другого.

3. Если не правы, признайте это сразу и чистосердечно.

4. Дайте собеседнику возможность выговориться.

5. Честно попытайтесь взглянуть на проблему с точки зре­ния другого.

III. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Составьте «реестр» профессионально важных качеств для работы в сфере «человек—человек»; выделите те черты, которыми вы обладаете, и те, которых вам, на ваш взгляд, не хватает.

Й УРОК. ОШИБКИ В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

I. БЕСЕДА

Что самое главное при выборе профессии? Чтобы твоя работа в будущем была успешной и приносила удовлетво­рение. Все, что способствует такому выбору, хорошо, все, что противодействует, плохо.

Можно выделить две ошибки, приводящие к неверному выбору профессии. Это, во-первых, неправильное отноше­ние к различным обстоятельствам выбора (к области дея­тельности, к советам и поведению окружающих), включая и недостаточную самостоятельность в принятии решения; во-вторых, недостаточность знаний, опыта, информированно­сти о существенных обстоятельствах этого выбора. Встре­чались ли вам взрослые, которые, на ваш взгляд, ошиблись в выборе профессии? Как они живут и что чувствуют?

Почему это произошло?

Желательно вызвать ребят на дискуссию, в ходе которой с помощью учителя сформулировать и записать причины, приведшие к неправильному выбору профессии: предубеж­дения, «за компанию», идеализация, увлечение «антуражем», заблуждения (на свой счет, на счет профессии).

В отношении ряда профессий существуют предубежде­ния, которые заключаются в том, что некоторые виды дея­тельности воспринимаются как непрестижные. Список этих профессий может меняться в течение одного или несколь­ких поколений. Так, профессия учителя, полвека считав­шаяся в нашей стране престижной, в начале 90-х годов перешла в разряд непрестижных. Сейчас ее репутация мед­ленно восстанавливается. Как вы думаете, почему это про­изошло? Какие профессии вы считаете престижными и почему? Как вы вообще понимаете слова «престиж», «пре­стижность»?

Довольно часто выпускники выбирают профессию «за ком­панию». Плохо это или хорошо? Хорошо в том случае, когда у друзей совпадают интересы, склонности и способности к одной и той же профессиональной деятельности. Плохо, если один из них руководствуется только этим принципом. В этом случае его, как правило, постигает жестокое разоча­рование, и после долгих, иногда мучительных поисков, он вынужден менять первоначальный выбор. Это в лучшем слу­чае. В худшем он будет всю оставшуюся жизнь заниматься нелюбимым делом. Какие последствия это будет иметь для его карьеры?

Нередко интерес к профессии формируется под влияни­ем книг, кинофильмов, знакомства с интересным челове­ком, которому хочется подражать. Каковы профессии геро­ев популярных современных фильмов? Как вы к этим про­фессиям относитесь?

И последнее. Ошибок можно избежать, если реально представлять собственные возможности, знать особенно­сти своей нервной системы, памяти, внимания, мышления, правильно оценивать уровень подготовленности, интере­сы и склонности.

Й УРОК. ФОРМУЛА ПРОФЕССИИ

I. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Усвоение материала происходит во время проведения игровой профориентационной методики, разработанной И. С. Пряжниковым.

Методика служит для оперативного определения наибо­лее подходящих для подростка профессий на основе выбо­ра соответствующих характеристик трудовой деятельности. Она проста и эффективна.

Цели труда

1.1. Оценивать, проверять.

1.2. Исследовать что-либо, делать открытия.

1.3. Перевозить что-либо.

1.4. Изготавливать какие-то предметы.

1.5. Учить, воспитывать, консультировать.

1.6. Творить, создавать новое.

1.7. Руководить людьми.

1.8. Обслуживать кого-либо или что-либо.

1.9. Постоянно работать над собой, «быть в форме».

Предмет труда

2.1. Технические объекты.

2.2. Тексты, графики, числа.

2.3. Экономика и политика.

2.4. Искусство.

2.5. Наука.

2.6. Растения и микроорганизмы.

2.7. Животный мир.

2.8. Люди.

2.9. Детали и материалы.

Средства труда

3.1. Ручные.

3.2. Механические.

3.3. Автомеханические.

3.4. Компьютеры.

3.5. Интеллект.

3.6. Выразительные движения, мимика.

3.7. Творческое мышление.

3.8. Возможности организма и органов чувств.

3.9. Голос, интонация.

Условия и организация труда

4.1. Бытовой микроклимат.

4.2. Помещения с большим числом людей.

4.3. Разъезды.

4.4. Самостоятельность.

4.5. Открытый воздух.

4.6. Экстремальные условия.

4.7. Особые условия.

4.8. Изысканные отношения.

4.9. Работа на дому.

После того как комплект карточек сделан (это не должно занимать больше 20 минут), учащимся предлагается из каж­дой группы карточек выбрать 2—3 наиболее привлекатель­ных. В результате выбора предпочитаемых целей, предме­та, средств и условий труда возникает достаточно полная мотивационная картина профессионального выбора. Если подросток еще не выбрал профессию, то по этим характе­ристикам можно ее определить.

После того как все учащиеся разложат перед собой кар­точки с отобранными признаками, можно попросить кого-нибудь прочитать вслух эти признаки, а остальным предла­гается угадать, какая профессия загадана.

Если останется время, можно предложить стать профконсультантом для соседа по парте и прокомментировать его выбор карточек.

На какую профессию вам удалось выйти в результате? Соответствует ли эта профессия вашему выбору, если он есть? Запишите полученные характеристики и профессию.

II. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

«Проконсультируйте» с помощью этой методики своих родителей и определите, как соотносится выбор указанных характеристик с их реальной профессией.



infopedia.su

Начало большого пути: 5 психологических типов профессий / Newtonew: новости сетевого образования

Современный рынок труда крайне разнообразен. Старшеклассникам в таких условиях нелегко определиться — возможно, именно по этой причине их выбор совершается стихийно и неосознанно. Исследования показали, что основная масса подростков выбирает будущую профессию под влиянием родителей и старших друзей или ориентируясь на рекламу в средствах массовой информации.

Изучая рынок специальностей, подростки склонны ориентироваться на собственные желания и интересы, не учитывая свои индивидуальные способности и склонности к той или иной работе.

Чтобы помочь будущим специалистам выбрать профессию, в которой они смогут действительно полностью реализоваться, профессиональные психологи десятки лет разрабатывают профориентационные программы и тесты. Сегодня расскажем о самой простой в использовании классификации, созданной известным психологом Евгением Климовым.

Для начала попробуйте пройти его сами. Диагностический опросник содержит 20 вопросов. Ваша задача — выбрать в каждой из пар возможных занятий более близкую вам по духу.

Поговорим о результатах подробнее.

Человек-природа

Многие из нас любят отдыхать на природе, наслаждаться её красотой, созерцая прекрасные морские или горные пейзажи.

 

Однако для тех, чьё призвание — живой мир, природа — это не место для отдыха, а мастерская для любимой работы. Школьников с ориентацией «человек-природа» можно заметить невооруженным глазом: они с радостью спешат на уроки биологии, души не чают в природоведении или анатомии. Вовремя реализовав свои способности, такие дети становятся успешными биологами, зоотехниками, агрономами или ветеринарными врачами.

Отличительной чертой таких людей является сильная интуиция. Они буквально способны предвидеть изменения в поведении и образе жизни живых объектов: животных, растений, микроогранизмов. Их сильные черты характера: инициативность, смелость, ответственность, нестандартное мышление. Современные профессии разряда «человек-природа» требуют развития смежных умений: работы с компьютером, вычислительными или лабораторно-исследовательскими приборами.

Человек-техника

Если ребёнок тянется к различным машинам и механизмам, мечтает модернизировать или создать новые устройства, ставит перед собой задачи поиска новых технологических решений, можно с уверенностью сказать, что его профессию следует искать в категории «человек-техника».

 

К этой сфере относится всё, что можно точно вычислить и измерить: материалы, ткани, сырьё. Любимыми школьными предметами таких ребят могут быть черчение, физика, химия, алгебра. Из них получаются отличные токари и слесари, инженеры-конструкторы, автомеханики, строители.

Чтобы реализовать себя в профессии из разряда «человек-техника», ребенок должен обладать важным качеством — дисциплинированностью. Любая техническая специальность связана с точными расчётами и анализом, поэтому без усидчивости и внимательности здесь тоже не обойтись.

Человек-человек

Объектом внимания профессий из этой категории является человек.

 

Все наиболее важные и значимые для общества специальности находятся именно в этом разделе. Работа будущих профессионалов в данной сфере будет связана с обучением, воспитанием, медицинским обслуживанием и управлением группами людей.

Сложность такой работы в том, что каждая из них требует двойной подготовки. Кроме знаний в своей профильной области (наука, творчество, техника), настоящий профессионал обязать уметь взаимодействовать с обществом, устанавливать отношения и разбираться в особенностях человеческой психологии.

В этой категории имеют шансы найти свое призвание школьники, которым легко даются гуманитарные науки и обществознание: литература, философия, география. Если ребёнок с раннего возраста любит ухаживать за детьми, помогать больным или заботиться об окружающих, значит, стоит обратить внимание на специальности категории «человек-человек».

Человек-знаковая система

Люди, склонные к профессиям такого типа, рассматривают мир как упорядоченную систему, процессы которой необходимо изучать.

 

Представителей этого направления приводят в трепет наборы символов и условных знаков. Они часами могут заниматься созданием формул и анализом текстов. Источники их вдохновения — схемы, карты, чертежи, документы, знаковые системы.

Школьники, обладающие склонностями к такого вида специальностям, способны глубоко погружаться в мир сухих цифр и вычислений. Они легко смогут сосредоточить внимание на объектах, несущих в себе знаковые закономерности. При этом они мгновенно абстрагируются от предметных особенностей окружающего мира. У ребят развито логическое мышление, поэтому в школе им легко даются точные науки (физика, математика) и черчение. Распространенные специальности типа «человек-знаковая система» — бухгалтер, экономист, программист, геодезист, топограф, нотариус.

Человек-художественный образ

Творческие профессии зачастую преподносятся школьникам как малозначимые, поэтому ребята воспринимают их как простое увлечение или хобби.

 

Между тем, творчество всегда было одним из важных направлений человеческой деятельности. Умение красиво петь и танцевать, писательский или актерский дар — таланты, которые нужно развивать и совершенствовать практически ежедневно.

Искусство многим непосвящённым может показаться простым занятием, однако не стоит забывать, что за каждым достижением художника или писателя стоят многочисленные дни кропотливой и тяжелой работы. Сфера деятельности профессий типа «человек-художественный образ» — изобразительное искусство, хореография, вокал, скульптура, музыка, литература, киноиндустрия, фотография. Школьник, выбирающий творческую стезю, должен обладать явно выраженным талантом и стремлением к его совершенствованию.

Конечно, эта классификация профессий весьма условна и может иметь множество смешанных вариантов. Важно помнить, что возможность стать успешным в любом деле есть у каждого человека.

Мы готовы помочь старшеклассникам правильно определить свои способности и сделать осознанный выбор — с нашей профориентационной сопровождающей программой «Система Выбор».

20 апреля 2016, 15:00 Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

АВТОРСКАЯ КОЛОНКА

Smart Course

В современном быстро меняющемся и неопределенном мире становится особенно важно научиться выбирать осознанно, представляя себе конкретные результаты конкретного выбора и принимая на себя ответственность за его последствия. Расскажем, как мы учим этому подростков на своих программах и поделимся советами.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

newtonew.com

Профессиографический анализ профессий типа «человек – человек», «человек – техника», «человек – природа», «человек – знаковая система», «человек – художественный образ». Ельская районная гимназия

         Первая особенность профессий типа «Человек — человек» состоит в том, что главное содержание труда здесь сводится к взаимодействию между людьми. Если не ладится это взаимодействие, значит, не ладится и работа. Например, если у руководителя, пропагандиста, воспитателя не налаживаются хорошие взаимоотношения с теми людьми, которыми он руководит, в чем-то убеждает, которых должен воспитать, то, значит, нет самого главного в работе. Успех здесь невозможен. Значит, строго говоря, нет и подлинной работы.

         Вторая особенность профессий этого типа состоит в том, что каждая из них требует от человека как бы двойной подготовки:  а) нужно научиться, уметь устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать людей, разбираться в их особенностях;  б) нужно быть подготовленным в той или иной области производства, науки, техники, искусства и т.д.           Если организатор руководит группой работающих людей, то он должен хорошо знать сущность выполняемой ими работы. Без этого он не сможет правильно понимать действия, поведение, помыслы и намерения своих подчиненных. Это не значит, что он должен знать и уметь все лучше, чем любой из подчиненных. Часто это невозможно и не нужно. Директор театра не должен танцевать лучше прима-балерины, директору завода не надо быть лучшим слесарем-инструментальщиком, директор школы не может знать все учебные предметы столь же досконально, как каждый из учителей-предметников знает свое дело. Но многие особенности труда подчиненных руководитель все же, должен себе ясно представлять.

         Работник обслуживающего труда также имеет дело не только с людьми, но и с теми ценностями, которые он доводит до потребителей. Ценности могут быть материальными или духовными. Материальные — продукты питания, предметы одежды, быта. Духовные — полезные сведения, произведения науки, искусства. Ясно, что нужно глубоко разбираться в том, что ты стремишься донести до людей.

         В области профессий типа «Человек — человек» выделим несколько подтипов:  1. Профессии, связанные с управлением производством, руководством людьми, коллективами.  2. Профессии, связанные с обучением и воспитанием людей, организацией детских коллективов, профессиональной подготовкой.  3. Профессии, связанные с материально-бытовым, торговым обслуживанием людей. 4. Профессии, связанные с информационным обслуживанием людей.  5. Профессии, связанные с информационно-художественным обслуживанием людей и руководством художественными коллективами.  6. Профессии, связанные с медицинским обслуживанием людей.

         «Человек — техника». В профессиях этого типа помогают ориентироваться такие учебные предметы, как физика, химия, математика, черчение. Следует учесть, что к области технических объектов относятся не только «железки», но и всевозможные неметаллические материалы — ткани, пластмассы, пищевое сырье, полуфабрикаты. Область техники нужно понимать широко.

         Это самый большой (по количеству профессий и специальностей) тип профессий. Труд профессионалов здесь направлен, конечно, не только на технику. Так, монтажник радиоаппаратуры заботится, в частности, и о красоте монтажа, водитель троллейбуса общается с людьми в ходе работы, оператор или слесарь могут что-то подсчитывать, рассчитывать, а машинист крана может быть занят погрузкой клеток, скажем, с обитателями зоопарка, отправляемыми на гастроли. Но, все же, главный предмет профессионального внимания и забот работников в данном случае — область технических объектов и их свойств. Все-таки машинист крана (крановщик) — специалист по управлению подъемным краном, слесарь — по обработке металла.          Профессий типа «Человек — техника» так много, что нам придется выделить несколько подтипов:  1. Профессии, связанные с обработкой, добычей грунтов, горных пород.  2. Профессии по обработке и использованию неметаллических промышленных материалов, изделий, полуфабрикатов.  3. Профессии по производству и обработке металла, механической сборке, монтажу машин, приборов, оборудования.  4. Профессии по ремонту, наладке, обслуживанию механического оборудования, технологических машин, установок, транспортных средств.  5. Профессии по монтажу, ремонту зданий, сооружений, конструкций.  6. Профессии по сборке, монтажу электрорадиооборудования, приборов, аппаратов. 7. Профессии по ремонту, наладке, обслуживанию электрооборудования, приборов, аппаратов.  8. Профессии, связанные с применением подъемных, транспортных средств, управлением ими.  9. Профессии по переработке продуктов сельского хозяйства.

         Наряду с творческим подходом к делу в области техники ожидается и требуется от человека высокая исполнительская дисциплина. Дисциплина везде, конечно, нужна. Но техника с ее точностью особенно чувствительна к этому качеству работников.

         «Человек — природа». При этом мы имеем в виду именно живую природу, ориентироваться в которой помогают биологические учебные предметы, науки (ботаника, зоология, анатомия, физиология, общая биология). Труд человека в области профессий типа «Человек — природа» направлен только на упомянутые выше объекты. Так, например, растениеводы используют в своей практике разнообразную и сложную технику. Работая в коллективе, они, в частности, заняты и налаживанием межличностных отношений. Им приходится заниматься и вопросами учета, экономической оценки своего труда. Есть даже такие профессии данного типа, которые обязательно требуют художественных склонностей (наряду со склонностями к биологии, ботанике). Например, есть цветоводы-декораторы, техники зеленого строительства (специалисты по озеленению городов, населенных мест). Но, все же, главный предмет внимания и забот работников в данном случае — растения и среда их существования.

         Сходным образом обстоит дело и с животноводческими профессиями. Животноводство в наши дни все более переводится на индустриальную основу, оснащается техникой. Животновод — это и механизатор. Но если у него нет особого отношения, особых склонностей к работе именно с животными (а есть только интерес к технике), то беда животноводству.

         Микробиолог со всех сторон окружен лабораторной техникой, а сам биологический предмет даже не виден невооруженным глазом. Но и здесь главным является интерес к явлениям живой жизни. А техника — средство, но не основной предмет труда.

         При выборе профессии типа «Человек — природа» очень важно принять во внимание следующее. Для многих людей природа выступает как привлекательная среда, связанная с отдыхом. Жители города стремятся после работы или во время отпуска на природу, ребята едут в пионерские лагеря и т. д. Но это все не та любовь к природе, которая ожидается от профессионала в области «Человек — природа». Тебе очень важно разобраться, как именно ты любишь природу: как мастерскую, в которой ты собираешься отдавать все силы производству той или иной продукции, или, может быть, тебе просто нравится погулять в лесу, подышать, поваляться на лужайке? Проверять свою любовь к природе на прочность нужно в практическом общественно полезном труде.

         Если ты собираешься основательно подумать о выборе профессии типа «Человек — природа», важно учесть также следующее. Особенность биологических объектов труда состоит в том, что они сложны, изменчивы, нестандартны. Они изменяются по своим внутренним законам. И растения, и животные, и микроорганизмы живут, растут, развиваются (а также болеют, гибнут) без всяких выходных. Работнику нужно не просто очень многое «держать в уме», но и мысленно предвидеть изменения в объектах труда.

         От работника требуется инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач. Важны такие качества как, заботливость и дальновидность. Ведь многие изменения в животных и растительных организмах могут оказаться необратимыми (растения могут завянуть, погибнуть от вредителей, могут начаться повальные болезни скота и т. д.). Изменчивые условия труда требуют от работника творческого решения возникающих задач.

         «Человек — знак» (или «Человек — знаковая система»).         Пробой сил для тебя в этой области в прошлом могло быть выполнение письменных работ по разным предметам, ведение записей, дневников, упорядоченное накопление и хранение разного рода сведений (вырезок, выписок, картотек), перевод с одного языка на другой, выполнение вычислений, подсчетов, чертежей, схем. Еще Н. В. Гоголь в свое время подметил, что можно иметь склонность в такой особой реальности, как буквы, знаки. Его герой занимается важным для того времени делом — переписывает деловые бумаги (пишущих машинок тогда не было): «Вряд ли где можно было найти человека, который так жил бы в своей должности. Мало сказать: он служил ревностно,— нет, он служил с любовью. Там, в этом переписывании, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир. Наслаждение выражалось на лице его; некоторые буквы у него были фавориты, до которых если он добирался, то был сам не свой: и подсмеивался, и подмигивал, и помогал губами, так что в лице его, казалось, можно было прочесть всякую букву, которую выводило перо его».

         Да, можно любить знаки, знаковые системы. И это ничуть не хуже и не менее важно, чем любить машины или, скажем, растительные культуры как предметы труда. Современный человек погружен в мир знаков и знаковых систем: чертежи, схемы, топографические и географические карты, числовые данные, таблицы, формулы, подписи, надписи, тексты, дорожные знаки, разного рода условные сигналы — все это неотъемлемые черты проявления современной цивилизации, культуры. Значит, нужны и соответствующие специалисты.

         Профессии типа «Человек — знак» настолько разнообразны, что пора поговорить об их разновидностях, подтипах.  1. Профессии, труд в которых направлен на создание и оформление документов (на родном или иностранном языке), делопроизводство, анализ текстов или их преобразование, перекодирование.  2. Профессии, труд в которых направлен на числа, количественные соотношения.  3. Профессии, труд в которых направлен на системы условных знаков, схематические отображения объектов.

         В условиях современной культуры большую роль играют знаки, не имеющие изобразительного сходства с обозначаемым предметом (слова не похожи на предметы, о которых идет речь, ноты не похожи на музыку, деньги не похожи на товары, математические формулы, описывающие и позволяющие определить курс самолета, не похожи ни на самолет, ни на траекторию его полета и т. д.). Поэтому, чтобы успешно работать в какой-либо из профессий данного типа, нужны особые склонности погружаться мысленно в мир, казалось бы сухих обозначений, отвлекаться от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредоточиваться на тех сведениях, которые несут с собой те или иные знаки. При работе со знаками, как и при работе с другими реальностями, возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также задачи придумывания новых знаков, знаковых систем. Иначе говоря, в данной области труда, как и во всякой другой, имеются своеобразные возможности творчества.

         Ты чаще выбираешь профессии, труд в которых направлен на художественные объекты или условия их создания. Это специальности, профессии типа «Человек — художественный образ».          Всю область профессий типа «Человек — художественный образ» можно подразделить на подтипы в соответствии с исторически обособившимися видами художественного отображения действительности.  1. Профессии, связанные с изобразительной деятельностью.  2. Профессии, связанные с музыкальной деятельностью.  3. Профессии, связанные с литературно-художественной деятельностью.  4. Профессии, связанные с актерско-сценической деятельностью.          Первые проявления и формы искусства в истории человечества (изображение, песня, танец) всегда были отнюдь не праздным, а важнейшим общественным делом, делом не одиночек, а коллектива. Песня организовывала ритм совместного труда или создавала необходимое настроение (скорбное, радостное или боевое). Рисунок или танец определяли и уточняли намерения, цели, планы, служили своеобразной, например, подготовкой к охоте, бою и т. п. Искусство было связано с жизнеобеспечением общества, с трудом.          В процессе развития человечества постепенно произошло отделение и обособление производства художественных ценностей от производства материальных. Появились специалисты художественного профиля. Они удовлетворяют свои материальные потребности за счет тех, кто трудится в области сельского хозяйства, производства изделий промышленности, а взамен этого вносят в общее дело эстетические ценности. Идет закономерный обмен продуктами труда.  Одна из особенностей профессий данного типа состоит в том, что значительная доля трудовых затрат работника остается скрытой от стороннего наблюдателя. Более того, нередко прилагаются специальные усилия для создания эффекта легкости, непринужденности конечного эффекта труда. Так, выступление артиста может продолжаться на публике несколько минут. Но для его осуществления артист ежедневно и по многу часов работает над совершенствованием и поддержанием на необходимом уровне своего мастерства, строго соблюдает специальный режим и т. д.

         Выбирая соответствующий профессиональный путь, важно подумать об этой неявной стороне труда, которая может оказаться и непосильной платой за успех. Чтобы труд приносил удовлетворение, важно воспитать в себе реалистический уровень притязаний на общественное признание (не претендовать на большее признание, чем то, которого ты заслуживаешь по реальным результатам своей деятельности). Впрочем, этого нелегко достигнуть, если человека уже успел кто-то захвалить. Человек с нереалистическим уровнем притязаний отталкивает от себя мысль о том, что истинная причина отсутствия громкого успеха — в нем самом. Он склонен видеть причины эти в действиях других людей («помешали», «не дают мне ходу», «завидуют», «тормозят» и т. п.). Остерегись оказаться в таком положении.

gimn-elsk.schools.by

Профессии типа "человек-человек". Список профессий типа "человек-человек"

Профессии типа "человек-человек" - это довольно сложные специальности. Но они пользуются особой популярностью среди людей. Все специальности делятся на группы, к тому же имеют классификацию. И чтобы лучше начать понимать, что подразумевают собой профессии типа "человек-человек", необходимо рассмотреть эти вопросы более подробно.

Типология

Итак, есть две классификации специальностей данного типа. Первая называется типологией Голланда. Она связывает вид выбираемой деятельности непосредственно с личностью. Вторая - типология Климова. Она классифицирует профессии по предмету трудовой деятельности.

Итак, типология Климова выделяет пять главных объектов: художественный образ, знак, техника, природа и человек. Основной, центральный субъект здесь - это, конечно, последний элемент из перечисленных. К категории "человек-человек" Климов относит все специальности, которые касаются общения, воспитания, обучения и обслуживания.

Типология Голланда немного сложнее. Этот специалист считал, что определенному личностному типу соответствует вполне конкретный тип рабочей среды. Голланд выделяет такие типы личности, как реалистический, интеллектуальный, артистический, предпринимательский, социальный и конвенционный. В принципе, особых отличий от классификации Климова здесь нет - разница в названиях. Просто Голланд рассматривает проблему выбора профессии с нескольких точек зрения, учитывая психологию человека, его навыки, способности и предрасположенность.

Актуальность

Профессии типа "человек-человек" вследствие развития рыночных отношений стали набирать популярность. Взять, к примеру, такую специальность, как менеджер. Ранее она была и вовсе никому не известна. Зато сегодня является одной из самых популярных. Ведь в задачи менеджера входит управление, а также организация работы компании и коллектива, как и регуляция их деятельности. И эти люди должны быть в каждой компании, чем бы она ни занималась - социальными вопросами, промышленностью, транспортом, сервисом или чем-либо другим.

Если говорить про профессии "человек-человек", список которых довольно внушительный, то менеджер будет в первой десятке рейтинга. Поскольку он не только следит за рабочим процессом, но и разрешает спонтанно возникающие ситуации, которые требуют оперативности и риска.

Обслуживающий персонал

Продавцы-консультанты, горничные, администраторы, официанты - это тоже профессии типа "человек-человек". Многие люди ошибочно полагают, что работа этих людей не так уж и сложна. Якобы не нужно разбирать технику, вычислять формулы, выполнять расчеты. Но на самом деле это очень трудная работа, поскольку она подразумевает общение с другими людьми. У каждого из них свои характеры, предпочтения, мягко говоря, причуды. Не каждый способен вежливо контактировать с другими людьми, делая это изо дня в день.

Общение - главный рабочий инструмент

Точно так же как врач должен быть внимательным и ответственным, водитель - аккуратным, а инженер - постоянно мыслящим, люди, принадлежащие к профессии "человек-человек" (примеры которых были приведены выше), обязаны соответствовать определенным требованиям.

Первое, чем им необходимо владеть, - это своим языком. У них должна быть мастерски развита устная и письменная речь. Ведь главный инструмент людей, принадлежащих к профессии типа "человек-человек" (список содержит такие специальности, как педагог, воспитатель, экскурсовод), - это общение. Они вынуждены постоянно контактировать с другими людьми. Преподаватель передаёт знания студентам и ученикам, объясняя им материал, экскурсовод рассказывает о достопримечательностях, официант осведомляет посетителей ресторана о блюдах, персонал интересуется, чего бы хотел клиент. Всего вышеперечисленного можно достичь лишь путем общения.

Индивидуальные качества

Полное описание типа профессии "человек-человек" невозможно без перечисления всех характеристик, которыми должна отличаться личность, выбравшая для себя специальность, относящуюся к этой категории. Важно, чтобы профессионал умел устанавливать и поддерживать деловые контакты. Также он должен понимать состояние других людей, чувствовать их настроение. К тому же специалисту необходимо уметь влиять на других, причем в мягкой форме. Это дано не каждому, но данный навык при наличии предрасположенности можно развить. Чаще всего он приходит с опытом. Взять хотя бы педагогов - мало кто из начинающих учителей сможет с первого урока взять под контроль весь класс, зато спустя лет пять педагогической деятельности это не будет уже проблемой.

Характеристика профессий типа "человек-человек" подразумевает, что специалисты должны обладать доброжелательностью, спокойствием и выдержкой. Иначе в обществе выжить (тем более работать) не получится.

Список профессий

Для полного понимания темы следует перечислить профессии "человек-человек". Список может получиться достаточно объемным, однако самые популярные и востребованные вниманием обходить не стоит. Итак, это журналист, библиотекарь, инспектор, медсестра, продавец, проводник (работник поезда), гид, страховой агент, социальный работник, секретарь, торговый представитель (или консультант), менеджер, воспитатель, следователь, психолог, педагог, официант, бармен, фельдшер, врач, нотариус и юрист.

Как можно видеть, список действительно большой, и все перечисленные специальности довольно сложны. Ведь те люди, которые относятся к профессиям "человек-человек", должны быть не только вежливыми, внимательными и коммуникабельными. Кроме всего этого, им необходимо владеть навыками, которые нужны для полноценной работы. Журналист должен уметь добывать качественную информацию и в правильной форме преподносить её остальным, юрист - цитировать закон, секретарь - печатать со скоростью 100 слов в минуту, официант - наизусть знать меню и состав каждого блюда, бармен и вовсе, сродни химику, обязан в идеале владеть искусством составления коктейлей.

Что стоит знать

Всем нам известно, как быстро можно устать от регулярного общения с людьми. В особенности от однообразного. Но поскольку профессиональная деятельность человека, специальность которого относится к категории "человек-человек", это и предполагает, важно в этом случае вовремя сделать перерыв. Необходимо расслабляться, отстраняться от остальных, иногда бывать наедине с самим собой, чтобы пополниться силами и энергией. Если люди, которые работают с компьютерами, отдыхают, идя с друзьями в бар, то педагоги/журналисты/официанты в конце своего рабочего дня мечтают о тишине.

Кому профессии типа "человек-человек" не подходят?

Не всем людям перечисленные профессии подходят. Если есть дефекты речи, не получается грамотно, выразительно и красиво излагать свои мысли - это уже является своеобразным "противопоказанием" к выбору профессии. Замкнутым людям также нельзя делать выбор в сторону какой-либо из перечисленных специальностей. Погруженность в свой мир, отсутствие желания общаться, неумение быть коммуникабельным, нерасторопность, слишком ярко выраженные физические недостатки, абсолютное равнодушие к остальным и медлительность - эти качества становятся преградой на пути к освоению профессии этого типа.

fb.ru

Определение профессиональных склонностей

Все виды профессиональной деятельности по содержанию труда, по отношению человека к объектам окружающего мира, можно разделить на пять основных типов – такой способ ориентации в мире профессий предложил известный психолог академик Е.А.Климов.   

Все виды профессиональной деятельности по содержанию труда, по отношению человека к объектам окружающего мира, можно разделить на пять основных типов – такой способ ориентации в мире профессий предложил известный психолог академик Е.А.Климов.

1. Профессии типа «Человек-природа» связаны с участием человека в процессах, протекающих в живой и неживой природе:

  • профессии, связанные с изучением Земли : геолог, геофизик, океанолог, метеоролог;
  • изучением растительного и животного мира :ботаник, биолог, зоолог, орнитолог, кинолог, генетик, эколог.
  • производством продукции животноводства  и растениеводства : садовод, агроном, овощевод, животновод, зоотехник, ветеринар

2. Профессии типа «Человек-техника» не обходятся без использования разнообразных машин и механизмов, приборов и инструментов:

Промышленные и строительные профессии: инженер, слесарь, токарь,  электрик, фрезеровщик, каменщик,  штукатур, швея.

Вождение и обслуживание транспортных средств – водитель, слесарь, автомеханик.

3. Профессии типа «Человек-знаковая система» характеризуются  разнообразными формами обработки информации:

  • работа с языковыми системами: библиограф, нотариус,  историк, филолог, литературовед
  • работа с абстрактно-математическими системами: кассир, бухгалтер, экономист
  • работа с графическими системами: чертежник, конструктор, картограф, штурман
  • работа с системами и средствами обработки знаков: программист, оператор ПК

4. Основное содержание профессий «Человек-художественный образ» - искусство, художественная культура:

  • изобразительное творчество:  архитектор, живописец, скульптор, дизайнер
  • художественная обработка материалов – гравер, модельер, ювелир
  • создание художественных зрелищ: композитор, музыкант, вокалист, дирижер, балетмейстер, актер, режиссер

5. Основным содержанием профессии «Человек-человек» является общение. Здесь необходимо устанавливать и поддерживать контакты с людьми:

  • педагогические профессии: учитель, воспитатель, тренер,
  • область юстиции: юрист, милиционер, следователь, адвокат, прокурор
  • культпросветработа: экскурсовод, библиотекарь, переводчик, корреспондент,
  • сфера обслуживания – продавец, официант, парикмахер,  стюардесса

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СКЛОННОСТЕЙ

Заполните предлагаемую таблицу: поставьте знак "+" перед цифрой , если вы согласны с утверждением и  знак "-",  если не согласны.

По каждой из граф посчитайте алгебраическую сумму. Наибольшие полученные суммы указывают на соответствующие вашим склонностям виды деятельности. Малые положительные и тем более отрицательные зна– на профессии, которые вашим склонностям не соответствуют.

При этом следует учитывать, что многие профессии сочетают в себе черты нескольких описанных видов. Например, медицинские профессии – медицинская сестра, врач относятся  к типу «Человек-человек», но могут частично попадать в сферу «человек-природа», «человек-техника»

Поэтому, полученный результат всего лишь компас, который указывает направление поиска. Обращайтесь к специалистам по профориентации, которые могут провести комплексное тестирование, оценить не только ваши склонности, но и способности, и в итоге уменьшить вероятность ошибки при выборе профессии.

www.rekadro.ru

Профессии системы "человек - знаковая система". Список и описание профессий

Правильный выбор профессии влияет на состоятельность человека на протяжении всей его жизни. Если человек занимается комфортной для себя деятельностью, то она будет максимально эффективна. Будет приносить удовлетворение и достойный доход.

Выбирая будущую профессию, лучше всего ориентироваться на классификатор профессора Климова. Исходя из него, все специальности делятся на определенные системы. Важное место среди них занимают профессии системы «человек – знаковая система».

Тип профессий «человек - знаковая система»

Главная особенность профессий, относящихся к системе «человек-знаки», - умственный труд, с помощью которого происходит создание и использование различных знаковых систем. К предметам труда относятся всевозможные знаковые обозначения, символы, термины. Например, речь во всех ее проявлениях (звуковые и невербальные сигналы), знаки, формулы, схемы, числовые обозначения, карты, рисунки, ноты, таблицы, чертежи, дорожные знаки. Задача – освоение, воспроизведение, перевод знаково-символьной системы в доступную человеческому пониманию. И в обратную сторону – зашифровка данных для передачи их с помощью электронных носителей.

Профессии, связанные с работой со знаковыми системами, разнообразны и интересны. Рассмотрим самые распространенные и востребованные на сегодняшний день.

Системный администратор

Системный администратор - одна из важнейших специальностей в любой организации. Сейчас, пожалуй, не найти ни одной фирмы, где не существует автоматизированных систем, компьютеров и сети интернет.

Поддерживать локальную компьютерную сеть на предприятии в рабочем состоянии и является основной деятельностью системного администратора. Помимо компьютеров и ноутбуков, в локальную сеть может входить и другая офисная техника. Телефоны, факсы, ксероксы, принтеры также находятся под надзором сисадмина. И чаще всего безопасность подключений, антивирусное оснащение, защиту от взломов также контролирует этот специалист.

Профессия системный администратор более чем востребована на рынке трудоустройства. При этом необязательно иметь высшее профессиональное образование. В определенных случаях может быть достаточно средне-специального, а некоторые фирмы с радостью принимают на работу и студентов.

Web-мастер

Веб-мастер - еще одна профессия, напрямую связанная с компьютерами и с интернетом. Деятельность веб-мастеров заключается в разработке и создании сайтов и приложений.

Причем, если тому же самому системному администратору обязательно иметь профильное образование, пусть даже и не высшее, то веб-мастером может стать человек, получивший образование в абсолютно другой сфере. Или даже вообще без образования, так как с профессией веб-мастер можно ознакомиться самостоятельно. Выучить азы и развивать свое мастерство. Начать с создания простейших сайтов, благо платформ для этого в интернете огромное количество. И со временем повышать свой уровень и зарабатывать хорошие деньги.

Ни одна уважающая себя организация в наши дни не обходится без информационной поддержки в интернете, а именно без собственного сайта и группы в социальных сетях. Таким образом, веб-мастера также весьма востребованы на рынке труда.

Биржевой маклер

Любой маклер по своей сути – посредник при покупке или продаже каких-либо товаров и услуг, при заключении сделок с недвижимостью, в области страхования и ценных бумаг.

Маклер биржевой занимается посредничеством при заключении сделок между покупателем и продавцом. Маклер может работать на фондовых, товарных или валютных биржах.

Его деятельность заключается в биржевых торгах, конечный результат которых - совершение сделки, которую проводит маклер. В его обязанности входит соблюдение всех правил проведения и оформления сделки, решение спорных вопросов. А также аналитика – вычисление выгодности того или иного соглашения.

Помимо биржевого, существуют курсовой и финансовый маклер, маклер по недвижимости и страхованию.

Нотариус

Профессии системы «человек - знаковая система» часто соприкасаются с другими типами, например с системой «человек - человек». Яркий тому пример - нотариусы. Работают со знаковыми системами и непосредственно с людьми.

По своей сути нотариат - очень ответственная деятельность, ведь довольно часто мошенники пытаются обманным путем получить заверение тех или иных документов. Именно составление и заверение подлинности разного рода документов и являются основным занятием нотариуса. Каждый нотариус должен иметь высшее юридическое образование и ряд личностных качеств, которые позволят ему работать максимально эффективно.

Помимо работы с документами, нотариусы дают консультации и сотрудничают с судебными и следственными органами.

Кассир

Профессия кассира самая «знаковая». Ведь каждый день в течение всей смены сотрудник кассы занимается работой с числами.

Должность кассира не настолько проста, как думают люди, не имеющие к ней отношения. На самом деле кассир - это не только тот человек, который работает в супермаркете у дома и пробивает товары на ленте. Спрос на кассиров высок не только в торговых сетях.

Существует несколько специализаций:

  • продавец-кассир;
  • кассир-операционист;
  • бухгалтер-кассир;
  • контролер-кассир;
  • администратор-кассир;
  • кассир-билетер;
  • кассир-бармен;
  • валютный кассир.

Объединяет все специализации работа с числами, денежными средствами, документами, а в некоторых случаях и с ценными бумагами. Тем самым профессия более чем ответственная. Человек на этой должности должен быть предельно внимателен, аккуратен и терпелив.

Лингвист-переводчик

Профессии системы «человек - знаковая система» подразумевают не только работу с языком чисел, компьютерными символами, всевозможными документами и терминами. Деятельность, связанная с иностранными языками, также относится к этой системе.

Лингвист, он же языковед, занимается изучением истории возникновения, развития, распространения языков и языковых групп. В его компетенцию входят составление словарей и энциклопедий, преподавательская деятельность, а также выполнение переводов, если специализация - лингвист-переводчик. Существует также и отдельная профессия – переводчик. Эти люди занимаются непосредственно переводами устной и письменной иностранной речи, текстов.

Профессии системы «человек - знаковая система» многогранны и широко распространены. Они востребованы, и соискатели, имеющие определенный склад ума и личностные качества, легко могут выбрать себе вид деятельности, специальность и профессию именно из этой системы.

загрузка...

aikido-mariel.ru

Типы профессий – классификация профессий

О типах профессий написано много скучных, местами интересных, но, на мой взгляд, абсолютно бесполезных публикаций. Я с ними, конечно же, ознакомился. В основном рассматривают две типологии профессий. Первая принадлежит профессору Климову Евгению Александровичу, а вторая – Дж. Холланду. Я вам о них вкратце расскажу, но основной упор сделаю на третий вариант.

Да, да, теперь в Сети появится ещё одна, на мой взгляд, наиболее удачная классификация профессий, которая акцентирует внимание на стратегически важных аспектах. Но давайте начнём с Климова и Холланда.

Классификация профессий по Климову Е. А.

Итак, профессор Климов структурировал профессии в связке:

Человек + объект труда.

Человек – это субъект труда (тот, кто работает), а объект труда – это то, с чем или с кем работает этот человек. Евгений Александрович выделил пять объектов труда:

  1. 1. Человек.
  2. 2. Природа.
  3. 3. Техника.
  4. 4. Знак.
  5. 5. Художественный образ.

В результате получились следующие типы профессий:

  • Человек – человек. Эти профессии направлены на работу с людьми. К ним относятся: учителя, врачи, журналисты, парикмахеры и др.
  • Человек – природа. Здесь речь идёт о тех профессиях, представители которых связаны с природой. Это могут быть егеря, садовники, агрономы, экологи и др.
  • Человек – техника. Представители данного типа профессий имеют непосредственное отношение к технике. Например, механики, технологи, инженеры, сантехники, мастера по ремонту стиральных машин и др.
  • Человек – знак. Речь идёт о людях, работающих со знаковыми системами (цифрами, кодами, буквами и прочими символами). В данную категорию входят программисты, бухгалтера, финансисты, аналитики и др.
  • Человек – художественный образ. Сюда входят различные творческие профессии, такие как художник, актёр, певец, композитор, режиссер и др.

Вот так выглядит классификация профессий по Климову. На мой взгляд, она является несовершенной хотя бы потому, что в реальной жизни одна профессия может содержать в себе признаки нескольких типов. Например, торговый представитель в процессе работы сталкивается с техникой (водит автомобиль), работает со знаковыми системами (составляет отчёты в Excel), много общается с людьми (своими поставщиками и клиентами), а также часто проводит корпоративные мероприятия на природе, где во всю глотку горлопанит песни под гитару (певец доморощенный). Вот такой «винегрет» нам предлагают современные реалии. Куда этого пациента будем записывать?

Думаю, все согласятся, что данная типология является слабоватой. Переходим к варианту Дж. Холланда.

Психологическая классификация профессий по типам личности

В своей теории Дж. Холланд пытается донести одну интересную мысль. Вот она:

Эффективность и успешность человека зависит от того, насколько подходит профессия его типу личности.

Данная мысль, на мой взгляд, достаточно интересная, но абсолютно бесполезная. Чуть позже объясню почему. Ну, а сейчас подробнее о психологической классификации Холланда.

Итак, автор выделил шесть типов личности, которые ориентированы на определённые виды деятельности. Вот они:

  1. 1. Реалистический тип – это люди действия. Они не эмоциональны, не боятся рисковать и принимать решения, разбираются в технике – в общем, типичные представители мужских профессий.
  2. 2. Интеллектуальный (исследовательский) тип – это люди умственного труда. Они склонны к самообучению, аналитике, наблюдениям, а также к различным исследованиям. Им будет комфортно работать в аналитических центрах, научно-исследовательских институтах, маркетинговых компаниях и т.д.
  3. 3. Социальный тип – это люди, ориентированные на общение. Они легко налаживают контакты, умеют договариваться, способны убеждать, любят работать в команде. Наиболее подходящие направления для них – общественная деятельность, преподавание, медицина, работа в сфере обслуживания.
  4. 4. Стандартный (конвенциональный) тип – это люди, ориентированные на чётко структурированную деятельность. Они придерживаются общепринятых норм и традиций, сосредоточены на выполнении конкретных задач, усидчивы, исполнительны, любят работать со знаковыми системами, зачастую малообщительны и некоммуникабельны. Как правило, их профессии связаны с расчётами и документацией: бухгалтера, финансисты, нотариусы, программисты, библиотекари и т.д.
  5. 5. Художественный (артистический) тип – это творческие люди. Они редко ориентируются на социальные нормы, достаточно эмоциональны и чувствительны, любят находиться в центре внимания, имеют собственные (зачастую сложные) взгляды на жизнь, а также обострённую интуицию и богатое воображение. Работают в сфере искусства (актёры, художники, музыканты и т.д.), также могут быть хорошими блогерами, ораторами, успешно проводят презентации.
  6. 6. Предпринимательский тип – это прирождённые управленцы и бизнесмены. Больше узнать о них вы можете из публикации: Какими качествами должен обладать предприниматель. Такие люди идут в бизнес, политику, адвокатуру, журналистику и т.д.

Вот так выглядит психологическая классификация профессий Дж. Холланда. В целом она интересна – даёт определённую пищу для размышлений и анализа, но я считаю, что в практическом плане она не несёт никакой пользы. Дело в том, что:

Человек подсознательно сам ориентируется на профессии, соответствующие его типу личности.

Если вы непоседа, то вряд ли вас заинтересует профессия – бухгалтер. Интеллектуал не горит желанием быть спецназовцем, прирождённый актёр мечтает исключительно о сцене. В общем, я думаю, что теория Дж. Холланда непригодна для практической профориентации.

Друзья, слышите, где-то вдали звучит барабанная дробь? Да, да, сейчас начнётся самое интересное! Я расскажу вам о стратегически важных типах профессий. Вы готовы? Тогда я начинаю!

Типы профессий по квалификационным признакам

О данной классификации вскользь упоминается в различных учебниках и публикациях. Странно, но почему-то никто не акцентирует на ней внимание. На мой взгляд, именно эта классификация является наиболее важной и практически полезной. Именно потому я решил исправить ситуацию и детально вам о ней рассказать.

Итак, наёмный работник хотел бы получать от своей профессии, как минимум, достойную зарплату и уважение со стороны руководства. Теперь важный момент:

Кадровый состав любой компании можно разделить на три группы: ценные сотрудники, специалисты среднего уровня и «бананы».

Именно по этим критериям, я считаю, и надо классифицировать профессии, друзья! Запомните:

Размер вашей зарплаты и степень вашей значимости зависят только от одного – насколько ценным специалистом вы являетесь.

Вся эта лирика о типах личности и объектах труда, по своей сути является аналитической информационной пылью.

Давайте детальнее рассмотрим вышеперечисленные группы.

  1. 1. Ценные сотрудники – это кадры, на подготовку которых требуются годы и приличные финансовые вложения. Например, продвинутый программист. Ну, невозможно хорошо научиться программировать за три месяца. Аналогичная ситуация с хирургами, стоматологами, юристами, главными бухгалтерами (прошу не путать с рядовыми бухгалтерами), ювелирами, дизайнерами и т.д.

    Понимаете, о ком речь?

    Речь идёт о специалистах, которым сложно найти замену! Таких ценят и уважают. Им хорошо платят. Их берегут и стараются удержать. И самое главное:

    Они не боятся увольнения, потому что всегда востребованы!

  2. 2. Специалисты среднего уровня – это кадры, на подготовку которых уходит немного времени. Например, продавец, менеджер по продажам, водитель, каменщик, сантехник, швея, директор. Да, да, директора входят именно в эту группу.

    Речь идёт о профессиях, которые можно быстро освоить. Естественно, здесь у работодателя есть «пространство для манёвра». Можно относительно быстро найти нового продавца или водителя. Однако без крайней необходимости этого делать никто не будет, так как данные специалисты хоть и не ценные, но всё же квалифицированные.

  3. 3. «Бананы» – это неквалифицированные кадры. Например, дворники, грузчики, курьеры, подсобные рабочие и, конечное же, «бананы». Как вы думаете, насколько сложно найти человека, который в костюме «банана» будет на улице раздавать листовки прохожим? Ответ на этот вопрос подталкивает к выводу:

    Люди этих профессий имеют самую низкую ценность на рынке труда. Да, грузчик может неплохо зарабатывать, но эти деньги ему даются тяжёлым трудом. Ну и, при необходимости, работодатель сможет быстро найти ему замену.

Итак, друзья, вы познакомились с тремя типологиями профессий. Осталось их вдумчиво проанализировать и сделать свой выбор. Кстати, о выборе! Вы знаете, что существует проблема выбора профессии? Наверняка многие из вас сейчас ломают голову над вопросами: «Кем быть? Чем заниматься? Как зарабатывать на жизнь?» Давайте рассмотрим причины возникновения этой проблемы.

www.temabiz.com