5 принципов воспитания сильной личности: система А.С. Макаренко и современность. Воспитательная система макаренко


57. Принципы воспитания в системе а. С. Макаренко

Известный советский педагог и писатель.

Принципы воспитания по Макаренко.

  • Социалистический гуманизм, выраженный в этих словах и красной нитью проходящий через всю педагогическую систему Макаренко, является одним из ее основных принципов. Макаренко глубоко верит в творческие силы человека, в большие его возможности.

  • С социалистическим гуманизмом у Макаренко тесно сочетается оптимизм — умение видеть в каждом воспитаннике положительные силы, «проектировать» в человеке лучшее, более сильное, более интересное.

  • Макаренко требовал, чтобы педагогическая теория строилась на обобщении практического опыта воспитания (такова и была вся педагогическая теория самого А. С. Макаренко). Он критиковал метафизические педагогические теории, построенные умозрительным путем.

  • Придавая огромное значение воспитанию в труде, Макаренко протестовал против непроизводительной затраты мускульной энергии учащихся без связи с воспитательной работой

  • Воспитание в коллективе и через коллектив — это центральная идея его педагогической системы. Коллектив – это не случайное скопление людей, а объединение их для достижения общих целей в общем труде — объединение, отличающееся определенной системой полномочий и ответственности, определенным соотношением и взаимозависимостью отдельных своих частей.

  • Макаренко считал, что воздействовать на_отдельную личность можно, действуя на коллектив, членом которого является эта личность. Это положение он называл «принципом параллельного действия». В этом принципе реализуется требование коллектива — «все за одного, один за всех».

  • Одним из важнейших законов коллектива Макаренко считал «закон движения коллектива». Если коллектив достиг поставленной цели, а новых '"перспектив перед собой не поставил, наступает самоуспокоение, нет больше стремлений, воодушевляющих участ-ников коллектива, нет у него будущего. Развитие коллектива останавливается. Коллектив всегда должен жить напряженной жизнью, стремлением к определенной цели. В соответствии с этим Макаренко впервые в педагогике выдвинул и разработал важный принцип, который он назвал «системой перспективных линий».

  • Особое внимание в своей педа­гогической практике и попытках ее теоретического обобщения А.С. Макаренко уделял роли вос­питателя в педагогическом процессе, считая, что, лишенный своеобразно трактуемой свободы творчества, подвергаемый мелочной проверке, воспитатель ничего, кроме вреда, не при­несет воспитаннику.

  • Он считал, что наказание, ущемляющее честь и до­стоинство личности, действительно портит человека. Но нака­зание, направленное на защиту ценностей и норм коллектива, способствующее защищенности личности от насилия, спра­ведливо и необходимо. Всепрощение оказывает разрушитель­ное воздействие на межличностные отношения в коллективе и приводит к разложению коллектива. Отказ от наказаний делает учителя беззащитным перед агрессивным поведением детей.. Цели и задачи воспитания личности в теории Макаренко

В своих литературно-педагогических произведениях А.С. Макаренко делал акцент на роли традиций, обычаев, норм, ценностей, стиля и тона отношений, складывающих­ся в данном коллективе, подчеркивая значение самоуправ­ления воспитанников как решающего фактора воспитатель­ного воздействия на детей. Много внимания А.С. Макаренко уделял методике организации воспитательного процесса. Раз­работанная и многократно описанная им в своих трудах ме­тодика так называемого параллельного действия, перспек­тивных линий развития коллектива, «метод взрыва» оказали большое влияние на практику работы советской школы.

Исходя из того что цели коллек­тива в широком его понимании должны становиться целями от­дельной личности и реализовывать­ся в условиях разнообразной обще­ственно полезной деятельности, А.С. Макаренко видел задачу шко­лы в том, чтобы из своих стен она выпускала энергичных и целеуст­ремленных людей, оценивающих любой свой поступок прежде всего с точки зрения интересов общества. «Задача нашего воспитания сводится к тому, чтобы воспитать коллективиста».

Необходимым фактором воспитания в педагогической системе Макаренко является труд. В процессе трудовой деятельности детей, говорит Макаренко, надо развивать их умение ориентироваться, планировать работу, бережно относиться ко времени, к орудиям производства и к материалам, добиваться высокого качества работы.

Большого внимания заслуживают указания Макаренко о трудовом воспитании детей в семье. Он советует давать детям даже младшего возраста не разовые поручения, а постоянные задания, рассчитанные на месяцы и даже годы, с тем чтобы дети длительное время несли ответственность за порученную им работу.

Воспитание чувства долга и чести, воспитание воли, характера и дисциплины должно происходить тоже в коллективе.

studfiles.net

Воспитательная система Макаренко – из прошлого или для будущего?

Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. Макаренко А. С.

 

Роль А.С. Макаренко в современной теории семейного воспитания чрезвычайно велика. Оригинальность взгляда А.С. Макаренко на педагогику и воспитание, масштаб его влияния на педагогическую мысль и практику определяются, прежде всего, тем, что его творчество органически неотделимо от ценностей и потребностей развивающегося мира в области культуры, экономики, общественно-политической жизни, морально-психологического состояния общества и человека, молодого поколения.

Анализ теоретических работ А.С. Макаренко позволяет утверждать, что он обосновал целый ряд своеобразных показателей социальности воспитания, необходимых и в сегодняшнее время.

 

  • Во-первых, выдающийся педагог предложил отказаться от традиционных взглядов на воспитание как явление, существующее в пространстве отношений воспитателя и воспитуемого. Он говорит о широкой стихии воспитания, «которая проводится не только воспитателями, но и всей нашей жизнью – каждым из вас над каждым из вас». Антон Семенович Макаренко уверен, что два человека, проживающие вместе хотя бы неделю, уже воспитывают один другого.

 

  • Во-вторых, А.С. Макаренко резко возражал против превращения воспитания подрастающих поколений в игрушку возрастных биологических, психологических и других симпатий. С другой стороны, он не принимал и пустой коммунистической фразеологии на этот счет, сводившейся к призывам следовать «коммунистической направленности воспитания», разговорам о «политической бдительности» и т.п. Известный педагог пытался учесть в целях, содержании, методе воспитания, как позицию человека, так и позицию общества, отдавая пред почтение последнему.

 

 

  • В-третьих, общественный характер воспитания обнаруживается в том, что оно является коллективистским. В связи с этим Макаренко подчеркивал, что воспитанник, кто бы он ни был, никогда не может выступать в жизни как носитель некоего личного совершенства, только как добрый или честный человек. Он всегда должен выступать, прежде всего, как член своего коллектива, как член общества, отвечающий за поступки не только свои, но и своих товарищей. В этом, по нынешним меркам, «старомодном» высказывании содержится мысль, которую нельзя игнорировать и сегодня: воспитание призвано формировать человека, ответственного перед другими людьми, способного следовать общественному долгу.

 

  • В-четвертых, обратим внимание на замечание Макаренко о контроле общественного мнения над воспитанием. Именно оно закаляет характер ученика, воспитывает волю, прививает общественно полезные навыки личного поведения. Как следствие, в ребенке рождается твердость, несгибаемость закаленного характера, воспитывается чувство гражданской чести, долга, сознание обязанности по отношению к другим людям.

 

  • В-пятых, показателем социальности воспитания по Макаренко выступает то обстоятельство, что воспитание осуществляется не только в государственном учреждении – школе, но и в основной ячейке общества – семье. Именно в семье, по его мнению, закладываются основы характера человека, создается фундамент его воспитанности. Семейное воспитание должно найти меру между нашей большой, отдающей себя обществу работой и нашим счастьем, тем, что мы берем от общества.

 

Из вышесказанного можно сделать однозначный вывод о том, что теоретические положения А.С. Макаренко не потеряли своей актуальности и в наше время. Практическое претворение в жизнь идей Антона Семёновича, не пройденный этап, а задачи на будущее. Макаренко относится к педагогам, которые идут впереди своего времени. Многие условия его комплексной воспитательной программы нам ещё только предстоит сформировать. Эта программа может быть реализована лишь в условиях такого типа социальной организации, где школа будет органической частью жизненной практики, а не изолированной ее формой.

www.rastut-goda.ru

Особенности воспитательной системы Антона Семеновича Макаренко



В наше время в ряд важнейших задач педагогической науки входит объективный взгляд на оценку нашего прошлого педагогического опыта. И одно из самых значимых явлений — это педагогическая система Антона Семеновича Макаренко. Несмотря на то, что взгляды и теории А. С. Макаренко долгое время не признавались в официальной педагогике, многолетняя борьба за их утверждение в данной науке привела к успеху. Сегодня мы можем констатировать, что идеи Антона Семеновича были приняты с серьезным смещением и даже искажением значительных акцентов. Теперь же с помощью проведённых в последние годы исследований, мы можем анализировать, какие причины способствовали этому и как это вообще произошло. Сам Максим Горький писал: «Макаренко — это, бесспорно, талантливый педагог-новатор. Колонисты говорят о нем с любовью и глубоким уважением» [1, с. 16]. В течение долгих восьми лет тяжелого труда и напряжённых поисков новаторских решений, А. С. Макаренко одержал долгожданную победу, организовав прекрасное воспитательное учреждение, тем самым принеся всемирную славу советской педагогике. Главным фактором в своей воспитательной работе он считал установление тесных связей между детьми и родителями, пропагандирование гуманного и внимательного отношения к детям, уважение их и интересов, введение труда в школе. В наши дни в России примерно тысяча школ придерживаются макаренковской организации. Общество уже признает, что детские дома и интернаты не справляются со своими задачами, дети выходят полностью неподготовленными к реальной жизни. А большинство колоний так и не достигают своей главной цели — перевоспитание несовершеннолетних. Самое бы время сейчас прислушаться к опыту систем Антона Семеновича, но, к сожалению, он почти забыт. Если подарить методике А. С. Макаренко вторую жизнь, то у всех нас может появиться надежда на светлое будущее. В последнее время ребята снова и снова совершают преступления, в полной мере так и не осознав своей вины, за что они наказаны или какие правила нарушили. Они просто не знают, как это — жить по правилам, так как зачастую взрослые просто забывают о такой своей обязанности как передача молодому поколению «инструкций» жизни. Около 2\3 подростков (по статистическим данным), отбывших наказание в виде лишения свободы, повторно совершают преступление. Данный факт подчеркивает актуальность нашей работы.

Для начала хотелось бы сказать, что самым главным условием успешной педагогической деятельности для Антона Семеновича являлось — четкое и определенное формирование знаний у воспитателя о целях воспитания детей. Все потому, что роль воспитателя занимает глубоко ведущее место в образовательно-воспитательном процессе.

«Воспитание нового человека есть дело поистине счастливое и посильное для педагогики» [2, с. 35] — говорил он, опираясь на марксистко-ленинскую теорию.

Взгляды А. С. Макаренко, прежде всего, были направлены на благожелательное и уважительное отношение к личности ребенка. Он считал, что любовь и уважение к своим воспитанникам обязательно должны подкрепляться требовательностью к ним. Социалистический гуманизм, выраженный в словах «требовательная любовь», прошел через всю педагогическую концепцию Антона Семеновича и является одним из основных принципов данной системы.

А. С. Макаренко был убежден, что при создании благоприятных условий и организации правильных методов воспитания любого ребенка, обиженного неблагоприятным состоянием жизни, можно ориентировать на успешное будущее, тем самым исправив его. Наказание является разумным и справедливым уроком в процессе познания окружающего мира, так как безнаказанность может воспитать только хулигана.

Особое внимание мы бы хотели уделить заинтересовавшей нас формуле «Жизнь воспитывает». Суть ее заключается в том, что ребенка не следует ограждать от реальной окружающей его действительности, нельзя воспитывать ребенка только в благоприятных, «тепличных» условиях. Задачей родителей является предоставить относительную свободу своим детям для того, чтобы они самостоятельно смогли организовать процесс борьбы за свою собственную лучшую жизнь. Этому нельзя научить, это необходимо прочувствовать.

Антон Семенович утверждал, что педагогика — это наука целесообразная. Педагог должен чётко и ясно представлять себе, каким он видит своего воспитанника в будущем, на выходе. Он должен проектировать целую личность, полагаясь на две воспитательные программы. Одна должна быть общая и рассчитана на всех детей. Например, все они должны быть честными, образованными, искренними и трудолюбивыми людьми. Однако, помимо этого должна быть еще и программа, направленная на конкретного ребенка, которая предполагала бы раскрытие его индивидуальных способностей и интересов. Последователи А. С. Макаренко попросту забыли о второй программе, не повезло и первой. Антон Семенович предупреждал, что она должна быть конкретна и ясна. И сформулирована она была им предельно просто: «Мы желаем воспитать культурного рабочего, дать ему образование, желательно среднее и квалификацию…». А закончил он эту характеристику словами: «Он должен быть веселым, бодрым, подтянутым… способным жить и любить жизнь, он должен быть счастливым. И таким он должен быть в свой каждый нынешний день» [3, с. 397]. Наверное, нет более гуманной задачи, чем воспитать счастливого человека.

Но вскоре проект личности пропал, и вместо него развернулась абстрактная модель «всесторонне развитой личности», против чего прямо предостерегал А. С. Макаренко.

На данный момент особенно остро ощущается дефицит воспитательной программы. Естественно, рекомендации, сформированные Антоном Семеновичем в 30-ые года, сейчас просто не соответствуют социально-экономическим условиям страны. Однако, не стоит забывать сформулированного А. С. Макаренко требования: «Проектировка личности как продукта воспитания должна осуществляться на основании заказа общества» [4].

Следующая концепция талантливого педагога — воспитательный коллектив. Макаренко говорил, что сплочённый коллектив детей и педагогов по мере своего развития становится активным и могущественным воспитателем личности. Коллектив — это цель воспитания. У Антона Семеновича педагог ни в коем случае не стоит над личностью и коллективом. Он является равноправным членом коллектива, связанным с абсолютно каждым членом узами товарищества. А творец воспитательного процесса не только педагог, но и сами дети. Для А. С. Макаренко не существует такой дилеммы, как личность или коллектив. Своим идеалом он считал — гармонию и единство личности и коллектива. Ведь коллектив — это, можно сказать, целый живой организм, но только живущий по своим законам, это объединение товарищей, занятых общим делом.

Подводя итоги данной концепции, хотелось бы сказать:

1) Дети, воспитанные в коллективе, выходя во взрослую жизнь, будут направлены не только на получение, как в позиции многих современных подростков, но и на отдачу — а это уже этап зрелой, сформированной личности, осознающей ответственность перед обществом.

2) Такие дети будут полностью социально адаптированы, так как они жили и взаимодействовали в коллективе. Они, можно сказать, уже прочувствовали эту атмосферу и этот воздух.

3) Они смогут получать истинное удовольствие от своей работы, а значит, и от жизни, так как сами выберут профессию и место работы. Взрослые же в свою очередь должны способствовать развитию у детей врожденных задатков, а не лепить из них то, что сами захотят. Лишь при таких условиях возможна будущая счастливая жизнь детей. Конечно, человек воспитывается и для семьи, и для общества, и для народа. Но, в первую очередь, он воспитывается для себя и для собственного счастья. Нельзя забывать эту, возможно, самую важную деталь воспитательной программы.

Переосмысление и переработка понятийного аппарата, безусловно, составляет основу педагогической логики А. С. Макаренко.

В своих работах Антон Семенович охарактеризовал наиболее типичные ошибки педагогической логики: дедуктивное предсказание, этический фетишизм, уединенное средство.

Дедуктивное предсказание. На протяжении долгих лет в образовательных школах утверждалось, что политехнизм — есть хорошо, а профессионализм — плохо. В итоге в трудовом воспитании школьников образовалась огромная дыра, так как из них формировали лишь разносторонне образованных неумех. Но такова была сила теории тех времен. Тогда никто и не задумывался над вопросом: «А можно ли профессионально не подготовленных детей допускать к труду?». Несмотря на многочисленные осуждения взглядов Антона Семеновича, он не отрицал, что политехнизм — это хорошо, однако это не помешало ему давать своим воспитанникам по 3 и больше специальностей на профессиональном уровне.

Этический фетишизм. В самых первых документах единой трудовой школы были запрещены любого рода наказания детей, так как считалось, что «наказание воспитывает раба». А безнаказанность может воспитать лишь хулигана, утверждал Макаренко, обосновывая разумно построенную систему наказаний своим опытом.

Уединенное средство.Сама суть ошибки состоит в том, что из общей системы педагогических средств и технологий выхватывается какое-то одно и объявляется либо очень хорошим, либо очень плохим. Но на самом деле оно может быть и тем и иным, так как просто не срабатывает вне системы средств.

Педагогический опыт А. С. Макаренко является высочайшей вершиной мастерства современной педагогики. Антон Семенович внес большой вклад в развитие концепций педагогической науки. Он продолжал традиции марксистско-ленинской теории, разрабатывал новаторские решения и рассмотрел отдельные вопросы советской теории о воспитании. Итак, никогда не забывайте истины: «В воспитательной работе нет пустяков» [4]. В этом и заключается философия воспитания А. С. Макаренко. Лишь осознав ее истинный смысл, можно выделить ведущие аспекты педагогического новаторства Антона Семеновича Макаренко.

Литература:
  1. Козлов И. Ф. Педагогический опыт А. С. Макаренко. — М.: Просвещение, 1987.— 159 с.
  2. Макаренко А. С. Педагогические сочинения в 8-ми томах. Том 4. — М.: Педагогика, 1984. — 809 с.
  3. Макаренко А. С. Педагогические сочинения в 8-ми томах. Том 5. — М.: Педагогика, 1985. — 336 с.
  4. Макаренко А. С. Воспитание гражданина. — М., 1989. — 308 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, воспитательная программа, воспитательная работа, дедуктивное предсказание, коллектив, педагогическая логика, педагогическая наука, уединенное средство, этический фетишизм.

moluch.ru

трудовая коммуна им. Ф. Э. Дзержинского

ПО МАТЕРИАЛАМ СТАТЬИ:

МАКАРЕНКО А. С.

ОПЕРАЦИОННЫЙ ПЛАН ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

ТРУДОВОЙ КОММУНЫ ИМ Ф. Э. ДЗЕРЖИНСКОГО

В основу настоящего плана положен опыт колонии им. М. Горького в Полтаве, а потом в Харькове с 1920 по 1928 г. Опыт этот протекал в исключительно неблагоприятных условиях, как в материальном отношении, так и в характере детского состава (правонарушители). Трудовая коммуна им. Ф. Э. Дзержинского по своим условиям значительно отличается от горьковской колонии, и в деталях необходимы отступления от горьковской системы, но в основе наш педагогический совет стоит на базе этой системы

Полезность этой системы и правильность наших взглядов для нас доказаны внутренним благополучием горьковского коллектива и удачными пересадками нашего опыта в Будах, Дергачах и в Нежине.

Поскольку же трудовая коммуна им. Ф. Э. Дзержинского представляет исключительно благоприятные условия для работы с детьми, мы рассчитываем при помощи научных сил Наркомпроса проверить нашу практическую педагогику в отдельных ее моментах, в тех местах, где у нас нет еще уверенности в том, что решение найдено, где есть проблема не нашей только системы, а вообще системы соцвоса.

I. Цель воспитания

В нашем соцвосе, по примеру других педагогических школ, раньше декларировалась цель воспитания. Говорилось, что цель – воспитать гармоническую личность, или человека-коммуниста. Для нас, практических работников, эти цели не могли иметь какое-нибудь значение вследствие того, что они были слишком общо выражены и не давали никаких оснований для практической работы. Кроме того, мы полагаем, что вообще установка вечных идеалов воспитания невозможна. Для каждой эпохи и даже для каждого поколения цель воспитания должна быть установлена диалектически. Подлежит также сомнению, что право устанавливать эту цель принадлежит нам, педагогам. Почему, например, мы задаемся целью воспитать гармоническую личность, если обществу в данное время нужны люди менее гармоничные?

Мы поэтому считаем, что цель воспитания нужно не устанавливать умозрительно, а находить в требованиях общества в данное время. Обращаясь к нашей непосредственной задаче, мы видим: общество отдает нам для воспитания не всех своих детей, а беспризорных, более или менее социально запущенных. Нашей ближайшей целью является возвратить им качества «социально вместимого» человека. Положительные стороны задачи, одинаковые и для беспризорных, и для семейных детей, мы видим и слышим на каждом шагу вокруг себя в обществе, в печати, в речах, в литературе. Одна дискуссия о новом быте достаточна для того, чтобы знать, чего хочет от нас общество.

Исходя из характера указанных двух сторон нашей задачи, мы можем составить список качеств и навыков, которые желательно воспитать в нашем юноше или девушке.

  1. Ощущение своей принадлежности к коллективу, зависимости своего блага от блага коллектива. На высших ступенях это ощущение переходит в классовое чувство.

  2. Уважение к установлениям коллектива (класса), к его богатству, к его законам. Верхняя ступень этого уважения есть понятие о чести, вытекающее из чести, т. е. ценности, коллектива.

  3. Способность подчиниться коллективной дисциплине, т. е. ограничить себя в любой момент, когда этого потребует коллектив или его уполномоченный. Эта способность должна перейти в постоянное свойство сдержанности, такта и уступчивости.

  4. ...В каждый момент каждый член коллектива должен быть готовым к активной борьбе. Это идея долга.

5. Ощущение равенства и взаимной зависимости по отношению к другим членам коллектива и вытекающей отсюда расположенности к ним, уважения, вежливости, доверия.

6. Работоспособность, т. е. стремление быть полезным членом коллектива.

  1. Хозяйственность, т. е. способность организовать работу свою, чужую, руководить ею и оценивать ее результаты.

  2. Здоровье, т. е. нормальный комплекс физических, физиологических, нервных качеств и проявлений, опрятность, жизнерадостность, половая порядочность.

  3. Грамотность, т. е. вполне достаточная сумма формальных знаний и навыков в языке, графике, математике, естествознании и истории.

10. Ясное и уверенное представление о положении своего коллектива (класса, государства) среди других коллективов, дружеских и враждебных – политическое воспитание.

Примечание:

  1. Степень достижения в каждом из указанных разделов может быть как угодно высока в зависимости от индивидуальных талантов и наклонностей, но ни в коем случае нельзя воспитывать одно какое-либо качество, например литературный или художественный талант, совершенно забывая об остальных задачах или закрывая глаза на недостаточную их проработку. Даже больше: совершенно преступно воспитывать этот талант, одновременно допуская наличие антиобщественных навыков или враждебных классовых настроений... Я особенно останавливаюсь на этом вопросе, потому что так обычно заблуждается наша соцвосовская практика.

  2. Я особенно подчеркиваю значение таких терминов, как ощущение, чувство, способность. Я хочу этим сказать, что нужно не приучать выражать или высказывать свое отношение к коллективу или классу, а именно нужно воспитывать почти инстинктивное устремление к нему, поскольку оно выражается в ощущении или чувстве. Я это говорю потому, что слишком часто наблюдал полный провал пионерской работы, иногда комсомольской, когда яркие внешние выражения уживались с весьма несимпатичными и антиобщественными инстинктами и навыками.

studfiles.net

Воспитательная система Макаренко А С К семинару по

Воспитательная система Макаренко А. С. К семинару по педагогике работу выполнили студенты 45 группы Педагогического колледжа № 5 Дмитриева Екатерина и Короткова Марина

Макаренко Антон Семёнович (1(13) марта 1888— 1 апреля 1939) — советский педагог и писатель.

Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. (Макаренко А. С. )

Воспитательная система Макаренко А. С. Цель: связать трудовое воспитание с социальными условиями жизни общества и коллектива.

Задачи: • Воспитывать трудолюбие и способность к труду. • Развивать умение учащихся ориентироваться, планировать работу, бережно относиться ко времени, к орудиям производства и к материалам, добиваться высокого качества работы. • Развивать у учащихся этическое воспитание. • Помочь подростку достичь того уровня духовной и нравственной высоты, чтобы ему открылась красота труда.

«Дети — цветы жизни» , — но это не значит, что «нужно цветами любоваться, ахать, носиться, нюхать, вздыхать» . Надо подумать, какие плоды могут развиваться из этих цветов. В обращении с детьми необходимо иметь «чувство меры в любви и строгости, в ласке и суровости» . В отношении к детям нужна «требовательная любовь» : чем больше уважения к человеку, тем больше требований к нему.

Макаренко был сторонником систематического преподавания учебных предметов. Придавая огромное значение воспитанию в труде, Макаренко протестовал против непроизводительной затраты мускульной энергии учащихся без связи с воспитательной работой. Антон Семёнович высоко ценил педагогику, считал ее самой сложной наукой. Он с уважением относился к педагогическим идеям виднейших прогрессивных педагогов прошлого. «Мы должны воспитать преданных Родине патриотов, образованных людей, квалифицированных работников; людей, обладающих чувством долга и чести, сознающих свое достоинство, имеющих организационные навыки, дисциплинированных, стойких, бодрых и жизнерадостных» , - говорил он.

Умея видеть в каждом человеке его особенности, индивидуальность, Макаренко вместе с тем считал, что личность человека нельзя мыслить вне общества, отдельно от общества. Он рассматривал личность и общество в их диалектическом единстве. Только в нашем, социалистическом обществе, писал Макаренко, созданы все условия для расцвета творческих сил личности. Исходя из этого положения, Макаренко исключительно большое место в своей педагогической системе уделил проблеме воспитания в коллективе и через коллектив.

Необходимым фактором воспитания в педагогической системе Макаренко является труд. «Правильное советское воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое. . . В воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов» , писал Макаренко. Антон Семенович правильно считал, что трудолюбие и способность к труду не даны ребенку от природы, а воспитываются в нем. Труд должен быть творческим, радостным, сознательным, основной формой проявления личности и заложенных в ней возможностей. Трудовая деятельность воспитанников занимала большое место в руководимых Макаренко учреждениях; она непрестанно развивалась и совершенствовалась.

В процессе трудовой деятельности детей, говорит Макаренко, надо развивать их умение ориентироваться, планировать работу, бережно относиться ко времени, к орудиям производства и к материалам, добиваться высокого качества работы. Во избежание ранней и узкой специализации следует переключать детей с одного вида труда на другой, дать им возможность получить среднее образование и в то же время овладеть рабочими профессиями, а также навыками по организации и управлению производством.

Большого внимания заслуживают указания Макаренко о трудовом воспитании детей в семье. Он советует давать детям даже младшего возраста не разовые поручения, а постоянные задания, рассчитанные на месяцы и даже годы, с тем чтобы дети длительное время несли ответственность за порученную им работу. Дети могут поливать цветы в комнате или во всей квартире, накрывать на стол перед обедом, следить за письменным столом отца, производить уборку в комнате, обрабатывать определенный участок семейного огорода или цветника и ухаживать за ним и т. п.

Единство труда и воспитания достигается тем, что человек, познавая мир трудом, создает красоту, утверждая этим в себе чувство красоты труда, творчества, познания. Создание красоты труда – это целая область воспитания. Издавна в народе говорили: "Ради хорошего праздника надо много работать”. Значит, итог, результат труда – выполненные вещи, предметы и т. п. – приносили и приносят людям радость. С учетом этих особенностей становления и формирования личности в новых социальных условиях и была создана А. С. Макаренко теория трудового и идейно – эстетического воспитания. «Труд- могучий воспитатель»

У Макаренко был производительный труд детей в соединении с обучением основам наук. Обучаясь в школе, дети в то же время работали на производстве, оборудованном по последнему слову техники. Практика А. С. Макаренко по организации производительного детского труда показала, что дети школьного возраста поразительно быстро и без всякого перенапряжения овладевают сложнейшими производственными навыками, причем не только навыками труда на сложных станках, но и организации производства. Приобретение организаторских навыков, воспитание чувства соревнования, взаимопомощи, воспитание стремления к рационализации и совершенствованию производства, – все это достигается и воспитывается в детях через участие их в труде.

Если труд, говорил Макаренко, всегда был основанием человеческой жизни, то ее истинным стимулом всегда будут перспективы, мечты, которые раскрывают перед человеком его завтрашнюю радость. Радостные перспективы в своем большинстве являются именно перспективами трудовыми. Воспитывая у ребят умение мечтать, Макаренко поддерживал лишь те их мечты, которые пробуждали творческую деятельность воспитанника.

Очень важно как можно раньше создавать для детей условия, в которых бы формировались и укреплялись трудолюбие, упорство и настойчивость в достижении цели, чувство нового, желание проявить свои способности. С этого, можно сказать, начинается путь в профессию, которому воспитанники посвятят себя, став взрослыми. обучение и труд идут рядом Чтобы поддерживать интерес к труду, надо время от времени поручать дело, непривычное для детей, способное захватить своей новизной.

В свое время А. С. Макаренко говорил о том, что теория должна повернуться лицом к практике, всех объединяла одна задача – помочь подростку достичь того уровня духовной и нравственной высоты, чтобы ему открылась красота труда, чтобы он понял: в любой профессии можно стать творцом. В настоящее время создаются все условия для трудовой подготовки школьников. При всех школах создаются учебные мастерские, химические, физические и иные кабинеты и лаборатории, а в сельской местности также и пришкольные сельскохозяйственные участки. Это раскрывает перед школой, учащимися огромное поле творческой деятельности, смелых поисков. Учебные мастерские призваны воспитывать у школьников навыки управления, умения быть не иждивенцами, а хозяевами.

Анализируя свое участие в трудовом коллективе, школьники сами отмечают как наиболее значимое для них следующее, "научились жить и работать в коллективе”, "уважать труд других”, "считаться с мнением товарищей”, "подчиняться воле коллектива”, "узнать цену труду”, "научиться хозяйничать, руководить, оценивать свой труд” и т. д.

Антон Семенович подчеркивал, необходимость единства трудового и нравственного воспитания, как важного условия, обеспечивающего воспитательный эффект трудовой деятельности. Таким образом, распространение идей А. С. Макаренко и внедрение их в практику воспитания молодежи в нашей стране наглядно свидетельствуют о дальнейшем развитии педагогической теории и практики, о ее растущей связи с жизнью нашего общества. Его теория действует в современной школе безотказно. Следует только учитывать важную мысль: брать у Макаренко надо не конкретный, готовый опыт, а идею опыта, идею его метода.

Рыночные отношения в нашей стране, переход общества в новое качественное состояние, темпы развития научнотехнического прогресса предъявляют высокие требования к трудовой и профессиональной подготовке. Исследования свидетельствуют, что в современных условиях большинству молодежи не хватает инструментальных знаний, практических навыков, позволяющих быть конкурентоспособными на рынке труда. Безусловно, в последние годы изменяются условия функционирования школ, предъявляются новые требования к образовательным учреждениям. Но гениальность педагогики Макаренко как раз в том, что она всегда современна, ибо не может быть несовременной жизненно-ориентированная педагогика, приоритетом которой является жизнь, законы развития личности в единстве с природой и обществом.

Хорошо организованное воспитание должно подготовить человека к трем главным ролям в жизни – гражданина, работника, семьянина. Спасибо за внимание!

present5.com

система А.С. Макаренко и современность

17 мая 2015 г. 20:24:36

Советский педагог и писатель Антон Семенович Макаренко признан одним из четырех выдающихся педагогов мира, наряду с Джоном Дьюи, Георгом Кершенштейнером и Марией Монтессори. Такой чести в 1988 году его удостоило ЮНЕСКО. Главная заслуга Макаренко – авторская методика воспитания, которая творила чудеса: в 20-е годы беспризорники и малолетние преступники не просто перевоспитывались, а становились выдающимися личностями. В чем был секрет Макаренко и применима ли она к современным детям?   

Коллектив

Основа методики Макаренко – воспитательный коллектив, в котором дети связаны общими дружескими, бытовыми, деловыми целями и это взаимодействие служит комфортной средой для развития личности. Звучит скучно и напоминает о пионерах, но попробуем разобраться, чем этот принцип интересен в наше время, ориентированное на развитие индивидуальности. 

Ощущение того, что ребенок является частью коллектива, учит его взаимодействию с другими детьми. Коллектив помогает ему адаптироваться в социуме, почувствовать себя его частью, принять новые социальные роли. Развитие взаимоотношений детей, конфликты и их разрешение, переплетение интересов и взаимоотношений стоят в центре системы Макаренко. При этом коллектив должен развиваться, ставить новые цели и поэтапно идти к ним, а каждый ребенок осознавать свой вклад в этот общий процесс. 

Такое воспитание, ориентированное на природные задатки, подготавливает ребенка к жизни в реальном мире, где он больше не будет исключительным и единственным, и ему понадобится завоевать свой статус. В итоге, ребенок морально готовится принимать взвешенные решения, осознавать свои силы и не бояться их применять, 

Кроме того, дети ориентированные не только на получение (популярное «мне все должны, а я никому ничего не должен»), но и на отдачу – будут испытывать взрослое чувство социальной ответственности. 

Самоуправление

По большому счету, система воспитания Макаренко самая демократичная. Выдающийся педагог выступал за создание комфортного психологического климата в коллективе, который даст каждому ребенку ощущение защищенности и свободного творческого развития. 

Так, например, никакой педагог не мог отменить решения собрания. Именно голосование детей определяло жизнь, досуг и труд  колл ектива . «Я принял решение, и я отвечаю», – это переживание ответственности за собственные поступки творило чудеса. Антон Семенович считал, что «каждый ребенок должен включаться в систему реальной ответственности и в роли командира, и в роли рядового».

Согласно Макаренко старший группы выбирался лишь на полгода и мог занимать пост единожды, соответственно каждый ребенок имел шанс попробовать себя в качестве руководителя. Там, где отсутствовала эта система, считал Макаренко, часто вырастают безвольные и не приспособленные к жизни люди.  

Макаренко был противником идеи того что школа – это лишь подготовительный этап, а дети – зародыши будущих личностей. Ведь сами они не рассматривают себя таким образом, а значит это естественно считать их полноправными гражданами, которые могут жить и работать по мере своих сил и заслуживают уважения. Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требования к нему. 

«Любовь нужна требовательная», – говорил он. Чем не лучшее лекарство от «избалованности»? 

Трудовое воспитание

Подходим к одной из самых щепетильных тем – Макаренко не представлял систему воспитания без участия в производительном труде (сделаем поправку на тяжелое время и полуразрушенную страну, когда подростки в любом случае работали). В его коммуне труд носил промышленный характер, и дети работали по 4 часа в сутки. Этот момент один из самых непростых в разрезе современного момента, ведь физический труд, увы, не в почете.

Но, говоря о необходимости труда в детстве, Макаренко считал, что воспитательным средством может быть такой труд, который организован с определенной целью. Когда поставлена цель и виден положительный результат, дети работают с интересом. И в тоже время труд без идущего рядом образования и воспитания – бесполезное сокращение мускулатуры.  

К слову о «макаренских» воспитанниках, участие в производственном труде сразу меняло социальный статус и самосознание подростков, превращая их во взрослых граждан со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. 

Учитель/воспитатель/родитель

« Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их… но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно не оглядывайтесь: они на вашей стороне. И наоборот, как бы вы ни были ласковы, занимательны в разговоре, добры и приветливы… если ваше дело сопровождается неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что вы своего дела не знаете… вы никогда ничего не заслужите, кроме презрения… ».

Эта цитата посвящена, в первую очередь, учителю и воспитателю, но и родителю в том, числе. Антон Семенович был одним из первых, кто заговорил о роли домашнего воспитания детей и о том, что родители – пример, который может вызывать как уважение, так и критику. Об этом и многом другом он писал в своей «Книге для родителей».  

Также Макаренко не раз подчеркивал, что учитель должен быть внимательным и искренним, потому как все мы знаем, дети лучше взрослых различают фальшь. И в этом случае категорически запрещен «шантаж», когда оказывая доверие ребенку, вы припоминаете ему прошлые огрехи. «Воспитанник чувствует, что педагог придумал свой фокус с доверием только для того, чтобы усилить контроль». 

Дисциплина

По Макаренко дисциплина – это не средство и не метод воспитания, а ее результат. То есть правильно воспитанный человек обладает дисциплиной как нравственной категорией. «Наша задача воспитывать правильные привычки, такие привычки, когда мы поступали бы правильно вовсе не потому, что сели и подумали, а потому, что иначе мы не можем, потому что мы так привыкли», – утверждал Макаренко. А он прекрасно понимал, что легко научить человека поступать правильно в присутствии других, а вот научить его поступать правильно, когда никто не видит – очень трудно и, тем не менее, ему это удавалось.

В наши дни применить методику Макаренко в чистом виде можно разве что на необитаемом острове, настолько изменились время и дети. Трудовые коммуны и воспитание коллектива звучат как атавизм, но если вдуматься – за этими словами стоят такие полезные вещи, как: социальная адаптация, ответственность, товарищество, любовь к труду, что вполне можно назвать современным «дефицитом». А значит, переосмыслив систему Макаренко, можно лучше понять причины его успеха и справиться с этим «дефицитом».

О.Сидорушкина

Источник: http://letidor.ru

dz-online.ru

Педагогическая деятельность и воспитательная система А.С.Макаренко.

Антон Семенович Макаренко (1888-1939) родился в г. Белополье. По окончании городского училища в г. Кременчуге и педагогических курсов он в 1905 году начал работать народным учителем двухклассного железнодорожного училища в посаде Крюково. В революционные 1905-1907 годы стало складываться марксистское мировоззрение Макаренко Большое влияние на Макаренко оказали произведения А. М. Горького. В 1914 году Макаренко, имея уже 10-летний стаж народного учителя, поступил для продолжения образования в Полтавский учительский институт, который окончил в 1917 году с золотой медалью. В 1917-18 учебном году он был назначен инспектором (заведующим) высшего начального училища в Крюково и с увлечением отдался педагогической деятельности. В 1920 году Полтавский губернский отдел народного образования поручил А. С. Макаренко организовать вблизи Полтавы колонию для несовершеннолетних правонарушителей и руководить ею. В течение 3-4 лет он создал образцовое воспитательное учреждение «Трудовую колонию имени А. М. Горького»; число ее воспитанников в 1926 году дошло до 120. С июня 1927 года Макаренко участвовал в организации детской трудовой коммуны имени Ф. Э. Дзержинского в поселке Новый Харьков, совмещая эту работу с деятельностью в колонии имени Горького. С конца 1928 года Макаренко ушел из колонии и в дальнейшем в течение нескольких лет отдавал все свои силы руководству трудовой коммуной имени Ф. Э. Дзержинского. В 1935 году А. С. Макаренко оставил работу в коммуне имени Дзержинского. Он был назначен заведующим учебно-воспитательной частью трудовых колоний Украины и переехал в Киев, а затем, поселившись в Москве, целиком занялся по совету А. М. Горького литературной деятельностью- обобщением педагогической деятельности в колонии имени А. М. Горького и коммуне имени Ф. Э. Дзержинского. В 1933-1935 годах была напечатана «Педагогическая поэма», в 1937 году появилась в печати «Книга для родителей»-художественно-педагогическое произведение, освещающее вопросы семейного воспитания. Основные положения системы педагогических взглядов А. С. Макаренко: Макаренко подверг острой критике буржуазную и мелкобуржуазную педагогику. Макаренко предостерегал" от сентиментального любования детьми. В обращении с детьми не нужно сентиментального заласкивания, поцелуев, объятий и т. п., но необходимо «чувство меры в любви и строгости, в ласке и суровости» В отношении к детям нужна «требовательная любовь»: чем больше уважения к человеку, тем больше требований к нему. Социалистический гуманизм, выраженный в этих словах и красной нитью проходящий через всю педагогическую систему Макаренко, является одним из ее основных принципов. Макаренко глубоко верит в творческие силы человека, в большие его возможности. С социалистическим гуманизмом у Макаренко тесно сочетается оптимизм- умение видеть в каждом воспитаннике положительные силы, «проектировать» в человеке лучшее, более сильное, более интересное.Он глубоко верил в творческие силы человека, был убежден, что правильно поставленным воспитанием можно пробудить и развить эти силы. Макаренко требовал, чтобы педагогическая теория строилась на обобщении практического опыта воспитания. Макаренко был сторонником систематического преподавания учебных предметов. Горячо выступал он против извращений в вопросе о трудовом воспитании. Макаренко протестовал против непроизводительной затраты мускульной энергии учащихся без связи с воспитательной работой. Мы должны воспитать преданных социалистической Родине патриотов, образованных людей, квалифицированных работников, людей, обладающих чувством долга и чести, сознающих свое достоинство, имеющих организационные навыки, дисциплинированных, стойких, бодрых и жизнерадостных.

Умея видеть в каждом человеке его особенности, индивидуальность, Макаренко вместе с тем считал, что личность человека нельзя мыслить вне общества, отдельно от общества. Он рассматривал личность и общество в их диалектическом единстве. Макаренко исключительно большое место в своей педагогической системе уделил проблеме воспитания в коллективе и через коллектив. Воспитание в коллективе и через коллектив-это центральная идея его педагогической системы, красной нитью проходящая через всю педагогическую деятельность и все его педагогические высказывания. Под коллективом Макаренко понимал не случайное скопление людей, а объединение их для достижения общих целей в общем труде-объединение, отличающееся определенной системой полномочий и ответственности, определенным соотношением и взаимозависимостью отдельных своих частей «Только создав единый школьный коллектив, можно разбудить в детском сознании могущественную силу общественного мнения как регулирующего и дисциплинирующего воспитательного фактора»,- писал Макаренко в статье «Проблемы воспитания в советской школе» Макаренко считал, что воздействовать на отдельную личность можно, действуя на коллектив, членом которого является эта личность. Это положение он называл «принципом параллельного действия». В этом принципе реализуется требование коллектива «все за одного, один за всех». «Принцип параллельного действия» не исключает, -однако, применения «принципа индивидуального действия» -прямого, непосредственного воздействия педагога на отдельного воспитанника. Коллектив всегда должен жить напряженной жизнью, стремлением к определенной цели. В соответствии с этим Макаренко впервые в педагогике выдвинул и разработал важный принцип, который он назвал «системой перспективных линий». «Воспитать человека-значит воспитать у него перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость…» писал Макаренко в «Педагогической поэме». Развитие детского коллектива, по Макаренко, должно происходить постоянно. Педагог должен уметь увлечь весь коллектив воспитанников и каждого из его участников определенной целью, достижение которой, требующее усилий, труда, борьбы, дает глубокое удовлетворение. Искусство педагога заключается в том, чтобы сочетать свое руководство, свои педагогические требования с большими реальными правами коллектива. Макаренко отводил важную роль в жизни коллектива игре. В детском возрасте игра имеет большое значение, и ребенок, писал Макаренко, должен играть, «надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь Необходимым фактором воспитания в педагогической системе Макаренко является труд. Макаренко правильно считал, что трудолюбие и способность к труду не даны ребенку от природы, а воспитываются в нем. В процессе трудовой деятельности детей, говорит Макаренко, надо развивать их умение ориентироваться, планировать работу, бережно относиться ко времени, к орудиям производства и к материалам, добиваться высокого качества работы. Во избежание ранней и узкой специализации следует переключать детей с одного вида труда на другой, дать им возможность получить среднее образование и в то же время овладеть рабочими профессиями, а также навыками по организации и управлению производством. Он советует давать детям даже младшего возраста не разовые поручения, а постоянные задания, рассчитанные на месяцы и даже годы, с тем чтобы дети длительное время несли ответственность за порученную им работу. Каждый член коллектива обязан сознавать и чувствовать свой долг перед коллективом, начиная с первичного коллектива и кончая социалистической Родиной. Он должен обладать чувством чести, гордиться своим коллективом, своей великой Родиной, быть дисциплинированным, так как без дисциплины не может быть крепкого коллектива.Макаренко тесно связывает вопрос о дисциплине с воспитанием воли, мужества, твердого характера. Рассматривая дисциплину как результат воспитания, Макаренко различает понятия «дисциплина» и «режим», указывая, что режим является важным средством воспитания. Дети должны научиться сдерживать себя, режим должен быть глубоко продуманным, устойчивым, должен всеми строго соблюдаться. Макаренко указывал, что, применяя наказания, можно воспитать и раба или запуганного, дряблого человека и свободную, полную человеческого достоинства сильную личность. Все дело в том, какие наказания и как применять. Телесные наказания, конечно, недопустимы. В отношении прочих наказаний Макаренко требовал, чтобы они были продуманными, не назначались сгоряча и бессистемно, чтобы они имели индивидуализированный характер, соответствовали бы проступку, не были частыми. Главнейшим условием семейного воспитания Макаренко считал наличие полной семьи, крепкого коллектива, где отец и мать живут дружно между собой и с детьми, где царствуют любовь и взаимное уважение, где имеет место четкий режим и трудовая деятельность. Он требовал, чтобы родители честно и разумно руководили своими детьми, сознавали свою ответственность перед обществом за их воспитание. Именно здесь, в условиях семейной хозяйственной деятельности, у детей воспитываются коллективизм, честность, заботливость, бережливость, ответственность, способность ориентировки и оперативность. Придал значение сказки для детей раннего возраста, руководство детским чтением, посещение детьми театра, кино и т. п. Большое место в жизни детей он отводил эстетическому воспитанию. Феномен Макаренко и современная школа и педагогика Макаренко – автор воспитательной педагогики, создал педагогику параллельного действия – педагогический феномен , смысл которого состоит в идее единства воспитания и жизни. Макаренко доказал, что коллективная организация жизни и деятельности – это самый эффективный метод воспитания личности. Главная заслуга Макаренко в том, что он круто повернул педагогическую мысль и практику в русло воспитательной педагогики и «школы жизни». Макаренко верил в возможности полноценного развития каждого ребёнка.

Феномен Макаренко парадоксален и интересен уже только тем, что на всём протяжении XX века в мировой педагогике не было имени более известного, но при этом не было ни одного достойного повторении его опыта. На дворе уже XXI век, а Макаренко остаётся непревзойдённым мастером «производства настоящих людей» В современной педагогике произошло переосмысление ценностей, появились и альтернативные взгляды на систему Макаренко

cyberpedia.su