КЛАССИФИКАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ. Система логистики это


Логистическая система Википедия

Логистика — управление материальными, информационными и людскими потоками с целью их оптимизации (минимизации затрат)[1].

Логистика как наука — методология разработки рациональных методов управления материальными и информационными потоками, нацеленных на их оптимизацию.

В практическом понимании логистика — инструмент рациональной организации потоковых процессов с минимальными затратами трудовых и материальных ресурсов.

С точки зрения практического применения логистика — выбор наиболее эффективного, по сравнению с существующим, варианта обеспечения нужного товара, нужного качества, нужного количества, в нужное время, в нужном месте с минимальными затратами на основе сквозной организационно-аналитической оптимизации[2].

С позиции менеджмента организации логистику можно рассматривать как стратегическое управление материальными потоками в процессе снабжения: закупки, перевозки, продажи и хранения материалов, деталей и готового инвентаря (техники и прочего). Понятие включает в себя также управление соответствующими потоками информации, а также финансовыми потоками. Логистика направлена на оптимизацию издержек и рационализацию процесса производства, сбыта и сопутствующего сервиса как в рамках одного предприятия, так и для группы предприятий.

История[ | код]

Термин появился первоначально в интендантской службе вооружённых сил и происходит от греч. λογιστική, что означает «счётное искусство». Впервые употребляется в трактатах по военному искусству византийского императора Льва VI (865—912). В Византийской империи при дворе императора были «логистики», в обязанности которых входило распределение продуктов питания.

Развитые логистические методы можно обнаружить в различных культурах разных эпох. Например, испанский юрист и экономист XVI века Хуан Поло де Ондегардо в 1572 году сообщал о том, что в Империи инков чиновниками кипукамайоками вёлся учёт по текущим необходимым продуктам для инкского двора, при этом учитывались место отправки, доставляемая продукция, срок доставки, и, возможно, расстояние[3].

В русский язык термин «логистика» ввёл в начале XIX века французский военный специалист Антуан Жомини. В советское время он был заменён термином «снабжение».

Теория логистики[ | код]

Содержанием логистики как науки является установление причинно-следственных связей и закономерностей, присущих процессу товародвижения, в целях определения и реализации на практике эффективных организационных форм и методов управления материальными и информационными потоками.

Основными объектами исследования в логистике являются[4]:

ru-wiki.ru

Сущность и виды логистических систем

Страница 1 из 2

Одним из основных методических принципов логистической концепции является системный подход.

Системный подход – это методология научного познания, в основе которой лежит рассмотрение объектов как систем, что позволяет увидеть исследуемый объект как комплекс взаимосвязанных подсистем, объединенных общей целью, раскрыть его интеграционные свойства, а также внутренние и внешние связи. Системный подход предусматривает последовательный переход от общего к частному, когда в основе исследования лежит конкретная конечная цель, для достижения которой создается система. Согласно методологии системного подхода каждая система является интегрированным целым даже тогда, когда она складывается из отдельных разобщенных подсистем.

Логистические системы включаются в общепринятое понятие «системы», так как состоят из системообразующих элементов, тесно взаимосвязанных и взаимозависимых между собой, которые имеют упорядоченные связи и образуют определенную структуру с заранее заданными особенностями. Отличаются эти системы высокой степенью согласованности входящих продуктивных сил с целью управления сквозными материальными потоками.

Логистическая система – это адаптивная система с обратной связью, которая выполняет те или иные логистические функции (операции), состоит из подсистем и имеет развитые внутрисистемные связи и связи с внешней средой.

Целью логистической системы является обеспечение наличия необходимого товара в необходимом количестве и заданного качества в нужном месте и в нужное время для нужного потребителя с заданными расходами.

Любая логистическая система состоит из совокупности элементов, так называемых звеньев логистической системы, между которыми установлены определенные функциональные связи и отношения. Внутрисистемные связи более крепкие, чем связи с внешней средой. Обычно они имеют циклический характер, так как отражают последовательность передачи материального и информационного потоков между звеньями соответствующей логистической цепи.

Большинству реально функционирующих на практике логистических систем, как и большинству сложных систем, присущи такие свойства:

– сложность – характеризуется такими основными признаками: наличие большого количества элементов (звеньев), сложный характер взаимодействия между отдельными элементами, сложность функций, выполняемых системой, наличие сложно организованного управления, влияние на систему большого количества стохастических факторов внешней среды;

– иерархичность – подчиненность элементов нижнего уровня (порядка, ранга) элементам высшего уровня в контексте линейного или функционального логистического управления;

– целостность – свойство системы выполнять заданную целевую функцию, реализованное только логистической системой в целом, а не отдельными ее звеньями или подсистемами;

– структурированность – предусматривает наличие определенной организационной структуры логистической системы, которая состоит из взаимосвязанных объектов и субъектов управления и реализует заданную цель; 

– подвижность – изменчивость параметров элементов логистической системы под влиянием внешней среды, а также решений, принятых участниками логистической цепи;

– уникальность, непредсказуемость и неопределенность поведения в конкретных условиях и под влиянием внешней среды;

– адаптивность – способность логистической системы изменять свою структуру и выбирать варианты поведения в соответствии с новыми целями и под влиянием внешней среды.

Границы логистической системы определяются циклом обращения средств производства. Сначала закупаются средства производства, которые в виде материального потока поступают в логистическую систему, складируются, обрабатываются, снова хранятся и затем идут из логистической системы в потребление в обмен на финансовые ресурсы, которые поступают в логистическую систему. Выделение границ логистической системы на базе цикла обращения средств производства получило название принципа «уплаты денег – получения денег».

Логистические системы классифицируют по следующим признакам.

Принципиально по признаку пространственного ограничения логистические системы делятся на два типа – макрологистические и микрологистические.

Макрологистическая система – это большая логистическая система управления потоковыми процессами при участии нескольких независимых субъектов хозяйствования, не ограниченных в территориальном расположении. Выделяют такие макрологистические системы – региональные, национальные (межрегиональные) и межнациональные.

Создание макрологистических систем обусловлено необходимостью обеспечить четкое взаимодействие структур разных отраслей с целью улучшения экономического состояния на глобальном уровне. При создании макрологистических систем особое внимание уделяют согласованию интересов каждого участника независимо от его роли в созданной системе.

ПерваяПредыдущая 1 2 Следующая > Последняя >>

logistic-info.ru

Что такое логистика? - Логистика - Публикации

В настоящее время существует несколько десятков определений термина "ЛОГИСТИКА". Если рассмотреть в совокупности круг проблем, которые затрагивает логистика, то общим для них будут вопросы управления материальными и соответствующими им информационными, финансовыми и другими потоками.

          Ряд определений рассматривает логистику как науку:      "Логистика - это наука об управлении и оптимизации материальных потоков, потоков услуг и связанных с ними информационных и финансовых потоков в определенной микро- мезо- или макроэкономической системе для достижения поставленных перед ней целей".           Другая группа определений трактует логистику как хозяйственную деятельность:      "Логистика - это интегральный инструмент менеджмента, способствующий достижению стратегических, тактических или оперативных целей организации бизнеса за счет эффективного с точки зрения снижения общих затрат и удовлетворения конечных потребителей к качеству продуктов и услуг управления материальными и (или) сервисными потоками, а также сопутствующими им потоками информации и финансовых средств".

          В 1991г. Совет логистического менеджмента США (Council of Logistics Management) разработал новую формулировку термина:      "Логистика - это процесс планирования и обеспечения (включая контроль) эффективного и непрерывного поступления товаров, услуг и сопутствующей информации оттуда, где они создаются, к потребителю, направленный на всемерное удовлетворение потребительских запросов".    Данное определение не охватывает абсолютно все специальные понятия, которые входят в функциональную область логистики, оно отражает необходимость в едином управлении товарно-материальными потоками от источника сырья и материалов до пункта распределения готового продукта.      Логистика обладает рядом функций. На уровне организации бизнеса принято выделять базисные, ключевые и вспомогательные.

К базисным логистическим функциям относятся: снабжение, производство и сбыт.

      В качестве ключевых логистических функций выделяют следующие: • Поддержание стандартов обслуживания потребителя. • Управление закупками. • Транспортировка. • Управление запасами. • Управление процедурами заказов. • Управление производственными процедурами. • Ценообразование. • Физическое распределение.      К вспомогательным (поддерживающим) логистическим функциям относят: • Складирование. • Грузопереработку. • Защитную упаковку. • Поддержку возврата товаров; обеспечение запасными частями и сервисом. • Сбор возвратных отходов. • Информационную поддержку.

Логистические системы. Цепи поставок.

          Понятие логистической системы является одним из ключевых понятий логистики. Существует несколько определений логистической системы:      Логистическая система - это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции. Она, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой.      Логистическая система - это сложная организационно завершенная (структурированная) экономическая система, состоящая из взаимосвязанных в едином процессе управления материальными и сопутствующими им потоками элементов-звеньев, совокупность которых, границы и задачи функционирования объединены внутренними целями организации бизнеса и (или) внешними целями.       Логистические системы делятся на две большие группы: микрологистические и макрологистические системы.      Микрологистические относятся, как правило, к определенной организации бизнеса, например, компании-производителю товара (ассортимента товаров) и предназначены для управления и оптимизации материальных и связанных с ними потоков (информационных, финансовых) в процессе производства и (или) снабжения и сбыта, соответственно, различают внутренние (внутрипроизводственные) внешние и интегрированные микрологистические системы.      Макрологистические системы могут быть классифицированы по нескольким признакам. По признаку административно-территориального деления страны различают: районные, межрайонные. городские, областные, региональные, межрегиональные. транснациональные, глобальные. По объектно-функциональному признаку - логистические системы группы предприятий; одной или нескольких отраслей; ведомственные, торговые, военные и т.п.

Управление цепями поставок (SCM - Supply Chain Management)

     Наряду с понятием логистической системы используется термин логистическая цепь (цепь поставок). Естественно, в реальности организации не действуют изолированно друг от друга. Фактически каждая из них действует как заказчик, когда покупает материальные ресурсы у своих поставщиков, а затем сама становится поставщиком, когда поставляет свою продукцию собственным потребителям.      Большинство видов продукции в ходе создания проходят через несколько организаций, перемещаясь от поставщиков начального уровня до конечных потребителей. Скажем, молоко в ходе этого процесса проходят через ферму, молоковоз, молокозавод, разливочное предприятие, оптовую компанию и магазин, прежде чем окажется на нашем столе. Путь зубной щетки начинается в нефтедобывающей компании, а затем проходит через трубопровод, нефтеочистительное предприятие, химический завод, компанию по производству пластмасс, производителя щеток, импортера, оптовую и розничную торговлю, прежде чем закончится в ванной комнате конечного потребителя.      Для всех этих цепочек деятельности применяются самые разные названия. Когда акцент делается на операциях, говорят "процесс", когда подчеркивается маркетинг, - "логистический канал"; когда на первое место ставят добавленную ценность, появляется термин "цепочка ценности" (value chain) когда анализируется удовлетворение потребительскою спроса, говорят о "цепочке спроса", когда рассматривается движение материального потока, используют общий термин - "цепь поставок" (supply chain).     Цепь поставок - множество звеньев логистической системы, линейно упорядоченное по материальному (информационному, финансовому) потоку с целью анализа или синтеза определенного набора логистических функций и (или) затрат.      Цепь поставок описывает весь путь материалов, которые они проходят с самого начала до самого конца. На этом пути материалы могут проходить через поставщиков сырья, производителей, операции по доводке, логистические центры, склады, операторов-посредников, транспортные компании, оптовиков, розничную торговлю и множество других операций и участников. Иногда цепь поставок не заканчивается на конечном потребителе, а дополнительно охватывает этап переработки и повторного использования материалов.

Структура цепи поставок

     Самый простой способ представить цель поставок - показать, как продукт перемещается через ряд компаний, каждая из которых добавляет к нему дополнительную ценность. Если рассматривать этот поток с точки зрения какой-то компании, то виды деятельности, выполняемые до нее, т.е. передвижение материалов в эту компанию, называются предыдущими, видами деятельности, а те, которые осуществляются после выхода материалов из компании, последующими.      Предыдущие виды деятельности распределяются по уровням поставщиков. Так, поставщик, отправляющий материалы непосредственно в компанию для осуществления с ней дальнейших операций, называется поставщиком первого уровня; поставщика, отправляющего материалы поставщику первого уровня, называют поставщиком второго уровня; и так далее до первоначального источника материальных ресурсов. Потребители также занимают разные места в общей цепи. Тех из них, кто получает продукт непосредственно после операций, выполненных в компании, называют потребителями первого уровня; те, кто получает этот продукт от потребителей первого уровня, становятся потребителями второго уровня, и т.д. до конечных потребителей.      Отдельные цепи поставок соединяются друг с другом, чтобы удовлетворить спросы самых разных типов потребителей. Например, производители автомобильных запчастей продают часть своей продукции сборочным заводам, часть - оптовикам для гаражей и авторемонтных предприятий, часть - розничным магазинам для индивидуальных потребителей, а какую-то часть - непосредственно потребителям, пользуясь для этого своими веб-сайтами. Видно, что общая цель поставок разделяется на отдельные ветви, когда один и тот же продукт следует до разных пользователей разными путями. Концепция SCM позволяет эффективно управлять ветвями цепи поставок, сокращая общий уровень затрат и повышая уровень логистического сервиса.

Экономический эффект от использования логистики

     Материальный поток, двигаясь от первичного источника сырья через цепь производственных, транспортных и посреднических звеньев к конечному потребителю, постоянно увеличивается в стоимости. Проведенные в Великобритании исследования показали, что в стоимости продукта, попавшего к конечному потребителю, более 70% составляют расходы, связанные с хранением, транспортировкой, упаковкой и другими операциями, обеспечивающими продвижение материального потока. Высокая доля расходов на логистику в конечной цене товара показывает, какие резервы улучшения экономических показателей субъектов хозяйствования содержит оптимизация управления материальными потоками.      Применение логистики в сферах производства и обращения позволяет: - снизить запасы на всем пути движения материального потока; - сократить время прохождения товаров по логистической цепи; - снизить транспортные расходы; - снизить расходы на хранение или упразднить их; - сократить затраты ручного труда и соответствующие расходы на операции с грузом.      Значительная доля экономического эффекта достигается за счет сокращения запасов на всем пути движения материального потока. По данным Европейской промышленной ассоциации сквозной мониторинг материального потока обеспечивает сокращение материальных запасов на 30-70% (по данным промышленной ассоциации США снижение запасов происходит в пределах 30 - 50%).      Высокая значимость оптимизации запасов объясняется следующим: "в общей структуре издержек на логистику расходы на содержание запасов составляют более 50%, включая расходы на управленческий аппарат, а также потери от порчи или кражи товаров, "большая часть оборотного капитала предприятий, как правило, отвлечена в запасы (от 10 до 50% всех активов предприятий), "в производстве расходы по содержанию запасов составляют до 25 - 30% от общего объема издержек.      Сокращение запасов при использовании логистики обеспечивается за счет высокой степени согласованности действий участников логистических процессов, за счет повышения надежности поставок, за счет рациональности распределения запасов, а также по ряду других причин.      Следующая составляющая экономического эффекта от применения логистики образуется за счет сокращения времени прохождения товаров по логистической цепи. Сегодня в общих затратах времени, отводимых на складирование, производственные операции и доставку, затраты времени на собственно изготовление продукта труда составляют в среднем от 2 до 5%.      Таким образом, свыше 95% времени оборота приходится на логистические операции. Сокращение этой составляющей позволяет ускорить оборачиваемость капитала, соответственно увеличить прибыль, получаемую в единицу времени, снизить себестоимость продукции. Экономический эффект от применения логистики возникает также от снижения транспортных расходов. Оптимизируются маршруты движения транспорта, согласуются графики, сокращаются холостые пробеги, улучшаются другие показатели использования транспорта. Логистический подход, как уже отмечалось, предполагает высокую степень согласованности участников товародвижения в области технической оснащенности грузоперерабатывающих систем. Применение однотипных средств механизации, одинаковой тары, использование аналогичных технологических приемов грузопереработки во всех звеньях логистической цепи образуют следующую составляющую экономического эффекта от применения логистики - сокращение затрат ручного труда и соответствующих расходов на операции с грузом.      Логистический подход создает также условия для улучшения многих других показателей функционирования материалопроводящей системы, так как совершенствуется ее общая организация, повышается взаимная связь отдельных звеньев, улучшается управляемость.     Совокупный экономический эффект от использования логистики, как правило, превышает сумму эффектов от улучшения перечисленных показателей. Это объясняется возникновением у логистически организованных систем, так называемых интегративных свойств, т. е. качеств, которые присущи всей системе в целом, но не свойственны ни одному из элементов в отдельности. 

Интегративные качества логистических систем представляют собой способность этих систем реализовывать конечную цель, которая получила название "семь правил логистики":

1. Продукт - нужный продукт. 2. Качество - необходимого качества. 3. Количество - в необходимом количестве. 4. Время - должен быть доставлен в нужное время. 5. Место - в нужное место. 6. Затраты - с минимальными затратами. 7. Потребитель - нужному потребителю.      Цель логистической деятельности считается достигнутой, если эти семь условий выполнены, т. е. нужный товар необходимого качества в необходимом количестве доставлен определенному потребителю в нужное время в нужное место с минимальными затратами.

librets.3dn.ru

Как строится логистическая система организации? » Логистика в вопросах и ответах

Рассмотрим вопрос о том как строится логистическая система в отдельной организации. Логистическая система включает в себя следующие составляющие, изображенные на рисунке.

[singlepic id=5 w=320 h=240 float=center]

На верхнем уровне этой иерархии находятся миссия и корпоративная стратегия фирмы. При формулировке миссии фирмы ее высший менеджмент должен ответить на два вопроса: что компания представляет собой в настоящее время и куда стремится? Логистическая миссия, являясь частью выбранной миссии компании, формулируется с учетом логистической концепции, которую фирма выбирает исходя из своих стратегических целей и состояния бизнеса. Например, сегодня развитие международной интеграции экономики привело к тому, что потребители требуют более высокого качества товаров и услуг по самой низкой цене, быстрого реагирования на их запросы, доступности во время приобретения и использования. В этом плане логистическую миссию за рубежом часто трактуют, как правило 7R: «Доставка нужного продукта в требуемом количестве и заданного качества в нужном месте в установленное время для конкретного потребителя с оптимальными затратами». В правиле отражены существенные черты логистической миссии любой организации, ключевыми из которых являются качество, время и затраты.

Далее идет логистическая стратегия. Ее назначением является поддержка корпоративной стратегии компании. Она ориентирована на один или несколько ключевых показателей, отражающих в целом эффективность логистических процессов в компании. К таким ключевым показателям эффективности логистики относятся:

  • общие логистические издержки;
  • качество обслуживания потребителей;
  • продолжительность логистических циклов;
  • производительность;
  • возврат на инвестиции в логистическую инфраструктуру.

Логистическая стратегия строится на основе максимизации (минимизации) одного или нескольких из вышеперечисленных показателей.

Наиболее широко применяемые в бизнесе при построении логистических систем логистические стратегии:

  • стратегия оптимизации общих логистических издержек;
  • стратегия улучшения качества обслуживания потребителей;
  • стратегия минимизации инвестиций в логистическую инфраструктуру.

Следующий этап построения логистической системы – выбор логистических технологий и соответствующих им базовых логистических систем, осуществляется на основе соответствующей логистической концепции.

Возникновение и развитие логистических концепций тесно связано с эволюцией бизнеса в промышленно развитых странах. Фундаментальными концепциями в логистике являются:

Информационная концепция логистики появилась в конце 1960-х г. Тесно связана с развитием информационно-компьютерных технологий. Основная идея данной концепции заключается в том, чтобы сформулировать общую проблему управления материальным потоком некоторого бизнес объекта (фирмы в целом или отдельной функциональной области: снабжения, производства, продаж) и одновременно синтезировать информационно-компьютерное обеспечение решения проблемы.

Теоретической основой информационной концепции является системный подход, применяемый в данной случае, как для моделирования самих объектов, так и для синтеза систем информационно-компьютерной поддержки. Основные решения состоят в том, чтобы автоматизировать тривиальные задачи и использовать информационно-компьютерную поддержку для решения задач логистической оптимизации. При этом оптимизация всего процесса управления материальным потоком, как правило, не является целью внутри данной концепции. Практическими примерами использования информационной концепции логистики являются широко распространенные информационно-программные модули MRP I, MRP II, DRP, OPT, QR, CR, и т.п., применяемые при автоматизации внутрифирменного планирования и управления запасами и закупками материального ресурса, а также производства и поставок готовой продукции потребителям.

Логистические системы, первоначально построенные исключительно на принципах информационно-технологической концепции, не обладали необходимой гибкостью и интегрированностью, которые требуются на современном этапе развития рыночной экономики, например для регулирования отношений производителей с поставщиками и конечными потребителями продукции.

С начала 1980-х годов и до настоящего времени при построении корпоративных логистических систем часто применяется маркетинговая концепция. Маркетинговая концепция логистики акцентирует внимание менеджмента компании на организации логистического процесса в области распределения (дистрибуции) для усиления позиций фирмы в конкурентной борьбе. Такая логистическая система должна поддерживать стратегию конкуренции фирмы на рынке за счет принятия оптимальных решений в распределении, прогнозировании спроса на продукцию, интеграции логистических операций и функций физического распределения.

В последние годы укоренилась и активно распространяется новая логистическая концепция, которую большинство исследователей называют интегральной или концепцией интегрированной логистики. Эта концепция по существу развивает маркетинговую, учитывая новые условия бизнеса на современном этапе:

1. Новое понимание механизмов рынка и логистики как стратегического элемента в конкурентных возможностях фирмы.

2. Новые организационные (структурные) отношения, перспективы интеграции между логистическими партнерами.

3. Новые технологические возможности, в частности, в области гибких производств и информационно-компьютерных технологий, контроля и управления во всех сферах производства и распределения продукции.

Усложнение рыночных отношений и усиление конкуренции в настоящее время приводит к трансформации логистической системы, выражающейся в следующих основных тенденциях:

1. Возрастают скорость, интенсивность и сложность материальных и информационных потоков. Усложняются информационные и финансовые взаимоотношения между логистическими партнерами.

2. Сокращается число звеньев логистических систем. Уменьшается количество организационно-экономических отношений в логистических системах, но сложность в них возрастает.

3. Снижается надежность логистических цепей (каналов), т.к. в производстве и дистрибутивных сетях практически исчезают страховые запасы.

Следствием этих тенденций является повышение потенциальной неустойчивости логистической системы. Для повышения ее устойчивости и надежности при достижении стратегических целей бизнеса необходима дальнейшая интеграция как внутри самой системы, так и с динамической внешней средой. Логистическая система (согласно интегральной концепции) рассматривается как единое целое – интегрированная система управления, реализующая цели бизнеса от поставщика до конечного потребителя (покупателя). Таким образом, в интегрированных логистических системах корпораций материальный поток объединяет весь жизненный цикл изделия: от идеи к конструкции, затем к производству, распределения, продаже, послепродажному сервису и вновь к повторению цикла в соответствии с меняющимися запросами покупателей.

И, наконец, новейшая концепция Supply Chain Management – «управление цепью/цепями поставок». С конца 80-х годов, вплоть до настоящего времени среди специалистов по логистике и менеджменту нет единого мнения по поводу определения и содержания понятия «управление цепями поставок». Многие применяют этот термин как синоним «логистики» или «интегрированной логистики». Однако сейчас акцент в толковании этой концепции все больше смещается в сторону расширенного понимания Supply Chain Management – как технологии бизнеса.

Одно из наиболее распространенных определений цепи поставок, основанное на обобщении мнений многих ведущих зарубежных специалистов, звучит следующим образом: «Цепь поставок – три или более экономических единиц (юридические или физические лица), напрямую участвующих во внешних и внутренних потоках продукции, услуг, финансов и/или информации от источника до потребителя».

Признанные американские ученые в области Supply Chain Management Д. Ламберт и Дж. Сток так определяют это понятие: «Управление цепями поставок – это интегрирование ключевых бизнес-процессов, начинающихся от конечного пользователя и охватывающих всех поставщиков товаров, услуг и информации».

Концепция SCM позволяет решать задачи интегрированного управления функциональными областями логистики и координации логистического процесса фирмы с «тремя сторонами» в логистике.

Следующим этапом построения логистической системы является выбор подходящих логистических технологий и соответствующих им базовых (стандартных) логистических систем (программных модулей, поддерживаемых корпоративной информационной системой). Стандартные логистические системы оформлены юридически, и передовые компании мира успешно применяют апробированные логистические технологии.

Одной из наиболее популярных в мире технологий, на основе которой разработано и функционирует большое число программных модулей логистики, является технология Requirements/resource planning – RP («Планирование потребностей/ресурсов»).

Базовыми программными модулями, основанными на концепции RP в производстве и снабжении, являются системы MRP I и MRP II – Materials/manufacturing requirements/resource planning (Системы планирования потребностей в материалах/планирования потребностей в ресурсах).

Необходимость планирования потребности в материальных ресурсах обусловлена тем, что основная масса проблем в процессе производства связана с запаздыванием или опережением поступления комплектующих, сырья и материалов. В результате этого, как правило, параллельно со снижением эффективности производства на складах возникает избыток (дефицит) материалов, поступивших раньше или позже намеченного срока. С целью предотвращения подобных проблем и была разработана методика планирования потребности в материалах MRP I (Material Requirements Planning). Созданы компьютерные программы, позволяющие оптимально регулировать поставки материального ресурса, контролировать запасы на складе и саму технологию производства. Главная задача этого программного модуля – обеспечить гарантии наличия необходимого количества требуемых материалов (комплектующих) в любой момент в рамках периода планирования наряду с возможным уменьшением текущих запасов, а, следовательно, разгрузкой складов.

Дальнейшее усовершенствование системы планирования потребности в материалах привело к трансформации системы MRP I в расширенную модификацию MRP II. По сути, это система производственного планирования ресурсов, представляющая собой по существу информационно-управляющие системы для промышленных предприятий, в которых объединены производственное, финансовое планирование и логистические операции. В общем случае данный программный модуль позволяет осуществлять операционное планирование в натуральных единицах, а финансовое планирование в денежных выражении. Он позволяет моделировать возможности предприятия, отвечая как раз на вопросы: «Что будет если?». Этот метод базируется на бизнес-планировании, производственном планировании, планировании потребностей в материалах, планировании производственных мощностей, системах принятия решений. Выходы программных модулей взаимосвязаны с финансовыми показателями (бюджет, планируемые инвестиции и т.д.). В настоящее время MRP II являются по существу автоматизированными системами управления промышленным предприятием.

Логистическая технология RP может быть использована в системах дистрибуции, для чего созданы системы DRP (Distribution requirements planning). Системы DPR – это распространение логистики построения MRP в каналы дистрибуции готовой продукции. Однако эти подсистемы, хотя и имеют общую логистическую концепцию RP, в то же время существенно отличаются. Основной инструмент логистического менеджмента в DPR системах представляет собой график, который позволяет координировать весь процесс поставок и пополнения запасов готовой продукции в дистрибутивной сети. Этот график формируется для каждой выделенной единицы хранения и каждого звена логистической сети, связанного с формированием запасов в дистрибутивном канале. Графики пополнения и расходования запасов интегрируются в общее требование для пополнения запасов готовой продукции на складах фирмы или оптовых посредников.

В середине 1980-х г. в США и Западной Европе появилась расширенная версия системы DPR («Планирование потребности в ресурсах распределения»), система DPR II , которую называют вторым поколением систем управления распределением продукции в логистических системах. В этой системе применяются более современные модели и алгоритмы программирования, рассчитанные на локальные сети персональных компьютеров и телекоммуникационные каналы, работающие в режиме online.

В системах DPR II комплексно решаются вопросы управления производственной программой, складскими мощностями, персоналом, качеством процесса перевозки и логистического сервиса.

В начале 1990-х г. системы планирования класса MRP II в интеграции с модулем финансового планирования получили название систем бизнес планирования (интегрированного планирования ресурсов) предприятия ERP (Enterprise Resource Planning). Они позволяют эффективно планировать всю коммерческую деятельность современного предприятия, в том числе финансовые затраты на обновление оборудования и инвестиции в производство нового ассортимента изделий.

Одной из наиболее широко распространенных в мире логистических технологий является Just-in-time – JIT (точно в срок). Появление этой концепции/технологии относят к концу 1950-х г., когда японская компания Toyota Motors, а затем и другие автомобилестроительные фирмы Японии начали активно внедрять систему KANBAN . Первоначальным лозунгом концепции JIT было исключение потенциальных запасов материалов, компонентов и полуфабрикатов в производственном процессе сборки автомобилей и их основных агрегатов. Исходная задача выглядела так: если задан производственный график, то надо организовать движение материальных потоков так, чтобы все материалы, компоненты и полуфабрикаты поступали в нужном количестве, в нужное место (на сборочной линии) и точно к назначенному сроку для производства и сборки готовой продукции. При такой постановки задачи большие страховые запасы, замораживающие денежные средства фирмы, оказались ненужными. В дальнейшем идеология JIT была успешно продвинута и в дистрибьюцию готовой продукции, а в настоящее время – и в макрологические системы различного уровня и назначения. Основная идея концепции JIT – гарантия того, что все элементы логистической системы синхронизированы и точно сбалансированы, установлено время поставок и пополнения запасов. Самое главное – они должны быть спланированы абсолютно точно.

Базовыми логистическими системами/модулями для логистической технологии JIT являются: KANBAN, MRP III, модуль «Логистика» в ERP/CSRP (Customer synchronized resource planning – «Планирование ресурсов, синхронизированное с потребителем») системах, «SCM-модуль» ERP/CSRP систем.

С конца 1980-х г. во многих западных производственных фирмах получила распространение логистическая технология Lean production, что можно буквально перевести как «стройное/тощее» производство. Идея такой технологии по существу является развитием подхода JIT и включает такие элементы, как система KANBAN и MRP II. Суть данной логистической технологии в творческом соединении следующих основных компонентов:

  • высокого качества;
  • мелких размеров производственных партий;
  • низкого уровня запасов;
  • высококвалифицированного персонала;
  • гибкого оборудования.

Идея такой технологии получила название «тощее» производство, потому что стремиться выполнять каждую операцию используя меньше каждого вида ресурсов – меньше запасов, меньше времени на производство и единицы продукции, возникает меньше потерь от брака и т.д. Таким образом, Lean production соединяет преимущества массового (большие объемы производства – низкая себестоимость) и мелкосерийного производства (разнообразие продукции и гибкий ассортимент).

Базовыми логистическими системами/модулями для логистической технологии Lean production являются: KANBAN, MRP II, модуль «LP» в ERP.

Базовым программным модулем для логистической концепции/технологии Supply Chain Management является «модуль SCM», который присутствует в интегрированных корпоративных системах управления, в частности в ERP/CSRP, составляя в информационно-технологическом аспекте их часть. Опыт многих компаний показывает, что системы ERP с модулем SCM позволяют увеличить скорость прохождения заказа в 6 раз.

log-lessons.ru

Основные понятия логистики

Цели и задачи логистики

Цель логистики - организовать работу логистической системы компании таки образом, чтобы затраты были минимально возможными, но достаточными для выполнения поставленных задач управления материальными и сопутствующими им информационными и финансовыми потоками.

Всегда надо знать: а насколько эффективна логистика в нашей компании?

Чтобы замерить эффективность логистики в компании надо использовать следующие показатели.

  • сколько денег тратится на всю логистику в компании - общие логистические издержки - всего, и по каждому направлению в отдельности
  • каково время полного логистического цикла (время от размещения заказа на сырье у поставщика до сдачи готового продукта клиенту), как оно изменяется в результате оптимизации логистических процессов (уменьшается? увеличивается? почему так?)
  • качество сервиса и степень удовлетворенности потребителей
  • как быстро окупаются и возвращаются деньги компании вложенные в инфраструктуру и активы логистики
  • производительность логистики ("толщина товаропроводящей трубы")

Основное противоречие логистики в достижении поставленных задач - при ограниченных ресурсах добиться максимальных значений показателей эффективности  ("и рыбку съесть, и косточками не подавиться").

Примеры тактических задач логистики, в которых проявляется данное противоречие

  • Развезти максимальное количество заказов клиентам минимальным количеством развозных машин
  • Обработать максимальное количество заказов клиентов на складе (собрать, упаковать, промаркировать и т. д.) при минимальном количестве сотрудников и за минимальное время
  • Максимально быстро доставить товар клиенту в регион при минимальных затратах на перевозку
  • Обеспечить максимальную скидку и минимальные сроки производства на весь ассортимент товаров заказанный у поставщиков

Эти и другие задачи можно эффективно решать только выстроив всю цепочку логистического взаимодействия со всеми партнерами компании по входящим, внутренним и исходящим потокам.Для решения таких задач существуют методики логистики, которые позволяют добится желаемых результатов

  • выбор рационального способа транспортировки и вида транспорта
  • оптимальный выбор транспортно – экспедиционных компаний и их количества
  • принятие решения о собственном изготовлении или закупке готовыми тех или иных товаров, сырья и услуг (задача «делать» или «купить»)
  • оптимальный выбор поставщиков и их количества
  • оптимизация планирования потребностей ресурсов
  • и другие методики

Микрологистика и макрологистика

Есть два уровня управления логистикой микрологистика и макрологистика.

  • Микрологистика - это управление логистикой на уровне взаимодействия отдельных компаний - участников рынка, а также управление внутренней логистикой компании или холдинга.
  • Макрологистика - это управление логистикой на уровне взаимодействия различных групп компаний в отдельных отраслях экономики и между ними, а также на рынках крупных географических регионов и глобальном рынке межгосударственного товарооборота.

Функциональные области логистики

Существует три основных функциональных области логистики:

  • снабжение,
  • производство
  • распределение

Все три функциональные области логистики присутствуют в компаниях различного типа. Причем даже в тех, в которых, казалось бы нет производства.

Например. Если в оптовой фирме на складе осуществляется процесс сборки розничных заказов из оптовых коробок, упаковки собранных заказов, взвешивания и маркировки собранных коробок и т. д., то такой процесс и есть производственный - входящим сырьем здесь является товар в оптовых упаковках, а переработанным продуктом для клиента - розничные заказы в другой упаковке и по другой цене, в которую уже входят затраты на их производство из оптовых упаковок.

Другой пример. Транспортно - экспедиторская фирма. Входящим потоком сырья - являются заказы клиентов, которые нужно доставить в разные города. В процессе внутрискладской обработки заказы клиентов могут быть доупакованы, перемаркированы в соответствии с внутренними стандартами компании. Также заказы сортируются по городам доставки. И только после этого грузятся в машины и уезжают в места назначения. То есть производственный процесс и здесь осуществляется в полной мере.Обычно, в соответствии с основными функциональными областями логистики формируется и структура службы логистики компании: группа снабжения, группа производства, группа распределения. Зачастую группы снабжения и производства бывают объединены, что в большинстве случаев только улучшает управляемость этими функциональными логистическими процессами.

Между функциональными областями логистики существует тесная взаимосвязь. Влияние колебаний спроса на продукт компании на рынке неизбежно ведет к изменениям во всех функциональных областях логистики. Координация процессов во всех функциональных областях логистики является зоной ответственности логиста компании. Успешный результат этой координации - непременное условие эффективного функционирования логистической системы компании.

 

Базовые элементы логистики

Поток - это перемещение совокупности объектов во времени и пространстве. В логистике наиболее часто используются понятия материальный поток, информационный поток, финансовый поток, поток услуг (сервисный поток).

Логистические операции - это любые действия связанные с возникновением, изменением, преобразованием, поглощением потока (любого).

Обычно одни и те же подразделения компании могут генерировать, поглощать и преобразовывать различные потоки одновременно. Работы всех подразделений компании связана с движением тех, или иных потоков. Поэтому принципы логистического управления справедливы для всех подразделений компании.

Примеры.

  • Снабжение генерирует поток закупаемой продукции и поглощает финансовый поток платежей за эту продукцию.
  • Производство поглощает поток сырья, преобразует его и генерирует поток готовой продукции.
  • Продажи поглощают поток готовой продукции и генерируют поток финансов в виде платежей за эту продукцию.
  • Также продажи генерируют поток непроданной продукции (возвратный поток)

Стандартные функции управления - планирование, организация, мотивация, контроль, регулирование. Именно в следствии реализации функций управления возникает необходимость в осуществлении логистических операций.

Логистические операции – это базовые действия над материальными ценностями, информацией и финансами, которые дальше не разделяются на составляющие действия (не подвергаются дальнейшей декомпозиции) при заданном уровне детальности анализа.

Примеры логистических операций:

  • загрузка,
  • перевозка,
  • выгрузка,
  • приемка,
  • сбор информации,
  • передача информации,
  • расчеты с поставщиками
  • и т. д.

Логистические функции используются во всех функциональных областях логистики: и в снабжении, и в производстве, и в распределении.

Логистическая функция - это совокупность логистических операций, целью выполнения которой является реализация функций управления внутри каждой функциональной области логистики и всей логистической системой в целом.

Существуют базовые и поддерживающие логистические функции. Базовые логистические функции

  • формирование и поддержание стандартов обслуживания клиентов
  • закупка
  • транспортировка
  • управление запасами
  • управление заказами
  • управление производством
  • управление складами и грузопереработкой
  • информационное обеспечение

Поддерживающие логистические функции

  • тара и упаковка
  • анализ и прогнозирование спроса на продукцию компании
  • планирование расхода ресурсов
  • управление возвратами не реализованной продукции
  • сервис и ремонт

Логистические системы

Логистическая система - это устойчивая на текущий момент, но постоянно меняющаяся в течении времени, совокупность подразделений компании, поставщиков и потребителей компании, которые связаны друг с другом материальными и сопутствующими им информационными, сервисными и финансовыми потоками. При этом вся система находится под единым управлением (это обязательное условие, иначе это не система) и работает на выполнение единых тактических и стратегических задач.

Звено логистической системы - это одно из подразделений, или одна из организаций поставщиков и потребителей компании. Звено логистической системы выполняет какую-нибудь логистическую функцию, одну или несколько. Чаще бывает так, что одна из функций, которые выполняет звено логистической системы, основная, для этого звена, а остальные дополнительные. Например, одна из организаций-поставщиков не только производит, какой-нибудь товар для нашей компании, но и доставляет его в указанное место, в указанное нами время. Таким образом эта организация выполняет основную функцию производства потребляемого продукта и дополнительную функцию транспортировки его по нашему заданию. Такой детализированный анализ функций звеньев логистической системы и их функций необходим для того, чтобы понять, как работает изучаемая логистическая система. А по результатам такого анализа можно сделать конкретные предложения для улучшения работы логистической системы.

Какие бывают звенья логистической системы

ВНУТРЕННИЕ
  • подразделения компании - отделы, департаменты, управления, которые объединены одной логистической функцией
ВНЕШНИЕ
  • предприятия - поставщики
  • производственные организации
  • торговые организации и сети
  • посреднические организации
  • транспортно-экспедиторские компании
  • банки и другие финансовые организации
  • предприятия связи
  • организации, оказывающие услуги

Основные характеристики звеньев логистической системы, которые могут повлиять на выполнение ими своих функций

  • форма собственности и организационно-правовая форма
  • производительность
  • используемые технологии
  • территориальное расположение, сгруппированность объектов звена, или их разгруппированность (пример: много территориально разбросанных торговых точек у одного владельца - какой-нибудь торговой сети)
  • мобильность, подвижность при выполнении своих функций
  • подверженность влиянию внешних факторов.

Логистическая цепь - это последовательная цепочка звеньев логистической цепи, которые выстроены друг за другом по материальному потоку, и связанны друг с другом еще и сопутствующими этому потоку информационным и финансовым потоками.

 

К списку публикаций

Новая складская логистика © 2001-2018

 

 

fill2001.narod.ru

Логистические системы | Классификация логистических систем

Похожие статьи

Классификация систем имеет весьма условный характер. Границы между отдельными их типами и видами расплывчаты и определяются преимущественно отношением исследователя к изучаемой системе, а не реальной действительностью.В практике проектирования и создания логистических систем пользуются общеизвестной классификацией, представленной на рис. 1

ВАЖНО ЗНАТЬ! Каждый 7 из 9 человек заражен паразитами. 90% людей даже не подозревают об этом. Всего две чайные ложки ... Подробнее здесь

Рис. 1. Классификация логистических систем

Логистические системы подразделяются на типы и виды. В зависимости от классификации типов логистики (макро-, мезо- и микрологистика) ЛС подразделяются на такие виды:

  1. макрологистическая система – это система управления материальным потоком, в реальном масштабе времени охватывающая различные организации, находящиеся в разных регионах страны и функционирующие на межгосударственном либо трансконтинентальном уровне. То есть такие системы формируются на уровне государства, межгосударственных, межреспубликанских, межобластных связей;
  2. мезологистическая система – это система интегрированного управления материальным потоком, охватывающая различные организации, функционирующие в одной отрасли в условиях партнерства;
  3. микрологистическая система – это система управления материальным потоком, организованная в границах одной организации. К микрологистическим системам можно отнести различные предприятия, фирмы, компании, а также их определенные подразделения.

В зависимости от схемы организации движения материального потока различают следующие виды логистических систем:1. С прямыми связями. В данной логистической системе материальный поток проходит от первичного источника сырья через закупку к производителю и далее к конечному потребителю без участия посредников (рис.2).

Рис. 2. Принципиальная схема логистической системы с прямыми связями

2. Эшелонированные. В системе такого вида материальный поток проходит от первоисточника сырья к производителю либо от производителя к конечному потребителю только через посредника (рис. 3.).

Рис. 3. Принципиальная схема эшелонированной логистической системы

3. Гибкие. В этих системах движение материального потока может осуществляться как с участием посредника, так и без него(рис. 4.).

Рис. 4.. Принципиальная схема гибкой логистической системы:ПС – первоисточник сырья; ПР – производитель; ПОС – посредник; ПТ – потребитель

Вопрос выбора той или иной схемы организации движения материального потока решается по результатам оценки сложившейся на рынке ситуации, возможностей использования аутсорсинга, а также максимально возможного экономического результата деятельности логистической системы.

VN:F [1.9.22_1171]

Rating: 4.4/5 (8 votes cast)

КЛАССИФИКАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ, 4.4 out of 5 based on 8 ratings

logisticstime.com

Логистическая система - Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

(перенаправлено с «»)Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 октября 2015; проверки требуют 42 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 октября 2015; проверки требуют 42 правки.

Логистика — управление материальными, информационными и людскими потоками на основе их оптимизации (минимизации затрат)[1].

Логистика как наука — методология разработки рациональных методов управления материальными и информационными потоками, нацеленных на их оптимизацию.

В практическом понимании логистика — инструмент рациональной организации потоковых процессов с минимальными затратами трудовых и материальных ресурсов.

С точки зрения практического применения логистика — выбор наиболее эффективного, по сравнению с существующим, варианта обеспечения нужного товара, нужного качества, нужного количества, в нужное время, в нужном месте с минимальными затратами на основе сквозной организационно-аналитической оптимизации[2].

С позиции менеджмента организации логистику можно рассматривать как стратегическое управление материальными потоками в процессе снабжения: закупки, перевозки, продажи и хранения материалов, деталей и готового инвентаря (техники и прочего). Понятие включает в себя также управление соответствующими потоками информации, а также финансовыми потоками. Логистика направлена на оптимизацию издержек и рационализацию процесса производства, сбыта и сопутствующего сервиса как в рамках одного предприятия, так и для группы предприятий.

История[ | ]

Термин появился первоначально в интендантской службе вооружённых сил и происходит от греч. λογιστική, что означает «счётное искусство». Впервые употребляется в трактатах по военному искусству византийского императора Льва VI (865—912). В Византийской империи при дворе императора были «логистики», в обязанности которых входило распределение продуктов питания.

Развитые логистические методы можно обнаружить в различных культурах разных эпох. Например, испанский юрист и экономист XVI века Хуан Поло де Ондегардо в 1572 году сообщал о том, что в Империи инков чиновниками кипукамайоками вёлся учёт по текущим необходимым продуктам для инкского двора, при этом учитывались место отправки, доставляемая продукция, срок доставки, и, возможно, расстояние[3].

В русский язык термин «логистика» ввёл в начале XIX века французский военный специалист Антуан Жомини. В советское время он был заменён термином «снабжение».

Теория логистики[ | ]

Содержанием логистики как науки является установление причинно-следственных связей и закономерностей, присущих процессу товародвижения, в целях определения и

encyclopaedia.bid