Виды логистики. 5 уровней логистического сервиса. Компания логистики это


Логистика — что это? Логист — кто это?

Часто разногласия возникают только потому, что собеседники по-разному трактуют одно и то же понятие. «Логист» и «логистика» как раз относятся к таким неоднозначным терминам, в которые разные люди вкладывают разный смысл. Если под одним словом вы подразумеваете разные вещи, то можете дискутировать до бесконечности, и никогда не найдете точки соприкосновения.

Какие же есть взгляды на понятие логистики?
Один из распространенных подходов — это понимание под логистикой целого мировоззрения на бизнес-процессы компании через призму издержек, которые нужно контролировать и оптимизировать. Естественно, такое широкое понимание будет противоречить более узким понятиям, определения которых даны в учебных пособиях. Например, таким как «управление материальными потоками и сопутствующими им информацией, деньгами и ресурсами». Но такое понятие не затрагивает другие аспекты логистики. Поэтому логистику можно определить как учение об управлении, планировании, организации и контроле перемещения товарно-материальных ценностей и соответствующих им потоков в бизнес-процессах организации.

Но это определение очень объемное и излишне наукообразное. Что же мы имеем в реальности?

Может, логистика — это просто управление процессами компании? Или контроль товарно-материальных ценностей? Или так: логистика компании — это система?

Кто такой логист?
Споры-спорами, но не только в них рождается истина. Как правило, в каждой организации под «логистикой» понимается что-то своё, и волей-неволей сотрудники должны придерживаться этой точки зрения, принимая ее за единственно правильную. От этого понимания зависят и обязанности, которые возлагаются на специалистов. Хуже, когда теория не совпадает с практикой.

Например, одни убеждены, без понимания высшей математики — не логист, а обычный менеджер. В подтверждение этой мысли приводится тот факт, что слово «логист» пришло с древнегреческого и означает «человека, умеющего считать». В реальности, вместо дифференциалов и интегралов, он должен стратегически выстроить систему и исключить сбои, которые увеличили бы общие затраты. Логист организовывает путь товара от производителя к потребителю с минимумом затрат, он — спец по экономии.

Другие уверены, что этот специалист должен быть дипломатом для взаимодействия с поставщиками, транспортниками и коллегами «по цеху». На деле получается, что умелец имеет дело с водителями, нюхает газы прогревающихся грузовиков и отвечает за разбитую посуду.

То, что каждый логист пытается вложить в понятие «логистики» что-то свое, конечно же, обусловлено тем, что он занимается каким-то своим направлением. Но любой логист по сути — инженер по процессам, и он отвечает за практический результат. Логист должен понемногу понимать и финансы, и маркетинг, и менеджмент, и компьютеры, и даже гражданское строительство…

Чем логист отличается от экспедитора?
Профессия логиста близка к экспедитору. В отличие от логиста, экспедитор имеет дело только с транспортной стороной дела: занимается управлением доставкой грузов, сопровождает их при перемещении с одного объекта на другой. Он отвечает за сохранность ценностей, погрузку и разгрузку багажа, оформляет все сопроводительные документы. Он также может находить оптимальные пути и способы доставки грузов.

Если логисты, как правило, отвечают за ТМЦ для компании, в которой работают, то работники экспедиторских фирм оказывают сходные услуги для различных организаций-заказчиков. Менеджер по транспортной логистике есть, по сути своей, экспедитор. Но логистика — более широкое понятие, это не только транспорт или склад, этот еще и управление материальными и информационными ресурсами.

Логисты шутят про свою профессию
Вот что пишут про свои, порой, противоречивые обязанности сами специалисты по логистике.

«Логист должен держать в голове заявку, добавленную полгода назад, с утерянным договором и оформленную на компанию с буквы У. Логист должен знать, где выгоднее приобрести товар, как его доставить и при этом вычислить стоимость каждой коробки. Логист должен быть в состоянии проверить десять заявок, принять пять факсов и ответить на пятнадцать звонков по телефону — одновременно! И еще. У логиста постоянно в наличии должна быть реф-установка с верхней загрузкой!..»

И в заключение — несколько анекдотов.

Логисты не ругаются матом. Они на нем общаются.

Господа логисты, понятие «штучки-дрючки» не корректно отображает многообразие всей товарной линейки!

В календарь добавили новый профессиональный праздник — «День логиста». Он будет отмечаться по пятницам.

Автор: Наталья Романенко

cargolink.ru

Отдел логистики и его функции

 

В последние годы появилась потребность в специалистах в сфере логистики. Это новая профессия, которая некоторым кажется странной. Но на самом деле ничего сложного в работе логиста нет. Эта специальность востребована, а количество вакансий на биржах труда занимает от 2 до 10 процентов от общего объема. Практически каждой компании в любой сфере деятельности необходим отдел логистики. Он может выполнять различные функции в зависимости от специализации.

Крупные компании обычно имеют отдел логистики как самостоятельное подразделение. В нем представлены все специалисты в данной области. Он может включать водителей, диспетчеров, рядовых логистов и директоров по логистике. Более мелкие организации ограничиваются небольшими подразделениями или отдельными сотрудниками, которые выполняют функции логистов и числятся в отделе, близком по назначению (транспортный отдел, склад и т.д.)

Иногда отдел логистики может выполнять функции менеджеров по внешним связям или заниматься оформлением таможенных документов.

Менеджер по внешним экономическим связям занимается документооборотом, связанным с реализацией или поставками, налаживает связи с транспортными компаниями, поставщиками, страховыми компаниями, банками и т.д. Поэтому эту должность называют «менеджер по логистике и внешним экономическим связям».

Отдел логистики нельзя считать вспомогательной структурой. Это одно из направлений деятельности любой компании. Есть фирмы, которые оказывают услуги в данной сфере. Они занимаются организацией логистической деятельности в других компаниях.

Отдел логистики имеет определенную структуру. Обычно во главе каждого из них стоит руководитель, который относится к высшему звену управления. Это директора, вице-президенты, начальники и т.д. Они занимаются организацией и контролем над работой подразделений, формированием политики компании, которая соответствует функциям и критериям логистики.

Далее следуют менеджеры по логистике. Их подразделяют на два звена. Логистики-системщики занимаются разработкой маршрутов перемещения грузов, прорабатывают операции по хранению продукции с минимальными затратами. Логистики-пользователи занимаются непосредственным решением задач с применением разработанных программ.

Следующая категория работников рассматриваемого отдела – это диспетчеры, водители и работники транспортного отдела и складов. Они занимаются отгрузкой продукции или приемом сырья и материалов, а также доставкой товаров покупателям.

Разобрав понятие «логистика», что это за структура и каковы ее функции, необходимо остановиться на обязанностях сотрудников этого отдела.

Директор по логистике, который может выполнять функции начальника транспортного отдела, занимается общим руководством, контролем над выполнением поставленных задач, поиском оптимальных схем маршрутов.

Сотрудники среднего звена выполняют анализ схем и маршрутов, выбирая наиболее выгодный. Они организовывают и управляют логистическим процессом в пределах склада и других подразделений отдела. Эти специалисты должны разрабатывать новые схемы и предлагать их вышестоящим начальникам для рассмотрения.

Ведущий менеджер по логистике занимается планированием процессов закупки и продажи товаров, необходимых для непрерывного производственного процесса. В его обязанности входит анализ рынка продаж, разработка ценовой политики, подготовка отчетной документации.

Диспетчеры транспортного цеха занимаются организацией постоянного графика работы транспорта, составлением документации на перевозку грузов, учетом горюче-смазочных материалов и рабочего времени водителей-экспедиторов.

Это все, чем занимается логист, чтобы обеспечить непрерывный производственный процесс и бесперебойную доставку продукции покупателям.

 

fb.ru

Виды логистики. 5 уровней логистического сервиса

Сегодняшние тенденции на мировом рынке по производству товаров и услуг таковы, что предприятия направляют свои усилия и капитал на профильную деятельность, предоставляя выполнение второстепенных функций аутсорсинговым компаниям или, реже, − специально создаваемым дочерним фирмам. В полной мере данная тенденция наблюдается и в логистической сфере.

Благодаря нынешнему направлению развития мирового бизнеса значительно выросло количество логистических провайдеров (посредников), которые оказывают комплексные логистические услуги. Стоит отметить, что, согласно Западной классификации логистической деятельности, в настоящее время выделяют 5 уровней логистического сервиса (Party Logistics – PL), которые отличаются и по спектру услуг, и по технологическому уровню:

1РL (First Рагtу Logistic) — Автономная логистика

Данный сервис называется еще логистическим инсорсингом и характеризуется тем, что грузовладелец сам выполняет все логистические операции. Данная технология сформировалась еще в 70-80-х годах прошлого века.

2РL (Second Рагtу Logistic) — Традиционная логистика

Второе название этой технологии: «логистика второй стороны» или частичный логистический аутсорсинг. При таком сервисе компания берет на себя часть логистических функций (планирование, складирование, формирование логистической цепочки), однако она прибегает к привлечению сторонней транспортной организации (подрядчика), так как сама не обладает собственным транспортом. В этом случае, обычно, привлеченная фирма имеет ограниченный функционал и регион перевозок и использует свой транспортный парк (материальные активы).

3PL (Third Рагtу Logistic) — комплексный логистический аутсорсинг

3PL-провайдер – это специализированная компания, которой поручается аутсорсинг всех или большей части логистических операций, то есть сам грузовладелец не занимается внешней логистикой. Провайдеры, относящиеся к данному типу, оказывают широкий спектр услуг и имеют в своем штате высококвалифицированных сотрудников. 3PL-провайдер не участвует в планировании всей логистической цепочки предприятия и не включен в хозяйственную деятельность клиента. Подрядчик оказывает комплекс услуг, в состав которых входят транспортировка товара, складирование, сквозное складирование, техническое управление складскими запасами, упаковка и экспедирование грузов.

К 3PL-провайдерам можно отнести те компании, которые оказывают подрядные услуги логистики и грузоперевозок, как, например, экспедиторские, курьерские и другие компании.

4РL (Fourth Рагtу Logistic) — интегрированный логистический аутсорсинг

Это сервис, при котором грузовладелец привлекает стороннюю логистическую компанию и дает ей право оказывать услуги не только по комплексной транспортной логистике, но и по планированию и проектированию цепочек поставок, а также передает ей задачи по управлению логистическими бизнес-процессами на предприятии.

Отметим, что если фирма-клиент пользуется услугами 3PL-оператора, то 4PL будет управлять и ими в том числе. Сегодня большое количество достаточно крупных компаний пользуются услугами 4PL-провайдеров, например, TOSHIBA, SONY, FORD и многие другие. Внедряя современные технологии в построение своего бизнеса, компании повышают свою конкурентоспособность и расширяют свое присутствие на мировом рынке.

5PL (Fifth Рагtу Logistic) — «виртуальная» логистика

Когда 4PL-провайдер начинает оказывать еще и услуги сетевого бизнеса, то он становится 5PL-оператором. Таким образом, это аутсорсер логистической сферы, который, используя глобальное информационно-технологическое пространство, способен оказывать весь спектр услуг. Яркими примерами 5PL-провайдеров можно назвать интернет-магазины, такие как eBay, Aliexpress, Amazon и др.

Многие эксперты считают, что 5PL-провайдеры сейчас не существуют и это лишь теория, что на самом деле это совершенствование 4PL-системы: автоматизация и оптимизация работы по поиску логистических решений.

Сегодня борьба ведется как на экономическом уровне между субъектами рынка, так и на уровне политических союзов. Ведь политика всегда играет ведущую роль в развитии информационной среды, а мировая элита готова её стимулировать для захвата ведущей позиции в технологической сфере. Не секрет, что ЕС активно выделяет денежные средства на развитие IT-технологий, в области логистики в том числе. Так, в течение 20-30 лет, на территории Евросоюза может быть разработана единая логистическая информационная сеть. А она, в свою очередь, даст толчок в развитии 5PL-провайдеров.

Фото: Источник: logist.ru

cargolink.ru

Логистическая функция. Примеры логистических функций

На первый взгляд кажется, что логистическая функция заключается в управлении материальными потоками от производителя до потребителя. Но это не совсем так. Понятие охватывает широкий спектр действий, скрытых от конечного потребителя.

Процесс логистики

Для того чтобы понять, что такое функция логистики, рассмотрим процесс доставки товара конечному пользователю на примере первого рисунка. логистическая функция

  1. Звонок в колл-центр. Появился заказ.
  2. Менеджер проверяет наличие или делает запрос заводу-изготовителю, оформляет документы, подтверждает заказ.
  3. Товар приходит на фирму, ожидает на складе.
  4. Товар транспортируется, упаковывается.
  5. Взвешивается.
  6. Заказу присваивают идентификационный номер, указывают адрес назначения.
  7. Выполняется погрузка.
  8. Транспортировка.
  9. Доставка конечному пользователю.

Таким образом, очевидно, что процесс поставки товаров от производителя до конечного пользователя, это не просто "пришел-купил-уехал", а огромный цикл, охватывающий множество отдельных операций.

Операции — это отдельные действия. Погрузка, оформление, упаковка. Логистической функцией называется совокупность операций. Например, складирование. В этом процессе можно выделить такие операции:

  • Доставка на склад.
  • Сортировка.
  • Расстановка по местам на полках.
  • Архивирование.
  • Учет.
  • Упаковка.
  • Погрузка

Логистической функцией называется группа операций, объединённых для достижения определенных целей в управлении материальными потоками. Цель складирования - хранение товара в соответствии с нормами для быстрого поиска и дальнейшей отправки пользователю.

Материальные потоки

Пять основных отправных точек: сырьевая база, завод-производитель, оптовая фирма, розничный продавец, покупатель. На каждом этапе взаимодействия сторон производится движение материальных потоков: финансов, продукта, информации. И каждый этап имеет свою цель: как можно скорее доставить товар, как можно лучше сохранить его качества и получить за это достойную оплату. Управление материальными потоками и логистические функции помогают достичь этих целей. Понятие логистики хорошо представлено на рисунке. управления материальными потоками и логистические функции

Примеры логистических функций

Существует три больших группы:

  1. Базисные.
  2. Ключевые.
  3. Поддерживающие.

К базисным логистическим функциям относят комплекс операций, без которых логистика, как наука, не существует. Это снабжение, производство и сбыт. примеры логистических функций

Группа ключевых функций включает в себя: соблюдение стандартов, транспортировку, управление качеством, закупки, управление производственными процедурами, ценообразование, физическое распределение.

И третья группа — это поддерживающие функции, дающие конкурентные преимущества: складирование, грузоперевозка, защитная упаковка, поддержка возврата товара, обеспечение запасными частями и сервисом, сбор возвратных отходов, информационно-компьютерная поддержка.

Построение моделей

Можно прочитать десятки умных книг, в которых будет написано множество непонятных фраз и терминов, но разобраться, что же такое модели логистических функций, так и не удастся. В книжках пишут: все модели делятся на две категории: вещественно-информационные и абстрактные. Абстрактные бывают символические и знаковые.

Все понятно?

А теперь поговорим о том, что такое моделирование на самом деле. Приведем пример. Существует некоторая оптовая фирма Н, занимающаяся продажей бытовой химии. Итак, строится модель №1 "Закупка". Это некий детальный план действий, который описывает, у кого будет закупаться изначально продукция, как она будет транспортироваться до склада фирмы, кто будет отвечать за прием товара, какие документы требуется составить, если будет обнаружен брак, сколько и как хранить товар и т. д.

Модель №2 "Поставка". У фирмы Н есть розничные покупатели А и В. Они раз в месяц требуют доставить им партию товара. Фирма Н создает модель №2 "Поставка". В этой схеме будут рассматриваться уже другие вопросы: кто составит накладную, как упакуем товар, где мы его будем хранить до погрузки в транспортное средство, каким способом будут получены деньги от поставщика и так далее.

Модели могут создаваться в буквенном выражении, то есть быть описанными словами (знаковые) или символами (символические). логистической функцией называется

Аутсорсинг логистических функций

Возвращаясь к примеру с фирмой "Н", можно заметить, что одной маленькой организации нужно продумать сотни действий, для того чтобы грамотно вести логистику. Очень часто оптимизировать все процессы невозможно, особенно в условиях нехватки ресурсов и квалифицированных специалистов. В таком случае необходимо воспользоваться услугами сторонних компаний. Это называется аутсорсинг, когда фирма передает третьему лицу часть своих логистических полномочий.

Помощь третьих лиц помогает предприятию:

  • Снизить затраты на обеспечение логистических функций.
  • Сконцентрировать внимание на действительно важных видах деятельности.
  • Обслуживать клиентов на высшем уровне.

модели логистических функций

Причины внедрения аутсорсинга

Внешние экономические факторы приводят к тому, что многие фирмы в России и за рубежом пользуются помощью третьих лиц. Это обусловливается: экономической глобализацией, сложными схемами поставки сырья, дальними расстояниями для доставки конечного продукта. Кроме того, содержать целую армию логистов высокого уровня — это очень дорого. В современном мире успех на стороне того, кто лучше всех справляется с поставленными логистическими целями, и чем больше знаний, тем выше качество обслуживания, тем больше клиентов.

Все это привело к тому, что логистический аутсорсинг стал неотъемлемой частью любого бизнеса. Дополнительно выделим факторы целесообразности привлечения сторонних организаций:

  • Тесные взаимоотношения между транспортными компаниями, фирмами-производителями и поставщиками. Доставка присутствует во всех звеньях создания конечной потребительской корзины.
  • Повод отказаться от лишних затрат на содержание логистического отдела и расширить производство.
  • Повышается манёвренность организации в связи с высвободившимися ресурсами. Можно расширить рынок, дать дополнительную рекламу или направить силы на развитие.
  • Сторонние организации, как правило, имеют хороший опыт и видят, в какой ситуации как лучше поступить.
  • Аутсорсинговые фирмы совершают свое обслуживание на высшем уровне, что ведет к повышению качества обслуживания конечного потребителя.
  • Возрастает статус и имидж фирмы.

Логистика в "Магните" (ЗАО "Тандер")

"Магнит" — это крупнейшая розничная сеть в России. Неудивительно, что благодаря правильной логистике управляющим компании удалось снизить расходы на закупку товара, повысив тем самым свою рентабельность. аутсорсинг логистических функций

В чем же суть логистической системы? Все магазины сети получают товар не от производителей, а от собственных распределительных центров. Еще в 2005 году только половина товаров длительного хранения поставлялась со складов "Магнита", в 2008 этот показатель увеличился до цифры 72%, а в 2011 уже 85% продукции во всех регионах поставляется не от прямых заводов-изготовителей, а через огромные складские центры.

Что это дает?

Во-первых, быструю поставку. Сеть "Магнит" отличается тем, что товары обновляются каждые сутки. Не многие фирмы могут похвастаться свежими овощами или молочными продуктами.

Во-вторых, создание единого центра позволяет самостоятельно управлять транспортными потоками. У сети есть собственные машины, которые быстро развозят необходимые товары.

В-третьих, центры становятся пунктами сбора фруктов и овощей местного производства. На складах их сортируют, взвешивают, упаковывают и отправляют в розничную точку. Кроме того, здесь есть огромное холодильное оборудование (на площади 8 тыс. м2), где разделываются тушки животных.

В-четвертых, были ликвидированы все мелкие склады. Продукцию не нужно хранить непосредственно в магазине, ведь это еще одни затраты на отдельное помещение, его обслуживание. определение логистическая функция

Сколько существует распределительных центров сети "Магнит"?

В России существует 37 крупных центра сети "Магнит". Они рассредоточены таким образом, чтобы находиться в центре прилегающих областей. Совсем недавно было открыто крупнейшее складское помещение за Полярным кругом в Мурманской области. Общая площадь этого центра - 33 000 кв. м. В зоне обслуживания - 150 магазинов. Удалось трудоустроить 400 человек.

Логистические функции, которые выполняет распределительный центр:

  • Хранение и складирование продукции в естественных условиях.
  • Создание условий для дозревания экзотических фруктов (например, камера дозревания бананов).
  • Контроль за ведением документооборота.
  • Переработка вторсырья.
  • Обслуживание собственных автотранспортных средств.
  • Контроль за техническими показателями.

Вывод

Обобщим полученные знания и дадим определение логистической функции. Это комплекс логистических операций, призванных достичь определенных целей. Функции бывают трех видов: базисные, ключевые и поддерживающие. Операций существует намного больше. Для того чтобы создать правильную форму логистики, которая помогла бы сократить затраты и улучшить качество обслуживания, нужно построить модель. Оптимизировать систему поставок помогают также сторонние организации. Такой процесс называется аутсорсинг.

Примером наиболее эффективной логистики среди магазинов розничной торговли является сеть "Магнит". Благодаря строительству крупных распределительных центров им удалось снизить затраты на хранение продукции непосредственно в самих розничных точках. Намного выгоднее создать крупный центр, отвечающий за все этапы поставки продукции, чем следить за доставкой от производителей в тысячи магазинов. Один комплекс может обслуживать от 150 до 300 точек.

Таким образом, очевидно, что построение своей логистической системы - это путь к успеху и достижению лидерских позиций в отрасли.

fb.ru

Что такое транспортная логистика и как ей управлять

Оглавление

Что это такое?

Зародившись в древности как искусство снабжения и перемещения армий, логистика вобрала в себя весь опыт и знания поколений — и дополнилась новейшими научными разработками, информационными технологиями, современной техникой.

Для людей, не знакомых со спецификой этой работы, она выглядит слишком элементарно.

Отвезти-привезти», мол. Как говорил герой детской книжки: «Чтобы продать что-нибудь ненужное, надо сначала купить что-нибудь ненужное, а у нас денег нет…

Но на самом деле — это наука, базирующаяся на точном расчете. Она изучает, как лучше управлять товарными запасами; складскими мощностями; транспортными, материальными, финансовыми и информационными потоками.

Поскольку результат деятельности логистов — это затраты, то основная цель логистики — минимизация, а вернее оптимизация этих затрат.

Отделы и компании

Службу логистики можно обнаружить внутри любой коммерческой организации — и она не только обеспечивает движение товарных потоков. Этот отдел, будучи связан с департаментом продаж, производством, финансовым управлением, управлением IT, службой маркетинга, юристами и другими подразделениями компании, проходит через всю его структуру. Проще было бы перечислить тех, кто в своей работе не сталкивался с логистами!

Логистика существует также и в виде самостоятельной организационной структуры — как оператор, который оказывает логистические услуги всем заинтересованным юридическим и физическим лицам. Почта доставляет вашу корреспонденцию, посылки и денежные средства, авиаперевозчик отправляет вас и ваш багаж… Всё это логистические операторы, и даже парковка автомобилей — это, по сути, склад, а значит — тоже логистический оператор.

При этом на сегодняшнем рынке услуг логистические операторы достигают такого уровня сервиса, что с успехом интегрируются в бизнес своих клиентов, позволяя им снизить свои затраты на логистику и давая таким образом конкурентное преимущество.

Где работать

Будет ли это служба логистики или компания-оператор, принципиальной разницы нет. Применить знания и получить полезный опыт — увидеть все ипостаси логистики — можно и там, и там. Впрочем, есть и шанс познакомиться с одним-двумя наиболее развитыми направлениями углубленнее.

Какие есть варианты?

Логистический оператор вправе специализироваться только на складских услугах или единственно на перевозках, он может быть лишь таможенным брокером или исключительно экспедитором.

В рамках крупного холдинга способна функционировать полноценная логистическая структура.

Наоборот, существуют операторы, предоставляющие спектр услуг, и компании, имеющие, к примеру, только склад.

Отличное владение всеми аспектами логистики для работника — это высший пилотаж. Для начала же достаточно сконцентрировать свои усилия в одной из областей.

Логисты бывают…

…снабженцами

Смысл их работы: закупай качественный товар за разумную цену у надежного и серьезно проверенного поставщика, не замораживая деньги компании в излишках складского запаса.

Их рабочий инструмент — светлая голова, опыт, средства коммуникации, компьютер и широкий набор научных знаний, которым они ежедневно пользуются.

… аналитиками

Что же они анализируют? Взаиморасчеты с поставщиками. Какие материалы целесообразнее использовать экономически. Нужно ли привлекать сторонних поставщиков каких-либо ресурсов. Насколько эффективно используются собственные складские объемы или транспорт.

А еще аналитики проверяют цены поставленных материалов, проводят мониторинг рынка товаров и услуг, анализируют эффективность работы всей службы логистики в целом и информируют о ее работе другие подразделения.

… складскими специалистами

Склад! Здесь скопилось всё тяжелое, что может быть в компании: тяжелый физический труд, тяжелая ноша ответственности (в том числе — материальной) за вверенные ценности, тяжелый режим работы, тяжелая погрузочная техника, с помощью которой необходимо с ювелирной точностью перемещать товары. 

Так что на складах обитают «рабочие лошадки». Они начинают рабочий день раньше всех и заканчивают позже всех, в любых условиях решая одну, главную задачу — обеспечить бесперебойную работу.

Чем они занимаются? Принимают от внешних поставщиков комплектующие и сырье, а от внутреннего производства — полуфабрикаты. На дальних подступах к производству отсеивают некачественные материалы — а к потребителям провожают укомплектованные готовыми изделиями машины. Правильное хранят все товарно-материальные ценности склада — и своевременно их выдают.

А те… не то чтобы тихо лежат. Вокруг склада кипят страсти.

Скажем, цеха требуют от логистов постоянного наличия всех комплектующих — для бесперебойного производственного процесса. Если слепо исполнять такую установку, товарный запас на складах вырастет до невероятных размеров: в запасе надо будет иметь всегда даже такие материалы, которые используются раз в год. Вырастет количество «замороженных» в этих материалах денег — и, соответственно, стоимость самих комплектующих. Финансисты выдвигают противоположное требование — освобождать склады, высвобождать денежные средства. Но вдруг чересчур снизится запас деталей — как тут поступить? 

Такие задачи решают складские логисты.

… специалистами ВЭД

Это «белая кость» логистики. Их дело — внешний рынок, организация поставок из-за рубежа, международные контракты, таможенные процедуры. 

Отличное знание иностранных языков, высокий профессионализм, безупречный внешний вид, холодный расчет и знание международного законодательства, опыт и умение — вот то, что выделяет этих людей среди прочих.

… сотрудниками отдела транспорта

Времена, когда по нескольку раз «заслушивали начальника транспортного цеха», канули в Лету, и теперь это — грамотно и умно функционирующее подразделение. 

Деятельность перевозчиков и экспедиторов может происходить на внутреннем и внешнем рынках. Эти люди оперируют всеми возможными видами транспорта: от морских и речных перевозок до авиационных и автомобильных. Вершина мастерства — организация мультимодальных и интермодальных перевозок, когда в процессе доставки товара из пункта А в пункт Б задействуются разные виды транспорта и маршрут доставки пролегает через разные страны, а иногда и континенты.

Старая пословица про время и деньги всегда актуальна у транспортников, поэтому здесь всё делается быстро — доставка сырья и готовой продукции, обслуживание и ремонт техники, подача под погрузку и разгрузку.

Модные веяния

Службы логистики ведут сейчас совместную работу со специалистами IT-отделов: внедряются разнобразные программы и системы — ERP, WMS… Идет постоянная примерка новых разработок и технологий.

Стало актуально поставлять материалы по принципу Just-In-Time (точно в срок): таким образом, снижаются издержки компании и уменьшатся площади под хранение.

Использование штрихкодов упрощает складские процедуры.

Средства механизации и автоматизации позволяет нанимать меньше персонала.

Появился кросс-докинг — работа не с товаром, а с заказами, когда ответственность за хранимое несет поставщик, склад отвечает лишь за целостность упаковки, а сам заказ находится на складе минимум времени, что обходится дешевле и поставщикам. Компании чаще задаются вопросом, не передать ли часть функций внутренних служб логистики сторонним логистическим операторам.

А девизом логистики стало слово оптимизация. Оптимизируется всё: и складской запас, и закупочные цены, и условия поставки, и объемы хранения, и товарные потоки, и использование транспорта… Кто-то сказал, что логист — профессиональный скряга. Это не совсем правильно. Логист — профессиональный оптимизатор.

Обучение и повышение квалификации

Логистика — понятие очень широкое. И в программах высшей школы ей уделяют внимание практически все вузы со специализациями прикладной направленности. Естественно, что круг изучаемых дисциплин здесь ориентирован на конкретные отрасли с их особенностями. При желании можно специализироваться на логистике в нефтяной промышленности, металлургии, сельском хозяйстве — или в авиационной, железнодорожной, автомобильной и в прочих отраслях. Хоть на перчатках, хоть на вениках.

Также в Москве можно выделить два вуза, которые дают наиболее полные и универсальные знания в области логистики — это ГУ-ВШЭ, где упор сделан на экономическую и складскую сферы, и МАДИ, который специализируется на перевозках.

Кроме того, действуют несколько учебных логистических центров, таких как Logist-ISC, УЦ «Логистика» при МАДИ, ИТКОР — Институт исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка, МТИ — Московский транспортный институт (на базе МАДИ), где можно получить второе высшее образование по курсу логистики либо пройти профессиональную переподготовку или повышение квалификации.

В России можно получить степень МВА по логистике и действует программа международной сертификации логистов.

Кому подходит профессия

Профессия логиста рассчитана на человека с хорошими коммуникативными навыками, способного быстро вникать в суть проблемы, просчитывать необходимые для выхода из сложной ситуации ходы и принимать решения. Умение хорошо считать, анализировать, прогнозировать, интерес к экономическим дисциплинам, юриспруденции, бухгалтерии, желание улучшать все процессы, с какими приходится иметь дело — вот качества, которые полагается иметь будущему логисту.

Работа по специальности не подразумевает возрастных или половых ограничений — необходима лишь готовность к активной и насыщенной работе в напряженном ритме и понимание того, что если вы выбрали логистику, то она захватит вас на всю жизнь.

Широта возможностей в логистике позволяет трудиться в этой сфере довольно разным людям:

  • человеку, который отлично считает, но не убедителен в принятии решений и отдаче распоряжений, можно специализироваться на логистической аналитике, управлении запасами и автоматизации; 
  • при меньших аналитических способностях, но с умением договариваться и устанавливать связи с нужными людьми — выбрать для себя снабжение; 
  • с меньшими коммуникативными способностями, но с тягой к порядку и к четкой последовательности действий — сконцентрироваться на складской деятельности.

Типичная ошибка — оценка профессии логиста как сугубо расчетно-математической. Логистика на самом деле подразумевает постоянный человеческий контакт. Логист взаимодействует с поставщиками и клиентами, с практически всеми подразделениями компании; и умение удовлетворять потребности всех, с кем контактирует, а также тонкая балансировка между этими потребностями, подчас противоречащими друг другу — вот что более свойственно логистам.

Совсем не обязательно пытаться сразу освоить все аспекты логистики: такое возможно только при дальнейшей серьезной работе.

Также будущему логисту необязательно идти учиться на специальность «Логистика». Если вы получите образование по специальности «Экономика и управление на предприятии транспорта», «Управление процессами перевозок» или, например «Управление запасами», вы тоже сможете успешно работать в этой сфере.

Автор статьи: Вадим Карпенко, «Отличные окна», начальник службы логистики

edunews.ru