Что такое бизнес кейс. Кейс определение
что это такое, примеры и решения
Метод бизнес-кейсов прекрасно применяется при обучении и во время проверки знаний будущих сотрудников во время собеседования с ними. Кандидату предлагают решить конкретную проблемную ситуацию, в которой пребывает предприятие, либо работник или ставят перед ним вопросы, нуждающиеся в обозрении и принятии точных решений. Итогом тестирования бизнес-кейса является результативное решение поставленной задачи, обнаруженное кандидатом, либо выполненный им ряд аналитических заключений. Подробнее о целях и методах решения бизнес-кейсов расскажем в этой статье.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта слева или звоните по телефону+7 (499) 500-96-41Это быстро и бесплатно!
Бизнес кейс — что это такое
Кейс-метод придумали в Гарварде в 1924 г., наименование Business Case произошло от латинского языка, от понятия «casus» — ‘непонятная и странная ситуация’. Учащиеся обсуждали кейсы во время обучения для того, чтобы начиная рабочую деятельность можно было воспользоваться уже подготовленными образцами поведения.
Цели бизнес-кейсов
В ходе беседы проверяются интеллектуальные и аналитические данные соискателя, его мастерство выстраивать логическую цепочку умозаключений, а кроме того складно объяснять. Предоставляется рассмотрение устойчивости к стрессовым ситуациям, уверенности в своих силах и устанавливают коммуникативный потенциал кандидата в ситуациях давления. Исследуется интерес соискателя в решении установленной задачи, испытывается выносливость к неопределенности ситуации или большому количеству сведений, также анализируется процесс мышления предстоящего работника.
Бизнес кейсы с решениями подразумевают выбор настоящей стратегии, которой будет следовать фирма или руководство.
Разновидности бизнес-кейсов
В основе многих кейсов находится подлинные сведения о произошедших событиях или осуществляющих деятельность компаниях. При приеме на работу, как правило, предлагаются такие кейсы, которые созданы на основе сведений о компании, куда берется кандидат. Порой применяются придуманные компании, однако такие сведения часто бывают неправдоподобными.
Помимо прочего имеются особые бизнес-кейсы по разнообразным сферам деятельности, к примеру, менеджмент, маркетинг, консалтинг, управление персоналом и т.д. К слову, когда врачи анализируют заболевание, предлагая варианты его лечения — это также решение кейса.
Просто ли решается бизнес-кейс?Бизнес-кейсы в некоторых случаях предлагаются в игровой форме, а кроме того предлагают решить их письменно или устно. В процессе игры следует активно входить в «образ». Обычно, время на принятие решения жестко лимитировано. Описывать надлежит по существу вопроса, не нужно останавливаться на деталях.
Не стоит забывать и упускать из вида, что от опрашиваемого ожидают плодотворных предложений по решению проблемы и объяснения, по какой причине был выбран конкретно этот путь. Иначе говоря, собеседник должен удостовериться, что у вас есть возможность использовать свои знания с практической точки зрения, следовательно, вы готовы к работе.
В ходе беседы проверяются интеллектуальные и аналитические данные соискателя.
Бизнес-кейсы: примеры и решения
Принимая во внимание, что любое предприятие и каждая ситуация неповторима, подобные примеры не являются единственно верным решением, но показывают единый подход и технологию решения административных вопросов.
Заказчик: Региональная фирма, действующая в области продажи стройматериалов.
Задача: Региональная фирма открыла отделение в Москве, спустя 2,5 года деятельности отделение все еще не приносило прибыли, невзирая на попытки, которые предпринимали управление и работники отделения. Как результат сформировалась сложная ситуация, в которой управление фирмы предполагало предпосылки неудачи в безынициативности работников отделения, а управляющий филиала ссылался на недостаток помощи со стороны главного офиса и незначительные бюджетные средства.
Требование: От начальника отделения совместно с руководством фирмы была поставлена задача увеличения размера продаж в столичном отделении фирмы.
Диагностирование: Была выполнена диагностика для раскрытия оснований для отсутствия динамики. В ходе диагностирования были исследованы субъективные причины, обнаружены полезные результаты в части компетенции персонала, мотивации, постановки целей и задач. Помимо прочего, изучались конкретные причины: положение на столичном рынке, соразмерность бизнес-системы и процессов.
Обзор по итогам диагностирования:
- Из области личного были обнаружены такие трудности: разное представление методов получения целей у начальства главного офиса и отделения, совокупность жалоб и недомолвок, трудности в общении вследствие нечастых личных встреч руководства.
- В области беспристрастного, невзирая на ухудшающий момент в виде большой конкурентной борьбы, основательных преград к осуществлению стратегии увеличения, обнаружено не было. Раскрыты позитивные результаты касательно востребованности продукции, продвижения и емкости рынка. Ключевые трудности были выявлены в сфере позиционирования и продвижения, и раскрыт ряд недосмотров в области организации бизнес-процессов.
- Обнаружена необходимость в обучении работников отделения.
Варианты решения:
- Выполнить стратегическую сессию, в процессе которой следует уточнить цели, разработать и согласовать политику компании для их получения.
- Установить более действенный размер коммуникаций, сформировать безопасное пространство для взаимодействий руководства главного офиса и филиала.
- Перевести работу отделения в формат проектной деятельности, установить сроки, бюджет и главные характеристики производительности.
Ход решения кейсов.
Методы реализации рекомендаций:В ходе стратегической деятельности, с целью эффективного позиционирования и продвижения, была подобрана политика нишевой дифференциации, упор сделали на востребованный ассортимент. В соответствии с результатами работы были исправлены бизнес-процессы на стыке представителей руководящего офиса и филиал компании и создан проект «Москва белокаменная». Над проектом работали консультанты, администрация и работники филиала фирмы.
Результаты: Спустя 6 месяцев после запуска плана отделение вышло на самоокупаемость, по прошествии некоторого времени на 98% добились всех ключевых проектных характеристик с экономией бюджетных средств на 17%.
Бизнес кейсы с решениями подразумевают выбор настоящей стратегии, которой будет следовать фирма или руководство.
Независимо от природы данного вам кейса, вам необходимо будет:
- Подвергнуть тщательному рассмотрению. Это предполагает раскрытие причинно-следственных связей, что же может случиться и по какой причине.
- Пояснить ситуацию.
- Дать оценку ранее предложенным мерам.
- Рассмотреть допустимые предстоящие действия и сопоставить их потенциальную продуктивность.
- Возможно, вам придется изучить образец самостоятельно.
Заключение
Проблемы и задачи существуют в каждом виде деятельности. Важно уметь определять приоритетные вопросы, точно и полно разбирать проблемы, создавать задачи, и грамотно их решать, это нужно всем, независимо от того, чем занимаются, где проживают и есть ли у них бизнес. Это умение полезно каждому, чтобы уметь справляться с жизненными препятствиями без потерь и травм.
В данном видео представлены несколько видов решения бизнес-кейсов на примере маркетинговых задач.
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас: +7 (499) 500-96-41Это быстро и бесплатно!
vashbiznesplan.ru
Что такое кейс? | Changellenge >>
Кейсы – это основа мирового бизнес-образования. В последнее время в России кейс-культура переживает бурный расцвет – в каждом крупном московском и питерском вузе есть свой кейс-клуб, подтягиваются регионы (Новосибирск, Нижний Новгород, Казань, Саратов и другие), ну и мы стараемся – привлекаем в кейс-сообщество новые компании и целые отрасли.
Бизнес-кейс — это описание конкретной задачи или проблемы, стоящей перед компанией. Кейсы варьируются по размеру, по формату, по глубине требуемого решения, по количеству предоставленных подробностей, но несколько вещей остаются неизменными составляющими качественного кейса: компания и проблема – реальны, информация – актуальна, данные кейса – четко структурированы, а в написании принимал участие представитель топ-менеджмента и лучшие аналитики.
Метод изучения бизнес- кейсов возник еще в начале XX в. в Школе бизнеса Гарвардского университета. В 1908 году, когда была основана школа, выяснилось, что литературы, по которой можно было бы вести бизнес-курсы, не существует, поэтому было решено опросить ведущих бизнесменов того времени и описать их деятельность в учебниках. Таким образом, возникли первые бизнес-кейсы, получившие широкую популярность в практике европейского высшего образования.
Традиционно бизнес-кейсы издаются при крупнейших бизнес-школах, наиболее известные среди них — Harvard Business School, INSEAD и Richard Ivey School of Business.
Метод изучения бизнес-кейсов подразумевает, что студенты ищут решения к реальным бизнес-задачам, используя при этом теоретические знания, фреймворки, финансовые и математические расчеты и логику. Чаще всего решение кейсов — это командное задание, так как оно повторяет модель реального бизнеса, в котором несколько отделов ищут выход из проблемной ситуации.
стади | Понятия и категории
КЕЙС-СТАДИ (англ. case study - анализ случая) - разновидность монографического научного исследования, объектом которого выступает один или несколько случаев. Задачи исследования ориентированы на их детальное описание, изучение и интерпретацию с целью понимания и анализа исторических процессов, протекающих в обществе.
Данный метод был разработан в рамках Чикагской школы социологии, создание которой было связано с научной деятельностью Роберта Эзра Парка, начавшего в 1916 году исследования города как социальной среды, где использовал методы кейс-стади, биографический метод («истории жизни») и непосредственные наблюдения. В методическом плане особенностью Чикагской школы было тяготение к эмпиризму. Ее представители [Н. Андерсен, Р. Маккензи, Э. Хьюз, У. Томас, Ф. Знанецкий и др.] определяли case study как неколичественные исследования, делающие акцент на истории и контексте происходящих событий, избегающие обобщений и ориентированные на понимание социальной жизни через представления действующих лиц. Ключевым методологическим моментом case study стала опора на качественные методы сбора и анализа эмпирического материала. Один из основателей Чикагской школы Эрнст Берджесс причислял case study к основным стратегиям эмпирического исследования.
Выделяются три основных подхода к реализации метода case study. 1) номотетический, когда единичное сводится к общему, и ис-следователь обосновывает возможность подобной интерпретации на основе сравнения конкретного случая с «нормой»; 2) идиографический, когда единичное оценивается как уникальность, исключение, которое нельзя отнести к общему; 3) интегрированный, основанный на анализе единичного случая в контексте выявления связи «явление- сущность». Суть последнего варианта состоит в том, что при анализе учитываются оба результата сравнения (уникальное и общее), что позволяет приблизиться к пониманию «универсального» как отражения внутренней сущности явления, приобретающей черты закономерного. Схематически модель познания в этом случае выглядит так: «уникальное - индивидуальное - универсальное».
Благодаря соединению описательности и аналитики, case study получил широкое распространение в исторической науке. Он нашел применение в исследованиях по устной истории, основанных на использовании «нетрадиционных» методов сбора исторической информации (биографического метода, опроса, наблюдения). Возможности метода актуальны для изучения истории повседневности, интеллектуальной истории, биографики, гендерных исследований и других направлений новой социальной истории.
Л. Н. Мазур
Определение понятия цитируется по изд.: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. Отв. ред. А.О. Чубарьян. [М.], 2014, с. 211-212.
Литература:
Добренькое В. И.. Кравченко А. И. Социология: в 3-х т. М., 2004; Ионин Л. Г. Философия и методология эмпирической социологии. М., 2004; Киблицкая М. В., Масалков И. К. Методология и дизайн исследования в стиле кейс стада. М., 2003; Козина И. П. Case study: некоторые методологические проблемы // Рубеж. 1997. № 10-11. С. 177-189; Козина И. П. Особенности стратегии case study при изучении производственных отношений на промышленных предприятиях России // Социология: методология, методы, математические модели. 1995. № 5-6. С. 65-90; Мазур Л. Н. Методы исторического исследования: учеб. пособ. Екатеринбург, 2010.
ponjatija.ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЕЙС СТАДИ. ОСНОВНЫЕ ДИСКУССИИ ПО ЕГО МЕТОДОЛОГИИ
Когда применим кейс стади
В науках об обществе и человеке методология в стиле кейс стади может использоваться для многих целей:
• Для исследования новых неизученных областей и проблем, а также для изучения тем, по которым практически нет теоретических данных.
• Для того, чтобы описать воздействие определенного события на определенную группу людей или организацию. В особенности такие исследования эффективны, когда события затрагивают множество вовлеченных сторон.
• Для описания и объяснения сложных процессов и явлений, которые трудно изучать количественными методами.
В отличие от количественного исследования, стратегия кейс стади, по мнению многих исследователей, позволяет скорее ответить не на вопрос сколько, а на качественные вопросы: как и почему происходят те или иные явления.
Согласно Р.Йину исследование в стиле кейс стади начинается там, где основными исследовательскими вопросами являются:
Кто, Что, где, как и почему.
Когда мы ставим вопросы типа «КАК» и «ПОЧЕМУ»,то такого рода вопросы могут вести к использованию техник кейс стади в качестве наиболее предпочтительной исследовательской стратегии, поскольку именно кейс стади сможет дать объяснение.
Кейс стади предпочтителен при проведении исследований не исторических событий (трудно проводить кейс стади, когда очевидцев событий нет в живых), а современных. Самое главное в кейс стади - прямое наблюдение и систематическое интервьюирование. В качестве примера можно привести кейс, в котором вопросы «как?» и «почему?» были центральными при исследовании приватизации двух заводов: английского и российского- основным исследовательским вопросами были следующие:
— Как организованы неформальные отношения на обоих предприятиях?
— Почему (в чем) они схожи?
— Каковы основные механизмы функционирования неформальных отношений на различных уровнях организации.
КРИТИКА В АДРЕС ИССЛЕДОВАНИЙ В СТИЛЕ КЕЙС СТАДИ
Основная критика, развернутая по отношению к кейс стади, состоит в том, что эта стратегия опирается на единичный случай и это ограничивает ее способности к обобщению.
В книге Йина представлен взгляд Энтони Гидденса на методологию кейс стади, которую он называет «микроскопической» в силу того, что она представляет ограниченное количество случаев.
Ряд исследователей, в числе которых Хемел и Йин, противопоставляя свою точку зрения Гидденсу, настаивают на том, что механическое расширение количества изучаемых случаев не дает гарантии трансформации микроскопического изучения в макроскопическое. Они считают, что, определяя цель исследования, необходимо выбрать определенные параметры, и потом эти параметры могут быть применимы ко всем исследованиям. В этой связи даже единичный случай может рассматриваться в качестве приемлемого, если он соответствует намеченным целям.
Саймон Кларк - профессор Уорвикского Университета, который является руководителем множества исследовательских проектов, проводимых в стиле кейс стади, также считает, что каждый случай репрезентирует сам себя. И если такой случай существует, то изучение специфических характеристик этого случая во всей полноте может дать нам неоценимую информацию. Р.Стейк также настаивает на том, что случай должен быть именно не типичным, а особенным.
ПОИСК ИДЕИ ДЛЯ КЕЙСА
Так как же исследователи находят идею дляпроведения кейс стади?
1. На наш взгляд, один из наиболее распространенных источников идей для дальнейшего исследования - предыдущий полевой опыт исследователя.Многие социологи непосредственно заняты в социальных исследованиях. Именно из своего практического опыта им порой могут приходить идеи, основанные на том, что они видят вокруг себя. Это могут быть темы, которые не получили достаточного рассмотрения в обществе.
Французские исследователи Клод Дюбар и Иветт Люка, имея большой опыт изучения трансфера научных знаний из университетских лабораторий на предприятия с высокими технологиями и роли в нем малых предприятий, обратили свое внимание на аналогичные процессы в России. В 1990-1993 годах совместно с российскими социологами был реализован проект «Создание и создатели малых предприятий в России». В качестве другого примера укажем на исследование одиноких матерей. При исследовании стратегий занятости на предприятиях России внимание исследователя привлек тот факт, что на одном из изучаемых предприятий было достаточно много одиноких матерей, а их стратегии занятости несколько отличались от стратегий остальных работников. Именно тогда возникла идея изучить стратегии занятости одиноких матерей, а также формы нарушений их прав в различных областях. В результате было проведено сравнительное исследование, посвященное многоаспектному изучению положения одиноких матерей в четырех городах России.
2. Другие темы приходят не из опыта проведенных исследований, а из повседневной жизни.То, что волнует исследователей, когда он/она наблюдает за определенными сторонами жизни общества: явлениями социальной несправедливости, социальным расслоением, ущемлением определенных социальных групп - словом тем, что является общественной проблемой, но также представляет интерес и для самого исследователя.
3. Есть темы, на которые ранее был введен запрет. Видимо, именно поэтому тогда, когда появилась возможность, стал проявляться исследовательский интерес к взяточничеству, мздоимству, блату - тому, о чем практически не было исследований в Советской России и что в большой мере вредит нашей экономике. Именно поэтому, когда создаются более благоприятные условия для исследований такого рода, наблюдается усиленное разработка той или иной темы (исследованию блата в России посвящены работы А.Леденевой, С.Ашвин).
В советский период в исследованиях производственных отношений очень часто истинные взаимоотношения на уровне рабочего места и предприятия замалчивались, незаслуженно выводились из поля зрения исследователей. В публикациях отдавалось предпочтение официальным точкам зрения, которые не помогали понять сущность трудовых отношений на предприятии, а вуалировали их фразами о замечательных свойствах социалистических производственных коллективах и союзе рабочего класса и интеллигенции. Вместе с тем, реальные взаимоотношения между рабочими и управленцами, реальные процессы замалчивались. Видимо именно поэтому с приходом перестройки появился интерес к неформальным аспектам взаимоотношений на производстве.
4. Существует так называемая мода на исследования. Некоторые темы, на которые ранее никто не обращал внимания, хотя - знали о них все, видели все, но не испытывали к ним интереса, вдруг становятся безумно популярными. В период горбачевских реформ, а также в начале ельцинского правления, когда было достаточно благожелательное отношения Запада к российской перестройке, стала особенно популярна тема выживания русских людей. Спрос рождает предложение, поэтому, естественно, появилось много исследований по стратегиям выживания россиян.
5. Государственный заказ или правительственная программа, которые должны быть подкреплены определенными исследовательскими данными, действуют как хороший источник идей для исследования.
6. Другой источник для идей исследования - литература из определенной области. Многие социологи получают идеи для исследования, читая литературу и думая о способах совершенствования подходов исследователей - предшественников.
7. Источник хороших идей для исследования - предложения, которые высказаны правительственными и предпринимательскими структурами. Эти запросы описывают некоторую проблему, которую последние хотели бы адресовать исследователям - они фактически вручают исследователю идею.
Классификация кейсов
Отдельные типы кейс стади, вписываясь в общее определение, тем не менее, могут нести значимые различия. Поэтому, когда мы начинаем размышлять над своим исследованием, нас начинает мучить множество вопросов, таких, например, как:
— Является ли кейсом ситуация, когда изучается более чем один случай?
— Могут ли в кейс стади использоваться количественные данные?
— Можно ли с помощью кейс стади делать оценки и обобщения?
Многие исследователи сходятся на том, что кейс стади должен удовлетворять трем основным условиям качественной методологии. Он должен способствовать:
/. описанию,
2. пониманию,
3. объяснению.
Напомним, что Р.Йин предлагает следующую классификацию типов кейс стадии:
• разведывательные,
• описательные,
• объяснительные.
Кроме того, Р.Йин указывает на достаточно распространенный предрассудок, согласно которому утверждается, что кейс стади бывают только разведывательные. Это достаточно сильное заблуждение. Лучшие и признанные в социологическом мире кейс стади были и в большей степени остаются описательными (Р.Уайт «Общество на углу улицы», Х.Бейнон «Работа на Форда») и объяснительными (Аллисон «Объяснение кубинского ракетного кризиса»).
А теперь дадим краткую характеристику вышеперечисленнымтипам кейсов.
Разведывательные кейс стади
В разведывательных кейс стади выход в поле и сбор данных могут быть предприняты задолго до формулировки исследовательского вопроса и гипотез. Такого рода исследования рассматриваются в качестве прелюдии к обширному социальному исследованию. Однако сам дизайн исследования должен быть продуман исследователями до начала сбора данных. В таких случаях достаточно эффективным является пилотажное исследование для определения окончательных техник, которые будут приняты на вооружение командой исследователей. В зависимости от результатов пилотажа, исследовательская команда может рассмотреть как возможность опроса, так и отказаться от его применения.
Описательные кейс стади
Описательные кейс стади требуют, чтобы исследователь работал с описательной теорией. Они должны с особой глубиной описывать изучаемые события, хотя отбор случаев и единиц для анализа происходит также, как и в других типах кейс стади. Целью исследований такого типа является формирование гипотез, направленных на дальнейшее изучение взаимосвязей типа причина - следствие.
Объяснительные кейс стади
Объяснительные кейсы направлены на выявление причинно-следственных связей. В некоторых достаточно сложных кейсах со множеством переменных анализ может быть сделан с помощью техник, которые позволяют обнаружить определенные повторяющиеся модели, образцы., как, например, Йин и Мур провели исследование, в котором постарались установить причины того, почему результаты некоторых исследований широко используются на практике. В качестве единицы для анализа они использовали финансируемый исследовательский проект, причем предмет исследования оставался неизменным, а содержание самих проектов менялось. Результаты исследования были объяснены с помощью разработки классификации из трех различных типов теорий:
1) теорий, направленных на приращение знания;
2) теорий, направленных на решение проблем;3) теорий социального взаимодействия
Теории, направленные на приращение знания, означают, что идеи и открытия, которые черпаются из этих теорий, в конечном итоге могут стать коммерческими продуктами. Теории, которые направлены на решение проблем, в принципе очень похожи на теории, направленные на приращение знания, но они инициируются не самим исследователем, а из внешнего источника, определяющего проблему. Теории социального взаимодействия объясняют интересующий нас феномен с точки зрения коммуникации между исследователями и пользователями. В случае, описанном выше, они, например, объясняли успехи использования результатов исследований на практике тем, что как исследователи, так и пользователи, принадлежали к пересекающимся социально-профессиональным группам, между которыми были установлены неформальные взаимодействия, и именно благодаря неформальным взаимодействиям между профессионалами на различных уровнях исследования получали практическую направленность.
Построение гипотез
Гипотеза - определенное утверждение, выраженное в стиле предположения. Гипотеза описывает скорее в конкретных, чем в теоретических терминах, то, что вы сможете (или не сможете) увидеть и соответственно сможете либо подтвердить, либо опровергнуть в ходе вашего исследования.
Исходные гипотезы выполняют задачу определения (ограничения) предмета исследования, обращая внимание на те конкретные аспекты, которые подлежат изучению. Исследовательские вопросы не указывают на то, что мы должны изучить. Гипотезы, с одной стороны, связаны с определенными теоретическими посылками, с другой стороны, точнее указывают на то, где искать соответствующую информацию.
Не все исследования имеют гипотезы. В некоторых исследованиях, когда изучение носит поисковый характер, не имеется никакой формальной гипотезы. В таких исследованиях цель изучения состоит в том, чтобы исследовать некоторую область более полно, чтобы развить некоторую определенную гипотезу, которая может быть проверена в будущих исследованиях.
Надо сказать, что в силу влияния определенных объективных факторов в советской социологии - научном коммунизме - сложилась культура научных предположений, которая порой часто отрывалась от действительности и не соответствовала ей: утверждение о союзе рабочего класса, крестьянства и интеллигенции. Или постулат наших теоретиков о том, что в ходе исторического процесса сложилась единая общность - советский народ. Количество конфликтов на этнической почве, неимоверно выросшее во время распада СССР и в России, показывает, что некоторые национальные трения носили латентный характер и только сегодня для некоторых наций и народностей появилась возможность заявить о своих притязаниях. Порой наши известные социологи грешат тем, что заявляют о неких теоретических конструкциях, имеющих место в реальности. Однако, как показывают данные эмпирических исследований, эти теоретические конструкты оторваны от реальных процессов, происходящих в нашей жизни.
С другой стороны, западная традиция формулировки предположений (гипотез) не претендует на особую масштабность. Основной урок, который преподносят нам западные исследователи-качественники, состоит в том, что научные предположения, как правило, проистекают непосредственно из данных исследования и базируются на них. Таким образом, западная традиция заставляет нас в своих теоретических предположениях «плясать от данных» и постоянно их проверять и перепроверять.
По-видимому, оба эти подхода имеют слабости, однако, если говорить о предпочтениях, то с нашей точки зрения путь создания теории на данных эмпирического исследования более предпочтителен, поскольку он снижает возможность построения необоснованных предположений об определенных явлениях, хотя и страдает порой излишним субъективизмом.
В качественных исследованиях гипотезыобычно формулируются в рамках исследовательского вопроса. Исследовательский вопрос - это, как правило, широкая тема, которая требует уточнения и именно это уточнение и фокусирование достигается с помощью гипотез, или научных предположений.
Особенность применения гипотез в качественном исследовании состоит в том, что их можно выдвигать и в самом начале, направляя исследование в определенное русло, развивая его в нужном направлении.
пример 1.
В международном проекте «Создание и создатели малых предприятий в России (1990-1993)» и в самом начале была выдвинута гипотеза: «Социальные акторы, обладающие необходимыми компетенциями, займутся в России в течение короткого периода созданием предприятий, нацеленных на производство товаров и услуг и создающих значимую прибавочную стоимость».
Таким образом, процесс построения гипотез в качественном исследовании - это постоянный процесс на этапе подготовки и сбора данных. Особенно продуктивно построение научных предположений при проведении лонгэтюдных исследований, когда гипотезы строятся после первичного сбора данных, переформулируются, уточняются в ходе сбора материала на следующем этапе и тем самым позволяют подтверждать или опровергать первоначальные предположения и выявлять реальные процессы, имеющие место в обществе. Некоторые исследователи называют этот процесс многоступенчатым процессом выдвижения гипотез.
Предположения, или гипотезы, могут подчиняться одной центральной гипотезе или связываться в определенные блоки по определенным темам. В качестве примера может служить процесс построения гипотез в проекте по инновациям:
пример 2.
В центральной гипотезе, сформулированной на основе результатов первого этапа исследований, была зафиксирована зависимость внутренних механизмов управления инновационным процессом на предприятии от таких факторов, как стабильность внешней среды, природа источника финансирование, характер контроля. В частности, было отмечено, что такие черты механизма внедрения нововведений, как низкая степень его формализации, отсутствие системы оценки проектов, контроля за ходом и результатами, закрытость информации, авторитаризм, часто является следствием самофинансирования, т.е. опоры на внутренние источники и контроля директора над предприятием. В свою очередь, привлечение внешних инвесторов или наличие реальных внешних собственников приводит к созданию формальных механизмов отбора перспективных нововведений и оценки их результатов.
пример з.
Основные гипотезы, относящиеся к положению одиноких матерей на рынке труда:
1. Существует систематическое нарушение прав различных социальных групп, среди которых одинокие матери находятся в наиболее уязвимом отношении.
2. Отсутствие государственной поддержки и законодательных актов, направленных на поддержку одиноких матерей, а также постоянные отказы работодателей приводят к тому, что одинокие матери вынуждены искать работу в неформальном секторе экономики. В связи с этим, уровень дискриминации одиноких матерей в неформальном секторе намного выше, чем в формальном секторе.
3. Условия дискриминации одиноких матерей зависят не только от различных форм условий найма, но также и от местных условий на рынках труда в регионах.
4. Условия дискриминации одиноких матерей на рынке труда будут зависеть также от наличия российского гражданства или его отсутствия.
5. Стратегии выживания одиноких матерей а также их стратегии занятости будут зависеть от их образовательного потенциала, количества детей, а также от наличия/отсутствия родственной поддержки (в лице родителей, сестер, братьев и т.п.) в их домохозяйстве.
6. Отсутствие финансовых средств и необходимость обеспечения приемлемого уровня питания детей будет толкать одиноких матерей на поиски вторичной занятости.
В процессе исследования часть этих гипотез подтвердилась, однако, например, гипотеза №6 была полностью опровергнута не только качественным исследованием автора, но и данными количественного исследования, проведенного под руководством профессора С.Кларка и посвященного стратегиям выживания домохозяйств в переходной экономике. Данные как количественного, так и качественного исследований показали, что в силу того, что одиноким матерям не с кем оставлять своих детей, очень мало одиноких матерей ищет вторичную занятость. В основном они используют стратегию минимизации потребностей.
Ключевые события
Во время проведения исследования, несомненно, будут проходить те или иные ключевые события в поле, значимые не столько для исследователя, сколько для исследуемых. Эти ключевые события дают богатую почву для анализа. Во время этих событий, как правило, многие процессы обостряются, изменяются. Изменяется отношение обследуемых к ранее изученным процессам. Ключевые события - это кладезь информации.
В исследовании английского завода главным ключевым событием была, конечно, приватизация завода. Она привнесла множество изменений в жизнь предприятия, обострила противоречия между собственниками и рабочими. И было действительно интересно наблюдать, как государственная политика преломляется на уровне простого предприятия, как она претворяется в жизнь, сколько боли и горечи несет она людям.
позитивные и негативные аспекты ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО ПОДХОДА
Этнографический подход оказывается незаменимым при выявлении типичного в уникальных ситуациях. Он может быть эффективным инструментом изучения групп, организаций и субкультур, делая доступными те стороны их жизни, которые не могут быть исследованы с помощью количественных подходов. Другим его преимуществом является то, что социолог-этнограф выступает со всеми вытекающими отсюда последствиями главным ответственным лицом за весь проект от его замысла до составления отчета.
Этнографический подход является ограниченным в том смысле, что с его помощью трудно распространять обобщения на некую генеральную совокупность. Исследователь нуждается в дополнительных ресурсах для утверждения своих выводов.
Работа вне кабинетов и отсутствие делегирования полномочий третьим лицам по-новому ставят вопрос об объективности или нейтральности по отношению к объекту исследования или к изучаемым людям. Исследователь вправе иметь свои субъективные предрасположенности, именно он субъективно отбирает тех людей, с которыми он хочет говорить, те места, куда он хочет идти. Более того, субъективность неминуемо будет влиять на те выводы, которые делает исследователь.
Таким образом, если внутри этнографической методологии точечный подход является вполне приемлемым, то в других социологических исследованиях такой подход считается неприемлемым, и именно этот субъективизм мы пытаемся свести к минимуму в количественных исследованиях. Ну и, если в русле этнографии это является преимуществом, другие исследователи видят в субъективизме, который неминуемо привносит этнографическое исследование, негативные аспекты. Именно субъективизм становится одним из главных объектов нападок на этнографический метод со стороны последователей других методов.
Дизайн единичного случая
Остановимся более подробно на вопросе, какова целесообразность применения метода кейс стади в отношении единичного случая:
1. Когда представлен критический случай и есть возможность протестировать теорию: верна ли она или необходимо дальнейшее ее развитие.
2. Когда случай представляется каким-то экстремальным или уникальным. Особенно часто используется в клинической психологии, когда необходимы исследование специфики и детальное описание единичного случаи очень редкого вида.
3. Причиной для проведения единичного кейса может быть, если последний нам что-то приоткрывает. Это - та ситуация, когда исследователь может пронаблюдать, описать и проанализировать не наблюдавшиеся ранее процессы. Мы уже упоминали работу «Общество на углу улицы» Уильяма Уайта.
4. Кейс стади - это прелюдия к исследованию целой серии. Это - разведывательный кейс, пилотаж.
Выбор случаев для исследования - это не единственная проблема, с которой сталкивается исследователь, реализующий свое исследование в стиле кейс стади. В равной степени важно выбрать и сконцентрировать свое пристальное внимание на отдельных событиях внутри исследовательского вопроса или случаях внутри уже выбранного случая. Ниже мы остановимся на тех моментах, которые играют важную роль в процессе работы над кейс стади.
События
С проблемой тщательного отбора отдельных событий исследователь, как правило, сталкивается, когда кейс стади проводится в течение нескольких лет, а также когда эмпирическим объектом исследования является достаточно крупная организация, с большим количеством занятых, с многоуровневой системой управления. Таким образом, исследователь постоянно вынужден принимать решения по поводу того, какая информация относится к исследуемому вопросу, а какая нет. Кроме того, он стоит перед необходимостью сортировать ту информацию, которая им уже получена.
Реализуя дизайн случая, исследователь, как правило, использует позицию включенного наблюдателя, фиксируя все то, что он видит и слышит. Очень важно иметь в виду, что поток информации, которая в буквальном смысле сваливается на исследователя на начальной стадии исследования, требует того, чтобы он все-таки выработал определенные критерии, по которым он будет осуществлять отбор. Мыслительный процесс, проходящий по линии «подходит - не подходит к теме исследования», «находится эта информация в русле исследовательского вопроса или нет», будет вестись исследователем на протяжении всего изучения отдельного кейса. Однако по мере сбора информации он будет вынужден организовывать и систематизировать её в определенные блоки (темы). В конце концов, настанет такой момент, когда количество этих блоков будет ограничено самим исследователем. Если выбор тем достаточно широк, то на последующих этапах исследования он столкнется с необходимостью отбора тех блоков (тем), которые в наибольшей степени соответствуют исследовательскому вопросу.
ЛЮДИ
Еще одним параметром выбора социолога является отбор людей, с которыми он будет контактировать более интенсивно на протяжении всего исследования. Выбор этот происходит либо в силу того, что эти люди обладают какой-то необходимой информацией, либо в силу того, что какие-то характеристики этих людей внутри изучаемого эмпирического объекта совпадают с темой исследования. Однако иногда бывает и так, что между исследователем и респондентом в поле сразу устанавливаются достаточно доверительные отношения, которые, с одной стороны, могут способствовать поступлению наиболее полной информации об изучаемом объекте, с другой стороны, могут существенно влиять на объективность представляемой информации.
Время
Время также играет огромную роль в социальной жизни людей, но очень часто именно этим параметром пренебрегают. Человеческие подходы и деятельность часто варьируются с течением времени. Однако работ, посвященных временным аспектам в исследовании кейс стади, очень немного. В качестве примера анализа социального конструирования и распределения времени можно отметить работу Зерубавеля в его изучении взаимоотношения вопросов времени и работ больниц. В его работах организация времени - это не случайная характеристика, но, напротив, - основа для фокусирования внимания на другие организационные проблемы. Следуя традиции Зиммеля, он в своем исследовании подходит к формальным характеристикам времени как такового:
«Следуя методологическим принципам, которые я унаследовал от зиммелевской формальной социологии, я сфокусировал свои наблюдения только на одном аспекте больничной жизни - его временной структуре, совершенно сознательно игнорируя ради аналитических целей - историю госпиталя, национальную репутацию, качество ухода за пациентами, архитектурный дизайн и т.п.».
Однако, проигнорировав вышеперечисленные аспекты, он с другой стороны сконцентрировался формально на современном аспекте жизни госпиталя, на его сиюминутности. Вместо одностороннего описания, его наблюдения позволили сделать далеко идущие выводы. и открыть всю сложность внутриорганизационной повседневной жизни госпиталя и стоящих за ними приказов и инструкций. Именно поэтому он констатировал:
«...перечень социологических аспектов темпоральности (временности), которые можно обсуждать внутри контекста госпитальной жизни, почти бесконечны: временная структура развития пациента госпиталя, его карьера, взаимоотношения между временем и пространством, определенные сроки и стратегии для выполнения плана, временные взаимоотношения между различными подразделениями больницы, влияние организационного времени на жизнь больничного персонала за пределами больницы и так далее».
Уровни
Порой, учитывая сложность организационного строения, множественность аспектов той или иной темы, а также невозможность усилиями одного исследователя охватить все уровни организации, исследователь или исследовательская команда вынуждены сосредоточить свое внимание на отдельных уровнях или отдельных единицах анализа. Так, при исследовании «Перестройка управленческих отношений в промышленности», часть исследовательской команды ИСИТО выбрала основным уровнем анализа уровень цеха. Одна из гипотез исследования состояла в том, что наиболее уязвимая позиция в процессах реструктуризации и перестройки промышленности будет у менеджеров среднего звена: начальников цехов и участков. И именно поэтому было любопытно взглянуть на повседневные практики менеджмента именно среднего уровня. Кроме того, в начале 1990-х гг. процессы сокращений занятости на предприятиях только набирали силу. В условиях гигантских производств ресурсов исследовательских команд просто не хватило бы для длительного изучения всех уровней громадных предприятий. Поэтому было принято разумное решение выбрать определенные цеха для анализа. Именно в цехах проводились глубинные интервью, начиная от рабочих в бригадах до начальников цехов. Тщательно собиралась статистическая информация, движение работников. Таким образом, внутри предприятий отдельные цеха представляли своеобразные мини-кейсы внутри одного большого кейса.
Итак, мы рассмотрели проблемы выбора определенных параметров внутри кейса, которые необходимы для его проведения. Определенная селективность исследователя позволяет ему уже на начальных этапах систематизировать ту информацию, которая к нему поступает. Безусловно, процесс дизайна случая - процесс творческий, и в нем невозможно все предусмотреть и все зарегламентировать. Поэтому иногда исследователь, подобно губке, пытается впитать в себя всю поступающую информацию. Однако, как показывает опыт многих исследователей, в случае, если не систематизировать и не упорядочивать сбор информации на начальных этапах, впоследствии будет очень сложно во всем многообразии материала отобрать действительно стоящий.
Один из признанных западных исследователей, автор знаменитой книги «Работа на Форда» Хью Бейнон, как-то признался, что для него наиболее сложным оказался именно этот процесс отбора из всего богатства и многообразия материала того, что в конечном итоге вошло в окончательную версию книги. Богатство материала - это хорошо, однако когда материала чрезвычайно много, это тоже создает определенные трудности при его анализе и компоновке.
Таким образом, исследователь должен соблюдать определенный баланс между тем, какие данные строго соответствуют исследовательскому вопросу, какие частично, а какие не соответствуют вообще, и в процессе работы постараться определить перечень блоков или тем, которые соответствуют заявленной теме, а также тех, которые находятся на стыке с другими дисциплинами. Вместе с тем, на определенном этапе исследования социолог должен себе четко представлять, какие темы совершенно не относятся к объекту исследования и исследовательскому вопросу. Этим самым он может значительно облегчить себе работу по дальнейшему анализу.
ВИДЫ АНАЛИЗА ДАННЫХ
1. Построение типологий - подход, когда мы, читая тексты или работая с ними на компьютере, пытаемся найти определенные повторяющиеся данные, отражающие определенные образцы поведения людей. После этого может использоваться следующий шаг: уточняется специфика стратегий, к которым прибегают отдельные категории людей или социальные группы. Исследователи пытаются определить, почему определенные стратегии берутся на вооружение этими типами людей и именно при определенных обстоятельствах. Одним словом, мы пытаемся сгруппировать наши данные по каким-либо признакам: темам, образцам поведения или другим основаниям.
Построение типологий представляет собой начало категоризации. Достаточно много внимания этому уделяли Майкл Паттон, Джон и Лин Лофланд. Они представили даже перечень типологий, матриц и категорий, которые исследователи строят чаще всего: действие, деятельность, участие, значимость, окружающая обстановка и т.д.
2. Джеймс Спредли развил свою теорию построения типологий и назвал свой подход таксономией. Иногда этот подход называют анализом областей (Оотат Апа1у515). Он представляет собой усложненный типологический анализ с использованием нескольких концептуальных уровней, когда высшие уровни включают в себя низшие, а категории подчиняются одна другой.
3. Контент-анализ.Представляет собой анализ содержания текста. С одной стороны контент-анализ - преимущественно количественный анализ текста, однако процесс выдвижения категорий - преимущественно качественный процесс. Некоторые считают его одной из разновидностей типологического анализа. Обычно рассматриваются документы, тексты или выступления на предмет того, какие темы возникают, какие темы больше обсуждаются, как темы перекликаются между собой. Ведется поиск латентных акцентов, политических предрасположенностей авторов. Этот вид анализа в большей мере зависит от теории, которая руководит процессом анализа данных, поскольку именно теория определяет, что именно может найти исследователь в данных.
4. Событийный анализ/Микроанализ(Event Analysis/Microanalysis) - Представителями этого направления являются Фредерик Эриксон, Курт Левин, Эдвард Холл. Упор в данном виде анализа делается на нахождении начала и конца определенных событий путем установления определенных границ или маркеров, которые отражают либо начало события, либо его конец. Применяется событийный анализ как в количественных исследованиях, так и в качественных.
Очень широко распространен этот вид анализа в изучении фильмов и видеоматериалов, когда сначала ищут определенные границы показываемых событий, а потом ведут поиск отдельных развивающихся событий в этих границах путем повторного просмотра. Кроме того, такой анализ используется в изучении жизненных траекторий личности при исследовании трудовых биографий. (Так, например, в проекте ИСИТО по реструктуризации занятости на предприятиях России, проведенном в 1996-1997 гг., в рамках качественного этапа исследования был предпринят событийный анализ трудового пути респондентов на промышленных предприятиях России. Респондентов просили детально описать все периоды занятости/незанятости на протяжении последних десяти лет. В результате были собраны данные о периодах занятости, восходящей и нисходящей мобильности около 800 респондентов).
5. Анализ метафор.Обычно используется на завершающих стадиях анализа. Упор делается на использовании различных метафор и того, как они соотносятся с тем, что наблюдалось. Иногда исследователи используют специальный прием, когда просят респондентов специально придумать метафоры и прислушиваются к тому, что они говорят.
infopedia.su
Кейс — что это такое? Определение, значение, перевод
Слово Кейс (англ. Case) в русском языке означает, как минимум, две вещи.
Во-первых, кейс это небольшой деловой чемоданчик для документов и книг, который любят таскать с собой студенты, врачи, бизнесмены и прочие люди деловых профессий.
Во-вторых, в более современном значении «кейс» это случай из практики, который наглядно демонстрирует какую-либо теорию. Рассмотрение и изучение случаев из практики (кейсов) входит в программу обучения практически по всем современным академическим дисциплинам. Особенно важным изучение кейсов является в медицине, юриспруденции и маркетинге.
Вы узнали, откуда произошло слово «Кейс», как оно переводится и в чём его смысл.Пожалуйста, поделитесь ссылкой «Что такое Кейс?» с друзьями:
Интересные сайты по теме «Кейс»
Кейс — ВикипедияКейс (англ. case) может принимать следующие значения: Кейс — небольшой чемодан, плоская прямоугольная ёмкость с ручкой для переноски и ...
Онлайн словари русского языка и энциклопедии. Значение слов ...
Значение термина КЕЙС в словаре Словарь иностранных слов. ... будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов:.http://slovodnya.ru/slovar/inyaz/k/kejs.html
Метод кейсов — ВикипедияМетод кейсов (англ. Case method, кейс-метод, кейс-стади, case-study, метод конкретных ситуаций, метод ситуационного анализа) — техника обучения, ...
Что такое кейс и зачем им нужно управлять / Хабрахабр8 июл 2013 ... Разберемся в терминах Слово кейс (от англ. case) означает случай, дело. В деловой лексике к понятию «кейс» принято относить ...
Эхо Москвы :: Передачи / КейсКейс. Время выхода в эфир: чт. 22:07. Было дело на Западе... Подчас курьезные, подчас парадоксальные случаи и последовавшие за ними судебные ...
xn----7sbbhnalk3aocq1b4e.xn--p1ai
КЕЙС это что такое КЕЙС: определение — Психология.НЭС
Модель технологии кейс-менеджмента в работе с осужденными подростками
Григорова Зинаида Николаевна
Статья посвящена социальному сопровождению осужденных подростков в местах лишения свободы и их семей.
Читать PDFИсследование понимания словесных и рисованных метафор (кейс-стади)
Аванесян Марина Олеговна
На материале словесных и рисованных метафор исследуются механизмы понимания и переживания одной области знаний посредством другой.
Читать PDFНовый лидер и «Старая гвардия» (учебный кейс)
Замулин Андрей Леонидович
Кейс представляет собой описание кризисной ситуации, связанной с вхождением нового генерального директора в должность.
Читать PDFКейс-метод в обучении бакалавров юриспруденции использованию судебно-психологической экспертизы при
Терещенко Владимир Валерьевич
В статье описаны возможности применения инновационных методов при обучении бакалавров юриспруденции. Приводится аргументация в пользу применения кейс-технологии.
Читать PDFВлияние культурного аспекта на обмен знаниями в организации: кейс-стади России, Германии, Финляндии
Блок Мадлен, Хватова Татьяна Юрьевна
Конкурентоспособность крупных организаций во многом определяется эффективностью совместного пользования внутренними организационными ресурсами, в частности, знаниями.
Читать PDFВозможности применения кейс-метода в процессе обучения студентов технических вузов
Сафина А. А.
Обоснована необходимость внедрения кейс-метода обучения в систему профессиональной подготовки студентов технических вузов, представлены его функциональные возможности, обозначены проблемы внедрения и
Читать PDFВозможности применения кейс-метода в процессе обучения студентов технических вузов
Сафина А. А.
Обоснована необходимость внедрения кейс-метода обучения в систему профессиональной подготовки студентов технических вузов, представлены его функциональные возможности, обозначены проблемы внедрения и
Читать PDFИспользование кейс-метода в высшем медицинском образовании
Погорелова И.Г., Жукова Е.В., Калягин А.Н.
В статье рассматриваются основные аспекты использования кейс-метода в вузе, его преимущества перед другими методами, технология создания кейса.
Читать PDFИспользование кейс-метода в высшем медицинском образовании
Погорелова И.Г., Жукова Е.В., Калягин А.Н.
В статье рассматриваются основные аспекты использования кейс-метода в вузе, его преимущества перед другими методами, технология создания кейса.
Читать PDFКейс – метод в системе разработки и постановки изделий на производство
Суркова И. Ю., Иванов Н. Б., Евсеева Т. П.
На примере реальных ситуаций, возникших при разработке и постановке изделий на производство применен кейс-метод.
Читать PDFК проблеме формирования межкультурной коммуникативной компетенции посредством кейс-метода
Леонгард О.А.
Настоящая статья посвящена проблеме формирования межкультурной коммуникативной компетенции студентов посредством кейс-метода.
Читать PDFКейс-задания по высшей математике для студентов социально-экономических специальностей и направлений
Гучаева Зера Хамидбиевна, Табишев Тимур Арсенович
Рассмотрены методические особенности конструирования кейс-заданий по высшей математике, ориентированных на студентов таких специальностей и направлений вуза, как «Социальная работа», «Гостиничное дело
vocabulary.ru
Метод кейсов — e-xecutive.ru
Определение понятия
Наиболее полное определение понятия «метод кейсов» (англ. сase-study) было сформулировано в 1954 году в классическом издании, посвященном описанию истории и применения метода конкретных ситуаций в Гарвардской школе бизнеса: «Это метод обучения, когда студенты и преподаватели (instructors) участвуют в непосредственных дискуссиях по проблемам или случаям (cases) бизнеса. Примеры случаев обычно готовятся в письменном виде как отражение актуальных проблем бизнеса, изучаются студентами, затем обсуждаются ими самостоятельно, что дает основу для совместных дискуссий и обсуждений в аудитории под руководством преподавателя. Метод Case Studies, таким образом, включает специально подготовленные обучающие материалы и специальную технологию (techniques) использования этих материалов в учебном процессе».
Этот неигровой имитационный метод обучения в настоящее время считается одним из самых эффективных способов обучения навыкам решения типичных проблем. Так, например, Гарвардская школа бизнеса выделяет почти 90% учебного времени на разбор конкретных кейсов. В России эта методика практикуется с 90-х годов прошлого века. В обучении в основном применяются кейсы, составленные американскими или европейскими специалистами. Созданные на реалиях западных компаний, они не учитывают особенностей российского бизнеса, что значительно снижает их обучающую ценность.
История кейсов
Впервые метод кейсов был применен в 1870 году в школе права Гарвардского университета, в бизнес-образовании используется с 1920 года. На сегодняшний день лидирующие позиции занимают Гарвардская и Манчестерская школы бизнес-кейсов. Американская школа в решении кейсов практикует нахождение единственного верного решения, а европейская предполагает несколько вариантов решения проблемы.
Особенности обучения
Как форма обучения, метод case-study имеет некоторые особенности:
- предназначен для получения знаний в областях, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос; - обучение направлено не на получение готового знания, а на его творческий поиск; - результатом обучения становятся не только знания, но и навыки профессиональной деятельности; - дает возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки;- позволяет применить теоретические знания к решению практических задач, развивает самостоятельное мышление, умение учитывать альтернативную точку зрения; - формирует систему ценностей, профессиональную позицию, жизненные установки, профессиональное мироощущение; - дает возможность научиться работать в команде.
Требования к кейсу
Обучающий кейс – это не просто пример, взятый из практики реального бизнеса. Являясь учебным материалом, он должен отвечать определенным требованиям:
- соответствовать четко поставленной цели создания; - иметь соответствующий уровень трудности; - иллюстрировать несколько аспектов экономической жизни; - быть актуальным на сегодняшний день; - иллюстрировать типичные ситуации; - развивать аналитическое мышление; - провоцировать дискуссию; - иметь несколько решений.
Коллекции кейсов
Кейс представляет собой результат научно-методической деятельности одного или группы специалистов и является интеллектуальной собственность создателя или школы. Сегодня самая большая коллекция бизнес-кейсов находится в ЕССН - EUROPEAN CLEARING CASE HOUSE. Этот центр основан в 1973 году как клиринговый дом кейсов Великобритании и Ирландии в результате координационной инициативы 22 высших учебных заведений с целью осуществления обмена кейсами между бизнес-школами европейских стран. Вторая по величине коллекция кейсов принадлежит Гарвардской школе бизнеса, она насчитывает около 7500 кейсов различной тематики.
Это заготовка эницклопедической статьи по данной теме. Вы можете внести вклад в развитие проекта, улучшив и дополнив текст публикации в соответствии с правилами проекта. Руководство пользователя вы можете найти здесь
www.e-xecutive.ru