Батареи статических конденсаторов 6-220 кВ. Эффективное управление реактивной мощностью и уровнем напряжения. Система бск


5.3. Бортовая система контроля

Бортовая система контроля - это информационная система, предназначенная для предупреждения водителя о возникновении неисправностей или нарушении рабочих функций узлов или агрега­тов автомобиля. С помощью БСК водитель, не покидая своего ра­бочего места, имеет возможность проверить готовность автомоби­ля к эксплуатации или определить весь комплекс работ, связанных с предвыездным техническим обслуживанием.

Основными параметрами, контролируемыми БСК, являются уровень масла в двигателе, уровень охлаждающей жидкости, уро­вень жидкости в бачке стеклоомывателя, уровень тормозной жид­кости, износ тормозных накладок, исправность ламп системы ос­вещения и сигнализации. Эта номенклатура параметров может из­меняться и добавляться в зависимости от количества предъявляе­мых требований к надежности систем, обеспечивающих безопас­ность дорожного движения и влияющих на надежность автомобиля.

Систематическая проверка водителем перечисленных парамет­ров обычными способами в достаточной степени неудобна и трудо­емка. Например, для проверки исправности приборов светосиг­нальной аппаратуры требуется помощь второго человека или при­менение специального оборудования (зеркал, отражателей), а для проверки толщины тормозных накладок необходимо снятие колес. Поэтому применение БСК значительно снижает трудоемкость про­ведения контрольных операций и повышает их объективность.

Появление на автомобилях БСК относится к началу 70-х годов. Их разработкой и производством занимаются практически все автомо­билестроительные компании Западной Европы, США и Японии. На­пример, еще в 1984 г. компания СПгу81егдля автомобилей с рабочим объемом двигателя 2,2 л с впрыском топлива и турбонаддувом раз­работала систему бортовой диагностики, построенную на модулях памяти и логики. Диагностическая информация заносится в память этой системы и при необходимости водитель или механик на станции технического обслуживания могут осуществить вызов этой информа­ции путем троекратного включения замка зажигания. При этом на специальном индикаторе, расположенном в верхнем правом углу панели приборов, появляются цифровые коды, соответствующие причинам возникновения неисправностей.

Фирма Nissan тоже предложила систему бортовой диагностики. Эту систему можно назвать «системой-консультантом», так как ее особенностью является возможность обмена информацией между механиком или водителем и системой диагностики в режиме диало­га. При возникновении неисправности (например, двигатель не пус­кается или развивает маленькое ускорение) водитель посылает вызов диагностической системе, после чего на дисплее высвечива­ется перечень возможных неисправностей предлагается водителю выбрать из них наиболее вероятную. После этого на экран выво­дится перечень условий, при которых может возникать указанная водителем неисправность. Анализируя ответы водителя, система определяет возможную причину, обусловливающую указанную не­исправность и предлагает способ ремонта. Если неисправность не устраняется с помощью предложенного способа, система запраши­вает у водителя дополнительную информацию и выдает новые ре­комендации.

Как правило, современные БСК разрабатывают на основе мик­ропроцессорной техники, что дает возможность автоматизировать процесс контрольно-диагностических работ. Внедрение БСК может быть реализовано за счет оснащения автомобиля встроенными в соответствующие системы датчиками с выводом информации во­дителю на панель приборов. При этом БСК способна решать сле­дующие задачи:

- контролировать исправность основных систем и агрегатов ав­томобиля с целью освобождения водителя от наблюдения за их техническим состоянием и концентрации его внимания на дорож­ном движении;

- при возникновении неисправностей оценивать их важность и в соответствующей форме предупреждать водителя;

- сообщать водителю о необходимости проведения техническо­го обслуживания.

Смысл введения БСК состоит в том, что за счет периодических проверок непосредственно на контролируемом объекте отказы­вающие системы обслуживаются задолго до их профилактического контроля и технического обслуживания. Это приводит к росту тех­нической готовности автомобиля.

В состав простейшей БСК входят датчики контролируемых па­раметров, блок управления и средство отображения информации.

Для контроля уровней эксплуа­тационных жидкостей (омываю­щей, охлаждающей, масла в дви­гателе) отечественной промыш­ленностью выпускаются датчики с встроенными герконом и кольце­вым магнитом (рис. 5.19), который может перемещаться вдоль оси геркона. Достижение уровнем жидкости предельного значения соответствует положению магни­та, при котором срабатывает геркон. При этом он замыкает элек­трическую цепь сигнализатора, установленного на табло БСК.

Датчики износа тормозных накладок бывают двух типов: размы­кающие и замыкающие контролируемую цепь. В размыкающем дат­чике провод, заложенный в накладку на глубину, соответствует ми­нимально допустимому износу, при наступлении последнего пере­тирается и размыкает контролируемую цепь. Замыкающий датчик при наступлении предельного износа замыкает контролируемую цепь через тормозной диск или барабан на массу.

Для контроля исправности ламп системы освещения и сигнали­зации применяется реле контроля, его электрическая схема изображена на рис. 5.20. Оно контролирует исправность ламп стоп-сигналов, габаритных огней правого и лево­го бортов. Реле состоит из обмоток L1-L5, включенных в контроли­руемые цепи. Каждой обмотке соответствует геркон, который при условии исправной контролируемой лампы находится в замкнутом состоянии (сила тока, проходящего по обмотке, достаточна для за­мыкания геркона). Транзисторы VT1-VT3 управляются герконами, стоящими в их базово-эмиттерной цепи. Транзистор VT4 является выходным и управляет контрольной лампой, установленной на таб­ло БСК. При возникновении неисправности (перегорела лампа или превысило норму переходное сопротивление в одном из контактов) ток, протекающий через обмотку данного геркона, уменьшается (или пропадает), вследствие чего геркон размыкается. При размы­кании геркона соответствующий ему промежуточный транзистор переходит в состояние насыщения и открывает транзистор VT4, что приводит к загоранию контрольной лампы.

Рис. 5.20.

В блоке управления и сигнализаторов (рис. 5.21) каждая контрольная (сигнализирующая) лампа HL1-HL6 включена в цепь контролируемого ею параметра и загорается при выходе параметра за допустимые пределы. Для проверки исправности самих контроль­ных ламп предусмотрен выключатель S1, при нажатии на который все контрольные лампы должны загореться.

Рис. 5.21.

Рис. 5.22. Фрагмент принципиальной схемы БСК автомобиля ВАЗ-2109

Еще одним контролируемым параметром для БСК, по мнению ведущих специалистов, должно стать давление воздуха в шинах, но из-за трудностей, возникающих при передаче сигнала от колеса на борт автомобиля и высокой стоимости существующих сегодня сис­тем вопрос о контроле воздуха в шинах остается открытым.

На отечественных автомобилях БСК впервые появились на ав­томобиле ВАЗ-2109, в дальнейшем запланирована их установка на все перспективные модели. Электронная БСК, разработанная для автомобиля ВАЗ-2109, фрагмент принципиальной схемы которой представлен на рис. 5.22, контролирует 12 параметров. Сигнализаторы БСК выполнены на светоизлучающих диодах крас­ного и оранжевого цветов свечения. Красный цвет предупреждает водителя об аварийном состоянии агрегата или узла автомобиля и необходимости срочного принятия мер по ликвидации неисправ­ности. Сигнализаторы оранжевого цвета несут предупредительную информацию.

При включении зажигания все сигнализаторы БСК светятся в те­чение 4 с в режиме «Test» для их визуальной проверки.

Сигнализаторами красного цвета свечения являются следую­щие: «пристегните ремни», включение стояночного тормоза, ава­рийное давление масла, износ тормозных накладок, неисправность ламп тормозных и габаритных фонарей, перегрев двигателя.

Сигнализаторы оранжевого цвета свечения сигнализируют о низких уровнях тормозной, охлаждающей, омывающей жидкостей, масла, о резерве топлива, а также контролируют напряжение бор­товой сети автомобиля.

В состав сигнализаторов БСК входит также лампа STOP. Она заго­рается, если горит хотя бы один красный сигнализатор и предупрежда­ет о необходимости немедленного устранения неисправности.

Сигнализатор VD2 «пристегните ремни» (см. рис. 5.22) загорает­ся при подключении концевого выключателя К1 пристегнутых рем­ней к корпусу автомобиля. Резистор R1 служит формирователем тока через светодиод VD2, а диоды VD1, VD3 обеспечивают защиту индикатора от помех.

Сигнализатор VD6 износа тормозных накладок работает сле­дующим образом. При первом же торможении при изношенных на­кладках датчик износа накладок (замыкающего типа) подключает контакт К2 БСК к корпусу автомобиля. Нормально открытый ключ на транзисторе VT1 закрывается и на выходе 1 триггера DD1.1 ус­танавливается высокий уровень напряжения, который через диод VD5 и резистор R5 открывает транзистор VT2. При этом начинает светиться светодиод VD6.

Отключение сигнализатора произойдет только при выключении замка зажигания. Контроль исправности сигнализатора осуществ­ляется сигналом «Test» через диод VD7. Этот же сигнал через ре­зистор R7 сбрасывает триггер в исходное состояние. Цепь R4, VD4 и С1 служит для ограничения по амплитуде и фильтрации помех сигнала, идущего от датчика износа тормозных накладок.

Сигнализатор VD11 неисправности ламп тормозных и габарит­ных фонарей работает по сходному принципу. При неисправности хотя бы одной из ламп на контакте К3 БСК появляется напряжение бортсети автомобиля (с выходного транзистора реле контроля ис­правности ламп). При помощи цепочки R8, R9, VD9 это напряжение ограничивается до 4,7 В. Одновременно фильтр R8, С2 служит для защиты сигнализатора от ложных срабатываний по наведенным помехам. Триггер DD1.2 устанавливается в логическую «1». Высо­кий уровень сигнала с выхода 13 DD1.2 через диод VD8 и резистор R10 открывает транзистор VT3. При этом начинает светиться све­тодиод VD11. Отключение сигнализатора происходит только при выключении замка зажигания. Через диод VD10 осуществляется контроль исправности сигнализатора по сигналу «Test».

Одновременно с включением сигнализатора VD11 база транзи­стора VT4 через резистор R13, диод VD12 и транзистор VT3 под­ключается к корпусу автомобиля, что приводит к включению сигна­лизирующей лампы НИ «STOP».

Сигнализатор VD 15 аварийного давления масла загорается при подключении контакта К4 датчика давления к корпусу автомобиля. Транзистор VT5 служит для проверки сигнализатора по сигналу «Test». При включении сигнализатора VD15 через диод VD14 и ре­зистор R13 на базу транзистора VT4 поступает открывающее сме­щение напряжения и одновременно загорается сигнализирующая лампа HL1 «STOP». Диоды VD13, VD16 предохраняют сигнализатор от ложных срабатываний по помехам.

Аналогично работает и сигнализатор уровня тормозной жидко­сти, который на рис. 5.22 не показан.

Сигнализатор VD20 уровня омывающей жидкости (см. рис. 5.22) работает следующим образом. Если уровень омывающей жидкости ниже определенной отметки, то датчик уровня через контакт Кб подключает эмиттер транзистора VT6 к корпусу автомобиля. При включении замка зажигания, когда частота вращения коленчатого вала двигателя меньше 750 мин"1, на специальном контакте БСК «Упр» присутствует сигнал, открывающий транзистор VT6 через резистор R17. При этом светодиод VD20 светится. Через транзи­стор VT7 сигнализатор проверяется по сигналу «Test». Таким обра­зом, можно контролировать уровень омывающей жидкости при включении замка зажигания после окончания сигнала «Test», т. е. осуществлять так называемый «предвыездной» контроль данного параметра.

Аналогичным образом работают и сигнализаторы уровней масла и охлаждающей жидкости, не показанные на рис. 5.22.

Сигнализатор VD21 (см. рис. 5.22) контроля напряжения борто­вой сети имеет схему управления, собранную на компараторах-DA1.1, DA1.2 и транзисторах VT8, VT9. Напряжение, пропорцио­нальное напряжению бортовой сети автомобиля L/вс с делителя напряжения на резисторах R16, R27 подается на инвертирующий вход компаратора DA1.1 и неинвертирующий вход компаратора DA1.2. Соотношение номиналов прецизионных резисторов в дели­теле R19, R23, R29 выбрано таким образом, что компаратор DA1.1 переключается из состояния «О» в состояние «1» при напряжении бортовой сети UБС < 13,2 В, а компаратор DA1.2 переключается из состояния «О» в состояние «1» при UБС > 15 В.

При напряжении UБС < 13,2 В высокий уровень сигнала с выхода DA1.1 через резисторы R18, R25 поступает на базу транзистора VT8, открывая его. Светодиод VD21 при этом непрерывно светится. При условии 13,2 В < UБС < 15 В на выходах обоих компараторов присутствует низкий уровень сигнала, транзистор VT8 закрыт, сиг­нализатор VD21 не светится.

При превышении напряжением бортовой сети уровня 15 В на выходе компаратора DA1.2 появляется высокий уровень сигнала. На базу транзистора VT9 через резистор R28 со специального кон­такта БСК постоянно подается импульсный сигнал частотой 2 Гц. Таким образом, при UБС < 15 В управляющий сигнал транзистора VT8 модулируется при помощи транзистора VT9 частотой 2 Гц. При этом светодиод VD21 мигает с частотой 2 Гц.

Стабилитрон VD19 и конденсатор СЗ обеспечивают защиту схе­мы от импульсных перенапряжений, возникающих в бортовой сети автомобиля.

studfiles.net

UV-TECH. Система контроля БСК - 2

  1. Главная
  2. Система контроля работы «БСК-2»
  • контроль мощности потока уф- лучей в камере обеззараживания по средством датчика освещённости с пиковым значением на волне 254 нм, вывод визуального отображения шкалы уровня уф-потока, а так же визуального и звукового отображения критически низкого уровня уф-потока.
  • измерение температуры воды внутри  камеры для аварийного выключения при повышении её и последующим включении при понижении по средством электронного термометра DS18B20+, а так же визуальное отображение значения температуры и программирование пиковых значений.
  • учёт времени наработки каждого облучателя
  • учёт количества включений.
  • контроль работы блоков питания и облучателей, вывод визуального и звукового отображения при выходе из строя одного или нескольких облучателей или блоков питания.
  • измерение расстоянии до поверхности воды, вкл/выкл по уровню (расстоянию) до поверхности воды по средством датчика типа CR30-15DP (только для лотковых систем обеззараживания).
  • измерение давления воды внутри камеры обеззараживания и визуальное отображение данных на дисплее.
  1. обеспечение связи с ПК посредством USB для отображения визуальных данных и программирования настроек работы и управления, а так же объединения нескольких контроллеров для подключения к одному ПК по средством последовательной шины RS 485 - USB.

     

      Внешнее решение

состоит из двух модулей

первый устанавливается в корпусе блока питания ЭПРА на нём расположен:

  • блок питания контроллера
  • клеммы сбора сигнала с ЭПРА (48 шт.)
  • клеммы питания 220В / 50 ГЦ
  • клеммы уф датчика
  • клеммы термометра
  • клеммы реле управления контактором (контактор монтируется отдельно)
  • клеммы датчика давления воды в камере обеззараживания
  • клеммы сухого контакта  (замыкается при аварийной ситуации уф-облучения)
  • клеммы сухого контакта  (замыкается при выходе из строя блока питания или облучателя)
  • клеммы сухого контакта  (замыкается при превышении заданной максимальной температуры воды в камере обеззараживания)
  • клеммы сухого контакта  (замыкается при превышении установленного срока работы облучателей)
  • клеммы сухого контакта  (замыкается при превышении установленного давления воды в камере обеззараживания)
  • клеммы датчика определения расстояния до поверхности.

второй расположен в отдельном боксе (GAINTA G3122) на расстоянии до 50 метров или персональный компьютер с ОС Windows, на который установлена программа работы с контроллером. на отдельном боксе расположен:

  • дисплей для визуального отображения, размер  100-60 мм
  • кнопки управления
  • зуммер для оповещения аварийной ситуации

  

ФУНКЦИИ КОНТРОЛЛЕРА

1. Контроль уф потока уф датчик монтируется на корпусе оборудования и по кабелю длиною до 10 метров даёт сигнал постоянного тока  на контроллер. Чем сильнее освещённость на датчике, тем выше вольтаж на его клеммах. Контроллер обрабатывает этот сигнал и отображает его в визуальном виде на дисплее компьютера или дисплее спецустройства. Максимальное значение показания датчика имеет значение 100%. Контроллер запоминает его при калибровке.

Она выполняется следующим образом: учитывая, что датчик монтируется на различном по характеристикам оборудовании, то надо понять при какой освещённости на данном оборудовании значение имеет 100%. По этому при первом включении происходит калибровка нажатием виртуальной кнопки в пользовательском меню. Контроллер запоминает значение сигнала с светодиода как 100%. При том, что 0%- это момент, когда со светодиода не идёт сигнал или идёт, но не воспринимаемый контроллером. При дальнейшей эксплуатации оборудования мощность сигнала со светодиода падает. Шкала падает и при снижении до определённого уровня подаётся информационный сигнал и звуковой сигнал на дисплее компьютера или спецдисплея. Точка нижнего уровня считается аварийной и выставляется пользователем в математическом значении.  Также при срабатывании аварийного сигнала замыкается сухой контакт для срабатывания периферийный устройств. Задержка срабатывания аварийного сигнала или режима 30 сек. То есть контроллер даёт 30 сек на возможность возврата в штатный режим.

 

   2. Контроль работы блоков питания. На каждом блоке питания есть оптрон. При штатном режиме работы он замкнут, в выключенном состоянии блока питания или не штатном режиме работы- он разомкнут. С контроллера заводится нулевой контакт на данный оптрон и с него на клемму контроллера. При отсутствии сигнала с оптрона срабатывает аварийный режим, проходит информация на дисплее о том, какие номера блоков питания не работают. Звучит звуковая сигнализация.

3. Функция перегрева. На камере расположен датчик температуры, по кабелю, длиной до 10м сигнал приходит в контроллер. Значение датчика от 0-65 гр. Пользователь выставляет температуру включении и температуру выключения (значение температуры выключения должно быть больше, чем значение температуры выключения). При значении температуры до значения отключения- штатный режим, при превышении данного значения  размыкается сухой контакт и появляется информационное объявление на дисплее. При возвращении температуры в значение включения – сухой контакт замыкается.

4. Функция счётчика времени (часов) Отображается на дисплее наработка часов. Закладывается возможность обнуления пользователем на каждый облучатель. А также возможность установки критического значения времени. Значение 9-значное. При достижении которого на дисплее появляется информационное сообщение.

5. Функция счётчика включения Счёт импульсов с оптрона первого блока питания. Возможность установить предельное количество включений при достижении которого на дисплее появляется информационное сообщение. Возможность обнуления.

 6. Функция расстояния до воды По средством датчика определяет расстояние до поверхности (до 2х метров). Возможность программирования пользователем  расстояния вкл и выкл. При отключении питания появляется информационное сообщение на дисплее и размыкается сухой контакт. (только для лотковых систем)

7. Функция измерения давления воды по средством датчика ОВЕН ПД100-хМ Возможность измерения давления воды от 0,2 до 2 мПа. Программирование пользователем предельного значения при котором выйдет сообщение на информационном окне (только для напорных закрытых систем)

8. Возможность объединения показаний нескольких контроллеров на 1-ом дисплее. На одном дисплее или ПК можно подключить до 6 контроллеров одновременно в базовом исполнении, до 200 при специальном исполнении.

www.uv-tech.ru

Качество электроэнергии, БСК, СТК, ФКУ. Компенсация реактивной мощности.

НПЦ "ЭНЕРКОМ-СЕРВИС" поставил оборудование более чем на 200 российских предприятий и энергосистем, а также СТК 10 и 35 кВ на металлургические комбинаты в городах Ухань, Нанкин и Бао-Тоо (Китай).

Автоматизация производства неуклонно растет, количество высокоточных механизмов, которые обладают восприимчивостью к качеству потребляемой электроэнергии, увеличивается с каждым годом. Сбои в работе технологического оборудования часто приводят к неоправданным потерям, связанным с уменьшением объема выпускаемой продукции. Часты случаи выхода сложного и дорогого оборудования из строя в результате подачи некачественной электроэнергии. Выход ценного оборудования из строя, снижение норм выработки, падение эффективности работы предприятия в целом или же постоянные сбои и отказы — это характерные симптомы производства, на котором используется сеть, не обеспечивающая надлежащее качество электроэнергии.

Качество электроэнергии - технический термин, который был закреплен в одном из государственных стандартов. В перечень характеристик, которые определяют качество электроэнергии, входит более десяти параметров, среди которых - коэффициент искажения синусоидальности, отклонение частоты, коэффициент временного перенапряжения и так далее. В результате снижения качества электроэнергии чаще всего возникают следующие проблемы: изменение мощности, кратковременные перепады, резкие снижения напряжения.

Обращение в НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ЦЕНТР «ЭНЕРКОМ-СЕРВИС» даёт вам возможность модернизировать производство, улучшить качественные показатели электросети и как следствие получить более высокую эффективность производственных процессов, а также добиться повышениях стабильности работы предприятия. Решения, предоставляемые нашей организацией, успешно доказывают своё качество и высокий уровень по всей нашей стране, а также в Китае и других регионах. Надёжная и точная работа всех систем — это совершенно нормально и естественно, если электрооборудование поставлялось нами. Качество электроэнергии - приоритетное направление нашей деятельности.

Компенсация реактивной мощности

Компенсация реактивной мощности — один из наиболее важных факторов, позволяющих решить задачу энергосбережения, уменьшения расход реактивной энергии. И зарубежные, и отечественные специалисты утверждают, что чуть более трети от общей стоимости продукции — это стоимость энергоресурсов. Необходимо подойти к анализу энергопотребления с наибольшей ответственностью, поскольку компенсация реактивной мощности может дать существенную экономию.

Компенсация реактивной мощности — ключевой способ решения вопроса энергосбережения, даже если речь идет не о крупных производственных предприятиях, а о малых организациях. Ведь устройстваминелинейной нагрузкой, системами кондиционирования, вытяжки, лампами освещения генерируется немалое количество реактивной энергии. Устройства компенсации реактивной мощности способны помочь решить проблему экономии энергии.

Для компенсации реактивной мощности используется оборудование, которое снижает величину полной мощности; различают индуктивные и емкостные устройства компенсации реактивной мощности. Использование подобного оборудования приводит к тому, что электроэнергия используется более рационально.

Компенсация реактивной мощности призвана разгрузить распределительные линии, генераторы и трансформаторы от реактивного тока, а также уменьшить потери мощности в элементах электроснабжающей системы. Кроме того, компенсация реактивной мощности позволяет:

  • Уменьшить снижение напряжения и потери мощности в системе электроснабжения, ее элементах;
  • Существенно уменьшить расходы на электроэнергию;
  • Снизить влияние сетевых помех;
  • Снизить асимметрию фаз.
Устройства компенсации реактивной мощности быстро окупаются — при том, что цена на них остается более чем доступной. Потребление активной энергии при использовании устройств компенсации реактивной мощности может снижаться на 4-5 процентов. Батареи статической компенсации - это группа конденсаторов, используемых в схеме различных устройств, выступающих в качестве фильтров, то есть повышающих качество электрического тока. Для получения из группы конденсаторов БСК требуется соединение по строго определённой электросхеме, позволяющей использовать устройство без значительных потерь активной мощности.

БСК относится к более широкому классу устройств УКРМ. Комплексы на основе БСК обычно содержат управляющее устройство и могут также содержать фильтры высших гармоник. Учитывая принцип действия конденсаторов, составляющих БСК, зачастую комплексы оснащаются специальным устройством, обеспечивающим снятие напряжения за счёт разряда после отключения батарей от основного контура.

БСК может быть спроектирована и смонтирована достаточно быстро: практически за считанные дни после принятия решения о необходимости её установки на обычном производственном контуре. подробнее в статье >>

Преимущества использования БСК

БСК — группы конденсаторов, соединяемых между собой. Как правило, в производстве БСК используются однофазные косинусные конденсаторы, тип соединения — параллельно-последовательное. Цели использования БСК — компенсация реактивной мощности, выравнивание кривой напряжения (в случае использования схемы с тиристорным регулированием), уровня напряжения.

Известно, что использование батарей статических конденсаторов дает значительный положительный эффект, способствует существенной экономии...подробнее в статье >>

www.enercomserv.ru

Батареи статических конденсаторов 6-220 кВ. Эффективное управление реактивной мощностью и уровнем напряжения.

10 мая 2007 г. в 12:02, 5774

За последние годы во многих регионах России выросло потребление электроэнергии. Большая часть трансформаторов и подстанций работают с предельной загрузкой или перегрузкой, что связано с превышением разрешенной мощности, установленной в технических условиях, а также недостаточной компенсацией реактивной мощности (РМ). До недавнего времени в связи с отсутствием нормативной базы предприятия не спешили компенсировать РМ и перестали участвовать в поддержании коэффициента мощности на шинах нагрузок. В итоге это привело к возрастанию потоков РМ, увеличению потерь, снижению управляемости режимами работы распредсетей и ухудшению качества и надежности электроснабжения потребителей. Сейчас ситуация изменилась.

Согласно приказу РАО ЕЭС № 893 от 11.12.2006 проблеме компенсации реактивной мощности в распредсетях и на стороне потребителей будет уделено особое внимание.

Батареи статических конденсаторов БСК 6—10—35—110—220 кВ — эффективное средство управления потоками реактивной мощности и нормализации уровней напряжения. Компания «Матик-электро» разрабатывает и производит БСК и конденсаторные установки на напряжения от 0,4 до 220 кВ. В ряду производимого оборудования как конденсаторные установки 0,4—0,66 кВ контакторные и тиристорные для предприятий-потребителей, так и регулируемые высоковольтные КРМ-6—10 кВ (регулирование по tg φ и по напряжению), а также БСК 110—220 кВ мощностью до 200 МВАр.

Регулирование напряжения с помощью БСК

Величина напряжения в различных точках энергосистемы изменяется в зависимости от нагрузки и схемы сети. Этот параметр согласно ГОСТ 13109—87 должен находиться в пределах от 5 до 20% (таблица 1).

Напряжение в энергосистемеНоминальное напряжение (линейное) UНОМ, кВ61020351102203305007501 150Наибольшее рабочее напряжение (линейное), кВПревышение наибольшего рабочего напряжения над номинальным напряжением, %
7,2122440,51262423635257871 200
20202015151010555

Кроме того, ограничение по наибольшему рабочему напряжению электрооборудования диктуется надежностью работы изоляции электрооборудования, т. к. постоянно повышенное напряжение вызывает ускоренное старение изоляции и выход ее из строя. У большинства потребителей электроэнергии допускаются длительные отклонения напряжения от номинального не более чем на ±5%. Превышение номинального напряжения приводит к сокращению срока службы оборудования, уменьшение снижает производительность и экономичность электроприемников, пропускную способность линий электропередачи, может нарушить устойчивость работы синхронных и асинхронных электродвигателей.

Как видно из таблицы 1, с повышением номинального напряжения допустимые повышения напряжения уменьшаются с 20 до 5%. Это связано с ростом стоимости изоляции в установках более высоких напряжений, минимизацией затрат на изоляцию и выполнением оборудования практически на номинальное напряжение.

Допустимые снижения напряжения в энергосистеме также лимитированы и составляют от 10 до 15%. Как мы видим, в электросетях возможны колебания напряжения от -15 до +20%. Поэтому при изменении параметров схемы, величины нагрузки, и режима работы электрической сети необходимо регулировать уровень напряжения посредством технических мероприятий.

Как известно, напряжение у потребителя определяется формулой:

U = UЦП − (PНRЭ + QНXЭ) / UН,

где: UЦП — напряжение центра питания;

РН и QН — активная и реактивная мощность нагрузки потребителя;

RЭ и XЭ — эквивалентное активное и индуктивное сопротивление между центром питания и потребителем.

Из приведенной формулы видно, что можно влиять на напряжение у потребителя, изменяя реактивную мощность QН, например, регулируя ее с помощью батареи статических конденсаторов.

Снижение потерь при передаче электроэнергии с помощью БСК

Доля технологических потерь электроэнергии в распределительных электрических сетях напряжением 6—10 кВ в среднем составляет 8—12% от величины электроэнергии, отпущенной в сеть данного напряжения. Величина потерь электроэнергии определяется параметрами электрической схемы, конструкцией сетей и режимом нагрузки. Как показали расчеты для реальных сетей 10 кВ, потери электроэнергии существенно зависят от величины реактивной мощности, передаваемой потребителям по элементам сети. Например, при изменении коэффициента мощности (tg φ) от 0,5 до 0,8 потери электроэнергии увеличиваются примерно на 20%.

Анализ показаний счетчиков активной и реактивной электроэнергии показал, что значения коэффициентов мощности на шинах 10 кВ источников питания и на подстанциях 35—110/10 кВ изменяются в процессе эксплуатации и достигают значений 0,77—0,85. То есть, потери электроэнергии при передаче реактивной мощности становятся существенными.

Номенклатура БСК и КРММощность
КРМ 0,4—0,66 кВ50—2000 кВАр
БСК 6—10 кВ5—50 МВАр
БСК 35 кВ10—50 МВАр
БСК 110 кВ20—60 МВАр
БСК 220 кВ52—104 МВАр

Эффективным способом снижения потерь электрической энергии в сетях 10 кВ является установка батарей статических конденсаторов.

Выбор мощности и мест установки компенсирующих устройств проводится по условию минимума приведенных затрат с учетом стоимости компенсирующих устройств и ожидаемой экономии от снижения потерь электрической энергии.

Технические характеристики БСК 104 МВАр 220 кВ
Мощность, МВАр104
Напряжение, кВ220
Частота, Гц50
Номинальный ток, А272,9
Емкость, мкФ6,84 (одного конденсатора 27,37) 0..+5%
Окружающая температураот -50 до +50°С
Относительная влажность, %до 90
Высота над уровнем моря, мдо 1000
ЗащитаПредохранители, встроенные в конденсаторы. Несбалансированный ток (ТФЗМ-220) – 3 шт. Токоограничивающие реакторы – 3 шт.
Количество стоек3
Вес, кг22 200
Габариты Д × Ш × В, мм16 500 × 1 970 × 9 200
Габариты Д × Ш × В, мм22 500 × 22 500 (по ограждению)
Соединение: - последовательных групп - параллельных блоков - последовательных групп1622
Всего конденсаторов192
Режим работы нейтралиГлухозаземленная нейтраль
КонструкцияМодульная, соединение конденсаторов в звезду с глухозаземленной нейтралью, две параллельные группы конденсаторов для каждой фазы звезды, в каждой группе 16 конденсаторов, работающих последовательно, по 2 конденсатора в группе
КонденсаторыОднофазные 542 кВАр / 7,94 кВ / 50 Гц со встроенными предохранителями

Батареи статических конденсаторов (БСК)

Батареи статических конденсаторов на напряжения 6, 10, 35, 110 × 220 кВ мощностью от 5 до 200 МВАр производятся на базе косинусных однофазных конденсаторов, путем параллельно-последовательного соединения их в звезду или треугольник в зависимости от режима работы нейтрали.

Внедрение батарей статических конденсаторов позволяет увеличить напряжение на шинах подстанций на 3—4%, снизить потери в сетях 6—110 кВ, скорректировать перетоки энергии и урегулировать напряжение в энергосистеме.

Кроме того, при превалировании тяговой нагрузки, вследствие ее неравномерности и обусловленной тем самым неравномерной загрузки линий, возникает необходимость регулировать показатели качества передаваемой электроэнергии применением компенсирующих устройств (БСК или реакторов, в зависимости от режима).

Конструкция

БСК состоит из групп силовых конденсаторов, собранных в стальные несущие блоки, закрепленные на полимерных изоляторах. БСК выполняется на трех стойках с размещенными на них конденсаторами, токоограничивающими реакторами и трансформаторами тока. Между стойками БСК предусмотрены 6-метровые проезды для автокрана, предназначенные для монтажа блоков конденсаторов.

БСК поставляется в исполнении У1 для температур от -55 до +45°С. Для более низких температур БСК монтируется в утепленном быстровозводимом здании. Стальные конструкции выполняются из сварных профилей, защищенных от коррозии гальваническим цинкованием (цинковое покрытие — не менее 650 г/м2). Конструкции собраны в блоки по 6—8 конденсаторов, монтируются на месте и имеют в комплекте крепеж, наконечники и медные шины для соединения конденсаторов, а также гибкие медные переходы. В БСК применяются силовые конденсаторы 700 кВАр / 6—10 кВ, 560 кВАр / 11,7 кВ для напряжений 35 кВ, 542 кВАр / 7,94 кВ для напряжений 110—220 кВ с двумя фарфоровыми изоляторами и встроенными предохранителями.

Трансформаторы тока ТФЗМ (по 1 на фазу) подключены первичной обмоткой в разрыв двух параллельных групп, и в случае разбаланса выдают сигнал на устройства РЗА для отключения головного выключателя. Токоограничивающие реакторы (по 1 на фазу) ограничивают ток при включении БСК. Соединения выполнены гибкой медной шиной, для предотвращения повреждения изоляторов при температурном расширении/сжатии либо при воздействии электродинамических сил.

При заказе БСК указывается мощность батареи, номинальное напряжение и ток КЗ на месте установки, тип и количество конденсаторов в батарее, категория размещения и климатическое исполнение.

Виктор ИТКИН,технический директор ЗАО «Матик-электро».

www.elec.ru

БОРТОВАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ С РЕЧЕВЫМ ВЫВОДОМ ИНФОРМАЦИИ

БОРТОВАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ С РЕЧЕВЫМ ВЫВОДОМ ИНФОРМАЦИИ

БОРТОВАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ

Современные автомобили оснащены большим количеством информационно-указательных приборов и сигнальных ламп, предназначенных для контроля работоспособности их основных систем. Однако получаемая с их помощью визуальная информация, с одной стороны, требует отвлечения внимания водителя от контроля дорожной ситуации, а с другой - не достаточно удобна и не всегда может быть вовремя замечена. Эта проблема особенно актуальна для автолюбителей с небольшим водительским стажем, а последствия ее могут быть весьма серьезны. Например не вовремя замеченные показания указателя температуры двигателя о перегреве могут привести к выходу его из строя и, как следствие, к большим финансовым затратам. Не менее неприятными могут оказаться и незамеченные отказы других узлов автомобиля, таких как тормозная и смазочная системы, генератор, задние сигнальные фонари и т.д.

Предлагаемая вниманию читателей "говорящая" бортовая система контроля (БСК) предназначена для использования в отечественных и импортных автомобилях и выдает информацию об обнаруженных неисправностях в речевой форме. Сообщения выдаются мужским или женским голосом (в зависимости от используемой программы и прошивки "речевого" ПЗУ), а качество речи соответствует "телефонному" по классификации Windows Sound System. Перечень сообщений, выдаваемых системой, приведен в таблице.

  N    Условие выдачи сообщения    Фраза сигнализации    Кол-во п/п                                сообщений

  1   Температура двигателя       Перегрев двигателя             2      более 98 С

  2   Пониженный уровень тормоз-  Отказ тормозной системы        2      ной жидкости (срабатывание      датчика разгерметизации      тормозной системы)

  3   Напряжение в бортовой сети  Нет зарядки аккумулятора       2      меньше 11 В

  4   Напряжение в бортовой сети  Отказ регулятора напряже-      2      больше 15 В                 ния

  5   Низкое давление масла при   Аварийное давление масла       2      частоте вращения коленва-      ла более 900 об/мин

  6   Не полностью открыта воз-   Закрыта воздушная заслон-      1      душная заслонка карбюра-    ка      тора (включен "подсос")      при температуре двигателя      более 80 С

  7   Обрыв цепи ламп             Отказ сигнала торможения       2      стоп-сигнала

  8   Обрыв цепи ламп             Отказ габаритного сигнала      2      задних габаритных фонарей

  9   Обрыв цепи ламп             Отказ сигнала заднего хода     2      фонарей заднего хода

 10   После включения зажигания   Счастливого пути               1      все контролируемые системы      в норме

Несколько экземпляров данного устройства более года эксплуатировалось на легковых автомобилях различных марок и показало высокую надежность и эффективность.

 

Puc.1

Устройство (рис.1) реализовано на базе однокристальной микроЭВМ КР1816ВЕ35. Микросхема DD6 выполняет функции формирователя шины адреса, а DD7 - внешней памяти программ. Порт P1 ОМЭВМ DD10 используется для формирования старших адресов "речевого" ПЗУ DD11, в котором содержится оцифрованная и определенным образом сжатая речевая информация. Младшие разряды порта P2 ОМЭВМ используются для адресации ПЗУ программ DD7, а старшие разряды этого порта совместно с ИС DD13 и DD8.4 - для выбора внешних устройств: ПЗУ речи DD11, коммутатора входных данных DD3-DD5 и регистра звукового тракта DD12. На логических элементах DD8.1, DD8.2, DD9.1, DD9.4 выполнен генератор импульсов частотой 7 кГц, использующихся в качестве тактовых при выводе речи.

Интерфейсная часть схемы, обеспечивающая сопряжение коммутатора данных DD3-DD5 с системой электрооборудования автомобиля и приведение входных сигналов к ТТЛ-уровням, реализована на ИС DD1, DD2 и DA2. При этом операционные усилители DA2.1, DA2.2 осуществляют сравнение сигнала датчика температуры с уставками, задаваемыми резисторами R7 и R11, на микросхеме DD2 реализован формирователь импульсов нормированной длительности из входных импульсов зажигания, а элементы ИС DD1 работают как преобразователи уровня и пороговые элементы.

Как видно из представленной на рис.1 схемы, из 18 входных линий коммутатора данных DD3-DD5 задействовано для ввода информации только 10. Остальные входы частично используются как служебные при настройке устройства, а частично - как резерв для подключения дополнительных датчиков и развития системы.

Звуковой тракт устройства включает в себя цифро-аналоговый преобразователь на ИС DA3 и DA4, фильтр Баттерворта 4 порядка с частотой среза 3 кГц на операционных усилителях DA5.1, DA5.2 и усилитель низкой частоты DA6.

Источник питания БСК выполнен на интегральном стабилизаторе DA1, формирующем напряжение +5 В, и транзисторах VT1-VT3, которые совместно с элементами VD2-VD4 и С5, С6 обеспечивают инверсию полярности и стабилизацию напряжения питания -5 В. В качестве управляющих импульсов инвертора полярности используется сигнал CLK, вырабатываемый тактовым генератором вывода речи.

Настройка устройства осуществляется с помощью подстроечных резисторов:R7 - настройка на температуру, при которой выдается фраза "Закрыта воздушная заслонка";R11 - настройка на температуру для выдачи фразы "Перегрев двигателя";R21 - настройка на напряжение срабатывания для фразы "Нет зарядки аккумулятора";R22 - настройка на напряжение срабатывания для фразы "Отказ регулятора напряжения";R24 - регулировка тактовой частоты выдачи речи;R36 - регулировка уровня громкости.

На рис.2 приведена принципиальная схема одного из трех идентичных каналов блока контроля работоспособности ламп в задних фонарях. Учитывая параллельность соединения одноименных ламп, для независимости контроля каждой из них схема электрооборудования автомобиля дорабатывается путем введения диодной развязки ламп с помощью VD1, VD3. После такой доработки узел обеспечивает контроль работоспособности обеих ламп как во включенном, так и в выключенном состоянии.

 

Puc.2

До тех пор, пока напряжение на лампы не подано, элементы R1, VD2, LD1 и R3, VD4, LD2 совместно с нитями накала соответствующих ламп образуют делители напряжения. Так как сопротивления нитей ламп очень малы, падение напряжения на них незначительно, транзисторы VT1 и VT2 закрыты и на выходе узла присутствует логическая "1". В случае обрыва цепи любой из ламп соответствующий транзистор открывается и на выходе узла формируется логический "0" - признак отказа лампы. Во включенном состоянии ламп, т.е. когда на них подается напряжение от бортовой сети, контроль их работоспособности осуществляется с помощью датчиков тока. Датчики представляют собой герконы KD с намотанными на них обмотками LD. Последние включены последовательно с контролируемыми лампами, поэтому при протекании по ним тока контакты герконов замыкаются, шунтируя база-эмиттерные переходы транзисторов. Транзисторы VT1, VT2 находятся в закрытом состоянии, а выход узла - в состоянии логической "1". При отказе любой из ламп ток по обмотке соответствующего датчика не протекает, контакты геркона размыкаются, открывается соответствующий транзистор и состояние на выходе узла меняется на противоположное.

БСК подключается к системе электрооборудования автомобиля в соответствии со схемой, приведенной на рис.3, и работает следующим образом.

 

Puc.3

После подачи на устройство напряжения питания при включении зажигания, начинается сканирование задействованных в системе штатных датчиков автомобиля и выходов блока контроля работоспособности ламп. Если в течение 5 секунд ни на одной из входных линий БСК не будет зафиксирован признак отказа, сканирование датчиков прерывается и устройство переходит к выдаче фразы "Счастливого пути", выбирая необходимую оцифрованную информацию из ПЗУ речи, после чего опять возвращается к опросу датчиков. В случае возникновения в процессе последующей эксплуатации автомобиля на одной или нескольких входных линиях БСК признака отказа, устройство аналогичным образом выдаст соответствующую фразу сигнализации. При этом для обеспечения надежности работы устройства и защиты от ложных срабатываний, активный уровень на входных линиях БСК воспринимается как признак отказа только в том случае, если он присутствует на линии непрерывно в течение 3 секунд.

В большинстве случаев программой предусмотрен двойной повтор фразы для повышения надежности ее восприятия. Кроме того, с этой же целью каждую фразу предваряет тональный звуковой сигнал, привлекающий внимание водителя и готовящий его к приему информации.

Конструктивно устройство выполнено в виде двух блоков: блока БСК, размещаемого в салоне автомобиля под приборной панелью, и блока контроля работоспособности ламп, устанавливаемого в районе задних фонарей.

 

 

www.radio-schemy.ru

Батареи статических конденсаторов 6-220 кВ. Эффективное управление реактивной мощностью и уровнем напряжения.

За последние годы во многих регионах России выросло потребление электроэнергии. Большая часть трансформаторов и подстанций работают с предельной загрузкой или перегрузкой, что связано с превышением разрешенной мощности, установленной в технических условиях, а также недостаточной компенсацией реактивной мощности (РМ). До недавнего времени в связи с отсутствием нормативной базы предприятия не спешили компенсировать РМ и перестали участвовать в поддержании коэффициента мощности на шинах нагрузок. В итоге это привело к возрастанию потоков РМ, увеличению потерь, снижению управляемости режимами работы распредсетей и ухудшению качества и надежности электроснабжения потребителей. Сейчас ситуация изменилась.

Согласно приказу РАО ЕЭС № 893 от 11.12.2006 проблеме компенсации реактивной мощности в распредсетях и на стороне потребителей будет уделено особое внимание.

Батареи статических конденсаторов БСК 6-10-35-110-220 кВ — эффективное средство управления потоками реактивной мощности и нормализации уровней напряжения. Компания «Матик-электро» разрабатывает и производит БСК и конденсаторные установки на напряжения от 0,4 до 220 кВ. В ряду производимого оборудования как конденсаторные установки 0,4-0,66 кВ контакторные и тиристорные для предприятий-потребителей, так и регулируемые высоковольтные КРМ-6-10 кВ (регулирование по tg φ и по напряжению), а также БСК 110-220 кВ мощностью до 200 МВАр.

Регулирование напряжения с помощью БСК

Величина напряжения в различных точках энергосистемы изменяется в зависимости от нагрузки и схемы сети. Этот параметр согласно ГОСТ 13109-87 должен находиться в пределах от 5 до 20% (таблица 1).

Напряжение в энергосистеме Номинальное напряжение (линейное) UНОМ, кВ 6 10 20 35 110 220 330 500 750 1 150 Наибольшее рабочее напряжение (линейное), кВ Превышение наибольшего рабочего напряжения над номинальным напряжением, %
7,2 12 24 40,5 126 242 363 525 787 1 200
20 20 20 15 15 10 10 5 5 5

Кроме того, ограничение по наибольшему рабочему напряжению электрооборудования диктуется надежностью работы изоляции электрооборудования, т.к. постоянно повышенное напряжение вызывает ускоренное старение изоляции и выход ее из строя. У большинства потребителей электроэнергии допускаются длительные отклонения напряжения от номинального не более чем на ±5%. Превышение номинального напряжения приводит к сокращению срока службы оборудования, уменьшение снижает производительность и экономичность электроприемников, пропускную способность линий электропередачи, может нарушить устойчивость работы синхронных и асинхронных электродвигателей.

Как видно из таблицы 1, с повышением номинального напряжения допустимые повышения напряжения уменьшаются с 20 до 5%. Это связано с ростом стоимости изоляции в установках более высоких напряжений, минимизацией затрат на изоляцию и выполнением оборудования практически на номинальное напряжение.

Допустимые снижения напряжения в энергосистеме также лимитированы и составляют от 10 до 15%. Как мы видим, в электросетях возможны колебания напряжения от -15 до +20%. Поэтому при изменении параметров схемы, величины нагрузки, и режима работы электрической сети необходимо регулировать уровень напряжения посредством технических мероприятий.

Как известно, напряжение у потребителя определяется формулой:

U = UЦП − (PНRЭ + QНXЭ) / UН,

где: UЦП — напряжение центра питания;

РН и QН — активная и реактивная мощность нагрузки потребителя;

RЭ и XЭ — эквивалентное активное и индуктивное сопротивление между центром питания и потребителем.

Из приведенной формулы видно, что можно влиять на напряжение у потребителя, изменяя реактивную мощность QН, например, регулируя ее с помощью батареи статических конденсаторов.

Снижение потерь при передаче электроэнергии с помощью БСК

Доля технологических потерь электроэнергии в распределительных электрических сетях напряжением 6-10 кВ в среднем составляет 8-12% от величины электроэнергии, отпущенной в сеть данного напряжения. Величина потерь электроэнергии определяется параметрами электрической схемы, конструкцией сетей и режимом нагрузки. Как показали расчеты для реальных сетей 10 кВ, потери электроэнергии существенно зависят от величины реактивной мощности, передаваемой потребителям по элементам сети. Например, при изменении коэффициента мощности (tg φ) от 0,5 до 0,8 потери электроэнергии увеличиваются примерно на 20%.

Анализ показаний счетчиков активной и реактивной электроэнергии показал, что значения коэффициентов мощности на шинах 10 кВ источников питания и на подстанциях 35-110/10 кВ изменяются в процессе эксплуатации и достигают значений 0,77-0,85. То есть, потери электроэнергии при передаче реактивной мощности становятся существенными.

Номенклатура БСК и КРМ Мощность
КРМ 0,4-0,66 кВ 50-2000 кВАр
БСК 6-10 кВ 5-50 МВАр
БСК 35 кВ 10-50 МВАр
БСК 110 кВ 20-60 МВАр
БСК 220 кВ 52-104 МВАр

Эффективным способом снижения потерь электрической энергии в сетях 10 кВ является установка батарей статических конденсаторов.

Выбор мощности и мест установки компенсирующих устройств проводится по условию минимума приведенных затрат с учетом стоимости компенсирующих устройств и ожидаемой экономии от снижения потерь электрической энергии.

Технические характеристики БСК 104 МВАр 220 кВ
Мощность, МВАр 104
Напряжение, кВ 220
Частота, Гц 50
Номинальный ток, А 272,9
Емкость, мкФ 6,84 (одного конденсатора 27,37) 0..+5%
Окружающая температура от -50 до +50 °С
Относительная влажность, % до 90
Высота над уровнем моря, м до 1000
Защита Предохранители, встроенные в конденсаторы. Несбалансированный ток (ТФЗМ-220) – 3 шт. Токоограничивающие реакторы – 3 шт.
Количество стоек 3
Вес, кг 22 200
Габариты Д × Ш × В, мм 16 500 × 1 970 × 9 200
Габариты Д × Ш × В, мм 22 500 × 22 500 (по ограждению)
Соединение: - последовательных групп - параллельных блоков - последовательных групп 16 2 2
Всего конденсаторов 192
Режим работы нейтрали Глухозаземленная нейтраль
Конструкция Модульная, соединение конденсаторов в звезду с глухозаземленной нейтралью, две параллельные группы конденсаторов для каждой фазы звезды, в каждой группе 16 конденсаторов, работающих последовательно, по 2 конденсатора в группе
Конденсаторы Однофазные 542 кВАр / 7,94 кВ / 50 Гц со встроенными предохранителями

Батареи статических конденсаторов (БСК)

Батареи статических конденсаторов на напряжения 6, 10, 35, 110 и 220 кВ мощностью от 5 до 200 МВАр производятся на базе косинусных однофазных конденсаторов, путем параллельно-последовательного соединения их в звезду или треугольник в зависимости от режима работы нейтрали.

Внедрение батарей статических конденсаторов позволяет увеличить напряжение на шинах подстанций на 3-4%, снизить потери в сетях 6-110 кВ, скорректировать перетоки энергии и урегулировать напряжение в энергосистеме.

Кроме того, при превалировании тяговой нагрузки, вследствие ее неравномерности и обусловленной тем самым неравномерной загрузки линий, возникает необходимость регулировать показатели качества передаваемой электроэнергии применением компенсирующих устройств (БСК или реакторов, в зависимости от режима).

Конструкция

БСК состоит из групп силовых конденсаторов, собранных в стальные несущие блоки, закрепленные на полимерных изоляторах. БСК выполняется на трех стойках с размещенными на них конденсаторами, токоограничивающими реакторами и трансформаторами тока. Между стойками БСК предусмотрены 6-метровые проезды для автокрана, предназначенные для монтажа блоков конденсаторов.

БСК поставляется в исполнении У1 для температур от -55 до +45°С. Для более низких температур БСК монтируется в утепленном быстровозводимом здании. Стальные конструкции выполняются из сварных профилей, защищенных от коррозии гальваническим цинкованием (цинковое покрытие — не менее 650 г/м2). Конструкции собраны в блоки по 6-8 конденсаторов, монтируются на месте и имеют в комплекте крепеж, наконечники и медные шины для соединения конденсаторов, а также гибкие медные переходы. В БСК применяются силовые конденсаторы 700 кВАр / 6-10 кВ, 560 кВАр / 11,7 кВ для напряжений 35 кВ, 542 кВАр / 7,94 кВ для напряжений 110-220 кВ с двумя фарфоровыми изоляторами и встроенными предохранителями.

Трансформаторы тока ТФЗМ (по 1 на фазу) подключены первичной обмоткой в разрыв двух параллельных групп, и в случае разбаланса выдают сигнал на устройства РЗА для отключения головного выключателя. Токоограничивающие реакторы (по 1 на фазу) ограничивают ток при включении БСК. Соединения выполнены гибкой медной шиной, для предотвращения повреждения изоляторов при температурном расширении/сжатии либо при воздействии электродинамических сил.

При заказе БСК указывается мощность батареи, номинальное напряжение и ток КЗ на месте установки, тип и количество конденсаторов в батарее, категория размещения и климатическое исполнение.

Виктор ИТКИН, технический директор ЗАО «Матик-электро».

market.elec.ru

Бортовая система контроля двигателей

НАВЕРХ

Бортовая система контроля двигателей (БСКД) БСКД-436-200 предназначена для обеспечения оперативного контроля и диагностирования состояния двух двигателей Д-436ТП, локализации неисправностей отдельных узлов, систем и агрегатов самолета и двигателей на всех этапах эксплуатации.

БСКД обеспечивает отображение на индикаторе ИРД1-1 наиболее важных параметров двух двигателей Цифровая обработка и фильтрация регистрируемых данных с целью исключения сбойных значений Встроенная система контроля блоков БСКД осуществляет проверку исправности своих функциональных частей, цепей датчиков, допусковый контроль параметров двигателя Бортовая система контроля двигателей контролирует все системы двигателя самолета, передает результаты контроля в систему индикации самолета, а также обеспечивает резервную индикацию параметров двигателя на индикаторе ИРД1-1, входящим в состав БСКД. Полный список функций БСКД:
  • Прием и преобразование аналоговых и дискретных сигналов от датчиков двигателей и самолета
  • Прием цифровой информации в кодовом виде по ГОСТ 18977-79, РТМ1495-75 с изм.№3 (ARINC-429) от бортовых систем ВС
  • Фильтрация опрашиваемых значений параметров с целью исключения сбойных (аномальных) значений
  • Формирование и выдача в кодовом виде по ГОСТ 18977-79, РТМ1495-75 с изм.№3 (ARINC-429) измеренных и расчетных значений параметров двигателей в системы электронной индикации, сигнализации и регистрации, а также сигналов типа «разовая команда»
  • Контроль частот вращения роторов вентилятора, компрессора низкого давления и компрессора высокого давления
  • Формирование признаков "Двигатель работает", "Двигатель не работает" и "Двигатель остановлен"
  • Контроль газодинамических параметров двигателя
  • Формирование признака выключения двигателя в полете
  • Контроль маслосистемы двигателя
  • Контроль топливной системы двигателя
  • Контроль готовности к запуску и процесса запуска двигателя
  • Контроль времени выбега роторов и формирование признака останова двигателя
  • Контроль достижения максимально-допустимых значений температур в полостях суфлирования и масляной полости коробки приводов
  • Контроль механизации компрессора
  • Контроль противообледенительной системы (ПОС) воздухозаборника
  • Учет времени наработки двигателя
  • Расчет максимально-располагаемого значения "лк1"
  • Допусковый контроль измеренных параметров по фиксированным и "плавающим" пределам и выдачу в системы индикации и регистрации самолета сигналов типа "событие" при достижении параметрами предельных значений
  • Обеспечение резервной индикации на индикаторе ИРД1-1 наиболее важных параметров двух двигателей:
    • Частоты вращения ротора вентилятора
    • Частоты вращения ротора компрессора высокого давления
    • Температуры газа за турбиной
    • Степени повышения давления в компрессоре
  • Контроль исправности датчиков, взаимодействующих с системой БСКД436-200
Бортовая система контроля двигателей включает в себя:
  • Два электронных цифровых блоков преобразования и контроля (БСКД-2502)
  • Один блок индикатора резервного двигателя (ИРД1-1)

Система БСКД содержит два электронных цифровых блока преобразования и контроля БСКД-2502 с монтажными амортизирующими рамами. Блок БСКД-2502 выполнен в корпусе типоразмера ЗК по ГОСТ 26765.16-87. Габаритные размеры блока 190,5x194x318 мм. Каждый блок БСКД-2502 на монтажной амортизирующей раме размещается в зоне Ж воздушного судна, например, в пилоне двигателя. Габаритные размеры монтажной амортизирующей рамы с установленным на нее блоком составляют 197,5x276x345 мм.

Индикатор резервный двигателя ИРД1-1, входящий в состав ситемы БСКД, выполнен в стандартном корпусе с квадратным посадочным местом - тип III, исполнение 1 по ГОСТ 20261-84 и устанавливается на приборной доске в кабине экипажа. Значения основных контролируемых параметров двух двигателей отображаются на двух жидкокристаллических модулях в виде четырех десятичных цифр, расположенных в четыре строки. Размеры цифр 3x7 мм.

  • Электрическое соединение индикатора резервного двигателя ИРД1-1 с самолетными линиями связи осуществляется посредством электрических соединителей типов СНЦ и РРН, смонтированных на выносном жгуте
  • В блоках БСКД-2502 и индикаторе ИРД1-1 реализована встроенная система контроля, которая осуществляет проверку исправности своих функциональных частей, цепей датчиков, допусковый контроль параметров двигателя
  • Электропитание блоков БСКД-2502 осуществляется от сети переменного тока номинальной частоты 400 Гц и номинального напряжения 115В (генераторы или преобразователи постоянного тока в переменный)
  • Электропитание индикатора ИРД1-1 осуществляется от сети постоянного тока с номинальным напряжением 27 В (выпрямительные устройства) или от аккумуляторных батарей с напряжением 24 В
  • Система БСКД-436-200 сохраняет свою работоспособность и автоматически восстанавливает свои характеристики после ненормального и переходных режимов работы системы электроснабжения самолета

Бортовая система контроля двигателя БСКД-436-200 устанавливается на самолетах Бе-200.

Основные технические характеристики

Количество входных сигналов:

аналоговых

3

постоянного тока низкого уровня до 50 мВ (термопары)

3

постоянного тока высокого уровня до 5В

7

отношений 2-х напряжений переменного тока (давления)

7

термосопротивлений

7

датчиков СКТ

2

частотных (обороты роторов и расход топлива)

7

дискретных (разовые команды)

52

последовательного кода по ARINC-429

6

Выходные сигналы:

последовательный код по ARINC-429

2

разовые команды

16

Погрешность преобразования

от 0,5 до 1%

Период обработки и выдачи информации

0,5 с

Потребляемая мощность по сети 115 В, 400 Гц,ВА, не более

25

Масса, кг

8

Габаритные размеры, мм

190 × 194 × 318

Условия эксплуатации:

температура окружающей среды

от - 55 до + 60 С

синусоидальная вибрация:

частота

5 – 2000 Гц

виброускорение

15 g

Место установки

мотогондола

Количество контролируемых двигателей

2

Количество входных сигналов:

частотных (обороты роторов)

4

от термопар

2

последовательного кода по ARINC-429

2

Погрешность измерения:

по частотным каналам

0,2 %

по каналам термопар

0,5 %

Тип индикационных элементов

Жидкокристаллические семисегментные

Разрядность индикаторов по каждому параметру

4

Размер индицируемой цифры, мм

7 × 4

Потребляемая мощность по сети 27 В, Вт, не более

15

Масса, кг

1,5

Габаритные размеры, мм

85 × 85 × 250

Условия эксплуатации:

температура окружающей среды

от - 20 до + 55 С

синусоидальная вибрация:

частота

5 – 2000 Гц

виброускорение

1,5 g

Место установки

кабина

  ОАО "НИИВС Спектр" Все права защищены

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
  •   196066, Россия, Санкт-Петербург, Московский проспект, 212
  •   +7 (812) 378-12-39
  •   +7 (812) 602-72-40 (многоканальный)
  •    [email protected]
  • spectr.spb.ru