Методика «Цель – Средство – Результат» (ЦСР) А.А. Карманова. Цель результат


Цель, Действие, Результат

Удивительно, ежедневно встречаю людей, которые не понимают простой формулы успеха: цель, действие, результат. Используя эту простую формулу во всех делах успех будет неизменно с вами. Но люди больше верят в чудеса чем в себя, поэтому и результата достигают единицы. Подавляющее большинство плывёт по течению, не задумываясь о реальных действиях.

Формулируем цель

Один из моих любимых вопросов на собеседовании – расскажите какие цели вы себе ставили за прошедший год? На этот простой для меня вопрос подавляющее большинство людей не может сходу ответить. Это происходит потому что нет четко сформулированной цели, даже на такой небольшой отрезок времени как год, если спросить про 2 года, 5 лет, 10 лет то будет вообще караул.

Для того чтобы чего-то достигнуть, для начала необходимо сформулировать что вы хотите получить и к какому сроку вы хотите это сделать. О том, как правильно ставить цели можно прочитать в статье постановка цели по SMART. Важно уметь разделять цели от ваших желаний, ожиданий и фантазий. Многие намного чаще мечтают, чем ставят цели. Если цель не выставлена результат будет абсолютно непредсказуемым.

После того как вы сформулировали цель, нужно переходить к этапу планирования. В нашу концепцию он не вошёл, но упомянуть о нём стоит. Очень важно спланировать свои ресурсы и действия, продумать запасной план действий. Без планирования, приступать к действиям не имеет смысла.

Процессники и Результатники

Хочется отдельно сказать о том, как люди относятся к выполнению задач. Все делятся на две категории — процессники и результатники. Первые глубоко погружаются в процесс, вторые работают исключительно на достижении результата. Это абсолютно разное мировоззрение людей, оно может меняться с годами. И те, и другие могут приносить пользу. Процессники хорошо справляются с рутинными и однообразными задачами, поскольку они готовы выполнять работу, достигая всё время одинакового результата. Результатники достигнув цель, ставят себе новую, достижение того что уже достигнуто не так интересно.

Результатник, готов менять свои действия для достижения результата. Ярким примером являются учёные, некоторые никому не известные пишут много книг, строя гипотезы и обсуждая проблемы. Другие же экспериментируя и пробуя различные действия добиваются успеха. Короче говоря, если хотите достигать результата не окунайтесь с головой в процесс, больше оценивайте результат ваших действий и вносите коррективы.

Действуй

У процессника часто в голове куча идей, но до их реализации доходит редко. Сложно однозначно сказать, что заставляет человека действовать, возможно мотивация, возможно смелость, может быть сила воли, а может всё вместе понемногу. Суть в том, что некоторые люди говорят, а некоторые делают. Есть древняя китайская пословица, которую можно перевести как: если не знаешь, что делать, сделай шаг. Помните сколько попыток сделал Томас Эдисон, изобретая нить накаливания для лампочки. Это и есть действие в чистом виде. До Эдисона было множество ученых писавших научные трактаты и рассуждающих о причинах различных явлений. Таких учёных большинство, но только те немногие, которые начинают делать, достигают успеха и вписывают своё имя в историю.

Причинно-следственная связь

Так же важно уметь устанавливать причинно-следственную связь, если ваши действия не приводят к результату, меняйте действия или подход к их выполнению. К сожалению, чаще люди бросают начатое дело считая цель не достижимой. Ещё хуже, когда человек не бросает безрезультатное занятие, а лишь причитает о его тяжести и бессмысленности, это называется Сизифов труд. Для того чтобы научиться устанавливать причинно-следственную связь рекомендую прочитать статьи цикл менеджмента и цикл Деминга.

Результат

Если на предыдущих этапах всё сделано верно, достижение планируемого результата, это дело времени. Важно понимать, что отсутствие результата – это тоже результат! К результату всегда приводят ваши действия и ничто кроме них. Поэтому, когда перед вами стоит задача повлиять на себя или не своего подчиненного, вам необходимо детально разобрать какие действия приводят к какому результату. Хотите поменять результат, меняйте действия. Нет ничего проще и одновременно сложнее в жизни.

Внешняя среда

Отдельно хочется затронуть тему внешней среды. Внешняя среда – это то что нас окружает, к ней можно отнести людей вокруг нас, законы, право, государство. На внешнюю среду влиять очень непросто, хотя нет ничего невозможного. С одной стороны, вы не в силах повлиять на УКРФ, но вы в силах поменять государство, в котором вы живёте.

К сожалению, очень часто люди во всех своих провалах и неудачах обвиняют внешнюю среду. Президент не тот, правительство плохое, кризис в стране, конкуренты сильные и т.п. Это очень простой способ снять с себя ответственность за происходящее и тупо ждать чуда. Такая жизненная позиция противоречит концепции: цель, действие, результат. Стоит отметить что к любой внешней среде люди адаптируются и достигают успеха, это описано ещё Дарвином в теории естественного отбора. Помните, что всегда выживает сильнейший.

 

worldsellers.ru

2. Цель и результат | Сайт Ома

        Скажете цель и результат – одно и то же? Все есть одно: На плоскости цель и результат тоже одно. Но цель это поле абстрактных возможностей ситуации, а результат – поле конкретного проявления этой ситуации,

        или: цель – неопределённа (в будущем), результат определен (в настоящем и прошлом).

        или: результат есть воспоминание (опыт, память) достижения цели, цель есть воображение достижения результата.

        Если цель - попасть в мишень, то результат есть попадание или непопадание. Людям некогда понять это, поэтому они произвольным образом разделяют понятия результат и цель.  Цель и результат, проецируясь на плоскость линейного мышления, становятся чуть ли не тождеством.

        Поэтому напомню: не путайте цель и результат. Цель есть то, к чему необходимо направляться для достижения результата. Результат есть то, что происходит при достигании цели.

        Цель и результат – две крайние точки, между которыми – Путь. Например, лень и скука есть следствие отсутствия интереса к жизни, вызванного стремлением к результату, а не к цели. Поэтому то люди и не видят Пути, потому что для них его и нет, ведь старт и финиш – в одном месте пространства их мирка.

        Цель – функция Осознания, результат – функция взаимодействия Осознания с эманациями Мира.

        Непривязанность к результату действий есть условие Воина. Действие без надежды на результат при безупречном подходе.

        Плоскость конкретного проявления во многом является базовой для Воина. Цель и результат в плоскости конкретного проявления  совпадают при корректной постановке цели и осуществлении «правильных» действий «правильными» средствами.

        Цель реально существует, но для человека плоскости, она существует именно в воображении. Хочу обратить внимание, что следствие делания и есть вышеупомянутый результат, следствие неделания – всегда Осознание. Еще так: Цель есть Осознание, затем идут делание и результат, затем обретение ЛС, замыкающее круг Осознания. Видите, искомый всеми Результат является аспектом второго пункта данного процесса, и, как и говорилось, не совпадает с Целью. Результат это частная производная Цели по dмирок.

        Работает следующее правило: чтобы достичь чего-либо, нужно делать это. Например, чтобы научиться быстро ходить, нужно быстро ходить. Из-за кажущейся очевидности, этот факт автоматически относится людьми к разряду «само собой разумеющегося». Автоматически любая Цель приравнивается к результату и подход человека коллапсирует в ничто. Потому люди не могут получить результатов, так как не видят цели. Стрельба с завязанными глазами. Мало кто станет отрицать, что видение мишени существенно увеличивает вероятность попадания. Однако не весь мир «виден очами», отрицание этого факта ставит Вас в нехорошее «положение». Автоматически перенося упрощенное правило на жизнь, мы, либо отрицаем возможности (фанатики), либо веруем в непроходимую сложность мира (набожные и дураки).

        Вот менее очевидный пример того же правила: чтобы получить деньги для получения свободного времени, нам необходимо затратить время и деньги на организацию и эксплуатацию бизнеса. Чтобы получить, нужно вложить. В данном случае мы имеем дело с парадоксом. Парадокс всегда возникает в результате смешения уровней, поэтому с точки зрения универсального подхода, решить его легко: это просто пошаговое приближение к цели. Обычно оно осуществляется по спирали. На разных шагах мы имеем исключающие цель результаты (чтобы получить деньги, необходимо отдать деньги и т.д.).

        Таким образом, правило «цель есть результат» работает в рамках одной ступени, одного шага. Рассматривая цель, достигаемую поэтапно, необходимо ввести понятия промежуточного результата и задачи. Задача это цель одного шага. Промежуточный результат это результат одного шага. Все, что сказано выше, приведено для конечных целей и результатов.

        В случае бесконечной, абстрактной Цели все несколько сложнее. Абстрактная цель не должна и не может быть выражена словами. И ввиду сложности и взаимосвязанности элементов наших внутренних систем достигает многих результатов на каждом уровне, внутри каждого уровня и т.д. Чтобы сделать что-либо, необходимо направлять намерение таким образом, чтобы процесс намеревания, содержал искомый результат в виде частных решений.

        Послушайте теперь сказку. Случается всякому челу узнать, что прямо у его ног начинается почти невидимая тропа, полузаросшая, которую можно только ногами нащупать да наитием. Однако он возвращается и начинает искать готовую карту для своего похода. Ищет - не находит, иногда даже находит, но потом забывает, зачем она ему была нужна. Даже смешно ему становится от того, что он когда-то хотел куда-то пойти по той тропе.

        А те, кто просто пошел, конечно, мучались, падали, разбивались в кровь, наступали на змей, некоторые даже прокляли себя за решение идти, и кое-кто даже повернул назад.

        Но те, чей интерес был сильнее испытаний, выбрались из кушаров и болот на высокогорье. Это ничего им не дало с точки зрения тех, кто остался внизу. Просто они научились ценить обе стороны жизни: грязь и красоту. Они поняли, что без грязи красоты не бывает,  поняли, что всё равно, когда любишь. Это и была абстрактная цель их похода. Ну и конечно еще черники с малиной поели вдоволь, не без этого.

        Это был отсев нетерпеливых, главная забота которых – уберечь себя от забот.

  • 8362 просмотра
  • +0/-0

 

 

omway.org

Постановка цели и её осуществление. Цель — действие — результат. — dolgo-jv.ru

  Формула достижения чего-либо всегда выглядит как "цель - действие - результат".  Цель может обозначаться словом „иметь“. Например,  "иметь красивое тело", "иметь крепкое здоровье", "иметь долгую интересную жизнь" и т.д.

Цель важна как  осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие, а действие - это активность, направленная на достижение осознаваемой цели.

Как только мы выяснили чего же мы хотим, отчетливо представив свою цель, необходимо определить пути и способы достижения нашей цели, а затем начинать проявлять активность для ее достижения.

Казалось бы, что должен делать человек, поставивший перед собой цель иметь красивое тело? Начать правильно питаться и заниматься спортом. Но этого недостаточно. Почему-то часто, люди, начав что-то делать, быстро возвращаются к своему прежнему рациону питания и лежанию на диване, вместо целенаправленных действий. Это  пример того, как человек пытался „казаться“, пытался  делать, вместо того, чтобы „быть“. Люди уделяют внимание только тому, что нужно делать, вместо того, чтобы сосредоточиться на том, кем они должны быть. Не образ жизни и образ питания вами руководят! Это вы руководите ими! Все дело в том, кем вы хотите стать, придерживаясь этого образа питания и этого образа жизни! Поэтому в первую очередь следует начать с перестройки своего мышления.

Многие думают, что сидение на диете сделает их стройными, здоровыми и счастливыми. Тем самым снимая с себя ответственность за происходящее и перекладывая ее на диету. Если не помогло - значит диета плохая! Плохо то, что появляется  ложное убеждение: будто человек что-то делал. Не надо сидеть на диете, - надо двигаться!

Ничего не изменится, если не изменятся ваши мысли!

Покупка нового спортивного инвентаря или абонемента в спортзал не сделают вас ни  хорошим спортсменом ни здоровым человеком. Одно только выполнение некоторых процедур не гарантирует  успеха. Вы всегда будет терпеть неудачу, вне зависимости  от того, какие  купили кроссовки или на какой диете посидели в очередной раз.

Стесняться, бояться и мечтать можно сколь угодно. Нужны целенаправленные и осознанные действия! Действие - лучшее лекарство от лени, страхов и комплексов.  А успешное действие  -  это  отличный мотиватор!

Поэтому очень важно научиться во-первых ставить перед собой цели. Во-вторых, от вас потребуется упорство, чтобы неуклонно идти к их осуществлению. И только в третьих, тогда вы будете все это иметь. Для этого нужно развиваться, работать над собой и менять свой менталитет. Много людей хотят изменить мир, но не желают изменить себя. Многие хотят казаться теми, кем они на самом деле не являются.

Если вы мыслите категориями ленивого, безответственного и больного человека, вы никогда не станете по настоящему здоровыми.

В любой деятельности должна присутствовать цепочка:  цель - действие  - результат. Если нет цели, то действия будут носить хаотичный характер, - хватаемся то за одно, то за другое, и получаем результат, совсем не тот, который хотели.

Если из цепочки убрать действие, то, поставив цель, мы не будем производить никаких действий для ее достижения. Это удел мечтателей. В этом случае результат просто не может наступить.

А что будет если убрать результат? Если у нас есть цель и мы совершаем действия для ее достижения, то результат не может не наступить, вне зависимости от того, ждем мы его или нет. Происходит переход количества действия в качество. Если мы совершаем определенное количество поступательных движений для осуществления нашей цели, обязательно произойдет преобразование этого количества в качественный результат. Скорость наступления и качество результата, напрямую зависит от эффективности действий.

Так уж устроены люди в большинстве своем, что  всегда выбирают то, что проще.

Конечно, проще мечтать, чем предпринимать усилия. Поэтому у многих есть понимание, но отсутствует результат.

Очень важно кем вы являетесь, а не кем вы стараетесь казаться. Какие у вас установки. Как вы думаете и какие вы в душе. К чему стремитесь и какими хотите стать.

Сбросить вес можно и без физических упражнений, без двигательной активности. Только путем ограничения калорийности питания и уменьшения объема съедаемых порций. Вес уменьшится. И внешне ваша фигура может выглядеть довольно стройной. Но поможет ли это вам стать по настоящему здоровым человеком? Здоровье зависит не только от нормального веса.  хотя нормализация веса  чрезвычайно важна. Физическое здоровье и  психологический комфорт и, как следствие,  общее благополучие зависят от создаваемого вами самими комплекса составляющих здоровья, которые я обозначаю как образ жизни, образ мыслей и образ питания.

Очень важно «каким быть», кем являться на самом деле, для того, чтобы быть здоровым.  В первую очередь это касается укрепления ваших мыслей («кем быть»), чтобы вы могли совершать действия («что делать»), которые дадут вам возможность стать здоровым и поддерживать здоровье на протяжении долгих лет. («иметь»). Прежде всего важна ваша цель! Вы должны хотеть добиться желаемого результата и не сомневаться в его достижении.

Цепочка "цель - действие - результат"  включается в работу глаголами   "быть", "делать", "иметь".

Рекомендую также прочесть:

Аутофагия - механизм увеличивающий продолжительность жизни Алкоголь повреждает ДНК и увеличивает риск ракаЧем опасен высокий гомоцистеин?Витамин Д. Научно обоснованные преимущества для здоровьяВитамин К увеличивает продолжительность жизни человека Влияние конечных продуктов гликирования и сахара на ускоренное старениеХондропротекторы - деньги на ветерФизическая активность необходима для умственного здоровьяСредиземноморская диета - модель здорового питанияРоль магния в организмеРоль микробиома в поддержании здоровья человека Профилактика и лечение инфекций мочевыводящих путейПрофилактика и лечение гриппа 

 

dolgo-jv.ru

Цель — процесс или результат

Дата публикации 11 июля 2013. Опубликовано в Успех

Многие учат ставить конкретные цели, привязанные к определенной дате, которые можно измерять и так далее (всем известный SMART). Я и сам долго ставил подобные цели. При таком подходе человек ориентируется на результат выполнения поставленной цели, а сам процесс достижения цели упускается. Да и не совсем ясно, что делать с этой целью потом, после ее достижения. Ограничивая цель конкретным результатом, привязанным ко времени, мы тем самым ограничиваем длительность радости, которое мы испытаем при достижении цели.

Что будет если ставить цель, ориентируясь на больше процесс достижения, чем на результат?

Попробую продемонстрировать разницу между постановкой «цели-результата» и «цели-процесса».

Пару примеров различной постановки целей:

Пример первый:

Цель — заработать 10 000 долларов. А что после этого? Можно ли снова зарабатывать меньше, либо нужно ставить цель заработать больше? Допустим, 15 000 долларов. Во втором случае мы снова попадаем в ловушку «что же дальше» и снова оказываемся на карусели в погоне за новым значением одной и той же цели.

Как можно сформулировать эту цель по-другому? Хочу жить в достатке, хочу ни в чем себе не отказывать, хочу, чтобы доход увеличивался на 15% в месяц. Вопросов нет, эта цель не конкретна и вряд ли пройдет проверку СМАРТом, но зато становиться ясно — что с этим делать потом. Быть богатым — не значит заработать определенную сумму денег. Это значит иметь достаток и сбережения, которые постоянно растут и множатся.

Люди, ставя цель заработать какое-то количество денег или купить квартиру или машину, думают, что они станут богатыми. Но это вовсе не так. Люди после достижения таких целей не становятся богатыми, а те кто все же зарабатывают сумму своей мечты не могут понять, почему они не получили ожидаемого счастья и что им делать дальше.

Второй пример:

Цель — бросить курить (вот так и я несколько раз бросал). Предположим, нам это удалось. Мы бросили курить. А что потом? Можно ли снова начинать курить после того как вы уже бросили несколько месяцев назад? То же самое... цель ясна, но не ясно, что делать после. Именно поэтому многие начинают курить спустя какое-то время.

Третий пример:

Хочу похудеть на 15 килограмм. Отлично. А что после того как мы достигли этой цели и вычеркнули ее из списка достижений? Можно ли снова есть после шести, и ходить в свои любимые рестораны и есть там по три стейка, запивая все это холодным пивом?

Обратите внимание, ставя такие цели многие люди их не добиваются. А те, кто достигают подобной цели со временем снова возвращаются к тому с чего начинали, и все начинается с начала.

Подход к постановке цели как процесса: хочу вести здоровую жизнь, не иметь лишнего веса. Становится понятно, что это цель, которая не завершаемая. А значит целью становится не какой-либо результат, а процесс.

Несомненно, достижение цели приносит счастье. Если ставить цель как результат — мы получим счастье, когда получим результат, и утратим его, когда этот результат уйдет в архив.

Если относится к цели как к процессу, то пока мы будет этим заниматься, мы будем счастливы. Мысль должна быть ясна.

Александр, www.vitamarg.com

www.vitamarg.com

Тест "Цель - средство - результат"

Автор методики А. А. Карманов. Методика предназначена для определения личностных свойств индивида, связанных с любой деятельностью человека. Как добиться цели?

Структура данной деятельности основана на трех компонентах: Цель — это то желаемое, к которому стремится индивид. Средство представляет собой ресурс, с помощью которого человек будет достигать своей цели. И в итоге получение своего результата.

Обработка результатов. Ключ:

1. С+ 2. С+ 3. Л- 4. Л+ 5. Ц+ 6. Ц+ 7. Л+ 8. Ц-9. С+ 10. Р+ 11. Р+ 12. Р- 13. Р- 14. Ц+ 15. Р- 16. Ц-17. Ц+ 18. Л+ 19. С+ 20. Р- 21. С- 22. С- 23. Р- 24. Ц+25. С+ 26. Ц- 27. С- 28. Р- 29. Ц+ 30. Л- 31. С+ 32. Р+

Сначала подсчитываются следующие показатели:

  • Цсовп — количество совпадений по шкале «Цель» (например, положительный ответ на 5 утверждение считается совпадением по шкале «Цель»),
  • Цнесовп — количество несовпадений по шкале «Цель» (например, положительный ответ на 8 утверждение считается несовпадением по шкале «Цель»),
  • Ссовп — количество совпадений по шкале «Средство»,
  • Снесовп — количество несовпадений по шкале «Средство»,
  • Рсовп — количество совпадений по шкале «Результат»,
  • Рнесовп — количество несовпадений по шкале «Ре
  • зультат»,
  • Лсовп — количество совпадений по шкале «Ложь»,Лнесовп — количество несовпадений по шкале «Ложь».

Окончательные баллы получают по следующим формулам:Ц = Цсовп — Цнесовп (шкала «Цель»)С = Ссовп — Снесовп (шкала «Средство»)Р = Рсовп — Рнесовп (шкала «Результат»)Л = Лсовп — Лнесовп (шкала «Ложь»)

Недостоверными признаются результаты в случает 5 и более пропущенных утверждений, а также если Шкала «Л» больше 0.

 

Интерпретация и описание результатов:

Цель

от –9 до –5 баллов. Состояние, выражающееся в невозможности ставить перед собой конструктивные цели. Вместо того, чтобы ставить реальные цели деятельности, достигать весомых результатов, человек ограничивается постановкой либо «микро целей», ограниченных текущей ситуацией, либо же фиксируется на постановке глобальных целей. Одним из выражений последнего является поиск так называемого «смысла жизни». Психологическая установка на успех

от –4 до +4 баллов. Становящиеся цели не всегда обоснованы, неустойчивы. Не все разумные действия целесообразны, иногда склонен к пустому времяпрепровождению. В случае затруднения с выбором цели легко пользуется подсказкой извне, готов принять цель извне. Чтобы подготовить себя к выполнению какой-либо деятельности – всегда требуется определенная сила воли, чтобы «собраться».

от +5 до +9 баллов. Оптимальный результат. Человек ставит перед собой реальные цели, настроен на их достижение. Практически все, что делает испытуемый он может объяснить с точки зрения целесообразности. Не склонен к пустому времяпрепровождению. Решительность связана с легкостью образования целей, не мнительностью. Чем отличается мечта от цели?

Средство

от –9 до –2 балла. Человек испытывает хронический недостаток средств достижения поставленных целей. Типичные проявления ограниченности в выборе средств: низкий энергетический потенциал сильная зависимость от ситуации, от других людей (в первую очередь от их мнения), внушаемость, обилие психологических комплексов, которые в том числе мешают использовать на 100% внутренний потенциал.

от –1 до +2 баллов. Испытуемый периодически встречается с трудностями в выборе средств (речь идет о психологических барьерах). Причиной такой скованности часто бывает отсутствие конструктивной, достигаемой цели. Также одним из факторов подобного поведения является комплекс причин, который можно назвать «страхом самовыражения». В установках человека преобладают «энергосберегающие мотивы». Недостаточно спонтанное поведение.

от +3 до +6 баллов. Оптимальный результат. Человек достаточно свободен в выборе средств, его поведение настолько спонтанно, насколько этого требует ситуация. Достаточно хороший энергетический потенциал. Не агрессивен, но и не конформен. Поведение не вызывающее, но и не блокируется комплексами, мнительностью, негативизмом.

от +7 до +9 баллов. Поведение излишне спонтанно. Не ищет помощи от окружающих, предпочитает ими верховодить. В своих действиях испытуемый не только не обращает внимание на имеющиеся стандарты поведения, но часто действует вопреки им. Повышенная агрессивность, проявляющаяся как в открытых формах, так и скрытая. От чего зависит счастье?

Результат

от –9 до –5 баллов. Человек склонен переоценивать результат своей деятельности. Удача вызывает приступы сильного веселья, неудачи провоцируют неадекватное горе. Даже ничтожные события способны вызвать настоящее потрясение. Личностный рост испытуемого непредсказуем, во многом случаен. Как правило, повышенная тревожность. Интерес к своему внутреннему миру.

от –4 до +4 баллов. Оптимальный результат. Как правило, испытуемый довольно трезво оценивает результаты своей деятельности. Он не переоценивает, но и не недооценивает итоги. В оценках других людей, событий довольно беспристрастен. Личностный рост нормально динамичен.

от +5 до +9 баллов. Человек склонен недооценивать результаты своей деятельности. В оценках поведения других людей преобладает оттенок критиканства, неодобрения. Испытуемый неоднократно повторяет одну и ту же фразу, совершает одно и то же действие. Редко испытывает сильные эмоции, даже самые эффектные результаты не вызывают яркого удовольствия или же огорчения.

 

Инструкция:

«В опроснике содержится несколько десятков утверждений, касающихся вашего характера, поведения. Прочтите каждое утверждение и решите, верно оно или нет. Если вы решили, что данное утверждение верно, поставьте плюс  рядом с номером, соответствующим номеру утверждения. Если утверждение по отношению к вам неверно, поставьте минус. Если утверждение по отношению к вам бывает верно или неверно в разные периоды вашей жизни, выбирайте решение так, как это правильно в настоящее время. Если Вы затрудняетесь однозначно ответить на какой-либо вопрос, то можете не ставить никакой знак. Однако учтите, что если пропустите 5 и более утверждений, то результат буден признан недостоверным».

Текст опросника

1. Я активный человек2. Иногда я прихожу в сильное возбуждение3. Бывает так, что я чем-нибудь раздражен4. Я всегда ем то, что мне подают5. Чтобы добиться чего-то в жизни — надо уметь ставить перед собой цели6. Я бы сравнил себя с хорошо настроенным музыкальным инструментом7. Я всегда делаю так, как мне говорят8. Иногда я задумываюсь о смысле жизни9. Не люблю, когда мне подсказывают, как надо делать10. Я могу объяснить поступки каждого человека11. Часто мои близкие меня не слушают, и мне приходится повторять одну фразу несколько раз, пока наконец меня не услышат12. Часто со мной случаются странные вещи13. Обычно я не могу однозначно сказать про кого-то, хороший он человек или нет14. Я предпочитаю ставить перед собой цели не очень сложные, но и не очень простые15. Со мной часто происходят вещи, которые я не могу объяснить16. Когда остаюсь один, я много размышляю17. Я скучаю редко18. Мне можно доверить любую тайну19. В любой ситуации можно найти выход20. Вид заходящего солнца вызывает у меня вдохновение21. Проходя мимо лежащего мяча, у меня возникает желание пнуть его22. Когда волнуюсь, то чаще я краснею, чем бледнею23. Хорошая музыка меня воодушевляет24. Цели перед собой предпочитаю ставить сам25. Вид неприятного мне человека вызывает у меня желание его побить или нанести ему какой-нибудь другой ущерб26. Все, что мне дорого, одинаково ценно для меня27. Когда я что-то делаю, то охотно выслушиваю любые советы28. Удачно законченное дело вызывает у меня прилив хорошего настроения29. Принимая решение, я взвешиваю все «за» и «против»30. Иногда бывает, что я говорю о ком-то плохо31. У меня характер скорее «нападающего», чем «защитника»32. Стабильность лучше непредсказуемости

ИсточникиМалкина-Пых И. Г. Психосоматика: Справочник практического психолога. — М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 992 с. (. — С. 126 — 131)

psylive.com.ua

«Цель – Средство – Результат» А.А. Карманов (ЦСР)

Методика «Цель – Средство – Результат» (ЦСР) А.А. Карманова

Данный опросник, предложенный А.А. Кармановым, рассчитан на исследование особенностей структуры деятельности. В основу его положен общенаучный базис Цель – Средство – Результат, отражающий основные черты любой деятельности. Согласно этой парадигме любую деятельность можно рассматривать как состоящую из трех компонент (обычно чередующихся последовательно):

  • в начале любой деятельности человек, синтезируя большое количество информации, вырабатывает Цель деятельности, т.е. начинает представлять более или менее ясную картину желаемого будущего, то конечное состояние в которое он хочет привести ситуацию и себя;
  • далее в ход вступают средство, т.е. тот ресурс, который человек готов истратить на достижение цели;
  • итогом любой деятельности является актуализация результата - того итога, которого достиг человек. Как разные люди, так и один человек в разные периоды своей жизни обладают неодинаковыми параметрами своей деятельности. Данная методика предназначена для определения личностных свойств индивида, связанных с деятельностью, за период 1-2 месяца перед проведением теста. Иными словами, по результатам опросника ЦСР нельзя судить о том, обладал или нет обследованный тем или иным качествам в более ранний период (например, за полгода до проведения теста). Опросник рекомендуется применять, начиная с подросткового возраста. Допустима групповая форма работы.

    Инструкция. В опроснике содержится несколько десятков утверждений, касающихся вашего характера, поведения. К опроснику приложен бланк ответов. Номер на бланке ответа соответствует номеру утверждения. Прочтите каждое утверждение и решите, верно оно или нет. Если вы решили, что данное утверждение верно, поставьте плюс на бланке ответов рядом с номером, соответствующим номеру утверждения. Если утверждение по отношению к вам неверно, поставьте минус. Если утверждение по отношению к вам бывает верно или неверно в разные периоды вашей жизни, выбирайте решение так, как это правильно в настоящее время. Если Вы затрудняетесь однозначно ответить на какой-либо вопрос, то можете не ставить никакой знак. Однако учтите, что если пропустите 5 и более утверждений, то результат буден признан недостоверным.

    Опросник
    1. Я активный человек
    2. Иногда я прихожу в сильное возбуждение
    3. Бывает так, что я чем-нибудь раздражен
    4. Я всегда ем то, что мне подают
    5. Чтобы добиться чего-то в жизни – надо уметь ставить перед собой цели
    6. Я бы сравнил себя с хорошо настроенным музыкальным инструментом
    7. Я всегда делаю так, как мне говорят
    8. Иногда я задумываюсь о смысле жизни
    9. Не люблю, когда мне подсказывают, как надо делать
    10. Я могу объяснить поступки каждого человека
    11. Часто мои близкие меня не слушают, и мне приходится повторять одну фразу несколько раз, пока, наконец, меня не услышат
    12. Часто со мной случаются странные вещи
    13. Обычно я не могу однозначно сказать про кого-то, хороший он человек или нет
    14. Я предпочитаю ставить перед собой цели не очень сложные, но и не очень простые
    15. Со мной часто происходят вещи, которые я не могу объяснить
    16. Когда остаюсь один, я много размышляю
    17. Я скучаю редко
    18. Мне можно доверить любую тайну
    19. В любой ситуации можно найти выход
    20. Вид заходящего солнца вызывает у меня вдохновение
    21. Проходя мимо лежащего мяча, у меня возникает желание пнуть его
    22. Когда волнуюсь, то чаще я краснею, чем бледнею
    23. Хорошая музыка меня воодушевляет
    24. Цели перед собой предпочитаю ставить сам
    25. Вид неприятного мне человека вызывает у меня желание его побить или нанести ему какой-нибудь другой ущерб
    26. Все, что мне дорого, одинаково ценно для меня
    27. Когда я что-то делаю, то охотно выслушиваю любые советы
    28. Удачно законченное дело вызывает у меня прилив хорошего настроения
    29. Принимая решение, я взвешиваю все «за» и «против»
    30. Иногда бывает, что я говорю о ком-то плохо
    31. У меня характер скорее «нападающего», чем «защитника»
    32. Стабильность лучше непредсказуемости
    Обработка результатов и интерпретация

    Ключ для обработки результатов

    1. С+2. С+3. Л–4. Л+5. Ц+6. Ц+7. Л+8. Ц–
    9. С+10. Р+11. Р+12. Р–13. Р–14. Ц+15. Р–16. Ц–
    17. Ц+18. Л+19. С+20. Р–21. С–22. С–23. Р–24. Ц+
    25. С+26. Ц–27. С–28. Р–29. Ц+30. Л–31. С+32. Р+
            Сначала подсчитываются следующие показатели:
  • Цсовп – количество совпадений по шкале «Цель» (например, положительный ответ на 5 утверждение считается совпадением по шкале «Цель»),
  • Цнесовп – количество несовпадений по шкале «Цель» (например, положительный ответ на 8 утверждение считается несовпадением по шкале «Цель»),
  • Ссовп – количество совпадений по шкале «Средство»,
  • Снесовп – количество несовпадений по шкале «Средство»,
  • Рсовп – количество совпадений по шкале «Результат»,
  • Рнесовп – количество несовпадений по шкале «Результат»,
  • Лсовп – количество совпадений по шкале «Ложь»,
  • Лнесовп – количество несовпадений по шкале «Ложь».         Путем вычитания получаются окончательные баллы:

    Ц = Цсовп – Цнесовп (шкала «Цель») С = Ссовп – Снесовп (шкала «Средство») Р = Рсовп – Рнесовп (шкала «Результат») Л = Лсовп – Лнесовп (шкала «Ложь»)

            Недостоверными признаются результаты в случае 5 и более пропущенных утверждений, а также, если Л больше 0.         Интерпретация результатов осуществляется в соответствии со следующими данными:

    Цель от –9 до –5 баллов. Сильно фрустрированное состояние, выражающееся в невозможности ставить перед собой конструктивные цели. Мотивы деятельности бессистемны, неиерархизированы. Вместо того, чтобы ставить реальные цели деятельности, достигать весомых результатов, человек ограничивается постановкой либо «микроцелей», ограниченных текущей ситуацией, либо же фиксируется на постановке глобальных целей. Одним из выражений последнего является поиск так называемого «смысла жизни». от –4 до +4 баллов. Ставящиеся цели не всегда обоснованы, неустойчивы. Не все разумные действия целесообразны, иногда склонен к пустому времяпрепровождению. В случае затруднения с выбором цели легко пользуется подсказкой извне, готов принять цель извне. Чтобы подготовить себя к выполнению какой-либо деятельности – всегда требуется определенная сила воли, чтобы «собраться». от +5 до +9 баллов. Оптимальный результат. Человек ставит перед собой реальные цели, настроен на достижение, мотивы целеобразования и деятельности в целом систематичны, иерархизированы. Практически все, что делает испытуемый он может объяснить с точки зрения целесообразности. Не склонен к пустому времяпрепровождению. Решительность связана с легкостью образования целей, немнительностью.

    Средство от –9 до –2 балла. Человек испытывает хронический недостаток средств достижения поставленных целей. Типичные проявления ограниченности в выборе средств: низкий энергетический потенциал, преобладание парасимпатической составляющей вегетативной нервной системы, конформность, сильная зависимость от ситуации, от других людей (в первую очередь от их мнения), внушаемость, обилие психологических комплексов, которые в том числе мешают использовать на 100 % внутренний потенциал. от –1 до +2 баллов. Испытуемый периодически встречается с трудностями в выборе средств (речь идет о психологических барьерах). Причиной такой скованности часто бывает отсутствие конструктивной, достигаемой цели. Также одним из факторов подобного поведения является комплекс причин, который можно назвать «страхом самовыражения». В установках испытуемого преобладают «энергосберегающие мотивы». Недостаточно спонтанное поведение. от +3 до +6 баллов. Оптимальный результат. Человек достаточно свободен в выборе средств, его поведение настолько спонтанно, насколько этого требует ситуация. Достаточно хороший энергетический потенциал. Сбалансированность симпатики и парасимпатики. Не агрессивен, но и не конформен. Поведение не вызывающее, но и не блокируется комплексами, мнительностью, негативизмом. от +7 до +9 баллов. Поведение излишне спонтанно. Не ищет помощи от окружающих, предпочитает ими верховодить. В своих действиях испытуемый не только не обращает внимание на имеющиеся стандарты поведения, но часто действует вопреки им. Повышенная агрессивность, проявляющаяся как в открытых формах, так и скрытая.

    Результат от –9 до –5 баллов. Испытуемый склонен переоценивать результат своей деятельности. Удача вызывает приступы сильного веселья, неудачи провоцируют неадекватное горе. Даже ничтожные события способны вызвать настоящее потрясение. Человек как бы находится в состоянии хронического перехода, транса. Личностный рост испытуемого непредсказуем, во многом случаен. Как правило, повышенная тревожность. Интерес к своему внутреннему миру. от –4 до +4 баллов. Оптимальный результат. Как правило, испытуемый довольно трезво оценивает результаты своей деятельности. Он не переоценивает, но и не недооценивает итоги. В оценках других людей, событий довольно беспристрастен. Личностный рост нормально динамичен. от +5 до +9 баллов. Человек склонен недооценивать результаты своей деятельности. Ригидность, излишняя критичность. В оценках поведения других людей преобладает оттенок критиканства, неодобрения. Ярким проявлением ригидности являются персеверации: многократные и навязчивые повторения. Испытуемый неоднократно повторяет одну и ту же фразу, совершает одно и то же действие. Редко испытывает сильные эмоции, даже самые эффектные результаты не вызывают яркого удовольствия или же огорчения.

    Источник:
    • http://psylist.net/praktikum/00256.htm
    • http://azps.ru/tests/tests_csr.html
    • http://kolina.info/index.phpoptioncom_contentviewarticleid60_3adiagnostk~1.htm
  • testoteka.narod.ru

    Цель, средства, результат, субъект и объект деятельности — МегаЛекции

     

    Развитие общества результат деятельности людей. В процессе деятельности происходит формирование и самореализация личности.

    Деятельность - это вид активности направленный на изменение и преобразования природного и социального мира.

    Человек в процессе деятельности включается в многообразные отношения в сфере общественной жизни.

    Отличия деятельности человека от поведения других живых существ.

    · Человек

    1. Не только приспособление, но и преобразование природной и социальной среды.

    2. Не только целесообразность, но и целеполагание, способность выхода за рамки опыта.

    · Другие живые существа.

    1. Приспособление к существующим природным условиям.

    2. Целесообразное поведение, направленное инстинктом.

    Только человеку присуща такая форма активности, как деятельность. Которая не ограничивается приспособлением к окружающей среде, а преобразовывает ее.

    Структура деятельности:

    Любой вид деятельности предполагает наличие и взаимосвязь следующих компонентов.

    Человека (субъекта) с его целями, средствами, действиями, результатом деятельности.

    · Субъекты и объекты деятельности.

    Субъект - это тот, кто направляет деятельность.Объект - это на что направлена деятельность.Объектом деятельности могут быть материальные вещи или процессы, другие люди или социальные группы.Например: для политика объектом деятельности может быть все общество определенной страны.

    · Цель, средство, действие, результат.

    Цель - это вырабатываемый в сознании образ будущего результата, на достижение которого направлена деятельность.Например: в голове художника, прежде чем он начнет писать картину, должен быть ее предварительный мысленный образ. В соответствии с целью выбираются и средства деятельности.

    Во всякой деятельности ставится цель достичь определенного результата с помощью выбранных субъектом средств.Например: крестьянин ставит себе цель получить урожай, работая на земле с помощью своих средств - орудий труда.

    Целесообразная деятельность также разбивается на отдельные действия, которые являются этапами общей программы деятельности. В общем все это достаточно ясно, поскольку все мы постоянно занимаемся тем или иным видом деятельности.

    Мотивы деятельности:Мотивы - это побуждения к деятельности, связанное с потребностями.

    · Потребности.

    Потребность - это осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его жизни и развития его личности.

    Существуют разные классификации потребностей. Обычно их разделяют на материальные, социальные и духовные соответственно трем основным сторонам человека как биосоциального и духовного существа. Говорят также о подлинных и мнимых потребностях, поскольку в современном обществе потребления реклама и средства массовой информации "разжигают" потребности и желания людей, побуждая их стремиться к обладанию вещами, которые им часто не нужны.

    Существуют и более детальные классификации. Известный американский психолог Абрахам Маслоу предложил различать первичные и вторичные потребности.К первичным относятся:

    · Физиологические потребности: в воспроизводстве рода, пище, одежде, жилище, отдыхе и т.п.;

    · потребности в безопасности и стабильности существования (Маслоу назвал их "экзистенциальными" - от лат. "existentia", означающего существование): в устойчивости условий жизни, гарантии занятости и доходов, уверенности в завтрашнем дне.

    Вторичные, более высокие потребности включают в себя:

    · социальные потребности в общении с другими людьми, в дружбе, во внимании к себе и т. п.;

    · престижные потребности в уважении и признании со стороны других, в достижении высокого социального статуса;

    · духовные потребности в самовыражении, в творчестве, в самореализации.

    При этом Маслоу считал, что человек переходит к более высоким потребностям, когда более или менее удовлетворяются его первичные и более простые потребности.

    · Социальные установки.Общая ориентация человека на определенный социальный объект выражающий предрасположительность к действию определенным образом относительно данного объекта (семья, карьера, убеждение, идея и т.д.).

    · Убеждение.Устойчивый взгляд на мир, идеалы, принципы и стремление их воплотить.

    · Интересы.Интересы - это стремление преобразовать те общественные условия, которые делают предметы потребности дальше. Интересы направленные на то чтобы сделать предметы потребности достижимыми, направленность интереса: по средствам общественной жизни, экономические, духовные, социальные, политические.Интересы очень важно не путать с потребностями.Интересы людей состоят в сохранение или изменение, или преобразование всех тех условий в которых находятся.

    Виды интересов:

    · Индивидуальные.

    · Групповые.

    · Общественные.

    · Сознательное и бессознательное в деятельности.

    Для понимания общественной жизни важным является вопрос о социальной деятельности, о различных видах социальных действий.

    Немецкий социолог Макс Вебер выделил четыре основных типа социальных действий:

    · Целерационалъное действие, которое совершается при ясном и рациональном обдумывании целей и средств их достижения. Примерами таких действий могут быть действия предпринимателя или ученого-исследователя.

    · Ценностно-рациональное действие - это также рационально обдуманное действие. Но главное в нем не достижение результата, а убежденность в необходимости выполнения долга, стремление к идеалу, к высшей ценности (религиозной, нравственной и т. п.). Это можно назвать само ценным действием. (Например: такое действие совершает капитан, когда он последним покидает тонущий корабль, руководствуясь при этом не чувством самосохранения, а чувством долга.)

    · Традиционное действие, которое совершается по привычке, по обычаю, по ритуалу. (Например: приемы труда крестьян или ремесленников в средневековом обществе, которые передавались по традиции и не менялись веками.)

    · Аффективное действие, которое совершается под влиянием сильных аффектов и чувств и не сопровождается трезвым, рациональным расчетом. (Например: мать в порыве гнева может ударить любимое дитя.)

    Вебер также утверждал, что по мере исторического развития обществ в них возрастает доля целерациональной деятельности. Этот тип деятельности становится все более распространенным в экономике, политике, в управлении и даже в семейной жизни. Происходит то, что Вебер называл "рационализацией мира".

    Вывод: жизнь человека фактически есть его деятельность, что по своей природе человек - деятельное существо, поскольку посредством деятельности он творит условия своей жизни и мир культуры, создает самого себя и свое сознание. Недаром говорят, что лучше всего человека можно понять по его делам.

    · Виды деятельности.

    Деятельность:

    1. Духовная.

    · Теоретическая (производство духовных ценностей).

    · Практическая (сохранение и освоение духовных ценностей и как результат этого изменение сознания людей).

    2. Материальная.

    Возможны и другие классификации.Любая классификация относительна.

    Деятельность:

    1. Духовная (изменение сознания людей, познавательная деятельность, прогностическая деятельность).

    2. Практическая (преобразование объектов природы и общества).

    Деятельность может делится на созидательную и разрушительную:

    · Созидательная - весь рукотворный мир, вся культура, вся вторая природа.

    · Разрушительная- разрушаются не только дома но и связи, идеалы, доверие и прочие.Разрушение могут быть не только в результате войны, но и в результате экономической деятельности.

    megalektsii.ru