Франчайзер. Кто такой франчайзер
Франчайзер - это... Что такое Франчайзер?
Франча́йзинг, коммерческая концессия, франшиза (от фр. franchir, «освобождать») — вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франчайзер) передаёт другой стороне (франчайзи) за плату (роялти) право на определённый вид бизнеса, используя разработанную систему его ведения.
Франчайзинг — развитая форма лицензирования, при которой одна сторона (франчайзер) предоставляет другой стороне (франчайзи) возмездное право действовать от своего имени (реализовывать товары), способствуя тем самым расширению рынка сбыта.
Франчайзинг — метод тиражирования успешных малых предприятий.
Признаки франчайзинга
Филип Котлер выделяет следующие признаки франчайзинга [1]:
- франчайзер получает отчисления за использование своей торговой марки;
- франчайзи выплачивает начальный взнос за право стать частью системы;
- франчайзер предоставляет франчайзи систему ведения бизнеса.
История возникновения франчайзинга
Первым прототипом современной системы франчайзинга принято считать систему продаж и обслуживания швейных машин Зингера. Основатель всемирно известной компании «Singer Sewing machine company» Исаак Зингер стал родоначальником современного франчайзинга. Начиная с 1851 года, фирма Зингера заключала с дистрибьюторами товара письменный договор на передачу франшизы, договором передавалось право на продажу и ремонт швейных машинок на определённой территории Соединенных Штатов. На время организации первой в мире полноценной франчайзинговой системы фирма Зингера имела массовое серийное производство швейных машин, позволяющее поддерживать самые конкурентные цены, но при этом фирма Зингера не имела налаженной системы сервиса, которая позволила бы организовать обслуживание и ремонт машин на всей территории США. В связи с этим и была создана франчайзинговая система, которая предоставляла финансово-независимым фирмам исключительные права продавать и обслуживать швейные машины на определённой территории. Эти первые франшизы, по своей сути, были действующими дистрибьюторскими соглашениями с дополнительными обязанностями франчайзи (дилера) обслуживать машины.
Cовременный франчайзинг испытал настоящий подъём в 1898, когда компания «Дженерал моторс» начала применять франчайзинговое дилерство.
В 20х годах прошлого века в США начал развиваться стандартный товарный франчайзинг. По принципу франчайзинга начали строить свои взаимоотношения с владельцами розничных магазинов крупные оптовые поставщики. Оптовый продавец (или франчайзер) давал возможность небольшим розничным торгующим организациям получать дополнительно многочисленные скидки, использовать марку торговой фирмы и при этом сохранять свою независимость.
После кризиса в экономике США 1930 года франчайзинг начали осваивать нефтеперерабатывающие компании. Так появились первые сетевые бензоколонки, принадлежавшие независимым франчайзи. Как правило, заправочные станции передавались мелким местным предпринимателям на условиях аренды.
Классический товарный франчайзинг, распределяющий в системе франчайзер — франчайзи товары, и услуги начал видоизменяться только в 50х годах прошлого века.
В 1945 году Рэй Крок, будущий основатель компании McDonald's, заинтересовался причинами популярности одного небольшого ресторана в San Bernardino на Западе США. В результате он обратился к владельцам успешного ресторана и вскоре получил лицензию на право купли-продажи таких же ресторанов. В 1955 году Рэй Крок основал компанию McDonald’s System, Inc., которая является родоначальником франчайзинга бизнес формата (Business Format Franchisings), то есть франчайзинга в его современном виде, когда вместе с франшизой передается целая система ведения бизнеса.
В России франчайзинг начинает получать широкое распространение лишь в последние годы. В частности, по франчайзинговой схеме работает большая часть сети продовольственных магазинов-дискаунтеров «Пятёрочка», часть салонов связи компании «Евросеть», электронная карта-справочник «ДубльГИС», фирма 1С.
Франчайзинг: плюсы
Использование проверенной бизнес-системы
Прежде чем предлагать свою франшизу на рынке, франчайзер должен «довести до ума» свою бизнес-систему, отработать все бизнес-процессы и доказать эффективность своего бизнеса. Более того, франчайзер для эффективного развития франчайзинговой сети должен иметь флагманское предприятие, на основании которого и происходит клонирование бизнеса. Поэтому, приобретая франшизу, предприниматель приобретает уже проверенную и отработанную бизнес-модель, которая доказала свою эффективность.
Возможность открыть собственное дело
Несмотря на то, что франчайзер имеет определённую степень контроля над франчайзи, которая направлена в основном на повышение эффективности деятельности партнёров путём выявления возможных проблем партнёрских предприятий на стадии их зарождения, франчайзи сохраняет экономическую и юридическую самостоятельность.
Возможность выбора отрасли
Потенциальный франчайзи имеет возможность ознакомиться с бизнесом Франчайзора до этапа инвестирования собственных средств. Это можно сделать на основе открытой информации — коммерческого предложения Франчайзора и его действующих предприятий, как собственных, так и партнёрских.
Возможность снизить риски
Открывая партнёрское предприятие, при хорошо проработанной франчайзинговой программе, франчайзи становится частью «семьи», то есть, в отличие от открывающегося независимого предприятия, Франчайзор не оставляет партнёров один на один с множеством проблем и рисков начинающего бизнеса.
Удачный выход на рынок обеспечен
Одним из основных требований к франшизоспособному бизнесу является востребованность предоставляемых компанией-франчайзором товаров или услуг. Поэтому, покупая успешную бизнес-идею и начиная свою деятельность под уже известным брендом, франчайзи к началу открытия своего предприятия уже имеет круг лояльных бренду потребителей.
Минимальные затраты на рекламу и маркетинг
В связи с тем, что Франчайзи начинает вести свою деятельность как часть известной сети, его затраты на первоначальную рекламу сводятся к обеспечению рекламы открытия франчайзингового предприятия на локальном рынке. Также дело обстоит и с текущей рекламой, которая направлена на «раскрутку» франчайзинговой сети в данном конкретном регионе.
Получение доступа к базе знаний франчайзера
Франчайзер, предоставляя партнёрам свою бизнес-систему, передаёт не только отлаженный механизм, но и «инструкцию» по её эффективному использованию. Франчайзер обучает своих партнёров тому, как нужно эффективно строить бизнес, учитывая все его специфические особенности.
Гарантированная система поставок
Так как франчайзинг, как правило, для компаний является приоритетным направлением деятельности, и партнёры — Франчайзи — имеют самые лучшие условия, Франчайзер стремится обеспечить данное направление наибольшими ресурсами, в том числе это касается и вопросов поставки.
Франчайзинг в России: договор коммерческой концессии
В российском законодательстве отношения франчайзинга регулируются договором коммерческой концессии.
По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).
Договор коммерческой концессии предусматривает использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя в определённом объёме (в частности, с установлением минимального и (или) максимального объёма использования), с указанием или без указания территории использования применительно к определённой сфере предпринимательской деятельности (продаже товаров, полученных от правообладателя или произведённых пользователем, осуществлению иной торговой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг).
Сторонами по договору коммерческой концессии могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.
Примечания
- ↑ Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. — СПб.: Питер, 2004. — С. 575. — ISBN 5-94723-311-8.
Источники
Стратегия роста"
- Стивен Спинелли-мл., Роберт М. Розенберг, Сью Берли Франчайзинг = Franchising: Pathway to Wealth Creation. — М.: «Вильямс», 2006. — С. 384. — ISBN 0-13-009717-9
См. также
Wikimedia Foundation. 2010.
3dic.academic.ru
Кто такой настоящий франчайзер? | Новости бизнеса и франчайзинга
Смотрите авторский видеоблог Екатерины Сойак
Настоящий франчайзер. Кто он? Человек или системная машина, выжимающая из вас соки? Источник легко зарабатываемых денег? Торговец вывеской?
Чего ждать от него? Тотального контроля или профессиональной помощи? Прибыли или изнурительного труда, при уровне оплаты как у наёмного работника? Собственного развития или работы на чужой бренд, чужой успех?
Как отличить настоящего франчайзера – подлинник – от копии, подделки, фейка? Как распознать во франчайзере будущего многолетнего партнёра и даже в чём-то соратника?
Франчайзинг – неизменный источник множества вопросов, как для дебютантов, так и для опытных участников двусторонних бизнес-процессов.
Мы запускам новый видеоблог о франчайзинге. Все, что вы хотели узнать, но стеснялись спросить или не знали, у кого, за вас спросит у настоящих франчайзеров Екатерина Сойак – человек, создававший этот сегмент рынка. Как возникали, становились на ноги, развивались компании, которые составляют сегодня цвет отечественного франчайзинга, как стать их партнёрами?
Эти и другие вопросы – в авторском видеоблоге Екатерины Сойак «Настоящий франчайзер».
В первом выпуске Екатерина встретилась с Рудемом Газиевым, основателем сети медицинских лабораторий «Гемотест» и узнала, во сколько лет он начал зарабатывать, почему от него ушёл партнёр по бизнесу и другие интригующие подробности из жизни настоящего франчайзера! Переходите на канал buybrand, смотрите видео и подписывайтесь!
Подписывайтесь на YouTube-канал BUYBRAND. Из него вы узнаете секреты, технологии, поэтапные шаги по выстраиванию компании, и множество других деталей франчайзингового бизнеса, и не только. Впереди – еще больше интересных сюжетов.
КАТАЛОГ ФРАНШИЗ СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ
BUYBRAND Inform
www.buybrand.ru
Кто такой франчайзи? | Топ-Франчайзинг
Франчайзи - кто это или что это?
Юридическое лицо или человек, который получает право по лицензионному договору или договору коммерческой концессии использовать интеллектуальную собственность – бренд чужой компании – для своего бизнеса.
По сути, опытный или только начинающий предприниматель, который хочет попробовать свои силы в бизнесе с помощью уже готовой модели ведения дела. 90% бизнесменов, открывающих собственные компании впервые, разоряются в первый год их существования, не выдерживая конкуренции. Зная эту статистику, молодые предприниматели часто предпочитают начинать с уже проверенного варианта.
Вместе с тем нет гарантии, что они станут успешными, но шансов достичь этого у них гораздо больше. Единственное, что им нужно усвоить, – это то, что работать придется усердно и учиться управлять компанией как можно быстрее.Еще одно правило – любой бизнес не терпит стагнации, необходимо постоянное развитие.
Опытные предприниматели выбирают франчайзинг, когда хотят попробовать себя в какой-то новой сфере бизнеса или желают набраться опыта в знакомой для дальнейшего расширения собственной компании. Они просто нуждаются в более совершенной модели управления бизнесом, подбора персонала, осуществления рекламной политики.
Какой франчайзи станет успешным
- Целеустремленный – ставящий в ходе выполнения ближайших задач по освоению арендованной модели бизнеса еще и далеко идущие планы относительно ее усовершенствования для наилучших результатов по прибыли.
- Ответственный – принимающий на себя все обязательства, указанные в договоре, и понимающий последствия в случае их невыполнения.
- Работоспособный – готовый трудиться 24 часа в сутки.
- Заинтересованный –небезразличный к тому, что делает, и уверенный в то, что все, в конце концов, получится.
topfranshiza.ru - франчайзинг в России и СНГ
topfranshiza.ru